Дурак что означает это слово: Дурак — Википедия – дурак — Викисловарь

Дурак — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дура́к — неумный человек, глупец.

Образ дурака в фольклоре и искусстве

Дурак-недотепа — непременный фольклорный герой пословиц, поговорок, бытовых сказок любого народа. Из-за своей глупости он предпринимает нелепые шаги, противоречащие здравому смыслу, или поступает невпопад, несообразно обстоятельствам, как герой русской сказки, говорящий при выносе покойника «Таскать вам не перетаскать», а при сборе урожая «Канон да ладан». Такой герой (точнее, антигерой) является назидательной иллюстрацией[источник не указан 3626 дней] («Это бы слово, да не так бы молвил») или объектом насмешки рассказчика.

Дурак-простак[неизвестный термин], «простодушный дурак» — скорее литературный, чем фольклорный персонаж. Его наивность, цельность, его естественные чувства могут противопоставляться неестественной для человеческой природы системе ценностей и предрассудкам мира разумных. О том, что действительно важно для человека, он знает больше, чем окружающие его «нормальные» люди. Пример такого героя в современной культуре — Форест Гамп, близок к нему «Идиот» Достоевского — князь Мышкин. Смыкается с этим образом и устоявшееся в XVIII—XIX веках театральное амплуа честного малого-«простака». Понятие der reine Tor, «невинный дуралей», использовано Вагнером для создания образа Парсифаля.

Дурак-юродивый, как фольклорный и литературный, так и действующий в этой роли в реальном мире средневековья, говорит и действует несообразно принятому обычаю, но его поступки для окружающих скорее страшны, чем смешны. Совершая глупые действия, дурак-юродивый критикует неправду мира «нормальных», выступает против несправедливости и нарушения наиболее базовых для своего времени законов «божеских». «По-глупому» отказываясь от благ и общепринятого уклада, он приобретает право шутов и дураков: говорить правду[источник не указан 3626 дней]. В новое время, по-видимому, этот образ потерял свою востребованность, хотя объединяющие его с дураком-простаком мотивы, выраженные в пословицах «Дураку и Бог простит» (нищета духа, как ценность) и «Правду видят дураки», сохраняют свою актуальность.

Близко к позднейшему литературному «простодушному дураку» стоит герой русского фольклора, Иван-дурак. Его предполагаемая глупость может и вовсе не проявляется, а может выражаться в «непрактичности», когда Дурак жертвует какими-то ценными благами ради мечты или идеала, не придает значения совершенным подвигам или не умеет доказать их авторство. Нередко в начале сказки он несчастен и обездолен (третий, младший сын, которому не достается ничего). Проявляя, как правило, настойчивость, а нередко и хитрость, Иван-дурак успешно проходит все испытания и к концу сказки вознаграждается богатством, рукой царской дочери и т. п.

Дурак как социальный тип

Поведение дурака расценивается обществом как неподобающее, и как социальный тип дурак представляет собой антигероя, отмечает американский социолог О.Клапп

[1]

Поговорки, высказывания о дураках

Русские пословицы и поговорки
  • Мужик умён, да мир дурак.
  • У плохого мужа жена всегда дура.
  • С дураками шутить опасно.
  • Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт.
  • Услужливый дурак опаснее врага[2].
  • Рад дурак, что глупее себя нашёл.
  • Чужой дурак — веселье, а свой — бесчестье.
  • Дурак — кто говорит не так.
  • И дурак поймёт, как масла в кашу положат.
  • На дурака была надежда, а дурак-то поумнел.
  • Поглядел дурак на дурака да плюнул: эка невидаль кака.
  • Дуракам закон не писан — дураками он написан (современная)
  • Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то — не так, потому что он — дурак.
  • Лучше с умным потерять, чем с дураком найти.
  • Дурак красному рад.
Из сборника В. И. Даля
  • Дурак дурака и высидел.
  • Дурак закинет, а умный доставай.
  • Дурак любит красно, солдат любит ясно.
  • Дурака бьют, а умный не суйся!
  • Дураки о добыче спорят, а умные её делят.
  • Дураку и Бог простит.
Пословицы и поговорки других народов
  • В браке обычно один дурак. Только когда два дурака женятся, из этого может что-то получиться. (немецкая)
  • Глупцу — дубинка. (Аҳмоққа — тўқмоқ)[3](узбекская)
Высказывания[4]
  • «Дурак — всякий инакомыслящий.» Г. Флобер
  • «Дурак — это человек, считающий себя умнее меня.» С. Лец
  • «Некоторые думают, что стоит только обозвать всех дураками, чтобы прослыть умными.» В. О. Ключевский
  • «С дураками следует считаться ввиду их численного превосходства.» Ю. Семенов
  • «Дураки, только они всего добиваются в сказках. Так что они должны быть предметом тщательного изучения умными.» В. Б. Шкловский.

