Что такое незакрытый гештальт: Что такое «незакрытый гештальт» и что сделать, чтобы наконец его закрыть и начать жить счастливо

Что такое «незакрытый гештальт» и что сделать, чтобы наконец его закрыть и начать жить счастливо

Наверняка вы хоть раз слышали от подруг или знакомых что-то о «незакрытом гештальте». А может и сами в курсе, что это такое. Однако здесь недостаточно просто осознавать проблему — нужно над ней еще и работать. Как именно — рассказывает психолог и гештальт-терапевт Алина Бугрим.

Grazia

Теги:

возраст

Сериалы

Психология

Психологическая травма

АЛИНА БУГРИМ

Психолог

Гештальт-терапевт

На чем строится гештальт-терапия

Мы приходим в этот мир для того, чтобы вести интересную, творческую, радостную жизнь. Каждый день узнавать себя все лучше и лучше. Строить отношения с другими людьми, которые приносят удовольствие и удовлетворение.

На этом убеждении строится идея гештальт-терапии. Но часто случается так, что в детстве или в любом другом возрасте мы сталкиваемся со стрессовой ситуацией, которая может влиять на нашу последующую жизнь: на принятие будущих решений и на наше внутреннее состояние в целом.

Что такое незакрытый гештальт?

Объясню на примере с любимыми сериалами. Вы вдруг поняли, что сезон закончился, а следующий выйдет только через год. Первые несколько дней вы переживаете на эту тему, все время возвращаетесь к неожиданной концовке в последней серии и анализируете ее, но потом отвлекаетесь на другие дела, договариваетесь с собой, чтобы избежать психологической травмы. 

Конечно, это шуточное объяснение. Но через него легко провести некоторые параллели. Так, в жизни чаще всего мы не закрываем гештальты. Например, в отношениях мы не разобрались с какой-то ситуацией, не смогли получить желаемое — и то и дело мыслями возвращаемся туда: «Надо было сделать иначе, зря не сказала это».

Незакрытым гештальтом можно назвать любое событие из прошлого, которое не получило разрядки, завершения. 

​Чем опасен незакрытый гештальт

Основной критерий незакрытого гештальта – это эмоциональная вовлеченность. Такие гештальты тянутся из прошлого и чаще всего не осознаются нами, но отнимают энергию, наши ресурсы, заставляют нас тревожиться.  Очень важно понимать и завершать подобные ситуации, чтобы ничто не омрачало вашу реальность, чтобы вам хватало сил на важные аспекты вашей жизни.

Мы можем закрывать некоторые гештальты самостоятельно. Например, исполнить наши детские мечты. Также существует множество гештальт-техник, которые помогают увидеть наши бессознательные потребности, желания, страхи. Понять, как мы строим свою жизнь, какую роль в ней занимаем. 

Действенные упражнения

  • Волшебный предмет. Это упражнение можно выполнять каждый раз, когда вы пытаетесь разобраться в своем состоянии, когда повышается тревога или накрывает апатия. Обязательно записывайте, перенося мысли на бумагу или в заметках телефона – вам будет легче и вы сможете заметить больше. 

Осмотритесь по сторонам и выберете любой предмет, который цепляет ваш взгляд — неважно, какой именно. Постарайтесь выбрать быстро, не включайте логику. Затем от имени этого предмета придумайте историю. Пишите все, что приходит в голову, не контролируйте свои мысли и не оценивайте — пусть даже история получается очень странной. Например, вопросы для составления истории могут быть такими: Как выглядит этот предмет? Как он себя чувствует, как ему живется: интересно, легко, сложно, одиноко. Как проходит его жизнь? Доволен он ею или недоволен? Кто его окружает? Чего он боится? Какие у него самые большие опасения, тревоги, страхи? Что он любит или не любит? Чего он хочет? Что является для него по-настоящему ценным, необходимым? (здесь постарайтесь написать минимум 3-5 пунктов).

Вы удивитесь, но на самом деле этот предмет олицетворяет вас самих на данном этапе времени. Поэтому важно будет проговорить все, что вы запишете, вслух. Подумайте, насколько сильно это перекликается с вашей жизнью и как это соответствует вашим жизненным обстоятельствам. Возможно, вы обнаружите что-то новое про себя. Если вам на первый взгляд кажется, что совпадений нет, — спросите себя, действительно ли это так. Часто именно здесь скрывается что-то важное и неосознанное, на что мы не всегда хотим смотреть.

  • Техника пустого стула. Представьте, что на пустом стуле рядом с вами сидит какой-то важный человек, который вас беспокоит. Начните с ним разговаривать вслух, выскажите ему все ваши претензии. Вы можете мысленно посадить и самого себя на этот стул и поговорить – отстраненность помогает увидеть со стороны многие вещи. А еще это место может занять какой-то ваш симптом. Например, надоедливый лишний вес. В ходе диалога с этим «другим» появляется очень много вопросов и важных ответов, которые помогают понять, почему так произошло, зачем нужна эта ситуация или от чего спасает этот симптом.
    Но самое главное, этот диалог дает возможность прожить ситуацию и завершить гештальт.

В процессе выполнения этого упражнения обращайте внимание на все ощущения: какие эмоции поднимаются внутри вас, как меняется голос, где вы запинаетесь, меняете позу, напрягаетесь, чувствуется жар или холод и т.д. Все имеет значение, тело всегда подсказывает нам верный путь.

Конечно, в случаях, где была сложная травма (недолюбили, не признавали, не было близости, часто отвергали и так далее) закрыть гештальты самостоятельно будет непросто, поэтому стоит воспользоваться помощью специалистов.  Терапевт может направлять вас, задавать важные вопросы, акцентировать на чем-то внимание. Но на начальном этапе вы можете помочь себе и сами.

Что такое «закрыть гештальт» (и как понять, что вам это нужно)

Вы счастливы, жизнелюбивы и полны энергии? Это значит, что скорее всего у вас нет незакрытых гештальтов, все циклы контакта завершены, и с этим миром вы находитесь в гармоничных дружественных отношениях. Другим повезло меньше — они не удовлетворены жизнью и собой и либо постоянно толкуют о необходимости закрыть гештальт, либо вовсе не понимают, что у них гештальт, и он не закрыт. Если же попросту, то для ощущения радости и полноты жизни любому человеку важно понять себя, упорядочить свою жизнь и успешно завершить начатые дела. Именно на это направлена гештальт-терапия. О том, на что она, действительно, способна и какими мифами овеяна, рассказывает наш эксперт, психолог Анастасия Лысакова.

Гештальт или не гештальт?

Гештальт в психологии — это целостный образ, включающий мысли, чувства и поступки человека. Все ли в этом мире гештальт? С точки зрения определения понятия — да, это любое дело. И закрыть его, значит дело сделать.

Но, с другой стороны, если мысли, чувства и поступки не требуют упорядочивания, осознания и осмысления, тогда это не стоит относить к гештальту. Простой поход в магазин не может быть закрытием сложного гештальта — здесь не нужно ничего упорядочивать и осознавать. Но вот когда потребность сходить в магазин появилась, но по каким-то причинам действие отсрочилось — вы получили незавершенный цикл контакта с окружающей средой и приступили к формированию гештальта, который все же потребуется закрыть. Иначе он проявится дискомфортом. Это как незаконченный ремонт: жить в такой обстановке можно, но откуда-то будет сквозить неудовлетворенностью.

Найти незакрытый гештальт позволяет одна из замечательных методик, которая часто применяется в спортивной психологии: самочувствие-активность-настроение. Диагностика САН. Если человек себя чувствует счастливым, целостным, наполненным и активным, будьте уверены, все гештальты закрыты. Но если по шкале САН не самые высокие баллы, то возможно на человека давят эти незакрытые гештальты, что-то тревожит и что-то нужно завершить. И вот тут мы вступаем в область гештальт-терапии, овеянную рядом мифов.

Гештальт и психоанализ

Гештальт — это все же не психоанализ. Гештальт-терапия — это игра на поле сознания, где важно развивать осознанность, понимать причинно-следственные связи, структурировать и упорядочивать хаос в жизни человека. Но часто для работы на уровне сознания, необходимо доставать проблему из подсознания. И тогда требуется подключать психоанализ. Сама же гештальт-терапия призвана завершать упорядочивание и помогать достраивать образ до целого.

Гештальт — не волшебная палочка

В психике человека не все просто и однозначно — это самая тонкая «материя». И здесь не существует универсальных инструментов, с помощью которых можно разрешить абсолютно все задачи. Гештальт не исключение — не волшебная палочка и не панацея. Чтобы грамотно тренировать человека в осознанности, нужно понимать бессознательное и зачастую уходить в более глубокие проработки, использовать весь арсенал психологического инструментария. Приходя к стоматологу с зубной болью, вы же не ждете, что он будет орудовать исключительно этим «буравчиком» — вам нужен результат в виде пролеченного зуба. Также и с гештальтом.

Классический пример работы гештальтистов — жена моряка дальнего плавания с ожирением. Психолог определяет перенос — женщина по ночам занимается обжорством, поскольку в период длительных рейсов компенсирует едой отсутствие близости с мужем. И это так. Но у обжорства могут быть и более глубинные истоки: коллективное бессознательное целого поколения, такое, как нищета и голод, либо напротив повышенное хлебосольство, определившие установку доедать и переедать, что тянется из поколения в поколение. Иногда не все лежит на той поверхности, где работает гештальт — нужно исследовать, наблюдать и использовать технику адекватно запросу клиента (читайте также: «Судьба или самовнушение: существуют ли родовые проклятия (и как их преодолеть)»).

Чувства и чувствительность

Одно из заблуждений состоит в том, что гештальт-терапия оперирует сугубо чувствами. Ведь на сеансе человека будут часто подталкивать к их выражению. Просто чувства — это наиболее точные маркеры общего состояния, которые позволяют оценить и понять истинные потребности, желания и нежелания. И эти чувства нужно назвать и осознать.

К примеру, комбинируя в своей работе гештальт-терапию и психоанализ, когда речь идет о разрыве болезненных отношений, и включены некие бессознательные вещи, специалист погружает человека в момент начала эпизода к его чувствам того порядка. А затем, используя гештальт-терапию, устанавливает разницу между чувствами, которые человек испытывал тогда и сейчас. Уходит острота и актуальность.

Излишняя агрессия

Люди боятся продемонстрировать чрезмерные эмоциональные реакции, не свойственные им в обычной жизни. Это следствие двух особенностей гештальт-терапии — обращения к чувствам (тут трудно оставаться спокойным) и роли психолога. Он является активным участником процесса, он вызывает и провоцирует, и многие не понимают, что именно эти эмоции и нужны в данный момент, они — правильные, эффективные и ведут к реальному осознанию проблемы и выходу из нее.

Умаление мужественности

И это еще одно следствие первого мифа о чувствах, которое касается мужчин. Им часто кажется, что психолог заставит эмоционально «обнажаться», пускать кого-то в свой, всегда закрытый мир чувств, показывать слабость. Но обращение к эмоциям в гештальт-терапии — это не нарушение, а расширение границ. И то, что кажется слабостью, в итоге становится истоками силы.

Потребности и принятие

Есть мнение, что гештальт-терапия призывает удовлетворять потребности и принимать себя таким, какой ты есть. Нет, из такого симбиоза можно вырастить по-настоящему асоциального типа. Гештальт направлен на другое — понять, кто ты есть и что тебе нужно. И принимая себя со всем набором хорошим и плохих качеств, не впасть в застой: мол, я такой и на этом все — а научиться развивать хорошие и корректировать плохие.

Самодостаточность

Гештальт-терапия не решает вопросы самодостаточности путем умаления ценности других, отделения от них и наращивания собственного превосходства. Вообще странно воспринимать самодостаточность как полнейшую автономность — это как раз полностью противоречит идее гештальта, который утверждает единение и целостность с окружающей средой. То есть самодостаточность — это осознать себя частью целого, в результате чего получить силы и энергию мира для решения своих задач.

Гештальт должен быть закрыт

И это самое распространенное заблуждение.

Гештальт не обязательно завершать. Иногда необходимо отменить задачу и скорректировать жизненные цели с учетом новых условий. Единственное, что здесь нужно — осознать, что прежние задачи потеряли актуальность и не стоит мучиться ощущением незавершенности уже не важного дела.

И один из принципиальных моментов — роль психолога. В гештальт-терапии он не сторонний наблюдатель, а человек со своими взглядами, чувствами и мнениями. Он будет высказываться, оценивать и провоцировать, потому что его задача — развить осознанность, присоединить вас к миру, полному возможностей быть счастливым.

Вам пригодится

Книга «Путешествие в гештальт: теория и практика», Иванова Е. А., Лебедева Н. М.

Реклама. ООО «Яндекс»

Психолог.

Фото: Getty Images

Marie Claire Editorial

Ключевые концепции гештальт-терапии для не-гештальт-терапевтов

Несколько лет назад я присутствовал на приеме в честь преподавателя, которого мы недавно приняли на работу в наш отдел. Она только что защитила докторскую диссертацию, и это будет ее первая академическая работа. Она прошла обучение на Среднем Западе по программе, известной своим упором на когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). В беседе с глазу на глаз она поинтересовалась моей теоретической ориентацией. Я сказал, что я гештальт-терапевт. Она сделала паузу, выглядела немного смущенной, а затем сказала: «Гештальт-терапия? Действительно! Я не думал, что кто-то еще так делает».

Нелегко быть гештальт-терапевтом, особенно когда вы преподаете и руководите докторской программой по психологии в США. Иногда я встречаю людей, таких как мой бывший коллега по факультету, которые считают, что гештальт-терапия вымерла. Чаще я сталкиваюсь с людьми, которые имеют устаревшее и несбалансированное представление о том, чем является (или был) гештальт. Фрицу Перлзу, соучредителю гештальт-терапии, можно приписать эту неточную картину, которую было трудно перекалибровать спустя 47 лет после его смерти.

Когда я представил эту тему на конференции Американской ассоциации консультирования в 2016 году в Монреале, я начал с упражнения «свободные ассоциации»: «Я говорю гештальт-терапия, вы говорите…?» Как и ожидалось, я услышал горячее место , здесь и сейчас , пустой стул , технику и молитву Перлза . Я также был рад услышать теория поля , диалог и ориентированный на процесс .

Одно из распространенных заблуждений состоит в том, что гештальт-терапия представляет собой набор техник, которые может использовать любой терапевт, независимо от ориентации. На самом деле такую ​​технику, как заставлять клиента представить, а затем обратиться к другому человеку в пустом кресле, может использовать любой терапевт, но это вмешательство не имеет смысла.0007 не гештальт-терапия . Как и в случае с любым подходом к консультированию, для достижения даже элементарного уровня компетентности гештальт-терапевта требуются годы образования и обучения.

Еще одно заблуждение состоит в том, что гештальт-терапию можно сочетать с другими направлениями консультирования. Много лет назад я посетил однодневный семинар под руководством Арнольда Лазаруса, «основателя» мультимодальной терапии. Ближе к концу утреннего сеанса он объявил, что собирается показать видео, в котором продемонстрирует, как он может сочетать гештальт-терапию со своим подходом. В видео он провел клиента через упражнение «два стула» (в котором клиент перемещается между стульями «лицом друг к другу», разыгрывая диалог с двумя конфликтующими частями себя). Я подошел к нему во время обеденного перерыва и уважительно предположил, что он не занимается гештальт-терапией. Я спросил, сделает ли он поясняющий комментарий на дневном заседании. Мое предложение и просьба не были приняты, мягко говоря, не очень хорошо.

Сказав это, есть ли аспекты гештальт-терапии, которые могут быть включены консультантами, которые недостаточно обучены и не знакомы с этим подходом? Я полагаю, что они есть, и в оставшейся части этой статьи я обрисую некоторые из этих концепций.

1) Контекст, контекст, контекст. В нашем все более мультикультурном обществе важность рассмотрения контекста становится все более очевидной, независимо от теоретической ориентации человека. Гештальт-терапия приняла (от Курта Левина) концепцию «поля» как одну из своих основных философских основ. В гештальт-терапии человек всегда рассматривается в контексте прошлых и настоящих полевых условий или окружения. Исходной точкой любых терапевтических отношений является представление о том, что наши клиенты одновременно находятся под влиянием различных сред и влияют на них.

Одно из ошибочных представлений о гештальт-терапевтах состоит в том, что нас не интересует прошлое. На самом деле обычно тщательно собирают анамнез, чтобы мы могли найти ключевые части пути, который привел клиентов к их нынешнему социальному и эмоциональному положению. «Анализ контекста» имеет решающее значение для эффективного консультирования, и, учитывая демографические сдвиги, происходящие сегодня в Соединенных Штатах, контексты наших клиентов гораздо более разнородны, чем в прошлые десятилетия.

2) Любопытство. Я только что закончил годичный курс обучения межкультурной коммуникации. Мне пришлось улыбнуться, когда мой тренер объявил, что самая важная компетенция в межкультурной коммуникации — это любознательность. Я улыбнулась, потому что в течение последних нескольких лет любознательность считалась самой важной компетенцией для гештальт-терапевтов.

Наш теоретический термин для этой компетенции — феноменологическое исследование . Сидя с нашими клиентами, мы пытаемся (насколько это возможно) заключить в скобки ранее существовавший опыт, который заставил бы нас спешить с суждениями, объективировать и верить, что мы вычислили этих клиентов. Этот процесс непрост. В конце концов, наша академическая подготовка побуждает нас задавать вопросы, которые помогают нам определить, в какую категорию поставить наших клиентов (диагноз), чтобы мы могли применить наиболее научно обоснованное вмешательство.

Однако целью феноменологического исследования является не классификация. Скорее, мы используем наш «открытый разум», чтобы понять субъективность клиента. Парадоксально, но чем больше мы похожи на наших клиентов (по возрасту, полу, расе, этнической принадлежности, сексуальной ориентации и т. д.), тем важнее вести с любопытством, особенно с учетом естественной склонности идти коротким путем и предполагать, что мы знаем. как история заканчивается, не тратя время на чтение всех глав.

В нашем все более разнообразном и мультикультурном мире все чаще приходится сидеть с клиентами, которые не похожи на нас. Одно предостережение относительно использования феноменологического исследования с клиентами, которые сильно отличаются от нас, заключается в том, что в задачу клиента не входит обучение консультанта. В отличие от других компетенций, которые необходимо изучить или приобрести, чтобы стать квалифицированным врачом, любопытство является врожденным, и для большинства из нас его необходимо «восстановить».

3) Не играть в избранное. Многие направления психотерапии уделяют больше внимания одному конкретному аспекту индивидуального опыта. Я отчетливо помню, как смотрел видео сеанса групповой терапии под руководством Карла Роджерса. В первые минуты группы участники предсказуемо участвовали в интеллектуальных обменах. Роджерс был очень тихим и выглядел полусонным. Когда участница, в конце концов, начала говорить о своих чувствах, Роджерс оживилась и сказала что-то вроде «Теперь мы куда-то движемся».

В то время как клиент-центрированная терапия считает, что чувства первичны, когнитивно-поведенческая терапия делает аналогичный акцент на когнициях или мыслях. Гештальт-терапия не имеет фаворитов. Наши клиенты могут испытывать дистресс, связанный с их мыслями, чувствами, поведением, мечтами, сексуальностью, духовностью или отношениями. Все эти «области» взаимосвязаны, и в любой конкретный момент терапии одна из них может быть более заметной для клиента, чем другие. Как гештальт-терапевт, я верю, что мои клиенты (а не моя теоретическая ориентация) определят аспект(ы) своего опыта, который является первичным в любой момент.

Культурные соображения также требуют, чтобы терапевты не придерживались слишком строго предписаний любого подхода к консультированию, большинство из которых было разработано с учетом евро-американских ценностей и предубеждений. Например, как консультант, обученный поощрять клиентов к выражению чувств, приспособился бы к клиенту из эмоционально сдержанной культуры?

4) Сила процесса. Одним из отличительных признаков гештальт-терапии является внимание к процессу , а не только к содержанию. Недавно ко мне подошел аспирант, чтобы спросить о присоединении к одной из моих супервизионных команд. Я спросил его, насколько он знаком с гештальт-терапией. Он сказал, что все, что он знал наверняка, это то, что гештальт-терапевты сосредотачиваются исключительно на настоящем. Я исправил это восприятие и дал ему несколько книг и статей для чтения.

Я думаю о содержании и процессе консультирования по-разному. Содержание — это валюта терапии, то, чем обмениваются. Контент — это движущая сила терапии, истории, которыми делятся наши клиенты. Содержание охватывает прошлое и будущее. Процесс существует только в настоящий момент. Процесс — это арена для изменений, потому что изменения не могут произойти ни в прошлом, ни в будущем.

В каждых консультационных отношениях присутствует насыщенный и динамичный процесс, который терапевт может либо включить, либо проигнорировать. Большинство направлений консультирования «насыщены содержанием». Гештальт-терапевты понимают, что содержание и процесс не могут быть разделены. Нас учат обращать пристальное внимание на процесс и «искусно» комментировать его. Например, консультант может сказать: «Когда вы говорите о своем бывшем любовнике (содержание), вы говорите громче, и ваши кулаки сжаты (процесс)». Я использую слово хитрый потому что требуется время и опыт, чтобы научиться наблюдать за процессом и комментировать.

Комментировать процесс означает пригласить вашего клиента быть с вами «в консультационной комнате». Комментировать процесс — значит создать возможность для своего рода «близости», которую многим клиентам было бы неудобно испытывать. И все же, независимо от вашего подхода к консультированию, существует достаточно доказательств того, что так называемые «факторы взаимоотношений» объясняют большую часть положительных результатов, о которых сообщают наши клиенты. Лаура Перлз, другой соучредитель гештальт-терапии, приняла убеждения Мартина Бубера об отношениях «Я-Ты» в качестве модели для гештальт-терапии. Что-то вроде того, что наши клиенты чувствуют, что мы действительно их понимаем и ценим, может, в каком-то простом смысле, исцелять само по себе.

По моему опыту, эти случайные и мимолетные моменты, когда клиенты чувствуют необычайную связь со своим терапевтом (и не в одиночку), могут произойти только в том случае, если консультанты способны включить внимание к процессу в свой подход.

5) Вне эмпатии. В сфере консультирования широко признано, что эмпатия — это хорошо. Вклад Карла Роджерса в эту область хорошо задокументирован. Безусловно, способность быть чутким – необходимая компетенция во всех консультационных отношениях. Но я хотел бы ввести и дать определение другому менее известному термину. Срок включение , и оно пришло к нам от Бубера и Хайнца Кохута.

Различие между эмпатией и включением не является абсолютным. Между ними есть некоторое пересечение и пересечение, но ради этой статьи я определю их следующим образом: эмпатия — это то, каково было бы мне оказаться на месте моего клиента; включение — это «получение» того, что значит для моей клиентки оказаться на ее месте.

Эмпатия очень полезна при консультировании и работает с использованием механизма проекции . Золотое правило связано с проекцией и эмпатией. Мы делаем для других то, что хотели бы, чтобы другие делали для нас. Получив представление о том, что было бы или могло бы быть для меня, если бы я был в разгаре развода с детьми на кону, я могу уточнить, как я оказываю поддержку своему клиенту. С другой стороны, если я слишком «женачусь» на своем собственном опыте, я могу упустить ключевые различия или сделать неточные предположения об опыте развода клиента.

Механизм включения — феноменологическое исследование, которое я определил ранее. Оно тесно связано с Платиновым правилом: мы делаем для других то, что они хотят.

В комплекте две части. Первый — это процесс подлинного получения (Бубер использовал слово «» для «постижения ») опыта нашего клиента в определенный момент сеанса консультирования. Вторая часть — донести до клиента, что мы действительно понимаем и не осуждаем. Если мы сможем время от времени практиковать инклюзивность именно на этом уровне, мы превзойдем эмпатию, и результатом станет то, что Морис Фридман назвал «исцелением посредством встречи». Он считал, и я с ним согласен, что эти мощные моменты связи между консультантом и клиентом могут возникнуть при любом психотерапевтическом подходе.

6) Самое смешное в переменах. Область консультирования стремится помочь клиентам измениться. Большинство теорий консультирования имеют фундаментальную философию о том, как происходят изменения. Однако самое забавное в переменах то, что они происходят всегда. Меняются времена года, меняются наши тела, меняется погода, развиваются технологии и т. д.

Взгляд гештальт-терапии на изменения называется парадоксальной теорией изменений . Проще говоря, изменения происходят естественно и органично, когда достаточно внимания, осознания и поддержки уделяется тому, «что есть», а не когда мы озабочены тем, «чего нет».

Неизбежно клиенты приходят на терапию двух разумов. Они 1) ищут перемен и избавления от борьбы и 2) не хотят меняться. Повестка дня «не хочу меняться» обычно менее очевидна. В результате консультанты могут легко увлечься стороной «желания измениться» и упустить ее аналог. Когда терапевтический прогресс не достигается и цели лечения не достигаются, консультанты часто разочаровываются и сомневаются в собственной эффективности. В худшем случае клиент обвиняется и считается не готовым к изменениям или «сопротивляющимся».

В моих супервизорских группах постоянно шутят, что если я услышу, как мои врачи говорят: «Я пытаюсь заставить своего клиента…»
Я нажму скрытую кнопку, и замигает красная сигнальная лампочка. Конечно, абсолютно нормально, особенно для новых клиницистов, с энтузиазмом относиться к тому, чтобы помочь нашим клиентам измениться. Критический вопрос заключается в том, как мы, клиницисты, поддерживаем процесс изменений.

Возвращаясь к парадоксальному принципу теории изменений, устойчивые (не быстрые) изменения происходят, когда клиенты могут «оставаться» с текущим опытом, а не бежать от него. Я должен отметить, что когда клиенты сообщают, что они чувствуют «Х» и больше не хотят чувствовать «Х», я бы никогда не сказал: «Ну, единственный способ больше не чувствовать «Х» — это более полно испытать и решить. «X», чтобы вы могли двигаться дальше». Опытные гештальт-терапевты понимают, что наша теория изменений не соответствует тому, как большинство людей в западной культуре относятся к изменениям.

Один из ключевых вкладов Лауры Перлз в гештальт-терапию заключался в том, что она подчеркивала важность как индивидуальной, так и внешней поддержки . Индивидуальная поддержка – это то, что клиент привносит в терапию. Это осанка, дыхание и все чувства. Поддержка окружения обеспечивается креслом клиента, освещением в кабинете, но в основном терапевтом. Я считаю, что одна из основных задач консультанта состоит в том, чтобы оценить источники индивидуальной поддержки клиента и, со временем, попытаться определить, в какой поддержке нуждается клиент от терапевта.

Эта последняя задача сложна, потому что каждый клиент индивидуален, и не существует универсальной поддержки окружающей среды. Разные клиенты — и даже один и тот же клиент в разные моменты — могут нуждаться в консультанте, чтобы взять на себя инициативу, раскрыть себя, посидеть в тишине и так далее. Это постоянное внимание консультанта к максимизации уровня поддержки окружения требует внимания к процессу, о котором я говорил ранее. Соединяя концепции изменения и поддержки, если клиенты собираются исследовать «то, что есть» или оставаться с аспектами своего настоящего опыта (скажем, чувством дискомфорта), необходимо усилить как индивидуальную поддержку, так и поддержку окружения, как в терапевтическом часе. и в их жизни.

7) Следите за своим языком и своими атрибутами. «Фундаментальная ошибка атрибуции» пришла к нам от наших друзей социальных и организационных психологов. Они указывают на нашу склонность «винить» или возлагать ответственность на человека. Например, клиент опаздывает на консультационную сессию, и консультант предполагает некоторую версию того, что у клиента отсутствует достаточная мотивация, он недостаточно серьезно относится к терапии или не пунктуален по натуре. Этот тип ошибочной атрибуции связан с глубокими индивидуалистическими корнями американской культуры.

Меня привлекла гештальт-терапия, потому что это теория здоровья, а не патологии, и потому что всегда принимается во внимание контекст. Дети быстро усваивают, что определенные эмоции и поведение нельзя демонстрировать в присутствии тех, кто за ними ухаживает. Творческие корректировки происходят со временем, становятся жесткими и переносятся во взрослую жизнь. Примерами могут служить неспособность испытывать печаль или просить об эмоциональной поддержке или даже представление о себе как о бесполезном человеке. Эти корректировки, столь важные для выживания и безопасности в детстве, обычно больше не нужны во взрослом контексте. Эти разрывы между прошлым и настоящим создают расстройство, которое консультанты и медицинская модель часто классифицируют как «симптомы».

Гештальт-терапевты не обвиняют и не патологизируют клиентов. Буквально на прошлой неделе в учебной клинике, где я курирую докторантов, я услышал следующее: клиент сопротивляется , избегает , ищет внимания и зависим . Я предлагаю, чтобы мы все, независимо от нашей теоретической ориентации, следили за языком, когда обращаемся к нашим клиентам. Этим типам суждений не хватает чуткости, они упускают из виду более широкую картину и не вдохновляют на формирование сострадательного терапевтического альянса. Рассматривая наших клиентов как любой из этих терминов, мы не ищем цель или смысл их поведения в более широком контексте их жизни, настоящего и прошлого.

Ученый, изучающий айсберг, знает, что для истинного понимания «айсберга» нужно принимать во внимание многое, а не только верхушку, видимую на поверхности воды. Большая масса льда под поверхностью, температура воды и вся экосистема в прошлом и настоящем создают контекст для айсберга. Обозначить клиента как «трудного» или «избегающего» — значит сформировать суждение, основанное только на подсказке человека.

8) Сотворчество, а не ассимиляция или приспособление. В недавно опубликованной статье я написал: «Забегая вперед, в 21 век, я бы предложил заменить термин ассимиляция термином сотворчество . Наше мультикультурное общество будет непрерывным творением без высшей культуры, как самой толстой нити».

Один из моих первых тренеров и наставников сказал мне, что гештальт-терапия была единственным подходом к консультированию, с которым он мог идентифицировать себя как афроамериканец, потому что это не адаптационная терапия. Этот комментарий остался со мной много десятилетий спустя. Хотя люди должны творчески приспосабливаться к обстоятельствам своего детства, гештальт-терапевты не поощряют своих клиентов приспосабливаться к ценностям и ожиданиям доминирующей культуры большинства.

Ассимиляция используется в гештальт-литературе для описания процесса, в котором индивидуум выборочно принимает ценность одних аспектов окружающей среды, отвергая другие. Однако концепция ассимиляции также проблематична, поскольку предполагает процесс «создания подобного» или «вынуждения походить на». На самом деле существует еще один термин, ассимиляционизм , который определяется как «политика абсорбции групп меньшинств».

По своей сути гештальт-терапия заключается в том, чтобы уважать потенциальные и непредсказуемые результаты непрерывных встреч, которые происходят ежедневно между людьми. Благодаря этим встречам обе стороны меняются, совместно создаются новые переживания и реальности. Учитывая наш нынешний политический контекст, я бы сказал, что эта концепция совместного творчества должна быть принята для противодействия возрождению ксенофобии и «отвержению» непохожих друг на друга.

Консультанты имеют привилегию участвовать в особых (осмелюсь сказать, священных) встречах со своими клиентами. Я призываю всех нас остерегаться стать, вольно или невольно, агентами систем или программ, которые способствуют приспособлению или ассимиляции к «самой толстой нити».

 

****

 

Статьи для обмена знаниями разработаны на основе сессий, представленных на конференциях Американской ассоциации консультирования.

Джон Фрю — профессор Высшей школы психологии Тихоокеанского университета. Он является помощником редактора Gestalt Review , а также соавтором и редактором книги Contemporary Psychotherapies for a Diverse World . Он является содиректором Учебного центра гештальт-терапии на северо-западе в Портленде, штат Орегон, и более 30 лет занимается обучением гештальт-терапевтов в США и за рубежом. Свяжитесь с ним по телефону [email protected] .

Письма в редакцию: [email protected]

****

Мнения, высказанные и сделанные в статьях, опубликованных на CT Online, не должны рассматриваться как выражение мнений редакторов или политики Американской ассоциации консультантов.

Гештальт-терапия | психология | Британника

Похожие темы:
психотерапия

Просмотреть весь связанный контент →

Гештальт-терапия , гуманистический метод психотерапии, который использует целостный подход к человеческому опыту, подчеркивая индивидуальную ответственность и осознание текущих психологических и физических потребностей.

Фредерик («Фриц») С. Перлз, психиатр немецкого происхождения, основал гештальт-терапию в 1940-х годах вместе со своей женой Лаурой. Перлз обучался традиционному психоанализу, но его неудовлетворенность некоторыми теориями и методами Фрейда привела его к разработке собственной системы психотерапии. На него повлияли психоаналитики Карен Хорни и Вильгельм Райх. Также влиятельными были идеи, выраженные в экзистенциализме и феноменологии, такие как свобода и ответственность, непосредственность опыта и роль человека в создании смысла жизни. Гештальт-психология послужила основой для системы Перлза.

Согласно этой психологии восприятия, когда организмы сталкиваются с набором элементов, они воспринимают паттерн или конфигурацию целиком, а не фрагменты на фоне. Перлз применил эту концепцию к человеческому опыту, постулируя, что здоровые люди организуют поле своего опыта в виде четко определенных потребностей, на которые они соответствующим образом реагируют. Например, когда различные восприятия приводят здоровых людей к переживанию гештальта голода, они едят. С другой стороны, невротик мешает формированию соответствующего гештальта и неадекватно справляется с потребностью. В другом примере нездоровой реакции человек, который только что получил оскорбление, может быть зол, но может частично или полностью подавить осознание этого гнева.

Гештальт-терапия направлена ​​на разрешение конфликтов и неясностей, возникающих в результате неспособности интегрировать особенности личности. Цель гештальт-терапии — научить людей осознавать значимые ощущения внутри себя и своего окружения, чтобы они полностью и разумно реагировали на ситуации.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *