Зачем православные крестятся при виде каждого храма
Сейчас многие считают, что традиция креститься при виде православного храма не является чем-то обязательным для православного человека и на этот счет не существует никаких особых правил и канонов. Однако испокон веков православный русский человек крестным знамением при виде храма исповедовал перед всеми Христа, заявляя о своей вере и поступая по словам Священного Писания, в котором сказано: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего…» (Мк. 8:38).
Еще одна причина, по которой христианину следует налагать на себя крест при виде храма – это знак уважения, любви и бесконечного почитания Святых Даров, ведь в алтаре каждого храма находятся в чаше – Тело и Кровь Господа, и сам Он невидимо пребывает на престоле.
Лучше – воздержаться?
Даже православные священники трактуют этот обычай по разному. Например, священник из Санкт-Петербурга Константин Пархоменко считает, что крестное знамение на себя налагать надобно не каждый раз, а сообразуясь с обстоятельствами. Он рассказывает. что однажды стал свидетелем того. как женщина перекрестилась при виде храма, что позволило сидевшей на лавочке молодежи долгое время зубоскалить по поводу веры, Христа и попов. Иногда более полезно, проезжая мимо храма, мысленно помолиться. Священник указывает, что намеренное отсутствие крестного знамения в том случае, если над верой могут посмеяться, – благо, и в этом нет слабости.
При этом бывают случаи, когда человек истово креститься при виде каждых куполов, но мира в душе нет, а значит, и пользы от крестных знамений не будет никакой. Для иллюстрации этой мысли о. Константин приводит случай, когда он ехал в такси в одежде мирянина, и за короткий отрезок дороги машина проехала мимо шести храмов. Каждый раз таксист истово крестился, но заметив удивление пассажира, злобно засверкал глазами и спросил с угрозой: «Что? Не нравится!?» Было очевидно, что мира в душе у водителя нет.
Лучше – не воздерживаться!
Известный православный батюшка протоиерей Игорь Фомин, наоборот, считает, что отсутствие крестного знамения при виде храма свидетельствует о том, что христианин по каким-то причинам стыдится проповедовать Христа. Каждый православный должен подумать на эту тему сам и сам же решить для себя, как именно ему поступать.
Отец Игорь считает, что смелость в этом вопросе свидетельствует о близости верующего к Церкви и о его искренней вере.
Другие священники указывают, что накладывать на себя крест следует по ситуации: иногда это просто невозможно в толпе или в тесноте трамвая или автобуса. В таком случае лучше сделать это « про себя», мысленно.
Но если вы подходите к храму пешком или едете на машине, следует с достоинством перекреститься, обозначив этим себя как верующего человека и дав понять окружающим, что вы открыто и с чистым сердцем проповедуете Христа.
Читайте также:
правила, рекомендации, советы – Елицы Медиа
Суть крещения ребенка
Крещение является одним из семи таинств Православной Церкви, в котором новообращаемого трижды погружают в купель с освящённой водой с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. Суть крещения ребенка состоит в том, что маленький человек «умирает» для греховной жизни и возрождается для жизни с Богом через таинственный обряд.
В Библии сказано:
Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие
Ин. 3:5
и
Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет
Мк. 16:16
Установлен этот обряд самим Господом Иисусом Христом, когда Он был крещен Иоанном Предтечей (известным как Креститель) в водах реки Иордан.
Крещение необходимо человеку для спасения его души. Это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Небесного Царства. Через крещение таинственным, непостижимым для нас образом на человека действует незримая сила Божия – благодать. Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей:
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа
Мф. 28, 19
Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и может приступать к другим церковным таинствам. Если родители желают своему малышу достойной, нравственной жизни – с Богом, Создателем мира и Источником всего доброго и светлого – начать этот путь стоит именно с крещения.
Некоторые считают, что креститься ребенок должен по собственному выбору в сознательном возрасте. Но это не так. Если родители желают воспитать из ребенка нравственную, сильную духом личность на христианских ценностях, то и крещение необходимо в самом раннем возрасте, так как оно смывает печать первородного греха и позволяет малышу участвовать в таинствах, без которых духовного развития просто не будет.
Еще один народный миф – необходимость крещения заключается в даровании ему здоровья через таинство. Подобный подход вообще касается всех церковных таинств, когда люди убеждены, что соборование или причастие – не важно – имеет своей целью решение насущных, земных вопросов человека, вроде исцеления от болезней или получения материальных благ. Крещение – это вход ребенка в Церковь, общность людей православной веры. Его здоровье будет зависеть не в последнюю очередь от образа жизни родителей и их молитв о нем, а также от соблюдения самых простых принципов правильного ухода за малышом.
Крещение — Православный журнал «Фома»
У Таинства Крещения очень странное, на первый взгляд, определение: «Крещение – это Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую». Что происходит с человеком при выходе из крещальной купели и чем он отличается от своих некрещеных братьев? Что принципиально меняет в человеке Крещение?Когда меня спрашивают, что такое Таинство Крещения, я отвечаю кратко: «Это Таинство духовного рождения». Все мы когда-то родились от земных родителей. Но Христос говорит: надлежит вам родиться свыше. Свыше – значит от Неба, от Бога.
Перед нами, если мы крестимся во взрослом возрасте, и перед малышом, которого держим на руках и собираемся крестить, стоит наполненная водой купель. Это «утроба» Церкви, рождающая человека в новую, небесную жизнь. Как это объяснить? Каждый раз обращаюсь к людям, пришедшим креститься, и робею, оттого что боюсь не найти слов, выражающих тайну Крещения. Потому что это – Таинство. А само это слово – таинство указывает на тайну. Это то, что нам доступно понять лишь в самой малой мере.
Совершается Таинство, внешне очень земное, с несовременными обрядами, над которыми можно улыбнуться: мажут из пузырька маслом, дуют на воду, окунают… Но в момент Крещения происходит нечто таинственное, невыразимое. Человек вступает в общение с Богом, приобщается к Нему. Момент Крещения – момент духовного рождения.
Крещение – не формальное членство в каком-то обществе или партии, Крещение – вхождение в новый опыт жизни – жизни с Богом. Многих людей тот факт, что они христиане, ни к чему не обязывает. Крестят детей, чтобы ребенок меньше болел, жизнь удачнее сложилась… Но крещение не спасает человека от неприятностей земной жизни, не гарантирует здоровья, денежного и семейного благополучия, не увеличивает продолжительность жизни и, наконец, оно не спасает от физической смерти. Здоровье, бизнес – категории жизни сей, временной, земной. А Господь прежде всего печется не о том, чтобы у Его чада было все в изобилии, а о том, чтобы его душа не забывала о небесной Родине, чтобы Его сын или дочь были открыты вечному.
Креститься может любой человек. И парадокс церковных Таинств (в том числе и Крещения) состоит в том, что с каким бы намерением человек ни приступал к ним, если только он принимает Таинства не насильно, они все равно совершаются, они действительны и объективны.
Но для самого человека важно, с каким расположением души он подходит к Таинству. Будет это для него красивым, но ничего в его жизни не меняющим обрядом или событием духовного возрождения, Пасхой души.
Первые христиане очень хорошо это понимали, и подготовка к Таинству Крещения у них занимала порой несколько лет! Человек был некрещеным, но ему не запрещалось молиться, посещать некоторые богослужения, изучать основы веры. Этим он показывал, что его намерения действительно серьезны, что для него Крещение – самое главное событие в жизни.
Ко мне как к священнику приходит много людей с желанием креститься. Спрашиваю, что привело к этому решению, и слышу самые разные ответы. И бываю счастлив, когда говорят, что желают начать новую жизнь, светлую, чистую, Божию.
Бывает, что приходят креститься по совершенно иным причинам: «Хочу крестить своего ребенка, чтобы он был здоровым», или «ну мы же русские, поэтому обязательно должны креститься». В таком случае я объясняю, что Крещение – нечто иное, не гарантия от Бога защиты и покровительства, не элемент русской национальной культуры. Но есть и те, кто подходит к крещальной купели с еще неоформившейся верой, но с чувством, что после Таинства что-то должно произойти: «Я не могу объяснить себе смысл Крещения, но я верю и знаю, что это мне нужно, что после этого мои отношения с Богом изменятся». Задача священника – объяснить, что такое жизнь христианина, что Бог потребует от новокрещенного. И если человек готов сделать шаг в веру – я крещу его.
И еще о подготовке к Крещению. И маленькому ребенку, и взрослому человеку, готовящимся войти в Церковь, нужны воспреемники (иначе – крестные). В древности воспреемники, выбранные из людей, известных своим благочестием и добродетельной жизнью, были поручителями за человека, желающего креститься. Воспреемники приводили такого человека к епископу на беседу, наставляли в основах христианской жизни. В момент совершения Таинства помогали своему крестнику выйти из купели – воспринимали от купели, поэтому и назывались воспреемниками.
Стать крестным почетно и радостно, с другой стороны – очень ответственно. В первую очередь, это означает, что каждый день до самой своей смерти крестный будет молиться за своего крестного сына или дочь, как за родного ребенка. Стать спутником на пути к Богу, научить молитве и азам духовной жизни, будить телефонным звонком в воскресное утро – вставай, сегодня идем в храм! – вот обязанности настоящего крестного. Чему же может научить крестный, далекий от религиозной жизни, равнодушный к вопросам веры?. Пусть уж он просто остается вашим другом или подругой, но не берет на себя такую великую духовную ответственность, не становится воспреемником. Стоит задуматься, что крестный будет держать ответ перед Богом за каждого своего крестника. Грехи крестника, совершенные из-за того, что крестный не научил, не наставил, не предостерег – ложатся и на крестного. Но и духовные успехи человека, живущего в вере, распространяются на его крестного.
В случае, если нет людей, которые могут стать хорошими духовными сооветчиками, людей, имеющих опыт христианской жизни, крещение взрослого человека можно совершить и без крестных.
Таинство начинается с… прогнания диавола. Хотим мы этого или нет, но на любого человека, особенно некрещеного, оказывает воздействие враг рода человеческого – диавол. Мрак и отчаяние в душе, порочные желания, которым нет сил сопротивляться, вот плоды этого воздействия.
Крещение соединяет человека с Богом, открывает перспективы избавления от грехов, освящения… Но прежде нужно порвать с сатаной, избавиться от его власти. Обращение к дияволу в начале чина Крещения носит название «запрещения». Священник не просит диявола, а повелевает ему именем Божьим, запрещает касаться крещаемого.
«Диавол! Изгоняет тебя пришедший в мир и поселившийся среди людей Господь. Господь сокрушит твое мучительное иго и освободит род человеческий!.. Заклинаю тебя, диявол, Тем, Кто ходил по морю, словно по суше, Кто повелевает бурям, взор Которого проницает бездны и от слов Которого тают горы; Он заклинает тебя, диавол, моими устами. Устрашись, выйди, удались от сего создания безвозвратно и никогда не возвращайся. Выйди и не таись, не встречайся, не искушай сего человека ни ночью, ни днем… Убирайся в преисподнюю до самого Судного Дня… заклинаю тебя, сатана: выйди и удались от сего создания со всем своим войском и всеми своими ангелами…» (молитвы даны в русском переводе, но Таинство совершается на церковнославянском языке).
Слушая молитвы, крещаемые стоят лицом к востоку. Восток в древности считался стороной света, Бога. С востока восходит солнце. Согласно библейскому рассказу, именно на востоке был насажден райский сад – Эдем… Все православные храмы ориентированы алтарем на восток. Запад же считался стороной темных сил. Отрекаясь от сатаны, крещаемый поворачивается лицом на запад, он словно смотрит на сатану. Смотрит и на вопрос священника: «Отрекаешься ли от сатаны, от всех дел его, всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его?» решительно отвечает: «Отрекаюсь!»
От чего отрекается пришедший к Богу человек? Всего четыре понятия: дела, ангелы, служение и гордость сатаны.
Дела: мы отрекаемся от всех богомерзких дел диявола и обещаем, что будем творить лишь дела Божии. Воровство, обман, подлость, лицемерие, жестокость, блуд, жадность… Все это дела бесовские.
Ангелы: Здесь речь идет об отречении от ангелов тьмы, от демонов, которых в древности (и, увы, сегодня тоже) люди любили призывать себе на помощь. Обращение к экстрасенсам, колдунам и знахарям – это поиск помощи на стороне, вне Бога, вне Церкви. Но для христианина обращение к потусторонним силам в обход Бога представляется немыслимым.
В реке Иордан, на месте, где Иоанн Креститель крестил самого Иисуса Христа, всегда много желающих совершить Таинство. Фото ИТАР-ТАСС
Отныне человека поведет по жизни Христос, и только Он. Наша жизнь в Его и только Его руке.
Служение: В этом отречении продолжается тема разрыва с оккультизмом и магией во всех ее проявлениях. Первоначальное значение слова служение (греч. latria) – почитание иных богов, принесение жертв идолам. Для современного человека этими идолами чаще становится не магия, а что-то иное: власть, деньги, удовольствия, или еще что-либо занимающее божье место в его сердце.
Гордость: Первоначально слово роmpi, переведенное у нас как гордость, означало триумфальное, торжественное шествие в честь языческих праздников или богов. В более позднее время слово роmpi стало означать роскошь, языческое пышное празднование. Христиане именно от этого и отрекались: от языческих торжеств, вакханалии бесовских ритуалов и мистерий, чествований бесов. Древний мир кичился богатыми зрелищами, индустрией развлечений и утонченных забав. Для древних христиан все это было не более чем земная суета, ведущая к гибели души.
Отречения эти заканчиваются характерным и выразительным жестом: отрекающийся дует и плюет на сатану.
После отречения от диявола человек снова поворачивается на восток, в сторону Бога. Теперь ему нужно сказать то, ради чего он пришел креститься. Священник задает вопрос «Сочетаешься ли ты Христу?» Каков смысл этого вопроса? Сочетание – это тесное соединение. Таинство Крещения сообщает человеку уникальный опыт – богосыновства. Отныне Бог уже не далекий и непознаваемый космический Владыка, а Отец. На вопрос священника человек отвечает: «Сочетаюсь». Священник задает еще один важный вопрос «Веришь ли Ему?» В ответ звучит: «Верую Ему как Царю и Богу». Почему этот вопрос важный? Христианство – это не набор нравственных заповедей, не красивые храмы и великая культура. Христианство – это Иисус Христос, и отношение к христианству зависит от ответа на вопрос: Кто Он Такой? Христиане верят, что Христос – это Бог, ставший человеком. Если не верить в это, от христианства остается одна красивая обертка, лишенная всякого смысла.
После исповедания Иисуса Христа Богом крещаемый (или его крестный) читают Символ веры – молитву, в которой лаконично изложены основы христианской православной веры.
Естественно, что и отрекаться от сатаны, и сочетаться со Христом, и исповедовать свою веру человек должен серьезно и сознательно. Но как же быть в случае крещения младенца, который не только не понимает, что с ним происходит, но даже и говорить не умеет? В этом случае на все вопросы священника отвечают крестные и родители.
После исповедания веры начинается непосредственно само Крещение. Сначала священник совершает чин освящения воды в купели. Затем трижды погружает крещаемого в купель со словами:
Крещается раб Божий (раба Божия):
(имя)
во имя Отца, аминь.
и Сына, аминь.
и Святаго Духа, аминь.
Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? – спрашивает апостол Павел. Святые отцы древности крещальную купель сравнивали с… гробом. Погружаясь в воды Крещения, мы умираем для прежней жизни. Тройное погружение означает тридневное пребывание Христа во гробе.
Но мы знаем, что произошло потом: через три дня пребывания Христа в лоне смерти – Он воскрес!
Так и мы восстаем из крещальной купели возрожденными для новой жизни. Поистине Крещение не только, как мы его назвали выше, Таинство духовного рождения, оно и Таинство воскресения нашей души! Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения… (Рим. 6:4-5). Именно поэтому в древности крещение совершалось на Пасху, причем в Иерусалиме Таинство совершалось в храме Воскресения Христова.
После выхода из купели на христианина надевается нательный крест. Новокрещенного символически постригают, мужчин и мальчиков вводят в главную часть храма – алтарь, женщины и девочки поклоняются Господу перед Царскими вратами.
Крещение совершилось. Произошло духовное рождение нового человека. Однако сразу после троекратного погружения в купель, после того, как на христианина надели нательный крест, в Православной Церкви совершается еще одно Таинство. Оно называется Миропомазание. Внешне оно совершается очень быстро и просто – лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки, ноги новокрещенного мажут каким-то «маслицем» со словами: «Печать дара Духа Святого». Поэтому многие люди даже и не знают, что совершилось еще одно величайшее Таинство Церкви. Что происходит во время Миропомазания? Об этом – в следующий раз.
Можно ли креститься повторно?
Священник Николай ЕМЕЛЬЯНОВ:
Вопрос о неповторимости Крещения решен однозначно: оно неповторимо. Тем не менее в жизни современной Русской Церкви постоянно возникают ситуации, связанные с эпохой, в которой мы живем. Например, к батюшке приходит женщина лет сорока и говорит: «Я не помню, крестили меня или нет. Бабушка говорила, что вроде бы крестила, когда я была маленькой, она умерла, а мама ничего об этом не знает. Как мне быть?» С одной стороны, церковные Таинства объективны, и Крещение остается Крещением, даже если это женщина ничего не помнит. С другой стороны – а вдруг бабушка что-то напутала, вдруг женщина не крещена? Каждая такая ситуация требует очень осторожного, неформального подхода и отдельной беседы со священником…
Иногда приходится слышать такой вопрос: «Батюшка, если ребенка крестил не очень достойный священник или крестил «обливанием». Что делать, неужели второй раз креститься? Совершилось ли Крещение?» И родителям, и крестным младенца прежде нужно смотреть на себя, на свое достоинство. Но ответ на этот вопрос однозначный: да, Таинство совершилось. К сожалению святых людей мало. Среди духовенства много людей честных и порядочных, но не святых, иногда встречаются и не очень
достойные. При этом действительность и действенность Таинств Церкви не зависит от нравственного состояния священников, которые их совершают.
Вместе с тем – не все так просто. В самом глубинном смысле любое Таинство – это действие, совершаемое всей Церковью, поэтому отвечает за его совершение не только священник, а вся Церковь, то есть все христиане. И здесь мы оказываемся в двойственной ситуации. С одной стороны, Крещение, совершенное недостойным священником, действенно, реально, и мы верим, что когда ребенок вырастет, он не потерпит ущерба в своей духовной жизни.
С другой стороны, все, соприкоснувшиеся с этой ситуацией, вовлеченные в нее, будут перед Богом за это отвечать. Родители должны уметь выбирать для своего ребенка лучшее. Ведь именно от нас зависит, чтобы Таинство было совершено хорошим священником и должным образом. А если такого стремления нет, если это результат какой-то небрежности со стороны и священника, и родителей, и крестных родителей, то ущерб для духовной жизни ребенка будет. Не потому, что Таинство ущербное, а потому, что совершаемое рядом с ребенком пренебрежение Таинством, то есть кощунство, рано или поздно может оказать на него воздействие.
Справка «Фомы»
Существуют разные практики совершения Таинства Крещения. По церковным правилам человек должен полностью, с головой, трижды погружаться в купель. В случае, если это невозможно, священник может поставить крещаемого в купель и три раза облить. В особых случаях (болезнь или экстремальная ситуация, угрожающая жизни человека) могут просто трижды окропить. Во всех трех случаях Крещение действительно.
В некоторых православных храмах бабушки у прилавка, где продают свечи, говорят, что родной матери нельзя присутствовать на Крещении. Это дикое суеверие. Крещение – величайший момент в жизни ребенка, который можно сравнить только с рождением. Что бы вы сказали, если бы мать прогоняли с родов собственного ребенка? Никогда, ни в одном церковном правиле или документе Церковь не говорила, что родной матери нельзя присутствовать на Крещении. Однако есть правило, что в течение сорока дней после родов, пока не будет прочитана особая благодарственная молитва, женщина не входит в храм. Поэтому когда крестят ребенка до сорока дней, то мать не присутствует на Крестинах, но если Крещение совершается позже, то она обязана быть с ребенком.
На заставке фрагмент фото 白士 李/www.flickr.com
Фото:
(1) ИТАР-ТАСС/Николай Семаков
(2) ИТАР-ТАСС/А. Семехин
Как креститься взрослому. Обряд крещения в православии
Крещение взрослого – как проходит и что требуется для проведения таинства
Взрослые идут на таинство Крещения обдуманно. По канонам Христианства креститься может человек любого возраста. В этой статье вы сможете узнать подробно о таинстве крещения взрослого в христианской церкви.
Подготовка к крестинам
Принятие православия во взрослом возрасте обусловлено желанием верующего вести праведную жизнь. Христианский этикет предусматривает знание канонов, знакомство с Ветхим и Новым Заветом, понимание смысла главных заповедей Бога, изучение основных православных молитв — «Отче Наш» и «Символ Веры». Чтобы помочь желающему принять христианство при церквях проходят огласительные беседы. Там священнослужителям можно задать интересующие вопросы и послушать об основах веры. В церкви необходимо соблюдать этикет. Это не только правила поведения, но и внешний вид посещающего храм.
Человек, пришедший в храм для принятия православия, в идеале должен пройти следующие этапы жизни:
- изучение Библии,
- окончание воскресной школы или посещение огласительных бесед,
- духовный образ жизни,
- добрые дела, идущие от души,
- поиск духовного наставника и беседа с ним,
- посещение церкви.
Как и другим православным обрядам, крестинам должен предшествовать минимальный трехдневный пост и исповедь.
Обычаи, связанные с крещением взрослого человека
Православие можно принять на любом этапе жизни от рождения и до смерти. Из Библии известно, что сын Господа Иисус Христос принял веру в возрасте 30 лет, когда мировоззрение человека уже сформировано. Подразумевается, что после принятия веры душа рождается заново. Происходит избавление от грехов, в том числе и от первородного наших прародителей. Сам желающий принять веру должен очистить душу путем исповеди и покаяния.
Проведение таинства со взрослым не отличается от принятия веры малышом. Разница состоит в подготовительном этапе. Взрослый идет на принятие православия сознательно, не пытаясь получить выгоду. Такое таинство может быть совершено только единожды за всю жизнь.
Во всех церквях крестины проводят в те дни, когда ведутся богослужения. Но популярной датой для крещения является великий православный праздник, отмечаемый 19 января. Ведь в этот день Иисус Христос принял христианство после омовения в водах Иордана. Храмы проводят крещение в этот великий праздник, но нужно помнить, что желающих может быть много. Часто совместно с проведением крестин люди хотят совершить купание в открытых водах (на реке в проруби). Но нужно адекватно оценивать состояние своего здоровья. Организм к ледяной воде должен быть подготовлен и закален.
Что сделать перед обрядом
Подготовка к таинству включает выбор духовного наставника и храма, в котором он служит. После утверждения места необходимо узнать в церкви дни, когда проводится таинство для взрослых. Купели для полного погружения принимающего веру есть в единичных храмах. Чаще таинство ограничивается наличием емкости небольшого размера со святой водой. Заниматься поиском церкви с купелью бессмысленно, ведь суть таинства не меняется.
Священнослужитель подскажет, какая требуется подготовка взрослому для совершения таинства, какие правила поведения необходимо будет соблюдать во время крестин. Нужно заранее позаботиться обо всех бытовых мелочах, купить необходимое для проведения. Чистота тела в этот день не менее важна, чем чистота души.
Что приобрести взрослому для крещения
В церкви, где будет проходить обряд, расскажут, что нужно принести для его проведения. Необходимо показать свидетельство о посещении огласительных бесед со священнослужителями и паспорт.
Чтобы таинство прошло комфортно, нужно заранее позаботиться о подходящей одежде и церковной атрибутике. Это должны быть:
- крестильная одежда (рубаха или сорочка),
- полотенце,
- свечи для всех присутствующих на таинстве,
- крест с цепочкой или веревочкой.
Если проведение крещения будет проходить в церкви с купелью, то нужно при себе иметь большое полотенце или простыню и сменную обувь.
Крест как символ веры
Нательный крест является символом христианина. Все, кто проходил таинство крещения обязаны носить его постоянно. Здесь вспоминаются слова апостола «Я сораспялся Христу». Все, кто носят кресты, верят, что он служит оберегом — помогает защитить от зла, вести богоугодную жизнь и творить добрые дела. Часто можно услышать, что кресты из дорогих драгоценных металлов не используют во время таинства. Но священнослужители опровергают это ошибочное мнение. Неважно, каким будет символ религии. Главное — это для чего он был одет человеком.
Материал, из которого изготавливают крест, может быть любым. Предпочтительнее покупать золотые, серебряные или деревянные атрибуты. Считается, что крестильный крест обладает силой, поэтому желательно носить его всю жизнь. Золотые изделия прочны и менее подвержены внешним воздействиям, служат они дольше остальных материалов.
Главным требованием к кресту является его освящение. Это сделать можно заблаговременно или на самом таинстве.
Одежда для таинства
Одежду для крестин взрослому нужно приобрести заранее. Сделать это можно в свечной лавке. Там же имеются в продаже полотенца и платки для покрытия головы женщинами. Религиозный этикет предусматривает использование рубашки при проведении обряда. Она должна быть длинной, прикрывать колени.
Представительницы женского пола могут использовать ночные сорочки. Главным требованием к этой одежде является то, что она не должна быть ранее ношеной. Такой наряд может быть белым, как символ чистоты или любых светлых оттенков. После таинства все предметы одежды, полотенца, участвовавшие в таинстве, должны храниться в качестве памяти. Их не стирают и не используют в быту после крещения. Считается, что они обладают определенной силой и могут быть использованы при болезни хозяина.
Молитвы, которые нужно знать для обряда
Таинство крещения включает в себя чтение молитв. Их нужно будет произносить вместе со священнослужителем. Желательно знать их наизусть. Основными молитвами православного христианина являются: «Отче Наш», «Символ веры», «Богородице Дево радуйся».
Выбор крестных
Принято считать, что в крестинах как взрослого, так и ребенка, участвуют крестные родители. В православии их называют восприемниками. На самом деле церковь допускает крещение без крестных. Детям восприемник нужен для наставления по жизни и участия в его духовном воспитании. На самом же обряде он держит ребенка, отвечает на вопросы священнослужителя и читает молитвы.
Канонами установлено, что у девочки должна быть крестная, у мальчика — крестный. По поводу необходимости крестных для взрослого однозначно сказать нельзя. Это должен решить только сам человек, принимающий веру. Для крещения взрослому восприемники не нужны. Но хороший наставник для дальнейшей духовной жизни новому христианину не помешает.
При выборе крестных нужно помнить, что это должны быть православные, воцерковленные люди, придерживающиеся соответствующего образа жизни. Крестные между собой и с крещаемым не должны находиться в супружеских отношениях.
Пост перед обрядом
Человек, готовясь к таинству, подвергается первому испытанию. Можно сказать, так проверяется серьезность намерений желающего принять веру. Необходимо отказаться от непостной пищи минимум на три дня. К скоромной (непостной) еде относятся:
- мясные,
- молочные,
- рыбные продукты,
- яйца.
В день проведения обряда с полуночи есть запрещено. Пост — это не только отказ от еды, но и очищение души. Во время поста необходимо отказаться от курения и принятия алкогольных напитков, просмотра телевизора и прослушивания музыки, вступления в интимную связь. Время от развлечений должно быть использовано для чтения молитв, Библии, Жития Святых, посещения храма.
Выбор духовника и беседа с ним
После принятия решения о крещении, нужно найти святого отца. Им должен стать священнослужитель, которому принимающий православие, будет доверять, не бояться разговаривать с ним, задавать все интересующие вопросы. Перед обрядом должна состояться беседа с батюшкой. Перед ней необходимо выучить христианские постулаты, чтобы священник видел желание человека приобщиться к церкви.
Взрослые обязаны перед крещением пройти процедуру катехизации — посещение бесед со священнослужителями. Там будущий христианин узнает об основах веры, своих обязанностях перед церковью и Богом. Заранее записываться на такие беседы не нужно. У батюшки можно узнать расписание проведения бесед и подойти к началу. Проходят они около 2.5 часов. После этого каждому прослушавшему выдается свидетельство.
Что происходит во время таинства — последовательность действий
Проведение обряда над взрослым или ребенком не имеет отличий. Последовательность действий священника остается одинаковой. В некоторых храмах таинство проводится в здании самой церкви, а в некоторых — для этого есть отдельное помещение. После совершения таинства крещаемый заходит в храм для воцерковления, приложения к иконам и мощам святых. О том, как будет проходить обряд, можно узнать в выбранной церкви у батюшки или в свечной лавке.
Порядок проведения таинства
Взрослому человеку может стать некомфортно при совершении обряда, если заранее не будет известно об этапах проведения. Лучше ознакомиться с ними заблаговременно. Сначала священник нарекает крещаемого православным церковным именем. Оно может совпадать или отличаться от мирского.
Затем следует рукоположение. Оно призвано получить благословение Господа для принявшего веру. С этого момента душа человека защищена высшими силами.
Затем идет этап чтения молитв. В это время человеку, проходящему обряд, задаются вопросы. Он должен четко и внятно на них отвечать. Далее происходит отречение от злых сил и приношение клятвы Господу.
Затем совместно со священнослужителем крещаемый произносит вслух молитву «Символ веры». Каждый христианин обязан знать ее наизусть. Там приводятся характеристики основ христианской веры.
Затем крещаемого трижды окропляют или погружают в святую воду. Этот момент представляет собой духовное очищение человека, перерождение.
После этого на шею проходящего обряд человека батюшка надевает святое распятие. Теперь его ношение является обязанностью христианина.
В том случае, если происходило полное погружение в купель, необходимо будет переодеться в сухую одежду. Далее идет чтение молитв и ритуал миропомазания. Он заключается в нанесении елея на лоб, рот, грудь, руки крещаемого. Затем он вместе со священником делает три круга вокруг купели. Завершающим этапом становится состригание маленького локона волос у крещенного, произношение молитвы «Господу помолимся» и целование распятия.
Отличие крещения взрослого от младенцев
Разница в обряде крещения над взрослым и ребенком в том, что за младенца на вопросы во время таинства отвечают восприемники, они же читают молитвы. Взрослый человек в состоянии это сделать сам. Для воцерковления младенцев женского пола священник подносит к Царским вратам, взрослая женщина это делает самостоятельно. Мальчиков священнослужители проносят через Царские врата, заносят к алтарю. Взрослые мужчины проходят через врата, где на службе положено проходить диаконам.
Женские особенности
Православный этикет подразумевает покрытие головы в храме представительницами женского пола. Платок и одежда снимаются перед погружением в воду. При храмах, где есть купель для крещения, может быть установлена ширма, чтобы священник мог видеть только верхнюю часть тела и голову женщины. Но это предусмотрено не во всех церквях.
Ограничением для проведения обряда над представительницами женского пола является «нечистота» тела. Во время месячных прикладывание к святыням запрещено. Касаться святой воды нельзя, поэтому крестины необходимо назначать с учетом этих обстоятельств.
Если крещаемый будет чувствовать себя некомфортно в намокшей просвечивающейся сорочке, под нее можно надеть купальник.
Стоимость обряда
По церковным канонам торговать в храмах не разрешается. Взимания платы за проведение таинства крещения быть не должно. Но церквям сегодня приходится выживать, ведь многие из них находятся на самообеспечении. Поэтому в храмах устанавливаются фиксированные цены на проведение различных церковных обрядов от крещения до отпевания.
Сказать о точной стоимости проведения обряда могут только в выбранном вами храме. Она зависит от размера города или поселка, величины, красоты церкви. Возможно придется заплатить за церковные свечи, икону святого, чье имя дается при крещении, за свидетельство о проведенном обряде.
Нужно ли креститься, не зная ответа на вопрос «зачем»? — Подготовка ко крещению — Новый Завет — Статьи
Не надо креститься?В таинствах Церкви Бог доводит до человека благодать (особую Божественную силу), которую сами люди не способны стяжать никак иначе – ни молитвой, ни чтением Библии, ни даже великим подвигом, – доводит её как дар, через вещество этого мира: воды Крещения, хлеб и вино Евхаристии, миро Миропомазания. Таинство Крещения как бы раскрывает в человеке эту способность – к принятию даров Святого Духа. Христос говорит: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3, 5-7).
Но многие жалуются, что, принимая таинство Крещения, никакой благодати не чувствуют. А порой вообще ничего не чувствуют, кроме раздражения, как будто человеку что-то очень важное пообещали и не дали. Отчего так происходит? Почему не совершается рождение духовное? Или на самом деле оно происходит, но остаётся незамеченным, и крестившийся только думает, что продолжает жить в прежнем мире, а на самом деле перед ним открывается уже совсем иная реальность? Что требуется от человека, чтобы Крещение стало для него не только внешним, но глубочайшим внутренним событием? На эти вопросы отвечает священник Михаил Зайцев.
Толпы солгали Богу!
– Отец Михаил, я слушала Ваши огласительные беседы (т.е. беседы, в которых перед совершением таинства Крещения вступающим в Церковь сообщается христианское вероучение) и была потрясена. Вы в самом начале на разные лады повторяли одну и ту же фразу: «Не надо креститься». Ну это как-то странно от священнослужителя слышать…
– Да, я сразу спрашиваю: «Что подтолкнуло вас к Крещению? Вы себе ответили: для чего я крещусь, зачем это нужно?» Без ответа на этот вопрос креститься не надо. Добра не будет. Крещение – это особый завет с Богом, особые отношения с Ним, которые могут иметь для человека различные последствия: либо мир и благополучие, либо… совершенно обратное.
Вы прекрасно видите, в каком состоянии находится наше общество – падение нравов, попрание морали, деградация и физическая, и интеллектуальная, и духовная, разгул преступности и т.д. Это ещё более ужасно с той точки зрения, что у нас сейчас 70% населения – христиане. И причём, простите, всех их угораздило покреститься в последние десять – двенадцать лет, на которые и приходится это дикое падение человеческое.
Страшная статистика, правда? Толпы пришли ко Христу – и соврали. Толпы солгали Богу! Мы получаем по заслугам, и всё, что вокруг происходит, весьма логично: даже человеку соврать – нехорошо, а уж соврать Богу! Понятно, чем должно кончиться.
– Почему это происходит?
– Из моего опыта, разговоров с людьми, идущими на крещение, могу констатировать, что подавляющее большинство слабо представляет, зачем это нужно и что дальше делать. Более того, цели, с которыми люди принимают крещение, часто противоположны тому, зачем вообще дано человеку это таинство. Большинство идёт вовсе не за тем, что надо искать в Церкви.
– Интересно, что обычно отвечают на Ваш вопрос?
– «Чтоб здоровье было получше», «…Ну, дела финансовые поправить», «Вообще, какая-то жизнь пошла тяжёлая», «Что-то с кем-то не получается», «Ребёночка надо покрестить, чтоб не болел, – не дай Бог, сглазят…» и т.д. и т.п. Вот с этим идти на Крещение не надо. Зачем? Такие вопросы следует решать другим порядком: хочешь здоровья? – иди в поликлинику, ищи хорошего врача; желаешь денег? – лучше работать надо; порча, сглаз – это тоже не из области религии. Очень редко удаётся услышать правильный ответ.
Правильный ответ
– А каков он? Скажите!
– Креститься нужно, чтобы стать христианином, жить так, как Бог учил, душу свою спасти. Может быть, другим на этом пути помочь. Этим исчерпывается цель нашего крещения.
Всё остальное – второстепенно. Будут земные блага, не будут – мы не знаем. Может, наоборот, гораздо хуже станет. Этот вопрос второго порядка.
Принципиально то, что нам предстоит умереть, дать отчёт перед Господом о своих делах и получить либо полное счастье в Вечной жизни, либо совершенно полярное.
Цель Крещения – спасти свою душу, спасти себя. Если этого желания нет пока – креститься не надо. Стоит ещё подумать, порассуждать, попробовать прочувствовать.
То есть если человек ищет не Бога, а способ получить блага от Него – не надо креститься, повторять опыт миллионов несчастных людей, которые сами себя обманули (Бога обмануть нельзя). Крестятся, думают, что у них теперь всё хорошо будет, а всё наоборот происходит, потому что соврали Богу, получают соответствующее эхо.
Если человек не ищет личной встречи с Богом, если Бог для него что-то далёкое и непонятное – не надо креститься, рано. Если у вас нет уверенности в том, что ребёнок, которого вы собрались крестить, будет жить хоть в каком-то соприкосновении с этой идеей – «поиск Бога», если вы не готовы своей любовью и примером показать ему путь к Церкви, тоже не надо спешить, ничего хорошего не выйдет.
Вот если я ищу Бога, если я сам хочу быть похожим на Бога (а именно это – цель христианства – обожение!), вот тогда всё замечательно, тогда надо идти креститься и в дальнейшем жить соответствующим образом. Если нет жажды Бога, стремления к Нему, желания жить, исполняя волю Господа, по заповедям Его, креститься не надо – последнее потеряете, жизненная практика показывает.
– Со мной такое было, и только много позднее я поняла, почему жизнь после Крещения на меня так «обрушилась».
Митрополит Антоний Сурожский не устаёт повторять, что в православии (в отличие от язычества) нет магии, которую он определяет как «насилие человеческой воли, человеческого произвола над природой и над другим человеком», что таинство – это не обряд. Таинство церковное – «это непосредственные Божии действия, которые через материю этого мира каким-то образом до нас доносят, доводят какую-то искорку жизни Самого Бога». Но очень важно, что таинство совершается Богом над человеком не без самого человека.
Можно ли сказать, что тех, кто во время Крещения устремляется к Господу, Бог принимает в Свою обитель, подаёт помощь и утешение, а тех, кто рвётся совсем в другом направлении, Он силой не держит, отпускает в те безблагодатные области духа, находясь в которых человек (какие бы материальные блага ни приобрёл) открыт для воздействия на него «духов злобы поднебесной», а значит, несчастен?
– Чувствует человек это или не чувствует, но он открывается новой Божественной реальности, которая отныне будет определять его жизнь до самой смерти и, главное, после.
Я не только из опыта своего могу сказать, об этом говорит Священное Писание: человек, который живёт в мире с Богом, в гармонии с Ним, от многих бед защищён. И так защищён, что никакое зло сквозь эту защиту не пробьётся. Праведники у Бога на особом счету и под особым покровительством. Праведный – тот, кто правды Божией ищет, – не удовлетворения своих эгоистических, земных запросов, а Бога. Вот эти люди, безусловно, под особым покровительством Господа, это касается всех сторон жизни – и физической, и интеллектуальной, и финансовой, и социальной, и политической. Сам Христос учит не заботиться и не говорить «что нам есть? или что пить? или во что одеться?»: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 31-33). Вся история человека показывает, что тогда, когда люди близки с Богом, жизнь нормализуется, когда отношения с Творцом портятся, всё приходит в упадок.
Главное – надо понять: как человек приходит ко Христу, каким и зачем он приходит. Если Бог для него – лишь средство для решения земных проблем, о каком преображении может идти речь?
В руки, сложенные за спиной, не даётся ничего
– Значит, всё дело только в нашей внутренней готовности?
– Не только. Предположим, что человек идеально подготовлен, прошёл институт оглашенных (хотя бы те беседы прослушал, которые сейчас проводятся в храмах), предположим, воцерковился. Какие вопросы он ставит перед собой в качестве приоритетных после крещения? От этого всё зависит.
И ещё такой момент: мы покрестились во имя Духа Святого, но почему Его в нас нет? Тут надо помнить, что мы сотворены по образу и подобию Божиему. Образ есть. Подобия надо достигнуть. Иногда Господь при крещении даёт радость неземную, но она непостоянна, в силу того, что мы ещё во Христе непостоянны.
Всё необходимое в таинстве мы, безусловно, получаем и так или иначе это чувствуем, но стабильным такое состояние становится уже после того, как мы прошли свой личный путь. Да, мне дали всё в дорогу, снарядили всем при крещении. Но потом надо идти, а не сидеть на этих узлах с хорошим снаряжением.
– Мой крестник маленький, когда его крестили, слышал звон колоколов, которого на самом деле не было.
– Да, с такими вещами я не раз сталкивался, когда люди в момент крещения переживали некоторое откровение. Но всё, о чём я знаю, было лишь знамением. Нужен путь. В вере, как бы это помягче сказать, нет иждивенчества. Господь не допускает нас до этого. Благодать даётся тогда, когда она востребована, когда она созидает. Господь даёт в протянутые и жадные руки. В руки, сложенные за спиной, Он ничего не даст. Надо желать и просить, и всё дастся.
– А Вам не кажется, что есть ещё один момент. Я крестилась одна, и это было так таинственно и даже страшно, а вот большинство друзей моих и мама крестились среди большого количества народа – и это до некоторой степени мешает. Нет?
– Конечно, сам чин совершения Крещения очень важен. У нас в Нерюнгри при храме есть группа молодых людей, верующих, которые хотят чуть больше делать, чем просто в храм ходить. И к ним можно отсылать людей невоцерковлённых, только-только вступающих в Церковь. Народ ведь приходит самый разный. Один молодой человек, например, буквально был помешан на инопланетянах. Добрый парень, думающий, ищущий, он через общение с этой группой христиан пришёл к Богу. Или другой – музыкант, серьёзный, здравомыслящий, образованный… Для него стало откровением, как к нему отнеслись его сверстники: они говорили о Христе, об Евангелии, об Истине и пути к Богу, о божественном достоинстве человека, и он это для себя открывал. Они были обыкновенные люди, но он видел в них тот огонь, который в нём самом ещё не зажёгся.
Многие другие (обо всех не расскажешь) не ленились ходить в храм месяц-два, разговаривали с прихожанами, искали суть православия, Христа искали; пусть задавали поначалу совершенно жуткие вопросы, но они их задавали. Причём их никто не торопил с крещением. Ещё говорили: «Ты подожди, подумай хорошо, надо ли тебе это». Когда такие серьёзно подготовленные люди искренно приходили к вере, чувствовали, что Крещение им необходимо, я их крестил по одному, причём литургическим чином, очень рано, в пять утра. Представьте, в храме присутствуют только священник, тот, кто крестится, и его поручители. Горят свечи, мы совершаем литургию, крестим человека, тут же его причащаем – это на всю жизнь.
Конечно, мы не можем крестить всех так, как это в древней Церкви было, когда крещаемый чувствовал, что в данный момент жизни он центр всей общины. Проблема чисто технически трудно решаема при том, сколько людей идёт сегодня в храмы с желанием покреститься. Хорошо, если человек горит во время совершения Таинства, он никаких внешних неудобств даже не заметит, но основная масса рвётся на Крещение не готовой, в состоянии некоторой мечтательности, и этим людям нужно помочь прочувствовать Христа.
Я думаю, что Христос при Крещении рядом с каждым.
– А что бы Вы сказали тем, кто принял Крещение?
– Минимум ты прошёл, дальше многое от тебя зависит. Ты можешь больше узнать о вере, о Христе, о Церкви. Ты можешь больше сделать для себя, для близких, для братьев по духу, для всех людей во славу Божию. А можешь этого не делать – это твой выбор, мы за него ответственности не несём.
В любом случае, Крещение – только начало пути, который состоит из многих-многих шагов, открытий, падений, восстаний. Но это путь преображения, когда мы каждый раз на протяжении какого-то времени открываем в себе всё новые и новые грани богоподобия. Радостно – сознавать, кем я был и как душа обновилась. Это счастье.
Беседу вела Ирина Дмитриева
Как правильно креститься. Суть крестного знамения. Самое главное.
Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься — слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?
Суть крестного знамения, зачем надо креститься?
В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и — психологическая.
Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа — с первого до последнего Его дня — и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.
Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой — оберегая того, кто крестится, и освящая его. Крест — это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им — делает себя по степени своей веры подобным Христу. Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а — с отдаванием отчета.
При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула — как например, индийская мантра, или ритуалы магов, — которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»…
Крестное знамение — это молитва и отношение к нему должно быть соответствующее.
Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот — преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».
Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?
В православной традиции креститься нужно правой рукой — вне зависимости от того, правша вы или левша.
Порядок такой: лоб — живот — правое — затем левое плечо.
«Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно — например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».
Главное — не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе.
Как правильно складывать пальцы (фото)
Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино — это символизирует собой Святую Троицу, — а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.
Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет — в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так — без рассуждения. Даже если предположить, что количество пальцев это условность и земное установление (ссылаясь на то, что старообрядцы до сих пор крестятся двумя, как когда-то делали все православные в России), само нарушение традиции несет для человека больше духовного вреда, нежели пользы.
Страница из дореволюционной книги «Закон Божий», где рассказывается и о том, как правильно складывать пальцы при крестном знамении, и что всё это собой символизирует.
Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?
Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью — «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.
см также: Как правильно вести себя в храме?
см также: Как брать благословение у священника и другие простые вопросы о Церковной жизни
Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
И еще в Фейсбуке!
Присоединяйтесь!
Как научиться защищать свою веру? / Православие.Ru
Я живу довольно далеко от работы, и значительная часть моего вечера проходит в маршрутке – душной, темной, набитой людьми и всенепременно застревающей в пробках. Что в ней делать? Только молиться. Но на днях случилось вот что. Из худо-бедно доступного мне молитвенного состояния меня вырвал резкий сухой голос:
– Женщина! Вы, вы, богомольная, креститесь тут сидите, я к вам именно обращаюсь!
Голос принадлежал человеку лет сорока, отнюдь не пьяному и не маргиналу, напротив, солидному, аккуратно одетому, способному произвести самое положительное впечатление.
– Меня это ваше мелькание раздражает, – заявил он. – Если вам это так необходимо, отворачивайтесь, чтобы я не видел.
– Вам неприятно видеть, как человек осеняет себя крестным знамением? – произнесла я с определенным трудом, намеренно принудив себя к такой именно формулировке – дабы преодолеть в себе малодушие и ложный стыд.
То, что исторг в ответ мой, скажем так, визави, я здесь цитировать не буду. Однако собственным поведением я – нечастый случай – довольна. Я сказала громко и четко на весь салон:
– Вы просто хам. Ничего, кроме собственной глупости и невоспитанности, вы в данном случае не продемонстрировали.
Остальные пассажиры были безучастны. Я еще раз осенила себя крестом, преодолев на сей раз естественный страх черных слов, страх богохульства. Воинствующий безбожник, однако, молчал. Я могла убедиться: мой отпор оказался действительно отпором.
Нет, я не хвастаюсь. Потому что это очень простой случай на самом деле. И, может быть, наименее болезненный – из тех, которые нас сегодня подстерегают. Здесь, в этом случае, всё ясно: вот черное, оно против белого. И то, что ты тоже против черного оказалась, – не заслуга твоя, а твое счастье и твоя защита одновременно. Милостью Божией это черное от тебя далеко: вы оказались с ним лицом к лицу лишь на какие-то минуты.
Иные случаи сложнее. Я знаю немало людей, вера которых (если только они не скрывают ее наглухо!) подвергается постоянным атакам: и на работе, и в дружеском, приятельском, родственном кругу, и, наконец, в кругу самом тесном – в семье. В большинстве случаев эти мои знакомые становятся жертвами – не столько сознательной, продуманной агрессии или даже бесоодержимости (я подозреваю, что мой попутчик в маршрутке из одержимых), сколько, напротив, очень низкой осмысленности действий и слов ближнего, вялости и лени его сознания, бедности внутреннего мира и такого следствия этой бедности, как уныние и хроническая раздражительность. От того же корня, от той же душевной неразвитости – невоспитанность, неумение уважать чувства другого человека. Тем более что чувства эти кажутся совершенно непонятными и надуманными, они просто за пределом представлений такого агрессора. И вот из всего этого проистекает «бархатный» домашний, кухонный, дачный, застольный террор.
«У них постоянное желание подковырнуть меня, дурочку, которая зачем-то “ходит там поклоны бить” – так любимый супруг выражается. А я молчу…»
– Они как соберутся за столом, так и заводятся, будто им и поговорить больше не о чем, – рассказывала одна моя приходская знакомая о своем собственном муже, его брате с женой, брате этой жены и еще каком-то родственнике, – поток хулы, причем совершенно идиотской, безграмотной, и постоянное желание дернуть, подковырнуть, пнуть меня, дурочку, которая зачем-то «ходит там поклоны бить» – так любимый супруг выражается. А я молчу, потому что… понимаешь, я вообще не умею, не могу, не способна об этом говорить… ни с кем, кроме своих, близких, тех, кто и без меня, и лучше меня всё понимает.
Я подумала, что молчать в данном случае – это вовсе не так плохо. Молчание при твердости и последовательности действий молчащего убеждает подчас лучше всяких слов. А если не убеждает, то, по крайней мере, с большей вероятностью, нежели слова, заставит такого оппонента задуматься.
Ну а если промолчать невозможно? Один мой приятель пришел на юбилейную встречу однокурсников. После небольшой официальной части, под звон бокалов и стук стаканчиков его намеренно громко спросили, не стыдно ли ему принадлежать к «этой РПЦ» после «позорного инквизиционного процесса» над всем известной панк-группой с неприличным англоязычным названием. Приятель ответил: «Нет, нисколько не стыдно», – и спокойно занялся жареной креветкой. Он понял, что дело не в словах, которые никак не могут быть убедительными с гарантией, то есть для всех, – а именно в этом спокойствии.
Но где его взять, это спокойствие, как его достичь? Это ведь совсем не так просто на самом деле.
«Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк. 12: 11–12). Нас пока не ведут «к начальствам», однако мир хочет нас судить, пытается это делать. Так в какой мере слова Христа, обращенные Им к ученикам, применимы к нам сегодняшним? От чего это зависит?
Не так давно в моей жизни случился эпизод, который помог мне – не отвлеченно, не теоретически, нет, опытно – это постигнуть, хотя и отчасти, потому что вряд ли я когда-то смогу претендовать на полноту. Между мною и тремя моими собеседниками, тоже, кстати, верующими, православными людьми, вспыхнул спор об отношении к мигрантам. Я сказала, что, коль скоро мы хотим быть христианами, каждый человек должен быть для нас прежде всего человеком, а не мигрантом; что мы ни в коем случае не должны поддерживать и поощрять агрессивное отношение к любому человеку неславянской наружности. Отвечали мне на три голоса и весьма экспрессивно. Меня назвали наивной дурочкой «в розовых очках и с крылышками», в упор не видящей, что происходит, не понимающей масштаба угрозы, «нашедшей, кого жалеть», и так далее. Услышав, что скинхедов «на самом деле можно понять», я взорвалась и заорала диким голосом, чем сделала настоящий подарок моим оппонентам: «Ах, вот вы какие на самом деле терпимые!» После этого мне захотелось просто заплакать. Возникло чувство одиночества, непонятости и даже затравленности…
Но это ведь личные чувства! Это переживания личности, которая не находит общего языка с окружающими и не может защитить… что, кого? Не мигрантов, конечно, нет. А что-то такое свое, внутреннее, уязвимое, не переносящее агрессии и злобы. «Кого и что ты защищала? – спрашивала я себя вечером после этого конфликта. – Людей? Правду? Справедливость? Христа, наконец? Нет. Ты защищала себя. Именно отсюда твоя болезненность, неустойчивость, тревожность, слабость – и крик. Кричим мы всегда от слабости, от беспомощности. Когда человек стоит за Христа и христианство, он не кричит. Почему? Потому что само это обстоятельство делает его сильным».
Для того чтобы быть спокойными и всегда уметь защитить свою веру, мы должны защищать именно ее, а не себя. А относительно себя – понимать, что мы и так уже защищены Господом.
Для того, чтобы быть сильными, спокойными и всегда уметь защитить свою веру, мы должны защищать именно ее, а не себя. А относительно себя – понимать, что мы и так уже защищены самым что ни на есть надежным образом, так, как сами никогда в жизни ни себя, ни ближнего не сумели бы защитить.
Итак, доверие к Отцу, осознание надежности защиты и устойчивости собственного положения – устойчивости, которая не от нас самих происходит и никак нашей заслугой не является, – вот что нам нужно. Кстати, это поможет нам избежать лишних конфликтов, быть взвешенными, адекватно реагировать на доводы собеседника, находить с ним общий язык и говорить – об одном и том же предмете, а не о разных, как это было в нашем споре о мигрантах (что я поняла, конечно, задним числом!).
Разумеется, не мне учить читателя тому внутреннему труду, посредством которого достигается – для начала – доверие к Богу. Здесь я могу только учиться, но не учить. Благо учителей и учебников у нас хватает – литература огромная, да и ныне здравствующих пастырей, вполне способных что-то вовремя подсказать, вовсе не так уж мало.
Впрочем, в любой школе, в любом классе или аудитории ученики могут, а когда-то и должны помогать друг другу учиться, делясь открытиями. Только исходя из этого я и решаюсь что-то здесь излагать. То, например, что мне самой представляется важным не забывать. Процесс такого обучения – он единый, неделимый, комплексный, здесь всё зависит от всего. «Ибо кто хочет построить такой дом, тот должен отовсюду укрепить его и с четырех сторон возводить стены, а не об одной только стороне заботиться, другие оставив в небрежении, потому что иначе он не получит никакой пользы», – писал один из наших учителей, авва Дорофей, в конце VI века.
Сергей Фудель. Тюремное фото.Продолжу речь о защите нами нашей веры, потому что не сказала еще того, что сильнее всего болит. Наиболее сложно, трудно и, главное, больно бывает отстаивать свою веру именно тогда, когда мы сами совершенно убиты горечью и стыдом. Стыдом за то самое зло в церковной ограде, о котором писал в своей книге «Церковь верных» великий христианин безбожной эпохи Сергей Фудель. Стыдом за действия, за поведение людей, принадлежащих к Церкви. Не так страшно, когда это миряне. Страшнее, когда священники или монахи. И совсем худо, когда епископы. Не хочется употреблять слово «отдельные», потому что оно – из ханжеского советского лексикона: «отдельные случаи, отдельные недостатки». Зло в церковной ограде – это зло, и невозможно вот так просто взять да и отделить его от церковной жизни: это, дескать, где-то там, а мы здесь. Оно наносит незаживающие, не исцелимые временем раны – не только тем, кто стал непосредственной жертвой или свидетелем, но каждому из нас и Церкви в целом.
И что же мы должны отвечать людям, задающим нам вопросы об этом совершенно реальном зле? Людям, которые видят только зло, потому что Добра для себя не открыли? Людям, которым почему-то нужно, потребно распространить полученную негативную информацию на всю Церковь: «Да они там все такие, вы что, не знали?..»
Требуется ясное понимание определенных вещей. А именно – того, что всякий грех в Церкви есть грех не Церкви, но против Церкви.
Здесь нам потребуется подлинное мужество – не побоимся на сей раз этого пафосного слова. Мужество и знание, ясное понимание определенных вещей. А именно – того, что всякий грех в Церкви есть грех не Церкви, но против Церкви. Это слова протоиерея Валентина Свенцицкого. Но их не раз цитировал Сергей Фудель. Упомянутая уже здесь книга Сергея Иосифовича «Церковь верных» – это вовсе не успокаивающая книга, нет, не такая, что почитал – и от сердца отлегло: «Как хорошо-то у нас всё на самом деле, Господи!». Фудель, пронесший свою веру через ГУЛАГ, не принявший декларации митрополита Сергия (Страгородского), но преодолевший впоследствии соблазн раскола, пишет как раз о ложности такого покоя, о том, что зло, живущее в стенах Церкви, отнюдь не покрывается внешним исполнением церковных требований: «Почему у святых не было такого удивительного спокойствия о Церкви?» – спрашивает автор книги «Церковь верных». Человек, формально находящийся в Церкви и даже в священном сане, на самом деле не принадлежит к ней, если не живет по заповедям Христовым. И каждого из нас грех отделяет от Церкви, потому-то и говорит священник, накрывая нас епитрахилью: «…примири и соедини его святей Твоей Церкви». Зло в Церкви – это ее темный двойник; и со времен земной жизни Спасителя дьявол пытается бороться с Церковью, то есть с Ним, изнутри, руками этого темного двойника. Случайно ли, спрашивает автор книги о Церкви, изображение Тайной вечери (и, соответственно, Иуды, обмакивающего свой кусок в солило) в русских храмах традиционно размещено над царскими вратами? Зло – рядом, там же, где совершается Евхаристия. Но – Сергей Иосифович цитирует святого Киприана Карфагенского: «Если и оказываются в Церкви плевелы, то это не должно составлять препятствия для нашей веры и любви. Нам самим не должно отступать от Церкви из-за того, что усматриваем в Церкви плевелы, а только нужно стараться о том, чтоб мы могли быть пшеницей (см.: Мф. 13: 24–30 – притча о Господине поля, плевелах и пшенице)».
Кто-то скажет: всё так, но возможно ли объяснить это человеку, который совершенно не расположен нас слушать?
Человеку, который не расположен слушать, который уже заранее нам не верит, ничего объяснить нельзя. Преподобный Амвросий Оптинский не смог ничего объяснить графу Толстому! Только тот, кто – даже и при внешней агрессивности, подчас болезненной, – внутренне желает доброго ответа и готов его принять, получит и примет. Исходя из этого: когда-то нужно смириться с тем, что нас не понимают или не слышат, а когда-то не терять надежды быть услышанными.