Чувство совести: Совесть — Википедия – Совесть – что это. Проблема совести в психологии

СОВЕСТЬ — это… Что такое СОВЕСТЬ?

категория этики, обнимающая проблемы нравств. самоконтроля личности, способность человека самостоятельно формулировать для себя моральные предписания, требовать от себя их исполнения и оценивать свои действия.

В др.-греч. мифологии С. получает фантастич. изображение в виде образа эриний, богинь проклятья, мести и кары, преследующих и наказующих преступников, но выступающих как благодетельницы (эвмениды) по отношению к раскаявшимся. В этике проблему личной С. впервые поставил Сократ, к-рый считал источником нравств. суждений человека его самопознание (др.-греч. συνείδησις, как и лат. conscientia, означает и С., и осознание). В этой форме Сократ выступил за освобождение индивида от безусловной власти над ним обществ. и родовых традиций. Однако лишь в новое время категория С. приобретает большое значение в этике, что отразило процесс освобождения личности от феод.-сословных, цеховых и церк. регламентации в ходе развития бурж. отношений. Вопрос о личной С. является одним из центр. в идеологии Реформации (идея Лютера о том, что глас божий присутствует в сознании каждого верующего и руководит им независимо от церкви). Философы-материалисты 17–18 вв. (Локк, Спиноза, Гоббс., др. материалисты 18 в.), отрицая врожденный характер С., обращают внимание на ее зависимость от обществ. воспитания, условий жизни и интересов личности. Ограничиваясь лишь констатацией этой зависимости, они, как правило, приходят к релятивистскому истолкованию С. Локк, напр., говорит, что «…если мы бросим взгляд на людей, каковы они есть, то увидим, что в одном месте одни испытывают угрызения совести из-за совершения или несовершения поступков, которые другие в другом месте считают достойными» (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 99). Аналогичную мысль высказывает Гольбах (см. «Система природы», М., 1940, с. 140). Релятивистское истолкование С., имеющее у просветителей антифеод. и антиклерик. направленность, провозглашающее свободу личной С., тем не менее лишает в значит. мере С. ее личностного, «внутреннего» характера, делает ее объектом воздействия гос-ва и общества в целом (хотя просветители не отрицают того, что С. – прерогатива личности. Гольбах определяет С. как оценку, к-рую «… мы в своей собственной душе даем своим поступкам» – «Карманное богословие», М., 1959, с. 172). В противоположность этому идеалистич. этика развила идею автономной личности, к-рая независимо от общества определяет нравств. закон. Так, Руссо считает, что законы добродетели «написаны в сердцах у всех» и для познания их достаточно «…углубиться в себя и в тиши страстей прислушаться к голосу своей совести» («О влиянии наук на нравы», СПБ, 1908, с. 56). Кант считает подлинно нравств. законом для разумного существа только тот, который дает оно само себе. Идея автономии личности в конечном счете вела к априористич. истолкованию С. По Канту, С. не есть нечто приобретаемое. Каждый человек как нравственное существо имеет в себе совесть от рождения. Еще более резко идея автономии личности была выражена Фихте, с т. зр. к-рого единств. критерием нравственности является С. «чистого Я», а подчинение к.-л. внешнему авторитету – бессовестностью. Впоследствии эта индивидуалистич. трактовка С. была доведена до крайности в экзистенциализме, в этич. концепции к-рого отрицается всеобщий характер нравств. закона: напр., Сартр считает единств. критерием нравственности следование «абсолютно свободному» индивидуальному замыслу, отказ человека от «дурной веры» в существование к.-л. объективных критериев. Критику релятивистского и субъективистского понимания С. дал уже Гегель, показавший при этом противоречивый характер самой С. С т. зр. Гегеля, С. «имеет свою истину в непосредственной достоверности себя самой», «определяет, исходя из себя самой». Но эта самодостоверность С. влечет за собой «произвол отдельного лица», к-рое может «придать … свою добросовестность» любому содержанию. Поэтому свою действительность, указывает Гегель, С. приобретает лишь во «всеобщем самосознании» благодаря «всеобщей среде» (обществу), в к-рой находится человек (см. Соч., т. 4, М., 1959, с. 339–52). Однако, признав приоритет обществ. сознания над личным, Гегель трактует его объективно-идеалистически, как воплощение абс. духа, а его непосредств. выражением в сознании индивида считает религию: «Итак, совесть в величии своего превосходства над определенным законом и всяким содержанием долга …есть моральная гениальность, знающая, что внутренний голос ее непосредственного знания есть голос божественный… Это одинокое богослужение есть в то же время по существу богослужение о б щ и н ы…» (там же, с. 351–52). Фейербах находит материалистич. объяснение тому факту, что С. представляется человеку голосом его внутреннего Я и одновременно гласом, идущим извне, вступающим с человеком в спор и осуждающим его поступки. Он называет С. «другим Я» человека, но указывает, что это alter ego не исходит от бога и не возникает «чудесным путем самозарождения». «Ибо, как принадлежащий к этой общине, как член этого племени, этого народа, этой эпохи, я не обладаю в своей совести никаким особенным и другим уголовным уставом… Я упрекаю себя только в том, в чем упрекает меня другой… или по крайней мере мог бы упрекать меня, если бы знал о моих поступках или сам стал объектом действия, заслуживающего упрека» (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 630). Марксистское понимание С. раскрывает ее социальную природу и показывает ее детерминированность условиями жизнедея-тельности человека и его идейно-обществ. позицией. «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего – иная, чем у неимущего, у мыслящего – иная, чем у того, кто неспособен мыслить» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 140). Источники коллизий личной С. следует искать в конечном счете в социальных противоречиях, так или иначе затрагивающих личность и отражающихся в ее сознании. Противоречия между интересами различных классов, между обществ. и личными интересами, между отражением социально-историч. необходимости в воле обществ. институтов и понимании частного лица ставят перед индивидом необходимость собств. выбора, альтернативы к-рого и составляют проблему его личной С. Именно в этом смысле следует понимать указание Ленина, что «идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий» (Соч., т. 1, с. 142). Марксизм не отрицает специфически личностного характера С., он лишь раскрывает ее содержание: чем выше мера обществ. развития личности, ее социальной активности и сознательности, тем большую роль играет в ее жизнедеятельности С. Условиями этого развития личности являются ликвидация классово-антагонистич. отношений в обществе и затем развитие коммунистич. отношений, по мере утверждения к-рых правовое принуждение будет постепенно уступать место нравств. воздействию, а само это воздействие будет все чаще совпадать с повелениями личной С. и поэтому в подавляющем большинстве случаев будет осуществляться через личное осознание индивидом. «…При человеческих отношениях наказание д е й с т в и т е л ь н о будет не более как приговором, который провинившийся произносит над самим собой… В д р у г и х людях он, напротив, будет встречать естественных спасителей от того наказания, которое он сам наложил на себя…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 197).
Лит.:
Ленин В. И., О коммунистической нравственности, М., 1961; Кант И., Критика практического разума, СПБ, 1908; его же, Основоположение к метафизике нравов, М., 1912; Карринг Г., С. при свете истории, пер. с нем., СПБ, 1909; Кропоткин П. Α., Этика, ч. 1, П.–М., 1922; Гегель Г. В. Ф., Феноменология духа, Соч., т. 4, М., 1959, с. 339–61; его же, Философия права, т. 7, М.–Л., 1934; Сартр Ж.-П., Экзистенциализм – это гуманизм, М., 1953; Волченко Л. Б., Марксистско-ленинская этика о С., «ВФ», 1962, No 2; Архангельский Л. М., Категории марксистской этики, Свердл., 1963; Бербешкина З. Α., Проблема С. в марксистско-ленинской этике, М., 1963; Sartre J. P., L’être et le néant, P., 1943; Revers W. J., Charakterprägung und Gewissensbildung, Nürnberg, 1951; Hollenbach J. M., Sein und Gewissen, Baden-Baden, 1954; Das Gewissen des Kindes, Stuttg., 1956; Niebuhr R., An interpretation of Christian ethics, Ν. Υ., 1956; его же, Moral man and immoral society, N. Y.–L., 1960; Вrunner E., Gott und sein Rebell, Hamb., 1958.

О. Дробницкий. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Что такое совесть — определение и рассуждение

Понятием совесть принято именовать способность личности, выражаемую в самостоятельной формулировке нравственного долга, норм и реализации морального самоконтроля, требовании от собственной персоны их выполнения и оценивании производимых самой личностью деяний. Являет собой одно из проявлений нравственного самосознания. Обнаруживается одновременно в рациональном понимании нравственного значения производимых действий эмоциональных переживаний, выражаемых чувством вины, «муками» совести. Проще говоря, описанные два аспекта связывают воедино эмоциональную составляющую с разумом.

Совесть, как психологическая проблема

Рассматриваемый термин считается этической категорией, но исследуется различными науками: философией, социологией, психологией. У последней к ней интерес возрастает, когда качество личности совесть преобразуется в психологическую проблему.

Так, например, швейцарский психиатр К. Г. Юнг относил анализируемую категорию к способности личности оценивать критически с позиции нравственности деяния и мысли. Он утверждал, что это осознанное следование духовной системе ценностей. Данное понятие также характеризуется наличием связи с самосознанием личности и волевой саморегуляцией.

Совесть условно можно подразделить на два яруса: субъективные ценностные суждения и объективно существующие. Муки совести появляются, когда задеваются субъективные ценности. Проще говоря то, что индивид соотносит с собственной персоной, что плохо для него и хорошо. Если нарушены объективные ценности, когда безнравственно поступает другой субъект, то сам индивид может ощущать разочарование, сожаление, может злиться, но мучиться чувством вины не будет.

Совесть выражается в различных формах: как дополнение рефлексии, в сновидениях, в качестве аффективной реакции в ходе протекания процессов психики (например, ощущение страха, возникающее, когда ситуация вступает в конфронтацию с ценностями индивида).

Глас совести может не всегда осознаваться самой личностью. Внутренний ревизор нередко вещает в сновидениях или проявляется беспокойством, тревогой, страхом, чувством вины. При этом систематические расхождения с совестью, намеренное или неосознанное пренебрежение её намёками приводит к отклонениям психосоматического характера и неврозам.

Итак, на вопрос: «что такое совесть» психология отвечает, что это личностное качество, имеющее связь с субъективным пониманием индивида собственного долга, морально-нравственных норм и ответственности перед социумом и отдельными человеческими субъектами. Совесть является продуктом социального в индивиде. Животные лишены такого качества.

Таким образом, муки совести представляют собой недовольство личности собственной персоной, разочарование в себе, ощущение вины, страх. Они являются ответной реакцией на деяния, противоречащие внутренним нравственным устоям личности.

Анализируемое качество становится психологической проблемой, когда оно трансформируется в чувство вины. Постоянные муки совести понижают самооценку, отнимают у человека самоуважение, нередко даже вгоняют в депрессию.

Совесть является частью души. Когда люди пребывают в гармонии с собственными ценностями, то испытывают удовлетворение. А когда они постоянно преступают собственные установленные грани нравственности, то их неизменными спутниками становятся страдания и терзания.

Совесть, прежде всего, выступает как добродетельное начало в личности, способствующее её нравственному самоконтролю и морально-этической самооценке, а также, её строгость и враждебность пробуждают в человеке боязнь и усиливают у него муки совести, что опасно, как уже писалось выше, возникновением психических расстройств.

Внутренняя конфронтация между тягой удовлетворить стремления человека и смиряющими их установками совести есть той питательной средой, на которой плодятся неврозы.

Как её воспитывать

Рассматриваемое понятие определяется в качестве нравственного сознания, чутья либо чувства в индивиде. Совесть является внутренним пониманием добра и лиха. Она – это способность идентифицировать качество поступка. Анализируемое понятие побуждает индивида к истине, ведёт к добру, отвращает ото лжи.

Существует множество аргументов, свидетельствующих, что совесть в её адекватном проявлении является естественным и нужным свойством личности, сохраняющим ей здоровье и удлиняющим жизнь.

Люди, имеющие чёткие нравственные ценности, пользуются уважением социума. С ними комфортнее и надёжнее, поэтому многие именно таких людей предпочитают иметь в друзьях или деловых партнёрах. Умение действовать согласно собственным выработанным принципам, идеалам, понятиям о добре и зле также придаёт твёрдости, решимости, уверенности и самому индивиду.

Совесть у детей начинает активно развиваться примерно с шестилетнего возраста. Воспитать мораль и совесть в собственных чадах – является долгом каждого родителя, невзирая на то, что они являются абсолютно разными категориями по сути. Мораль состоит из бесконечного числа «табу» иногда оправданных, но порой нет. Что аморально в Европе, считается нормой в Азии.

Для малышей родители являются своеобразными внешними цензорами. Их первоочередная задача сделать так, чтобы ребенок смог отличать хорошее от дурного. Для крох надобно установить границы допустимого.

Можно выделить 3 главных принципа в формировании рассматриваемой способности: развитие морального осознание добра и зла, воспитание стремления действовать правильно и выработка адекватного реагирования на свой ошибочный поступок.

У малышей следует выработать:

– внутренний навык нравственное решение;

– способность распознавать добро и зло;

– систему ценностных ориентиров, которыми кроха должен руководствоваться;

– реакцию на отклонение от собственных ценностей;

– желание действовать правильно.

Человек, взрослея, вырастает из правил, рождённых в детстве. Вначале подобное наблюдается в пубертате, когда индивиду постепенно становится тесно в старых рамках и ограничениях. Потом это возникает в юности, когда происходит формирование своей философии жизни. Если личность индивида на этом этапе активно развивается, то он перерастёт собственную совесть, на замену которой приходят осмысленность и ответственность.

Поэтому человеку надобно понимать, что ответственность за его деяния лежит полностью на нём. Не следует стараться переложить вину за собственные поступки на обстоятельства или окружение. Попытки оправдать себя к хорошему не приводят. Эффективнее и конструктивнее научиться исправлять негативные последствия неблаговидных действий.

Какой человек без совести

Анализируемое понятие является своеобразным механизмом нравственной оценки действий, поведения и слов. Сопоставление происходит с духовной системой ценностей. Как раз поэтому часто бывают бесполезны попытки пристыдить громкую молодёжь либо призвать пьяницу к совести. Невозможно вызвать чувство стыда у людей, когда происхождение проблемы или подоплёка разговора для индивида не представляет ценности. Вот что такое совесть, примеры которой наряду с примерами её отсутствия постоянно можно увидеть в повседневной жизни.

Совесть рознится от субъекта к субъекту. На выработку внутренних нравственных ориентиров влияет манера семейного воспитания, индивидуально-психологические личностные особенности, социальная среда и условия развития, состояние социума, уровень интеллекта, общественная культура. Таким образом, описываемая способность является отражением внутренних принципов, установок и ценностей индивида, его внутреннего мира.

Невзирая на то, что совесть разнится, она присутствует у всех здоровых индивидов и отсутствует у психопатов – лиц, имеющих асоциальное личностное расстройство. Такие индивиды не способны сочувствовать, эмпатия им неизвестна, эмоции они не понимают и не признают потребности других индивидов. Для них существуют лишь они сами и их персональные цели.

Однако не только лица, имеющие отклонения психики, бывают бессовестными. Здоровые лица также страдают отсутствием «внутреннего цензора». Бессовестные люди, прежде всего, являются агрессорами, им неведома жалость. Они считают себя сильными, умными, ловкими, хитрыми. Вначале их жизненной стези им везёт, они на гребне успеха. Люди, не имеющие совести, наслаждаются благами цивилизации, постепенно теряя душу. Сегодня они обманули, завтра перешагнули через родню, предали любовь, продали дружбу. Так и шагают по жизни бессовестные лица, теряя близких, постепенно становясь ненужными никому. Не существует вещей страшнее одиночества и забвения. Лица без совести несчастные люди.

В учебных заведениях часто задают написать сочинение-рассуждение, что такое совесть, дабы заставить будущее поколение задуматься насколько важен «внутренний цензор» в жизни. Ведь нет будущего у общества без совести. Определение данного понятия представляет собой нравственное сознание индивида. Совесть хранит шаблоны хорошего и дурного, правильного и неверного. Также она ответственна за реагирование на противоречие или соответствие действий другого человека или своих нравственных ценностей.

Что делать, если настигли муки совести

Убежать от поедания совести невозможно. Она словно карающий меч настигнет везде. Поэтому и бегать от неё не стоит. Бороться с «внутренним цензором» тоже бесполезно. А раз нельзя побороть, то следует подружиться с ним. Ниже приведено несколько рекомендаций, позволяющих ликвидировать муки совести.

Как уже писалось, не следует убегать от испытываемых ощущений, равно как и заглушать их глас. Нужно устроить «рандеву» с причиной, породившей чувство вины, дабы разобраться, что препятствует душевному спокойствию. Установив причину можно действовать, например, попытавшись исправить, либо осознать, что былые действия хоть и неблаговидные, но они уже совершенны, поэтому надобно сделать вывод, дабы в дальнейшем избегать таких действий и шагать дальше по жизни под внимательным руководством совести.

А может просто следует переоценить собственные установки, вооружившись приобретённым жизненным опытом: ведь бывает, что мучает уже неактуальная проблема. Некоторые убеждения в процессе бытия переосмысливаются людьми, а принципы делаются личным достижением. Ведь совесть также даёт толчок к самосовершенствованию.

Самым действенным методом считается раскаяние и следующее за ним искупление. Порой индивиды долгие годы стараются побороть чувство вины, оправдываясь обстоятельствами, не признавая собственную вину. В определённый момент его силы в этом противостоянии подходят к концу. Следствием становится понимание, что именно он ответственен за собственный проступок, а не окружение или обстоятельства. После чего остаётся лишь отыскать способ устранить ошибку прошлого. Нередко случается, так что выполнить это не представляется возможным, но глас совести обязательно намекнёт на выход.

Тихая совесть – понятие неоднозначное. Конечно, приятно погружаться в Морфеево царство, не ощущая её голоса, мечтать, представляя светлое будущее, не обременённое тяжестью вины. Дабы так жить, следует в любых действиях прислушиваться к «внутреннему цензору».

Однако, с иной стороны, голос совести необходим словно дыхание. Он является той путеводной звездой, направляющей человека к светлому будущему.

Чувство вины, стыд и совесть — Психология PRO

чувство вины, стыд и совестьЧувство вины, стыд и совесть идут рядом, иногда сливаясь так, что одно переживание неотличимо от другого. Как правило, принято считать эти переживания однозначно негативными. Однако здесь все не так однозначно. На определенном этапе чувство вины – это благо, способствующее развитию сущности.

Как я это вижу, чувство вины и стыд различаются. Чувство вины – это осознание, что безосновательно предал нечто светлое. Возможно, в чувстве вины парадоксальным образом смешаны страх потери и любовь – как некий созидательный настрой это потерянное воскресить. В этом отношении вина может стать мостом от разрушения к созиданию.

Стыд похож на вину, но механизм у него совсем другой. Стыд – это что-то вроде разоблачения, когда мы выглядим совсем не так, как себя позиционировали в глазах других. То есть, стыд переживается, когда разрушается наш красивый, зачастую искусственный образ.

Часто стыд и вину смешивают, называя это совестью. Здесь, условно говоря, есть ложная, невротическая совесть, построенная на желании выставить себя в лучшем свете, и есть истинная совесть, оберегающая внутренний свет.

Безответственный человек может обернуть чувство вины в сторону саморазрушения; вместо того, чтобы как-то поправить ситуацию ему проще себя немного помучить. Это действительно совершенно бесполезный расход энергии. Казалось бы, чувство вины не является продуктивным переживанием, и по своей сути это просто самобичевание и стремление наказать себя, но с этим переживанием не все так однозначно.

Под влиянием чувства вины человек зачастую не способен сделать выбор в сторону желаемой жизни. Нечто на бессознательном уровне диктует ему выбор таких условий, при которых он будет страдать, чтобы искупить свою «вину». Чувство вины, ограниченное самокопаниями чревато снижением самооценки и потерей уверенности в своих силах. Когда появляется возможность что-то в своей жизни наладить, чувство вины может диктовать: «ты не достоин этого, это – не для тебя».

Иногда люди годами застревают в определенном слое энергетики. Перемены им кажутся чем-то недоступным, невозможным, они просто не верят, что достойны лучшего образа жизни. Вокруг – одни и те же лица и события, сплошной порочный круг, колея, выскочить из которой, не представляется возможным. Такой вариант событий прочно закрепляется апатией, депрессией, пассивностью и страхом за будущее. Чем дольше человек плавает в болоте застоявшихся событий и переживаний, тем больше он боится сделать шаг в сторону неизвестного. Как быть?

В статье «лечение депрессии», я уже упоминал один из самых эффективных способов выхода из пассивного уныния. Это – активный образ жизни. Регулярные усилия, движение и преодоление себя пережигают дурные эмоции.

Если человек, например переживает чувство вины, когда питается нездоровой пищей, и набирает лишний вес, очевидно, лучшей направленностью этого переживания будет спорт и здоровое питание. В таком ключе чувство вины является мощным мотиватором перемен.

Если человек переживает чувство вины за какой-то проступок в прошлом, который он не способен исправить сейчас, это значит, что в настоящем просто необходимо привнести тепло, понимание и гармонию в то, что есть здесь и сейчас. Например, если в прошлом вы несправедливо обидели человека, и ощущаете чувство вины, не стоит себя терзать. Достаточно относиться с теплом, пониманием и дружелюбием к людям рядом с вами в настоящий период жизни.

В таком ключе благодаря мудрой активной позиции и ответственности за свои действия, чувство вины становится эмоциональным мостом от эгоизма, жадности и раздражительности к мудрости, любви и пониманию. Чувство вины – переходное переживание от нижних центров сознания к высшим.

Наглядный пример, демонстрирующий подобное действие чувства вины отображен в образе главного героя – отца Анатолия в фильме «Остров». В молодости он предал своего командира, сдав его немцам. Этим он терзал себя много лет, посвятил свою жизнь помощи другим, и спустя годы стал святым целителем.

Иногда важно уметь искренне просить прощения. При этом стыд может навязывать различные обходные протоколы и компромиссы на пути от эгоизма к совести. Еще лучше любых слов – та энергетика, тот настрой, в который вы облекаете свои действия. Человек может не понимать, что руководит его отношением к вам, однако почти каждый чувствует на подсознательном уровне то, какими переживаниями вы руководствуетесь в своем отношении к миру.

Однако само переживание вины, также, как и любые другие переживания является проекцией. Если вы находитесь на пути самопознания, необходимо учиться отделять переживания от событий. Речь о том, что у чувства вины, как и у других переживаний нет реального объекта. Чувство вины существует в субъекте, а не во внешнем мире. Можно назвать это кармой текущего момента. Мы оцениваем жизнь теми переживаниями, которые проходят через нас, поэтому на одно и то же событие разные люди реагируют по разному. Можно сказать, что на данном конкретном этапе человек имеет своеобразный набор переживаний, которые ему так и так суждено прожить. События лишь активируют эти переживания, но не являются их истинной причиной.

А запускается этот механизм в раннем детстве, когда в психике возникают идеальные образы правильного поведения. Следуя этим образам, мы ощущаем блаженное одобрение. Отклоняясь от них, маятник начинает шкалить на чувстве вины и презрении к себе. На progressman.ru этому явлению посвящена отдельная статья. Этот механизм – словно внутренний полицейский, координирующий поведение. Чтобы избавиться от него, важно понять, что с вами – уже все в порядке, вы – уже хороши как есть. Иными словами, важно принять себя как есть.

Никто не может иначе. Просто захотеть и стать лучше – невозможно. В нашей голове нет таких волшебных рычажков, которые волшебством могли бы сделать нас кем-то другим – кем-то более сильным и светлым. Невротичный вариант вины возникает, когда мы удерживаем в сознании некий идеальный образ себя – мечту о том, какой наша персона должна быть. Жизнь с такими идеалами заполнена страданиями – унижение и чувство вины на таком пути следуют по пятам. Мы не только не можем иначе, мы и не должны жить иначе. Каждый может и должен быть только собой.

Для окружающих, особенно в рабочей официальной обстановке наше чувство вины само по себе не несет никакой пользы. Взрослая жизнь требует от нас исправления ошибок, а не самобичевания. Ответственность и чувство вины – разные вещи. Нет такой обязанности – стыдиться и переживать вину. Самое лучшее, что можно сделать – поправить ситуацию на уровне событий. Если исправляться уже поздно, тогда терзать себя – тем более бесполезно. Достаточно сделать правильные выводы и продолжать жизнь, учитывая полученный опыт.

Да, чувство вины – эмоция со знаком «минус». Однако в жизни может случиться такой период, когда в эмоциональной сфере происходит нечто вроде локальной революции. Если человек страдает от эгоизма, гордыни и жадности, признание своих заблуждений почти неизбежно сопровождается виной. И в такой момент прятаться от чувства вины и стыда – себе дороже. Проще спокойно принять происходящее, позволить этому томительному переживанию сделать свою работу – если суждено, раскрыть сердце и ослабить чувство собственной важности.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Совесть — Психологос

Фильм «Доктор Хаус»

​​​​​​​

Фильм «Совесть»

Ты возьмешь сейчас 1 конфету себе или позже 2 конфеты — себе и подруге?
скачать видео

Совесть — внутренняя инстанция, заставляющая нас жить честно в отношении наших самых высоких ценностей. Человек, живущий по совести, поступит честно, даже когда ему это совершенно не выгодно.

Совесть выше порядочности: если порядочный человек ориентируется на соблюдение существующих договоренностей, то есть в отношении кого-то, то совесть, включая в себя порядочность, требует от человека верности себе, своим ценностям.

Как правило, совесть осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.

Нужна ли совесть?

Да, нужна, и нужно не убивать совесть и доказывать, что она не нужна, а учиться ей пользоваться. Совесть — мощный нравственный ориентир. Компас, например, тоже ориентир и по нему легко понять, туда ли идешь или нет.

Совесть — это ориентир, только нравственный. Как метафора: для лошадей создают специальные поля, огороженные электрическим забором. Если лошадь коснется — она получит несильный, но ощутимый удар током. Неприятно и лошадь через забор не ломится. Если же такого забора не будет, очень вероятно, что лошади окажутся например на дороге, где их собьет машина или произойдет авария. Получается, изгородь с напряжением сохраняет лошадям жизнь и делает ее безопасной. Такой же изгородью для человека становится совесть. Только как и где ее ставить — решать ему.

А кстати, всегда ли совесть справляется со своей функцией? Нет, не всегда. Бывает, что совесть изначально была «настроена» на реагирование на совсем уж из ряда вон выходящие вещи (нельзя убивать, красть и прочее). И вот, человек живет, не убивает, не крадет — но висит на шее у родителей паразит-паразитом и не планирует вставать на свои ноги. И совесть его совсем не мучает. И тогда либо совесть нужно перенастраивать, либо, не смотря на то, что она молчит — тем не менее заниматься делом и учиться жить за свой счет.

Как резюме, совесть в сочетании с умом — это хороший нравственный компас. Однако ж совесть без ума, или ум без совести — это компас без стрелки или без сторон света.

Как пользоваться совестью

Основной принцип — не ждите, пока совесть ударит, думайте заранее. Совесть должна работать не в прошлом, а в будущем. Что толку мучить себя за прошлое? Будущего прошлое уже не изменит. Хороша не та совесть, которая будет глодать вас за совершенные ошибки, а хороша та, которая предохранит вас от ошибок в будущем.

Как это осуществлять?

  • Не спорить с совестью. Признать свои ошибки, спокойно, с достоинством, как минимум про себя. Лучше — написать на бумаге.
  • Подумать, что вы решите, чтобы в будущем таких ошибок не было. Сформулировать четкий, понятный алгоритм действия. Чтобы было проще, представьте, что вы собираетесь рассказать своему воображаемому или реальному ребенку. Он наверняка задаст вам много самых разных вопросов — найдите ответ и на них. Если ребенок, вы думаете, вас поймет — значит вы сформулировали хорошее правило. Лучший способ дружить с совестью — это принимать четкие, осознанные решения на будущее и им следовать. Вот если вы от них будете отклоняться, то, пожалуй, и совесть может стать хорошим помощником (а кто еще так доходчиво вам об этом сообщит??).


Вводное занятие Университета

Чувство вины — голос нашей совести 🚩 Эмоции

Совесть – основа существования человека в обществе. Но чем же объясняется тот отрицательный смысл, который придают чувству вины многие люди? По-видимому, в расхожих представлениях путаются два понятия: чувство вины как голос совести и вина невротическая, мнимая, искупление которой невозможно, но которая, тем не менее, терзает человека и заставляет его совершать действия, выходящие за пределы нормы. Как и многие сферы человеческой психики: любовь, патриотизм, творчество, – совесть и, соответственно, чувство вины может существовать как в гармоничной, полноценной, так и в извращенной, патологической форме. И в последнем случае вина, как правило, оказывается не вытекающей из нарушения человеком собственных нравственных норм, а навязанной извне – неправильным воспитанием, исторически сложившимся общественным мнением, ошибочной идеологией.

К невротической форме чувства вины следует отнести «греховность» любого человека, проповедуемую, практически, всеми религиями. Несмотря на разработанные ритуалы и нравственное самосовершенствование, у многих религиозных людей, по разным причинам, стремление к личному спасению становится гипертрофированным – и вот для искупления грехов применяются длительные посты, ношение вериг, самобичевание и даже самосожжение. Чувство вины, приобретенное ребенком, к которому применялись физические наказания («если меня бьют – значит, я плохой»), в дальнейшем может найти выражение в агрессии, в антисоциальном поведении. Жертвы сексуального насилия во многих обществах, вместо того, чтобы вызывать сочувствие, часто навлекают на себя обвинения в произошедшем («сама виновата»), и общественный бойкот, «позор» может довести жертву до самоубийства.

Все случаи, когда чувство вины носит невротический характер, требуют работы психотерапевта. Если же вина за совершенные деяния воспитывает в человеке ответственность, стимулирует его к тому, чтобы не совершать подобных действий впредь, то можно говорить о здоровой, зрелой личности, обладающей подлинной нравственностью и способной эффективно функционировать на благо общества.

Стыд и вина, «атака стыда», добрая совесть, совестливость и смущение

Стыд и вина, "атака стыда", добрая совесть, совестливость и смущение
Когда человеку стыдно, он чувствует вину оттого, что ведет себя неправильно или совершил что-то плохое и т.п.
Стыд — эмоция или чувство?
Стыд — это модификация страха, тревоги и печали. Возможно, что стыд — это социальная эмоция.
К.Э. Изард предполагает, что стыд имеет предпосылки, причины и последствия:
Причины
Чувства
  • 1) Разочарование в себе, ощущение своей несостоятельности.
  • 2) Самоосознание (синонимы стыда, например неловкость, скованность).
  • 3) Ощущение, что сделал что-то ранящее других.
  • 4) Ощущение, что сделал что-то, юридически или моральнот неверное.
  • 5) Ощущение изоляции , отверженности, потерянности, брошенности.
  • 6) Синонимы печали.
Мысли
  • 1) О неудаче, разочаровании, о заслуженности порицания.
  • 2) О том, что сделал что-то, что задевает других.
  • 3) Грязные, аморальные мысли.
  • 4) Мысли о совершении глупости.
  • 5) Мысли о чрезмерной и незаслуженной похвале.
  • :6) Мысли о раскрытом обмане.
  • 7) Негативное представление о какой-то своей особенности (полноте, длинном носе, оттопыренных ушах).
Действия
  • 1) Поступок, юридически или морально неправильный, вредный.
  • 2) Поступок неправильный , глупый, ошибочный.
  • 3) Поступок вредный для окружающих.
  • 4) Поступок, который нужно было совершить, но который не был совершен.
  • 5) Переживание за дорогого и любимого человека, попавшего в неловкую для него ситуацию или совершившего проступок.
Последствия
Чувства
  • 1) Смущение, неловкость.
  • 2) Чувство неадекватности, разочарованности, неудачи.
  • 3) Уныние и обескураженность, печаль.
  • 4) Чувство одиночества, изоляции, отверженности, потерянности.
  • 5) Чувство нечистоплотности.
Мысли
  • 1) Пораженческие мысли, разочарование в себе, самообвинение.
  • 2) Размышление о необходимости того или иного поступка; мысли о том, как следовало бы поступить и почему не поступил как следовал бы это сделать.
  • 3) Рационализация, то есть нежелание руководствоваться чувствами.
  • 4) Мысли о необходимости загладить вину, извиниться.
  • 5) Об отстраненности (с точки зрения окружающих).
Действия
  • 1) Сожаления, попытки загладить вину, извинения, попытки исправиться, обещания больше не повторять обид.
  • 2) Стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих.
  • 3) Попытки забыть о неправильном поступке, избавиться от неприятных ощущений.
  • 4) Попытки найти причины, понять, почему это было сделано.
  • 5) Наказание самого себя.

Ильин Е.П. пишет:
«Ещё Аристотель писал, что стыд — это такое неприятное чувство. которое ведёт к дурной славе. Никто не стыдится младенцев и животных, и стыд. ощущаемый нами в присутствии других людей, соразмеряется с тем уважением, которое мы имеем к их мнению.
Внешним выражением стыда может быть опускание головы и век ( иногда глаза совсем закрыты, а иногда «бегают из стороны в сторону» или часто мигаю; поэтому Аристотель приводит греческую пословицу «стыд живёт в глазах»), отведение взгяда (а если человек этого не делает, то в народе говорят «бестыжие глаза»), отворачивание головы в сторону. Человек испытывает стремление сжаться. сделаться маленьким. незаметным, «провальться сквозь землю».
С возрастом человек научается конторлтровать экспрессию своих эмоций.
Спиноза понимал стыд как печаль, сопровождаемую представлением о своём действии, которое подлежит осуждению со стороны других.
К. Д. Ушинский не отличал стыд от раскаяния. Чувство стыда побуждает человека скрывать свой поступок, а чувство раскаяния побуждает открыть его».
К. Изард пишет. что стыд — это осознание собственной неумелости, непригодности или неадекватности в некой ситуации или при исполнении некоего задания, сопровождаем негативным переживанием — огорчением, беспокойством или тревогой, но это лишь повод для возникновения эмоции стыда, а не сам стыд. Стыд сопровождается смущением, а не огорчением и не беспокойством.
Стыд — это сильное смущение от сознания совершения предосудительного поступка или попадания в унизительную ситуацию, в результате чего человек чувствует себя опозоренным, обесчещенным. Стыд — это внутреннее мучение, болезнь души (С. Томкинс)».

«Стыд — эмоция, возникающая в результате осознания несоответствия, реального или мнимого, своих поступков или некоторых индивидуальных проявлений принятым в данном обществе и им самим разделяемым нормам или требованиям морали. Стыд может быть связан с поведением или проявлением личностных черт других, как правило, близких людей (стыд за другого).
Переживается стыд как неудовлетворенность собой, самоосуждение или самообвинение. Стремление избежать подобных переживаний — мощный мотив поведения, направленного на самосовершенствование, приобретение знаний и умений, на развитие способностей. Различные люди имеют различные пороги стыда, обусловленные ценностными ориентациями, направленностью личности и связанной с ними чувствительностью к мнения и оценкам окружающих» (Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. с.638-639).
Стыд — полностью социально обусловленная эмоция и способствует профилактике конфликтов.
Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно — те, перед кем стыдно. В отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины.
Совестливость — черта личности, нравственное чувство, которое удерживает человека от неблаговидных поступков (Википедия).
«Атака стыда» — это паническая атака поощрения человеком делать что-то вопреки страху показаться глупым или переживать стыд за сделанное.

Совесть — специфическй механизм нравственного самоопределения:, это ведущий стимул совершенствования человека, оценивающего свои поступки на основе нравственного идеала и доминирования в человеке ответственности перед самим собой и мирозданием за свою жизнедеятельность и поступки Другого. Сама этимология слова «совесть» говорит о том, что это «весть» переданная со-обществом о том, как человек раскрывает свои потенциальные возможности.
А.С. Пушкин писал:
«Да, жалок тот, в ком совесть не чиста»,
и еще в «Скупом рыцаре»:
«Мне разве даром это все досталось,
Или шутя, как игроку, который
Гремит костьми да груды загребает?
Кто знает, сколько горьких воздержаний,
Обузданных страстей, тяжелых дум,
Дневных забот, ночей бессонных мне
Все это стоило? Иль скажет сын,
Что сердце у меня обросло мохом,
Что я не знал желаний, что меня
И совесть никогда не грызла, совесть,
Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый, эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают?..
Нет, выстрадай сперва себе богатство,
А там посмотрим, станет ли несчастный
То расточать, что кровью приобрел».

Совесть — это знание того, что является добром и злом. Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед собой, окружающими людьми и обществом.
Совесть — это обоснованный набор интериоризованных моральных принципов, который позволяет оценивать правильность и неправильность совершаемых или наблюдаемых действий. Совесть — это запреты и обязательства.
Совесть в отличие от чувства долга, она включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед собой, перед другими людьми и обществом. Совесть — общественно воспитуемая способность человека. Поведение совестного человека в конфликтах, как правило, конструктивно, бессовестного — деструктивно. «Без совести» в человеке нет ничего, что возвышало бы его над животным, кроме печального преимущества блуждать без какого-нибудь руководства от заблуждения к заблуждению» (Ж.-Ж. Руссо) [А.Я. Анцупов. А.И.Шипилов].

  • Добрая совесть — (bona fides) — юридическое понятие, служащее для определения образа действий сторон, заключающих юридические сделки, и вместе с тем, принцип толкования этих сделок.
    Добрая совесть, — когда ее голоса прислушивается человек. Это моральный и нравственный человек, зрелая и целостная личность … Другие же подавляют голос совести, поступают вопреки ее требованиям: прожженная совесть.
    Добрая совесть словно стражник, который поставлен, чтобы следить за человеком и раскрывать и то, что он с легкостью скрыл бы, если бы мог
Даниил Гранин в своей книге «Причуды мей памяти» о совести пишет:
«В последние годы своей жизни Дмитрий Сергеевич Лихачев упорно возвращался к проблеме совести. Он с печалью видел, как она перестает быть мерилом нравственности, как Россия становится страной без стыда и совести.
После замечательного русского философа Владимира Соловьева Лихачев, пожалуй, единственный, кто так настойчиво занимался категорией совести.
Соловьев считал, что совесть есть развитие стыда. Должен быть стыд, нет стыда — тогда совесть молчит.
Стыд был первым человеческим чувством, которое отличило человека от животных. Можно считать, что человек — животное «стыдящееся». Господь обнаружил первородный грех Адама и Евы по тому, как они устыдились своей наготы. И изгнал их из рая.
Человек постепенно начинал понимать, что «должно по отношению к людям и к богам», и тогда инстинкт стыда стал превращаться в голос совести, то есть Адам и Ева устыдились совершенного ими, и этот стыд, который заставил их прикрыть себя фиговыми листьями, и был первым голосом совести.
Лихачев сумел развить это положение, дополняя его ролью памяти. Он показывал, как память формирует совесть. Без памяти нет совести, память сохраняет наши грехи, память семейная, культурная, народная питает совесть, требует от нее. Она побуждает совестливость отношения к старшим, к друзьям, родным. Вспоминает, правильно ли мы жили, хорошо ли обращались со своими родными. Позднее наше раскаяние — это работа памяти, которая тревожит совесть. Память, как историческая категория, — когда, побывав в Гамбурге на кладбище русских солдат, жертв Первой мировой войны, я вдруг сообразил, что у нас в России не видел и не знаю ни одного кладбища, где сохранялся бы прах русских солдат, погибших в ту Первую мировую войну.
А что такое действия вандалов на наших кладбищах, или что они творят в Летнем саду. Это что? Это свидетельства жизни без памяти.
Лихачев обращал наше внимание на некоторые особенности совести.
«Совесть противостоит давлениям извне, она защищает человека от внешних воздействий!» И в самом деле, к человеку порой может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, пропаганды учителей, воспитателей, даже родителей.
«Поступок, совершенный целиком по совести, — это свободный поступок».

Я спрашиваю себя: а зачем человеку придали (навязали) эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от нее, какой от нее прок, если она не приносит никаких выгод, если не дает человеку преимуществ ни для карьеры, ни материальных? Благодаря чему она существует, совесть, которая грызет и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься. Откуда она взялась? На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной. Она не ошибается. Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию.

Когда я говорю поступок по совести, мне приходят на память некоторые удивительные примеры, впечатлившие меня надолго».

У Чехова есть рассказ «Студент». Маленький, на три странички. Сам Чехов считал его лучшим из всего написанного.
В страстную пятницу студент Духовной академии, голодный, озябший, идет домой, размышляя о том, что кругом всегда была такая же бедность, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. У костра на огороде сидят две бабы. Студент садится к ним отогреться и рассказывает им историю того, как трижды апостол Петр отрекся от Христа, не устоял, и заплакал. Слушая студента, растроганные бабы тоже заплакали. То, что происходило в душе Петра, их тронуло, вдруг оказался близок тот стыд, те муки совести, какие испытывал апостол. Студент пошел дальше, и вдруг радость затрепетала в его душе. Он думал о том, как прошлое «связано с настоящим непрерывною цепью событий: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».
Совесть — одно из самых таинственных человеческих чувств.
Казалось бы, совесть в своих требованиях угрожает своему хозяину. Недаром в Грузии говорят: «Мой враг — моя совесть». Это чувство, у которого нет выбора, оно не бывает ни умным, ни глупым, эти категории не для него. Зачем же оно дается человеку?
Есть люди, которые сумели отделаться от совести, избавиться от нее, отсутствие ее нисколько не мешает им жить, они чувствуют себя даже комфортно без нее, ничего не грызет их.
Лихачев считал совесть «таинственным явлением».
Действительно, рациональное объяснение ему подыскать трудно. Чувство это иррационально, в этом его сила и в этом беспомощность перед холодными соображениями эгоизма. Я никогда не мог объяснить, зачем оно дано человеку, необходимо ли оно, но человек без совести — это ужасно.
Для меня в этом смысле одно из самых сильных стихотворений Пушкина «Воспоминание», написанное в 1828 году. Кончается оно так:
«…Воспоминание безмолвно предо мной
Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю».
Нет ничего труднее, чем отказаться от самооправданий. Требования совести, ее суд, ее приговор происходят втайне. Ничто не мешает подсудимому, который сам себя судит, уклониться от приговора. Пушкин отвергает любое снисхождение, не дает себе пощады, даже слезы раскаяния не помогают. Мы не узнаем, за что он казнил себя, но признание это поражает своим мужеством.
На уроках литературы изучают Пушкина, но не учат тому, что совесть для него, для Лермонтова, для Толстого, для Достоевского была реальностью, что у человека есть душа, тоже весьма реальное понятие, надо заботиться о ее здоровье, стараться понять, что происходит с ней».

Материал Психологос
Стыд, стыдное, то что стыдно — качество или поведение человека, осуждаемое окружающими с моральной точки зрения. Потеря чести, бесчестие, позор. То, на что убедительно кидается моральноеобвинение: «Фи, какой стыд!» «Стыд, срам, позор!» «Безобразие какое, стыд-то какой!»

Что стыдно?

В разных группах и культурах стыдными могут признаваться разные вещи. У детей бывает стыдно быть рыжим или толстым, в школе может быть стыдно как не выучить уроки, так и быть отличником…

Кто может стыдить?

Стыдить, осуждать с моральной точки зрения может, имеющий моральную силу. Это может быть как авторитетный человек, представитель референтной группы, так и случайный, недалекий человек, сильно кидающий моральные обвинения.

Смысл стыда

Обозначать нечто как стыдное, стыдить — способ управления поведением человека через негативное подкрепление. Используется как в воспитании, так и в разнообразных манипуляциях.

Стыд и чувство стыда

В настоящее время стыд чаще понимается как переживание человека при совершении недостойного поступка, как чувство стыда: боль и страх, потеря активности, ощущение стесненности и понижение самооценки.

Близкие понятия

Вина — то, что налагается на человека вследствие нанесения им ущерба, нарушения законов или договоренностей.
Совесть — готовность вести себя по-человечески, порядочно, ответственно, в соответствии с нравственными нормами. Поправлять свое поведение в нравственном направлении.

Чувство стыда — боль и страх, потеря активности, ощущение стесненности и понижение самооценки (состояние не-ОК).

Как делается чувство стыда

Чувство стыда создается неподвижность, сутулостью, поднятыми плечами и опущенной головой. Внутренний текст: «Эх, дурак я, дурак… Ну как же я мог?»

Природа чувства стыда

Стыд — не врожденная эмоция. У младенцев в арсенале есть врожденное, поведенчески достаточно простое, состояние страха, а сложное поведение стыда им освоить еще предстоит. Стыд выучивают в возрасте обычно от 3 до 7 лет, шаблонно или творчески перенимая по образцам от других детей, иногда и более взрослых. Переживание стыда обычно используют для защиты себя от порицания окружающих за промахи в своем поведении. «Ну, тебе стыдно?» — «Стыдно…». Все, вот взрослые и отстали. С повторением чувство стыда начинается включаться непроизвольно в ситуациях, которые понимаются как «это стыд», «это стыдно».

Чувство стыда и уверенность в себе

Как эмоциональное состояние, стыд может быть как реакцией на конкретные внешние обстоятельства, так и привычным, выученным состоянием, по сути превращаясь в состояние неуверенности. Ребенок, привыкший к тому, что его постоянно стыдят, теряет уверенность в себе, становится неуверенным человеком.

Чувство стыда и продуктивное поведение

Люди, склонные не переживать, а действовать, вместо переживания стыда анализируют свое поведение и, когда это разумно, его меняют. Учат себя быть более адекватным. .
Взрослые люди, имеющие привычку переживать стыд, от этой в целом непродуктивной привычки стараются отучиться.

Как сделать стыдно ребенку

Если у ребенка еще недостаточно разума, чтобы самостоятельно корректировать свое поведение, родители и воспитатели удерживают его от совершения нежелательных поступков через формирование чувства стыда. Самая распространенная схема: в момент совершения нежелательного действия (например, ребенок явно соврал и его легко уличить) ребенка останавливают (не дают играть дальше, прекращают игру), указывают на то, что он сделал, припечатывают его действие клеймом, бьют сильными словами по больным точкам (если нет, стараются создать, пробить ребенка), нагоняют страх, формируют подчиняющееся поведение и фиксируют в итоге формулой «Тебе должно быть стыдно!» Постепенно ребенок выучивает, что когда ему становится больно, страшно и он в подавленном состоянии, то его не отпустят и не дадут играть, пока он не перестанет сопротивляться и признается, что ему стыдно.

Близкие понятия:

Чувство вины — ощущение тяжести и боли, которое налагает на себя сам человек вследствие совершения им поступка, нарушающего его внутренний запрет.
Совесть — набор указаний и поведенческих программ нравственного характера, заложенных в человека в детстве.
Стыдливость — страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство.

Гордость и чувство стыда

Выражение гордости и стыда сходны со знаками доминирования и подчинения у животных.
Признаки чувства гордости: человек расслаблен, излучает уверенность и спокойствие. Эти типичное поведение вожака. Вожак выпрямляется в полный рост, и все окружающие сразу чувствуют этот подсознательный сигнал — прямая, спокойная осанка говорит о высоком ранге. Признаки чувства стыда, противоположно. Человек отводит глаза, опускает голову, сутулится. Поведение становится суетливым и нервозным.

Культура стыдаСтыд и вина, "атака стыда", добрая совесть, совестливость и смущение
Культура стыда — (автор термина — Рут Бенедикт, «Хризантема и меч.

Характеристика «культуры стыда»

  • Существуют предписанные строгие ритуалы, соблюдение которых необходимо для всех. Нарушенный ритуал — это позор. Искупить это позор можно только соблюдением ритуала.
  • Поведение оценивает общество, а не сам человек, сильная оценочная зависимость.
  • Интересы группы, к которой принадлежит человек, всегда выше интересов конкретного человека.
  • Нравственность не в том, чтобы искупить грех, а в том, чтобы его не совершить.
  • Отсутсвия возможности замаливания грехов, исповеди.
  • Нравственное наказание за ошибку — Презрение родных и близких, презрение товарищей, презрение группы, к которой принадлежишь.
  • Необходимость действовать исходя из правил, принятых в группе.
В основе европейской культуры лежит понятие долга — перед государем, родиной, народом, наконец, перед Богом, которому сознаются в совершенных поступках.
Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации, производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы. Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей «культурой стыда» в отличии от европейской «культуры вины».
В отличии от европейца, которого тяготит вина, японцу ни исповедь, ни раскаяние облегчение не принесут. В своем поведении он ориентируется на мнение и оценку других и боится позора.
  • Добрая совесть — (bona fides) — юридическое понятие, служащее для определения образа действий сторон, заключающих юридические сделки, и вместе с тем, принцип толкования этих сделок.
    Добрая совесть, — когда ее голоса прислушивается человек. Это моральный и нравственный человек, зрелая и целостная личность … Другие же подавляют голос совести, поступают вопреки ее требованиям: прожженная совесть.
    Добрая совесть словно стражник, который поставлен, чтобы следить за человеком и раскрывать и то, что он с легкостью скрыл бы, если бы мог.

Совесть – Дмитрий Солодилов – Блог – Сноб

Совесть Солоинк Логик.

В поисках истины. Динамическая 3d расшифровка.

В этой книге каждый найдёт нечто ценное и полезное для себя. Краткость — сестра таланта. Концентрат мысли. Просто добавь воды. Книги «Разномыслия» позволяют выиграть время. «Разномыслие» — путеводитель растерянных. Истина где-то рядом. Истина делает нас сильнее.

Книга представляет собой ЛЕГО конструктор «ДНК мысли». У вас есть проблема или вопрос, в процессе чтения, складывая детали, вы найдёте ответ и осознаете, что вам делать.

sd

Несколько случайных текстов из книги.

2300. Ты всё усложняешь.

Бывает  так,  что  есть  дело,  которое  ты  должен  сделать.  Но  ты  его  не  сделал.  И  теперь  тебя  мучает  совесть,  ты  плохо  спишь  и  думаешь  об  этом  по  пять  раз  на  дню.  Множество  раз  раскаявшись,  ты  бы  давно  уже  и  пошёл  и  сделал  это  дело,  но…  Но  ты  всё  усложняешь.  Просто  сделай  то,  что  должен  и  спи  спокойно. 

2999. Предчувствия и тревога.

Чистая  совесть  свободна  от  страха.  То,  что  человек  называет  грязной  совестью,  это  вовсе  не  грязь,  это  плесень  страха,  которая  крайне  болезненно  разъедает  душу.  Человек  боится  своих  неправильных  поступков.  Боится  последствий  своих  поступков.  Он  знает,  что  они  всегда  возвращаются,  только  не  знает,  когда.  Теперь  он  обречён  плохо  спать,  и  даже  еда  и  роскошь  не  приносят  ему  особой  радости.  Он  всё  время  ждёт.  Его  организм  напряжён  и  готов  к  прыжку,  чтобы  перегрызть  им  горло.  Режим  мобилизации  потребляет  десятикратно  энергию  и  быстро  приводит  организм  в  негодность.  В  негодном  организме  сразу  заводятся  множество  разных  болезней.  Боль  по  струнке  выщипывает  каждую  жилу,  каждый  нерв.  Воистину  несчастный  человек,  лучше  бы  он  покаялся  и  заплатил  за  ошибки  добровольно. 

3046. Справедливая цена.

Что  значит  покаяться?  И  как  узнать,  приняло  ли  провидение  это  покаяние?    Совесть  —  вот  кто  есть  главный  судья  покаяния.  Если  совесть  замолчала,  значит,  все  хорошо,  а  если  продолжает  мучать,  значит  —  мало… 

Чем  тяжелее  грех,  тем  дороже  выйдет  покаяние. 

3219. Безбожники.

Совесть  это  голос  Бога,  люди,  которые  не  слышат  голоса  совести,  не  слышат  и  голоса  Бога. 

3234. Совесть это разновидность страха.3.335. Угрызения совести это страх.

Невроз   это   когда   нет   личностного   роста.   Отсутствие   роста   производит   боль   и   страдания   невроза.

3.751. На благое дело.

Просите   и   дано   вам   будет.   Отказ   порождает   чувство   вины,   страх,   угрызения   совести,   алчность   и   т.д.

4.432.

Раны  совести  не  заживают,  не  берись  за  дело,  в  котором  сильно  сомневаешься,  что  справишься.

4.433.

Лучше  стерпеть  обиду,  чем  причинить.  Причинив  обиду,  ты  войдёшь  в  порочный  круг  взаимных  обид…  Лучше  обиженно  уйти  и  пусть  обидчик  мучается  угрызениями  совести.

4.477. Идолы не имеют значения.

Угрызения  совести  разъедают  затылок  кислотой.  А  правильно  ли  я  сделал?  А  мог  ли  я  сделать  лучше?  А  не  подвёл  ли  я  этих  людей?  …Да,  плевать!  Я  всё  сделал  правильно  и  это  был  единственно  верный  вариант  реальности,  из  которой  мы  извлекли  ценный  опыт.  Я  АБСОЛЮТНО  ПРАВ.  Абсолютная  вера  в  свою  правоту  и  предназначение  –  прекрасное  лекарство  от  лишних  мыслей  и  головной  боли.  Я  работаю  на  красоту  и  истину,  отдельные  идолы  не  имеют  значения.

4.481. Медитация против угрызений совести.

Идолы  не  имеют  значения,  идолы  не  имеют  значения,  идолы  не  имеют  значения,  главное  –  это  истина  и  красота.

4.528. Ад нам снится.

Смерть  это  сон.  Если  совесть  твоя  нечиста,  а  душу  переполняют  обиды  и  лишние  желания,  то  сон  твой  будет  кошмарным.

5.684.

Страсть  и  пороки  есть  нечто  постыдное  и  глубоко  лишнее.  Можно  это  отрицать,  можно  не  отрицать,  но  душа  это  чувствует,  и  поэтому  её  мучают  угрызения  совести,  страхи,  тревога…  и,  чтобы  спастись,  она  заставляет  разум  страдать.

5.686.

Грехи  –  страшная  вещь,  в  пьесе  «Гроза»  Екатерина,  изменив  мужу,  впадает  в  паранойю  страха  и  мнительности.  Ты  ведь  помнишь,  что  страх  –  это  дьявол,  отец  лжи  и  глупости.  В  итоге  это  кончается  тем,  что,  не  выдержав  угрызений  совести,  на  коленях  она  во  всём  признаётся  мужу,  ещё  более  усугубляя  ситуацию.  В  своей  практике  психотерапии  я  много  раз  наблюдал  аналогичную  картину,  и  хочу  сказать,  что  мотив  тут  лежит  глубже,  чем  кажется.  Во  всём  виноват  когнитивный  диссонанс  и  подсознательное  желание  разбить  стеклянный  домик.

6.194.

Самооправдания  —  это  прекрасный  способ  избежать  лишних  угрызений  совести  и  чув

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *