Чувство стыда за другого человека термин – например, общение с продавцом, поздороваться с соседями. Это болезнь? Что делать?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

Термин "когда стыдно за другого человека", а также его значение

Человек, к которому вы испытываете привязанность и любовь, совершает недопустимые поступки? Когда стыдно за другого человека — как называется ? Он же не испытывает чувства вины и не собирается меняться. Многие задумываются, почему так происходит? Как же называется термин, когда стыдно за другого человека? Когда один преступает рамки дозволенного, а другой стыдится вместо него.

Термин: когда стыдно за другого человека

Чувство стыда за другого человека... Впервые его ввели психотерапевты в Испании. Официального определения этого состояния долго не существовало. Чувство, когда стыдно за другого, как называется? За этим явлением закрепилось название «испанский стыд».

Существует еще термин, когда стыдно за другого человека. В медицинской литературе по психиатрии можно найти определение «метеохапия». Считается, что это один из защитных механизмов психики, снижающий тревожность.

Есть целая группа населения, регулярно испытывающая стыд за других. Психологи считают, что это явление можно объяснить переносом чувств. Когда ребенок воспитывался в строгости, его постоянно пристыжали и навязывали чувство вины, он осуждает себя и других во взрослом состоянии.

Почему стыдно за другого?

один против всех

Люди, которым постоянно стыдно, сильно ассоциируют себя с другими. Буквально испытывают частичную потерю самоидентификации. Стыд за окружающих, совершивших неблаговидный поступок, присущ людям, которые обладают эмпатией и сопричастностью. Они соотносят себя с людьми того же возраста, социальной группы, пола.

Отбор может происходить произвольно на уровне подсознания. Например, вина может включиться даже за незнакомца на улице, если человек увидит сходные с собой черты, одежду, возраст и т. д.

Удовольствие от стыда

Существует еще один необъяснимый феномен, который нельзя не упомянуть. Человек, берущий «вину» другого на себя, испытывает моральное удовлетворение. Он стыдится другого и одновременно радуется, что чужой человек оказался чуточку хуже него.

Психологи считают, что подвержены этому травмированные в детстве личности, которых контролировали навязыванием вины. Став взрослыми, они продолжают искать ситуации, в которых можно почувствовать себя «плохишом», но уже через других. Термин, когда стыдно за другого человека, означает ощущение, которое заставляет подняться в своих глазах и снизить напряжение от вины.

Стыд и самооценка

низкая самооценка

Люди с заниженной самооценкой страдают от недостатка веры в себя. Сравнивая себя с другими, они постоянно находят подтверждение своей никчемности. Так развиваются затяжные депрессии, неврозы, панические атаки.

Такой личности очень важно находить подтверждение своей значимости. На пользу приходят другие персоны, которые, по его мнению, ведут себя нехорошо. Сравнивая себя с ними, он одновременно берет на себя искупление их «грехов» и растет в своих глазах. Значит, он лучше, и есть шанс на признание.

Чувство вины – защитный механизм

темное небо

Повышение самооценки за счет неблагополучных элементов – самый простой способ снизить тревожность из-за своих неудач. Ребенок, к которому предъявляли завышенные требования, вырастая, продолжает делать попытки соответствовать «идеалу». Естественно, у него ничего не получается, и единственный выход – вступать в отношения с еще большими «неудачниками». Таким образом, человек продолжает проигрывать роль «родитель-ребенок». Искупая «вину» через стыд, личность испытывает удовлетворение.

К сожалению, явление «испанского стыда» не так редко, как можно предположить. Травмированная личность в поисках вины может зайти еще дальше: вступить в брак с алкоголиком, работать в реабилитационном центре наркоманов, притягивать унижения и т. д. Здесь примешиваются такие чувства, как жалость, обвинение, стыд, удовольствие.

Эмпатия

разноцветные люди

Необъяснимому стыду подвержены люди с сильной склонностью к эмпатии. Такая категория личностей принимает боль чужого близко к сердцу. Наблюдая за промахами окружающих, они сопереживают и испытывают всю гамму эмоций, начиная с вины. Эмпаты склонны краснеть даже за тех персон, которые совершенно не испытывают вины за свои поступки.

Результаты психологических исследований доказали: чувство стыда и эмпатия тесно связаны друг с другом. Чем выше уровень сопереживания, тем сильнее проявляется вина за чужих людей. Через жалость проявляется своего рода забота о другом, желание оградить попавшего в неловкую ситуацию от позора. Психиатры утверждают, что термин «метеохапия» (когда стыдно за другого человека) не зря существует, подобное состояние хотя бы раз испытывает каждый из нас.

Почему неловко за других?

задумчивый парень

Мало кто признает, что часто испытывает удовольствие, когда стыдится вместо другого человека. Высокий рейтинг выходок фриков, социопатов подтверждает этот факт. Большинство из нас испытывают потребность оценивать, осуждать окружающих. Здесь примешивается еще и зависть: ведь чтобы что-то выкинуть аморальное, нужна определенная смелость и независимость от чужого мнения. Чтобы убрать ее, нужно осудить и постыдиться вместо «плохого».

Людям нравится смотреть, когда другие попадают в нелепые ситуации, получают наказание за свои действия, терпят неудачи. Сюжеты с ситуациями, где есть возможность почувствовать вину, притягивают. Понятие, когда стыдно за другого человека, не зря нашло свое определение в психологии.

Вывод напрашивается сам: «испанский стыд», или чувство, когда стыдно за другого, – это сложный психический механизм получения удовлетворения. Он помогает справляться с детскими психотравмами и повышать свою значимость в собственных глазах. Социальные течения только поддерживают этот механизм.

Стыд — Википедия

Запрос Срам перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья.

Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта.

Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно.

Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно — те, перед кем стыдно. В отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины[1].

По мнению ряда антропологов, изучающих стыд и его проявления, стыд имеет большее значение в коллективистских культурах (Япония, Китай, Бразилия, Греция, Иран, Россия, Южная Корея). Тогда как в культурах Запада, базирующихся на индивидуализме, произошло замещение стыда виной

[2]. Значимость стыда в коллективистских культурах, среди прочего, является следствием того, что в этих культурах социальные нормы разделяются практически всеми и следовать им обязательно[3].

Согласно Платону, стыд есть «страх дурной молвы», подобное определение стыда встречается и у Аристотеля[4].

Спиноза в III-й части своей «Этики» (опред. 31) говорит:

«Стыд есть неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают. Объяснение... должно обратить внимание на различие, существующее между стыдом и стыдливостью. Стыд есть неудовольствие, следующее за поступком, которого нам стыдно; стыдливость же есть страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство, которое на самом деле не составляет аффекта; но названия более показывают их словоупотребление, чем природу.»

Согласно Оксфордскому словарю английского языка, стыд — это «болезненная эмоция, возникающая как следствие осознания чего-то бесчестного, нелепого или неприличного в собственном поведении или обстоятельствах жизни (или того же в поведении или жизни других, чьи честь или позор человек рассматривает как свои собственные) или же в результате попадания в ситуацию, оскорбляющую собственную скромность или приличие индивида»[5].

С точки зрения биологии и психологии[править | править код]

К. Э. Изард, приведя ряд характеристик чувства стыда, данных разными исследователями, обобщает их в таком описании[6]:

Стыд сопровождается острым и болезненным переживанием осознания собственного «Я» и отдельных черт собственного «Я». Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения. Пристыженный человек не в состоянии выразить словами свои переживания. Позже он обязательно найдёт нужные слова и будет вновь и вновь представлять себе, что он мог бы сказать в тот момент, когда стыд лишил его дара речи. Как правило, переживание стыда сопровождается острым чувством неудачи, провала, полного фиаско. Это чувство вызывает уже сама неспособность мыслить и самовыражаться в свойственном нам стиле. Стыд порождает особого рода отчуждённость. Человек очень одинок, когда сгорает в пламени стыда, не в силах спрятаться от пронзительного взора собственной совести. Он действительно отчуждён от окружающего, хотя бы в том смысле, что не в состоянии так же, как прежде, запросто обратиться к другому человеку, перекинуться с ним ничего не значащими фразами.

Интерес в исследовании стыда представляет эволюционная биология, получившая значительный толчок в исследованиях Ч. Дарвина, который стал рассматривать вопрос о том, как выражается стыд в организме человека[7]. Далее Дарвин ясно поставил вопросы:

  • о происхождении чувства стыда;
  • о его постепенном развитии[8].

Интерес представляет не столько само решение вопроса, сколько его постановка. Следует ли чувство стыда считать прирождённым или же оно образовалось путём воспитания и унаследованных приобретённых привычек?

Ещё, может быть, важнее исследования в области истории развития стыда у человека, нормального и ненормального, в различные возрасты[9] и в зависимости от пола. В психологической литературе можно найти дельные замечания по этому предмету, но наиболее богатый материал по этому вопросу доставляет психиатрия, трактующая о нравственном помешательстве; в особенности важна та область психиатрической литературы, которая касается эротомании и извращений полового чувства[10][11][12], ввиду близкой связи, в которой находится чувство стыда с половой сферой.

Обычно к пяти годам у ребёнка вырабатывается чувство стыда, причём оно тесно связано с ощущением собственного тела. Гордон Олпорт считал, что ощущение собственного тела начинает формироваться с младенчества и на протяжении всей жизни остаётся опорой самосознания. Отсутствие чувства интимного стыда является фактором, препятствующим развитию в индивиде личности, а часто — и симптомом психического расстройства, заболевания.

Если история индивидуального развития стыда в человеке может служить любопытной темой исследования, то в ещё большей степени интересны те изменения, которым подвергались представления о стыде в различные времена у различных народов. В общем, по-видимому, можно считать доказанным факт постепенного совершенствования идеи стыда и постепенного углубления самой стыдливости. Факты поразительного бесстыдства диких народов и народов, стоящих на низкой ступени развития, передаются как антропологами, так и многими путешественниками, хотя и здесь встречаются исключения, подобно тому, как и у народов, стоящих на высокой степени развития, бывают эпохи глубокого нравственного упадка[13][14][15][16][17].

По отношению к чувству стыдливости историкам литературы следовало бы сделать то же, что Лапрад и Бизе сделали по отношению к чувству природы: материал чрезвычайно богатый, и нет недостатка в подготовительных работах в так называемой народной психологии, Völkerpsychologie[18][19][20]. Как поразительны, например, рассуждения Аристотеля о стыде в его «Этике» (к Никомаху), и как они отличны от воззрений христианства, несомненно способствовавшего углублению понятия стыда

[21][22].

К числу наиболее известных, получивших широкое распространение и общественную признательность, относятся работы такой области научного знания, как психоанализ, включая различные его направления. Речь, прежде всего, идёт о работах, авторами которых явились З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, и многих других. В рамках психоанализа стыд рассматривается как результат действия «… высшей инстанции в структуре душевной жизни… выполняет функцию внутреннего цензора», действующего бессознательно и регулирующего поведение индивида в целом[23], и представляющего собой моральные нормы и установки, формирующиеся в раннем детстве и сопровождающие человека в течение всей жизни.

Большое значение имеет чувство стыда и в исследованиях социологического характера. С точки зрения общественной привлекают внимание главным образом два явления — брак с его различными формами (моногамии, полигамии, полиандрии и др.) и результатами и преступление. Подобно тому, как в области психической уклонения от нормы доставляют наиболее богатый материал исследования, так и в области общественной исследование преступлений и преступников, в которых притуплено чувство стыда, может быть для социолога интересно не только в теоретическом отношении. За школой Ломброзо нужно в этой области признать несомненную заслугу, несмотря на её скороспелые теории и увлечения[24][25][26]. К этой же области социологических исследований следует отнести и те указания по отношению к чувству стыда, которые могут дать педагоги, имея в виду, с одной стороны, влияние школы (в большинстве случаев дурное), с другой — практическое указание средств к сохранению и развитию стыдливости во время школьного возраста. Наконец, серьёзного внимания заслуживает отношение государства к проституции и к домам терпимости как учреждению, в котором христианское государство официально признаёт искоренённым чувство стыда у одних людей ради поддержания бесстыдства в других. Затруднительность положения современного государства по отношению к проявлениям бесстыдства заметна и в других вопросах (припомним, например, бурю, поднятую в Германии по поводу закона Гейнце).

Чувство стыда может быть предметом исследования и в области этики; в этом отношении Владимир Соловьёв впервые указал[27] на то, что чувство стыда не есть только отличительный признак, выделяющий человека из прочего животного мира, но что здесь сам человек выделяет себя из всей материальной природы. Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он — не только природное существо, а нечто высшее. Чувством стыда определяется этическое отношение к материальной природе. Человек стыдится её в себе или, точнее, стыдится своего подчинения ей и тем самым признаёт относительно её свою внутреннюю самостоятельность и высшее достоинство, в силу чего он должен обладать, а не быть обладаемым ею[нейтральность?].

Наконец, чувство стыда может быть предметом исследования с эстетической точки зрения. Литература по отношению к рассматриваемому вопросу может служить показателем не только историческим, но и эстетическим, то есть можно исследовать вопрос о том, как и в каких типических фигурах воплотили великие мастера слова чувство стыда. И не только литература, но и другие искусства (например, живопись и скульптура) могут быть введены в круг исследования[28].

  1. Экман, Пол. Муки совести // Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. = Telling Lies: Clues to Deceit in the Marketplace, Politics, and Marriage. / переводчики: Н. Исупова, Н. Мальгина, Н. Миронов, О. Терехова. — СПб.: Питер, 2013. — 304 с. — (Сам себе психолог). — 5000 экз. — ISBN 978-5-496-00535-7, ISBN 0-393-30872-3.
  2. ↑ Дженнифер Джекет, 2016, с. 37.
  3. ↑ Дженнифер Джекет, 2016, с. 45.
  4. ↑ Электронная библиотека
  5. Нэш, Дэвид. К вопросу о дальнейшем изучении стыда. Размышления на основе британских исторических источников XIX в. / Вина и позор в контексте становления современных европейских государств (XVI—XX вв.): Сборник статей / Под ред. М. Г. Муравьевой. — СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2011. — С. 40.
  6. К. Э. Изард. Психология эмоций. / Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999, — 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии».) ISBN 5-314-00067-9 — Глава 15. С. 346.
  7. Дарвин Ч. «О выражении ощущений», СПб., 1872, гл. XIII, стр. 261—294
  8. Дарвин Ч. «Происхождение человека»
  9. ↑ работы Т. В. Прейера («Die Seele des Kindes») и Перре о душе ребёнка
  10. Тарновский В. М. «Извращение полового чувства»
  11. Moreau, Paul. «Des aberrations du sens génesiane»
  12. Richard Freiherr von Kraft-Ebing. «Psychopathia sexualis», Штутгарт, 1890
  13. Friedländer, Ludwig Heinrich. «Sittengeschichte Roms»
  14. Wiedemeister. «Der Caesarenwahnsinn»
  15. Гай Светоний Транквилл
  16. Lecky, William Edward Hartpole. «History of European morals»
  17. Jacoby. «Etudes sur la sélection»
  18. L. Schmid. «Die Ethik der Alten Griechen»
  19. Lazarus. «Die Ethik des Judenthums»
  20. Fouillée. «La psychologie du peuple français»
  21. Josef Müller. «Die Keuschheitsideen in ihrer geschichtlichen Entwicklung und practischen Bedeutung», Майнц, 1897 — неудовлетворительная книга
  22. Сутерланд. «Происхождение и развитие нравственного инстинкта», СПб., 1900
  23. З. Фрейд. «Психология бессознательного». М., «Просвещение», 1990. — 448 с.
  24. Лино Ферриани. «Письма преступников»
  25. Corre. «Les criminels», П., 1889
  26. Havelock Ellis. «The criminal», Л., 1890
  27. Владимир Соловьёв. «Оправдание добра», гл. I
  28. ↑ например Delestre I. В. «Études des passions appliquées aux beaux arts…», Пар., 1853
  • Стыд // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Гергилов Р. Е. Культурные детерминанты стыда // Обсерватория культуры. — 2014. — № 3. — С. 107—114.
  • Гергилов Р. Е. Феномен стыда. Социологическая перспектива // Материалы конференции «Пятые Кареевские чтения. История и теория социологии», 18 декабря 2015 года / Отв. ред. А. В. Воронцов, Науч ред. и сост. С. Н. Малявин, СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2016. — С. 188—201.
  • Гергилов Р. Е. Стыд как множественный феномен: теоретико-методологический анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2016. — No 4. — С. 1-19.
  • Гергилов Р. Е. Стыд. Философско-антропологическая перспектива. — СПб.: «Свое издательство», 2016. — 245 с. ISBN 978-5-4386-1130-1
  • Гергилов Р. Е. Бесстыдство. Ретроспективный анализ // Человек. — 2016. — № 4. С. 146—154.
  • Гергилов Р. Е. Стыд: социологическая перспектива // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2017. — № 2. — С. 115—128.
  • Гергилов Р. Е. Социальное избегание и преодоление стыда // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. — 2017. — № 5. — С. 183—193.
  • Д. Гринбергер, К. Падески. Управление настроением. Методы и упражнения / Mind Over Mood: Change How You Feel by Changing the Way You Think. — СПб., Питер, 2008. — 224 с. ISBN 978-5-469-00089-1, 0-89862-128-3 (англ.).
  • Дженнифер Джекет. Зачем нам стыд? Человек vs. общество = Is Shame Necessary? New Uses for an Old Tool. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 244 с. — ISBN 978-5-91671-565-1.
  • Мартен, Ж.-П. Книга стыда: стыд в истории литературы. М., Текст, 2009.
  • Cua, Antonio S. The Ethical Significance of Shame: Insights of Aristotle and Xunzi // Philosophy East and West 53.— 2003.— C. 147—202.

почему нам неловко за других

При чем тут Испания?

Рунет утверждает, что выражение «испанский стыд» пришло в русский язык как перевод с английского фразы Spanish shame, а та, в свою очередь, — перевод испанского vergüenza ajena, «стыд за другого». Само по себе это чувство не ново, и на способность его испытывать географическая принадлежность никак не влияет. Однако испанцы первыми придумали для этого состояния отдельное название.

Впрочем, интереснее не то, откуда понятие взялось, а то, что заставляет мучительно краснеть, наблюдая за промахами посторонних людей. И, кстати, «краснеть за других» — выражение отнюдь не фигуральное.

Доктор, что со мной?

«Позор «оживает» не только в психике, но и в теле, — объясняет психолог Арина Липкина. — Когда-то мы сами могли оказаться в неприятной ситуации, и теперь это «оживление» заставляет нас скрываться от самих себя: перестать смотреть фильм, отвернуться, выйти из комнаты, перейти на другую сторону улицы. Не быть, не присутствовать, не видеть.

Человека, попавшего в неловкую ситуацию, мы автоматически считаем виновным в нарушении правил, гласных или негласных

Мы спроецировали происходящее на себя и теперь стараемся подавить эти воспоминания. В конечном счете, мы стыдимся собственного позора, опыт которого есть у каждого из нас».

Почему мы вообще испытываем стыд и неловкость за поступки другого? Психолог Надежда Пылаева считает, что это происходит, если мы:

1. Многое запрещаем самим себе — в частности, выглядеть неловко или глупо. Сила внутреннего запрета настолько велика, что мы избегаем даже смотреть на происходящее. Это также знак того, что мы не принимаем самих себя — таких, какие есть, со всеми недостатками.

Эти внутренние запреты и установки мы приобретаем на протяжении всей жизни. Да и сам по себе стыд — эмоция не врожденная: мы «учимся» стыдиться в возрасте от трех до семи лет, реагируя таким образом на порицания со стороны окружающих. Постепенно из реакции на конкретные внешние события стыд может превратиться в привычное внутреннее состояние.

2. Склонны брать на себя ответственность за поступки других: мы чувствуем свою сопричастность и считаем, что можем как-то повлиять на ситуацию. Человека, попавшего в неловкую ситуацию, мы автоматически считаем «виновным» в нарушении правил, гласных или негласных.

«Стыд, вина и смущение относятся к триаде социоморальных эмоций, — объясняет психотерапевт Алена Прихидько. — Они возникают, когда затрагиваются наши моральные нормы и нарушаются нравственные правила».

Наблюдая за «позором» участников, одни испытывают мучительную неловкость, другие насмехаются

3. Испытываем страх отвержения. Еще в древности изгнание из племени было самым страшным наказанием, и мы до сих пор испытываем ужас при мысли о том, что социум может отвергнуть другого (а возможно, и нас самих) за нелепые или неуместные действия.

4. Идентифицируем себя с другим, считаем себя частью той же группы, что и человек, совершающий «неправильные» поступки. И это уже мы недостаточно хороши, а не этот странный, неловкий, несуразный герой на экране (или незнакомец, встреченный в реальной жизни).

«Стыд и гордость за другого возникают не только когда этот человек относится к той же малой группе, что и мы: семье, школьному классу, отделу на работе, — объясняет Алена Прихидько, — но и когда мы оба принадлежим одной и той же большой социальной группе, членство в которой значимо для нас. Например, один психолог может испытать стыд за другого незнакомого ему психолога, с которым его объединяет принадлежность к профессиональному сообществу».

Выражая эмоции вслух, мы как бы говорим окружающим: «Я бы так никогда не поступил, я не такой, как они».

Близко к сердцу

Становясь свидетелями публичных ошибок окружающих, все мы испытываем разные степени дискомфорта. Оказывается, причиной тому разный уровень эмпатии: чем он выше, тем больше вероятность, что мы будем краснеть за других, даже незнакомых людей.

«Это доказывают результаты исследования, которые провели сотрудники Университета Любека (Германия), — объясняет Надежда Пылаева. — Оказывается, чувство стыда за других и эмпатия тесно взаимосвязаны. Наша склонность сопереживать другим — причина того, что нам хочется оградить от позора человека, попавшего в неловкую ситуацию».

Ярче всего это проявляется при просмотре комедийных и реалити-шоу: наблюдая за «позором» участников, одни испытывают мучительную неловкость, другие насмехаются (чужие унижения служат топливом для их самооценки).

Бриджит и я

В целях эксперимента заставляю себя пересмотреть «Дневник Бриджит Джонс» — фрагмент, где героиня приходит на вечеринку в костюме зайчика Playboy. Все сходится: и идентификация (мы обе женщины примерно одного возраста, социального статуса и даже одной профессии), и страх быть осмеянной и отвергнутой (один из самых частых кошмаров: я оказываюсь раздетой в публичном месте), и довольно высокий уровень эмпатии.

Как результат — удушающая волна стыда и полыхающие щеки. И, похоже, эту ситуацию я переживаю даже тяжелее, чем героиня: в отличие от меня, Бриджит умеет смеяться над своими недостатками и в конечном счете принимать себя такой, какая есть. Так что мне есть чему у нее поучиться, но это уже другая история.

Об экспертах

Алена Прихидько — семейный психотерапевт, организатор проекта «Стопнасилие». Подробнее на ее странице.

Арина Липкина — психолог, психотерапевт, консультант научного центра «Концепция». Подробнее на ее сайте.

Надежда Пылаева — психолог-консультант. Участник проекта «Стопнасилие». Подробнее здесь.

Читайте также

Что такое испанский стыд: понятие, примеры

Приветствую Вас, друзья!

Вы готовы узнать, что такое испанский стыд, откуда взялся этот странный термин, и по какой причине у людей возникает это чувство? Не будем тратить время, начнем.

Что такое испанский стыд?

Испанский стыд — это чувство неловкости, дискомфорта, испытываемое за другого человека. В отличии от привычного понимания слова «стыд», где человек испытывает неловкость за свой личный поступок, отличительной особенностью испанского стыда являются действия определенного человека, от которых чувство стыда возникает у кого-то другого, кто эти действия не совершал.

Чтобы понять, что такое испанский стыд, достаточно вспомнить неловкое чувство, возникающее, когда видишь, как другой человек совершает нелепый, постыдный или просто глупый поступок. Казалось бы, это ошибка другого человека, и стыдиться следует ему. Но смотреть на происходящее становится сложно, а чувство внутреннего дискомфорта приобретает всё большие масштабы.

Спровоцировать испанский стыд может поведение друга и даже нелепости, совершаемые посторонним человеком. Это может быть оговорившийся диктор вечернего выпуска новостей или персонаж фильма, попавший в глупую ситуацию. Как видите, такое чувство достаточно распространено и знакомо практически всем.

Как появился термин?

Чтобы более детально разобраться в том, что такое испанский стыд, давайте узнаем историю появления данного термина. Это относительно новое понятие, появившееся в русском языке в 2000-х годах. Оно пришло из Испании, где распространен термин «Verguenza ajena». В качестве русского перевода обычно приводится фраза «Стыд за другого». Но в действительности словосочетание переводится радикальнее: «Позор других». Поскольку оригинальное произношение фразы повторить довольно сложно («бэргуенса ахена»), в европейских языках стали использовать термин «Испанский стыд». В английском это «Spanish shame», а во французском – «Honte espagnole».

Существует популярная теория, утверждающая, что Испания не имеет отношения к данному термину. Согласно утверждениям сторонников данной версии, термин образован от слова «испа», переводящегося с иврита как «осина». Правда, непонятно, как образовались соответствующие словосочетания в остальных языках. Но версия с осиной довольно красивая и заслуживает подробного рассмотрения.

Согласно одному из апокрифов, Иуда повесился на осине. Из осиновой же древесины был изготовлен крест, на котором распяли Иисуса. Осина не была виновата, что с её помощью совершили такое злодеяние, но была проклята за чужие грехи. Поэтому и стыд за чужую глупость назвали «осиновым» или «испанским». Согласитесь, версия довольно красивая и аргументированная, хоть и применима только к русскому языку.

Пример

Один из наиболее ярких примеров испанского стыда можно наблюдать в фильме «Звезда Родилась» (2018).

Начинающая певица Элли (Леди Гага) выходит на сцену для получения престижной музыкальной премии.

Её муж — музыкант Джексон Мейн (Брэли Купер) также находится в зале, правда, в совершенно нетрезвом виде. Несмотря на то, что Элли просила его остаться в зрительском зале, Джек всё же выходит на сцену, с трудом держась на ногах, и совершенно не понимая, где он находится.

Вручение премии3

В конце концов, Джек теряет равновесие, и падает прямо на сцене, на глазах у миллионов людей, в момент невероятного триумфа своей возлюбленной. То, что испытывает Элли в этот момент — яркое проявление Испанского стыда, когда захлестывает чувство неловкости из-за поведения другого человека.

Особенности проявления

Что такое испанский стыд мы с Вами разобрались, теперь давайте рассмотрим то, как он может проявляться. Данный термин используется, чтобы передать сильную неловкость, которую может испытывать человек, наблюдая постыдное поведение товарища или даже совершенно незнакомой личности. Согласно утверждениям психологов, такое чувство возникает, когда мы чувствуем связь либо ассоциируем себя с человеком, совершившим неправильный поступок.

Это может быть дружба, родственные узы, принадлежность к одному коллективу или просто какое-то сходство, порождающее это неуместное проявление эмпатии. Реакция на странные поступки разных людей может различаться довольно сильно. К примеру, если посторонний человек ведёт себя странно, это может вызвать смех и веселье. Но такое же поведение в исполнении близкого друга повергает в состояние сильной неловкости.

Почему возникает испанский стыд?

Кот смущается

По мнению ученых, с этим чувством сталкиваются почти каждый из нас. Иногда мы ловим себя на мысли, что это совершенно лишнее и бессмысленное переживание, но избавиться от него не удаётся. Психологи объясняют его возникновение следующими причинами:

  1. Психологические запреты и ограничения, заложенные в детстве. Наша психика запрограммирована на то, что такого делать нельзя. А если кто-то делает – тол лучше в этом не участвовать и находиться подальше;
  2. Стремление стать лучше, избежать неверных шаблонов поведения. Чувство неловкости – мощный эмоциональный механизм запоминания, страхующий нас от повторения ошибок. А испанский стыд помогает учиться на чужих ошибках;
  3. Сопереживание и стремление помогать себе подобным. Чувство неловкости за чужие ошибки должно побудить нас помочь человеку исправить сложившуюся ситуацию.
  4. Боязнь непонимания. Раньше за ошибки можно было дорого поплатиться – стать изгоем. Поэтому мозг заставляет нас постоянно оттачивать модель правильного поведения, испытывая неловкость и за чужие ошибки.
  5. Идентификация себя с себе подобными. Это самое простое объяснение. Считая себя частью группы, мы одинаково переживаем за всех, кого считаем «своими».

Все ли ощущают испанский стыд?

Такое состояние является нормой и проявляется практически у всех людей, но степень дискомфорта может отличаться. Способность к сопереживанию индивидуальна. И человек, способный к искреннему сочувствию, сильнее подвержен чувству неловкости за окружающих. На интенсивность дискомфорта влияет склонность принимать всё близко к сердцу. Человек, постоянно беспокоящийся о собственных ошибках, болезненно воспринимает и чужие промахи.

Исследования, проведенные сотрудниками Университета Любека (Германия), показали, что сопереживающий человек стремится уберечь других людей от позора, даже совершенно незнакомых. А вот люди, не склонные к сочувствию, насмехаются и испытывают внутреннее удовлетворение, наблюдая, как кто-то попал в нелепую ситуацию.

В рамках данного эксперимента испытуемым демонстрировали определенные фрагменты комедийных сериалов, в которых главные герои терпели различные неудачи. Одни зрители громко хохотали, находя происходящее смешным. Другие сочувствовали главным героям и отводили глаза от экрана, когда там складывалась очередная неловкая ситуация.

Исследования показали, что данная особенность восприятия проявляется достаточно выражено на эмоциональном и физическом уровне. Человеку сложно сдержать реакцию, он стремится прекратить зрительный контакт с объектом унижения. Во время неловкой сцены в фильме зритель резко отводит взгляд от экрана. А увидев нечто нелицеприятное на улице, такой человек старается поскорее пройти мимо или перейти на другую сторону улицы.

Такая реакция объясняется склонностью подсознательно примерять на себя всё происходящее вокруг. В результате человек стыдится за поступок, который совершил не он. Иногда он может вспомнить, как сам когда-то совершил такое же действие, и это вызовет соответствующую реакцию.

Иногда испанский стыд испытывают люди, считающие, что неудачно выбрали спутника или спутницу жизни. Нередко в такую ловушку загоняют себя педанты и перфекционисты. Они чутко реагируют на каждую ошибку своей «половинки», молча стыдясь за неё перед окружающими и жестко критикуя наедине. Такое обостренное восприятие со временем может разрушить отношения.

Как избавиться от чувства неловкости за других?

Очевидно, что данное чувство не самое приятное, и в большинстве случаев от него хочется избавиться. Предлагаем вам несколько советов, которые позволят значительно ослабить неприятные ощущения:

  1. Повышайте собственную самооценку. Чем более уверенно вы себя чувствуете, тем менее подвержены излишним переживаниям и неприятным эмоциям. Поэтому уделяйте больше времени чтению и изучению материалов о том, как повысить самооценку.
  2. Исключите провоцирующий фактор. Если раздражитель слишком сильный, его следует исключить из собственной жизни. Иногда это подразумевает полное прекращение общения с определенным человеком.
  3. Осознайте бессмысленность переживания. При каждом обострении неприятных чувств задавайте себе вопросы «Как это влияет на меня?», «Как мне помогают переживания по этому поводу?» и подобные им.

Заключение

Дорогие друзья, теперь вы знаете, что такое испанский стыд, как появился данный термин, и почему у людей возникает это чувство. Надеюсь, это было интересно и познавательно для Вас! Благодарю за внимание и желаю Вам пореже испытывать испанский стыд на себе!

ИСПАНСКИЙ СТЫД: откуда пошло выражение, что означает эта фраза

Чувство, когда тебе стыдно за другого, называют «испанским стыдом».

Испанский стыд — почему возникает такое чувство

Такое ощущение может появиться, если кто-то рядом с вами делает нечто такое, что не вписывается в рамки поведения. Или бывает так, что друг неудачно пошутил, а стыдно за шутку стало вам.

История выражения «испанский стыд»

Самая распространенная версия появления фразы связана как раз с Испанией.

Но дело не в том, что жителям этой страны постоянно стыдно друг за друга. Просто впервые определение этого неуютного состояния — чувства стыда за другого человека — появилось именно в испанском языке.

Эта эмоция звучит в оригинале verguenza ajena, но при переводе на английский язык фраза изменилась, вместо сложного термина стали говорить просто «испанский стыд». В русском языке это выражение — перевод с английского, не более.

Библейская теория

Другая теория куда сложнее и имеет библейский подтекст. По преданию, Иуда раскаялся в своем поступке и повесился на осине, и даже дереву стало стыдно за то, на нем висит предатель. Название дерева «осина» звучит на иврите как «испа» или «аспа». Считается, что именно от этой лексемы произошло выражение «испанский стыд».

«Позор »оживает» не только в психике, но и в теле человека. – объясняет психолог Арина Липкина. «Когда-то мы сами могли оказаться в неприятной ситуации, и теперь это »оживление’ заставляет нас скрываться от самих себя: перестать смотреть фильм, отвернуться, выйти из комнаты, перейти на другую сторону улицы. Не быть, не присутствовать, не видеть. Мы спроецировали происходящее на себя и теперь стараемся подавить эти воспоминания. В конечном счете мы стыдимся собственного позора, опыт которого есть у каждого из нас».

Испанский стыд: фильмы

  • «Звезда Родилась» (2018). Главной героине стыдно за своего пьяного мужу, когда она выходит на сцену получать музыкальную премию. Его состояние «в зюзю» взяло верх, когда он вышел вслед за певицей на сцену и позорно упал перед всеми.
  • «Дневник Бриджит Джонс» (2001). Помните фрагмент, когда Бриджит приходит на вечеринку в костюме кролика Playboy? Вам может стать стыдно за героиню, если вы того же возраста и социального статуса, что и она. Вы бы не позволили себе прийти в таком виде, и вам становится стыдно за неё.
  • Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. — 1994.

Как называется то чувство, когда стыдно за другого человека

Ваш близкий откровенно «перебарщивает» и не собирается останавливаться? Глупо себя ведете не вы, а мучения неудобства и стыдливости переживаете побольше виновника. С вами тоже такое случалось? А как называется то чувство, когда стыдно за другого человека? Как это ощущение обозначить одним словом?


То мучительное чувство неловкости за нелепые поступки другого человека в психологии носит термин – испанский стыд.

Конечно, на данный момент в России, это ощущение не имеет официального, задокументированного названия. «Испанский стыд» - ничего более, чем заимствованное выражение из другого языка. Согласитесь, оно очень пригодилось?

Происхождение выражения и самые запущенные формы

Судя по названию, логично предположить, что свои корни «испанский стыд» берет в Испании. Именно в этой стране стали использовать выражение «vergüenza ajena». Дословный перевод «смущение за чужого».

Как называется то чувство, когда стыдно за другого человека

В ходе естественного языкового обмена, выражение пришло в США, где надежно закрепилось в обиходе. Правда, не на испанском языке. Американцам было сложно запомнить этот словооборот, проще было сказать «spanish» – так как выражение испанское. И «shame» – так как это слово максимально описывает происходящие ощущения. После чего, фраза была переведена на русский язык и стала использоваться в речи русскоязычных людей.

Самые мучительные формы испанского стыда

Очевидно, что самые распространенные формы мучений и ощущения «испанского стыда» происходят во время неловкости за близких людей: мужа, ребенка, родителей, друзей.

Откровенно мучительные, одновременно с тем, нелепые формы стыда за другого – люди способны испытывать при просмотре фильмов или телепередач.
Эта выдержка из личного блога была сделана одним психологом, выясняющим насколько далеко может дойти человеческое сознание.

«Я смотрела программу на популярном телеканале. Мало того, что ведущий был стремно одет, так он еще и вел себя как клоун. Мне было настолько стыдно за него. Почему? Почему он выбрал такую дурацкую форму поведения? Не справившись со своим внутренним дискомфортом, я переключила канал».

Анализируя слова этой девушки, можно прийти к выводу, что испанский стыд – абсолютно ненужная и бесполезная затея, которую просто необходимо в себе гасить. Какой толк «доводить» себя, испытывать эмоции неловкости за других людей, если это все равно ни к чему не приведет?

Испанский стыд: почему другие заставляют вас краснеть

Почему стыд называют испанским

Как поясняют современные словари , испанский стыд — это «чувство жгучего смущения за действия, которые совершают другие люди». Это любопытное явление, конечно, международное, не имеющее чёткой географической привязки. Но дать ему собственное имя первыми додумались испанцы.

Vergüenza Ajena («позор за других») — констатировали суть данного переживания они.

И ввели название страны в тезаурусы международной психологии. Подвинув, к слову, Германию, в которой тоже есть схожее понятие — Fremdschämen, «стыд за чужака». У испанского стыда также имеются и другие названия. Например, конфуз секонд‑хэнд. Или эмпатический стыд. Или опосредованное смущение .

Впрочем, есть вещи поинтереснее, чем названия. В частности, откуда берётся этот самый испанский стыд. Что заставляет нас краснеть за других — людей, к чьим ошибкам, неумному или бестактному поведению мы сами не имеем ни малейшего отношения.

Откуда берётся испанский стыд

Исследований, посвящённых опосредованному смущению, существует не так уж много. Однако те, что есть, позволяют перечислить несколько причин, по которым вы испытываете испанский стыд. Спойлер: часть из них вас порадует, а часть, возможно, расстроит.

Это чуткость

Она же — развитая эмпатия. Вы примеряете на себя, что чувствует другой человек, попавший в неловкую ситуацию. И до такой степени сопереживаете ему, что испытываете почти физическую боль.

Это не преувеличение: при эмпатии действительно активируются области мозга, связанные с ощущением боли. Поэтому вам хочется закрыть глаза, уйти, лишь бы не видеть чужого позора.

Это эгоцентризм

Представьте себе, что на улицу перед вами выбежал голый маленький мальчик. Ребёнок ещё слишком мал, чтобы осознавать, что нарушает некие социальные нормы. Он не испытывает ни грамма смущения. Зато это смущение внезапно испытываете вы.

Так происходит потому, что ваши внутренние установки, ваш взгляд на мир кажутся вам более значимыми, нежели установки других людей.

И именно так проявляется эгоцентризм — штука в целом естественная. Однако иногда он приводит к косности взглядов, невозможности посмотреть на мир с иной точки зрения. Впрочем, это уже совершенно другая история.

Это гиперответственность

Если вам знаком испанский стыд, значит, вы склонны брать на себя ответственность за поведение других людей. И это заставляет вас переживать чужие промахи как собственные. Даже в той ситуации, когда повлиять на эти действия объективно вы не можете.

Это страх быть отвергнутым

Страх быть выброшенным из коллектива живёт в каждом из нас. Привет долгой и не всегда гуманной эволюции, которая научила наших предков: стать изгоем в племени означает очень быстро стать мёртвым. Поэтому мы остро реагируем на ситуации, в которых социум отвергает (или может отвергнуть) одного из наших соплеменников.

А вдруг, взволнованно шепчет подсознание, вслед за ним отвергнут и нас?

Проследите, как чувствуют себя люди, на глазах у которых начальник отчитывает подчинённого. Или как ведут себя школьники, когда учитель ругает одноклассника. Голова, вжатая в плечи, опущенный взгляд, неловкое молчание и отчаянное желание сбежать. Это действует тот же механизм, который запускает испанский стыд в других случаях. Где‑то там, в глубинах подсознания, нам страшно, поэтому хочется отвести глаза и сделать фейспалм, чтобы спрятаться от этого «позорища» и возможного изгнания .

Это пониженная самооценка

Лидеров, ярких и востребованных персон из племени, как правило, не выбрасывают. Выбрасывают тех, чья потеря не станет заметной. Если вы примеряете на себя роль потенциально отвергнутого, скорее всего, вы не очень‑то уверены в себе.

Это признак того, что вы относите себя к той же социальной группе, что и «неудачник»

Острее всего испанский стыд проявляется в том случае, когда вы ассоциируете себя с тем, кто попал в неловкую ситуацию. Так что опосредованное смущение может служить своеобразным психологическим тестом.

Посмотрите на человека, чьи действия вызывают у вас приступ испанского стыда. Вы ассоциируете себя с ним, считаете себя частью той же значимой для вас социальной группы. И это много о вас говорит.

Читайте также 😑😓😱

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о