Урок по обществознанию для 6 класса «Путешествие вглубь сознания»
Обществознание 6 класс.
Тема: Путешествие вглубь сознания.
Форма урока: урок-беседа.
Цели:
Образовательные: определить суть и содержание понятий «сознание», «самосознание», «бессознательное».
Обучающие: совершенствование УУД:
Коммуникативных: умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владения монологической и диалогической формами речи;
Познавательных: умения находить и выделить необходимую информацию; умения выдвигать и обосновать гипотезу; умения структурировать информацию ИКТ-компетенции;
Личностных: умения дать нравственно – этическую оценку;
Регулятивных: умения ставить учебную задачу; умения оценить качество и уровень усвоения материала.
Воспитательные: формирование представления об ответственности за своё поведение.
План урока:
1.Введение в тему урока
2.Определение сущности и содержания понятий: сознание, самосознание, бессознательное.
3.Формирование представления об ответственности за своё поведение.
4.Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов.
Ход урока:
Введение в тему урока:
Зачитать изречение: Мы знаем столько, сколько удерживаем в памяти – Ф. Бэкон и наводящими вопросами к ученикам формулировать тему урока:
Как думайте, какими могут быть действия людей? – Ответ: действия могут быть осознанными и неосознанными.
Что определяет характер действий человека?
Во вступительном слове надо указать, что из всех, сотворенных на земле существ человек является самым совершенным существом, тогда почему человек порой не может объяснить свои поступки? Чтобы понять данное явление, нужно разобраться, что такое сознание.
Определение сущности и содержания понятий сознание, самосознание, бессознательное.
Прочитайте задание: пункт «Сознание» и выделите главное в содержании. Потом ответить на вопросы:
Что такое сознание
Что по-вашему означает понимание окружающего мира?
Что означает понимание своего внутреннего мира?
Что означает понимание своих поступков? Что такое самосознание?
Ученики записывают термины Сознание, Самосознание и их определение.
Ученики получают задание прочитать пункт «Бессознательное» и отвечают на вопрос: В чем проявляется бессознательное? — ученики дают свои варианты ответа, обсуждают их, корректируют.
Формирование представления об ответственности за своё поведение.
Можно с помощью учеников показать сцену карманной кражи, а на экране кражи продуктов в магазине.
Вопросы учителя:
1.Как вы думайте, что будет с людьми, совершившими кражу? – сначала их арестуют, и при доказательстве их причастности к краже будут судить и приговорят к определенному сроку содержания в тюрьме.
2. Как вы думайте, справедливо ли сажать человека в тюрьму за преступление? – поскольку каждый должен отвечать за свои поступки – да!
3. К чему приведут людей их действия и в первом и во втором случаях? – к привлечению ответственности за совершённые преступления.
Предлагаю сделать вывод о последствиях осознанных и неосознанных поступков, наводящими вопросами помогает сформулировать общий, заключительный вывод.
Итог: за все действия, осознанные и неосознанные, человек несет ответственность.
Закрепление изученного материала: отвечают на вопросы 1-4 к §4 учебника.
Подведение итогов: отметки за урок озвучиваются, и получают ученик задания:§4 учебника, задания 5 – 7. 8 – 9 по желанию.
План-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему: Конспект урока по обществознанию 6 класса к учебнику 2100, автор Данилов Д.Д. Волшебство человеческого сознания
Урок в 6 Д классе обществознание для самоуправления на 30.09.2016 г.
Учитель-консультант – Иваний М.М. Учебник: Данилов Д.Д. и др. Обществознание 6 класс. Как устроен мир людей
Тема: Волшебство человеческого сознания (уроки 5-6, 5 урок новая тема, 6 урок – практикум)
В начале урока 1) записать число и тему (заранее написаны на доске) – пока дети записывают отметить отсутствующих
2) объяснить, что тема рассчитана на 2 урока, следующий урок – практическая работа и 3) записать д/з (заранее на доске — параграф 5-6 читать, с.41, задание 2 письменно)
1. Актуализация знаний – 1) раздать карточки 1 и 2, на работу отводится 5-7 минут
2) открываем учебник с.33 рубрика вспомним 2 вопрос – дети открывают учебник и зачитывают вопрос, затем отвечают на него (со слов «Можешь ли ты отличить по внешним признакам сильного и уверенного в себе человека от слабого и безвольного? Можешь ли ты назвать себя личностью?
Учитель: сегодня на уроке мы должны научиться различать 3 важнейших термина, которые обозначают слово человек (зарисовать схему на доску) – дети зарисовывают ее себе.
↙ ↓ ↘
индивид личность индивидуальность
Учитель: Глядя на тему урока, какие вопросы у вас возникают? Что нам надо изучить на уроке? (ответы детей: все ли люди личности, чем эти термины отличаются друг от друга). Если не отвечают, то учитель из озвучивает + когда появляется и что такое сознание. Это наши на это занятие
2. Открытие нового знания
Начнем с термина индивид – открываем учебник с. 38, находим определение слова и выписываем
Отдельно взятый представитель человеческого рода (внешняя природно-социальная схожесть человека с другими в определенной группе)
В том же определении отдельно выписываем индивидуальность – неповторимый, уникальный набор черт человека. К этому определению добавляем запись на доску и в тетрадь:
— включает в себя черты внешности (рост, цвет волос и глаз, национальность, привычки) – то, что можно сразу же увидеть у человека незнакомого;
— черты темперамента, характера, культурных особенностей – то, что можно узнать о человеке, только пообщавшись с ним, узнав его лучше.
Учитель: А что же такое личность? Находят и выписывают определение с той же страницы.
Человек, обладающий сознанием, т.е. получивший в результате развития в обществе способности: — осмысливать себя и мир;
— чувствовать и переживать свое отношение к миру;
— усилием воли контролировать и направлять свою деятельность, опираясь на систему личных и общественных ценностей.
Записываем еще одно определение личность – совокупность качеств человека, которые появляются при жизни в обществе, деятельности и общении с другими людьми.
Вывод (в тетрадь): каждый человек – личность.
Учитель: Но когда просыпается сознание, когда человек становится личностью? (предположения детей)
Открываем уч. С. 37 схема — прочитайте схему, выделите информацию (какие свойства включает сознание?)
Сознание
↙ ↓ ↘ ↘
воля мышление чувства добавляем – просыпается около 3 лет:
— когда человек осознает себя
— отделяет от других людей, говорит «Я» о себе
3. Отработка новых знаний:
1) Выполняем задание в рабочей тетради с.9 задание 1, 2
2) Давайте посмотрим, как вы ответили на домашнее задание. Смысл фразы «Если человек зависит от природы, то и она от него зависим: она его сделала – он ее переделывает». (ответы детей!)
4. Рефлексия
1) — О чем вы узнали на уроке? Что такое личность? Индивид? Индивидуальность?
— Каждый ли человек – Личность? (да) Когда ей становится? (около 3 лет)
Вывод (в тетрадь): Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность достигают!
2) — О каком термине идет речь, когда говорят о человеке?
А. В семье Ивановых родился человек (индивид)
Б. Все дети в детском саду играют, рисуют, общаются (личность)
В. Петя – творческий человек, он прекрасно рисует и мечтает стать художником (индивидуальность)
5. Выставляем оценки за урок.
Если остается время (!) то открываем учебник с. 40 А – как вы понимаете смысл фразы + привести 2 аргумента
1. 6. Сознание.
Традиция.
В учебниках по общей психологии тема «Сознание» включена в раздел «Введение в психологию». В университетских лекционных программах по общей психологии тема «Сознание» изучается в курсе «Введение в психологию» (А. Г.).
«Всякий живой организм избирательно (активно) относится ко всем внешним раздражителям, тем самым обнаруживая качественно новое свойство живой материи — саморегулирование» [1, с. 65].
«Саморегуляция — целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности» [2, с. 352].
«Все живые организмы на всех этапах эволюции растительных и животных форм обладают особой, биологической формой отражения — раздражимостью. Раздражимость представляет собой способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых (биотических) влияний.
Элементарная раздражимость обнаруживается уже у простейших, одноклеточных живых организмов, которые на воздействие среды реагируют движением» [1, с. 65].
«Способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам называют тропизмами, или таксисами» [1, с. 65].
«У животных форм возникает новый вид раздражимости — чувствительность» [1, с. 66].
«Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми» [1, с. 26].
«Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу» [2, с. 368].
«Основные характеристики сознания состоят в том, что:
— сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире;
— в сознании закреплено различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я»;
— сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека;
— в сознание включены определенные отношения и оценки внешнего мира. » [1, с. 26-27]
«Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык» [1, с. 27].
«Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают» [1, с. 28].
«По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики — его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают (с той или иной степенью ясности) различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций» [2, с. 369].
«Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета… В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результатов» [1, с. 28].
Концепция.
В учебниках психологии начала ХХ в. именно изучение состояний сознания рассматривалось как предмет психологии. Сознание рассматривалось в качестве синонима психики, а все то, что не осознавалось — считалось лежащим за пределами психологии. Тем не менее уже в начале ХХ в. З. Фрейд убедительно показал, что неосознаваемые человеком феномены влияют на его жизнедеятельность и что изучение этих феноменов так же относится к предмету психологии. Справедливости ради следует отметить, что и до З. Фрейда отмечались и исследовались неосознаваемые, так сказать, непроизвольные психические явления, например непроизвольное запоминание. Однако по традиции эти явления связывались не с сознанием, а с особым свойством психики -волей. К настоящему времени все большее количество психологов расценивают волю как сложное, комплексное понятие, которое понятно в быту, но оказывается слишком многозначным при попытках его научного определения и изучения. Развитие психологической науки пошло не по пути деления психических явлений на произвольные и непроизвольные, а по пути деления психических явлений на осознаваемые и неосознаваемые. При этом стало понятно, что изучение только состояний сознания сильно сужает предмет психологии и что неосознаваемые психические явления так же относятся к предмету психологии, как и осознаваемые.
С точки зрения системной концепции психики, сознание — особенность психики, позволяющая ей быть направленной на саму себя, отделив контролируемые аспекты психики от неконтролируемых и на свое тело, выделяя его из окружающего мира.
Сознание — особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе, на контроль функционирования самой психики.
Сознание — системное свойство самой психики — системы самоуправления целенаправленной жизнедеятельностью индивида, когда психика направлена на самоконтроль функционирования каждого элемента этой системы, их взаимосвязь и функционирование системы в целом. По сути, сознательное и бессознательное — два параллельных «контура» управления жизнедеятельностью организма. Один из них — сознание — способен к ограниченному самоконтролю функционирования отдельных элементов психики и их взаимосвязи, а также психики в целом. Другой — бессознательное — функционирует автоматически, неконтролируемо, непроизвольно (рис. 4).
ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ОБРАЗА:
НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ:
ВНИМАНИЕ, ОЩУЩЕНИЕ, ЭМОЦИИ, ПАМЯТЬ
ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ:
ВНИМАНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ
НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ
ПОТРЕБНОСТИ, МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОСОЗНАВАЕМЫЕ КОНТРОЛИРУЕМАЯ
ПОТРЕБНОСТИ, МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОТРЕБНОСТИ, МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рис.4
Как связаны между собой осознаваемые и неосознаваемые психические явления? Эту проблему современная психология не решает однозначно.
Отечественные и многие зарубежные психологи считают, что главную роль в жизнедеятельности человека играют осознаваемые психические явления, поскольку они в большей степени доступны для использования в различных ситуациях, а неосознаваемые психические явления, такие как непроизвольные действия, автоматизмы, привычки, навыки, неосознаваемые мотивы играют всего лишь вспомогательную роль для облегчения и ускорения управления человеческой жизнедеятельностью в типичных ситуациях.
Другие психологи, среди которых есть ученые с мировой известностью и авторитетом, придерживаются диаметрально противоположной точки зрения. Они считают, что наиболее важными для управления человеческой жизнедеятельностью являются неосознаваемые психические явления.
И те, и другие по своему правы. И те, и другие отмечают, что все психические явления могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми. И те, и другие отмечают, что перевод осознаваемого психического явления в неосознаваемое, например, выработка навыка, или наоборот, осознание ранее не осознававшегося явления, например, психотравмирующей ситуации, это, как правило, сложная проблема.
Можно говорить о развитии сознания, которое как раз и состоит в том, что ранее неосознаваемые и неконтролируемые процессы становятся осознаваемыми и контролируемыми. Несомненно, сознание человека может развиваться в онтогенезе. Бесспорным является развитие сознания от детского к зрелому возрасту и, как правило, деградация сознания от зрелого возраста к старости. Широко известны специальные приемы развития сознания, например обучение аутогенной тренировке, которая позволяет непроизвольные, неконтролируемые функции организма (частоту сердечных сокращений, температуру тела и т. д.), сделать сознательными, контролируемыми, произвольными.
Анализируя эволюцию живых организмов и их психики в филогенезе, можно отметить, что сознание живых организмов совершенствовалось в той же мере, в какой развивалась психика живых организмов. Уже одноклеточный живой организм, не обладающий никакой нервной системой (напоминаю, что организм -одноклеточный), должен осознавать себя, как организм, в отличие от окружающего мира, поскольку обладает способностью оценивать состояние внешней среды и свое собственное, а также управлять своей активностью, направленной на сохранение собственной жизни и размножение. Никто не оспаривает положения о том, что одноклеточный организм обладает свойством чувствительности, но ведь чувствовать и управлять своей жизнедеятельностью на основе своих чувств, а также различать в простейшем случае хотя бы два вида чувств — «положительные», связанные с продолжением своей жизни и размножением и «отрицательные», связанные с угрозой жизни, — это и значит осознавать, иметь сознание! Такое утверждение по отношению к одноклеточному организму звучит необычно, парадоксально, однако, если вдуматься, совсем невероятно звучало бы утверждение о том, что одноклеточный организм не обладает даже простейшим сознанием и функционирует как автомат. Такое утверждение породило бы представление о том, что активность неких «биологических автоматов», не обладающих сознанием, самоконтролем жизнедеятельности, можно, тем не менее, назвать жизнью и что осознанная жизнь появляется неизвестно откуда на определенном этапе существования неосознанной жизни.
Любое живое существо, в том числе и одноклеточное, способно к самоконтролю. Уже одноклеточные живые организмы «отражают» окружающий мир одновременно и как источник пищи и как источник опасности, а свое «тело» — как объект управления для простейшего целенаправленного движения. В этом смысле любой живой организм обладает сознанием, правда, это сознание может быть различным: от простейшего, как у одноклеточного организма, до совершенного, как у человека.
Если считать, что сознание и бессознательное составляют два параллельных контура самоуправления жизнедеятельностью живого организма, то, последовательно оставаясь на этой точке зрения, мы должны найти и осознанные и неосознанные аспекты в каждом психическом феномене. В современной психологии для большинства психических феноменов это вполне справедливо. Осознанные аспекты психических процессов по традиции называют произвольными, контролируемыми, а неосознанные — как непроизвольными, неконтролируемыми, автоматическими. Например, мотивы, являющиеся с точки зрения системной концепции психики одним из элементов функциональной системы, традиционно разделяют на осознаваемые и неосознаваемые; деятельность, рассматриваемую как другой элемент функциональной системы, тоже традиционно разделяют на контролируемую и автоматизированную; психические процессы внимание и память разделяют на произвольные и непроизвольные.
Однако некоторые психические процессы, а именно ощущение, восприятие и мышление по традиции рассматриваются только как произвольные, осознаваемые, а эмоции — только как непроизвольные, неконтролируемые. Это явно противоречит представлению о сознании и бессознательном как о двух равноценных параллельных контурах самоуправления. Правильнее будет рассматривать ощущение и восприятие как неосознаваемый и осознаваемый аспекты одного и того же процесса психического отражения, а эмоции и мышление — как неосознаваемый и осознаваемый аспекты одного и того же процесса формирования отношения индивида к действительности.
Необходимо также отметить, что не бывает полностью осознаваемых или абсолютно неосознаваемых психических процессов. В любом учебнике психологии можно прочитать, например, что принципиально невозможны полностью автоматизированные (и, следовательно, неосознаваемые) двигательные навыки; что непроизвольные, неосознаваемые мотивы когда-то раньше были вполне осознаваемыми, но потом были большей частью «вытеснены» в неосознаваемую, бессознательную область, стали неосознаваемыми; что непроизвольное, неосознаваемое запоминание связано с вполне осознаваемыми мотивами и целями; что возникновение неконтролируемых эмоций может зависеть от вполне осознаваемого достижения цели и т. д. Терминами сознательное и бессознательное, сознание и «несознание» условно очерчиваются только крайние границы функционирования психических процессов, которые характеризуются большей или меньшей осознанностью.
Основные положения.
Сознание — особое свойство психики, специально направленное на самоконтроль жизнедеятельности индивида, в том числе — на контроль функционирования самой психики. Сознательное и бессознательное — два параллельных контура управления жизнедеятельностью индивида, которые связаны друг с другом и могут функционировать совместно друг с другом, используя отдельные элементы друг у друга или отдельно друг от друга, причем сознание контролирует функционирование отдельных элементов психики и их взаимосвязи, а также психики в целом, а бессознательное — обеспечивает автоматическое, неконтролируемое, непроизвольное, неосознаваемое функционирование психики (см. рис. 4). Терминами сознательное и бессознательное, сознание и несознание условно очерчиваются только крайние границы функционирования психических процессов, которые характеризуются большей или меньшей осознанностью.
Сознание — это… Что такое Сознание?
высшая форма отражения действительности, характеризующая духовную активность человека. Понимание сущности С. определяется решением основного вопроса философии: в противоположность идеализму и дуализму, для представителей которого С. есть особая духовная субстанция, диалектический материализм рассматривает С. как свойство высокоорганизованной материи, продукт ее развития. С. неотделимо от психики человека, его социальной жизнедеятельности. Оно возникает в процессе антропогенеза, обусловлено трудовой деятельностью и является по своей природе социальным. В клинической медицине термин «сознание» используют, как правило, в более узком смысле — для обозначения нормального состояния высшей нервной деятельности человека (адекватное восприятие и осмысление окружающей обстановки, способность к активному мышлению, речевым контактам, целесообразным произвольным поведенческим актам). Именно в таком значении слово «сознание» выступает в формулировках типа «нарушения сознания», «ясное сознание», «больной без сознания» (см. Расстройства сознания). В отличие от объективной реальности С. есть субъективная реальность, т.е. реальность внутреннего мира личности — чувственных образов, мыслей, воли. С позиции вульгарного материализма С. рассматривается как разновидность материальных процессов (мозг выделяет мысль, как печень желчь). Подобная трактовка С. ведет, однако, к упрощенным концепциям, сводящим С. к химическим или нейрофизиологическим процессам в головном мозге, к рефлексам, поведенческим актам. При этом устраняется специфика субъективной реальности С. Вместе с тем С. связано с материальными процессами: оно воплощено в мозговой нейродинамике, речи, предметной деятельности человека. В ленинской формулировке, сознание не только отражает мир, но и творит его, т.е. оно активно, способно в известной мере предвидеть будущее и мысленно конструировать новые предметные формы, которых нет в объективной реальности. В мыслях, мечтах, воображении, т.е. в сфере субъективной реальности, человек обладает независимостью от существующей действительности. Однако С. может производить социально значимые результаты (истинные суждения, новые научные теории, художественные ценности, анализ экономической, политической и любой другой ситуации и т.д.) только тогда, когда оно не вступает в противоречие с объективными законами действительности, верно отражает тенденции ее развития. Свобода действий в сфере субъективной реальности таит в себе не только возможность творческих новообразований, но и возможность крайнего субъективизма и патологии сознания. Каким бы свободным ни казалось движение мысли, оно всегда представляет функцию человеческого мозга. И это служит важнейшим аргументом в пользу материализма. Первостепенный вклад в защиту материализма и разработку психофизиологической проблемы внесли труды выдающихся отечественных ученых — И.М. Сеченова. И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева. Современные исследования в области психофизиологической проблемы проводятся на основе комплексных методов, достижений стереотаксической неврологии, психофармакологии, нейрокибернетики, нейролингвистики, психофизики, психиатрии. Сознание есть отражение человеком не только внешнего мира, но и самого себя, в т.ч. и своей психической деятельности. Самоотображение имеет разные формы: от чувства Я и оценки своих текущих мыслей, эмоций, действий до этического самоконтроля, осмысления и критики собственных мировоззренческих установок. Самопознание и самосознание выступают необходимыми сторонами С. При этом имеют место сложные, нередко противоречивые взаимоотношения в психике сознательной и бессознательной сфер, возможны неадекватные самопознание и самосознание, а также такой феномен, как самообман. Адекватное самопознание — необходимое условие самосовершенствования и всестороннего развития личности. В отличие от индивидуального С., то есть С. каждого отдельного человека, общественное С. представляет собой отражение общественного бытия в форме научных знаний, искусства, философии, морали, религии, правовых и политических взглядов, к нему относятся также устоявшиеся нормы, оценки, мнения, верования и другие проявления обыденного С. Общественное С. и есть надличностный статус, его содержание закреплено в опредмеченном виде, т.е. воплощено в продуктах труда, в произведениях искусства, в существующих социальных отношениях. Содержание общественного С. не зависит от отдельных индивидов, вступающих в общественную жизнь и застающих уже сложившиеся системы знаний, идеологических учений этических норм и т.п. Процесс социализации индивида заключается в его приобщении к наличному общественному С. Поэтому ядром всякого индивидуального С. является определенное содержание общественного С. Содержание индивидуального С. не охватывает всего богатства содержания общественного С. Вместе с тем и в индивидуальном С. имеются такие сугубо личные компоненты, которые отсутствуют в общественном С. Первоисточник новообразований в общественном С. всегда лежит в индивидуальном С. — новые идеи, теории и т.д. возникают вначале в С. отдельного человека и лишь потом обнаруживают свою социальную значимость, закрепляются в предметной или знаковой форме, усваиваются все большим числом индивидов. И чем у большего числа людей в индивидуальном С. укоренилось содержание определенных общественных идей, тем выше их социальная действенность. Библиогр.: Адам Д. Восприятие, сознание, память пер. с англ., М., 1983; Бехтерева И.П. и др. Нейрофизиологические механизмы мышления, Л., 1985; Дубровский Л.И. Проблема идеального, М., 1983; Симонов П.В. Эмоциональный мозг, М., 1981; Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга, М., 1985; Эделмен Дж. и Маунткасл В. Разумный мозг, пер. с англ., М., 1981.Значение слова СОЗНАНИЕ. Что такое СОЗНАНИЕ?
СОЗНА́НИЕ, -я, ср.
1. Восприятие и понимание окружающей действительности, свойственное человеку, способность осмысленно воспринимать окружающее. Потерять сознание. Быть без сознания. □ Дремота все гуще застилала его сознание. Короленко, Слепой музыкант. После тринадцатидневного беспамятства к Корчагину возвратилось сознание. Н. Островский, Как закалялась сталь. || Мыслительная деятельность, осмысление окружающего. Развитие сознания, без сомнения, одна из главнейших целей воспитания. Ушинский, О народности в общественном воспитании. — У него [мальчика] свое течение мыслей! — Чтобы овладеть его вниманием и сознанием, — нужно также уметь и мыслить на его манер. Чехов, Дома.
2. Филос., психол. Высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание есть функция мозга. Первичность материи и вторичность сознания. □ Язык так же древен, как и сознание. Маркс и Энгельс, Немецкая идеология. || Филос. Психология, политические и философские взгляды, религиозные, художественные и прочие воззрения людей как представителей определенных общественных классов. Бытие определяет сознание. Общественное сознание. Формы религиозного сознания. Пережитки капитализма в сознании людей.
3. Понимание, осознание общественной жизни человеком или группой людей. Рост политического сознания. □ [У крестьян] много неприязни к тиранящей их бюрократии, но мало гражданского сознания. 185 Морозов, Повести моей жизни. — Мы победим, потому что мы — с рабочим народом! — Надо только разбудить его сознание, которому не дают свободы расти. М. Горький, Мать.
4. Ясное понимание чего-л. Сознание долга. Сознание своей правоты. □ [Жадов:] Я говорил, что у нас пробуждается сознание своих недостатков; а в сознании есть надежда на лучшее будущее. А. Островский, Доходное место. Она плакала от волнения, от скорбного сознания, что их жизнь так печально сложилась. Чехов, Дама с собачкой.
5. Признание в своей вине, проступке. — Одно откровенное сознание может смягчить вашу участь. Герцен, Былое и думы. — А ты очень озорничаешь? Я замялся, но сказал — да! Учитель с попом многословно подтвердили мое сознание. М. Горький, Как я учился.
◊
До потери сознания ( делать что) — до полного изнеможения.Все о сознании человека
Человек и не задумывается, благодаря чему у него возникают мысленные образы, получается осознавать произошедшие ситуации, обдумывать их и делать выводы. Мы не просто храним факты и базу знаний, мы способны размышлять, задействовать свои умственные способности, анализировать, ценить, творить и любить. Нас тянет к прекрасному, неизведанному и совершенному. Источник этих способностей — наше сознание. Как бы это ни было банально, именно оно отличает нас от животных и других форм жизни. Но что такое сознание? В чем заключаются его особенности? Как осуществляется формирование и становление сознания?
Что такое сознание?
Изучением сознания занимается философия, психология и другие науки, предметом исследования которых является искусственный интеллект. В широком смысле сознание воспринимается как форма любого психологического отражения. В узком смысле сознание определяется как восприятие того, что поступает в мозг человека. Из этого понятия следует вывод, что сознание свойственно только людям.
Хотя ученые прилагают все силы на изучение этой психологической особенности человека, до конца ее форму и источник развития понять невозможно. Поэтому компьютерам и роботам не удается достичь сознательных действий. Исследователи могут узнать схему работы новейшего компьютера, однако между ним и работой человеческого мозга существует ряд отличий.
На практике сознание представляет собой совокупность чувственных и умственных образов, которые и являются предметом глубоких размышлений. Ученые считают, что подобные психологические процессы происходят в мозге некоторых развитых животных: лошадей, дельфинов, собак, обезьян и других. Однако наличие данного психологического процесса еще не указывает на осознанность и способность к восприятию. Механизм протекания процесса и результат переработки информации – это главное свойство, присущее только человеку. Учитывая индивидуальность и сложность формирования сознания, его начинают причислять к феномену, хранящего много тайн и непонятных человеку особенностей.
Главные характеристики сознания
Активно. Эта характеристика относится ко многим животным, однако отличительной чертой человека является способность психологически отражать действительность, воспринимать окружающий мир не пассивно и равнодушно, а по степени значимости. Такая дифференциация происходит осознанно, но без вмешательства человека в психологические процессы мозга.
Интенционально. Это свойство означает «стремление», «направленность». Характеристика сознания выражается в желании человека реализовать цель, появившуюся в результате осознанного мышления или же бессознательного намерения. В буквальном смысле «интенция» подразумевает влечение человека к осуществлению поставленной задачи без непосредственного вмешательства.
Наличие главных характеристик сознания вырабатывает такие свойства:
Психологическое отражение за счет использования чувств и познавательных процессов человека (память, мышление, ощущение, воображение, восприятие). При нарушении одного из процессов происходит и нарушение сознательных поступков.
Самооценка и рефлексия. Человек способен наблюдать за самим собой, контролировать эмоции, мысли и поступки. Благодаря этому зарождаются идеалы и ценности человека. Хорошо отражает эту характеристику высказывание Гегеля. Он сказал, что, хотя человек – это животное, он это осознает, а значит уже не является животным.
Способность давать здравую оценку. Это свойство ярко проявляется в нравственных чувствах и суждениях, моральных качествах и жизненных ценностях.
Постановка цели. Человек способен на основе осознанной деятельности принимать решения, строить планы, мотивировать себя, вносить некоторые коррективы.
Примечательно, что вся поступаемая в мозг информация перерабатывается и осознается человеком. Поначалу человек прилагает активные действия на оценивание произошедшей ситуации, а затем происходит автоматизация процессов.
Сознательные и бессознательные действия
Сознание не исключает бессознательную деятельность. Если поначалу мы проводим анализ поступков, даем им оценку, размышляем над ситуацией или новым для нас вопросом. Все это сознается без вмешательства человека в психологическую деятельность. Однако процесс выполнения и достижения поставленной цели автоматизируется.
К бессознательным действиям относится хождение, пение, речь, чтение, счет, письмо. Чтобы дойти до автоматизации, этими процессами человек активно управляет и усиленно над ними работает. При этом такое неосознанное повторение привычных действий может в одно мгновение перейти из автоматизированного в управляемое и контролируемое. В несознательном состоянии человек не способен объективно оценивать ситуацию, он не контролирует ее и не владеет данной проблемой, он нуждается в помощи, нарушается его поведение и отсутствует способность следить за временем.
Ярким проявлением бессознательной деятельности является сон. Во время этого сложного процесса в мозге происходит бесчисленное множество реакций. ВНД тормозится, и благодаря снам предотвращается психологическое истощение.
Сновидения – это одна из форм сознания, которой свойственно наличие представлений. Один из ученых подчеркнул, что сновидения – это удивительная комбинация прошлых пережитых впечатлений. То, что мы видим во сне, уже происходило в жизни. Некоторые абсурдные картинки, которые могут появляться перед нашим взором основываются на уже произошедших переживаниях, которые вступают в реакцию и различные связи в определенном участке головного мозга.
Когда мы просыпаемся, мы переходим из бессознательного состояния в сознательное. Поэтому жизнь представляет собой единство и гармоничное сочетание подсознательной жизни и сознательной.
Сознание особенно необходимо в таких ситуациях:
В решении сложных и конфликтных ситуаций.
При необходимости принять решение.
В момент психологической или психической угрозы.
По мере необходимости преодоления психологического или психического сопротивления.
Способностью человека к бессознательным действиям особенно часто пользуются маркетологи. Эти люди целенаправленно используют склонность человека некоторую информацию не улавливать, но сразу откладывать в подсознание. В результате человек, когда снова видит похожую информацию, она кажется ему знакомой и, соответственно, нужной. Так мы, совершенно не отдавая себе отчета, приобретаем товары, которые нам совершенно не нужны.
Ученые поняли, что можно с легкостью управлять психикой человека за счет предоставления ему информации в определенный момент. Так эти знания минуют сознание и сразу откладываются в подсознании. Эта теория называется 25-й кадр.
Способность мозга с большой скоростью воспринимать без участия сознания новую информацию и хорошо ее запоминать применяется не только в корыстных целях маркетологов. Существует ряд методик по изучению иностранного языка. Одна из самых эффективных и заключается в использовании 25-того кадра. Обучение проходит на протяжении 45 минут, которые делятся на три части. Во время первой вам предлагается просмотр картинок с написанными иностранными словами, которые меняются 25 кадров в секунду.
Затем на протяжении следующих 15 минут просматривайте эти же слова, но при этом слушайте произношение. Этот урок идет в обычном темпе. Последние 15 минут – практика, и вам нужно прикладывать усилия, чтобы доставать из подсознания правильные слова. Благодаря такой методике человек способен всего за час запомнить 7 000 новых иностранных слов, причем эти слова остаются в памяти, хотя вы можете не пользоваться изучаемым языком. В сравнении с традиционным способом обучения и изучения иностранного языка, вам придется полтора года прикладывать усилия.
Сознание и самосознание
Сознание в процессе оценки себя как личности играет ключевую роль. Человек способен себя оценивать, познавать, исследовать, причем и в качестве личности, и в качестве субъекта коллективной деятельности. Самосознание подразумевает непрерывный процесс самосовершенствования и улучшения своих достижений и качеств.
Существует даже отрасль в психологии, которая занимается исследованием «Я». Есть мнение, что «Я», то есть сознание человека, это несколько образов: от обычного до идеального и даже фантастического. В зависимости от восприятия себя человек принимает решения и в дальнейшем действует.
Самосознание проявляется и в личностной самооценке. Она тесно связана с притязаниями человека и желаемым уровнем достижений. Шкала притязаний повышается, если личности удается достичь поставленной планки и понижается, если человека преследуют неудачи.
Как владеть сознанием и подсознанием
Из-за потока информации, обрушивающегося на человека, рекомендуется быть предельно внимательным. Так как подсознание переплетается с самосознанием, необходимо начать совершенствоваться в разных сферах, но особенно в искусстве. Так у вас получится в большей мере использовать ум.
Будьте положительно настроены и визуализируйте успех. В таком случае вы точно сможете достичь поставленной задачи. Следите за тем, что вы читаете или смотрите перед сном. Если хотите запомнить полезную для себя информацию или выучить новые иностранные слова, то повторите их перед сном. На протяжении часа ночью мозг будет обрабатывать полученные знания и откладывать их в подсознание.
Чем больше человек вникает в работу головного мозга и сознание, тем сложнее ему это дается и тем дальше он уходит от истины. Только человек способен на познание самого себя и исследование с помощью мозга своего же мозга. Это достоинство нужно ценить, пользоваться, насколько это возможно умственными способностями, развиваться и контролировать поток внедряемой в нас информации.
Человеческое сознание. Биологическая и социальная природа человека
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Технология
- Испанский язык
- Казахский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература