Что такое перцептивное общение: Перцептивная сторона общения в психологии

Перцептивная сторона общения: понятие, примеры, значение

Перцептивная сторона общения – фундамент коммуникации между индивидами. С ее помощью люди могут «читать» своих собеседников, предсказывать их поведение в определенных ситуациях, находить к ним подход с целью выстраивания эффективной коммуникации. Если человек неправильно интерпретирует информацию, полученную в ходе оценки поведения и слов собеседника, то это может привести к возникновению недопонимания или конфликта.

Что такое перцептивная сторона общения?

Перцептивная сторона общения (от лат. perceptio — восприятие) — это особый процесс, который проявляется в ходе взаимодействия между индивидами на основании естественного общения, благодаря чему участники коммуникации могут правильно воспринимать действия и поступки друг друга. Говоря простым языком, в рамках перцептивной стороны общения люди «считывают» друг друга, что позволяет получить гораздо больше информации, выйти за пределы простого словесного обмена.

Перцепция характеризует собой восприятие одного человека другим, когда участники коммуникации получают возможность сформировать представление о себе и собеседнике. Это стало возможным благодаря пониманию целевых установок и мотивов, что не менее важно, чем слова, сказанные вслух. Человек в рамках диалога осуществляют объективную оценку собеседника, внутренние качества которого могут не соответствовать его собственным качествам. Такой формат позволяет людям понимать друга и обозначать возможности и перспективы коммуникации на основе совпадения интересов, взглядов и мировоззрения.

В психологии перцепция рассматривается, как способность человека отображать на познавательном уровне предметы окружающего мира, с которыми он сталкивается на протяжении всей своей жизни. Среди проявлений перцепции можно выделить понимание и принятие. Эта особенность позволяет людям находить общий язык и выстраивать прочную коммуникацию.

Примеры социальной перцепции

Навыки перцептивного общения начинают формироваться с первых лет жизни, когда ребенок начинает различать мимику родителей и распознавать их эмоции. Чем сложнее механизмы восприятия, тем больше факторов воспринимает человек в рамках коммуникации с другими людьми. С их помощью он получает возможность для формирования полноценного впечатления о собеседнике и его характеристиках на основании полученной информации.

Если у человека проявляется интерес к новому знакомому, то предпринимает активные действия для получения как можно большего количества информации о нем посредством вопросов — такой подход позволяет лучше понять его внутренний мир и взгляды. Перцептивное общение заметно ускоряет адаптацию индивида в новой социальной группе, потому что в процесс коммуникации человек доносит до других сведения о себе и получает обратную связь от других участников группы.

Компоненты перцептивной стороны общения

Перцептивная сторона включает в себя совокупность процессов, среди них можно выделить:

  • Оценка невербальных сигналов, транслируемых собеседником;
  • Наблюдение за поведенческими установками;
  • Формирование на основе полученной информации представлений о внутреннем мире собеседника;
  • Формирование восприятия субъекта на эмоциональном уровне;
  • Создание эффективной и прочной коммуникации.

Практическая реализация перцепции

Рассматриваемый элемент позволяет человеку грамотно интерпретировать внешний вид и поведение собеседника. На основе полученных сведений человека формирует собственное заключение об отличительных чертах личности, мотивах поступков. Перцепция оказывает большое влияние на результативность коммуникации. С ее помощью анализируется внутреннее состояние собеседника.

Социальная перцепция позволяет правильно воспринимать окружающие объекты, налаживать коммуникацию с ними. Эффективность социальной перцепции напрямую зависит от того, насколько человек не подвержен влиянию стереотипов, они оказывают негативное влияние на объективное оценивание собеседника, результатом является формирование искаженного образа в сознании.

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона коммуникации состоит из совокупности инструментов, с их помощью человек может наладить эффективное взаимодействие с собеседником.

  • Рефлексия – это способность человека к самоанализу. С ее помощью человек может понять то, каким его видит собеседник. В рамках коммуникации нам важно знать, как мы выглядим в глазах собеседника, какое впечатление произвели на него, и как он воспринимает наши слова;
  • Идентификация – это механизм, за счет которого человек может поставить себя на место собеседника с целью формирования взгляда на проблему с позиции. Это дает возможность полностью или частично разделить мнение собеседника и его взгляды;
  • Эмпатия – это способность к неподдельному сочувствию и сопереживанию другому человеку, базируется на полном понимании и принятии переживаний и внутреннего мира собеседника;
  • Аттракция – это механизм, с помощью которого формируется предварительное отношение к человеку. Позитивный формат мышления выступает в качестве фундаментальной основы для создания эффективной и прочной коммуникации. Аттракция строится на общих интересах, ценностях.
  • Казуальная атрибуция – это механизм, с помощью которого человек может формировать представление о поведении и словах собеседников, опираясь на собственные предположения и данные, полученные в ходе наблюдения.

Функции социальной перцепции

Существует несколько основных функций, которые реализуются в рамках перцептивной стороны общения:

  • Развитие взаимопонимания. Эта функция выступает в качестве обязательного условия для построения продуктивной коммуникации между индивидами. Наличие общих интересов, разделение одинаковых ценностей и убеждений – это фундамент для получения пользы от общения. Также это дает возможность для поиска компромиссов в спорных ситуациях;
  • Развитие эмоционального взаимодействия. Неотъемлемой частью отношений являются чувства и эмоции. Положительные чувства и эмоции формируют симпатию, негативные чувства и эмоции приводят к враждебности.
  • Формирование представлений о себе. Участник коммуникации может получать информацию о себе с помощью выводов, полученных в ходе диалога с другими людьми. В рамках взаимодействия с собеседником, человек может ретранслировать его установки и взгляды на себя.
    В результате человек может самостоятельно выявить то, что было скрыто в его сознании.
  • Формирование представлений о собеседнике. Это проявляется в понимании взглядов, мировоззрения людей из ближайшего социального окружения. В таких условиях человек может формировать полноценное представление о собеседнике. Альтернативных путей нет. Коммуникация выступает в качестве фундаментальной основы для любого вида отношений;
  • Организация совместной деятельности. Если люди, вступающие в коммуникацию, понимают и принимают друг друга, то это помогает им вести совместную деятельность с ориентацией на качественный результат. Знания о собеседнике дают возможность выстроить стратегию общения с ним в любых ситуациях. Перцепция приобретает новое значение, когда речь заходит о коммуникации в масштабах целой социальной группы. Продуктивная совместная деятельность может осуществляться только при наличии полного понимания и принятия между членами группы.

Заключение

Уровень перцептивных навыков у личности оказывает прямое влияние на ее способность к формированию продуктивной коммуникации с другими членами социума, социальными группами и объединениями. Понимание особенностей субъектов коммуникации позволяет налаживать качественное взаимодействие.

Среди особенностей этого процесса можно выделить зависимость от возрастных, профессиональных, половых, эмоциональных и психологических факторов. Перцептивная сторона общения оказывает большое влияние на коммуникацию между людьми. Чем лучше один человек понимает другого, тем крепче будут их отношения.

Перцептивная сторона общения в психологии

Перцептивная сторона общения – основа взаимодействия между людьми. А как вы строите общение? Всегда ли у вас получается донести свою точку зрения, завоевать доверие собеседника, вызвать желание продолжить диалог? Если нет, механизмы перцепции помогут исправить ситуацию. Вы научитесь видеть человека «насквозь», понимать мотивы его поступков, правильно оценивать его как личность. Сплошные преимущества. Как научиться перцептивному общению?

Содержание

  • Что такое перцепция
  • Функции и предназначение социальной перцепции
  • Ошибки первого впечатления
  • Перцептивный компонент
  • Аспекты
  • Механизмы социальной перцепции
    • Рефлексия
    • Идентификация
    • Эмпатия
    • Стереотипизация
    • Аттракция
    • Казуальная атрибуция
  • Эффекты межличностного восприятия
  • Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения
  • Заключение

Что такое перцепция

Перспективной стороной общения или перцепцией в психологии называется процесс взаимодействия между людьми. Основан на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком. Термин «перцепция» происходит от латинского perceptio, означающего «восприятие».

Есть и другое определение понятия. Перцепция в психологии – это отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений.

Если сказать кратко, перцепция означает восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга. Это происходит благодаря пониманию установок, целей, мотивов. Вы проводите объективную оценку собеседника, качества которого не похожи на ваши.

Перцепция проявляется не только в понимании, но и в принятии. Получается, что два человека разделяют ценности и убеждения, согласовывают их между собой. В результате развивается дружба, привязанность, влюбленность.

Перцепция помогает «читать» окружающих людей, видеть то, что они о себе не говорят. Если анализ произведен неточно, случается конфликтная ситуация.

Функции и предназначение социальной перцепции

Итак, перцептивная сторона общения представляет собой серьезный процесс обмена информацией между людьми. Они рассматривают, оценивают, пытаются понять и принять друг друга.
К функциям социальной перцепции относят 5 пунктов:

  1. Изучение себя. Осуществляется благодаря осознанию себя через других людей. Взаимодействуя социально с окружающими, вы получаете информацию о самом себе. Воспринимая личность собеседника, вы обретаете возможность примерить черты его характера на себя. Это помогает увидеть свои собственные скрытые желания, страхи, потребности.
  2. Изучение партнера. Эта функция перцепции включает в себя понимание взглядов, убеждений окружающих вас людей. Только так вы можете получить на 100% точную информацию о человеке. По-другому это сделать невозможно. Коммуникация – это основа любого вида отношений, будь то романтические, дружеские или приятельские.
  3. Организация совместной работы. Если субъекты социальных отношений понимают и принимают друг друга, они легко смогут вести совместную деятельность. Знание установок партнера, его мотивов, ценностей помогает правильно вести себя с ним. Во взаимодействии не двух человек, а группы перцепция имеет еще более важное значение. Совместная деятельность в таком случае возможна только при полном понимании и принятии одним членом коллектива всех остальных и наоборот.
  4. Развитие взаимопонимания. Такая функция перцепции является основой любых отношений. Точки соприкосновения, общие интересы и взгляды – это залог получения удовольствия от общения. Также это возможность находить компромиссные решения в спорных ситуациях.
  5. Развитие эмоционального взаимодействия. Любые отношения вызывают в человеке чувства и эмоции. В результате между людьми появляются симпатия, враждебность, дружба и другие виды отношений.

Получается, что перцепция помогает создать образ человека, лучше рассмотреть его качества, охарактеризовать его как личность.

Ошибки первого впечатления

Иногда механизмы перцепции или восприятия срабатывают неправильно. К примеру, вы ведете с человеком дружелюбный диалог. Соответственно и образ собеседника складывается такой же. Вы превозносите некоторые его качества. Автоматически считаете его умнее и талантливее вас. Но так ли это на самом деле?

Подобные ошибки возможны и при оценке внешней привлекательности.

Перцептивный компонент

Эта составляющая перцепции помогает правильно оценить внешность и поведение собеседника. Полученная информация позволяет изучить его характер, мотивы, причины поступков. Без перцептивной стороны общения сделать такие выводы не получится. А если и получится, они будут поверхностными. Вы увидите «картинку», но не сможете понять ее содержание.

Развитие социальной перцепции – возможность увидеть, что думает человек, почему он поступил так, а не иначе, о чем он переживает и тревожится. Главное – не спешить. Дайте время на то, чтобы сформировалась достоверная оценка.

Интересно, что перцептивный компонент помогает изменить первое впечатление, сложившееся мнение о человеке. Представьте, что вы встретили давнего знакомого и сразу заметили, как сильно он изменился. Перцептивная сторона общения в этом случае поможет вам поменять свое мнение, отказаться от первичной оценки. Рассматривать оппонента вы теперь будете на основании его изменений, того, каким он является в текущий момент времени.

Аспекты

Перцепция – это процесс, проявляющийся при первой встрече с индивидом. На основе анализа его внешних данных вы пытаетесь понять, какой он внутри. Не зря физиогномики говорят, что между лицом и психологическими особенностями человека есть связь.

Следующий этап перцепции – создание эмоционального контакта. Он может быть негативным и позитивным. Все зависит от контекста беседы.
Для получения полной информации о человеке нужно обращать внимание не только на внешнюю составляющую и эмоции. Также важно поведение.

Механизмы социальной перцепции

В психологии выделят 6 механизмов перцептивной стороны общения.

Рефлексия

Это процесс самопознания. Человек оценивает свои мысли и поступки, анализирует ошибки, делает выводы и, возможно, меняет план действий. В общении с окружающими способность к рефлексии предполагает оценку впечатления, которое вы оказываете на собеседника.
Если сказать понятным языком, рефлексировать – взглянуть на происходящее со стороны, с помощью рационального мышления выявить мотивы, причины, понять суть.

Идентификация

Этот механизм перцепции представляет собой попытку понять человека, войти в его ситуацию, поставить себя на его место. Идентификация пригодится, когда вы хотите понять внутренний мир другого человека, посмотреть на окружающий мир через призму его взглядов и ценностей.

Эмпатия

Означает способность сопереживать, разделять эмоции и чувства оппонента. Сильнее всего такая способность развита у людей, имеющих свою систему ценностей. Им легче, чем другим оценивать состояние окружающих по их поступкам, жестам, словам.

Стереотипизация

Оценка личности происходит на основании внешних данных и социального статуса того или иного человека. Например, глядя на глубоко посаженные глаза собеседника, вы можете сделать вывод о наличии жесткости в его характере. Красивая же девушка с идеальной фигурой кажется добрым, открытым, отзывчивым человеком. При этом внешность никак не отображает то, что находится у нее внутри. И таких примеров множество.

Аттракция

Еще одна составляющая перцепции. Это понимание и приятие другого человека, основанное на давно сформированных позитивных чувствах по отношению к нему. Эти чувства провоцируют развитие дружбы, привязанности, любви.

Аттракция существует как в межличностных, так и в деловых отношениях. В первом случае фундаментом для нее являются общие взгляды, ценности и интересы. Эти объясняется, почему к кому-то вы относитесь с симпатией, а кто-то вызывает в вас лишь неприязнь.

В деловой сфере эта часть перцепции помогает наладить контакт абсолютно со всеми людьми. Так, психологи рекомендуют быть доброжелательными даже с теми клиентами, которые не вызывают положительных эмоций. Чаще всего такое поведение играет на руку – помогает сменить негативное отношение на позитивное. Плюс ко всему, человек развивает в себе способность к социальной перцепции. Она поможет получить как можно больше информации о собеседнике.

Казуальная атрибуция

Это механизм перцепции, предполагающий трактовку слов и поведения окружающих людей на основании своих собственных предположений, рассуждений, наблюдений, опыта.

Казуальная атрибуция подчиняется нескольким закономерностям, влияющим на то, как люди понимают друг друга:

  1. События, которые сопровождают наблюдаемую ситуацию, часто являются причиной ее возникновения.
  2. В случаях, когда вы хотите объяснить необычный поступок, его причиной считается предшествовавшее ему такое же необычное явление.
  3. Человек неправильно объясняет поведение других в том случае, когда у него есть несколько вариантов трактовки.
  4. Свое поведение вы объясняете сложившимися вокруг вас обстоятельствами (влияние внешних ситуаций). Поведение же других оценивается на основании внутренних причин, к которым относятся особенности характера.

На способность к перцепции влияет и культура. Например, в западных странах принято считать, что главная причина происходящего вокруг – сами люди, а не ситуации и обстоятельства.

Эффекты межличностного восприятия

Их 9:

  1. Эффект первичности или порядка. Эта составляющая часть перцепции проявляется, когда происходит общение с незнакомым человеком. Его суть заключается в следующем: если первое впечатление оставило противоречивые чувства, образ будет сформирован на основании полученной ранее информации.
  2. Эффект края. Объекты восприятия, которые находятся по краям, воспринимаются лучше, чем те, что расположены в центре.
  3. Эффект новизны. В случае с ранее знакомым человеком новая информация о нем играет более важную роль в его восприятии.
  4. Эффект ореола. Краткое объяснение выглядит так: новая информация о человеке накладывается на уже привычный образ. Последний и является «ореолом». Он мешает воспринимать личность правильно. Если у вас о собеседнике позитивное мнение, то любая информация приведет к такой же позитивной оценке. Точно так происходит и с негативом. Чаще всего этот эффект возникает, если идет речь о моральных принципах.
  5. Эффект первого впечатления. Приводит к появлению устойчивого мнения о человеке. Все последующие оценки сочетаться с действительностью не будут.
  6. Эффект проекции. Это состояние, при котором вы приписываете оппоненту свои преимущества или недостатки. Все зависит от мнения о нем.
  7. Эффект средней ошибки. Намеренное преуменьшение сильных черт характера собеседника.
  8. Эффект Барнума. Человек воспринимает свои характеристики как наиболее правильные в том случае, когда они подтверждены научными, магическими или ритуальными аргументами.
  9. Эффект бумеранга. Его суть состоит в том, что информация, передаваемая собеседнику, вызывает эффект, обратный ожидаемому. Так бывает, если вы вызываете у оппонента неприязнь или преподносите недостоверные данные. Еще одна причина развития эффекта – недоверие к вам.

В этот список можно добавить еще одну составляющую перцепции – стереотипизацию. Как сказано выше, это оценка человека на основании внешности, поведения, статуса, общественного положения.

Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения

Перцепция – термин, обозначающий понимание и принятие другого человека. Как видно, он тесно переплетается с множеством стереотипов, навязанных обществом. В процессе общения они появляются под влиянием 3 факторов:

  1. Превосходство. Сильнее всего заметно, если собеседники имеют разный статус, материальное положение, интеллектуальные способности. Вы можете либо переоценить человека, либо, наоборот, недооценить его.
  2. Привлекательность. В любом случае на перцепцию влияет симпатия или антипатия. Красивым людям всегда приписывается больше положительных качеств.
  3. Отношение к нам. Тех людей, которые хорошо к вам относятся, вы, скорее всего, всегда будете воспринимать позитивно.

Эти факторы социальной перцепции искажают представление о человеке, мешают созданию его объективной оценки.
Кроме стереотипов, нарушить механизм перцепции могут некоторые барьеры:

  1. Использование в речи жаргона, неизвестных слов, терминов, понятий.
  2. Боязнь выражать свои чувства и эмоции.
  3. Отсутствие интереса к обсуждаемой теме.
  4. Несовпадение во мнениях.
  5. Наличие физических проблем, например, нарушений слуха или речи.
  6. Невозможность понять и оценить поведение собеседника из-за общения по телефону или через интернет.
  7. Языковые различия.
  8. Нежелание принимать услышанное.
  9. Отличия в культуре и мировоззрении в целом.

Убрать эти барьеры при перцепции практически невозможно, поскольку человек осознает информацию, только пропустив ее через несколько своих «фильтров». Поэтому в процессе разговора вам нужно выделить, а потом передать суть так, чтобы собеседник смог правильно ее расшифровать. Ответственность за это лежит на перцептивной стороне общения. Поняв внутренний мир оппонента, вы сможете выбрать правильную модель поведения. Их 4:

  1. Гуманистическая. Между вами и оппонентом возник взаимный интерес, проявляется эмпатия.
  2. Манипулятивная. Вы пытаетесь навязать свою точку зрения, позицию. Подобные поступки не всегда имеют положительные последствия.
  3. Ритуальная. Ваше поведение учитывает культурные традиции собеседника.

Еще одна модель поведения носит название трансакционного анализа. Это способ взаимодействия, учитывающий роль каждого участника разговора. Таких ролей всего 3:

  • «родитель» рассказывает, как нужно себя вести;
  • «взрослый» рассказывает, как сочетать желания и обязанности;
  • «ребенок» руководствуется эмоциями.

Если и у вас, и у вашего собеседника эти роли совпадают, будьте уверены, что информация воспримется правильно.

Заключение

Перцепция – самая важная часть общения между отдельными людьми или в группе. Именно от нее зависит, смогут ли собеседники понять друг друга, донести нужно информацию. Этот процесс тесно связан не только с изучением оппонента, но и с самопознанием. Знакомьтесь со своим внутренним «Я». Учитесь понимать и принимать окружающих. Это поможет вам не только общаться, но и вести плодотворную совместную деятельность.

Преодоление перцептивных барьеров в общении

В этой серии мы обсудим семь барьеров в общении. Этот пост посвящен барьерам восприятия. Оставайтесь с нами, пока мы обсуждаем каждую.

Некоторые коммуникативные барьеры очевидны, например, физические препятствия и языковые различия. Другие, такие как то, как мы ведем себя и интерпретируем других, гораздо труднее обнаружить. Перцептивные барьеры для общения труднее распознать и расшифровать именно потому, что они возникают внутри. Во многих случаях мы даже не осознаем, что создаем их.

Что такое барьеры восприятия при общении?

К сожалению, люди не являются объективными наблюдателями, путешествующими по миру со способностью извлекать «истинную» природу друг друга. То, как мы воспринимаем мир и взаимодействуем с ним, во многом определяется нашим экономическим и социальным статусом, культурой, в которой мы выросли, уровнем нашего образования и т. д. или события . Используя предвзятые представления, мы быстро интерпретируем ситуации и принимаем быстрые решения. Однако здоровое общение становится трудным, когда мы развиваем ментальный блок и отвергаем новую информацию.

Основываясь на нашей среде и годах подкрепления, наше понимание мира и то, как мы действуем, формируются. Это социальное, культурное и экологическое развитие часто называют «обусловливанием».

Обусловливание может привести к предположениям, формированию стереотипов или неправильному пониманию других, чей жизненный опыт отличается от нашего собственного. Хотя объединение различных мировоззрений на рабочем месте помогает вдохновлять на творчество и инновации, оно также может создавать проблемы в общении, когда мы ошибочно принимаем наши индивидуальные выражения за универсальные истины.

Примеры перцептивных барьеров

Существует два основных типа перцептивных барьеров:

  1. Перцептивные фильтры : личные предпочтения, ценности, отношения, происхождение и жизненный опыт, которые создают «фильтры», через которые мы рассматриваем других людей , события и информация.
  2. Триггеры и сигналы : невербальные сигналы, такие как язык тела и мимика, влияют на то, как люди воспринимают то, что мы говорим.

Давайте рассмотрим краткий пример того, как могут работать эти барьеры:

У Энди есть новая идея для маркетинговой кампании, которая ему очень нравится. Ему нужны дизайнерские навыки его коллеги по команде Бет, чтобы разработать официальную презентацию для своего босса. Однако недавно Энди услышал, как Бет критикует аналогичную кампанию другой компании.

Подходя к Бет, чтобы поделиться своей идеей и попросить о помощи, Энди уже убедил себя, что кампания ей не понравится. Следовательно, он использует защитный язык и жесты тела. Когда он пытается объяснить, почему его идея так хороша, а ее предыдущая критика подобной кампании была ошибочной, она интерпретирует его просьбу о помощи как высокомерие и чувствует себя униженной.

Несмотря на то, что Бет нравится идея кампании, она предпочитает не работать с кем-то, кто говорит с ней свысока. Она говорит, что слишком занята, и предлагает Энди обратиться за помощью к другому дизайнеру. В конечном итоге проект страдает, потому что Бет — лучший дизайнер агентства, а босс Энди отвергает эту идею.

Мы можем подсознательно саботировать себя, когда предполагаем, что люди не поймут нас или не согласятся с нами, основываясь на наших (часто ложных) представлениях об их происхождении, личных вкусах или предполагаемых интересах.

Опасность плохой коммуникации на рабочем месте

Барьеры восприятия представляют серьезную угрозу для совместной работы. Они могут быстро укорениться в корпоративной культуре, если вы не будете активно с ними бороться. Почему? Когда кто-то формирует негативное мнение после взаимодействия, он часто развивает и выражает другие идеи с той же точки зрения.

Люди, имеющие влияние на рабочем месте, могут распространять свои предубеждения на других. Если барьер восприятия разделяет достаточное количество людей, они могут несправедливо нацеливаться на другие группы людей и отталкивать их. Рассмотрим следующий пример.

Одри — недавно назначенный молодой менеджер, который нервничает из-за того, что берет на себя инициативу. Она предполагает, что коллеги могут не воспринимать ее всерьез из-за ее возраста. Чтобы не показаться неподготовленной, Одри планирует изложить все свои ожидания и цели в отношении предстоящего проекта на собрании команды.

Натали — работница средних лет, которая сейчас подчиняется Одри. У Натали стиль работы, который, по-видимому, противоречит целям, которые ставит перед собой Одри, и она беспокоится, что не сможет поддерживать такой же уровень продуктивности. Боясь выразить свои истинные опасения, Натали критикует планы Одри как нереалистичные и отказывается соглашаться с ними.

Поскольку Одри уже думала, что ее возраст будет сдерживающим фактором, она считает, что Натали не уважает ее авторитет. Одри предполагает, что все пожилые работники будут чувствовать то же самое, и начинает жаловаться на них другим. Как менеджер, ее слова имеют вес. Ее пренебрежительное отношение к пожилым работникам побуждает других делать то же самое.

Хотя прямое общение могло решить эту проблему, обе стороны принимали решения, основанные на неуверенности и предположениях. Мы не только должны избегать полагаться на фильтры восприятия. Когда мы сталкиваемся с этими предубеждениями у наших сверстников, не менее важно отговорить их от того, чтобы они придерживались вредных негативных мнений.

Преодоление барьеров восприятия

На рабочем месте важно устранять барьеры восприятия, чтобы способствовать более тесному сотрудничеству в команде. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать:

1. Оспорить свои собственные предположения

Мы все формируем убеждения друг о друге, и было бы невозможно каждый день ходить по офису, подходя к каждому человеку как к чистому листу. Однако вы никогда не должны оставлять эти убеждения и предположения непроверенными.

Старайтесь не предполагать, что ваши доводы в пользу того или иного чувства верны (даже если это было раньше). Вместо этого изучите, как кто-то другой мог бы интерпретировать поведение и ситуации вокруг вас с другой точки зрения.

2. Практикуйте позитивный язык тела

Невербальные аспекты вашего взаимодействия с другими людьми (например, поза, зрительный контакт и положение тела) могут многое сказать о том, насколько вы уверены, заинтересованы или вовлечены в разговор или тему.

Поскольку на язык тела может легко повлиять стресс или усталость, важно следить за тем, как ваше физическое поведение может быть неверно истолковано. Практикуйте положительный язык тела при общении с другими, чтобы убедиться, что вы непреднамеренно не проявляете неуважение к окружающим и не отправляете неправильное сообщение.

3. Будьте честны, открыты и тактичны

Как часто вы плохо реагируете на стрессовые ситуации, потому что опасаетесь выражать свои опасения? Защитное поведение типично, когда кто-то боится показаться слабым, глупым или невежественным. Избегайте набрасываться на других, когда у вас нет ответов.

Задавайте вопросы, чтобы прояснить то, чего вы не понимаете. Дайте понять, что вы не критикуете точку зрения другого человека и просто хотите получить больше информации. Одна из тактик — использовать язык, который фокусируется на вашем восприятии, а не на действиях другого человека. Вместо того, чтобы говорить: «Вы не понимаете смысла», подумайте что-то вроде: «У меня проблемы с пониманием этого. Было бы полезно, если бы вы могли объяснить это по-другому.

4. Определите свои барьеры восприятия

Лучшее, что вы можете сделать для улучшения коммуникации, — это распознать источники предубеждений. Найдите время, чтобы подумать о прошлых недоразумениях, чтобы вы могли подумать о том, что делать по-другому в будущем. Спросите себя, постоянно ли вы неправильно судите об определенных ситуациях или людях, основываясь на своем прошлом или ценностях. Двигаясь вперед, помните об этих осознаниях, когда сталкиваетесь с потенциальным триггером.

Заключительные мысли

Такая простая вещь, как громкость чьего-то голоса, поза или выражение лица, может коренным образом изменить то, как другие люди воспринимают их сообщение, независимо от намерений говорящего. Точно так же то, как человек вырос или как его воспитали, может повлиять на то, как он интерпретирует шутку или обобщение, независимо от намерения.

Когда члены команды регулярно взаимодействуют друг с другом, они, скорее всего, будут четко понимать точку зрения другого человека. И со временем они станут лучше интерпретировать истинные (и часто безобидные) намерения, стоящие за вербальными и невербальными сигналами. Один из способов улучшить общение — предоставить программное обеспечение для командного чата, независимо от того, работаете ли вы лично или удаленно.

Приложения для чата могут работать с различными типами коммуникаторов. Например, людям, которые предпочитают письменное общение, может быть легче выражать свои мысли. А члены команды, которым нравится часто общаться, могут оставаться на связи с помощью различных тем чата, даже если они работают в разных отделах или географических точках.

Прежде всего, мы должны сопереживать, понимая, что другие могут смотреть на вещи иначе, чем мы. Мы все ежедневно ходим с убеждениями и мнениями, противоречащими тем, кто нас окружает. Разрушая и подвергая сомнению наши предположения, мы можем преодолеть пробелы в общении, возникающие из-за различий в восприятии.

Этот пост был первоначально опубликован 14 декабря 2016 г. и последний раз обновлен 8 февраля 2022 г.

2.1 Процесс восприятия – общение в реальном мире

Цели обучения

  1. Дать определение восприятию.
  2. Обсудите, как значимость влияет на выбор перцептивной информации.
  3. Объясните, как мы организуем перцептивную информацию.
  4. Обсудите роль схем в интерпретации перцептивной информации.

Восприятие — это процесс выбора, организации и интерпретации информации. Этот процесс, показанный на рис. 2.1 «Процесс восприятия», включает в себя восприятие избранных стимулов, которые проходят через наши перцептивные фильтры, организуются в наши существующие структуры и паттерны, а затем интерпретируются на основе предыдущего опыта. Хотя восприятие — это в значительной степени когнитивный и психологический процесс, то, как мы воспринимаем людей и предметы вокруг нас, влияет на наше общение. Мы по-разному реагируем на объект или человека, который воспринимаем положительно, чем на то, что считаем неблагоприятным. Но как мы фильтруем массу поступающей информации, организуем ее и придаем смысл тому, что проходит через фильтры нашего восприятия и в наши социальные реальности?

Выбор информации

Мы воспринимаем информацию всеми пятью органами чувств, но поле нашего восприятия (мир вокруг нас) включает в себя так много стимулов, что наш мозг не может обработать и осмыслить их все. Таким образом, когда информация поступает через наши органы чувств, различные факторы влияют на то, что на самом деле продолжается в процессе восприятия (Fiske & Taylor, 1991). Выбор — это первая часть процесса восприятия, в которой мы фокусируем наше внимание на определенной поступающей сенсорной информации. Подумайте о том, что среди многих других возможных стимулов, на которые следует обратить внимание, вы можете услышать знакомый голос в коридоре, увидеть пару туфель, которые хотите купить в торговом центре, или почувствовать запах чего-то готовящегося на ужин, когда вы возвращаетесь домой из дома. работай. Мы быстро отсекаем и отодвигаем на задний план всевозможные образы, запахи, звуки и другие раздражители, но как мы решаем, что выбрать, а что оставить?

Рисунок 2.1. Процесс восприятия

Мы склонны обращать внимание на информацию, которая бросается в глаза. Заметность — это степень, в которой что-то привлекает наше внимание в определенном контексте. Вещь, привлекающая наше внимание, может быть абстрактной, как понятие, или конкретной, как предмет. Например, личность человека как коренного американца может стать заметной, когда он протестует на параде в честь Дня Колумба в Денвере, штат Колорадо. Или яркий фонарик, светящий вам в лицо во время ночного кемпинга, наверняка будет бросаться в глаза. Степень заметности зависит от трех характеристик (Fiske & Tayor, 19).91). Мы склонны находить важные вещи, которые визуально или на слух стимулируют, а также вещи, которые отвечают нашим потребностям или интересам. Наконец, ожидания влияют на то, что мы находим существенным.

Зрительная и слуховая стимуляция

Наверное, неудивительно, что зрительная и/или слуховая стимуляция становится заметной в поле нашего восприятия и привлекает наше внимание. Существ, начиная от рыб и заканчивая колибри, привлекают такие вещи, как серебряные блесны на удочках или красные и желтые кормушки для птиц. Однако стимулирование наших чувств не всегда является положительным моментом. Подумайте о паре, которая не умолкает во время просмотра фильма, или о соседе сверху, чей сабвуфер сотрясает ваш потолок по ночам. Короче говоря, стимулы могут привлекать внимание продуктивным или отвлекающим образом. Как коммуникаторы, мы можем использовать это знание в свою пользу, сводя к минимуму отвлекающие факторы, когда нам нужно сказать что-то важное. Наверное, лучше серьезно поговорить со второй половинкой в ​​тихом месте, чем в переполненном фуд-корте. Как мы узнаем позже в главе 12 «Публичное выступление в различных контекстах», изменение темпа, громкости и высоты вашего голоса, известное как вокальное разнообразие, может помочь вашей аудитории заинтересоваться, так же как и жесты и движения. И наоборот, невербальные приспособления или нервные движения, которые мы делаем, чтобы уменьшить тревогу, например, расхаживание взад-вперед или накручивание волос, могут отвлекать. Помимо того, что мы сводим к минимуму отвлекающие факторы и с энтузиазмом доносим наши сообщения, содержание нашего общения также влияет на заметность.

Потребности и интересы

Мы склонны обращать внимание на информацию, которая, по нашему мнению, так или иначе удовлетворяет наши потребности или интересы. Этот тип избирательного внимания может помочь нам удовлетворить инструментальные потребности и добиться цели. Когда вам нужно поговорить с сотрудником отдела финансовой помощи о ваших стипендиях и кредитах, вы сидите в зале ожидания и слушаете, когда назовут ваше имя. Уделение пристального внимания тому, чье имя называется, означает, что вы можете быть готовы начать встречу и, надеюсь, уладить свои дела. Когда мы думаем, что определенные сообщения не соответствуют нашим потребностям, стимулы, которые обычно привлекают наше внимание, могут быть полностью потеряны. Представьте, что вы находитесь в продуктовом магазине и слышите, как кто-то произносит ваше имя. Вы оборачиваетесь и слышите, как этот человек говорит: «Наконец-то! Я назвал твое имя три раза. Я думал, ты забыл, кто я такой! Несколькими секундами ранее, когда вы были сосредоточены на выяснении, какой апельсиновый сок взять, вы обращали внимание на различные варианты мякоти до такой степени, что отключались от других раздражителей, даже от таких знакомых звуков, как звук того, как кто-то зовет вас по имени. . Опять же, как коммуникаторы, особенно в убедительных контекстах, мы можем использовать это в своих интересах, давая понять, как наше сообщение или предложение отвечает потребностям членов нашей аудитории. Независимо от того, помогает ли знак найти ближайшую заправочную станцию, звук рингтона помогает нам найти наш пропавший мобильный телефон или динамик говорит нам, как отказ от обработанных пищевых продуктов улучшит наше здоровье, мы выбираем и обращаем внимание на информацию, которая отвечает нашим потребностям.

Мы также находим важную информацию, которая нас интересует. Конечно, во многих случаях стимулы, отвечающие нашим потребностям, также интересны, но стоит обсудить эти два пункта отдельно, потому что иногда мы находим интересные вещи, которые не обязательно соответствуют нашим потребностям. Я уверен, что все мы были увлечены телешоу, видеоигрой или случайным проектом и обращали на это внимание за счет чего-то, что действительно отвечает нашим потребностям, например, уборки или проведения времени со второй половинкой. Уделение внимания вещам, которые нас интересуют, но не удовлетворяют конкретные потребности, похоже на базовую формулу прокрастинации, с которой мы все знакомы.

Во многих случаях мы знаем, что нас интересует, и автоматически тяготеем к стимулам, которые соответствуют этому. Например, когда вы фильтруете радиостанции, вы, вероятно, уже имеете представление о том, какая музыка вас интересует, и остановитесь на станции, играющей что-то в этом жанре, пропуская станции, играющие то, что вам неинтересно. Из-за этой тенденции нам часто приходится в конечном итоге быть вынужденным или случайно испытать что-то новое, чтобы создать или открыть для себя новые интересы. Например, вы можете не осознавать, что интересуетесь азиатской историей, пока вам не потребуется пройти такой курс и найти привлекательного профессора, который пробудит в вас этот интерес. Или вы можете случайно наткнуться на новую область интересов, когда посещаете занятия, на которые в противном случае не пошли бы, потому что они вписываются в ваше расписание. Как коммуникаторы, вы можете воспользоваться этой склонностью к восприятию, адаптировав тему и содержание к интересам своей аудитории.

Ожидания

Отношения между заметностью и ожиданиями немного сложнее. По сути, мы можем найти ожидаемые важные вещи и найти неожиданные важные вещи. Хотя это может показаться запутанным, несколько примеров должны проиллюстрировать этот момент. Если вы ожидаете доставку посылки, вы можете уловить малейший шум двигателя грузовика или чьи-то шаги, приближающиеся к вашей входной двери. Поскольку мы ожидаем, что что-то произойдет, мы можем быть дополнительно настроены на подсказки того, что это произойдет. Что касается неожиданностей, если у вас есть застенчивый и тихий друг, который, как вы слышите, повышает громкость и высоту голоса во время разговора с другим другом, вы можете заметить это и предположить, что происходит что-то необычное. . Чтобы что-то неожиданное стало заметным, оно должно достичь определенного порога различия. Если вы вошли в свой обычный класс, а там было на одного или двух учеников больше, чем обычно, вы можете даже не заметить. Если бы вы вошли в свой класс и увидели кого-то, одетого как волшебник, вы, вероятно, заметили бы это. Итак, если мы ожидаем испытать что-то необычное, например, доставку посылки, мы обнаружим стимулы, связанные с этим ожиданием. Если мы сталкиваемся с чем-то, чего мы не ожидали и что значительно отличается от нашего обычного опыта, то, скорее всего, мы сочтем это заметным. Мы также можем применить эту концепцию к нашему общению. Я всегда призываю своих студентов включать в свои выступления вспомогательный материал, который не соответствует нашим ожиданиям. Вы можете помочь своей аудитории заинтересоваться, применяя хорошие исследовательские навыки для поиска такой информации.

Есть средняя область, где небольшие отклонения от рутинного опыта могут остаться незамеченными, потому что мы их не ожидаем. Возвращаясь к предыдущему примеру, если вы не ожидаете посылку и регулярно слышите моторы автомобилей и пешеходов возле своего дома, эти довольно рутинные звуки вряд ли привлекут ваше внимание, даже если бы они были немного больше или меньше трафика, чем ожидалось. Это связано с тем, что наши ожидания часто основаны на предыдущем опыте и шаблонах, которые мы наблюдали и усвоили, что позволяет нашему мозгу иногда работать на «автопилоте» и восполнять то, чего не хватает, или упускать из виду лишнее. Посмотрите на следующее предложение и прочитайте его вслух: Перпетоин содержится в патетринах, поэтому мы всегда получаем ассоциацию, не сознавая, что она является независимой. Этот пример иллюстрирует проверку наших ожиданий и раздражение каждого студента колледжа. У всех нас был опыт получения документа с опечатками и орфографическими ошибками, обведенными кружками. Это может расстраивать, особенно если мы действительно потратили время на корректуру. Когда мы впервые научились читать и писать, мы учили букву за буквой. Учитель или родитель показывал нам карточку с цифрой 9.На нем было написано 0003 A-P-P-L-E , и мы его озвучивали. Со временем мы научились сочетать буквы и звуки, могли видеть комбинации букв и быстро произносить слова. Поскольку мы знаем, чего ожидать, когда видим определенный набор букв, и знаем, что будет дальше в предложении с тех пор, как мы написали статью, мы не тратим время на просмотр каждой буквы во время корректуры. Это может привести к тому, что мы упустим распространенные опечатки и орфографические ошибки, даже если мы вычитываем что-то несколько раз. В качестве примечания я поделюсь двумя советами, которые помогут вам избежать ошибок при корректуре: во-первых, попросите друга вычитать вашу статью. Поскольку они его не писали, у них меньше ожиданий относительно содержания. Во-вторых, читайте свои статьи задом наперед. Поскольку модели речи в обратном порядке не совпадают, вам нужно останавливаться и сосредотачиваться на каждом слове. Теперь, когда мы знаем, как мы выбираем стимулы, давайте обратим внимание на то, как мы организуем получаемую информацию.

Организация информации

Организация — это вторая часть процесса восприятия, в которой мы сортируем и классифицируем воспринимаемую информацию на основе врожденных и приобретенных когнитивных моделей. Мы распределяем вещи по шаблонам тремя способами: используя близость, сходство и различие (Coren, 1980). Что касается близости, мы склонны думать, что вещи, которые находятся близко друг к другу, идут вместе. Например, вы когда-нибудь ждали помощи в бизнесе, а продавец предполагал, что вы и человек, стоящий рядом с вами, вместе? Немного неловкий момент обычно заканчивается, когда вы и другой человек в очереди смотрите друг на друга, затем снова на клерка, и один из вас объясняет, что вы не вместе. Даже несмотря на то, что вы, возможно, никогда в жизни не встречали этого другого человека, клерк использовал базовый организующий сигнал восприятия, чтобы сгруппировать вас вместе, потому что вы стояли рядом друг с другом.

Мы также группируем вещи по сходству. Мы склонны думать, что вещи, которые выглядят одинаково или действуют одинаково, должны быть вместе. У меня есть два друга, с которыми я иногда встречаюсь, и мы все трое мужчин, примерно одного возраста, одной расы, с короткими волосами и в очках. Кроме того, мы на самом деле не похожи друг на друга, но не раз официант в ресторане предполагал, что мы братья. Несмотря на то, что многие из наших других черт различны, основные черты организованы на основе сходства, и мы трое внезапно оказываемся родственниками.

Мы также систематизируем информацию, которую получаем, на основе различий. В этом случае мы предполагаем, что элемент, который выглядит или действует иначе, чем остальные, не принадлежит к группе. Ошибки восприятия, связанные с людьми и предположениями о различиях, могут быть особенно неловкими, если не оскорбительными. Мать моего друга, американка вьетнамского происхождения, присутствовала на конференции, на которой другой участник предположил, что она работает в отеле, и попросил ее выбросить что-нибудь для нее. В данном случае мать моего друга была цветной на съезде, на котором присутствовали в основном белые, поэтому впечатление формировалось на основе восприятия этой разницы другим человеком.

Эти стратегии организации информации настолько распространены, что они встроены в то, как мы обучаем наших детей основным навыкам и как мы действуем в нашей повседневной жизни. Я уверен, что всем нам приходилось смотреть на картинки в начальной школе и определять, что сочетается, а что нет. Если вы думаете о буквальном акте организации чего-либо, например, вашего рабочего стола дома или на работе, мы следуем тем же стратегиям. Если у вас на столе лежит куча бумаг и почты, вы, скорее всего, будете сортировать бумаги по отдельным стопкам для разных занятий или класть счета отдельно от личной почты. У вас может быть один ящик для ручек, карандашей и других принадлежностей, а другой — для папок. В этом случае вы группируете элементы на основе сходств и различий. Вы также можете сгруппировать вещи на основе близости, например, поместив финансовые элементы, такие как чековая книжка, калькулятор и платежные квитанции, в одну область, чтобы вы могли эффективно обновлять свой бюджет. Таким образом, мы упрощаем информацию и ищем закономерности, которые помогут нам более эффективно общаться и жить.

Упрощение и категоризация на основе шаблонов — это не обязательно плохо. Фактически, без этой способности у нас, вероятно, не было бы возможности говорить, читать или участвовать в других сложных когнитивных/поведенческих функциях. Наш мозг по своей природе классифицирует и хранит информацию и опыт для последующего извлечения, а разные части мозга отвечают за разные сенсорные ощущения. Короче говоря, естественно, что вещи каким-то образом группируются вместе. Между людьми есть различия, и поиск закономерностей помогает нам во многих практических отношениях. Однако суждения, которые мы выносим о различных паттернах и категориях, неестественны; они изучены и культурно и контекстуально относительны. Наши модели восприятия становятся непродуктивными и даже неэтичными, когда суждения, которые мы связываем с определенными моделями, основаны на стереотипном или предвзятом мышлении.

Мы также организуем взаимодействие и межличностный опыт на основе нашего личного опыта. Когда два человека переживают одну и ту же встречу по-разному, могут возникнуть недопонимания и конфликты. Пунктуация относится к структурированию информации в виде временной шкалы для определения причины (стимула) и следствия (реакции) наших коммуникативных взаимодействий (Силларс, 1980). Применение этой концепции к межличностному конфликту может помочь нам увидеть, как процесс восприятия выходит за рамки индивидуального на межличностный уровень. Эта концепция также помогает проиллюстрировать, как организация и интерпретация могут происходить вместе и как интерпретация может влиять на то, как мы организуем информацию, и наоборот.

Где начинается и где заканчивается конфликт? Ответ на этот вопрос зависит от того, как люди, участвующие в конфликте, акцентируют или структурируют свой конфликтный опыт. Различия в пунктуации часто могут привести к эскалации конфликта, что может привести к различным проблемам в отношениях (Watzlawick, Bavelas, & Jackson, 1967). Например, Линда и Джо работают в проектной группе, и у них приближается крайний срок. Линда работала над проектом на выходных в ожидании встречи с Джо в понедельник утром. В процессе у нее возникло несколько вопросов, и она написала Джо по электронной почте за разъяснениями и советами, но он не ответил. В понедельник утром Линда заходит в конференц-зал, видит Джо и говорит: «Я работала над этим проектом все выходные и нуждалась в вашей помощи. Я писал тебе три раза! Что ты делал?» Джо отвечает: «Я понятия не имел, что ты написал мне по электронной почте. Я провел все выходные в походе». В данном случае конфликт начался для Линды два дня назад, а для Джо начался только что. Таким образом, чтобы двое из них могли наиболее эффективно справиться с этим конфликтом, им необходимо общаться так, чтобы их пунктуация или место начала конфликта для каждого из них были четкими и совпадали. В этом примере Линда произвела впечатление об уровне приверженности Джо проекту на основе интерпретации, которую она сделала после отбора и организации поступающей информации. Знакомство с пунктуацией — важная часть проверки восприятия, о которой мы поговорим позже. Давайте теперь подробнее рассмотрим, как интерпретация влияет на процесс восприятия.

Интерпретация информации

Хотя выбор и систематизация поступающих стимулов происходит очень быстро и иногда без особого осмысления, интерпретация может быть гораздо более обдуманным и сознательным шагом в процессе восприятия. Интерпретация — это третья часть процесса восприятия, в которой мы придаем значение нашему опыту, используя ментальные структуры, известные как схемы. Схемы подобны базам данных сохраненной связанной информации, которую мы используем для интерпретации нового опыта. У всех нас есть довольно сложные схемы, которые со временем развивались по мере того, как небольшие единицы информации объединялись, чтобы создавать более значимые информационные комплексы.

У нас есть общая схема образования и того, как интерпретировать опыт общения с учителями и одноклассниками. Эта схема начала развиваться еще до того, как мы пошли в дошкольное учреждение, основываясь на том, что родители, сверстники и средства массовой информации рассказывали нам о школе. Например, вы узнали, что определенные символы и предметы, такие как яблоко, линейка, калькулятор и блокнот, ассоциируются с учебой или учителем. Вы узнали новые понятия, такие как оценки и перемены, и вы использовали новые методы, такие как выполнение домашних заданий, учеба и сдача тестов. Вы также установили новые отношения с учителями, администраторами и одноклассниками. По мере того, как вы продвигались в своем образовании, ваша схема адаптировалась к меняющейся среде. Насколько гладкой или тревожной является переоценка и пересмотр схемы, варьируется от ситуации к ситуации и от человека к человеку. Например, некоторые учащиеся относительно легко адаптируют свою схему при переходе из начальной школы в среднюю, в старшую школу и в колледж и сталкиваются с новыми ожиданиями в отношении поведения и академической активности. Другие учащиеся адаптируются не так легко, и сохранение своей старой схемы создает проблемы, поскольку они пытаются интерпретировать новую информацию через старую, несовместимую схему. Мы все были в подобной ситуации в какой-то момент нашей жизни, поэтому мы знаем, что пересмотр наших схем может быть стрессовым и что такой пересмотр требует усилий и обычно сопряжен с некоторыми ошибками, разочарованиями и расстройствами. Но способность адаптировать наши схемы является признаком когнитивной сложности, которая является важной частью коммуникативной компетенции. Таким образом, несмотря на то, что процесс может быть сложным, это также может быть время для обучения и роста.

Важно знать о схемах, потому что наши интерпретации влияют на наше поведение. Например, если вы выполняете групповой проект для класса и считаете члена группы застенчивым, основываясь на вашей схеме общения застенчивых людей, вы можете не возлагать на него обязанности по презентации в своем групповом проекте, потому что вы не думаете, что застенчивые люди застенчивы. хорошие ораторы. Схемы также направляют наши взаимодействия, обеспечивая сценарий нашего поведения. В целом мы знаем, как вести себя и общаться в зале ожидания, в классе, на первом свидании и на игровом шоу. Даже человек, который никогда не был на игровом шоу, может разработать схему того, как действовать в этой среде, посмотрев Цена правильная , например. Люди идут на многое, чтобы сделать футболки с умными надписями или действовать с энтузиазмом в надежде, что их выберут для участия в студийной аудитории и, возможно, станут участниками шоу.

Как мы видели, схемы используются для интерпретации поведения других и формирования впечатления о том, кто они как личности. Чтобы помочь этому процессу, мы часто запрашиваем информацию у людей, чтобы помочь нам поместить их в уже существующую схему. В Соединенных Штатах и ​​многих других западных культурах идентичность людей часто тесно связана с тем, чем они зарабатывают на жизнь. Когда мы представляем других или самих себя, род занятий обычно упоминается в первую очередь. Подумайте, как могло бы измениться ваше общение с кем-то, если бы он или она были представлены вам как художник, а не как врач. Мы делаем аналогичные интерпретации в зависимости от того, откуда люди, их возраст, раса и другие социальные и культурные факторы. Мы узнаем больше о том, как культура, пол и другие факторы влияют на наше восприятие, по ходу чтения главы. Таким образом, у нас есть схемы об отдельных лицах, группах, местах и ​​вещах, и эти схемы фильтруют наше восприятие до, во время и после взаимодействия. Когда схемы извлекаются из памяти, они выполняются, как компьютерные программы или приложения на вашем смартфоне, чтобы помочь нам интерпретировать мир вокруг нас. Точно так же, как компьютерные программы и приложения должны регулярно обновляться, чтобы улучшить их работу, компетентные коммуникаторы обновляют и адаптируют свои схемы по мере того, как у них появляется новый опыт.

«Получить реальность»

Полицейские, схемы и восприятие/интерпретация

Кабельные и сетевые телевизионные шоу в прайм-тайм, такие как франшиза «Закон и порядок» и Southland , уже давно предлагают зрителям заглянуть в жизнь закона правоохранители. COPS , первое и самое продолжительное реалити-шоу в прайм-тайм, а также более новые реалити-тематические и образовательные шоу, такие как The First 48 и Lockdown , предлагают более реалистичный взгляд на методы, используемые правоохранительными органами. Восприятие является важной частью набора навыков офицера. В частности, во время столкновений полиции с гражданами, когда напряженность может быть высокой, а время для принятия решений ограничено, офицеры полагаются на схемы, разработанные на основе личного опыта вне работы, а также обучения и опыта на работе (Rozelle & Baxter, 19).75). Кроме того, полицейским часто приходится делать выводы на основе неполной, а иногда и недостоверной информации. Итак, как же полицейские используют восприятие для выполнения своей работы?

Исследования изучали, как полицейские используют восприятие для вынесения суждений о чертах личности, правдоподобности, обмане, наличии или отсутствии оружия, среди прочего, и, как и вы и я, офицеры используют один и тот же процесс отбора, организации , и интерпретация. Это исследование показало, что офицеры, как и мы, полагаются на схему, которая помогает им принимать решения в условиях временных и ситуационных ограничений. С точки зрения отбора, ожидания влияют на восприятие офицера. На собраниях перед сменой офицеров информируют о текущих проблемах и «вещах, на которые следует обратить внимание», что дает им ряд ожиданий — например, марку и модель украденного автомобиля — которые могут определять их процесс выбора. Они также должны быть готовы к вещам, которые бросают вызов их ожиданиям, что не является профессиональным навыком, который многим другим профессионалам приходится учитывать каждый день. Они никогда не знают, когда остановка транспорта может превратиться в погоню, а кажущийся нежным человек может стать агрессивным. Затем эти ожидания могут быть связаны со стратегиями организации. Например, если офицер знает, что нужно быть настороже в отношении подозреваемого в совершении преступления, он будет активно распределять поступающую перцептивную информацию по категориям в зависимости от того, похожи ли люди на описание подозреваемого или нет. Близость также играет роль в работе полиции. Если человек находится в машине с водителем, у которого есть незарегистрированный пистолет, полицейский, скорее всего, решит, что у другого человека также есть преступный умысел. Хотя эти практики не являются плохими по своей сути, существуют очевидные проблемы, которые могут возникнуть, когда эти шаблоны становятся жесткой схемой. Некоторые исследования показали, что определенные предубеждения, основанные на расовой схеме, могут привести к ошибкам восприятия — в данном случае полицейские ошибочно воспринимают оружие у чернокожих подозреваемых чаще, чем у белых подозреваемых (Payne, 2001). Кроме того, расовое профилирование (подумайте о том, как профили похожи на схемы) стало проблемой, которая привлекла большое внимание после 11 сентября 2001 года, террористических атак и принятия иммиграционных законов в таких штатах, как Аризона и Алабама, которые подвергались критике как нацеленные на мигрантов. рабочих и других иммигрантов без документов. Как видите, сотрудники правоохранительных органов и гражданские лица используют один и тот же процесс восприятия, но такая карьера сопряжена с обязанностями и проблемами, которые подчеркивают несовершенный характер процесса восприятия.

  1. Какие коммуникативные навыки, по вашему мнению, необходимы сотруднику правоохранительных органов для эффективного выполнения своей работы и почему?
  2. Опишите встречу с сотрудником правоохранительных органов (если у вас не было прямого опыта, вы можете использовать гипотетический или вымышленный пример). Какими были ваши впечатления от офицера? Как вы думаете, как он или она относились к вам? Как вы думаете, какие схемы повлияли на каждую из ваших интерпретаций?
  3. Какие ошибки восприятия создают потенциальные этические проблемы в правоохранительных органах? Например, как следует использовать организующие принципы близости, сходства и различия?

Ключевые выводы

  • Восприятие — это процесс выбора, организации и интерпретации информации. Этот процесс влияет на наше общение, потому что мы по-разному реагируем на раздражители, будь то предметы или люди, в зависимости от того, как мы их воспринимаем.
  • Учитывая огромное количество стимулов, воспринимаемых нашими органами чувств, мы выбираем только часть поступающей информации для организации и интерпретации. Мы отбираем информацию на основе значимости. Мы склонны находить важные вещи, которые визуально или на слух стимулируют, и вещи, которые отвечают нашим потребностям и интересам. Ожидания также влияют на то, какую информацию мы выбираем.
  • Мы организуем информацию, которую мы выбираем, в шаблоны на основе близости, сходства и различий.
  • Мы интерпретируем информацию, используя схемы, которые позволяют нам придавать значение информации на основе накопленных знаний и предыдущего опыта.

Ссылки

Корен, С., «Принципы организации восприятия и пространственного искажения: гештальт-иллюзии», Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность 6, вып.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *