Чему посвящен храм святой софии: Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Вся страна трудилась ради возведения этого чуда. 

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров. 

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху. 

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.  

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Разрушение храма

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Мечеть Айя-София

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Музей Айя-София

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре. 

Схема храма Святой Софии 

1. Вход   2. Императорские ворота   3. Плачущая колонна   4. Алтарь. Михраб  5. Минбар
6. Ложа Султана   7. Омфалос («пуп мира»)   8. Мраморные урны из Пергама
 a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
 b.) Минареты султана Селима II

Видео про собор Святой Софии

Где находится храм Святой Софии на карте

 

Подпишитесь на наc ВКонтакте

Поделитесь интересным материалом с друзьями

Читайте похожие статьи

История Святой Софии — от храма Юстиниана до мечети Эрдогана. Фотогалерея — РБК

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 22 февраля
EUR ЦБ: 79,76 (+0,63) Инвестиции, 21 фев, 19:36 Курс доллара на 22 февраля
USD ЦБ: 74,86 (+0,82) Инвестиции, 21 фев, 19:29

Число погибших при пожаре в отеле в центре Москвы выросло до семи Общество, 07:29

Песков заявил, что Путин и Байден пока не пользовались горячей линией Политика, 07:14

Франция выразила сожаление из-за решения России по ДСНВ Политика, 06:55

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

Первое в России дело против военнослужащего ВСУ поступило в суд Политика, 06:50

Ученые выяснили, что ядро Земли похоже на «русскую матрешку» Технологии и медиа, 06:34

В «Ростехе» заявили о кратном росте поставок современного оружия Политика, 06:24

МТС отказалась от партнерства с концертной площадкой в «Сколково» Бизнес, 06:04

Нетворкинг: как заводить полезные знакомства

За 5 дней вы научитесь производить нужное впечатление и извлекать пользу из новых контактов

Прокачать навык

«Коммерсантъ» узнал о передаче объектов в Сочи экс-министру Ткачеву Бизнес, 06:02

Церквь мормонов в США оштрафовали за сокрытие инвестпортфеля на $100 млрд Политика, 05:26

Ван И и Патрушев призвали к многополярному мироустройству Политика, 05:18

На Украине сообщили о готовности Латвии быть «адвокатом» на спецтрибунале Политика, 04:59

В РПЦ заявили, что силовики не готовы говорить о совести Политика, 04:52

«Коммерсантъ» узнал о закрытии уголовного дела против Тесака Общество, 04:30

В «Рособоронэкспорте» объяснили санкциями закрытость переговоров по ВТС Политика, 04:06

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Собор Святой Софии в Стамбуле станет мечетью. Он находился в статусе музея с 1934 года. Решение турецких властей вызвало негативную реакцию на Западе, обеспокоенность высказали в ЮНЕСКО. История собора — в материале РБК

Фото: Hans Lippert / imageBROKER.com / Global Look Press

История собора Святой Софии насчитывает полтора тысячелетия. Строительство началось в VI веке по распоряжению византийского императора Юстиниана I на месте прежнего сгоревшего храма. В работах использовали в том числе готовые античные архитектурные элементы: несколько колонн доставили из Рима и Эфеса (этот город сейчас находится на территории Турции).

Здание неоднократно страдало от землетрясений: к примеру, в X веке пришлось перестраивать купол.

На фото: одна из мозаик в храме изображает императора Юстиниана с моделью собора Святой Софии (слева) и императора Константина с макетом Константинополя (справа)

Снимок 1890–1900 годов.

Фотохром (Фото: Global Look Press)

Именно в этом соборе в 1054 году началась история католической и православной церквей. Кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Керулларию грамоту об отлучении. Это стало итогом продолжавшихся разногласий между западной и восточной частями христианской церкви

Снимок 1909 года (Фото: Scherl / Global Look Press)

В XV веке собор перестал быть главным храмом Византийской империи и местом коронации ее правителей. Константинополь захватили османы, храм стал мечетью Айя-София. Внешний облик собора претерпел изменения: к нему пристроили четыре минарета. Считается, что византийские мозаики в интерьере сохранились, потому что при устройстве в здании мечети их замазали штукатуркой

Фото: hagiasophiaturkey.com

Музеем Айя-София стала в 1934 году во время правления Кемаля Ататюрка (после падения Османской империи и установления Турецкой Республики он провел масштабные реформы, в том числе направленные на придание большей светскости обществу.  — РБК). Собор стал музеем, в котором можно было увидеть как христианские, так и мусульманские элементы интерьера.

На фото: американский профессор Томас Уитмор (слева) возглавлял работу по реставрации мозаик собора в 1930-е годы

Фото: Murad Sezer / Reuters

Спустя почти 90 лет Айя-София перестанет быть нейтральным зданием и снова откроется как мечеть: суд отменил решение правительства Ататюрка, а президент Турции Реджеп Эрдоган подписал соответствующий указ. Он предложил подумать о превращении здания в мечеть еще в прошлом году (Коран там начали читать еще в 2016-м). При этом он заявил, что Айя-София должна остаться открытой для туристов.

В ЮНЕСКО (собор Святой Софии внесен в Список всемирного наследия организации как музей. — РБК) подчеркнули: «Государство должно обеспечить, чтобы никакие изменения не влияли на исключительную универсальную ценность объекта». Против изменения статуса здания высказывались во Франции, США и Греции. В российской Госдуме заявили о необходимости предотвратить возможный ущерб, который может повлечь такое решение.

В прошлом году Айя-София была самым популярным музеем Турции: за 2019-й ее посетили 3,7 млн человек.

Собор Святой Софии на протяжении всей истории: один купол, три религии

 

Великая церковь Святой Софии, посвященная Святой Мудрости, представляет собой яркий пример человеческой инженерии, архитектуры, истории, искусства и политики, объединенных под одной крышей. Он был построен в VI веке в Константинополе, ныне Стамбуле, во время правления императора Юстиниана I. Собор Святой Софии был самым важным церковным сооружением Византийской империи. Его купол монументальных размеров, золотая мозаика и мраморная мостовая — лишь малая часть величия византийского искусства и архитектуры. На протяжении всей истории это был крупнейший храм православного христианства, римско-католический собор, мечеть и музей.

Хотя его снова переоборудовали в мечеть, это здание остается одним из самых важных мест для православных христиан, влияя на строительство подобных церквей по всему миру.

 

Собор Святой Софии перед Юстинианом
Внешний вид собора Святой Софии , сфотографировано сотрудниками Византийского института, 1934–1940 гг., из библиотеки изображений Гарварда Холлиса, Кембридж

 

История собора Святой Софии началась задолго до Юстиниана. Перенеся столицу Римской империи в город Византий и переименовав его в Константинополь, Константин Великий увеличил существующий город в три раза по сравнению с его первоначальными размерами. Поскольку большое население переселялось в город, ему требовалось больше места для новообращенных. Это включало строительство большого собора рядом с Императорским дворцом, завершенное при Констанции II в 360 г.

 

Информация о том, как выглядела эта церковь или о ее значении, скудна. Она упоминается как Великая церковь, что подразумевает ее монументальные размеры и важность. Вероятно, это была базилика U-образной формы, типичная для церквей IV века в Риме и Святой Земле. Эта церковь была разрушена во время беспорядков после изгнания из города патриарха Иоанна Златоуста в 404 году. Почти сразу по приказу императора Феодосия II началось строительство новой церкви. Название Айя-София вошло в обиход около 430 года. Эта новая церковь, вероятно, была базиликой с пятью нефами, галереями и атриумом на западной стороне. Феодосийская Святая София была сожжена дотла в 532 г. во время восстания Ники против императора Юстиниана I.

 

Юстиниан, превосходящий Соломона
Внутренний вид купола собора Святой Софии , сфотографировано сотрудниками Византийского института, 1934-1940 гг., из библиотеки изображений Гарвардского Холлиса, Кембридж

 

Подавив восстание, Юстиниан решил восстановить Великую Церковь. В ходе подготовки мрамор был привезен со всех земель Эгейского моря, собрались тысячи рабочих, а логистика и наблюдение за строительством были переданы Анфемиосу Траллесскому и Исидору Милетскому.

Всего через пять лет был освящен новый собор Святой Софии. Предание передало слова Юстиниана после этого события: «Соломон, я превзошел тебя!»

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

В отличие от предыдущих версий церкви, план Юстиниана Святой Софии представляет собой смесь базилики и здания с центральной планировкой. Важной частью церкви были галереи, которые использовала императорская семья во время религиозных ритуалов.

 

Интерьер собора Святой Софии был облицован мрамором разных цветов, а колонны, взятые из древних построек, были повторно использованы для поддержки аркад. Верхняя часть была украшена золотом с массивным крестом в медальоне на вершине купола. Этот купол диаметром 31 метр является кульминацией сложной системы сводов и полукуполов. Первоначальный купол рухнул в 558 году после землетрясения и был заменен в 563 году. Прокопий, придворный историк Юстиниана, описал его как «золотой купол, подвешенный к небу».

 

Здание Юстиниана продолжало отражать теологические споры, имперские пожертвования и даже повторные браки, иллюстрирующие сложность жизни памятника в обществе.

 

Собор Святой Софии после иконоборчества
Мозаика в апсиде собора Святой Софии , сфотографировано сотрудниками Византийского института, 1934-1940 гг., из библиотеки изображений Гарвардского Холлиса, Кембридж

 

Две волны иконоборчества, обрушившиеся на Византийскую империю между 730 и 843 годами, стерли с лица земли большинство прежних религиозных изображений собора Святой Софии. Восстановление иконопочитания дало возможность для новой программы украшения, основанной на новом богословии образов. Новые мозаики были размещены в церкви во времена правления Василия I и Льва VI.

 

Первым представленным изображением была Богородица с младенцем в апсиде около 867 года. Следующими были фигуры отцов церкви и пророков в северной и южной тимпанах. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь несколько фигур и фрагментов. Вероятно, вскоре после смерти Льва VI над Императорскими вратами, главным входом в церковь, была помещена мозаика с изображением императора, преклонившего колени перед Христом на троне. У одного из юго-западных входов находится мозаика с изображением Девы Марии с младенцем Христом в окружении императоров Константина и Юстиниана; эта мозаика подчеркивает византийскую веру в Деву как в защитницу города.

 

В годы заката македонской династии в южную галерею была добавлена ​​новая мозаика. Первоначально на нем были изображены императрица Зоя и ее первый муж Романос III. Изображение Романа было заменено между 1042 и 1055 годами портретом третьего мужа Зои, императора Константина IX Мономаха. Обе версии посвящены двум разным императорским пожертвованиям церкви.

 

Еще одна интересная деталь этого периода — скандинавская руническая надпись, найденная в галереях. Единственная читаемая часть рунической надписи — имя «Халвдан».

 

Династия Комнинов и разграбление Константинополя
Портрет императора Иоанна II и императрицы Ирины , ок. 1222, через собор Святой Софии, Стамбул

 

К концу 11 века к власти пришла династия Комнинов, положив конец периоду упадка и раздоров. Великая церковь Юстиниана оставалась незавершенной, и новые правители продолжали ее украшать. Император Иоанн II Комнин вместе со своей женой Ириной и сыном Алексиосом профинансировал восстановление церкви, о чем свидетельствуют их портреты в южной галерее. Эти портреты показывают связь Святой Софии с культом Императора. Южная галерея храма предназначалась для императорской семьи и двора во время литургии. Поскольку доступ в галереи был разрешен только высшим имперским чиновникам, эти портреты должны были напомнить им о законности и благочестии династии Комнинов.

 

После того, как крестоносцы захватили Константинополь в 1204 году, собор Святой Софии был преобразован в католический собор, и эту функцию он выполнял до восстановления города в 1261 году. Следуя византийской практике, Балдуин I Константинопольский был коронован как первый латинский император в соборе Святой Софии. София. Лидер разграбления Константинополя, дож Венеции Энрико Дандоло, был похоронен внутри церкви, но его могила была позже разрушена, когда церковь была превращена в мечеть.

 

Династия Палеологов и падение Константинополя
Раскрашенная копия мозаики «Деисус» , выполненная сотрудниками Византийского института, конец 1930-х годов, через Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

В 1261 году столица была возвращена, Михаил VIII Палеолог был коронован императором, Святая София была снова обращена в православный храм, и на престол был возведен новый патриарх. Многие церкви пришли в упадок во время так называемого латинского правления, поэтому византийцы начали большую реставрационную кампанию. Вероятно, по приказу Михаила VIII в южной галерее была установлена ​​монументальная новая мозаика. Деисусная сцена состоит из Христа в центре в окружении Девы Марии и Иоанна Крестителя.

 

Собор Святой Софии вновь стал местом коронации законных императоров. Это значение подтверждается двойной коронацией Иоанна Кантакузеноса. В 1346 году Иоанн Кантакузенос провозгласил себя императором и был коронован иерусалимским патриархом. Несмотря на то, что Иоанн уже был императором, он должен был быть коронован в соборе Святой Софии, чтобы считаться законным императором. После победы в гражданской войне с Иоанном V, законным наследником династии Палеологов, Кантакузин был коронован в соборе Святой Софии Вселенским патриархом в 1347 году и стал императором Иоанном VI.

 

Великая Церковь следовала за судьбой Империи, и ее состояние ухудшалось в последнее столетие перед падением Константинополя.

 

В последние дни Империи те, кто не смог бороться с османскими захватчиками, нашли убежище в соборе Святой Софии, молясь и надеясь на защиту и спасение.

 

Большая мечеть
Интерьер собора Святой Софии , гравюра Луи Хаге, 1889 г. , через Британский музей, Лондон

 

После завоевания города Мехмедом II в 1453 году собор Святой Софии был преобразован в мечеть, и этот статус он сохранял до падения Османской империи в начале двадцатого века. В этот период по периметру комплекса зданий были построены минареты, христианские мозаики были покрыты побелкой, а для поддержки конструкции были добавлены внешние контрфорсы. Собор Святой Софии стал личной собственностью османского султана и занимал особое положение среди мечетей Константинополя. Никакие изменения не могли быть внесены без одобрения султана, и даже исламские фанатики не могли разрушить мозаики, поскольку они принадлежали султану.

 

Около 1710 года султан Ахмет III разрешил европейскому инженеру по имени Корнелиус Лоос, прикомандированный к королю Швеции Карлу XII, который был гостем султана, войти в мечеть, чтобы сделать ее подробные чертежи.

 

В 19 веке султан Абдул-Меджид I приказал провести обширную реставрацию собора Святой Софии между 1847 и 1849 годами. Руководство этой огромной задачей было передано двум братьям-архитекторам швейцарско-итальянского происхождения, Гаспару и Джузеппе Фоссати. В это время в здании повесили восемь новых гигантских медальонов по проекту каллиграфа Казаскера Мустафы Иззета Эфенди. Они носили имена Аллаха, Мухаммеда, Рашидуна и двух внуков Мухаммеда: Хасана и Хусейна.

 

Другое изменение
Внутренний вид купола собора Святой Софии , сфотографировано сотрудниками Византийского института, 1934-1940 гг., из библиотеки изображений Гарвардского Холлиса, Кембридж

 

В 1935 году турецкое правительство секуляризировало здание, превратив его в музей, а оригинальные мозаики были восстановлены. Были приложены огромные усилия для исследования и реставрации этого великого памятника. В июне 1931 года Мустафа Кемаль Ататюрк, первый президент Турецкой Республики, разрешил Византийскому институту Америки, основанному Томасом Уитмором, обнаружить и восстановить оригинальные мозаики в соборе Святой Софии. Работы института были продолжены в XIX в.60-е от Думбартон-Оукс. Реставрация византийских мозаик оказалась особенно сложной задачей, поскольку она означала удаление исторического исламского искусства. В 1985 году здание было признано ЮНЕСКО уникальным архитектурным шедевром византийской и османской культур.

 

Собор Святой Софии имел статус музея до 2020 года, когда турецкое правительство снова преобразовало его в мечеть. Это вызвало возмущение и опасения во всем мире по поводу того, что это изменение может принести зданию вселенского значения. Сегодня он используется мусульманами для молитв и других религиозных обрядов. К счастью, всем посетителям, мусульманам и немусульманам, по-прежнему разрешается входить в мечеть при соблюдении определенных правил.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и многое другое.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *