Цитаты ремарк марии: Цитаты Эриха Марии Ремарка

120 лет Ремарку: как антивоенные романы разобрали на цитаты для соцсетей

120 лет назад родился Эрих Мария Ремарк. Он был солдатом Первой мировой войны, бежал от нацистов и стал одним из главных антивоенных писателей своего времени. Но по соцсетям может показаться, что он писал только любовные романы.  

«Твой человек не тот, кому «с тобой хорошо» — с тобой может быть хорошо сотне людей. Твоему — «без тебя плохо».

«Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Все прочее — ложь».

«Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, которого ты в прошлом любил».

Если вы забьете в поисковике во «ВКонтакте» имя «Эрих Мария Ремарк», на вас выпадут эти цитаты. Их постят романтические сообщества и ванильные барышни, сопровождая черно-белыми (как бы ретро) фото и селфи с задумчивыми взглядами. И тому, кто никогда не читал Ремарка и знает его только по цитатам в соцсетях, и в голову не придет, что он писал, например, такое:

Нас отправляют на фронт на два дня раньше обычного. По пути мы проезжаем мимо разбитой снарядами школы. Вдоль ее фасада высокой двойной стеной сложены новенькие светлые неполированные гробы. Они еще пахнут смолой, сосновым деревом и лесом. Их здесь по крайней мере сотня

Из романа «На Западном фронте без перемен»

Эрих Мария Ремарк после возвращения с войны, 1918 год

© AP Photo

Ремарк отправился на фронт, когда ему еще не было и девятнадцати. Он успел провоевать на Первой мировой чуть больше месяца. Потом был ранен и попал в госпиталь. Героев романа «На Западном фронте без перемен» он явно писал с себя: большинство из них — мальчики, отправившиеся воевать прямиком из школы. Они хранили в ящиках письменных столов стопки стихов, верили своим учителям и списывали друг у друга сочинения. Но сначала им пришлось убивать, а потом — вернувшись домой — как-то учиться жить в мире, где убийства, в общем-то, и не приветствуются. Об этом — роман «Возвращение», который, возможно, даже страшнее «Западного фронта». Там, на войне, было чего ждать (мира) и было о чем мечтать (поесть фасоли с мясом). Здесь, в мирной жизни, солдаты оказываются лишними. Как сказали бы сейчас, «испытывают трудности с социализацией». Или, как позже написали в учебниках литературы, становятся «потерянным поколением».

В финале «Возвращения» герои (которые были так юны, что их язык не поворачивается назвать ветеранами Первой мировой), гуляя по лесу, встречают подростков, играющих в войнушку под присмотром «коренастого мужчины с округленным брюшком». Что-то вроде патриотического воспитания. Что-то вроде вполне невинного развлечения. На этом месте героев, которые мечтали бы никогда не держать в руках оружия, «пробивает». И когда они называют это «идиотством», подростки презрительно бросают им: «Пацифисты!» «Возвращение» написано в 1931 году. Да, приход нацистов к власти уже для многих был очевиден. Да, уже существовал гитлерюгенд (который, кстати, атаковал кинотеатры, где показывали ленту «На Западном фронте без перемен»). Но все-таки еще никто не знал, что произойдет в Европе в ближайшие годы. И когда герой «Возвращения» говорит «так опять все и начинается», современный читатель вздрагивает: он-то знает, что именно «начинается» в этот момент.

Ремарк, как и его герои, навсегда стал пацифистом. Он вовремя уехал — в 1932 году. За год до того, как его книги в Германии начали сжигать, называя его «писакой, предающим героев мировой войны». На родине остались две его сестры — одну из них в 1943 году казнили за антивоенные высказывания. А другой прислали счет за эту казнь и за содержание сестры в тюрьме.

С режиссером Дугласом Сирком во время съемки фильма «Время любить и время умирать», 1957 год

© AP Photo

Две мировые войны полностью перевернули жизнь Ремарка. И война — та или иная — присутствует почти во всех его романах. Даже в «Жизни взаймы», где мир уже наступил. И где из-за войны героиня знала о жизни только «разрушения, бегство из Бельгии, слезы, страх, смерть родителей, голод, а потом болезнь из-за голода и бегства» и пыталась обмануть смерть покупкой платьев.

В книгах Ремарка вообще немало описаний красивой одежды и вкусной еды — просто его герои знают им цену. И ночные разговоры о вечном они то и дело ведут под бутылку розового или белого. Эти разговоры порой кажутся неестественными, театральными. И да, они действительно будут выглядеть странными, если их станут вести здоровые люди, которым не нужно спасаться от войны, искать поддельные паспорта и думать, где переночевать сегодня. Но ведь большинству из нас повезло. И мы не знаем — и, дай бог, не узнаем, — какие разговоры естественны и нормальны для тех, кто ночует в саду церкви, потому что дом разбомбило. Или для тех, кому надо бежать за границу, чтобы не попасть в концлагерь.

— Вот оно что, — сказала она неожиданно горячо. — Лето коротко. Лето коротко, и жизнь тоже коротка, но что же делает ее короткой? То, что мы знаем, что она коротка. Разве бродячие кошки знают, что жизнь коротка? Разве знает об этом птица? Бабочка? Они считают ее вечной. Никто им этого не сказал. Зачем же нам сказали об этом?

— На это есть много ответов.

— Дай хоть один!

Мы стояли в темной комнате. Двери и окна были раскрыты.

— Один из них — в том, что жизнь стала бы невыносимой, если бы она была вечной.     

Но диалоги из романов Ремарка оказались слишком романтичными, чтобы не наделать из них статусов для социальных сетей. Поэтому сегодня Ремарк для многих — автор любовных романов, которого неплохо процитировать, чтобы блеснуть интеллектом. И если подумать, это не так уж и плохо. В конце концов, девушка, запостившая с красивой картинкой цитату «Давай просто будем. Не надо обещаний», читала или обязательно прочтет хоть одну его книгу.

Бэлла Волкова 

Эрих Мария Ремарк о счастье, любви, людях и жизни. Самые выразительные цитаты Ремарка

Эрих Мария Ремарк о счастье, любви, людях и жизни. Самые выразительные цитаты Ремарка

Проводим трансформационные игры в Москве

О людях

•  Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы.

•  Чем примитивнее человек, тем более высокого он о себе мнения.

•  Нет ничего утомительнее, чем присутствовать при том, как человек демонстрирует свой ум. В особенности, если ума нет.

•  Еще ничего не потеряно, — повторил я. — Человека теряешь, только когда он умирает.

•  Самый легкий характер у циников, самый невыносимый у идеалистов. Вам не кажется это странным?

•  Чем меньше у человека самолюбия, тем большего он стоит.

•  Ошибочно предполагать, будто все люди обладают одинаковой способностью чувствовать.

•  Если хочешь, чтобы люди ничего не заметили, не надо осторожничать.

О любви

•  «Нет, — быстро сказал он. — Только не это. Остаться друзьями? Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств? Нет, это не для нас с тобой. Так бывает только после маленьких интрижек, да и то получается довольно фальшиво. Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец»

•  Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил.

•  Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого? Ты только никого не подпускай к себе близко. А подпустишь — захочешь удержать. А удержать ничего нельзя…

•  Каким неуклюжим становится человек, когда он любит по-настоящему! Как быстро слетает с него самоуверенность! И каким одиноким он себе кажется; весь его хваленый опыт вдруг рассеивается, как дым, и он чувствует себя таким неуверенным.

•  Человеческая жизнь тянется слишком долго для одной любви. Просто слишком долго. Любовь чудесна. Но кому-то из двух всегда становится скучно. А другой остается ни с чем. Застынет и чего-то ждет… Ждет, как безумный…

•  Только тот, кто не раз оставался один, знает счастье встреч с любимой.

•  Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки.

•  Всякая любовь хочет быть вечной. В этом и состоит ее вечная мука.

•  Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову.

•  Только если окончательно расстанешься с человеком, начинаешь по-настоящему интересоваться всем, что его касается. Таков один из парадоксов любви.

О счастье

•  Только несчастный знает, что такое счастье. Счастливец ощущает радость жизни не более, чем манекен: он только демонстрирует эту радость, но она ему не дана. Свет не светит, когда светло. Он светит во тьме.

•  Просто счастливы нынче только коровы.

•  О счастье можно говорить минут пять, не больше. Тут ничего не скажешь, кроме того, что ты счастлив. А о несчастье люди рассказывают ночи напролет.

•  На самом деле человек по-настоящему счастлив только тогда, когда он меньше всего обращает внимание на время и когда его не подгоняет страх. И все-таки, даже если тебя подгоняет страх, можно смеяться. А что же еще остается делать?

•  Счастье — самая неопределенная и дорогостоящая вещь на свете.

•  Самый чудесный город это тот, где человек счастлив.

О женщинах

•  Запомни одну вещь, мальчик: никогда, никогда и еще раз никогда ты не окажешься смешным в глазах женщины, если сделаешь что-то ради нее.

•  Мне казалось, что женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов.

•  Женщин следует либо боготворить, либо оставлять. Всё прочее — ложь.

•  Если женщина принадлежит другому, она в пять раз желаннее, чем та, которую можно заполучить, — старинное правило.

•  Женщинам ничего не нужно объяснять, с ними всегда надо действовать.

•  Женщина — это вам не металлическая мебель; она — цветок. Она не хочет деловитости. Ей нужны солнечные, милые слова. Лучше говорить ей каждый день что-нибудь приятное, чем всю жизнь с угрюмым остервенением работать на нее.

•  Я стоял рядом с ней, слушал ее, смеялся и думал, до чего же страшно любить женщину и быть бедным.

О жизни

•  То, чего не можешь заполучить, всегда кажется лучше того, что имеешь. В этом состоит романтика и идиотизм человеческой жизни.

•  Говорят, труднее всего прожить первые семьдесят лет. А дальше дело пойдет на лад.

•  Жизнь — это парусная лодка, на которой слишком много парусов, так что в любой момент она может перевернуться.

•  Раскаяние — самая бесполезная вещь на свете. Вернуть ничего нельзя. Ничего нельзя исправить.

Иначе все мы были бы святыми. Жизнь не имела в виду сделать нас совершенными. Тому, кто совершенен, место в музее.

•  Принципы нужно иногда нарушать, иначе от них никакой радости.

•  Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть

•  И что бы с вами ни случилось — ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным.

Эрих Мария Ремарк — один из наиболее известных и читаемых немецких писателей прошлого века. Из людей, прошедших ужасы первой мировой войны и увидевших послевоенный мир вовсе не таким, каким он виделся из окопов.

ЦИТАТЫ

Эрих Мария Ремарк: биография и цитаты

Эрих Мария Ремарк (1898-1970) был немецким писателем, известным своими романами, в которых подробно описывается военное и послевоенное время солдат. Он наиболее известен своим романом «, без перемен на западном фронте, » (1929). Несмотря на то, что нацисты запретили и сожгли романы Ремарка, он постоянно писал об ужасах войны, ее способности украсть молодость и концепции дома.

Ремарк писал романы об ужасах войны, Pixabay

Биография Эриха Марии Ремарка

22 июня 1898 года в Оснабрюке, Германия, родился Эрих Мария Ремарк (урожденный Эрих Пауль Ремарк). Семья Ремарка была католической, и он был третьим ребенком из четырех. Он был особенно близок со своей матерью. Когда Ремарку было 18 лет, его призвали в имперскую немецкую армию для участия в Первой мировой войне.

Ремарк был солдатом во время Первой мировой войны, Pixabay

В 1917 году Ремарк был ранен и вернулся на войну в октябре 1918 года. Вскоре после его возвращения на войну Германия подписала перемирие с союзниками, положив конец войне. После войны Ремарк завершил обучение в качестве учителя и работал в различных школах Нижней Саксонии в Германии. В 1920 году он перестал преподавать и работал на многих должностях, например, библиотекарем и журналистом. Затем он стал техническим писателем для производителя шин.

В 1920 году Ремарк опубликовал свой первый роман Die Traumbude (1920), которую он начал писать в возрасте 16 лет. В 1927 году Ремарк опубликовал свой следующий роман, Station am Horizont, в сериализованной форме в спортивном журнале Sport im Bild, . Главный герой романа — ветеран войны, очень похожий на Ремарка. В 1929 году он опубликовал роман, определивший его карьеру, под названием «, на западном фронте без перемен, » (1929). Роман имел невероятный успех из-за того, как много ветеранов войны могли относиться к истории, в которой подробно описывался опыт солдат во время Первой мировой войны.

Ремарк изменил свое второе имя на Мария в честь своей матери, умершей вскоре после окончания войны. Ремарк также изменил свою фамилию с оригинальной Ремарк, чтобы почтить своих французских предков и дистанцироваться от своего первого романа, Die Traumbude, , опубликованного под именем Ремарк.

После успеха романа «На Западном фронте без перемен» Ремарк продолжил публиковать романы о войне и послевоенном опыте, в том числе «Обратный путь» (1931). Примерно в это же время Германия находилась под властью нацистской партии. Нацисты объявили Ремарка непатриотичным и публично критиковали его и его творчество. Нацисты запретили Ремарку въезд в Германию и лишили его гражданства.

В 1933 году Ремарк поселился на своей швейцарской вилле, которую он купил за несколько лет до нацистской оккупации. Он переехал в Соединенные Штаты со своей женой в 1939 году. Он переехал прямо перед началом Второй мировой войны. Ремарк продолжал писать военные романы, в том числе Три товарища (1936), Флотзам (1939) и Триумфальная арка (1945). Когда война закончилась, Ремарк узнал, что нацисты казнили его сестру за заявление о проигрыше войны в 1943 году. В 1948 году Ремарк решил вернуться в Швейцарию.

Ремарк написал много романов за свою жизнь, Pixabay

Свой следующий роман, Spark of Life (1952), он посвятил своей покойной сестре, которая, как он полагал, работала в антинацистских группах сопротивления. В 1954 года Ремарк написал свой роман « Zeit zu leben und Zeit zu sterben » (1954), а в 1955 году Ремарк написал сценарий под названием «Der letzte Akt» (1955). Последним опубликованным Ремарком романом был « Ночь в Лиссабоне » (1962). Ремарк умер 25 сентября 1970 года от сердечной недостаточности. Его роман « тени в раю » (1971) был опубликован посмертно.

Романы Эриха Марии Ремарка

Эрих Мария Ремарк известен своими военными романами, в которых подробно описывается ужасный опыт многих солдат, с которыми пришлось столкнуться во время боевых действий и в послевоенные периоды. Ремарк, сам ветеран войны, воочию видел трагедию войны. Его самые известные романы включают На Западном фронте без перемен (1929 г.), Триумфальная арка (1945 г.) и Искра жизни (1952 г.).

На западном фронте без перемен (1929)

На западном фронте без перемен рассказывает о событиях немецкого ветерана Первой мировой войны по имени Пауль Боймер. Боймер сражался на Западном фронте во время войны и пережил множество ужасных предсмертных переживаний. В романе подробно рассказывается о физической боли и лишениях, которые солдаты пережили во время и после Первой мировой войны, а также о психических и эмоциональных страданиях, которые они испытали во время и после войны. Роман содержит такие темы, как умственное и физическое воздействие войны, разрушение войны и потерянная молодежь.

Во время нацистского режима в Германии На Западном фронте без перемен был запрещен и сожжен, так как считался непатриотичным. Другие страны, такие как Австрия и Италия, также запретили роман, поскольку сочли его антивоенной пропагандой.

В первый год публикации роман разошелся тиражом более полутора миллионов экземпляров. Роман имел такой успех, что в 1930 году был экранизирован американским режиссером Льюисом Майлстоуном.45)

Триумфальная арка была опубликована в 1945 году и рассказывает истории беженцев, живших в Париже незадолго до начала Второй мировой войны. Роман начинается в 1939 году с немецкого беженца и хирурга Равика, который живет в Париже. Равичу приходится тайно делать операции, и он не может вернуться в нацистскую Германию, где его лишили гражданства. Равик постоянно боится депортации и чувствует, что для любви нет времени, пока не встречает актрису по имени Джоан. Роман содержит такие темы, как безгражданство, чувство потери и любовь в опасные времена.

Искра жизни (1952)

Действие происходит в вымышленном концлагере, известном как Меллерн, Искра жизни рассказывает о жизни и историях заключенных в лагере. В Меллерне есть «Маленький лагерь», где заключенные сталкиваются со многими нечеловеческими трудностями. Группа заключенных решает объединить усилия, поскольку они видят надежду на освобождение. То, что начинается с неповиновения приказам, постепенно превращается в вооруженную борьбу. Роман посвящен сестре Ремарка Эльфриде Шольц, казненной нацистами в 1943.

Стиль письма Эриха Марии Ремарка

Эрих Мария Ремарк обладает эффектным и скупым стилем письма, который передает ужас войны и ее влияние на людей таким образом, который вызывает интерес у читателя. Первой ключевой характеристикой стиля письма Ремарка является использование им прямого языка и использование коротких слов и фраз. Это быстро перемещает сюжетную линию, не пропуская слишком много деталей или основного сообщения истории. Он также не слишком долго останавливается на повседневных деталях течения времени.

Еще одна ключевая характеристика творчества Ремарка заключается в том, что он предпочитал не останавливаться на эмоциональных реакциях солдат во многих своих военных романах. Ужасы войны и постоянная смерть однополчан привели к тому, что многие солдаты потеряли чувствительность к своим чувствам. По этой причине Ремарк решает создать отстраненное чувство к трагическим событиям.

Как ни странно, Бем пал одним из первых. Он получил ранение в глаз во время нападения, и мы бросили его лежать умирать. Мы не могли взять его с собой, потому что нам пришлось возвращаться в беспорядке. Днем мы вдруг услышали его зов и увидели, как он ползает по ничейной земле» (глава 1, «На западном фронте без перемен»). 0005

Этот отрывок из книги «На Западном фронте без перемен» демонстрирует многие ключевые характеристики стиля письма Ремарка. Обратите внимание на использование быстрых, коротких слов и фраз. Время также проходит быстро, всего за несколько слов от дня до позднего вечера. Наконец, обратите внимание на отсутствие эмоций. Главный герой рассказывает о предполагаемой смерти одного из своих однополчан, но не проявляет никаких признаков печали или траура.

Темы в творчестве Эриха Марии Ремарка

Романы Эриха Марии Ремарка сосредоточены на военном и послевоенном опыте и содержат множество связанных тем. Основная тема большинства его романов — ужасы войны без романтизации и прославления войны.

На Западном фронте без перемен неоднократно описывает реалистичные и ужасные реалии солдат во время Первой мировой войны. Эти переживания включают постоянную и жестокую смерть, психологическую борьбу травмированных солдат и влияние войны на солдат, возвращающихся домой.

Еще одна важная тема в творчестве Ремарка — потеря молодости из-за войны. Многие солдаты ушли на войну очень молодыми, большинству чуть за двадцать. Это означало, что многим пришлось пожертвовать радостями юности и быстро повзрослеть. Кроме того, боевые действия на передовой означали переживание ужасающих реалий, которые травмировали солдат на всю оставшуюся жизнь. Это означало, что когда солдаты возвращались домой после войны, они уже никогда не были прежними.

Многие солдаты Первой мировой войны были очень молоды и потеряли молодость во время войны, Pixabay

Наконец, тема безгражданства постоянна в его романах. Обе мировые войны породили множество беженцев, которым пришлось покинуть свои родные страны и попытаться найти лучшую жизнь в другом месте. У многих не было ни паспортов, ни официальных документов, и они находились под постоянной угрозой депортации обратно в страну, в которой им не рады. Это создавало ощущение безгражданства и отсутствия корней.

Это верно для таких персонажей, как беженец Равик из Триумфальной арки, , которому запрещен въезд в Германию, но он постоянно опасается, что Франция депортирует его. Осознание того, что у него действительно нет дома, куда он мог бы обратиться, где он будет чувствовать себя стабильно и безопасно, создает в характере Равика ощущение безгражданства.

В творчестве Ремарка встречается еще много тем, но ужасы войны, утрата молодости, безгражданство — одни из самых частых.

Цитаты Эриха Марии Ремарка

Вот несколько цитат из произведений Эриха Марии Ремарка вместе с краткими пояснениями и анализами.

То, что я еще жив, так же зависит от случая, как и то, что меня могли ранить. В бомбоубежище я могу разлететься на атомы, а на открытом воздухе могу выдержать десятичасовую бомбардировку невредимым. Ни один солдат не переживет тысячу шансов. Но каждый солдат верит в случай и доверяет своей удаче» (глава 6, «На Западном фронте без перемен»). сосредоточьтесь на эмоциях, которые испытывает Боймер. Скорее, он сосредотачивается на логике Боймера. Боймер понимает, что его шансы умереть очень высоки, и он может умереть ужасной смертью в любой момент. Однако он также знает, что то, что побуждает каждого солдата продолжать движение, — это вера на случай и удачу.

В Меллерне не было газовых камер. Этим фактом особенно гордился комендант лагеря Нойбауэр. Он любил объяснять, что в Меллерне человек умер естественной смертью» (глава 1, «Искра жизни»). Это также тонкий способ отметить извращенное мышление коменданта лагеря, который считает, что просто потому, что заключенные умирают «естественной смертью», это более гуманно, чем газовая камера 9.0005

Он сел на край ванны и снял туфли. Это всегда оставалось неизменным. Объекты и их безмолвное принуждение. Банальность, затхлая привычка во всем обманчивом свете преходящего опыта» (глава 18, Триумфальная арка).

Равик — немецкий беженец, живущий в Париже. Он тайно работает хирургом и всегда находится под угрозой депортации. вернуться в страну, въезд в которую ему запрещен. Равич, несмотря на чувство безгражданства, отмечает несколько вещей, которые всегда останутся неизменными: привычки и распорядок дня. В этом отрывке Равич, снимая обувь, размышляет о том, как снятие обуви для купания в конце дня всегда будет одним и тем же мирским занятием, независимо от местоположения или состояния.0005

Эрих Мария Ремарк — Основные выводы

  • Эрих Мария Ремарк (1898-1970) — немецкий писатель, известный своими романами, подробно описывающими военный и послевоенный опыт, особенно солдат и ветеранов.
  • Ремарк наиболее известен своими романами: На западном фронте без перемен , Триумфальная арка и Искра жизни .
  • Стиль письма Ремарка скуден, прямолинеен и лишен эмоций, чтобы отразить оцепеневшую, травмированную точку зрения солдат во время войны.
  • Романы Ремарка содержали такие темы, как ужасы войны, потеря молодости и безгражданство.
  • Ремарку запретили въезд в Германию, и нацистская партия лишила его гражданства из-за его романов, которые они сочли непатриотичными и подрывающими.

Любимые цитаты – Триумфальная арка Эриха Марии Ремарка (перевод Уолтера Сорелла и Денвера Линдли)

Любимые цитаты – Триумфальная арка Эриха Марии Ремарка (перевод Уолтера Сорелла и Денвера Линдли)

16 ноября 2022 г. от Vishy

Любимые цитаты из книги, как и обещала 😊 Мою рецензию на книгу можно найти здесь. Прочтите это для Месяца немецкой литературы, организованного Лиззи из «Литературной жизни Лиззи».

Ингрид Бергман в роли Жоан Маду в экранизации ‘ Триумфальная арка

«Холодное яркое лицо, которое ничего не просило, которое просто существовало, ожидая – это было пустое лицо, подумал он; лицо, которое могло измениться с любым ветром выражения. В него можно было вообразить что угодно. Это было похоже на красивый пустой дом, ожидающий ковров и картин. У него были все возможности… Это зависело от того, кто его наполнял. Как ограничено в сравнении все то, что уже завершено и обозначено…»

«Потому что я люблю тебя».
«Как она обращается с этим словом, — подумал Равик. Без обдумывания, как пустая чаша. Она наполняет его чем-то и называет это любовью. Сколькими вещами он уже был наполнен! Со страхом одиночества — с стимуляцией через другое эго — с повышением уверенности в себе с блестящим отражением своей фантазии, но кто знает на самом деле? Разве то, что я сказал о старении вместе, не было самой глупой вещью из всех? Разве она не более права со своей спонтанностью? И почему я сижу здесь зимней ночью, между войнами, и болтаю словами, как школьный учитель? Почему я сопротивляюсь, вместо того, чтобы с недоверием погрузиться в это?»

«Ранний день дул своим чистым дыханием издалека, через все грязные дворы и закопченные крыши, в окно, и в нем было еще дыхание леса и равнины».

«Любовь! Как много должно было покрыть это слово! От нежнейшей ласки кожи до самого отдаленного волнения духа, от простого желания семьи до конвульсий смерти, от ненасытной страсти до борьбы Иакова с ангелом. Вот я, подумал Равич, человек сорока с лишним лет, воспитанный во многих школах, с опытом и знаниями, потерпевший поражение и вновь восставший, просеянный сквозь фильтр лет, став более черствым, более критичным. , холоднее — я не хотел и не верил, не думал, что снова придет — и вот оно, и весь мой опыт ни к чему, все знание делает его только жгучее — и что? лучше горит в огне эмоций, чем сухой цинизм и сложенные в кучу дрова критических лет?»

«Что-то пошло не так, в какой-то момент луч его воображения не попал в зеркало, зеркало, поймавшее его и отбросившее обратно, усилилось в себя, и теперь луч устремился дальше, в слепую сферу ненаполняемое, и ничто не могло вернуть его обратно, ни одно зеркало, ни тысяча зеркал. Они могли поймать только часть его, но никогда не вернуть обратно; к тому времени его призрак бродил одиноко по пустым небесам любви и только наполнял их лучистым туманом, который уже не имел никакой формы и который уже никогда не мог стать радугой вокруг любимой головы. Магический круг разорвался, стенания остались, но надежда была разбита».

«Мог ли он удержать ее? Мог бы он удержать ее, если бы был другим? Но что можно было удержать? Всего лишь иллюзия, не более того. Но разве иллюзии было недостаточно? Можно ли когда-нибудь достичь большего? Кто знал что-нибудь о черном водовороте жизни, безымянно бурлившей под нашими чувствами, которая из пустого гама превращала ее в вещи, в стол, в лампу, в дом, в Тебя и в любовь? Было только предчувствие и пугающие сумерки. Разве этого было недостаточно?

Недостаточно. Этого было достаточно, только если в это верили. Когда кристалл лопнул под ударами сомнения, можно было только скрепить его воедино, но не более того. Зацементируйте его, лягте вокруг него и наблюдайте за разбитым светом, который когда-то был белым великолепием. Ничего не вернулось. Ничего не переформировалось. Ничего. Даже если Джоан вернется, она уже не будет прежней. Кристалл, склеенный воедино. Час был пропущен. Ничто не вернет его обратно».

«Внезапно над городом прогремел сильный гром. Капли дождя плескались по кустам. Равик встал. Он увидел улицу, испещренную черным серебром. Дождь начал петь. Тяжелые капли тепло били ему в лицо. И вдруг он уже не знал, был ли он смешным или несчастным, страдал он или нет, — он знал только, что он жив. Он был жив! Он был там, оно снова удерживало его, оно потрясло его, он уже не был зрителем, не сторонним наблюдателем; великое великолепие неконтролируемого чувства снова пронзило его вены, как огонь в печи; едва ли имело значение, был ли он счастлив или несчастлив, он был жив и вполне сознавал, что он жив, и этого было достаточно.

Он стоял под дождем, который лил на него, как небесный пулеметный огонь.

Он стоял там, и он был дождем, и формой, и водой, и землей; молния с горизонта пронзила его, он был существом, стихией; ничто больше не имело имени и от этого делалось одиноким, все было прежним, мы, проливной дождь, бледные огни над крышами, земля, которая, казалось, вздымалась; не было больше никаких границ, и он принадлежал всему этому, и счастье и несчастье были пустыми телами, отброшенными всепоглощающим ощущением того, что ты живешь и чувствуешь это».

«Он… положил стопку книг на стол у своей кровати. Он купил их за два дня до того, чтобы было что почитать на случай, если не заснет. Странное дело было с книгами — они становились для него все более и более важными. Они не были заменой всего, но они проникали в сферу, куда ничто другое не могло проникнуть. В первые годы он не притрагивался к книгам; они были безжизненными по сравнению с тем, что произошло. Но теперь они стали стеной; если бы они не защищали, то хотя бы один мог опереться на них. Они мало помогли; но они удерживали от окончательного отчаяния во времени, которое мчалось обратно во тьму. Этого было достаточно. Когда-то были мысли, которые сегодня презираются и высмеиваются; но о них думали, и они останутся живы, и этого было достаточно».

Какая из этих трех цитат вам нравится больше всего? 😊

Цитата 1

Кейт : «В каком веке ты бы хотел жить, Равич, если бы мог выбирать?»

Равик : «В этом. В противном случае я был бы мертв, и какой-нибудь идиот пришел бы на эту вечеринку в моем костюме».

Кейт : «Я не это имею в виду. Я имею в виду, где бы вы хотели прожить свою жизнь заново.

Равик : «Все равно. В нашем. Это самое паршивое, самое кровавое, самое продажное, бесцветное, трусливое и грязное до сих пор — но тем не менее».

Кейт : «Я бы не стала. В этом. В семнадцатом. Или в более ранней. В любом, только не в нашем.

– Из «Триумфальная арка» по Эрих Мария Ремарк

Цитата 2

«Пусть другие восхваляют древние времена; Я рад, что родился в них».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *