Что делают на успение пресвятой богородицы – Что можно делать и что нельзя на Успение Пресвятой Богородицы 28 августа 2019 года

Что можно просить на праздник Успения Пресвятой Богородицы

Единственный праздник, который непосредственно посвящен памяти Пресвятой Богородицы отмечается 28 августу в день ее смерти. Он имеет название Успение, что говорит о ее спокойном уходе на небеса. Потому именно в этот день молитвы обращенные к Божией Матери имеют самую большую силу. Сама Мария была невероятно преданна своему сыну, от чего стала покровительницей для всех матерей. Молитвы перед иконой Успения Пресвятой Богородицы отведут любое зло от семьи. Людям, которые находятся на пороге райский врат, Святая Мария поможет спокойно уйти на покой, как и она сама в свое время.

На Успение Пресвятой Богородицы принято просить


Радостное событие принято отмечать посещением церкви, присутствием на Всенонощном Бдении. Перед началом службы ставится свеча и возносится молитва за благополучие всех людей. Если не удается постоять на Всенощной, необходимо посетить храм и помолиться подле иконы Успения Пресвятой Богородицы. Обязательно возносят общую молитву дома, в кругу семьи. Эксперты сайта dailyhoro.ru напоминают, что Богородица услышит каждого и поможет всякому, кто обращается к ней горячими молитвами и чистой душой. Это знаковый день, когда Матерь Божья по-особенному слышит молитвы. Просить можно о следующем:

  • о здравии малышей;
  • о лучшей доле близким, особенно детям;
  • о крепости веры;
  • о помощи пройти земные соблазны и искушения.

Священнослужители наставляют помнить о второй заповеди Христа о любви к ближним. В этот праздник важно нести свет и любовь людям, раздавать милостыню нуждающимся и не отказывать в помощи просящим, не только близким, но и незнакомым. Радость в этот день должна посетить особенно тех, кто чем-то обделен.

Торжественный день земного ухода Богородицы дарит каждому долгую и счастливую жизнь. На Руси существовало поверье: сватовство в день Успения — к вечной любви, которая продлиться и на Небесах.

Что нельзя делать на Успение Богородицы

На протяжении многих веков Православная Церковь называет день Успения Матери Божией как радостный день, поэтому уныние, тоска и тяжелые мысли не должны посещать верующих. Мы вспоминаем не о бренности тела, а о бессмертии вечной души.

Под запретом ругань, злословие, проявление ненависти, склоки и сплетни. Ссоры и участие в небогоугодных делах на протяжении этого дня принесут моральное опустошение, возведут стену между вами и Создателем.

Любой великий праздник — это время для усиленной духовной работы над собой. Поэтому 28 августа нет места развлечениям, настраивайте сердца свои на общение с Господом и Богородицей, на совершенствование духа и очищение от греха.

Запрещено заниматься физическим трудом, рукоделием, стиркой, работой в саду и огороде. Только отказавшись от всего суетного, вы станете ближе к Господу. Исключением в отношении этих работ считаются те случаи, когда труд направлен во благо других людей, а работа доставляет окружающим радость.

Обязательно помолитесь Матери Божией, чтобы сблизиться с ней и освободиться от гнетущих мыслей и тяжкого груза. Молитва в такой праздник — не повинность или обязательство, а благое дело для каждого православного. Чтобы помолиться, не нужно много времени, только обращенное к Богородице сердце и чистота помыслов.

Обряд на любовь

Заговор на любовь читать нужно исключительно в церкви. С рассветом вы должны пойти в храм, и поставить свечу Пресвятой Богородице. Важно делать это перед ее иконой. Именно икона обладает самыми сильными чарами, которые помогают человеку. Прочтите молитвы, которые адресованы Святой женщине.

Теперь можете приступать к прочтению заговора:

«О, Матерь Божья, обращаюсь к тебе с самыми чистыми помыслами. Ты хранительница человечества. Ты всегда нас оберегала, и от несчастий спасала. Платок твой является для нас защитой, а мы читаем тебе молитвы. Прошу спаси меня от одиночества, и помоги мне отыскать любимого моего. Любовь моя по свету ходит, вот только дороги ко мне не ходит. Сделай так, чтобы любимый нашел ко мне путь, и тогда навсегда исчезнет моя грусть. Жизнь моя счастливой стать должна, в этом состоит просьба моя. Аминь».

После прочтения святых слов идите домой. Важно помнить, что весь день вы должны минимизировать разговоры с людьми. Ничего не делайте дома в этот святой праздник. В принципе, данное условие вы должны выполнять на каждый церковный праздник.

Что нельзя делать на Успение Пресвятой Богородицы, что это

Православный праздник связан с радостными чувствами и верой в то, что Пресвятая Богородица не умерла, а просто заснула на время. На Успение Пречистой Девы приметы касались будущего в личной и семейной жизни. Предугадывали урожай следующего года, погоду на осень и зиму. Деву Марию до сих пор признают заступницей, поэтому в народе любят и уважают этот праздник. Считают, что всё о чём с чистым помыслом попросишь, сбудется. Это день тихой светлой радости, согласия и мира.

Успение Пресвятой Богородицы, что это


Этот праздник соединил в себе два противоположных понятия – радость и смерть. В понимании православных, смерть – это временный сон, пока не воскреснет душа человека. Успение Богородицы – ода вечной жизни, когда по слову Господа люди, умершие в вере, насладятся вечность, где не будет болезней, страданий, горя и слёз.

Чтобы отметить это радостное событие лучше посетить храм и поприсутствовать на торжественном богослужении. Перед началом богослужения поставьте свечу, помолитесь и благословите всех родственников и близких.

Считается, что в этот день Матерь Божия по-особому слышит молитвы о детях, поэтому, посещая храм, следует просить здоровья и хорошей судьбы своим детям, чтобы они не отступили от веры и смогли удержаться от мирских соблазнов.

Выходя из церкви не забудьте раздать милостыню нуждающимся. Этот день должен быть радостным для всех, особенно для тех, кто финансово незащищен.

Что нельзя делать на Успение Пресвятой Богородицы

Один из самых известных запретов — на Успение Пресвятой Богородицы нельзя ходить босиком. Роса в этот день символизирует слезы Марии, поэтому мочить ею ноги к бедам и несчастьям. Кроме этого, на Успение нельзя втыкать что-либо в землю-матушку, иначе ее можно обидеть и расстроить.

Нежелательно в праздник Успения готовить пищу – это нужно сделать заранее. Вообще в этот день не стоит брать в руки колюще-режущие предметы. Даже хлеб верующие люди стараются ломать, а не резать. А вот что стоит делать на праздник – это солить капусту и огурцы. Они получатся вкусными, ароматными и обязательно сохранятся до весны.

Не стоит в праздник Успения и трудиться. Исключение составляет лишь та работа, которую невозможно отложить, а также дела в помощь ближним. А вот если начатая заранее работа завершается именно на Успение – это очень хороший знак, сулящий удачу.

Старинные поверья утверждают, что на Успение Пресвятой Богородицы нельзя надевать плохую обувь – старую, неудобную, натирающую мозоли. Если пренебречь этой приметой, дальнейшая жизнь будет омрачена различными трудностями и проблемами.

Незамужней девушке, которая мечтает обрести семейное счастье, утром на Успение нельзя ни с кем разговаривать. Прежде чем начать общаться с родными, девушка должна умыться студеной водой, трижды приговаривая про себя заговор: «Пресвятая Богородица, ты всех венчаешь, семьи соединяешь, мне помоги жениха найти. Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».

Что надо сделать на Успение 2019

  1. Пойти в церковь. На Успение Богородицы каждый верующий обязательно должен посетить храм. Наши предки 28 августа обязательно несли в церковь колосья пшеницы из нового урожая для освящения. Сейчас о таком обычаи мало где вспоминают, но служба на праздник Успения происходит особенная — торжественная и праздничная.
  2. Помолиться о здоровье родных и близких. Также надо непременно поставить свечу, вспомнив при этом всех родных и близких. Помолиться за детей Матерь Божья, как верили наши предки, в этот день особенно чутко прислушивается к молитвам за детей. Поэтому нужно попросить Деву Марию и о здоровье для малышей, и о том, чтобы счастливо сложилась судьба у девушек на выданье.
  3. Раздать милостыню. Помочь неимущим и накормить голодных в этот день считается правилом. Потому что в такой день, как Успение Пресвятой Богородицы, должны почувствовать радость и защиту все люди, в том числе и те, у кого нет финансовой стабильности.
  4. Планировать свадьбу. С праздника Успения родители девушек принимали сватов и планировали свадьбу, которую обычно играли на Покрова, 14 октября. Согласно поверьям, если родители договорятся о свадьбе на Успение, то молодые проживут долгую жизнь в мире и согласии.

Успение Пресвятой Богородицы: приметы и традиции

Считается, что в этот день поход в святое место становится обязательным условием. Нужно поставить на Успение свечку в церкви.

Также в этот день раньше начинали заготовки на зиму: «На Успение огурцы соли, на Сергия (8 октября) капусту руби».

А в старину на Успение Пресвятой Богородицы верующие приносили в церковь семена и колосья разных хлебов для благословения и освящения, оставив на поле лишь небольшую горсть несрезанных колосьев, которые перевязывали их лентой и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!».

На Успение крестьяне заканчивали жатву, пекли пироги, созывали родных и соседей на праздник.

После Успения начинается Мясоед, вместе с которым приходит пора свадеб. Поэтому юноши стараются до 28 августа успеть посвататься к девушкам, так как это была последняя возможность в этом году попросить их руки и сердца. А незамужним девушкам нужно было начинать присматривать себе суженого, иначе до следующей весны выйти замуж не получится.

Что нельзя делать на Успение Пресвятой Богородицы 2019 и приметы этого дня

Успение Пресвятой Богородицы: приметы и запреты

Фото: Википедия

Это один из 12 самых больших церковных праздников года.

Успение Пресвятой Богородицы: история праздника

В день Успения Пресвятой Богородицы вспоминают кончину Божьей Матери. Согласно Библии, апостолы, проповедовавшие в разных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Считается, что она умерла в Иерусалиме на горе Сион через 15 лет после того, как распяли Христа.

Успение Пресвятой Богородицы: традиции

28 августа 2019 праздник Успения Пресвятой Богородицы. Считается, что это уже начало осени. С этой даты начинается молодое бабье лето, которое длится по 14 сентября. 28 августа было принято наблюдать за погодой, чтобы предсказать, каким будет старое бабье лето: с 14 по 21 сентября. Это последние по-настоящему теплые дни года.

В старину земледельцы, чтобы отметить завершение полевых работ, организовывали большой пир. Из каждого дома выносили напитки и угощения, благословленные в храме. Вечером же садились за общий стол. 

До этого спешили собрать урожай и помогали в этом тем, кто не успевал по разным причинам уложиться в сроки. Но только не ленивым — таких трудолюбивые люди недолюбливали и обходили стороной.

Еще есть поверье, что со для Успения солнце начинает засыпать: греет меньше, не так ярко, садится гораздо раньше. 

С 28 августа также начиналась свадебная пора, молодые люди присматривали себе пару. Считалось, что если не найти себе жениха на Успение, то так в девках и останешься.

На Успение было принято заниматься рукоделием и солить разные овощи, фрукты и обязательно огурцы: «На Успение — огурцы солить, на Сергея — капусту рубить».

Успение Пресвятой Богородицы: что можно делать, а что — нельзя

  • Считается в народе, что на Успение Пресвятой Богородицы нельзя ходить босиком по росе. Она символизирует слезы Богородицы. Если намочить ноги росой в этот день, то ждут беды и неудачи
  • На Успение не принято обувать неудобную или старую обувь
  • В этот праздник нельзя ссориться и сквернословить
  • Не принято разводить огонь
  • Некоторые следуют народным традициям и не стригут волосы
  • На Успение принято поставить свечу в память об усопших родных и близких
  • На Успение кормят бедных и нуждающихся
  • Богородице молятся в этот день об удачном замужестве для дочерей

Успение Пресвятой Богородицы: приметы

  • Если в этот день пойдет дождь, то осень будет без сильных осадков
  • Радуга на Успение  — осень будет теплой и долгой
  • Много паутины 28 августа — зима будет морозной и ясной
  • Полевые цветы начали сильно пахнуть – к буре
  • Также в народе верят, что сон с 27 на 28 августа — вещий и может сбыться на 24-й день
  • А сон, увиденный днем 28 августа, может исполниться в далеком будущем
  • Солнечная погода на Успение — осенью дождливо и сыро, а бабье лето — холодное
  • Утром на небе тучи, значит к вечеру пойдет дождь
  • Иней на траве — к короткой осени и скорой зиме
  • Туман — к теплым дням и хорошему урожаю грибов
  • Волны на воде — значит, что осень и зима будут тихими

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

29 августа на столе должны быть орехи, свежеиспеченный хлеб, а в доме — звучать добрые слова.

В этот праздник существует несколько запретов, которые в народе принято соблюдать.

Считается, что собранные в этот день орехи имеют особые целебные свойства.

28 августа — праздник в Украине

цей матеріал доступний українською

Универсальный запрет в такие дни – нельзя ругаться, особенно с родственниками и близкими людьми.

28 августа украинцы отмечают Успение Пресвятой Богородицы / фото УНИАН

Успение Пресвятой Богородицы, означающее окончание Успенского поста, отмечается ежегодно в один и тот же день – 28 августа. В этот день православные чтут Божью Матерь, вспоминая о ее смерти.

Верующие люди знают, что в великие церковные праздники нельзя совершать определённые действия, чтобы не накликать на себя Божий гнев. Универсальный запрет в такие дни – нельзя ругаться, особенно с родственниками и близкими людьми. Хозяйкам следует помнить, что на Успение Пресвятой Богородицы запрещено делать работу, связанную с нарезкой ­– категорически не разрешается пользоваться ножом и другими колющими и режущими предметами. Поэтому в этот день хлеб, к примеру, следует ломать и по возможности не брать в руки такие острые инструменты.

Читайте такжеНа Львовщине началось традиционное августовское паломничество УГКЦ в Унев

Также на Успение Пресвятой Богородицы нельзя ходить босиком, так как роса символизирует слезы по смерти Богородицы. При этом обувь нужно подбирать максимально удобную, поскольку мозоли могут накликать неудачи на ваш жизненный путь.

Однако такие ограничения не означают запрета на любой труд. А даже наоборот – поощряется работа над ранее начатыми делами либо помощь нуждающимся. У наших предков Успение Пресвятой Богородицы ассоциировалось с активной подготовкой к смене сезонов, поэтому работа по дому разрешается.

Традиционно хозяйки этот день посвящают консервации овощей и фруктов – солят капусту, огурцы, помидоры и другие овощи, а также варят компоты и варенье. Кроме того, на Успение Пресвятой Богородицы собирают урожай.

Также этот праздник – хорошее время для сватовства.

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Успение Пресвятой Богородицы — Википедия

Эта статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. Обжинки.

Успе́ние Пресвято́й Богоро́дицы (др.-греч. Κοίμηση τῆς ὑπεραγίας δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου καὶ ἀειπαρθένου Μαρίας, церк.-слав. Ѹ҆спе́нїе прест҃ы́ѧ влⷣчцы на́шеѧ бцⷣы и҆ прⷭ҇нод҃вы мр҃і́и, Успение Пресвятой Влады́чицы на́шей Богородицы и Присноде́вы Мари́и; лат. Dormitio sanctae Dei genitricis Mariae — Успение свято́й Богоматери Марии) — праздник православной и католической церквей, посвящённый воспоминанию кончины (успения) Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь, старообрядцы и некоторые иные[2] празднуют Успение 15 (28) августа по юлианскому календарю (в XX—XXI веках 15 августа по юлианскому календарю соответствует 28 августа по григорианскому). Католическая церковь празднует Успение 15 августа по григорианскому календарю; Константинопольская, Элладская и ряд иных поместных православных церквей — 15 августа по новоюлианскому календарю, совпадающему с григорианским до XXIX века.

Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы. Согласно Новому Завету, распятый Христос усыновляет Богородице ближайшего ученика — апостола Иоанна, который с этого момента «взял Её к себе» (Ин. 19:25–27) на своё попечение. Она пребывала со всеми апостолами в молитве (Деян. 1:14) и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа (Деян. 2:1–14)[3].

Святитель Епифаний Кипрский, по происхождению еврей, уроженец Финикии, принявший христианство в зрелом возрасте и проживший уже будучи монахом более 20 лет в Палестине с 335—340 по 362 год, во второй половине IV века в «Панарионе» (374/5 — 376/7 года), в главе «Против антидикомариамитов» писал:

«А если некоторые думают, что мы ошибаемся, то пусть исследуют Писания, и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли она, ни о том, что не погребена. И когда Иоанн предпринял путешествие по Азии, то также нигде не говорится, чтобы он вел с собою святую Деву, но Писание просто умолчало об этом по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий… Ибо Писание стоит выше ума человеческого и оставило то неизвестным, так как Дева была сосуд честный и превосходнейший, дабы не остался кто-либо в предположении чего-либо плотского о ней. И так умерла ли она и погребена ли, мы не знаем, но она пребыла чуждою плотского совокупления[4].»
«Потому умерла ли святая Дева и погребена: во славе упокоения Ея, в непорочности кончина, в девстве — венец; а если умерщвлена, как написано: «и душу её пройдет оружие» (Лук.2.35) и в таком случае с мучениками слава Ея и в блаженстве святое тело Ея, через которое Свет воссиял миру. А может быть Она осталась в живых, так как не изнеможет у Бога всё, что Он хочет делать (Лук.1.37.), ибо о кончине Ея никому не было известно. Вообще сверх должного не должно почитать святых, а чтить Владыку их. Посему престанет заблуждение обольщенных[5].»

О событиях Успения и погребения Богородицы известно из поздних апокрифов: «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова[6] (конец V, или начало VI века)[8][9], сирийский апокриф «Исход Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (конец V, или начало VI века)[10][11], «Письмо Псевдо-Дионисия Ареопагита к Титу», «Слове Иоанна, архиепископа Солунского» (VII век), «коптское сказание об исходе» (VII век), «латинское сказание об исходе „W“» (VII век), «армянское сказание об исходе» (VII век), «сказание Псевдо-Иосифа Аримафейского» (VII век), «История Евфимия» (VII век)[9]. Один из таких апокрифов помещён в «Истории Церкви» Никифора Ксанфопула[12]. Перечисленные апокрифы отличаются друг от друга содержанием[13][14][15]. Известно не менее 70 различных апокрифов, написанных на самых разных языках (греческий, сирийский, коптский, латинский, ирландский, армянский, арабский, эфиопский, грузинский, славянский)[16].

» Погребение Богородицы (Дуччо, Маэста, деталь)

В отличие от празднования мучеников в христианской церкви праздники в честь Девы Марии более позднего происхождения. Для их появления необходимо было позднейшее богословское углубление в догмат воплощения для защиты от посягательства еретиков на достоинство Богоматери, что произошло только в V веке (Эфесский собор в 431 году и Халкидонский собор в 451 году). Только после этого христианская церковь обратила внимание на личность Марии. В похвальной речи Феодора Петрского преподобному Феодосию Великому (около 530 года) говорится, что в палестинских монастырях ежегодно с большой торжественностью совершается память Богородицы[17][18], о собственно празднике Успения в греческой Церкви достоверные известия начинаются лишь с конца VI века. Как свидетельствует Никифор Каллист Ксанфопул в «Истории Церкви», император Маврикий (конец VI века) издал эдикт, в котором установил дату празднования Успения Богородицы — 15 августа[19] в благодарность за победу, одержанную над персами. Михаил Скабалланович приводит два варианта, либо тогда праздник стал общецерковным (общеимперским), либо император перенёс праздник с 18 января на 15 августа[20].

Дата празднования 15 августа была выбрана не случайно. Ранее, как свидетельствует армянский лекционарий V века (сохранивший древнюю литургическую практику Иерусалимской церкви), этот день отмечался под названием: «Исполнение Марией Богородицей правила на второй миле от Вифлеема», связанный с событием, описанным в Евангелии от Луки (2:1–7)[21], исполняя повеление императора Августа о переписи, Иосиф с беременной Мариею из Назарета идут в Вифлеем, однако для них не было место в гостинице, по этой причине когда Иисус Христос родился, то он был положен в яслях для скота. В Иерусалимском лекционарии VII — начало VIII века (сохранившейся в грузинском переводе) 15 августа уже отмечался как «В Гефсимании в постройке царя Маврикия, память Богородицы», при этом указан тропарь глас 6, посвященный Успению Марии: «Егда преставилася еси» (по-русски: «Когда умерла»)[22].

В латинских церквях свидетельства о празднования Успения до VIII века очень редкие, и этот праздник не был общераспространённым. От VII века сохранилось только одно свидетельство существования праздника Успения — постановление папы Римского Сергия (687—701): «в дни Благовещения, Рождества и Успения (Dormitionis) Преславной Марии» литания выходила от (храма) св. Адриана и до св. Марии встречал её народ»[20]. В Риме праздник под названием «Dormitio Beatae Virginis» («успение блаженной Марии»), заимствован из Константинополя[23]. В латинских манускриптах дата Успения испытывает колебания между январем и августом. В Псевдо-иеронимовом мартирологе VIII века (en:Martyrologium Hieronymianum) существовали две даты, связанные с успением Марии, — 18 января «Depositio Веаtае Mariae» («кончина блаженной Марии»), а 14 августа — «Assumptio» («взятие на небо»). В Мартирологе Узуарда IX века (en:Martyrology of Usuard) и в Мартирологе Адона IX века уже один праздник Успение — 15 августа.

У части христиан праздник Успения был связан с Богоявлением, у несториан праздник «Пресвятой Марии» тотчас по Рождестве Христовом; в коптском календаре VII века 16 января (вскоре по отдании Богоявления) «рождение Госпожи Марии», в календаре IX века 16 января — «смерть и воскресение Богородицы».

Наиболее ранее упоминание о событии успения Марии среди авторов, подписавшихся собственным именем, — у Григория Турского (конец VI века) в сочинении «О славе мучеников» (лат. «De gloria martyrum»), пересказавшего апокриф «Псевдо-Мелитона Сардийского»:

«Когда Мария была при конце Своего поприща земного, собрались по божественному внушению все апостолы из всех стран в Ее дом иерусалимский. Вот тогда явился Иисус со Своими ангелами, взял душу от Нее и передал ее архангелу Михаилу. Апостолы перенесли бездушное тело на следующее утро в гробницу. И пока они там стояли, опять внезапно появился Господь, взял тело в облако и принес его в рай, где душа опять с ним соединилась[24][25][26]»
»

Материалы для агиографии, гимнографии и иконографии Марии, описывающие подробные обстоятельства кончины Богородицы взяты из апокрифов, перечисленных выше.

Явление архангела[править | править код]

К моменту своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня она «отойдёт ко Христу Богу». Успокаивая Марию, чтобы она была готова к своему смертному часу, архангел возвестил ей[27]:

В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), указав нести её перед гробом Богородицы при погребении.

О полученном от ангела известии Дева Мария сообщила Иосифу Аримафейскому. Желая видеть перед смертью апостолов, она обратилась с молитвой к Богу, и «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия»[27]. Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно своего имущества, Богородица приготовилась к смерти.

Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, — сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери.

После этого Дева Мария мирно скончалась.

Погребение[править | править код]

Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чём доложили первосвященникам. Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». Проходивший мимо процессии первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином[27]. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

Вознесение Богоматери на Небо[править | править код]

»

Греческая версия апокрифа «Cказание об успении Святой Богородицы» упоминает, что тело Богородицы поместилось в рай[6][28]. Одна из версий латинского апокрифа «Переход Марии» («лат. Transitus Mariae») содержит дополнительные подробности, связанные с вознесением Божией Матери. В нём упоминается, что в погребении Богородицы не участвовал апостол Фома. Он был перенесен в Иерусалим из Индии после погребения Божией Матери и утверждал, что тела Богородицы нет во гробе. Когда апостолы открыли гробницу, чтобы он мог убедиться в погребении Божией Матери, тела Богородицы там не оказалось. Тогда Фома рассказал, что ему было явлено как Богородица возносится на небо и просил, чтобы Она дала ему Своё благословение. Тогда Богородица сбросила ему Свой пояс, которым была опоясана[6][29]. Камень, на который, как утверждается, упал пояс, находится на территории русского Гефсиманского монастыря святой Марии Магдалины на Елеонской горе[30][31].

В Минологии Василия II (конец X века) и в Синаксаре Константинопольской церкви (X век) рассказ о воскресении и вознесении Марии отсутствует; в них рассказывается о том, что по просьбе Фомы, которого не было на погребении Марии, апостолы открыли гроб на третий день. В нём не оказалось тела Марии, а была только её одежда, и поясняется, что Бог перенёс тело своей матери в место которое он сам знает[32]. Синаксарь дополняет этот рассказ, сообщая о том, что одежды Марии, которые были найдены в пустом гробе, были перенесены впоследствии во Влахернский храм[33].

Рассказ об отсутствии тела Богородицы во гробе вошёл в Жития святых святителя Димитрия Ростовского:

…когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, — остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?

Согласно Димитрию Ростовскому, в этот день вечером за трапезой апостолам явилась на воздухе Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни»[27].

» Картина Рафаэля содержит сюжет успения и коронования

Согласно протоиерею Владимиру Сорокину и П. Ю. Малкову[34], Православная Церковь сохраняет предание, что Богородица была воскрешена силой Божией на 3-й день после Своего Успения и взошла (была вознесена) на Небо с душой и телом[35][36]. Иоанн Дамаскин (VII—VIII век) в похвальных словах на Успение Богородицы цитирует апокриф «История Евфимия» (VII век)[9], и на его основании пишет: «узнаем необычайную тайну, как тело Богоматери было отнято у земли, вознесено и взято на Небо»[37]. Учение о том, что Богородица была взята на Небо с душой и телом разделяли, жившие в более позднее время, авторы: Димитрий Ростовский[38], Иннокентий Херсонский[39], Игнатий Брянчанинов[40], Филарет Московский[41]. Содержание апокрифа «Cказание об успении Святой Богородицы» вошло в богослужебную практику Православной церкви[36].

В кондаке праздника Успения сообщается: «В молитвах неусыпающую Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали»[42], в неуставном[43] чине погребения Божией Матери, совершаемый в отдельных православных храмах, как правило, на третий день после праздника Успения приведено: «Честное тело Пресвятой Девы тления во гробе не уведе: но Она с телом прешла от земли к небеси», «из гроба тридневно восставшая Дево, якоже и Господь»[36][44].

Католическая традиция особо выделяет Вознесение Богоматери и последовавшее затем Её коронование. Католическая церковь признаёт Вознесение Божией Матери с душой и телом догматом. Точка зрения Православной церкви по этому вопросу до настоящего времени чётко не сформулирована и недостаточно разработана[36]. По мнению протоиерея Валентина Васечко[45], до настоящего времени Православная церковь не признает догмата о взятии Богоматери в небесную славу с душой и телом, так как, в том числе не признает теорию догматического развития[35].

Православная церковь[править | править код]

В православии праздник относится к числу двунадесятых праздников и имеет 1 день предпразднства и 8 дней попразднства. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 1 (14) августа по 14 (27) августа включительно, являющийся наиболее строгим после Великого поста. В VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника. Императору Льву Премудрому принадлежит (или приписывается[46]) одна стихира в службе праздника, надписанная «Византиево», а также одна стихира на попразднство (16 августа)[20].

В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании в гробнице Богородицы). Данная служба известна по рукописям XV века и совершается по подобию службы утрени Великой Субботы[47]. В XVI веке данная служба была очень распространённой в Русской Церкви, но в XIX веке уже была практически забыта и совершалась лишь в немногих местах. В настоящее время Чин погребения Богоматери совершается во многих кафедральных и приходских храмах на 2-й или 3-й день праздника. Богослужение начинается всенощным бдением, на великом славословии духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы; совершается её каждение, а затем обнесение плащаницы вокруг храма. После этого совершается помазание верующих елеем, читаются ектении и отпуст.

Тропарь, кондак и задостойник Успения
На греческом[48]На церковнославянском[49] (транслитерация)На русском
Тропарь глас 1 (Ἦχος α’)Ἐν τῇ Γεννήσει, τὴν παρθενίαν ἐφύλαξας, ἐν τῇ Κοιμήσει τὸν κόσμον οὐ κατέλιπες Θεοτόκε. Μετέστης πρὸς τὴν ζωήν, Mήτηρ ὑπάρχουσα τῆς ζωῆς, καὶ ταῖς πρεσβείαις ταῖς σαῖς λυτρουμένη, ἐκ θανάτου τὰς ψυχὰς ἡμῶν.В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице; преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
Кондак глас 2 (Ἦχος β’)Τὴν ἐν πρεσβείαις ἀκοίμητον Θεοτόκον, καὶ προστασίαις ἀμετάθετον ἐλπίδα, τάφος καὶ νέκρωσις οὐκ ἐκράτησεν· ὡς γὰρ ζωῆς Μητέρα, πρὸς τὴν ζωὴν μετέστησεν, ὁ μήτραν οἰκήσας ἀειπάρθενον.В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу и в предста́тельствах непрело́жное Упова́ние гроб и умервщле́ние не удержа́ста: я́коже бо Живота́ Ма́терь к животу́ преста́ви во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.Богородицу, непрестанно молящуюся и в ходатайствах надежду непоколебимую, не удержали гроб и смерть; ибо Её как Мать Жизни привёл к жизни [Христос], Поселившийся в Её вечно девственной утробе.
Задостойник глас 1 (Ἦχος α’)Припев 1-й: Αἱ γενεαὶ πᾶσαι, μακαρίζομέν σε, τὴν μόνην Θεοτόκον.

Припев 2-й: Ἄγγελοι τὴν Κοίμησιν τῆς Παρθένου, ὁρῶντες ἐξεπλήττοντο, πῶς ἡ Παρθένος ἀπαίρει, ἀπὸ τῆς γῆς εἰς τὰ ἄνω.

Ирмос 9-й песни канона: Νενίκηνται τῆς φύσεως οἱ ὅροι, ἐν σοὶ Παρθένε ἄχραντε· παρθενεύει γὰρ τόκος, καὶ ζωὴν προμνηστεύεται θάνατος. Ἡ μετὰ τὸκον Παρθένος, καὶ μετὰ θάνατον ζῶσα, σῴζοις ἀεί, Θεοτόκε, τὴν κληρονομίαν σου

Припев 1-й: Ро́ди вси блажи́м Тя, еди́ную Богоро́дицу.

Припев 2-й: А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше, удиви́шася: ка́ко Де́ва восхо́дит от земли́ на не́бо.

Побежда́ются естества́ уста́вы, в Те́бе, Де́во Чи́стая: де́вствует бо рождество́, и живо́т предобруча́ет смерть: по рождестве́ Де́ва, и по сме́рти жива́, спаса́еши при́сно, Богоро́дице, насле́дие Твое́.

Поколения все прославляем Тебя, единую Богородицу.

Ангелы, увидев Успение Пречистой, удивились, как Девственная восходит от земли на небо.

Побеждаются законы природы на Тебе, Дева Чистая: рождение остаётся девственным и смерть обручается с жизнью; по рождении пребывая Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твоё.

Иконография Успения[править | править код]

На иконах Успения Пресвятой Богородицы изображена Дева Мария, лежащая на смертном одре. У головы и у ног Её стоят апостолы и другие святые. В центре чуть сзади над одром — Сошедший с Небес Иисус Христос, принимающий на Свои руки пречистую душу Своей Матери. Эта Душа изображается в виде новорождённого младенца, окутанного белыми пеленами — образ того, что смерть каждого человека в Православии мыслится как рождение в Вечную жизнь[источник не указан 1245 дней].

Католическая церковь[править | править код]

Католики в праздник Успения прославляют Богоматерь, представшую как царица на престоле по правую руку от Сына, принявшую под покровительство род человеческий и ходатайствующую за него перед Всевышним. Успение Богородицы служит назиданием, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию[50]. Праздник Успения имеет ранг торжества, являющийся высшим рангом в иерархии католических праздников.

  1. ↑ Часть поместных православных церквей, включая Русскую, для литургических целей продолжают использовать юлианский календарь; в XX—XXI веках 15 августа по юлианскому календарю соответствует 28 августа по григорианскому.
  2. ↑ См. Старостильные церкви
  3. ↑ Успение Божией Матери // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. ↑ Против антидикомариамитов, пятьдесят восьмой и семьдесят восьмой ереси. &11
  5. Епифаний Кипрский. Творения святого Епифания Кипрского. — Ч. 5. — С. 273.
  6. 1 2 3 4 Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и Свидетелях Христовых. / сост. И. С. Свенцицкая, А. П. Скогорев. — М.: Когелет, 1999. — С. 135—145. —175 с. — ISBN 5-93348-003-7
  7. ↑ «46. И во время переноса её один знатный еврей, по имени Иефания, устремился, чтобы сбросить тело с носилок, которые несли апостолы. Но ангел Господень невидимо огненным мечом отсек у него обе руки начиная с плеч и оставил их висящими в воздухе на гробе.» — Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и Свидетелях Христовых / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. И. С. Свенцицкая А. П. Скогорев
  8. ↑ ΑΡΙΣΤΟΤΕΛΕΙΟ ΠΑΝΕΠΙΣΤΗΜΙΟ ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗΣ ΘΕΟΛΟΓΙΚΗ ΣΧΟΛΗ ΤΜΗΜΑ ΠΟΙΜΑΝΤΙΚΗΣ ΚΑΙ ΚΟΙΝΩΝΙΚΗΣ ΘΕΟΛΟΓΙΑΣ ΤΟΜΕΑΣ ΛΑΤΡΕΙΑΣ, ΑΡΧΑΙΟΛΟΓΙΑΣ ΚΑΙ ΤΕΧΝΗΣ. ΧΡΙΣΤΙΝΑ Π. ΡΑΚΑ. Η ΕΟΡΤΗΤΗΣ ΚΟΙΜΗΣ ΕΩΣ ΤΗΣ ΘΕΟΤΟΚΟΥ ΙΣΤΟΡΙΑ-ΓΡΑΜΜΑΤΕΙΑ. ΔΙΠΛΩΜΑΤΙΚΗ ΕΡΓΑΣΙΑ που υποβλήθηκε στο Τμήμα Ποιμαντικής και Κοινωνικής Θεολογίας της Θεολογικής Σχολήςτου Αριστοτελείου Πανεπιστημίου Θεσσαλονίκης για τη λήψη του Μεταπτυχιακού Διπλώματος Ειδίκευσης Σύμβουλος Καθηγητής: Συμεών Α. Πασχαλίδης, Αν. Καθηγητής ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ 2010 σελ. 52
  9. 1 2 3 Simon Mimouni. Les traditions anciennes sur la Dormition et l’Assomption de Marie: Études littéraires, historiques et doctrinales BRILL, 17 янв. 2011 г. p. 41
  10. ↑ La mort et l’Assomption de la Sainte Vierge dans la tradition des cinq premiers siècles (Suite et fin.) M. Jugie Échos d’Orient Année 1926 Volume 25 Numéro 143 pp. 281—307
  11. ↑ Little-known Testimonies to Peter’s Primacy. Rush, A C. Theological Studies; Woodstock, Md., etc 11 (Jan 1, 1950): 570.
  12. ↑ PG. 145. Col. 812—817
  13. ↑ La mort et l’Assomption de la Sainte Vierge dans la tradition des cinq premiers siècles (Suite et fin.) M. Jugie Échos d’Orient Année 1926 Volume 25 Numéro 143. — P. 302
  14. ↑ «On a distingué ainsi dans les textes l’existence de diverses croyances: dormition seulement, avec préservation et ascension du corps; dormition suivie de l’assomption; assomption seulement, avec ou sans résurrection explicitement indiquée.» — Simon Mimouni. Les traditions anciennes sur la Dormition et l’Assomption de Marie: Études littéraires, historiques et doctrinales BRILL, 17 янв. 2011 г. p. XXI
  15. ↑ Католическая Энциклопедия. В 5 томах. В. Л. Задворный (ред.) / Том 4 / 2011 Издательство: Изд-во Францисканцев. стб 1608—1616. ISBN 978-5-89208-096-5
  16. ↑ Aurelio de Santos Otero, Los Evangelios Apócrifos, Madrid: BAC, Normal, 148. 13º reimpresión, 2006./ p. 306 ISBN 978-84-7914-044-1
  17. ↑ Великие Четьи-Минеи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. — Январь, тетрадь 2, дни 6-11. — М., 1914 фпθ. — С. 93.
  18. Скабалланович М. Н. Богородичные праздники. Успение и Благовещение // Толковый Типикон.
  19. ↑ PG. 147. Col. 292.
  20. 1 2 3 Скабалланович М. Н. «Успение Пресвятой Богородицы». История праздника.
  21. ↑ AN EARLY ARMENIAN LECTIONARY (RENOUX)
  22. Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. — Тифлис, 1908. — С. 124.
  23. Поснов М. История Христианской Церкви Архивная копия от 16 июля 2018 на Wayback Machine.
  24. Скабалланович М. Н. Успение Пресвятой Богородицы. Событие и предание о нем.
  25. Gregorius Turonensis. De Gloria martyrum, I, 4.
  26. ↑ De gloria martyrum. Gregorius (Turonensis) Cholinus, 1583 / I, 4, p. 5
  27. 1 2 3 4 5 Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
  28. ↑ Apocryphal Works on the Assumption of Mary. The Account of St. John the Theologian of the Falling Asleep of the Holy Mother of God
  29. ↑ Apocryphal Works on the Assumption of Mary. The Passing of Mary. First Latin Form
  30. ↑ Камень «Пояс Божией Матери» // Официальный сайт Гефсиманского монастыря
  31. ↑ Где радовалась и страдала Богородица // Православный паломник. Официальное издание Паломнического центра Московского Патриархата.
  32. ↑ Минологий Василия II 15 августа (PG 117 col. 585 Архивная копия от 7 ноября 2017 на Wayback Machine)
  33. ↑ Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae › Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae › Mensis augustus › 15, col. 894
  34. ↑ П. Ю. Малков — кандидат богословия, один из авторов Православной энциклопедии
  35. 1 2 Васечко В. Н., Квливидзе Н. В. Богородица // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 486-504. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  36. 1 2 3 4 Прот. Владимир Сорокин. Догмат Римско-Католической Церкви о взятии Божией Матери в небесную славу с православной точки зрения. // Богословские труды. — Вып. 10. — Московская Патриархия, 1973. — С. 78, 86, 88.
  37. Иоанн Дамаскин. Три похвальных слова на Успение Богоматери. Слово третье
  38. Димитрий Ростовский. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии: С этого времени они (апостолы) как сами уверовали, так и святую Церковь научили верить, что Пречистая Матерь Божия в третий день после погребения была воскрешена Своим Сыном и взята с телом на Небо.
  39. Святитель Иннокентий Херсонский. Слово на день Успения Пресвятой Богородицы: Мария, подобно Божественному Сыну Её, не удерживается узами смерти; тело Её и во гробе не видит нетления, и, по прошествии трех дней, взимается, одушевленное, со славою на небо
  40. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. Изложение учения Православной церкви о Божией Матери: Богоматерь в третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душою и телом.
  41. Святитель Филарет Московский. Слова и речи. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы: Святая Церковь, как-бы заботилась, чтобы наша вера и надежда не утомились долгим ожиданием последующаго за сим начатком воскресения умерших: и потому она приводит нас к другому гробу, также в третий день после погребения отверстому, и уже праздному от тела, в нём погребеннаго, и как-бы указуя, говорит нам: вот и действительный, скорый, очевидный в лице Матери Господней опыт воскресения, котораго Христос был начаток; благодатию Сына Своего и Бога, Она так совершенно созрела на земли для неба, что и тела Ея не могла удержать земля до времени общаго воскресения: зрите праздный гроб Ея, и радуйтесь упованием жизни за гробом
  42. ↑ На церковнославянском в транслитерации: «В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста»
  43. ↑ Михаил Бернацкий. История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы
  44. ↑ 15 августа. Успение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Похвалы, или священное последование на святое преставление Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. — С. 57, 76
  45. ↑ В. Н. Васечко — доктор теологии, один из авторов Православной энциклопедии
  46. ↑ «Источник жизни во гробе полагается». Протодиакон Владимир Василик, Русская народная линия 30.08.2011 Гимнографическая программа Успения в контексте других праздников …
  47. ↑ Чин погребения Божией Матери
  48. ↑ Богослужебные книги на греческом. Августовская минея, день 15. (недоступная ссылка)
  49. ↑ Богослужебные книги на церковно-славянском языке. Праздничная Минея. Месяца августа в 15 день. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 октября 2012. Архивировано 6 апреля 2015 года.
  50. ↑ Катехизис Католической церкви Архивировано 3 декабря 2012 года..
  • Успение Божией Матери // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Скабалланович М. Н. Успение Пресвятой Богородицы. — К.: Пролог, 2004. — 162 с. — (Lex Orandi). — 5000 экз. — ISBN 966-8538-06-4.
  • Прот. Владимир Сорокин. Догмат Римско-Католической Церкви о взятии Божией Матери в небесную славу с православной точки зрения. // Богословские труды. — Вып. 10. — Московская Патриархия, 1973. — С. 70.
  • Les homélies inédites de Cosmas Vestitor sur la Dormition. A. Wenger Revue des études byzantines Année 1953 Volume 11 Numéro 1 pp. 284—300
  • Tischendorf. «Apocalypses apocryphae» — P. XXXIV(Лейден, 1866)
  • Gabriel Roschini. Mariologia, Roma, 1947. — P. 74
  • Aurelio de Santos Otero. Los Evangelios Apócrifos, Madrid: BAC, Normal, 148. 13º reimpresión, 2006. — P. 306ISBN 978-84-7914-044-1
  • Shoemaker, Stephen J. Ancient traditions of the Virgin Mary’s dormition and assumption Oxford [etc.]:

Что нельзя делать на Успение Пресвятой Богородицы в 2019 году

28 августа 2019 года православные празднуют Успение Пресвятой Богородицы или Первую Пречистую. Этим великим праздником заканчивается Успенский пост, который длится с 14 августа. Как говорит нам Евангелие, в этот день апостолы, которые проповедовали в разных странах, собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии, матери Спасителя Иисуса Христа.

Что нельзя делать на Успение Пресвятой Богородицы в 2019 году


На Руси на Успение, как на любой большой праздник, под запретом была работа, даже несмотря на осеннюю страду. Из этого запрета было одно исключение: в этот праздник разрешалось засаливать огурцы.

Считалось, что на Успение девушке нельзя стричь волосы и плести косы, иначе замуж не возьмут.

На Успение строжайше запрещено ругаться и сквернословить, иначе Богоматерь при всей своей кротости может наслать немоту.

На Успение не принято готовить пищу, особенно, если праздник приходился на постный день — понедельник, среду или пятницу, как в этом году, когда праздник приходится на среду. В этом случае действуют правила поста в праздничный день: под запретом мясное, молочное и яйца, разрешается горячая постная пища с растительным маслом, а также рыба и морепродукты. В сам праздник запрещалось что-либо варить или жарить: еду следовало приготовить накануне. Считалось, если хозяйка по нерасторопности нарушила запрет, всю ее семью ждет голод и безденежье.

Незамужней девушке, которая мечтает поскорее найти суженого, утром на Успение нельзя ни с кем разговаривать. Прежде чем сказать первое слово, будущая невеста должна умыться студеной водой, трижды приговаривая про себя: «Пресвятая Богородица, ты всех венчаешь, семьи соединяешь — и мне жениха помоги найти».

На Успение в деревнях старались не ходить босиком, поскольку по поверью в этот день босые ноги могут притянуть страшные болезни. Дело в том, что на Успение природа оплакивает смерть Богородицы, и роса — слезы матушки-земли — в этот день очень горькие.

Что необходимо сделать на Успение Богородицы

Радостное событие принято отмечать посещением церкви, присутствием на Всенонощном Бдении. Перед началом службы ставится свеча и возносится молитва за благополучие всех людей. Если не удается постоять на Всенощной, необходимо посетить храм и помолиться подле иконы Успения Пресвятой Богородицы. Обязательно возносят общую молитву дома, в кругу семьи. Эксперты сайта dailyhoro.ru напоминают, что Богородица услышит каждого и поможет всякому, кто обращается к ней горячими молитвами и чистой душой. Это знаковый день, когда Матерь Божья по-особенному слышит молитвы. Просить можно о следующем:

  • о здравии малышей;
  • о лучшей доле близким, особенно детям;
  • о крепости веры;
  • о помощи пройти земные соблазны и искушения.

Священнослужители наставляют помнить о второй заповеди Христа о любви к ближним. В этот праздник важно нести свет и любовь людям, раздавать милостыню нуждающимся и не отказывать в помощи просящим, не только близким, но и незнакомым. Радость в этот день должна посетить особенно тех, кто чем-то обделен.

Торжественный день земного ухода Богородицы дарит каждому долгую и счастливую жизнь. На Руси существовало поверье: сватовство в день Успения — к вечной любви, которая продлиться и на Небесах.

На Руси на Успение, как на любой большой праздник, под запретом была работа, даже несмотря на осеннюю страду. Из этого запрета было одно исключение: в этот праздник разрешалось засаливать огурцы.

Считалось, что на Успение девушке нельзя стричь волосы и плести косы, иначе замуж не возьмут.

На Успение строжайше запрещено ругаться и сквернословить, иначе Богоматерь при всей своей кротости может наслать немоту.

На Успение не принято готовить пищу, особенно, если праздник приходился на постный день — понедельник, среду или пятницу, как в этом году, когда праздник приходится на среду. В этом случае действуют правила поста в праздничный день: под запретом мясное, молочное и яйца, разрешается горячая постная пища с растительным маслом, а также рыба и морепродукты. В сам праздник запрещалось что-либо варить или жарить: еду следовало приготовить накануне. Считалось, если хозяйка по нерасторопности нарушила запрет, всю ее семью ждет голод и безденежье.

Незамужней девушке, которая мечтает поскорее найти суженого, утром на Успение нельзя ни с кем разговаривать. Прежде чем сказать первое слово, будущая невеста должна умыться студеной водой, трижды приговаривая про себя: «Пресвятая Богородица, ты всех венчаешь, семьи соединяешь — и мне жениха помоги найти».

На Успение в деревнях старались не ходить босиком, поскольку по поверью в этот день босые ноги могут притянуть страшные болезни. Дело в том, что на Успение природа оплакивает смерть Богородицы, и роса — слезы матушки-земли — в этот день очень горькие.

Народные приметы на Успение Пресвятой Богородицы

Наш рассказ о том, что было принято делать в праздник Успения Пресвятой Богородицы, будет неполным, если не рассказать о других народных традициях.

Хорошей приметой считается освятить в этот день в храме хлеб. Полагают, что он обладает особой целебной силой. К нему нужно относиться бережно, чтобы на пол не упал даже маленький кусочек.

Крестьяне в этот день не работают в поле. Посевы озимой пшеницы нужно завершить, ведь «кто успеет до Успения землю распахать, успеет еще одну копну пожать». Среди сельских жителей также существует поверье, что к этому дню нужно оставить на полях немного колосьев, чтобы в следующем году уродился хороший урожай.

Считается, что в праздник Успения нельзя ходить по земле босиком, особенно по росе. В народе говорят, что роса – это слезы Божьей Матери, поэтому прогулка босиком сулит болезни и невзгоды. По другому поверью, если в этот день натрешь ногу, то привлечешь к себе неприятности. Так что не стоит надевать неудобную, узкую обувь.

Какие еще народные обычаи и традиции связаны с праздником Успения Пресвятой Богородицы? Женщинам не стоит стричься и выбрасывать волосы вместе с мусором.

Согласно еще одному обычаю, не следует брать в руки колющие и режущие предметы, а также варить пищу. Так как ножом пользоваться нельзя, то даже хлеб в этот день ломают руками.

Кроме того, нельзя выполнять работы, связанные с разжиганием огня, чтобы не навлечь на себя невзгоды.

И все же священнослужители советуют христианам не уделять большого внимания подобным суевериям и приметам. Истинно верующим людям также не следует читать заговоры, выполнять оккультные обряды, особенно в такие дни. К этому в церкви однозначно относятся негативно.

когда отмечается, традиции, приметы, что нельзя делать в этот праздник

Праздник Успения Богородицы совпадает с окончанием строгого Успенского поста.

Успение Пресвятой Богородицы приходится на 28 августа / фото УНИАН

В народе праздник Успения Пресвятой Богородицы называют Первая Пречистая. В этот день заканчивается Успенский пост.

УНИАН расскажет Вам об истории, традициях, приметах и запретах в этот праздник.

Успение Пресвятой Богородицы: когда празднуют, дата

Успение Пресвятой Богородицы – непереходящий праздник, то есть каждый год отмечается в одну и ту же дату — 28 августа, в 2019 году это среда.

Этот праздник посвященный окончанию земной жизни (успению) Девы Марии, матери Иисуса Христа. 

Читайте такжеУспенский пост 2019: сколько продлится, главные запреты и традиции

Традиции праздника Успения

По традиции, в этот день верующие идут в церковь, чтобы почтить память о Пресвятой Богородице, и молятся у ее иконы.

Ко дню Успения Богородицы наши предки устраивали праздник собранного урожая. В этот день происходили проводы лета — встреча осени — первые «осенины». Так как Успение считалось последним летним днем, то заканчивался праздник тем, что в этот вечер в избах впервые «вздували огонь» — зажигали лучину, лампу или свечу и садились ужинать при свете.

Хозяйки этот день посвящают консервации овощей и фруктов – солят капусту, огурцы, помидоры и другие овощи, а также варят компоты и варенье. Кроме того, на Успение Пресвятой Богородицы собирают урожай.

Также этот праздник – хорошее время для сватовства.

Праздник Успения Богородицы совпадает с окончанием строгого Успенского поста, то есть в этот день можно начинать питаться разнообразной пищей.

Читайте такжеЯблочный Спас 2019: когда, традиции, приметы, что святят и что нельзя делать в этот праздник

Что нельзя делать на Успение:

— ругаться и ссориться;

— браться за работу, связанную с нарезкой ­– категорически не разрешается пользоваться ножом и другими колющими и режущими предметами. Хлеб, например, нужно ломать;

— ходить босиком, так как роса символизирует слезы по смерти Богородицы. При этом обувь нужно подбирать максимально удобную, поскольку мозоли могут накликать неудачи на ваш жизненный путь;

— молодым незамужним девушкам нельзя стричь волосы, чтобы не испортить судьбу;

— варить пищу, это якобы влечет за собой серьезные проблемы со здоровьем;

— разводить огонь – так можно привлечь напасть;

— устраивать шумные гуляния.

О чем молятся перед иконой Пресвятой Богородицы

Перед иконой Пресвятой Богородицы молятся о помощи принятии правильного решения, защите от болезней и сглаза, от страха перед физической смертью, об укреплении веры.

wikipedia.org

Приметы на Успение

Хорошая погода в этот праздник – к прохладному бабьему лету

На Успение Пресвятой Богородицы на небе увидеть радугу – к теплой осени

Много паутины — зима будет малоснежной и морозной

Если до Успения девушка не присмотрела жениха – еще год будет сидеть в девках

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *