Что такое причинно следственная связь в истории: Причинно-следственные связи в историческом сочинении — Историческое сочинение — Решебник заданий ЕГЭ — Все статьи

в чем разница? — Соцсети на vc.ru

Я люблю данные, и мне нравится их изучать. Поэтому специально для digital-агентства «Интериум» я перевел статью emplifi. io о различии между корреляцией и причинно-следственной связью. Анализируя, например, данные из соцсетей, и, спутав корреляцию и причинно-следственную связь в действиях пользователей или развитии трендов, можно прийти не к тем выводам. Давайте разберёмся, а в конце небольшой пример из нашей практики.

4104 просмотров

Существует немало статей, в которых содержатся дикие, часто насмешливые выводы, полученные в результате двух сильно коррелирующих наборов данных. Например, Harvard Business Review однажды рассмотрел примеры, показывающие «возможность» того, что:

  • Тратя больше денег на просмотр спортивных матчей, вы снижаете вероятность употребления кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы.

  • Чем больше продано iPhone, тем больше людей погибнет, упав с лестницы.

Это крайние примеры. Корреляция не обязательно подразумевает причинно-следственную связь, и эти примеры показывают опасность непонимания разницы между корреляцией и причинно-следственной связью в реальном мире. В этих случаях требуется дополнительная проверка, прежде чем корреляцию можно будет квалифицировать как причинно-следственную связь.

В чем разница между корреляцией и причинностью?

Начнем с основ. Каково определение причинно-следственной связи по сравнению с корреляцией?

Что такое корреляция?

Австралийское бюро статистики дает отличное определение корреляции:

«[Это] статистическая мера (выраженная в виде числа), которая описывает размер и направление взаимосвязи между двумя или более переменными».

Другими словами, изменение одной переменной обычно отражается положительным или отрицательным изменением другой.

Какие существуют типы корреляций?

  • Положительная корреляция: переменные A и B движутся в одном направлении.

    Например, по мере увеличения переменной A растет и B.

  • Отрицательная корреляция: переменные A и B движутся в противоположных направлениях. Например, когда переменная A увеличивается, B уменьшается.

  • Нет корреляции: нет очевидной связи между переменными A и B.

Положительная корреляция, отрицательная и её отсутствие 

Сила линейной связи между двумя переменными, также называемая коэффициентом корреляции, может варьироваться от -1 (отрицательная корреляция) до 1 (положительная корреляция). Чем ближе коэффициент корреляции к -1 или 1, тем сильнее связь. А коэффициент, равный 0, указывает на отсутствие корреляции между двумя переменными.

Однако корреляция не обязательно означает, что переменные обязательно связаны. Это подводит нас к причинно-следственной связи…

Что такое причинно-следственная связь?

Австралийское статистическое бюро определяет причинно-следственную связь следующим образом:

«…одно событие является результатом возникновения другого события, т. е. существует причинно-следственная связь между двумя событиями. Это также называется причиной и следствием».

Другими словами, действительно ли одна переменная влияет на другую?

Примеры причинно-следственной связи и корреляции

Есть такой развлекательный ресурс Spurious Correlations, который делится примерами, демонстрирующими тесную взаимосвязь между переменными, которые не вызваны одна другой. По крайней мере, этих взаимосвязей быть не должно.

Показательный пример: употребление маргарина влияет на количество разводов в американском штате Мэн?

Диаграмма, показывающая сильную корреляцию между уровнем разводов в штате Мэн и потреблением маргарина. Источник: tylervigen.com

Продолжая примеры с едой, может ли сыр быть секретным топливом, которое питает инженеров-строителей в их исследованиях?

Диаграмма, показывающая сильную корреляцию между потреблением сыра моцарелла и количеством присужденных докторских степеней в области гражданского строительства.  Источник: tylervigen.com

Обе диаграммы показывают сильную корреляцию между зависимыми и независимыми переменными. Однако это, вероятно, классические случаи, когда «корреляция не подразумевает причинно-следственной связи». Если, конечно, маргарин действительно не является щекотливой темой для пар в штате Мэн или появились новаторские эффекты употребления большого количества сыра.

Почему важно знать разницу между корреляцией и причинно-следственной связью?

Приведенные выше примеры корреляции и причинно-следственной связи показывают, что правильное понимание разницы имеет решающее значение.

Авинаш Кошик, евангелист цифрового маркетинга в Google, в 2016 году писал о том, что непонимание разницы может быть очень проблематичным. Кошик обратил внимание на статью The Economist, в которой утверждалось, что употребление большего количества мороженого может повысить баллы учащихся по шкале чтения PISA.

«Для нормальных людей (не аналитиков) эти график и статья выглядят правдоподобно. В конце концов, это уважаемый сайт и уважаемая команда. О, и посмотрите, есть красная линия, что-то похожее на правдоподобное распределение и R-квадрат!»

Авинаш Кошик

Но Кошик хочет, чтобы мы больше думали об имеющихся данных и не принимали вещи за чистую монету.

Он указывает, что нет ничего, что могло бы обосновать причинность того и другого, несмотря на разумную корреляцию. Может показаться, что существует связь, связывающая IQ с потреблением мороженого. Тем не менее, данные не раскрывают ничего, кроме этой очевидной корреляции.

Смелые заявления

В нашей повседневной жизни мы сегодня имеем доступ к большему количеству данных, чем когда-либо прежде. Решения, мнения и даже бизнес-стратегии могут зависеть от нашей способности различать их.

Кошик использует приведенный выше пример, чтобы напомнить людям о необходимости более скептически относиться к утверждениям, которые делают смелые выводы на основе коррелирующих данных. Он призывает читателей смотреть глубже и избегать простых решений.

«Наша работа состоит в том, чтобы быть скептичными, копать и понимать, тыкать и подталкивать, и отвергать возмутительно неправильное, а если оно не является возмутительно неправильным, то выяснить, насколько оно может быть правильным, чтобы вы могли дать обоснованную рекомендацию»

Авинаш Кошик

Причинно-следственная связь и корреляция также являются темой, которую Майкл Молнар исследует в статье Forbes. Молнар предупреждает, что:

«Путаница корреляции с причинно-следственной связью не является скрытой проблемой, но она становится все более проблематичной по мере увеличения объема данных и повышения мощности компьютеров… она затрагивает суть того, что мы знаем — или думаем, что знаем — о том, как устроен мир».

Майкл Молнар

Может быть трудно установить причинно-следственную связь между двумя переменными. Часто необходимы рандомизированные контролируемые опыты и другие статистические тесты, чтобы проверить, действительно ли одна переменная влияет на другую.

Более того, хотя корреляции могут быть полезными показателями, они имеют ограничения. Как мы увидели в приведенных выше примерах корреляции и причинно-следственной связи, это обычно связано с измерением линейной зависимости.

Правильная корреляция и причинно-следственная связь

В сегодняшнем мире, управляемом данными, важно более скептически относиться к конкретным выводам, прежде чем делать смелые заявления, предлагает Кошик. Как мы можем это сделать? Дальнейшее исследование и, по возможности, дополнительное тестирование.

Внешние факторы (называемые «вмешивающимися факторами» или «скрытыми переменными») иногда могут влиять на одну или две переменные в изучаемой нами корреляции. Например, некоторые исследования обнаружили связь между потреблением кофе и риском развития рака легких. Однако было обнаружено, что «курение» может быть потенциальной искажающей переменной в результатах, как показывает один метаанализ этих результатов. Как уже упоминалось, как и в случае с другими ключевыми выводами, дальнейшие исследования могут помочь прояснить контекст, лежащий в основе корреляций.

Проверка на причинно-следственную связь является сложной задачей. Тем не менее, тут может помочь экспериментальный дизайн. Здесь исследователь может проверить гипотезу таким образом, что он может контролировать одну переменную (независимую переменную) и измерять ее влияние на другую переменную (зависимую переменную). Самое главное, это может помочь им контролировать возможные помехи, чтобы избежать потенциальной систематической ошибки в их результатах.

У нас в «Интериум» был случай, когда мы собрали статистику по отзывам на филиалы одной организации на Яндекс.Картах. Обнаружилась сильная корреляция между рейтингом по 5-балльной шкале и количеством отзывов: чем их больше, тем хуже рейтинг у филиала. Любопытно, но лучше перепроверить связь иными способами. После обсуждения ситуации с клиентом, подробного изучения текстов отзывов и принятия во внимание специфики отрасли (это была социальная сфера), стало понятно, что причинно-следственная связь всё же есть. Это не та сфера, где люди будут часто рассказывать о позитивном опыте, зато с большой вероятность пойдут в интернет жаловаться.

Для некоторых это единственный доступный механизм воздействия.

Подытоживая можно сказать, что при работе с социальным сетями и данными из них, наткнувшись на любопытную корреляцию в поведении пользователей или распространении инфоповода, всегда стоит остановиться на минуточку и подумать, а есть ли тут связь? И стоит ли принимать решение о, например, активации коммуникации в этом ключе и привлечении именно этой ЦА, или все же взаимосвязь была иллюзией?

Причинно-следственные связи для малышей — Дошкольник «ONLINE»

Приветствуем вас, уважаемые родители!

В мире нет   ничего случайного, в нем каждое событие связано причинно-следственной связью. Все мы знакомы с понятием причинно-следственных связей: опустил руку в горячее – обжегся, наступил на грабли – они ударили вас по лбу. С причинно-следственными связями мы сталкиваемся на каждом шагу.

Причинно-следственная связь – связь между явлениями, при котором одно явление, которое является причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление – следствие.

Ребенок 5—7 лет владеет достаточным объемом представлений об окружающем мире и может оперировать имеющейся у него информацией, довольно легко устанавливать прямые и обратные связи между объектами и явлениями, которые ему хорошо знакомы.

В старшем дошкольном возрасте дети уже достаточно хорошо умеют анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления, т.е. сформированы основы для освоения действия установления причинно-следственных связей и зависимостей уже на более высоком уровне, нежели на предыдущих возрастных этапах дошкольного детства.

Предлагаем вам игры, направленные на развитие причинно-следственных связей у ребенка 5-7 лет.

Игра «Почему это произошло?»

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.
Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.

Игра «Что может произойти, если…»
• Если положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то … .
• Если летом пойдет снег, то … .
Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.

Игра «Что тяжелее?»

В этой игре  нужно будет разобраться,  какие предметы тяжелее других, а какие легче.

Взрослым-то хорошо, для них понятно, что книжка весит больше, чем карандаш, а стол тяжелее стула. Перейдите по данной ссылке и играйте вместе с ребенком:

http://igraem. pro/igry-dlya-malyshej/chto-tyazhelee/

Игра «Найди связь»

Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило.

Например:
Шишка упала с елки. — Автобус не пришел вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе, выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.

Это варианты предложений, которые можно предложить ребенку:

  • Котенок подошел к блюдечку. — Мальчик не выучил уроки.
  • Утром отключили воду. – Папа опоздал на работу.
  • Дворник чистил весь день дорожки от снега. — Мама опоздала на работу.
  • Все прохожие промокли. — Наконец-то вылезли первые первоцветы из земли.
  • Мама купила вкусный арбуз. — Папа, наконец-то поменял колесо на машине.
  • Многие ученики заболели. — Окна покрыты инеем.
  • Мама устроила дома праздник. — Мальчик получил хорошую оценку.

Игра «Что сначала, что потом?»

Важный момент при развитии ребенка, его подготовки к школе, научиться определять последовательность событий. Для тренировки подойдет дидактическая игра «Что сначала, что потом?». Карточки нужно распечатать, разрезать на квадратики и предложить ребенку определить, что сначала, а что потом. Не торопите ребенка, пусть хорошо подумает, включит логику, объяснит свою точку зрения, а потом у него будет получаться все быстрее и легче. Для деток 6-7 лет можно предложить по расставленным в логическом порядке картинкам составить небольшой рассказ в качестве развития речи.

(Кликните на картинку, чтобы увеличить ее в размерах)

Играйте в эти замечательные игры и развивайте воображение ваших детей!


Материал подготовлен Исламовой Р. А. (специалист МАУ ИМЦ «Альтернатива»)

 

 

Что такое историческая причинность? — Синоним

ОКЕАН МАЛАНДРА
25 ИЮНЯ 2018
КЛАСС

«Все, что становится или изменяется, — сказал Платон, — должно делать это благодаря какой-то причине, ибо ничто не может возникнуть без причины». Историческая причинность — это попытка проследить текущие и исторические события до их первопричин. Например, философ Бертран Рассел проследил причину индустриализации через европейское Возрождение, падение Константинополя, вторжение турок и, наконец, социальный распад в Средней Азии. Историческая причинность пытается найти объяснение изменениям и часто также используется для предсказания событий путем прогнозирования влияния текущих событий на будущие ситуации. Представления об исторической причинно-следственной связи со временем сильно изменились, но этот предмет всегда был в центре нашего понимания нашего мира.

Изучить эту статью

  • Древние представления об исторической причинности
  • Историческая причинность в Средние века
  • Историческая причинность в эпоху разума
  • Историческая причинность в Новое время

1 Древние представления об исторической причинности

Древние представления об исторической причинности часто связывались с метафизическими и мифологическими представлениями о том, как устроен мир. Древние греки, например, верили, что судьба и предначертание вызывают такие события, как приход вождя к власти и исход войн. Несколько греческих философов, в том числе Платон и Аристотель, пытались сформулировать более систематические идеи причинности. Аристотель разработал исследование причин событий, состоящее из четырех частей, которое включало прослеживание их до исходной идеи в чьей-то голове.

2 Историческая причинность в Средние века

В христианской Европе многие мыслители пытались примирить прежние идеи философов о причинности с мировоззрением, согласно которому все вещи в конечном счете происходят от Бога. Для Фомы Аквинского не только все вещи имели внутреннюю причину, созданную Богом, но все вещи были просто исполнением Божьего плана.

3 Историческая причинность в эпоху разума

С открытием законов физики и механических представлений о природе реальности европейские представления об исторической причинности коренным образом изменились. Ньютон явно нападает на причинность как на первичную силу, заявляя, что «любое движение, которое происходит в соответствии с первым законом движения, является беспричинным событием». Другие мыслители пересмотрели исторические события в новом свете, отметив, что изменение определенных переменных могло привести к другим историческим результатам. «Нос Клеопатры» Паскаля — один из самых известных примеров этого: он утверждал, что если бы нос египетской царицы был хоть немного короче, Марк Антоний не нашел бы ее достаточно красивой, чтобы бросить свою римскую жену, и мир бы быть другим местом.

4 Историческая причинность в Новое время

Со времен научной революции идеи об исторической причинности, как правило, следовали за идеями Паскаля, что даже самое незначительное событие может драматическим образом сформировать великую схему вещей. Это проявляется в передовых идеях, таких как «теория хаоса», согласно которой даже взмах крыльев бабочки может влиять на обстоятельства на другом конце мира — известный как «эффект бабочки». В современных книгах-бестселлерах, таких как книга Джареда Даймонда «Коллапс: как общества решают потерпеть неудачу или преуспеть», последние открытия археологии и естественных наук используются для того, чтобы проследить историческую причинно-следственную связь того, что, возможно, является самым важным вопросом на земле: выживание человеческих цивилизаций. .

ссылки

  • 1 Edge: Почему история человечества развивалась по-разному на разных континентах в течение последних 13 000 лет? Джаред Даймонд
  • 2 UCSC: Хаос, Клио и научные иллюзии понимания

Об авторе

Оушен Маландра, проживающая в Сан-Франциско, писатель-путешественник, автор и режиссер-документалист. Он ведет крупный веб-сайт о путешествиях в Сан-Франциско, широко публикуется как в онлайн-изданиях, так и в печатных изданиях, а также участвовал в написании нескольких путеводителей по Южной Америке.

Статьи по теме

1.3 Причинность и интерпретация в истории – Всемирная история Том 2, из 1400

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Описать причинно-следственную связь в том виде, в каком она используется при изучении истории
  • Определить уровни причинно-следственной связи
  • Анализ роли интерпретации в создании точных исторических записей

Изучение истории всегда сводилось к большему, чем просто рассказ о прошлых событиях. Речь идет о том, чтобы вспомнить наше общее прошлое, установить человеческие связи, проходящие через века, и помочь нам узнать больше о самих себе. Как только мы научимся собирать как можно больше фактов, мы должны рассмотреть следующий шаг — понимание причинно-следственной связи. Причина почему за событиями; понимание этого — способ, которым историки проникают в суть дела. Могущественные и общественные силы, которые меняют общество и правительство, также присутствуют, когда люди делают выбор в отношении своей жизни. Каковы же тогда силы, которые формируют историю, так или иначе меняют ее, заставляют людей меняться как на индивидуальном, так и на общественном уровне?

Все мы видим эти исторические причины через призму нашего собственного опыта, обстоятельств и систем ценностей. Историки, особенно те, кто обучался в последнее время, стараются устранить как можно больше предубеждений, но мы не можем полностью оторваться от нашего окружения и верований. Предвзятость может даже иногда действовать как положительная сила, позволяя нам взглянуть на прошлое по-новому. Например, историки в 1960-е и 1970-е годы начали подвергать сомнению традиционную направленность своей дисциплины на элиту и искали новые источники, освещающие жизнь более простых людей. Движимые предубеждением в пользу контркультуры и политики той эпохи, они хотели узнать больше о том, что пережили все человека.

Уровни причинности

В поисках причины события историки обращают внимание как на непосредственные, так и на долгосрочные обстоятельства этого события. Не все причины одинаково важны; нам нужно ранжировать их по важности. Начнем с мыслительного упражнения. В данный момент вашей истории вы читаете этот учебник. Почему? Возможно, вы бы сказали: «Потому что мне так сказал инструктор, и это будет на тесте». Безусловно, это уважительная причина. Но если вы подумаете немного глубже, вы также можете сказать: «Я хочу хорошо учиться, чтобы добиться успеха». И на еще более глубоком уровне: «Общество говорит мне, что образование необходимо для полной реализации моего потенциала, самореализации и участия в жизни общества».

Подумайте обо всех других вещах, которые заставили вас быть здесь в этот момент. Нет неправильных ответов; просто исследуйте уровни причинно-следственной связи, лежащие в основе вашего чтения прямо сейчас. А теперь ранжируйте их по степени важности. Какие причины оказали на вас наибольшее влияние, а какие были более отдаленными? Ваш ответ может выглядеть как пирамида (рис. 1.10). Первопричина самая непосредственная. Это искра. После устранения вторичной причины. Третичная причина предлагает более широкий контекст.

Рисунок 1.10 Причина объяснена. Эта причинно-следственная диаграмма отвечает на вопрос: «Зачем вы читаете?» на трех уровнях. Начальный уровень является самым непосредственным. (с указанием авторства: Copyright Rice University, OpenStax, лицензия CC BY 4.0)

Чтобы правильно понять, почему вы читаете свой текст, вам нужно хорошо знать себя, понимать связь между образованием и карьерой и оценивать, как социальные факторы, такие как значение, которое работодатели придают образованию, влияют на принятие вами решений. Чем больше аспектов причинно-следственной связи смогут найти историки, тем ближе они смогут добраться до истинной природы события.

Давайте попробуем другой пример, этот из истории. Почему США вступили во Вторую мировую войну в 1941 году? В данном случае непосредственной причиной было нападение Японии на военно-морскую базу США Перл-Харбор на Гавайях, но боевые действия назревали уже некоторое время. Президент Соединенных Штатов Франклин Д. Рузвельт искал способы помочь британцам отразить потенциальное вторжение Германии, а у Японии и Соединенных Штатов были давние разногласия по поводу использования силы в Тихом океане (рис. 1.11). ).

Рисунок 1.11 Причинность применительно ко Второй мировой войне. Эта причинно-следственная диаграмма определяет и ранжирует причины вступления Соединенных Штатов во Вторую мировую войну. (с указанием авторства: Copyright Rice University, OpenStax, лицензия CC BY 4.0)

Вот еще один пример. В 1453 году Мехмед II осадил Константинополь. Почему? Мехмед II был лидером Османской империи, султаном. С ним плохо обращался его отец, и когда он взошел на трон, он почувствовал, что ему есть что доказывать. Османы несколько раз пытались захватить Константинополь, потому что он находился на перекрестке многих цивилизаций. Завоевание долгое время было надежным механизмом привлечения новых людей и богатства в Османскую империю и поддержания процветания ее экономики. Все эти факторы сыграли роль в осаде, предпринятой Мехмедом II. Можно ли расположить их по важности? Это пункт, в котором историки обычно расходятся во мнениях, даже в отношении событий, для которых большинство фактов ясно. Историк, который считает, что влиятельные лидеры являются наиболее влиятельным фактором, определяющим события, поставил бы на первое место личные цели Мехмеда (рис. 1.12). Основывайте свой рейтинг на самых сильных аргументах, которые вы можете привести.

Рисунок 1.12 Причинность применительно к завоеванию Константинополя. Эта причинно-следственная диаграмма ранжирует причины османского завоевания Константинополя Мехмедом II в 1453 году. (с указанием авторства: Copyright Rice University, OpenStax, лицензия CC BY 4.0)

Конечно, у любого события может быть более трех причин, и поскольку человеческий выбор всегда играет роль, мы иногда не можем отделить события на большой сцене от самых маленьких личных моментов в истории. Контекст непрерывного расширения Османской империи заложил сцену в этом примере, и желание Мехмеда II доказать свои способности было искрой.

Прежде чем двигаться дальше, попробуйте еще один пример самостоятельно. Выберите момент в истории, с которым вы знакомы, и следуйте тому же процессу.

Интерпретация в истории

Вместе с выявлением причинно-следственных связей мы узнаем, что определяло выбор, который люди делали в прошлом. Что заставляет людей действовать так, как они делают? На протяжении большей части истории мы находили ответ в действиях элит — царей, султанов, королей и королев. Первые историки в основном занимались изучением войн и правителей в соответствии с теорией истории о великом человеке, которая приписывает лидерам и героям инициирование поворотных событий истории. Хотя эти историки уделяли некоторое внимание историческим деталям, в их работах также была в равной степени бравада, преувеличение и политический подтекст. Это казалось разумным в мире, где выбор короля становился выбором каждого и где источники редко говорили о ком-либо, кроме благородных лордов и дам. То, что этот тип истории так долго оставался нормой, также зависело от того, кто ее писал.

На Западе Томас Карлайл, шотландский историк девятнадцатого века, считал изучение жизни «больших людей» достаточным для понимания всей истории. Высшее образование было привилегией только богатых; должно быть, казалось вполне естественным полагать, что только элита может изменить ход истории. Однако эти идеи начали меняться, хотя и медленно. В начале девятнадцатого века возникла новая школа мысли, названная романтизмом. Романтики считали, что в повседневной жизни есть величие. Даже маленький цветок был достоин стихотворения, и бедственное положение скромного оруженосца было так же важно, как и заботы великого лорда поместья, поскольку и то, и другое было важными участниками человеческого опыта. Появление романтического искусства, поэзии, музыки и романов проложило путь к широкому пересмотру того, что стоит знать и изучать. Чуть позже, в 1860 году, русский писатель Лев Толстой утверждал, что в истории есть нечто большее, чем действия одного человека. В своем романе Война и мир , он утверждал, что «общая масса людей», которые участвуют в истории, являются теми, кто действительно вызывает события.

Дуэльные голоса

Великие люди или все?

В лекции 1840 года о героях Томас Карлайл ввел термин «Великие люди» для описания той истории, которую он считал достойной, — изучения элитных людей, занимающих руководящие должности. В своем романе «Война и мир » русский писатель Лев Толстой утверждал, что история — это гораздо больше, чем действия одного человека. В следующих отрывках рассмотрим точку зрения каждого автора.

Насколько я понимаю, всеобщая история, история того, что человек совершил в этом мире, в основе своей является историей великих людей, которые работали здесь. Они были лидерами людей, эти великие; моделировщики, образцы и в широком смысле творцы всего, что ухитрилась сделать или достичь основная масса людей; все, что мы видим, совершается в мире, является собственно внешним материальным результатом, практической реализацией и воплощением Мыслей, обитавших в Великих Людях, посланных в мир: можно справедливо считать, что это душа всей мировой истории, была история этих. [. . .]

Мы не можем смотреть, даже несовершенно, на великого человека, не приобретая от него чего-то. Он живой свет-фонтан, рядом с которым хорошо и приятно находиться. Свет просвещающий, просветивший тьму мира; и это не только как зажженный светильник, но скорее как естественное светило, сияющее даром Неба; струящийся фонтан света, как я сказал, врожденной оригинальной проницательности, мужественности и героического благородства, — в чьем сиянии все души чувствуют, что им хорошо.

— Томас Карлайл, «Лекция о героях»

В исторических событиях (где предметом наблюдения являются действия людей) первым и самым примитивным приближением представится воля богов, а затем воля тех, кто стоял на самом видном месте, — героев. истории. Но стоит только вникнуть в существо всякого исторического события, которое заключается в деятельности общей массы людей, принимающих в нем участие, чтобы убедиться, что воля исторического героя не управляет действиями массы, а себя постоянно контролировала. Может показаться, что безразлично, так или иначе мы понимаем значение исторических событий; тем не менее между человеком, который говорит, что народы Запада двинулись на Восток, потому что этого хотел Наполеон, и человеком, который говорит, что это произошло, потому что это должно было произойти, существует такая же разница, как и между теми, кто заявляет, что земля неподвижны и что планеты движутся вокруг нее, и тех, кто признавал, что не знает, что держит землю, но знает, что существуют законы, управляющие ее движением и движением других планет. Нет и не может быть никакой причины исторического события, кроме одной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, и некоторые из этих законов нам известны, тогда как мы осознаем другие, которых не можем понять. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы совершенно отказались от попытки найти причину в воле одного человека, подобно тому как открытие законов движения планет было возможно только тогда, когда люди отказались от концепции неподвижность земли.

— Лев Толстой, Война и мир

  • Какую историю вы предпочитаете, историю «великого человека» или то, что можно назвать историей «всех»? Почему?
  • Чья аргументация убедительнее, Карлейля или Толстого? Почему?

В то время как, с одной стороны, историки начали рассматривать людей низших классов как более неотъемлемую часть человеческой истории, в истории как дисциплине доминировал тот же набор колониальных держав, которые завоевывали большую часть земного шара в девятнадцатом веке. Таким образом, одновременно действовали два расходящихся течения мысли, и картина истории одновременно расширялась в плане классов и сужалась в плане многообразия. Одной из ранних европейских школ мысли была прогрессивная история, которая рассматривала историю как прямую линию, ведущую к определенному пункту назначения. Историки с этой «прогрессивной» точкой зрения считали, что общества со временем становятся более демократичными и что приход республиканских правительств неизбежен. Их точка зрения также может рассматриваться как форма телеологическая история, которая предполагает, что история движется к определенному концу, кульминации человеческого опыта. Прогрессивные историки верили в улучшение людей и общества, пока оно происходило по европейской модели. Прогресс смотрел только в одну сторону: в сторону Запада. Подумайте, что Чинуа Ачебе (цитируется в книге Чинуа Ачебе о ценности истории коренных народов) сказал бы о европейской демократии и республиканизме.

В двадцатом веке, особенно после Первой мировой войны, мысль о неизбежном человеческом прогрессе казалась смехотворной. Люди стали более склонны ставить под сомнение авторитет элит, потому что эти лидеры мало чем могли помочь, когда началась война. Историков стали больше интересовать иррациональные аспекты человеческого существования, психология, стоящая за выбором людей. Это одна из причин возникновения современной интеллектуальной истории, которая рассматривает идеи, побуждающие людей делать определенный выбор, и сосредотачивается на философских вопросах и истории человеческой мысли.

Контркультура 1960-х годов на Западе усилила желание людей бросить вызов существующим нормам, таким как бесправие женщин и расовых меньшинств. Область социальной истории, руководствуясь концепцией, что историю делают все люди, а не только элиты, стала в этот период гораздо более важной (рис. 1.13). В этом контексте молодые историки и социологи начали разрабатывать новые идеи. Например, в своей книге 1966 года «Социальная конструкция реальности » социологи Питер Бергер и Томас Лукманн утверждали, что наши системы убеждений основаны на социальных конструкциях, идеях, которые были созданы и приняты людьми в обществе, таких как концепции классового различия и пола. Социальные конструкции влияют на то, как люди думают и ведут себя.

Рисунок 1.13 Тенденции исторической мысли. Мышление историков привело от прогрессивной школы интерпретации к более современным областям интеллектуальной и социальной истории. (с указанием авторства: Copyright Rice University, OpenStax, лицензия CC BY 4. 0)

Чтобы понять историю, вы должны понять социальную конструкцию реальности, то есть то, как люди определяют роли и воспринимают себя в социальном контексте. Рассмотрим наше предыдущее мысленное упражнение. Вы считаете, что образование важно. Почему? Кто говорил это вам в прошлом? Как вы пришли к тому, чтобы поверить в это? Другими словами, какова ваша социальная конструкция образования и откуда она взялась?

Социальные конструкции существуют повсюду и определяют многие решения, которые мы принимаем, часто на подсознательном уровне. Например, рассмотрите следующие вопросы:

  1. Что купить пятилетней девочке на день рождения? Что купить мальчику того же возраста? Что повлияло на ваше решение?
  2. Что бы вы надели на собеседование? Что бы вы надели на вечеринку? Почему?
  3. Кого человека, стоящего впереди класса, вы бы больше уважали: женщину, одетую в сшитый на заказ костюм, или мужчину, одетого в джинсы и футболку? Почему?

Помимо изучения реальности как социально сконструированной, историки двадцатого века интерпретировали через призму марксизма, который считает, что история движется классовой борьбой, женской истории (теперь обычно упоминаемой в контексте гендерной истории), которая видит история, обусловленная различиями во власти между мужчинами и женщинами, и постколониализм, который фокусируется на истории мест, ранее оккупированных колониальными державами. В процессе, который мы называем ревизионизмом, каждая дополнительная линза пересматривала историю великого человека, добавляя новых ключевых игроков и точки зрения.

Давайте рассмотрим еще один пример. Как каждая школа исторической мысли подошла бы к истории колониальной Латинской Америки между испанским завоеванием, которое началось в 1493 году, и движением за независимость 1820-х годов? Прогрессивный историк может исследовать рост демократических правовых систем или повышенный интерес людей к республиканским формам правления. Интеллектуальный историк может рассмотреть литературу и философию коренных народов того периода. Социальный историк будет смотреть, что ели побежденные люди, как они работали и что искали в брачных партнерах. Историк-марксист исследовал бы несправедливую трудовую практику и моменты классового конфликта, такие как восстание или бунт. Гендерный историк сосредоточится на роли, которую социальные конструкции пола играли в жизни людей в прошлом. А постколониалист подчеркнет, почему аспекты колониализма, такие как расизм и бедность, остаются влиятельными после обретения независимости. Все эти элементы интерпретации помогают нам составить более полную картину прошлого.

Разнообразие интерпретаций, открытых для историков, также помогает нам вставить заключительную часть, которая представляет собой практику исторической эмпатии, способность встречать прошлое на его собственных условиях, без осуждения или навязывания наших собственных современных взглядов. Чтобы полностью охватить изучение прошлого, изучающий историю должен уметь отбросить предположения современной эпохи. У каждого есть набор предубеждений, порожденных людьми, которые влияют на нашу жизнь и опытом, который формирует то, кем мы становимся. Историки должны потратить время, необходимое для расследования этих предубеждений и понять, как они влияют на их интерпретации. Дело историка не в том, чтобы судить о прошлом, а в том, чтобы представить его как можно яснее и сохранить эту ясность для будущих поколений. Это может означать беспристрастное размышление об исторических позициях, взглядах или решениях, которые мы могли бы счесть отвратительными с точки зрения сегодняшнего мира.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *