Достоинство и честь человека: что такое достоинство и честь

Что такое честь, достоинство и целостность человека

Всегда поступай правильно. Это доставит удовольствие
некоторым людям и удивит всех прочих.

Марк Твен

Чему посвящена данная статья? По большому счету тому, как жить спокойно, счастливо и в согласии с собой. А это дорого стоит. Это многим не доступно. И, на самом деле, за деньги это не покупается.

Не верите? Посмотрите на жизнь богатых, которые получили свое богатство не честным способом. Они совсем не счастливые. Скорее взболомученные и беспокойные, вечно в напряжении, иногда потерянные. Как бы они не хотели показать другим, что это не так. Хотя, если вы хотите жить такой жизнью, то не читайте статью дальше.

Итак, что же такое честь?

Честь — это совокупность качеств человека, за счет которых он обретает самоуважение. Оно включает такие качества как благородство, справедливость, доблесть, смелость, честность и строгие моральные принципы. Это слово произошло от славянского слова čьtti и буквально означает «почитание, почет, уважение».

Можно сказать, что честь — это почитание самого себя.

 

Честь — это совокупность качеств человека, за счет которых он обретает самоуважение.

 

Винни-Пух очень любил себя. И было за что! Он:

1. Никогда не брал у пчел весь их мёд. Только половину.
2. Всегда делился с бездомными медвежатами — отдавал треть добытого мёда. Очень щедро.
3. Не весь мёд один, а приглашал к себе Сову или Пяточка. Гостеприимным он был до жути.

И ой как он себя уважал! Он очень гордился собой! У него была своя Винни-Пуховская ЧЕСТЬ.

 

В прошлом честь ассоциировалась не столько с внутренними качествами человека, сколько с его способностью вести себя в обществе, соблюдать установленные нормы и правила поведения. Это требовалось для поддержания репутации и уважения к себе со стороны других.

Честь тесным образом связана с понятием честности. Ведь в первую очередь человек не должен обманывать самого себя.

Честь устанавливает рамки того, что люди могут позволить себе совершить, не испытывая при этом чувства вины или раскаяния.

 

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и
улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее.
Платон

 

 

Что такое порядочность

Порядочность и честность — слишком дорогие подарки.
И не стоит их ждать от дешёвых людей.
Вуди Аллен

Еще есть такое понятие, как порядочность.

 

Порядочность – это честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.

 

Порядочность — это когда человек честен и не наносит умышленного вреда окружающим.

Если человек правдив и просто следит за тем, чтобы не навредить другим людям, его можно считать порядочным. Если он что-то делает, но эти действия не намеренно вызывают неприятные для окружающих последствия, то такие действия не могут характеризовать человека, как непорядочного.

В Древней Греции слову порядочность давали следующее определение — это «искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей; честность характера».

Порядочность – это душевная чистоплотность.

Порядочность — это когда вопреки своим интересам человек будет поступать по совести, «как надо».

Один из самых богатых людей в Мире, Уорен Баффетт, говорил: «Нанимая людей, я обращаю внимание на три качества. Первое — порядочность, второе — интеллект и третье — высокая энергетика. Но при отсутствии первого — два других убьют вас!»

Винни был очень порядочным медведем. И он просто не мог притронуться к горшочку меда Пяточка, пока тот ему не разрешил этого. И именно поэтому он играл в приставку с Пяточком до самой ночи ведь в конце его ждал настоящий ПРИЗ! Ха, а Пяточек то и не подозревает!

 

Кстати, есть такое понятие как искренность. Искренность — это отсутствие противоречий между тем, что человек говорит и тем, что он на самом деле хочет или чувствует. Искренность – это способность отказаться от обмана и говорить так как есть. Искренне обозначает «правдиво» и «откровенно».

 

Что такое уважение

Уважением — это признание того, что другой человек обладает достоинствами и заслугами. Благодаря этому чувству общение между людьми становится комфортным. Мы находим в других что-нибудь хорошее, достойное если не восхищения, то признания.

Любить можно и просто так. А вот уважать можно только за что-то.

На этом чувстве строятся отношения в любом коллективе: на работе, в семье, компании.

 

Уважением — это признание того, что другой человек обладает достоинствами и заслугами.

 

Пятачок очень уважал Сову. Она всегда давала мудрые советы: где найти дуб с желудями, где самые грязные лужи, как измазаться получше, с корочкой. Да, Сова знала толк в этом! Уважуха.

А ослика Иа Пятачок просто любил. Уважать было не за что: уж больно туп он был, даже морковку купить в магазине не смог.

 

Чтобы выражать человеку свое уважение, достаточно относиться к нему без пренебрежения, выслушивать, не задевать его чувств, не насмехаться, вежливо говорить с ним, не задевать его честь и т.п.

Еще не вступив с человеком в диалог, вы уже можете проявить или не проявить к нему уважение. Например, если перед вами женщина, а вы стоите, убрав руки в карманы, вы проявляете к ней неуважение. Получается, что уважение как почтительное отношение отчасти связано с этикетом.

Иногда уважение заключается в терпимости, снисходительности. Например, если ваш собеседник высказывает точку зрения, отличную от вашей. Отнеситесь к нему с уважением, ведь это его взгляды на жизнь, и они имеют право на существование.

Стоит отметить, что уважение необязательно должно быть связано с симпатией. Уважать можно даже своего врага — за какие-то качества или совершенный им поступок.

 

Никто не может быть счастлив,
если он не пользуется своим собственным уважением.

Жан Жак Руссо

Самоуважение — первый шаг к тому, чтобы тебя уважали другие.
Джонатан Тригелл.

 

 

Что такое характер человека?

Под характером человека понимают все особенности человека, то есть все его различные качества и свойства личности, накладывающие отпечаток на все ее действия и проявления.

Иными словами, характер — это совокупность свойств, определяющих поведение человека в обществе. А сами эти свойства называются чертами характера.

 

характер — это совокупность свойств, определяющих поведение человека в обществе.

 

Характер Кролика был спокойным: он очень спокойно наблюдал как Пятачок уже пол часа пытался вытащить Винни из его норы. И как с каждой попытки прекрасно отделанная кроличья нора (сделанная по последним стандартам Леса) превращалась в руины. А Винни все еще не пролезал…

А вот характер Пятачка был взбалмочный: он носился вокруг Винни и что-то постоянно говорил и говорил.

 

Черты характера — это отдельные качества личности, влияющие на ее поведение. Например: уверенность и доброжелательность, или заботливость и понимание.

Слово «характер» происходит от древнегреческого слова «χαρακτηρ», которое означает: «знак, отличительная черта, примета».

 

Каковы «да» и «нет» человека, таков и характер его.
Скорое «да» или «нет» отличает живой, твердый, решительный характер,
медленное же — осмотрительный и боязливый.

И. Лафатер

Характер подобен дереву, а репутация — его тени.
Мы заботимся о тени, но на самом деле надо думать о дереве.

А. Линкольн

 

Что такое достоинство человека

В обществе принято, видя хорошо одетого человека, говорить, что он выглядит достойно. Но, разве достоинство проявляется только внешне? Не должно ли оно затрагивать сердце человека и влиять на его поступки? Давайте разберемся, что такое достоинство человека.

Достоинство человека – это его уважение к самому себе, ощущение значимости себя как личности, умение выходить из любой ситуации, не переступая через свои принципы.

 

Достоинство человека – это его уважение к самому себе.

 

Сова всегда гордилась собой, уважала. И была за что. На соревнованиях по ловле мышей она всегда была первой. Правда один раз, совершенно случайно и по ошибке, она схватила Винни, вырвав у него большой клок шерсти со спины, ну так с кем не бывает.

Но Сова поняла, что ошиблась. Тут же извинилась. Намазала всю спину зеленкой и улетела. Довольная до жути. А по дороге поймала еще 5 мышей — ей же надо было играть с кем-нибудь в покер. А мыши, как всем известно, превосходные игроки.

Как бы то ни было, Сова понимала: Она молодец! И Винни вылечила, и мышам вечеринку успела сделать, и сама в покер сыграла.

 

Это способность взаимодействовать с миром, не поступаясь своими принципами, не идя на уступки низменным желаниям и скверным поступкам.

Чувство собственного достоинства – это осознание личностью собственной значимости и ценности, и соблюдение определенных правил поведения, базирующихся на самооценке.

Оно с рождения присуще каждому. Достоинство человека позволяет ему осознать важность не только самого себя, но и окружающих. Человеку приходится формировать его, воспитывать и тренировать его в себе.

Люди, которым присуще это качество, уважительно относятся к другим. Достоинство дает человеку чувство уверенности в себе и в своих силах. Чем выше мы себя оцениваем, тем больше потенциальных возможностей открывается перед нами.

Наверное, каждый в своей жизни попадал в такие ситуации, когда испытываешь ощущение отсутствия самоуважения и собственной никчемности. Бывает, что люди не ощущают себя достойными, считают, что их не за что уважать. Обычно это происходит, когда человек совершает тот или иной поступок, за который испытывает впоследствии угрызения совести. В таких случаях говорят, что честь и достоинство потеряны.

Как правило, через какое-то время человек заглаживает свою вину, улучшает репутацию и вновь заслуживает уважение. Он перестает считать себя неудачником и ничтожеством, снимает с себя это определение. Честь и достоинство при этом вновь возвращаются к человеку.

 

Жить — означает не только удовлетворять материальные запросы организма,
но главным образом сознавать свое человеческое достоинство.

Жюль Верн

Не сильные лучшие, а честные.
Честь и собственное достоинство — сильнее всего.

Фёдор Михайлович Достоевский

 

 

Целостность человека

Значение слова «целостность», согласно толковому словарю: тот, который целый, монолитный, нерушимый, крепкий, единый.

Можно говорить о целостности личности подразумевая гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни. Если человек днем учит здоровому образу жизни и высокоморальным ценностям, а ночью и до утра «гудит» в ночном клубе, снимая девушек легкого поведения, то говорить о целостности такой личности трудно.

 

Целостность личности — это гармоничное единство ее телесной, душевной и духовно-нравственной жизни.

 

Винни смотрел на дерево и размышлял: если я не заберусь на него и не возьму себе меда из улья, то я не настоящий медведь. Настоящий медведь не должен пропустить ни один улей!

Но там есть пчелы, а они кусаются. И еще Сова считает это дерево своим и будет крайне недовольна.

Так Винни сидел перед деревом уже третий день и думал, думал, думал. Он просто раскалывался! Его тянуло во все стороны.

Винни это надоело. Он пришел к согласию с собой: он же медведь! Он должен опустошать все ульи на своем пути! А с Совой они всегда договоряться.

Теперь Винни уже не колебался. Он действовал. И сегодня у него будет мёд!

 

Целостную личность можно сравнить с готовым борщом — бери и ешь, в отличие от мяса, капусты, картошки и свеклы. Целостность личности предполагает соответствие содержания внутренней жизни человека и его внешней деятельности.

Говоря о внутренней целостности личности имеется ввиду способность человека в критических ситуациях сохранять свою жизненную стратегию, оставаться приверженным своим жизненным позициям и ценностным ориентациям.

О целостности личности говорят, когда человек имеет смелость посмотреть на вещи реалистично, делать свои выводы и, если необходимо, сказать об этом, в том числе противостоя внешнему давлению. Это личность, у которой есть устойчивое мировоззрение и система ценностей. Это человек, которого не терзают противоречия, у которого внутри покой и уверенность.

 

Не страшно когда мир рушится вокруг тебя —
страшно когда он рушится внутри тебя

Влад Дэккерт

Всякая вина есть состояние потерянности в прошлом;
всякая тревога есть состояние потерянности в будущем.
Кен Уилбер

 

Нецелостная личность

Нецелостная личность или личность, потерявшая свою целостность – это человек, у которого есть внутренние противоречия с самим собой.

Если человек не имеет целей, постоянно противоречит и всем, и себе, не умеет принимать решения или же перекладывает их на других, чтобы не нести за них ответственность, то такую личность вряд ли можно назвать целостной.

 

Нецелостная личность – та, у которого есть внутренние противоречия с самим собой

 

Пятачок сидел на стуле и рвал на себе волосы. Как он допустил такое?

Вчера. Выпил перебродивший мёд. А после чего он вырвал перья у Совы, потом закинул бедного ослика Иа на дерево предварительно покрасив его красной краской. А Винни. А бедного Винни Пятачок просто поджег предварительно облив бензином. Ох, ну и покутил же он вчера.

Но теперь. Он же хороший, правильный поросенок. В детстве он был просто ангелочек. Но как же быть с тем, что он натворил вчера ?! Сова. Винни. Иа…

Как же теперь ему жить, после всего содеянного? Ох горе горе…

 

Для этих людей не существует ориентира в жизни, их спутниками являются неуверенность в себе и заниженная самооценка. Последствия всего этого – постоянная смена личных убеждений и разочарование во всём. Не все, находясь в критических условиях, сохраняют свои качества целостной личности и остаются неизменными в отношении своих жизненных позиций.

 

Как почувствовать себя достойным человеком

Если по каким-то причинам вы не ощущаете себя достойным человеком, эту ситуацию можно исправить.

Прежде всего, нужно пресекать все попытки унизительного обращения к себе со стороны других. Вы достойны хорошего обращения.

Необходимо постоянно самосовершенствоваться, пополняя знаниями и навыками свой багаж. Научитесь лучше выполнять свою работу или делать более качественный продукт (продукт — это результат какой-нибудь работы).

 

Чем большую ценность вы будете представлять для других, тем выше будет ваше самоуважение и достоинство.

 

Чтобы чувствовать себя достойным необходимо ответственно подходить к выполнению своего долга. Это касается конкретных обязательств и поручений, взятых на себя. Но сюда входит и выполнение семейных обязательств, ответственное отношение к рабочим заданиям, умение сдерживать обещания и понимать значимость своих слов и поступков.

 

Как не потерять достоинство и честь?

Сделав что-то, что против своей чести, потеряв своё достоинство, человек теряет не только веру в себя. Он лишает себя ощущения уверенность, самоуважения и погружается в пучину отчаяния и самоуничижения.

Это поправимо. Но если вы, совершив проступок, за который вам стыдно, и не исправляете его, вы продолжаете падать ниже, деградируя до состояния, которое чаще всего описывается как бесчестное, падшее. Как минимум вы будете чувствовать себя хуже и хуже.

Обычно тот, кто потерял себя, часто не желал подобного исхода. Чтобы восстановиться в своих глазах и глазах окружающих, ему потребуется придумать, как исправить содеянное: надо разработать план, как будет исправлен, скомпенсирован причиненный ущерб. Как бы трудно это не казалось.

Остерегайтесь людей, достигающих своих целей манипуляциями. Им наплевать на вас и ваше благосостояние. У них корыстные интересы по отношению к вам. И, кстати, именно такой тип людей будет говорить вам, настаивать, что они ваши друзья. Не ведитесь на это.

И, смотрите на дела человека. Не слушайте, что он говорит.

 

Фильмы, иллюстрирующие честь, достоинство, целостность человека

Существует множество фильмов, в которых наглядно показывают такие качества личности, как честь, достоинство и целостность:

Последний самурай 2003 г.
Аватар 2009 г.

 

Теперь вы знаете что-как.
Успехов и счастья!

Tags: БизнесДружбаЖизньОтношенияСчастье

HONOR AND DIGNITY AS AXIOLOGICAL CATEGORIES

Ликсунова А. С.

Соискатель кафедры философии, Челябинский государственный университет

 ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

                                                                                                                Аннотация

Статья посвящена таким нравственным категориям, как «честь» и «достоинство» в судьбе человека в ретроспективном анализе, а также проблемным вопросам, связанным с их толкованием в различных источниках. Честь и достоинство образуют неотъемлемую моральную составляющую в структуре личности. На сегодняшний день нет единого, четкого определения этих понятий, поскольку данные понятия являются весьма сложными и многогранными для понимания и толкования. Автором анализируется взаимосвязь понятий чести и достоинства, выявляются их сходства и различия. 

Ключевые слова: честь, достоинство, этические категории, И. Кант, А. Шопенгауэр, Т. Гоббс, И. Экштейн.

Liksunova A. S. 

Postgraduate student of the Department of philosophy, Chelyabinsk State University

HONOR AND DIGNITY AS AXIOLOGICAL CATEGORIES

Abstract

The article is devoted to such moral categories as «honor» and «dignity» in human destiny in a retrospective analysis, as well as issues related to their interpretation from different sources. The honor and dignity form an integral moral component in the structure of personality. To date, no single, clear definition of these concepts, because these concepts are very complex and multi-faceted understanding and interpretation. The author analyzes the correlation of the notions of honor and dignity, identifies their similarities and differences.

Keywords: honor, dignity, ethical categories, I. Kant, A. Schopenhauer, T. Hobbes, I. Eckstein.

В нашей жизни существует немало таких понятий, которые на первый взгляд кажутся весьма понятными и достаточно простыми, но на деле оказываются весьма тонкими и глубокими для понимания. Так, среди философов и ученых нет единого мнения о трактовке понятий чести и  достоинства, но эти темы тревожили умы великих людей во все времена.

У известного философа XX века М. Хайдеггера есть примечательный тезис: «Мыслью осуществляется отношение бытия к человеческому существу. Мысль не создает и не разрабатывает это отношение. Она просто относит к бытию то, что дано ей самим бытием. Отношение это состоит в том, что мысль дает бытию слово. Язык есть дом бытия. В жилище языка обитает человек. Мыслители и поэты — хранители этого жилища. Их стража — осуществление открытости бытия, насколько они дают ей слово в своей речи, тем сохраняя ее в языке» [6, 31]. Если принять положение Хайдеггера за постулат, то следует, что определив и уточнив понятие чести и достоинства, можно понять их глубинный смысл.

Сегодня тема человеческих ценностей, чести и достоинства актуальна как никогда. Честь и достоинство —  этические категории, которые неразрывно связаны между собой, и чаще всего рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.

Так,  толковый словарь Даля не дает толкования понятию достоинства, но это не значит, что такого понятия не существовало. Понятие достоинства используется автором словаря для выведения другого понятия — чести. «Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть; заверенье, утвержденье; высокое званье, сан, чин, должность; внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства» [1, 447].  Таким образом, в словаре  Даля как бы отожествляется понятие чести и достоинства личности.

Толковый словарь Ушакова трактует достоинство как «положительное качество; необходимые моральные качества, моральная ценность человека» [5, 251]. Понятие чести есть «моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих)» [5, 815]  . Таким образом, можно проследить закономерность: в обоих толковых словарях категория чести вытекает из понятия достоинства.

Л. А. Черная выделяет три основные группы значений понятия «честь», среди которых честь как достоинство человека, честь как слава (в особенности воинская), а также честь как святость [7, 16]. Честь как достоинство человека рассматривается здесь в свете глубинной сущности человека.

Ценность человека неоспорима, её нельзя купить или продать. Именно достоинство обладает  абсолютной действительной ценностью. Кант видит врожденную ценность человека, и дает этому следующее объяснение:  «Принадлежность к роду человеческому (die Menschheit) — пишет И. Кант, — само уже достоинство» [3, 47]. Достоинство здесь понимается как высокое чувство самоуважения, убеждение личности в собственной моральной ценности, а также признание моральной ценности других людей. Таким образом, абсолютно любой человек с рождения обладает достоинством.

Со временем понятие о достоинстве  человека усложнялось, становилось более всеобъемлющем и многослойным.  Немецкий философ Ф.Шиллер в сочинении «О грации и достоинстве» определяет достоинство как  «господство моральной силы над инстинктами есть свобода духа» [8, 122].   Свобода духа выступает здесь как объективное начало. В своем философском произведении «Левиафан» английский философ-материалист Т. Гоббс  говорит о том, что достоинство человека зависит от его способностей и добродетелей: «Достоинство человека — вещь, отличная от его стоимости или ценности, а также от его заслуг, и состоит в специальном даровании или способности к тому, достойным чего его считают» [2, 25].

Таким образом, достоинство представляет собой сложное понятие, и является фундаментом прав человека,  а права человека, в свою очередь, предназначены для защиты достоинства личности. Достоинство есть специфическая форма самосознания ценности своей личности. К. Маркс, говоря о достоинстве, особо подчеркивал, что это «именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство» [4, 351].

Понятие чести не менее сложное, нежели понятие достоинство.  Немецкий философ И. Экштейн рассматривает понятие чести в двух параллельных позициях: честь как духовное «я» человека, то есть внутреннюю честь, и  честь как этическую оценку личности, то есть внешнюю честь. При этом  внутренняя честь и внешняя честь абсолютно между собой не связаны» [10, 21].

Определения понятия внутренней чести И. Экштейн сводит к двум категориям и их авторов. К первой группе И. Экштейн относит А. Шопенгауэра, Кэстлина а также  Вольберга. Ко второй группе И. Экштейн относит  Вальтера, Офингейма, Гофмана, а также  Шталя.

В первой группе находятся те, которые приводят в теснейшее соприкосновение  внутренней чести с общественным мнением, то есть с внешней честью:

-«…мнение других о нашей цене; субъективно честь представляет наш страх перед этим мнением других», А. Шопенгауэр;

-«Честь есть идеальная квинтесенция  понятия личности; она есть отраженное от сознания других собственное осознание о цене, какую представляет личность», Кэстлин;

-Честь «есть нравственно-общественное понятие, которое мы можем охарактеризовать как особое моральное значение человека, так сказать его все, находящий себе выражение  в проявляющимся о нем мнении других », Вольберг.

Таким образом, честь здесь выступает как внешняя оценка  личности (репутация).

Ко второй группе (честь внутренняя) принадлежат те, которые оставляют вполне в стороне общественное мнение и внешнюю честь, но в своих рассуждениях, построениях и выводах удивительным образом вновь возвращаются к ней:

-«Честь есть состояние безупречного нравственного достоинства», Вольтер;

-«Человеку свободному не от кого ждать личной себе чести: только он сам может приобрести её себе», Офингейм;

 -«Внутренняя честь есть сознание собственной своей цены, вытекающее из нравственной непорочности», Гофман;

-«Честь есть сознание человека о своем собственном достоинстве, сознание о себе, как о лице», Шталь.

Таким образом, честь выступает как внутренняя оценка собственных нравственных качеств (достоинство). Философ И. Экштейн также утверждает, что «Существует такая честь, внешняя,  которая на человека не распространяется, а касается его лишь вследствие условий посторонних, не в нем самом лежащих. Сюда принадлежит честь  должностная. Она является типичным видом чести внешней» [10, 34]. А. Шопенгауэр, подобно И. Экштейну, помимо гражданской и  половой чести,  также выделяет честь служебную. Среди подвидов служебной чести Шопенгауэр выделяет честь представителей таких профессий, как врача, учителя, ученого, адвоката, судьи, то есть общественных деятелей.  В этот же ряд Шопенгауэр относит и истинную воинскую честь. Шопенгауэр справедливо утверждает, что всякая честь обоснована, по крайней мере, из соображения целесообразности [9, 34].

Таким образом, честь есть сложное морально-этическое понятие, у которого нет четкой трактовки, поскольку нет однозначного мнения обо всех глубинных аспектах чести, измерении, содержании, а также о её видах. Справедливо отметить, что есть честь гражданина своей страны, честь половая, служебная честь, офицерская честь. Честь и достоинство являются теми этическими  категориями, которые неразрывно связаны между собой и рассматриваются в паре, поскольку являются понятиями взаимодополняющими и взаимовытекающими.

Литература

  1. Даль. В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1912.- 904 с.
  2. Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. Т.2. М.: Мысль, 1991. -731с.
  3. Кант И.Основы метафизики нравственности // Сочинения в шести томах. — М.: «Мысль».  Т. 4. Ч. II . 1783.-  544 с.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.- 647с.
  5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1935-1940.-8793 с.
  6. Хайдеггер М. “Бытие и время”. Москва, издательство “Республика”, 1993.-84с.
  7. Черная Л.А. «Честь»: представления о чести и бесчестии в русской литературе XI — XVII веков. Древнерусская литература. Изображение общества. М., 1991. -56 с.
  8. Шиллер Ф. О грации и достоинстве.//Шиллер Ф. Собр. Соч. в 6-ти томах. – М.: Художественная литература. 1957. Т. 6. — С.115 -169.
  9. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., изд. Экспо, 2015, — 640 с.
  10. Экштейн И. «Честь в философии и праве» СПб., 1895. – 52 с.

References

  1. Dal’.V. I. (1912). Tolkovyj slovar’ zhivogo velikorusskogo jazyka. M.- 904s.
  2. Gobbs T. (1991). Sochinenija v 2 tomah. T.2. M.: Mysl’. -731s.
  3. Kant I. (1783). Osnovy metafiziki nravstvennosti // Sochinenija v shesti tomah. — M.: «Mysl’».  T. 4. Ch. II.-  544 s.
  4. Marks K., Jengel’s F. (1956). Iz rannih proizvedenij. M.- 647s.
  5. Tolkovyj slovar’ russkogo jazyka: V 4 t. (1935- 1940). / Pod red. D. N. Ushakova. M.-8793 s.
  6. Hajdegger M. (1993). “Bytie i vremja”. Moskva, izdatel’stvo “Respublika”. -84s.
  7. Chernaja L.A. (1991). «Chest’»: predstavlenija o chesti i beschestii v russkoj literature XI — XVII vekov // Drevnerusskaja literatura. Izobrazhenie o M., 1991. -56 s.
  8. Shiller F. (1957). O gracii i dostoinstve.//Shiller F. Sobr. Soch. v 6-ti tomah. — M.: Hudozhestvennaja literatura. T. 6. — S.115 -169.
  9. Shopengaujer A. (2015). Aforizmy zhitejskoj mudrosti. M., izd. Jekspo,  — 640 s.
  10. Jekshtejn I. (1895). «Chest’ v filosofii i prave» SPb., 1895. — 52 s.

Уважение человеческого достоинства — этические лидеры в действии

Уважение человеческого достоинства

Когда я зашел в продуктовый магазин, я услышал громкий комментарий двух мужчин, выходящих из магазина: «Маски — это смешно». Тон показался мне очень сердитым и немного театральным. Я был единственным человеком поблизости, и я был в маске. Я повернулся к ним и спросил: «Извините, вы со мной разговаривали?» и получил в ответ только молчаливые взгляды. Я попытался улыбнуться глазами. Я ушел, молча злясь, после этого момента случайной враждебности. Я задавался вопросом: как это может быть лучше? Что я могу сделать?

Размышления об этом обществе, в котором растут наши дети, часто вызывают у меня злость, печаль или разочарование. Возможно, гнев, грусть и разочарование — это основные чувства, которые сегодня испытывают американцы. Чего нам слишком часто не хватает, на мой взгляд, так это общего уважения к человечности других. Я думаю, мы можем улучшить это.

У меня нет генерального плана исправления общества. Я не могу убедить кого-то вдруг начать уважать достоинство других людей. Но если вы тоже считаете, что нам нужно больше человечности в обществе, больше уважения к человеческому достоинству, то следующая схема может помочь нам действовать в соответствии с этим убеждением. Ведь перемены начинаются с нас.

Дэвид Джаффе учит, что мы чтим достоинство наших собратьев, признавая бесконечную ценность, равенство и уникальность каждого человека . (Источник: Дэвид Джаффе, Изменение мира изнутри наружу.) Давайте посмотрим, что это значит.

Каждый человек имеет бесконечную ценность: неотъемлемая значимость сверх всякой меры. Это осознание должно определять, как мы относимся к другим: соседям, сотрудникам, клиентам, продавцам, путешественникам, пациентам, посетителям, жертвам несчастных случаев, подозреваемым, друзьям. Все человеческие существа, достойные нашего уважения и внимания.

Все люди равны в своей ценности. Этот принцип может быть обманчиво труден для воплощения в жизнь. Слишком часто легче уважать людей, с которыми мы согласны, и видеть человечность в тех, кто «больше похож на нас». По мере того, как линии, разделяющие нас, становятся все ярче, а неравенство в обществе становится шире, уважение ко всем людям становится все труднее и важнее.

Каждый человек уникален. Мы должны сделать паузу, чтобы понять, что делает каждого человека личностью с его собственным опытом и сложными убеждениями. Мы должны остерегаться тенденции отождествлять индивида с его групповой идентичностью или с некоторыми из его убеждений. Мы должны заменить предположения открытым интересом. У каждого есть не одна история.

Что это осознание может заставить нас делать по-другому? Если мы признаем, что все люди бесконечно ценны, равны и уникальны, мы более склонны уделять им внимание. Мы лучше умеем слушать, особенно тех, с кем у нас есть разногласия или разногласия. Таким образом мы демонстрируем уважение и создаем возможность для взаимного уважения и взаимопонимания.

Проявлять уважение и внимание по-прежнему трудно, особенно когда мы чувствуем неуважение или игнорирование. Но, отвечая на такие оскорбления тем же, мы только глубже погружаемся в цикл бесчеловечности. Действовать из уважения к человеческому достоинству предлагает конструктивную (хотя и вызывающую) альтернативу.

Представление о людях как о бесконечно ценных, равных и уникальных существах призывает нас вдумчиво взаимодействовать с другими. Это также требует, чтобы мы сопротивлялись некоторым очень естественным побуждениям. Мы должны заменить:

• Некоторые наши предположения на любопытство,
• Некоторые наши суждения на принятие и
• Некоторые наши разговоры на слушание.

Если мы сможем внести эти изменения постепенно, постепенно, мы обязательно улучшим качество своей жизни. У нас также есть хорошие шансы улучшить наш мир.

———————————————————

В компании «Этические лидеры в действии» мы считаем, что большинство, если не все люди, могут развить себя, чтобы играть лидерские роли во многих различных сферах как большой и маленький. В основе этого процесса развития лежит короткий, но мощный список добродетелей, которые можно развить и улучшить с помощью сознательных усилий. Для получения дополнительной информации не стесняйтесь воспользоваться Самооценкой добродетелей этического лидерства (VELSI), которая разбивает эти добродетели на функции, которые можно развивать индивидуально. Результаты ВЭЛСИ сопровождаются кратким справочником, который поможет вам понять, как добродетели и их индивидуальные особенности сочетаются друг с другом. https://ethinact.com/velsi/

Подпишитесь на блог ELA. https://ethinact.com/blog/e-mail-subscribe/

Жизнь и достоинство человека

Католическая церковь провозглашает, что человеческая жизнь священна и что достоинство человека является основой нравственности. видение для общества. Эта вера лежит в основе всех принципов нашего социального учения. В нашем обществе человеческая жизнь подвергается прямой атаке со стороны абортов и эвтаназии. Ценность человеческой жизни находится под угрозой из-за клонирования, исследования эмбриональных стволовых клеток и применения смертной казни. Намеренное нацеливание на мирных жителей во время войны или террористических атак всегда неправильно. Католическое учение также призывает нас работать, чтобы избежать войны. Государства должны защищать право на жизнь, находя все более эффективные способы предотвращения конфликтов и их разрешения мирными средствами. Мы верим, что каждый человек драгоценен, что люди важнее вещей, и что мерилом каждого учреждения является то, угрожает ли оно жизни и достоинству человека или укрепляет его.

Традиция  

«Мир существует для всех, потому что все мы родились с одинаковым достоинством. Различия в цвете кожи, религии, талантах, месте рождения или проживания и многие другие не могут использоваться для оправдания привилегий одних над правами всех. Как сообщество, мы обязаны обеспечить, чтобы каждый человек жил достойно и имел достаточные возможности для своего целостного развития». (Папа Франциск, Brothers and Sisters to Us [Fratelli Tutti], № 118)

«Достоинство других следует уважать при любых обстоятельствах не потому, что это достоинство является чем-то, что мы изобрели или вообразили, а потому, что человеческие существа обладают внутренней ценностью, превосходящей ценность материальных объектов и случайных ситуаций. Это требует, чтобы к ним относились по-разному. То, что каждый человек обладает неотъемлемым достоинством, — это истина, соответствующая человеческой природе вне всякого культурного изменения. По этой причине человеческие существа обладают одним и тем же неприкосновенным достоинством во все времена истории, и никто не может считать себя уполномоченным в конкретных ситуациях отрицать это убеждение или действовать против него». (Папа Франциск, Братья и сестры нам [Fratelli Tutti], no. 213) 

«Наша защита невинных нерожденных, например, должна быть ясной, твердой и страстной, ибо на кону стоит достоинство человеческой жизни, которая всегда священна и требует любви к каждому человеку, независимо от его или стадии ее развития. Однако в равной степени священна жизнь бедняков, уже рожденных, обездоленных, брошенных и обездоленных, уязвимых немощных и пожилых людей, подвергшихся тайной эвтаназии, жертв торговли людьми, новых форм рабства и всех форм отказ. [84] Мы не можем придерживаться идеала святости, игнорирующего несправедливость в мире, где одни упиваются, тратят деньги и живут только последними потребительскими товарами, в то время как другие смотрят на это издалека, проживая всю свою жизнь в крайней нищете». (Папа Франциск, Радуйтесь и радуйтесь [Gaudete et Exsultate], no. 101) 

«Люди тоже являются созданиями этого мира, имеющими право на жизнь и счастье и наделенными уникальным достоинством. Поэтому мы не можем не учитывать влияние на жизнь людей ухудшения состояния окружающей среды, современных моделей развития и культуры одноразового использования». (Папа Франциск, О заботе о нашем общем доме [Laudato Si’], № 43).

Когда мы не признаем частью реальности ценность бедного человека, человеческого эмбриона, человека с инвалидностью – вот лишь несколько примеров – становится трудно услышать крик самой природы; все связано. (Папа Франциск, Об уходе за нашим общим домом [Laudato Si’], no. 117)

Подобно тому, как заповедь «Не убий» устанавливает четкий предел для сохранения ценности человеческой жизни, сегодня мы также должны сказать «не убий» экономике исключения и неравенства. Такая экономия убивает. Как может быть, что это не новость, когда пожилой бездомный умирает от облучения, а новость, когда фондовый рынок теряет два пункта? Это случай исключения. Можем ли мы продолжать стоять в стороне, когда еда выбрасывается, а люди голодают? Это случай неравенства. Сегодня все подчиняется законам конкуренции и выживания сильнейших, где сильные питаются бессильными. Как следствие, массы людей оказываются исключенными и маргинализированными: без работы, без возможностей, без каких-либо средств бегства. Люди сами по себе считаются потребительским товаром, который нужно использовать, а затем выбросить. Мы создали культуру «выбросить», которая теперь распространяется. Это уже не просто эксплуатация и угнетение, а нечто новое. Исключение, в конечном счете, связано с тем, что значит быть частью общества, в котором мы живем; исключенные больше не являются изнанкой общества, его маргиналами или бесправными — они больше даже не являются его частью. Исключенные — это не «эксплуатируемые», а изгои, «остатки». (Папа Франциск, Радость Евангелия [Evangelii Gaudium], no. 153)

Достоинство личности и требования справедливости требуют, особенно сегодня, чтобы экономический выбор не приводил к чрезмерному и морально неприемлемому увеличению неравенства в богатстве. (Папа Бенедикт XVI, Милосердие в истине [ Caritas in Veritate ], № 32)

Человеческие личности по воле Бога; на них запечатлен образ Божий. Их достоинство исходит не от работы, которую они выполняют, а от личности, которой они являются. (Святого Иоанна Павла II, В сотый год [ Centesimus annus] , нет. 11)

Основой всех представлений Церкви о моральных измерениях экономической жизни является ее видение трансцендентной ценности — святости — человеческих существ. Достоинство человеческой личности, реализованное в сообществе с другими, является критерием, по которому должны измеряться все стороны экономической жизни.

Таким образом, все люди являются целями, которым служат институты, составляющие экономику, а не средством эксплуатации для достижения более узко определенных целей. Человеческая личность должна уважаться с благоговением, которое является религиозным. Когда мы общаемся друг с другом, мы должны делать это с чувством благоговения, которое возникает в присутствии чего-то святого и священного. Ибо таковы и люди: мы созданы по образу Божию (Быт. 1:27). (Конференция католических епископов США, Экономическая справедливость для всех, №. 28)

Каждый человек, именно по причине тайны Слова Божия, ставшего плотью (ср. Ин 1, 14), вверен материнской заботе Церкви. Поэтому всякая угроза человеческому достоинству и жизни обязательно должна ощущаться в самом сердце Церкви; это не может не затронуть ее в самой сердцевине ее веры в Искупительное Воплощение Сына Божия и занять ее миссией возвещения Евангелия жизни всему миру и всякой твари (ср. Мк. 16, 15). (Святого Иоанна Павла II, Евангелие жизни [ Evangelium vitae ] , no. 3)

Заповедь «Не убий» в явном виде носит резко негативный характер: он указывает крайний предел, который никогда не может быть превышен. Однако неявно это поощряет позитивное отношение абсолютного уважения к жизни; она ведет к продвижению жизни и прогрессу на пути любви, которая дает, получает и служит. (Св. Иоанн Павел II, Евангелие жизни [Evangelium vitae], № 54)

Это учение основано на одном основном принципе: отдельные люди являются основой, причиной и концом любого социального института. Это необходимо, ибо люди по своей природе существа общественные. (Св. Иоанн XXIII, Мать и Учитель [ Mater et Magistra ] , № 219)

Существует также греховное неравенство, от которого страдают миллионы мужчин и женщин. Они находятся в открытом противоречии с Евангелием: их равное достоинство как личностей требует, чтобы мы стремились к более справедливым и гуманным условиям. Чрезмерное экономическое и социальное неравенство между отдельными людьми и народами одной человеческой расы является источником скандала и препятствует социальной справедливости, равенству, человеческому достоинству, а также социальному и международному миру.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *