Что такое амбидекстр определение – Амбидекстр и амбидекстрия — что это, способы развития амбицеребральности, как стать абмидекстром, плюсы и минусы

Амбидекстр — что это такое? Определение, значение, перевод

Что такое Амбидекстр

Амбидекстр (ударение на «е») это человек, владеющий одинаково хорошо как правой, так и левой руками или ногами.

Амбидекстрия — способность владеть одинаково ловко обеими конечностями. В переводе с латыни ambi- означает «оба», а dexter — «правая сторона». То есть получается, что амбидекстр это человек, у которого обе руки работают как правые. По статистике, менее одного процента людей являются амбидекстрами, что делает их потенциально классными спортсменами в тех видах спорта, где одинаковое владение обеими руками играет решающую роль (теннис, бокс, бейсбол и прочие). В музыке амбидекстры особенно ценятся в качестве барабанщиков, и вы понимаете почему. А ещё говорят, что Леонардо Да Винчи был амбидекстром и иногда рисовал свои замечательные картины одной левой.



Амбидекстр
(ударение на «е») это человек, владеющий одинаково хорошо как правой, так и левой руками или ногами.

Амбидекстрия — способность владеть одинаково ловко обеими конечностями. В переводе с латыни ambi- означает «оба», а dexter — «правая сторона». То есть получается, что амбидекстр это человек, у которого обе руки работают как правые. По статистике, менее одного процента людей являются амбидекстрами, что делает их потенциально классными спортсменами в тех видах спорта, где одинаковое владение обеими руками играет решающую роль (теннис, бокс, бейсбол и прочие). В музыке амбидекстры особенно ценятся в качестве барабанщиков, и вы понимаете почему. А ещё говорят, что Леонардо Да Винчи был амбидекстром и иногда рисовал свои замечательные картины одной левой.


Амбидекстр находится в списке: Спорт


Вы узнали, откуда произошло слово Амбидекстр, его объяснение простыми словами, перевод, происхождение и смысл.
Пожалуйста, поделитесь ссылкой «Что такое Амбидекстр?» с друзьями:

И не забудьте подписаться на самый интересный паблик ВКонтакте!

 


Сайт новых и хорошо забытых слов Что-это-такое.ru
Добавить слово | Помочь проекту

Псст… Совесть есть?
А если найду?

Амбидекстр и амбидекстрия — что это, способы развития амбицеребральности, как стать абмидекстром, плюсы и минусы

Амбидекстрия — состояние, при котором человек одинаково хорошо владеет правой и левой руками. Врожденная склонность наблюдается лишь у 1% детей, но взрослый может самостоятельно развивать способности. Раньше воспитатели пытались корректировать проявления, поскольку считали подобные возможности дефектом.

Что такое амбидекстрия, кто такой амбидекстр?

Амбидекстер — человек, у которого обе верхние конечности функционируют одинаково хорошо. Писать, держать столовые приборы, чистить картофель таким людям комфортно обеими руками. Слово происходит от 2 латинских: «ambi» — «обе» и «dexter» — «правый». Ребенок может быть амбидекстром с рождения, таких людей всего около 1%. Способности можно развивать и во взрослом возрасте, благодаря чему количество людей с амбидекстрией не такое уж и маленькое. Если же обе конечности контролировать сложно, человека называют амбисинистером.

Такие люди могут одновременно обеими руками писать какое-то слово или рисовать геометрическую фигуру, быстрее прочих принимают решение, часто отличаются повышенной активностью. Нередко предпочитают использовать руки для разных целей: могут чаще писать правой, приборы держать в левой. Поскольку количество связей между полушариями увеличено, часто меняется настроение.

Амбидекстр

Причины амбидекстрии

За управление левой стороной тела отвечает правое полушарие мозга, и наоборот. Поскольку у большинства людей одно из полушарий развито больше другого, какая-то из сторон тела ведущая. Если же ведущими являются обе руки, отвечающие за логику и за творческие способности части головного мозга развиты одинаково сильно.

Также причиной могут быть регулярные тренировки, самостоятельное обучение владению второй стороной тела, приучение себя к выполнению каких-либо действий не ведущей рукой.

Как проявляется амбидекстрия?

Кроме одинакового владения обеими руками, амбидекстрию можно обнаружить и по работе других систем организма. Если у людей с выраженной модальностью легко определить толчковую ногу, то с амбидекстрами это затруднительно: обе нижние конечности могут выполнять данную функцию попеременно. Особенности наблюдаются и в развитии аудиальной, визуальной систем: различий в зрительном или слуховом восприятии часто не обнаруживают. При необходимости легко меняют руку, ногу, глаз для выполнения какого-либо задания.

Поскольку связи между полушариями хорошо развиты, информация обрабатывается быстро. Нередко амбидекстры утверждают, что у них сильно развита интуиция, знания они не усваивают из какого-либо источника, а получают благодаря догадкам. Это не совсем верно, причиной подобного является слишком быстрая обработка информации, которую сам человек не всегда осознает. Окружающие могут принимать подобное за способность видеть будущее или читать мысли.

Тест на амбидекстрию

Проверить, имеет ли человек подобные способности, нетрудно. Потребуется изображение вращающейся девушки. Большая часть людей видит вращение либо по часовой стрелке, либо против в зависимости от того, какое полушарие развито лучше. Легко поменять направление удается лишь амбидекстерам.

Проверку можно произвести и с помощью листа бумаги и ручки: следует попробовать написать что-либо сначала одной рукой, затем другой, после чего сравнить результаты.

Амбидекстр

Особенности детей-амбидекстров

К особенностям амбидекстров относят ускоренную работу головного мозга. Они быстрее, чем правши или левши, принимают решение, анализируют ситуацию. Интеллект часто выше, чем у ровесников с выраженной модальностью. При этом по арифметике, памяти показатели могут быть более низкими.

Часто возникают внутренние конфликты. Отношение к одному вопросу нередко двоякое, может быстро меняться мнение. Непостоянно и настроение: эмоциональный фон меняется быстро, резко. Ребенок-амбидекстр более эмоционален, раним и обидчив, чем его сверстники. Часто отмечается неуклюжесть, неловкость.

Плюсы и минусы амбидекстрии

К преимуществам относят хорошее развитие обоих полушарий. Нередко отмечаются способности к музыке, спортивные достижения: поскольку обе стороны тела хорошо развиты, человек может выполнять различные сложные техники, элементы лучше, чем окружающие. В спорте смена рук позволит меньше уставать, что повышает вероятность победы.

Повреждение одной из верхних конечностей не приводит к временной потере дееспособности и сильному ухудшению качества жизни, которое отмечается при травмах ведущей руки у левшей и правшей. Многие необходимые действия удается выполнять той конечностью, которая не была сломана.

В критических ситуациях способность быстро проанализировать ситуацию и найти подходящее решение может спасти жизнь, позволить минимизировать ущерб. Окружающий мир амбидекстры воспринимают ярче прочих людей, поскольку как логика, так и творческое восприятие у них развиты хорошо.

Однако амбидекстрия может становиться причиной негативных состояний. Раньше, когда с подобным явлением старались бороться, дети подвергались сильному давлению со стороны преподавателей в школе, что приводило к ухудшению их эмоционального состояния, психическим перегрузкам.

Последние возможны и из-за того, что человек не способен переключаться. Правши или левши при сильных негативных переживаниях могут уходить в работу, нагружать себя делами, чтобы почувствовать облегчение. При амбидекстрии подобное сделать не удастся, что приводит к сильным стрессам.

Дети нередко страдают синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Из-за этого возможны проблемы с обучаемостью. Детям непросто сосредоточиться на чем-либо надолго, а это часто приводит к не слишком высокой успеваемости в школе. Нередко учителя считают таких детей неполноценными умственно, но это неверно: материал они усваивают быстрее левшей и правшей.

Некоторые специалисты считают, что люди с амбидекстрией больше подвержены психическим расстройствам из-за постоянных чрезмерных психоэмоциональных нагрузок. Особенно часто развиваются патологии, психические расстройства, если способность была выработана специально. Склонность имеется к шизофрении: среди людей с данным диагнозом амбидекстров и левшей больше, чем правшей.

Затруднения с воспитанием могут испытывать родители: дети с амбидекстрией более капризны, плаксивы, эмоциональны, их легко расстроить или разозлить.

Недостатком является и склонность к бисексуальности, гомосексуальным отношениям.

Амбидекстр

Как развить амбидекстрию?

Развить амбицеребральность может любой человек вне зависимости от наличия или отсутствия врожденной способности использовать обе руки. Развивать вторую руку придется долго, необходимы терпение, регулярные тренировки. Может потребоваться несколько лет для достижения желаемого результата.

На вопрос о том, амбидекстрию как развить, ответ простой — существует несколько методик. Начинать следует с совершения простых действий не ведущей рукой: можно с ее помощью чистить зубы, наносить крем на лицо, вытирать пыль. Не стоит на начальных этапах экспериментировать с готовкой, поскольку можно пораниться, причинить себе вред.

Когда бытовые действия будут даваться легко, можно переходить к письму. Начинать лучше с детских прописей: крючков, кругов. Когда начнет хорошо получаться, можно переходить к буквам, фразам, затем — писать сочинения или письма, переписывать отрывки из книг. Следует пользоваться навыком как можно чаще.

Важно не давать себе слишком уставать: это приведет к снижению мотивации, что нередко способствует прекращению занятий. Заниматься следует недолго: сначала достаточно 5 минут, потом длительность выполнения упражнений можно доводить до любой комфортной. Лучше заниматься немного, но часто, чем изредка по несколько часов.

Знаменитые амбидекстры

Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Ученый, художник и изобретатель одинаково хорошо владел обеими руками. Никола Тесла в своих трудах тоже упоминал об умении использовать обе верхние конечности.

Играть обеими руками способен был гитарист Джимми Хендрикс. Среди музыкантов данная способность наблюдалась у Пола Маккартни, Ринго Старра, певицы Мирей Мюрье.

Чемпионки по теннису — Мария Шарапова и Мария Навратилова — также используют при игре как правую, так и левую руку.

Амбидекстрию наблюдают у Тома Круза, Киану Ривза, она была у составителя словаря русского языка Владимира Даля.

Источник

что это такое? Как развить амбидекстрию? Плюсы и минусы амбидекстрии

Амбидекстрия — что это означает? Формулировка термина: врожденное или приобретенное (натренированное) одинаковое развитие правой и левой рук, без выделения ведущей. Слово «амбидекстрия» возникло еще в средних веках. Так называли воинов, сражающихся одинаково хорошо любой рукой. Они очень ценились и удостаивались различных почестей.

Амбидекстрия

Как уже сказано выше, одинаково хорошо пользоваться обеими руками – это и есть амбидекстрия. Развитие ее зависит от полушарий головного мозга. Левое отвечает за логику, а правое – за интуицию. Если одна рука развита слабее, то ее можно натренировать, и, соответственно, будет совершенствоваться и то полушарие мозга, с которым она связана.

Амбидекстрия головного мозга

Амбидекстрия мозга – это состояние, когда оба полушария работают одновременно и гармонично. Человек может при этом обладать «железной» логикой и иметь отличную интуицию, чувственное восприятие. Такая особенность делает его более конкурентоспособным. Часто эти люди очень талантливы. Например, Том Круз, Никола Тесла и другие.

амбидекстрия что это

У людей, у которых правая рука развита больше, над интуицией преобладает логическое мышление. За него как раз отвечает левое полушарие головного мозга. У людей, у которых правая рука развита меньше, преобладают чувственное восприятие и отличная интуиция. За эти качества отвечает, соответственно, правое полушарие головного мозга.

Приобретенная и врожденная амбидекстрия

Все дети рождаются амбидекстрами. Но к четырем годам они утрачивают способность владеть обеими руками одновременно. Во многом это происходит из-за родительского влияния, вмешательства медиков и учителей. Ребенку со всех сторон навязывается владение правой рукой. Ею он держит ложку, чашку. Правой рукой учат писать. В результате из таких детей в будущем получаются отличные исполнители, но без творческого начала.

Амбидекстрия приобретенная – это результат тренировки менее развитой руки (возврат утраченной в детстве способности владеть хорошо обеими одновременно).

Амбидекстрия — что это, неврастения?

Симптомы амбидекстрии похожи на неврастению. Но это не болезнь. Дело в том, что амбидекстры быстро утомляются. Но умственную усталость нельзя путать с отсталостью. Все капризы, истерики и стрессы амбидекстров лишь обеспечивают уставшему организму необходимую разрядку. После таких «взрывов» люди становятся более спокойными.

плюсы амбидекстрии

Эти бурные эмоции – результат действия правого полушария. Левое отвечает за логику и не способно воспринять не укладывающуюся в нее информацию. Поэтому у амбидекстров может возникнуть обидчивость. И это признак перенапряжения правого полушария мозга.

Ученые называют неврастенией перенапряжение мыслительных процессов. В этом случае иногда эмоциональная разрядка невозможна, если усталость возникает в левом полушарии. Оптимальный вариант для снятия перенапряжения – добавить эмоций и снизить умственную нагрузку. Прогуливаться, танцевать, стать хоть на время романтиком.

Считаются ли левши «нормой»?

Левша – это человек, у которого правая рука развита хуже. Это не болезнь и не отклонение от нормального развития. Просто означает, что правое полушарие мозга развито у него лучше другого. Оно отвечает за чувственное восприятие и интуицию. Значит, у левши эти чувства развиты больше, чем логическое мышление.

как развить амбидекстрию

Есть ли среди животных амбидекстры?

Среди животных правшей и левшей нет вовсе. Они все амбидекстры от рождения и до самой смерти. И манипулируют обеими лапами одновременно и одинаково хорошо. Яркий пример – любые приматы.

Особенности амбидекстрии

Некоторые ученые высказывают мнение, что у людей с амбидекстрией наблюдается ряд проблем. Ученики пишут с помарками, быстро утомляются, забывают об ответственных поручениях. У них проявляется синдром нехватки внимания. Такие дети обычно гиперактивны, могут раздражаться без причины. Дети-амбидекстры часто испытывают головную боль.

Можно ли развить амбидекстрию?

Практически все люди при рождении уже являются амбидекстрами. Но в процессе взросления теряют это уникальное качество. И начинают пользоваться чаще только одной рукой. В основном, правой. Но вернуть амбидекстрию можно. Она развивается при помощи тренировок. Для сохранения амбидекстрии у ребенка беременной матери можно включать чаще ритмичную музыку.

амбидекстрия развитие

Что дает амбидекстрия? По исследованиям психологов и нейрофизиологов, развитие головного мозга продолжается примерно до шестидесяти лет. До пятидесяти, обычно, существует четкое разделение между полушариями. Но на шестом десятке человек может легко использовать их одновременно. Это позволяет решать сложные задачи более успешно, чем в молодости.

Плюсы и минусы амбидекстрии

Для начала нужно рассмотреть сам термин. Итак, амбидекстрия — что это? Понятие можно охарактеризовать простыми словами. Это умение не только писать обеими руками, но и выполнять ими с легкостью все другие задачи.

По исследованиям ученых, каждое полушарие мозга отвечает за мышечные импульсы левой или правой конечности. Причем особенностью человеческого организма является перекрестное управление. То есть правое полушарие головного мозга отвечает за работу левой руки, и наоборот.

В чем же заключаются плюсы амбидекстрии? Использование одновременно двух рук или выполнение различных задач любой из них – это явное преимущество. Оно может быть полезным не только в быту, но и в спорте, музыке, искусстве. Уровень развития детей-амбидекстров несколько выше, чем у обычного ребенка. Достаточно вспомнить некоторых знаменитостей, которые стали известны благодаря своим талантам. Например, Бенджамин Франклин, Пол Маккартни и многие другие.

что дает амбидекстрия

Можно привести и другой пример. Чаще люди имеют ведущую руку, которая наиболее развита. При ее повреждении человек не может писать или выполнять ряд других действий. Вторая рука, «не приученная» к ним, со многими манипуляциями будет справляться плохо или не сможет вовсе. При амбидекстрии человек одинаково хорошо владеет обеими. А значит, временное нарушение функций одной руки существенно не повлияет на его жизнь.

Но есть и минусы амбидекстрии. Такие люди часто очень восприимчивы, легко раздражаются, страдают резкой сменой настроения. У них может проявляться некоторая неуклюжесть, неловкость. А шанс развития синдрома дефицита внимания (СДВГ) в два раза выше, чем у обычного человека.

Развитие амбидекстрии

Если в семье есть человек-амбидекстр, не нужно стараться его изменить. Пусть остается самим собой. (Мы уже говорили, «амбидекстрия», что это означает. Имеется в виду, обе руки могут выполнять одинаковые функции. Причем любые действия быстро и эффективно.)

У некоторых людей такая способность остается после рождения и сохраняется всю жизнь. Но чаще всего она пропадает еще в детстве. Обычно акцент делается на правой руке. Однако есть не только врожденная, но и приобретенная амбидекстрия. При желании ее можно развить специальными тренировками.

Например, медленно прописывать алфавит рукой, которая разработана хуже. Обратить внимание на то, какие детали при этом занятии получаются плохо, и сделать на этом акцент. Потом начать писать слова, словосочетания и тексты. Делать все нужно медленно, торопиться нельзя. Развить амбидекстрию можно, если стараться делать все действия не ведущей рукой, а той, что разработана хуже.

приобретенная амбидекстрия

Невроз навязчивых состояний

Люди, которые страдают неврозом навязчивых состояний, чаще всего оказываются амбидекстрами. У них очень критичное отношение к собственной персоне, акцент ставится на абстрактном мышлении. По этим признакам уже можно сказать, что в левом полушарии головного мозга накопилась усталость.

Работать одновременно при этом хорошо оба не могут. Одно из полушарий головного мозга непременно будет переутомляться. И, на первый взгляд, можно предположить, что такой человек всегда будет плаксивым и неудачником по жизни. Но есть яркие примеры, что это далеко не так.

Стоить вспомнить Леонардо да Винчи, составителя словаря Владимира Даля и многих других известных людей. Все они были амбидекстрами. Но это не помешало их карьере и жизни. Они стали знаменитостями, которых будут помнить веками.

Упражнения и советы для тренировки амбидекстрии

Чтобы одинаково хорошо владеть обеими руками, необходимо знать, как тренировать амбидекстрию. Это довольно просто. Обычно у человека есть ведущая рука (часто правая). В этом случае необходимо нагружать работой, которую она обычно выполняет, левую. Причем стараться делать все именно этой рукой. Но есть ведь и люди-левши. В этом случае нагружается правая рука.

как тренировать амбидекстрию

На прогулках лучше менять привычные маршруты и ходить в противоположном направлении. Начинать писать той рукой, которая развита меньше. Как развить амбидекстрию при помощи упражнений? Есть простое, но очень эффективное, рассчитанное на пятнадцать минут.

Берется листок бумаги и два карандаша. В течение пятнадцати минут одновременно обеими руками рисуются разные геометрические фигуры. Например, левой – квадрат, а правой – ромб. Как только это станет получаться хорошо, нужно усложнить упражнение. Можно начать рисовать разные сложные фигурки и т. д.

Статья на тему: Амбидекстр | Социальная сеть работников образования

АМБИДЕКСТР

Амбидекстр – человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.

Таких детей сейчас все больше и больше. Чуть ли не в роддоме им ставят диагноз задержки психомоторного развития. Так может, это уже норма и надо знать, как с такими детьми общаться?

В школе у них возникают затруднения по русскому языку и математике, особенно когда на них начинают давить требованиями все делать без помарок и ошибок. В ответ появляется повышенная утомляемость, забывчивость. В поведении становится заметна раздражительность, непоседливость, беспокойство. Все это дает картину неврастении или невроза навязчивых состояний.

Ребенок начинает проявлять черты умственной усталости, рассеянности. Часто это сопровождается головными болями, тяжестью в голове. Как ни покажется странным, но волнения, эмоции, истеричность, капризы и «бури в стакане» приводят к разрядке, так как в этом случае на помощь приходит правое полушарие.Только нужна ли родителям и детям такая терапия?

Да и эффект очень кратковременный, поскольку левое полушарие не в состоянии понять и переработать информацию, поступающую из правого полушария.
Со временем появляется обидчивость, как признак перенапряжения правого полушария. Ведь оно, в конце концов, также перенапрягается, и маятник откатывает назад.

Попробуем разобраться.


Неврастения – следствие одностороннего перенапряжения левого полушария, то есть мыслительных процессов, при отсутствии физиологически необходимой эмоциональной разрядки, положительных чувств.

Логично в таких случаях уменьшить интеллектуальную нагрузку на левое полушарие, ослабить требовательность. Стоит пересмотреть режим занятий, расширив время для отдыха и творчества, сократить посещение дополнительных школ.
Важно эмоционально больше нагружать правое полушарие: слушать музыку, танцевать, рисовать, сочинять. Может, есть смысл не ходить на многочасовые спектакли и концерты, а самим их устаивать дома?

Такая же тактика нужна и при неврозе навязчивых состояний, когда у ребенка появляются приходящие помимо воли мысли и действия. Все призывы «взять себя в руки», наказания в воспитательных целях или контроль приводят только к обострению ситуации. Это может проявляться в виде страха не успеть, опоздать, не получить похвалу и оценку ниже пятерки, остаться одному, заболеть, заразиться…
При этом заметно повышается критичность и уровень абстрактного мышления (из-за перегрузки левого полушария). Сами понимаете, что подобное происходит на «благоприятной почве» напряженной обстановки в семье, общей тревожности и мнительности ее членов. Такую семью можно охарактеризовать как «максималисты». Только видят это посторонние, а семья воспринимает подобную требовательность к себе и близким как норму.

Ребенка бросает из крайности в крайность: критичность сменяется пофигизмом, контроль – попустительством, мрачность – безудержной веселостью и т.д.

Помощь нужна не в железной логике нравоучений, назиданиях, «морали», а в своего рода психологической разгрузке. Отвлечь без принуждения от негатива с помощью ярких впечатлений, совместных игр, вернуться к истинным радостям жизни.

Иногда бывает достаточно погладить по спине, сказать, как вы любите своего сынишку или дочурку. Вместе поплакать или посмеяться от души над добрым стишком или картинкой. Нарисовать самим, раскрасить прямо пальцами и ладошками по бумаге. Попрыгать, покувыркаться и забыть о том, что надо «учиться, учиться и учиться, чтобы, не дай Бог, не стать дворником».

Для того, чтобы быть успешным человеком, совсем не обязательно зубрить даты и формулировки правил, писать красивым почерком и читать на скорость, косясь на секундомер. Достаточно быть просто здоровым, счастливым, мудрым и остроумным, не бояться совершать ошибки и радоваться каждому дню.

Без развития творчества и открытости чувств вряд ли получится растить такими современных «двуруких» детей.

Амбидекстры могут появиться в каждой семье

Живут на свете абсолютно разные люди – правши и левши. А есть еще и амбидекстры – «обоюдорукие», то есть, те, у кого обе руки развиты одинаково.
Долгие годы из всех из них делали правшей, поскольку считалось, что у человека может быть ведущей только правая рука. Вот и переучивали тех, у кого ведущей была левая (или обе), — чтобы ребенок ел, рисовал, писал и т.д. только правой рукой. И сколько сейчас живет на свете этих переученных, которые на самом деле от этого часто очень страдают.
О том, чем левши отличаются от правшей, и как это проявляется в их жизни, очень хорошо написано в декабрьском номере журнала «Педология» — в статье Н. Ефремовой под названием «Записки моей левой руки». А мне бы хотелось поделиться своими наблюдениями за амбидекстрами.

Мой ребенок – амбидекстр. Я и сама – такой же амбидекстр, только переученный в раннем детстве, поэтому считаю сейчас себя правшой, хотя с одинаковым успехом могу держать ложку, вилку и нож в левой и в правой руке (чем иногда при необходимости пользуюсь).
Ребенка же мы – прогрессивные (как мне кажется) родители – переучивать не стали. Мы заметили, что он многое предпочитает делать левой рукой, хотя и правая у него тоже не бездействует. Для уверенности мы показали его психофизиологу, который с помощью специальных тестов определил, что ребенок наш, действительно, обоюдорукий. Причем, его руки отвечают за разные деятельности: если правая рука предназначена для выполнения грубых операций, то левая – исключительно для тонкой работы.
Вот и стал наш ребенок при отсутствии какого-либо давления на него со стороны бить молотком, рубить топором, держать теннисную ракетку и др. в правой руке. А писать, рисовать, вырезать, шить он предпочитает левой рукой. Интересно, что ложку, вилку и нож он, как и я, может держать и в правой, и в левой руке.
Конечно, много чего в нашем ребенке от левши. В частности, у него другой, чем у людей с ведущей правой рукой, способ овладения двигательными навыками. Он совсем не способен повторить какое-то движение (будь это танец, гимнастика, физическое упражнение) по образцу. В этом мы убедились, когда наблюдали, как он занимается в секции тейквондо: как бы внимательно ребенок ни глядел на тренера, показывающего движение, воспроизвести он его не мог. Зато, если движение ему показать, руководя его же телом, дать ему прочувствовать, какие мышцы включаются в работу, по какой траектории движутся руки, ноги и другие части тела, то ребенок овладевал движением любой сложности с поразительной легкостью. Так быстро и без проблем он научился плавать, кататься на велосипеде, на коньках, на роликах, на лыжах. К сожалению, тренер по тейквондо не знал этой особенности нашего ребенка, поэтому в виду полной непригодности мальчика к этому виду спорта тейквондо ему пришлось бросить.
В школе учительница, хотя и не любила правшей – она считала, что дети, пишущие левой рукой, гораздо хуже овладевают навыками письма, «мажут» в тетрадях, и, вообще, они думают «не так», — учла особенности нашего ребенка, за что мы ей весьма благодарны. Во-первых, она посадила нашего сына за парту слева, чтобы он и его сосед – правша не мешали друг другу. Во-вторых, она учила его выписывать буквы, держа его руку с ручкой в своей руке, демонстрируя мальчику схему движения. Поразительно, что результате этого наш мальчик пишет не как курица лапой, а ровно и довольно красиво.

Вот так и живет на свете наш мальчик – амбидекстр, и ничуть от этого не страдает.

ЛЕВША

ТЕСТЫ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ


Есть специальный тест, который позволяет среди новорожденных выявить леворукость: Он называется «поза фехтовальщика», это когда правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед. Если в положении на спине младенец в течении первого месяца жизни, регулярно принимает эту позу, то значит он левша. Еще доминирующую руку у ребенка можно распознать по повороту головы в течение первых 3-5 дней жизни. Если лежа на спине, малыш непроизвольно наклоняет голову в правую сторону, то он правша, а если в левую — то левша.

Более взрослому малышу можно предложить следующие  задания, и понаблюдать, какая рука у него работает активнее и является ведущей. При этом необходимо:

1. сидеть строго напротив ребенка, а не сбоку или рядом;

2. любой предмет для выполнения задания класть на середину стола;

3. не торопить ребенка.

Для определения преобладающей руки у ребёнка, предложите ему выполнить задания и ответьте на вопросы:

— Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?

— Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.

— Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?

— Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?

— Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он мастерит цепочку из скрепок, или нанизывает пуговицы на толстую нитку.

— Попросите малыша построить колодец из спичек. Ведущая рука та, которая преимущественно выполняет все действия.

— Предложите ребенку несколько раз бросить мяч в какую-то заранее намеченную цель. — — Какой рукой он будет это делать?

— Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). — Ведущая — та рука, которой ребенок держит ножницы.

— Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).

Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он – леворукий.

Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку малыша, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для малыша, поэтому он обязательно возьмет ложку в ведущую руку.

ТЕСТЫ:

ТЕСТ №1

Проделайте следующее: (отмечайте для себя буквой Л — левая рука или П – правая.)

1. Переплетите пальцы рук. Палец какой руки оказался сверху? (Л или П)
2. Определите ведущий (доминирующий) глаз. Для этого возьмите лист бумаги и сделайте в нем отверстие. Теперь посмотрите на любой предмет через отверстие двумя глазами. Затем, оставаясь в том же положении, закрывайте попеременно левый и правый глаз. Вы увидите предмет только ведущим глазом! Какой ведущий глаз?
3. Переплетите руки на груди. Какая рука сверху?
4. Поаплодируйте. Какая рука сверху?

Из получившейся комбинации букв определите свой тип:
ПППП — ориентация на общепринятое мнение, на стереотипы. Это консервативный тип характера. Тип с наиболее стабильным (правильным) поведением.
ПППЛ — неуверенный консерватизм, слабый темперамент. При наличии одного теста на фоне противоположных остальных, соответствующая черта проявляется наиболее ярко. В данном случае — нерешительность.

ППЛП — такому человеку присущи способности к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный тип характера не воспринимает слабых.

ППЛЛ — редкий и самостоятельный тип характера. Близок к предыдущему типу, но менее решителен и энергичен, несколько мягче. Некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердость характера (правый ведущий глаз). Высокая контактность, но медленное привыкание.
ПЛПП — деловой тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость (основная черта). Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип деловой женщины. Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт «в лоб», у них преобладает расчет, терпимость, замедленность в развитии отношений, некоторая холодность.

ПЛПЛ — самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость связаны с неспособностью идти на конфликт, так и с подверженностью различным влияниям. Встречается только у женщин.
ПЛЛП — склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликтов, некоторое непостоянство. Подобным характерам свойственны эмоциональная медлительность, томность, простота, редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения. Значительно чаще встречается у женщин.
ПЛЛЛ — непостоянный и независимый тип характера. Основная черта — аналитичность в сочетании с остальными левыми тестами. Встречается редко.
ЛППП — один из наиболее часто встречающихся типов характера с хорошей адаптацией к различным условиям. Основная черта — эмоциональность в сочетании с достаточной настойчивостью, которая проявляется, прежде всего, в основных стратегических вопросах жизни — брак, образование и т.д. Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует практически со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.
ЛППЛ — еще меньшая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию. Требует особо тщательного отношения к себе. Тип «маленькой королевы».
ЛПЛП — самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению — для этого требуется сильное, разнообразное влияние. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в «зацикливание» на второстепенных деталях. Сильная индивидуальность, обладает способностью к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди не любят инфантильности.

ЛПЛЛ — сильный, но не навязчивый характер, практически не поддающийся убеждению. Основная черта — внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.
ЛЛПП — дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ — основные черты — простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип.
ЛЛЛП — эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта). Энергичность и некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных типов возможны быстро, под влиянием эмоций, принимаемые непродуманные решения. Поэтому в общении с ним важны дополнительные «тормозные механизмы».

 ЛЛЛЛ — обладатели полного набора «левых» тестов — это люди, для которых характерны способность взглянуть на вещи по новому, наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство. Стремление к самозащите иногда переходит в замкнутость.

ТЕСТ №2

Отвечая на вопросы, записывайте цифры:

«Левой»-1балл, «Все равно» -2 балла, «Правой» -3 балла

1. Какой рукой вы обычно пишите?2. Какой рукой вы рисуете?
3. Какой рукой вы кидаете мяч?
4. В какой руке вы держите ракетку для тенниса, сквоша и т.д.?
5. В какой руке держите зубную щетку?
6. В какой руке держите нож, когда режете что-нибудь? (без вилки)
7. В какой руке держите молоток, когда забиваете гвозди?
8. Когда вы зажигаете спичку, какая рука держит ее?
9. Какой рукой вы используете ластик?
10. Какой рукой снимаете верхнюю карту колоды?
11. Какой рукой вы продеваете нитку в иголку?
12. В какой руке вы держите мухобойку?

Результаты:

33-36 = Абсолютный правша
29-32 = Правша
25-28 = Почти правша
24     =  Амбидекстр

20-23 = Почти левша
16-19 = Левша
12-15 = Абсолютный левша

 

Тест на право-левополушарное мышление

Данный тест показывает состояние человека на данный момент.

Особенно это относится к амбидекстрам, т. е. людям, одновременно имеющим правополушарную и левополушарную работу головного мозга. Амбидекстры — это особая группа людей, с выдающимися способностями.

Пожалуйста, максимально серьёзно отнеситесь к этому тесту. Его можно время от времени повторять. У левополушарных логиков девушка вращается вправо. У правополушарных эйдетиков художественного типа, девушка вдруг начинает вращаться влево. У амбидекстров — при наклоне головы в соответствующую сторону — то вправо, то влево!

Инструкция к тесту Владимира Пугача на наличие амбидекстрии

Введение

Данный тест показывает Ваше состояние на данный момент. Особенно это относится к амбидекстрам (лат. ambi — двойной; dextrum — правый).

Амбидекстры и «двурукие», это не одно и тоже, хотя близкие понятия. Люди могут быть правши-левши по движениям глаз, по ведущему глазу (при стрельбе, например). А также по аудиальному каналу (к какому уху прикладывают телефонную трубку), по руке, по ноге, повороту оси сердца на электрокардиограмме и т.д.

Тестирование

Устройтесь поудобнее.

Итак, на картинке вы видите силуэт вращающейся фигуры.

1-й этап. Психологическая настройка.

Психологическая настройка длится примерно 2 мин.

2-й этап. Собственно тестирование.

  • Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке — значит, у вас преобладает левополушарная деятельность мозга. А это логика, счёт, умение говорить и излагать мысли.
  • Вращение только против часовой стрелки — преимущественно правополушарная деятельность — эйдетика, интуиция, образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени.
  • Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону — это признак амбидекстрии, то есть, работы и правого и левого полушария мозга. Это хрупкое состояние гармонии.

У некоторых такое переключение вращения силуэта происходит при наклоне головы вправо, затем влево, и наоборот.

У других смена направления вращений отмечается при концентрации взгляда на лице, затем его расфокусировка, и наоборот.

Иногда полезно рукой прикрыть нижнюю часть туловища вращающейся девушки — лучше получается.

Таким образом, нами предлагается игровой тест на право — левополушарность, удобный при работе с детьми.

Правши, левши, амбидекстры

Кто же не знает, что большинство из нас лучше владеет правой рукой?! Она становится для нас ведущей, более развитой, более сильной, ловкой и быстрой. Именно правой рукой большинство из нас пользуется, когда необходимо выполнить какие-либо сложные манипуляции. Правой рукой мы пишем; в правой руке держим во время еды ложку или нож; этой же рукой застегиваем одежду независимо от того, что приходится застегивать: пуговицы, крючки или «молнию»; вдеваем нитку в иголку; режем ножом, ножницами; работаем пилой, молотком и лопатой; чистим зубы; стреляем и бросаем гранату; держим ракетку во время игры в теннис; поднимаем бокал, когда произносим тост; жестикулируем – в общем, все, что требует специального навыка, обычно выполняется правой рукой. Даже выпавший из кармана носовой платок мы, скорее всего, поднимем с пола именно правой рукой-умелицей, конечно, если в этот момент она не будет занята другим делом. И, безусловно, любую новую для себя работу мы будем выполнять правой рукой, причем для этого чаще всего не потребуется какой-то специальной длительной тренировки. Правая рука все «схватывает» на лету.

Куда менее способна наша левая рука. Все, что мы обычно делаем левой рукой, потребовало от нас в свое время серьезной тренировки, особенно если с этой проблемой мы столкнулись уже достаточно взрослыми. Присмотритесь внимательно к детям. Если родители слишком поздно начинают приучать ребенка есть ножом и вилкой, овладение этим навыком редко проходит гладко.

Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди. Философы еще задолго до открытия Брока подчеркивали, что, как и умение говорить, праворукость является отличительной чертой человека. Это не значит, что в те времена не было людей, плохо владеющих правой рукой.

Неправоруких людей следует разделить на две неравные части. Большую составляют левши, люди, у которых преимущественно развита левая рука. Если их в детстве не переучивали, этой рукой они едят, пишут, заводят часы. Левая рука у них сильнее, быстрее, надежнее.

Человечество никогда не было целиком праворуким. О существовании левшей достоверно известно с библейских времен. После возвращения евреев из Египта и завоевания ими Палестины особой воинственностью отличались сыны колена Веньяминова, позже образовавшие совместно с коленом Иуды царство Иудейское. В 1406 году до нашей эры из почти двадцатитысячной армии было отобрано 700 воинов, которые умели метать камни из пращи левой рукой и точно попадать в цель. Таким образом, еще в те времена среди евреев было 3,7 процента ярко выраженных левшей. Если учесть, что диагноз леворукости тогда вряд ли делался точнее, чем сейчас, то можно считать, что соотношение левшей и правшей с тех пор существенно не изменилось.

В третью, самую меньшую, часть входят амбидекстры – люди с одинаково развитыми руками. Практически эти люди с одинаково плохо развитыми руками. Именно из их среды и выходят субъекты, которые даже гвоздя не умеют забить и у которых при попытке вымыть посуду она бьется быстрее, чем становится чистой.

Ученые прошлого столетия были достаточно хорошо осведомлены о неодинаковом развитии наших рук, но понимали это слишком буквально. Действительно, мышцы правой руки более массивны, а значит, обладают большей силой. Однако слаженность работы мышц целиком зависит от совершенства командных центров мозга. Лучше развита не сама правая рука, а двигательные центры левого полушария, которые ею командуют.

Таланты наших рук принадлежат не им. Во время упражнений не конечности совершенствуются, а наш мозг. Это он, научившись координировать работу мышц, делает движения точными и пластичными. Правильнее говорить не о ведущей руке, а о ведущем полушарии мозга. При этом не следует забывать особенность функциональной организации нашего мозга – перекрестное управление мышечным аппаратом, о котором выше уже говорилось. Поэтому работой правых мышц человеческого тела управляет левое полушарие, а работой левых мышц – правое полушарие.

Таким образом, у правшей ведущим полушарием является левое, а у левшей, без достаточно веских к тому оснований, до сих пор ведущим считалось правое. Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях их головного мозга.

Что дало толчок к развитию асимметрии и почему именно правая рука стала для нас ведущей? Неравноценность рук появилась у человека значительно раньше, чем способность задуматься о ее происхождении и заподозрить в ней нечто неожиданное. Как и все обыденные явления, она не привлекала к себе особого внимания и до недавнего времени серьезно не изучалась. К асимметрии собственных конечностей мы успели привыкнуть раньше, чем догадались, что за ней скрывается куда более важное свойство человека, асимметрия нашего мозга, функциональная специализация его правой и левой половин.

Люди давным-давно заметили собственную асимметрию. На нескольких рисунках доисторического человека, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Это значит, что уже в ту пору большинство наших предков были правшами. Однако и до сих пор нам абсолютно неизвестны причины преобладания правой руки над левой. Конечно, на этот счет существует множество догадок, но сейчас уже очевидно, что большинство из них придется отбросить.

Долгое время не вызывало сомнений предположение, что праворукость возникла под влиянием каких-то причин еще в то отдаленное время, когда происходило формирование человекоподобных существ. Считалось, что естественный отбор должен был способствовать лучшей выживаемости мужчин, пользующихся преимущественно правой рукой. Действительно, если воин оказался лицом к лицу с врагом, то сподручнее убить противника, пронзив его сердце, если нож или копье держать в правой руке. Свое же сердце удобнее защищать щитом, взяв его в левую руку.

У детей до полутора-двух лет обе руки бывают развиты совершенно одинаково. Это обстоятельство породило представление о том, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон, основатель первой в мире академии, считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых людей, какими появляемся на свет, превращаемся в калек. Даже в наше время подобные представления имеют своих сторонников.

Высказывались предположения, что праворукость воспитывается с первых дней жизни ребенка и на первых порах осуществляется нашими родителями бессознательно. Праворукие мамы (естественно, что это в равной мере относится и к праворуким папам, бабушкам и дедушкам) чаще всего держат детей слева, освобождая свою правую руку. Предполагалось, что, находясь в этой позе, и ребенку удобнее пользоваться правой рукой. Таким образом, постоянная поза еще в раннем возрасте должна закладывать у ребенка основы праворукости.

Перечисленные выше теории в настоящее время не кажутся убедительными, но других пока нет. Достоверно известно лишь, что предпочтительное развитие одной из рук никоим образом не является следствием воспитания, а передается по наследству. Эту закономерность удобнее проследить на леворуких людях. В семьях, где оба родителя левши, 50 процентов детей также рождаются леворукими, 16,7 процента леворуких детей появляется в семьях, где только один из родителей является левшой, и 6,3 в семьях праворуких людей.

Удивительно, как мы, люди, мало знаем о себе. Нам пока еще точно неизвестно, сколько на земле правшей, а сколько левшей. Соответствующие подсчеты проводились не раз, но результаты их редко совпадали друг с другом. Разные ученые оценивали количество левшей от 1 до 30 процентов. В современных более обстоятельно проведенных исследованиях называются цифры от 5 до 20 процентов.

Такой разнобой зависит от методики оценок. Важно не только, кем считает себя сам испытуемый, как его оценивают окружающие и какой рукой он преимущественно пользуется в обыденной жизни, но и результаты выполнения специальных тестов. С их помощью удается выявить скрытых, переученных в детстве левшей. Большинство ученых в настоящее время считает, что хотя специальная тренировка, особенно начатая в раннем возрасте, может левшу превратить в человека, чаще пользующегося правой рукой, но переучивание коренным образом не изменит особенностей функциональной асимметрии мозга.

Для выявления ведущей руки используют 5…10 специальных тестов. Если при переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец правой руки, а в «позе Наполеона» со скрещенными на груди руками верхней окажется правая рука, считают, что испытуемый является правшой. В тесте на аплодирование правши хлопают ладонью правой руки по неподвижной ладони левой, заводя часы, они их держат в левой руке, а головку заводного механизма поворачивают пальцами правой. В набор специальных тестов входит измерение силы рук и скорости их движения при выполнении достаточно трудной работы.

Очень показательно сравнение электрических реакций одноименных мышц и симметричных участков полушарии головного мозга. В мышцах ведущей руки н в ведущем полушарии электрические реакции возникают, чуть раньше и амплитуда их больше, чем на противоположной стороне. У леворуких людей в электрических реакциях мозга уменьшается число альфа-волн, колебаний с частотой 12…14 в секунду и растет количество медленных волн. В момент выполнения физических и психических заданий кровенаполнение доминантного полушария выше, чем симметричных областей соседнего.

Прост и показателен тест на точность выполнения задания при одновременной работе правой и левой руками. Обычно испытуемому дают два карандаша и, завязав глаза, просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, значительно совершеннее второго рисунка. Ценность перечисленных тестов в постоянстве результатов. Окончательное заключение выносится на основании их совокупности.

У левшей в диагностических пробах все получается наоборот: при переплетении пальцев наверху оказывается большой палец левой руки, а в «позе Наполеона» левая рука. Об амбидекстрах нельзя сказать ничего определенного. Выполняя тесты для определения ведущей руки, эти субъекты дают самый невероятный разнобой. Встречаются амбидекстры, которые пишут и едят левой рукой, а часы заводят и жестикулируют правой.

Систематическое изучение двигательной асимметрии позволило выявить много удивительных и пока еще малопонятных подробностей. Как уже говорилось, у новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Только на пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Процесс ее совершенствования продолжается долго и кончается в зрелом возрасте. Когда – ученые пока не могут сказать. Предполагается, что в пожилом возрасте возникает противоположный процесс и неравноценность рук постепенно сглаживается. Трудно сказать, является ли эта последовательность нормальным процессом развития функций или в сглаживании двигательной асимметрии повинна возрастная патология мозга.

Процесс развития асимметрии у детей изучен недостаточно. Электрические реакции мозга свидетельствуют, что даже у детей одного-полутора лет за речь в большей степени отвечает левое полушарие. К трем годам доля его участия в речевой деятельности заметно возрастает. Еще отчетливее асимметрия проявляется в восприятии речевых звуков. Их анализ даже у новорожденных осуществляется преимущественно левым полушарием. Более взрослые дети лучше воспроизводят услышанное слово, если его анализ выполняется левым полушарием.

Интонация гнева, радости, печали воспринимается точнее правым полушарием. Интересно, что по этим показателям асимметрия оказалась выражена более отчетливо у детей 3 лет, чем при достижении ими 15…16-летнего возраста. Специализация мозга детей обнаруживается и при других видах деятельности. Эмоциональность – функция правого полушария. К шести годам контроль над эмоциональными проявлениями оно уже берет в свои руки.

Существует представление, что у девочек и женщин асимметрия рук выражена менее отчетливо, а левшей среди них в 1,5…2 раза меньше, чем у представителей сильного пола. Совершенствование функций мозга девочек растягивается на значительный срок и совершается медленно.

У мальчиков уже в шесть лет многие функции выполняются раздельно правым или левым полушарием мозга, а у девочек в два раза старше специализация мозга часто еще только начинается. Обычно развитие левого полушария серьезно запаздывает по сравнению с правым, а совершенствование последнего протекает особенно медленно, чем и определяется отсутствие выраженной асимметрии у девочек в первые 6…10 лет их жизни.

Впрочем, не все исследователи с этим согласны. Есть наблюдения, свидетельствующие о том, что левое полушарие девочек развивается быстрее, чем у мальчишек, и тормозит специализацию правого, что неблагоприятно отражается на творческой активности личности. У взрослых людей половые различия в характере межполушарной асимметрии выражены слабо.

Особенно интересно, что среди близнецов левши попадаются значительно чаще, чем у родившихся поодиночке, причем оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Если близнецы разнополы, левшой чаще становится мальчик. Среди сиамских близнецов, как правило, один бывает правшой, другой левшой.

А как обстоит дело с остальными органами нашего тела? Одинаково ли они развиты или, как и руки, обладают различными способностями?

В обыденной жизни мы особой разницы не ощущаем. В развитии ног, например, асимметрия выражена менее отчетливо, чем в развитии рук, и ни одна из наших нижних конечностей не обладает такими значительными преимуществами, какие имеет правая рука. Неудивительно, что в этом вопросе до сих пор нет полной ясности. Одни исследователи считают, что у правшей ведущей ногой бывает левая, более поздние исследования показали, что у людей с ведущей правой рукой ведущей ногой тоже становится правая. У левшей четкого предпочтения какой-нибудь определенной ноге пока обнаружить не удалось.

Выявить ведущую ногу трудно. Специальных тестов, позволяющих ответить на этот вопрос, немного. О характере асимметрии нижних конечностей судят по тому, как мы сидя закидываем ногу на ногу и по относительной длине шага. Считается, что обычно мы закидываем ведущую ногу и ее шаг имеет большую длину.

С этим свойством ведущей ноги связан еще один признак – отклонение от заданного направления при движении с завязанными глазами. Так как ведущая нога делает более длинный шаг, то человек, стремящийся идти прямо, но не имеющий возможности контролировать направление своего движения с помощью зрения, будет отклоняться в сторону, противоположную ведущей ноге. В систематическом отклонении от прямолинейного движения заключено объяснение, почему люди, заблудившиеся в лесу или в высоких камышах и старающиеся строго придерживаться выбранного направления, сделав большой круг, в конце концов возвращаются к тому месту, откуда начали движение.

Асимметрия мозга проявляется и в неодинаковом совершенстве двигательной активности других мышц нашего тела, но об этом мы знаем пока еще меньше, чем об асимметрии ног. Лишь в отношении мимической мускулатуры лица имеются кое-какие наблюдения. Она более развита и более подвижна на стороне, противоположной доминантному полушарию. Если фотографию человека, снятого анфас, разрезать строго по средней линии и к каждой из половин сделать зеркальную копию, бросаются в глаза резкие различия в синтетических фотографиях, смонтированных на основе только правой или только левой части лица. Замечено, что у правшей правая половина лица выразительнее левой.

Синтетическая фотография, построенная на основе правой половины фотоснимка, кажется более похожей на сфотографированного человека, чем синтетическая фотография, смонтированная из левых половин. Правосторонняя синтезированная фотография большинству наблюдателей кажется лицом более слабого, мягкого и женственного человека, и оценивается как физиономия положительного субъекта. Левосторонняя синтетическая фотография кажется более мужественной и воспринимается как лицо волевого и энергичного субъекта, который чаще оценивается отрицательно.

Функциональная асимметрия больших полушарий мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она может быть обнаружена и в работе органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка. Ведущим глазом у 62 процентов людей бывает правый. Если он слегка слепнет и человек начинает чаще пользоваться другим глазом, ведущий глаз не теряет лидерства. У большинства людей на левой половине языка больше вкусовых сосочков, и она более чувствительна к вкусовым раздражителям, чем правая. По чувствительности к обонятельным раздражителям ведущей также является левая половина носа. Предполагают, что вся обонятельная информация анализируется правым полушарием, а левое полушарие совершенно не интересуется запахами.

Мы на ощупь легко узнаем знакомые предметы. Даже случайное прикосновение может многое о них рассказать. У правшей по осязательным талантам ведущей является левая рука. Ее показания более надежны. Левая рука точнее определяет температуру предмета, а в его весе лучше разбирается правая рука. Асимметрия тактильных способностей возникает уже у детей. Ее удалось обнаружить даже у шестилетних мальчишек.

В общем, какую бы функцию симметрично устроенных органов ни подвергнуть изучению, мы везде обнаружим неравноценность правой и левой половин нашего тела. В итоге приходится признать, что функциональная асимметрия является универсальнейшим правилом, из которого почти нет исключений. Она сопровождается хотя и значительно менее выраженной, но все же достаточно отчетливой асимметрией в строении нашего тела. У правшей правая рука чуть-чуть длиннее, чем левая, а ногтевое ложе большого пальца длиннее и шире, чем на левой руке. Нос у правшей отклоняется вправо, а у левшей – влево, завиток волос на голове у правши закручен по часовой стрелке, а на макушке у левшей в противоположную сторону. Направление завитка кажется совершеннейшим пустяком, но почему-то с этой особенностью нашей шевелюры связано так много различных суеверий.

Таким образом, большинство функций человеческого тела выражено асимметрично, а это неоспоримо свидетельствует о том, что и функции мозга, в свою очередь, тоже распределены между полушариями неравномерно. Иными словами, человек – существо на редкость кособокое. Особенно отчетливо выражена асимметрия высших психических функций. Их изучение является самой сложной и самой важной задачей из всего того, чем когда-либо приходилось заниматься ученым.

это уникальные люди! (не правильное написание: амбидекстеры, амбидексторы, амбедексторы, амбидекстэры)

В какую сторону вращается фигура? По часовой стрелке или против часовой стрелки?

Эту замечательную картинку Вы уже встречали, скорее всего!

 

Ее автор

  Nobuyuki Kayahara,   японский вебдизайнер из Хиросимы.  

Сделал он ее в 2003 году. А психологи решили, что она помогает определить доминирующее полушарие мозга, которое наиболее активно в данный момент времени.

И тут вы можете встретить разные интерпретации вращения фигуры. Ясно одно, что умение закручивать фигуру в разные стороны — это плюс! Присмотревшись к представленному анимационному изображению можно обнаружить, что девушка вращается как вправо (по часовой стрелке), так и влево (против часовой) – и это зависит от исключительно от «модели процесса», существующей в сознании зрителя. У некоторых людей уходит много времени, чтобы «обнаружить» возможность вращения в противоположном направлении, но после того, как это произошло, обычно удаётся менять модель своего восприятия по желанию.

А на сайт «Пресональное моделирование здоровья» мне захотелось ее взять по двум причинам:

По технологии Странник мы тоже можем определить доминирование левого или правого полушария по цветовому тесту. Это не так быстро, но за 15-30 мин. можно успеть сделать тест и обработать данные. Посмотрев на график работы функций мозга, мы выберем ту функцию, которая ближе всего к 0. Это  и есть доминирующая функция. Если доминирует аналитическое мышление, то решаем, что доминирует левое полушарие. Когда лучшая функция — воображение, то решаем, что доминирует правое полушарие.

А  вот по системе Белояр мы тренируемся и активируем  работу правого полушария, так что со временем все белояровцы, вероятно,  становятся амбидекстрами.

 

А давайте проверим? У меня сначала получалось видеть только вращение по часовой стрелке, но вскоре я стала концентрировать внимание на голове девушки, и она стала равномерно вращаться то в одну сторону, то в другую! А был даже такой момент, что она вовсе перестала вращаться, просто стояла ко мне спиной и двигала ногой то влево, то вправо.

 

А у Вас так бывает? И сколько Вы уже Белояром занимаетесь при этом? Или цветотерапией? Этот вопрос еще и потому, что я убеждена, что цветотерапия тоже способствует улучшению работы именно правого полушария!

 

И нам трудно согласиться, что амбидекстров всего 1-2% по мнению некоторых авторов.

Амбидекстр — это человек, который способен включать в  активную работу и левое, и правое полушарие.

 

Камбидекстрам относятся людиу которых полушария головного мозга развиты гармонично, имеют равную силу.

 

При этом у таких людей есть возможность одинаково хорошо действовать правой и левой стороной тела и парными органами чувств.

 

В нашей школе дети-амбидекстры сталкиваются с проблемами адаптации при доминировании левополушарного обучения.

 

Но, позднее, амбидекстрам удается стать выдающимися людьми, совершающими открытия, или создающими гениальные произведения, как, например Леонардо да Винчи!

 

Для нормальной жизни нам необходимо взаимодействие полушарий. Полушария нашего мозга специализированы для выполнения разных задач — явление межполушарной ассиметрии.  И только их активное взаимодействие дает нам возможность быть успешными.

 

Если, к примеру, вы видите девушку, крутящуюся по часовой стрелке, предполагается, что у вас более развито левое   полушарие мозга, а если девушка крутится против часовой стрелки, предполагалось, что у вас более развито правое полушарие мозга.

 

Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке — значит, у вас доминирует левое полушарие, преобладает левополушарная деятельность мозга. А это логика, счёт, умение говорить и излагать мысли.

Вращение только против часовой стрелки — значит у вас доминирует правое полушарие, и преобладает преимущественно правополушарная деятельность — эйдетика, интуиция, образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени.
Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону (см. указания ниже), или вы можете изменить направление силой мысли — это признак амбидекстрии (лат. ambi — двойной; dextrum — правый), то есть работы и правого и левого полушария мозга. Амбидекстры — это особая группа людей с выдающимися способностями. 

● У некоторых такое переключение вращения силуэта в соответствующую сторону происходит при наклоне головы вправо или влево.
● У других — смена направления вращений отмечается при концентрации взгляда на лице, затем его расфокусировка, и наоборот.
●  Или, вариант, перевод взгляда примерно на 15 град. влево-вниз — вращается влево. Перевод взгляда на 15 град. вправо-вниз — вращается вправо.
●  Можно также посмотреть на пятку девушки или на ее тень.

Сферы специализации левого полушария

Обработка вербальной информации: Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. 
Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.
Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты.
Буквальное понимание слов: Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.
Последовательностное мышление: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием.
Логический, аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.
Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Сферы специализации правого полушария

Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Параллельная обработка информации: В отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в четкой последовательности, правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. 
Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.
Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки. 
Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.
Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.
Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие. 
Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.
Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.
Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса.
Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.
Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты. 
Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.

ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ


1. Дискретное, аналитико-рассудочное. Речи (смыслового аспекта).  Высоких звуков. ВОСПРИЯТИЕ Целостное, эмоционально-чувственное. Музыки, а также шумов. Низких звуков.
2. Более медленная, в понятиях.  Словесно-знако-логически последовательная. ПЕРЕРАБОТКА
ИНФОРМАЦИИ
Более быстрая в образах. Мгновенно чувственный анализ сложных  сигналов, интуитивная ориентация  в окружающем мире.
3. Волнения. Чувство наслаждения, счастья, преимущественно внутреннего (импрессивного) плана. ЭМОЦИИ Страх, печаль, гнев, ярость другие отрицательные эмоции, преимущественно внешнего (экспрессивного) плана.
4. Центр сознания и контроля, управления произвольными психическими процессами. Чувство осознания и выделения себя из окружающей  среды («Я»). СОЗНАНИЕ Центр бессознательных психических процессов индивидуальности. Чувство единения, общности с природой и  людьми («Мы»).
5. Центр языка и речи, знаковых систем, Смысловая сторона речи. Чтение и  счет, письмо, опора на согласные Дополнительно изученный язык РЕЧЬ Интонационная сторона, мимика жестикуляция при речи, опора на гласные Основной язык.
6. На цифры, формулы, слова. Произвольная. Последовательность событий и их вероятностные свойства. ПАМЯТЬ Зрительно наглядно образная, эмоциональная. Непроизвольная. Текущее реальное время,  информация о прошлом.
7. Скорее рациональное абстрактно-логическое, программируемое. Индукция (выделение частного). Оперирование цифрами, математическими формулами и другими знаковыми системами. МЫШЛЕНИЕ Скорее эмоциональное наглядно-образное. Интуитивное спонтанное.  Дедукция (образование целого). Использование ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных примеров
8. Вербальный, логический компонент, приверженность теории. ИНТЕЛЛЕКТ Невербальный, интуитивный компонент, приверженность практике.
9. Большая двигательная активность. Ориентация во времени. Чувство тела. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Меньшая двигательная активность. Ориентация в пространстве, слежение за движущимися предметами, управление движениями.
10. Интровертированный ХАРАКТЕР Экстравертированный
11. Методы достижения цели ЦЕЛЕПОЛAГАНИЕ Цели — желания
12. Логическое
Последовательное
Линейное
Символическое
Основано на реальности
Вербальное
Дискретное
МОДЕЛЬ
СОЗНАНИЯ
(по Гриндеру)
Интуитивное
Хаотическое
Холистическое
Неабстрактное
Основано на фантазии
Невербальное
Вневременное

Источник информации

Еще тесты на правое и левое.

1. Называть цвета, а не то что написано. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое – читает. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Для безопасности (от глюков у юзеров) – тест начинается и заканчивается ‘правильными’ комбинациями слово-цвет.

2. По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

3.

Что вы видите? 
Если девушка у вас развито правое полушарие мозга. Если старуха левое.

4.

Найдите мужскую голову на этой картинке

Если Вы справились с задачей:
— менее чем за 3 секунды то ваше правое полушарие вашего мозга
развито лучше, чем у большинства людей
— в течение 1 минуты – это нормальный результат
— если в течение 1–3 мин. – ваше правое полушарие развито плохо, 
вам нужно есть побольше мясного протеина. 
— если поиск занял у вас больше 3-х минут – плоховато…

Источник

Кто такие амбидекстры? | KyKyRyzO

Про таких людей слышал, но о том что они так называются даже и не догадывался. И хотя говорят, что их всего один процент от общего числа — мне кажется это очень удобно, полезно и круто быть таким.

Амбидекстр – это человек которому которому не присуще выделение ведущей руки для выполнения деятельности, функционирование обеих рук развито одинаково, действия выполняются с одинаковой силой, скоростью и точностью. Разделяют врожденных амбидекстеров и тех, кто приобрел данное качество в процессе намеренных тренировок навыка. При наблюдении связи ведущей руки с особенностями развития мозга выявлено преобладание в развитии левого полушария (логического) у правшей, а правого (интуитивно-чувствующего) – у левшей. Что бы схематично разобраться с понятием амбидекстр, кто это – можно предложить высказывание, что амбидекстрами называют людей с одинаково и гармонично развитыми обоими полушариями. Слаженная работа интуитивного видения и логического анализа дает таким людям определенные преимущества по сравнению с большинством.

При рождении любой ребенок одинаково владеет обеими руками, и лишь впоследствии образовательной системы и наставлений родителей научается выполнять действия определенной рукой, уровень владения обеими руками, который показывают дети амбидекстры, значительно превышает показатели обычных детей.

Но хотя данная особенность и кажется исключительно положительной, сопутствующими моментами могут быть отвлекаемость, гиперактивность, сложности в процессе обучения, быстрая утомляемость, повышенная капризность, чрезмерная эмоциональность.

Если Амбидекстрами, как уже упоминалось, называют тех, кто обе руки может использовать так же, как правши используют свою правую руку, а амбисинистеры, это те, кто обе руки используют, как правши используют левую (т.е. криво и неумело).

Еще несколько интересных моментов о таких людях:

1. В отличие от правшей, которые показывают сильное доминирование левого полушария мозга, полушария амбидекстров развиты почти симметрично…

2. …как и мозг типичного человека с синестезией, или «смешанными чувствами», переживающего пересекающиеся чувственные восприятия. Число амбидестров (и левшей) среди синестетов гораздо выше, чем в общей популяции.

3. Амбидекстры с большой вероятностью обладают геном LRRTM1, который связывают с шизофренией. Исследования показывают, что больные шизофренией со значительно большей вероятностью являются амбидекстрами или левшами, чем не шизофреники.

4. Другое исследование, проведённое при помощи вебсайта BBC Science, показывает, что из одного процента 255 тысяч опрошенных респондентов, которые указали на одинаковую лёгкость письма обеими руками, 9,2 процента мужчин и 15,6 процентов женщин сообщили о своей бисексуальности.

5. Люди, которые определяют себя как «двухрукие», при общей оценке интеллекта набирают несколько ниже, чем в целом, и чаще всего эти баллы ниже в арифметике, мышлении и памяти…

6. …за исключением случаев, когда это не так. Исследование 8 тысяч детей в возрасте 7 и 8 лет показало, что 87 «смешанноруких» учеников показывали более выраженные затруднения в языковых навыках, а в возрасте 15 и 16 лет те же ученики показывали больший риск симптомов ADHD (синдром дефицита концентрации внимания и гиперактивность), и показывали более низкие академические успехи чем право- и леворукие ученики.

7. Амбидекстра легко разозлить. Таковы результаты исследования Колледжа Мерримак, что свидетельствует о повышенной взаимосвязанности полушарий мозга, которая была обнаружена у амбидекстров и левшей. Последующее исследование показало, что увеличение связей полушарий коррелирует с увеличением неловкости, неуклюжести и переменчивости настроения.

8. Как бы то ни было, однако использование двух рук может быть полезным в спорте, искусстве и музыке. Среди одинаково владеющих двумя руками есть такие знаменитые личности как Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Пол Маккартни, Бенджамин Франклин, Марк Нопфлер и Киану Ривз.

Тема амбидекстров большая и не до конца изученная. Есть мнение, что их становится больше и это некий эволюционный скачок человечества. Большинство проблем, связанных с амбидекстрией обусловлено особенностями современного общества. Если ребенок амбидекстр при помощи родителей и учителей преодолеет все негативные факторы своей особенности, то во взрослой жизни амбидекстрия может стать его большим преимуществом. Существует мнение, что можно сделать работу своего мозга эффективнее и лучше решать сложные задачи, намеренно овладев обеими руками.

иточники
http://psihomed.com/ambidekstr/
https://blogintroverta.ru/stati/ambidekstr-preimushhestva-i-problemy-lyudej-s-ambidekstriej/

25 занимательных фактов об амбидекстрах

Амбидекстрами называют людей, которые одинаково ловко способны управляться как левой, так и правой рукой. Как думаете, сколько таких индивидумов на весь мир? Не нужно лезть в «Википедию», чтобы понять, что их совсем немного. И каково же им живется?

Ученые говорят, организмы амбидекстров имеют много преимуществ. Так ли это и подробнее обо всех особенностях «двурукости» – ниже в статье.

1. Различие между амбисинистрами и амбидекстрами

Руки

Многие люди не знают различий между амбидексрами и амбисинистрами; тем не менее, они существуют. Некоторые амбисинистры – левши или правши – заставляют тренируют свой мозг, так что у них получается работать и второй рукой. Но даже в самом лучшем варианте обе конечности левши или правши не будут функционировать одинаково хорошо, как у амбидекстра.

2. Мозг

Мозг

У правшей доминирует левое полушарие мозга. А у амбидекстров распределения обязанностей нет. Точнее сказать, оба полушария равноценно разделяют между собой все основные обязанности.

3. Эмоции

Эмоции человекаclass=»imagecache-width_660 viralimage» /> Одинаковая функциональность полушарий мозга позволяет лучше контролировать эмоции и чувства. Как показывают исследования, амбидекстры более сдержанные, им проще контролировать гнев.

4. Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Спиннер

В амбидекстрии есть и свои недостатки. Такие люди в большей степени склонны к развитию когнитивных расстройств.

5. Тестостерон

Полуголый мужчина

Согласно исследованиям, тестостерон играет ключевую роль в симметричном развитии мозга. Это объясняет и тот факт, почему среди мужчин амбидекстров больше.

6. Шизофрения

Девушка

Исследования показали и то, что люди, с детства одинаково умело управляющиеся обеими руками, в старшем возрасте больше склонны к развитию шизофрении.

7. Хромосомы

ДНК

Особенность вызывается наследственными факторами. В подтверждение – у амбидекстров был найден ген LRRTM1, который, к слову, связан и с шизофренией.

8. Сексуальность

Значки мужчины и женщины

Доктор Майкл Питерс, исследовав большое количество людей, пришел к выводу, что амбидекстры чаще других являются гомо- или бисексуалами.

9. Эффективность

Руки с ножницами

Это очевидно – возможность работать двумя руками повышает продуктивность.

10. Синестезия

Девушка на фоне абстракции

Многие амбидекстры могут отчетливо ощущать цвета и видеть звуки.

11. Знаменитости

никола тесла

Как показывает практика, среди звезд немало амбидекстров: Леонардо да Винчи, Бенджамин Франклин, Альберт Эйнштейн, Никола Тесла.

12. Переменчивость

Марк Твен

Исследования Монклерского университета показали, что люди, способные работать обеими руками, склонны к принуждению, легко поддаются на манипуляции. Кроме того, у них часто меняются вкусы, настроение, мировосприятие.

13. Повышенная работоспособность мозга

Мозг и молнии

Есть теория, что люди, которые постоянно нагружают свой мозг тренировками, могут стать амбидекстрами, но подтверждений этого нет.

14. Религия

Религиозная символика

«Двусторонние» люди, как правило, менее религиозные.

15. Редкость

Черно-белый единорог

Настоящих амбидекстров во всем мире очень мало. Из всего населения земного шара 90% – правши, 9% – левши, и только 1% – «двурукие».

16. Хирургия

Хирурги за работой

Большинство хирургов мечтает о том, чтобы стать амбидекстрами и умело управляться во время операций обеими руками.

17. IQ ниже, креативность выше

Разноцветная стружка

Амбидекстрам тяжелее даются точные науки, зато с креативностью у таких людей, как правило, проблем не возникает.

18. Природа и воспитание

Мальчик с фломастером в руках

Как показывает опыт, в раннем возрасте дети могут переучиваться с левшей на правшей и таким образом становиться амбидекстрами.

19. Тестирование

Сотрудник лаборатории

Сегодня, чтобы определить доминирующее полушарие, можно пройти тест Вада. В ходе эксперимента работа одного полушария «притормаживается». Это позволяет понять, какие функции выполняет вторая сторона. Но важно осознавать, что этот тест способен негативно сказаться на здоровье.

20. Память

Вскрытый череп с микросхемами

У «двуруких» людей она развита значительно лучше.

21. Спорт

Бейсболист на поле

Спортсмены-амбидекстры добиваются значительно больших успехов благодаря ускоренной реакции, возможности оперативнее выполнять разные задачи.

22. Опора

Ноги

Грубо говоря, амбидекстры увереннее стоят на земле, потому что у них нет, так называемой, главной ноги.

23. Животные

Собачья лапа

Вообще, для них «двусторонность» не характерна, но бывают исключительные случаи.

24. Старение

Миндалевидное тело в мозге

В исследовании, опубликованном в журнале «Мозг и поведение», указано, что с возрастом мозг амбидекстров уменьшается быстрее, в частности, гиппокамп и амигдала. Они отметили, что это уменьшение может быть связано с генетическими, экологическими или поведенческими различиями.

25. Многозадачность

Мужчины на площади

Большое преимущество «двурукости» – возможность одновременно разными руками выполнять отличные задачи – писать и рисовать, например.

По материалам: List25