Духовная чистота | Что такое Духовная чистота
Чистота духовная паче телесной.
От чиста сердца чисто зрят очи.
Пословица
Духовная чистота как качество личности – способность воспринимать и взаимодействовать с окружающим миром напрямую, посредством души, не закрытой и блокированной ложным эго, ненасытными чувствами и хаотичным, эгоистичным умом.
Человек – это духовная сущность. Многие отождествляют себя с телом, не понимая, что тело всего лишь временная грубая оболочка души. Помимо грубой оболочки, душа покрыта оболочкой тонкого тела. Это, прежде всего, ум, разум и ложное эго. Сама по себе душа имеет природу счастья, вечности и полного знания. Поэтому душа постоянно генерирует энергию радости, оптимизма, энтузиазма и счастья. Душа всегда чиста, как слеза младенца. Душа, как свет, как Божья искра внутри человека, не бывает плохой и грязной.
Откуда ж тогда берутся преступники, злодеи, завистники, расисты, словом, порочные, невежественные люди, стремительно катящиеся и неизменно попадающие в болото деградации? Раз все люди – родственные души, если в каждом человеке есть представительство Бога — совесть, почему ж на свете столько злых, бессердечных и бездушных особей, почему наплодилось огромное количество людей, лишенных сострадания и милосердия к ближнему? Почему душа с ее энергией любви, радости и счастья не превращает каждого человека в олицетворенное добро, заботливость и порядочность?
Дело в том, что дух и материя не соединяются, не соприкасаются. Грязь материального мира мешает душе проявлять позитивные эмоции счастья. Оболочка тонкого тела – ложное эго, ум, разум, находится вокруг души. Поэтому энергия души порой не может пробиться через эту оболочку, оскверняется и меняет своё качество. Например, свет проходящий через разноцветные стекла, меняет своё качество. Проходя через коричневое стекло, он становится коричневым, через грязные разводы на стекле – серым и тусклым.
Чистые желания души, проходя через оболочку тонкого тела, оскверняются. Например, все знают свойства электричества. Однако использовать его можно по-разному – можно обогревать квартиру, а можно направить для получения холода в холодильнике. Душа хочет любить и заботиться о других людях, но, проходя через фильтры тонкого тела, становится непонятным, что она хочет любить и о ком заботиться. Оскверненная энергия души может превратиться в любовь к деньгам, разврату, пьянству, наркотикам. Заботиться она желает о самой себе, становясь меркантильной и циничной в отношениях с окружающими.
Если у человека раздутое ложное эго, оно, как злобный Цербер, лишает душу права голоса. Представьте себе, что душа – это лампочка. Она находится в условиях военного времени, когда от человека требуется соблюдать правила светомаскировки, чтобы вражеские самолеты не могли прицельно бомбить город. Лампочку плотно накрывают черным непроницаемым покрывалом. Полная темень. Лампочка светит, но никто не видит ее света. Так и с душой. Под плотным покрывалом эгоизма и корысти, она не может доставить наружу свою энергию счастья.
Духовная чистота – это когда душа может свободно излагать свои желания. Духовная чистота – это когда голос души не глушится ложным эго, похотливым умом и ненасытными чувствами. Это когда нет цензуры за порывами души. Духовная чистота – это когда душа может свободно общаться с разумом и принимать с ним совместные решения. Приняв решение, разум потирает ладоши, а душа радостно хлопает в ладоши.
Главные враги духовной чистоты – эгоизм и корысть. Эгоизм – это сила, загрязняющая наше мировосприятие. Махровый эгоист живет исключительно ради себя, каждое слово и действо он направляет в угоду себе. Поэтому он постоянно находится в антагонизме с миром. Эгоизм рождает эгоизм. В любом общении эгоизм встречает противостояние и отторжение. Как из рогатки невозможно подбить танк, так и посредством души нельзя пробить броню запущенного эгоизма. Душа желала б явить миру свои чистые намерения, но когда на твоем пути ложное эго построило несколько укрепрайонов, пробиться в мир через дзоты эгоизма становится невозможным.
Когда людям задавали вопрос: «Что они понимают под духовной чистотой?, получали довольно интересные, соответствующие истине ответы. Так Ольга К сказала: — Чистота души для меня тесно переплетается с духовностью. Чистота – это нечто святое, данное Богом всем при рождении. Но к сожалению, когда человек становится всё старше и старше, он загрязняет свою душу “человеческим” мусором. И только те, в чьих сердцах ещё остаётся тлеть уголёк святого, идут к Богу, т.к. “только чистые сердцем” могут принять Бога. К сожалению все мы хотим иметь чистую квартиру, чистые вещи и т.д., то есть чистоту физическую, но не каждый задумывается о своей духовной чистоте. И если человек сразу не задумывается об этом, ему всё равно придётся пройти “очистку”, только уже пройдя различные сложности.
Александр Ц высказал такую точку зрения: — Что значит быть чистым как ребёнок? Для этого нужно из глубины памяти вынуть и вспомнить мгновения своего детства. Тогда, когда мир для нас был очень большим, интересным и непонятным. Когда сердца наши были наполнены любовью и радостью. Мысли были красивы, чисты и полны фантазий. Душа была как белоснежное покрывало, благоухающее своей чистотой и свежестью. Дети похожи на маленьких ангелов, ничто пока из этого мира не наложило на них свой отпечаток. Первым делом каждого родителя является сохранение в ребёнке его лучших качеств. Быть человеком с чистой душой – значит сохранить в себе частицу детства, частицу того мира, в котором когда-то ты был самим собой.
Ирина Л сказала: — Чистота духовная. Мне кажется, что это способность человека быть невосприимчивым к окружающей грязи, греху. Сохранять духовную красоту – чистоту – могут люди, обладающие недюжинной волей, внутренней силой, чтобы не погрязнуть, не опуститься, сохранить то, что дано нам от Бога. Чистота означает высокое духовное развитие души, внутренний свет.
В контексте мыслей о духовной чистоте написана замечательная притча.
Однажды жила-была Маленькая Душа, и сказала она Богу: — Я знаю, кто я есть! И Бог сказал: — Это прекрасно! Кто же ты? И Маленькая Душа прокричала: — Я Есть Свет! — Это верно, — улыбнулся Бог. — Ты есть Свет. Маленькая Душа была страшно счастлива, так как она выяснила то, что Всем душам Королевства предстоит выяснять. — О! — сказала Маленькая Душа. — Это действительно здорово! Но вскоре знание того, кем она была, показалось ей недостаточным. Маленькая Душа почувствовала внутренний дискомфорт, теперь ей захотелось быть тем, что она есть. Итак, Маленькая Душа вернулась к Богу (что совсем неплохая идея для всех душ, которые хотят узнать, Кто Они Есть в Действительности) и сказала: — Теперь, когда я знаю, Кто Я Есть, скажи, можно ли мне быть этим? И Бог сказал: — Ты хочешь сказать, что хочешь быть Тем, Кто Ты Уже Есть? — Ну, — ответила Маленькая Душа, — одно дело знать, Кто Я Есть, и совсем другое — фактически быть этим. Я хочу почувствовать, как это — быть Светом! — Но ты уже есть Свет, — повторил Бог, вновь улыбаясь. — Да, но я бы хотела узнать, как это — чувствовать себя Светом! — воскликнула Маленькая Душа. — Хорошо, — сказал Бог с улыбкой. — Я полагаю, я должен знать: ты всегда любила приключения.
И затем Бог продолжил уже по-другому. — Есть только одна деталь… — Что это? — спросила Маленькая Душа. — Видишь ли, нет ничего иного, кроме Света. Понимаешь, я не создал ничего отличного от тебя; и поэтому тебе не так просто будет познать, Кто Ты Есть, пока нет ничего, что есть не ты. — Хм… — сказала Маленькая Душа, которая была теперь несколько смущена. — Подумай над этим, — сказал Бог. — Ты подобна свечке на Солнце. О, ты там, не сомневайся, вместе с миллионом, квадриллионом других свечей, которые составляют Солнце. И Солнце не было бы Солнцем без вас. Нет, это бы осталось солнце без одной из своих свечей. И это было бы вовсе не Солнце, так как оно бы уже не было такое же яркое. И всё-таки, как же познать себя, как Свет, когда ты внутри Света — вот вопрос. — Ну, — подпрыгнула Маленькая Душа, — ты — Бог. Придумай что-нибудь! Бог опять улыбнулся. — Я уже придумал. Раз ты не можешь увидеть себя как Свет, когда ты внутри Света, мы окружим тебя темнотой.
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/
Чистота, Сокровищница духовной мудрости
Кто очистился и пребывает чист, тот не только сам себя сохраняет от мирских соблазнов, не только не уловляется никакою сетию нападающего на него врага, но и укрепляется в своих силах до того, что над всем воинством противника господствует по своей воле, как повелитель (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 92).
* * *
Насколько кто имеет чистоту, настолько видит себя много согрешающим, от того (именно), что видит, а насколько много согрешает, настолько омрачается, хотя и видит себя имеющим чистоту (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 151.
* * *
…Увядание плоти даст нам возможность дойти до совершенства в добродетели чистоты (прп. Антоний Великий, 89, 43).
* * *
Без чистоты тела и сердца никто не может быть совершен перед Богом… (прп. Антоний Великий, 89, 51).
* * *
Кто есть чистый сердцем? (ср.: Мф. 5, 8)… Кто не знает за собой презрения к заповеди Божией или недостаточного или небрежного исполнения оной (свт. Василий Великий, 9, 300).
* * *
Лучше в чистом сердце ради добродетели нечистота ног, нежели выставляемая в предлог чистота и омовение пристрастное (прп. Ефрем Сирин, 30, 201). Источник.
* * *
Имея разум, занятый чувственным, можно ли тебе будет в чистом уме, как в зеркале, созерцать невидимое, и услаждаться, и радовать себя памятованием о Боге? (прп. Ефрем Сирин, 30, 497–498). Источник.
* * *
А как сделаться чистым, способы к этому можно тебе дознать из всякого почти Евангельского учения. Ибо, переходя к последующим заповедям, найдешь ясное учение об очищении сердца. Господь, разделив порок на два вида, на видимый в делах и на составляющийся в мыслях, первый вид, т. с. неправду, обнаруживаемую в делах, наказывал по ветхому закону, ныне же обратил внимание закона на другой вид греха, не дело худое наказывал, по промышляя, чтобы не полагалось ему и начала. Ибо изъять порок из самого произвола гораздо важнее, нежели сделать жизнь чуждою лукавых дел. поелику порок многочастен и многообразен, то Господь в заповедях Своих каждому из запрещенных дел противопоставил особое врачевство (свт. Григорий Нисский, 19, 447–448). Источник.
* * *
…Чистая душа служит для Него и невестою, и стрелою, и, как стрелу, направляет Он ее к доброй цели, как невесту, восприемлет в общение неистленной вечности… (свт. Григорий Нисский, 20, 112).
* * *
…Душе, достигшей чистоты, должно не иметь в себе ничего, кроме Бога, и ни на что иное не обращать внимания; по только быть чистою от всякого вещественного дела и понятия, чтобы, всей и всецело претворившись в мысленное и невещественное, соделать себя самым явственным изображением красоты первообраза (свт. Григорий Нисский, 20, 380–381).
* * *
…Чистота сердечная, т.е. блюдение и охранение ума… все страсти и всякое зло отсекает от сердца, и искореняет из него, и вместо того вводит в него радость, благонадежие, сокрушение, плач, слезы, познание себя самих и грехов своих, памятование смерти, истинное смирение, безмерную любовь к Богу и людям и божественное рачение сердечное (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 190).
* * *
Чистота телесная не приносит большой пользы, а чистота душевная доставляет нам дерзновение перед Богом. Ту могут иметь и прелюбодеи, и воры, и убийцы, и сластолюбцы, и развратники, и блудники, и блудницы, последние по преимуществу: они больше всех заботятся о чистоте тела, постоянно намащая себя миром и повапляя гроб свой (ср.: Мф. 23, 27), ведь их тело – гроб, внутри которого – мертвая душа. Такую чистоту и они могут иметь; внутренней же – не могут. Неважное дело, если ты вымоешь тело: это – очищение иудейское, пустое и бесполезное, если пет очищения внутреннего. Положим, что кто-нибудь страдает гниением или ранами внутри, и пусть он омывает свое тело; какая будет польза, какие последствия? Если же имеющий гнилую рану в теле не может получить пользы от омовения и очищения поверхности, то какую пользу мы можем получить от чистоты телесной, когда гниение находится в душе? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 800–801).
* * *
Нет ничего столь благопотребного, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь вожделенного, как добродетель (свт. Иоанн Златоуст, 55, 96).
* * *
…Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола (свт. Иоанн Златоуст, 55, 703).
* * *
Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от нищи; для этого нужны еще и другие добродетели душевные. Прежде всего, через послушание, сокрушение сердечное и утомление тела трудом надобно научиться смирению; денег не только не должно иметь, но и желание их надобно истребить, потому что не довольно того, чтобы только не иметь их, но нужно не питать и желания брать их, когда предлагают; гнев надобно подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге… (прп. Иоанн Кассиан, 56, 53–54). Источник.
* * *
…Со всею осмотрительностию должны быть очищаемы сначала тайники нашего сердца. Ибо чего те желают достигнуть в чистоте тела, то мы должны иметь в тайниках совести, в которой пребывая Господь – Советник и Подвигоположник, всегда смотрит на подвиг нашего течения и борьбы, чтобы тому, что боимся сделать открыто, мы не допустили возникнуть и внутри неосторожным помышлением; и что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверняться и тайным согласием. Хотя оно и могло бы укрыться от знания людей, но не возможет утаиться от знания святых Ангелов и Самого Всемогущего Бога, от Которого не укроются никакие тайны (прп. Иоанн Кассиан, 56, 78).
* * *
…Как чистота и осторожность днем предуготовляет ночную чистоту, так и ночная бдительность доставляет сердцу и дневной предосторожности твердое состояние и силу (прп. Иоанн Кассиан, 56, 84). Источник.
* * *
…Никакое удручение этого тела, никакое сокрушение сердца для приобретения истинной чистоты внутреннего человека не могут быть достойны того, чтобы в состоянии были приобресть такую добродетель чистоты, прирожденную одним Ангелам и свойственную небу, одним трудом человеческим без помощи Божией (прп. Иоанн Кассиан, 56, 149).
* * *
…Никто не может достигнуть чистоты и конца совершенства иначе, как истинным смирением, которое сначала должен человек оказывать братиям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ему ежеминутно, он вовсе не может достигнуть совершенства, которого желает и к которому́ с усилием стремится (прп. Иоанн Кассиан, 56, 157).
* * *
…Посты, бдения, отшельничество, размышление о Священном Писании нужны для главной цели, т. е. чистоты сердца, которая есть любовь, и из-за них не должно нарушать эту главную добродетель, при целом, невредимом сохранении которой у нас не будет никакого недостатка, если бы по необходимости и было опущено что-нибудь из сказанных подвигов… (прп. авва Моисей, 56, 171). Источник.
* * *
…Заботящимся о чистоте весьма большую пользу доставляет то, чтобы они прежде всего удалили от себя самые предметы плотских страстей, от которых может рождаться для больной души повод или воспоминание об этих страстях (прп. авва Серапион, 56, 241–242). Источник.
* * *
Сколько кто преуспеет в кротости сердца и терпении, столько же преуспеет и в чистоте тела, и чем дальше прогонит страсть гнева, тем лучше приобретет чистоту. Ибо тот не выгонит жара из тела, кто наперед не подавит волнения души (прп. авва Херемон, 56, 387). Источник.
* * *
Для усовершения чистоты… довольно безрассудно, особенно при таком разнообразии удовольствий или сил, назначать известную меру времени, которую нельзя назначать и для материальных искусств, и видимых наук, ибо каждому необходимо усвоять их, смотря по усердию души и по качеству дарований (прп. авва Херемон, 56, 399). Источник.
* * *
…Необходимо и чистоту внешнего человека поддерживать пищею и питием внутренней чистоты, и всегда воодушевляться ей для сохранения постоянной непорочности (прп. авва Феона, 56, 574). Источник.
* * *
…Содетель требует от нас чистоты тела, потому что телесное, избегающее пятна, позора и бесчестия, служит как бы вступлением к светлости духовной (свт. Кирилл Александрийский, 65, 42). Источник.
* * *
Сердце чистое есть то, которое представило Богу память, совершенно безвидную (чистую от впечатлений), и не имеющую образов, и готово принять одни напечатления Божии, от которых оно обыкновенно делается светлым (прп. Марк Подвижник, 89, 518). Источник.
* * *
Предел чистоты – чувство, непрестанно прилепленное к Богу (блж. Диадох. 91, 7).
* * *
…Если будешь чист, то внутри тебя небо, и в себе самом узришь ангелов и свет их, а с ними и в них и Владыку ангелов (прп. Исаак Сирин, 58, 45).
ЧИСТОТА ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ — православная социальная сеть «Елицы»
(из сочинений-размышлений студентов 2-го курса педагогического вуза)
Чистота души для меня тесно переплетается с духовностью. Чистота – это нечто святое, данное Богом всем при рождении. Но к сожалению, когда человек становится всё старше и старше, он загрязняет свою душу “человеческим” мусором. И только те, в чьих сердцах ещё остаётся тлеть уголёк святого, идут к Богу, т.к. “только чистые сердцем” могут принять Бога. К сожалению все мы хотим иметь чистую квартиру, чистые вещи и т.д., то есть чистоту физическую, но не каждый задумывается о своей духовной чистоте. И если человек сразу не задумывается об этом, ему всё равно придётся пройти “очистку”, только уже пройдя различные сложности (Ольга К.)
Что значит быть чистым внутри? Внутренняя чистота непосредственно определяется степенью доброжелательности мыслей человека, состоянием его души. По-моему, все люди изначально чисты, т.е. когда ещё они дети, а затем из-за окружающего нас внешнего мира мысли и душа человека начинают чернеть и черстветь. Быть чистым человеком – значит быть лучше этого мира в отношении к людям, природе и всему окружающему.
Сохранить, именно сохранить чистоту в человеке можно лишь в определённых условиях и с помощью воспитателей и учителей. Да и сам человек должен осознать, что надо заботиться о своей внутренней чистоте, следить за тем, чтобы чёрные мысли не оставляли большие “кляксы” на его душе (Алексей С.)
Это такая чистота, когда человека ничего не тревожит, он в ладах со своей совестью, у него нет грязных и пошлых мыслей. Он думает о себе, о людях, о хороших и добрых делах. Речь человека ясная и правильная, в ней нет грубых слов, которые могут обидеть человека.
В душе человека нет ненависти, злобы, зависти. Его душа прекрасна и открыта. Чистота – это когда человек не таит обиды, потому что умеет прощать… К этому надо стремиться, надо очищать себя от всего негативного и тогда наш мир будет чищеи светлее (Ольга К.)
Доброта, человеколюбие (возлюби ближнего своего как самого себя) – это всё христианские заповеди; честность, терпение, сострадание – эти понятия и являются составляющими душевной чистоты. И всё-таки, я считаю, на первом месте находится любовь! Ведь человек, способный любить, не умеет делать зла. Любовь очищает душу человека и поднимает его на новую ступень развития… Чем выше духовность человека, тем чище его душа (Олеся Г.)
Что значит быть чистым как ребёнок? Для этого нужно из глубины памяти вынуть и вспомнить мгновения своего детства. Тогда, когда мир для нас был очень большим, интересным и непонятным. Когда сердца наши были наполнены любовью и радостью. Мысли были красивы, чисты и полны фантазий. Душа была как белоснежное покрывало, благоухающее своей чистотой и свежестью.
На мой взгляд чистоту можно отождествить с нравственной красотой. Ведь нравственно красивым, красивым душой не может быть человек с нечистой совестью или дурными помыслами. Как раз отсутствие внутри человека даже дурных помыслов, не говоря уже о делах, я, наверное, и называю духовной чистотой… Духовная чистота нужна людям. Духовное очищение себя необходимо для подготовки к чему-то качественно новому (Илья В.)
Душа и сердце чистыми могут быть тогда, когда человек прежде всего обращён к Богу, когда сердце и душа не связаны со злом, завистью. Когда мы обращены к Богу, приходим в Храм, то именно здесь мы очищаемся и становимся чище душой, сердцем, разумом… Самое большое богатство человека – быть чистым во всех отношениях (Галина М.)
Духовная чистота для меня – это чистая и откровенная душа, безгрешная душа. Человек с чистой душой не знает, что значит причинить зло. Этот человек добрый, отзывчивый…
Чтобы на планете был мир и спокойствие, люди должны как можно больше делать добра окружающим и не совершать зла. Ведь чем лучше мы относимся друг к другу, тем чище наши отношения, и тем чище наша душа. А зло, в свою очередь, оскверняет душу, не делает её чистой, порождает проблемы и приводит к бедам. Поэтому нам всем необходимо очищать свою душу, делая добро другим и не совершая зла (без Ф.И.)
Чистота духовная. Мне кажется, что это способность человека быть невосприимчивым к окружающей грязи, греху. Сохранять духовную красоту – чистоту – могут люди, обладающие недюжинной волей, внутренней силой, чтобы не погрязнуть, не опуститься, сохранить то, что дано нам от Бога. Чистота означает высокое духовное развитие души, внутренний свет (Ирина Л.)
Понятие чистоты у меня ассоциируется с понятием духовности (Ксения К.)
Чистые сердцем / Православие.Ru
О шестой заповеди блаженства
Шестая заповедь блаженства показывает очень важную вещь — чистота делает человека способным видеть Бога: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Конечно, речь идет не просто о чистоте как отсутствии грязи, а о чистоте сердца. Сердечная чистота обычно подразумевает искренность, открытость. Есть даже такое слово — «чистосердечие».
Слово «сердце» также всем нам знакомо. И не как один из жизненно важных органов человеческого тела, а как средоточие чувств и эмоций. Мы «любим всем сердцем», от избытка радости сердце может «рваться из груди». А бывает и так, что сердце «переполняется гневом». От того, что в нашем сердце, зависит наше состояние, отношение к окружающим нас людям.Христос учит тому, что сердце человеческое должно быть чистым. Важна не внешняя чистота, а именно внутренняя. В другом месте Евангелия от Матфея
Господь отвечает на обвинение в том, что Его ученики не умывают рук своих, когда едят хлеб (Мф. 15, 2). Среди фарисеев — ревнителей закона — практика омовений считалась очень важной, хотя основание этой традиции лежало не в самом законе Моисеевом, а в преданиях старцев. Слова Христа поразительны: «Входящее в уста проходит в чрево и извергается вон, а исходящее из уст — из сердца исходит, сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека» (Мф. 15, 17–20). В чем смысл
этих слов? Христос не пренебрегает гигиеной. Он говорит о том, что мытье рук перед едой не делает человека внутренне чистым, так же как немытые руки не делают нас внутренне или духовно нечистыми, скверными. Оскверняют человека прежде всего нечистые помыслы, которые гнездятсятам, где следует пребывать таким добродетелям, как любовь, милосердие, кротость. Вспомним главную заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37). Вот то, чем должно быть наполнено или, лучше, чем должно жить наше сердце. Так средоточие наших чувств, наш жизненно важный духовный орган (по аналогии с сердцем телесным) должен жить любовью к Богу, передавая этот импульс всему: душе, разуму, чувствам.
Но если сердце живет противоположным — злобой, вожделением, завистью, то любви уже не остается места. Вот чем действительно оскверняется человек. Это и есть та скверна греховная, от которой мы можем омыться через покаяние. Настоящая духовная чистота — это чистота внутренняя. Чистота внешняя может быть обманчива. Мы привыкли гнаться именно за внешним. А ведь порой внешняя чистота становится ширмой для внутренней скверны, так или иначе, но проявляющейся вовне.
Шестая заповедь блаженства учит нас тому, что нравственная жизнь христианина сосредоточена на жизни внутренней, потому что от нее зависит и внешнее состояние. Иначе некоторые из заповедей выглядели бы, как минимум, странно. Например, не убивай (Исх. 20, 13) и не прелюбодействуй (Исх. 20, 14). Каждый ли человек способен на убийство или супружескую измену? И хорошо, что далеко не каждый. Хорошо, что есть сдерживающая нас совесть. Но тогда зачем же даны эти заповеди и разве мало других зол, на которые можно было бы указать «не делай»? Господь Иисус Христос отвечает на это: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» («пустой человек»), подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 21–22). Заповедь «не убивай» нарушает уже тот, кто допускает в свое сердце раздражение, гнев и злобу, тот, кто оскорбляет другого, а ведь убить можно и словом. Затем Господь говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5, 27-30). Эти слова не означают, что нужно действительно вырвать себе глаза и отсечь руки. Прежде всего нужно отсечь, отогнать от себя нечистые помыслы — мысли, соглашаясь с которыми мы переходим и к греховным поступкам. Чистота сердца — это отсутствие в сердце, душе и разуме всего того, что отдаляет нас от Бога.
Но что подразумевает окончание заповеди — «Бога узрят»? Узреть — значит увидеть. Как можно увидеть Бога, и что это означает? Ведь в Евангелии от Иоанна сказано, что Бога не видел никто никогда (Ин. 1, 18). Противоречие? Нет, потому что затем евангелист Иоанн добавляет: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Сын Божий, ставший человеком, являет нам Бога, делает нас способными увидеть Бога. Слово «видеть», или «узреть», как и слово «сердце», несет духовный смысл. Вообще, в Священном Писании видеть зачастую означает «целостно познавать, видеть духовными очами». Душа, запятнанная, оскверненная грехами, не может увидеть или познать Бога. Только очистившись от скверн, мы становимся способными к познанию. Ведь иногда даже в обычной жизни мы можем прозреть: увидеть что-то таким, каково оно на самом деле, правильно понять и оценить ситуацию. Нечто подобное происходит и в жизни духовной: чистое сердце прозревает и видит Бога, познает Его, наполняется Его любовью. Великий русский подвижник и святой XX века, преподобный Силуан Афонский учил: «Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержанным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу, и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге», и, «сколько бы мы ни учились, все равно невозможно познать Господа, если не будем жить по Его заповедям».
Все добродетели, о которых Христос говорил в предыдущих заповедях блаженства, становятся составляющими, которые готовят человека к «видению Бога». Парадоксально то, что можно многое знать о Боге, можно прочитать все Священное Писание и творения святых отцов Церкви, но при этом не узреть Бога, не познать Его сердцем и душой. Познание Бога не сводится к накоплению информации. Познание Бога — это путь всей жизни христианина. При этом Сам Бог выходит нам навстречу. Главное — не пройти мимо.
Газета «Саратовская панорама» № 50 (978)
Объяснение качества духовной чистоты. Путь праведных (МЕСИЛАТ ЙЕШАРИМ)
Объяснение качества духовной чистоты
Состояние духовной чистоты /а-некиют/ — это такое состояние, когда человек совершенно свободен от любого дурного качества и от любого греха. В этом случае недостаточно быть чистым /свободным/ от того, что известно и открыто. Духовная чистота требует свободы и от того, что сердце соблазняется разрешить и позволить. Если мы исследуем то, что сердце соблазняется разрешить, то найдем, что это разрешение кажется верным потому, что сердце еще затронуто страстями, не очистилось оно от страстей, а страсти заставляют человека позволять себе облегчение.
Но кто совершенно очистился от этой проказы и чист от малейшего пятнышка зла, кто оставил все низменные желания — тот ясно глядит на вещи и явления, его анализ чист, и желания не управляют им. Его взгляд позволит опознать зло, разглядеть самомалейшее преступление и отдалить его от себя. Так высказались мудрецы о стремящихся к совершенству, о тех, кто старается предельно очистить свои поступки — даже от намека на зло (Санэдрин 23): «Чистые мыслями, что в Иерусалиме».
Теперь ты видишь, в чем разница между осторожным и чистым, хотя они близки друг другу по сути. Осторожный внимателен и осторожен в своих действиях и наблюдает за тем, чтобы не преступить Закон в том, что и ему, и всем известно как преступление. Но он еще не властен над собой настолько, чтобы его сердце не тянулось к природной страсти, способной склонить его разрешить себе нечто, не всем известное как зло. Конечно, он старается сдавить в себе злое начало и обуздать свои страсти. Но не этим он изменит свою натуру и устранит из своего сердца природную страсть, но победит ее и пойдет не за страстью, а за мудростью. Но желание материального делает свое дело: сбивает с верного пути и завлекает, соблазняет его.
А когда человек как следует привыкнет к осторожности — настолько, что прежде всего очистится от грехов, всем известных, и приучит себя к служению и расторопности в служении, и в нем усилится и окрепнет любовь к Создателю и стремление к Нему — вот тогда силой этой привычки он удалится от материального, его мысли обратятся к духовному совершенству в такой степени, что он сможет прийти к полной духовной чистоте. Огонь природной /плотской/ страсти погаснет в его сердце, потому что в нем окрепнет Б-жественное желание. Тогда его взгляд станет чистым, ясным и светлым, он не соблазнится, его не охватит желание материального, и совершенным образом очистятся его деяния. Этому своему качеству радовался Давид и говорил (Теилим 26:6): «Умою в чистоте руки свои .» И вправду, лишь тот, кто совершенно очистился от любого намека на грех и преступление, достоин «быть пред лицом» Всевышнего. В ином случае его постигнет стыд и позор, подобно тому, о чем говорил Эзра (Эз-ра 9:6): «Стыдно и срамно мне, Б-же мой, поднять лицо свое к Тебе!»
Конечно же, великий труд потребен, чтобы достичь совершенства, ибо легко уберечься от видимых и известных преступлений: их зло открыто и различимо, но тщательности, необходимой для духовной чистоты, трудно добиться, потому что желание человека позволить себе нечто утаивает, как я писал, преступление. О подобном говорили мудрецы (Авода зара 18): «Преступления, которые «валяются под ногами», окружают человека в час Суда». И еще о подобном же говорили мудрецы (Бава Батра 165): «Большинство их виновно в грабеже, меньшинство — в разврате, и всех касается /грех/ хулы /на ближнего/». Такое преступление настолько незаметно, что все как бы спотыкаются об него оттого, что не узнают его. И сказали мудрецы, что Давид весьма остерегался и совершенно очищал себя от подобного. Потому и выходил на войну с великим упованием на Всевышнего и молил (Теилим 18:38): «Да смогу я преследовать врагов и догнать их, и да не вернусь, пока не уничтожу их». Этого не просили Еоша-фат, Аса и Хизкияу, ибо не были настолько чисты. И об этом он говорил (Теилим 18:21): «И воздал мне Всевышний по моей праведности, по чистоте рук моих». И сказал еще (Теилим 18: 25): «И воздал мне Всевышний по моей праведности, по чистоте рук моих пред глазами Его». Это и есть та чистота, о которой мы говорим. И тогда повторил (Теилим 18:30): «Ибо с Тобой преследую врага и настигну его». И сказал еще (Теилим 24:3): «Кто поднимется на гору Всевышнего, и кто встанет в освященном месте? Те, чьи руки чисты, и чье сердце непорочно».
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Духовная чистота
Чистота духовная не имеет никакого отношения к стерильности. Когда человек грязен, то он не живет, а им живут. Все, кому заблагорассудиться, всякие эгрегоры, сущности, лярвы и прочее. Пасутся на нем и подзуживают на то или это.
Только когда человек обретает определенную чистоту, когда он перестает кормить эту толпу нахлебников, только тогда он начинает жить сам, только тогда, можно сказать и начинается человеческая жизнь.
Когда вы поддерживаете стерильность, то вынуждены регулярно «убивать» микробов, поскольку имеется среда, на которой они могут жить и, собственно, имеются эти самые микробы, которую эту среду ищут. Если вы не имеете питательной среды для микробов, то и «убивать» некого.
Когда в человеке отсутствует, например, агрессия, то «микробы» чужой агрессии не в состоянии поселиться в таком человеке. Нет питательной среды. Но вы скажете: «А как же жить без агрессии? Это невозможно, как же выживать в этом сложном мире? В каком-то объеме её надо иметь».
Старый анекдот. Сидят в баре два налоговых полицейских, старый и молодой.
Молодой: «Да, тяжела жизнь налогового полицейского, весь день все стараются оскорбить, унизить».
Старый: «Не знаю, меня вот и с лестницы спускали, и в окно выкидывали, однажды даже помоями облили, но вот чтобы оскорблять — это ни разу».
Можно ещё так сказать: духовная чистота — это когда человек перестает искажать своими мыслями и эмоциями окружающее. Такой человек принимает всё таким, каково оно есть, в том числе самого себя. Тогда в нем нет напряжений и тогда «микробы» злости, ревности, зависти, гордыни и прочего не имеют в нем питательной среды.
Если в человеке хаос, то он и видит сквозь свой хаос и воспринимает многое как хаос. Наводите порядок в себе и тогда порядок проявится вокруг вас. Не то, что хаос станет порядком, просто вы станете видеть порядок, где видели хаос. ©
Мир Культуры » Чистота как духовно-нравственное качество. Башкова Н.В.
Чистота – нравственное качество, проявляющееся в соответствии мышления и поведения человека духовным принципам служения Высшему Миру и идеалам Общего Блага. Чистота прежде всего подразумевает чистоту побуждений человека, их искренность, бескорыстие, целостность, согласованность с высшими принципами. Чистота мотива является важнейшим мерилом человеческих мыслей, слов и действий. В Учении Живой Этики ставится тождество между чистотой побуждения человека и его устремлением к Общему Благу. Это тождество Е.И.Рерих называет «первой аксиомой Учения» и «единым мерилом каждого помысла и действия»1 . Так, чистота означает не только «отсутствие плохих помыслов», но получает качественно новое позитивное содержание.
Овладение качеством чистоты является непреложной ступенью на пути совершенствования человека. Многие методики, обещающие быстрое духовное продвижение, будь то магические (оккультные) практики, хатха-йога, евгенические проекты или вмешательство в генетический код и т.п., – никогда не будут удачны и плодотворны, ибо игнорируют, как глубоко отмечала Е.И.Рерих, «все высшие свойства человеческой души, её нравственную чистоту – главное и непременное условие для всех истинных духовных достижений»2 . Чистота сердца – высокое качество, ярко присущее духовно развитым людям.
Чистота является синонимом гармонии, есть её отражение. Это качество – показатель целостности и равновесия человеческого микрокосма, когда все его составляющие – духовное, душевное (психическое) и земное (физическое) начала упорядочены и находятся в иерархической соподчинённости. Главенство духа ведёт к тому, что остальные, более плотные оболочки, носители человеческого сознания, свободно и всё более полно отражают качества и свойства высшего начала, его волю и силу. Любые волнения, раздражения и эгоистические переживания порождают излишнее возбуждение в оболочках, которое, подобно ряби на глади озера, искажающей вышний образ неба, прерывает связь с духовным началом и погружает сознание в преходящую земную очевидность. Как следствие, духовное влияние слабеет и может стать почти неразличимым.
Н.К.Рерих. Медитация. 1923 г.
Вспомним, что древние мудрецы сравнивали сознание земного человека со стеклом. Чем оно чище, тем ярче и полнее лучи Солнца проходят сквозь него. Чем затемнённее сознание невежеством и эгоизмом, тем слабее проявляется духовное начало, тем мир человека беднее и однообразнее. Так, чистота – качество, свидетельствующее о силе и крепости влияния высшего «Я», духовного сердца человека, на его сознание и поведение.
Важно понимать, что чистота появляется при перенесении человеком фокуса активности сознания из низшего, личного, «эго» в его высшее «Я». Поэтому в Учении Живой Этики перед человеком ставится важнейшая задача очищения сознания и сердца, их гармонизации, установления созвучия наших побуждений, чувств, мыслей с внутренним духовным началом и Высшим Миром.
Важен и психо-энергетический аспект качества чистоты. Процесс его развития связан с расчищением, преобразованием всех негативных накоплений низшего «эго» для свободного проявления в нём высшего начала. Чистота отражает упорядоченность внутренней психической энергии человека и его гармоничный взаимообмен с пространственными энергиями высокого напряжения (огнём). «Чистота сердца явлена огнём»3 . «…Огненная формула чистоты явится с восприятием огня пространства»4 . Именно утверждение в себе чистоты духа особенно напрягает процесс психофизического преображения человека, ибо он по своей сути – процесс очищающий, трансмутирующий низшие энергии в высшие. Согласно Учению, духовное преображение – единственный естественный и кратчайший путь развития и восхождения сознания человека и человечества на качественно новую эволюционную ступень.
Н.К. Рерих. Белый и небесный. 1924 г.
Чистоту следует понимать во всей полноте по отношению к многоуровневому микрокосму человека. Это качество пронизывает все его оболочки, повышая их напряжение и силу. Именно чистота особенно влияет на здоровье и иммунитет человека, его сопротивляемость болезням и психическую устойчивость во всё ускоряющемся темпе нашего времени. «Духовное здоровье есть главная основа здоровья тела… – отмечается в Учении. – Когда же дух может правильно питаться высшими энергиями, он предохранит и тело от опасностей»5 . Елена Ивановна подчёркивала в своих письмах: «Чистое сердце – панацея от всего и для всех»6.
Неизменное действие закона «подобное притягивает подобное» имеет красноречивое приложение в сфере психической энергии человека. Пока внутри микрокосма имеются элементы низших чувств и помыслов (раздражение, тщеславие, обидчивость, гордыня и т.п.), в нём открыт доступ к влиянию и проникновению подобных отрицательных энергий из окружающего пространства. Чем менее духовно развит человек, тем более он подвержен негативным изменениям извне своего настроения и самочувствия, своих мыслей и желаний. Утверждаемая чистота, глубинно преобразующая энергии микрокосма, служит основанием внутренней силы, непоколебимости, чуткому распознаванию качества приближающихся энергий.
Вспомним стойкость Будды перед лицом устрашающих видений Мары или твёрдость Христа при приближении Сатаны. Почему не могли не только победить, но и подойти близко силы тьмы? Потому что внутри и вокруг Великих Учителей сияла чистота Высшего Мира, мощи и силы духа. «И если можете сказать: “Идёт тьма мира сего, но не имеет во мне ничего”, – говорится в “Гранях Агни Йоги”, – тем утверждаете, что элементов притяжения тьма в вас не имеет. Тогда бессильна она»7.
Чистота делает открытым и ясным голос духовного сердца. А значит, утончённый человек способен «очувствовать» и укрепить непосредственную связь с Высшим Миром и Духовным Учителем. Сердечность, простота, искренность – неотъемлемые качества, сопутствующие чистоте. «Только чистое сердце может не испепелиться огненной связью с Высшими Силами», – утверждается в Живой Этике, ибо испепелиться может лишь низшее в нас. Новозаветной заповеди «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»8 созвучит идея Учения: «Чистые сердца увидят Высшее»9.
Чистота – яркий показатель высокой восприимчивости сознания, которому доступны тонкое вдохновение, иеровдохновение, творческий экстаз, воодушевление, энтузиазм. Чистота открывает врата широкого познания, ибо лживому и корыстному сознанию не доступны знания глубинной природы человека и бытия. Таков один из законов разумного Космоса.
Только чистое сознание Высоких Духов могло в чистом, неискажённом виде приносить людям религиозные и философские Учения, нравственные наставления, видения Высших Миров, расширяя и возвышая миропонимание человечества. Однако человеческому сознанию очень сложно сохранить изначальную чистоту Учений Первоучителей. Нарастающие со временем толкования и интерпретации, отражающие процесс освоения и адаптации идей Основателя более широкими массами, часто суживают и умаляют их глубинные смыслы. Поэтому перед каждым Высоким Духом, приходящим в земной мир, стоит трудная задача очищения ранее данных Высших наставлений и заповедей жизни с тем, чтобы новый виток раскрытия единой Истины продолжил закономерную преемственность в её постижении человечеством.
Чистое сознание не ослеплено очевидностью, чувствуя и понимая сложность бытия и многоплановость жизненных ситуаций. Оно обладает мужественной готовностью познавать действительность, оценивать её соизмеримо и ответственно. Самоуспокоение «понятными» формулами и привычными установками ведёт к ограниченности и необъективности. В то время как чистота всегда направлена к магниту ясности, справедливости и истины.
Постепенное достижение чистоты ведёт к освобождению от неискренности, страха, недоверия к миру и людям. Чистое сознание максимально благожелательно настроено к жизни и способно чутко откликаться на нужды, боль, страдания и радости других существ. Потому что чистое сознание не замкнуто на своих (эгоистичных) интересах, не закрыто, не отгораживается от мира и всего нового своими привычками и предубеждениями. Такое сознание имеет чистый, широкий горизонт видения, терпимость, великодушие и устремлённость к будущему. Освобождению от предрассудков, конфликтности и вражды способствует принятие в жизни синтетичных, широко вмещающих принципов и идей, которые всегда покроют разделяющие негативные установки. Источник таких идей – чистые ценности Духа: Общее Благо, Истина, Красота, Эволюция.
Следует отметить, что чистота – также верный показатель высокого развития других нравственных качеств человека. Желая подчеркнуть их наиболее полную меру проявления, мы часто говорим: чистая любовь, чистая радость, чистое устремление, чистая совесть.
* * *
Сердце, 69. Сердце именно знает, где оно высшее или низшее, но обессиленное, затуманенное сердце само окажется на низшем уровне; тогда даже низшее покажется высшим. Чистота сердца есть самая нужная собственность. Мудрость, мужество, самоотверженность не вмещаются в затуманенном сердце. Но Руководство будет шептать деяния подвига, и такой совет не должен показаться ужасным и суровым.
Письма Е.И.Рерих. 29.04.1938. …Во всём и всегда единое мерило – общее благо или чистота побуждения, лишь чистое сердце может подсказать и правильное понимание приложения космических законов и формул Учения.
Письма Е.И.Рерих. 04–05.1940. Но имеются сознания, которые в проведении целесообразности усматривают лишь аналогию иезуитской формулы – «Цель оправдывает средства». Такие сознания ещё не усвоили и первую аксиому Учения, именно, что единым мерилом каждого помысла и действия является Общее Благо или чистота побуждения. Лишь чистое сердце может отказаться от самости и подсказать верное направление каждого действия, так же как и понять истинное качество побуждения, стоящего за тем или иным проявлением.
Письма Е.И.Рерих. 11.09.1937. Именно, несчастье современных псевдооккультистов в том, что они игнорируют все высшие свойства человеческой души, её нравственную чистоту – главное и непременное условие для всех истинных духовных достижений. <…>
В процессе очищения сердца раскрываются в нас самые высокие сиддхи, именно способность в духе помогать ближним, исцелять духовные и телесные недуги. Человек, чистый сердцем, является целителем и охранителем часто целой округи от всяких эпидемий и даже катастроф. Легенда о том, что целый город был помилован из-за нахождения в нём одного праведника, имеет глубокое основание. Легенда эта тоже пришла к нам с Востока. В наших краях очень сильна вера в благодетельное воздействие излучений чистого человека. Так, если вблизи какой-либо деревни поселится уважаемый садху, то не только нравы жителей улучшатся, но и вся окрестность будет защищена от всяких бедствий, до землетрясений включительно. Чистое сердце – панацея от всего и для всех.
Письма Е.И.Рерих. 23.08.1934. Напряжём все наши силы, чтобы чистотою мышления создать себе непроницаемую броню. Удары тёмных по нашей ауре неизбежны, но при сильной защитной сети эти удары легко отражаются, не причиняя вреда. <…> Нельзя ни на минуту допускать сомнение и уклонение от этого фокуса Света. Преданность и чистота побуждений – наш единственный якорь в хаосе разбушевавшихся стихий.
Письма Е.И.Рерих. 14.06.1934. Главное достижение – в очищении и расширении сознания, всё остальное приложится.
Письма Е.И.Рерих. 08.11.1934. Самый верный, самый естественный путь есть развитие сердца и очищение сознания.
Община, 27. Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине.
Мир Огненный, ч. 3, 576. Чистые сердца увидят Высшее. Только нужно помнить, что чистота принятых понятий зависит от свободной воли. Люди начинают чистую жизнь как в доме, так и в сердце по своему решению. Так руководитель не может заставить вычистить сердце, если к тому нет желания. Лучшая чистка Огнём.
Надземное, 854. Кто-то думает, что Мы даём нравственные поучения, но они забывают, что Мы даём основание Огненной Йоге. При естественном развитии её необходима нравственная основа жизни. Только чистое сердце может не испепелиться огненной связью с Высшими Силами.
Сердце, 70. Не следует мечтать о магических формулах, чтобы привлечь Руководство, оно близко, и магнит чистого сердца очистит путь. Самое значительное приобретение будет этот магнит, привлекающий и открывающий. Истинно, радостно побыть с чистым сердцем!
Иерархия, 79. Уже знаете, как время напряжено, и скажите содрогнувшимся, что когда Владыка живёт в сердце, то волос не упадёт с головы и каждому назначен дворец и тела и духа. Но храните сердце чистым, чтобы Мне можно было войти туда и окружить вас доспехом. Помните, если взятое вы отдали в духе Владыке, то Он воздаст вам в сто крат. Так положите мысль вашу ко Владыке и дайте Владыке войти в сердце ваше. Иначе без Владыки тесно будет в пустом сердце и, как горох в бараньем пузыре, задребезжит злоба в пустом сердце. Наполните сердце Владыкою так, чтоб врагу не протесниться. Мир вам!
Мир Огненный, ч. 2, 48. Для Великого Общения нужно чистое сердце. Ничто нечистое не получит Общения, потому символ Вождя должен быть знаком чистоты сердца.
Мир Огненный, ч. 3, 138. Предстояние перед Владыкой может выражаться лишь сердцем. <…> Ничто внешнее не заменит наполнение сердца Владыкою. Даже малые проблески сознания показывают, как ничто не сравнимо с огнём духа и чистым побуждением.
Надземное, 4. Не следует думать, что соблюдение внешних форм уже даст полные следствия. Самое главное остаётся в глубине сознания. Нечистый служитель не может произвести чистое действие. Самый утверждённый ритуал не освободит служителя от нечистого мышления. Так многие ошибаются, полагая, что внешние ритуалы покроют и внутреннюю мерзость.
Сердце, 596. Чистое мышление, постоянство, доброжелательство приводят в действие сердечную энергию. <…> Нужно твёрдо помнить об единственном пути спасения через сердце.
Сердце, 211. Кто же и что же, кроме сердца, оправдает или осудит помыслы? Чистота сердца явлена огнём. Сколько раз нужно повторять это жизненное применение огня, но всё же ни дома, ни в школе не говорят об огне-очистителе.
Сердце, 255. Высоким явлением огня будет огонь сердца, значит, этот огонь будет наилучшим очистителем и охранителем.
Листы Сада Мории/Зов, 12.02.1922. Явлю вам утешение: чистые идеи не умирают, но цветут, хотя бы все морозы угрожали льдами.
Община, 106. Когда семья не умеет, то пусть школа научит чистоте во всём быте. Грязь – не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца. Кто же не хочет, чтоб народ был чистым?
Знаки Агни Йоги, 264. Благословенному приписывают следующее. Однажды Он навестил правителя Раджагрихи. Правитель обратил внимание на чистоту своего приёмного покоя. Но Благословенный сказал: «Покажи лучше чистоту опочивальни, умывальни и очага.
Приёмный покой осквернён многими недостойными, но там, где творится сознание твоё, там пусть будет чисто».
Мир Огненный, ч. 3, 450. Спрашивают о причинах заражаемости, о свойствах крови и семени, но совершенно забывают, что в основании этих явлений лежит психическая энергия. Она предохраняет от заражения, она находится в качестве секреций. <…> Состояние радости и восторга есть лучшая профилактика. Кто знает восторг духа, тот уже очистился от многих опасностей. Даже обычные врачи знают, как изменчиво состояние крови и секреций. Но мало кто связывает это с духовным состоянием.
Аум, 57. Молитва есть очиститель. Не следует понимать это определение отвлечённо. Духовное здоровье есть главная основа здоровья тела. Именно молитва как реальная связь с Высшим Источником будет лучшим очистителем организма от всех заболеваний. Заражение появляется, когда тело даёт вход явленным посланцам зла. Каждое тело предрасположено ко многим заболеваниям, но духовная крепость не даёт развития таким восстаниям. Когда же дух может правильно питаться высшими энергиями, он предохранит и тело от опасностей.
Надземное, 413. Человечество страдает от раздражения слизистых оболочек и от злокачественных опухолей, эти бедствия принимают размер эпидемий. Множество соображений высказывается, но среди них упускают из виду, что такие эпидемии происходят от пространственных воздействий.
Явление санитарии нужно Земле. Нужно очистить слои заражённые, но сделать это может лишь сам человек. Если каждый житель земной подумает о состоянии своей психической энергии и опасётся ухудшить его, то уже может начаться оздоровление. Самые опасные эпидемии натолкнутся на незримые противодействия, и начать такую защиту можно в каждодневной обыденности.
Мыслитель просил: «Не допустите злобу, она есть источник болезней».
Мир Огненный, ч. 3, 367. Силы духа могут вывести человечество из тупика, если человечество очистит своё мышление. Каждый великий принцип является тем началом, который возносит дух. Искание высших принципов есть первое задание.
Аум, 269. Каждый, желающий исследовать психическую энергию, должен, прежде всего, заняться испытанием своей психической энергии. При различных опытах можно заметить, как действует своя энергия. Каждая энергия имеет особые свойства. <…>
Чем тоньше энергия, тем и качества её будут неразличимее на грубое зрение. Так, нужно, прежде всего, установить прочно основное качество, которое будет пробным камнем. Таким качеством будет чистота мыслей при желании принести самоотверженную пользу. Лучи подвига будут лучшими светочами при изучении психической энергии.
Листы Сада Мории/Озарение, 3-III-10. Я радуюсь видеть, как молнии прозрений народного блага сверкают среди мыслей ваших. Нужно бросать в пространство эти мысли. Если бы каждый день уделять полчаса будущему! <…>
Что же чище омоет дух, нежели мысли о благе других? Что же лучше закалит броню твёрдости, нежели желание других провести к Свету?
Аум, 374. Нет противоречия, что энергия может быть направлена к добру и ко злу. Та же самая сила может служить к созиданию и к разрушению. Лишь высокое мышление и чистота сердца могут ручаться за доброе использование мощи. Каждый должен помнить, что ему доверено служить преуспеянию мира.
Беспредельность, ч.2, 569. Как представляется понятие мира в человеческом сознании? Основы ложны и являются утверждением своенравного направления. Когда Владыка сказал, что несёт земле не мир, но меч, то никто не понял великую Истину. Очищение духа огнём есть этот меч! Разве можно явить очищение, не разя? Разве можно очистить устремление без уничтожения сора? Разве можно явить достижение без устремления духа? Только меч, разящий самость, приобщает дух к высшему миру. Почивающий на ложном мире строит, истинно, самоуничтожение. Так веление Владыки о мече даёт образ очищения.
Беспредельность, ч.2, 615. Как мощно творит дух Агни Йога! Сколько устремлений утверждено Носителем чистого огня! Сколько пробуждено новых возможностей! Каждая чистая мысль творит в пространстве как явленную светлую полосу. Как очищающий огонь, сожигает чистая мысль Агни Йога. В эту полосу притягиваются различные космические лучи. Так пространство имеет свои радужные полосы. Так чистый огонь Агни Йога творит.
Беспредельность, ч.2, 614. …Дух, понимающий ответственность за мышление, напряжёт сферы чистым огнём. Чем напряжённее, тем чище.
г. Тула
1 Рерих Е.И. Письма. Т. 7. М.: МЦР, 2007. С. 67.
2 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 238
3 Сердце, 211.
4Беспредельность, ч. 1, 209
5 Аум, 57.
6Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 239.
7 Грани Агни Йоги. 1958 г. 200.
8 Евангелие от Матфея 5:8.
9 Мир Огненный, ч. 3, 576.
Источник: Дельфис №76 (4/2013)
Поделиться с друзьями:: — напишите текст, Ваше имя и эл.адрес — вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой — и нажмите кнопку «ОТПРАВИТЬ»