Что бог делает для человека 4 класс – План-конспект занятия по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Урок по курсу ОРКСЭ для 4 класса «Представление православных христиан о Боге»

Конспект урока по ОРКСЭ «Человек и Бог в православии» (4 класс)

Цель: Актуализировать представления учащихся о понятиях культурные традиции, культура¸ религия, этика, используя работу с тестом и текстом учебника. Сформировать образное представление отношения человека к Богу на основе работы с рассказом о Ване. Первичное ознакомление учеников с понятиями творчество, свобода, разум, совесть, добро, любовь и их конкретизация через ответы на вопросы в таблице.

Основные вопросы урока:

Тема урока 3 перекликается с темой урока 9 – «Православное учение о человеке». Там главные вопросы звучат так: «Чем Бог одарил человека?», «Что такое образ Божий в человеке?». Значит, на уроке 3 мы даём лишь первоначальное представление о дарах Творца человеку – то есть о том, что сотворённый Богом мир предназначался во владение человеку, создавался для него.

На уроке 3 мы должны, прежде всего, уяснить себе, в каких отношениях, с точки зрения православной культуры и веры, находятся Бог и человек, человек и Бог. Для этого необходимо обратиться к книге «Бытие», главе 1-й – к сюжету о сотворении мира.

1. Ребята, прочитайте на с. 8 небольшой рассказ о мальчике Ване и обратите внимание на фотографию Вани на с. 9.

Как вы думаете, Ваня – какой-то необыкновенный мальчик или обычный? (Обыкновенный мальчик, только верующий).

Что помогло мальчику преодолеть страх и броситься спасать котёнка? (Вера в Бога. Ваня сказал: «С Богом бояться не надо». Вера делает человека бесстрашным.)

Как Ваня объяснил свои чувства по отношению к Богу? Смог ли он объяснить, Кто это? (При мысли о Боге Ване хорошо, как бывает, когда он рядом с мамой или с папой. Он чувствует себя защищённо, тепло, спокойно.)

2. Какие дары Бог дал человеку.

Наши предки были верующими людьми. Да и значительная часть современных людей тоже верит в Бога. У верующих людей есть священная книга – Библия. Это самая древняя книга на земле. Она переведена на 2400 языков мира. В ней и рассказывается о том, Кто такой Бог. В Библии говорится, что Бог – это Творец, то есть Он сотворил мир и человека.

Чтение книги Бытия о сотворении мира и просмотр слайдовой презентации.

Учащиеся получают раздаточные листы с отрывками из книги Бытия, а также с дарами Творца человеку (вклеить эти листы в тетрадь – в домашнее задание).

Можно предложить детям сделать в тетради записи и зарисовки на тему «Дни творения». (Кадры мультфильма, например: шесть кадров — шесть дней творения. Рядом с каждым «кадром» поставить цифру – по дням творения. Можно кратко записать, что или кто было создано в этот день.

Заготовки для мультфильма можно распечатать заранее и предложить детям. А дома они вклеют «мультфильм» в тетрадь. На одном заготовочном листе размещены два «мультфильма», лист разрезать пополам. Шестой день творения – животных и людей — можно предложить детям нарисовать дома.)

Из книги Бытия мы видим, что Бог сотворил мир для людей. Вся земля с её природой, её богатствами, её красотой дана в дар человеку. Место для жизни человека Бог готовил особенно тщательно и заботливо, – это Райский сад. В нём есть всё, что нужно – и пища, и тепло, и общение, и возможность приложить и развить свои таланты.

От человека же требуется хранить дар Творца и – преумножать его. Заботиться о нём. Для этого человеку и дано такое множество талантов, способностей, с помощью которых он будет править миром и беречь его.

Ребята! Прочитайте, пожалуйста, на с. 10 учебника сообщение в рубрике «Это интересно». Какая существует связь между словом «Бог» и словом «дары»?

3. Это интересно.

Слово «Бог».

4. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Сегодня мы узнали, что христиане верят в Бога-Творца. Бог для христианина – Тот, Кто сотворил мир, природу, всё живое и самого человека. И весь этот мир Создатель отдал в дар Своему любимому творению – человеку.

Как вы думаете, как же должны верующие люди относиться к Богу? (Ответы детей: с благодарностью, уважительно, почтительно, с любовью…)

Действительно, в православной культуре есть даже такое специальное слово, которое выражает отношение человека к Творцу, — «благоговение». То есть необычайно почтительное, трепетное отношение. Отношение любящего, может быть, даже восхищённого, сына (или дочери) к безгранично уважаемому им Отцу.

А поскольку Бог – Творец и, конечно, видит Своё творение – Его называют в православии Всевидящим – то верующий человек старается жить так, чтобы ему не за что было стыдиться перед Богом. В Ветхом Завете (а это часть Библии, к которой принадлежит и книга Бытия) есть выражение «ходить пред Богом». То есть люди старались никогда не забывать, что на них смотрит Бог, и никогда не совершать таких поступков, которые огорчили бы или прогневали Творца.

Это отношение выразилось даже в том, как православные христиане пишут слово «Бог». Прочтите сообщение из рубрики «Это интересно» на с. 11 учебника.

5. Это интересно. «Большая буква».

6. Выводы.

Итак, ребята, какие же выводы мы можем сегодня сделать?

Из книги Бытия мы узнали, что Бог-Творец дал человеку множество даров. Какие это дары? — перечислите их.

Человек, сотворённый Богом, чувствовал себя, как именинник, которому подарили чудесные подарки, и был очень благодарен за них Богу. Он хотел никогда не огорчать, а, наоборот, всегда радовать своего Создателя и жить так, чтобы, глядя на человека, Творец всегда был им доволен. То есть верующий человек, православный, всегда помнит, что над ним есть Бог, и старается не совершать зла.

1. Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда,

выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят:

«Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением,

восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или

бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во

дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие

напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

2. Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги

нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно

напишет слово БОГ.

На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь,

обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе

связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.

7. Домашнее задание:

1) Устно ответьте на вопросы с. 11 учебника

2) Рисунок «Сотворение мира».

NB! Поскольку учебники часто на дом не выдаются, домашнее задание можно распечатать на листках. Раздать детям и также вклеить в тетради.

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Урок № 3 «Человек и Бог в православии

Урок № 3 «Человек и Бог в православии».

Ключевые понятия урока: Бог, спасибо, Творец,  любовь, свобода, разум, совесть, доброта.

Цель: знакомство учащихся  с представлениями православных христиан о Боге  как о Творце, создавшем мир и любящем Своё творение.

Задачи: 

Воспитывающая: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание и понимание своей ответственности по отношению к творению Божьему (к природе)

Обучающая: формировать первоначальные представления о Боге и Его роли в жизни человека, научить учащихся объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра.

Развивающая: усвоить, что мир пронизан любовью Бога, и Бог любит и хранит каждого человека, живущего на земле.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Человек и Бог в православии», ромашки из бумаги со словом «Бог» в середине и пятью лепестками, карточки.

        На доске:

«Сделай все возможное с твоей стороны.

Все невозможное сделает Бог.»

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

1. Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?

2. А что такое культура? Что такое религия?

3. Какие мировые религии исповедуют люди, живущие в России?

III. Работа с ромашками:

На лепестках ромашки запиши слова, которые обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка.

А теперь давайте посмотрим у кого, что получилось.

IV. Изучение нового материала.

«Господи! Имя Тебе – Любовь: не отвергни меня, заблуждающегося человека! Имя Тебе – Сила: подкрепи меня, изнемогающего и падающего! Имя Тебе – Свет: просвети мою душу, омрачённую житейскими страстями! Имя Тебе – Мир: умиротвори мятущуюся душу мою! Имя Тебе – Милость: не переставай миловать меня!»

Беседа:

  1. Как вы думаете, кто может произнести эти слова? (Человек, которому нужна  помощь)
  2. К кому они могут быть обращены? ( К Богу)
  3. Почему люди обращаются к Богу? (Чтобы Бог помог и поддержал человека в трудную минуту)
  4. Из молитвы выберите слова, которые характеризуют Бога. (Любовь, Сила, Свет, Мир, Милость)

Работа с текстом учебника.

Чтение и обсуждение текста : Кураев А.В Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры : учебник для 4-5 кл. общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев .- П. : Просвещение , 2013.- С.8.

Посмотрите, ребята: Как представляет себе Бога Леночка? А как – Ваня?

Знаешь ли ты?

Слово «спасибо» – это сокращённое произнесение двух слов: СПАСИ и БОЖЕ, БОГ – спаси Бо(же). Такими словами люди выражают благодарность Богу: «Спаси, Господи!».

— Что такое спасибо? – слово вежливости, ритуал, пожелание? Если пожелание, то чего? (Пожелание поддержки от Бога)

— Какой синоним можно подобрать: Спаси вас Господь  –                . (Спаси, Боже)

— Когда уместно сказать просто спасибо, а когда спаси вас Господь? (Спасибо говорим в повседневной жизни, а спаси вас Господи перед опасным, трудным делом).

Происхождение слова Бог.

В русский язык  слово Бог вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индоевропейском языке «бага» или «бхага» – это доля, порция, удел, часть. Затем это же слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

Если мы говорим о богах во множественном числе (например, когда пересказываем легенды и мифы), то в этом случае пишем это слово с маленькой буквы.

Если верующие говорят или упоминают о Боге как о Творце нашего мира – слово Бог пишется с большой буквы. Это касается и местоимений. Если встречается так написанная строчка: «Тогда Он сказал», то сразу понятно, что это о Боге. Или же: «человек обратился к Тому, Кто…».

Слово творец означает совершителя, созидателя каких-то определённых (творческих) дел, например, так мы называем художника, писателя, поэта, композитора, архитектора, а их произведения — творениями. Сам же процесс созидания называется творением. Наша вселенная — это творение Бога, созидателя вселенной.

Давайте посмотрим, как эти события описываются в Библии, священной книге христиан:

Весь акт творения занял ровно неделю, включая субботу – выходной день.

В первый день Бог сотворил небо и землю, отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью.

Во второй день Бог создал твердь небесную «и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью».

В третий день Бог собирает поднебесную воду в одно место и являет сушу. Называет сушу землей, а собранные воды — морями. Создает растительность.

В четвёртый день «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов… И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды».

В пятый день Творец заселяет моря пресмыкающимися и рыбами, а землю — птицами.

В шестой день Бог создает скотов, гадов, зверей, а затем — человека.

И «благословил Бог седьмый день, и осветил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».

Бог  создал, сотворил бытие на Земле. Человека, Он создал по своему образу и подобию. Бог наделил человека теми же качествами, которыми обладает сам. Бог свободен, поэтому человеку дана свобода. Но свободный несмышлёныш может быть опасен. Поэтому Бог подарил ему разум. Так же людям даны совесть, доброта и любовь. Бог – Творец, Он также наделил человека способностью творить и создавать свой мир — мир человеческой, материальной культуры.

V. Делаем вывод:

В православии размышления о человеке и размышления о Боге переплетены. Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? Христиане считают, что Бог верит в человека. Бог доверяет человеку и поэтому дает ему свободу. Он вложил в человека огромные возможности для роста. Причем этот рост нельзя измерить в сантиметрах.

Христиане считают, что человек так не похож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом. Вместе эти дары Бога человеку составляют целый мир. Он так и называется – внутренний мир человека. Разум, свобода, любовь, творчество у христиан называются – «образ Бога в человеке».

О, Боже мой,  благодарю

За то, что дал моим очам

Ты видеть мир, Твой вечный храм,

И ночь, и волны, и зарю…

Пускай мученья мне грозят,-

Благодарю за этот миг,

За всё, что сердцем я постиг,

О чём мне звёзды говорят…

Везде я чувствую, везде

Тебя, Господь, — в ночной тиши,

И в отдалённейшей звезде,

И в глубине моей души.

Я Бога жаждал – и не знал;

Ещё не верил, но, любя,

Пока рассудком отрицал,-

Я сердцем чувствовал Тебя.

И Ты открылся мне: Ты – мир,

Ты – всё. Ты – небо и вода,

Ты –голос бури, Ты – эфир,

Ты – мысль поэта, Ты – звезда…

Пока живу – Тебе молюсь.

Тебя люблю, дышу Тобой,

Когда умру – с Тобой сольюсь,

 Как звёзды с утренней зарёй.

Хочу, чтоб жизнь моя была

Тебе немолчная хвала,

Тебя за полночь и зарю,

За жизнь и смерть – благодарю!..

                        (Д. Мережковский )

VI. Закрепление изученного:

Работа с карточками.

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему: Человек и Бог в православии

               

Конспект урока по Основам Православной Культуры.  4 класс.

Урок№3.

Тема урока: «Человек и Бог в православии».

Цели и задачи урока: 

Обучающая: познакомить учащихся с  представлениями верующих людей о Боге. Научиться объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами добра и праведной жизни.

Развивающая: показать детям, что мир пронизан любовью Бога, и Бог любит и хранит каждого человека, живущего на земле.

Воспитывающая: вырабатывать чувство благодарности, прививать стремление овладевать представлениями о законах добра и следовать им, учиться понимать, как вера влияет на поступки человека.

Ключевые понятия: Бог-Творец,

                                  мир – творение Бога,  

                                  человек  – это образ Божий

Ход урока.

  1. Проверка результатов выполнения домашнего задания.

●Ответы на вопросы по теме «Культура и религия», их дополнительное обсуждение:

— Что такое культура?

— Что такое религия?

— Какие слова благодарности вы знаете?

 — Какие черты русской православной культуры XVII века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

— Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

●Повторение терминов и понятий: Родина, христианство, православие, культура, религия.

 — Найдите соответствие между понятием слова и его определением

 Родина                           это правила, нормы, обычаи, проведение

                                     праздников встречи       гостей

           Культура               это мысли и поступки человека, убеждённого в том,    

                            что человеческий   разум в нашем мире не  одинок  

               

          Христианство      это место, где человек родился, живёт со своими

                                        родителями, друзьями

   Православие                это истинное представление о Боге и творении

   Религия                       это религия, которая проповедует то, что две тысячи

                              лет назад Бог пришёл в мир

● Продолжите фразу.

1) Культура даёт человеку знание о …

   — духовных ценностях;

   — правилах хорошего тона;

   — материальном состоянии народа.

2) Религиозным человека можно назвать, если …

   — соблюдает правила, установленные в его религии;

   — называет себя верующим;

   — знает основы религии.

3) Что является самым важным показателем религиозного человека?

   — демонстрирование своего отношения к религии других людей;

   — положение в церковном мире;

   — вера.

II.  Введение в тему. Постановка целей и задач урока.

— Вы, наверное, обращали внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

— Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

— Как вы думаете, о Ком пойдет сегодня речь? Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

  1. Работа над новой темой урока.
  1. Знакомство с рассказом из учебника.

Дети получают карточки для чтения. В течение нескольких минут они готовятся к выразительному чтению. Затем чтение рассказа «цепочкой».

  1. Работа над содержанием рассказа.

а) Ответы на вопросы.

  -Как вы думаете, Ваня – какой-то необыкновенный мальчик или обычный? (Обыкновенный мальчик, только верующий).

   -Что помогло мальчику преодолеть страх и броситься спасать котёнка? (Вера в Бога. Ваня сказал: «С Богом бояться не надо».  Вера делает человека бесстрашным.)

   -Как Ваня объяснил свои чувства по отношению к Богу? Смог ли он объяснить, Кто это? (При мысли о Боге Ване хорошо, как бывает, когда он рядом с мамой или с папой. Он чувствует себя защищено, тепло, спокойно.)

— Нужна ли сила для совершения добра? Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила?

— Изменится ли твоё поведение от того, что ты будешь знать, что за тобой постоянно наблюдает тот, Кто любит тебя?

— Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котёнка?

— Кто сильнее, умнее, разумнее: Ваня или котёнок?

— Были ли какие-то внутренние силы, которые могли помешать спасти котёнка?

                       б) Заполнение таблицы. Работа в парах.

— В статье учебника разные действующие лица, так или иначе, высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка? Найди ответ в статье учебника и запиши его в таблицу:

Для Вани Бог

Для Леночки Бог

3. Самостоятельная работа.

– А что значит Бог для каждого из вас. Давайте разберемся с этим, выполнив следующее задание. Пусть каждый из вас в тетради аккуратно нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ.

— На лепестках ромашки запиши те слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.

(Затем желающие ученики читают свои надписи)

             4.Рассказ учителя «Бог – Творец мира»

— Под словом Бог в православии понимается Творец, Который создал весь мир и человека.

Просмотр мультфильма «Сотворение мира»

  — Сегодня мы узнали, что христиане верят в Бога-Творца. Бог для христианина – Тот, Кто сотворил мир, природу, всё живое и самого человека. И весь этот мир Создатель отдал в дар Своему любимому творению – человеку.

-Как вы думаете, как же должны верующие люди относиться к Богу?  (Ответы детей: с благодарностью, уважительно, почтительно, с любовью…)

Действительно, в православной культуре есть даже такое специальное слово, которое выражает отношение человека к Творцу, — «благоговение». То есть необычайно почтительное, трепетное отношение. Отношение любящего, может быть, даже восхищённого, сына (или дочери) к безгранично уважаемому им Отцу.

А поскольку Бог – Творец и, конечно, видит Своё творение – Его называют в православии Всевидящим – то верующий человек старается жить так, чтобы ему не за что было стыдиться перед Богом. В Ветхом Завете (а это часть Библии, к которой принадлежит и книга Бытия) есть выражение «ходить пред Богом». То есть люди старались никогда не забывать, что на них смотрит Бог, и никогда не совершать таких поступков, которые огорчили бы или прогневали Творца.

            5. Дары Бога человеку. Работа по учебнику с. 8-10.

— Сотворив человека, Бог дал ему особые дары. Какие это дары?

— Прочитайте, что дол Бог людям, и запишите в тетрадь.

Свобода

Разум

Совесть

Доброта

Любовь  

Бог есть именно Любовь.

   -Человек, сотворённый Богом, чувствовал себя, как именинник, которому подарили чудесные подарки, и был очень благодарен за них Богу. Он хотел никогда не огорчать, а, наоборот, всегда радовать своего Создателя и жить так, чтобы, глядя на человека, Творец всегда был им доволен. То есть верующий человек, православный, всегда помнит, что над ним есть Бог, и старается не совершать зла.

IV. Итог урока.

  • Что бы вам хотелось рассказать дома о сегодняшнем уроке?
  •  Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?
  •  Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

Конспект урока по ОРКСЭ «Человек и Бог в православии» (4 класс)

Урок №3 ТЕМА: Человек и Бог в православии

Цель: Актуализировать представления учащихся о понятиях культурные традиции, культура¸ религия, этика, используя работу с тестом и текстом учебника. Сформировать образное представление отношения человека к Богу на основе работы с рассказом о Ване. Первичное ознакомление учеников с понятиями творчество, свобода, разум, совесть, добро, любовь и их конкретизация через ответы на вопросы в таблице.

Основные вопросы урока:

Тема урока 3 перекликается с темой урока 9 – «Православное учение о человеке». Там главные вопросы звучат так: «Чем Бог одарил человека?», «Что такое образ Божий в человеке?». Значит, на уроке 3 мы даём лишь первоначальное представление о дарах Творца человеку – то есть о том, что сотворённый Богом мир предназначался во владение человеку, создавался для него.

На уроке 3 мы должны, прежде всего, уяснить себе, в каких отношениях, с точки зрения православной культуры и веры, находятся Бог и человек, человек и Бог. Для этого необходимо обратиться к книге «Бытие», главе 1-й – к сюжету о сотворении мира.

1. Ребята, прочитайте на с. 8 небольшой рассказ о мальчике Ване и обратите внимание на фотографию Вани на с. 9.

Как вы думаете, Ваня – какой-то необыкновенный мальчик или обычный? (Обыкновенный мальчик, только верующий).

Что помогло мальчику преодолеть страх и броситься спасать котёнка? (Вера в Бога. Ваня сказал: «С Богом бояться не надо». Вера делает человека бесстрашным.)

Как Ваня объяснил свои чувства по отношению к Богу? Смог ли он объяснить, Кто это? (При мысли о Боге Ване хорошо, как бывает, когда он рядом с мамой или с папой. Он чувствует себя защищённо, тепло, спокойно.)

2. Какие дары Бог дал человеку.

Наши предки были верующими людьми. Да и значительная часть современных людей тоже верит в Бога. У верующих людей есть священная книга – Библия. Это самая древняя книга на земле. Она переведена на 2400 языков мира. В ней и рассказывается о том, Кто такой Бог. В Библии говорится, что Бог – это Творец, то есть Он сотворил мир и человека.

Чтение книги Бытия о сотворении мира и просмотр слайдовой презентации.

Учащиеся получают раздаточные листы с отрывками из книги Бытия, а также с дарами Творца человеку (вклеить эти листы в тетрадь – в домашнее задание).

Можно предложить детям сделать в тетради записи и зарисовки на тему «Дни творения». (Кадры мультфильма, например: шесть кадров — шесть дней творения. Рядом с каждым «кадром» поставить цифру – по дням творения. Можно кратко записать, что или кто было создано в этот день.

Заготовки для мультфильма можно распечатать заранее и предложить детям. А дома они вклеют «мультфильм» в тетрадь. На одном заготовочном листе размещены два «мультфильма», лист разрезать пополам. Шестой день творения – животных и людей — можно предложить детям нарисовать дома.)

Из книги Бытия мы видим, что Бог сотворил мир для людей. Вся земля с её природой, её богатствами, её красотой дана в дар человеку. Место для жизни человека Бог готовил особенно тщательно и заботливо, – это Райский сад. В нём есть всё, что нужно – и пища, и тепло, и общение, и возможность приложить и развить свои таланты.

От человека же требуется хранить дар Творца и – преумножать его. Заботиться о нём. Для этого человеку и дано такое множество талантов, способностей, с помощью которых он будет править миром и беречь его.

Ребята! Прочитайте, пожалуйста, на с. 10 учебника сообщение в рубрике «Это интересно». Какая существует связь между словом «Бог» и словом «дары»?

3. Это интересно. Слово «Бог».

4. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Сегодня мы узнали, что христиане верят в Бога-Творца. Бог для христианина – Тот, Кто сотворил мир, природу, всё живое и самого человека. И весь этот мир Создатель отдал в дар Своему любимому творению – человеку.

Как вы думаете, как же должны верующие люди относиться к Богу? (Ответы детей: с благодарностью, уважительно, почтительно, с любовью…)

Действительно, в православной культуре есть даже такое специальное слово, которое выражает отношение человека к Творцу, — «благоговение». То есть необычайно почтительное, трепетное отношение. Отношение любящего, может быть, даже восхищённого, сына (или дочери) к безгранично уважаемому им Отцу.

А поскольку Бог – Творец и, конечно, видит Своё творение – Его называют в православии Всевидящим – то верующий человек старается жить так, чтобы ему не за что было стыдиться перед Богом. В Ветхом Завете (а это часть Библии, к которой принадлежит и книга Бытия) есть выражение «ходить пред Богом». То есть люди старались никогда не забывать, что на них смотрит Бог, и никогда не совершать таких поступков, которые огорчили бы или прогневали Творца.

Это отношение выразилось даже в том, как православные христиане пишут слово «Бог». Прочтите сообщение из рубрики «Это интересно» на с. 11 учебника.

5. Это интересно. «Большая буква».

6. Выводы.

Итак, ребята, какие же выводы мы можем сегодня сделать?

Из книги Бытия мы узнали, что Бог-Творец дал человеку множество даров. Какие это дары? — перечислите их.

Человек, сотворённый Богом, чувствовал себя, как именинник, которому подарили чудесные подарки, и был очень благодарен за них Богу. Он хотел никогда не огорчать, а, наоборот, всегда радовать своего Создателя и жить так, чтобы, глядя на человека, Творец всегда был им доволен. То есть верующий человек, православный, всегда помнит, что над ним есть Бог, и старается не совершать зла.

1. Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда,

выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят:

«Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением,

восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или

бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во

дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие

напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

2. Пусть каждый из вас на чистом и аккуратном листе бумаги

нарисует ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно

напишет слово БОГ.

На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь,

обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе

связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.

7. Домашнее задание:

1) Устно ответьте на вопросы с. 11 учебника

2) Рисунок «Сотворение мира».

NB! Поскольку учебники часто на дом не выдаются, домашнее задание можно распечатать на листках. Раздать детям и также вклеить в тетради.

понятие

определение

культурные традиции

культура

религия

этика

Конспект урока по Основам Православной Культуры на тему » Бог и человек в Православии»( 4 класс)

Конспект урока по Основам православной культуры

Урок № 3

Тема : « Бог и человек в Православии»

Цель: духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников посредством приобщения к православной культуре.

Задачи урока:

1.Обучающая: актуализация смысла Священной истории для младших школьников с учётом состояния их духовно – нравственного развития;

2.Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

3.Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Оборудование:

Презентация

Компьютер

Проектор

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Всех собрал он на урок.

Ну-ка дети, все готов?

Начинаем ровно в срок!

На места все тихо сели,

Не нарушим тишину

Приготовились все слушать.

Я урок сейчас начну.

— Ребята, посмотрите на солнышко.( слайд 2)

-Скажите, у кого из вас такое же настроение? Каким бы вы хотели видеть наш урок? Повернитесь друг к другу. Положите ладошки. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу».

II. Актуализация знаний.

-Сегодня, как и на предыдущих уроках, мы продолжим знакомиться с окружающим нас миром, великой книгой, открывающей свои тайны каждому разумному человеку, научающей добру и красоте.

Но прежде, чем перевернуть еще 1 страницу этой книги, давайте вспомним о чем нам удалось узнать на предыдущем уроке.

1. Фронтальный опрос

— Что такое культура?

— Что такое религия?

— Какие слова благодарности вы знаете?

2.Работа в парах

Найдите соответствие между понятием слова и его определением ( слайд 3)

Родина Это правила ,нормы, обычаи, проведения праздников, встреча гостей

Культура Это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в

в нашем мире не одинок

Православие Это место, где человек родился, живет со своими родителями, друзьями

Христианство Это истинное представление о Боге и творении

Религия Это религия , которая проповедует то, что две тысячи лет назад Бог пришел

3. Индивидуальная работа

-Продолжите фразу.

Культура дает человеку знание о…

  1. Духовных ценностях

  2. Правилах хорошего тона

  3. Материальном состоянии народа

— Культура дает человеку знание о духовных ценностях( слайд 4)

-Религиозным человеком можно назвать, если …

1) Соблюдает правила ,установленные в его религии

2) Называет себя верующим

3) Знает основы религии

-Религиозным человека можно назвать, если он соблюдает правила , установленные в его религии( слайд 5)

— Что является самым важным показателем религиозности человека?

  1. Демонстрирование своего отношения к религии других людей

  2. Положение в церковном мире

  3. Вера

— Самым важным показателем религиозного человека является вера(слайд 6)

III. Самоопределение к деятельности.

1.Чтение текста по ролям (Слайд 7)

Множество детских рук гладили котенка, которого Ваня только что на глазах у всех спас от собаки:

— А тебе не страшно было?

— Поначалу было…

— А потом?

— А потом я кое-что вспомнил…

— Вспомнил? Что? О чем? Кого? — наперебой загалдели друзья.

— Вспомнил, что с Богом бояться не надо.

Ребята в недоумении замолчали.

Быстрее всех на новое слово отозвалась Леночка:

— Бог это кто? Дяденька в черном платье и бородой? Я его по телевизору видела! Но тут его не было!

Все засмеялись, включая Ваню. Но затем он стал серьезным:

— В черном платье и с бородой это, наверно, священник. Это человек, который служит Богу. А Бог…

Ваня снова растерялся. А потом тихо сказал:

— Ну не смогу я это объяснить. Просто когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. Ну, как бывает, когда вместе с отцом что-то мастеришь. Или когда мама обнимает. Но маму-то я вижу. А Бога я не вижу. А всё равно чувствую что-то доброе…

Оцените поступок Вани. Объясните, почему вы так его оцениваете.

— Можно ли назвать ( считать) Ваню верующим человеком?

(Да, т.к. он уверен, что Бог есть.)

— С кем сравнивает Ваня Бога? Почему?

( Ваня сравнивает Бога с отцом или мамой потому что чувствует его защиту.)

 Ваня не смог объяснить своим друзьям, кто такой Бог. А вы можете?

— Задайте вопрос на который мы должны ответить на нашем уроке.

— Какова цель нашего урока?

2) Прослушивание стихотворения

Над землею солнышко
Ясное встает.
За окном воробышек
Радостно поет.

Росы серебристые
На цветах горят.
Выйдем в поле чистое
Мы рассвет встречать.

Этот мир прекрасный
Нам Создатель дал.
Хочет Он, чтоб каждый
Истину познал.

Чтобы каждый понял,
Что на небесах
Есть Отец всесильный,
Есть Податель благ.

IV Физкультминутка ( слайд 8)

А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

V Изучение нового материала

-Итак, тема нашего разговора «Человек и Бог в православии». (слайд 9)

1) Прослушивание Легенды про град Китеж

Слышали ли вы легенду о невидимом граде Китеже? О городе, что исчез под водою и живёт там незримою блаженною жизнью? А случилось это так «Не было на земле русской города краше Китежа. ( слайд 10)

Далеко разносилась о нём молва: о пышных дворцах, узорчатых теремах, белых злато-купольных храмах, колокольнях, звенящих в поднебесье. Славные мастера жили в этом городе, трудолюбивые и умелые. Мудрый князь правил Китежем: выше богатства ставил он благочестие и добро. И не было в городе нищих, убогих и брошенных. Но пришла в Китеж беда нежданная.

Словно грозовая туча, надвигалось из-за горизонта татаро-монгольское войско. Враги неслись на мохнатых низкорослых скакунах, вздымая клубы пыли, гортанно крича, посылая во все стороны град смертоносных стрел. Сама смерть чёрным знаменем реяла над их несметными полчищами, оставляя за собой горький дым и кровавое зарево пожарищ, разорённые города и поруганные храмы.

Надрывно стонали колокола. Город Китеж взывал о помощи. Встал стар и млад на защиту родного города. Не смолкал плач; не переставая днём и ночью, шли службы в храмах. И услышал Бог их молитву. Встал на защиту праведных. Избавил Он город от дикой орды, от разорения и погибели. Уже видели татары впереди крепостные стены и огни сторожевых башен, слышали тревожный гул набата – и вдруг всё разом исчезло! Подскакав на разгорячённых конях к месту, где только что виделся город, враги онемели от изумления: перед ними оказалось чистое бездонное озеро!(слайд 11)

Вода его была столь прозрачна, что, казалось, озеро сияет. И неясно было – волны ли о берег бьют, колокола ли перезванивают? В ярости повернуло татарское войско».

Говорят, и доселе в ясный день из неизведанной глубины таинственного озера Светлояра слышен колокольный перезвон. А некоторым, особенно терпеливым и чистым душою людям, посчастливилось рассмотреть в его завораживающей бездонности храмы и колокольни, башни и терема…(слайд 12)

Подобно сказочному граду Китежу есть рядом с нами другая, невидимая страна. Всё в ней удивительно. Всё благость и свет!

Это недоступное для многих людей Царство Духа. Слышали ли вы когда-нибудь об этом дивном Царстве? Тогда мы постараемся немножко узнать об этом царстве.

2) Беседа

 Откуда к нам пришло слово «Бог»?

В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке «бага» или «бхага» – это доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

3)Рассказ учителя

Бог открыл людям о Себе ,что Он — бестелесный и невидимый Дух. Есть вещи, которые мы не можем увидеть, услышать, потрогать. Однако на свете есть много вещей, которые не нельзя осязать, но без которых нам невозможно жить. Это — любовь, ум, совесть, радость, добро.

«Мы не видим Бога, — часто говорят неверующие люди, — значит Его нет». Однако мы не видим и воздух, который нас окружает, но чувствуем, что мы им дышим и без него не можем жить. Бога мы тоже не видим, но действие Его и проявления, мудрость и силу Его мы видим повсюду в мире и ощущаем в самих себе.

Все свойства Божии исходят как солнечные лучи от Единого Бога.

Я расскажу вам, как Бог создавал мир.

Что же Бог сотворил в первый день? В начале, Бог сотворил небо и землю. 3емля состояла из бесконечного множества маленьких частичек. Из этих маленьких частичек Бог и строил мир. Вокруг была пустота и тьма над бездною. Было темно. И сказал Бог: «Да будет свет!» И стало светло. И разделил Бог свет и тьму и назвал их днем и ночью. ( Слайд 13)

В о второй день по слову Божию появилось небо (облака, воздух). ( слайд 14)

В третий день Бог собрал воду в определенных местах — получились моря, озера, реки. А освободившаяся земля по велению Божию покрылась красивыми цветами, кустами, деревьями — растениями. ( слайд 15)

В четвертый день Бог создал небесные светила: солнце, луну и звезды. ( слайд 16)

В пятый день Бог заселил моря рыбами, а землю — пресмыкающимися и птицами( слайд 17)

В шестой день на земле появились разнообразные крупные четвероногие животные. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими, над птицами небесными, над зверями земными… ( слайд 18)

В тот же день Бог сотворил человека, у которого была разумная душа, которая могла понимать добро, и воля, чтобы свободно стремиться творить добро. ( слайд 19)

— Каким Бог сотворил этот мир и человека в нем? Какими еще дарами наделил Бог человека, мы попробуем узнать познакомившись с произведением К.Д. Ушинского «Размышления маленького христианина о человеке».

«Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Теперь мое тело живет, питается и растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.

Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.

Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.

Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.

Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.

Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.

 Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.

Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными.

В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.

Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной.

VI Физкультминутка для глаз( слайд 20)

VII Закрепление изученного материала

-Послушайте, пожалуйста, рассказ-загадку и попробуйте понять, о чём здесь идёт речь. «Чудный домик»  ( слайд 21)
Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются. В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, — на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах. 
(К.Д. Ушинский) 

Учитель: — А о ком же была вся загадка? (О человеке)
— Давайте разгадаем значение данных слов-загадок? ( слайд 22)
Хозяйка – д _ _ а 
Домик – т _ _ о 
Эконом – с _ _ _ _е 
Зала – л _ _ _ _ е 
Ставенки – г _ _ _ а 
— Как вы считаете, что же является главным в этом чудном домике? (Главная в домике – это душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться ). 
Учитель: Тело – это храм для души, а душа – образ Божий в человеке. Душа важнее тела. Значит, чтобы душа была в порядке, нужно оберегать её от всего дурного и неполезного, как и тело.

VIII Рефлексия

— Закончи предложение
На уроке я узнал, что… 
Оказывается, что… 
Я понял, что…. 
Родителям я хотел бы рассказать, что

IX Подведение итогов урока

— С какой темой познакомились сегодня на уроке?

-Объясните своими словами « Кто такой Бог?»

— Каким Бог сотворил этот мир и человека в нем?

Любите Бога ( слайд 23)

Лесной ручей бежал, журча,
Благоухала сныть-трава, кругом раскинув кружева,
И в нежном пении ручья звучали мудрые слова:
«Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!»
Весенний ветерок живой шептал, слегка шурша листвой:
«Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!» 
Небес сияла синева, и золотом лились слова:
«Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!»

Благодарю вас за работу

X Домашнее задание

Нарисуйте рисунок на тему «День творения Мира».

«Человек и Бог в православии». 4 класс

Методическая разработка урока на тему: «Человек и Бог в православии».

4 класс

Данилина Ирина Александровна, учитель начальных классов

Цель урока: объяснить учащимся сущность вера в Бога, раскрыть понятие — что

«Бог есть любовь, творец, разум, доброта, совесть».
Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с представлениями православных христиан о Боге как о Творце мира, об Его роли в жизни верующего человека, научить учащихся объяснять связь человеческих представлений о Боге с законами и правилами жизни.

Воспитывающая: формировать уважительное отношение к мировоззрению верующих людей, вызвать интерес узнать о законах добра и гармонии в мире, помочь приобрести целостное мировосприятие на основе религиозного и научного представлений.

Развивающая: развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание; развивать чувства прекрасного, восхищение красотой природы и понимание своей ответственности по отношению к природе как Божьему творению.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. На партах: учебник, тетрадь, карточки к уроку, дневник, ручка
2. Проверка домашнего задания

Какие черты православной культуры вы встречали в нашем городе?

3. Актуализация знаний. 
Чтение высказывания к нашему уроку на доске.
«Бог творит все как хочет, а человек — как может».
Вы, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».
— Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия?

Объясни своё мнение по этому поводу. Какое слово звучит в выражениях?
— слово «БОГ»
— О чем это высказывание?
— Сегодня мы поговорим, о том Кто есть Бог, и кто есть человек.

Тема урока «Бог и человек в православии».

4. Изучение нового материала.

— К сожалению, есть люди, которые ничего не знают о Боге и потому считают, что Бога нет. Вы можете спросить: «А разве верующие люди видят Бога? Откуда они знают о нём?».

Мы знаем из Библии, что Бог невидим. Но ведь многое в мире, важное для нас, невидимо. Мы не видим воздух, которым дышим и без которого не можем жить.

Радость, доброту, любовь – прекрасные чувства – тоже нельзя потрогать, увидеть, — мы их ощущаем сердцем.

Присутствие Бога верующие люди чувствуют сердцем. Каждый православный христианин знает, если мы обращаемся к Господу (так называют Бога) даже мысленно, про себя — он слышит нас.

Обращение человека к Богу называют молитвой. Во всех трудных жизненных ситуациях мы можем обращаться к Богу с молитвой, просить Его помочь нам. И эта вера придаёт человеку силы, он преодолевает все трудности на своём пути, совершать добрые поступки.

— Как часто человек нуждается в человеке? Как часто человек нуждается в Боге? Как вы думаете, с какого момента человек стал обращаться к Богу?
— Мы нуждаемся в общении, в помощи, в любви, то, что может нам дать человек. Мы нуждаемся в вере в Бога, потому что в безвыходных ситуациях, мы можем надеяться только на Него.
— Где можно узнать о том кто или что есть Бог?
— Как Бог показывает, что он существует?
— Как человек может ощутить Бога?
— Что нам могут дать знания о Боге?
— Что есть человек?
— Согласно Библии человек состоит из духа, души и тела.
— Как вы думаете, как у человека проявляется наличие души? 
— Как у человека проявляется наличие духа?
— А что есть дух?
— Существо умное, разумное, думающее, чувствующее, переживающее, нуждается в пище, в воздухе, в родных, в близких, в общении и т.д. — Он чувствует, переживает.
— Человек радуется, смеётся, рыдает, грустит. 
— Дух – высшая способность человеческой души, посредством которой человек познает Бога.
— Хотите услышать одну историю про мальчика, вашего ровесника?

Работа с текстом с. 10-12 .

— Кто хочет прочитать вслух? ( Чтение рассказа обучающимися.)

— В статье учебника разные действующие лица, так или иначе, высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка.

— Что вас поразило в мальчике Ване?

— Можно ли назвать Ваню православным человеком?

— Как его убеждения проявились в поступке?

Запишите в тетради слова, которыми называют Бога.

Сделать вывод.
Бог — Творец, свобода, разум, совесть, доброта, Любовь. Бог всегда был только Любовью и Ему не надо никого судить, ибо Он всех любит.
Вывод: В православной культуре Бог живёт в каждом человеке, так как человек наделён умением любить, думать, творить, быть добрым, свободным.
5. Закрепление нового материала.

— Обратите внимание ещё раз на тему урока – «Человек и Бог в православии».

Люди издавна задумывались, какими качествами надо обладать, как поступать, чтобы приблизиться к Богу.

— Давайте распределим слова на две группы: « Что удаляет человека от Бога?» и «Что помогает человеку быть ближе к Богу?».

( Работа учащихся у доски с обоснованием своего выбора.)

Что удаляет человека

от Бога?

дерзость

жадность

непослушание

обида

обман

Что помогает человеку

быть ближе к Богу?

молитва

соблюдение заповедей

добрые поступки

любовь к ближним

забота о родных

— Как можно, одним словом обобщить слова из первой лесенки? ( Зло.)

— А из второй лесенки? ( Добро.)

— Куда нас могут привести ступеньки зла?

— Куда ведут ступеньки добра?

— А легко ли на самом деле ежедневно идти по этим ступенькам?

— Но каждый добрый поступок оставляет след в сознании, в нашей душе.

— Какие ваши поступки вызывают радость родителей и окружающих?

— А вот плохие чувства и поступки надо сдерживать. Как вы считаете, зачем?

(Чтобы человек мог жить на Земле, ему надо сохранять мир, а не разрушать его. Плохие поступки разрушают мир.)

— Человек – существо разумное, умеющее думать и понимать. Человек способен не только на хорошие поступки, но и на плохие. Поэтому важно каждому научиться понимать, как правильно поступать.

— Какие советы, законы добра вы можете придумать по отношению к мыслям, словам и поступкам любого человека?

( Плохо не думай, плохо не говори, плохо не делай.)

6. Рефлексия учебной деятельности.

— Ребята, на какую тему мы размышляли сегодня на занятии?

— Что нового каждый открыл и узнал для себя?

— Над какими духовно-нравственными проблемами заставил вас задуматься этот урок?

— Какие законы добра мы придумали для всех людей?

— Пожалуйста, в завершении нашего урока, напишите на листочках , какие поступки не надо совершать в жизни или какими нужно быть людьми, и прикрепите этот листок на доску.

7. Домашнее задание

Стр. 14 вопрос 4

Презентация к уроку (4 класс) по теме: Человек и Бог в православии

Слайд 1

Человек и Бог в православии Урок 3

Слайд 2

Ты, наверное, обращал внимание на то, что люди иногда, выслушав кого-либо или выполнив какое-нибудь дело, говорят: «Слава Богу!». Или, наблюдая за чьим-то недостойным поведением, восклицают в досаде: «О, Боже!». Может быть, ваша мама или бабушка, отправляя вас в школу, на тренировку или просто играть во дворе, говорит вслед: «Ну, иди с Богом!».

Слайд 3

Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия?

Слайд 4

Пусть каждый из вас изготовит ромашку с длинными лепестками. В центре цветка крупно напишет слово БОГ

Слайд 5

На лепестках ромашки запиши слова, которые, как ты думаешь, обозначают явления, понятия, предметы, которые так или иначе связаны с тем, что написано в центре цветка. Раскрась свою ромашку.

Слайд 6

Тема урока: Человек и Бог в православии.

Слайд 7

Ваня с котёнком

Слайд 8

Бог Для Вани… Для Леночки.. В статье учебника разные действующие лица так или иначе высказывают разные представления о Боге. Как представляют себе Бога Ваня, Леночка. Найди ответ в статье учебника

Слайд 9

Для тебя Бог

Слайд 10

Нужна ли сила для совершения добра? Это какая сила: физическая, сила воли, духовная сила? Изменится ли твоё поведение от того, что ты будешь знать, что за тобой постоянно наблюдает тот, Кто любит тебя? Какие чувства руководили Ваней, когда он ринулся спасать котёнка? Кто сильнее, умнее, разумнее: Ваня или котёнок? Что могло помешать Ване спасти котёнка? Были ли какие-то внутренние силы, которые могли помешать спасти котёнка?

Слайд 11

К кому обратился человек, если о Том , к Кому он обратился, написано вот так: « И человек обратился к тому, Кто …». к Богу

Слайд 12

К кому обратился автор следующих реплик: «Я обратился к создателю этого фильма» и «Я обратился к Создателю »? 1.человеку 2.Богу

Слайд 13

Происхождение слова Бог В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад (то есть вплоть до пятого тысячелетия до нашей эры) говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая индусов). На этом древнем индо-европейском языке « бага» или « бхага» – это доля, порция, удел, часть . Затем же это слово стало обозначать того, кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

Слайд 14

БОГ для мира — законы природы БОГ для человека- законы добра: совесть, доброта, любовь.