Что делают люди когда они чувствуют любовь бога: что это значит и зачем нужно? – Православный журнал «Фома»

Как любить Бога: кратко о главном

5 ступеней веры


Оглав­ле­ние
  • Обще­ние
  • Испол­не­ние запо­ве­дей
  • Бла­го­да­ре­ние
  • Любовь к ближ­нему
  • Раб, наем­ник, сын

Как любить Бога? Этим вопро­сом, пожа­луй, зада­ется каждый хри­сти­а­нин, начи­на­ю­щий изу­че­ние основ пра­во­слав­ной веры. О Боге мы знаем, что Он – Творец всего сущего. Знаем, что Он посто­янно про­мыш­ляет о чело­веке. Знаем и то, что Сын Божий иску­пив на кресте грехи чело­ве­че­ства, открыл людям врата рая, кото­рые были затво­рены после изгна­ния Адама. И самое глав­ное, что знаем – Бог любит нас. Сколько всего Бог сделал и делает для нас! Как мы можем быть бла­го­дарны Ему за это? Чем можем отпла­тить Богу за Его неиз­ре­чен­ную милость и любовь?

Обще­ние

Совер­шенно оче­видно, что отве­том на любовь должна быть любовь. Когда гово­рим о чело­ве­че­ских отно­ше­ниях, то пони­маем, что любовь между людьми невоз­можна без лич­ного обще­ния. Дети любят роди­те­лей, муж любит жену, роди­тели любят своих детей, друзья любят друг друга. Такая любовь осно­вана на обще­нии, духов­ном и физи­че­ском кон­такте, и под­дер­жи­ва­ется ими. Откры­вая глаза, ребе­нок познает мир и первое, что он видит – мать, кото­рая любит его. Окру­жен­ный забо­той, ребе­нок растет и познает любовь родных людей. И совер­шенно есте­ственно отве­чает на эту любовь вза­им­ным чув­ством.

Так и во вза­и­мо­от­но­ше­ниях чело­века с Богом, его Твор­цом, любовь начи­на­ется с бого­по­зна­ния. Бого­по­зна­ние – это не выучен­ный еди­но­жды урок, а плод живого духов­ного опыта, длиною в жизнь. Бого­по­зна­ние нераз­рывно свя­зано с бого­об­ще­нием – живым обще­нием с Богом, кото­рое ста­но­вится воз­мож­ным бла­го­даря уча­стию в цер­ков­ных Таин­ствах, личной молитве, изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния и Свя­щен­ного Пре­да­ния, духов­ной лите­ра­туры. Источ­ник под­лин­ного бого­по­зна­ния – Боже­ствен­ная бла­го­дать Свя­того Духа, рас­кры­ва­ю­ща­яся ищущим Бога людям. Этот источ­ник не в силах заме­нить огра­ни­чен­ный чело­ве­че­ский интел­лект. Поэтому ника­кие умство­ва­ния и тео­ре­ти­зи­ро­ва­ния не могут заме­нить истин­ное бого­по­зна­ние, кото­рое ста­но­вится обра­зом жизни чело­века. И чем больше чело­век откры­вает для себя Бога, тем больше ему откры­ва­ется неиз­ре­чен­ная Боже­ствен­ная любовь к нему лично. Эти личные вза­и­мо­от­но­ше­ния с Богом и ста­но­вятся одно­вре­менно и нача­лом любви к Богу и ее про­дол­же­нием.

Испол­не­ние запо­ве­дей

Ребе­нок, воз­рас­тая, учится у взрос­лых, кото­рые имеют гораздо более бога­тый жиз­нен­ный опыт. Роди­тели, любя свое чадо и желая ему добра, учат его тому, что можно, что нельзя, а что нужно делать в жизни. Бог же, забо­тясь о своих чадах, дал запо­веди – инструк­цию как жить так, чтобы после смерти жить вечно. Гос­подь Иисус Хри­стос гово­рит о прямой зави­си­мо­сти между соблю­де­нием запо­ве­дей и любви к Богу: «Кто имеет запо­веди Мои и соблю­дает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот воз­люб­лен будет Отцом Моим; и Я воз­люблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21). «Из этих слов Гос­пода видно, что надо так изу­чить еван­гель­ские запо­веди, чтоб они сде­ла­лись досто­я­нием, иму­ще­ством ума: тогда только воз­можно точное, посто­ян­ное испол­не­ние их, такое испол­не­ние, какого тре­бует Гос­подь. Явля­ется Гос­подь испол­ни­телю еван­гель­ских запо­ве­дей духовно, и видит Гос­пода испол­ни­тель запо­ве­дей духов­ным оком, умом, видит Гос­пода в себе, в своих помыс­лах и ощу­ще­ниях, осе­нен­ных Святым Духом», — пояс­няет свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов.

Как ребе­нок ста­ра­ется уго­дить роди­те­лям, испол­няя их наказы, и полу­чает за то похвалу от них, так и чело­век, испол­няя запо­веди Божьи, полу­чит мзду от Гос­пода в Веч­но­сти. Дитя сле­дует воле роди­те­лей не из страха перед ними, а по любви к ним и потому испол­не­ние это при­но­сит радость. И лишь нашко­див, ребе­нок пони­мает, что за это может быть нака­зан. Но нака­за­ние это, если и строго, бывает с любо­вью. Кто дерз­нет ска­зать, что мать, нака­зав про­ви­нив­ше­гося ребенка, не любит его? Такое нака­за­ние несет вос­пи­та­тель­ную функ­цию, но побуж­дает к нему любовь. Так и Бог, даже нака­зы­вая чело­века, не хочет ему поги­бели, но в нака­за­нии дает вра­зум­ле­ние. «Строго нака­зал меня Гос­подь, но смерти не предал меня», — вос­кли­цает псал­мо­пе­вец Давид. Такое осо­зна­ние нака­за­ния доступно лишь чело­веку, любя­щему Бога. Бог же, любя вся­кого чело­века, «хочет, чтобы все люди спас­лись и достигли позна­ния истины» (1Тим.2:4).

Апо­стол Иоанн Бого­слов гово­рит о соблю­де­нии запо­ве­дей пре­дельно ясно – «это есть любовь к Богу, чтобы мы соблю­дали запо­веди Его» (1Ин.5:3). Это озна­чает, что любить Бога – это соблю­дать Его запо­веди. Но без помощи Божией это не только трудно, но и невоз­можно. Как роди­тели вся­че­ски помо­гают своему чаду, так и чело­веку, кото­рый стре­мится делом соблю­дать запо­веди, Гос­подь дает необ­хо­ди­мые силы для этой цели. «Запо­веди Гос­пода Иисуса Христа для чело­века, кото­рый Его любит, не сложны. И любит Христа тот, кто истинно верит в Него как Бога и Гос­пода. И чело­ве­ко­лю­би­вый Бог и Гос­подь Иисус Хри­стос дает всегда щедро чело­веку, кото­рый Ему верит, Свои Боже­ствен­ные силы, кото­рые помо­гают ему легко испол­нять Его Боже­ствен­ные запо­веди», — пишет прп. Иустин (Попо­вич).

Бла­го­да­ре­ние

Когда чадо полу­чает про­си­мое от роди­те­лей, то раду­ется и бла­го­да­рит, будучи научен­ным тако­вому бла­го­да­ре­нию они них. «Спа­сибо» — то слово, кото­рому непре­менно учат роди­тели своего ребенка. Бла­го­да­ре­ние ста­но­вится обыч­ным и есте­ствен­ным делом в тече­ние всей жизни. На всякое доброе дело чело­век обычно отве­чает бла­го­дар­но­стью. Так же должен он бла­го­да­рить и Бога за все его бла­го­де­я­ния. Бла­го­дар­ность Богу – это не только «спа­сибо», когда попро­сил и Гос­подь дал. «За все бла­го­да­рите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе», — учит апо­стол Павел. За жизнь, за хлеб насущ­ный, за роди­те­лей и детей, за добрых друзей, за то, что Бог про­мыш­ляет о нас, даже когда грешим и гре­хами своими уда­ля­емся от него – эти и многие другие при­чины побуж­дают бла­го­да­рить Бога за все. Но глав­ная бла­го­дар­ность Богу – за Его любовь. Настолько без­гра­нична любовь Бога к чело­веку, что, по слову свя­ти­теля Афа­на­сия Вели­кого, «Бог стал Чело­ве­ком, чтобы чело­век стал богом». Апо­стол Иоанн Бого­слов пишет: «мы познали любовь, кото­рую имеет к нам Бог, и уве­ро­вали в неё. Бог есть любовь, и пре­бы­ва­ю­щий в любви пре­бы­вает в Боге, и Бог в нём» (1Ин.4:16). Чтобы научиться любить Бога, нужно научиться видеть Его любовь во всем и бла­го­да­рить Его за нее.

Увы, часто чело­век при­вы­кает поль­зо­ваться любо­вью Божией. Люди при­ни­мают пода­ва­е­мое Богом как долж­ное, вос­при­ни­мают Его как какого-нибудь джина из бутылки. Я Тебе, Гос­поди, свечку – а Ты мне дом, машину и хоро­шую работу. Такой подход в корне неве­рен, поскольку Бог – это не слу­жеб­ный дух, а если и подает нечто от Своих бога­тых мило­стей и щедрот, то делает это исклю­чи­тельно по любви к чело­веку. Бла­го­да­ре­ние же Богу за Его мило­сти – это не только бла­го­дар­ствен­ные молитвы, но, в первую оче­редь, соблю­де­ние запо­ве­дей и жизнь по Еван­ге­лию.

Любовь к ближ­нему

«Воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душею твоею, и всем разу­ме­нием твоим, и всею кре­по­стию твоею», – вот первая запо­ведь! Вторая подоб­ная ей: «воз­люби ближ­него твоего, как самого себя». Иной боль­шей сих запо­веди нет» (Мк.12:30-31). Самый легкий и самый слож­ный путь любви к Богу – любовь к ближ­нему. Самый легкий потому, что любить того, кто нахо­дится рядом легко. И самый труд­ный потому, что Хри­стос четко дает понять, что ближ­ний – это не только род­ствен­ник или сосед, но всякий чело­век, повстре­чав­шийся на жиз­нен­ном пути (Лк.10:25-37). Трудно осо­знать, что совер­шенно незна­ко­мый чело­век, про­хо­дя­щий мимо – это ближ­ний. Еще слож­ней при­нять то, что нужно его любить. Созна­ние тут же начи­нает сопро­тив­ляться. Как любить? Зачем любить? Ведь знать про­хо­жего не знаю, и знать не хочу. Чужой он чело­век, а ника­кой не ближ­ний. Вот роди­те­лей – люблю. Детей – люблю. Род­ствен­ни­ков – в основ­ном люблю. Друзей – ну да, наверно, люблю. Сосе­дей – ну нет, скорее уважаю, а вот Марью Ива­новну из пятой квар­тиры не люблю. Коллег – нет, тут любо­вью совсем не пахнет, веро­ятно, есть ува­же­ние, а так мы просто вместе рабо­таем. Про­дав­щица из мага­зина напро­тив – поз­вольте, ну с чего это вдруг ее любить надо? И чем дальше, тем меньше любви.

В целом это понятно. Сложно чело­веку объять любо­вью весь мир. Так умеет только Бог. Но это вовсе не озна­чает, что довольно осо­знать свою немощь и огра­ни­читься лишь любо­вью к самым близ­ким. Хри­стос учит: «если вы будете любить любя­щих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы при­вет­ству­ете только бра­тьев ваших, что осо­бен­ного дела­ете? Не так же ли посту­пают и языч­ники?» (Мф.5:46-47). И, конечно же, нелю­бовь к кому-то – это чув­ство, про­ти­во­по­лож­ное тому, к чему при­зы­вает Гос­подь. Заблуж­да­ется тот чело­век, кото­рый думает, что любит Бога, но при этом не любит людей. Апо­стол Иоанн Бого­слов кате­го­рично заяв­ляет: «Кто гово­рит: «я люблю Бога», а брата своего нена­ви­дит, тот лжец» (1Ин.4:20).

Было бы непра­виль­ным не пояс­нить, что такое любовь. Любовь – это всегда жертва, само­по­жерт­во­ва­ние ради пред­мета любви. «Сия есть запо­ведь Моя, да любите друг друга, как Я воз­лю­бил вас. Нет больше той любви, как если кто поло­жит душу свою за друзей своих», — гово­рит Хри­стос. Он пока­зал пример высшей жерт­вен­ной любви, «уни­чи­жил Себя Самого, приняв образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век; смирил Себя, быв послуш­ным даже до смерти, и смерти крест­ной» (Фил.2:7-8).

Само­по­жерт­во­ва­ние не обя­за­тельно должно быть фаталь­ным, оно может быть выра­жено на про­стом быто­вом уровне. Любовь про­ни­зы­вает всю жизнь чело­века, начи­ная с рож­де­ния и закан­чи­вая физи­че­ской смер­тью. На про­тя­же­нии всей жизни чело­век либо любит сам, либо любят его. Даже самые отпе­тые злодеи любят своих близ­ких. И лишь в редких, исклю­чи­тель­ных слу­чаях чело­век дохо­дит до такой сте­пени нена­ви­сти и отри­ца­ния любви в созна­тель­ном воз­расте, что нена­ви­дит всех вокруг.

Чело­ве­че­ская падшая при­рода весьма эго­и­стична – мы любим себя, и наши инте­ресы посто­янно стал­ки­ва­ются с инте­ре­сами других людей. Уязв­лен­ная гор­дыня не дает воз­мож­но­сти закрыть глаза на «вопи­ю­щую неспра­вед­ли­вость». Но Бог, при­зы­вая нас к любви, несо­мненно, знает об этой немощи чело­ве­че­ской. Как только ста­но­вимся на путь хри­сти­ан­ского само­от­вер­же­ния, так сразу появ­ля­ется воз­мож­ность уви­деть пред­мет любви не только в своих близ­ких, но и людях совер­шенно незна­ко­мых. И тут надо много потру­диться, чтобы устра­нить одно за другим те пре­пят­ствия в соб­ствен­ной душе, что мешают любить. Появ­ля­ется выбор – делать или нет. А если есть выбор, то есть и сво­бода. Умение видеть образ и подо­бие Божие в каждом чело­веке и отно­ситься к нему как своему близ­кому – это и есть под­лин­ная хри­сти­ан­ская сво­бода любви. Как сильно она отли­ча­ется от сво­бод­ной любви, что про­па­ган­ди­рует совре­мен­ный мир!

Любовь может быть про­дик­то­вана совер­шенно раз­ными побуж­де­ни­ями. Очень часто она обу­слов­лена эго­из­мом и чув­ством соб­ствен­ни­че­ства. Но под­лин­ная хри­сти­ан­ская любовь – это любовь Христа и ближ­него ради. При­знаки истин­ной любви апо­стол Павел ука­зы­вает сле­ду­ю­щие: «Любовь дол­го­тер­пит, мило­серд­ствует, любовь не зави­дует, любовь не пре­воз­но­сится, не гор­дится, не бес­чин­ствует, не ищет своего, не раз­дра­жа­ется, не мыслит зла, не раду­ется неправде, а сора­ду­ется истине; все покры­вает, всему верит, всего наде­ется, все пере­но­сит. Любовь нико­гда не пере­стает» (1Кор.13:4–8).

Любовь не появ­ля­ется сама по себе, любовь – то самое чув­ство, что вытес­няет из души эгоизм и гор­дыню. Поэтому любви надо учиться. Любовь – это, опре­де­ленно, дар Божий, посы­ла­е­мый тому, кто усерд­ствует в ней. Прп. Амвро­сий Оптин­ский дает такой совет: «Если ты нахо­дишь, что в тебе нет любви, а жела­ешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сна­чала без любви. Гос­подь увидит твое жела­ние и ста­ра­ние и вложит в сердце твое любовь». Все начи­на­ется с жела­ния и про­дол­жа­ется дей­ствием. Пока не попро­бу­ешь любить, то не узна­ешь, как это бывает.

Раб, наем­ник, сын

Раз­де­ляют три сте­пени под­чи­не­ния Богу: раб, под­чи­ня­ю­щийся Ему из-за страха нака­за­ния; наем­ник, рабо­та­ю­щий за плату; и сын, кото­рым руко­во­дит любовь к Отцу. Состо­я­ние раба – состо­я­ние страха перед нака­за­нием, испол­не­ния запо­ве­дей только лишь из боязни вечных мук. Апо­стол Иоанн Бого­слов пишет: «В любви нет страха, но совер­шен­ная любовь изго­няет страх, потому что в страхе есть муче­ние.

Боя­щийся несо­вер­шен в любви» (1Ин.4:18). Если у раба несо­вер­шен­ная любовь, то наем­ник – тот, кто желает за всякое доброе дело непре­менно полу­чить награду. Наем­ник обла­дает боль­шей сте­пе­нью сво­боды, но руко­во­дит им чистый расчет, кото­рый вытес­няет любовь. Сын – несо­мненно, совер­шен­ная и самая благая для чело­века сте­пень, поскольку в этой сте­пени есть сво­бода любви. Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов пишет: «Мне известны три сте­пени в спа­са­е­мых: раб­ство, наем­ни­че­ство и сынов­ство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наем­ник, одно имей в виду — полу­чить. Если стоишь выше раба и наем­ника, даже сын, сты­дись Бога как отца, делай добро, потому что хорошо пови­но­ваться отцу. Хотя бы ничего не наде­ялся ты полу­чить, уго­дить отцу само по себе награда. Да не ока­жемся пре­не­бре­га­ю­щими этим!»

Каждый чело­век, загля­нув в глу­бину своей души, может без­оши­бочно опре­де­лить сте­пень, в кото­рой при­бы­вает. Сделав это, поймет, как посту­пать, чтобы испол­нить завет Христа: «Запо­ведь новую даю вам, да любите друг друга; как Я воз­лю­бил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои уче­ники, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35). И через испол­не­ние этой запо­веди полю­бит Бога.

  • 1.9 тыс. 0

Читать онлайн «Путь жизни», Лев Толстой – ЛитРес, страница 4

ЛЮБОВЬ

Душа человеческая, будучи отделена телом от Бога и душ других существ, стремится к соединению с тем, от чего она отделена. Соединяется душа с Богом все большим и большим сознанием в себе Бога, с душами же других существ все большим и большим проявлением любви.

1. ЛЮБОВЬ СОЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ И С БОГОМ, И С ДРУГИМИ СУЩЕСТВАМИ

1

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя», – сказал Христу законник. И на это Иисус сказал: «Правильно ты отвечал, так поступай», то есть люби Бога и ближнего, – «и будешь жить».

2

Несчастны вы, мирские люди! Горести и тревоги у вас над головой и под ногами, и направо и налево, и сами вы для самих себя загадки. И такими загадками останетесь вы навсегда, если не сделаетесь радостными и любовными, как дети. Только тогда вы познаете Меня, – и, познав Меня, познаете себя, и тогда только будете управлять собою. И только тогда, глядя из своей души на мир, все вам будет благо, и в мире, и в вас самих.

Буддийские сутты

3

Любить можно только совершенство. И потому для того, чтобы любить, надо одно из двух: или считать совершенным то – что несовершенно, или любить совершенство, то есть Бога. Если считать совершенным то, что несовершенно, то ошибка рано или поздно окажется, и любовь кончится. Любовь же к Богу, то есть к совершенству, не может кончиться.

4

Бог есть любовь; пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Бога никто не видит нигде; но если мы любим друг друга, то Он пребывает в нас, и любовь Его в нас совершилась. Если кто говорит: люблю Бога, но брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может он любить Бога, Которого не видит? Братья, будем любить друг друга, любовь от Бога, и любящий каждый от Бога и знает Бога, потому что Бог есть любовь.

По I посл. Иоанна IV

5

Сойтись по-настоящему могут люди только в Боге. Для того, чтобы людям сойтись, им не нужно идти навстречу друг другу, а нужно всем идти к Богу.

Если бы был такой огромный храм, в котором свет шел бы сверху только в самой середине, то для того, чтобы сойтись людям в этом храме, им всем надо было бы только идти на свет в середину. То же и в мире. Иди все люди к Богу, и все сойдутся.

6

«Братья, будем любить друг друга. Любовь от Бога, и любящий рожден от Бога и знает Бога. Нелюбящий не знает Бога, потому что Бог есть любовь», – сказал Иоанн апостол.

Любить всех людей кажется трудно. Но кажется трудным каждое дело, когда не научился его делать. Люди всему учатся: и шить, и ткать, и пахать, и косить, и ковать, и читать, и писать. Также надо учиться и тому, чтобы любить всех людей.

И выучиться этому нетрудно, потому что любовь людей друг к другу вложена нам в душу.

«Бога никто не видел нигде, но если мы любим друг друга, то Он пребывает в нас».

А если Бог – любовь и пребывает в нас, то выучиться любви нетрудно. Надо только стараться избавиться от того, что мешает любви, избавиться от того, что не выпускает ее наружу. И только начни так делать – и скоро научишься самой важной и нужной на свете науке: любви к людям.

7

Нет ничего радостнее того, как то, когда мы знаем, что люди любят нас. Но удивительное дело: для того, чтобы люди любили нас, надо не угождать им, а надо только приближаться к Богу. Только приближайся к Богу и не думай о людях, и люди полюбят тебя.

8

Не просите Бога о том, чтобы Он соединил вас. Он уже соединил вас тем, что вложил во всех один и тот же дух Свой. Только откидывайте то, что разделяет вас, и вы будете едины.

9

Человеку кажется, что он желает блага только себе. Но это только кажется: желает в человеке блага себе тот Бог, Который живет в человеке. Бог же желает блага всем людям.

10

Тот, кто говорит, что любит Бога, но не любит ближнего, тот обманывает людей. Тот же, кто говорит, что любит ближнего, но не любит Бога, тот обманывает самого себя.

11

Говорят, надо бояться Бога. Это неправда. Бога надо любить, а не бояться. Нельзя любить того, кого боишься. Да, кроме того, нельзя бояться Бога оттого, что Бог есть любовь. Как же бояться любви? Не бояться Бога надо, а сознавать Его в себе. А если будешь сознавать Бога в себе, то не будешь бояться ничего на свете.

12

Говорят, что в последний день будет общий суд и что добрый Бог будет гневаться. Но от благого Бога не может ничего произойти, кроме добра.

Какие бы ни были на свете веры, истинная вера только та одна, что Бог любовь. А от любви не может быть ничего, кроме добра.

Не бойся: и в жизни и после жизни ничего не может быть и не будет, кроме добра.

С персидского

13

Жить по-Божьи значит быть подобным Богу. А чтобы быть подобным Богу, надо ничего не бояться и ничего не желать для себя. А для того, чтобы ничего не бояться и ничего не желать для себя, надо только любить.

14

Одни говорят: войди в самого себя, и ты найдешь покой. – В этом еще не вся правда.

Другие, напротив, говорят: выйди из самого себя; постарайся забыться и найти счастье в удовольствиях. – И это неправда. Уж оттого неправда, что удовольствиями не избавишься от болезней. Покой и счастье – не внутри нас и не вне нас, они – в Боге. А Бог и внутри нас и вне нас.

Люби Бога – и в Боге найдешь то, чего ищешь.

Паскаль

2. КАК ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА ТРЕБУЕТ ПИЩИ И СТРАДАЕТ БЕЗ НЕЕ, ТАК И ДУША ЧЕЛОВЕКА ТРЕБУЕТ ЛЮБВИ И БЕЗ НЕЕ СТРАДАЕТ

1

Все вещи тянутся к земле и тянутся друг к другу. Точно так же и все души тянутся к Богу и друг к другу.

2

Живы все люди не тем, что они сами себя обдумывают, а тем, что есть любовь в людях.

Для того, чтобы люди не жили врозь, а все заодно, Бог не открыл им того, что каждому для себя нужно, а только то, что им всем для всех нужно.

Для того же, чтобы люди знали, что им всем для всех нужно, Он вошел в их душу и в душах их сказался любовью.

3

Все беды людей не от неурожая, не от пожаров, не от злодеев, а только от того, что они живут врозь. А живут они врозь потому, что не верят тому голосу любви, который живет в них и влечет их к единению.

4

Человеку, пока он живет животной жизнью, кажется, что если он отделен от других людей, то это так и надо и не может быть иначе. Но как только человек начнет жить духовно, так ему становится странно, непонятно, даже больно, зачем он отделен от других людей, и он старается соединиться с ними. А соединяет людей только любовь.

5

Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними, – знает это человек не оттого, что это повелено ему кем-то, но оттого, что чем больше он соединяется с людьми, тем ему лучше жить, и напротив: тем хуже живется ему, чем больше он разъединяется.

6

Жизнь каждого человека только в том, чтобы становиться с каждым годом, месяцем, днем все лучше и лучше. И чем люди становятся лучше, тем они ближе соединяются друг с другом. А чем ближе соединяются люди, тем жизнь их лучше.

7

Чем больше любишь человека, тем меньше чувствуешь свое отделение от него. Кажется, что он – то же, что я, а я – то же, что он.

8

Если бы мы только твердо держались того, чтобы соединяться с людьми в том, в чем мы согласны с ними, и не требовать от них согласия с тем, с чем они несогласны, мы бы были гораздо ближе к Христу, чем те люди, которые, называя себя христианами, во имя Христа отделяют себя от людей других вер, требуя от них согласия с тем, что ими считается истиной.

9

Любите врагов ваших, и не будет у вас врагов.

«Учение 12 апостолов»

10

Путь к единению человек узнает так же легко, как мы узнаем проход, проложенный досками через трясину. Только сверни прочь с пути – и завязнешь в трясине мирской суеты, раздора и злобы.

3. ЛЮБОВЬ ТОЛЬКО ТОГДА ИСТИННА, КОГДА ОНА ЛЮБОВЬ КО ВСЕМ

1

Бог хотел, чтобы мы были счастливы, и для того вложил в нас потребность счастья, но Он хотел, чтобы мы были счастливы все, а не отдельные люди, и для того вложил в нас потребность любви. Оттого и счастливы могут быть люди только тогда, когда они все будут любить друг друга.

2

Римский мудрец Сенека говорил, что все, что мы видим, все живое, все это – одно тело: мы все, как руки, ноги, желудок, кости, – члены этого тела. Мы все одинаково родились, все мы одинаково желаем себе добра, все мы знаем, что нам лучше помогать друг другу, чем губить друг друга, и во всех нас заложена одна и та же любовь друг к другу. Мы, как камни, сложены в такой свод, что все сейчас же погибнем, если не будем поддерживать друг друга.

3

Всякий старается сделать себе как можно больше добра, а самое большое добро на свете в том, чтобы быть в любви и согласии со всеми людьми. Как же получить это добро, когда чувствуешь, что одних людей любишь, а других не любишь? Надо научиться любить тех, кого не любишь. Человек учится самым трудным искусствам, учится читать, писать, всякой науке, ремеслу. Если бы только человек учился любви так же усердно, как он учится наукам и ремеслам, он скоро и легко научился бы тому, чтобы любить всех людей, даже тех, которые неприятны нам.

4

Если ты понял, что главное дело в жизни – любовь, то, сойдясь с человеком, ты будешь думать не о том, чем может быть полезен тебе этот человек, а о том, как и чем ты можешь быть полезен ему. Делай только так, и ты во всем будешь успевать больше, чем если бы ты заботился о себе.

5

Если мы любим тех, кто нам нравится, кто нас хвалит, кто делает нам добро, то мы любим так для себя, для того, чтобы нам лучше было. Настоящая любовь та, когда мы любим не для себя, не себе желаем добра, а тем, кого любим, и любим не потому, что люди приятны или полезны нам, а потому, что мы в каждом человеке признаем тот же дух, какой живет в нас.

 

Только когда мы так любим, мы можем любить, как учил Христос, не одних любящих нас, но ненавидящих нас, врагов наших.

6

Надо уважать всякого человека, какой бы он ни был жалкий и смешной. Надо помнить, что во всяком человеке живет тот же дух, какой и в нас. Даже тогда, когда человек отвратителен и душой и телом, надо думать так: «Да, на свете должны быть и такие уроды, и надо терпеть их». Если же мы показываем таким людям наше отвращение, то, во-первых, мы несправедливы, а во-вторых, вызываем таких людей на войну не на живот, а на смерть.

Какой он ни есть, он не может переделать себя. Что же ему больше делать, как только бороться с нами, как со смертельным врагом, если мы выказываем к нему вражду. Ведь в самом деле: мы хотим быть с ним добры, если он перестанет быть таким, какой он есть. А этого он не может. И потому надо быть добрым со всяким человеком, каков бы он ни был, и не требовать от него того, чего он не может сделать: не требовать от человека того, чтобы он перестал быть собой.

По Шопенгауэру

7

Постарайся полюбить того, кого ты не любил, осуждал, кто оскорбил тебя. И если это удастся тебе сделать, ты узнаешь новое, радостное чувство. Как свет яркий светит после темноты, так и, освободившись от нелюбви, свет любви сильнее и радостнее разгорится в тебе.

8

Лучший из людей тот, кто любит всех и делает всем добро без разбора, хороши ли они или дурны.

Магомет

9

Отчего так тяжело бывает несогласие с другим человеком и еще тяжелее нелюбовь к другому человеку? Оттого, что мы все чувствуем, что то, что в нас делает нас людьми, одно во всех. Так что, не любя других, мы расходимся с тем, что одно во всех, расходимся сами с собою.

10

«Мне тяжело или скучно. Мне одиноко». Да кто же тебе велел уйти от всех людей и запереть себя в тюрьму твоего одного скучного и ничтожного «я»?

11

Поступай так, чтобы ты мог сказать каждому: поступай так же, как я.

По Канту

12

До тех пор, пока я не увижу того, чтобы соблюдалось важнейшее правило Христа – любовь к врагам, до тех пор я не поверю в то, что те, кто называют себя христианами, действительно христиане.

Лессинг

4. ЛЮБИТЬ ИСТИННО МОЖНО ТОЛЬКО ДУШУ

1

Человек любит себя. Но если он любит в себе свое тело, то он ошибается, и от этой любви ему ничего не будет, кроме страданий. Любовь к себе только тогда хороша, когда человек любит в себе свою душу. Душа же одна и та же во всех людях. И потому, если человек любит свою душу, он будет любить и души других людей.

2

Все люди только одного хотят и об одном хлопочут: о том, чтобы жить хорошо. И потому с самых старинных времен всегда и везде святые и мудрые люди думали и поучали людей о том, как им надо жить, чтобы жизнь их была не дурная, а хорошая. И все эти мудрые и святые люди в разных местах и в разное время учили людей одному и тому же учению.

Учение это коротко и просто.

Оно все в том, что все люди живут одним и тем же духом, что все люди одно и то же, но все разделены в этой жизни своими телами, и потому, если они понимают, что живут одним и тем же во всех духом, то им надо соединяться друг с другом любовью. Если же люди не понимают этого и думают, что живут только своими отдельными телами, то враждуют друг с другом и бывают несчастливы.

И потому учение все в том, чтобы делать то, что соединяет людей, и не делать того, что разъединяет их. Учению этому легко верить, потому что учение это в сердце каждого человека.

3

Если человек живет только телесной жизнью, он все равно, что запирает сам себя в тюрьму. Только жизнь для души отворяет дверь тюрьмы и выводит человека в радостную и свободную жизнь, общую со всеми.

4

Тело хочет блага только себе, хотя бы во вред душе; душа же хочет блага себе, хотя бы во вред телу. Борьба эта кончается только тогда, когда человек поймет, что жизнь его не в теле, а в душе, и что тело – это только то, над чем должна работать его душа.

5

Если два человека идут из Москвы в Киев, то как бы далеко они ни были друг от друга, – пускай один подходит к Киеву, а другой только вышел из Москвы, – они все же идут в одно место и рано или поздно сойдутся. Но как бы близко ни были люди, но если один идет в Киев, а другой в Москву, они всегда будут врозь.

Так и люди. Святой человек, если он живет для своей души, и самый слабый, грешный человек, если только он тоже живет для души, живут одним и тем же и рано или поздно сойдутся. Если же два человека живут вместе, но один живет для тела, а другой для души, то им не миновать расходиться все дальше и дальше.

6

Трудно жить людям, когда они не знают, зачем живут, а есть такие люди, которые так уверены в том, что это никак нельзя знать, что даже хвастаются этим. А знать это и необходимо и легко: смысл жизни в одном – в том, чтобы все больше и больше освобождать душу от тела и соединять ее с другими существами и началом всего – Богом.

Люди думают и говорят, что они не знают этого, только потому, что живут они не так, как учат их жить не только учения всех мудрецов мира, но и в них самих их разум и совесть.

5. ЛЮБОВЬ СВОЙСТВЕННА ЛЮДЯМ

1

Человеку естественно быть любовным так же, как воде естественно течь сверху вниз.

Восточная мудрость

2

Пчеле, чтобы жить по своему закону, надо летать, змее ползать, рыбе плавать, а человеку любить. И потому, если человек, вместо того чтобы любить людей, делает зло людям, он поступает так же странно, как если бы птица стала плавать, а рыба – летать.

3

Лошадь спасается от врага своим быстрым бегом. И она несчастна не тогда, когда не может петь петухом, а тогда, когда потеряла то, что ей дано – свой быстрый бег.

У собаки самое дорогое – чутье; когда она потеряет его, она несчастна, но не тогда, когда она не может летать.

Точно так же и человек несчастен не тогда, когда он не может осилить медведя, или льва, или злых людей, а тогда, когда он теряет то, что ему дано самого дорогого – свою духовную природу, свою способность любить.

Не то жалко, что человек умер, что он потерял свои деньги, что у него нет дома, имения, – все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек потерял свою истинную собственность, свое высшее благо: свою способность любить.

По Эпиктету

4

Когда слепой, глухой и немой девочке, которую выучили читать и писать на ощупь, учительница объясняла, что такое любовь, она сказала: да, я понимаю – это то, что все люди всегда чувствуют друг к другу.

5

У китайского мудреца спросили: что такое наука? Он сказал: то, чтобы знать людей.

У него спросили: а что такое добродетель? Он сказал: то, чтобы любить людей.

6

Один только есть у всех существ верный руководитель. Руководитель этот – всемирный дух, который заставляет каждое существо делать то, что ему должно делать: дух этот в дереве велит ему расти к солнцу, в цветке велит ему переходить в семя, в семени велит ему упасть в землю и прорасти. В человеке дух этот велит ему соединяться любовью с другими существами.

7

Один индийский мудрец говорил: «Как мать бережет свое единственное детище, ухаживает за ним, оберегает его и воспитывает его, так и ты, всякий человек, расти, воспитывай и оберегай в себе самое дорогое, что есть на свете: любовь к людям и ко всему живому». Этому учат все веры: и браминская, и буддийская, и еврейская, и китайская, и христианская, и магометанская. И потому самое нужное на свете – это выучиться любить.

8

У китайцев были мудрецы: Конфуций, Лао-Тсе и еще один малоизвестный мудрец Ми-Ти. Ми-Ти учил тому, что надо людям внушать уважение не к силе, не к богатству, не к власти, не к храбрости, а только к любви. Он говорил: воспитывают людей так, что они дороже всего считают богатство, славу, и они заботятся только о том, чтобы добыть как можно больше славы, богатства, а надо воспитывать их так, чтобы они выше всего считали любовь и в жизни своей заботились бы о том, чтобы приучить себя к любви к людям, и они все силы свои будут полагать на то, чтобы выучиться любить.

Ми-Ти не послушали. Ученик Конфуция Мендзе спорил с Ми-Ти и говорил, что нельзя жить одной любовью. И китайцы послушали Мендзе. Прошло 500 лет после этого, и Христос учил людей тому же, чему учил Ми-Ти, но еще лучше, сильнее и понятнее, чем Ми-Ти. Но и теперь, хотя и никто не спорит против учения любви, ученики Христа все еще не исполняют его учения. Но придет время – и оно подходит, что не миновать людям исполнить это учение, потому что учение это вложено в сердца всех людей, неисполнение же его заставляет людей страдать все больше и больше.

9

Перестанут же когда-нибудь люди драться, воевать, казнить людей, а будут все любить друг друга. Времени этому не миновать прийти, потому что в душе всех людей заложена не ненависть, а любовь друг к другу.

Давайте же делать все, что можем, для того, чтобы поскорее пришло это время.

6. ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ ДАЕТ ИСТИННОЕ БЛАГО

1

Ты хочешь добра? Ты и получишь то, чего хочешь, если только будешь хотеть того добра, которое добро для всех. А такое добро дается только любовью.

2

«Кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет ее; а кто отдает жизнь свою ради добра, тот сохранит ее. Нет пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит». Так говорил Христос. Так же говорил язычник, римский император Марк Аврелий. «Когда же ты, душа моя, – говорил он сам себе, – станешь главою над телом? Когда же ты освободишься от всяких мирских желаний и печалей и перестанешь нуждаться в том, чтобы люди служили тебе своей жизнью или смертью? Когда поймешь ты, что истинное благо всегда в твоей власти, что оно в одном: в любви ко всем людям?»

3

Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме и во тьме ходит и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза… Станем любить не словом или языком, но делом и истиною. И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем сердца наши.

Из I посл. Иоанна

4

Правы ли те или другие вероучители, я не знаю и не могу верно знать, но то, что лучшее, что я могу сделать, это то, чтобы увеличивать в себе любовь, – это я знаю наверное и никак не могу в этом сомневаться. Не могу сомневаться потому, что увеличение любви тотчас же увеличивает мое благо.

5

Если бы все люди соединились в одно, то не было бы того, что мы понимаем как свою особенную от других жизнь, потому что жизнь наша есть только все большее и большее соединение разъединенного. В этом, все большем и большем, соединении разъединенного – и истинная жизнь и одно истинное благо жизни людей.

6

Мы все находим, только самих себя не умеем найти. Удивительное дело! Человек живет на свете много лет и не может заметить за собою, когда он чувствует себя лучше всего. Только бы замечал это человек, и ему ясно станет, в чем его истинное благо; ясно станет то, что хорошо ему бывает только тогда, когда в душе его – любовь к людям.

Видно, мы мало размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

Мы извратили наш ум и не стараемся познать то, что одно нам нужно. Если бы мы хоть на время остановились в нашей суете жизни и вникнули бы в себя, мы бы поняли, в чем наше благо.

Тело наше слабо, нечисто, смертно, но в нем скрыто сокровище, бессмертный дух Божий. Стоит Вам сознать этот дух в себе, и мы полюбим людей, а если полюбим людей, то получим все то, чего желает наше сердце: будем счастливы.

Сковорода

7

Только когда человек поймет всю непрочность и бедственность телесной жизни, поймет он и все то благо, какое дает ему любовь.

8

Благо телесное, всякие удовольствия мы добываем, только отнимая это у других. Благо духовное, благо любви мы добываем, напротив, только тогда, когда увеличиваем благо других.

9

Все наши усовершенствования жизни: и железные дороги, и телеграфы, и всякие машины могут быть полезны для соединения людей, а потому и для приближения Царства Божия. Но горе в том, что люди увлеклись этими усовершенствованиями и думают, что если они много настроят разных машин, то это приблизит их к Царству Божию. Это такая же ошибка, как та, какую сделал бы человек, если бы все пахал одну и ту же землю и ничего бы не сеял на ней. Для того, чтобы все эти машины принесли свою пользу, нужно, чтобы люди усовершенствовали свою душу, воспитали бы в себе любовь. А без любви телефоны, телеграфы, летательные машины не соединяют, а, напротив, все больше и больше разъединяют людей.

 

10

Жалок и смешон человек, когда он ищет то, что у него висит за спиной. Так же жалок и смешон человек, если он ищет добра и не знает того, что оно в той любви, которая вложена ему в сердце.

Не смотрите на мир и на дела людей, а взгляните в свою душу, и вы найдете в ней то благо, которого ищете там, где его нет, – найдете любовь, а найдя любовь, узнаете, что благо это так велико, что тот, кто имеет его, не будет желать уже ничего другого.

Кришна

11

Когда тебе тяжело, когда ты боишься людей, когда жизнь твоя запуталась, скажи себе: давай перестану заботиться о том, что со мною будет, буду любить всех тех, с кем схожусь, и больше ничего, а там будь что будет. Только попробуй жить так, и увидишь, как вдруг все распутается, и тебе нечего будет ни бояться, ни желать.

12

Делай добро друзьям, чтобы они еще больше любили тебя; делай добро врагам, чтобы они сделались твоими друзьями.

Клеовул

13

Как вся вода вытечет из ведра, если в нем будет хоть одна дырочка, так и все радости любви не удержатся в душе человека, если в нем будет нелюбовь хоть к одному человеку.

14

Говорят: какой же расчет делать добро людям, когда они за добро платят злом? Но если ты любишь того, кому делаешь добро, то ты уже получил награду в любви к нему и еще большую награду получишь в душе своей, если с любовью к нему перенесешь то зло, которое он тебе делает.

15

Если доброе дело делается для чего-нибудь, то оно уже не доброе дело. По-настоящему любишь только тогда, когда не знаешь, зачем и для чего.

16

Часто люди думают, что если они любят ближних, то они этим заслужили перед Богом. А дело совсем напротив. Если любишь ближних, то не ты заслужил перед Богом, а Бог дал тебе то, чего ты не заслужил, дал самое большее благо в жизни – любовь.

17

Мы знаем, что мы перешли от смерти в жизнь, если любим брата своего. Не любящий брата своего не имеет жизни вечной, пребывающей в нем.

По I поcл. Иоан. III, 15

18

Если можно внушать и внушается уважение к воображаемым святыням: причастиям, мощам, книгам, то во сколько раз нужнее внушать детям и мало думающим людям уважение не к чему-либо воображаемому, но к самому действительному и всем понятному и радостному чувству любви людей к людям. И придет время, и скоро придет то самое время, про которое говорил Христос, что Он томится в ожидании его, – придет это время, когда люди будут гордиться не тем, что они завладели силою людьми и их трудами, и радоваться не тому, что они внушают страх и зависть людям, а гордиться тем, что они любят всех, и радоваться тому, что, несмотря на все огорчения, причиняемые им людьми, они испытывают это чувство, освобождающее их от всего дурного.

19

Есть такая притча о любви.

Жил один человек так, что никогда не думал и не заботился о себе, а думал и заботился только о ближних.

И жизнь этого человека была так удивительна, что невидимые духи любовались его доброй жизнью и радовались на нее.

Один раз один из этих духов сказал другому: «Человек этот свят, и, странное дело, он не знает этого. Мало на свете таких людей. Давайте спросим его, чем мы можем служить ему и какими дарами он хочет, чтобы мы одарили его». – «Хорошо», – сказали все другие духи. И вот один из духов неслышно и невидимо, но явственно, понятно сказал доброму человеку: «Мы видим твою жизнь и святость и хотели бы знать, чем мы можем одарить тебя? Скажи, чего ты желаешь? То ли, чтобы ты мог облегчить бедность, нужду всем, кого видишь, о ком жалеешь? Мы это можем сделать. Или хочешь, мы дадим тебе такую силу, что ты будешь избавлять людей от болезней и страданий, так, чтобы те, кого ты пожалеешь, не будут умирать прежде времени? И это в нашей власти. Или ты желаешь того, чтобы все люди на свете – мужчины, женщины, дети любили тебя? Мы можем и это сделать. Скажи, чего ты желаешь?»

И святой сказал: «Ничего из этого не желаю, потому что Господу Богу подобает избавлять людей от того, что Он посылает им: от нужды и страданий, от болезней и от преждевременной смерти. Любви же от людей я боюсь. Боюсь, как бы любовь людская не соблазнила меня, не помешала мне в одном главном моем деле, в том, чтобы увеличить в себе любовь к Богу и к людям».

И все духи сказали: «Да, этот человек свят истинной святостью и истинно любит Бога».

Любовь дает, но ничего не желает.

Как вы чувствуете Божью Любовь?

Кто-то однажды спросил меня: «Почему я должен делать то, что Бог хочет, чтобы я мог чувствовать его любовь?» Моей первой реакцией было: «Бог любит тебя! Он всегда любит тебя!» Но это не дало ответа. В том, что пытался донести мой друг, была правда. труднее чувствовать Божью любовь, когда я принимаю решения, основываясь на том, чего хочу, а не на том, что, как Он знает, лучше для меня. Почему же, при всей Своей бесконечной благости, Он не всегда дает нам именно то, о чем мы просим?

Я не претендую на то, что знаю, как думает Бог, или понимаю, почему Он делает то, что Он делает, но я верю и уверен, что Он действительно любит каждого из нас. Он не отказывает в благословениях и не усложняет нам жизнь только потому, что может. Его любовь к нам всегда имеет первостепенное значение; даже когда, с нашей ограниченной точки зрения, может показаться, что это не так.

Я помню историю про маленькую девочку и жемчужное ожерелье. Маленькая девочка больше всего на свете хотела жемчужное ожерелье. Она положила глаз на нитку жемчуга из долларового магазина. Выполнив простые дела и сэкономив деньги на день рождения, она наконец-то получила достаточно, чтобы совершить столь желанную покупку. Это ожерелье означало для нее целый мир.

Она носила их повсюду и не представляла жизни без них. Однажды ночью ее отец пришел, чтобы уложить ее в постель, и спросил, любит ли она его. Ее ответ был: «Конечно, я люблю тебя, папа!» Затем он попросил ее жемчужное ожерелье. Потрясенная просьбой, она предложила свою любимую игрушечную пони. Но ее отец просто поцеловал ее в лоб и сказал, что все в порядке.

Неделю за неделей отец задавал дочери один и тот же вопрос перед сном. «Ты любишь меня? Тогда дай мне свой жемчуг. К третьей неделе дочь уже торжественно ждала, когда папа придет, чтобы уложить ее. В руке она крепко держала нитку жемчуга. С дрожью в подбородке и дрожью в голосе она сказала: «Вот, папа. Это для вас.»

Со слезами на глазах он одной рукой потянулся к дешевому ожерелью, а другой вытащил синий бархатный футляр с ниткой настоящего жемчуга. Он просто ждал, когда она отдаст свою безделушку из дешевого магазина, чтобы он мог подарить ей настоящее сокровище.

Иногда Небесный Отец просто ждет, чтобы мы отказались от нашего заветного призового фонда, того, что, как мы думаем, мы хотим и в чем нуждаемся, ради чего-то большего, чем мы можем себе представить. Мы держимся за вредные привычки, эгоистичные удовольствия и нездоровые отношения, потому что так привязываемся, что отпустить их кажется невыносимым. Настоящий вопрос заключается в том, доверяете ли вы Ему? Есть ли у вас вера и верите ли вы в Его любовь к нам?

«Вера означает, что мы верим не только в Божью мудрость, но и в Его любовь. Это означает верить в то, что Бог любит нас совершенно, что все, что Он делает — каждое благословение, которое Он дает, и каждое благословение, которое Он временно утаивает, — делается для нашего вечного счастья». – Дитер Ф. Ухтдорф

Любовь – это нематериальный объект. Если мы чего-то не чувствуем, это не значит, что этого нет. Иногда нужно научиться чувствовать по-новому, узнать, как изменения в нашей жизни позволяют нашему духу распознавать Его любовь. Ключ в том, чтобы понять, как вы чувствуете Его любовь, и не позволять гордыне или тщеславию, эгоизму или личным намерениям вытеснять наши способности. Благодаря полному принятию Искупления Иисуса Христа наш дух становится более чувствительным.

Если мы искренне стремимся понять Его волю и продолжаем верить и полагаться на Его любовь к нам, мы найдем свою награду. Небесный Отец вознаграждает тех, кто ищет Его с искренним сердцем. Не сдавайся! Покажите Ему, что вы любите Его больше всего на свете. Упражняйтесь в своей вере и идите по пути, который Он избрал для вас. Это не всегда путь наименьшего сопротивления, но путь, на котором нам обещают рост и радость.

Как испытать больше любви Бога

0,00 $ Корзина