Доброта истинная и доброта ложная: Классный час «Доброта истинная и доброта ложная» – План-конспект занятия (3 класс): «Доброта истинная и ложная» Занятие.

Классный час (6 класс) по теме: Воспитательное занятие «Доброта истинная и доброта ложная»

Тема: «Доброта истинная и доброта ложная»

Задачи:

1.Расширять знания воспитанников о понятии доброта;

2.Развивать словесно-логическое мышление;

3.Воспитывать мотивацию к совершению добрых дел.

Оборудование:

Карточки с пословицами, словами, кирпичики, дом.

Ход:

I. Знакомство с темой:

1. Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на занятии, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:

Жизнь дана на …. дела.

Мир не без …людей.

….желаешь – …и делай.

Истинное …всегда просто.

…слово человеку – что дождь в засуху.

2. Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?

“Не ищи красоты, а ищи доброты” — это правило вывели наши предки. И при этом добавляли “Мир не без добрых людей”. Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на всё живое, что окружает нас.

II. Сообщение цели:

Сегодня будем строить Дом Доброты, будем учиться отличать доброту истинную от доброты ложной. Закладываем фундамент Дома Доброты — первый кирпичик доброта. Учитель просит ребёнка положить первый кирпичик. Нам предстоит ответить на вопрос: “Трудно ли быть добрым?”

III. Основная часть:

1. В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро. Встречая гостей, мы говорим…..; Провожая гостей……; Утром…; Вечером… и т.д. Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?

Выберите пословицу, подтверждающую ваши высказывания. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху)

Чтение стихотворения “Обидное слово”, автор Татьяна Дашкевич

Обидное слово, обидное слово!

Как больно ударить умеет оно!

Змеёй ядовитой ужалить готово,

Ужалит – и станет на сердце темно.

И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,

И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,

Хотя миновала уж ссоры гроза,

Молчат и не смотрят друг другу в глаза.

Послушай совета, мой милый ребёнок,

Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,

Хорошее только старайся творить

И слов унизительных не говорить.  Следующий кирпичик Дома Доброты добрые слова.

2. Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые мысли.

3. А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.

Самостоятельно выбери пять добрых дел. Подчеркни своё решение.

— Думать о родителях

— Утешить плачущего

— Радоваться неудаче ближнего

— Подать милостыню

— Стремиться быть богатым человеком

— Помогать ближним

— Завидовать

— Сделать кормушку для птиц

Работа в паре. Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое решение.

— Думать о родителях

— Утешить плачущего

— Радоваться неудаче ближнего

— Подать милостыню

— Стремиться быть богатым человеком

— Помогать ближним

— Завидовать

— Сделать кормушку для птиц

Чтение рассказа Бориса Ганага «Велосипед»

У Славика добрая душа: ничего для друзей не жалеет. И когда родители купили ему велосипед, всем давал покататься. Даже сам предлагал. Если Слава выходил во двор, дети кричали: «Ура!»

Он вообще был удивительный ребёнок. На уроках сидел, не шелохнувшись, чтобы ни одного слова не пропустить. Всё ему было интересно: и дальние страны, и древняя история, и химические опыты, и английский язык. Да и математика интересная наука, если к ней правильно подойти. А ведь есть ещё и шахматы, и фотография. И многое-многое другое. Вот только как всё успеть? В мире столько интересного, а день такой короткий…

Вот и придумал Слава заниматься по будильнику: полчаса на один предмет, час на другой. Гораздо больше успеть можно.Пришёл к нему как-то сосед Андрей и позвал на улицу. А у Славика по расписанию прогулка ещё через час. Он и отказался. Но увидев, как огорчился Андрюша, предложил:

— Ты возьми велосипед, покатайся. А я скоро выйду.

У соседа глаза заблестели от радости. Поблагодарил он друга, схватил велосипед и был таков. И у Славы на душе потеплело. Так всегда бывает, когда добро сделаешь.

Тут будильник зазвенел. Посмотрел мальчик на своё расписание – и опять за книги. Прошёл час.

В дверь неожиданно позвонили. На пороге стоит заплаканный Андрей и что-то бормочет.

— Говори толком, что случилось?

— В соседнем дворе большие мальчишки захотели на твоём велосипеде покататься. Я им не дал. Тогда они его отобрали и стали ногами топтать. Всё, что могли, сломали и погнули. Вот, смотри, — и Андрей показал то, что ещё недавно было велосипедом.

— А тебя не тронули?

— Нет.

— Ну и слава Богу.

Сосед в недоумении посмотрел на друга:

— Как это – «слава Богу»?

Однако Слава не стал ничего ему объяснять, лишь добавил:

— Не переживай. Господь управит!

Андрей не понял: сломан дорогой велосипед, родители Славы обязательно поднимут шум, и ему крепко попадёт. Что делать? А Слава вроде бы и не очень огорчился, всё повторял:

— Ладно, не вешай носа. Господь поможет.

Вечером вернулись с работы родители Славы. Узнав о случившемся, папа вынес приговор:

— Теперь будешь без велосипеда. Сам виноват. Нечего было давать кататься.

Но мама вступилась за сына:

— Это я ему разрешила. Нельзя лишать ребёнка радости делиться с друзьями.

Папа не нашёл, что на это возразить, и молча ушёл в другую комнату. Подойдя поближе к сыну, мама спросила:

— Ну и что ты сказал Андрюше?

— Чтобы он носа не вешал, что Господь всё управит и ещё, кажется, добавил: «Слава Богу».

— За что же ты Бога благодарил?

— За то, что мальчишки Андрея не тронули… А мне Господь испытание послал. Ты же сама меня учила всегда так говорить.

Мама вздохнула, помолчала, потом подошла к иконе Спасителя и, перекрестившись, произнесла:

— Слава Тебе, Боже, слава Тебе!

Скоро зарядили дожди, и велосипед уже был никому не нужен. А на Пасху папа подарил Славе новый складной велосипед, гораздо лучше прежнего. Как только дороги подсохли, мальчик стал гонять на нём по всему району. И Андрею давал поездить, словно и не было осенней истории. А тот, катаясь, мечтал скорее вырасти и всем малышам во дворе купить по велосипеду.

— Почему у Славы добрая душа?

— За что благодарил Слава бога?

Сценка “Ученик часто опаздывает на урок”

Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.

Учительница (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям.

Автор: После уроков к Серёже подошли Костя и Андрей. Костя предложил Серёже.

Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую–нибудь историю, мол, помогал бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобус и шёл пешком.

Андрей: Давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу тебя. А ещё лучше зайду за тобой в школу.

— Чей совет оказался истинно добрым?

— Чья помощь могла принести только вред?

Вывод: Добро желаешь – добро и делай.

Истинное добро всегда просто.

Чтение рассказа “Нет худа, без добра”

Маша заболела. Доктор прописал ей горькое лекарство. Девочка плакала, кому приятно пить эту горечь.

Младший братишка Сёмка пожалел сестрёнку: “Не пей эти таблетки, лучше съешь вот эту витаминку. Она вкусная!”

Услышала этот разговор мама, покачала головой и строго сказала: “Чтобы быстрее поправиться, надо выполнять назначение врача, хоть таблетка и горькая. Не зря в народе говорят: “Нет худа, без добра”.

— Чей совет оказался истинно добрым?

— Чья помощь могла принести только вред?

Как понимаете пословицу “Нет худа без добра”.

— Трудно ли быть добрым?

4. Игра “Ромашка”

На лепестках записано описание качества человека, дети должны догадаться и выбрать кирпичик с названием данной черты характера:

Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют….

Человека, у которого доброе сердце, называют…..

Человек, который желает другим только добра, называют…..

Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного,  называют…

Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют….

Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.

5. Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы вы в нём жить?

Давайте представим себя жителями Дома под названием “Доброта”

Воспитанники встают в круг, передают друг другу мячик и говорят: “В Доме Доброты я чувствую….”Завершая работу, учитель благодарит детей.

IV. Рефлексия.

Будьте добры, напишите на листочке от Дерева доброты, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня. Дети приклеивают листочки с записанными на них добрыми делами на Дерево доброты.

Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Вывод: Будем делать хорошо и не будем плохо.

 

 

Об истинном добре и ложном — Христианская газета

«И делай справедливое и доброе пред очами Господа, дабы хорошо тебе было»

(Втор. 6:18)

Вопрос о том, что такое добро и добрые дела, человек задает на протяжении всей своей жизни. Истину порой найти очень сложно, потому что случается так, что добро для кого-то одного является злом для другого. Например, крепкое здоровье одного мужчины – это добро, но оно позволяло ему из года в год жить очень плохо – пить, курить, блудить. В результате человек превратился в жестокого зверя. Второй мужчина родился слабым, в молодости был при смерти, задумался о смысле жизни, искренне покаялся, выздоровел и превратился в настоящего человека, помогающего другим.

В житейском смысле добро – это то, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, приобретением какого-либо блага. По мнению людей, добром являются: благополучие, благосостояние, семья, дети, друзья, карьера, хорошая работа, полезные для общества дела, спокойствие, исполнение желаний, образование, здоровье, власть, слава, долголетие. Мы видим в жизни, что к осуществлению перечисленного выше стремятся почти все люди. Но является ли это добром в глазах Бога?

Что же такое добро и добродетель?

Добро – это искреннее и бескорыстное стремление к осуществлению благих дел: помощи ближнему, незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. Добро направлено на преодоление разобщенности и непонимания между людьми.

Побуждение к совершению добрых дел и поступков заложено в одной из основных заповедей, которая стала золотым стандартом в отношениях между людьми: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Но при этом в Священном Писании говорится: «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9). Иными словами добрые поступки поощряются в Библии, но спасение от ада можно получить только через веру в Иисуса Христа. А добрые дела, совершаемые христианином, лишь свидетельствуют о том, что сердце такого человека наполнено благодатью и любовью к людям.

В чем проявляется доброта?

Доброта не может быть качеством бездеятельного человека. Добро подтверждается поступками: заботой, поддержкой, вниманием, отзывчивостью, бескорыстностью, добросердечностью. В идеале человеческая доброта – это сочетание активной жизненной позиции, нравственности, силы, высоких моральных качеств, правильного восприятия жизни. А это возможно лишь в том случае, если сердце человека принадлежит Богу. Абсолютное добро воплотилось в Иисусе Христе, Который принес людям благо, прощение, любовь, новый мир, новые отношения, невзирая на то, что был гоним и распят.

Ложная доброта

Этот вид доброты встречается слишком часто в современном обществе, когда хорошие поступки совершаются с целью получения благодарности или из-за страха обидеть человека, выглядеть злым, некомпанейским. Но это не считается добром в глазах Бога.

Многие делают добро с мыслью о том, что в нужный момент им самим сделают добро. Это тоже не добро, это коммерция: «Ты – мне, я – тебе». Зачастую благие поступки совершаются напоказ, чтобы видели люди, оценили, сложили положительное мнение. В этом случае такие творцы блага нарушают библейское правило: «Левая рука не должна знать, что делает правая».

Что, согласно Библии, является добром для человека?

Приближение к Богу: «А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои» (Пс. 72:28). Эти строки являются прямой волей Бога и смыслом жизни, который заключается не в получении благ, а в том, чтобы человек искал Бога, а блага приложатся потом. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:26-27).

Как же можно приблизиться к Богу и выполнить Его волю? Это можно сделать через покаяние, рождение свыше и отказ от греха: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:8). Следующими шагами должны стать водное крещение и принятие даров Святого Духа. И потом уже – совершение добрых дел по вере.

Что же еще является добром в глазах Бога?

В результате грехопадения человек рождается с зачатками зла: со знанием, как творить зло, и незнанием, как творить добро. Более того, человек рождается еще не способным различать добро и зло. Эти чувства воспитываются родителями, окружающими людьми, всей жизнью. И только зрелые в вере христиане, примирившись с Богом, научаются различать добро и зло правильно.

«О человек! сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия, смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:7-8).

Итак, мы видим, что добро в глазах Бога и в глазах человека – разные понятия по своей сути. Человеческие понятия – мирские, земные, материальные. Божественные понятия о добре – духовные, вечные и непреходящие. Разница в материальном и божественном подходе к добру описана в Слове Божьем так: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном» (Рим. 8:5).

Бог отдал Сына Своего на смерть, чтобы Он взял все грехи людей на Себя, чтобы в человеке покаявшемся, крестившемся и получившем Дары Духа Святого произрастала доброта, как семя на плодородной почве. Но без участия самого человека это невозможно.

Каковы качества доброго человека?

• Он неравнодушный: видит потребности, страхи, боль другого человека и пытается помочь ему.

• Он усвоил один принцип: отдавать и забывать – необходимое условие добрых дел. Помнить о добре должен лишь тот, кто получил его.

• Он отличает истинные потребности просящего от манипулирования.

• Он помнит о добрых делах других людей и берет у них пример отношения к окружающим.

• Он выработал привычку творить добро.

• Он не осуждает, не судит человека, не сплетничает о нем, но сочувствует ему.

• Он извлекает уроки из ошибок и падений, не занимаясь самобичеванием.

• Он вырабатывает в себе оптимизм и дружелюбие, это помогает увидеть в другом человеке лучшие качества.

• Он не хвастается своими добрыми поступками.

Подготовил Алексей Перельман

Что Такое Доброта Истинная И Доброта Ложная? Как Отличить Их?

Истинная, это то, что идет от сердца, а не от головы.Ложной добротой, руководит человеческое эго.То есть его интересы.Причем сам он может об этом даже не подозревать.Ему может казаться, что он абсолютно искренне делает кому-то добро, а на самом деле,он делает его потому, что подсознательно видит в этом для себя какую-то выгоду.Например стремится к состоянию своей душевной гармонии.Потому что понимает, что если он не поможет, его потом будет мучить совесть.А это очень и очень не приятно.То есть с одной стороны, тут все верно и правильно, поступил по совести.Скажут, так и должно быть.Но совесть, понятие тоже индивидуальное.Бывает люди просто стремятся ее успокоить, делая что-то для других.Но им кажется, что это не так.Что они делают это именно для других, а не для себя.Но они заблуждаются.Это тоже эгоизм.Потому что опять таки, мы делаем это что бы нам, от этого было спокойнее на душе.Что бы нас, не мучила совесть.Что бы мы, не считали потом себя плохими и неправильными.И что бы нас, не считали таковыми.Опять таки, казалось бы благое дело,но опять все замыкается на самом человеке.На состоянии его комфорта.В данном случае душевного.

Истинная доброта, это когда человек не только не задумывается, а и не ощущает свою личную потребность и заинтересованность, в том что он делает.То есть делает это не потому что хочет считать себя хорошим или что бы считали таковым его, а потому что в его сердце, на самом деле пробудилось такое желание.Такие желания от Бога. Не редко очень сложно различить, где истинная доброта, а где нет.Особенно если это касается других людей.Но это можно научится определять, если научится внутренне прислушиваться к себе и к другим и понимать себя и других.Анализировать свои мысли, чувства и поведение.Чаще задумываться над собой и своими поступками.Над тем, почему ты сделал то то и то то.Поступил именно так, а не иначе.Тоже касательно и других. Истинная доброта, бескорыстная и честная.Когда во главе, ставятся чужие интересы, а не свои собственные

Проект урока по курсу Истоки «Доброта истинная, доброта ложная» 3 класс

Тема: Доброта истинная, доброта ложная.

Цели: подвести детей к созданию сути категорий Доброта и помочь прочувствовать ее значимость в духовном мире каждого человека.

Задачи: научить определять истинную и ложную доброту, ощущать доброту в словах и в делах, совершать добрые поступки; воспитать в детях доброту, уважение к окружающим.

Оборудование: песня о доброте, иллюстрации, притча о самарянине и иллюстрация, учебник «Истоки», учебная тетрадь, карточки с заданиями, волшебная палочка и шляпа волшебника

Ход урока

  1. Присоединение:

Звучит песня «Дорогами добра»

— Вам понравилась песня? Какое вызвало настроение?

-Сегодня мы будем говорить о доброте.

-Я желаю вам на уроке научиться раскрывать свои маленькие сердца для совершения добрых дел, поступков. И для начала давайте подарим друг другу доброе слово.

— Вам приятно было услышать доброе слово?

— Что вы почувствовали, когда слышали добрые слова?

Вы сейчас несли добро словом.

-Что, по-вашему, означает доброта?

-Посмотрите на иллюстрации. Где вы увидели, узнали, почувствовали доброту?

  1. Активное собеседование.

-Верите ли вы в доброту?

— Каких людей больше, добрых или злых? Вокруг нас немало добрых людей. В народе говорят «Свет не без добрых людей».

— Как вы понимаете эти слова?

— А вы себя считаете добрым?

«Добро побеждает зло»

-Вы согласны с этим утверждением?

— А какие отношения между добром и злом в сказках?

В сказке… (добро побеждает зло) Почему?

— Какие же сказки знаете, где добро побеждает зло?

III. Активное занятие.

Как отличить добро от зла

Чтение стих. с доски

-Почитайте стих. И скажите:

-О чем это стихотворение?

Зло без добра не сделает и шага

Хотя бы потому,

Что вечно выдавать себя за благо

Приходится ему.

Добру, пожалуй, больше повезло –

Не нужно выдавать себя за зло!

— Прочитайте строчки, где говорится, как прячется зло?

Это стих. нас наводит на какую мысль : Как отличить добро от зла?!

-Почему добро сильнее зла?

Сейчас в группах попробуйте разобраться, где добро, а где зло скрывается под добром. ( раздается текст из учебника с. 91)

– Чей совет можно считать добрым? Почему? Какая это доброта? Настоящая?(истинная)

— А где пряталось зло? Почему? Зло спряталось под доброту, значит какая это доброта?(ложная)

— А сейчас попробуйте самостоятельно определить, где истинная доброта, а где ложная?

У.т. стр.11 Активное занятие: самостоятельно и в группе

— Кто из героев проявляет доброту истинную, а кто ложную?

(Истинную доброту проявляет: в 1 тексте – Саша, в 2 тексте – дед)

— Как оцениваете себя работая в группе?

Всегда? Иногда? Пока не готов?

  1. Работа с учебником.

Рассмотрите иллюстрацию.

Как вы думаете, это друзья или враги?

Любовь и доброта сделали этих людей близкими. А как это случилось мы узнаем прочитав в учебнике стр.88-89 притчу.

Притчи – это короткие, житейские поучительные истории со скрытым смыслом.

Притча называется о добром самарянине. Прочитайте и скажите, какие качества увидели у самарянина.

Вопросы по содержанию

— Что случилось с одиноким путешественником?

— Как поступали люди, проходившие мимо?

— А что сделал добрый самарянин? Прочитайте только слова действия. (подошел, перевязал, посадил, привез, не оставил, присматривал, заплатил, сказал, позаботиться, отдам)

— Что говорит о скромности самарянина? Прочитайте.

— Какой вывод сделаем?

Доброе слово и кошке приятно

Игра «Скажу доброе слово»:

1гр. Первокласснику на 1 сентября

2гр. Маме в день 8 марта

3гр. Другу в день рождения

4гр. Плачущему мальчику, у которого лопнул шарик.

5 гр. Малышу, который испачкался

6 гр. Другу, который заболел

Подумайте и ответьте для себя —

«В своей жизни мне хотелось бы совершить..? (рефлексия)

  1. Ресурсный круг

Что бы вы доброго сделали для других людей?

  1. Д,з. Поговорите с родителями, с родственниками: может быть они смогут рассказать вам о людях, которые сделали какое-то дело, по-настоящему доброе, необходимое не только их близким, но и совсем чужим, и сделали его бескорыстно.

Конспект занятия «Доброта» по внеурочной деятельности «Мои истоки»

Урок по курсу «Истоки» в 3-м классе: «Доброта»

Цели: облагораживание души и сердца младшего школьника; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в нем светлых образов и мыслей, освоение навыков эффективного общения, сотрудничества с другими людьми, умения жить среди людей; приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его истоки.

Задачи: развивать потребности в нравственном самосовершенствовании; сориентировать на ценности человеческой личности; сформировать положительную мотивацию в широком смысле этого слова, показать, что доброта бывает истинная и ложная. развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.

Оборудование: мультимедийное оборудование, фотоаппарат, видеокамера, бусинки, карточки с заданиями для четверок, презентация.

ХОД УРОКА

1. Подготовительный этап (присоединение к теме).

У. Доброго дня всем! Мы очень приятно видеть ваши радостные лица. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям.

Талисманом нашего истоковского  урока будут бусинки, которые лежат на ваших столах.  Сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.

У. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.

Ученик 1.

Слово это серьезное, 
Главное, важное.
То, что значит оно, 
Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.
В нем стремленье 
На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других 
Позабыть не дает.

И оно поважнее, 
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец  ДОБРОТА.

У. О каком качестве пойдет речь?

Д. О доброте.

       У. — Кто догадался, какая тема нашего урока? (слайд1)

У. Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство — ДОБРОТА.

Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.

Ведь доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Давайте все вместе прочитаем слова М. Пришвина: «Все хорошее в природе — от солнца; а все лучшее в жизни — от человека»(слайд 2)

У. А вот как о доброте писал Л.Н. Толстой: 

«Доброта — отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное»(слайд 3)

2. Индивидуальный этап.

У. А сколько много добрых слов образовано от слова — добро! 

Встречая гостей, мы говорим: «Добро пожаловать», а провожая: «Доброго пути!» (На доске изображен ЦВЕТОК ДОБРОТЫ (слайд 4.)

Сейчас наш цветок доброты расцветет, и мы узнаем, как именуют …

  • Того, кто желает всем только добра ….? (доброжелательный)

  • О добром, мягким  по характеру и незлобивом человеке говорят …. (добродушный)

  • О человеке приличном, достойном одобрения, порядочном, говорят ….. (добропорядочный)

  • Тот, кто обладает добрым сердцем, именуем …. (добросердечный)

  • О человеке старательном, честно выполняющим свои обязательства и обязанности, говорят …. (добросовестный)

  • Тот, кто отличается хорошим поведением, хорошим нравом, именуем … (добронравный)

  • О человеке высоконравственном, проявляющим добродетель, говорим …. (добродетельный)

У. «Доброта — солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели»

У. Присмотритесь внимательно к цветку доброты и скажите, ничего он вам не напоминает?

Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор?

Д. Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик».

У. Кому и как помогла девочка в этой сказке?

Какое из желаний девочки было самым лучшим? Почему? Почему исполнение остальных желаний не принесло ей большой радости?

(Дети отвечают.)

У. А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка? (Учитель выслушивает ответы детей).

У. Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?     

Д. Нет.

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с. тобой добрей.

У. Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

3. Доброта — истинная и ложная. Работа с учебным пособием.

Вдумчиво про себя прочитайте стихотворение Валентина Берестова:

Зло без добра не сделает ни шага,
Хотя бы потому,
Что вечно выдавать себя за благо
Приходится ему.
Добру, пожалуй, больше повезло:
Не нужно выдавать себя за зло.

          На какую мысль нас наводит это стихотворение? Как отличить добро от зла?

Вывод: Доброта бывает истинная и доброта  ложная. 

Откроем учебное пособие на стр. 90 и поразмышляем с авторами над этим вопросом.

(Чтение по абзацам вслух)

Чей же совет можно считать добрым? Почему?

Зачитайте эти строки.

4. Задание в рабочей тетради стр.  . Прочитайте  вдумчиво два текста самостоятельно и ответьте письменно на вопрос: «Кто из героев рассказов проявляет доброту истинную, а кто — ложную?». Затем обсудите в группе, придите к единому мнению и заполните бланк ответов. Чтобы работа прошла успешнее руководствуйтесь правилами работы в группе.

Текст №1

К Сереже пришли друзья, Миша и Саша, и пригласили погулять. «Но я ещё не решил задачу, она для меня очень трудная», — сказал Сережа. Саша успокоил: «Садись. Давай составим краткую запись, и ты справишься. Это не трудно». Миша хлопнул друга по плечу и сказал: «Я знаю решение. Записывай, не теряй время. Пойдем скорее гулять».

Текст №2

В воскресенье ребята 3 «б» класса решили посадить деревья около школы. Утром Лене не хотелось подниматься с постели, и она сообщила, что никуда не пойдет. Бабушка пожалела внучку: «Поспи, Леночка, ведь сегодня выходной день. Ты за неделю так устала. А в школе скажем, что ты приболела». Подошел дед и строго сказал: «Вставай, Елена. Пообещала — сделай дело, а потом гуляй смело».

5. Обсуждение в классе и экспертная оценка.

Экспертная оценка 

Итак, лидеры, групп продемонстрируйте мнение своей группы?

Есть ли группы, у которых мнения расходятся?

  • Текст №1. Саша проявляет доброту истинную, а Миша — ложную.

  • Текст №2. Дедушка проявляет доброту истинную, а бабушка ложную.

У. Добрый человек — это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям! Ребята, а где добро всегда побеждает зло?

Д. В сказках.

У. Вспомните сказки, в которых добро побеждает зло. (Дети перечисляют сказки).

6. Работа в паре

У. Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. И нашло отражение в пословицах и поговорках. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, доброте?  Предлагаю вам поработать в паре и, из представленных слов составить пословицу или поговорку о добре, доброте.

  • Добрые дела красят человека.

  • Без добрых дел нет доброго имени.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Добро век не забудется.

  • Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

  • От добра — добра не ищут.

  • Доброе сердце лучше богатства.

  • Доброе слово — половина счастья.

  • При солнышке тепло, при матушке добро.

  • Доброе слово и кошке приятно.

  • Худо тому, кто добра не делает никому.

  • Не ищи красоты — ищи доброты.  

  • Доброе дело дороже богатства.     

  • Красоту уносят годы, доброту не унесут.

  • Добро не лихо, бродит по миру тихо;

  • Добро не умрёт, а зло пропадёт;

  • Доброе дело само себя хвалит;

  • Доброта без разума пуста;

  • Добрые чувства — соседи любви;

  • Добрый гость всегда в пору;

  • Добрым словом и бездомный богат;

  • Добро помни, а зло забывай;

  • Доброго чти, а злого не жалей;

Какие пословицы получились у вас? Кто готов озвучить?

7. Рефлексия. 

В нашей классной комнате стало ещё светлее и теплее от сказанных добрых слов.

Чтение стихотворения учителем:

Доброта.

Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом, 
Что бы мы порой не изучали, 
Кем бы в жизни ни были потом. 
А. Дементьев

У. Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что полезного и доброго можно взять в жизнь из сегодняшнего урока. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов — откройте глаза.

Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в, то, же время каждая бусинка существует отдельно.

Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой.

Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченными и дружными, добрыми, умными, честными, заботливыми, любящими и самыми любимыми.

Давайте же теплые ладошки друг другу и закончим нашу встречу песней «Если добрый ты!»(слайд 14)

(Поем песню, взявшись за руки)

8.Д/з

Дома прочитайте в кругу семьи статью «Добрые дела» на стр. 88-89, желающие могут нарисовать образ-символ Добра.

План-конспект урока (3 класс) по теме: конспект урока по теме «Доброта» (социокультурный курс «Истоки»)

Истоки. 3 класс

Тема «ДОБРОТА»

ХОД УРОКА

1. Подготовительный этап (присоединение к теме).

У. Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.            Дети читают стихи.

Слово это серьезное,

 Главное, важное.

 То, что значит оно,

 Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

 Тепло и любовь.

 В нем стремленье

 На помощь прийти вновь и вновь. 

Это качество

 В сердце у многих живет

 И о боли других

 Позабыть не дает. 

И оно поважнее,

 Чем лица красота.

 Догадались, что это?

 Сердец  ДОБРОТА.

— О каком качестве пойдет речь?   О доброте.

— Кто догадался, какая тема нашего урока?

— Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство — ДОБРОТА.

Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди. Ведь доброта — это солнце, которое согревает душу человека.

Давайте все вместе прочитаем  высказывания о доброте великих людей:

 «Все хорошее в природе — от солнца; а все лучшее в жизни — от человека».М. Пришвин  

«Доброта — отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное». Л.Н. Толстой

«Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Л.Н. Толстой

«Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой». Марк Твен

«Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок»                     Конфуций

2. Индивидуальный  этап.             На доске изображен ЦВЕТОК ДОБРОТЫ

— А сколько много добрых слов образовано от слова — доброта!  Давайте мы узнаем эти слова.

— Как называют человека высоких моральных принципов, очень обязательного, не позволяющего  себе отдохнуть пока работа не будет выполнена правильно.

(ДОБРОСОВЕСТНЫЙ).

— Как называют человека, который  желает всем  добра, готовый содействовать благополучию других  людей  (ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ).

— Как называют человека, который достоин одобрения,  уважения, очень порядочный, приличный (ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ).

— Как называют  человека  сочувствующего, который понимает состояние другого. Об этом человеке говорят, что у него очень доброе сердце.   (ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ)

— О каком человеке говорят – человек добрый и мягкий по характеру, незлобивый.

(ДОБРОДУШНЫЙ)

— Про какого человека говорят:  скромный, кроткий, послушный, имеет хорошее поведение. (ДОБРОНРАВНЫЙ).

— Человек добрый, высоконравственный, стремится к добру,  проявляет   добродетель. (Доброде́тель — философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона).

«Доброта — солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели»

— Сколько лепестков получилось у нашего цветка?  (7)

— Вспомните, как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор? (В. Катаева «Цветик-семицветик»).   Кому и как помогла девочка в этой сказке?

— Какое из желаний девочки было самым лучшим? Почему? Почему исполнение остальных желаний не принесло ей большой радости? Просмотр фрагмента мультфильма.

— А на что бы вы потратили лепестки волшебного цветка? (Выслушать ответы детей).

— Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?      

— Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.  Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.

Давайте поклоняться доброте!

 Давайте с думой жить о доброте:

 Вся в голубой и звёздной красоте,

 Земля добра. Она дарит нас хлебом,

 Живой водой и деревом в цвету.

 Под этим вечно неспокойным небом

 Давайте воевать за доброту!

3. Доброта — истинная и ложная.

— Доброта бескорыстна. Зачем ждать благодарности?  Доброта — это стремление человека дать счастье всем людям. Но доброта бывает истинная и ложная. Всем нам всю жизнь нужно учиться отличать доброту истинную от ложной.

Чтение учебного пособия (ст.90-91) до слов « наверное, тот, который…»

Не стой в стороне равнодушно,

 Когда у кого-то беда.

 Рвануться на выручку нужно.

 В любую минуту, всегда.

4. Работа в группах. Работа в РТ стр.11

1-й этап – самостоятельно

— Я вам предлагаю прочитать два текста и ответить на вопрос: «Кто из героев рассказов проявляет доброту истинную, а кто — ложную?»

Текст №1

К Сереже пришли друзья, Миша и Саша, и пригласили погулять. «Но я ещё не решил задачу, она для меня очень трудная», — сказал Сережа. Саша успокоил: «Садись. Давай составим краткую запись, и ты справишься. Это не трудно». Миша хлопнул друга по плечу и сказал: «Я знаю решение. Записывай, не теряй время. Пойдем скорее гулять».

Текст №2

В воскресенье ребята 3 «б» класса решили посадить деревья около школы. Утром Лене не хотелось подниматься с постели, и она сообщила, что никуда не пойдет. Бабушка пожалела внучку: «Поспи, Леночка, ведь сегодня выходной день. Ты за неделю так устала. А в школе скажем, что ты приболела». Подошел дед и строго сказал: «Вставай, Елена. Пообещала — сделай дело, а потом гуляй смело».

2-й этап – работа в группе

5. Обсуждение групп.

-Давайте проверим, какая группа безошибочно определила, кто проявляет доброту ложную, а кто истинную.

Текст №1. Саша проявляет доброту истинную, а Миша — ложную.

Текст №2. Дедушка проявляет доброту истинную, а бабушка ложную.

— Добрый человек — это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям! Ребята, а где добро всегда побеждает зло? ( В сказках).

— Вспомните сказки, в которых добро побеждает зло. (Дети перечисляют сказки).

6. Рассказ о Николе  Чудотворце. (слайд)

— Один из самых почитаемых на Руси святых. Он считается покровителем России, небесным покровителем Сургута.

19 декабря Православная Церковь празднует память Николая- Чудотворца.  Николай является небесным покровителем Сургута,  о чем свидетельствуют те факты, что первый храм, появившийся в городе, был освящен в честь святителя Николая и то, что в городе и сегодня действует два храма в честь великого святого: новый каменный храм в Сургуте  и храм в поселке Белый Яр.

Николай Угодник творил чудеса при жизни, но немало происходило и происходит чудес и после его смерти. Он помогает морякам, путешественникам, детям. Он помогает всем, кто обращается к нему за помощью. Святой Николай прославился как избавитель от бед и заступник несправедливо обиженных.  Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти. В Российской империи Николай Чудотворец занимал первое место среди святых (после Богоматери) по количеству посвящённых храмов и написанных икон, его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцам.

7.Работа в паре.

—  Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Первые пословицы о доброте  появились очень давно, даже в те времена для людей было важно это качество личности!

— Я вам предлагаю в паре вспомнить пословицы о доброте, составив их из двух половинок.

  • Спеши делать добро.
  • Добрые дела красят человека.
  • Без добрых дел нет доброго имени.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Злой не верит, что есть добрые люди.  
  • Добро век не забудется.
  • Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
  • От добра — добра не ищут.
  • Доброе сердце лучше богатства.
  • Доброе слово — половина счастья.
  • При солнышке тепло, при матушке добро.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Не ищи красоты — ищи доброты.  
  • Доброе дело дороже богатства.      
  • Красоту уносят годы, доброту не унесут.
  • Добро не лихо, бродит по миру тихо;
  • Добро не умрёт, а зло пропадёт;
  • Доброе дело само себя хвалит;
  • Доброта без разума пуста;
  • Добрые чувства — соседи любви;
  • Добрый гость всегда в пору;
  • Добрым словом и бездомный богат;
  • Добро помни, а зло забывай;
  • Доброго чти, а злого не жалей;

8. Ресурсный круг

 Мы вырастили с вами цветок Добра. А теперь я вам предлагаю вырастить дерево Добрых Слов.

— На листочке дерева вы запишите самое главное для вас доброе слово, которое вы хотите подарить всем. (дается 1 минута)

-Давайте встанем в круг и поделимся  друг с другом  добрыми словами.

 (прикрепляют к доске)

— Какое  чудесное получилось дерево! На нем распустились листочки добрых слов, от которых  в нашем сердце растет тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание. Хорошо, если  в согласии с добрыми словами не только ваши уста, но и ваше сердце.  Спешите делать добро!

Добрые сердца — это сады.  

Добрые слова — это корни.  

Добрые мысли — цветы.

Добрые дела — плоды.

9. Итог урока

— А в завершении нашего урока, я хотела бы вам прочитать стихотворение Андрея Дементьева  «Доброта».

Доброту не купишь на базаре.

 Искренность у песни не займёшь.

 Не из книг приходит к людям зависть.

 И без книг мы постигаем ложь.

 Видимо, порой образованью

 Тронуть душу не хватает сил.

 Дед мой без диплома и без званья

 Просто добрым человеком был

 Значит, доброта была вначале?..

 Пусть она приходит в каждый дом,

 Что бы мы порой не изучали,

 Кем бы в жизни ни были потом.

— Я благодарю Вас за работу. Дома я вам предлагаю выполнить в РТ стр.12

Готовимся к итоговому сочинению. Направление «Доброта и жестокость»

Направление «Доброта и жестокость».

Как можно раскрыть тему «Доброта и жестокость»

● Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку. 
● Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний. 
● Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д. 
● Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д. 
● Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д. 
● Истинная и ложная доброта. 
● Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА

Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;

Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

ЧТО ТАКОЕ ЖЕСТОКОСТЬ

Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости. Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу. На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал  героя,  жестоко обращавшегося к людям. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил  «герой времени» с Бэллой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэлла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры. Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

Н.В.Гоголь «Шинель» Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» изображена история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто  ограбит, унизит и оскорбит другого.

Н.С.Лесков «Дурачок» Н.С.Лесков в своём творчестве обращался к теме праведничества. Он стремился показать образ человека, который неизменно оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем всех несчастных. Петьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину; сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать; отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, — пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем все события, происходящие в нашей жизни.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву из-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня – это воплощение доброты, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря – это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость – это неверие в своё бессмертие, а доброта – это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».

Высказывания известных людей

Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми. Конфуций

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Лев Н. Толстой

Жестокость и страх пожимают руки друг другу. О. Бальзак

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Ф. Бэкон

Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. Л. Толстой

Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло. В. Вольф

Всякая жестокость происходит от немощи. Сенека

Без доброты невозможна истинная радость.  Томас Карлейль

Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром.  Эзоп 

Жестокость — это порождение злого ума и часто трусливого сердца. Л. Ариосто

Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба. Л. Толстой

Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге. К. Ушинский

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. А. Чехов
 

https://www.ctege.info/napravlenie-dobrota-i-zhestokost/

http://4ege.ru/sochinenie/56995-argumenty-po-napravleniyu-dobrota-i-zhestokost.html