Мёртвые души — Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург
Сочинение по поэме «Мёртвые души» и другим текстам Николая Васильевича Гоголя
16 +
Премьера: 25 апреля 2019
Продолжительность спектакля: 2 часа 40 минут
Спектакль идет с одним антрактом
Спектакль-расследование. Желание стряхнуть слой пыли с хрестоматийной русской поэмы, с помощью великого текста ответить на вопросы сегодняшнего бытия.
«Что ж за притча, в самом деле, что за притча эти мертвые души? Логики нет никакой в мертвых душах; как же покупать мертвые души? где ж дурак такой возьмется? и на какие слепые деньги станет он покупать их? и на какой конец, к какому делу можно приткнуть эти мертвые души? … Что ж за вздор, в самом деле, разнесли по городу? Что ж за направленье такое, что не успеешь поворотиться, а тут уж и выпустят историю, и хоть бы какой-нибудь смысл был… Однако ж разнесли, стало быть, была же какая-нибудь причина? Какая же причина в мертвых душах? даже и причины нет. Это, выходит, просто: Андроны едут, чепуха, белиберда, сапоги всмятку! это просто черт побери!..»
Действующие лица и исполнители:
Пресса- Спектакль «Мёртвые души» в Театре имени ЛенсоветаТатьяна Преснякова,- ДИАЛОГ ПОКОЛЕНИЙ 13.06.2022
- Гоголь? Гоголь!Александр ШПРИНГЕР,- ГАЗЕТА «НОВОКУЗНЕЦК», ВЫПУСК №19 (1120) от 13 мая 2021
- МЁРТВЫЕ И ЖИВЫЕЕЛЕНА ОМЕЛИЧКИНА,- Smart Power Journal, 25.09.2020
- Мертвые души: Поэма застояМарина Берлина.- «Петербургский авангард». 6 сентября 2019.
- Коробочка — бизнес-леди? Актриса Анна Ковальчук о новой трактовке Гоголя Елена Данилевич,- «Аргументы и Факты» № 27 03/07/2019
- Ученик Юрия Бутусова выпустил первый самостоятельный спектакльСветлана Мазурова,- РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 26.06.2019
- «Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета Валерия Троицкая,- «С.-Петербургские ведомости» 08 Июня 2019
- НОВАЯ ЖИЗНЬ «МЁРТВЫХ ДУШ»Александра Алексеева,- Сетевое издание «Лёгкие Люди», 27.
- ГУТТАПЕРЧЕВЫЕ ДУШИМария Кингисепп,- «Инфоскоп», 2019, № 261, июнь
- Совершенно «Мёртвые души» Романа КочержевскогоАлёна Мороз,- Porusski.me 13 мая 2019
- Чтение между строк. «Мертвые души» Романа Кочержевского в театре им. ЛенсоветаОльга Комок,- Деловой Петербург, 6 мая 2019
- Гоголя взяли на карандашМария КИНГИСЕПП,- Вечерний Санкт-Петербург, 06/05/2019
- КТО БЫЛ НИЧЕМ…АЛЕКСЕЙ ПАСУЕВ,- Блог ПТЖ, 5 мая 2019
- «Люди, которые нам поближе». «Мертвые души» в Театре им. Ленсовета Владимир Кантор,- «Петербургский театрал», май 2019
- Сергей Перегудов. Мертвые лайкиОльга Машкова,- На Невском, 26.04.2019
- Роман Кочержевский: «Мне захотелось узнать, что там на самом деле»Елизавета Сорокина,- «Петербургский театрал», 2019, № 4 (20), апрель
- РАЗГАДЫВАЕМ РЕБУС И ЧИТАЕМ МЕЖДУ СТРОКМария Кингисепп,- «Инфоскоп», 2019, № 259, апрель
- Ученик Бутусова поставит «Мертвые души» с Анной Ковальчук и Лаурой Пицхелаури Лада Орлова,- «Собака. ru» 6 марта, 2019
НОВАЯ ЖИЗНЬ «МЁРТВЫХ ДУШ» | Петербургский театральный журнал (Официальный сайт)
Пьянящий запах сирени сопровождал меня по дороге в театр имени Ленсовета, куда я направилась смотреть премьерный показ спектакля «Мёртвые души». Заголовки анонсов обещали стряхнуть слой пыли с хрестоматийной русской поэмы, поэтому я принципиально решила заранее не предаваться воспоминаниям из школьной программы.
Поэма Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1842 году, остаётся актуальной на сегодняшний день. Это книга о нравах того времени, текущих проблемах, о России в принципе. Мы помним это произведение со школьной скамьи, когда в девятом классе все как один писали сочинения с кратким и довольно примитивным литературным анализом. Однако у режиссёра, Романа Кочержевского, получилось выйти за устоявшиеся рамки, отойти на несколько шагов и взглянуть на жизнь героев с другого ракурса.
Начать нужно с того, что однажды в вестибюле метро я не смогла пройти мимо странной афиши. Нестандартным визуальным решением она приковала взгляд, и заставила меня остановиться, и разглядеть надписи около точек. Я стала догадываться, чьи очертания появляются, если эти точки соединить (мне сначала показалось, что это было лицо Н.В. Гоголя). Я стала вчитываться, обнаруживая знакомые фамилии — Чичиков, Плюшкин, Манилов, Коробочка, Ноздрёв… Эти фигуры — глыбы в русской литературе, уже давно имена нарицательные, сразу тревожат мысли, и обнажают вопрос: что задумал Роман Кочержевский, представляя публике свой дебют в режиссуре большой формы? Ответ на этот вопрос спустя какое-то время я нашла только в театре.
После первого звонка, когда двери открылись, я увидела актёров, которые уже заняли на сцене свои места спинами к зрительному залу. Как человек, привыкший к классическим театральным постановкам, я почувствовала эмоциональный отклик и разрыв шаблона: «Здесь всё будет по-другому…»
Цитаты из «Мёртвых душ» регулярно появляются в течение спектакля. Смысловая линия тянется по сюжету книги, но именно обрывками, какими-то вспышками и воспоминаниями, которые фиксируются на сцене подписью («Воспоминание № 5: Собакевичи»). Суть можно уловить, только если не привязываться к логической цепочке повествования, а воспринимать действие так же обрывочно. Каждая сцена несёт свежий взгляд на ситуацию.
Игра света с первых минут впечатляет. Тщательно выверенные тени, полутона и мигания придают спектаклю чёткую «киношную» картинку. Работа художника, наверное, оказалась для меня самой эффектной частью в этой постановке. Стильно, концептуально и сочно!
Обстановка квартир, все реквизиты и костюмы рисуют определённую эпоху. Время — не наше. Все персонажи становятся будто манекенами, которых можно фотографировать для рекламы телевизоров из ГДР. Это такой европейский налёт в советском интеллигентном доме, импортная одежда и определённая цветовая гамма.
Чичикова играют сразу несколько актёров, то есть его фигура выступает в разных ипостасях. Большую часть времени его играл мертвецки бледный юноша, который заходил к каждому помещику и, будто попадал в его собственный мир, где каждый реквизит характеризовал личность. Его походы прерывались историями, монологами помещиков, где они раскрывали свою сущность, кто-то — флэшбэками из прошлого, кто-то — странными лекциями, взаимодействуя при этом с залом.
Вот Маниловы, которые заискивающе встречают Чичикова, похожи на парочку из фильма ужасов, такой немного «Твин Пикс». Их вежливый смех становится пугающе истерическим, их оторванность от реальности и похоть, неспособность договориться с Чичиковым до сути транслируют устоявшийся термин «маниловщина».
Вот Коробочка, которая превратилась из страшной старухи в обольстительную красотку. Новый взгляд на персонажа и, как обычно, по-королевски прекрасная Анна Ковальчук, которая похожа на главную героиню боевика семидесятых годов с приставленным к ней Чичиковым пистолетом.
Вот просто восхитительные Собакевичи, грубоватые и вновь раскрытые с позиции взаимоотношений. Их брак почему-то взволновал больше всех, каждое их движение похоже на кадр ретро-сериала, хочется запечатлеть и распечатать.
Своя драма происходит: у Ноздрёва, и больше похожа на фильм про старого вояку; у Плюшкина, который настолько подрязг в крохоборстве, что сам стал похож на какой-то ненужный мусор, который копится у него в чуланах; у дочки Губернатора, которая влюбилась в Чичикова, а её подростковые мечты о любви вставками появляются на заднем фоне, как в классических кинокомедиях.
Спектакль настолько многогранный, что трудно сжато рассказать о происходящем на сцене. Это совершенно неважно, ведь суть — именно в эмоциях: спутанных, сумбурных, которые такими же вспышками появляются внутри зрителя. Это, не побоюсь этого слова, интеллектуальная работа — на протяжении акта искать связь и идею. Кажется, посыл был в этом. То есть такое свободное поле, в котором появляются персонажи Н.В. Гоголя и то, что он хотел проиллюстрировать с ними — типичные нравы вне времени, моральные свойства, даже грехи. Их вытащили из книги, и поместили в другие эпохи и условия, наблюдая при этом, как они себя поведут.
Из театра я вышла с большой тарелкой пищи для мыслей. Размышлять можно много, чем я и занимаюсь который день. Бывают постановки-пустышки, после которых выходишь и отказываешься воспринимать и думать. А сейчас я вижу много глубины, ссылок, материала, которые хочется изучать и анализировать. Хочется нырнуть, и искать смыслы вне рамок скучных литературных анализов, а для этого нужно перечитать Н.
В. Гоголя. Вот определённо. Именно с таким решением я вышла из театра, вдохнула прохладный воздух белых ночей, и пошла домой, осознавая: мёртвые души — это, разумеется, не умершие крестьяне, а вполне себе живые знакомые всем персонажи. Ведь душа умирает внутри тела.А следующий спектакль состоится уже 30 мая.
«Что ж за притча, в самом деле, что за притча эти мёртвые души?
Логики нет никакой в мёртвых душах; как же покупать мёртвые души?
Где ж дурак такой возьмётся?»
Н.В. Гоголь
«Земля одного богатого человека дала обильный урожай. Он подумал про себя: «Что мне делать? Мне негде хранить урожай». I wi
Луки 12:16-21
Затем он рассказал им такую историю: «Хозяйство одного богатого человека дало потрясающий урожай. Он говорил сам с собой: «Что я могу сделать? Мой амбар недостаточно велик для этого урожая». Затем он сказал: «Вот что я сделаю: я снесу свои амбары и построю новые побольше. Тогда я соберу все свое зерно и добро и скажу себе: «Я, ты хорошо поступил!» Вы сделали это и теперь можете уйти на пенсию. Успокойтесь и наслаждайтесь жизнью!» «Тогда появился Бог и сказал: «Дурак! Сегодня ты умрешь. А твой амбар с добром — кому он достанется? «Вот что происходит, когда вы наполняете свой амбар Собой, а не Богом».
Поделиться
Читать всю главу
И рассказал им притчу, говоря: «Земля богатого человека была очень плодородна. И начал он рассуждать про себя, говоря: «Что мне делать, если мне негде складывать урожай мой?» И сказал: «Вот что я сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и там я буду хранить все мое зерно и мои товары. И скажу душе моей: «Душа, у тебя много добра припасено на долгие годы; покойся, ешь, пей и веселись». Но Бог сказал ему: «Глупец! В эту самую ночь от тебя требуется твоя душа; а теперь кому будет принадлежать то, что ты приготовил?» Так поступает человек, который собирает сокровища для себя и не богатеет перед Богом».
Поделиться
Читать всю главу
Затем он рассказал им историю: «У одного богатого человека была плодородная ферма, которая давала прекрасные урожаи. Он сказал себе: «Что мне делать? У меня нет места для всего моего урожая». Затем он сказал: «Я знаю! Я снесу свои амбары и построю новые. Тогда у меня будет достаточно места, чтобы хранить всю мою пшеницу и другие товары. И я сяду и скажу себе: «Мой друг, у тебя достаточно запасов на долгие годы. Теперь успокойся! Ешь, пей и веселись!» «Но Бог сказал ему: „Безумный! Ты умрешь этой же ночью. Тогда кто получит все, ради чего ты работал? «Да, человек глуп, если копит земное богатство, но не имеет богатых отношений с Богом».
Поделиться
Читать всю главу
И сказал им притчу, говоря: у одного богатого человека земля плодоносила обильно; и он подумал про себя, говоря: что мне делать? даровать мои плоды? И сказал он: вот что я сделаю: разрушу житницы мои и построю большие; и туда я отдам все мои плоды и мое имущество. И скажу душе моей: душа, много добра припасено у тебя на многие годы; успокойся, ешь, пей и веселись. Но Бог сказал ему: безрассудный, в эту ночь душа твоя будет востребована у тебя; тогда чьи же будут вещи, которые ты приготовил? Так и тот, кто собирает сокровища для себя, а не для Бога богатеет.
Поделиться
Читать всю главу
Тогда Иисус рассказал такую историю: «Был у одного богатого человека земля, на которой вырос хороший урожай. Он подумал про себя: «Что я буду делать? Мне негде хранить весь мой урожай». Тогда он сказал: «Вот что я сделаю: я снесу свои амбары и построю большие, и буду хранить там все свое зерно и прочее добро. Тогда я могу сказать себе: «У меня достаточно хороших вещей, чтобы их хватило на долгие годы. Отдыхай, ешь, пей и радуйся жизни!» ’ «Но Бог сказал ему: „Безумный человек! Сегодня ночью у тебя отнимут твою жизнь. Так кому достанется то, что ты приготовил для себя?» «Так будет с теми, которые копят для себя и не богатеют перед Богом».
Поделиться
Читать всю главу
И сказал им притчу, говоря: земля у одного богатого человека принесла обильно; и он рассуждал сам в себе, говоря: что мне делать? даровать мои плоды? И сказал он: вот что я сделаю: разрушу житницы мои и построю большие; и туда я отдам весь мой хлеб и мое имущество. И скажу душе моей: душа, много добра припасено у тебя на многие годы; успокойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: ты, несмысленный, в эту ночь требуется от тебя душа твоя; и то, что ты приготовил, чье будет? Так и тот, кто собирает сокровища для себя, а не для Бога богатеет.
Share
Read Full Chapter
И рассказал им притчу: «Земля одного богатого человека дала обильный урожай. Он подумал про себя: «Что мне делать? Мне негде хранить урожай». «Тогда он сказал: „Вот что я сделаю. Я снесу свои амбары и построю большие, и буду хранить там излишки зерна. И скажу себе: «У тебя много хлеба на долгие годы припасено. Относитесь к жизни легко; ешь, пей и веселись». ’ «Но Бог сказал ему: „Безумный! Этой же ночью от тебя потребуют твою жизнь. Тогда кому достанется то, что ты приготовил для себя?» «Так будет с тем, кто копит для себя, а не для Бога богатеет».
Поделиться
Читать всю главу
Тогда Он сказал им притчу, говоря: «Земля одного богатого человека дала много плодов. И подумал он про себя, говоря: «Что мне делать, если у меня нет места для хранения урожая моего?» И сказал он: «Я сделаю это: разрушу житницы мои и построю большие, и буду хранить там весь мой урожай и мои товары. И скажу душе моей: душа, много добра припасено у тебя на многие годы; расслабься; ешь, пей и веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! В эту ночь от тебя потребуется твоя душа; тогда чьим будет то, что ты приготовил? «Так и тот, кто собирает сокровища для себя, а не для Бога богатеет».
Поделиться
Читать всю главу
Затем Он рассказал им притчу, говоря: «Жил-был богатый человек, земля которого была очень плодородной и плодородной. И он начал думать про себя: «Что мне делать, если у меня нет места [достаточно большого, чтобы] хранить мой урожай?» И он сказал: «Вот что я сделаю: я разрушу свои кладовые и построю большие, и я буду хранить там весь мой хлеб и мои товары. И скажу душе моей: «Душа, много добра припасено у тебя на многие годы; отдыхай и расслабляйся, ешь, пей и веселись (празднуй постоянно)». Но Бог сказал ему: «Глупец! В эту самую ночь от тебя требуется твоя душа; а теперь кто будет владеть всем, что ты приготовил?» Так и с тем, кто продолжает накапливать и копить имение для себя и не богат [в своих отношениях] с Богом».
Поделиться
Читать всю главу
Затем Иисус показал им следующую иллюстрацию: «У одного богатого землевладельца была ферма, которая давала невероятные урожаи. Каждый год урожай был так велик, что его амбары были переполнены! Он подумал: «Что мне делать теперь, когда все амбары полны и мне больше некуда складывать? Я знаю, что я сделаю! Я снесу амбары и построю один массивный амбар, чтобы вместить все мое зерно и товары. Тогда я могу просто сидеть сложа руки, окруженный комфортом и легкостью. Я буду наслаждаться жизнью, ни о чем не беспокоясь». «Бог сказал ему: «Какой ты глупец, что полагаешься на свое богатство, а не на Меня! Этой же ночью вестники смерти потребуют лишить вас жизни. Тогда кому достанется все богатство, которое ты накопил для себя?» То же самое произойдет со всеми теми, кто наполняет свою жизнь всем, кроме Бога».
Поделиться
Read Full Chapter
И рассказал им притчу, говоря: земля богатого человека плодоносила много, и он подумал про себя: что мне делать, ибо мне негде собрать урожай мой? И сказал он: вот что я сделаю: сломаю амбары мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и добро мое. И скажу душе моей: душа, у тебя много добра припасено на многие годы; расслабься, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! В эту ночь потребуется от тебя душа твоя, и чье будет то, что ты приготовил?»
Поделиться
Прочитать главу полностью
Каждый день вдохновляет и призывает вас искать близости с Богом.
Ministry
Useful Links
- Help
- Donate
- Bible Versions (2,858)
- Bible Languages (1,909)
- Verse of the Day
A digital ministry of
© 2022 Life. Church / YouVersion
- Политика конфиденциальности
- Условия
Чему мы должны научиться из истории о богаче и Лазаре в Луки 16?
ГлавнаяКонтент-указательКниги БиблииЛук Богач и Лазарь
Вопрос
Ответ
Луки 16:19-31 содержит рассказ об очень богатом человеке, который жил в роскоши. Однако за воротами дома этого богача лежал крайне бедный человек по имени Лазарь, который просто надеялся «есть то, что падало со стола богача» (ст. 21). Богач был совершенно равнодушен к судьбе Лазаря, не проявляя к нему никакой любви, сочувствия или сострадания. В конце концов, они оба умерли. Лазарь попал в рай, а богач в ад. Обратившись к «отцу Аврааму» на небесах, богач просил, чтобы послали Лазаря охладить его язык каплей воды, чтобы уменьшить его «агонию в этом огне». Богач также попросил Авраама отправить Лазаря обратно на землю, чтобы предупредить его братьев о покаянии, чтобы они никогда не присоединились к нему в аду. Оба запроса были отклонены. Авраам сказал богачу, что если его братья не верят в Писание, то они не поверят и посланнику, даже если он придет прямо с небес.
Есть некоторый вопрос, является ли эта история правдой, рассказом из реальной жизни или притчей, поскольку имена двух ее персонажей (что делает ее уникальной среди притч). Притча это или нет, но из этого отрывка мы можем многое узнать:
Прежде всего, Иисус учит здесь, что рай и ад — это реальные, буквальные места. К сожалению, многие проповедники избегают таких неудобных тем, как ад. Некоторые даже учат «универсализму» — вере в то, что все попадают в рай. Однако Христос много говорил об аде, как и Павел, Петр, Иоанн, Иуда и автор Послания к Евреям. В Библии ясно сказано, что каждый человек, когда-либо живший, проведет вечность либо в раю, либо в аду. Подобно богатому человеку в этой истории, многие сегодня самодовольны в своей убежденности в том, что с их душой все в порядке, и многие услышат, как наш Спаситель скажет им обратное, когда они умрут (от Матфея 7:23).
Эта история также показывает, что как только мы пересекаем вечный горизонт, все. Шансов больше нет. Переход к нашему вечному состоянию происходит в момент нашей смерти (2 Коринфянам 5:8; Луки 23:43; Филиппийцам 1:23). Когда верующие умирают, они сразу же попадают в сознательное общение и радость небес. Когда неверующие умирают, они сразу же попадают в сознательную боль, страдания и мучения ада. Обратите внимание, что богатый человек не просил своих братьев помолиться за его освобождение от какой-то промежуточной стадии чистилища, тем самым ускорив его путешествие на небеса. Он знал, что попал в ад, и знал почему. Вот почему его просьбы заключались лишь в том, чтобы утешить его и предупредить его братьев. Он знал, что спасения нет. Он был навеки отделен от Бога, и Авраам ясно дал ему понять, что нет никакой надежды когда-либо смягчить его боль, страдания или печаль. Те, кто в аду, прекрасно помнят упущенные возможности и свое неприятие Евангелия.
Как и многие в наши дни, верящие в «евангелие процветания», богатый человек ошибочно рассматривал свои материальные богатства как свидетельство Божьей любви и благословения. Точно так же он считал, что бедные и обездоленные, такие как Лазарь, были прокляты Богом. Тем не менее, как увещевал апостол Иаков: «Вы жили на земле в роскоши и потворстве своим желаниям. вы откормились в день заклания» (Иакова 5:5). Богатства не только не приводят человека на небеса, но и обладают силой отделить человека от Бога так, как это могут сделать немногие другие вещи. Богатство обманчиво (Марка 4:19).). Конечно, очень богатые не могут попасть на небеса (многие герои Библии были богаты), но Писание ясно говорит, что это очень трудно (Матфея 19:23-24; Марка 10:23-25; Луки 18:24). -25).
Истинные последователи Христа не будут равнодушны к судьбе бедных, как богатый человек в этой истории. Бог любит бедных и обижается, когда Его дети пренебрегают ими (Притчи 17:5; 22:9, 22–23; 29:7; 31:8–9). На самом деле те, кто проявляет милосердие к бедным, на самом деле служат лично Христу (Матфея 25:35-40). Христиан узнают по плодам, которые они приносят. Пребывание Святого Духа в наших сердцах, безусловно, повлияет на то, как мы живем и что делаем.
Слова Авраама в стихах 29 и 31, относящиеся к «Моисею и пророкам» (Писание), подтверждают, что понимание открытого Слова Божьего имеет силу превратить неверие в веру (Евреям 4:12; Иакова 1:18; 1 Петра 1). :23). Кроме того, знание Писания помогает нам понять, что Божьи дети, такие как Лазарь, могут страдать на этой земле — страдание — одно из многих трагических последствий жизни в грешном и падшем мире.
Библия говорит, что наша земная жизнь — это «туман, который появляется на малое время, а потом исчезает» (Иакова 4:14). Наше земное пребывание чрезвычайно кратко. Возможно, величайший урок, который можно извлечь из этой истории, заключается в том, что когда смерть стучится в нашу дверь, имеет значение только одно: наши отношения с Иисусом Христом . «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Матфея 16:26; Марка 8:36). Вечную жизнь можно найти только во Христе. «Бог дал нам вечную жизнь, и эта жизнь в Его Сыне. Имеющий Сына имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Иоанна 5:11-12).