Что такое покров божьей матери: Покров Пресвятой Богородицы. Смысл, история и традиции

Покров Пресвятой Богородицы. Смысл, история и традиции

14 октября православные верующие отмечают один из самых почитаемых праздников

Считается, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь из Византии. Он отмечается каждый год 14 октября. Праздник Покров посвящен событиям, которые произошли не в годы жизни Божией Матери, поэтому он не входит в число 12 главных праздников церковного календаря. Однако этот день – один из самых значимых для православного вероучения.

Полное название праздника — Святой Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Точной даты и истории появления праздника нет. Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что события произошли 1 октября (14 октября по новому стилю) 910 года.

В основе праздника — предание о явлении Богородицы в Константинополе. На окраине города стоял Влахернский храм, в котором находились святыни — риза (т.е. покров) и пояс Божией Матери. По легенде, в то время столица Византии находилась в окружении неприятельских войск. Люди собрались в храме на всенощную и молились о спасении. Среди них был и Андрей Юродивый. В четыре часа ночи во время всенощной произошло явление Пресвятой Богородицы, которая в окружении святых шла по воздуху. Рядом с Нею были пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. В одних источниках рассказывается о том, что Богородицу увидели все молящиеся, в других — что Ее видели только Андрей и его ученик Епифаний. Богородица начала молиться, затем подошла к храмовому престолу, сняла омофор (покров, покрывало), который покрывал Ее голову, и раскрыла его над людьми. Ее покров и стал знамением о защите христиан от неприятелей. Надежды вскоре оправдались: враги без всякого кровопролития отступили от города.

Событие явления Богородицы описаны в житии Андрея Юродивого, годы жизни которого установлены лишь предположительно. До наших дней дошло более 110 греческих рукописей, где приводятся разные редакции жития, самая древняя из которых может относиться ко второй половине X века. Согласно житию, святой жил во времена императора Льва Великого (Мудрого). В версии, описанной в сборнике житий святых XVI века «Великие Четьи минеи», не указан ни день недели, ни число, сказано лишь, что видение произошло во время всенощного бдения во Влахернском храме. Епископ Димитрий Ростовский, живший в конце XVII века, описывал, что видение произошло в воскресенье.

Разные источники указывают разные данные о том, с кем вела войну Византийская империя в те годы. По одной из версий — с саранцами-мусульманами, по другой — с племенами русов или болгар.  

Мнения расходятся и о происхождении праздника. Высказывались различные версии о месте его появления. По одной из них, он пришел из Византии, по другой — Покров имеет русское происхождение. Вопрос о месте его появления остается открытым.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал особо почитаем на Руси еще в домонгольский период. В русском церковном учительном сборнике «Пролог» XII века содержится упоминание об установлении его празднования, а юродивого Андрея традиция Русской церкви считает славянином, жившим в Константинополе. Празднику Покрова посвящены одни из самых известных русских храмов — церковь Покрова на Нерли, построенная в XII веке князем Андреем Боголюбским, и собор Покрова на Рву, более известный как собор Василия Блаженного.

В славянском календаре Покров означал завершение сельскохозяйственных работ и наступление зимы. Хозяйки начинали готовить жилище к зиме. В это время часто выпадал первый снег. С этим связана поговорка: «Покров кроет землю то листом, то снегом». Покров ассоциировался с платком, покрывающим голову невесты, поэтому считался «девичьим праздником». С Покрова Богородицы на Руси начиналась череда свадеб. Семьи, созданные в это время, считались самыми крепкими и счастливыми. Также на Покров составляли прогноз погоды на предстоящую зиму. По одной из примет, если в этот день дует северный или восточный ветер, зима будет холодной, а если южный — зима будет снежной и мягкой. Переменный ветер на Покров предвещал переменчивую зиму.

На Покров хозяйки пекли блины. Но прежде, чем ставить блюдо на стол, обходили с тарелкой блинов весь дом и читали молитву Пресвятой Богородице. На 14 октября также пекли покровский каравай и угощали им родных и соседей. Остатки каравая сушили и убирали до начала Великого поста. Праздник принято было встречать весело, чтобы зима прошла незаметно и без сложностей.

  

Покров Богородицы — Русская вера

Покро́в Пресвятыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Приснодевы Марии празднуется 14 октября (1 октября по старому стилю). Этот праздник не входит в число двунадесятых, однако является одним из самых необычных и почитаемых. По благочестивому обычаю он относится к великим праздникам. Покров Пресвятой Богородицы известен на Руси со второй половины XII века. По преданию, этот праздник установил князь Андрей Боголюбский.

 

Содержание

  • Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника
  • Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение
  • Храмы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси
  • Старообрядческие храмы Покрова Пресвятой Богородицы
  • Покров Пресвятой Богородицы.  Иконы 
  • Народные традиции праздника Покрова Богородицы

 

Покров Пресвятой Богородицы. Событие и история праздника

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы верующие вспоминают чудо явления Богородицы известному христианскому святому Андрею, Христа ради Юродивому, и его ученику Епифанию. Описание этого видения приводится в житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих четьи-минеях святителя Макария Московского 2 октября по старому стилю, на следующий день после праздника Покрова. 

Стра́шно и чу́дно виде́ние честну́ю свя́тцу (т.е. честных святых  в славянском языке кроме единственного и множественного имеется двойственное число  прим. ред.) Андре́я и Епифа́ния, ка́ко ви́деста на возду́се святу́ю Богоро́дицу, прише́дшу Влахе́рну в святу́ю це́рковь с а́нгелы и с Предоте́чею и с Богосло́вцем Иоа́нном и с ине́ми мно́гими святы́ми. Наро́ду стоя́щу в це́ркве, ви́деста моля́щуся с слеза́ми к Сы́ну за ве́сь ми́р. И глаго́ла Андре́й к Епифа́нови: «Ви́диши ли Цари́цу и Госпожу́ все́х, моля́щися за́ мир?» Он же рече́: «Ви́жу, о́тче!» И покры́вши честны́м свои́м омфо́ром, светя́щися па́че еле́ктора 

лю́ди су́щая в це́ркве.

Согласно описанному видению, Богородица по воздуху пришла царскими вратами во Влахернскую церковь Константинополя в сопровождении ангелов, Иоанна Предотечи, Иоанна Богослова и сонма святых. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богородица сняла с головы омфор и держала над молящимися в церкви людьми. Омфор при этом сиял, как електор (от греч. ἤλεκτρον — янтарь, прим. ред.). Андрей Юродивый — будущий известный христианский святой, славянин, попавший некогда в византийский плен. Омфор или покров — женский головной убор, большое покрывало, закрывающее голову и плечи. Святые Андрей и Епифаний видели, как Богородица покрыла своим омфором всех людей, молившихся в храме, защищая их от бед и напастей — зримое выражение молитвенной помощи Богородицы, молящейся «со слезами к Сыну за весь мир».

Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей.


Библиотека Русской веры
Поучение на Покров Пресвятой Богородицы. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале


Покров Пресвятой Богородицы. Богослужение

Древнейшие русские стихирари (сборники стихер, праздничных песнопений) включают в себя и песнопения Покрову. На сегодняшний день известна самая ранняя служба Покрову Богородицы из минеи XIV века. А первые упоминания об этом празднике имеются в Прологах, сборниках поучительных текстов, которые датируются концом XII — началом XIII века. Уже к XV веку праздник Покрова получил общерусское распространение. В Великих четьих-минеях, составленных святителем Макарием, имеется уже не одно, а несколько похвальных слов на праздник Покрова, написанных в разное время. В XVI веке, при святителе Макарии, митрополите Московском и всея Руси (ок. 1482–1563), и первом русском царе Иване Грозном (1530–1584) праздник становится одним из самых почитаемых в русской Церкви.

Чувством радости и благодарности проникнуты церковные песнопения этого праздника. Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей. Вот как говорится об этом в праздничном тропаре:

Дне́сь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем, осеня́еми Богома́ти твои́м прише́ствием, и к твоему́ взира́юще пречи́стому О́бразу уми́льно глаго́лем, покры́и на́с честны́м Си амфо́ром, и изба́ви нас от вся́кого зла, моля́щи Сы́на своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да спасе́т душа́ на́ша

Русский текст:

Сегодня мы, православные люди, радостно празднуем, осеняемые, Мати Божия, твоим пришествием, и взирая на твой пречистый Образ с умилением просим, укрой нас честным твоим покровом, и избавь нас от всякого зла, молясь к Сыну своему, Христу Богу нашему о спасении душ наших.


Библиотека Русской веры
Канон Покрову Пресвятой Богородицы 

Читать онлайн


Кондак празднику:

Де́вая дне́сь предстои́т в це́ркви, и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу.  А́нгели со святи́тели покланя́ются, апо́столи же с проро́ки ликовству́ют. На́с бо ра́ди Богоро́дица мо́лит Христа́ Преве́чнаго Бо́га.

Русский текст:

Сегодня Девая предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, апостолы же со пророками ликуют. Потому что за нас молит Богородица Христа Превечного Бога. 

 

Храмы Покрова Пресвятой Богородицы на Руси

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. В 1165 году Андрей Боголюбский построил первый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы — церковь Покрова на Нерли. Этот белокаменный храм, всемирно известный памятник архитектуры, возведен на рукотворном холме среди заливного луга при слиянии рек Нерли и Клязьмы. Весной вода поднимается так высоко, что белокаменный храм оказывается стоящим на маленьком островке.

Храм Покрова на Нерли

После взятия Казани был построен собор Покрова на Рву, называемый в народе «собор Василия Блаженного». Первый временный, деревянный Покровский собор был построен осенью 1554 года. Строительство каменного собора продолжалось шесть лет, закончилось в 1561 г. До постройки в 1600 г. колокольни Ивана Великого, Покровский собор был самым высоким зданием в Москве.

Собор Василия Блаженного (храм Покрова на Рву)

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Покровский монастырь в Суздале. Основание монастыря относится к 1364 году. Активное каменное строительство в обители началось в XVI столетии. В первой четверти XVI века в Покровском монастыре возвели величественный собор, Святые ворота с надвратным Благовещенским храмом, церковь-колокольню во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и некоторые хозяйственные постройки. К сожалению, Покровский собор не миновали неуместные переделки. В XVIII веке древние своды были заложены четырехскатной кровлей, закрывшей центральный барабан почти на половину высоты. Главки получили нелепую форму вытянутых луковиц и вытянутые барабаны. Сильно пострадал декор стен. В 1923 году монастырь закрыли и разорили. В 1980-е годы в отреставрированных помещениях музейного комплекса разместились гостиничные номера и бары-рестораны. В соборе действовал концертный зал. РПЦ обитель вернули в 1992 году.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы Покровского монастыря в Суздале

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Покровский Зверин монастырь в Великом Новгороде. Самой старой из сохранившихся до наших дней построек монастыря является церковь Покрова. Она была заложена в 1335 году новгородским архиепископом Власием. Освящена в 1399 году. В последующие годы храм неоднократно обновлялся и перестраивался. В 1851 году рядом с церковью был похоронен русский писатель, государственный и общественный деятель Иван Матвеевич Муравьев-Апостол. В 1919 году Зверин монастырь был обращен в приходскую церковь. В 1920 году над приходом нависла угроза окончательного закрытия. В январе 1930 года решением властей деятельность прихода была прекращена. Покровский собор был возвращен верующим только в 1989 году.

Зверин Покровский монастырь в Великом Новгороде

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен храм в Великом Новгороде. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в западной части Кремля, вплотную примыкает к восточному фасаду кремлевской стены и Покровской башни. Первое летописное упоминание относится к 1305 году. В 1389 старая церковь была разобрана и на ее месте поставлен новый храм. В конце XVI века церковь Покрова построена заново, так как древняя кладка памятника относится именно к этому времени. В 1692-1693 гг. церковь Покрова была перестроена: сделаны новые барабаны, пробиты новые окна, сделана южная двухэтажная пристройка. С этого времени церковь Покрова становится одной из главных церквей Кремля и домовым храмом новгородских воевод. В конце XVIII века Покровская башня была превращена в тюрьму, а церковь Покрова стала тюремным храмом.  В 1860-х годах XIX века Покровская башня и церковь были приспособлены под губернский архив. В 1889 году Покровская башня и церковь были приспособлены под богадельню. Церковь серьезно пострадала в годы Великой Отечественной войны.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен храм Никольского Антониева Краснохолмского монастыря в с. Слобода Краснохолмского района Тверской области. Церковь была построена в период между 1590 и 1594 гг. Она была построена вместо трапезной церкви великомученика Димитрия Солунского. Белый камень для фундамента и извести ломали на Мологе своими монастырскими ломами, клиньями жолнами, которые сделаны были в Устюжине. Церковь была теплая, двухэтажная, длиной с полукружием для алтаря около 29 м, шириной около 13 м, толщина стен около 180 см. Длина собственно храма с алтарем, где могли проходить богослужения, составляла всего около 8 м 64 см. Остальное пространство занимала трапезная, келарская с двумя хлебными чуланами и паперть. В XIX веке церковь подверглась некоторой перестройке. Во второй половине 20-х годов XX столетия Антониева обитель прекратила свое существование. Монастырь начал подвергаться разорению: значительная часть церковных ценностей была изъята и вывезена, книжные и архивные коллекции разорены, изысканные, представляющие художественную и историческую ценность предметы культа, культуры и быта Средневековья и Нового времени утрачены, уцелело очень немногое. К 1930 году обитель была закрыта. Храмы и строения монастыря начали разбирать в конце 30-х годов. В 1960 году Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь Постановлением Совета Министров РСФСР как архитектурный объект был взят под охрану государства. В конце 1960-х годов на Никольском соборе проведены первые консервационные работы. В настоящее время храмы и другие строения монастыря нуждаются в срочных реставрационных работах.

Руины Краснохолмского Никольского Антониева монастыря в Тверской области. Справа, возле домов — стены Покровской церкви

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен Лихвинский монастырь в с. Доброе Тульской области. Обитель основана по одним сведениям в XIV  веке, по другим — в 1477 году. Из монастырских записок за 1564 год известно, что монастырь имел две шатровые церкви, одна во имя Зачатия Святой Анны, другая — Покрова Пресвятой Богородицы. В мае 1667 года началось строительство каменной соборной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянная Покровская церковь обветшала и была разобрана для монастырских нужд. Монастырь был закрыт в 1918 году. Сохранился собор и небольшие фрагменты стен. В 2015 принято решение о возобновлении монастыря.

Руины Лихвинского Покровского монастыря в с. Доброе Тульской области

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы был освящен храм в д. Болотово Псковской области. Существовавший в погосте Знахлицах Псковкого уезда каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы, относящийся к XIII веку, был весьма тесен для прихода. В 1898 году к храму был пристроен теплый придел во имя Преображения Господня, а в 1912 году притвор и колокольня из кирпича вместо прежней звонницы. На колокольне висело 4 колокола, самый большой из которых весил около 13 пудов.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в д. Болотово Псковской области

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в д. Сояла Пинежского района Архангельской области. Деревянная церковь была построена в 1605 году и перестроена в 1786-1790 гг. после разрушения молнией шатра. Церковь представляет восьмерик, завершавшийся шатром, с прямоугольными алтарем и притвором, перекрытыми бочками, охваченный галереей-гульбищем. При перестройках была обшита тесом, в 1879 году была выстроена новая деревянная колокольня. Церковь была закрыта не позже 1930-х гг. Позже разобраны галереи, рухнул шатер. Сейчас идет работа по консервации Покровского храма для последующего восстановления.

Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в д. Сояла Пинежского района Архангельской области

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Брянске, на Покровской горе. После упразднения, вероятно, в 1500 году самостоятельной Брянской Епархии Кафедральный Собор был переведен из Спасо-Гробовского храма в древний Покровский храм, находящийся в Брянской крепости. С этого времени он был наименован Покровским собором. На средства брянского помещика Е.Т. Алымова вместо старого деревянного храма в 1626 году был построен новый двухэтажный. Нижний храм был освящен в честь святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси. Верхний, летний храм, был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1798 году городским собором стал Преображенский храм Поликарпова монастыря, а Покровский собор стал приходским храмом, который с 1876 года был приписан к Преображенскому собору. В 1896 году Епархиальным начальством храм передан 144-му пехотному Каширскому полку и Богослужения в нем совершали полковые священники. В апреле 1919 года военный храм бывшего Каширского полка был закрыт и передан под школу. После закрытия здание храма неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных учреждений. Были снесены глава и колокольня. Богослужения в храме возобновились с 24 мая 1991 года.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Брянске, на Покровской горе

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, в Медведкове. После изгнания поляков из Москвы князь Д.М. Пожарский в 1620 году выстроил в своей родовой усадьбе Медведково деревянную Покровскую церковь. Каменный шатровый храм выстроен князем Пожарским в 1634–1635 гг. Храм был построен очень высоким, его подклет имеет четырехугольную форму и окружен арочными галереями. Над ним стоит четверик, выше — восьмерик, завершающийся шатром, окруженным маленькими луковичными главками по углам четверика и над алтарем. Ряды мелких кокошников дважды опоясывают основание восьмерика и основание шатра, что придает всему храму особую стройность и гармоничность. Храм в советское время не закрывался и сохранил свое убранство, святыни и колокола. Сейчас богослужения проводятся в верхнем храме.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, в Медведкове

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, в Покровском-Стрешневе. Церковь была построена в 1629 году. С этого времени и начинается история села Покровское. По переписной книге 1646 года в нем числится 8 крестьянских дворов. По другим источникам, вначале Покровская церковь была деревянной, каменный храм был построен позже, в 1646 году. Церковь много раз перестраивалась, отражая своим обликом доминирующие архитектурные направления разных времен. В середине XVIII века ей были приданы пышные черты стиля барокко и пристроена трапезная. А c 1822 года храм стоял, перестроенный в стиле ампир. В 1896 году он приобрел эклектические формы. Колокольня построена в 1770-х гг. Церковная ограда с парадным въездом и угловыми башнями была сооружена в конце XVIII в. В 30-е годы XX века церковь была закрыта, колокольня церкви частично разрушена. Богослужения в Покровской церкви возобновлены в 1994 году

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, в Покровском-Стрешневе

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, в Рубцове. Церковь датируется 1618 годом. Храм был дворцовым, с 1761 года стал приходским. Храм имеет подклеть, была открыта ходовая паперть на арках. В 1787 году построена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы, открытые паперти обращены в закрытые трапезные для приделов, заложены нижние арки под папертью. При храме была образована епархиальная община сестер милосердия. При общине был детский приют, аптека, амбулатория, дом призрения для престарелых, фельдшерские курсы и школа шелководства. В 1934 году храм был закрыт, разграблен, кладбище при храме разорено, высокая каменная ограда с воротами разрушена. Здание храма передали Метрострою под электромонтажные мастерские. Одно время использовалось под жилые помещения. В 1961-1962 годах была проведена реставрация храма. В 1992 году храм возвращен Церкви. В настоящее время Покровский храм является единоверческим. С 3 июля 2009 года при храме действует Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Москве, в Рубцове

Во имя Покрова Пресвятой Богородицы была освящена церковь Авраамиево-Городецкого монастыря в с. Ножкино Костромской области. Покровский собор — первое каменное строение Авраамиево-Городецкого монастыря и древнейшее из сохранившихся его зданий. Заложен он был в эпоху Смуты, в 1608 году, а достроен 23 годами позже. Освятили собор в 1632 году. Собор представлял собой четырёхугольную, одноэтажную, пятиглавую церковь с трапезной. Выполнял функцию летнего храма, в то время как зимой богослужения совершались в теплом храме в честь Рождества Христова, возведенном чуть позже (примерно в середине XVII века) и разобранном в XIX столетии. В советскую эпоху Покровский собор сильно пострадал, в нем размещалась машинно-тракторная станция, и стояли трактора. Ныне Покровский собор восстановлен.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы Авраамиево-Городецкого монастыря в с. Ножкино Костромской области

 

Старообрядческие храмы Покрова Пресвятой Богородицы

Большинство храмов на Руси освящались в честь Богородичных праздников. Эта традиция сохранилась и в старообрядчестве. Особенно много храмов старообрядцы освящали во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Связано это, по-видимому, с тем, что первый храм, построенный после раскола на Ветке, был Покровским.

Главный храм Русской Православной старообрядческой Церкви — Покровский собор на Рогожском кладбище, построенный в 1790-1792 гг. по проекту архитектора М. Ф. Казакова. Первоначально планировалось построить пятиглавый храм в стиле классицизма. Но его внушительные размеры могли затмить Успенский собор Московского Кремля, поэтому по приказанию императрицы Екатерины II проект скорректировали: из пяти глав оставили одну, убрали алтарную абсиду и понизили высоту здания. В результате этих переделок изнутри храм кажется больше, чем снаружи. До восстановления храма Христа Спасителя это был самый большой храм в Москве.

Покровский кафедральный собор Русской Православной старообрядческой Церкви на Рогожском кладбище

Кроме кафедральных соборов, и во многих приходских храмах сегодня престольный праздник: в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в городах Санкт-Петербурге, Барнауле, Ижевске, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Ржеве Тверской области, Миассе Челябинской области, Вереи Московской области и множестве других городов и сел России, Украины, Казахстана, Молдовы, Румынии, Болгарии и Канады.

Храм РПСЦ во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, г. Миасс Челябинской областиХрам РПСЦ во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, с. Стрельниково Костромской области

Кафедральный собор другого старообрядческого согласия, Русской Древлеправославной Церкви, также освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был построен в 1908-1910 годах общиной белокриницкого согласия. В советские годы был закрыт, передан в 1990 году общине Русской Древлеправославной Церкви.

Покровский собор Русской Древлеправославной Церкви (м. Павелецкая)

Также Покров является храмовым праздником для общин Русской Древлеправославной Церкви в городах Самаре и Белгороде, селах Новый Заган и Бичуры Республики Бурятия.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (РДЦ), с. Новый Заган (Бурятия)

Сегодня престольный праздник у поморской общины храма в Токмаковом переулке г. Москвы и множестве приходов России, Белоруссии, Молдовы, Украины и стран Балтии. В США храмовый праздник отмечают одновременно белокриницкая и поморская общины г. Вудбурн (штат Орегон).

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (ДПЦ). Белгород

 

Покров Пресвятой Богородицы. Иконы

Иконография Покрова основывается на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы. Самые древние на Руси изображения праздника Покрова XIV веку. Известны две основные иконографические традиции Покрова — «суздальская» и «новгородская». На одних иконах Богородицу изображают перед храмом, она сама простирает свой омфор надмолящимися.

Покров Богородицы. Фреска Ферапонтова монастыря. Дионисий, 1502 годПокров Богоматери. Первая половина XVI века. Собрание Вологодского музея-заповедника. В точности повторяет икону из Зачатьевской церкви Покровского монастыря в Суздале

На других иконах Богородица изображается стоящей внутри храма и молящейся вместе с другими людьми, а омофор поддерживают ангелы.

Покров Пресвятой Богородицы. Около 1399 г. Новгород

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

«Покров Богородицы» из Воскресенского Горицкого монастыря. XVI векПокров Богородицы с клеймами. XVI век. Устюженский краеведческий музейПокров пресвятой Богородицы/ Современная старообрядческая икона. Мастерская Борисов в Коломне

 

Народные традиции праздника Покрова Богородицы

В народной традиции с Покрова начиналась пора свадеб — после сбора урожая, когда были окончены основные полевые работы, имелось достаточно времени и продуктов для угощения. Поэтому праздник Покрова считается покровителем свадеб, и это был как бы девичий праздник. Девушки-невесты старались в этот день непременно пойти к службе, поставить свечу перед образом Покрова Богородицы, причем была уверенность, что девушка, первая поставившая свечу, и замуж выйдет раньше всех. 

Отсюда и народная поговорка: «Покров-праздничек, покрой землю снежком, а мою голову венцом». С этого времени девушки устраивали вечерние посиделки с рукоделием.

Также считалось, что с этого времени начинается зима, выпадает первый снег, покрывая землю. Начинали топить печи, конопатили избы, «закармливали» на зиму скот. В этот день скотине отдавали последний сноп с последней полосы, который назывался «пожинальником». Этот сноп во время уборки хлеба дожинали непременно всей семьей, и потом хранили в переднем углу избы до Покрова. В этот день его скармливали скотине, надеясь тем самым предохранить ее от зимней бескормицы и всех напастей, которые могли подстерегать в самое тяжелое и суровое время года.

Богородица Мария Обложка B ENG – Diocesan

Мария Богородица Обложка B ENG

Бесплатно

Эти обложки бюллетеней предлагаются за бесплатно при покупке соответствующего баннера. Ссылки для скачивания будут отправлены вам по электронной почте, когда ваш баннер будет отправлен.

Количество

Богородица Мария Крышка B ENG количество

НАША ГАРАНТИЯ И БЕСПЛАТНЫЙ ВОЗВРАТ подробнее

Обратитесь в службу поддержки клиентов в 877-212-7317

Артикул: MMOG_19_B_ENG_CVR

  • Напечатано в США
  • Эксклюзивный дизайн
  • 100% гарантия качества

Информация о продукте

Вопросы и ответы

Можете ли вы помочь мне с дизайном или компоновкой?

Конечно можем! Diocesan Design — это наше собственное дизайнерское агентство, которое поможет вам всем, чем может. Просто позвоните нам по телефону 800-994-9817 или посетите веб-сайт Diocesan Design, чтобы узнать больше.

Легко ли пользоваться Evangelus?

Очень просто. Сделать Evangelus простым в использовании — цель номер один. Мы тесно сотрудничаем с приходскими офисами уже более 65 лет. Мы знаем, с какими препятствиями и ограничениями вы сталкиваетесь каждый день. Evangelus создан для вас. Простой, легкий и мощный.

У нас небольшой приход, нам это надо?

Да! Evangelus идеально подходит для небольших приходов. (Средние и большие тоже!) Он прост в использовании и управлении для небольших приходских офисов. Evangelus также экономит время администраторов прихода, поскольку с одного места можно легко публиковать в нескольких местах одно сообщение.

Соответствует ли требованиям Evangelus безопасная среда?

Evangelus следует всем рекомендациям по обеспечению безопасности окружающей среды. Мы также выходим за рамки обычных правил обмена сообщениями и не разрешаем прямые сообщения лицам младше 18 лет.

Сколько сообщений я могу отправить?

Сколько хотите! Общайтесь с любым количеством людей и так часто, как вам нужно. Самое приятное, что цена остается прежней. Итак, отправьте!

Повышается ли моя цена, если я отправляю много сообщений?

Нет, это не так. Вы всегда платите один и тот же низкий тариф, независимо от того, сколько сообщений вы отправляете. Постоянное общение является ключом к росту прихода. Итак, отправьте!

Вы проводите обучение?

Да, конечно. Наш персонал службы поддержки всегда готов помочь упростить каждый шаг. Есть вопросы, позвоните нам по телефону 800-994-9817.

Нужно ли мне устанавливать какое-либо программное обеспечение?

Нет.

Evangelus полностью основан на веб-интерфейсе, и все функции работают на настольных компьютерах, мобильных устройствах и планшетах.

Поставляется в собранном виде?

Если вы заказали баннер с подставкой, баннер будет установлен и готов к показу. Все, что вам нужно сделать, это вставить шест и потянуть баннер вверх. Если в вашем приходе уже есть стенд, ваш баннер будет доставлен с нижней перекладиной, которую можно быстро и легко вставить в стенд.

Что означает «Система быстросменных подставок»?

Система быстросменных подставок — это наш эксклюзивный дизайн, который позволяет вам использовать любой из наших баннеров без покупки дополнительной подставки для каждого баннера. Это позволяет быстро, легко и экономично доносить до прихожан различные сообщения круглый год.

Могу ли я сделать заказ по телефону?

Да, просто позвоните нам по телефону 877-212-7317.

Какой размер баннера?

Размеры баннера

составляют 33 дюйма в ширину и 84 дюйма в высоту.

Легко ли поменять баннер на стенде?

Баннеры прочны и просты в установке и перемещении. Система «Quick Change» специально разработана для простоты использования; вы просто снимаете торцевую заглушку на подставке и вставляете новый баннер. Затем вы заменяете заглушку и разворачиваете баннер для показа. Это действительно быстро и просто!

Кому звонить с вопросами?

Наша служба поддержки готова ответить на любой ваш вопрос. Позвоните нам по телефону 800-994-9817 .

Powered by HTML5 Часто задаваемые вопросы

Отзывы клиентов

Еще нет отзывов клиентов.

Только зарегистрированные клиенты, которые приобрели этот продукт, могут оставить отзыв.

Magnificat Обложка месяца

Toggle Nav

Издание для США

  • Международное английское издание
  • Французское издание
  • Испанское издание
  • Издание для Америки
  • Немецкий Auflage
  • Летувос издание
  • Словенская газета
  • Эдиция Польска
  • канадское издание

Меню

Учетная запись

Это Благовещение иллюстрирует престижную иллюминированную рукопись , заказанную примерно в 1530 году Симоном Бенингом (ок. 1483–1561) влиятельным кардиналом Альбрехтом фон Бранденбургским (1490–1545), архиепископом Майнца, курфюрстом и архиканцлером. германской Священной Римской империи. Кардинал был другом и щедрым покровителем художников (особенно Кранаха и Грюневальда) и поначалу поддерживал реформу церкви, которую требовали «евангелисты» (так называли протестантов в Германии), но в конце концов остался верен римскому католической церкви и занял позицию одного из самых ярких противников Мартина Лютера (1483–1546).

Рожденный во времена непреодолимого подъема книгопечатания (Библия Гутенберга восходит к 1450 году) и сопровождавшего его искусства ксилографии, Симон Бенинг, звезда школы Брюгге (Бельгия), исполнил лебединую песню миниатюра (картина красками на основе свинца, «миниум», используемая для украшения рукописей), доведя это искусство до своего наивысшего художественного уровня, прежде чем оно исчезло. Обратите внимание, что три из шести его дочерей сделали успешную карьеру художников или торговцев произведениями искусства. Один из них, Левина, даже стал официальным миниатюристом при дворе Англии и сменил Ганса Гольбейна Младшего на посту портретиста короля Генриха VIII.

Момент, когда Слово стало плотью

Мария находится в своей комнате, аллегорически изображенной как грандиозное сооружение, означающее, что это Храм, который отныне будет приютить новое Святое Святых, место, где Бог делает себя действительно представленным миру способом, превосходящим все, на что может надеяться человеческий разум. Действительно, восседая на низком табурете, скрестив руки на сердце, Мария только что ответила ангелу: Да будет Мне по слову Твоему . Вот она, запечатленная художником в тот невыразимый момент, когда Слово воплотилось в ее девственном чреве.

Ангел Гавриил изображен парящим неподвижно. В левой руке он держит что-то похожее на скипетр, который в действительности напоминает жезл или жезл, который вестники в Византии имели при себе, когда шли по улицам, возвещая торжественные воззвания императора. По краю его мантии вышиты слова, которые он только что обратил к Деве Марии. На голове у него золотая корона: кольцо из геральдических лилий — в честь Непорочной — с крестом спереди. Поскольку на карту поставлено спасение мира, объявление о материнстве Марии происходит уже под крестным знамением. Согласие Марии на ее божественное материнство — это также ее согласие на меч, который пронзит ее сердце.

Инаугурация нового и вечного завета

На полу в делфтской вазе букет цветов, которые символизируют выдающиеся качества Девы Марии, прежде всего лилия чистоты и смирение луговые цветы. Рядом зритель обнаруживает вроде бы заброшенный бархатный мешочек, в котором в те времена хранили драгоценную рукопись, Часовник или Библию. В этом лежала книга Ветхого Завета, стоящая на столике рядом с Девой Марией. Этот мешок пуст и лежит на земле, чтобы показать, что ветхий завет устаревает именно потому, что он невыразимо исполнен Воплощением Сына Божия во чреве Девы Марии. И все же филактерия выскользнула из мешка; на нем написано это пророчество из Книги Исайи:  Вот, Дева зачнет и родит сына  (Ис 7:14). Вместо того, чтобы смотреть на ангела или даже читать пророчество, Мария созерцает лежащую на коленях книгу, в которой записано — можно сказать, в прямом эфире — начало Евангелия и открытие нового и вечного завета.

Корзина для шитья позади Пресвятой Богородицы отсылает к старинным изображениям, появившимся еще в романский период, особенно в Базилике Святой Марии Маджоре, изображающей Пресвятую Богородицу с прялкой, прядущую лен. В тот момент, когда она была удивлена ​​визитом ангела, Мария ткала белую ткань, которая станет плащаницей Христа. Здесь мы видим начало этой ткани, свисающей с края корзины.

В углу, за ангелом в глубине комнаты, художник изобразил нишу с неиспользованной супружеской кроватью. Цель этого символа — дать понять всем, что действительно имело место зачатие сына человеческого, но без брачных отношений, которые естественным образом приводят к этому результату.

Наконец, через окно зритель видит огороженный сад, hortus conclusus  Песни Песней (4:12), прообраз Девы Богородицы:

   Hortus conclusus soror mea, sponsa;
hortus conclusus, fons signatus
. (Вульгата)

            Моя сестра, моя супруга, это закрытый сад;
            Сад огорожен, фонтан запечатан. (Дуэ-Реймс)


Благовещение, Саймон Бенинг (ок. 1483–1561), Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния, США. Цифровое изображение предоставлено программой открытого контента Getty.

Откройте для себя Magnificat

Подписаться на Magnificat

Запрос образца копии

Запрос рекламных копий

Посмотреть пример проблемы

Художественные комментарии

Редакционная статья месяца

отца Себастьяна Уайта, o.p.

Через десять дней в этом месяце мы услышим на мессе притчу о злых арендаторах, которые во время сбора урожая отказывают землевладельцу в его продуктах, доходя до того, что избивают и убивают его слуг и, наконец, его сына и наследника.

Хотя я не библеист, эта история является явной аллегорией собственной неспособности первосвященников и фарисеев принять Сына Божьего и принести плод истинной праведности — они знали, что он говорил о них, мы говорится, что ведет к расширению Царства Божия и включению в него язычников (ср. Рим. 11:11).

Как бы то ни было, мы не можем удобно ограничить притчу ее историческим контекстом. Разве мы все не арендаторы или управители того, что дал нам Бог? Само наше существование — это дар, заем от Творца. Что у вас есть, чего вы не получили? Святой Павел спрашивает в 1 Коринфянам 4. Господь есть Бог, Он сотворил нас, мы Ему принадлежим, поет Псалом 100. Он справедливо ожидает от нас плода жизни веры и милосердия.

К сожалению, как указывает Катехизис, «грех восстает против любви Божией к нам и отвращает от нее наши сердца… Это непослушание, бунт против Бога из-за желания уподобиться богам (Быт. 3:5)». И действительно, в этом заключается великая ирония, которую мастерски раскрывает притча: юношеский бунт человечества против Бога, в Котором мы живем, движемся и существуем (Деян. мы освобождаемся от зависимости от него, мы можем найти счастье на наших собственных условиях.

Любящий помещик

Обратите внимание, что притча начинается с описания инициативы помещика: он посадил виноградник, обнес его изгородью, выкопал в нем точило и построил башню. Далеко не отстраненный инвестор, этот человек является главным инициатором, лично участвующим с самого начала, чтобы убедиться, что виноградник полностью оборудован, прежде чем сдать его в аренду.

Кроме того, нет ничего, что указывало бы на то, что землевладелец ожидал от арендаторов несправедливой суммы. Так что жаловаться им было не на что — они арендаторы, а не рабы. Если бы помещик насильно вытащил их из дома и с лучшей работы, если бы дал им негодный участок и никаких инструментов, тогда эти люди имели бы полное право злиться. Напротив, у них было все необходимое. И, как ясно из притчи, землевладелец может сдать свой виноградник в аренду другим арендаторам. Эти мужчины не единственные доступные фермеры. Они были избраны.

Напомним также, что помещик немедленно отправляется в путешествие. Так что он не властный или подлый босс. Арендаторы могут каждое утро вставать с облагораживающим убеждением, что помещик доверяет им и наделил их свободой. И, как мне хотелось бы представить, они, конечно же, могли время от времени бесплатно пробовать продукт (конечно, исключительно в интересах контроля качества).

По глупости мужчины до сих пор отказывают помещику в том, что принадлежит ему по праву. Они хотят украсть наследство, объявить его своей собственностью, хотя они уже участвуют в нем, хотя и в подчиненном порядке, как арендаторы.

Что это значит для нас

«Жильцы не хотят иметь хозяина», — сказал однажды Папа Бенедикт XVI, назвав их «зеркалом нас самих. Мы, мужчины и женщины, которым творение как бы доверено для управления им, узурпировали его. Мы сами хотим доминировать в нем от первого лица и сами по себе. Мы хотим неограниченного владения миром и собственной жизнью. Бог на нашем пути». Эрасмо Лейва-Мерикакис в своем искусном комментарии к Евангелию от Матфея объясняет, что такая тенденция не всегда означает прямое отрицание Бога. «Немногие, если кто-либо из нас, — говорит он, — действительно взяли бы Иисуса, выбросили его из виноградника и убили. Но у нас есть гораздо более тонкие способы изгнать Бога из центра наших сердец, чтобы мы больше не могли быть сожжены и преобразованы Огнем Милосердия».

Должен признаться, как легко попытаться защитить себя от радикального и всеобъемлющего послушания Богу и Его плану, ограничить то, что Богу разрешено требовать от меня. «В конце концов мы должны честно встретиться лицом к лицу с великим или/или верой, — продолжает Лейва-Мерикакис, — либо я позволяю Богу полностью управлять моей личностью и всеми моими способностями, интересами, страстями и намерениями, либо присутствием Бог в моей жизни и сама мысль о Боге и вере становятся величайшей неприятностью и раздражителем, какие только можно себе представить».

От отвержения к краеугольному камню

«Из смерти Сына рождается жизнь», — продолжил Папа Бенедикт. «Возводится новое здание, новый виноградник. Тот, кто в Кане превратил воду в вино, превратил Свою Кровь в вино истинной любви и, таким образом, превратил вино в Свою Кровь. В Верхней комнате он предвидел свою смерть и превратил ее в дар самого себя в акте радикальной любви. Его Кровь — это дар, это любовь, а значит, это истинное вино, которого ждал Творец. Таким образом, сам Христос стал виноградной лозой, и эта виноградная лоза всегда приносит добрые плоды: присутствие Его любви к нам, которая неистребима».

В конце концов, драгоценный плод любви и послушания, который арендаторы отказываются предложить — от которого мы отказываемся во грехе, — обретается в пролитой крови самого Сына. Отвержение и распятие собственного возлюбленного Сына Божия, в котором полностью проявляется «счастливая вина», о которой Церковь воспевает в пасхальном Exsultet, принесло нам благодать стать на всю вечность наследниками Бога и сонаследниками Христу (Рим.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *