Добродетели самурая – Путь Воина 武士道 | Школа боевых искусств в Москве. Искусство владения мечом. Японский меч, катана, иай, нагината, шест бо, кодати, яри, копье

Кодекс чести самурая или философия Бусидо

Кодекс чести самурая или философия Бусидо
В воинственное время хаоса, эпохи 15 – 16 веков, Япония раскололась на множество независимых государств. Шла казалось, нескончаемая война между братьями. Доблестные мужчины как никогда были востребованы. Подготавливали их физически и морально с большой ответственностью.
Культура самураев основана на концепции Бусидо – Путь воина. Центральные принципы этого свода правил — честь и свобода от страха смерти.
Бусидо – этический закон. Он аналогичен рыцарскому, времен европейской феодальной эпохи. Путь воина основан на японской национальной традиции и религиозном наследии. В значительной степени на буддизме, синтоизме.
Неписаный кодекс поведения в Бусидо провозглашал: истинный воин должен держаться в рамках лояльности, мужества, правдивости, сострадания, чести. Признательность и уважение в жизни тоже важны, они добавляют баланс к характеру. Боец может быть жестким, смертельным в бою, но сострадателен к детьми, слабым, нищим. Глубокий философский смысл кроется за кодексом Бусидо. Под влиянием дзэн-буддизма, значительно расширились знания в просветлении, личном росте, самосознании. Дзен-буддизм привил смелому воину стоический характер. Стоицизм (античная философия), реализована из подлинного уважения к жизни и смерти. Смерть — неизбежная случайность, такая же часть природы, как жизнь.

Бусидо трактует о поиске достоинства внутри самого себя: «Зная свою индивидуальность, сильные и слабые стороны — знаешь свою принадлежность». Это чувство стало патриотическим и национальным достоянием Японии.

Конфуцианство


Концепция была впервые разработана в период Камакура в 12 веке, во времена подъема военно-политического феодализма Сёгуната. Термин Бусидо озвучили в гражданской войне в 18 веке. Содержание кодекса чести самурая разнообразно, со временем, свод правил совершал эволюцию. Первоначально, закон подчеркивал военный дух, спортивную квалификацию, военное искусство, бесстрашие. Глубокая рационализация Бусидо случилась в период Токугава в 1622 — 1685 годах, с участием стратега-конфуцианца Ямага Соко. (Конфуций в свое время затратил много сил, раскрывая понятия добродетелей своим ученикам. Тем самым, он оказал большое влияние на закон чести своей доктриной). Кодекс постепенно пополнялся достоинствами как верность, справедливость, вежливость и другими понятиями. Конфуцианство добавило ноты семейных отношений: чувство сыновей почтительности и преданности Родине. Самурай был главой семьи, безопасность, благополучие зависело только от него. С любовью и преданностью он выполнял роль мужа, отца, брата, сына.

Семь добродетелей Бусидо:


仁 — Доброжелательность
勇 — Мужество
誠 — Честность
名誉 — Честь
忠 実 — Верность
礼 (禮) — Уважение
義 — Нравственность
1. Доброжелательность в кодексе объединяет в себе нежность, благотворительность, милосердие, бескорыстие, добрую волю, любовь в неромантической ее форме, заботу о бедных, ближних, женщинах.
2. Мужество — символ храбрости, доблести, бесстрашия, героизма, смелости, оружия и стратегии.
3. Честность – открытость, подлинность, образец добрых дел, уверенность в своих силах. Философия этого символа: «честность – лучшая политика».
4. Честь — отстаивать репутацию, завоевывать уважение других. Это эмоциональное состояние: «быть достойным чести» (не нужно путать с конкретным действием, например: выполнением почетного задания).
5. Верность — символ, выражающий идею правды, и преданность хозяину.
6. Уважение — знак благодарности, отношения к другим с достоинством, хорошие манеры, богослужение, выражение благородности, образования и культуры.
7. Нравственность — широкий диапазон добродетелей: Справедливость, праведность, честь, правильное поведение, преданность друзьям, верность общественному благу, патриотизм.
По этому своду добродетелей, древние воины жили и умирали. Не только потому что это закон, это этически морально и правильно. Независимо от исхода, воин никогда не потеряет лица. Умереть в бою, будет только гордостью для семьи и господина. Непревзойденный, надежный, честный боец жил скромно. Настоящего, не заинтересованного в богатстве и накопительстве, его окружали только отважные качества.
Версий интерпретации иероглифов (символов) много, объединяет их несколько понятий, которые относятся не только к японскому воину. Закон о добродетели распространился по всей Азии. Вариации воинских и нравственных ценностей можно встретить в Китае, Корее, Вьетнаме, других странах.

Культура этической утонченности


Что же значит понятие самурай в настоящее время? Один свяжет с ним войну и насилие, другой — силу и мужество.
Жизнь же его — не только дисциплина военного образования. Это богатый дух культа и разума через искусство, письмо, живопись, каллиграфию, философию. Такое воспитание очень схоже с развитием личности эпохи Ренессанса.
Самурай имел законное право укротить любого простолюдина, кто не мог постоять за свое достоинство должным образом, кто без почтения относился к военообязанным. Воин, проникнутый духом кодекса, будет бороться за хозяина, умрет с честью, не сдаться в поражении. В понятие самурай закладывается смысл: «тот, кто служит». Да, этот человек подготовил и посвятил жизнь служению благородству.
В японской традиции развивали уважение к смерти.
Например, сэппуку — ритуальное самоубийство воина коротким мечом, проводилось с почестями.
Ранее, в боях, они были отличными стрелками из лука, сражались на лошадях или в пехоте с длинными луками юми. Меч использовали только чтобы добить раненого врага.
После нашествия монголов в 1272 — 1281 годах, стали чаще использовать копья и изогнутый меч Нагината, увенчанный длинной рукояткой.
До конца 16 века, самурай носил Даишо — два меча длинный и короткий. Катана — меч с изогнутым лезвием, использовался для ближнего боя. Клинок Вакидзаси висел на поясе, он принадлежал для колющего действия. В 1600 году Даишо запретили.
Доспехи были великолепны — в бою броня защищала все тело, одевался рогатый шлем Кабуто. Были открыты только пальцы.

Японский воин – национальная легенда


Хорошо известная история сорока семи ронинов (боец, потерявший покровительство хозяина), четко раскрывает национальную отвагу. В 1701 году в зале корпоративного заседания, во дворце сёгуна, феодал (даймё) Асано Наганори, выхватил кинжал и пытался убить Киру – правительственного чиновника. За это действие его арестовали, он вынужден был сделать сеппуку. Два года спустя, сорок семь его ронинов, выследили и убили Киру, даже не зная причины Асано о нападении в зале. Но, смерть чиновника была достаточной для мести за Наганори.
Эта история отражается в спектаклях, фильмах, люди по-прежнему окуривают их могилы. Память о древних воинах, японцы чтят и помнят. Список Бусидо насыщает культуру, хоть и не на поле боя.
Относительный мир древних воинов преобладал в течение 250 лет в период Эдо. В результате, отношение к боевым искусствам и навыкам сузилось. Многие воины стали государственными деятелями, артистами, учителями. Феодальная эпоха в Японии пришла к концу 1868 года, а класс самураев был отменен несколько лет спустя.

Бой за энергию


Что, если применить концепцию Бусидо к повседневной жизни? Как эти идеи относятся к современному человеку? Сейчас не состояние войны, тем не менее, у каждого есть связь с частными лицами, пытающимися ограбить, обмануть или предать. Проще говоря, люди отнимают друг у друга энергию. В каждом взаимодействии, кто-то проигрывает. Происходит нескончаемая генерация игры в выигрыш и проигрыш, в зависимости от мощности личности.
Большинство в этих играх терпит поражение, как и крестьяне феодальной Японии. Жизнь самурая и его дисциплина по Бусидо, помогла избежать этой засады.
Мудрый девиз воина гласит: «Ничего не ожидай, будь готов ко всему!»

7 добродетелей настоящего самурая, или Кодекс Бусидо

Этой философии более 400 лет, но она по сегодняшний день является бесценным источником мудрости…

Автор Редакция На чтение 5 мин. Просмотров 1.3k. Опубликовано

Кодекс Бусидо – это свод правил и норм поведения истинного самурая в обществе, в бою и наедине с собой. То есть философия и этика настоящего воина, которую японцы разработали более чем 400 лет назад, и которая по сегодняшний день является бесценным источником мудрости и жизненной философии.

Изначально этим принципам строго следовали самураи. Кстати, слово «бусидо» означает «Путь воина». Для них это был не просто список правил и норм, а самый настоящий Путь. Другими словами – непрекращающийся процесс роста и самосовершенствования. Они рассматривали Кодекс Бусидо, в первую очередь, как руководство, которое поможет им стать лучшими людьми, а не просто как свод законов.

Основной целью Кодекса Бусидо было воспитание воинов, которые могли бы сражаться за то, во что они верили. Но не теряя своей человечности. Также речь шла о том, как вести за собой других людей и вдохновлять своим примером меняться в лучшую сторону. Главное, что самураи должны были донести до каждого человека – это то, что каждый из нас может умереть в любой момент, поэтому следует ценить каждую минуту, ведь она может оказаться последней.

«Поднимись над толпой людей, которые боятся действовать», – Кодекс Бусидо.

7 принципов философии настоящего самурая:

1. Прямота и справедливость

Кодекс Бусидо учит, что обязательным условием честных отношений с людьми является прямота и справедливость. Это означает, что истинный самурай всегда остаётся верным своим словам и обещаниям. Что бы ни случилось – он никогда не отступит от того, что считает честным и справедливым.

При этом концепция справедливости связана исключительно с собственным самосознанием. Нет такого закона, который бы вместо самурая решал, что правильно, а что неправильно, где белое, а где чёрное.

Основная идея состоит в том, что люди должны придерживаться собственного понимания того, что правильно, а что – наоборот. Но это не означает, что можно допускать серые оттенки или полутона: бывает только правда или ложь.

2. Мужество

Если вы хотите достигнуть своей цели, то должны быть готовыми рисковать. Других путей не существует. Путь Воина говорит о том, что не следует прятаться в своём панцире, как черепаха.

Самураи должны были рисковать и подвергать себя опасности. Но при этом соблюдать здравомыслие, а значит – быть осторожными и мудрыми. Только так можно жить полной и интересной жизнью.

3. Сострадание

В отличие от современного подхода к подготовке настоящих воинов, самураев учили быть… сострадательными. Это считалось проявлением внутренней и внешней силы. Самураи считали, что борьба и войны не исключают истинного сочувствия. Наоборот – это возможность представить себя на месте других людей. Понять их и пожалеть…

На самом деле сострадание помогало им сохранять внутреннюю гармонию и мир. Они были уверены, что удовольствие от боли других людей – отвратительно и аморально.

4. Почтение

Вежливость тесно связана с состраданием. Настоящему самураю нет необходимости демонстрировать свою силу и проявлять жестокость. Наоборот – он должен быть предельно вежливым, даже в бою.

Для настоящего воина отсутствие вежливости и почтения во время битвы означало, что он – не человек, а животное. Кодекс Бусидо гласит, что вежливость проистекает не только из смелости в бою, но и из уважения и сочувствия врагу, даже после того, как вы одержали победу.

5. Честь: основополагающий принцип Кодекса Бусидо

Вся философия самурая связана прежде всего с честью. И самураи, как и все японцы, считают честь – самой важной ценностью. Это означает действовать всегда по велению сердца, следовать моральным принципам и добросовестно выполнять свои обязанности.

Повторимся, что самураи связывали честь исключительно с самосознанием. Они считали, что каждый должен нести ответственность за собственные решения и действия. Неважно, что говорят другие люди или что написано в каких-то указах. Ведь, в конце концов, нам всем отвечать – только перед собой.

6. Абсолютная искренность

Эта добродетель связана с тем, что для самурая данное слово – священно. У них даже существовала поговорка: «Сказать и сделать – это одно и то же».

Абсолютная искренность заключается в том, чтобы всегда оставаться последовательным. Если вы дали слово, сказали что-то или пообещали – должны сделать это во что бы то ни стало. Истинный воин знает, что слово также является оружием. Поэтому одно только слово уже должно являться гарантией выполнения.

7. Долг и верность

Долг – это не то, что вам кто-то может навязать или заставить. Это – ваш выбор. Вот почему так важно держать слово. Если пообещаете что-то и не выполните – обесчестите себя и тех, кто вам верил и доверял.

Согласно Кодексу Бусидо, настоящий воин также должен быть верным и преданным не только своим начальникам, но и тем, кого ведёт за собой. Его слова и действия должны быть примером для подражания, вызывать уважение. Это означает, в первую очередь, громадную ответственность перед другими людьми. Самурай должен всегда помнить об этом и действовать честно и открыто.

Как видите, Кодекс Бусидо – остаётся актуальным и в наши дни. Жизнь подбрасывает нам вызовы буквально каждый день. Для того, чтобы выжить, победить – следует разбудить в себе «внутреннего воина». А он, как учит кодекс древних самураев, должен быть смелым, сострадательным и благородным.

Бусидо — кодекс самурая | BroDude.ru

Все мы более-менее представляем себе, кто такие самураи. Давным-давно в Японии были такие чуваки со смертоносными острыми мечами, в легких изящных доспехах, которые умели буквально всё. Эти ребята могли и сражаться на мечах, и ездить верхом, и стрелять, и даже обладали навыками ниндзя. А еще у них был безупречный и жесткий моральный кодекс, следовать которому было под силу лишь сильным и принципиальным людям. Этот моральный кодекс назывался «Бусидо», или «Путь воина». Сегодня мы расскажем тебе, каков должен был быть настоящий самурай. Это очень увлекательно: уже не раз мы убеждались, что древние чуваки могут надрать нам задницу по многим и многим вопросам. И самураи не исключение, у них тоже можно многому научиться.

Итак, черты настоящего самурая. Они были сформулированы в труде Дайдодзи Юдзана под названием «Начальные основы воинских искусств».

1. Справедливость

Бусидо касается не только правил ведения боя, но и черт характера: справедливость является самой главной чертой самурая. Справедливость — это способность без колебаний принимать решение о линии поведения в соответствии с разумом; умирать, когда это правомерно, и драться, когда это правомерно. Справедливость — это скелет, который придает организму твердость и обеспечивает его рост. Без костей голова не будет находиться наверху, руки не будут двигаться, а ноги — стоять. Так и без справедливости — ни один талант, ни одно умение не позволят человеку стать самураем.

2. Мужество

Бусидо разделяет отвагу и мужество: «Мужество стоит считать благом, лишь когда его применяют в деле справедливости, в правом деле». Конфуций писал: «Понимание того, что правильно, и исполнение этого свидетельствуют о мужестве». Короче говоря, мужество — это делать то, что правильно.

3. Доброта и милосердие

Человек, наделенный властью отдавать приказы и убивать, должен был вместе с тем быть необыкновенно добрым и милосердным: «Любовь, великодушие, внимание к другим, сострадание и жалость суть черты доброты, самого высокого качества человеческой души». И Конфуций, и Мао-Цзы часто говорили, что самое высокое требование к людям власти — доброта.

4. Вежливость

Важно знать разницу между подобострастием и вежливостью, это будет трудно для тех, кто посетит Японию впервые. Но для истинного самурая всё ясно: вежливость вырастает из доброжелательности. Ты наверняка слышал что вежливость и хорошие манеры являются отличительными чертами японцев. Однако вежливость должна быть выражением благожелательного отношения к чувствам других людей. Это никакое не благо, если человек вежлив лишь ради соблюдения приличий. В своей высшей форме вежливость приближается к любви.

5. Нестяжательство

Настоящие самураи презирали деньги, полагая, что люди должны сторониться денег, потому что «богатство мешает мудрости». Дети высокопоставленных самураев воспитывались в понимании того, что говорить о деньгах — плохой вкус, что неведение о достоинстве различных монет является признаком хорошего воспитания. Бусидо призывал к бережливости — не столько по экономическим причинам, сколько ради воздержания. Роскошь считалась величайшей угрозой для мужественности, от воинов требовали простоты в быту. Счетные машины и счеты вызывали отвращение.

6. Честь

Бусидо имеет отношение, в первую очередь, к военным людям, но он также касается и моральных аспектов. Самураев характеризуют чувство чести, яркое осознание собственного достоинства и значимости. Они рождаются и вырастают, чтобы оценить обязанности и привилегии своей профессии. Страх позора висел, как меч, над головой каждого самурая. Обиды на малейшие провокации высмеивались, и человека называли «вспыльчивым». В Японии даже есть такая пословица: «Терпение значит выносить невыносимое».

7. Верность

Самураи навсегда оставались преданными тем, перед кем они в долгу. Верность тем, кто выше тебя, была отличительной чертой феодальной эпохи. Верность вообще распространена среди разных людей: банда карманников тоже клянется в верности своему предводителю Но только в кодексе рыцарской чести верности имеет первостепенное значение.

8. Характер и самоконтроль

Бусидо учит, что самураи должны вести себя в соответствии с абсолютными моральными стандартами. То, что верно, верно. То, что неверно, неверно. Разница между хорошим и плохим и между правильным и неправильным — данность. Об этом не спорят, это не обсуждают, этому не дают оценку. Просто самурай должен это знать. В конце концов, мужчина сам должен научить своих детей моральным стандартам, исходя из которых они будут строить свои модели поведения: «Перво-наперво в самурае воспитывался характер. Тонкости вроде благоразумия и образованности были менее важны. Интеллектуальное превосходство высоко оценивалось, но самурай по сути был человеком дела».

Кодекс бусидо, или правила Самураев

Умение абстрагироваться от мирской суеты, от прозы жизни, от жестокостей военного времени высоко ценилось в самурайской среде. Способность видеть «вечность в чашечке цветка» с ранних лет заботливо пестовалась в юношах и девушках родителями, учителями, всем их окружением. В подражание китайским классикам такой образ жизни, при котором человек может даже на грани между жизнью и смертью наслаждаться красотами пейзажа, называли в Японии фурю (кит. Фэнлю), что означает «ветер и поток». Подобное мировоззрение позволяло неизменно воспринимать жизнь как «ветер и поток» во всей её эфемерной полноте.

Одним из следствий образования сословия воинов было оформление специфического мировоззрения самураев — бусидо — неписаного кодекса поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина.

Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» («буси» — воин, самурай; «до» — путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится ещё и как «долг», «мораль», что имеет соответствие с классической философской традицией Китая, где понятие «путь» является некой этической нормой (дао-дэ). Таким образом, бусидо — это «самурайская мораль», «добродетель», «морально-этический» кодекс.

Бусидо нравственно осмысляло философское мироучение в целом и было призвано научить самурая «правильной жизни» в феодальном японском обществе, совмещало в себе теорию бытия и изучение психики человека, решало вопросы, связанные с понятием сущности индивидуума, его роли в окружающем мире, смысла жизни, добра и зла, нравственных ценностей и нравственного идеала. Воин, воспитанный в духе бусидо, должен был чётко сознавать свой моральный долг, в частности свои личные обязанности по отношению к сюзерену, должен был сам оценивать свои действия и поступки, морально осуждать себя в случае неправильных действий, нарушения своих обязанностей и долга. Такое моральное самоосуждение влекло за собой, как правило, самоубийство, совершавшееся по определённому ритуалу путём харакири — вскрытия живота малым самурайским мечом. Таким образом самурай смывал кровью бесчестье, позорящее его.

Принципы бусидо не были объединены в специальный свод правил и не были изложены ни в одном литературном памятнике феодальных времён, однако нашли своё отражение в легендах и повестях прошлого, рассказывающих о верности вассала своему феодалу, о презрении к смерти, мужестве и стойкости самураев.

По указанию Токугава Иэясу в первые же годы после его прихода к власти было составлено «Уложение о самурайских родах» («Букэ сё хатто»), определявшее нормы поведения самурая на службе и в личной жизни. Бусидо являлось сословной моралью. Служило только самурайству, оправдывало все его действия и отстаивало его интересы. Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана:

«Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.

К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.

Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.

Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.

Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви.

Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.

Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.

Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.

Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.

Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.

Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.

Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.

Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.

Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник».

Кодекс самурая Бусидо

Данная статья расскажет о философии Бусидо, ее особенностях и основных принципах. Несмотря на то, что этой философии уже более четырехсот лет, она существует и работает и в наши дни. Кодекс самураев заслуживает внимания, ведь он является большим источником мудрости, исходя из этого, каждому уважающему себя человеку следует ознакомиться с культурой самураев. После осознания всех тонкостей философии Бусидо, человек будет жить в полноцветном мире, всегда отвечать за свои слова и действия, с уважением относиться к себе и окружающим, ценить и с умом использовать отведенное на жизнь время.
Бусидо – это, самурайский кодекс, список норм и правил настоящего солдата в бою, в обществе и наедине с самим собой, это воинская мораль и философия, которая основана в древности. Дословный перевод с японского слова «бусидо» – «путь воина». Изначально Бусидо зародилось в виде принципов человека, которые включали в себя этические ценности и уважение к себе и к окружающим. В XVI веке Бусидо стало жизненной концепцией класса самураев.
Колоссальное влияние на Бусидо оказал буддизм. Большинство философских норм буддизма отвечали интересам самураев. В первую очередь полное безразличие к жизни и особое отношение к смерти. Самураи верили в то, что души перерождаются. Огромный вклад в развитие Бусидо внесли монахи известной секты «дзен».

Семь основных принципов кодекса самураев Бусидо


Благородство. Без особых оснований самурай не должен показывать свою силу. Самураи считают, что без уважения к окружающим люди становятся животными, именно поэтому необходимо быть вежливым даже с врагом. Уважают самураев в первую очередь за их благородное отношение к другим людям.
Честность и искренность.  Самураи не должны давать обещаний или присягать кому-либо, для них имеет огромный вес обычное слово. Когда самурай говорит, что сделает что-то, он выполнит это любой ценой. Никто и ничто в мире не помещает самураю сдержать свое слово. Для самураев сказать и сделать является одним и тем же, они всегда честны в своих действиях. Можно быть уверенным, что они никогда не подведут и не обманут.
Верность и долг. Самураи несут ответственность за свои действия, которые принимают по своей воле и всегда осознают, что делают. Они являются образцом для своих подчиненных и всегда преданны своему начальнику.
Героизм и храбрость. Каждый самурай обязан иметь дух героя, никогда не сдаваться и не отступать. Всегда идти до конца, чего бы это ни стоило. Это крайне опасно, но без этого жизнь не имеет смысла. Необходимо побороть любой свой страх и заменить его смелостью, но в то же время осторожностью. Ум, сила и умение подняться после провала, отличает самурая от обычного солдата.
Сочувствие. У каждого самурая есть такое качество, как сочувствие, именно поэтому всегда используют любую возможность быть полезным окружающим людям, но в первую очередь детям и женщинам. Самураи никогда не причинят вред беззащитному и слабому человеку, напротив, будут милосердны даже к врагу. Они отличаются от других тем, что приобретенная сила всегда используется во благо.
Слава и честь. Моральные качества самураев являются их гордостью и достоинством. Честь находится на более высоком уровне, нежели жизнь. Совершённые действия показывают, кем на самом деле является человек, поэтому следуя своим принципам, самураи приходят к славе.
Справедливость. Для самураев существует только черное или только белое, правда или ложь. Данное качество является для них важнейшей категорией морального сознания. Они стремятся воздать каждому по их заслугам. Любой человек, имеющий чистый разум и чистую душу не должен бояться справедливости, так считают самураи.

Интересные факты Бусидо


•У совершенства нет предела, поэтому развиваться нужно ежедневно. Каждый прожитый день не должен пройти напрасно, необходимо стать более сильным, чем за день до этого.
•Необходимо всегда спрашивать, когда чего-либо не знаешь. Необходимо спрашивать, когда знаешь – это означает быть вежливым.
•Совершив ошибку, ее необходимо быстро исправить, ведь все самураи в первую очередь люди, а людям свойственно допускать ошибки.
•Каждый самурай должен избегать роскоши и гордости.
•По мнению самураев, смелость заключается в том, что нужно жить и при необходимости умереть.
•Для самурая быть лучшим в своем деле, означает быть самим собой.
•Самураю необходимо хорошо подумать перед тем, как выразить другому свое мнение, ведь не каждый способен правильно его понять.
•Обладатель грубой силы не может считаться самураем. Прежде всего, они не только сильны, но и предельно умны и рассудительны. На войне самурай должен идти вперед, не боясь за свою жизнь, если этого требует долг. Также самурай по праву считается самым преданным воином из всех, он никогда не оставит своего господина.
•Настоящий самурай, отправляясь в бой, давал три обета: забыть о своем доме, забыть о своей жене и детях, даже забыть о своей жизни.
Не стоит путать самурайский кодекс Бусидо и рыцарский кодекс чести. «Поступок» в рыцарском кодексе означат хорошую воспитанность, в то время как в самурайском кодексе Бусидо может трактоваться как лицемерие. В рыцарском кодексе дать честное слово и выполнить обещание — признак благородства, а в Бусидо требование «дать слово» — знак оскорбления, так как лгать запрещено. С точки зрения рыцарского кодекса неожиданное нападение на врага считается бесчестным, в Бусидо же воин всегда должен ожидать и быть готовым к бою, поэтому подобное действия считается нормой. Самураям позволялось совершать самоубийство в случаях, когда их честь опозорена, а вот в рыцарском кодексе подобные действия были под строжайшим запретом.
Учитывая все вышесказанное и подведя некий итог философии Бусидо, можно отметить следующие основные самурайские мудрости. Каждый человек должен ценить свою жизнь и понимать, что может умереть в любой момент, только тогда можно ощущать себя частью чего-то большего. Необходимо использовать каждую свободную минуту времени, посвящая её саморазвитию и помощи окружающим людям.

Кодекс самурая для повседневной жизни

кодекс самурая

Многие наверняка знают, кто такие самураи и слышали о них. Для тех же, кто не в курсе, мы напомним, что в прошлые века словом «самурай» в Японии назывались светские феодалы и мелкие дворяне, относящиеся к феодальному сословию. Также были люди, которых называли «буси» — они были воинами. Но слова «самурай» и «буси» очень близки по своему значению и нередко считаются равнозначными, хотя это не и совсем правильно. Несмотря на это мы не станем делать между ними разницы, и будем рассматривать самураев именно как воинов.

Так вот, самураи были воинами, превосходно владеющими мастерством ведения боя. Их функцией было защищать своего господина (сюзерена). Интересно то, что самураи никогда не вступали в схватку первыми, но если кто-либо желал зла их господину, то практически всегда самураи выходили из схваток победителями. Об их мастерстве все знали, и редко кто отваживался связываться с ними.

Если господин умирал, самурай становился свободным. Многие уходили на службу к новым сюзеренам, т.к. привыкли быть в подчинении. Те же, кто находил в себе силы остаться свободными, нередко посвящали свою жизнь духовному развитию. Свободные самураи переходили в категорию «ронинов». Со временем у самураев сформировался определённый этический кодекс, которому они должны были беспрекословно подчиняться. Этот кодекс назывался «бусидо» и включал в себя наиболее эффективные способы поведения как в бою, так и в повседневной жизни.

Но время неумолимо продолжает свой бег, и мы живём в современном мире, где самураев в привычном их понимании уже нет. Но память о них и кодексе бусидо жива до сих пор. Благодаря своей эффективности и предельной практичности кодекс самураев в несколько трансформированном виде существует и сейчас. И применяют его те, кого можно назвать самураями наших дней – люди, живущие в современном ритме жизни, но обладающие качествами, которые были в почёте во все времена. Полем битвы этих людей является их повседневная жизнь, а цель – достижение успеха, личной продуктивности и следование принципам кодекса. И приведённые ниже в виде кратких тезисов принципы являются оружием современных самураев. Но и вас есть уникальная возможность воспользоваться им, чтобы сделать и себя и свою жизнь сильнее и лучше.

Кодекс современного самурая

Духовность – необходимо понять, что всё в мире подчинено Высшим законам. И мы должны жить в гармонии с ними, развиваться духовно и поступать соответственно. Можно заниматься различными практиками, исповедовать буддизм или индуизм, следовать Библии или Корану. Не важно, ведь речь везде идёт об одном, просто выражена в разных формах. Нужно понять это и сделать частью своей жизни.

Самообладание – важно научиться контролировать себя: свой ум, мысли, желания, привычки и т.д. Если мы не будем контролировать себя, то вся наша жизнь будет пропитана суетой и наполнена множеством бессмысленных вещей. Самоконтроль позволит нам лучше узнать самих себя, стать сильнее, мудрее и опытнее.

Смирение – нужно уметь признавать свои ошибки и уступать, когда это необходимо; держать свой ум и помыслы в чистоте. Нельзя ставить себя выше других живых существ и сил природы. Только поистине смиренный человек может достичь высоких целей.

Уважение – умение уважать других является очень важным. Старшие всегда должны быть в почёте; к равным по статусу нужно относиться так же, как к себе самому; для младших — быть товарищем и наставником.

Дружелюбие – даже если человек вам не знаком, и вы не знаете, чего от него ждать, вы можете проявлять дружелюбие и добрые намерения. Так вы сможете не только обрести положительный образ в глазах другого и добиться взаимного аналогичного отношения, но и найти верных друзей и даже спутника жизни.

Следование примерам – в любой своей деятельности очень удобно отождествлять себя со своими героями, идеалами, авторитетами. Чтобы стать лучшим из тех, кем вы можете быть, вы должны сначала создать этот образ в своём сознании и затем следовать ему.

Адаптированность – человек должен быть готов к любой жизненной ситуации. Важно уметь адаптироваться к обстоятельствам: когда нужно — быть естественным, когда нужно – притвориться. Всегда старайтесь следить за языком тела и контролировать поведение.

Инициативность – в какой бы ситуации вы ни находились, старайтесь держать инициативу в своих руках. Если что-то идёт не так, попытайтесь повлиять на ситуацию. Не нужно только путать инициативность с самоуверенностью и не сдержанным поведением. Будьте решительны, но тактичны.

Бдительность – где бы вы ни оказались, сохраняйте бдительность: внимательно оценивайте своё окружение и поведение других людей, держите в надёжном месте ценные вещи и документы, прислушивайтесь к разговорам других людей. Не путайте бдительность с подозрительностью.

Продуманность действий – если в какой-либо ситуации вы понимаете, что у вас есть козыри, не спешите их раскрывать. Никогда не открывайте душу первому встречному. И даже друзьям и близким не стоит рассказывать абсолютно всего. Не говорите о своих планах, умейте хранить свои и чужие секреты, не рассказывайте о неудачах. Также важно уметь контролировать свои реакции и не показывать, что чувствуешь на самом деле.

Принципы — всегда нужно иметь свою точку зрения. Если вы се согласны с кем-то, не обязательно подстраиваться под других и принимать их позицию. Имейте свою философию и своё мировоззрение. Однако ни в коем случае нельзя быть высокомерным и напыщенным человеком, нужно лишь жить в согласии с самим собой и своими убеждениями.

Убеждённость – здесь подразумевается сила интеллекта. Нужно во всём иметь свою позицию, уметь аргументировать свою точку зрения, но и уметь слушать. Любые действия и поступки должны быть наполнены силой. Имейте убеждённость и направляйте свою деятельность на утверждение правды и искоренение лжи.

Нетерпимость – если кто-то в своих словах и действиях начинает переходить границы дозволенного, этого нужно сразу же пресекать. Не нужно терпеть, если кто-то ведёт себя недостойно по отношению к вам. Умение «ставить людей на место» — очень важный и полезный навык.

Тактичность – не нужно действовать сгоряча и «рубить с плеча». Излишняя прямота может только усугубить ситуацию. Взаимодействуя с другими людьми, будьте любезны, избегайте конфликтов, продумывайте действия и не показывайте нетерпение. Это касается любой сферы жизни. Если идти напролом, можно сломать стену. Если же войти через дверь, можно остаться незамеченным и оказаться там, где нужно.

Не быть суровым и не быть слишком мягким – к каждому человеку и к каждой ситуации нужен свой подход. Но нельзя всегда «наказывать кнутом» или постоянно «угощать пряником». Уместная суровость и уместная мягкость – вот что позволяет находить общий язык с людьми и добиваться своего.

Жёсткость – если всегда прогибаться под ситуации и людей, многого не достигнешь. Когда необходимо, конечно, можно как-то подстроиться и приспособиться. Но если у вас есть твёрдые намерения, то вы должны, как говорится, гнуть свою линию – твёрдо стоять на своём, придерживаться своей позиции.

Мастерство общения – для эффективного общения с людьми нужно осваивать мастерство коммуникации. Важно уметь красноречиво вести беседу, поддерживать разговор, использовать чувство юмора. Но не менее важно быть и хорошим слушателем. Как известно, ничто не доставляет человеку такого удовольствия, как звук его собственного голоса.

Мудрость – мудростью называется умение увидеть и выбрать правильный вариант из огромного их количества. Мудрость приобретается из своего личного жизненного опыта, опыта других людей, а также из всевозможных источников: книг, священных писаний, хороших кинофильмов и, конечно же, из общения с мудрыми людьми.

Все положения этого кодекса современного самурая, во-первых, не являются единственными в своём роде, и при желании вы можете дополнить их своими соображениями, т.к. они суть то, что помогает человеку жить в современном мире наиболее полноценной, насыщенной, эффективной продуктивной жизнью. А во-вторых, представленный кодекс не является тем кодексом бусидо, которым пользовались самураи Японии.

Мы искренне надеемся, что рассмотренные принципы станут для вас надёжным оружием, которое будет помогать одерживать всё новые победы на поле боя, зовущемся жизнью.

7 благородных жизненных принципов самурая

Бусидо — это кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения как в бою, так и в жизни в целом. Будучи опытными стратегами, бесстрашными бойцами и хорошими философами, самураи представляли собой наиболее успешных людей своего времени.

Предлагаев вам познакомиться с благородными жизненными принципами древних японских воинов.

Ги — справедливость. Будь всегда в своих действиях честным. Верь в справедливость не других людей, а в ту, которая в тебе. Для самурая нет градации в оценке чести и справедливости, есть только черное или белое, правда или ложь. Каждый честный человек, имеющий чистую душу, не должен бояться правды.

Ю — мужество. Подними себя над толпой. Прятаться в свой панцирь, как черепаха, — значит вообще не жить. Самурай должен иметь дух героя. Это очень опасно и рискованно, но только при этом жизнь полноценна. Это не духовная слепота — самурай умен и силен. Замени свой страх уважением и осторожностью.

Дзин — добродетель. Сострадание и жалость. Интенсивная тренировка делает самурая быстрым и сильным. Он развивает силу, которую должен применять для общего блага. Если судьба не дает ему такой возможности, он находит ее сам.

Рэй — почтение. У самурая нет необходимости быть жестоким и доказывать свою силу. Даже с самым злым врагом самурай должен быть вежливым. Без этого качества мы не более чем звери. Истинная внутренняя сила проявляется в конфликтах.

Макото — искренность. Если самурай говорит, что он что-то сделает, он должен это выполнить. Ничто в этом мире не может помешать ему. Он не должен давать слово, не должен обещать. Одно то, что он это сказал, уже является гарантией выполнения. Сказать и сделать — это одно и то же. Что примечательно, иероглиф состоит из «говорить» (言) и «становиться» (成), то есть «что сказал — то и сделал».

名誉

Мэйё — честь. Для самурая существует только один судья, который может судить о его чести, — это он сам. Решения, которые он принимает и исполняет, отражают его истинное «я». Нельзя спрятаться от себя!

忠義

Тюги — преданность. Самурай отвечает за свои действия, добровольно принимая на себя ответственность за содеянное. Он абсолютно предан и верен своему начальнику и является образцом для своих подчиненных. Слово мужчины — это его следы, по ним ты можешь идти за ним, куда бы он ни шел. Следи, куда идешь ты!

Источник: lang2lang
Превью: 6park
Через: AdMe.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *