Любовь к Богу. Как чувствовать её?
Они могут быть серьезны в намерении достичь успеха в бизнесе, но, начав говорить с ними о чем-то возвышенном, вы не найдете в них ни теплоты, ни доброты, ни простоты.Пошлость обнаружите, хамство, лицемерие, деловую хватку, но любви от этого не прибавится. А если человек занимается бизнесом, но при этом любит Бога, то у него и деньги водятся, и всеми добродетелями он наделен, а для своих подчиненных он как отец.
Однако не всё так просто. Часто люди, вставшие на путь поиска Бога, ведут себя неправильно. Многим из нас присуща такая отрицательная черта, как двойственность — эгоистичное понимание истины. И неправильное поведение человека, вставшего на духовный путь, состоит в том, что он думает: «Раз я люблю Бога, значит, всех остальных я любить не должен». Вот это и называется двойственностью. И люди, вставая на духовный путь, чаще всего именно такую ошибку и совершают. Жена заявляет мужу:
«Ты — материалист, больше я не хочу иметь с тобой ничего общего. Ты мясо ешь, значит, ты мясоед». Или: «Я не хочу иметь с вами ничего общего, мне такая работа не нравится, на ней одни материалисты работают. Я увольняюсь, буду общаться с духовными людьми, хочу жить отдельно, хочу того, хочу сего».
Другими словами, человек начинает примерять свой эгоизм к духовным отношениям. Если он ведет себя так, то может наломать много дров. И только потом, опомнившись, начнет думать: «Вот я стремился к Богу, и чего достиг в результате? Я потерял работу, жену, семью. Всё потерял, и у меня ничего не осталось.
Что же это за любовь к Богу, когда ничего не остается? Счастья в жизни стало меньше, хотя обещано было больше». Но не любовь к Богу разорвала все его отношения с людьми. Дело в том, что он даже Бога пытался любить корыстно, для себя. Для себя самого он бросил семью, для себя бросил работу — всё бросил ради себя. Зачем? Чтобы полюбить Бога для себя же.
Есть такой феномен: когда человек молится Богу искренне, то чувствует к себе любовь Бога, и вместе с ней в нем появляется истинное чувство собственного достоинства. Чувство собственного достоинства делает человека независимым от проявления чужих недостатков, и он уже не будет нервничать, сталкиваясь с ними.
По этой причине человек, искренне любящий Бога, не станет порицать и недолюбливать тех, кто любит Бога, но служит Ему не так, как он. Все, кто враждебно относится к представителям других духовных традиций, на самом деле являются скрытыми материалистами. Они не чувствуют внутри себя милости Бога и потому на всех злятся.
У тех, кто не уважает верующих других религиозных традиций, в действительности отсутствует истинное чувство собственного достоинства. Потому что истинное чувство собственного достоинства всегда бескорыстно.
Когда люди теряют чувство собственного достоинства, у них проявляется стадный инстинкт. У многих людей, живших при советской власти, не было чувства собственного достоинства. Почему его не было? Потому что вера в счастье, в светлое будущее у большинства людей была неоформленной и держалась на лозунгах и агитации.
А вера всегда должна основываться на чистом знании, проверенном опытом многих поколений. Глубина и чистота веры порождает чистую любовь, которая усиливает истинное чувство достоинства человека. Даже мирская любовь усиливает чувство собственного достоинства, что уж говорить о любви духовной.
Так, например, у молодого парня, полюбившего девушку, появляется чувство собственного достоинства, и он перестает слушаться родителей. Если родители видят, что сын перестал слушаться их, ведет себя слишком независимо, значит, скорее всего он в кого-то влюбился. Влюбившись в девушку, он, сам не понимая того, остальных людей начинает игнорировать, заявляя: «Все вы мне не нужны, мне и без вас хорошо».
Человека всегда связывают узы его любви. Почему маленький ребенок так сильно привязан к своим родителям? Он их любит, потому и привязан к ним. Половое созревание отрывает детей от родителей. После того как сын созрел, он отрывается от родителей, и любовь его переключается на девушку.
Если же до его созревания родители воспитывали в нем бескорыстие, то, несмотря на привязанность к девушке, взрослый сын сохранит на основе бескорыстной любви и привязанность к родителям. Сохраняется между людьми только бескорыстная привязанность.
Если Бога пытается полюбить человек, который до этого всю жизнь был эгоистом, то его чувство любви к Богу какое-то время будет оставаться эгоистичным. В результате он всех бросит, попытается от всех отказаться, ему на всех будет наплевать.
Это говорит не о любви к Богу, а об усилении чувства собственного достоинства, причем в сторону эгоизма: «Я такой религиозный!» Подобной внешней религиозности следует избегать.
Человек, который действительно полюбил Бога, проникается любовью и ко всем живым существам, потому что видит в них проявление Господа. Поэтому он не собирается ни от кого отказываться, а, напротив, стремится всем помочь. Он сострадает своим несчастным родственникам, которые не чувствуют любви к Богу.
Он сострадает всем, даже собачке, живущей у него в доме; выгонять ее он не станет, хотя понимает, что из-за нее может привязаться к животной форме жизни. Он думает: «Пусть собачка живет, я буду кормить ее освященной пищей, и в будущем она получит тело человека». О других людях он думает:
«Каждый человек чувствует счастье по-своему, и этого его не надо лишать. Пускай живет, как может. Надо постараться дать ему больше счастья, а негативным отношением к нему этого не сделаешь».
Настоящая любовь к Богу — это недешевая вещь. Веды объясняют, что человек, не научившийся выполнять свои обязанности перед другими, часто, даже стремясь к Богу, сбивается с пути, потому что все еще остается эгоистом.
Если мы действительно честно стремимся к Богу, то должны научиться выполнять свои обязанности перед окружающими людьми. Надо научиться действовать бескорыстно и в отношениях с родственниками, и с другими людьми, которые нас окружают. В противном случае эгоистичное чувство захлестнет наше сознание, и у нас не останется никаких шансов, чтобы прогрессировать в духовной жизни.
Человек должен учиться выполнять свои обязанности перед близкими людьми. Это не главное в жизни, но делать это необходимо ради того, чтобы очистить сердце от эгоизма и остатков корысти. В «Бхагавад-Гите» говорится, что даже мудрецы, постигшие истину, не должны отказываться от выполнения своих обязанностей.
Как проявляются остатки корысти? Человек хочет от всех уйти, ему никто не нужен. Но корысть может проявиться, даже если мы становимся в какой-то степени ответственными.
Есть и другая крайность — выполняя свои обязанности перед окружающими людьми, мы ненароком можем привязаться к материальному счастью.
Допустим, я выполняю свои обязанности, работаю хорошо, с любовью, получаю деньги за свой труд. Веды говорят, что если я привязываюсь к этим деньгам, то меня охватывает материальный вкус к счастью, и любовь к Богу начинает таять.
Выполняя обязанности перед окружающими людьми, человек должен делать это во имя Господа. Работать не ради зарплаты, но во имя Бога.
В результате мы привязываемся к тому, что помогает нам получить высший вкус к счастью. Это не значит, что мы перестаем любить своих близких; мы любим их, но бескорыстной любовью, мы не ждем от них обязательной ответной любви. Чего мы хотим в глубине сознания? Мы хотим достичь любви к Богу.
Олег Торсунов из книги «Сила характера — Ваш успех»
У меня шизофрения. Как почувствовать Бога?
Вопрос читателя:Здравствуйте! У меня шизоидное расстройство личности, и, как мне кажется, из-за этого у меня нет веры. Умом я понимаю, что Бог есть, я молюсь, читаю православную литературу, хожу в храм, начал соблюдать пост, но я не чувствую ничего… Скажите пожалуйста, что мне делать? Я хочу ощутить присутствие Бога в своей жизни, но у меня не получается.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Вы задали очень глубокий и непростой вопрос. О вере и о Вашей духовной жизни Вам нужно поговорить с двумя людьми обязательно лично – с лечащим врачом и со священником.
Психиатр, который понимает особенности Ваших восприятий, подскажет, как они могут отличаться от восприятия большинства людей и на что нужно обратить внимание.
Священник же поможет Вам выстроить Вашу духовную жизнь – как часто Вы будете причащаться. исповедоваться, за какими моментами Вашей внутренней жизни следить. Батюшка непременно должен знать о Вашем диагнозе (и и советоваться будет правильно с одним священником и – повторюсь – регулярно) и о тех особенностях, о который Вы будете знать от Вашего врача.
С Божией помощью, так Ваша духовная жизнь будет выстроена правильно. С обоими людьми говорите открыто и искренне, это в Ваших интересах и так правильно.
Это то, что Вы должны сделать с Вашей стороны. Ощущение же присутствия Божия – это очень тонкая вещь, человек далеко не всегда может его ощущать, и это нормально. Значит, это ему непомерно. Доверяйте Богу, Он лучше любого человека знает, что и когда Вам нужно. И в тот момент, когда Вам будет это необходимо и нужно, Вы непременно почувствуете. А пока не надо – и не надо. Вы просто знайте, что Бог есть, что Он создал всех людей, в том числе и Вас, что Он любит Вас и каждого человека и что через Церковь и Таинства церковные Он подает людям свою благодать.
Молитесь, черпайте благодать в Таинствах, ведите духовную жизнь под руководством священника, аккуратно выполняйте рекомендации врача – и этого достаточно.
Храни Вас Бог!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Как почувствовать любовь и счастье внутри
Счастье — это состояние человека, когда он больше всего удовлетворен внешним и внутренним состоянием. Это осмысленная жизнь, реализация человеческого призвания и ощущение безусловной любви.
Смысл жизни — осознать себя.
Когда это происходит все тело наполняется жаром, ощущаются приятные волны энергии внутри, расширяется сознание, тело чувствует себя живым.
Как стать счастливым?
Душевные травмы в детстве создают чувства отверженности, вины, стыда, страха. Человеку нужны эти травмы: через них он может осознать себя. Чтобы они не перешли в психосоматику, в хронические болезни, человек работает со специалистами — психологом, коучем. Так он может вспомнить себя настоящего.
Проработки помогают понять причины своих негативных состояний и повышают уровень сознательности. Процесс вспоминания происходит через осознание боли и страданий.
Человек — это энергия любви, которая проявляется через тело. Чем выше осознанность, тем более человек эмоционально зрелый.
Осознанность — это быть в моменте «здесь и сейчас» и понимать свои внутренние процессы.
Человек способен мыслить, думать, размышлять, осознанно формировать новые привычки поведения. И от этого внутреннего состояния человека зависит его энергетика.
Чем выше энергетика человека, тем более высокие он чувства ощущает — благодарность, принятие, разумность, радость, гармония, божественная любовь. Чем ниже энергетика, тем чувства более низкочастотные — гордыня, гнев, похоть, страх, вина, позор, стыд.
У каждой мечты и цели есть своя энергетика. Когда они синхронизируются с энергией человека, в жизнь приходит желаемое. Кредиты и долги ускоряют получение желаемого, но формируют чувство долга, вины и стыда.
Это связано с тем, что вибрации человека схожи с вибрацией цели. Пока человек ищет счастье через внешнее, у него внутри будет чувство пустоты, которую только усилят достижения.
Смысл жизни человека: осознать себя, свою уникальность, поделиться ею с миром, прочувствовав экстатическое чувство любви в себе.
Для этого нужно отпустить своё прошлое, осознав все ресурсы, которое оно дало. Ответ на вопрос «чему хорошему я научился» поднимет вибрации. На место страхов, обид и боли придёт благодать.
Сердце открывается, когда мы делимся своей ценностью, и нас слышат. Когда делишься уникальностью, человек получает признание талантов и способностей.
Чем больше людей прочувствует экстатического чувство любви, тем быстрее планета выйдет на новые вибрации. Сознание планеты зависит от уровня энергетики каждого человека. Мы — маленькие клеточки единого планетарного сознания, от вибраций которых зависит очень многое.
Чтобы на планете прекратились голод, войны, нищета, насилие, осуждения, убийства и канули в лету детские дома, тюрьмы и больницы, нужно стать счастливыми, осознав себя.
От чего зависит уровень счастья каждого человека?
Чем больше любви внутри, тем легче услышать желания души. Исполнение желаний души усиливает счастье. От осознанности зависит понимание внутренних переживаний.
Чтобы стать счастливым, нужно:
- перестать осуждать
- отпустить прошлое, взяв оттуда энергетический ресурс в виде опыта и знаний
- осознать свою уникальность
- активировать источник любви
- стать счастливым
- поделиться с миром
Когда взрослые смогут ощутить настоящую любовь внутри, тогда детям не придётся проходить уроки жизни через боль и страдания. Состояние любви и счастья будет встроено. Будьте счастливы!
Фото: https://www.instagram.com/smwysel/
понятие и примеры. Что значит любить Бога
Любовь к Богу – понятие, для изучения которого следует обратиться к Библии. С древних времен человечество открывало для себя тайны Святого писания, находя все новые и новые истины. В данной статье будет проанализировано понятие отношения к Богу, приведены примеры из реальной жизни.
Раскрытие понятия любви
Любовь – это самое возвышенное и драгоценное слово, которое может быть в человеческом языке. Оно передает наши отношения к таким понятиям, как вещи, лица и идеи. «Люблю» мы можем говорить о картинах и квартирах, котах и вкусной еде, музыке и автомобилях.
Сейчас одним словом «любовь» передается целый букет значений. Но это принято не во всех языках. Например, у греков одним из вариантов этого слова является «эрос» — передача понятия плотской любви.
Словом «филия» характеризуется проявления душевного влечения, отличающегося искренностью, чистотой и преданностью.
Третьим значением является «агапи» — как выражение высшей степени привязанности, духовного проявления этого чувства, святой любви к Создателю.
Как указано в Слове Божьем, человек имеет тройную сущность – тело, душа и дух. Проявлениями любви являются чувства плотские, душевные и духовные. Следовательно, древние греки оптимально точно разделили понятие между тремя словами.
Для раскрытия понятия любви к Богу важно знать слова из Библии, которые принадлежат Иоанну.
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем помышлением твоим. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Этим замечательным изречением можно кратко охарактеризовать, какой должна быть сила любви к Богу – не менее, чем к самому себе. Именно этим двум заповедям суждено быть основополагающими.
Особенная любовь
Причем важно помнить об особенности отношений к Господу. Она не должна превращаться в поклонение идолам. Любовь к Богу позволяет нам облагораживать, направлять и согревать свою душу. Несмотря на простоту заповеди о Любви к Всевышнему, это чувство должно быть многогранным. Для постижения этой науки надо многое понять, чтобы достичь совершенства.
Тогда этим чувством будет наполнена душа, что приведет к преобразованию существа, озарению мыслей, согреванию сердца, направлению воли. Всевышний должен стать настолько родным, чтобы превратиться в смысл человеческой жизни.
Примеры любви
Что значит любить Бога, можно узнать на примере изречения Аввы Дорофея. Он сравнивает это чувство с большим кругом, центром которого является Создатель. Люди же будут точками по радиусу этого круга. Тогда можно проследить взаимосвязь любви к Творцу и ближним. Когда точки радиуса приближаются к центру, то они становятся ближе и друг к другу. Приближение к Богу одновременно означает и приближение к людям. Несмотря на недоступность места обитания Бога для простых людей, его присутствие должен ощущать каждый из нас. Для нас важно, чтобы был Бог в душе.
Еще одним конкретным примером может быть чувство, когда мы скучаем по любимым людям, если вынуждены быть от них далеко. Поэтому каждый раз, находя возможность поговорить со Всевышним, надо радостно ее использовать. Для общения человека, любящего Бога, со своим создателем не обязательно формировать специальные условия или идти в храм. Это можно делать во время работы или отдыха, дома или в дороге. При посещении церкви сила такого обращения увеличивается. Так как в Библии указано, что если два и больше человека собрались, чтобы помолиться, там будет и Всевышний. При постоянном обращении к Богу человек превращается в живой храм и получает особое отношения Создателя.
Добрые дела
Примерами любви к Богу может быть и ситуация, когда мы не хотим огорчать людей, которых любим. Поэтому стараемся делать все, чтобы угождать им. Так и с Господом – надо испытывать боязнь к нему, благоговение и любовь. Греховные поступки и мысли, несоблюдение заповедей – это те дела, которые могут обидеть Творца.
Также счастье любимых нами людей мы можем ставить выше собственных благ. Так и для славы Божьей важно совершать поступки и думать таким образом, чтобы не огорчать Создателя. Тогда люди смогут насладиться Царством Добра.
Особенности отношений с ближними
Проповедь о любви к Богу и ближнему содержит советы, которые помогут быть ближе к Создателю. Для того чтобы проявлять любовь к Господу, необходимо:
- Быть скромным и доброжелательным, тихим и миролюбивым. Этот совет был дан преподобным Серафимом Саровским.
- В отношениях между людьми должно быть доверие и желание совершать для них добро.
- Не приветствуется демонстрация своего превосходства перед окружающими.
- Уступчивое отношение к людям делает человека ближе к Создателю.
- Недостатки ближнего не должны критиковаться и подчеркиваться.
- Важна чистота помыслов относительно других людей.
- Терпеливое перенесение обид без демонстрации своих настоящих чувств поможет проявить любовь к Создателю.
- Как и молитва о других людях, и поддержка скорбящих с помощью ласковых слов.
- Открытое и спокойное высказывание людям претензий без желания оскорбить их.
- Деликатное оказание помощи, чтобы она не выглядела одолжением.
Если проанализировать перечисленные пункты, можно прийти к выводу, что в их выполнении нет никаких сложностей. Достаточно запастись добрым настроением и желанием.
Также важно помнить, что совершение малых поступков добродетели гораздо полезнее, чем масштабные дела, которые могут только испортить ситуацию. Этот совет указан и в Библии.
Отношения между Господом и человеком
Любовь Божия нисходит с неба на землю. Любовь человеческая устремляется с земли на небо.
Так указано в Священном Писании. Бог именуется любовью, Христос – воплощает эту любовь, миссия Святого Духа – проявлять силу любви, у Церкви предназначение – быть колыбелью, храмом, сокровищницей и хранительницей любви.
О Божией Любви сказано в Евангелие. Человек должен свято верить, что Бог есть любовь. И что Творец любит каждого из нас. Он создал Человека точной своей копией, при этом проявляя любовь к своему творению. Следовательно, Бог рассчитывал на то, чтобы ему было с кем общаться. Он так и делал, проводя общение с Адамом в Райском саду. Так было до момента грехопадения, когда Адам вкусил запретный плод. С тех пор Бог больше не общается напрямую с людьми.
Избранные
Но в каждом поколении находились избранные люди, которые могли видеть и слышать Творца. Их называют праведниками. Через них другие верующие люди могут узнавать истины Божьи.
Наивысшей степенью проявления любви Бога к человеку была жертва, когда Господь отдал за нас своего сына. Примером гибели Иисуса он показал, что у всех христиан есть шанс на воскресенье. Как же человек может проявлять свою любовь к Творцу? Для понимания этого чувства есть древние молитвы.
О любящий Отец мой небесный! Научи меня любить Тебя всем сердцем моим, дабы любовь к Тебе и ни к чему временному наполняла мое сердце.
Научи меня, Боже, любить Тебя всею волею моею. Умертви во мне всякое своеволие. Помоги мне всегда делать только то, что Тебе угодно и что Ты желаешь.
Научи меня любить Тебя всею душою, бороться и умерщвлять в себе недобрые чувства, собственные аппетиты, дурные привычки и привязанности.
Научи меня любить Тебя всем разумом моим, отвергая всякий иной разум, иные суждения и понимания, не имеющие ничего общего с Твоим Божественным разумом и откровением.
Научи меня любить Тебя всею силою моею, помоги напрячь и сосредоточить всю мою энергию только для того, чтобы любить так, как Ты желал бы, чтобы я Тебя любил.
О, Бог Любви! Зажги во мне Твою неугасимую, вечно любящую любовь Христову, чтобы я был тем, чем Ты хотел бы меня видеть и делал то, что Ты желал бы, чтобы я делал.
О вечный, неиссякаемый Источник Любви! Если бы только люди познали Тебя и уразумели Твою любовь! Если бы они постигли, насколько Ты достоин нашей абсолютной любви! Как чудесен Ты для всякого, кто уже любит Тебя, как силен Ты для всякого уповающего на Тебя, как невыразимо сладок Ты для всех тех, кто наслаждается непрерывным общением с Тобою; ибо Ты — бездна всех сокровищ и океан всех благ!
Верь в великую силу Любви! Свято верь в Ее крест побеждающий, В Ее свет лучезарно сияющий. Мир, погрязший в грязи и крови! — Верь в великую Силу Любви!
Способы проявления любви к Богу
Их множество. В Библии сказано: «Возлюби Бога всем сердцем». Каким же способом можно показать Создателю свои чувства? Для проявления и доказательства своего отношения к Творцу человеку хотелось бы видеть объект любви. Довольно трудно передавать свои чувства тому, кто скрыт он наших глаз. Также сложно определить, насколько настоящими являются наши чувства к Богу.
Считается, что для того, чтобы передать любовь к Создателю, достаточно соблюдения Заповедей. Этого довольно, но насколько сложно следовать таким требованиям. В Библии указано, что именно знание заповедей влияет на проявление отношения к Господу. Соответственно, если кто-то из людей не старается соблюдать заповеди, тот далек от возможности любить Творца. Это говорит и Иисус.
Не слово, а дело
Как известно, о любви можно судить только по поступкам, но не по словам. Если не подкрепить это чувство деяниями, то оно не будет оценено и принято. Любовь без поступков подобна следующему: голодному человеку предлагается не пища, а ее изображение на бумаге. Или человеку без одежды дается не облачение, а обещания этих облачений.
Необходимость доказывать свою любовь ко Всевышнему поступками кроется и в словах Иоанна Богослова. Он призывает христиан любить ближних не с помощью слов и языка, а с помощью дел и истины. Для доказательства этой любви надо жертвовать. По-настоящему любящему человеку под силу лишиться даже своей жизни, если вдруг возникнет такая необходимость. Примером такой жертвы является поведение святых мучеников. Они были способны не пожалеть собственной жизни, лишь бы показать верность Господу. Такие чувства праведники выражали путем подвигов и деяний, показывая, что надеются только на Творца и верят только ему.
Для ежедневного подтверждения своих чувств к Создателю достаточно стараться не совершать грехи, следовать заповедям Господа, стремиться к усмирению плоти и защиты ее от страстей и похоти. Это будет лучшим доказательством преданности Всевышнему. Если же человек не желает следовать заповедям, он каждым своим неугодным Богу поступком доказывает, что готов распять Христа, как это сделали не верящие люди.
Итак, с помощью пожертвования и послушания, соблюдения заповедей можно подтвердить, что человек любит Бога и Сына Божьего. Так сказано и в изречении Василия Великого.
Некоторым людям может быть трудно соблюдать заповеди Господа. Но важно помнить, что, если человек совершает богоугодное дело, оно становится для него простым. Словами святого апостола Иоана Богослова говорится, что именно соблюдение заповедей является удачным способом показать Творцу свои чувства. Причем эти законы просты, и выполнять их несложно, если человек по-настоящему верит и любит.
Наивысшее проявление любви
Каким образом, помимо соблюдения заповедей, можно сказать: «Я люблю тебя, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий?» Есть более сложный путь, но он под силу далеко не каждому. Мученичество — высшая степень любви к Богу. Известны люди, которые принесли себя в жертву во имя этой любви. Они причислены к лику святых, и считаются избранными.
Если человеку под силу по-настоящему любить Господа, он способен познать радости Рая на Земле.
Истинная любовь
Одной из святых мучениц была преподобная Макрона. Эта девушка всей душой верила в Создателя. Когда ею хотел насильно завладеть царь, она не побоялась отказать ему, доверив себя Господу. Она сказала: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, пусть лучше я пойду на дно морское, но не нарушу твоих заповедей!» Услышавший это правитель отсек девушке голову и утопил ее в море. Но жертва Макроны не прошла бесследно. Девушку причислили к лику святых мучениц. Теперь ее подвиг является примером истинной веры в Господа.
Подведем итоги
«Бог есть любовь». Так сказано в Библии. Это великое чувство способно совершать настоящий чудеса. Если человек стремится проявить свою любовь, он готов пожертвовать всем, что у него есть.
Как люди должны любить своего Создателя? Ответом на этот вопрос также будет текст Библии. В нем сказано, что люди должны любить Создателя в такой же степени, как самих себя. Подобно тому, как любящему несложно совершать поступки во имя объекта обожания, так и людям будет просто следовать соблюдению заповедей, указанных в Библии. Те же, кто будет нарушать законы Святого писания, подобны людям, которые распяли Иисуса. Чтобы не распинать в себе Божьего Сына, надо стараться быть верным его заповедям. Тогда человеку откроется блаженство Земного Рая.
Наивысшей степенью проявления любви к создателю считается способность пожертвовать ради него жизнью. Таких людей причисляют к Лику Святых, называя их мучениками.
Все истины об отношениях человека и Создателя вмещает в себе Книга Книг — Библия. Изучение ее тайн — занятие, которое принесет ценные плоды разума и мудрости. Люди должны общаться с Создателем, так как он сотворил их подобными себе. Господь открыт к разговору с человеком. Показав пример наивысшей любви, когда он отдал за людей своего сына, Создатель ожидает от нас соблюдения простых библейских заповедей, которые не всем удается выполнять. Таким образом, верующие люди демонстрируют свою любовь к Богу, ежедневно подтверждая ее добрыми делами.
Как увидеть, как почувствовать Бога? Как избавиться от сомнений и маловерия?
Проповедь настоятеля храма Преображения Господня прот. Виктора (Бурбелы) на Фомину неделю 15 апреля 2018 г.
Сегодняшнее воскресенье называется Фомино, потому что читался Евангельский отрывок в котором повествуется о неверии апостола Фомы.
Вера в Бога является основанием наших поступков, нашей надеждой, нашей отдушиной, нашей радостью и нашим смыслом, а без веры мы мечемся из стороны в сторону, ищем какого-то понимания, какого-то оправдания и находим только частично и до времени, и не можем быть счастливы и спокойны, ибо нет у нас понимания этого мира, если нет у нас веры в жизнь, в Воскресшего Христа. И не случайно в первое воскресенье после Пасхи мы подчеркиваем, что верим в Воскресение Христа.
В нашей христианской среде есть люди, которые говорят, что веруют в Бога, но в храм не ходят, веруют, но продолжаю грешить, веруют, но сомневаются. Бывает так, что человек верующий ходит в храм, причащается и радуется своей вере, а потом приходит скорбь, и он начинает унывать, говорит: Господи, где Ты, помоги мне, приди ко мне! В болезни начинает унывать из-за того, что приближается в его сознании конец, который мы называем исходом, концом жизни, потому что болезнь воспринимается как то, что движет к этому концу очень быстрым темпом, приближает его, и человек взывает: Господи, Ты меня наказал, или Ты меня оставил, или Ты не слышишь моих молитв, или это мне за грехи мои пред Тобой? И нередко приходит к ропоту, который от сомнения в промысел Божий.
Сомневающийся человек своей вере не уделяет достаточного внимания, оттого и своих детей тоже воспитывает без твердой веры, и вот дети вырастают и оставляют родителей, и живут так, как их научили, и родители начинают скорбеть, потому что всю свою жизнь вложили в этого ребенка, все труды свои, весь смысл, а он оставил их. И человек, оставшись наедине с самим собой, говорит: Господи, ну, хоть Ты меня не оставляй же, потому что оставили меня те, ради кого я жил. И дети вроде бы и звонят по телефону, и приходят раз в неделю, но особо не общаются, потому что не интересно им, другие заботы, другой смысл у них, обузой стал человек. И страдая от этого, мать или отец говорят: Господи, ну так мне скорбно на душе, и Ты оставил меня.
И вот так верующие в Бога подвергаются маловерию, сомнительной вере апостола Фомы, которая ждет явного доказательства присутствия Бога. И говорят еще: пока Ты, Господи, не изменишь ситуацию так, как я хочу, я не поверю в Тебя. И несчастный этот человек, ибо для того чтобы увидеть Бога, мало просто желать этого мысленно, надо иметь чистое сердце, ведь Господь сказал: только чистые сердцем увидят Бога.
Для того чтобы увидеть Бога, надо понимать Его и желать видеть именно Его, а не отображение человеческих дел в ком-то или в чем-то. Как ты хочешь познать Бога, какими органами чувств? Ты хочешь Его увидеть глазами своими, услышать слухом своим или осязанием? А насколько хорошо в таком случае видят твои глаза? Насколько острый твой слух? Насколько способны твои чувства к восприятию даже этого мира ограниченного, переменчивого, несовершенного, постоянно изменяющегося и стремящегося к хаосу, к концу? А если ты не можешь познать своими органами чувств даже этот мир, то как же ты хочешь познать Бога этими ушами или глазами? Ты хочешь, чтобы Бог перед тобой предстал ограниченным? Вот Он однажды воспринял образ человеческий ради снисхождения к роду человеческому, ради перемены этого несовершенного тела в совершенное. И был пред человеками яко человек, и творил чудеса, и не поверили, и возненавидели, и распяли. А когда видели чудеса, говорили: властью бесовской это творит. И сказал Господь: вот если бы они не видели, то греха не имели бы, но поскольку и видели, и слышали, то извинений нет им в этом, ибо их плоти и крови, их глазам и ушам было открыто больше, чем многим людям, когда-либо жившим.
Вот так и мы: ищем встречи с Богом телесным, и это правильно, ибо искать Бога и правды его – это самый верный путь жизни на земле. Но искать Его надо не в призрачных образах изменяющегося мира, а в правде и силе Его, в вездесущии Его и в вечности Его. Не там мы ищем Бога. И неверующие люди часто говорят: вот пришел бы ваш Бог и поговорил бы с нами, рассказал нам, вот мы бы поверили. Нет, не поверили бы даже если бы и мертвые воскресли, как сказал Господь в притче о богаче и Лазаре. Не поверили бы, потому что человеческая гордыня побеждает и топчет все, даже самое чудесное и великое.
Но где искать Бога, как его увидеть, как увидеть Воскресшего в себе, как понять Его Воскресение? Так, как светлые ангелы сказали женам-мироносицам, когда они пришли к гробу Господню, чтобы помазать тело Иисуса, по обычаю иудейскому. Но увидели, что отвален камень от гроба, и когда заглянули внутрь, то увидели ангела, и ангел сказал: “Почему вы ищете живого с мертвыми? Его нет здесь, Он Воскрес, идите и расскажите другим”. Вот ответ: надо искать Бога живого, а не мертвого. Не ищите Бога телом, которое должно умереть, ищите Бога духом, который должен жить, ибо Бог не есть мертвый, но Живой. И для этого нам и даны и другие органы познания, не только наш слух и зрение, не только наш рациональный ум, который анализирует все, что увидели, услышали и почувствовали, зрением слухом обонянием и осязанием, а и душа, которой мы тоже ощущаем этот мир.
Не можем мы понять, что такое любовь и зачем она нужна с точки зрения рационального восприятия и выживания. Зачем нужна любовь с точки зрения эволюции? Зачем нам нужно сознание с точки зрения эволюции? Зачем нам нужно столько беспокойства, переживаний, столько стремления к творчеству, к преображению, к доброте, которое выше всего потребного для нас? Ответы на эти вопросы знает только тот, кто смотрит в зеркало своей души, с верой в Бога и видит там ответ написанный, что человек создан по образу и подобию Божию. И все, что есть в Боге, есть и в человеке, которое сокрыто под бренным телом, подверженным земным условиям времени и смерти, ради уничтожения греха и смерти самой. Ибо если убрать смерть из жизни земного грешного человека, то грех станет вечным в человеках. И эта вечная суета греха и вечная вражда греха делает людей самыми безумными и несчастными существами, постоянно враждуюющими друг с другом. И только смерть прекращает это безумие вражды, гордыни, себялюбия и уравновешивает это все. Только смерть является залогом прихода новой жизни на землю, и таким образом, как выражаются святые отцы, земля становится “рассадником жизни для вечности”.
Здесь Бог насаждает новую жизнь в сотворчестве с двумя людьми, мужчиной и женщиной, и если эта жизнь возрастает и духом познает Бога, а телом познает бренность и богооставленность, и если выбирает Бога, то переселяется в вечную жизнь с Богом, а если выбирает бренность, то будет и здесь тяготиться этой бренностью, и вечность осудит эту бренность и обожжет и ум, и тело огнем геенским, огнем уныния, огнем безумия гордыни, к которой стремился в этой жизни.
Бог хочет, чтобы человек развил в себе Божественное начало – подобие Божие, чтоб человек разумом пользовался, чтоб употреблял все органы чувств, не выборочно, но в полноте. И физическими и духовными, и сознанием, и любовью, и добротой, чтоб он это применял в своей жизни и познавал величие своего Творца, и познавал себя как частицу всего созданного и гармоничного.
Как же многие даже в христианской среде порой взывают: Господи, ну, где же Ты? Явись мне Господи, даже святые порой так молились, явления Бога просили. Как же узнать, как нам увидеть Бога? Как удостовериться своим сомневающимся рациональным умом в Его присутствии, в Его бытии? И ответ на этот вопрос можно почерпнуть, в первую очередь, в Священном Писании в словах самого Христа: “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” Мф.6.6. То есть воздаст дарования явные, и ты уверишься умом, что Господь здесь и рядом. И это будет чудом внутри тебя.
А если дома не получается помолиться втайне Богу, который воздает явно, так ищи его там, где собраны двое или трое во имя Его, потому что, по слову Его: “где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их” Мф.18.20. Иди в храм Божий, стань посреди этих двоих, троих, десятерых, помолись вместе с ними словами апостола Фомы: Господи, верую, помоги моему неверию. И увидишь присутствие Божие в душе и в уме, и в мире, настолько явно увидишь, что никогда не захочешь другого, никогда не захочешь грешить, потому что ты увидел Бога в полноте жизни, в полноте смысла. По слову Его, Господь близ. Он не где-то далеко, он близко.
И Христос, явившийся апостолам, сказал:” идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.” Мф. 28.19. Т. е. научайте их перменять жизнь во имя Пресвятой Троицы, чтобы они увидели Бога в своей жизни, потому что Я с вами во все дни, и до скончания века.
Но и это не самое главное откровение Бога. Вот мы стоим в храме и слышим слова: со страхом Божиим и верою приступите. Приступаем ко святому Причащению, принимаем истинное Тело и истинную Кровь Христову под видом хлеба и вина. Господь сказал: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем” Ин.6.56.
И будет иметь жизнь ибо Он сказал “Я есмь путь и Истина и Жизнь” Ин. 14.6. И внутри этого человека потекут потоки “живой воды” Богооткровения, животворящей. И уже не будет он искать Бога среди мертвых, как мы ищем доказательства Бога из уст неверующих людей, которые ждут смерти и не знают, что есть вечность, и не верят в нее.
Вы хотите найти живого Бога среди мертвецов? Вы ищете живого Бога в умах мыслителей века сего, которые мыслят о смерти? Вы ищете вечность в том человеке, который ограничил себя только здешним? Вы его там не найдете. Не ищите живого с мертвыми, ибо Он Воскрес. Воскрес и превознесся над смертью, над нашей логикой, ибо Бог не ограничен только образами поведения нашей природы или нашей вселенной. Он выше всего этого. Бог не может поступать только так, как мы можем поступать, потому что мы на другое не способны. Он свободен в своих поступках.
Вы ищите доказательств вечности в том человеке, который живет инстинктами и не может пользоваться органами духовных чувств? Вы ищете Его среди мертвых. Ищите Его среди живых, познавших и видящих Его! И каждый, кто причащается Тела и Крови Его с верой, становится живым для вечной жизни, он уже живет для вечности, и уже не сам живет, а живет в нем Воскресший Христос. Живет в его уме, и этот ум ставит уже совсем другие жизненные цели. Он живет в его сердце, и от этого сердца исходят уже добрые дела и помыслы. Он живет во всех поступках и руководит жизнью, ведя ее осмысленно, размеренно, побеждая все нестроения, все скорби и болезни, побеждая смерть в уме человеческом.
И переступает этот человек порог смерти с радостью и говорит: вот близ Господь при дверях, вот сейчас шагну, и встретит меня Господь, и примет в Свои объятия, и вселит меня в обители райские, в вечности. И такой человек радостно встретит путь новой жизни, ожидая всеобщего воскресения мертвых . Аминь.
Как я почувствовал Любовь Божественную | Опыт читателей | Исследования | Лазарев Сергей Николаевич. Человек будущего
Как я почувствовал Любовь Божественную
09 Март 2006Здравствуйте, Сергей Николаевич! Решил поделиться своим опытом с людьми, но пишу Вам, так как думаю, что сам слишком расплывчато выражаюсь. Может быть, Вы найдете письмо интересным, и опыт послужит кому-то помощью? Не знаю, хотя чувствую, что это возможно. Слово «чувствую» употребил неслучайно. Думаю, что сейчас начинаю постигать основы чувств, чувствовать Любовь. Со своего сегодняшнего уровня могу сказать, что долгое время я был человеком без чувств, человек-«машина» или «компьютер».Опыт мой касается преодолению себя, а именно своей гордыни и всех ее близнецов на тонких слоях.
Расскажу, с чего я начинал. Сейчас мне 27 лет. Всю свою сознательную жизнь я ощущал свою уникальность, считал, что мне все по плечу. «Ты это умеешь?» — «Не знаю, еще не пробовал» – было мое любимое выражение. Я считал, что любой человек подобен Богу и может все, главное хорошенько захотеть. Так же я считал, что следует отличаться от других людей, быть выше их по духовным характеристикам. Именно из-за этого я голодал, старался заниматься совершенствованием тела и духа через разные практики, включая йогу и оканчивая пасами шаманов. Целью было построить «домик в деревне», где на гектаре земли мог бы дать частичку будущего своему потомству. При общении с людьми, хотя и в очень корректной внешней форме я старался показать свой ум и интеллект, «удивить собеседника», а не понять человека…Сегодня я понимаю, что можно заниматься многими вещами, но главное выбирать верное направление, верную цель. Главное, верно и искренне ответить на вопрос: зачем заниматься чем-либо? Раньше делал все для себя: для того, чтобы обеспечить себе более комфортное существование, для того чтобы мною восхищались, чтобы я был известным и популярным. Я хотел быть мудрым и своим словом ставить людей «на путь истинный», хотел помогать людям своей мудростью. Сейчас я понимаю, что сам был совсем не на истинном пути. С раннего возраста я интересовался психологией, философией, вопросами бытия. Окружающий мир, люди со своими мелочными мыслями и желаниями всегда стояли ниже и далеко от меня. Мне было не интересно со многими людьми. Мне было интересно изучать мир и его строение, но опять же – это было для увеличения своего ума и интеллекта. В своем поиске и развитии я постоянно совершенствовал свою систему мироздания, я ее представлял с разных сторон. В основе был Бог, первопричина всего. Но что-то не клеилось. Общаясь с некоторыми людьми на такие темы, я мог начинать ходить по кругу. Я понимал, что не хватает некоторой детали, краеугольного камня системы.
И это недостающее звено дали мне вы, Сергей Николаевич. Я прочитал не все книги (читаю пятую), я ежедневно работаю и читаю. Это происходит уже на протяжении 3-4 месяцев (только на протяжении 3-4 месяцев…). Я уже изменился, сознание изменил очень быстро, а вот с подсознанием было и есть тяжело. А основа всего для меня есть и стала Любовь. Любовь, дающая нам единственную возможность общаться с Творцом, любовь, которой не страшны никакие испытания и препятствия! Любовь, как мерило всех процессов и всего, что мы можем постичь сознанием, и подсознанием, видимо, тоже. Я подсознательно всегда стремился к любви. Я хотел любить кого-то и быть любимым. Но постоянно процесс был однобоким: либо любили меня, любо я – без взаимности. Я не обижался, я не осуждал, я шел дальше. Но бывали мгновенья, когда я расстраивался. И это были глубокие расстройства, хотя и краткосрочные, но глубокие. А разве имеет значение субъективное время, когда речь идет про глубину? Еще прочтя первую книгу, я сознательно понял, что важнее всего стремление к Богу и Любви к нему. Остальные книги читаю для того, чтобы они повлияли на мою душу. Я даже после первой книги не стремился к Божественной любви ради достижения благополучия. Мне это было легко принять. С одной стороны было легко, так как это было то недостающее звено, а с другой стороны – у меня не было чувств при привязках к ценностям окружающего мира. Всегда и все было на основании умозаключений и выводов причинно-следственной связи. И вот недавно я осознал себя человеком-машиной, человеком без чувств. Даже когда я расстраивался, я всегда стремился к победе, было сильное желание победить, но не было чувств. При достижении целей не было удовлетворения или сильной радости от этого. Была отметка о выполнении. Я лукавил: я играл в любовь и все остальные чувства, хотя практически никогда ничего не испытывал. Да и еще, я всегда хотел какого-то чуда, чтобы было доказательство внешнее чего-то Божественного.Сейчас я понимаю абсурдность таких желаний вообще, и скорости их выполнений в принципе. Я был всегда нетерпелив…
И, наконец, про опыт. Я только тогда стал ощущать любовь вообще и любовь Божественную в себе и во всем (крохи того, что доступно другим), когда перестал анализировать ситуации, когда отпустил их. Видимо, тогда ослабил контроль. Перестав смотреть на себя со стороны, смотреть, как бы не быть хуже, а то и лучше других, перестав контролировать себя в этом я стал чувствовать совершенство мира, отношений людей, их чувства и даже немного свои. Я почуял Божественное присутствие во всем, Его логику. Зная сознанием что мир и есть Любовь, стал начинать чувствовать эту любовь…. И это прекрасно. Прошло больше 3 месяцев, прежде чем я стал ощущать что-то чувствами. Так что совет – не стоит торопиться, ребята. Попробуйте поверить и подождать. А осознание того, зачем вам все это, может ускорить процесс и стать катализатором изменений в ваших мыслях, чувствах, характере, судьбе и пути во всех жизнях. Если раньше мир был ужасен и несправедлив, то теперь он красив и продуман. Продуман согласно Божественной логике. Если раньше я был уникален и лучше других, то теперь я, как и все – равен независимо от внешнего проявления, всего того, что фиксирует сознание. Если раньше мерилом верного направления и жизни были способности и мудрость индивида, то теперь Любовь: чистота, объем и сила любви! Да изменимся мы и тем самым изменим и всех вокруг! Аминь. На все воля Господа!
Пишу вам, Сергей Николаевич, так как считаю, что сможете на основании всей этой информации, как обычно, выделить основное. Даже если вы и не прочтете это письмо, думаю, оно помогло мне повлиять в нужном направлении на мою далеко еще не чистую Божественную Любовь внутри…
С уважением.
PS. Буду рад узнать, что вы прочитали письмо, но прочувствую те же чувства, если ничего и не узнаю.
Побольше вам Любви, Сергей Николаевич, силы от поддержки нас, от тех, кто идет по своему пути, но в том же направлении!
П.С.
Комментарии
Чтобы размещать комментарии, вам нужно зарегистрироваться
Страница 1 из 1 страниц
Страница 1 из 1 страниц
Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным
«И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:35–40).
Итак, любить Бога мы должны прежде всего. Но как ответить самому себе на вопрос: люблю ли я Господа? По каким признакам, по каким своим ощущениям или переживаниям может и должен человек понять: да, я Его люблю. И напротив: какие наши черты, какие проявления нашей внутренней жизни говорят об отсутствии либо о крайней слабости любви к Богу?
На непростые (как всегда!) вопросы отвечает главный редактор журнала Саратовской митрополии «Православие и современность» игумен Нектарий (Морозов).
— Отец Нектарий, мне, как, думаю, и многим другим не так уж сложно ответить на вопрос, что значит любить человека. Если я скучаю в разлуке с человеком, хочу его увидеть, радуюсь, когда вижу наконец, и если эта моя радость бескорыстна — то есть никаких материальных благ, никакой практической помощи я от этого человека не жду, мне нужна не помощь, а он сам — значит, я люблю его. Но как это к Богу применить?
— Прежде всего — хорошо, когда этот вопрос в принципе возникает у сегодняшнего христианина. Мне, как, полагаю, и любому другому священнику, очень часто приходится сталкиваться с людьми, которые на вопрос о любви к Богу отвечают сходу, не задумываясь и однозначно утвердительно: «Да, конечно, люблю!». Но не могут при том ответить на второй вопрос: а что такое любовь к Богу? В лучшем случае человек говорит: «Ну это же естественно — любить Бога, вот я Его и люблю». И дальше этого дело не идет.
И сразу вспоминается диалог валаамского старца с офицерами из Петербурга, приехавшими в монастырь. Они стали его уверять, что очень любят Христа. И старец сказал: «Насколько же вы блаженны. Я оставил мир, удалился сюда и в строжайшем уединении подвизаюсь здесь всю жизнь для того, чтобы хотя бы немного приблизиться к любви к Богу. А вы живете в шуме большого света, среди всех возможных соблазнов, впадаете во все грехи, в которые только можно впасть, и вам удается при этом любить Бога. Какие вы счастливые люди!». И тогда они задумались…
В Вашем утверждении — знаю, что значит любить человека, а вот что значит любить Бога, не знаю — заключается некоторое противоречие. Ведь всё то, что Вы сказали о любви к человеку, относится и к любви к Богу. Вы говорите, что Вам дорого общение с человеком, Вы скучаете, когда его долго не видите, Вы радуетесь, когда его видите; помимо этого, Вы наверняка стараетесь сделать этому человеку что-то приятное, помочь ему, позаботиться о нем. Зная этого человека — а ведь невозможно человека любить и при том не знать — Вы угадываете его желания, понимаете, что именно доставит ему сейчас радость, и делаете именно это. Всё то же самое можно сказать и о любви человека к Богу. Проблема в том, что человек для нас конкретен: вот он, здесь, его можно потрогать руками, с ним непосредственно связаны наши эмоции, наши реакции. А вот любовь к Богу у многих людей носит некий абстрактный характер. И потому людям кажется, что ничего конкретного здесь не скажешь: вот, люблю, и всё. А между тем Господь в Евангелии очень конкретно отвечает на вопрос, в чем проявляется любовь человека к Нему: если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15). Вот оно, свидетельство любви человека к Богу. Человек, который помнит и исполняет заповеди Божии, любит Бога и своими делами это доказывает. Человек, который их не исполняет, что бы он о себе ни говорил, любви ко Христу не имеет. Потому что как вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак.2:17), точно так же мертва без дел любовь. Она живет в делах.
— Это ведь и дела любви к людям тоже?
— Говоря о Страшном суде, Спаситель сообщает Своим ученикам и всем нам нечто очень важное: всё то, что мы сделали по отношению к нашим ближним, мы сделали по отношению к Нему, и именно исходя из этого каждый из нас будет осужден либо оправдан: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф.25:40).
Господь за наше спасение заплатил страшную цену: цену Своих крестных страданий и смерти. Он пришел для того, чтобы нас спасти по Своей безмерной любви к нам, Он пострадал за нас, и наш отклик на Его любовь — это исполнение в нашей жизни того, ради чего Он нам дал эту свободу и возможность возрождения, восхождения к Нему.
— А если я не чувствую, не опознаю в себе любви к Богу как таковой, а заповеди всё же стараюсь исполнять?
— В том-то и дело, что исполнение заповедей Христовых — не только свидетельство любви человека к Богу, но и путь к этой любви. Преподобный Амвросий Оптинский отвечал человеку, который жаловался, что любить не умеет: «Для того, чтобы научиться любить людей, делай дела любви. Ты знаешь, какие дела любви? Знаешь. Вот и делай. И спустя какое-то время твое сердце откроется к людям: за твой труд Господь тебе даст благодать любви». То же самое — с любовью к Богу. Когда человек трудится, исполняя заповеди Христовы, в его сердце зарождается и крепнет любовь к Нему. Ведь каждая евангельская заповедь противостоит нашим страстям, болезням нашей души. Заповеди не тяжки: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:30), — говорит Господь. Легко, потому что естественно для нас. Всё, что сказано в Евангелии, для человека естественно.
— Естественно? А почему же нам так трудно этому следовать?
— Потому что мы находимся в противоестественном состоянии. Нам трудно, но в то же время в нас живет этот закон — закон, по которому человек, созданный Богом, должен жить. Вернее будет сказать, что в нас два закона живет: закон ветхого человека и закон человека нового, обновленного. И поэтому мы одновременно склонны и ко злу, и к добру. И злое, и доброе присутствует в нашем сердце, в наших чувствах: желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю — так писал о состоянии человека апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим.7:18–19).
Почему преподобный авва Дорофей пишет, что человек — это существо, которое очень сильно зависит от навыка? Когда человек привыкает делать добрые дела, то есть дела любви, это становится как бы его естеством. Благодаря этому человек изменяется: в нем начинает побеждать новый человек. И точно так же, а может быть, и в большей степени человека изменяет исполнение заповедей Христовых. Он изменяется, потому что происходит очищение от страстей, избавление от гнета самолюбия, а ведь где самолюбие, там и тщеславие, и гордость, и прочее.
Что мешает нам любить ближних? Мы любим себя, и наши интересы сталкиваются с интересами других людей. Но, как только я ступаю на путь самоотвержения, хотя бы частичного, у меня появляется возможность огромный валун самолюбия сдвинуть в сторону, и мне открывается мой ближний, и я могу, я хочу что-то сделать для него. Я устраняю препятствия для любви к этому человеку, значит, у меня появляется свобода — свобода любить. И точно так же, когда человек отвергает себя, чтобы исполнять заповеди Христовы, когда это становится для него навыком, который меняет всю его жизнь, тогда путь его расчищается от препятствий для любви к Богу. Представьте себе — Господь говорит: сделай то-то и то-то, а я не хочу этого делать. Господь говорит: не делай того-то, а мне хочется это сделать. Вот оно, препятствие, мешающее мне любить Бога, между мною и Богом стоящее. Когда я начинаю понемногу освобождаться от этих привязанностей, от этой несвободы, у меня появляется свобода Бога любить. И естественное, живущее во мне стремление к Богу пробуждается таким же естественным образом. С чем это можно сравнить? Вот, положили камень на растение, и оно под этим камнем умирает. Сдвинули камень, и оно сразу начинает распрямляться: листочки расправляются, веточки. И вот оно уже стоит, к свету тянется. Точно так же человеческая душа. Когда мы камень наших страстей, наших грехов сдвигаем в сторону, когда мы из-под своих завалов выкарабкиваемся, мы естественным образом устремляемся ввысь, к Богу. В нас пробуждается чувство, заложенное с сотворения нашего, — любовь к Нему. И мы убеждаемся, что она естественна.
— Но любовь к Богу — это ведь еще и благодарность…
— В нашей жизни бывают тяжелые моменты, когда нас либо бросили, либо поневоле оставили — просто не могут ничем нам помочь — все, даже самые близкие люди. И мы совершенно одиноки. Но именно в такие моменты человек, если у него есть хоть немного веры, понимает: единственный, Кто его не оставил и не оставит никогда, — это Господь. Нет никого ближе, нет никого роднее. Нет никого, кто любит тебя больше, чем Он. Когда это понимаешь, у тебя отклик возникает совершенно естественным образом: ты благодарен, и это тоже пробуждение изначально заложенной в человека любви к Богу.
Блаженный Августин говорил, что Бог сотворил человека для Себя. В этих словах заключается смысл сотворения человека. Он сотворен для общения с Богом. Каждое живое существо существует в каком-то установленном для него порядке. Хищник живет как хищник, травоядное — как травоядное. Вот перед нами огромный муравейник, и в нем каждый муравей абсолютно точно знает, что ему делать. И только человек — какое-то неприкаянное существо. Для него нет заранее установленного порядка, и его жизнь постоянно находится под угрозой хаоса или катастрофы. Мы видим: абсолютное большинство людей не знают, что им делать. Люди потеряны, каждый лихорадочно ищет хотя бы что-то, за что он мог бы зацепиться, чтобы как-то в этой жизни реализоваться. И всегда что-то происходит не так, и человек чувствует себя несчастным. Почему столь многие скатываются в алкоголизм, в наркоманию, в игроманию, в другие страшные пороки? Потому что человек не может ничем в жизни насытиться. Безудержное стремление убивать себя наркотиками, алкоголем говорит о том, что человек во всем этом пытается найти не себя даже, а возможность заполнить ту бездну, которая постоянно в нем разверзается. Все попытки лечить алкоголизм или наркоманию носят временный характер — физиологическую зависимость можно снять, но научить человека жить иначе — это уже не медицинский вопрос. Если не дать той бездне, которую человек чувствует в себе, настоящего наполнения, он вернется к наполнению ложному и пагубному. А если всё же не вернется, то полноценным человеком не станет всё равно. Мы же знаем людей, которые бросили пить или принимать наркотики, но выглядят несчастными, угнетенными, часто озлобленными, потому что у них отняли прежнее содержание их жизни, а другого не появилось. И многие из них ломаются, теряют интерес к семейной жизни, к работе, ко всему. Потому что нет в их жизни самого главного. А пока его нет, пока не чувствует человек любовь Божию к себе, он всегда остается каким-то пустым. Ибо бездну, о которой мы с вами говорим, может опять-таки, по блаженному Августину, заполнить только бездна Божественной любви. И как только человек возвращается на свое место — а его место там, где он с Богом, и всё остальное в его жизни выстраивается должным образом.
— Принимать Божественную любовь, о которой Вы говорите, и любить Бога — одно и то же?
— Нет. Мы же очень эгоистичны в своем падшем состоянии. В жизни мы сплошь и рядом наблюдаем ситуации, когда один человек любит другого безоглядно и совершенно без критики, а другой этим пользуется. И точно так же мы привыкаем пользоваться любовью Божией. Да, мы знаем и узнаем опытно, что Господь милостив, человеколюбив, что Он легко нас прощает, и мы неосознанно начинаем этим пользоваться, эксплуатировать Его любовь. Не отдавая, правда, себе отчета в том, что благодать Божия, отвергнутая нами в грехе, каждый раз возвращается со всё большим и большим трудом; что сердца наши черствеют, и мы меняемся совсем не в лучшую сторону. Человек уподобляется неразумному животному: вот, не захлопнулась же мышеловка, значит, можно дальше сыр таскать. А то, что ты не можешь жить полной жизнью, то, что твоя жизнь — это не жизнь, а какое-то прозябание, это уже не так важно. Главное, что ты жив-здоров. Но полной жизнью человек живет лишь тогда, когда он исполняет евангельские заповеди, которые открывают ему путь любви к Богу.
— Грех ведь есть преграда между нами и Богом, помеха в наших с Ним отношениях, так? Я это очень хорошо чувствую именно тогда, когда ко мне приходит раскаяние в каком-либо грехе. Почему я раскаиваюсь? Потому что боюсь наказания? Нет, такого страха во мне нет. Но я чувствую, что сама себе где-то перекрыла кислород, сделала невозможным получение необходимой мне помощи от Него.
— На самом деле страх если не наказания, то неизбежного наступления последствий человеку тоже необходим. Не зря ведь Адаму было сказано: в день, в который ты вкусишь от него (от древа познания добра и зла. — Ред.), смертью умрешь (Быт.2:17). Это не угроза, это констатация, так мы говорим ребенку: если ты сунешь два пальца или мамину шпильку в розетку, тебя ударит током. Совершая грех, мы должны знать, что будут последствия. Бояться этих последствий для нас естественно. Да, это низшая ступень, но хорошо, когда есть хотя бы это. В жизни это редко в чистом виде бывает: чаще в раскаянии присутствует и страх последствий, и то, о чем Вы говорите: ощущение того, что я сам себе полагаю препятствия для нормальной, полноценной, подлинной жизни, сам нарушаю гармонию, которая так мне нужна.
Преподобный Силуан Афонский
Но, помимо этого, есть ведь еще и то, что мы не можем на самом деле до конца осознать. Для человека, как бы он ни был озлоблен, как бы ни был он злом искажен, всё равно естественно стремиться к благу и творить благо и неестественно творить зло. Силуан Афонский говорил, что у человека, творящего благо, меняется лицо, он становится похож на Ангела. И у человека, который творит зло, лицо меняется, он уподобляется демону. Мы не во всем хорошие люди, но ощущение блага, ощущение того, что для нас естественно, в нас присутствует, и, когда мы делаем что-то вопреки ему, мы чувствуем, что сломали, повредили что-то очень важное: то, что больше нас, что в основе всего лежит. И в минуты раскаяния мы похожи на ребенка, который поломал что-то и не понимает еще, что и каким образом он поломал, понимает только, что оно было целое, хорошее, и вот оно уже никуда не годится. Что делает ребенок? Он бежит к папе или маме в надежде, что они это починят. Правда, есть дети, которые предпочитают сломанное спрятать. Это как раз психология Адама, прячущегося от Бога между деревьями рая (Быт.3:8). Но нам, если мы что-то сломали, лучше уподобиться ребенку, бегущему со сломанной вещью к родителям. Раскаиваясь в содеянном, мы как бы говорим Богу: я сам не могу это починить, помоги мне. И Господь, по милости Своей, помогает, восстанавливает разрушенное. Так опыт покаяния способствует возгоранию в сердце человека огонька любви к Богу.
Христос распялся за нас всех — и таких, и сяких, и прочих: Он нас полюбил такими, какие мы есть. У святителя Николая Сербского есть такая мысль: представьте, идут по дорогам Палестины злодеи, разбойники, блудницы, мытари, люди с совершенно сожженной совестью. Идут и вдруг видят Христа. И разом всё бросают и устремляются за Ним. И как! Один на дерево лезет, другая миро покупает на все последние, может быть, деньги и не боится подойти к Нему у всех на глазах, не думает о том, что с нею сейчас могут сделать (см.: Лк.7:37–50,19:1–10). Что с ними такое происходит? А вот что: они видят Христа, и встречают Его, и встречаются их взгляды. И вдруг они в Нем видят то лучшее, что есть в них самих, что вопреки всему в них осталось. И пробуждаются к жизни.
И когда мы в момент нашего покаяния что-то подобное переживаем, то, безусловно, у нас появляется совершенно личное, непосредственное отношение к Богу. Ведь самая страшная беда современного христианства, и вообще, самый страшный порок, который сводит христианство в человеке на нет, — это отсутствие ощущения Того, что Бог — это Личность, отношения к Нему как к Личности. Ведь вера — это не просто вера в то, что есть Бог, что будет Суд и вечная жизнь. Всё это лишь периферия веры. А вера заключается в том, что Бог — это реальность, что Он призвал меня к жизни, и что нет никакой другой причины мне существовать, кроме Его воли и Его любви. Вера предполагает именно личные отношения человека с Богом. Только когда эти личные отношения есть, есть всё остальное. Без этого нет ничего.
— Нам свойственно думать о любимых нами людях — всё время или не всё, чаще или реже, это уж зависит от силы привязанности. Думать, по сути, значит помнить об этом человеке. Но как научиться думать и помнить о Боге?
— Конечно, человек должен размышлять, ведь не зря ему дана эта удивительная способность мышления. Как говорит преподобный Варсонофий Великий, твой мозг, твой ум работает как жернова: ты можешь с утра бросить в них какую-то труху, и они весь день будут эту труху перетирать, а можешь всыпать доброе зерно, и у тебя будет мука и затем хлеб. В жернова своего ума нужно влагать те зерна, которые могут питать нашу душу, наше сердце и взращивать нас. Зерна в данном случае — это те мысли, которые могут в нас любовь к Богу возгреть, укрепить, усилить.
Ведь как мы устроены? Пока мы не вспоминаем о каких-то вещах, их для нас как бы нет. Мы забыли о чем-то, и этого как будто и не случалось в нашей жизни. Вспомнили — и оно для нас ожило. А если не только вспомнили, а задержали на этом свое внимание?.. Пример, который можно здесь привести, — мысль о смерти: а ведь я умру, а я ведь скоро умру, а ведь это неизбежно, а ведь я совершенно не знаю, что будет потом. Минуту назад человек об этом не думал, но вот задумался, и всё для него изменилось.
И так, безусловно, должно быть и с мыслью о Боге и о том, что нас с Ним связывает и соединяет. Для этого каждый должен задуматься: откуда я взялся, почему я есть? Потому что Бог мне эту жизнь дал. Сколько в моей жизни было ситуаций, когда моя жизнь могла прерваться?.. Но Господь меня сохранил. Сколько было ситуаций, когда я заслуживал наказания, но никакой каре не подвергался. И сто раз был помилован, и тысячу раз. А сколько раз в трудные минуты помощь приходила — такая, которой даже чаять не мог. А сколько раз нечто сокровенное происходило в моем сердце — то, чего кроме меня и Него никто не знает… Вспомним апостола Нафанаила (см.: Ин.1:45–50): он приходит ко Христу, полный сомнений, скептицизма: …из Назарета может ли быть что доброе? (46). А Господь говорит ему: когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (48). Что там было, под этой смоковницей? Неизвестно. Однако понятно, что под смоковницей Нафанаил был один, наедине со своими собственными мыслями, и там произошло нечто, очень важное для него. И, услышав слова Христа, Нафанаил понимает: здесь находится Тот, Кто был с ним вместе под смоковницей, Кто его знал и там, и раньше, и до его рождения — всегда. И тогда Нафанаил говорит: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев! (Ин.1:49). Это встреча, это восторг, который невозможно описать. Были ли такие моменты в вашей жизни? Наверное, были. Но это всё необходимо регулярно вспоминать. И как царь Кощей над златом чахнет и перебирает его, перебирает, так и христианин должен это сокровище, это золото регулярно перебирать, рассматривать: вот что у меня есть! Но не чахнуть над ним, конечно, а, наоборот, оживать сердцем, исполняться живого чувства — благодарности Богу. Когда в нас есть это чувство, все искушения, испытания переживаются нами совершенно иначе. А каждое искушение, в котором мы верность Христу сохранили, нас к Нему приближает и укрепляет в нас любовь к Нему.
— Творец проявляется в твари, и, если мы видим, чувствуем Его в сотворенном мире и откликаемся на это, значит, мы любим Его, разве не так? Если вдуматься — почему мы любим природу? Почему так нуждаемся в общении с нею, так устаем без нее? За что мы любим родники, реки и моря, горы, деревья, животных? Кто-то скажет: нам это нравится, потому что красиво. Но что значит «красиво»? Где-то я читала, что невозможность определения красоты есть доказательство бытия Божиего. Бога ведь тоже невозможно определить, объяснить, посмотреть на Него со стороны нельзя — можно только встретиться с Ним лицом к Лицу.
— «Красиво» — это очень ограниченное определение на самом деле. Конечно, есть красота окружающего нас мира, красота и величие. Но, помимо этого, есть вещи, еще более интересные. Смотришь на какую-то зверушку — она, может быть, и не очень красивая (назовем ли мы красивым ежика, например? Вряд ли), но она так привлекательна, так занимает нас, нам так интересно за ней наблюдать: она и смешная, и трогательная. Смотришь, и сердце твое радуется, и ты понимаешь: ведь Господь это существо сотворил таким, какое оно есть… И это действительно человека к Богу приближает.
Но есть и иные пути. И пути святых были разными. Иные из них смотрели на окружающий мир и в нем видели совершенство Божественного замысла, премудрость Божию. Например, великомученица Варвара именно так Бога постигала. Неслучайно ведь во многих церковных песнопениях Господь именуется «Изряднохудожником». Но были и другие святые, которые, наоборот, удалялись от всего этого и жили, например, в Синайской пустыне, а там вообще взгляду нечем утешиться, там только голые скалы, то жара, то холод и практически ничего живого. И там их Бог учил и открывался им. Но это уже следующая ступень. Есть время, когда нам о Боге должен рассказать окружающий мир, и есть время, когда даже этот мир нужно забыть, нужно помнить только о Нем. На первых этапах нашего становления Бог постоянно нас ведет с помощью конкретных, непосредственно переживаемых нами вещей. А дальше уже иначе всё может происходить. О том же говорит наличие двух богословий: катафатического и апофатического. Сначала человек как бы характеризует Бога, сообщая себе о Нем нечто необходимое: что Он всемогущ, что Он есть Любовь; а потом человек просто говорит, что Бог есть и никакими человеческими характеристиками определен быть не может, и никакие опоры, никакие понятия и образы человеку уже не нужны — он к познанию Бога непосредственно восходит. Но это уже иная мера.
— Однако смотришь на иного человека и видишь, что он уже ничего не может любить — ни природу, ни людей, ни Бога — и вряд ли способен принимать любовь Божию к себе.
— У Варсонофия Великого есть такая мысль: чем мягче ты сделаешь свое сердце, тем больше оно сможет принять благодати. А когда человек живет в благодати, когда его сердце принимает благодать, то это есть и ощущение любви Божией, и любовь к Богу, потому что только благодатью Бога возможно любить. Поэтому ожесточение сердца — это именно то, что мешает нам любить и Бога, и ближнего, и просто жить полной, настоящей жизнью. Об ожесточении сердца говорит не только то, что мы на кого-то злимся, злопамятствуем, кому-то хотим отомстить, кого-то ненавидим. Ожесточение сердца — это когда мы сознательно своему сердцу позволяем очерстветь, потому что якобы иначе в этой жизни нельзя, не выживешь. Мир во зле лежит, люди в своем падшем состоянии бывают и грубыми, и жестокими, и коварными. И наша реакция на всё это выражается в том, что мы зачастую всю жизнь в бойцовской стойке какой-то стоим. Это можно наблюдать постоянно — в транспорте, на улице… Один человек задел другого, и этот другой сразу отвечает так, как будто он к этому готовился все предыдущие сутки. У него всё наготове! О чем это говорит? О том, в каком ожесточении находится сердце. Не только по отношению к людям — просто в ожесточении.
— Ожесточение — очень распространенная болезнь, она не только в транспорте наблюдается, ею многие страдают, и, кстати, в Церкви тоже. Более того, боюсь, что никого из нас совершенно здоровым не назовешь. Но как с этим справиться?
— Очень трудно с этим справиться. Очень трудно, страшно решиться жить, не защищаясь, отказаться от этой постоянной самообороны. Да, агрессия является проявлением страха. Но иногда человек может и не быть агрессивным, а может просто бояться. Просто спрятаться, жить в своем домике, как улитка, ничего не видя, не слыша вокруг, ни в чем не участвуя, только спасая себя. Но такая жизнь в раковине тоже ожесточает сердце. Сердце свое, как ни трудно, ни в коем случае нельзя ожесточать. Каждый раз, когда нам хочется обороняться или просто захлопнуть свою дверку и никого, ничто в свой домик не впускать, надо вспоминать о том, что есть Господь, что Он везде, в том числе между мной и этой угрозой, мной и этим человеком. У меня есть Свидетель, Который оправдает меня, если меня кто-то оклевещет, есть Защитник всей моей жизни. И когда ты Ему доверяешься, тогда тебе уже не нужно закрываться, и сердце твое раскрыто и к Богу, и к людям, и уже ничто не мешает Бога любить. Нет преград.
Вот какое свойство тоже нужно человеку, чтоб любить Бога, — беззащитность. Ведь когда ты сам себе защита, Защитник тебе не нужен.
— На самом деле это очень понятно и ощутимо — защищая себя (хотя бы внутренне, мучительно переживая свою обиду и споря с обидчиком), мы каждый раз противопоставляем себя Богу, как бы отказываемся от Него или демонстрируем к Нему недоверие.
— Конечно. При этом мы как бы говорим Богу: Господи, я на Тебя, конечно, надеюсь, но вот здесь — я сам. Этот наш отказ Богу, он совсем незаметно происходит, очень тонко. Почему преподобный Серафим опустил руки и дал напавшим на него разбойникам себя искалечить? Вот по этой причине. Желал ли он быть искалеченным, желал ли, чтобы эти люди взяли грех на свою душу? Конечно же, не желал. Но он желал другого — быть беззащитным ради любви к Богу.
«Душа моя, Господи, занята Тобой: целый день и всю ночь я ищу Тебя. Дух Твой влечет меня искать Тебя, и память о Тебе веселит мой ум. Душа моя возлюбила Тебя и радуется, что Ты — мой Бог и Господь, и до слез скучаю я по Тебе. И хоть в мире все красиво, но ничто земное не занимает меня, и душа желает только Господа.
Познавшая Бога душа ничем не может удовлетвориться на земле, но всё стремится ко Господу и кричит, как малое дитя, потерявшее мать: «Скучает душа моя по Тебе, и слёзно ищу Тебя»».
Из записок преподобного Силуана Афонского
Игумен Нектарий (Морозов). Беседовала Марина Бирюкова
Журнал «Православие и современность» № 35 (51)
Источник: Портал Саратовской и Вольской епархии