Что такое честь и совесть – Всероссийский конкурс творческих работ старшеклассников «Честь, порядочность,  совесть – это качества, которыми дорожить нужно, так же как мы дорожим своим  здоровьем, ибо без этих качеств и человек – не человек».  Лихачев Д. С.

Честь и Совесть — Waterfall.su

В современном мире имеет место тенденция обесценивания духовных ценностей. Особенно это касается таких понятий, как честь и совесть. Примечательно, что многие люди даже до конца не понимают, что такое честь, а что такое совесть? Они знакомы с этими понятиями лишь на словах, забывая, что их нужно использовать на деле. Как же трактуют эти два понятия словами, и как их понимают современные люди?

Словари дают довольно пространные определения этим категориям. Например, совесть согласно Большой Советской энциклопедии обозначает этическую категорию, характеризующуюся нравственным самоконтролем. То есть, человек чувствует моральные угрызения совести, связанные с тем или иным его поступком. Угрызения совести знакомы нам, людям, с детства. Например, ребенок, совравший первый раз родителям, может испытывать угрызения совести, и это нормально. Вот только в будущем, эти самые совестливые порывы будто усыхают в человеке, а голос совести становится все тише и тише.

Честь же связана с оценкой благородства и справедливости личности. По словарю Даля, честь, прежде всего, связана с чувством собственного достоинства. Таким образом, честь – категория более сложная, она подразумевает право человека оценивать самого себя в рамках самоуважения, защищать свою личность от притеснений со стороны. С древнейших времен, считалось, что человек, вне зависимости от его пола должен обладать честью и никогда не забывать про нее. Честь могла подвигнуть мужчину на подвиг на поле сражения, а женщину на верность своему супругу.

Эти два понятия глубоко взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Представим себе мир без чести и без совести, мир, в котором эти два понятия даже не существуют. Можно с уверенностью сказать, что уровень преступности взлетит до небес, ведь человеку не будет стыдно и совестливо за то, что он убил или украл что-то. Без чести же, люди будут готовы пойти на все ради достижения собственной цели, перепрыгивая через нормы морали и права, будто их и вовсе не существует.

Для того чтобы лучше понять место этих двух понятий в жизни современного человека, необходимо найти связь между ними и узнать, как воспитывать честь и совесть в условиях сегодняшнего дня?

Как взаимосвязаны эти понятия?

Так как честь более глубокая категория, то ее формирует сразу несколько понятий, таких как:

  1. внутреннее благородство;
  2. справедливость;
  3. чувство собственного достоинства;
  4. чистота совести

Человек, отличающийся благородством, должен придерживаться своих убеждений, говорить правду и жить по совести, не предавая идеалов общества. Если личность испытывает угрызения совести, значит, она понимает, что произошло событие, противоречащее нормам современного общества, событие которое может продемонстрировать негативные черты характера человека.

Например, ребенок украл у своего друга игрушку и испытывает угрызения совести при этом. Разумеется, для родителя это тревожный звонок, ведь чадо совершило хоть и мелкий, но все равно аморальный поступок, который может иметь свои последствия. Если ребенок самостоятельно признается в подобном действии, то необходимо выяснить причины совершения кражи и особенности тех эмоций, что испытал ребенок. Если в его еще юной душевной организации уже присутствует такое понятие как совесть, то значит, процесс воспитания идет в нужном направлении. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он вернул игрушку, извинился и разрешил проблемную ситуацию. В таком случае, совесть поможет в будущем родиться чести, которая никогда не оставит ребенка. Говорить о чести можно лишь в том случае, если ребенок исправит содеянное, ведь иначе он сам не сможет испытывать к себе уважения, являющееся неотъемлемой частью появления достоинства.

Разумеется, эти два понятия являются неотъемлемой частью современной общественной системы. Так, например, часто мелькает выражение

«человек чести». Оно обозначает кого-то, способного держать слово, вступаться за слабого, защитника справедливости. Это выражение в России всегда было одним из самых больших комплиментов. Благородный джентльмен обязан подходить под данный критерий. Человек чести далеко не всегда оказывается в выигрыше по жизни, поскольку бесчестному гораздо легче нарушить догматы общества. И все же, человек чести пребывает в гармонии с собой и с собственным внутренним миром, а значит и угрызения совести ему не страшны.

Совесть линейна, а честь многогранна. И честь, и совесть напрямую связаны с добродетелью. Честь не позволяет даже думать о недобродетельных поступках, совесть контролирует действия при их возможном осуществлении. Человек без чести и совести определенно эгоист. Его эгоизм проявляется абсолютно во всем: в отношении к обществу, близким, родным, знакомым, жизни в целом. Совестливые люди по большей части альтруистичны: они готовы прийти на помощь ближнему, предоставив ему все, что нужно, они боятся сделать то, что опорочит их честь или нарушит моральные нормы, существующие в их голове. Человек – глубоко социальное существо. Если его круг считает правильными те или иные нормы поведения, он психологически будет стремиться к выполнению его требований.

Какова роль этих этических категорий для жизни современного человека?

1. Они помогают преодолевать препятствия. Иногда для того, чтобы добиться успеха, люди теряют свое лицо, переступая через нормы морали и других членов общества. Честь и совесть дают возможность остаться человеком несмотря ни на что. Личные выгоды переходят на второй план, когда понимаешь, что из-за них можно потерять самого себя.

Например, эгоист, человек без чести и без совести способен оговорить своего коллегу ради новой должности и переступить через чужие интересы. Человек чести так никогда не поступит. Возможно, его путь к карьерным успехам будет более тернистым, но зато честным и совестливым.

2.

Честь и совесть связывают с уважением. Они способствуют росту авторитета в любых кругах. Особенно это актуально сейчас, когда «людей чести» становится все меньше.

К примеру, в бизнесе очень сложно стать успешным без чести. Можно заключить одну сделку и обмануть своего партнера, получить, так называемую, мгновенную прибыль. Однако слух о бесчестности бизнесмена быстро распространится, и в будущем, сотрудничать с ним вряд ли кто-то захочет, опасаясь обмана и подлости.

3. Моральные категории дают свободу и спокойствие от неискренности, лжи и низости. Человек, уверенный в своей чистоте и правоте, гораздо счастливее тех, кто грязными методами добивается поставленных целей.

4. Честь и совесть обеспечивают надежность. Проверенный на прочность человек получает огромный «кредит доверия». В дальнейшем это выгодно ему самому за счет взаимовыручки за проявленную честность. Ему готовы поручить любое важное дело в рабочем коллективе, доверить большой проект или управленческие вопросы. Честь – лучшая рекомендация в любой сфере.

Каковы причины минимизации категорий чести и совести в наше время?

1. Рост карьеризма.

Современный мир – это мир денег и карьерных свершений. Зачастую, чтобы выжить в таких условиях, приходится становиться жестче и циничнее. Фраза «идти по головам» уже давно не воспринимается столь критично, как 50 лет назад. Люди теперь не только идут против совести, нарушая обещания и используя ложь и хитрость как средство борьбы, но и не защищают свою честь. Например, под гнетом начальства большинство младших сотрудников готовы прогнуться и надеть маску лицемерия, потому что иначе они потеряют работу, а, следовательно, им не на что будет кормить семью.
Более того, совестливый человек часто остается без работы и средств к существованию лишь из-за того, что не способен на подлый поступок по отношению к другим людям.

2. Влияние современного кинематографа и литературы.

Люди давно отошли от классического искусства, искренне полюбив альтернативу как жанр. Во многих современных фильмах герой не обязан быть честным, положительные персонажи давно перестали вызывать любовь зрителя, в моде асоциальность, нигилизм и способность выходить из сложных ситуаций при помощи холодного цинизма и логики. Разумеется, многим хочется походить на любимых героев, брать с них пример, быть эффектнее и интереснее. Часто это ведет к утрированию и ненужной зацикленности на выдуманных идеалах эгоизма. Резкие и сложные отрицательные персонажи создают ложные представления о том, как стоит себя вести. Например, очень умный и интересный сериал «Доктор Хаус» показывает нам персонажа абсолютно циничного и способного обойти стороной любые привычные социальные нормы. В некоторых моментах он все же ведет себя благородно, но его популярность велика не из-за таких «просветов». То же можно сказать о новом фильме «Шерлок Холмс», где социопатичный Шерлок имеет признание и уважение не за идеалы чести, которые он может игнорировать, а за логику и холодный рационализм.

3. Семейное неблагополучие.

Дети из неблагополучных семей и детских домов растут «по законам улицы», где понятия чести и совести искажены. Дело не в том, что они должны вырасти и стать асоциальными людьми, а в их эмоциональной жесткости. Если такой ребенок смог выбиться, стать обеспеченным человеком, это не значит, что он забыл свое прошлое. У половины таких детей чувство справедливости наоборот будет обостренным, они станут полноценными членами общества, заведут семью и будут рьяно защищать свою честь и ячейки общества, но вторая половина застрянет в яме антиморали, где побеждает сильнейший, а не тот, кто прав.

4. Отсутствие должного этического воспитания.

Понятие о чести и совести должно прививаться с детства, как часть вопроса о том, что хорошо, а что плохо. В случае пробела в этом разделе последствия будут весьма ощутимы с годами. Например, подросток может увидеть в школе, как обижают малышей дети постарше. При должном воспитании честь не позволит ему остаться в стороне. Как человек чести он обязательно заступится за слабого. Более банальный пример: ребенок потерял какую-то важную вещь. Перед ним стоит выбор: соврать родителям о потере, или сказать правду. Он признается, иначе его замучает совесть.

Как воспитать у ребенка понятие о чести и совести?

Для начала необходимо ответить на вопрос о том, зачем воспитывать в ребенке честь и совесть с самого детства? Выше неоднократно подмечалось, что совестливому человеку живется гораздо труднее, ведь он не способен переступить через моральные и этические нормы общества. Однако воспитание совести и чести у ребенка должно проявляться по нескольким причинам.

  1. воспитанный по всем морально-этическим правилам ребенок уважительнее будет относиться к родителям;
  2. такой человек будет меньше склонен к преступной деятельности, поскольку будет считать ее аморальной;
  3. человек, ориентирующийся, в первую очередь, на понятия о чести и совести сможет гораздо легче выстраивать свои собственные семейные и дружеские отношения;
  4. ребенок, воспитанный по таким правилам, сможет быстрее и легче найти дело своей жизни, которым будет заниматься не ради удовольствия, а ради денег.

Как часто можно услышать от кого-то фразу о том, что, мол «совести у тебя нет». На самом деле, это глобальная проблема современного мира, которую нужно решать в срочном порядке. Отсутствие совести и чести среди ценностей современного человека приводит к повышению уровня преступности, к увеличению процента развода и элементарному одиночеству. Человек, готовый переступать через все правила и нормы ради своего личного удовольствия с легкостью изменит супругу, переступит через интересы друга и пойдет на преступление ради обогащения. Я такого человека нет будущего, ведь он морально разлагает и уничтожает общество.

Именно поэтому сейчас родители должны воспитывать детей в ключе совестливости, чтобы создать совершенно новое общество, в котором гаранты свободы и чести были бы не пустым звуком.

Как же проводить такое воспитание?

Прежде всего, сами родители должны иметь четкое понимание того, что обозначают эти категории и чего они ожидают от ребенка в дальнейшем.  Нельзя требовать от маленького члена общества того, во что сам не веришь.

Методы для привития гражданских и моральных норм разнообразны.

Во-первых, это телевидение. Поучительные мультфильмы и передачи могут помочь ребенку в распознавании положительных и отрицательных поступков.

Во-вторых, литература. Сказки и повести зачастую рождают гораздо больше рефлексии, чем иные визуальные носители. Ребенок сопереживает героям рассказа на протяжении всего прочтения, формируя свое мнение по поводу их действий.

В-третьих, метод беседы. Наверно это самый важный способ для прививания понятий чести и совести. Через семью ребенок познает мир и учится быть его частью. Родители могут обсудить книги, которые были прочитаны чадом, или попросту завести ненавязчивый разговор касательно нравственности. Простота изложения и достойные примеры приведут к желательному результату. Сейчас существуют также многочисленные игры, способствующие развитию у дошкольников моральных основ, в том числе чести и совести.

В-четвертых, личный пример родителей, которые живут по совести. С самого детства ребенку объясняют, почему ложь – это плохо, но сами родители не брезгуют использовать ложь в общении с ребенком. Более того, родители, часто не задумываясь, подают дурной пример подрастающему поколению. Например, как отец, поднимающий руку на мать в присутствии детей, может рассуждать о совести и чести, если сам он с этими понятиями никогда не был знаком? Чтобы, в таком случае, не говорил родитель, ребенок будет ориентироваться на его действия. В результате, в будущем, повзрослевший ребенок будет считать абсолютно нормальным поднять руку на того, кто слабее и наврать тому, кто тебе искренно верит.

Конечно, методы воспитания чести и совести существуют разные, но начинать взрослый человек должен с самоанализа. Обладает ли он теми качествами, которые хочет взрастить в ребенке? Может ли он как-то приобрести их?

Возможно, ли воспитать честь и совесть у взрослого человека?

Возвращаясь к проблемам современности, стоит подчеркнуть факт существования целого пласта людей, разочаровавшихся в старых идеалах и отрицающих моральные ценности. Нигилизм словно болезнь поразил общество. Как вернуть такого человека на путь жизни по чести и совести? Статистика показывает, что это возможно лишь с помощью длительного убеждения и мотивирования. То есть, если человек, не боящийся запятнать свою честь и обходящийся без угрызений совести попадет в компанию благородных людей, чтящих эти качества, есть шанс на «исправление». Но в основном, у взрослых личностей уже сформировалось мировоззрение, поэтому менять их уже поздно.

Если же человек внезапно понимает, что его бессовестность и эгоизм отравляют все вокруг, он в силах изменить собственную жизнь. Для этого достаточно лишь задумываться на каждым свои поступком. Следует найти духовный и моральный пример для подражания. У каждого человека должен быть такой пример, им может стать ближайший родственник или друг с обостренным чувством справедливости и совестливости. При совершении любого поступка, эгоист должен думать, как бы поступил его моральный пример в данном случае? При опоре на такого духовного лидера, можно с легкостью изменить и себя самого.

И все же, податливый детский мозг впитывает идеи как губка. Например, рассказанная поучительная история взрослому человеку может никак не отразиться на его мышлении, растворившись в потоке сознания. Но если рассказать ребенку простую ситуацию о человеке, обронившем кошелек посреди улицы, который поднял и вернул прохожий, похвалив такой честный поступок, ребенок надолго запомнит этот пример. Ему захочется, чтобы родители испытывали гордость за него, а сам факт того, что можно не вернуть потерянную вещь станет для него неприемлемым, ведь это действие против чести, вызывающее угрызения совести. Взрослый же человек придумывает для себя миллионы причин, почему оставить кошелек себе – это выгодно и хорошо, а вернуть его – глупо и неосмотрительно в столь тяжелые времена. Будет ли вас мучить совесть, если вы не подадите мелочь старушке? Или же вы пройдете мимо нее, спеша по своим делам, думая, что она обманывает людей или отдает выручку кому-то еще? В мире, где материальные ценности превалируют над духовными, сложно найти опору для возвращения старых истин.

Таким образом, понятия чести и совести – камень преткновения и базис моральных принципов. Честь рождает совесть, а совесть служит соблюдению идеалов чести. При обесценивании этих категорий мир ждет засилье несправедливости и лжи, ведущих к разложению общества. Уже несколько последних лет СМИ говорят об обнищании культуры и ценностей. Это происходит не случайно. Отсутствие работы над собой, самоконтроля, поиск простых решений проблем, неверное воспитание – все это неизбежно ведет к тому, что слова «честь» и «совесть» превращаются для большинства в пустой звук.

Люди не понимают, что рано или поздно, цепь подлых и бессовестных поступков приведет их к одиночеству. В этот самый момент придется задуматься над всеми своими неправильными действиями и глубоко пожалеть о них. Современному поколению предоставляется великолепный шанс не пойти по пути своих предков и продолжить развитие обнищалости общества. Воспитывая честь и совесть, современное общество может выйти на новый уровень развития без преступности, унижений и угнетений.

Стоит помнить, что  если человек не уважает самого себя, не борется за свою честь, не поступает по совести, значит, он не уважает и других. Без уважения друг к другу людям тяжело сосуществовать вместе в закрытых пространствах. Асоциальные люди в широких масштабах не могут послужить сырьем для огромного мира, требующего великих дел. То, во что свято верили наши предки, поросло мхом и жаждет восстановления в глазах миллионов социальных единиц. Поэтому необходимо с раннего возраста приучать к осознанию высокой ценности чести и совести растущее поколение. Тогда нас будут окружать только достойные люди, альтруисты, поднимающие жизнь на новый уровень.

Понятие чести и совести | Информационный Вкус

Совесть и честь — это нравственные категории, отличающиеся друг от друга. Поэтому они могут быть использованы в этическом этикете.

Что отличает нас, людей, от животных? Психо-эмоциональная сфера, конечно. Человек обременен нравственными категориями – совестью, честью, достоинством. Совесть столь тонкая категория, что трудно дать единственно верное определение этому понятию. Совесть как внутренний маркер, отделяющий правильное от неправильного. Идея совести основана во многом на христианских традициях, в первую очередь как моральная идея, во-вторых, идея исповеди греха, и, наконец, идея вины и покаяния за грехи.

В разные времена совесть обозначали различным образом. Оно и врожденное свойство человека, которое не подлежит изменению. Оно и внутренний голос человека. Оно и «часовой» людской души. Оно и «святилище» человека.

Совесть — это то, без чего человек не может существовать. Человек бессовестный может прожить жизнь ни разу не испытав моральные угрызения совести за свои действия. Повсюду обязательно будут находиться льстецы и притворщики, воспевающие его воображаемые достоинства. Но никто из подобных людей не подставит человеку плечо в сложную минуту. Наличие совести предполагает, что человек должен сам отвечать за свои поступки, действия, слова. Он сам принимает оценочную категорию, чтобы потом самому определиться, что он сделал хорошего, а где допустил просчёты, то есть сделал плохо. Например, надо уступать место бабушкам, дедушкам, беременным женщинам, маленьким детям в транспорте. Делаем мы это не потому, чтобы заслужить похвалу от этих людей, услышать слова благодарности.

А потому, что это есть наша внутренняя потребность – потребность совестливого человека. В первую очередь это нужно нам, а не им.
Компромисс с совестью, припрятывающий до некоторого момента бессовестные поступки, в будущем неприменимо закончиться весьма плачевным образом. Во всякое время сыщется кто-то более изобретательный, жуликоватый плут, более искусный и вывертливый, который под предлогом подложного низкопоклонства сбросит тебя в пучину провала, чтобы заместить собой то мeсто, котoрое отобрал ты у другого.

Совестливый человек ощущает себя вольготно, твердым и уверенным в себе. Поступая честно, справедливо, он не марает свою душу безнравственностью. Ему не свойственны своекорыстие, жадность, гнев и зависть. Человек просто живет и получает удовольствие от каждого дня, дарованного ему свыше.

Еще пример, это пример личного эгоизма. Это поступки не по совести, а по личной выгоде – что-то в первую очередь для себя, для других – во вторую по остаточному принципу. Подобное бессовестное эгоистичное поведение разрушает самого человека в первую очередь.

Умение делать выводы из своего поведения, из своих поступков, слов – это тоже примеры поступков по совести, чтобы не допускать в будущем бесчестных поступков.

Такая этическая моральная норма как совесть заключается в том, что правила должны соблюдаться обществом в целом. Этика как наука, которую можно изучать до бесконечности.

Перейдем к чести. Честь как нравственную категорию различают по сословному признаку – честь дворянина, по профессиональному – честь офицера. А еще есть понятия как честь страны, честь мундира, береги честь с молоду и т.д.
Само слово «честь» связано с частью: в приобретении данной группой как материального, так и морального – славы и доброго имени. В уважении, которое вызывает группа, каждый ее член имеет свою часть. Отсюда и непосредственная связь категории чести с категорией репутации – общее отношение, которое формируется в обществе к моральному облику конкретной персоны или коллективной группы людей. Человек чести должен заботиться как про репутацию группы, к которой он относится, так и про собственную свою репутацию.

Исторически понятие чести рождается в первую очередь как отражение родовой идентификации людских сообществ: человек, следуя изначальным установкам про честь, не надобно делать того, что унижает достоинство данного рода.
Позднее понятие чести человека увязывается с его зависимостью от социального положения, но значительное внимание уделяется собственным заслугам личности — ее работа, навыки, нравственные качества. Развитие и осуществление моральных сторон личности является своего рода установлением собственного достоинства человека. В случае, если о достоинстве человека отзываются другие люди – появляется признание, внимание и почтение. Именно этот феномен почтения и признания называется честью.

Честь как образец нравственной самосознательности взаимосвязана с совестью. Как сказал А.Шопенгауэр: «Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь».

Резюмирую: степени, которые обозначают нравственные свойства и качества личности, несомненно позволяют нам обратить пристальное внимание на довольно сложные и чуткие свойства людской морали. Знание сущности этих категорий призывает не только предоставить нам ориентиры в подxодах к морально-нравственной стороне жизни, но и разумно приспосабливать свои поступки ради активности в плане собственного нравственного совершенствования.

Что такое честь и совесть

Честь и совесть — многие люди употребляют эти слова в повседневной жизни. А если спросить их, каково значение этих слов, то ответят далеко не все. Да и ответы будут совершенно разными.

В словаре Даля слово честь определено так: «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Но в словаре указано и другое значение слова: «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».

«Совесть – понятие морального сознания, убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение».

Я согласен с определением автора словаря, но все-таки выделил бы конец этой формулировки: «совесть – это сознание нравственной ответственности за свое поведение. Корни двух этих слов уходят далеко в прошлое, но мне кажется, их надо начинать рассматривать со средневековья, когда появилось рыцарское движение.

Предмет исследования – эстетический и нравственный идеал рыцарства средневековья, времен Пушкина, и идеал моих ровесников.

Объектом исследования данной работы являются рыцари средних веков, герои Пушкина и люди моего времени.

Цель данной работы – раскрыть, что такое честь и совесть, как понимали это в средневековье и во времена А. С. Пушкина, как понимают это сейчас мои ровесники; рассмотреть кодекс чести средневекового рыцаря, сохранился ли и актуален ли он в наши дни.

Задачи работы: попытаться раскрыть, как в романе «Айвенго» В. Скотта раскрывается кодекс чести средневекового рыцаря, их права и обязанности; какими были нравственные идеалы современников Пушкина и каково представление чести у моих ровесников; исследовать исторические и художественные тексты, отобрать художественные средства для анализа; систематизировать собранный материал и выявить сходство и различие.

Методы: поисковый, описательный, сравнительно – сопоставительный, анализ и обобщение собранного материала, анкетирование учащихся нашей школы.

Актуальность темы работы — рыцарство является одним из выдающихся моментов культуры средних веков. Зародившись тысячу лет назад, оно и по сей день остается предметов восхищения женщин и идеалом поведения мужчин. И сегодня как никогда остро стоит вопрос о том, нужны ли нам честь, совесть, благородство, бескорыстие.

1. Кодекс чести рыцаря средневековья.

Рыцарство стало подлинным феноменом средневековья благодаря особому общественному статусу. Основной идеей культуры рыцарства стал образ рыцаря как защитника: сначала как – просто защитника слабых и беспомощных от вполне реального внешнего врага, а затем как защитника христианского мира в целом. Рыцарство стало рыцарством в полной мере лишь тогда, когда осознало себя духовным братством, связанным невидимыми узами и обязанностями защищать братьев по вере.

Рыцарь должен был являться на службу к своему сеньору полностью экипированным и на собственном боевом коне. Основу рыцарского вооружения составляло холодное оружие. В первую очередь это был меч – знак принадлежности его обладателя к военной знати. Меч вручался рыцарю в момент посвящения, в ходе особой торжественной церемонии. Кроме меча, рыцарь должен был владеть навыками обращения с копьем, палицей и боевой секирой. Секиры и палицы быстро вышли из употребления (возможно, из-за неблагородства).

Тело рыцаря прикрывала кольчуга или металлический панцирь с изогнутыми пластинами, позволявшими направить в сторону удар вражеского копья. Большой деревянный щит с набитыми на него металлическими плашками также был неотъемлемой частью рыцарской амуниции. На щите изображались знаки или гербы, призванные обозначить имя рыцаря, его принадлежность к определенному знатному семейству. Иногда вассал помещал на щите герб своего сеньора. С течением времени рыцари полностью оделись в металлическую броню: голову защищал шлем с решетчатым забралом, на руках были кольчужные перчатки, на ногах – чулки из металлических колец, позволяющих сгибать колени.

Подобная экипировка требовала недюжинной физической силы и выносливости. Рыцарь должен был обладать навыками и конного боя, и пешей схватки. Главным достоянием рыцаря был конь. Хорошо обученный боевой конь сам по себе представлял грозную силу. Рыцарские жеребцы подвергались, как и их хозяева, огромным нагрузкам. Чтобы защитить коня во время боя, была создана особая броня для животных: спину и грудь коня закрывала броня из металлических пластин.

Не одно произведение посвящено теме рыцарства, но одним из наиболее значительных и ярких я считаю произведение Вальтера Скотта «Айвенго». Читая этот роман, невольно проникаешься духом средневековья, духом благородных рыцарей, которым присущи и совесть, и, конечно же, честь.

Действие романа происходит в 11 веке, когда разворачивается конфликт между двумя враждующими лагерями: норманнами, завоевавшими Англию в конце 11 века, и англо –саксами, владевшими ею в течение некоторых веков и вытеснившими в свою очередь племена бриттов. На фоне живописных исторических событий действует герой, верный кодексу чести, в любой ситуации поступающий согласно чувству долга и хранящий верность прекрасной возлюбленной.

В одежде пилигрима из крестового похода возвращается в отчий дом Уилфред Айвенго, изгнанный из отцовского дома и лишенный наследства за любовь к воспитаннице отца леди Ровене, последней представительнице рода короля Альфреда. Седрик Ротервудский мечтает выдать ее замуж за Ательстана Конингсбурского и возродить былое могущество саксов. В замке отца Айвенго Седрика Ротервудского останавливается и отряд командора ордена храмовиков Бриана де Буагильбера, который направляется на рыцарский турнир в Ашби де ля Зуш. Пилигрим защищает честь короля Ричарда и его храбрых воинов и принимает вызов командора на бой. Он советует еврею Исааку из Йорка незаметно покинуть дом Седрика, который в благодарность дает ему записку к родственнику-купцу, где просит одолжить пилигриму доспехи и боевого коня.

Турнир собирает весь цвет английского рыцарства. В конце на арене появляется боец с девизом «Лишенный наследства», который вызывает на бой храмовика и одерживает победу над ним.

На следующий день проводится общий турнир: партия рыцаря Лишенного Наследства борется против партии Бриана де Буагильбера. Храмовика поддерживают почти все зачинщики. Они теснят незнакомца, и если бы не помощь таинственного Черного Рыцаря, ему вряд ли удалось бы во второй раз стать героем дня.

Человеку, искушенному в рыцарских подвигах, трудно оставаться в бездействии, подобно монаху или женщине, в то время как вокруг него другие совершают доблестные подвиги. «Ведь бой – наш хлеб насущный, дым сражения – тот воздух, которым мы дышим! Мы не живем и не хотим жить иначе, как окруженные ореолом славы и победы! Таковы законы рыцарства, мы поклялись их выполнять, и жертвуем ради них всем, что нам дорого в жизни».

Награда рыцаря – слава, она увековечит имя героя.

Рыцарский дух отличает доблестного воителя от простолюдина и дикаря, он учит ценить свою жизнь несравненно ниже чести, торжествовать над всякими лишениями, заботами и страданиями, не страшиться ничего, кроме бесславия.

Рыцарство – источник чистейших и благородных привязанностей, опора угнетенных, защита обиженных, оплот против произвола властителей. Без него дворянская честь была бы пустым звуком.

Свобода находит лучших покровителей в рыцарских копьях и мечах.

Леди Ровена представляет собой типичный романтический образ прекрасной дамы, ради которой совершает свои подвиги рыцарь и которая в финале с блеском сыграет роль заслуженной награды. Ведь, несмотря на все препятствия отца, Айвенго женился на ней. Каждый герой романа получает по заслугам: Ричард Львиное Сердце – славу и память потомков, Айвенго – славу и возлюбленную, Ревекка – душевный покой.

Итак, в романе автор дает определение рыцарской чести и составляет кодекс чести средневекового рыцаря.

Обязанность истинного рыцаря – быть сторонником слабейшей партии.

Строгие понятия о рыцарской чести запрещали совершать какое – либо насилие над рыцарем, находившемся в беспомощном состоянии.

2. «Береги честь смолоду»

«Береги честь смолоду»- это эпиграф к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Каждое слово из этого эпиграфа обладает глубоким смыслом. Береги – значит храни, не теряй в течение жизни. Невозможно подобрать лишь одно определение к слову «честь». В словаре Ожегова дано объяснение: «честь»:

1. Достоинство, высокое общественно – моральное состояние, вызывающее общее уважение.

2. Целомудрие, непорочность.

3. Почет, уважение.

Я сразу же вспомнил полюбившегося героя Пушкина, Петра Гринева. Отправляясь на службу, он получил наказ от своего отца: «служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Несмотря на свою молодость, Петруша крепко усвоил совет отца. Читая повесть, я следил за становлением характера, за теми испытаниями, которые выпали на его долю. И я видел, что понятие «честь» для Гринева стало в жизни важнее всего.

Даже перед лицом смерти, когда Пугачев решал его судьбу, Гринев оказывается стойким. «Я предпочел бы самую лютую смерть такому подлому унижению», — говорит он, отказываясь изменить принятой присяге и купить себе жизнь ценой своего бесчестья. Получив письмо Маши с просьбой о помощи, Гринев едет в лагерь Пугачева, чтобы спасти пленную Машу Миронову. «Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспомня, что накануне получил ее из ее рук, как бы на защиту моей любезной. Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты»

Пугачев освобождает Машу из-под караула, установленного Швабриным и отпускает ее с Гриневым, напутствуя словами: «Возьми себе красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет». Швабрина же грозится повесить за то, что тот смеет «своевольничать и обижать сироту».

Пересечение судеб Гринева и Пугачева – жизненный экзамен на твердость характера и человеколюбие. Осуждая Пугачева за злодейства, как офицер, присягнувший императрице, он сочувствует Пугачеву как человеку, видя в нем личность неординарную. Своей искренностью и бесстрашием Гринев заслужит уважительное отношение Пугачева: «ваше благородие». Но не благородство происхождения имело для него значение. Пугачев видел благородство души, а это куда важнее: ведь тот же дворянин Швабрин будет в ногах Пугачева «валяться», спасая свою и без того обесчещенную жизнь.

Слово честный дважды применяется к капитану Миронову: «добрым и честным» называет его оренбурский генерал, а позднее, тесно сойдясь с семьей коменданта, также говорит о нем Гринев. Казалось бы, речь идет о честности офицера на царской службе, но весь ход повествования убеждает в другом: тут есть более широкий, внесословный смысл – верность слову, долгу, внутреннее достоинство.

«Умирать так умирать – дело служивое», — просто скажет в трагическую минуту капитан, выслужившийся из солдатских детей, — конечно же, не угодничеством, а честностью, отвагой. «Вместе жить, вместе умирать»,- промолвит жена капитана, и останется верной любви, слову и долгу.

Такое понимание чести не только внятно Пугачеву – оно вызывает у него уважение и сердечную привязанность к мальчику – офицеру, который под виселицей отказался целовать руку своему спасителю, а потом и прилюдно сказал, что не может даже обещать не воевать против Пугачева. «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе я служить не могу».

Именно общенародные представления о чести, о любви, доброте, милосердии соединяют в повести людей, противостоят вражде, ненависти, смерти

Мы пришли к выводу, что герой Пушкина способен на то, на что в его время был способен редкий дворянин. Он с честью выполнил наказ отца. Не уронил ни чести, ни человеческого достоинства. Во всех событиях своей жизни: в Белогорской крепости, в общении с Пугачевым, в Оренбурге, в его чувстве к Маше Мироновой, в столкновениях со Швабриным, на допросах во время суда – Гринев ни разу не погрешил ни против чести, ни против достоинства. Его понимание чести и достоинства оказалось выше дворянского понимания чести, потому что он сумел увидеть в Пугачеве не изверга, злодея, а умного и талантливого, прозорливого и сердечного человека.

3. Кто же является героем наших дней?

Кого выбирают в герои современные дети? «Суперменов» или «богатых миллионеров», как показало анкетирование среди учеников нашей школы. Действительно, в реальной жизни сегодня трудно определить для себя нравственные ориентиры. Для некоторых понятия честь и совесть обесценены: как они написали «лучше жить с деньгами, чем без них». Но все – таки радует, что героями наших детей сегодня являются Человек паук, Супермен, черепашки нинзя, Фантастическая четверка, Лига справедливости, Бэтмен. Эти герои так же совершают подвиги, вступают в борьбу с несправедливостью, защищают слабых.

Заключение.

Пришли другие времена. Но до сих пор главным жизненным принципом человека остается сохранение кодекса чести средневекового рыцаря: защищать слабых и обездоленных; всегда выполнять свои обещания; не наносить вреда раненому или поверженному врагу, служить своей прекрасной даме и хранить ей верность.

Так что же такое честь и совесть? Нужны ли они в наше время? Мне кажется, что если бы люди не обладали ими, то страшно подумать, что было бы с человечеством. Без совести и чести человеческий род давно бы угас. Я убежден, что совесть – это внутренний голос настоящего человека; голос, контролирующий наши мысли, поступки и дела.

Не для славы нужны человеку честь и совесть. И не только на войне или в каких – то экстремальных ситуациях. Обычному человеку и в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Мне приходят на ум строчки из «Капитанской дочки» Пушкина, наказ отца Петру Гриневу: «Береги честь смолоду». Видимо, это главное пожелание для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный.

Что такое честь, а что такое совесть?

В современном мире имеет место тенденция обесценивания духовных ценностей. Особенно это касается таких понятий, как честь и совесть. Примечательно, что многие люди даже до конца не понимают, что такое честь, а что такое совесть? Они знакомы с этими понятиями лишь на словах, забывая, что их нужно использовать на деле. Как же трактуют эти два понятия словами, и как их понимают современные люди?

Словари дают довольно пространные определения этим категориям. Например, совесть согласно Большой Советской энциклопедии обозначает этическую категорию, характеризующуюся нравственным самоконтролем. То есть, человек чувствует моральные угрызения совести, связанные с тем или иным его поступком. Угрызения совести знакомы нам, людям, с детства. Например, ребенок, совравший первый раз родителям, может испытывать угрызения совести, и это нормально. Вот только в будущем, эти самые совестливые порывы будто усыхают в человеке, а голос совести становится все тише и тише.

Честь же связана с оценкой благородства и справедливости личности. По словарю Даля, честь, прежде всего, связана с чувством собственного достоинства. Таким образом, честь – категория более сложная, она подразумевает право человека оценивать самого себя в рамках самоуважения, защищать свою личность от притеснений со стороны. С древнейших времен, считалось, что человек, вне зависимости от его пола должен обладать честью и никогда не забывать про нее. Честь могла подвигнуть мужчину на подвиг на поле сражения, а женщину на верность своему супругу.

Эти два понятия глубоко взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Представим себе мир без чести и без совести, мир, в котором эти два понятия даже не существуют. Можно с уверенностью сказать, что уровень преступности взлетит до небес, ведь человеку не будет стыдно и совестливо за то, что он убил или украл что-то. Без чести же, люди будут готовы пойти на все ради достижения собственной цели, перепрыгивая через нормы морали и права, будто их и вовсе не существует.

Для того чтобы лучше понять место этих двух понятий в жизни современного человека, необходимо найти связь между ними и узнать, как воспитывать честь и совесть в условиях сегодняшнего дня?

Как взаимосвязаны эти понятия?

Так как честь более глубокая категория, то ее формирует сразу несколько понятий, таких как:

  1. внутреннее благородство;
  2. справедливость;
  3. чувство собственного достоинства;
  4. чистота совести

Человек, отличающийся благородством, должен придерживаться своих убеждений, говорить правду и жить по совести, не предавая идеалов общества. Если личность испытывает угрызения совести, значит, она понимает, что произошло событие, противоречащее нормам современного общества, событие которое может продемонстрировать негативные черты характера человека.

Например, ребенок украл у своего друга игрушку и испытывает угрызения совести при этом. Разумеется, для родителя это тревожный звонок, ведь чадо совершило хоть и мелкий, но все равно аморальный поступок, который может иметь свои последствия. Если ребенок самостоятельно признается в подобном действии, то необходимо выяснить причины совершения кражи и особенности тех эмоций, что испытал ребенок. Если в его еще юной душевной организации уже присутствует такое понятие как совесть, то значит, процесс воспитания идет в нужном направлении. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он вернул игрушку, извинился и разрешил проблемную ситуацию. В таком случае, совесть поможет в будущем родиться чести, которая никогда не оставит ребенка. Говорить о чести можно лишь в том случае, если ребенок исправит содеянное, ведь иначе он сам не сможет испытывать к себе уважения, являющееся неотъемлемой частью появления достоинства.

Разумеется, эти два понятия являются неотъемлемой частью современной общественной системы. Так, например, часто мелькает выражение «человек чести». Оно обозначает кого-то, способного держать слово, вступаться за слабого, защитника справедливости. Это выражение в России всегда было одним из самых больших комплиментов. Благородный джентльмен обязан подходить под данный критерий. Человек чести далеко не всегда оказывается в выигрыше по жизни, поскольку бесчестному гораздо легче нарушить догматы общества. И все же, человек чести пребывает в гармонии с собой и с собственным внутренним миром, а значит и угрызения совести ему не страшны.

Совесть линейна, а честь многогранна. И честь, и совесть напрямую связаны с добродетелью. Честь не позволяет даже думать о недобродетельных поступках, совесть контролирует действия при их возможном осуществлении. Человек без чести и совести определенно эгоист. Его эгоизм проявляется абсолютно во всем: в отношении к обществу, близким, родным, знакомым, жизни в целом. Совестливые люди по большей части альтруистичны: они готовы прийти на помощь ближнему, предоставив ему все, что нужно, они боятся сделать то, что опорочит их честь или нарушит моральные нормы, существующие в их голове. Человек – глубоко социальное существо. Если его круг считает правильными те или иные нормы поведения, он психологически будет стремиться к выполнению его требований.

Какова роль этих этических категорий для жизни современного человека?

1. Они помогают преодолевать препятствия. Иногда для того, чтобы добиться успеха, люди теряют свое лицо, переступая через нормы морали и других членов общества. Честь и совесть дают возможность остаться человеком несмотря ни на что. Личные выгоды переходят на второй план, когда понимаешь, что из-за них можно потерять самого себя.

Например, эгоист, человек без чести и без совести способен оговорить своего коллегу ради новой должности и переступить через чужие интересы. Человек чести так никогда не поступит. Возможно, его путь к карьерным успехам будет более тернистым, но зато честным и совестливым.

2. Честь и совесть связывают с уважением. Они способствуют росту авторитета в любых кругах. Особенно это актуально сейчас, когда «людей чести» становится все меньше.

К примеру, в бизнесе очень сложно стать успешным без чести. Можно заключить одну сделку и обмануть своего партнера, получить, так называемую, мгновенную прибыль. Однако слух о бесчестности бизнесмена быстро распространится, и в будущем, сотрудничать с ним вряд ли кто-то захочет, опасаясь обмана и подлости.

3. Моральные категории дают свободу и спокойствие от неискренности, лжи и низости. Человек, уверенный в своей чистоте и правоте, гораздо счастливее тех, кто грязными методами добивается поставленных целей.

4. Честь и совесть обеспечивают надежность. Проверенный на прочность человек получает огромный «кредит доверия». В дальнейшем это выгодно ему самому за счет взаимовыручки за проявленную честность. Ему готовы поручить любое важное дело в рабочем коллективе, доверить большой проект или управленческие вопросы. Честь – лучшая рекомендация в любой сфере.

Каковы причины минимизации категорий чести и совести в наше время?

1. Рост карьеризма.

Современный мир – это мир денег и карьерных свершений. Зачастую, чтобы выжить в таких условиях, приходится становиться жестче и циничнее. Фраза «идти по головам» уже давно не воспринимается столь критично, как 50 лет назад. Люди теперь не только идут против совести, нарушая обещания и используя ложь и хитрость как средство борьбы, но и не защищают свою честь. Например, под гнетом начальства большинство младших сотрудников готовы прогнуться и надеть маску лицемерия, потому что иначе они потеряют работу, а, следовательно, им не на что будет кормить семью.
Более того, совестливый человек часто остается без работы и средств к существованию лишь из-за того, что не способен на подлый поступок по отношению к другим людям.

2. Влияние современного кинематографа и литературы.

Люди давно отошли от классического искусства, искренне полюбив альтернативу как жанр. Во многих современных фильмах герой не обязан быть честным, положительные персонажи давно перестали вызывать любовь зрителя, в моде асоциальность, нигилизм и способность выходить из сложных ситуаций при помощи холодного цинизма и логики. Разумеется, многим хочется походить на любимых героев, брать с них пример, быть эффектнее и интереснее. Часто это ведет к утрированию и ненужной зацикленности на выдуманных идеалах эгоизма. Резкие и сложные отрицательные персонажи создают ложные представления о том, как стоит себя вести. Например, очень умный и интересный сериал «Доктор Хаус» показывает нам персонажа абсолютно циничного и способного обойти стороной любые привычные социальные нормы. В некоторых моментах он все же ведет себя благородно, но его популярность велика не из-за таких «просветов». То же можно сказать о новом фильме «Шерлок Холмс», где социопатичный Шерлок имеет признание и уважение не за идеалы чести, которые он может игнорировать, а за логику и холодный рационализм.

3. Семейное неблагополучие.

Дети из неблагополучных семей и детских домов растут «по законам улицы», где понятия чести и совести искажены. Дело не в том, что они должны вырасти и стать асоциальными людьми, а в их эмоциональной жесткости. Если такой ребенок смог выбиться, стать обеспеченным человеком, это не значит, что он забыл свое прошлое. У половины таких детей чувство справедливости наоборот будет обостренным, они станут полноценными членами общества, заведут семью и будут рьяно защищать свою честь и ячейки общества, но вторая половина застрянет в яме антиморали, где побеждает сильнейший, а не тот, кто прав.

4. Отсутствие должного этического воспитания.

Понятие о чести и совести должно прививаться с детства, как часть вопроса о том, что хорошо, а что плохо. В случае пробела в этом разделе последствия будут весьма ощутимы с годами. Например, подросток может увидеть в школе, как обижают малышей дети постарше. При должном воспитании честь не позволит ему остаться в стороне. Как человек чести он обязательно заступится за слабого. Более банальный пример: ребенок потерял какую-то важную вещь. Перед ним стоит выбор: соврать родителям о потере, или сказать правду. Он признается, иначе его замучает совесть.

Как воспитать у ребенка понятие о чести и совести?

Для начала необходимо ответить на вопрос о том, зачем воспитывать в ребенке честь и совесть с самого детства? Выше неоднократно подмечалось, что совестливому человеку живется гораздо труднее, ведь он не способен переступить через моральные и этические нормы общества. Однако воспитание совести и чести у ребенка должно проявляться по нескольким причинам.

  1. воспитанный по всем морально-этическим правилам ребенок уважительнее будет относиться к родителям;
  2. такой человек будет меньше склонен к преступной деятельности, поскольку будет считать ее аморальной;
  3. человек, ориентирующийся, в первую очередь, на понятия о чести и совести сможет гораздо легче выстраивать свои собственные семейные и дружеские отношения;
  4. ребенок, воспитанный по таким правилам, сможет быстрее и легче найти дело своей жизни, которым будет заниматься не ради удовольствия, а ради денег.

Как часто можно услышать от кого-то фразу о том, что, мол «совести у тебя нет». На самом деле, это глобальная проблема современного мира, которую нужно решать в срочном порядке. Отсутствие совести и чести среди ценностей современного человека приводит к повышению уровня преступности, к увеличению процента развода и элементарному одиночеству. Человек, готовый переступать через все правила и нормы ради своего личного удовольствия с легкостью изменит супругу, переступит через интересы друга и пойдет на преступление ради обогащения. Я такого человека нет будущего, ведь он морально разлагает и уничтожает общество.

Именно поэтому сейчас родители должны воспитывать детей в ключе совестливости, чтобы создать совершенно новое общество, в котором гаранты свободы и чести были бы не пустым звуком.

Как же проводить такое воспитание?

Прежде всего, сами родители должны иметь четкое понимание того, что обозначают эти категории и чего они ожидают от ребенка в дальнейшем.  Нельзя требовать от маленького члена общества того, во что сам не веришь.

Методы для привития гражданских и моральных норм разнообразны.

Во-первых, это телевидение. Поучительные мультфильмы и передачи могут помочь ребенку в распознавании положительных и отрицательных поступков.

Во-вторых, литература. Сказки и повести зачастую рождают гораздо больше рефлексии, чем иные визуальные носители. Ребенок сопереживает героям рассказа на протяжении всего прочтения, формируя свое мнение по поводу их действий.

В-третьих, метод беседы. Наверно это самый важный способ для прививания понятий чести и совести. Через семью ребенок познает мир и учится быть его частью. Родители могут обсудить книги, которые были прочитаны чадом, или попросту завести ненавязчивый разговор касательно нравственности. Простота изложения и достойные примеры приведут к желательному результату. Сейчас существуют также многочисленные игры, способствующие развитию у дошкольников моральных основ, в том числе чести и совести.

В-четвертых, личный пример родителей, которые живут по совести. С самого детства ребенку объясняют, почему ложь – это плохо, но сами родители не брезгуют использовать ложь в общении с ребенком. Более того, родители, часто не задумываясь, подают дурной пример подрастающему поколению. Например, как отец, поднимающий руку на мать в присутствии детей, может рассуждать о совести и чести, если сам он с этими понятиями никогда не был знаком? Чтобы, в таком случае, не говорил родитель, ребенок будет ориентироваться на его действия. В результате, в будущем, повзрослевший ребенок будет считать абсолютно нормальным поднять руку на того, кто слабее и наврать тому, кто тебе искренно верит.

Конечно, методы воспитания чести и совести существуют разные, но начинать взрослый человек должен с самоанализа. Обладает ли он теми качествами, которые хочет взрастить в ребенке? Может ли он как-то приобрести их?

Возможно, ли воспитать честь и совесть у взрослого человека?

Возвращаясь к проблемам современности, стоит подчеркнуть факт существования целого пласта людей, разочаровавшихся в старых идеалах и отрицающих моральные ценности. Нигилизм словно болезнь поразил общество. Как вернуть такого человека на путь жизни по чести и совести? Статистика показывает, что это возможно лишь с помощью длительного убеждения и мотивирования. То есть, если человек, не боящийся запятнать свою честь и обходящийся без угрызений совести попадет в компанию благородных людей, чтящих эти качества, есть шанс на «исправление». Но в основном, у взрослых личностей уже сформировалось мировоззрение, поэтому менять их уже поздно.

Если же человек внезапно понимает, что его бессовестность и эгоизм отравляют все вокруг, он в силах изменить собственную жизнь. Для этого достаточно лишь задумываться на каждым свои поступком. Следует найти духовный и моральный пример для подражания. У каждого человека должен быть такой пример, им может стать ближайший родственник или друг с обостренным чувством справедливости и совестливости. При совершении любого поступка, эгоист должен думать, как бы поступил его моральный пример в данном случае? При опоре на такого духовного лидера, можно с легкостью изменить и себя самого.

И все же, податливый детский мозг впитывает идеи как губка. Например, рассказанная поучительная история взрослому человеку может никак не отразиться на его мышлении, растворившись в потоке сознания. Но если рассказать ребенку простую ситуацию о человеке, обронившем кошелек посреди улицы, который поднял и вернул прохожий, похвалив такой честный поступок, ребенок надолго запомнит этот пример. Ему захочется, чтобы родители испытывали гордость за него, а сам факт того, что можно не вернуть потерянную вещь станет для него неприемлемым, ведь это действие против чести, вызывающее угрызения совести. Взрослый же человек придумывает для себя миллионы причин, почему оставить кошелек себе – это выгодно и хорошо, а вернуть его – глупо и неосмотрительно в столь тяжелые времена. Будет ли вас мучить совесть, если вы не подадите мелочь старушке? Или же вы пройдете мимо нее, спеша по своим делам, думая, что она обманывает людей или отдает выручку кому-то еще? В мире, где материальные ценности превалируют над духовными, сложно найти опору для возвращения старых истин.

Уважение

Таким образом, понятия чести и совести – камень преткновения и базис моральных принципов. Честь рождает совесть, а совесть служит соблюдению идеалов чести. При обесценивании этих категорий мир ждет засилье несправедливости и лжи, ведущих к разложению общества. Уже несколько последних лет СМИ говорят об обнищании культуры и ценностей. Это происходит не случайно. Отсутствие работы над собой, самоконтроля, поиск простых решений проблем, неверное воспитание – все это неизбежно ведет к тому, что слова «честь» и «совесть» превращаются для большинства в пустой звук.

Люди не понимают, что рано или поздно, цепь подлых и бессовестных поступков приведет их к одиночеству. В этот самый момент придется задуматься над всеми своими неправильными действиями и глубоко пожалеть о них. Современному поколению предоставляется великолепный шанс не пойти по пути своих предков и продолжить развитие обнищалости общества. Воспитывая честь и совесть, современное общество может выйти на новый уровень развития без преступности, унижений и угнетений.

Стоит помнить, что  если человек не уважает самого себя, не борется за свою честь, не поступает по совести, значит, он не уважает и других. Без уважения друг к другу людям тяжело сосуществовать вместе в закрытых пространствах. Асоциальные люди в широких масштабах не могут послужить сырьем для огромного мира, требующего великих дел. То, во что свято верили наши предки, поросло мхом и жаждет восстановления в глазах миллионов социальных единиц. Поэтому необходимо с раннего возраста приучать к осознанию высокой ценности чести и совести растущее поколение. Тогда нас будут окружать только достойные люди, альтруисты, поднимающие жизнь на новый уровень.

Автор неизвестен

СОВЕСТЬ И ЧЕСТЬ — ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?


Может быть, тебе случалось совершить какое-либо плохое, несправедливое или нечестное дело и скрыть это. И хотя никто не знает о твоём нечестном поступке, тебе становится неспокойно, очень скверно. Ты берёшься за книгу—читать не хочется; пошёл играть— не играется. И сон не приходит, вертишься с боку на бок и думаешь: «Как бы хорошо было, если бы всё повернуть обратно, так, чтобы ничего плохого и не происходило, чтобы я никого не обидел».

Говорят, это человека мучает совесть, не даёт ему покоя.

Совесть — одно из самых удивительных человеческих чувств. Она будто очень ясный и чистый огонёк, который светит ровно, когда на душе у тебя и у других всё спокойно и хорошо. Ты слышал, навео-ное, как говорят про кого-нибудь: «Вот человек с чистой совестью». Такие люди — самые лучшие на земле. Они не только сами поступают справедливо, но и воюют с несправедливостью, когда её видят. Это они боролись и борются против рабства и угнетения, против войны и фашизма. И ты, конечно, сам можешь назвать имена многих из них.

Совесть можно воспитывать в себе. И делать это нужно уже сейчас.

Ты, наверное, знаешь, что с некоторыми ребятами не только дружить, но и играть противно: так нечестно они себя ведут. В прятки — подглядывают, в шашки — мошенничают, дадут «честное слово» или «честное пионерское», а потом обманут. Нет у них совести, не дорожат они своей честью. Совершив нечестный поступок, они не раскаиваются и даже хвастаются: «Смотри, как ловко я это сделал!»

Они просто не понимают, что трудно им будет жить. Ведь бесчестных и бессовестных никто не любит, разве только такие же, как они.

А зачем нужна честь? Что это такое? Почему говорят: он вышел с честью из положения, не уронив своего человеческого достоинства?

Человек, имеющий честь,— это достойный, всеми уважаемый человек. А сама честь — это то, за что его уважают. Не случайно хорошие люди берегут свою честь, следят, чтобы не запятнать её скверным поступком. Им есть за что уважать себя. Ведь не станешь уважать себя за подлость.

Честь может быть и у целого коллектива. Ты слыхал, наверное, как говорят: «честь корабля», «честь завода», «честь отряда». Если твой пионерский отряд славится работой и учёбой, даже один лентяй или двоечник — пятно на чести отряда. Береги честь отряда, как свою собственную.


 

сочинение «Размышление о чести и совести»

Тюлюш Татьяна,

ученица 10 «б» класса

МБОУ СОШ №2 г.Турана

 Пий-Хемского кожууна

 Республики Тыва

Сочинение-рассуждение.

Размышления о чести и совести.

Для человека честь и совесть это, прежде всего, его характеризующая личность. Честь  — это достойные уважения, наиболее благородные и доблестные чувства и его репутация. Если человек держит свое слово, не предает друзей, всегда приходит на помощь слабым, о нем говорят «человек чести». Понятия честь и достоинство связаны. Достойный человек живет честно, справедливо, отличает добро от зла. Честь и достоинство необходимы человеку в те моменты, когда надо выбирать, как поступать.

Совесть – это наш внутренний голос, контролирующий поступки, мысли, дела. Например, я чувствую спокойствие, удовлетворенность, потому что знаю, что я выполнила свой долг, обязанность, не нарушила моральные нормы. А иногда бывает так, что я сожалею о случившемся, хочется исправить ошибку и не совершать ее в будущем. И тогда угрызения совести, чувство вины начинают беспокоить разум, и ты чувствуешь раскаяние. Я считаю, стыд – тяжелое переживание позора перед другими, а совесть – это стыд перед самим собой, переживание из-за поступка или сказанного. Совесть заставляет нас размышлять о своих поступках, критически их оценивать.

Честь и совесть взаимосвязаны, так как соблюдение правил чести помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью.

Честь и совесть. Мы часто произносим их, но, к сожалению, редко задумываемся над этими понятиями. Скорее всего, они для нас лишь слова, не имеющие смысла, используемые нами лишь для того, чтобы сделать свою речь красивым и эффектным. Так почему эти слова являются важнейшими достоинствами человеческой души? Эти вопросы волновали и продолжают волновать людей. И во все времена заслуживающая уважения честь и чистая совесть были ценным благом для человека. Таким образом, честь и совесть не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать мести и обид.

Беседа «Честь, совесть и достоинство»

Тема: «Храни достоинство своё повсюду, человек!»

Цель: воспитание высоких моральных качеств, акцентирование внимания воспитанников на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития в обществе, стране.

Задачи: ознакомление с понятиями: «достоинство», «честь»; формирование позитивного отношения к себе, чувства собственного достоинства; побуждение к активному положительному самопроявлению и самовыражению.

Ожидаемый результат: в результате занятия  воспитанники узнают, что такое честь, достоинство и совесть, будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам, проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей.

Ход занятия:

Вступительное слово воспитателя:

Ведь так непросто нам порой,

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

И  в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность  или бой,

Отвагу или лесть?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Каким же в этой жизни быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье Человека заслужить?

— Мы живем сейчас в очень непростое время. Даже нам, взрослым, бывает порою трудно разобраться в происходящем, понять его и принять. А что говорить о вас, только еще вступающих в жизнь? Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье Человека, как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь в ней что-то изменить, сделать ее лучше. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством? Сегодня, на нашем классном часе мы поразмышляли над тем, что такое Честь и Достоинство, Совесть. Мы с вами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали.

-«Я, русский офицер, честь имею!» — мы можем услышать такую фразу из уст военного. А как вы ее понимаете, ребята? (ответы детей)

— Что такое честь? (Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство,достоинство.)

Эти моральные качества присущи только офицеру или гражданскому человеку? (ответы детей)

Какое еще слово также определяет высокие моральные качества? (ответы детей: «достоинство)

(Достоинство — уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория.)

Какие высокие моральные качества человека вы можете назвать: (мужество, героизм, смелость, выносливость, храбрость, отвага, порядочность, совесть).

-Ребята, дайте определение слову совесть. (ответы детей)

(Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.)

Совесть – это наш внутренний судья. Совесть помогает нам осуществлять самоконтроль, проводить самооценку совершаемых поступков.

Какое чувство является главным проявлением совести? Чувство стыда!

В народе издавна совесть разделяют на чистую и нечистую. С какой совестью человеку жить легче, свободнее? Почему? (Чистая совесть возвышает, нечистая заставляет страдать, прятаться, скрывать свои мысли, поступки).

Честь и совесть? Что они для человека? Почему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни? Являются ли они вечными? Или они уже отжили свое? Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести? Эти вопросы вечны, как вечны честь и совесть, как вечна сама жизнь.

Честь — моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.

А совесть? Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

— Вдумайтесь в эти фразы. Что же происходит с тем человеком, который не воспитал в себе чувство нравственной ответственности за свое поведение? Человек, не сумевший ответить за свое поведение, свои поступки, обязательно совершит безнравственный поступок (приводим пример).

«В годы войны генерал Власов попал в плен и… сломался. Он дал согласие сотрудничать с фашистами и для этого организовал армию из пленных. Он предал свою Родину, свой народ, самого себя».

— Вы можете привести пример высокой нравственности?

«Гордость советской армии — генерал Карбышев тоже попал в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу».

— Два ярких примера. Первый вызывает отвращение, даже проклятие, а за второго охватывает чувство гордости, восхищения и скорби. Первый проклят давным-давно, а на примере второго воспитывается новое поколение с внутренней красотой. Человек с честью должен защищать своё отечество, не посрамить.

Поэт Булат Окуджава о достоинстве пишет так:

Чувство собственного достоинства — вот загадочный инструмент;

Созидается он столетиями, а утрачивается в момент,

Под бомбёжку ли, под гармошку ли, под красивую болтовню

Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства — вот таинственная стезя,

На которой разбиться запросто, но с которой свернуть нельзя,

Потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

Растворится, в пыль превратиться человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства — это просто портрет любви.

Я люблю вас, мои товарищи,- боль и нежность в моей крови.

Чтоб там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

Не придумало человечество для спасения своего.

— Итак, человек красив своими делами, своими поступкам заслуживающими уважения. Ребята, приведите примеры: (чего греха таить! Каждое утро мы просыпаемся с трудом. Как хочется еще поспать под теплым одеялом. Но совесть побеждает — надо — и мы встаём…….)

Вывод:

1. Один философ сказал: «Закон, живущий в нас, называется совестью». И это правило, как таблица умножения, применимо к каждому, будь это ученый, будь это рабочий, будь это врач или учитель, будь это ученик. Самое тяжкое преступление есть нарушения закона совести.

2. Честь и достоинство — главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас? И честь, и совесть, и достоинство должны быть в каждом из нас. Именно сейчас надо научиться уважать не свое собственное достоинство, но и человеческое достоинство окружающих нас: родных, близких, старших, друзей, одноклассников. И для каждого из нас очень важно сохранить свою честь и достоинство незапятнанной, независимо от условий. Итак, мы подходим к самому главному. Человек с незапятнанной совестью достоин уважения, достоин, называться человеком. А кто не может, не имеет морального права называться человеком? Человеком может называться тот, для кого честь и совесть не пустые слова, кто живёт согласно жизненной морали, кто не ломает душу себе и другим, кто постоянно совершенствует свои жизненные качества, принося их на службу людям.

Запомните святые слова:

* Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

* Те, кто не испытывает стыда, уже не люди.

Ребята, а какие советы, крылатые фразы вы дали бы себе и друзьям?

* Береги платья снова, а честь смолоду.

* С честью выполняй свой долг.

* Избегай постыдного.

* Совесть — тысяча свидетелей.

* Храни достоинство своё повсюду, человек!

* Жалко, когда человек теряет свою истинную собственность — свое человеческое достоинство.

— Спасибо, я рада, что эти слова сегодня прозвучали, и их услышит тот, кто еще не до конца понимал их до сих пор. Пусти эти советы в свою душу. Пусть они учат вас быть людьми с честью и совестью. К какому выводу мы можем подойти, осмыслив истины, примеряя к себе.

1. Плохое поведение на уроке, плохая учеба — это наше бесчестие.

2. Ушли самовольно с урока, не пришли в школу — запятнали свою честь.

3. Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили хамство — потеряли чувство стыда.

4. И позор тому, кто лжет, изворачивается, ищет оправдание своим бесчестным поступкам.