Как любить Бога: кратко о главном
5 ступеней веры
Оглавление
- Общение
- Исполнение заповедей
- Благодарение
- Любовь к ближнему
- Раб, наемник, сын
Как любить Бога? Этим вопросом, пожалуй, задается каждый христианин, начинающий изучение основ православной веры. О Боге мы знаем, что Он – Творец всего сущего. Знаем, что Он постоянно промышляет о человеке. Знаем и то, что Сын Божий искупив на кресте грехи человечества, открыл людям врата рая, которые были затворены после изгнания Адама. И самое главное, что знаем – Бог любит нас. Сколько всего Бог сделал и делает для нас! Как мы можем быть благодарны Ему за это? Чем можем отплатить Богу за Его неизреченную милость и любовь?
Общение
Совершенно очевидно, что ответом на любовь должна быть любовь. Когда говорим о человеческих отношениях, то понимаем, что любовь между людьми невозможна без личного общения. Дети любят родителей, муж любит жену, родители любят своих детей, друзья любят друг друга. Такая любовь основана на общении, духовном и физическом контакте, и поддерживается ими. Открывая глаза, ребенок познает мир и первое, что он видит – мать, которая любит его. Окруженный заботой, ребенок растет и познает любовь родных людей. И совершенно естественно отвечает на эту любовь взаимным чувством.
Так и во взаимоотношениях человека с Богом, его Творцом, любовь начинается с богопознания. Богопознание – это не выученный единожды урок, а плод живого духовного опыта, длиною в жизнь. Богопознание неразрывно связано с богообщением – живым общением с Богом, которое становится возможным благодаря участию в церковных Таинствах, личной молитве, изучению Священного Писания и Священного Предания, духовной литературы. Источник подлинного богопознания – Божественная благодать Святого Духа, раскрывающаяся ищущим Бога людям. Этот источник не в силах заменить ограниченный человеческий интеллект. Поэтому никакие умствования и теоретизирования не могут заменить истинное богопознание, которое становится образом жизни человека. И чем больше человек открывает для себя Бога, тем больше ему открывается неизреченная Божественная любовь к нему лично. Эти личные взаимоотношения с Богом и становятся одновременно и началом любви к Богу и ее продолжением.
Исполнение заповедей
Ребенок, возрастая, учится у взрослых, которые имеют гораздо более богатый жизненный опыт. Родители, любя свое чадо и желая ему добра, учат его тому, что можно, что нельзя, а что нужно делать в жизни. Бог же, заботясь о своих чадах, дал заповеди – инструкцию как жить так, чтобы после смерти жить вечно. Господь Иисус Христос говорит о прямой зависимости между соблюдением заповедей и любви к Богу: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21). «Из этих слов Господа видно, что надо так изучить евангельские заповеди, чтоб они сделались достоянием, имуществом ума: тогда только возможно точное, постоянное исполнение их, такое исполнение, какого требует Господь. Является Господь исполнителю евангельских заповедей духовно, и видит Господа исполнитель заповедей духовным оком, умом, видит Господа в себе, в своих помыслах и ощущениях, осененных Святым Духом», — поясняет святитель Игнатий Брянчанинов.
Как ребенок старается угодить родителям, исполняя их наказы, и получает за то похвалу от них, так и человек, исполняя заповеди Божьи, получит мзду от Господа в Вечности. Дитя следует воле родителей не из страха перед ними, а по любви к ним и потому исполнение это приносит радость. И лишь нашкодив, ребенок понимает, что за это может быть наказан. Но наказание это, если и строго, бывает с любовью. Кто дерзнет сказать, что мать, наказав провинившегося ребенка, не любит его? Такое наказание несет воспитательную функцию, но побуждает к нему любовь. Так и Бог, даже наказывая человека, не хочет ему погибели, но в наказании дает вразумление. «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня», — восклицает псалмопевец Давид. Такое осознание наказания доступно лишь человеку, любящему Бога. Бог же, любя всякого человека, «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4).
Апостол Иоанн Богослов говорит о соблюдении заповедей предельно ясно – «это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его» (1Ин.5:3). Это означает, что любить Бога – это соблюдать Его заповеди. Но без помощи Божией это не только трудно, но и невозможно. Как родители всячески помогают своему чаду, так и человеку, который стремится делом соблюдать заповеди, Господь дает необходимые силы для этой цели. «Заповеди Господа Иисуса Христа для человека, который Его любит, не сложны. И любит Христа тот, кто истинно верит в Него как Бога и Господа. И человеколюбивый Бог и Господь Иисус Христос дает всегда щедро человеку, который Ему верит, Свои Божественные силы, которые помогают ему легко исполнять Его Божественные заповеди», — пишет прп. Иустин (Попович).
Благодарение
Когда чадо получает просимое от родителей, то радуется и благодарит, будучи наученным таковому благодарению они них. «Спасибо» — то слово, которому непременно учат родители своего ребенка. Благодарение становится обычным и естественным делом в течение всей жизни. На всякое доброе дело человек обычно отвечает благодарностью. Так же должен он благодарить и Бога за все его благодеяния. Благодарность Богу – это не только «спасибо», когда попросил и Господь дал. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе», — учит апостол Павел. За жизнь, за хлеб насущный, за родителей и детей, за добрых друзей, за то, что Бог промышляет о нас, даже когда грешим и грехами своими удаляемся от него – эти и многие другие причины побуждают благодарить Бога за все. Но главная благодарность Богу – за Его любовь. Настолько безгранична любовь Бога к человеку, что, по слову святителя Афанасия Великого, «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Апостол Иоанн Богослов пишет: «мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин.4:16). Чтобы научиться любить Бога, нужно научиться видеть Его любовь во всем и благодарить Его за нее.
Увы, часто человек привыкает пользоваться любовью Божией. Люди принимают подаваемое Богом как должное, воспринимают Его как какого-нибудь джина из бутылки. Я Тебе, Господи, свечку – а Ты мне дом, машину и хорошую работу. Такой подход в корне неверен, поскольку Бог – это не служебный дух, а если и подает нечто от Своих богатых милостей и щедрот, то делает это исключительно по любви к человеку. Благодарение же Богу за Его милости – это не только благодарственные молитвы, но, в первую очередь, соблюдение заповедей и жизнь по Евангелию.
Любовь к ближнему
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет» (Мк.12:30-31). Самый легкий и самый сложный путь любви к Богу – любовь к ближнему. Самый легкий потому, что любить того, кто находится рядом легко. И самый трудный потому, что Христос четко дает понять, что ближний – это не только родственник или сосед, но всякий человек, повстречавшийся на жизненном пути (Лк.10:25-37). Трудно осознать, что совершенно незнакомый человек, проходящий мимо – это ближний. Еще сложней принять то, что нужно его любить. Сознание тут же начинает сопротивляться. Как любить? Зачем любить? Ведь знать прохожего не знаю, и знать не хочу. Чужой он человек, а никакой не ближний. Вот родителей – люблю. Детей – люблю. Родственников – в основном люблю. Друзей – ну да, наверно, люблю. Соседей – ну нет, скорее уважаю, а вот Марью Ивановну из пятой квартиры не люблю. Коллег – нет, тут любовью совсем не пахнет, вероятно, есть уважение, а так мы просто вместе работаем. Продавщица из магазина напротив – позвольте, ну с чего это вдруг ее любить надо? И чем дальше, тем меньше любви.
В целом это понятно. Сложно человеку объять любовью весь мир. Так умеет только Бог. Но это вовсе не означает, что довольно осознать свою немощь и ограничиться лишь любовью к самым близким. Христос учит: «если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф.5:46-47). И, конечно же, нелюбовь к кому-то – это чувство, противоположное тому, к чему призывает Господь. Заблуждается тот человек, который думает, что любит Бога, но при этом не любит людей. Апостол Иоанн Богослов категорично заявляет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин.4:20).
Было бы неправильным не пояснить, что такое любовь. Любовь – это всегда жертва, самопожертвование ради предмета любви. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», — говорит Христос. Он показал пример высшей жертвенной любви, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:7-8).
Самопожертвование не обязательно должно быть фатальным, оно может быть выражено на простом бытовом уровне. Любовь пронизывает всю жизнь человека, начиная с рождения и заканчивая физической смертью. На протяжении всей жизни человек либо любит сам, либо любят его. Даже самые отпетые злодеи любят своих близких. И лишь в редких, исключительных случаях человек доходит до такой степени ненависти и отрицания любви в сознательном возрасте, что ненавидит всех вокруг.
Человеческая падшая природа весьма эгоистична – мы любим себя, и наши интересы постоянно сталкиваются с интересами других людей. Уязвленная гордыня не дает возможности закрыть глаза на «вопиющую несправедливость». Но Бог, призывая нас к любви, несомненно, знает об этой немощи человеческой. Как только становимся на путь христианского самоотвержения, так сразу появляется возможность увидеть предмет любви не только в своих близких, но и людях совершенно незнакомых. И тут надо много потрудиться, чтобы устранить одно за другим те препятствия в собственной душе, что мешают любить. Появляется выбор – делать или нет. А если есть выбор, то есть и свобода. Умение видеть образ и подобие Божие в каждом человеке и относиться к нему как своему близкому – это и есть подлинная христианская свобода любви. Как сильно она отличается от свободной любви, что пропагандирует современный мир!
Любовь может быть продиктована совершенно разными побуждениями. Очень часто она обусловлена эгоизмом и чувством собственничества. Но подлинная христианская любовь – это любовь Христа и ближнего ради. Признаки истинной любви апостол Павел указывает следующие: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4–8).
Любовь не появляется сама по себе, любовь – то самое чувство, что вытесняет из души эгоизм и гордыню. Поэтому любви надо учиться. Любовь – это, определенно, дар Божий, посылаемый тому, кто усердствует в ней. Прп. Амвросий Оптинский дает такой совет: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Все начинается с желания и продолжается действием. Пока не попробуешь любить, то не узнаешь, как это бывает.
Раб, наемник, сын
Разделяют три степени подчинения Богу: раб, подчиняющийся Ему из-за страха наказания; наемник, работающий за плату; и сын, которым руководит любовь к Отцу. Состояние раба – состояние страха перед наказанием, исполнения заповедей только лишь из боязни вечных мук. Апостол Иоанн Богослов пишет: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение.
Каждый человек, заглянув в глубину своей души, может безошибочно определить степень, в которой прибывает. Сделав это, поймет, как поступать, чтобы исполнить завет Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35). И через исполнение этой заповеди полюбит Бога.
- 1.9 тыс. 0
Читать онлайн «Путь жизни», Лев Толстой – ЛитРес, страница 4
ЛЮБОВЬ
Душа человеческая, будучи отделена телом от Бога и душ других существ, стремится к соединению с тем, от чего она отделена. Соединяется душа с Богом все большим и большим сознанием в себе Бога, с душами же других существ все большим и большим проявлением любви.
1. ЛЮБОВЬ СОЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ И С БОГОМ, И С ДРУГИМИ СУЩЕСТВАМИ1
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя», – сказал Христу законник. И на это Иисус сказал: «Правильно ты отвечал, так поступай», то есть люби Бога и ближнего, – «и будешь жить».
2
Несчастны вы, мирские люди! Горести и тревоги у вас над головой и под ногами, и направо и налево, и сами вы для самих себя загадки. И такими загадками останетесь вы навсегда, если не сделаетесь радостными и любовными, как дети. Только тогда вы познаете Меня, – и, познав Меня, познаете себя, и тогда только будете управлять собою. И только тогда, глядя из своей души на мир, все вам будет благо, и в мире, и в вас самих.
Буддийские сутты
3
Любить можно только совершенство. И потому для того, чтобы любить, надо одно из двух: или считать совершенным то – что несовершенно, или любить совершенство, то есть Бога. Если считать совершенным то, что несовершенно, то ошибка рано или поздно окажется, и любовь кончится. Любовь же к Богу, то есть к совершенству, не может кончиться.
4
Бог есть любовь; пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Бога никто не видит нигде; но если мы любим друг друга, то Он пребывает в нас, и любовь Его в нас совершилась. Если кто говорит: люблю Бога, но брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может он любить Бога, Которого не видит? Братья, будем любить друг друга, любовь от Бога, и любящий каждый от Бога и знает Бога, потому что Бог есть любовь.
По I посл. Иоанна IV
5
Сойтись по-настоящему могут люди только в Боге. Для того, чтобы людям сойтись, им не нужно идти навстречу друг другу, а нужно всем идти к Богу.
Если бы был такой огромный храм, в котором свет шел бы сверху только в самой середине, то для того, чтобы сойтись людям в этом храме, им всем надо было бы только идти на свет в середину. То же и в мире. Иди все люди к Богу, и все сойдутся.
6
«Братья, будем любить друг друга. Любовь от Бога, и любящий рожден от Бога и знает Бога. Нелюбящий не знает Бога, потому что Бог есть любовь», – сказал Иоанн апостол.
Любить всех людей кажется трудно. Но кажется трудным каждое дело, когда не научился его делать. Люди всему учатся: и шить, и ткать, и пахать, и косить, и ковать, и читать, и писать. Также надо учиться и тому, чтобы любить всех людей.
И выучиться этому нетрудно, потому что любовь людей друг к другу вложена нам в душу.
«Бога никто не видел нигде, но если мы любим друг друга, то Он пребывает в нас».
А если Бог – любовь и пребывает в нас, то выучиться любви нетрудно. Надо только стараться избавиться от того, что мешает любви, избавиться от того, что не выпускает ее наружу. И только начни так делать – и скоро научишься самой важной и нужной на свете науке: любви к людям.
7
Нет ничего радостнее того, как то, когда мы знаем, что люди любят нас. Но удивительное дело: для того, чтобы люди любили нас, надо не угождать им, а надо только приближаться к Богу. Только приближайся к Богу и не думай о людях, и люди полюбят тебя.
8
Не просите Бога о том, чтобы Он соединил вас. Он уже соединил вас тем, что вложил во всех один и тот же дух Свой. Только откидывайте то, что разделяет вас, и вы будете едины.
9
Человеку кажется, что он желает блага только себе. Но это только кажется: желает в человеке блага себе тот Бог, Который живет в человеке. Бог же желает блага всем людям.
10
Тот, кто говорит, что любит Бога, но не любит ближнего, тот обманывает людей. Тот же, кто говорит, что любит ближнего, но не любит Бога, тот обманывает самого себя.
11
Говорят, надо бояться Бога. Это неправда. Бога надо любить, а не бояться. Нельзя любить того, кого боишься. Да, кроме того, нельзя бояться Бога оттого, что Бог есть любовь. Как же бояться любви? Не бояться Бога надо, а сознавать Его в себе. А если будешь сознавать Бога в себе, то не будешь бояться ничего на свете.
12
Говорят, что в последний день будет общий суд и что добрый Бог будет гневаться. Но от благого Бога не может ничего произойти, кроме добра.
Какие бы ни были на свете веры, истинная вера только та одна, что Бог любовь. А от любви не может быть ничего, кроме добра.
Не бойся: и в жизни и после жизни ничего не может быть и не будет, кроме добра.
С персидского
13
Жить по-Божьи значит быть подобным Богу. А чтобы быть подобным Богу, надо ничего не бояться и ничего не желать для себя. А для того, чтобы ничего не бояться и ничего не желать для себя, надо только любить.
14
Одни говорят: войди в самого себя, и ты найдешь покой. – В этом еще не вся правда.
Другие, напротив, говорят: выйди из самого себя; постарайся забыться и найти счастье в удовольствиях. – И это неправда. Уж оттого неправда, что удовольствиями не избавишься от болезней. Покой и счастье – не внутри нас и не вне нас, они – в Боге. А Бог и внутри нас и вне нас.
Люби Бога – и в Боге найдешь то, чего ищешь.
Паскаль
2. КАК ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА ТРЕБУЕТ ПИЩИ И СТРАДАЕТ БЕЗ НЕЕ, ТАК И ДУША ЧЕЛОВЕКА ТРЕБУЕТ ЛЮБВИ И БЕЗ НЕЕ СТРАДАЕТ1
Все вещи тянутся к земле и тянутся друг к другу. Точно так же и все души тянутся к Богу и друг к другу.
2
Живы все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть любовь в людях.
Для того, чтобы люди не жили врозь, а все заодно, Бог не открыл им того, что каждому для себя нужно, а только то, что им всем для всех нужно.
Для того же, чтобы люди знали, что им всем для всех нужно, Он вошел в их душу и в душах их сказался любовью.
3
Все беды людей не от неурожая, не от пожаров, не от злодеев, а только от того, что они живут врозь. А живут они врозь потому, что не верят тому голосу любви, который живет в них и влечет их к единению.
4
Человеку, пока он живет животной жизнью, кажется, что если он отделен от других людей, то это так и надо и не может быть иначе. Но как только человек начнет жить духовно, так ему становится странно, непонятно, даже больно, зачем он отделен от других людей, и он старается соединиться с ними. А соединяет людей только любовь.
5
Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними, – знает это человек не оттого, что это повелено ему кем-то, но оттого, что чем больше он соединяется с людьми, тем ему лучше жить, и напротив: тем хуже живется ему, чем больше он разъединяется.
6
Жизнь каждого человека только в том, чтобы становиться с каждым годом, месяцем, днем все лучше и лучше. И чем люди становятся лучше, тем они ближе соединяются друг с другом. А чем ближе соединяются люди, тем жизнь их лучше.
7
Чем больше любишь человека, тем меньше чувствуешь свое отделение от него. Кажется, что он – то же, что я, а я – то же, что он.
8
Если бы мы только твердо держались того, чтобы соединяться с людьми в том, в чем мы согласны с ними, и не требовать от них согласия с тем, с чем они несогласны, мы бы были гораздо ближе к Христу, чем те люди, которые, называя себя христианами, во имя Христа отделяют себя от людей других вер, требуя от них согласия с тем, что ими считается истиной.
9
Любите врагов ваших, и не будет у вас врагов.
«Учение 12 апостолов»
10
Путь к единению человек узнает так же легко, как мы узнаем проход, проложенный досками через трясину. Только сверни прочь с пути – и завязнешь в трясине мирской суеты, раздора и злобы.
3. ЛЮБОВЬ ТОЛЬКО ТОГДА ИСТИННА, КОГДА ОНА ЛЮБОВЬ КО ВСЕМ1
Бог хотел, чтобы мы были счастливы, и для того вложил в нас потребность счастья, но Он хотел, чтобы мы были счастливы все, а не отдельные люди, и для того вложил в нас потребность любви. Оттого и счастливы могут быть люди только тогда, когда они все будут любить друг друга.
2
Римский мудрец Сенека говорил, что все, что мы видим, все живое, все это – одно тело: мы все, как руки, ноги, желудок, кости, – члены этого тела. Мы все одинаково родились, все мы одинаково желаем себе добра, все мы знаем, что нам лучше помогать друг другу, чем губить друг друга, и во всех нас заложена одна и та же любовь друг к другу. Мы, как камни, сложены в такой свод, что все сейчас же погибнем, если не будем поддерживать друг друга.
3
Всякий старается сделать себе как можно больше добра, а самое большое добро на свете в том, чтобы быть в любви и согласии со всеми людьми. Как же получить это добро, когда чувствуешь, что одних людей любишь, а других не любишь? Надо научиться любить тех, кого не любишь. Человек учится самым трудным искусствам, учится читать, писать, всякой науке, ремеслу. Если бы только человек учился любви так же усердно, как он учится наукам и ремеслам, он скоро и легко научился бы тому, чтобы любить всех людей, даже тех, которые неприятны нам.
4
Если ты понял, что главное дело в жизни – любовь, то, сойдясь с человеком, ты будешь думать не о том, чем может быть полезен тебе этот человек, а о том, как и чем ты можешь быть полезен ему. Делай только так, и ты во всем будешь успевать больше, чем если бы ты заботился о себе.
5
Если мы любим тех, кто нам нравится, кто нас хвалит, кто делает нам добро, то мы любим так для себя, для того, чтобы нам лучше было. Настоящая любовь та, когда мы любим не для себя, не себе желаем добра, а тем, кого любим, и любим не потому, что люди приятны или полезны нам, а потому, что мы в каждом человеке признаем тот же дух, какой живет в нас.
Только когда мы так любим, мы можем любить, как учил Христос, не одних любящих нас, но ненавидящих нас, врагов наших.
6
Надо уважать всякого человека, какой бы он ни был жалкий и смешной. Надо помнить, что во всяком человеке живет тот же дух, какой и в нас. Даже тогда, когда человек отвратителен и душой и телом, надо думать так: «Да, на свете должны быть и такие уроды, и надо терпеть их». Если же мы показываем таким людям наше отвращение, то, во-первых, мы несправедливы, а во-вторых, вызываем таких людей на войну не на живот, а на смерть.
Какой он ни есть, он не может переделать себя. Что же ему больше делать, как только бороться с нами, как со смертельным врагом, если мы выказываем к нему вражду. Ведь в самом деле: мы хотим быть с ним добры, если он перестанет быть таким, какой он есть. А этого он не может. И потому надо быть добрым со всяким человеком, каков бы он ни был, и не требовать от него того, чего он не может сделать: не требовать от человека того, чтобы он перестал быть собой.
По Шопенгауэру
7
Постарайся полюбить того, кого ты не любил, осуждал, кто оскорбил тебя. И если это удастся тебе сделать, ты узнаешь новое, радостное чувство. Как свет яркий светит после темноты, так и, освободившись от нелюбви, свет любви сильнее и радостнее разгорится в тебе.
8
Лучший из людей тот, кто любит всех и делает всем добро без разбора, хороши ли они или дурны.
Магомет
9
Отчего так тяжело бывает несогласие с другим человеком и еще тяжелее нелюбовь к другому человеку? Оттого, что мы все чувствуем, что то, что в нас делает нас людьми, одно во всех. Так что, не любя других, мы расходимся с тем, что одно во всех, расходимся сами с собою.
10
«Мне тяжело или скучно. Мне одиноко». Да кто же тебе велел уйти от всех людей и запереть себя в тюрьму твоего одного скучного и ничтожного «я»?
11
Поступай так, чтобы ты мог сказать каждому: поступай так же, как я.
По Канту
12
До тех пор, пока я не увижу того, чтобы соблюдалось важнейшее правило Христа – любовь к врагам, до тех пор я не поверю в то, что те, кто называют себя христианами, действительно христиане.
Лессинг
4. ЛЮБИТЬ ИСТИННО МОЖНО ТОЛЬКО ДУШУ1
Человек любит себя. Но если он любит в себе свое тело, то он ошибается, и от этой любви ему ничего не будет, кроме страданий. Любовь к себе только тогда хороша, когда человек любит в себе свою душу. Душа же одна и та же во всех людях. И потому, если человек любит свою душу, он будет любить и души других людей.
2
Все люди только одного хотят и об одном хлопочут: о том, чтобы жить хорошо. И потому с самых старинных времен всегда и везде святые и мудрые люди думали и поучали людей о том, как им надо жить, чтобы жизнь их была не дурная, а хорошая. И все эти мудрые и святые люди в разных местах и в разное время учили людей одному и тому же учению.
Учение это коротко и просто.
Оно все в том, что все люди живут одним и тем же духом, что все люди одно и то же, но все разделены в этой жизни своими телами, и потому, если они понимают, что живут одним и тем же во всех духом, то им надо соединяться друг с другом любовью. Если же люди не понимают этого и думают, что живут только своими отдельными телами, то враждуют друг с другом и бывают несчастливы.
И потому учение все в том, чтобы делать то, что соединяет людей, и не делать того, что разъединяет их. Учению этому легко верить, потому что учение это в сердце каждого человека.
3
Если человек живет только телесной жизнью, он все равно, что запирает сам себя в тюрьму. Только жизнь для души отворяет дверь тюрьмы и выводит человека в радостную и свободную жизнь, общую со всеми.
4
Тело хочет блага только себе, хотя бы во вред душе; душа же хочет блага себе, хотя бы во вред телу. Борьба эта кончается только тогда, когда человек поймет, что жизнь его не в теле, а в душе, и что тело – это только то, над чем должна работать его душа.
5
Если два человека идут из Москвы в Киев, то как бы далеко они ни были друг от друга, – пускай один подходит к Киеву, а другой только вышел из Москвы, – они все же идут в одно место и рано или поздно сойдутся. Но как бы близко ни были люди, но если один идет в Киев, а другой в Москву, они всегда будут врозь.
Так и люди. Святой человек, если он живет для своей души, и самый слабый, грешный человек, если только он тоже живет для души, живут одним и тем же и рано или поздно сойдутся. Если же два человека живут вместе, но один живет для тела, а другой для души, то им не миновать расходиться все дальше и дальше.
6
Трудно жить людям, когда они не знают, зачем живут, а есть такие люди, которые так уверены в том, что это никак нельзя знать, что даже хвастаются этим. А знать это и необходимо и легко: смысл жизни в одном – в том, чтобы все больше и больше освобождать душу от тела и соединять ее с другими существами и началом всего – Богом.
Люди думают и говорят, что они не знают этого, только потому, что живут они не так, как учат их жить не только учения всех мудрецов мира, но и в них самих их разум и совесть.
5. ЛЮБОВЬ СВОЙСТВЕННА ЛЮДЯМ1
Человеку естественно быть любовным так же, как воде естественно течь сверху вниз.
Восточная мудрость
2
Пчеле, чтобы жить по своему закону, надо летать, змее ползать, рыбе плавать, а человеку любить. И потому, если человек, вместо того чтобы любить людей, делает зло людям, он поступает так же странно, как если бы птица стала плавать, а рыба – летать.
3
Лошадь спасается от врага своим быстрым бегом. И она несчастна не тогда, когда не может петь петухом, а тогда, когда потеряла то, что ей дано – свой быстрый бег.
У собаки самое дорогое – чутье; когда она потеряет его, она несчастна, но не тогда, когда она не может летать.
Точно так же и человек несчастен не тогда, когда он не может осилить медведя, или льва, или злых людей, а тогда, когда он теряет то, что ему дано самого дорогого – свою духовную природу, свою способность любить.
Не то жалко, что человек умер, что он потерял свои деньги, что у него нет дома, имения, – все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек потерял свою истинную собственность, свое высшее благо: свою способность любить.
По Эпиктету
4
Когда слепой, глухой и немой девочке, которую выучили читать и писать на ощупь, учительница объясняла, что такое любовь, она сказала: да, я понимаю – это то, что все люди всегда чувствуют друг к другу.
5
У китайского мудреца спросили: что такое наука? Он сказал: то, чтобы знать людей.
У него спросили: а что такое добродетель? Он сказал: то, чтобы любить людей.
6
Один только есть у всех существ верный руководитель. Руководитель этот – всемирный дух, который заставляет каждое существо делать то, что ему должно делать: дух этот в дереве велит ему расти к солнцу, в цветке велит ему переходить в семя, в семени велит ему упасть в землю и прорасти. В человеке дух этот велит ему соединяться любовью с другими существами.
7
Один индийский мудрец говорил: «Как мать бережет свое единственное детище, ухаживает за ним, оберегает его и воспитывает его, так и ты, всякий человек, расти, воспитывай и оберегай в себе самое дорогое, что есть на свете: любовь к людям и ко всему живому». Этому учат все веры: и браминская, и буддийская, и еврейская, и китайская, и христианская, и магометанская. И потому самое нужное на свете – это выучиться любить.
8
У китайцев были мудрецы: Конфуций, Лао-Тсе и еще один малоизвестный мудрец Ми-Ти. Ми-Ти учил тому, что надо людям внушать уважение не к силе, не к богатству, не к власти, не к храбрости, а только к любви. Он говорил: воспитывают людей так, что они дороже всего считают богатство, славу, и они заботятся только о том, чтобы добыть как можно больше славы, богатства, а надо воспитывать их так, чтобы они выше всего считали любовь и в жизни своей заботились бы о том, чтобы приучить себя к любви к людям, и они все силы свои будут полагать на то, чтобы выучиться любить.
Ми-Ти не послушали. Ученик Конфуция Мендзе спорил с Ми-Ти и говорил, что нельзя жить одной любовью. И китайцы послушали Мендзе. Прошло 500 лет после этого, и Христос учил людей тому же, чему учил Ми-Ти, но еще лучше, сильнее и понятнее, чем Ми-Ти. Но и теперь, хотя и никто не спорит против учения любви, ученики Христа все еще не исполняют его учения. Но придет время – и оно подходит, что не миновать людям исполнить это учение, потому что учение это вложено в сердца всех людей, неисполнение же его заставляет людей страдать все больше и больше.
9
Перестанут же когда-нибудь люди драться, воевать, казнить людей, а будут все любить друг друга. Времени этому не миновать прийти, потому что в душе всех людей заложена не ненависть, а любовь друг к другу.
Давайте же делать все, что можем, для того, чтобы поскорее пришло это время.
6. ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ ДАЕТ ИСТИННОЕ БЛАГО1
Ты хочешь добра? Ты и получишь то, чего хочешь, если только будешь хотеть того добра, которое добро для всех. А такое добро дается только любовью.
2
«Кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет ее; а кто отдает жизнь свою ради добра, тот сохранит ее. Нет пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит». Так говорил Христос. Так же говорил язычник, римский император Марк Аврелий. «Когда же ты, душа моя, – говорил он сам себе, – станешь главою над телом? Когда же ты освободишься от всяких мирских желаний и печалей и перестанешь нуждаться в том, чтобы люди служили тебе своей жизнью или смертью? Когда поймешь ты, что истинное благо всегда в твоей власти, что оно в одном: в любви ко всем людям?»
3
Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме и во тьме ходит и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза… Станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем сердца наши.
Из I посл. Иоанна
4
Правы ли те или другие вероучители, я не знаю и не могу верно знать, но то, что лучшее, что я могу сделать, это то, чтобы увеличивать в себе любовь, – это я знаю наверное и никак не могу в этом сомневаться. Не могу сомневаться потому, что увеличение любви тотчас же увеличивает мое благо.
5
Если бы все люди соединились в одно, то не было бы того, что мы понимаем как свою особенную от других жизнь, потому что жизнь наша есть только все большее и большее соединение разъединенного. В этом, все большем и большем, соединении разъединенного – и истинная жизнь и одно истинное благо жизни людей.
6
Мы все находим, только самих себя не умеем найти. Удивительное дело! Человек живет на свете много лет и не может заметить за собою, когда он чувствует себя лучше всего. Только бы замечал это человек, и ему ясно станет, в чем его истинное благо; ясно станет то, что хорошо ему бывает только тогда, когда в душе его – любовь к людям.
Видно, мы мало размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.
Мы извратили наш ум и не стараемся познать то, что одно нам нужно. Если бы мы хоть на время остановились в нашей суете жизни и вникнули бы в себя, мы бы поняли, в чем наше благо.
Тело наше слабо, нечисто, смертно, но в нем скрыто сокровище, бессмертный дух Божий. Стоит Вам сознать этот дух в себе, и мы полюбим людей, а если полюбим людей, то получим все то, чего желает наше сердце: будем счастливы.
Сковорода
7
Только когда человек поймет всю непрочность и бедственность телесной жизни, поймет он и все то благо, какое дает ему любовь.
8
Благо телесное, всякие удовольствия мы добываем, только отнимая это у других. Благо духовное, благо любви мы добываем, напротив, только тогда, когда увеличиваем благо других.
9
Все наши усовершенствования жизни: и железные дороги, и телеграфы, и всякие машины могут быть полезны для соединения людей, а потому и для приближения Царства Божия. Но горе в том, что люди увлеклись этими усовершенствованиями и думают, что если они много настроят разных машин, то это приблизит их к Царству Божию. Это такая же ошибка, как та, какую сделал бы человек, если бы все пахал одну и ту же землю и ничего бы не сеял на ней. Для того, чтобы все эти машины принесли свою пользу, нужно, чтобы люди усовершенствовали свою душу, воспитали бы в себе любовь. А без любви телефоны, телеграфы, летательные машины не соединяют, а, напротив, все больше и больше разъединяют людей.
10
Жалок и смешон человек, когда он ищет то, что у него висит за спиной. Так же жалок и смешон человек, если он ищет добра и не знает того, что оно в той любви, которая вложена ему в сердце.
Не смотрите на мир и на дела людей, а взгляните в свою душу, и вы найдете в ней то благо, которого ищете там, где его нет, – найдете любовь, а найдя любовь, узнаете, что благо это так велико, что тот, кто имеет его, не будет желать уже ничего другого.
Кришна
11
Когда тебе тяжело, когда ты боишься людей, когда жизнь твоя запуталась, скажи себе: давай перестану заботиться о том, что со мною будет, буду любить всех тех, с кем схожусь, и больше ничего, а там будь что будет. Только попробуй жить так, и увидишь, как вдруг все распутается, и тебе нечего будет ни бояться, ни желать.
12
Делай добро друзьям, чтобы они еще больше любили тебя; делай добро врагам, чтобы они сделались твоими друзьями.
Клеовул
13
Как вся вода вытечет из ведра, если в нем будет хоть одна дырочка, так и все радости любви не удержатся в душе человека, если в нем будет нелюбовь хоть к одному человеку.
14
Говорят: какой же расчет делать добро людям, когда они за добро платят злом? Но если ты любишь того, кому делаешь добро, то ты уже получил награду в любви к нему и еще большую награду получишь в душе своей, если с любовью к нему перенесешь то зло, которое он тебе делает.
15
Если доброе дело делается для чего-нибудь, то оно уже не доброе дело. По-настоящему любишь только тогда, когда не знаешь, зачем и для чего.
16
Часто люди думают, что если они любят ближних, то они этим заслужили перед Богом. А дело совсем напротив. Если любишь ближних, то не ты заслужил перед Богом, а Бог дал тебе то, чего ты не заслужил, дал самое большее благо в жизни – любовь.
17
Мы знаем, что мы перешли от смерти в жизнь, если любим брата своего. Не любящий брата своего не имеет жизни вечной, пребывающей в нем.
По I поcл. Иоан. III, 15
18
Если можно внушать и внушается уважение к воображаемым святыням: причастиям, мощам, книгам, то во сколько раз нужнее внушать детям и мало думающим людям уважение не к чему-либо воображаемому, но к самому действительному и всем понятному и радостному чувству любви людей к людям. И придет время, и скоро придет то самое время, про которое говорил Христос, что Он томится в ожидании его, – придет это время, когда люди будут гордиться не тем, что они завладели силою людьми и их трудами, и радоваться не тому, что они внушают страх и зависть людям, а гордиться тем, что они любят всех, и радоваться тому, что, несмотря на все огорчения, причиняемые им людьми, они испытывают это чувство, освобождающее их от всего дурного.
19
Есть такая притча о любви.
Жил один человек так, что никогда не думал и не заботился о себе, а думал и заботился только о ближних.
И жизнь этого человека была так удивительна, что невидимые духи любовались его доброй жизнью и радовались на нее.
Один раз один из этих духов сказал другому: «Человек этот свят, и, странное дело, он не знает этого. Мало на свете таких людей. Давайте спросим его, чем мы можем служить ему и какими дарами он хочет, чтобы мы одарили его». – «Хорошо», – сказали все другие духи. И вот один из духов неслышно и невидимо, но явственно, понятно сказал доброму человеку: «Мы видим твою жизнь и святость и хотели бы знать, чем мы можем одарить тебя? Скажи, чего ты желаешь? То ли, чтобы ты мог облегчить бедность, нужду всем, кого видишь, о ком жалеешь? Мы это можем сделать. Или хочешь, мы дадим тебе такую силу, что ты будешь избавлять людей от болезней и страданий, так, чтобы те, кого ты пожалеешь, не будут умирать прежде времени? И это в нашей власти. Или ты желаешь того, чтобы все люди на свете – мужчины, женщины, дети любили тебя? Мы можем и это сделать. Скажи, чего ты желаешь?»
И святой сказал: «Ничего из этого не желаю, потому что Господу Богу подобает избавлять людей от того, что Он посылает им: от нужды и страданий, от болезней и от преждевременной смерти. Любви же от людей я боюсь. Боюсь, как бы любовь людская не соблазнила меня, не помешала мне в одном главном моем деле, в том, чтобы увеличить в себе любовь к Богу и к людям».
И все духи сказали: «Да, этот человек свят истинной святостью и истинно любит Бога».
Любовь дает, но ничего не желает.
Как вы чувствуете Божью Любовь?
Кто-то однажды спросил меня: «Почему я должен делать то, что Бог хочет, чтобы я мог чувствовать его любовь?» Моей первой реакцией было: «Бог любит тебя! Он всегда любит тебя!» Но это не дало ответа. В том, что пытался донести мой друг, была правда. труднее чувствовать Божью любовь, когда я принимаю решения, основываясь на том, чего хочу, а не на том, что, как Он знает, лучше для меня. Почему же, при всей Своей бесконечной благости, Он не всегда дает нам именно то, о чем мы просим?
Я не претендую на то, что знаю, как думает Бог, или понимаю, почему Он делает то, что Он делает, но я верю и уверен, что Он действительно любит каждого из нас. Он не отказывает в благословениях и не усложняет нам жизнь только потому, что может. Его любовь к нам всегда имеет первостепенное значение; даже когда, с нашей ограниченной точки зрения, может показаться, что это не так.
Я помню историю про маленькую девочку и жемчужное ожерелье. Маленькая девочка больше всего на свете хотела жемчужное ожерелье. Она положила глаз на нитку жемчуга из долларового магазина. Выполнив простые дела и сэкономив деньги на день рождения, она наконец-то получила достаточно, чтобы совершить столь желанную покупку. Это ожерелье означало для нее целый мир.
Она носила их повсюду и не представляла жизни без них. Однажды ночью ее отец пришел, чтобы уложить ее в постель, и спросил, любит ли она его. Ее ответ был: «Конечно, я люблю тебя, папа!» Затем он попросил ее жемчужное ожерелье. Потрясенная просьбой, она предложила свою любимую игрушечную пони. Но ее отец просто поцеловал ее в лоб и сказал, что все в порядке.
Неделю за неделей отец задавал дочери один и тот же вопрос перед сном. «Ты любишь меня? Тогда дай мне свой жемчуг. К третьей неделе дочь уже торжественно ждала, когда папа придет, чтобы уложить ее. В руке она крепко держала нитку жемчуга. С дрожью в подбородке и дрожью в голосе она сказала: «Вот, папа. Это для вас.»
Со слезами на глазах он одной рукой потянулся к дешевому ожерелью, а другой вытащил синий бархатный футляр с ниткой настоящего жемчуга. Он просто ждал, когда она отдаст свою безделушку из дешевого магазина, чтобы он мог подарить ей настоящее сокровище.
Иногда Небесный Отец просто ждет, чтобы мы отказались от нашего заветного призового фонда, того, что, как мы думаем, мы хотим и в чем нуждаемся, ради чего-то большего, чем мы можем себе представить. Мы держимся за вредные привычки, эгоистичные удовольствия и нездоровые отношения, потому что так привязываемся, что отпустить их кажется невыносимым. Настоящий вопрос заключается в том, доверяете ли вы Ему? Есть ли у вас вера и верите ли вы в Его любовь к нам?
«Вера означает, что мы верим не только в Божью мудрость, но и в Его любовь. Это означает верить в то, что Бог любит нас совершенно, что все, что Он делает — каждое благословение, которое Он дает, и каждое благословение, которое Он временно утаивает, — делается для нашего вечного счастья». – Дитер Ф. Ухтдорф
Любовь – это нематериальный объект. Если мы чего-то не чувствуем, это не значит, что этого нет. Иногда нужно научиться чувствовать по-новому, узнать, как изменения в нашей жизни позволяют нашему духу распознавать Его любовь. Ключ в том, чтобы понять, как вы чувствуете Его любовь, и не позволять гордыне или тщеславию, эгоизму или личным намерениям вытеснять наши способности. Благодаря полному принятию Искупления Иисуса Христа наш дух становится более чувствительным.
Если мы искренне стремимся понять Его волю и продолжаем верить и полагаться на Его любовь к нам, мы найдем свою награду. Небесный Отец вознаграждает тех, кто ищет Его с искренним сердцем. Не сдавайся! Покажите Ему, что вы любите Его больше всего на свете. Упражняйтесь в своей вере и идите по пути, который Он избрал для вас. Это не всегда путь наименьшего сопротивления, но путь, на котором нам обещают рост и радость.
Как испытать больше любви Бога
0,00 $ Корзина
Искать
Колин Смит
Пусть Господь направит ваши сердца в Божью любовь и стойкость Христа. (2 Фессалоникийцам 3:5)
Недавно профессор семинарии задала 120 своим студентам вопрос: «Вы верите, что Бог любит вас?» Как вы думаете, сколько из 120 студентов-христиан, готовящихся к служению, сказали «да»?
Два!
Остальные дали такие ответы:
- «Я знаю, что должен сказать «Да», но…»
- «Я знаю, что Библия говорит, что он любит меня, но я этого не чувствую».
- «Не уверен, что верю в это».
Как это может быть?
Три шага к испытанию Божьей любви
Безусловно, каждый христианин знает Божью любовь. Разве мы не учились этому в воскресной школе? «Иисус любит меня, это я знаю / потому что Библия говорит мне об этом». Джонатан Эдвардс использовал простую аналогию, чтобы понять суть этого:
Существует разница между рациональным суждением о сладкости меда и ощущением его сладости.
Вы можете знать, что мед сладок, потому что кто-то говорит вам, но вы не узнаете его сладость, пока не попробуете его. Вы можете знать, что Бог любит вас, потому что ваш учитель воскресной школы сказал вам об этом, но вы не познаете Божью любовь, пока не вкусите Его любви.
Вот три практических шага, чтобы испытать больше Божьей любви:
1. Будьте недовольны своим нынешним духовным опытом.
Культивируйте святое недовольство. Человек, который молится этой молитвой, ищет чего-то большего, чем он уже имеет: «Господи, управь мое сердце в Твою любовь».
Мы живем в культуре «был там, сделал то», и большая опасность заключается в развитии формы христианства «был там, сделал то»: «Я знаю, что Бог любит меня, что Иисус умер за меня, и мои грехи прощен. Так что же дальше?» Затем однажды кто-то говорит: «Ты действительно веришь, что Бог любит тебя?» И твоя недальновидность обнажается.
А. В. Тозер говорит в «Погоня за Богом»,
Мы попали в ловушку ложной логики, которая настаивает на том, что если мы нашли Его, нам больше не нужно Его искать… Посреди этого великого холода есть такие, кто не будет довольствоваться поверхностной логикой. Они хотят вкусить, прикоснуться сердцем к тому чуду, которым является Бог. Я намеренно хочу поощрять это могучее стремление к Богу.
Не соглашайтесь на веру, в которой вы не можете почувствовать любовь Бога и терпение Христа.
2. Попросите Бога направить ваше сердце в Его любовь.
Это молитва, так что используй ее. Сделайте это по-своему.
У некоторых из вас на этом много багажа. Всякий раз, когда вы думаете о Боге, ваше первое побуждение, хотя вы и верите, это представить его с хмурым лицом. Вы чувствуете, что он сердится на вас, что он осуждает вас. Вам нужна эта молитва. Послушайте этот мудрый совет от Ричарда Сиббса:
Представьте себе Бога таким, каким Он представлен в Евангелии. Дьявол, он окрашивает Бога в другие цвета: он представляет Его как тирана, как судью, как мстителя… ( Работы Ричарда Сиббса)
Помните, дьявол делает это, потому что ненавидит Бога. Джон Оуэн говорит в Общение с Богом:
До тех пор, пока Отец видится суровым, судящим и осуждающим, душа наполняется страхом и ужасом каждый раз, когда она приходит к Нему… Но когда Бог… рассматривается как Отец, наполненный любовью, душа наполнена ответной любовью к Богу…
Все, что мы узнаем о Боге, только отпугнет нас от Него, если мы не увидим Его любящим и милостивым к нам. Но если ваше сердце поглощено любовью Отца… оно не может не выбрать быть побежденным, побежденным и объятым Им.
Некоторые из вас думают, что Бог холоден, отчужден, резок и требователен, и эти мысли укоренились в вашем разуме. Вам нужна такая молитва: «Отче, направь мое сердце в Твою любовь!» Просите Бога и продолжайте просить, пока ваше сердце не начнет таять в тепле любви Бога.
3. Взгляните на любовь Бога в Иисусе Христе.
Одного прошу у Господа, того ищу: чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господа и искать Его в храме Его. (Псалом 27:4)
Вы когда-нибудь замечали, как люди, которые друг другу не нравятся, будут смотреть друг на друга, а люди, которые любят друг друга, будут смотреть друг на друга? Люди, которые отчаянно влюблены, будут смотреть друг на друга раз.
Исаак Уоттс использовал другое слово, чтобы сказать то же самое в своем знаменитом гимне «Когда я обозреваю чудесный крест». Исследуйте, размышляйте и медитируйте о любви Бога. Взгляните на его любовь в Иисусе Христе.
Два ответа
Возможно, в вас что-то пробудилось — может быть, вы думаете:
Решите сегодня в своем сердце и в своем разуме, что вы будете стремиться к более сладкому вкусу, более глубокому опыту, более ясному взгляду на любовь Бога и терпение Христа. Иди за ним. И никогда не останавливайся.
Для других это не столько звук церковного колокола, который привлекает вас, сколько звук будильника, который вас будит.
Если у вас нет отклика на любовь Бога, не должны ли вы беспокоиться о состоянии своей души? Надеюсь, вы спросите: «Что со мной не так? Меня не интересует любовь к Богу. Почему я так доволен, когда другие голодны и жаждут Бога?» Я прошу вас задать этот вопрос.
Возможно, Бог воспользуется этим постом, чтобы пробудить вас от омертвения духа, в котором вы слишком долго спали.