Что значит амбидекстр – это уникальные люди! (не правильное написание: амбидекстеры, амбидексторы, амбедексторы, амбидекстэры)

это кто такой, плюсы и минусы амбидекстрии

Амбидекстр – это человек, которому не присуще выделение ведущей руки для выполнения деятельности, функционирование обеих рук развито одинаково, действия выполняются с одинаковой силой, скоростью и точностью. Разделяют врожденных амбидекстеров и тех, кто приобрел данное качество в процессе намеренных тренировок навыка. При наблюдении связи ведущей руки с особенностями развития мозга выявлено преобладание в развитии левого полушария (логического) у правшей, а правого (интуитивно-чувствующего) – у левшей. Что бы схематично разобраться с понятием амбидекстр, кто это – можно предложить высказывание, что амбидекстрами называют людей с одинаково и гармонично развитыми обоими полушариями. Слаженная работа интуитивного видения и логического анализа дает таким людям определенные преимущества по сравнению с большинством.

При рождении любой ребенок одинаково владеет обеими руками, и лишь впоследствии образовательной системы и наставлений родителей научается выполнять действия определенной рукой, уровень владения обеими руками, который показывают дети амбидекстры, значительно превышает показатели обычных детей.

Но хотя данная особенность и кажется исключительно положительной, сопутствующими моментами могут быть отвлекаемость, гиперактивность, сложности в процессе обучения, быстрая утомляемость, повышенная капризность, чрезмерная эмоциональность. Переучивание и принуждение к выполнению всего одной рукой не исправит ситуацию, а только усугубит, корректировку необходимо производить в моментах выплеска эмоций и с присущей поддержкой, когда человек выполняет успешно задания обеими руками. Ведь это уникальный дар, который можно развивать, стараясь скомпенсировать негативные сопутствующие особенности.

Кто такой амбидекстр

В последнее время происходят изменения в формировании мозговой активности человечества, и наблюдаются количественные изменения процентного соотношения детей амбидекстров по отношению к тем, у кого развита одна ведущая система восприятия и действования (процент возрастает в своих измерениях от единиц до 10-15%). И если относительно недавно можно было услышать вопрос «амбидекстр, кто это?», то сейчас это качество стало знакомо, привычно и желаемо. Люди, не получившие данную особенность от рождения, развивают одинаковое владение обеими руками при помощи упражнений, выполнения привычных действий другой рукой и прочее. Что характерно, изменения не остаются на уровне простого физического функционирования, а влияют на процессы мозговой активности и ее специфики. Те, для кого ведущей рукой была правая, в процессе тренировок замечают развитие не только способности к одинаковому владению, но и открытие творческих задатков, которые раньше не проявлялись даже в глубоком детстве. Левши же замечают, как стали более способны к структурированию своего времени и планированию дальнейшей деятельности, основываясь на фактическом анализе, а не эмоциональной вспышке.

Амбидекстр особенности своего восприятия мира не может описать как что-то отличающееся от общего, чаще всего можно услышать «мне просто все равно как держать мышку». Но амбидекстрия касается не только руки, она определяет отсутствие ведущей системы относительно любой системы организма – прицельный глаз, толчковая нога, тонкораспознающее ухо, все это характерно людям с определяющей модальностью и не свойственно амбидекстру. Они могут писать всегда правой рукой в тетради, но на доске левой, визуальная система будет ведущей левой, а аудиальная правой. В зависимости от обстоятельств или по просьбе, им не составит труда поменять руку (ногу, глаз) и продолжить выполнение работы с тем же качеством.

Из-за перекрестной работы обоих полушарий, амбидекстр особенности своего мировосприятия может обозначать, как знание, без получения информации, интуитивными догадками. Тонкое чувствование мира и великолепные логические навыки помогают анализировать и считывать информацию за доли секунды, благодаря этому сочетанию кажется, что такие люди видят будущее и черпают информацию из пространства.

Амбидекстрия выглядит как особое видение мира, ведь там где привычно наблюдать только одну составляющую (или чувства, или рассуждения) амбидекстр воспринимает целый комплекс понятий. Поскольку наш мир расщеплен, и мы продолжаем делать все возможное для дальнейшего не пересечения чувств и мышления на одной плоскости, осознать какие психоэмоциональные и нервные перегрузки испытывает человек, воспринимающий картину более целостно и одновременно довольно трудно. Амбидекстрия не только дар, но и проклятие.

Амбидекстрия плюсы и минусы

Отношение к амбидекстрии довольно разноплановое, изначально, при выявлении детей с двуруким развитием такая категория считалась неполноценной, и отмечались нарушения в развитии. На данный момент такая точка зрения признана ошибочной, и амбидекстрия считается вариантом нормального развития.

Безусловно, зачатки возможностей, обусловленные амбидекстрией, могут открыть перед человеком широкие возможности для развития, но сама по себе одинаковая развитость двух полушарий не дает гарантию гениальности, точно также как не дает ее то или иное ведущее полушарие. Человек может отлично выполнять работу обеими руками, при этом быть достаточно посредственным и не проявлять каких-либо талантов, точно также как и при развитии любого из полушарий не повышается вероятность специфических достижений. В любом случае больше ситуация зависит от личных способностей человека и приложенных усилий. Хотя при всех иных одинаковых исходных данных и одинаковых приложенных усилиях в ракурсе развития, амбидекстр имеет большие шансы для развития и реализации талантов.

Преимущества развития данного навыка может широко пригодиться в решении бытовых вопросов, при занятии спортом и на спортивных же соревнованиях (уникальность некоторых спортсменов заключается в способности орудовать сразу двумя руками). Для решения интеллектуальных задач также есть свои дополнительные бонусы, так как умение мозга переключаться с легкостью между полушариями в своей работе позволяет находить нестандартные пути решения, и помогает сохранить интеллектуально-мнестические функции в сохранности до глубокой старости.

Работа мозга, при переменном переключении между полушариями, а иногда при одновременной их работе позволяет человеку увеличить объем долговременной памяти, увеличить скорость и качество восприятия и переработки информации. Такая особенность психики дает возможность развития мультизадачности, ребенок амбидекстр с легкостью может одновременно думать над несколькими проблемами, что ранее встречалось крайне редко и сопутствовало гениальности личности. Потенциально, амбидекстр способен на новые научные открытия значительно больше, чем остальные.

Но есть и негативные моменты такой особенности, которые связаны с выбором руки для письма или выполнения другого навыка. При попадании в стандартную государственную школу с ее каноничной системой образования, ребенок амбидекстр скорее подвергается критике и эмоциональному давлению, чем поддержке в развитии своих особенностей. Из-за нетипичного способа усваивания и преобразования информации может сложиться ощущение психической недоразвитости или наличия отклонений. При грамотном подходе, оказывается, что стоит немного поменять систему обучения и такой ребенок, которого раньше считали отстающим, показывает результаты превышающие средние.

Стоит отдельно отметить эмоционально-психологические особенности, проявляющиеся в детском и подростковом возрасте. Может наблюдаться гиперактивность или синдром дефицита внимания, несбалансированность эмоционального фона и неумении сдерживать эмоции. Дело тут не в характере, а в особенностях функционирования ЦНС, которая из-за активности обоих полушарий испытывает некоторые перегрузки. Так же эмоциональная сфера остается постоянно включенной, т.е. в те моменты, когда люди с ведущим полушарием могут отключиться от переживаний, уйдя в рассуждения или работу, то амбидекстер продолжает испытывать чувства в полную силу, при этом логически анализируя. Отсюда нервные срывы, напряженные отношения с окружающими, повышенная активность. С возрастом человек учится находить собственные способы совладания с такими своими реакциями, при помощи окружения это происходит быстрее.

Ребенок амбидекстр – рекомендации воспитателям

Начало обучения и первые шаги в школьной системе важный и трудный адаптационно шаг для человека. Учитывая особенности характера ребенка амбидекстра, можно помочь ему на подготовительном этапе.

При работе с детьми амбидекстрами основной проблемой воспитателей будет их гиперактивность. Ругать ребенка, ставить в угол и наказывать бесполезно, все, что вызовет подобный метод – это сопротивление, усиление агрессивных черт и уход в оборону вместо сотрудничества. Таких детей необходимо всегда держать в поле зрения, выбирать для них места впереди. Вместо того чтобы ограничивать старайтесь направлять энергию в русло познания и созидания.

Как воспитывать амбидекстра? Дети амбидекстры чаще всего балуются и активничают тогда, когда им становится скучно, ведь схватывают информацию они быстрее других, думают на несколько шагов вперед. Хорошо, если такому ребенку поручить роль помощника, дать ответственное задание или выполнение какой-либо дополнительной функции к основному заданию. Например, когда все вырезают аппликацию, малыша можно попросить попутно посчитать, сколько цветов было для нее использовано, какие фигуры самые популярные, и отметить, у кого из ребят работы схожи. Мультизадачность их мыслительного процесса позволит выполнить такое задание и не даст заскучать.

Важна эмоциональная поддержка и сохранение ровного тона и настроения воспитателем, когда ребенок чем-то взволнован. Ваша уравновешенность немного успокоит его, а также послужит примером того как можно справляться со своими эмоциями в будущем.

Для таких детей исключено давление в выборе ведущей руки и способа достижения результата. Вы можете сопровождать, помогать советами, задавать вопросы, предлагать попробовать разные варианты, но не переучивать, и не давить авторитетом, что какой-то из способов верный. Исследуйте мир вместе, и возможно, благодаря новому взгляду на прежние вещи вы сможете открыть для себя много новых решений и применений обычных вещей, которые подскажет вам ребенок.

что это значит простым языком

Какой рукой вы пишете? Большинство ответит, что правой. Это не удивляет, потому что левшей в мире всего 15%. Но есть и те, кто виртуозно владеет сразу двумя руками. Это амбидекстры. Их немного, но такие люди вызывают неподдельный интерес среди ученых. Все из-за необычной работы головного мозга, способа мышления и других особенностей. Чем же так уникальны те, у кого есть способность к амбидекстрии? И что делать, если она есть у вашего ребенка?

Кто такой амбидекстр

Кто такой амбидекстр

Если говорить простым языком, амбидекстрией называют состояние, при котором человек одинаково хорошо владеет обеими руками. Слово произошло из латинского языка и означает «оба правые». Нет, здесь не идет речь о двух спорящих людях. Амбидекстры – это люди, у которых работа двумя руками не вызывает трудностей. Они работают и правой, и левой.

Интересно! В мире всего 1% амбидекстров.

Специалисты утверждают, что в последнее время амбидекстров стало гораздо больше. С чем это связано? Сейчас такая особенность перестала пугать. Хотя еще несколько лет назад ребенка левшу насильно пытались приучить к использованию правой руки. Левую даже привязывали к телу.

Стоит отметить, что 100% амбидекстрия встречается редко. Чаще можно увидеть людей, которые пишут правой рукой, а с остальными делами легко справляется и левой.

Психологи считают, что амбидекстры обладают рядом психологических особенностей. Определить их можно путем наблюдения за особенностями поведения, проведением диагностических мероприятий, в частности, энцефалограммы, и анализа почерка. Выяснилось, что такие люди имеют ряд существенных отличий:

  • противоречивость натуры;
  • неврастеничность;
  • обидчивость.

Стоит отметить, что мозг у амбидекстров работает не так, как у других людей. Между полушариями установлена перекрестная связь. Поэтому они чувствительны, умеют логически мыслить, имеют хорошо развитую интуицию.

Амбидекстрия – врожденная или приобретенная способность

Амбидекстрия это врожденная или приобретенная способность

Маленькие дети с рождения одинаково хорошо пользуются обеими руками. В старшем возрасте, приблизительно к 4 годам, они выбирают «рабочую» руку. Так ребенок становится правшой или левшой. И эта особенность остается неизменной на протяжении всей их жизни. То есть, если вы 25 лет были правшой, внезапно стать левшой не получится. Хотя развить в себе амбидекстрию возможно.

Примечательно! Помимо амбидекстров, правшей и левшей, существуют амбисинистры. Это люди, одинаково плохо владеющие обеими руками. Эта особенность бывает врожденной или приобретенной вследствие травм.

Тест на амбидекстрию

Для начала возьмите в каждую руку по ручке или карандашу. Попробуйте одновременно писать одно и тоже слово. Если у вас это получится, вы — амбидекстр. 100% правша или левша одной рукой пишет, а другой может только чертить волнистую линию.

Есть и другой вариант. Посмотрите на фигуру в видеоролике. В какую сторону она вращается? Если по часовой стрелке, доминирующим у вас является левое полушарие мозга. Если против, то правое. А если то в одну, то в другую сторону, то, скорее всего, у вас амбидекстрия.

Плюсы и минусы амбидекстрии

преимущества амбидекстрии

Многие исследователи считают, что благодаря своим особенностям, амбидекстры стали гениальными. Но помимо преимуществ у них есть и недостатки.

Итак, преимущества:

  1. Высокий уровень производительности.
  2. Развитая способность к многозадачности.
  3. Сила воли и хорошая интуиция.
  4. Благодаря обработке данных сразу двумя полушариями, могут быстро оценивать сложившуюся ситуацию.
  5. Умение быстро принимать решения.
  6. Возможность писать или рисовать сразу 2 руками.

Из минусов выделяют:

  1. Проблемы с концентрацией внимания.
  2. Гиперактивность, синдром дефицита внимания.
  3. Чрезмерная утомляемость.
  4. Плаксивость.
  5. Неадекватная оценка себя, излишняя самокритика.
  6. Головные боли, мигрень.
  7. Неврастения.
  8. Нервозность, обидчивость.

Плюс ко всему, амбидекстры крайне неловкие, неуклюжие.

Причины амбидекстрии

Геодакян

Почему появляется этот феномен, до сих пор так и не известно. Но ученые все же смогли сделать некоторые выводы. По мнению генетика В. Геодакяна, амбидекстрия чаще всего развивается у недоношенных или ослабленных новорожденных детей или у близнецов.

Среди причин особо выделяются 2:

  1. Амбидекстрами считают людей с в геном LRRTM1 генетическом коде. Он провоцирует развитие шизофрении. Среди страдающих от этого заболевания много тех, кто одинаково хорошо работает двумя руками.
  2. Особенности внутриутробного развития плода. Из-за гипоксии и других неприятных состояний может произойти угнетение развития левого полушария. В результате ребенок родится левшой или амбидекстром.

В список можно добавить родовые травмы.

Методика развития амбидекстрии

жонглирование

Стать амбидекстром можно. Но есть определенные трудности. Правшам нужно развить в себе интуицию, а левшам логическое мышление. Это поможет достичь баланса в работе двух полушарий мозга.

Одинаково хорошо владеть двумя руками помогут специальные упражнения:

  1. Выполняйте простые дела, используя нерабочую руку. Так, правшам нужно работать левой рукой и наоборот.
  2. Жонглируйте. Здесь в любом случае придется использовать обе руки.
  3. Вышивайте по очереди одной и другой рукой.
  4. Займитесь музыкой. Учитесь играть на фортепиано, баяне или аккордеоне.
  5. Попробуйте одновременно рисовать двумя руками, например, правой круг, а левой квадрат.
  6. Попытайтесь нарисовать каждой рукой одну и ту же фигуру. Делайте это одновременно.

Развить амбидекстрию поможет и метод десятипальцевой печати.

Ребенок-амбидекстр: рекомендации воспитателям

Ребенок-амбидекстр

Ребенок-амбидекстр, что это значит? Такие дети имеют ряд характерных признаков:

  1. Могут писать сначала одной, потом другой рукой. Допустим, правая рука у него устала и он легко переключается на левую.
  2. Берут предметы каждой рукой по очереди. И это не приносит им каких-то неудобств.

Для подтверждения «диагноза» дайте малышу в каждую руку по ручке. Попросите его что-либо написать или нарисовать ими обеими. Если рисунок или надпись не сильно отличается, ребенок – амбидекстр. Как себя с ним вести?

Для начала нужно понять, что справиться с гиперактивностью будет непросто. В этом случае бесполезно ругать, кричать. Лучше попробуйте направить неуемную энергию в правильное русло.

Помните, ребенок-амбидекстр схватывает информацию на лету. Поэтому ему часто становится скучно. Чтобы увлечь его, давайте дополнительные задания. Такие дети хорошо справятся с ролью помощника. Допустим, ученики в классе рисуют. Попросите малыша с амбидекстрией назвать, сколько и каких цветов он использовал. Или, например, определить, какие геометрические фигуры присутствуют на его рисунке. Он легко выполнит сразу несколько задач и не будет мешать другим.

Не давите на ребенка в вопросах выбора рабочей руки. Дайте совет, поддержите, попробуйте несколько вариантов, но ни в коем случае не переучивайте. Помните: детям нужна эмоциональная поддержка. Уравновешенный взрослый рядом поможет успокоиться, научиться справляться и со своими эмоциями тоже.

Интересные факты

Никола Тесла

Во все времена в мире существовали те, кто работал сразу и правой и левой рукой. Вот некоторые знаменитые амбидекстры:

  1. Юлий Цезарь. Мог одновременно выполнять несколько дел. Чем не свидетельство амбидекстрии?
  2. Никола Тесла. Инженер, изобретатель, лауреат Нобелевской премии.
  3. Том Круз. Известный актер, который, по свидетельствам очевидцев, отлично владеет обеими руками.
  4. Мария Шарапова. Известной теннисистке все равно какой рукой играть.

В 1% людей-амбидекстров входит и Тиль Линдеманн. Он успешно освоил несколько профессий. Также музыкант играет на многих музыкальных инструментах.

Заключение

Амбидекстрия – редкое явление, хотя и считается врожденной способностью. Но ее можно развить. Рисуйте, пишите, совершайте простые действия обеими руками. Играйте на музыкальных инструментах. Все это поможет вам улучшить работу обоих полушарий мозга и, как следствие, научиться работать одинаково хорошо двумя руками. Если у вас ребенок – амбидекстр, не пытайтесь его переучить. Лучше найдите способ направить его силы в созидательное русло. Занимайтесь с ним, развивайте творческие таланты, учите контролировать эмоции.

Никола Тесла

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

амбидекстр — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.амбиде́кстрамбиде́кстры
Р.амбиде́кстраамбиде́кстров
Д.амбиде́кструамбиде́кстрам
В.амбиде́кстраамбиде́кстров
Тв.амбиде́кстромамбиде́кстрами
Пр.амбиде́кстреамбиде́кстрах

ам-би-де́кстр

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Префиксоид: амби-; корень: -декстр-.

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [ɐm⁽ʲ⁾bʲɪˈdɛkstr], мн. ч. [ɐm⁽ʲ⁾bʲɪˈdɛkstrɨ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. животное или человек с одинаково развитыми полушариями мозга и, соответственно, с одинаковой степенью владения левой и правой руками (лапами), без выраженного доминирования одной из них ◆ Есть «чистые» правши и левши, у которых сформировалась отчётливая доминанта: ведущая рука, ведущая нога, ведущий глаз. А между ними — множество промежуточных состояний. Скажем, амбидекстры, одинаково владеющие обеими руками. Наталья Коршунова, «Одной левой», 2002 г. // «Домовой» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
Антонимы[править]
  1. амбисинистр
Гиперонимы[править]
  1. животное/человек
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от лат. ambidexter, из amb- (варианты: ambe-, ambi-) «кругом, вокруг, около», далее из праиндоевр. *ambhi- «кругом» + dexter «правый, правосторонний» (восходит к праиндоевр. *dek-).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Амбидекстры и амбисинистры

Многие считают и даже в школе учат, что правое полушарие отвечает за левую половину тела, а левое — за правую половину. И довольно популярна теория, что правши и левши отличаются по своим способностям и навыкам: у левшей развита интуиция, у правшей — логика.

Это, на мой взгляд, если не примитивное, то сильно упрощённое понимание процессов, происходящих в человеческом мозге. Такое грубое разделение функций с обобщением способностей всех отделов полушарий, и даже не их взаимодействия, просто игнорирует конкретные участки мозга, которые в эти полушария могут входить, а также, например, строение коры головного мозга,  борозды и спайки, соединяющие полушария. 

Нейроанатомия, само собой, не ограничивается делением мозга просто на два полушария, а показывает, что все элементы мозга имеют функциональное значение. Есть деление на доли, на отделы, на области, и каждая из них за что-то отвечает, поэтому стоит рассматривать скорее их, чем целые полушария. 

Ввиду специализации отделов мозга, даже если человек хорошо пишет обеими руками, это совсем не означает, что он мыслит как Эйнштейн, а рисует как Ван Гог. Более того, у такого человека (амбидекстра) может быть и просто развита мелкая моторика обеих рук, а умственных или творческих способностей от этого будет не больше, чем у обычных правши или левши.

image_image

Анатомическое строение головного мозга с примерным разделением функций между зонами и отделами

(источник: s14.stc.all.kpcdn.net)

Амбидекстрия

Амбидекстры владеют как правой, так и левой рукой. Открою секрет: мы все рождаемся амбидекстрами. Однако к четырём годам формируется асимметрия мозговых структур, и мы «делаем выбор» в пользу правой или левой руки. 

Прирождённые амбидекстры, которые сохраняют способность одинакового владения обеими руками, составляют всего около одного процента населения нашей планеты, причём даже те, кто причисляет себя к «двуруким», не всегда способны продемонстрировать абсолютно равнозначное владение обеими руками. Тем не менее, у таких людей межполушарная асимметрия всё же сведена к минимуму. 

Правшей на нашей планете куда больше — примерно 45%, а чистых левшей всего около 10%. Оставшуюся часть составляют люди, у которых есть преобладание какой-либо руки при выполнении конкретного действия — те, у кого так называемое «смешанное преобладание». Кстати, у многих видов животных всё как раз наоборот — левши составляют большинство популяции.

Деление способностей и одарённости в какой-либо области по преобладанию руки, как уже было сказано, весьма условно. Существует даже теория, что развитие моторики левой или правой руки нисколько не влияет на те участки мозга, что не задействованы в координации движений.

А в чём тогда особенность амбидекстров в плане функциональной нагрузки мозговых структур? 

У правшей или левшей идёт посменная активация определенных зон мозга в зависимости от загруженности. Таким образом обеспечивается физическая и эмоциональная разгрузка зон мозга. У амбидекстров с этим сложнее. Поскольку асимметрия мозга у них сведена на нет, переадресация нервных импульсов из перегруженных зон происходит труднее. Нет асимметрии, нет особых участков, которые готовы разгрузить другие зоны. 

Взгляните на гифку ниже. Направление вращения фигуры можно легко изменить, стоит только чуть поднапрячься. Так мы активируем левые или правые участки мозга, перенаправляя нагрузку из одного полушария в другое. Мне всегда было интересно, что будут видеть амбидекстры с их равнозначной функциональностью мозга в таком случае.

image_image

Вращающаяся фигура девушки. Направление движения зависит от активации левого или правого отдела мозга. Хотя некоторым вообще кажется, что она всегда стоит к ним лицом…

(источник: netlore.ru)

Поскольку с разделением функций между загруженными и незагруженными участками мозга у амбидекстров есть некоторые проблемы, учёные выделили несколько недостатков амбидекстрии: амбидекстры довольно быстро устают, хуже концентрируют внимание и довольно долго обрабатывают информацию, приходящую извне. Дети-амбидекстры подвержены гиперактивности. Кроме того, считается, что они испытывают трудности в овладении языковыми навыками. Показатели амбидекстров при прохождении тестов на интеллект, мышление, арифметику и память обычно несколько ниже, чем у леворуких или праворуких. А еще по результатам одного из немногочисленных феноменов амбидекстрии, было сделано предположение, что амбидекстры чаще страдают шизофренией, чем обычные люди — у многих амбидекстров обнаружили ген LRRTM1, который ответствен за потенциальное возникновение данного заболевание. Левши также попали в категорию потенциальных носителей данного гена. Разумеется, это не означает, что все амбидекстры или левши больны шизофренией.

Есть множество теорий, которые утверждают, что врожденная амбидекстрия свидетельствует о большей талантливости в сравнении с людьми с доминирующей правой или левой рукой. Кто-то утверждает, что уровень развития амбидекстров выше, чем у других людей. 

Однозначным остаётся факт, что одинаковое владение обеими руками, помогает в спорте, в искусстве, в музыке. Многие спортсмены вырабатывают данный навык в обязательном порядке, поскольку без него достичь чего-либо в этой сфере порой просто не представляется возможным. Ну и конечно, не стоит забывать про чисто бытовые ситуации, от самого безобидного — когда «не знаешь, за что хвататься» — до весьма неприятного вроде переломов.

«выработанная» амбидекстрия

Как и в случае с врождённой амбидекстрией, выработка подобного навыка может привести к перегрузке. Но всё же находятся те, кто самостоятельно развил в себе описанное выше качество.

Оценка влияния этого навыка на жизнь амбидекстра двояка: кто-то с воодушевлением рассказывает, как после овладения обеими руками межполушарная асимметрия сойдёт на нет, а мозг будет работать гармонично и эффективно, вырабатывая новые способности и навыки, а кто-то сообщает, что «двурукость» приведёт к конфликту функций головного мозга и торможению мыслительных процессов.

В начале XX века Джон Джексон, старший преподаватель школы грамматики в Белфасте, выдвинул теорию о раздельном функционировании двух полушарий и даже основал Культурное общество амбидекстров. По его мнению, вырабатывание праворукости давало развитие только половины мозга, и, следовательно, вело к потере потенциала другого полушария. 

Если бы он оказался прав, амбидекстры были бы просто сверхлюдьми.

Пока неизвестно, приведёт ли выработанная амбидекстрия к таким же последствиям, что и врожденная, но на основании определённого опыта можно сказать, что при активной тренировке недоминирующей руки может повышаться агрессивность, раздражительность, быстро меняться настроение, а также замедлиться скорость подсчётов, совершения выводов или умозаключений.

Некоторые учёные даже считают, что это может вести к дисбалансу в психическом состоянии и в конечном итоге привести к развитию психических заболеваний. 

Но после приобретения амбидекстрии, как правило, остаётся неплохой навык, который применим во многих сферах. Просто во время обучения необходимо внимательно следить за своим физическим и эмоциональным состоянием. А потом наслаждаться тем, что вы можете выполнять любые действия обеими руками и, если верить отдельным теориям, радоваться развитию творческих и аналитических способностей одновременно.

Рекомендации к тренировкам

Если вы всё же загорелись идеей развить у себя амбидекстрию, первой рекомендацией будет набраться терпения. Чтобы развить этот навык и при этом не перегрузить себя и свой мозг, сохранив ясность мысли, может понадобиться не один год, может, даже пять (хотя всё индивидуально).

Начните с обычного теста на определение «руки ведущей». Возможно, вам будет легче, если вы узнаете, что природа заложила в вас вовсе не праворукость, а леворукость или наоборот. Таким образом, ваш потенциал поможет вам быстрее освоить данный навык.

image_image

Один из классических тестов на определение праворукости или леворукости.

(источник: aif.ru)

Начните с малого! Не бросайтесь делать всё и сразу недоминирующей рукой. Скорее всего, вам это очень быстро надоест, а результаты работы, что вы проделали в самом начале пути, несколько разочаруют. Попробуйте выполнять какие-то бытовые действия другой рукой, например, мыть посуду, вытирать пыль или чистить зубы. С готовкой экспериментировать не советую — чревато плачевными последствиями на начальных этапах.

Когда почувствуете себя более или менее уверенно при таких повседневных операциях, перейдите к старым добрым прописям, родным крючкам и кружочками, что мы все выводили в детстве в первом классе. А когда освоите и это, пишите тогда, когда можете и то, что можете при любой возможности. Но не забывайте о следить за усталостью, не пичкайте свой мозг леворукостью или праворукостью, которую пытаетесь выработать в добавок к уже имеющемуся навыку от другого полушария.

Можете попробовать гулять в направлениях, противоположных привычному маршруту. Однако эффективность такого метода тренировки я не проверяла.

Если вы увлекаетесь спортом, поделайте привычные вам упражнения другой рукой или ногой, это также поможет вам развить амбидекстрию. Когда вы уже выработаете навык владения обеими руками, он, скорее всего, останется с вами навсегда.

Амбисинистрия

До сих пор было немало сказано и о правшах, и о левшах, и о тех, кто владеет руками в равной степени. А есть и люди, которые плохо владеют обеими руками — амбисинистры. Такая «криворукость» может быть как врождённой (причём таких людей ещё меньше, чем врожденных амбидекстров), так и приобретенной в результате травм, заболеваний. Амбисинистрам не остается выбора, кроме как прибегать к описанным выше рекомендациям и другим довольно утомительным методам, чтобы исправить положение. Такой труд заслуживает уважения.

Неизученность феноменов доминирования полушарий

К сожалению, неврология пока мало дает сведений о том, какое влияние имеет доминирование той или иной руки или их полная функциональная равнозначность на психику человека, на его способности и таланты. Остаётся только надеяться, что в будущем учёные смогут предоставить нам больше информации, чтобы мы могли органично использовать и развивать новые навыки и умения, прибегая к таким хитростям, как, например, обучение амбидекстрии.

Внештатный автор

image_image

Анна Умеренко

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Является ли человек амбидекстром от природы? (Из истории отношения к амбидекстрии)

Если отправить в поисковик запрос «амбидекстр», то помимо сухой и лаконичной статьи в Википедии на первом месте, в списке откроются тысячи копирайтерских материалов об удивительных амбидекстрах, сотни тестов на то, чтобы проверить себя на «гениальность», выявив у себя способности к амбидекстрии; более двух тысяч видео на эту тему предложит Яндекс, в социальных сетях группы амбидекстров насчитывают тысячи участников. Среди всех этих ресурсов в интернете встречаются и школы, предлагающие программы по «развитию мозга» через обучение письму и рисованию левой рукой. Это не дань моде, а скорее идущая из глубины веков традиция, отчасти преломленная под влиянием современных ценностей и взглядов. И кстати ничего общего не имеющая с современными научными исследованиями.

Тории Киёнага, 1780-е

Этимологически слово «амбидекстр» обозначает человека с двумя «правыми руками» — от латинского dexter — правый, ловкий, добрый, счастливый. Также есть и противоположное понятие — амбисинистр — от латинского sinister — левый, злой; то есть это человек, который обладает двумя неумелыми «левыми» руками. Понятия эти появились гораздо раньше, чем у ученых появилась возможность исследовать функциональную асимметрию мозга, поэтому неудивительно, что амбидекстрия всегда занимала умы, прежде всего, философов, мыслителей и литераторов. А они, в свою очередь, создали вокруг этого явления определенный ореол таинственности и даже романтики, который и по сей день не рассеивается. 

Мотивы мыслителей прошлого отличаются от мотивов фольклорного копирайтинга настоящего лишь эгоцентричностью. Если в XIX веке философы и публицисты искали объекты для претворения своих идей в жизнь, взывая к тому, чтобы по-новому воспитывать и обучать детей, обеспечивая в перспективе залог будущего счастья своего народа или даже всего человечества, то сейчас каждому предлагается открыть или развить в себе гениальность. Если на пороге XX века родители могли убеждать своего ребенка в том, что он амбидекстр, лишь для того, чтобы в школе он мог казаться хоть немного «нормальным» (левшей тогда считали неполноценными), то сейчас наблюдается другая тенденция. Родители активно ищут в своем ребенке одаренность и порой боготворят, совсем его не ограничивая. Хорошо это или плохо, кто знает…  Время покажет. А пока давайте перенесемся в прошлое и посмотрим, как в разные эпохи развивались идеи об амбидекстрии.

 Альбрехт Дюрер, Германия 1498,

Аристотель одним из первых пришел к выводу о том, что оценка правой руки как лучшей во многом условна и основана на обычае. «В наших силах иметь две правые руки, если мы приучим себя к этому», — писал он. А, может быть, — размышляли древние философы, — правильно воспитывая детей, мы могли бы добиться того, что они научатся в совершенстве владеть как левой, так и правой рукой и, значит, будут более приспособленными к жизни, будут более гармоничными и талантливыми? Платон в «Законах» выступал против постулата о разнице между правой и левой рукой, говоря, что кормилицы и матери делают человека по сути «одноруким». Действительно ли это так? Является ли человек амбидекстром от природы? Можно ли развить в себе таланты, тренируя неведущую руку? Способнее ли других ребенок, который берет ручку то в правую, то в левую руку?

«Классическая» амбидекстрия 

Среди мыслителей XVIII — XIX веков существовало настоящее движение, идущее вразрез с традиционными представлениями об иерархии правой и левой руки. Рассуждая о том, что разница между правой и левой рукой обусловлена не природой, а действием социальных привычек, философы провозгласили амбидекстрию в качестве цели, к которой стоит стремиться каждому человеку. Жан Жак Руссо, Ксавьер Биша, Жак Бартелеми Сальг, Жозеф-Ахилл Конт единодушно писали в своих работах о том, что формирование привычки пользоваться какой-то одной рукой не естественно для природы и физиологии человека. Дидро идет дальше, говоря, что «тирания предрассудков» заставляет человека «с первых лет жизни отказываться от природной склонности к амбидекстрии и приносить в жертву левую руку, которая слабеет от бездействия». 

Это идейное течение парадоксально соседствовало с гонениями и переучиванием левшей. Правда здесь речь не шла о том, чтобы дать право леворуким пользоваться их ведущей рукой. Просветители стремились восстановить права левой руки у правшей, поскольку видели практический смысл в формировании амбидекстрии — левая рука должна помогать человеку выживать и быть более эффективным. А для того, чтобы дать возможность развиваться левой руке у правшей, теоретики предлагали «привязывать правую руку», чтобы левая могла получить «недостающую ей жизненную силу». В этих словах мы видим удивительное совпадение с воспитательно-«карательными» методами данной эпохи по переучиванию левшей на правшей. Какими бы высокими ни были порывы вырваться из пут, ограничивающих человеческое развитие и приспособляемость, мыслители XVIII — XIX столетий ничем не отличались от «темных», на их взгляд, учителей и проповедников, провозглашающих «истинность» правой руки. Как красноречиво пишет об этом социо-культурном явлении Пьер-Мишель Бертран, «вместо того, чтобы привести человека к сияющему будущему, где он будет наделен всевозможными талантами, как о том мечтает кучка безответственных утопистов, культура амбидекстрии может вызвать к жизни невиданную социальную категорию — скрытых правшей».

Протез для обучения письму правой рукой - придуман Жан-Жаком Казнавом в 1845 г.

«Романтический»  сверх-амбидекстр

«Культура амбидекстрии» как социальное течение зародилась в Англии, когда писатель и журналист Чарльз Рид в 1878 году написал серию статей под заголовком «И грядет Человек». «Новый человек будет амбидекстром, — писал он, — не просто правшой или левшой, но человеком, вырвавшимся из той птичьей клетки, где матери, кормилицы и гувернантки с их языческими считалочками и глупыми предубеждениями против левой руки; в общем, это будет человек физически гармоничный, как его и задумал Господь».

Преемник Чарльза Рида, Джон Джексон продолжил поиски нового человека, «человека, который наслаждается полнотой своего бытия и примиряет после многих веков бесплодного антагонизма левую и правую руку, а соответственно левое и правое полушар

Значение слова АМБИДЕКСТР. Что такое АМБИДЕКСТР?

  • амбидекстр

    1. животное или человек с одинаково развитыми полушариями мозга и, соответственно, с одинаковой степенью владения левой и правой руками (лапами), без выраженного доминирования одной из них

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова обогревание (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Амбидекстр кто это, Что такое амбидекстрия

Каждое полушарие человеческого мозга отвечает за свои определенные функции. Так, например, логика лучше работает у тех, у кого больше развито левое полушарие. А вот интуицией и прекрасным воображением обладают люди с развитым правым полушарием.

Изучением таких вопросов занимается амбидекстрия. В этой статье речь пойдет о том, что такое амбидекстрия, как стать амбидекстром и какие преимущества это дает обычному человеку.

Определение термина

Итак, кто такой амбидекстр? Это индивид, который с легкостью пишет сразу обеими руками. Подобный метод называется «зеркальным письмом».

Амбидекстрия – это врожденное или приобретенное развитие сразу двух рук, без определенного акцента на ведущей. Этот термин появился еще в средневековье и берет свое начало от названия воинов, которые одинаково хорошо сражались при помощи обеих рук.

Какая имеется связь между руками и полушариями мозга? У человека-правши больше развито левое полушарие, которое в ответе за логическое мышление, в то время как у левши прогрессирует правое полушарие, отвечающее за интуицию и чувственность. Полное развитие обоих полушарий получили амбидекстры, которые одинаково хорошо работают и левой, и правой рукой.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Амбидекстрией мозга называется такое состояние человека, когда правое и левое полушария функционируют слаженно и одновременно. Такие люди обладают замечательной интуицией и четко развитой логикой. Данные качества делают их более конкурентоспособными и отличают от большинства.

Рекомендуем: Как определить свои сильные стороны?

К числу талантливых людей этого круга относятся многие знаменитые актеры, изобретатели, музыканты и т.п. Среди них, например, Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Владимир Даль, Гарри Трумэн, Бенджамин Франклин, Том Круз, Джимми Хендрикс, Пол Маккартни и др.

Выявить способности работы сразу двух полушарий поможет простой тест на амбидекстрию, который заключается в просмотре вращающейся фигуры.

1. Изображение совершает вращение по часовой стрелке, что в свою очередь говорит о том, что у вас доминирующее положение занимает левополушарная деятельность мозга. Люди этого типа обладают умением прекрасно выражать свои мысли и имеют хорошо развитую логику.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

2. Вращается исключительно против часовой стрелки, что свидетельствует о большем развитии правого полушария, отвечающего за образное мышление, музыкальные навыки и интуицию.

3. Фигура поочередно вращается в каждую из сторон – это ярко выраженное свойство амбидекстрии, когда оба полушария функционируют одинаково.

Задатки с рождения

Практически все дети рождаются с умением одновременно хорошо владеть обеими руками, но по мере взросления утрачивают эту уникальную особенность из-за подражания взрослым и активного переучивания преподавателями и докторами.

Ребенку просто навязывается мнение, что нужно брать ручку, зубную щетку или ложку исключительно правой рукой, поэтому со временем умение хорошо владеть левой окончательно пропадает. Однако уровень развития амбидекстров существенно выше по сравнению с обычными детьми.

Ребенок-амбидекстр может иметь проблемы при обучении. Чаще всего эти дети гиперактивны и, как правило, могут страдать синдромом нехватки внимания. Их рассеянность не позволяет сфокусироваться на ответственных заданиях. Дети с такими способностями подвержены частым приступам головной боли.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Амбидекстры быстро устают, они часто капризничают, чтобы помочь уставшему организму снять напряжение, после чего вновь становятся спокойными и уравновешенными. Подобное чрезмерное проявление эмоций является следствием активной работы правого полушария.

По этой же причине амбидекстры могут быть обидчивыми. Большинство ученых называет это явление неврастенией мыслительной деятельности. В таком случае выход эмоций просто необходим, ведь это помогает избавиться от нарастающей умственной нагрузки. Отличными способами развеяться являются прогулки на свежем воздухе, танцы, рисование.

Рекомендуем: Почему ребенок плохо учится?

Фраза «Я – амбидекстр» не должна звучать как приговор, ведь такой ребенок является абсолютно нормальной личностью и при этом обладает уникальными способностями. Если в семье появляется человек с подобными возможностями, то не следует пытаться переучивать его пользоваться только одной рукой. Наоборот, поощряйте навыки двурукости у такого малыша, с одобрением относитесь к его действиям и поддерживайте его в моменты эмоциональных всплесков.

Основные преимущества

Приобретенная амбидекстрия является плодом упорных занятий. Любой человек даже во взрослом возрасте может заново переучиться и вернуть себе утраченную в детстве способность. По данным исследований многих ученых, головной мозг человека развивается приблизительно до шестидесяти лет.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Если у человека до этого возраста присутствует явственное деление между обеими частями мозга, то ближе к шестидесяти он легко использует работу сразу двух полушарий. Именно эта уникальная особенность дает возможность решать трудные задачи быстрее и успешнее, чем в молодом возрасте.

Ключевые преимущества применения сразу двух рук проявляются не только в письме, но и могут пригодиться даже в быту. Широкое применение амбидекстрия нашла в спорте, рисовании и музыке. Уникальные таланты помогают лучше играть в теннис при помощи сразу двух рук.

Рекомендуем: Как измениться в лучшую сторону?

Зачастую игроки с натренированной левой рукой опережают своих соперников, не имеющих подобных умений. Считается, что эти способности спортсмены и музыканты тренируют намеренно, ведь это дает им массу преимуществ перед конкурентами и расширяет ключевые профессиональные навыки.

Существует и много других преимуществ амбидекстрии. Обычно при повреждении ведущей руки человек утрачивает способность совершать множество действий. При амбидекстрии такой проблемы не существует, ведь человек с легкостью может делать что-либо как одной, так и другой рукой.

Стать амбидекстром можно при помощи различных упражнений. Они очень просты в применении и позволяют медленно, но уверенно достигать необходимых результатов. Если вы правша, то нужно регулярно развивать левую руку.

Например, не спеша начинайте писать ею алфавит. Постепенно переходите к написанию небольших словосочетаний. Также на протяжении нескольких минут одновременно обеими руками попробуйте нарисовать геометрические фигуры.

Рекомендуем: Что такое амбивалентность?

Помните, что становиться амбидекстром не сложно при правильно подобранных и дозированных порциях упражнений. Главное – делать это систематически, а не время от времени. Став амбидекстром, вы получаете явные преимущества перед своими конкурентами, особенно это актуально для людей творческих профессий и спортсменов. Автор: Екатерина Волкова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч: