Цунами природное явление: Новости — Крымский сайт

образование, классификация, интересные факты (фото)

62 171 4.75 5

В конце декабря 2004 года недалеко от острова Суматра, расположенного в Индийском океане, произошло одно из самых сильных землетрясений за последние полстолетия. Последствия его оказались катастрофическими: из-за смещения литосферных плит образовался огромный разлом, а с океанического дна поднялось большое количество воды, которая со скоростью, достигающей один километр в час, начала стремительное движение по всему Индийскому океану.

В результате пострадало тринадцать стран, около миллиона человек осталось без «крыши над головой», а более двухсот тысяч — погибли или пропали без вести. Это бедствие оказалось самым страшным в истории человечества.

Содержание:

  • 1 Большая волна океана
  • 2 Причины образования
  • 3 Классификация
  • 4 Системы опознавания стихийного бедствия
  • 5 Как выжить во время стихии

Большая волна океана

Цунами — это длинные и высокие волны, появляющиеся в результате резкого смещения литосферных плит океанического дна во время подводных или прибрежных землетрясений (длина вала составляет от 150 до 300 км).

В отличие от обыкновенных волн, появляющихся в результате воздействия на водную поверхность сильного ветра (например, шторма), волна цунами затрагивает воду от дна до поверхности океана, из-за чего даже невысоко поднятая вода нередко может привести к катастрофам.

Интересно, что для кораблей, находящихся в это время в океане, эти волны не опасны: большая часть взбудораженной воды находится в его недрах, глубина которых составляет несколько километров – а потому высота волн над поверхностью воды составляет от 0,1 до 5 метров. Приблизившись к побережью, тыльная часть волны догоняет переднюю, которая в это время слегка притормаживается, вырастает до высоты от 10 до 50 метров (чем глубже океан, тем больше вал) и на ней появляется гребень.

Следует учитывать, что наибольшую скорость надвигающийся вал развивает в Тихом океане (она составляет от 650 до 800 км/ч). Что касается средней скорости большинства волн, то она колеблется от 400 до 500 км/ч, но были зафиксированы случаи, когда они разгонялись до скорости в тысячу километров (скорость обычно увеличивается после прохождения волны над глубоководным желобом).

Перед тем как обрушиться на побережье, вода внезапно и быстро отходит от линии берега, обнажая дно (чем дальше она отступила, тем выше будет волна). Если люди не знают о приближающейся стихии, они вместо того, чтобы как можно дальше уйти от берега, наоборот, бегут собирать ракушки или подбирать не успевшую уйти в море рыбу. А буквально через несколько минут прибывшая сюда на огромной скорости волна, не оставляет им на спасение ни малейшего шанса.

Необходимо учитывать, что если на побережье накатывает волна с противоположной стороны океана, то вода не всегда отступает.

В конечном счете огромная масса воды затапливает всю прибрежную линию и уходит вглубь суши на расстояние от 2 до 4 км, разрушая постройки, дороги, причалы и приводит к гибели людей и животных. Перед валом, расчищающий путь воде, всегда идёт воздушная ударная волна, которая буквально взрывает оказавшиеся на её пути здания и сооружения.

Интересно, что это смертельно опасное явление природы состоит из нескольких валов, а первая волна является далеко не самой большой: она лишь смачивает побережье, уменьшая сопротивление для следующих за ней валов, которые нередко приходят не сразу, и с интервалом в два-три часа. Роковой ошибкой людей является их возвращение на берег после ухода первого наскока стихии.

Причины образования

Одной из основных причин смещения литосферных плит (в 85% случаев) являются подводные землетрясения, во время которых одна часть дна поднимается, а другая – опускается. Вследствие этого океаническая поверхность начинает колебаться по вертикали, пытаясь вернуться к начальному уровню, формируя волны. Стоит заметить, что подводные землетрясения далеко не всегда приводят к образованию цунами: лишь те, где очаг расположен на небольшом расстоянии от океанического дна, а сотрясение было не менее семи баллов.

Причины образования цунами довольно разные. К основным относятся подводные оползни, которые в зависимости от крутизны материкового склона способны преодолевать огромные расстояния – от 4 до 11 км строго по вертикали (зависит от глубины океана или ущелья) и до 2,5 км – если поверхность незначительно наклонена.

Большие волны могут вызвать упавшие в воду огромные предметы – горные породы или глыбы льда.

Так, самое большое цунами в мире, высота которого превысила пятьсот метров, было зафиксировано на Аляске, в штате Литуйя, когда в результате сильного землетрясения с гор сошёл оползень – и в залив обрушилось 30 миллионов кубических метров камней и льда.

К основным причинам возникновения цунами также можно отнести извержения вулканов (около 5%). Во время сильных вулканических взрывов образуются волны, и вода мгновенно заполняет освободившееся пространство внутри вулкана, в результате чего формируется и начинает свой путь огромных размеров вал.

Например, в период извержения индонезийского вулкана Кракатау в конце XIX ст. «волна-убийца» уничтожила около 5 тысяч морских судов и вызвала гибель 36 тысяч человек.

Кроме вышеназванных, специалисты выделяют ещё две возможные причины возникновения цунами. Прежде всего это человеческая деятельность. Так, например, американцы в середине прошлого века на глубине шестидесяти метров произвели подводный атомный взрыв, вызвав волну высотой около 29 метров, правда, продержалась она недолго и упала, максимально преодолев 300 метров.

Ещё одной причиной образования цунами является падение в океан метеоритов диаметром более 1 км (удар которого обладает достаточной силой, чтобы вызвать стихийное бедствие). По одной из версий учёных, несколько тысяч лет назад именно метеориты вызвали сильнейшие волны, ставшие причинами крупнейших климатических катастроф в истории нашей планеты.

Классификация

При классификации цунами учёные учитывают достаточное число факторов их возникновения, среди которых – метеорологические катаклизмы, взрывы и даже отливы и приливы, при этом в список вносят низкие накаты волн высотой около 10 см.
По силе вала

Силу вала измеряют, учитывая его максимальную высоту, а также то, насколько катастрофические последствия он вызвал и, согласно международной шкале IIDA, выделяют 15 категорий, от -5 до +10 (чем больше жертв, тем выше категория).

По интенсивности

По интенсивности «волны-убийцы» разделяют на шесть баллов, которые дают возможность дать характеристику последствиям стихии:

  1. Волны, имеющие категорию один балл до того малы, что их фиксируют лишь приборы (об их наличии большинство даже не догадывается).
  2. Двухбалльные волны способны незначительно затопить берег, поэтому от колебания обыкновенных волн их способны отличить лишь специалисты.
  3. Волны, которые относят к трехбалльным, обладают достаточной силой для того, чтобы выбросить на побережье небольшие лодки.
  4. Четырехбалльные волны могут не только прибить к берегу крупные морские судна, но и выбросить их на побережье.
  5. Пятитибалльные волны приобретают уже масштабы катастрофы. Они способны разрушить невысокие строения, деревянные постройки, и привести к человеческим жертвам.
  6. Что касается шестибалльных волн, то нахлынувшие на побережье волны полностью опустошают его вместе с прилегающими землями.

По количеству жертв

По числу смертельных случаев выделяют пять групп этого опасного явления. К первой относятся ситуации, когда смертельные исходы зафиксированы не были. Ко второй – волны, повлёкшие за собой гибель до пятидесяти человек. Валы, относящиеся к третьей категории, вызывают смерть от пятидесяти до ста человек. К четвёртой категории принадлежат «волны-убийцы», погубившие от ста до тысячи человек.

Последствия цунами, относящиеся к пятой категории — катастрофичны, поскольку влекут за собой смерть более тысячи человек. Обычно такие катастрофы характерны для акватории самого глубокого в мире океана, Тихого, но нередко происходят и в других точках планеты. Это относится к катастрофам 2004 года возле Индонезии и 2011 года в Японии (25 тыс. погибших). Были в истории зафиксированы «волны-убийцы» и на территории Европы, например, в середине XVIII столетия тридцатиметровый вал обрушился на побережье Португалии (во время этой катастрофы погибло от 30 до 60 тысяч человек).

Экономический ущерб

Что касается экономического ущерба, то его измеряют в американских долларах и подсчитывают, учитывая затраты, которые надо выделить на восстановление разрушенной инфраструктуры (утраченное имущество и разрушенные дома не учитываются, потому как относятся к социальным расходам страны).

По размерам убытков экономисты выделяют пять групп. К первой категории относят волны, не причинившие особого вреда, ко второй – с потерями до 1 миллиона долларов, к третьей – до 5 миллионов долларов, к четвёртой – до 25 миллионов долларов.

Ущерб от волн, относящийся к пятой группе, превышает 25 миллионов. Например, убытки от двух сильнейших стихийных бедствий, произошедших в 2004 году возле Индонезии и в 2011 – в Японии, составили около 250 миллиардов долларов. Стоит учитывать и экологический фактор, поскольку волны, повлёкшие за собой гибель 25 тысяч человек, повредили в Японии атомную станцию, вызвав аварию.

Системы опознавания стихийного бедствия

К сожалению, «волны-убийцы» нередко возникают настолько неожиданно и движутся на такой большой скорости, что определить их появление чрезвычайно трудно, а потому сейсмологи часто не справляются с возложенной на них задачей.

В основном системы предупреждения стихийного бедствия построены на обработке сейсмических данных: если есть подозрение на то, что землетрясение будет иметь магнитуду более семи балов, а его очаг будет находиться на океаническом (морском) дне, то все страны, которые находятся в зоне риска, получают предупреждения о приближении огромных волн.

К сожалению, катастрофа 2004 года произошла потому, что почти все близлежащие страны не имели системы опознавания. Несмотря на то, что между землетрясением и нахлынувшим валом прошло около семи часов, население о приближающемся бедствии предупреждено не было.

Чтобы определить наличие опасных волн в открытом океане, учёные используют специальные датчики гидростатического давления, которые передают данные на спутник, что позволяет довольно точно определить время их прибытия в тот или иной пункт.

Как выжить во время стихии

Если так получилось, что вы оказались в зоне, где велика вероятность возникновения смертельно опасных волн, обязательно нужно не забывать следить за прогнозами сейсмологов и запомнить все сигналы оповещения приближающейся беды. Необходимо также узнать границы самых опасных зон и о кратчайших дорогах, по которым можно покинуть опасную территорию.

Услышав сигнал, предупреждающий о приближающейся воде, следует немедленно покинуть опасную зону. Специалисты не смогут точно сказать, сколько есть времени на эвакуацию: может быть пару минут или несколько часов. Если вы не успеваете покинуть местность и проживаете в многоэтажном здании, то нужно подняться на последние этажи, закрыв все окна и двери.

А вот если вы находитесь в одно- или двухэтажном доме, его нужно немедленно покинуть и бежать к высокому зданию или взобраться на какую-либо возвышенность (в крайнем случае, можно залезть на дерево и крепко за него зацепиться). Если так получилось, что покинуть опасное место вы не успели и оказались в воде, нужно попытаться освободиться от обуви и мокрой одежды и попробовать зацепиться за плывущие предметы.

Когда схлынет первая волна, то необходимо покинуть опасный район, поскольку за ней, скорее всего, придёт следующая. Вернуться можно лишь тогда, когда волн не будет около трёх-четырёх часов. Оказавшись дома, проверьте стены и перекрытия на наличие трещин, утечки газа и состояние электричества.

Природные явления — смерчи, цунами, грозы, землетрясения, ураганы и прочие с научной точки зрения

Природные явления — первопричина появления древних богов на земле. Серьезно, впервые увидев молнию, цунами, лесной пожар, северное сияние, солнечное затмение, человек и подумать не мог, что это проделки природы. Не иначе, сверхъестественные силы забавляются. Изучать природные явления интересно, но сложно (были бы простыми, их бы уже давно объяснили). Чаще всего под природными явлениями понимают относительно редкие, но красивые события: радугу, шаровую молнию, необъяснимые болотные огоньки, извергающиеся вулканы и землетрясения. Природа сурова, скрывает загадки и жестоко ломает все, что настроили люди, но это не останавливает нас от попыток понять все без исключения явления природы: атмосферные, в недрах, в глубинах, на других планетах, за пределами галактики.

Самое обсуждаемое по теме Природные явления

Мы привыкли, что гроза сопровождает ливневые дожди, которые бывают в теплое время года. Однако гроза может быть не только летом, но и зимой во время снежной бури. Правда, о существовании таких гроз ученым стало известно сравнительно недавно — в последние несколько десятилетий. Ранее на этот счет ходили споры, одни эксперты доказывали, что грозы зимой возможны, и даже утверждали, что видели их своими глазами. Другие же утверждали, что исследования в данном направлении являются пустой тратой денег, так как грозы во время снежной бури быть не может. Точку в данном вопросе помогли поставить современные технологии, в том числе и наблюдения из космоса. Ученым удалось не только зафиксировать снежные грозы, но и выяснить о них некоторую информацию.

Читать далее

В 1997 году ученые занимались изучением подводных вулканов в глубинах Тихого океана. Среди многочисленных инструментов у них имелись подводные микрофоны, которые были разработаны военными США и находились на расстоянии более 300 километров друг от друга. Неожиданно для ученых, они зафиксировали самый громкий звук, когда-либо записанный под водой. Шум был низкочастотным и длился примерно одну минуту — специалисты никак не могли выяснить причину его происхождения и дали ему название «Bloop». Было много предположений, исследователи даже считали, что звук могло издать неизвестное науке морское существо. Происхождение загадочного звука не давало ученым покоя на протяжении многих лет, и со временем тайна была раскрыта. Так что же это, природное явление или огромный монстр?

Читать далее

Прямо сейчас на Гавайях извергается самый крупный вулкан в мире Мауна-Лоа. Рядом с ним были зафиксированы землетрясения, а на вершине лава вырывается из образующихся трещин и заполняет дно кальдеры — котловины с крутыми склонами. В первые дни извержения, всем летательным средствам было запрещено летать над проснувшимся вулканом, но жителям близлежащих поселений на данный момент ничего не угрожает. Очевидцы активно публикуют фотографии извержения Мауна-Лоа — это отличный повод для того, чтобы посмотреть на это природное явление с разных сторон и узнать о самом крупном действующем вулкане больше интересной информации. Нам есть на что посмотреть!

Читать далее

В начале 2000-х годов по телевизору были очень популярны передачи про окутанные тайнами круги на полях, замеченные на небе неопознанные летающие объекты и, конечно же, про Бермудский треугольник. Считается, что любой корабль или самолет, во время прохождения через определенный участок Саргассового моря, с бесследно пропадает. Это действительно так — начиная со второй половины XX века, в пределах Бермудского треугольника пропали более 200 кораблей и самолетов. Людей, которые интересовались этим явлением, вполне можно понять, потому что эти истории пугают и интригуют. Но как часто о злосчастном участке мирового океана говорят в 2022 году? О нем вспоминают единицы, и этому есть объяснение. Как вы думаете, в чем дело?

Читать далее

Планета Земля настолько удивительна и разнообразна, что ученые до сих пор не могут полностью ее изучить. И речь не только о том, что науке все еще неизвестно, какое многообразие животных обитает в глубинах океана. Иногда ученым с трудом удается объяснить некоторые природные явления. Когда жители городов видят на небе необычное свечение или замечают другие странные зрелища, возникают теории об инопланетянах, секретном оружии и так далее. Но истина оказывается очень проста — люди просто оказываются свидетелями редких природных явлений. Такие случаи всегда фиксируются и изучаются, в результате чего исследователи дают им подробное объяснение. В рамках данной статьи предлагаем узнать о самых необычных явлениях природы и выяснить, из-за чего они происходят.

Читать далее

В апреле 1986 года произошла одна из самых ужасных катастроф современности — взрыв на Чернобыльской атомной электростанции, расположенной в городе Припять. В результате этой аварии в окружающую среду было выброшено огромное количество радиоактивных веществ. От взрыва погибло более 4000 человек — небольшая часть из них умерла непосредственно от взрыва, а остальная от радиоактивного облучения. С момента этой катастрофы прошло 36 лет и Припять превратилась в заповедник, в котором обитает огромное количество редких животных. Так как радиация способна повреждать генетический материал, некоторые живые организмы заметно изменились. Например, некогда зеленые лягушки сегодня окрашены в черный цвет. Как такое могло произойти и не вредит ли такая расцветка их здоровью?

Читать далее

Многие люди огорчены тем, что лето закончилось — на смену солнечной погоде скоро придут холодные и пасмурные дни. По данным Gismeteo, резкое похолодание наступит уже 1 сентября. Дождей не будет, но столбики термометров опустятся до +15 градусов Цельсия и могут пробыть в таком состоянии несколько недель. Обычно, после первого осеннего похолодания в России и многих других странах наступает так называемое бабье лето. В этот период у людей появляется возможность насладиться несколькими днями теплой и сухой погоды — самое время для прогулок в лесу и последним в этом году играм на открытом воздухе. Синоптики уже сейчас делятся тем, когда в 2022 году наступит бабье лето. Давайте же узнаем, что они говорят и чем можно объяснить это потепление, возникающее каждой осенью.

Читать далее

Лето 2022 года выдалось очень жарким, особенно для жителей Великобритании. В июле там была зарегистрирована рекордно высокая температура +40 градусов Цельсия, из-за чего произошли многочисленные пожары. Такая же теплая погода сохраняется и в других европейских городах, из-за чего тоже возникает много проблем. Недавно ученые изучили спутниковые снимки реки Рейн, которая считается одной из самых крупных на территории Европы. На них отчетливо видно, что уровень воды в ней сильно упал по сравнению с показателями прошлого года. Это плохо, потому что уменьшение количества воды может привести к гибели животных. Но это еще не все — по частично высохшей реке не могут проплыть грузовые корабли, а ведь она является очень важным маршрутом доставки разных продуктов, от зерна до и химикатов и угля. Неужели река высохнет до конца?

Читать далее

Ученые зафиксировали 7 и 8 августа неожиданную солнечную бурю, в результате чего потоки заряженных частиц буквально буквально обрушились на атмосферу Земли. Это привело к возникновению северных сияний на значительно более низких широтах, чем обычно. Но самое интересное произошло в южной части Канады. Здесь после северного сияния было зафиксировано загадочное небесное явление, которое получило название STEVE. Оно выглядит как полосы различных оттенков фиолетового света с зелеными вспышками. Это явление над Канадой продержалось в течение 40 минут, и было зафиксировано на фото. Что такое СТИВ и почему возникает это явление, доподлинно неизвестно, но какие имеются на этот счет предположения? Некоторые данные на этот счет у ученых уже имеются.

Читать далее

Площадь Земли составляет более 510 миллионов квадратных километров и на ней много мест, в которых происходят загадочные явления. В качестве примера можно привести области, в которых таинственным образом исчезают корабли, самолеты и другие виды пассажирской и грузовой техники. Например, в водах к югу от японского Токио располагается «Море дьявола», в котором регулярно исчезали рыболовные судна. В 1953 году в пугающее место приплыли исследователи, и их корабль тоже внезапно исчез вместе с более пятьюдесятью членами экипажа. Со временем тайна исчезновения кораблей была раскрыта — плавательные средства пропадают из-за тропических циклонов и вулканической активности. В мире есть множество других мест, в которых происходят загадочные явления, и их причина до сих пор не раскрыта.

Читать далее

объяснение цунами — ShelterBox

Цунами — это серия гигантских быстро движущихся волн, вызванных извержениями вулканов, землетрясениями или оползнями.

Они редки, обычно случаются два раза в год, но могут иметь разрушительные последствия. Эти мощные волны могут разрушить целые общины и смыть дома, дороги и посевы.

Узнайте больше о цунами, их причинах и последствиях для населения.

ПЕРЕЙТИ К КЛЮЧЕВЫМ ФАКТАМ

Что такое цунами?

Что вызывает цунами?

Последствия цунами

Как спланировать цунами

Как ShelterBox поддерживает семьи после цунами?

Что такое цунами?


Цунами — это серия гигантских волн, вызванных землетрясениями или извержениями подводных вулканов.

Он посылает на землю волну воды, часто достигающую высоты более 100 футов. Хотя волны цунами не достигают больших высот в глубинах океана, по мере того, как они входят в более мелкие воды, их энергия и высота начинают расти.

Волны цунами могут разноситься по морю со скоростью 500 миль в час . Глубина океана определяет скорость: он движется со скоростью реактивного самолета над глубокими водами и замедляется при достижении мелководья.

В 2004 году компания ShelterBox отреагировала на цунами в Индийском океане, также известное как цунами в День подарков.

Считается, что это самое разрушительное цунами за всю историю наблюдений. Более 12 000 семей в Индонезии и Шри-Ланке получили ShelterBox после смертельной катастрофы.

В коробках были палатки и предметы первой необходимости для восстановления семей.

Примечательно, что это стихийное бедствие было первым случаем, когда мы отправили людей в пострадавшие страны для наблюдения за распределением помощи.

Что вызывает цунами?


Землетрясения

Наиболее распространенной причиной цунами является землетрясение на морском дне. Когда каменные плиты внезапно проходят мимо друг друга, это вызывает движение вышележащей воды, посылая серию катящихся волн, которые перерастают в цунами.

Оползни

Подводные оползни также могут вызывать цунами. Движение скалы, скользящей вниз по склону, тянет воду вниз со всех сторон, сталкиваясь посередине. Это запускает огромную волну, излучаемую наружу.

Извержения вулканов

Вулканы могут вызвать цунами, когда взрывное извержение заставляет тектонические плиты двигаться, создавая огромные волны. Большое количество лавы, стекающей в океан, также может вызвать цунами.

Падения астероидов или метеоритов в океане случаются редко, но они также могут вызывать цунами.

Каковы последствия цунами?


Цунами могут иметь разрушительные последствия для жизни людей.

Например, они могут полностью смыть дома, в результате чего семьи потеряют все, что у них есть.

Их разрушительная сила настолько сильна, что огромные корабли могут оказаться на километр вглубь суши. Людям приходится иметь дело с огромными кучами мусора, которые необходимо расчистить, прежде чем они смогут начать восстанавливать свои дома и жизнь.

Поскольку цунами трудно обнаружить, они также могут привести к большому числу погибших. Волны цунами не увеличиваются в размерах, пока не достигнут мелководья, а это значит, что они могут обрушиться без предупреждения.

Узнайте больше о том, как мы отреагировали на разрушительные землетрясения и цунами в Индонезии в 2018 году.

После цунами


После цунами паводки и повреждение инфраструктуры могут привести к загрязнению воды и продуктов питания. Таким образом, это увеличивает риск опасных заболеваний, таких как малярия и холера. Если семьи остаются в общих убежищах и живут в тесноте, это может облегчить распространение болезней.

Как и при любом стихийном бедствии, после цунами люди могут получить травмы. Что отличает цунами, так это внезапность, с которой оно обрушивается. Люди могут даже испытывать проблемы с психическим здоровьем, такие как посттравматическое стрессовое расстройство.

Почему стихийные бедствия не являются стихийными бедствиями


Цунами и другие экстремальные явления не являются «стихийными бедствиями».

Но термин «стихийное бедствие», несмотря на его широкое употребление, проблематичен.

Использование слова «природный» игнорирует роль человека в катастрофе, предполагая, что событие все равно произойдет, и мы мало что можем сделать, чтобы предотвратить его.

На самом деле именно решения, которые мы принимаем, создают катастрофу.

Такие факторы, как условия жизни и бедность, способность правительства подготовиться и отреагировать, а также процесс восстановления и его эффективность, определяют, произойдет ли стихийное бедствие в результате стихийного бедствия.

Итак, опасности неизбежны, но их влияние на общество — нет.

Узнайте больше о том, как важно избегать термина «стихийное бедствие».

Почему стихийных бедствий не бывает

Планирование на случай цунами


ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМЫ РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ?

Ученые используют систему предупреждения о цунами для обнаружения цунами.

Система использует сеть станций сейсмического мониторинга и уровнемеры. Это помогает ученым определить, вызвало ли землетрясение цунами.

Затем с помощью моделирования волн цунами можно предсказать высоту волны и время прибытия на побережье.

Но поскольку цунами могут появиться так внезапно, предупреждения не всегда доходят до населения вовремя. До цунами в Японии в 2011 году предупреждения о цунами транслировались за несколько минут до его прихода. Предупреждения также занижают его размер, а это означает, что многие люди не эвакуировались.

Обучение, учения, знаки эвакуации и четкие протоколы являются ключом к предотвращению гибели людей.

Как ShelterBox поддерживает семьи после цунами?


Мы предоставляем временное убежище и помощь сообществам, пострадавшим от стихийных бедствий, таких как цунами.

Жилье и предметы первой необходимости, такие как одеяла, наборы для приготовления пищи и москитные сетки, могут позволить семьям создать безопасное пространство для начала выздоровления.

Кроме того, люди часто не имеют доступа к чистой воде после стихийных бедствий, таких как цунами. Таким образом, фильтры для воды и носители могут производить чистую воду.

Линии электропередач также могут быть повреждены на длительное время. Солнечные фонари — это практичное решение, позволяющее семьям заниматься своими обычными делами.

Мы оказываем поддержку семьям, пострадавшим от цунами по всему миру. В 2004 году мы отреагировали на последствия цунами в Индийском океане. В 2011 году мы поддержали сообщества после землетрясения и цунами в Японии.

Совсем недавно, в 2018 году, мы отреагировали на землетрясение и цунами, которые потрясли Индонезию.

Узнать больше о катастрофах


Объяснение стихийных бедствий: наводнения

Наводнения являются одними из самых распространенных и разрушительных бедствий. Узнайте больше о том, почему они происходят и каковы их последствия.

Учить больше

Объяснение стихийных бедствий: ураганы

Узнайте все, что вам нужно знать об ураганах, циклонах и тайфунах.

Учить больше

Объяснение стихийных бедствий: вулканы

Узнайте, что такое вулканы, как они извергаются и каковы последствия извержения вулкана.

Учить больше

Мелкий шрифт

SHELTERBOX TRUST ЯВЛЯЕТСЯ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕСТВОМ (1096479) И КОМПАНИЕЙ С ОГРАНИЧЕННОСТЬЮ В АНГЛИИ И УЭЛЬСЕ (04612652), ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ ПО НДС. ШЕЛТЕРБОКС ЭТО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕСТВА, НЕЗАВИСИМАЯ ОТ РОТАРИ ИНТЕРНЭШНЛ И ФОНДА РОТАРИ.

Стихийные бедствия, конфликты и права человека: прослеживание связей

Реагирование на стихийные бедствия традиционно рассматривалось как проявление сострадания к нуждающимся людям. В то время как сострадание остается в основе гуманитарной деятельности, организации по оказанию помощи все больше осознают тот факт, что помощь редко бывает нейтральной и что их действия могут иметь долгосрочные последствия, о чем свидетельствуют цунами 2004 года в Азии, ураган Катрина в 2005 году и землетрясение. в этом году на Гаити. В этой презентации я хотел бы исследовать некоторые связи между внезапными стихийными бедствиями, конфликтами и правами человека. В частности, я утверждаю, что учет аспектов прав человека при реагировании на стихийные бедствия важен не только потому, что он подтверждает права и достоинство уязвимых людей, но и потому, что он может предотвратить конфликты после стихийных бедствий.

Стихийное бедствие определяется ООН как «последствия событий, вызванных стихийными бедствиями, которые превышают местные возможности реагирования и серьезно влияют на социально-экономическое развитие региона». только необитаемый остров не является стихийным бедствием. Не является стихийным бедствием и тот факт, что муниципальные власти способны эффективно реагировать на наводнения в своем районе. Возникают вопросы о том, насколько «естественными» являются стихийные бедствия. Например, разрушительные последствия 4 ураганов на Гаити в 2008 году, очевидно, были результатом самих ураганов, но, безусловно, усугублялись продолжительной вырубкой лесов в этой стране и неадекватной реакцией общественности. На самом деле, в том году смертоносные ураганы обрушились и на Гаити, и на Кубу, но хотя на Гаити погибло 800 человек, на Кубе было зарегистрировано только четыре погибших.

Очевидно, что бедность является важным фактором в понимании последствий стихийных бедствий. 10 декабря 1988 года в Армении произошло землетрясение силой 6,9 балла по шкале Рихтера, в результате которого погибло около 55 000 человек и 500 000 остались без крова. Менее чем через год, в октябре 1989 года, в Сан-Франциско, штат Калифорния, произошло еще более сильное землетрясение силой 7,1 балла по шкале Рихтера, в результате которого погибли 62 человека и 12 000 человек остались без крова.[2] Внутри стран от стихийных бедствий почти всегда страдают бедные и маргинализированные слои населения. Они, как правило, живут в менее безопасных условиях и в менее безопасных убежищах. Некачественно построенные трущобы более уязвимы для землетрясений, оползней и наводнений, чем дома, в которых живут богатые. Так, во время недавнего землетрясения на Гаити дома элиты страны располагались в районах, менее пострадавших от толчков, и их дома с большей вероятностью выдержали толчки, чем дома в более бедных районах. [3]

Стихийные бедствия усугубляют существующее гендерное неравенство и существовавшую ранее уязвимость. Большинство тех, кто погибает в результате стихийных бедствий, составляют женщины. Женщины также, как правило, имеют меньший доступ к основным ресурсам для обеспечения готовности, смягчения последствий и реабилитации. Помощь часто может носить дискриминационный характер, даже если она не предназначена для этого. Государственная политика может усилить социальные разногласия. [4]  

Частота и серьезность внезапных стихийных бедствий увеличиваются. В настоящее время происходит около 400 стихийных бедствий в год, от которых страдают 200 миллионов человек. Это вдвое больше, чем сообщалось 20 лет назад. В частности, участились гидрометеорологические явления – скорее всего, в результате изменения климата.[5] Из 200 миллионов человек, жизнь которых пострадала от стихийных бедствий, около 36 миллионов были вынуждены покинуть свои дома в 2008 году и считаются внутренне перемещенными лицами[6]. В отличие от лиц, перемещенных в результате конфликта, это перемещение обычно носит временный характер и почти всегда происходит в пределах границ страны. Однако, как показывает наш собственный ураган Катрина, перемещение может длиться долго. По оценкам, около четверти лиц, перемещенных в результате урагана Катрина, не вернулись.[7]

Какая связь между стихийными бедствиями и конфликтами?  

Существует несколько способов изучения этой взаимосвязи: Каково совокупное влияние стихийных бедствий и конфликтов на жизнь людей? Способствуют ли стихийные бедствия конфликту? Помогает ли реагирование на стихийные бедствия разрешать конфликты? Или сделать их хуже?

Известны случаи, когда стихийные бедствия происходят в местах, где конфликты уже нарушили жизнь людей, например, на Филиппинах, в Ираке, Сомали, Кении, Колумбии и на Гаити. Поскольку определение стихийного бедствия связано со способностью общества к реагированию, государственные и социальные структуры, ослабленные конфликтами, с меньшей вероятностью смогут отреагировать на последствия стихийного бедствия, что повышает вероятность того, что стихийное бедствие произойдет. . Например, сомалийское правительство крайне слабо (контролирует лишь несколько кварталов столицы) в результате давнего конфликта и, таким образом, не в состоянии реагировать ни на засуху, ни на наводнение, которые произошли в его стране. Если бы в Сомали не было конфликта, более вероятно, что и государственные, и общественные институты могли бы лучше справляться со стихийными бедствиями, возможно, вместе избегая стихийных бедствий.

Хотя ситуации бывают разные, стихийное бедствие в районе, затронутом продолжающимся конфликтом, может привести к: 

  • увеличению страданий людей, чья жизнь уже нарушена конфликтом. Например, в 2008 году на Филиппинах лагеря для перемещенных лиц в результате конфликта на Минданао были затоплены, что, как сообщается, подорвало их навыки выживания. [8]  
  • дальнейшего перемещения, когда люди, перемещенные в результате конфликта, вынуждены снова переселяться из-за стихийного бедствия. В случае с наводнениями на Минданао некоторые вынужденные переселенцы в результате конфликта были вынуждены снова переехать из-за наводнения. Или после цунами в Шри-Ланке некоторые из тех, кто был перемещен в результате конфликта, снова были перемещены штормовым нагоном.
  • усугубил трудности для сообществ, принимающих перемещенных лиц. Так, в Сомали сельские районы, сильно пострадавшие от наводнения в 2009 г., уже испытывали трудности с выращиванием достаточного количества продовольствия для своих общин. Прибытие сомалийцев, перемещенных в результате боевых действий в Могадишо, увеличило нагрузку на эти общины. Большинство недавних ВПЛ из Могадишо отправились в близлежащий коридор Афгойе, что делает его «самой высокой плотностью внутренне перемещенных лиц в мире — более полумиллиона ВПЛ на 15-километровом участке дороги»[9].]
  • больше трудностей для организаций по оказанию помощи в доступе к пострадавшим сообществам. Это особенно касается стран с правительствами, которые не желают расширять доступ к гуманитарным организациям. Например, после землетрясения 1990 года в провинции Гилян в Иране силой 7,7 балла по шкале Рихтера, в результате которого погибло 50 000 человек и были уничтожены целые деревни[10], правительство первоначально настаивало на том, что страна справится с кризисом самостоятельно, и отказалось от международной помощи. . К тому времени, когда правительство было готово заручиться помощью из-за рубежа, значительная часть пострадавших, по сообщениям, умерла от смертей, которые можно было бы предотвратить.[11] Аналогичный первоначальный отказ от международной помощи со стороны правительства Бирмы / Мьянмы после циклона Наргис в мае 2008 г. усложнил усилия по оказанию помощи.

Связанные книги

Кажется интуитивно понятным вывод о том, что конфликты усугубляют последствия стихийных бедствий, ослабляя способность государства, сообщества и отдельных лиц реагировать на них.

Удивительно мало долгосрочных эмпирических исследований взаимосвязи между конфликтами и стихийными бедствиями. Нел и Ригхартс изучили данные по 187 странам и другим политическим образованиям за период 19от 50 до 2000 г. и обнаружили, что быстро наступающие стихийные бедствия значительно увеличивают риск насильственных гражданских конфликтов как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода, которые имеют высокий уровень неравенства, смешанные политические режимы (которые не полностью автократический или демократический) и вялый экономический рост. [12] Точно так же Олсон и Друри обнаружили, что чем более развита страна, тем меньше вероятность того, что стихийное бедствие будет иметь политические последствия.[13]

Ракхи Бхавнани утверждает, что «внезапные изменения, вызванные стихийными бедствиями, усугубляют проблемы, с которыми люди сталкиваются ежедневно, усиливая условия для конфликтов, такие как недовольство, политические возможности и мобилизация. Бедствия вызывают недовольство, которое приводит к конфликту, вызывая массовые беспорядки, влияя на индивидуальное поведение, общественные и политические организации, а также на властные отношения между отдельными людьми, группами и организациями, которые их обслуживают. Непосредственно после стихийного бедствия физическая инфраструктура страны часто страдает, что препятствует надлежащему распределению продовольствия и медикаментов. Посевы уничтожаются, что приводит к нехватке продовольствия, голоду и локальным конфликтам из-за ресурсов. Поскольку стихийное бедствие разрушает многие ключевые социальные и политические

учреждений, это угрожает политической стабильности и создает вакуум власти и возможность для полевых командиров и преступных группировок узурпировать власть… Стихийное бедствие имеет тенденцию изменять общество и вместе с этим его способность управлять рисками, недовольством и политическими изменениями. [14] Он проверяет эту гипотезу с использованием данных Международной базы данных стихийных бедствий EM-DAT о внезапных и медленно наступающих стихийных бедствиях за 1991–1999 годы, а также различных баз данных о конфликтах и ​​новостных сообщений, чтобы оценить, увеличивают ли стихийные бедствия риск конфликта. Бхавнани заключает, что стихийные бедствия «вносят свой вклад в конфликт, потому что они создают конкуренцию за скудные ресурсы, усугубляют неравенство из-за неравного распределения помощи, меняют соотношение сил между отдельными людьми, группами и организациями, которые их обслуживают, и могут создавать вакуум власти и возможности для военачальников узурпировать власть».[15]  

Другими словами, похоже, особенно в развивающихся странах со слабым правительством стихийное бедствие может вызвать политическую нестабильность. Действительно, в таких странах, как Гватемала (землетрясение 1976 г.) и Никарагуа (землетрясение 1976 г.), правительства пали в основном из-за народного недовольства тем, как организовано реагирование на стихийные бедствия. Действительно, плохая реакция правительства Западного Пакистана на тайфун 1970 года в Восточном Пакистане была основной причиной последовавшей войны, которая привела к независимости Бангладеш в следующем году.

Одним из наиболее интересных сравнений взаимосвязи между конфликтами и стихийными бедствиями является влияние цунами 2004 года на конфликты в Шри-Ланке и Ачехе, Индонезия. В то время, когда обрушилось цунами, обе страны погрязли в затяжных конфликтах. В Ачехе реакция на цунами, по-видимому, способствовала разрешению давнего тлеющего конфликта между Геракан Ачех Мердека (ГАМ) и правительством. Напротив, реакция на цунами в Шри-Ланке, по-видимому, обострила напряженность между Тамильскими тиграми (Тиграми освобождения Тамил Илама (ТОТИ) и правительством Шри-Ланки.  

В чем разница? Как это обычно бывает в таких ситуациях, существует множество факторов, ответственных как за конфликт, так и за его разрешение. Некоторые исследователи отмечают, что эти два случая находились на разных «стадиях» конфликта и что цунами (и реакция на стихийное бедствие) по-разному повлияли на воюющие стороны. Бауман и др. утверждают, что в 30-летнем конфликте между Индонезией и Ачехом обе стороны осознали, что военное решение нежизнеспособно, и искали политическое решение, но не имели стратегии выхода. И правительство, и повстанцы серьезно пострадали от цунами. У правительства не было возможности восстановить Ачех без международной поддержки, и оно было вынуждено допустить в регион международных субъектов, что ранее было в значительной степени запрещено из-за конфликта. Международное присутствие обеспечило населению чувство безопасности, и в сочетании с мощной международной поддержкой и приверженным политическим руководством мирные переговоры были возобновлены. В августе 2005 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании, в котором правительство Индонезии признало право Ачеха на «особую автономию» — решение, исключающее отделение, которого требовали ранее. Это соглашение положило конец почти 30-летнему конфликту, в результате которого погибло 15 000 человек и было перемещено от 150 000 до 250 000 человек. [17]

Для сравнения, когда цунами обрушилось на Шри-Ланку, мирный процесс также застопорился, ТОТИ заняли сильную позицию, а само цунами по-разному повлияло на тамильскую и сингальскую общины. В то время большинство из 390 000 ВПЛ, вызванных конфликтом, проживали на севере и востоке и были тамилами. Но большинство — хотя далеко не все — пострадавших от цунами были сингальцами, проживающими на юге. По оценкам, 457 000 жителей Шри-Ланки были перемещены в результате цунами. Хотя в Шри-Ланке было много разговоров об объединении усилий для оказания помощи жертвам цунами, на самом деле напряженность существовала с самого начала, поскольку обе стороны стремились использовать эту возможность — и облегчение — для укрепления своих позиций.

Как сообщают Хоффман и др., правительство было обеспокоено тем, что ТОТИ воспользуются цунами, чтобы заручиться международным сочувствием, признанием и прямой помощью, и, следовательно, заблокируют возможности, которые, по их мнению, могли принести пользу ТОТИ. В то же время ТОТИ не доверяли правительству в справедливом распределении помощи и искали прямой доступ к помощи. Тамильское население испытывало сильное недовольство тем, что помощь направлялась в первую очередь пострадавшим от цунами людям на юге, в основном сингальцам, в то время как пострадавшие от цунами на севере и востоке, в основном тамилы, не получали пропорциональной доли. А перемещенные в результате конфликта, в основном тамилы на севере и востоке, получали гораздо меньше. Усилия по выработке совместного ответа сингалов и тамилов не увенчались успехом. Дискриминация в обращении с вынужденными переселенцами и пострадавшими от цунами в Шри-Ланке вызвала напряженность. Тамилы жаловались, что правительство не оказало адекватной помощи, а мусульмане чувствовали, что их игнорируют и подвергают дискриминации. Вернулись межобщинные обвинения. Надежды и ожидания рухнули, и в конце 2006 года конфликт вновь вспыхнул, в результате чего было перемещено еще 200 000 человек. В 2009, правительство, в котором доминируют сингалы, разгромило ТОТИ в жестоком наступлении.

Один из уроков цунами — это подтверждение классического аргумента Мэри Андерсон о том, что гуманитарная помощь может либо смягчить, либо ускорить конфликты.[20] Это также является одним из основных факторов вынужденного перемещения в результате конфликта, поскольку гуманитарная помощь может быть направлена ​​на поддержку вооруженных групп и фактически затянет конфликт.

Стихийные бедствия и права человека  

Цунами 2004 года выдвинуло вопрос о правах человека и реагировании на стихийные бедствия на передний план международной повестки дня. Отчасти это произошло из-за огромных масштабов бедствия и масштабов реагирования. В отличие от большинства стихийных бедствий, меры реагирования на цунами хорошо финансировались. При достаточном финансировании агентства по оказанию помощи могли разрабатывать амбициозные программы и, как правило, не нуждались в координации своих усилий с другими. В худшем случае это привело к конкуренции между агентствами за бенефициаров и осознанию дискриминационного воздействия помощи. Хотя такая дискриминация, вероятно, была характерной чертой большинства усилий по оказанию помощи при стихийных бедствиях, само присутствие сотен НПО, двусторонних агентств по оказанию помощи и международных организаций сделало ее более очевидной для наблюдателей. Тот факт, что агентства по оказанию помощи в целом были хорошо обеспечены ресурсами, также позволил им выделить больше ресурсов на мониторинг и оценку, что также выявило не только несправедливые модели помощи, но и ряд проблем защиты.[21]

В ответ на цунами представитель Генерального секретаря по правам человека внутренне перемещенных лиц Вальтер Келин разработал  Оперативное руководство по правам человека и стихийным бедствиям , которое было принято Межведомственным постоянным комитетом в 2006 г. и сосредоточить внимание на том, что должны делать гуманитарные организации для реализации правозащитного подхода к гуманитарной деятельности в контексте стихийных бедствий. Они содержат конкретные указания о том, как обеспечить соблюдение прав пострадавших от стихийных бедствий, в настоящее время пересматриваются на основе отзывов с мест и служат основой для ряда инициатив по обучению и повышению осведомленности. Они основаны на убеждении, что права человека являются правовой основой всей гуманитарной деятельности, связанной со стихийными бедствиями, и большей части гуманитарной работы с жертвами внутренних конфликтов.

В данных рекомендациях подчеркивается, что:

  • Лица, пострадавшие от стихийных бедствий, должны пользоваться теми же правами и свободами в соответствии с законом о правах человека, что и другие лица в их стране, и не подвергаться дискриминации.
  • Государства несут основную обязанность и ответственность за оказание помощи лицам, пострадавшим от стихийных бедствий, и за защиту их прав человека.
  • Организации, предоставляющие защиту и помощь, признают, что права человека лежат в основе всей гуманитарной деятельности.
  • Все сообщества, пострадавшие от стихийного бедствия, должны иметь право на легкодоступную информацию о характере стихийного бедствия, с которым они столкнулись, возможных мерах по смягчению последствий, которые можно принять, информацию о раннем предупреждении и информацию о текущей гуманитарной помощи.

Проблемы, с которыми часто сталкиваются лица, пострадавшие от стихийных бедствий, включают: неравный доступ к помощи; дискриминация в предоставлении помощи; принудительное переселение; сексуальное и гендерное насилие; потеря документации; вербовка детей в боевые силы; небезопасное или вынужденное возвращение или переселение; и вопросы реституции имущества. Они аналогичны проблемам, с которыми сталкиваются лица, перемещенные или иным образом затронутые конфликтами.

Несмотря на активное обсуждение в правозащитном сообществе приоритетности определенных прав, общепризнано, что первоочередной задачей является защита жизни, личной безопасности, физической неприкосновенности и достоинства пострадавшего населения посредством:

  • Проведения эвакуации и переселения, когда это необходимо для защиты жизни
  • Защита населения от негативного воздействия стихийных бедствий
  • Защита населения от насилия, в том числе гендерного насилия
  • Обеспечение безопасности в лагерях, когда это необходимо
  • Защита людей от противопехотных наземных мин и других взрывных устройств

Вторая категория прав относится к основным жизненным потребностям, включая:

  • Доступ к товарам и услугам и гуманитарной помощи
  • Предоставление достаточного питания, санитарии, жилья, одежды и основных медицинских услуг.

Защита других экономических, социальных и культурных прав, в том числе

  • Образование
  • Собственность и имущество
  • Корпус
  • Средства к существованию и работа

Наконец, необходимо защитить другие гражданские и политические права:

  • Документация
  • Свобода передвижения и право на возвращение
  • Семейная жизнь и пропавшие или умершие родственники
  • Самовыражение, собрания и ассоциации, религия
  • Избирательные права

В нем содержатся конкретные рекомендации для тех, кто реагирует на стихийные бедствия, будь то правительства, международные организации или неправительственные организации. Например, сразу после наводнения правительства часто не в состоянии предоставить необходимые учебные заведения пострадавшим детям. Это может (и должно) произойти позже, когда дети будут защищены от насилия и получат доступ к предметам первой необходимости. Точно так же право на документацию является важнейшим вопросом для многих пострадавших от чрезвычайных ситуаций, но пострадавшие сообщества остро нуждаются в достаточном количестве продовольствия и воды.

Даже при наличии у всех заинтересованных сторон самых лучших намерений иногда невозможно обеспечить полное и немедленное соблюдение прав всех лиц, затронутых чрезвычайной ситуацией. Например, доступ к пострадавшему населению часто затруднен, лица, ответственные за реагирование на стихийные бедствия, могут сами пострадать, группы, которые уже являются социально уязвимыми, обычно больше всего страдают от стихийных бедствий, а материально-технические требования по обеспечению того, чтобы необходимые предметы помощи находились в нужном месте и доставлены могут быть значительными. Ресурсы почти всегда ограничены на начальном этапе реагирования на стихийные бедствия. Однако при подготовке к стихийным бедствиям правительства и агентства по оказанию помощи могут и должны осуществлять планирование таким образом, чтобы обеспечить соблюдение прав человека. И с течением времени, как правило, при реагировании на стихийные бедствия становится более целесообразным включать в себя явную направленность на права человека.

Планирование реагирования на чрезвычайные ситуации требует не только договоров и контрольных списков, но и принятия точки зрения или мышления в области прав человека. Это означает, что спасатели должны постоянно задавать себе такие вопросы, как: «Кто является уязвимыми группами в этом сообществе и как наши планы обеспечивают их защиту и помощь?» «Несмотря на то, что мы работаем над обеспечением водой этого сообщества, кто-то еще работает над следующим этапом предоставления образования и защиты собственности тех, кто уехал?» «Как наши действия повлияют на права тех, кто не живет в лагерях?» Развитие мышления в области прав человека требует не только понимания международных и национальных стандартов, но и приверженности обеспечению соблюдения присущего всем людям достоинства и основных прав человека.

Принятие основанных на правах человека ответных мер для тех, кто пострадал от стихийных бедствий, является конкретным способом гарантировать, что стихийные бедствия не усугубят существующие и не спровоцируют новые конфликты.



[2] http://www.sfmuseum.org/alm/quakes3.html и http://news.bbc.co.uk/onthisday/hi/dates/stories/december/10/newsid_2544000/2544077.stm

[3] Хуан Карлос Чавес, «В богатом анклаве Петионвиль, еще одна фотография», Miami Herald , 22 января 2010 г. Переиздано под заголовком «Землетрясение на Гаити сделало разрыв между богатыми и бедными еще больше», в McClatchy , доступно: http://www.mcclatchydc.com/2010/01/22/82900/haiti-quake-made-gap-between-rich.html.

«Процесс восстановления после землетрясения на Гаити», заявление Вальтера Келина, специальная сессия Комиссии ООН по правам человека по Гаити, 27 января 2010 г.

[4] Action Aid и Народное движение за изучение прав человека, Международная коалиция Habitat по жилищным и земельным правам, Реагирование на цунами: оценка прав человека , январь 2006 г.

[5] См. Секретариат Международной стратегии уменьшения опасности бедствий Организации Объединенных Наций (UNISDR), Доклад о глобальной оценке снижения риска бедствий , 2009 г.

[6] УКГВ, IDMC и NRC, Мониторинг перемещенных лиц в результате стихийных бедствий в контексте изменения климата , сентябрь 2009 г.

[7] Кевин Макгилл, Associated Press, «Святые, парады затмевают гонку мэров Нового Орлеана», http://www.boston.com/news/nation/articles/2010/02/05/saints_parades_overshadow_new_orleans_mayor_race/. См. также: https://gnocdc.s3.amazonaws.com/NOLAIndex/NOLAIndex.pdf

[8] http://www.internal-displacement.org/idmc/website/countries.nsf/(httpEnvelopes)/4D72DEF161EAD3AFC125764F004C19D4?OpenDocument

[9] http://www2.ohchr.org/english/issues/idp/docs/RSG_on_IDPS_Mission_Somalia.pdf

[10] «Когда мир потряс», The Economist , 30 июня 1990 г., с. 45, цитируется у Рохана Дж. Хардкасла, Адриана Т. Л. Чуа, «Гуманитарная помощь: к праву на доступ к жертвам стихийных бедствий», Международный обзор Красного Креста, № 325, 19 декабря.98, с.589.

[11] См. Хардкасл и Чуа, , там же, .

[12] Филип Нел и Маржолейн Ригхартс, «Национальные бедствия и риск насильственных гражданских конфликтов», Ежеквартальный журнал международных исследований, , том. 52, 1, март 2008 г., с. 159.

[13] Р.С. Олсон и А. К. Друри, «Нетерапевтические сообщества: межнациональный анализ политических беспорядков после стихийных бедствий», International Journal of Mass Emergency and Disasters , том. 15, с. 8, 1997 г., http://web.missouri.edu/~drurya/articlesandpapers/IJMED1997.pdf.

[14] Ракхи Бхавнани, «Конфликты, связанные со стихийными бедствиями», Гарвардский университет, февраль 2006 г., с. 4. Доступно по адресу: http://www.disasterdiplomacy.org/bhavnanisummary.pdf

. [15] Там же. п. 38.

[16] Питер Бауман, Менгисту Аялю и Газала Пол, «Стихийное бедствие: война и мир.

Сравнительный анализ воздействия цунами и цунами на конфликты в Шри-Ланке и Индонезии/Ачех», неопубликованная рукопись. См. также П. ЛеБийон и А. Вайзенеггер, «Мир после бедствия?» Сепаратистские конфликты и цунами в Индийском океане 2004 г., 2007 г. и М. Реннер и З. Чейф, «Превращение бедствий в миротворческие возможности», в Состояние Мира. Нью-Йорк: Институт Всемирного дозора, 2006 г.

[17] См. также Питер Фейт, «Мирный процесс в Ачехе: не что иное, как успех», Информационный документ Института мира США, , март 2007 г., http://www.usip.org/pubs/specialreports/sr184.pdf. См. также Walter Kälin, op cit.

[18] http://www.internal-displacement.org/8025708F004BE3B1/(httpInfoFiles)/FFBBFDF012F17ADEC1257227004203D7/$file/Sri%20Lanka%20-November%202006.pdf, с. 37.

[19] Сюзанна М. Хоффман и Энтони Оливер-Смит, (ред.) Культура и катастрофа: антропология катастроф , Санта-Фе, Нью-Мексико: Школа американской исследовательской прессы, 2002.

[20] Mary Anderson, Do No Harm: How Aid can Support Peace – or War., Boulder, CO: Lynne Rienner Publishers, 1999.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *