Херлуф Бидструп — Детская художественная школа №1 имени П. П. Чистякова г. Екатеринбург
Херлуф Бидструп
датский художник-карикатурист и общественный деятель
10 сентября 1912 года — 26 декабря 1988 года
Херлуф появился на свет 10 сентября 1912 года в датской семье. Отец мальчика занимался малярными и декораторскими работами. Возможно, именно от него и передался талант художника — Херлуф начал рисовать в самом раннем возрасте. Отец мальчика много путешествовал, своими впечатлениями он делился в семье и был самым первым критиком и учителем.
Во время Первой мировой войны отец попал в тюрьму – он был заподозрен в шпионаже. После его освобождения семья перебралась из Германии в Данию.
В подростковом возрасте Херлуф более серьезно подошел к обучению рисованию, рисовал как самостоятельно, так и в художественном училище. Все это было подготовкой к поступлению в Академию.
Обучение в Академии художеств Копенгагена началось в 1931 году. Примерно в это время начала накаляться политическая ситуация в Европе. Первые рисунки в жанре карикатуры осмеивали Гитлера и впоследствии перепечатывались антифашистскими изданиями. Конечно, такая злободневная тема не осталась без внимания издателей. Вскоре Бидструп уже вел ежедневную рубрику со своими карикатурами в «Berlingske Tidende».
Затем последовала должность художника уже в правительственной газете. Темы оставались политическими, часто изображались Муссолини, Франко, Геббельс. Деятельность Бидструпа была оценена – он стал печататься и в других скандинавских странах. Художник вступил в Коммунистическую партию, которая смогла монетизировать карикатурный талант – картинки без слов печатались на открытках. Доход от продажи поступал в партийную казну.
После окончания войны художник много путешествовал. Конечно, он делал много зарисовок, которые впоследствии публиковались. Посещал карикатурист и Россию, где для его работ были выделены залы в Эрмитаже и музее им. Пушкина.
Умер Бидструп 26 декабря 1988 года
Творчество
Пожалуй, нет человека, который бы не слышал эту фамилию, принадлежащую известному датскому художнику. Ну или по — крайней мере того, кто видел его отдельные рисунки в журналах, книгах, других печатных изданиях. Кому-то посчастливилось смотреть художественные альбомы, посвященные его творчеству. Их очень мало издано в нашей стране.
Бидструп рисовал карикатуры, политические шаржи, путевые заметки, но более всего он известен своими комиксами — небольшими смешными рассказами в картинках.
Бидструп — датчанин, но юмор его не имеет национальных границ. Эти смешные, курьезные, трагикомичные рассказы в картинках понятны любому человеку, независимо от возраста и национальности. Тематика абсолютно разная — бытовые сценки, случаи на улице, в транспорте, на отдыхе, различные жизненные ситуации, порой доведенные до абсурда.
Если Вы хотите поднять настроение, немного отвлечься от текущих проблем, снять стресс, от души посмеяться подарите себе несколько минут удовольствия, посетите галерею комиксов Бидструпа, вспомните виденное когда-то ранее или откройте для себя заново эти рисунки и вы не пожалеете!
Книги с рисунками Бидструпа издавали в СССР огромными тиражами — Бидструп был убеждённым коммунистом и считался в СССР «прогрессивным художником», потому что в своих карикатурах «обличал язвы и пороки капиталистического общества».
С 1945 года работал в газете Компартии Дании «Ланд ог фольк». Много раз посещал СССР. Почётный член Академии художеств СССР.
Достижения Херлуфа Бидструпа:
— Создал около 5000 рисунков за свою жизнь.
— Рисунки выставлялись в Эрмитаже и музее изобразительных искусств имени Пушкина.
— Имеет три международные награды.
Интересные факты Херлуфа Бидструпа:
— Как правило, карикатуры посвящались двум темам: бытовые зарисовки и политика.
— В 1952 году художник посетил Россию.
— Серии карикатур издавались и переиздавались альбомами, как полноценные художественные произведения.
— В своих небольших работах художник мог изобразить такие философские понятия, как гордыня, тщеславие или чрезмерное любопытство.
— Одно из небольших судов в России носит имя карикатуриста.
Альбомы
Херлуф Бидструп. Рисунки и карикатуры. – Москва : Правда, 1958 г.
Сатира и юмор Херлуфа Бидструпа. — Москва : Искусство, 1962 г. — тир. 50 000 экз., — перевод с датского М. Косова.
Сатира и юмор Херлуфа Бидструпа. — Москва : Искусство, 1964 г. — тир. 150 000 экз., — перевод с датского М. Косова.
Диафильм Херлуф Бидструп. Автор А. Каменский, оформил Е. Лехт. — Студия «Диафильм», Госкино СССР, 1964 г., 57 слайдов.
Херлуф Бидструп. Рисунки в четырёх томах. — Москва : Искусство, 1968—1970 г. — тир. 100 000 экз., — перевод с датского М. Косова.
Херлуф Бидструп. Избранное. — Москва : Искусство, 1976 г. — тир. 50 000 экз., — перевод с датского М. Косова.
Бидструп Херлуф Мир глазами художника. – Москва : Детская литература, 1988. — 127 с. 100000 экз.
Херлуф Бидструп. Жизнь и творчество. — Москва : Искусство, 1988 г., — 360 с. — тир. 30 000 экз.,
Бидструп Х. Путевые заметки, зарисовки, шаржи. — Москва : ИДМ, 2006. — 224 с. — тир. 5000 экз., ISBN 5-91045-009-3
Бидструп. 200 лучших работ. — Москва : ИДМ, 2007. — 204 с. — тир. 3 000 экз., ISBN 978-5-91045-038-1
Бидструп, Херлуф. Рисунки. – Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2010. — 304 с.: ил. — тир. 1 500 экз., ISBN 978-5-91045-466-2
Электронный ресурс:
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.bidstrup.ru/
http://the-biografii.ru/hudozhniki/155-biografiya-herlufa-bidstrupa.html
Просмотров: 5766
гениальный карикатурист Херлуф Бидструп – Москва 24, 19.09.2016
19 сентября 2016, 18:06
Культура
Фото: ТАСС/Василий Егоров и Александр Коньков
Обычно мы посвящаем рубрику «10 неизвестных», которая выходит на сайте m24.ru каждый понедельник, забытым и малоизвестным произведениям искусства, хранящимся в собраниях московских музеев, или неочевидным шедеврам, представленным в экспозициях временных выставок. Но в отдельных случаях мы собираем для вас гиды по виртуальному музею одного художника или направления в искусстве, чтобы рассказать о самых ярких или необычных шедеврах мировой культуры, находящихся в разных концах света.
10 сентября исполнилось 104 года со дня рождения Херлуфа Бидструпа – гениального карикатуриста, тонкого сатирика и просто хорошего художника. О том, как в 10 линиях изобразить всю соль жизни – в новом материале рубрики «10 неизвестных».
Фотогалерея
1 из 7
Херлуф Бидструп «Весенние настроения»
Херлуф Бидструп «Весенние настроения»
В каждой советской семье считалось хорошим тоном иметь хотя бы один альбом с рисунками Херлуфа Бидструпа. Этот датский художник, коммунист по убеждениям, считался в СССР «прогрессивным»: его часто приглашали и печатали невероятными для того времени тиражами. При этом успех он имел отнюдь не за политические идеи.
Самым известным его комиксом стала «Скамейка», которая была превращена в анимацию на студии «Союзмультфильм». Менее чем в десяти картинках художник рассказал историю одной лавочки в парке, где по утрам просыпаются бродяги, днем сидят мамы с колясками и сплетницы-старушки, а по вечерам встречаются влюбленные.
О своей популярности в СССР художник говорил так: «То, что мои рисунки, которые я делал и не помышляя о выставках, часто наспех, как журналистский вклад в повседневную борьбу, выйдут в виде книги в Советском Союзе, более того, что они были выставлены в музее имени А.С. Пушкина в Москве и в Эрмитаже в Ленинграде, я воспринимаю, как такое великое и незаслуженное признание, что кажусь себе главным героем пьесы родоначальника датской драматургии Лудвига Хольберга «Йеппе с горы».
Херлуф Бидструп «Приметы весны»
Херлуф Бидструп «Приметы весны»
Херлуф Билструп родился в 1912 году и получил образование в живописи в копенгагенской Академии Художеств. Он вспоминал: «Я рисую с тех пор, как помню себя. Если только в мои руки попадал карандаш или кусок мела, я тут же начинал рисовать, а порой рисовал, даже не имея ничего. Помню, что еще маленьким мальчиком я, бывало, по вечерам, когда меня укладывали спать, долго водил указательным пальцем в воздухе, рисуя различные фигуры».
Херлуф Бидструп «Примостился»
Херлуф Бидструп «Примостился»
Бидструп сделал своей особенностью то, что вызывает умиление у взрослых: детскую непосредственность в восприятии ситуации. «Вскоре я с удовлетворением убедился в том, что смех – мой союзник,» – говорил художник. Он создал почти пять тысяч рисунков, в которых смог изобразить такие истории, которые происходят в жизни каждого. В них ему удавалось изобразить всю суть в шести-восьми кадрах.
Херлуф Бидструп «Недоступная»
Херлуф Бидструп «Недоступная»
Уже в школе Бидструп понял секрет успеха смешных картинок. «Рисуя портреты школьных товарищей и учителей, я понял разящую силу удачной карикатуры. Карикатура означает преувеличение, чаще всего она понимается как искажение. Я, однако, никогда не искажал действительность, но часто пользуюсь карикатурой как способом преувеличения», – писал Бидструп в своих воспоминаниях.
Херлуф Бидструп «Будущее модернизма»
Херлуф Бидструп «Будущее модернизма»
Херлуф Бидструп очень тонко чувствовал общество. Он не боялся делать карикатуры на политику и социальные проблемы и даже в вопросах искусства был крайне ироничен. Сатира художника заключалась в том, что утонченные и высокие материи лишались своего пафоса и становились частью повседневности, в то время как повседневность открывалась с новой стороны, становилась романтической, трогательной или смешной.
Херлуф Бидструп «Дела семейные»
Херлуф Бидструп «Дела семейные»
«Карикатура на политического противника удается лучше всего тогда, когда она изображает не только данное лицо, но и раскрывает проводимую им политику. Главный удар наносишь ведь по политике, а не по политику», – писал Бидструп. Это выражение на самом деле можно применить ко всему жанру: Бидструп не высмеивал человека, он лишь проявлял пороки и привычки. По его словам, карикатура должны была походить на оригинал больше, чем даже фотография, потому что фотография схватывает только внешние качества, а карикатура передает внутренние.
Херлуф Бидструп «Садовые радости»
Херлуф Бидструп «Садовые радости»
Работая долгое время в газете, он мог одновременно выражать и политическую позицию и заниматься творчеством, но приходилось быть осторожным: еще во время второй мировой войны отношение к нацистской Германии и Советскому Союзу требовало художника быть изворотливым, что, по словам Бидструпа, сказывалось на качестве рисунков. «Неудивительно, что после сотен да, пожалуй, тысяч подобных сатирических рисунков я потерял уважение буржуазных кругов», – вспоминал художник.
Херлуф Бидструп «На поводке»
Херлуф Бидструп «На поводке»
Работая в газете «Ланд ог фольк», Бидструп принял участие в выставке «Художники мира», которая открылась в Копенгагене в 1953 году. В ней приняли участие художники из Австралии, Бельгии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Голландии, Дании, Италии, Китая, Мексики, Советского Союза, США, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Японии. Именно эта выставка сделала Бидструпа известным во всем мире.
Херлуф Бидструп «Спать пора»
Херлуф Бидструп «Спать пора»
В сериях изображений про детей, животных, домашние хлопоты и прочие бытовые проблемы Бидструп мог спрятать куда более серьезное философское содержание.
Херлуф Бидструп «Террорист»
Херлуф Бидструп «Террорист»
История Херлуфа Бидструпа – это, по сути, история газетного художника, которая доказывает тот факт, что талант не остановится перед формальными преградами стереотипов буржуазного общества маленькой европейской страны. Талант Бидструпа оказался намного масштабнее и шире самой Дании. Он оказался понятен каждому человеку, потому что, как говорил художник, «походил на оригинал больше, чем фотография».
выставки художники карикатуры 10 неизвестных
14/12 – Жаклин
Что-то непредставимое или должно быть?
читать : А. Хуссейн, «Роль СМИ в столкновении заблуждений: случай с датскими карикатурами на Мухаммеда», Harvard International Journal of Press/Politics, 12, no. 4 (осень 2007 г.): 112–130.
Задание : 1) КОРОТКО – по словам Хусейна, почему мы не должны ценить свободу слова в сравнении с датскими карикатурами (лицом к лицу)?
2) Предоставьте изображение (или ссылку), которое, по вашему мнению, каким-либо образом подверглось цензуре; кто пытался ограничить его воздействие и почему? http://www.irreligion.org/wp-content/uploads/2008/02/95654111_3cd98d2eb6_o.jpg (мультфильм)
-ansigt.png (cartoon)
1) Датские карикатуры представляют собой очень четко обобщенные изображения Мухаммеда (если они полностью ложные или нет), предназначенные для неисламской аудитории. Независимо от того, являются ли такие представления «действительными» в исламском сообществе или нет, они были обозначены как светские произведения. Ожидалось, что возникнут культурные конфликты, учитывая вводящее в заблуждение и затемненное содержание их «святого пророка». Карикатуры включают «вводящее в заблуждение использование словарного запаса иностранного языка в английском предложении» (116), что способствует их двусмысленности и неверным представлениям публики. Потребление сообщений СМИ нельзя сравнивать со свободой слова из-за их абсолютно предвзятого характера. «Западные средства массовой информации рассматривали карикатуры как еще один пример религиозного характера, равный их сатире на их собственных религиозных деятелей» (118). Карикатуристы намеренно дезинформируют. Такие карикатуры, которые разожгли эту культурную вражду, – просто новые примеры в «долгой истории Европы с искаженными изображениями» (121). В конце концов, никакие произвольные ограничения свободы слова не могут быть наложены на публикуемые/транслируемые СМИ, тем более на карикатуры.
2) Художник Рэйчел Либескинд использует тему цензуры во многих своих работах. В интервью ее спросили: «Вы рисуете глаза, гениталии и т. д. Есть ли смысл, который вы пытаетесь донести?» Она ответила: «Меньше сообщения и больше исследования анонимности. Если вы избавитесь от глаз, рта или гениталий напечатанного изображения человеческого существа, что могут значить их тела? Меня интересует восприятие тел, лиц и то, как вырезание важных визуальных моментов может придать новый смысл личности». На ее работы (в том числе абстрактные обнаженные фигуры) несколько раз жаловались как на нарушение принципов сообщества Instagram. Когда-то ее учетная запись была заблокирована из-за того, что она показывала обнаженные работы Пикассо «Голубой период», назвав их «отвратительными, пустыми изображениями женщин». Ниже приведен пример одного из ее «цензурированных» постов. Прискорбно, что талантливые художники не могут распространять свои творения через Интернет, который сегодня является высшей формой массовой коммуникации и маркетинга.
Интервью с Рэйчел Либескинд: http://blog.mtvredefine.com/rachel-libeskind-studio-visit/
Умер датский карикатурист, вызвавший возмущение карикатурами на Мухаммеда
Выдано:
Датский карикатурист Курт Вестергаард (2-й слева) в сопровождении охранников прибывает в Бали в Амстердаме, чтобы выступить с речью на Фестивале свободного слова 2 мая 2015 года.
Автор текста: НОВОСТНЫЕ ПРОВОДА
Датский художник Курт Вестергаард, прославившийся созданием карикатуры на пророка Мухаммеда, которая вызвала возмущение в мусульманском мире, скончался в возрасте 86 лет, сообщила датским СМИ в воскресенье его семья.
Реклама
Вестергаард скончался во сне после долгого периода плохого состояния здоровья, сообщили его родственники газете Berlingske.
Иллюстратор стоял за 12 рисунками, опубликованными консервативной ежедневной газетой Jyllands-Posten под заголовком «Лицо Мухаммеда», один из которых вызвал особый гнев.
Сначала карикатуры остались почти незамеченными, но уже через две недели в Копенгагене прошла демонстрация против них, а затем протест выразили послы мусульманских стран в Дании.
Затем в феврале 2006 года гнев перерос в антидатское насилие в мусульманском мире. карикатуры в 2012 году.
Вестергаард работал в Jyllands-Posten иллюстратором с середины 1980-х годов, и, по словам Берлингске, рассматриваемый рисунок на самом деле был напечатан однажды раньше, но не вызвал особых споров.
В последние годы своей жизни Вестергаард, как и ряд других, связанных с мультфильмами, должен был жить под охраной полиции по секретному адресу.
В начале 2010 года датская полиция поймала 28-летнего сомалийца, вооруженного ножом, в доме Вестергаарда, где тот собирался его убить.
(AFP)
- Пророк Мухаммед
- мусульмане
- ислам
- Чарли Эбдо
- искусство
- сатира
- Дания
- СМИ
Связанный контент
Ожидается вердикт французского судебного процесса по делу о нападении на Charlie Hebdo в 2015 году
Французский журнал Charlie Hebdo перепечатывает карикатуры на Мохаммеда в начале судебного процесса по делу о терроризме
Оглядываясь назад на давнюю французскую традицию карикатуры
На ту же темуВОЙНА В УКРАИНЕ
20. 11.2022
Прямой эфир: Украина и Россия обмениваются обвинениями в обстреле АЭС
19.11.2022
Норвегия приняла 20 мигрантов с корабля Ocean Viking после спора между Францией и Италией
Как это было
19.11.2022
Премьер-министр Великобритании Сунак посетил Киев, чтобы подтвердить «продолжающуюся поддержку Великобритании» Украине
18.11.2022
Франция и Германия продвигают европейскую сделку по истребителям
18. 11.2022
Франция отказывается принять десятки просителей убежища, спасенных в Средиземном море
Как это было
18.11.2022
Российские удары вывели из строя почти половину энергосистемы Украины, заявляет Украина
11.17.2022
Звезда американского баскетбола Гринер начала отбывать наказание в российской колонии строгого режима
17.11.2022
Правительства должны уделять приоритетное внимание изменению климата, несмотря на экономические проблемы, показал опрос
17.