1. Преднаука Вавилонии и Древнего Египта. Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика (Фалес, Пифагор)
1.1. Преднаука Вавилонии и Древнего Египта.
Элементы естественных знаний, знаний в области естественных наук, накапливались постепенно в процессе практической деятельности человека и формировались большей частью исходя из потребностей этой практической жизни, не становясь самодостаточным предметом деятельности. Выделяться из практической деятельности эти элементы начали в наиболее организованных обществах, сформировавших государственную и религиозную структуру и освоивших письменность: Шумеры и Древний Вавилон, Древние Египет, Индия, Китай. Чтобы понять, почему одни моменты естествознания появляются ранее других, вспомним, области деятельности, знакомые человеку той эпохи:
— сельское хозяйство, включая земледелие и скотоводство; Развитие сельского хозяйства требует развития соответствующей с/х техники. Практическая механика, несомненно, развивалась в это время.Ирригационные работы в Древнем Вавилоне и Египте требовали знания практической гидравлики. Управление разливом рек, орошение полей при помощи каналов, учет распределяемой воды развивает элементы математики.пецифические климатические условия Египта и Вавилона, жесткое государственное регулирование производства диктовали необходимость разработки точного календаря, счета времени, а отсюда – астрономических познаний.
— строительство, включая культовое; К началу последнего тысячелетия до н.э. народам Средиземноморья были достаточно хорошо известны те пять простейших подъемных приспособлений, которые впоследствии получили название простых машин: рычаг, блок, ворот, клин, наклонная плоскость. Однако до нас не дошел ни один древнеегипетский или вавилонский текст с описанием действия подобных машин, результаты практического опыта, видимо, не подвергались теоретической обработке. Строительство больших и сложных сооружений диктовало необходимость знаний в области геометрии, вычислении площадей, объемов, которое впервые выделилось в теоретическом виде.
Для развития строительной механики необходимо знание свойств материалов, материаловедение. Древний Восток хорошо знал, умел получать очень высокого качества кирпич (в том числе обожженный и глазурованный), черепицу, известь, цемент.— металлургия, керамика и прочие ремесла; В древности (еще до греков) было известно 7 металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, ртуть, железо, а также сплавы между ними: бронзы (медь с мышьяком, оловом или свинцом) и латуни (медь с цинком)
— военное дело, мореплавание, торговля; В конструкции стрелы и метательного копья (дротика) уже заложено неявное понятие об устойчивости движения, а в булаве и боевом топоре – оценка значения силы удара. Мореплавание стимулировало развитие астрономии для координации во времени и пространстве, техники строительства судов, гидростатики и многого другого. Торговля способствовала распространению технических знаний. Кроме того, свойство рычага – основы любых весов было известно задолго до греческих механиков-статиков.
— управление государством, обществом, политика; Для этого были нужны хотя бы начатки арифметики. Иногда (Вавилон) государственные нужды требовали знаний астрономии. Письменность, сыгравшая важнейшую роль в становлении научных знаний – во многом продукт государства.
— религия и магия. связь между звездными небом и мифологией египтян очень тесная и прямая, а потому развитие астрономии и календаря диктовалось не только нуждами сельского хозяйства.
Постараемся просуммировать сведения о том, что было выделено на Древнем Востоке как теоретическое знание.
Математика.
Даже в наиболее развитых экономических структурах древности потребность в математике не выходила за пределы элементарной домашней арифметики, которую ни один математик не назовет математикой. Требования же к математике со стороны технических проблем таковы, что средств древней математики было недостаточно для каких бы то ни было практических приложений..Невозможно проследить развитие математических знаний, все появляется сразу, без эволюции. Существует две группы текстов: большая – тексты таблиц арифметических действий, дробей и т.п., в том числе ученические, и малочисленная, содержащая тексты задач (около 100 из найденных 500 000 табличек).
Вавилоняне знали теорему Пифагора, знали очень точно значение главного иррационального числа — корня из 2, вычисляли квадраты и квадратные корни, кубы и кубические корни, умели решать системы уравнений и квадратные уравнения. Вавилонская математика носит алгебраический характер. Так же как для нашей алгебры ее интересует только алгебраические соотношения, геометрическая терминология не употребляется.
Однако и для египетской и для вавилонской математики характерно полное отсутствие теоретических изысканий методов счета. Нет попытки доказательства. Вавилонские таблички с задачами делятся на 2 группы: “задачники” и “решебники”. В последних из них решение задачи иногда завершается фразой: “такова процедура”. Классификация задач по типам была той высшей ступенью развития обобщения, до которой сумела подняться мысль математиков Древнего Востока. Видимо, правила находились эмпирическим путем, путем многократных проб и ошибок.
При этом математика носила сугубо утилитарный характер. С помощью арифметики египетские писцы решали задачи о расчете заработной платы, о хлебе, о пиве для рабочих и т.п. Нет еще четкого различия между геометрией и арифметикой. Геометрия является лишь одним из многих объектов практической жизни, к которым можно применить арифметические методы. В этом отношении характерны специальные тексты, предназначенные для писцов, занимавшихся решением математических задач. Писцы должны были знать все численные коэффициенты, нужные им для вычислений. В списках коэффициентов содержатся коэффициенты для “кирпичей”, для “стен”, для “треугольника”, для “сегмента круга”, далее для “меди, серебра, золота”,“ячменя”, для “диагонали”, “резки тростника” и т. д.. Даже вавилонская математика не перешагнула порога донаучного мышления.Астрономия.
Египетская астрономия на протяжении всей своей истории находилась на исключительно незрелом уровне. Судя по всему, никакой иной астрономии кроме наблюдений за звездами для составления календаря в Египте не было. В египетских текстах не нашлось ни одной записи астрономических наблюдений.
Ассиро-вавилонская астрономия вела систематические наблюдения с эпохи Набонассара (747 г до н.э.). За период “доисторический” 1800 – 400 гг. до н.э. в Вавилоне разделили небосвод на 12 знаков Зодиака по 300 каждый, как стандартную шкалу для описания движения Солнца и планет, разработали фиксированный лунно-солнечный календарь. После ассирийского периода становится заметен поворот к математическому описанию астрономических событий. Однако наиболее продуктивным был достаточно поздний период 300 – 0 гг. Этот период снабдил нас текстами, основанными на последовательной математической теории движения Луны и планет.
Главной целью месопотамской астрономии было правильное предсказание видимого положения небесных тел: Луны, Солнца и планет. Достаточно развитая астрономия Вавилона объясняется обычно таким важным ее применением как государственная астрология (астрология древности не имела личностного характера). Ее задачей было предсказание благоприятного расположения звезд для принятия важных государственных решений. Таким образом, несмотря на нематериалистическое применение (политика, религия) астрономия на Древнем Востоке также как и математика носила сугубо утилитарный, а также догматический, бездоказательный характер.
Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции.
Первой важнейшей предпосылкой античности выступает первобытно-мифологическое представление о человеке как силе и о мире, как совокупности враждебных людям сил. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы.
Вторая предпосылка – природно-географические условия самой Греции. Горы, отсутствие рек, мало пастбищных земель, суховеи, начавшиеся после того, как леса были вырублены на корабли, ураганы с моря, жаркий климат, все это наложило отпечаток на мировоззрение греков. Жизнь оказывалась тяжелой, а труд бессмысленным и в Греции рано забросили хлеборобство, перейдя к рыболовству и торговле, по преимуществу, к посреднической. Города, в которых жили древние греки, располагались в долинах, были невелики, и население жило в них скученно. Никакого личного секрета нельзя было утаить от сограждан. В основном, жизнь протекала в толпе и была «жизнью на публику». В центре городов находилась рыночная площадь (агора) с храмом. На этой площади греки проводили все свободное время, обсуждая общегородские вопросы: бюджет, объявление войны или перемирия и т.д. На агоре и родилась греческая философия, логика и риторика, именно здесь зародилась вся культура античности. Участвующий в споре на рыночной площади грек считал, что главное, это донести свою интуитивную истину другим, убедить, доказать. Для этого и нужна была логика. Философия же предоставляла аргументы. Она была ясным представлением об устройстве космоса и лучших путях жизни в нем. Диалог на агоре заключался в том, чтобы средствами логики редуцировать жизненную проблему к идеям философии и убедить собеседников, тогда-то проблема и считалась решенной.
Всякое качественное видоизменение осуществляется на какой-то основе, служащей как бы «точкой опоры» для переворота. Отношение между рабовладельцем и рабом было основой для превращения мифологического мышления в античный разум. Возникновение отношения раба и рабовладельца означало то, что и труд разделился на две сферы: умственный и физический труд, и в самом жизненном мире человека образовалось как бы два уровня: чистая духовность и вещественная телесность. Одни люди — аристократия, рабовладельцы уже не имели необходимости лично физически трудиться для пропитания, они занялись умственным свободным трудом и находили основу своей личности на духовном уровне. Другие же — рабы жили на вещественно-телесном уровне, умственным трудом не занимались, их личность продолжала оставаться первобытной, в Риме их называли «говорящими орудиями».
Ментальность античного человека опиралась на два основания, на духовное и физическое, а пространство между ними как бы заполнялось демонами и духами стихий, языческими богами, которые по мере развития духовного уровня и становления разума переосмыслялись. Духовный уровень вырос из физического и, из-за того, что слишком мало времени прошло с момента его появления, в течение всего античного периода разумное мышление исходило из представления о физической телесности и эту телесность всегда учитывало.В противовес первобытным кровнородственным отношениям, когда любому было ясно, что все вокруг «такие же, как Я», период рабовладения показал, что «на свете есть существа, похожие на меня, вовлеченные в мой жизненный мир, но совсем не такие же!» Именно это разрушило кровнородственную связь и стало точкой опоры, перевернувшей первобытно-мифологическую культуру вверх ногами и создавшей античный мир.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот — все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) — земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.
Представление о космосе и человеке является основным символом всей древнегреческой картины мира. Однако это не был механический космос, наподобие бездушной машины природы. Он стал вместилищем богов и демонов мифологической поры, Абсолютом, выше которого ничего нет, и в котором происходит все целесообразное и нецелесообразное.
1.3. Философия и математика. Фалес и Пифагор.
Первой философской школой в европейской цивилизации была милетская школа. Её виднейший представитель — Фалес (640-545 до н.э.). Он определил продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, установил время солнцестояний и равноденствий, предсказал солнечное затмение, изобрел несколько астрономических приборов; открыл Полярную звезду, ряд созвездий и показал, что они могут служить руководством для мореплавания. В своем осмыслении мира Фалес поднялся до понятия первоначала, каковым, с его точки зрения, оказывается “вода”. Фалес считал, что знание надо сводить к единой основе, а познание основывать на чувственном восприятии вещей. Познание мира неотделимо от человека: ”Познай самого себя“- одно из важнейших положений, связываемых с его именем.
Пифагор(580-500гднэ). Сам ничего не писал. Учения его претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц. учение о порядке. В общ. жизни порядок — власть аристократов. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не матер. первоначало, а числа, кот. образуют космический порядок — прообраз общ. порядка. Познать мир — значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли колич. стороны явл. природы. Все вещи состоят из противоположностей – чет., нечет. Однако их противоположности не переходят друг в друга. Особое значение – предел. и беспредельное. Идеи бессмертия души и переселения душ.
Страница не найдена — СПбФ ИИЕТ РАН
Монография А.Ю. Скрыдлова «Административная статистика в дореформенной России (1802–1852)»
Вышла в свет монография кандидата исторических наук, заведующего Сектором истории Академии наук и научных учреждений, старшего научного сотрудника Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН Андрея Юрьевича Скрыдлова «Административная статистика в дореформенной России (1802–1852)». Скрыдлов А.Ю. Административная статистика в дореформенной России (1802–1852). — СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2022 — 282 с. …
Творческая встреча и лекция ВАЛЕРИЯ СУШКОВА «Филатуризм. Новое понятие в мировой практике туризма или как завоевать Географический Оскар!»
10 февраля 2023 г. в конференц-зале Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН (г. Санкт-Петербург, Университетская наб. 5, Лит. Б, второй этаж) прошла творческая встреча и лекция ВАЛЕРИЯ СУШКОВА «Филатуризм. Новое понятие в мировой практике туризма или как завоевать Географический Оскар!». Состоялась торжественная Церемония спецгашения филателистической серии «Великие русские путешественники. …
Заседание Учёного совета СПбФ ИИЕТ РАН (14.02.2023 в 12:00)
Заседание Ученого совета СПбФ ИИЕТ РАН 14 февраля 2023 г. (вторник) в 12:00 Итоги работы СПбФ ИИЕТ РАН за 2022 г. Н.А. Ащеулова Об итогах работы аспирантуры СПбФ ИИЕТ РАН за 2022 г. Е.Е. Елькина О выдвижении кандидатов от СПбФ ИИЕТ РАН на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга. Н.А. Ащеулова О внесении изменений в персональный …
Конкурс СПбФ ИИЕТ РАН на замещение должностей научных работников
Санкт-Петербургский Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук (ИИЕТ РАН) объявляет конкурс на замещение должностей научных работников: Ученый секретарь 1 ед.; Требования к квалификации: Ученая степень кандидата исторических наук, опыт научно-организационной работы не менее 5 лет. Наличие за последние 5 лет: не менее 6-и научных …
СПбФ ИИЕТ РАН поздравляет с Днём Российской науки!
СПбФ ИИЕТ РАН поздравляет с Днём Российской науки! Желаем креативных идей, творческого поиска, смелых решений, достижений на профессиональном пути, целеустремленности, радости открытий, плодотворного общения и позитивного настроя!
17-18 мая 2023: XXXVII сессия Международной школы социологии науки и техники им.
С.А. Кугеля17–18 мая 2023 г. в Санкт-Петербурге состоится XXXVII сессия Международной школы социологии науки и техники им. С. А. Кугеля НАУКА И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ: В ПОИСКАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА Организаторы: Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова Российской академии наук, Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук, Социологический институт РАН — …
Монография Е.Ф. Синельниковой «Научные общества Петрограда-Ленинграда в 1920-е годы»
Вышла в свет монография кандидата исторических наук, ученого секретаря Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН Елены Федоровны Синельниковой «Научные общества Петрограда-Ленинграда в 1920-е годы». Синельникова Е.Ф. Научные общества Петрограда-Ленинграда в 1920-е годы. СПб.: Скифия-принт, 2022. 348 с. ISBN 978-5-98620-637-0 Книга посвящена комплексному исследованию роли и места научных обществ Петрограда-Ленинграда в системе …
Конкурс СПбФ ИИЕТ РАН на замещение должностей научных работников
Санкт-Петербургский Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук (СПбФ ИИЕТ РАН) объявляет конкурс на замещение должностей научных работников: Младший научный сотрудник Сектора истории Академии наук и научных учреждений 1 ед.; Тематика исследования: «Академическая наука и государственная власть в России в XVIII-первой трети XX вв. формы и тенденции взаимодействия (к 300-летию основания …
Встреча с Е.Ф. Синельниковой, автором монографии «Научные общества Петрограда — Ленинграда в 1920-е годы»
В Доме ученых им. М. Горького 18 января 2023 г. в Малом лекционном зале в 18:00 состоится встреча с автором монографии «Научные общества Петрограда — Ленинграда в 1920-е годы», кандидатом исторических наук, ученым секретарем Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН Еленой Федоровной Синельниковой. Синельникова Е. Ф. Научные общества Петрограда-Ленинграда в …
Публикации к 90-летию ИИЕТ им. С.И. Вавилова РАН
90-летнему юбилею Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук посвящены публикации в четвертом выпуске журнала 2022 года «Социология науки и технологий», издаваемого в ИИЕТ РАН: Четвертый номер журнала «Социология науки и технологий» (2022 г.) под рубрикой «К 90-ЛЕТИЮ ИНСТИТУТА ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ им. С.И. ВАВИЛОВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК» открывает статья …
Цвет в Древнем Египте — Энциклопедия всемирной истории
Древние египтяне очень ценили жизнь, что ясно отражено в их искусстве. Изображения людей, развлекающихся — в этой жизни или в следующей — столь же многочисленны, как и изображения богов или погребальных ритуалов. Первые египтологи, которые впервые столкнулись с этой культурой, сосредоточили свое внимание на многих примерах погребального искусства, найденных в гробницах, и пришли к выводу, что египетская культура была одержима смертью, тогда как на самом деле древние египтяне были полностью поглощены живой жизнью во всей ее полноте.
Тутанхамон и Анхсенамун
Патаки Марта (CC BY-NC-SA)
Египтяне украшали свои дома, сады, дворцы и гробницы впечатляющими произведениями искусства, которые отражали их признательность за все, что дали им боги, и подчеркивали эти изображения яркими цветами. Дворец Аменхотепа III (1386–1353 гг. до н. э.) в Малкате был ярко окрашен: внешние стены были белыми, а интерьеры — синими, желтыми и зелеными, повсюду были фрески и другие украшения. Эти цвета не были выбраны случайно, но каждый из них имел для египтян очень специфический символизм и использовался для передачи этого значения. Египтолог Розали Дэвид комментирует это:
Удалить рекламу
Реклама
Цвет считался неотъемлемым элементом всех художественных изображений, включая настенные сцены, скульптуры, гробницы и украшения, и считалось, что магические свойства определенного цвета становятся неотъемлемой частью любого предмета, к которому он был добавлен ( 176).
Каждый цвет имел свою особую символику и был создан из элементов, встречающихся в природе.
Цвет в Древнем Египте использовался не только для реалистичного изображения сцен из любой жизни, но и для иллюстрации небесных царств богов, загробной жизни, а также историй и историй божеств египетского пантеона. Каждый цвет имел свою особую символику и был создан из элементов, встречающихся в природе. Египтолог Маргарет Бансон пишет, как «ремесленники начали наблюдать за естественным появлением цветов в их окружении и измельчали различные оксиды и другие материалы, чтобы получить желаемые оттенки» (54). Этот процесс, когда египетские художники создавали цвета для своего искусства, восходит к раннему династическому периоду (ок. 3150–ок. 2613 г. до н. э.), но становится более заметным во времена Старого царства (ок. 2613–2181 гг. до н. э.). Со времен Старого царства до аннексии страны Римом после 30 г. до н. э. цвет был важным компонентом каждого произведения искусства, созданного египтянами.
Реализм в цвете
Каждый цвет был создан путем смешивания различных природных элементов, и каждый из них со временем был стандартизирован, чтобы обеспечить единообразие в художественном произведении. Египетский мужчина, например, всегда изображался с красновато-коричневой кожей, что было достигнуто путем смешивания определенного количества стандартной красной краски со стандартной коричневой. Вариации в миксе возникали в разные эпохи, но в целом оставались более или менее одинаковыми. Этот цвет для кожи мужчины был выбран для реалистичности в произведении, чтобы символизировать жизнь большинства мужчин на открытом воздухе, в то время как египтянки были окрашены более светлой кожей (с использованием желтого и белого цветов), поскольку они проводили больше времени в помещении.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Египетская охота на болотах
Ян ван дер Краббен (CC BY-NC-SA)
Богов обычно изображали с золотой кожей, что отражало веру в то, что у богов действительно была золотая кожа. Исключением является бог Осирис, который почти всегда изображается с зеленой или черной кожей, символизирующей плодородие, возрождение и подземный мир. Осирис был убит, возвращен к жизни Исидой, а затем спустился, чтобы править землей мертвых; все цвета, используемые в его изображениях, символизируют аспекты его истории. Независимо от того, изображает ли сцена мужчину и его жену за обедом или богов в солнечной барже, каждый используемый цвет должен был точно представлять различные темы этих событий.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Создание цвета и символика
Различные цвета ниже перечислены с их египетскими названиями, материалами, использованными для их создания, и тем, что они символизируют. Определения следуют работе Ричарда Х. Уилкинсона в его Символизме и магии в египетском искусстве и Маргарет Бансон Энциклопедии Древнего Египта , дополненной другими работами.
Столпы Джеда, Зал Осириса, Абидос
Джон Бодсворт (CC BY)
Красный ( desher ) — изготовлен из окисленного железа и красной охры, используется для создания телесных тонов и символизирует жизнь, но также зло и разрушение. Красный ассоциировался как с огнем, так и с кровью и, таким образом, символизировал жизненную силу и энергию, но также мог использоваться для подчеркивания определенной опасности или определения разрушительного божества. Бог Сет, например, убивший Осириса и принесший хаос в Египет в начале времен, всегда изображался либо с красным лицом, либо с рыжими волосами, либо полностью в красном. Этот образец также можно увидеть в письменных работах, где красный цвет иногда используется для обозначения опасного персонажа или аспекта в истории. В настенных росписях и гробницах красный цвет необходимо тщательно интерпретировать в контексте сцены. Хотя он часто использовался для подчеркивания опасности или даже зла, он также часто используется как символ жизни или высшего существа (как в изображениях Ока Ра) или возвышенного статуса, как в Красной Короне Нижнего Египта.
Удалить рекламу
Реклама
Глаз Гора
Мари-Лан Нгуен (общественное достояние)
Синий ( irtiu и хесбедж ) — один из самых популярных цветов, обычно именуемый «египетским синим», изготавливается из оксидов меди и железа с кремнеземом и кальцием, символизирующих плодородие, рождение, возрождение и жизнь и обычно используется для изображения воды и небес. Уилкинсон пишет: «Точно так же синий цвет может обозначать реку Нил и связанные с ней урожаи, подношения и плодородие, и многие из так называемых фигур «плодородия», которые представляют щедрость реки, имеют этот оттенок» (107). Статуи и изображения бога Тота, как правило, синие, сине-зеленые или имеют некоторый оттенок синего в них, связывающий бога мудрости с животворящими небесами. Синий также символизировал защиту. Амулеты плодородия бога-защитника Беса часто были синими, как и татуировки Беса, которые женщины носили, или ромбовидные узоры на нижней части живота, спине и бедрах. Считается, что эти татуировки носили как амулеты для защиты женщин во время беременности и родов.
Настенная живопись «Исида»
The York Project Gesellschaft für Bildarchivierung GmbH (GNU FDL)
Желтый ( хенэт и кенит ) — первоначально изготавливался из охры и оксидов, но из Нового царства (ок. 1570–1069 гг. До н.э.) был смешан из трисульфида мышьяка и символизировал солнце и вечность. Желтый был затемнен для золотистого телесного цвета богов или осветлен белым, чтобы указать на чистоту или какой-то священный аспект персонажа или объекта. Исида, например, всегда изображается с золотой кожей в белом платье, но иногда ее платье светло-желтого цвета, чтобы подчеркнуть ее вечный аспект в сцене или рассказе. Считается, что жрецы и жрицы богов Египта иногда одевались как свои божества, и Уилкинсон предполагает, что жрецы бога Анубиса в определенных случаях окрашивали свою кожу в желтый цвет, чтобы «стать» богом для этого события. Хотя Анубис традиционно изображался чернокожим, существует ряд текстов, изображающих его с золотым оттенком, как у других богов.
Египетская загробная жизнь
Неизвестный художник (CC BY-NC-SA)
Зеленый ( wadj ) — смешанный из малахита, медного минерала, и символизирующий добро, рост, жизнь, загробную жизнь и воскресение. Загробная жизнь Египта была известна как Тростниковое поле, а в некоторые эпохи — как Малахитовое поле, и всегда ассоциировалась с зеленым цветом. Уилкинсон пишет, что зеленый цвет был «естественным символом растущих вещей и самой жизни», и далее указывает, что в Древнем Египте «делать «зеленые вещи» было эвфемизмом для позитивного, жизнетворного поведения, в отличие от «красные вещи», которые символизировали зло» (108). Зеленый — это цвет умирающего и возрождающегося бога Осириса, а также Ока Гора, одного из самых священных предметов в египетской мифологии. На ранних росписях гробниц дух умершего изображался белым, а позже зеленым, чтобы ассоциировать мертвых с вечным Осирисом. В соответствии с символикой воскресения, зеленый также часто используется для изображения богини Хатхор, Владычицы Платана. Хатор была тесно связана с платановым деревом, с обновлением, преобразованием и возрождением. Мумии татуированных женщин предполагают, что чернила могли быть зелеными, синими или черными, а татуировки были связаны с поклонением Хатхор.
Удалить рекламу
Реклама
Книга Мертвых Аанеру, Фивы
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Белый ( хедж и шесеп ) — сделан из мела, смешанного с гипсом, часто используется в качестве осветлителя для других оттенков и символизирует чистоту, святость, чистоту и ясность. Белый был цветом египетской одежды и поэтому ассоциировался с повседневной жизнью, но часто использовался в художественных произведениях, чтобы символизировать трансцендентную природу жизни. Священники всегда носили белое, как и служители храма и храмовый персонал, участвующие в празднике или ритуале. Предметы, используемые в ритуалах (такие как чаши, тарелки, жертвенники, столы), были сделаны из белого алебастра. Белый, как и другие цвета, реалистично использовался для изображения одежды и предметов этого цвета в реальной жизни, но часто используется, чтобы подчеркнуть важность какого-либо аспекта картины; в некоторых случаях он делал обе эти вещи. Белая корона Верхнего Египта, например, обычно упоминается как белая — и поэтому изображается реалистично — но также символизирует тесную связь с богами, которыми наслаждается царь — и таким образом символически представляет чистоту и священное.
Анубис, Египетский саркофаг
Андре (CC BY-SA)
Черный ( kem ) — изготовлялся из углерода, молотого древесного угля, смешанного с водой и иногда обожженными костями животных, символизировал смерть, тьму, преисподнюю, а также жизнь, рождение и воскресение. Уилкинсон пишет: «Символическая ассоциация цвета с жизнью и плодородием вполне могла возникнуть из-за плодородного черного ила, отложенного Нилом во время его ежегодного разлива, и поэтому Осирис — бог Нила и подземного мира — часто изображался с черной кожей. «(109). Черный и зеленый часто взаимозаменяемо используются в египетском искусстве, фактически как символы жизни. Статуи богов часто вырезались из черного камня, но так же часто и из зеленого. Хотя черный ассоциировался со смертью, он не имел никакого отношения к злу, которое было представлено красным, и часто появляется вместе с зеленым или вместо зеленого в изображениях загробной жизни. Анубис, бог, который ведет мертвых в зал суда и присутствует при взвешивании сердца души, почти всегда изображается в виде черной фигуры, как и Бастет, богиня женщин, одно из самых популярных божеств во всем Египте. . Татуировки Беса были сделаны черными чернилами, а в изображениях загробной жизни часто используется черный фон, чтобы не только подчеркнуть золото и белый цвет переднего плана, но и символизировать концепцию возрождения.
Черный символизировал смерть, тьму, подземный мир, а также жизнь, рождение и воскресение.
Эти основные цвета часто смешивали, разбавляли или иным образом комбинировали для создания таких цветов, как фиолетовый, розовый, бирюзовый, золотой, серебряный и другие оттенки. Художники не были связаны минералами, из которых они смешивали свои краски, а только своим воображением и талантом в создании цветов, необходимых им для рассказа своих историй.
Удалить рекламу
Реклама
цвета в контексте
Эстетические соображения имели большое значение для египтян. Искусство и архитектура характеризуются симметрией, и даже их система письма, иероглифы, была установлена в соответствии с визуальной красотой как неотъемлемым аспектом их функции. Читая иероглифы, можно понять их значение, отметив, в каком направлении обращены фигуры; если они обращены влево, то читается влево, а если вверх, вниз или вправо, в любом из этих направлений. Направление рисунков обеспечивает контекст сообщения и, таким образом, дает возможность понять, о чем идет речь.
Список царей Египта, фрагмент 18-й династии
Усама Шукир Мухаммед Амин (авторское право)
Точно так же цвет в египетском искусстве следует интерпретировать в контексте. В определенной картине красный может символизировать зло или разрушение, но цвет не всегда следует интерпретировать в соответствии с этими линиями. Черный цвет часто неправильно истолковывается в египетском искусстве из-за современной ассоциации черного со злом. Изображения Тутанхамона, найденные в его гробнице, иногда изображают его с черной кожей, и они изначально ассоциировались со смертью и горем ранними археологами, интерпретировавшими находки; хотя ассоциация со смертью была бы правильной, и горе действительно сопровождало потерю кого-либо в Древнем Египте, как и сегодня, правильной интерпретацией была бы ассоциация Тутанхамона в смерти с Осирисом и концепцией возрождения и воскресения.
Белый цвет в наши дни сохраняет то же значение, что и у древних египтян, но, как уже отмечалось, его также следует интерпретировать в контексте. Белое платье Исиды означало бы чистоту и священность, тогда как белая юбка Сета была бы просто представлением того, как одевался египтянин-мужчина. Однако осознание символизма египетских цветов и того, почему они чаще всего использовались, позволяет лучше оценить египетское искусство и более четко понять послание, которое пытался передать древний художник.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Древний Египет — Энциклопедия всемирной истории
Египет — страна в Северной Африке, на берегу Средиземного моря, родина одной из древнейших цивилизаций на земле. Название «Египет» происходит от греческого Aegyptos , которое было греческим произношением древнеегипетского имени «Хвт-Ка-Птах» («Особняк Духа Птаха»), первоначального названия города Мемфис.
Мемфис был первой столицей Египта и известным религиозным и торговым центром; о его высоком статусе свидетельствуют греки, называющие этим именем всю страну. Для самих древних египтян их страна была известна просто как Кемет, , что означает «Черная земля», названная так из-за богатой темной почвы вдоль реки Нил, где зародились первые поселения. Позже страна была известна как Misr , что означает «страна», название, которое египтяне до сих пор используют для обозначения своей нации. Египет процветал на протяжении тысячелетий (с 8000 г. до н.э. по 30 г. до н.э.) как независимая нация, чья культура славилась большими культурными достижениями во всех областях человеческого знания, от искусства до науки, технологии и религии. Великие памятники, которыми до сих пор славится Древний Египет, отражают глубину и величие египетской культуры, оказавшей влияние на многие древние цивилизации, в том числе на Грецию и Рим.
Удалить рекламу
Реклама
Одной из причин непреходящей популярности египетской культуры является ее упор на величие человеческого опыта. Их великие памятники, гробницы, храмы и произведения искусства прославляют жизнь и служат напоминанием о том, что когда-то было и чего способны достичь люди в своих лучших проявлениях. Хотя Древний Египет в популярной культуре часто ассоциируется со смертью и погребальными обрядами, даже в них что-то говорит людям разных веков о том, что значит быть человеком, а также о силе и цели памяти.
Письменная история Египта начинается между 3400 и 3200 г. до н.э., когда культура Накада III разработала иероглифическое письмо.
Для египтян жизнь на земле была лишь одним аспектом вечного путешествия. Душа была бессмертной и обитала в теле на этом физическом плане лишь короткое время. После смерти человек встречал суд в Зале Истины и, если был оправдан, переходил в вечный рай, известный как Тростниковое поле, которое было зеркальным отражением его жизни на земле. Достигнув рая, можно было мирно жить в компании тех, кого любил на земле, включая своих питомцев, в том же районе, у того же ручья, под теми же самыми деревьями, которые, по его мнению, были потеряны после смерти. Однако эта вечная жизнь была доступна только тем, кто жил хорошо и в соответствии с волей богов в самом совершенном месте, способствующем такой цели: в земле Египта.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Египет имеет долгую историю, которая уходит далеко за пределы письменного слова, рассказов о богах или памятников, прославивших культуру. Свидетельства чрезмерного выпаса скота на земле, которая сейчас является пустыней Сахара, датируются примерно 8000 годом до нашей эры. Эти свидетельства, наряду с обнаруженными артефактами, указывают на процветающую земледельческую цивилизацию в регионе в то время. Поскольку уже тогда земля была в основном засушливой, кочевники-охотники-собиратели искали прохладу источника воды в долине реки Нил и начали селиться там где-то до 6000 г. до н.э.
Керамика Накада II
Гийом Бланшар (CC BY-SA)
Начало организованного земледелия в районе c. 6000 г. до н.э. и общины, известные как бадарская культура, начали процветать вдоль реки. Промышленность развивалась примерно в то же время, о чем свидетельствуют фаянсовые мастерские, обнаруженные в Абидосе, датируемые ок. 5500 г. до н.э. За бадарианскими культурами последовали амратская, герзейская и накада (также известные как Накада I, Накада II и Накада III), каждая из которых внесла значительный вклад в развитие того, что стало египетской цивилизацией. Письменная история земли начинается в какой-то момент между 3400 и 3200 годами до нашей эры, когда культура Накада III разработала иероглифическое письмо. К 3500 г. до н.э. мумификация мертвых практиковалась в городе Иераконполисе, а в Абидосе были построены большие каменные гробницы. Город Ксоис упоминается как уже древний к 3100–2181 гг. До н.э., как написано на знаменитом Палермском камне. Как и в других культурах по всему миру, небольшие аграрные общины стали централизованными и превратились в более крупные городские центры.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Ранняя история Египта
Ранний династический период в Египте (ок. 3150 — ок. 2613 до н. э.) ознаменовался объединением северного и южного царств под властью царя Менеса (также известного как Мени или Манес) Верхнего Египта, который завоевал Нижний Египет в ок. 3118 г. до н.э. или ок. 3150 г. до н.э. Эта версия ранней истории исходит из Aegyptica (История Египта) древнего историка Манефона, жившего в 3 веке до н.э. при династии Птолемеев (323-30 гг. до н.э.). Хотя его хронология оспаривалась более поздними историками, с ней до сих пор регулярно консультируются по династической преемственности и ранней истории Древнего Египта.
Палитра Narmer [Две стороны]
Неизвестный художник (общественное достояние)
Работа Манефона является единственным источником, который цитирует Менеса и завоевание, и теперь считается, что человек, которого Манефон называет «Менесом», был царем Нармером, который мирно объединил Верхний и Нижний Египет под одним правлением. Однако отождествление Менеса с Нармером далеко не является общепринятым, и Менес столь же достоверно связан с царем Хор-Аха (ок. 3100–3050 гг. До н.э.), сменившим его. Объяснение связи Менеса со своим предшественником и преемником заключается в том, что «Менес» — это почетный титул, означающий «тот, кто терпит», а не личное имя, и поэтому он мог использоваться для обозначения более чем одного царя. Утверждение о том, что земля была объединена в результате военной кампании, также оспаривается, поскольку знаменитая палитра Нармера, изображающая военную победу, некоторые ученые считают королевской пропагандой. Возможно, сначала страна объединилась мирным путем, но это кажется маловероятным.
Удалить рекламу
Реклама
Географическое обозначение в Древнем Египте соответствует направлению реки Нил, поэтому Верхний Египет — это южный регион, а Нижний Египет — северная область ближе к Средиземному морю. Нармер правил из города Хираконополис, а затем из Мемфиса и Абидоса. Торговля значительно возросла при правителях раннего династического периода в Египте, и сложные гробницы мастаба, предшественники более поздних пирамид, были развиты в египетских погребальных практиках, которые включали все более сложные методы мумификации.
Боги
С додинастического периода в Египте (ок. 6000 — ок. 3150 до н. э.) вера в богов определяла египетскую культуру. Ранний египетский миф о сотворении мира повествует о боге Атуме, который стоял посреди бурлящего хаоса до начала времен и изрек творение к существованию. Атума сопровождала вечная сила хека (магия), олицетворенная в боге Хеке, и другие духовные силы, которые оживляли мир. Гека была первичной силой, которая наполняла вселенную и заставляла все вещи работать так, как они работали; это также учитывало центральную ценность египетской культуры: маат , гармония и равновесие.
Все боги и все их обязанности вернулись к маат и хека . Солнце всходило и заходило так же, как и раньше, и луна путешествовала по небу, и времена года сменялись и уходили в соответствии с балансом и порядком, которые были возможны благодаря этим двум факторам. Маат также олицетворялась как божество, богиня страусиного пера, которой каждый король обещал свои полные способности и преданность. Царь был связан с богом Гором в жизни и Осирисом в смерти на основе мифа, который стал самым популярным в египетской истории.
Удалить рекламу
Реклама
Египетский бог Осирис
Али Каламчи (Авторское право)
Осирис и его сестра-жена Исида были первоначальными монархами, которые правили миром и дали людям дары цивилизации. Брат Осириса, Сет, завидовал ему и убил его, но его вернула к жизни Исида, которая затем родила ему сына Гора. Однако Осирис был неполным и поэтому спустился, чтобы править подземным миром, в то время как Гор, повзрослев, отомстил за своего отца и победил Сета. Этот миф иллюстрировал, как порядок восторжествовал над хаосом, и стал постоянным мотивом в египетской религии, погребальных ритуалах, религиозных текстах и искусстве. Не было периода, когда боги не играли неотъемлемой роли в повседневной жизни египтян, и это ясно видно с самых ранних времен в истории страны.
Старое Королевство
В период, известный как Древнее царство Египта (ок. 2613–2181 гг. до н. э.), архитектура, посвященная богам, развивалась ускоренными темпами, и некоторые из самых известных памятников Египта, такие как пирамиды и Великий Сфинкс в Гизе, были построены. Царь Джосер, правивший ок. 2670 г. до н.э. построил первую ступенчатую пирамиду в Саккаре ок. 2670 г., спроектированный его главным архитектором и врачом Имхотепом (ок. 2667–2600 гг. до н. э.), который также написал один из первых медицинских текстов, описывающих лечение более 200 различных заболеваний и утверждающих, что причина болезни может быть естественной, а не волей человека. боги. Великая пирамида Хуфу (последнее из семи чудес древнего мира) была построена во время его правления (2589 г.-2566 г. до н.э.) с пирамидами Хефрена (2558-2532 гг. до н.э.) и Менкаура (2532-2503 гг. до н.э.).
Пирамиды, Гиза, Египет
Shellapic76 (CC BY)
Величие пирамид на плато Гизы, какими они изначально должны были казаться, обшитыми блестящим белым известняком, является свидетельством могущества и богатства правителей того периода. Существует множество теорий относительно того, как были построены эти памятники и гробницы, но современные архитекторы и ученые далеки от единого мнения по поводу какой-либо одной из них. Некоторые утверждали, что, учитывая современные технологии, такого памятника, как Великая пирамида в Гизе, не должно существовать. Другие, однако, утверждают, что существование таких зданий и гробниц свидетельствует о превосходной технологии, которая была утеряна со временем.
Удалить рекламу
Реклама
Нет абсолютно никаких доказательств того, что памятники на плато Гиза или какие-либо другие памятники в Египте были построены рабским трудом, а также нет никаких доказательств, подтверждающих историческое прочтение библейской Книги Исход. Большинство авторитетных ученых сегодня отвергают утверждение о том, что пирамиды и другие памятники были построены рабским трудом, хотя рабы разных национальностей, несомненно, существовали в Египте и регулярно работали в рудниках. Египетские памятники считались общественными сооружениями, созданными для государства, и в строительстве использовались как квалифицированные, так и неквалифицированные египетские рабочие, и всем им платили за их труд. Рабочим на объекте в Гизе, который был лишь одним из многих, три раза в день давали порцию пива, а их жилище, инструменты и даже уровень медицинского обслуживания были четко установлены.
Первый промежуточный период и гиксосы
Эпоха, известная как Первый промежуточный период Египта (2181–2040 гг. до н. э.), ознаменовалась ослаблением власти центрального правительства после его краха. По всему Египту образовались в значительной степени независимые районы со своими губернаторами, пока не возникли два крупных центра: Иераконполис в Нижнем Египте и Фивы в Верхнем Египте. Эти центры основали свои собственные династии, которые управляли своими регионами независимо и периодически боролись друг с другом за верховный контроль до c. 2040 г. до н.э., когда фиванский царь Ментухотеп II (ок. 2061-2010 гг. до н.э.) победил силы Иераконполиса и объединил Египет под властью Фив.
Среднее царство Египта считается «классическим веком», когда искусство и культура достигли больших высот, а Фивы стали самым важным и богатым городом.
Стабильность, обеспеченная фиванским правлением, позволила процветать так называемому Среднему царству (2040–1782 гг. до н. э.). Среднее царство считается «классическим веком» Египта, когда искусство и культура достигли больших высот, а Фивы стали самым важным и богатым городом страны. По словам историков Оукса и Гахлина, «цари Двенадцатой династии были сильными правителями, установившими контроль не только над всем Египтом, но и над Нубией на юге, где было построено несколько крепостей для защиты египетских торговых интересов» (11). Первая постоянная армия была создана во времена Среднего царства царем Аменемхетом I (ок. 19 г.91-1962 г. до н.э.) Карнакский храм был начат при Сенрусете I (ок. 1971-1926 гг. до н.э.), и были созданы некоторые из величайших египетских произведений литературы и искусства. Однако 13-я династия была слабее 12-й и отвлекалась на внутренние проблемы, которые позволили иностранному народу, известному как гиксосы, получить власть в Нижнем Египте вокруг дельты Нила.
Гиксосы — загадочный народ, скорее всего, из области Сирии/Палестины, впервые появившийся в Египте ок. 1800 г. и поселился в городе Аварис. Хотя имена царей гиксосов имеют семитское происхождение, для них не установлена определенная этническая принадлежность. Сила гиксосов росла, пока они не смогли взять под свой контроль значительную часть Нижнего Египта к ок. 1720 г. до н.э., что сделало фиванскую династию Верхнего Египта почти вассальным государством.
Карта Древнего Египта
Тина Росс (авторское право)
Эта эпоха известна как Второй промежуточный период Египта (ок. 1782 — ок. 1570 до н. э.). Хотя египтяне ненавидели гиксосов (чье имя просто означает «иностранные правители»), они внесли в культуру множество улучшений, таких как композитный лук, лошадь и колесница, а также севооборот и разработки в области бронзы и керамики. работает. В то же время гиксосы контролировали порты Нижнего Египта, к 1700 г. до н.э. Королевство Куш поднялось к югу от Фив в Нубии и теперь удерживало эту границу. Египтяне предприняли ряд кампаний, чтобы изгнать гиксосов и покорить нубийцев, но все они потерпели неудачу, пока принц Яхмос I из Фив (ок. 1570-1544 гг. До н.э.) не преуспел и не объединил страну под властью Фив.
Новое царство и Амарнский период
г. Яхмос I положил начало периоду, известному как период Нового царства Египта (ок. 1570 — ок. 1069 до н. э.), когда снова наблюдалось большое процветание страны при сильном центральном правительстве. Титул фараона для правителя Египта происходит из периода Нового Царства; раньше монархи были просто известны как короли. Многие из египетских правителей, наиболее известных сегодня, правили в этот период, и большинство великих сооружений египетской архитектуры, таких как Рамессеум, Абу-Симбел, храмы Карнака и Луксора, а также гробницы Долины царей и Долины царей. За это время были либо созданы, либо значительно улучшены королевы.
Между 1504-1492 гг. до н.э. фараон Тутмос I (Тутмос I) укрепил свою власть и расширил границы Египта до реки Евфрат на севере, Сирии и Палестины на западе и Нубии на юге. За его правлением последовала королева Хатшепсут (1479–1458 гг. до н. э.), которая значительно расширила торговлю с другими народами, в первую очередь с землей Пунт. Ее 22-летнее правление было периодом мира и процветания для Египта.
Портрет царицы Хатшепсут
Роб Купман (CC BY-SA)
Ее преемник, Тутмос III (Тутмос III), продолжал ее политику (хотя он пытался стереть все воспоминания о ней, поскольку, как считается, он не хотел, чтобы она служила образцом для подражания для других женщин, поскольку считались только мужчины). достойный править), и ко времени его смерти в 1425 г. до н. э. Египет был великим и могущественным государством. Процветание привело, среди прочего, к увеличению производства пива различных сортов и увеличению количества свободного времени для занятий спортом. Успехи медицины привели к улучшению здоровья.
Купание долгое время было важной частью ежедневного режима египтян, поскольку оно поощрялось их религией и формировалось по образцу их духовенства. Однако в то время производились более сложные ванны, по-видимому, больше для отдыха, чем просто для гигиены. Гинекологический папирус Кахун, посвященный женскому здоровью и противозачаточным средствам, был написан ок. 1800 г. до н.э. и в этот период, похоже, широко использовался врачами. Хирургия и стоматология применялись широко и с большим мастерством, и врачи прописывали пиво для облегчения симптомов более 200 различных заболеваний.
Гинекологический папирус Kahun
Francis Llewellyn Griffith (общественное достояние)
В 1353 г. до н. э. фараон Аменхотеп IV унаследовал трон и вскоре после этого изменил свое имя на Эхнатон («живой дух Атона»), чтобы отразить свою веру в единого бога, Атона. Египтяне, как отмечалось выше, традиционно верили во многих богов, важность которых влияла на каждый аспект их повседневной жизни. Среди самых популярных из этих божеств были Амон, Осирис, Исида и Хатхор. Культ Амона в это время стал настолько богатым, что жрецы были почти такими же могущественными, как фараон. Эхнатон и его царица Нефертити отказались от традиционных религиозных верований и обычаев Египта и учредили новую религию, основанную на признании единого бога.
Эхнатон был первым правителем, который установил скульптуры и храмы в честь своей королевы, а не только для себя или богов.
Его религиозные реформы фактически урезали власть жрецов Амона и передали ее в его руки. Он перенес столицу из Фив в Амарну, чтобы еще больше отдалить свое правление от правления своих предшественников. Это известно как период Амарны (1353-1336 гг. до н.э.), во время которого Амарна превратилась в столицу страны, а политеистические религиозные обычаи были запрещены.
Среди своих многочисленных достижений Эхнатон был первым правителем, который установил скульптуры и храмы в честь своей королевы, а не только для себя или богов, и использовал деньги, которые когда-то шли на храмы, на общественные работы и парки. Власть духовенства резко упала по мере роста власти центрального правительства, что, казалось, было целью Эхнатона, но он не смог использовать свою власть в интересах своего народа. Письма Амарны ясно показывают, что он был больше озабочен своими религиозными реформами, чем внешней политикой или нуждами народа Египта.
За ним последовал его сын, самый узнаваемый египетский правитель современности, Тутанхамон, правивший с ок. 1336 — ок. 1327 г. до н.э. Первоначально его звали Тутанхатен, чтобы отразить религиозные убеждения его отца, но после вступления на престол он изменил свое имя на Тутанхамон в честь древнего бога Амона. Он восстановил древние храмы, удалил все упоминания о едином божестве своего отца и вернул столицу в Фивы. Его правление было прервано его смертью, и сегодня он наиболее известен нетронутым величием своей гробницы, обнаруженной в 1922 г. н.э., ставший в то время международной сенсацией.
Посмертная маска Тутанхамона
Ричард Эйзерманс (CC BY-NC-SA)
Однако величайшим правителем Нового царства был Рамсес II (также известный как Рамсес Великий, 1279–1213 гг. до н. э.), который начал самые сложные строительные проекты среди всех египетских правителей и правил настолько эффективно, что у него были средства для так. Хотя знаменитая битва при Кадеше 1274 г. до н. э. (между Рамсесом II из Египта и Муваталли II из хеттов) сегодня считается ничьей, Рамсес считал ее великой египетской победой и прославлял себя как защитник народа и, наконец, как бог, в его многочисленных общественных работах.
Его храм Абу-Симбел (построенный для его царицы Нефертари) изображает битву при Кадеше, а меньший храм на этом месте, по примеру Эхнатона, посвящен любимой царице Рамсеса Нефертари. Во время правления Рамсеса II первый в мире мирный договор (Кадешский договор) был подписан в 1258 г. до н.э., и Египет пользовался почти беспрецедентным богатством, о чем свидетельствует количество памятников, построенных или восстановленных во время его правления.
Четвертый сын Рамсеса II, Кхэмвезет (ок. 1281 — ок. 1225 до н. э.), известен как «первый египтолог» за его усилия по сохранению и записи старых памятников, храмов и имен их первоначальных владельцев. Во многом благодаря инициативе Кхемвезета имя Рамсеса II так заметно во многих древних памятниках Египта. Khaemweset оставил записи о своих усилиях, первоначальный строитель / владелец памятника или храма, а также имя своего отца.
Панорама Абу-Симбел
Деннис Джарвис (CC BY-SA)
Рамсес II стал известен последующим поколениям как «Великий предок» и правил так долго, что пережил большинство своих детей и жен. Со временем все его подданные родились, зная только Рамсеса II как своего правителя и не помня о другом. Он прожил исключительно долгую жизнь — 96 лет, что вдвое превышает среднюю продолжительность жизни древнего египтянина. Записано, что после его смерти многие опасались наступления конца света, поскольку они не знали ни другого фараона, ни другого Египта.
Упадок Египта и пришествие Александра Македонского
Один из его преемников, Рамсес III (1186–1155 гг. до н. э.), следовал его политике, но к этому времени огромное богатство Египта привлекло внимание народов моря, которые начали совершать регулярные набеги вдоль побережья. Народы моря, как и гиксосы, имеют неизвестное происхождение, но считается, что они пришли из южной части Эгейского моря. Между 1276-1178 гг. до н.э. народы моря представляли угрозу безопасности Египта. Рамсес II победил их в морском сражении в начале своего правления, как и его преемник Меренптах (1213–1203 гг. до н. э.). Однако после смерти Меренптаха они увеличили свои усилия, разграбив Кадеш, который тогда находился под контролем Египта, и опустошив побережье. Между 1180-1178 гг. до н.э. Рамсес III отбился от них, окончательно победив их в битве при Ксоисе в 1178 г. до н.э.
После правления Рамсеса III его преемники пытались сохранить его политику, но все чаще встречали сопротивление со стороны народа Египта, жителей завоеванных территорий и, особенно, класса жрецов. В годы после того, как Тутанхамон восстановил старую религию Амона, и особенно в период великого процветания при Рамсесе II, жрецы Амона приобрели большие участки земли и накопили огромные богатства, которые теперь угрожали центральному правительству и нарушали единство Египет. Ко времени Рамсеса XI (1107–1077 гг. до н. э.), конца 20-й династии, египетское правительство стало настолько ослабленным властью и коррумпированностью духовенства, что страна снова раскололась, а центральная администрация рухнула, положив начало так называемому Третий промежуточный период Египта c. 1069-525 г. до н.э.
Карта третьего промежуточного периода
Джефф Даль (CC BY-SA)
При кушитском царе Пие (752-722 гг. до н.э.) Египет снова был объединен, и культура процветала, но, начиная с 671 г. до н.э., ассирийцы под предводительством Асархаддона начали свое вторжение в Египет, завоевав его к 666 г. до н.э. при его преемнике Ашшурбанипале. Не строя долгосрочных планов по управлению страной, ассирийцы оставили ее в руках местных правителей и бросили Египет на произвол судьбы. Однако Египет перестроили и укрепили, и именно в таком состоянии находилась страна, когда Камбиз II из Персии нанес удар в битве при Пелусии в 525 г. до н. э. Зная, с каким почтением египтяне относились к кошкам (которые считались живыми изображениями популярной богини Бастет), Камбиз II приказал своим людям рисовать кошек на своих щитах и водить кошек и других животных, священных для египтян, перед армией. в сторону Пелузия. Египетские войска сдались, и страна пала перед персами. Он оставался под персидской оккупацией до прихода Александра Македонского в 332 г. до н.э.
Александр был встречен как освободитель и без боя завоевал Египет. Он основал город Александрию и продолжил завоевание Финикии и остальной части Персидской империи. После его смерти в 323 г. до н. э. его полководец Птолемей I Сотер привез его тело обратно в Александрию и основал династию Птолемеев (323–30 гг. до н. э.). Последней из Птолемеев была Клеопатра VII, которая покончила жизнь самоубийством в 30 г. до н.э. после поражения ее войск (и войск ее супруга Марка Антония) римлянами под командованием Октавиана Цезаря в битве при Акциуме (31 г. до н.э.). Затем Египет стал провинцией Римской империи (30 г. до н.э. — 476 г. н.э.), затем Византийской империи (ок. 527-646 гг. Н.э.), пока не был завоеван арабскими мусульманами при халифе Умаре в 646 г. н.э. и попал под власть ислама.
Художественное изображение раскопок в Египте
Игры могавков (Авторское право)
Однако слава прошлого Египта была заново открыта в 18 и 19 веках нашей эры и оказала глубокое влияние на современное понимание древней истории и мир. Историк Уилл Дюран выражает мнение многих:Влияние или память о том, что Египет совершил на самой заре истории, оказывает влияние на каждую нацию и каждую эпоху. «Возможно даже, — как сказал Форе, — что Египет, благодаря солидарности, единству и дисциплинированному разнообразию своих художественных произведений, благодаря огромной продолжительности и постоянной силе своих усилий, предлагает зрелище величайшего цивилизация, которая еще не появилась на земле». Мы хорошо поступим, чтобы сравняться с ним. (217)
Египетская культура и история издавна притягивали людей; будь то благодаря работе первых археологов в 19 веке н.э. (таких как Шампольон, который расшифровал Розеттский камень в 1822 году н.э.) или знаменитому открытию гробницы Тутанхамона Говардом Картером в 1922 году н.э. Древнеегипетская вера в жизнь как в вечное путешествие, созданная и поддерживаемая божественной магией, вдохновила более поздние культуры и более поздние религиозные верования.