См. также

Примечания

Литература

Значение слова дурак, происхождение, что означает слово дурак

Перевод слово дурак не требует. Оно понятно всем и без перевода. А Иван-дурак так истинно русский сказочный персонаж. Но так ли значение слова дурак очевидно, как нам кажется? А если посмотреть на него из славянской древности Руси. Попытаюсь объяснить, что означает слово дурак умными словами. Заодно откуда оно произошло, какой в него вложен смысл.

Начну с обожаемой многими Википедии. Вот как она трактует значение слова дурак:

«Дура́к — неумный человек, глупец». Далее Вика предлагает на выбор несколько вариантов человеческой глупости. Перед вами может предстать фольклорный дурак-недотепа, литературный простодушный дурак-простак, реальный дурак-юродивый из средневековья и, наконец, герой русских сказок Иван-дурак.

Википедия констатирует наличие парадокса, когда «Проявляя, как правило, настойчивость, а нередко и хитрость, Иван-дурак успешно проходит все испытания и к концу сказки вознаграждается богатством, рукой царской дочери и т. п.», но никак не объясняет его. Так почему дурак оказывается, в конце концов, победителем? Почему он в русской традиции умнее умных?

Ведический смысл слова дурак у древних славян

У этого феномена есть ведическое объяснение. Оно предполагает, что слово дурак для древних славян обозначает совсем не то, что для современного человека. Если его разобрать по частям речи, то мы увидим корень «дур» и суффикс «ак». Начнём объяснение значения слов с последнего.

Суффиксы -ак -як говорящие в русском языке. Они указывают на место обитания человека, например,  «сибиряк». Или подчёркивают его индивидуальные особенности, в том числе, профессиональные.  «Бедняк, рыбак, остряк». То есть, вся тайна значения слова дурак однозначно сокрыта в его корне. Суффикс же убедительно фиксирует, что это какая-то особенность человека.

Если мы обратим внимание на индийский пантеон богов, то увидим очевидное созвучие слова дурак с именем богини Дурга. Непобедимой богини-воительницы, сражающееся с демонами. Она одолела даже,  низвергнувшего многих богов с небес на землю, демона Махиши.

В индийском эпосе «Махабхарата» один из главных героев носит имя Дурьодхана. Оно имеет говорящее значение – «тот, с кем сложно сражаться». Так что корень «дур» в индоевропейских языках, к которым принадлежит и русский, означает отнюдь не глупость или лень. Это характеристика умелого, непобедимого, изворотливого воина. Ну, чем вам не Иван-дурак из концовки любой русской сказки?

Происхождение дурака на Руси

Происхождение слова дурак, по версии старовера начётчика Комиссара Катара имеет самую обыденную и прозаическую природу. Первый сын в семье получал прозвище первак, второй – вторак, третий – был третьяк. А вот четвёртый сын и последующие – эти другаки, то есть другие. В разговорном русском языке другака быстро переиначили в дурака. Вот откуда произошло слово дурак и в чём его смысл, по мнению начётчика.

В объяснении значения слова дурак у Катара всё, как обычно, стройно и логично. Но остаётся вопрос: почему во всех сказках Иван-дурак неизменно третий сын? То есть, по его же версии, он третьяк, а никак не другак?

Полагаю, что за образом дурака скрывается нечто большее в русских народных сказаниях, чем порядковый номер появления на белый свет. А на это большее нам и открывают глаза ведические легенды древней Индии.

Иван Иванович А.

Слово лизоблюд что означает 
Почему говорят «вы» незнакомым, а «ты» близким 

 

исконный и современный смысл существительного

Наверное, каждый человек в свой адрес хоть раз слышал это слово. Оно замечательно во всех отношениях: во-первых, это негрубое ругательство (хотя как посмотреть), во-вторых, у него есть второй смысл, а в-третьих, таким людям иногда везет. Объект исследования сегодня – значение слова «дурак».

Значение

Игральные карты

Конечно, у вас будет и исконный смысл этого существительного, но, прежде чем говорить о древнем смысле, стоит сказать о том значении, которое зафиксировано в толковом словаре. Итак:

  1. Глупый человек, глупец.
  2. В старину: придворный или домашний шут.
  3. Карточная игра.

С первым значением вроде бы ясно. Когда человек говорит что-то несусветное, то мы называем его «дураком».

Второе значение тоже растолковать нетрудно. Известно, что в старину у короля или царя обязательно был свой личный комик, который его беспрестанно веселил. Но у придворного шута была и еще одна функция, упоминание о которой стало общим местом, — говорить правду. Только шут мог себе такое позволить. Конечно, в определенных пределах и в точной, корректной форме, но все же.

Относительно карточной игры и говорить нечего. Кто играл, тот знает, а кто азартные игры на дух не переносит, то тому и не надо. Знаменита игра тем, что упоминается в песне «Последний герой» группы «Кино».

Древние славяне

Это сейчас значение слова «дурак» негативное, а у наших предков было иная точка зрения, впрочем, источники утверждают разное. Например, этимологический словарь ни о каком сверхсмысле не сообщает. Он сводит значение слова к родственному «дурь», который имел смысл «глупый», и в такой трактовке согласны все словари с небольшими разночтениями. Но это не все. Дальнейшие поиски вывели нас на еще две гипотезы:

  1. Дурак – это просветленный человек, который может мыслить сразу в двух категориях. Объясняется это разделением слова на слоги: «ду» — два, «ра» — сияние, а «к» — бесполезная часть, которую посчитали позднейшим привнесением.
  2. Дурак – это второе языческое имя человека.

В последнем случае пояснение к значению слова «дурак» будет длинным, поэтому стоит ему уделить особое внимание. Когда-то на Руси существовала традиция называть детей двойными именами: одно – христианское, а другое – языческое. Так вот, к последним относились имена, который присваивались детям по очередности, то есть Первый, Второй, Третий. Но тогда они имели несколько иной вид: «Первак», «Вторак», «Третьяк». Дети, которые следовали четвертыми, пятыми, были Дураками или «Другаками». Читателю известен подобный прием. Когда мы перечисляем что-то или кто-то, а потом нам надоедает или единиц слишком много, и мы сообщаем: «И другие». Совершенно так же с детьми.

Вот таким было значение слова «дурак»у славян

Критика версий

Статуэтка Будды

Долг велит хотя бы немного сказать о правдоподобии. Конечно, лучше всего об этом поведает тот, кто увлекается предметом на профессиональной основе, но у всех остальных тоже могут возникнуть вопросы, например:

  1. Если дурак – это просветленный, то почему нет упоминания об этом в этимологическом словаре?
  2. И если Дурак – это языческое имя, то почему в русских сказках именно третий сын называется «дураком»?

Да, все это справедливо. Но, в отличие от версии о Будде-дураке, вторая версия, по крайней мере, подтверждается документами XV-XVII веков. Первая гипотеза напоминает нам о недавно покинувшем сей мир М. Н. Задорнове, которого лингвисты не особенно жаловали.

Чему верить, конечно, читатель выбирает сам. Но кажется, что толковый словарь не только находит поддержку у этимологического, но и продолжает традицию. Другое дело, что значение слова «дурак» и сложность образа Ивана, соединенного с ним в народном сознании, нельзя свести ни к глупости, ни к сумасшествию. И об этом стоит подумать на досуге, может быть, дураки действительно просветленные.

Значение слова ДУРАК. Что такое ДУРАК?

ДУРА́К, -а́, м.

1. Разг. Глупый, тупой человек. [Булычов:] Значит — глупый ты? [Трубач:] Да нет, я не дурак. М. Горький, Егор Булычов и другие. — Вот уж истинно: дурака учить, что мертвого лечить. Ты ему свое, а он тебе свое. Костылев, Иван Грозный. || Употребляется как бранное слово. — Эй, Захар! Где ты там, старый дурак? Давай скорей одеваться барину.

И. Гончаров, Обломов.

2. ( только с отрицанием: не дурак) в знач. сказ., с неопр. Разг. Любитель делать что-л. Не дурак поесть. Не дурак поспать.[Игумен] налил рюмку настойки — и молодецки выпил. — Должно быть, и выпить не дурак, — подумал Патап Максимыч, глядя на отца игумена. Мельников-Печерский, В лесах.

3. Устар. То же, что дурачок (во 2 знач.).

4. В старину: придворный или домашний шут.

5. мн. ч. (дураки́, —о́в). Род карточной игры. Подкидные дураки. Играть в дураки.

Набитый дурак см. набитый.
Петый дурак см. петый.
Дурак стоеросовый см. стоеросовый.
Дурак дураком
— 1) об очень глупом, тупом человеке; 2) о человеке, оказавшемся в глупом, неловком положении. Я всегда был робок и застенчив с дамами —, а тут, как представили меня этой красавице, я и совсем, знаете, смешался и был дурак дураком. Станюкович, Крушение Матвея Ивановича.
Валять (или ломать и т. п. ) дурака ( прост.) — 1) бездельничать, лодырничать; 2) дурачиться; притворяться не знающим, не понимающим чего-л.
Свалять дурака ( прост.) — сделать глупость, допустить оплошность.
Нашел (нашли) дурака! ( ирон.) — восклицание, выражающее несогласие, отказ делать что-л.
Разыграть дурака см. разыграть.
Оставить в дураках — 1) обыграть кого-л. в карточной игре в дураки; 2)
перен.
обмануть кого-л., поставить в глупое, смешное положение.
Остаться в дураках — 1) проиграть в карточной игре в дураки; 2) перен. быть обманутым, оказаться в глупом, смешном положении.
Не на дурака напасть см. напасть1.

Кто такой дурак и как с ним бороться

“Бей дурака, не жалей кулака!” (Русская народная поговорка)

Эта уже третья публикация про суть дурака на моём сайте. Проблема человеческой глупости сейчас как никогда актуальна. Если в прежние времена дураку надо было себя как-то в жизни проявить, чтобы показать свою сущность, то теперь заходя в те же социальные сети и смотря аккаунты людей, ты по умолчанию подключаешься прямо к их сознанию, видя порой просто невообразимую глупость.

Рекомендую ознакомиться в предыдущими статьями: “5 законов глупости или чем опасен дурак” и “Как определить дурака”.

Аристотель говорил: “Прямые линии всегда совпадают. Поэтому один умный человек всегда поймет другого умного человека. А кривые линии никогда не совпадают ни между собой, ни с прямыми линиями. Поэтому глупый никогда не поймет ни умного, ни другого глупого”.

Глава 1. О природе дурака

Словарь «Человек в производных именах русской народной речи» Алексеенко и Литвинниковой приводит шесть с половиной десятков слов, производных от слова дурак и означающих то же самое. О словах, которые означают того же дурака, но звучат иначе, вроде «пня», «дубины» или «дуба», я и не говорю. Их, наверное, не счесть. Это может означать лишь одно: понятие, скрывающееся за словом дурак чрезвычайно важно для нас с вами. Дурак очень важен и для психологии с философией, именно в борьбе с ним они рождались.

Согласно словарю Ожегова и Шведовой:

«Дурак. 1. Глупый человек, глупец. 2. В старину: придворный или домашний шут».

Надо смотреть, что такое глупый.

«Глупый. 1. С ограниченными умственными способностями, несообразительный, бестолковый. 2. Не обнаруживающий ума, лишенный разумной содержательности, целесообразности. Задать глупый вопрос».

Хорошее определение: с ограниченными умственными способностями. Создающее ощущение понятности. Есть искушение посчитать, что умственные способности дурака просто меньше, чем у других, но тогда так и надо было сказать: глупец имеет меньший объем умственных способностей, чем другие люди. Но скажи так, и появится возможность для вопроса: а с какими людьми идёт сравнение? И как понять, что у них не ограниченные возможности?

В общем, это предмет исследования не языковеда, а психолога. Но на бытовом уровне мы все имеем тот образец, по которому судим: полными умственными способностями обладает человек, или же они у него ограничены. Причём образец этот и сам не слишком умён. В сущности, он — бытовая посредственность, потому что всегда готов признать, что кто-то обладает большими, чем он сам, способностями, а кто-то и выдающимися. В этом отношении язык наш щедр, и сразу видит как дурака, так и умницу.

Чему же равен эталон ума, используемый для определения ограниченности умственных способностей?

В каждом сообществе он разный и зависит от исходных требований сообщества к своим членам. К примеру, в каком-то научном центре он будет выше, и тот человек, который там покажет несколько ограниченные умственные способности по сравнению с остальными исследователями, будет выглядеть вполне умным, скажем, в средней школе преподавателем. Но отбор в подобные места устроен так, что именно эти способности, по которым идёт оценка, хоть и могут быть ниже, чем у остальных, но никогда не станут поводом, чтобы посчитать человека дураком.

На деле отделение дурака от умных происходит тогда, когда человек решает, будет ли соблюдать договоры. Происходит это скачком и на весьма странном материале: мы вдруг понимаем, что испражняться под себя нехорошо, поскольку портит жизнь заботящимся. Им это неприятно. Дурак же делает всё наоборот.

Одна из отличительных черт дурака в русской сказке — засранность. Тот же Синявский это подметил:

«К тому же он — грязнуля. Не желает умываться, причёсываться и вечно сморкается. Или, что еще некрасивее, размазывает сопли по лицу. В одной сказке… говорится, что прекрасная царевна соглашается выйти за Дурака замуж: «…Делать нечего: «Значит, доля моя такая», — сказала она, и пошли венчаться. За свадебным столом Иван сидел дурак дураком, одних платков царевна измарала три штуки, утиравши ему нос» (Синявский, с.35).

Вот что пишет о дураке Даль:

«Дурак м., Дура, ж. глупый человек, тупица, тупой, непонятливый, безрассудный // Малоумный, безумный, юродивый. // Шут, промышляющий дурью, шутовством.

Но тупица часто себе на уме. То есть, если мы начинаем исследовать его поведение, вовсе не дурак, а лишь хитрец, изображающий дурака, чтобы достичь каких-то своих целей. Хотя, чаще всего, тупица и вправду не умён там, под слоем своей хитроватости. Но это и есть действительный дурак в нём, а вот тупость — это какой-то защитный слой поверх либо дурака, либо скрытого ума.

Кстати, тупицы всегда внутренне уверены, что они далеко не дураки и незаметно посмеиваются над теми, кого провели. Или приговаривают: ничего, ничего, мы ещё поглядим, кто из нас дураком окажется! В каком-то смысле, цель тупости — сделать дураками окружающих.

Итак, если мое языковое чутье и опыт мне не отказывают, понятие «дурак» можно применить лишь к тем, кто «глупый человек, непонятливый, безрассудный // Малоумный, безумный».

При этом, безумный в современном значении тоже не может относиться к дураку. Дурак безумен не в плане психиатрии, а в быту. Он потерял лишь человеческий ум в том значении, в каком ты делаешь неверный выбор как жить.

Дурак выше по своим умственным способностям, чем безумный или дурачок, он, к тому же, может и должен быть наказан за свою глупость, потому что вполне может нести ответственность за свои поступки.

Глава 2. Дураки среди нас

«От старых дураков молодым житья нет». «Старые дураки глупее молодых».

Старые дураки глупее молодых — это важно и значимо. Они не глупее, просто это недопустимо. Дурак должен быть состоянием молодости, а лучше детства. Если бы дурак был случайным состоянием, такая поговорка не родилась бы. Но дурак состояние неизбежное, поскольку является состоянием разума. Ребёнок просто не может знать того, что человек начинает знать с возрастом. Поэтому он дурак или дурачок по определению, так сказать. Исходно. Новорожденного дурака в себе полагается изживать.

С возрастом, с обретением знаний о жизни и разума, дурак должен уходить. И если он не уходит, то кажется, что прибывает. От старости ожидается мудрость. Вот почему так страшно видеть глупеющих стариков. Их поглупение противоречит ожиданиям, а тем убивает надежду и покой.

«На дурака вся надежа, а дурак-то и поумнел!» «Нашёл дурака!» «Поди, поищи другого дурака!» «И дурак своей шкуры не продаст». «Ищи дурака окромя меня».

Хитрецы и проходимцы постоянно обращаются к русскому мужику в расчёте, что он дурак и попадется. Поэтому высшая мудрость русского мужика — не делать ничего неразумного, чтобы не оказаться в дураках. И он прекрасно знает: во что бы его ни затащили, в дураках окажется именно он.

«Дураку закон не писан». «Бог дает, и дурак берет». «Дураку воля, что умному доля: сам себя губит!».

Синявский верно писал, что дурацкое состояние — предельное. За ним — только Бог. Либо смерть, добавлю я. И дурак по всем законам должен умереть, а дураки вымереть. Но они живут и их не становится меньше. И единственное, что делает их состояние неуютным — это людская насмешка.

Глава 3. Друг дурак

В действительной жизни дурак сопоставим со злыми духами. В каком-то смысле он даже страшней чёрта.

«От чёрта крестом, от медведя пестом, а от дурака ничем».

Дурак не внешний враг, он всегда в тылу, он всегда и уже внутри той защиты, которую я могу держать. Он, можно сказать, свой, почему лучше умный враг, чем друг дурак. Я беззащитен перед дураком, он обязательно сумеет проникнуть туда, куда ни один враг не заберётся.

Дурак в силах вытеснять разум! И это согласуется с тем, что он сильнее черта.

Сказки рассказывают, как дураки приручают чертей, которых боятся все умные люди, и заставляют их на себя работать. Правда, народная сказка в этом случае лукавит. Простецом и дураком оказывается в сказке как раз чёрт, а дурак — большим хитрецом и немалым разумником. В жизни же дурак либо так и будет действовать дурацки, и тем и победит черта, либо же он совсем не дурак, а хитрец, который лишь для людей прикидывается дураком.

В собрании пословиц и поговорок Иллюстрова есть такая: «Дураку и чёрт с дороги уступая».

Дурак русской сказки постоянно бьётся с чертями и мужиками. Мир сказки разделён на несколько условно враждебных лагерей, посреди которых дурак. Он в межмирье, и с ним ничего не могут поделать ни те, ни другие.

Даже когда мой друг дурак испортит что-то, в дураках всё-таки я, потому что с кем поведешься, от того и наберешься.

Дураки, судя по обилию глупости вокруг, почти недостижимы. Поэтому остаётся только плакать и смеяться!

Глава 4. Смех и дурак

Дурак со смехом естественно связан. Да это и так очевидно, поскольку над дураком все смеются.

У Даля в cловаре:

«Дураку всё смех на уме».

В его же собрании пословиц:

«Чужой дурак — смех, а свой дурак — стыд».

«Где умному горе, там глупому веселье».

«Дураку, что глупо, то и потешно».

С детства помню: «Смешно дураку, что седелко на боку». Седелко — это часть упряжи, его одевают лошади на холку, чтобы она не сбивалась. Сбил холку — лошадь не работник. Беда! А дураку смешно…

Дурак определённо связан со смехом. Но не только. У Даля в словаре есть поговорка, которая к тому же показывает, что смех дурака так же определенно связан и со слезами. Так что можно предположить, что и дурак связан с плачем:

«Из дурака и плач смехом прёт».

Эту же тему он развивает в сборнике пословиц:

«Дурацкий смех — не смех, а плач».

Кроме того, дурак, а через него и разум, определенно стоят в каком-то отношении со стыдом. В сборнике Ивана Михайловича Снегирева «Русские народные пословицы и притчи», изданном в 1848 году, то есть раньше работ Даля, приведена поговорка, которая говорит определенно:

«Дурак стыда не знает».

Даль в «Пословицах» связывает это со стыдом:

«Чужой дурак — смех, а свой дурак — стыд».

Отсюда ясно видно, что стыдно, когда тебя осмеивают, хотя бы через твоего родственника. Его глупость становится и твоим недостатком. Она делает и тебя уязвимым для стыда, выставляя на позор.

Иллюстров приводит странную поговорку из собрания П. Кулиша:

«Как рожены, так и заморожены».

Он относит её к дуракам, ставя вслед за поговоркой:

«Дураков не орут, не сеют, — они сами родятся».

Дурак каким-то образом постоянно не только сам живет на грани жизни и смерти, он ещё и ухудшает выживание близких.

Глава 5. Дурацкие речи

Связь речи с разумом очевидна и давно исследована. Но как связан с речью дурак? Попробую просто привести основные поговорки, которые поминают дурацкие речи.

В советское время — в 1957 году — В.П. Аникин без ссылок на источники приводит чрезвычайно выразительную поговорку, прямо отвечающую на мой вопрос:

«Осла знать по ушам, медведя — по когтям, а дурака — по речам».

При этом, прямо отвечающая на вопрос поговорка, не отвечает ни на что. С одной стороны, это очевидность — дурака всегда распознаешь по его дурацким речам. Но что такого в его речах?

Пожалуй, более ясной является поговорка из того же сборника Иллюстрова:

«Умному недостает ушей, а глупому (или «у глупого») и один язык слишком».

Её поясняет следующая за ней:

«Умный любит учиться, а дурак — учить».

Да и ещё одна, чуть ниже, пожалуй, тоже:

«Пока умный думает, глупый уже делает».

А делает он так, что всем вокруг худо, почему и говорят: услужливый дурак опаснее врага.

О том, что дурак необучаем, и что он сам лучше всех всё знает, говорит поговорка из сборника Г.М. Гольдгард-Ландау 1888 года. Обычно эта поговорка звучит в сокращенном виде: хоть кол на голове теши. Но полностью она звучала так:

«Дураку на голове хоть кол теши, а он всё своё несёт».

«Несёт» этой поговорки явно связано с речью, как и «нести околесицу». Речь в этой поговорке идёт не просто о том, что дурак необучаем и что его нельзя переделать, а о том, что он выслушивает то, что ему говорят, и будто бы не вмещает его в себя, как переполненная чаша. Он сам полон знаниями, которые ему носить в себе трудно. И он их постоянно выплескивает из себя, речами.

Но мы знаем, что знания у дурака — дурацкие. По нашим понятиям, и не знания вовсе. Однако имеет ли мнение других людей значение для дурака? Если поглядеть со стороны дурака, то он определенно так не считает. Его знания для него — полноценнейшие знания, вот дурак и передает их, то есть учит, щедро делясь с другимим людьми.

Но дурак собирает и хранит не те знания, что у умных людей считаются действительными знаниями. Он не знает не знаний, он не знает, что в этом мире является ценным, как товар по имени знания. Но это ему и не важно. Он собирает и хранит всю возможную чушь, чтобы осчастливить какого-нибудь доброхота, особо жадного до учения.

Если человек разумный может обучать других с разными целями для дела, которое должно быть сделано. То дурак занят получением удовольствия от того, что учит. Удовольствие это подобно излюбленному дураком красному колпаку. Оно тешит честолюбие дурака. Об этом кричат многие из поговорок.

Но есть и то, что важнее честолюбия и бахвальтва — это прямо связано с речью: поучение других позволяет выпускать из себя то, что переполняет сознание. А значит, причиняет тонкую душевную боль, которую невыносимо таскать в себе. Её надо выпустить, выговорив, то есть, прозвучав. И дурак не просто болтает или поучает. Он просто звучит. Звучит своей болью.

Но почему тогда про него говорят:

«Дурак, кто говорит не так»!.

Ведь русский народ всегда был чрезвычайно отзывчив на чужую, особенно душевную боль. И нет лучшего средства проверить это, как спев русскому человеку душевную песню, в которой звучит боль. Почему за боль дурака, как записывает Даль, можно сказать, бьют:

«У дурака дурацкая и речь»!

Ответ, который будет действительно точным: потому что дурак звучит не просто болью души, а болью, которая и есть дурак. Иначе — он звучит тем состоянием разума, которое узнается снаружи как дурацкое, а внутри — есть боль сознания.

Разумный человек волен в том, что делает и в том, что говорит. Он тоже может сказать глупость, и будет за это осужден и наказан, что справедливо. Но дурак не волен не звучать так, как болит. Он потому и необучаем, что боль его невыносима, и всё, что он хочет, — избавиться от неё. А для этого надо звучать, то есть мелко дрожать всем телом, начиная с языка и голосовых связок.

Более всего это похоже на то, как ведёт себя животное, в которое впился хищник или большой паразит. Оно занято только тем, чтобы вырваться из этой хватки, и оно кричит. Вот это и делает дурак. Потому ему и не до учёбы.

Это — если смотреть на задачу психологически. Но, к сожалению, люди смотрят на неё по бытовому, а с бытовой точки зрения дураки чаще всего весьма довольны и собой и своей жизнью. И даже не подозревают, что им больно. Как не подозревает этого проглотивший несколько стаканов водки пьяница. Или объятый любовной страстью любовник. Но слово страсть происходит от страдания. Почему и страдания Христовы назывались страстями.

Человек, которому больно, вовсе не обязательно осознает свою боль. Мы привыкаем и у нас, как говорит наука, снижается болевая чувствительность.

Не чувствукшь боли от плохих условий жизни, от подлого общения с себе подобными, от содержания собственного сознания. Привык, потому что для выживания в жестком мире нужно иметь жёсткую броню. А вот душа привыкнуть не может… и она плачет от боли. Этот плач у нас зовётся дурацкими речами.

И поскольку мы глядим и видим при этом счастливое тупое лицо обладателя этих речей, то невольно делаем вывод, что он вполне осознанно избрал не развивать свой разум, так сказать, на зло хорошим людям.

Тогда хорошие люди принимаются лечить больного. И лечат его просто и доходчиво, так чтобы боль от их учёбы превысила его внутреннюю боль. Только в этом случае у дурака появляется возможность услышать то, что снаружи.

Глава 6. Дурака учить

«Дурака учить, что мёртвого лечить».

Дурак болеет, потому что его сознание болит, но его невозможно вылечить от этой болезни, ему нельзя помочь. Боль его так велика, что пораженные ею участки сознания просто омертвели. Их как бы нет совсем!

Эти участки у остальных людей заняты разумом. Разум же как раз отличается способностью обучаться просто потому, что для обеспечения выживания в меняющихся условиях надо быстро приспосабливаться, то есть познавать новое и учитывать в своих действиях. Дурак необучаем. Как кажется, по своей доброй, то есть злой воле. Иначе, чего бы он был таким радостным, и так бойко лез поучать других:

«Дурак дурака учит, и оба не смыслят?»

Но в действительности, вероятнее то, что он и не может обучаться, и даже не осознает этого — у него просто нет такой возможности. Видимо потому, что необходимые для этого части разума отсутствуют. Но разум — это лишь определённый набор образов, значит, поражена сама ткань, из которой эти образы создаются — пара или сознание. Она больна и омертвела в той части, которая и предназначалась для развития разума, либо эта часть исходно была перекрыта, так что разум и не мог развиваться.

Дурак, части сознания которого перекрыты болью, прекрасно видит то, о чём ему говорят люди, но не хочет туда смотреть. Он дурак, условно говоря, по выбору. И вполне мог бы измениться, если бы у него хватило сил поставить перед собой такую задачу. Но вот задачу-то он ставить и не хочет. Потому что, для её решения, придется идти в боль, придётся сражаться и, главное, менять себя. А зачем? Ведь дуракам легче. Их Бог и так кормит.

Дурак довольно быстро приспосабливается к той нише, которую выделяет ему подобным общество, и принимается ловко паразитировать за счёт других. Это страшная ловушка, потому что достаточно один раз принять себя таким — а его ниша — это всегда местечко внизу — как дальше жизнь становится на удивление проста.

И главное — в ней не надо больше думать. То есть становится не нужен разум!

Но почему «не думать» оказывается такой ценностью для дураков? Почему думать не хочется, ведь думать — это приятно, это наслаждение? К тому же, мы и не можем не думать, мы всё равно думаем постоянно, даже если не замечаем этого! Разум просто не может останавливаться.

Речь тут идёт не о думании вообще, а о целенаправленном думании, соответствующем тем требованиям, которые предъявляются к человеческому разуму. Но целенаправленность предполагает направление. Эта цель лежит как раз за той болью, которой наполнено сознание дураков. Чтобы думать так, как требуют, надо каждый раз ходить через поле боли. Быть дураком больно. Но боль — это помощник, указывающий направление настоящей жизни…

Когда же ты позволяешь себе «не думать», разум течёт по плотностям сознания свободно, а значит, обтекает болезненные участки и уходит в те пространства сознания, которые для тебя блаженны, вот только не ценны для людей. Это как раз те места, где хранятся знания, которым дураки учат друг друга, но знания эти «не смыслят», то есть не наполнены смыслом, имеющим ценность для человеческого бытия.

Но при этом, очевидно, что думать приятно и дураку. И он вовсе не отказывается думать, он отказывается думать так, как требуется, чтобы считаться умным. Он, попросту, отказывается думать в той части образа мира, которая принадлежит умным людям. Именно эта часть его сознания и перекрыта.

Лечить дурака помимо его желания – сложно. Однако народ знал средство, которым лечил дураков и, похоже, во многих случаях оно было действенным.

Глава 7. Дурака лечить

Какое же лечение применяет народ к дураку? Даль отвечает просто:

«Ум да умец, а третий дубец», — и поясняет: «(то есть поучить да посечь, так поумнеет)».

Средство это у народа считается естественным и единственно возможным ответом на дурь. Битьё дурака считалось важным, нужным, а может быть, и священным деянием, если мы хотим, чтобы наш мир стоял:

«Дурака бьют, а умной не суйся» (Снегирев, 452).

Это середина девятнадцатого века. Даль в ту же пору приводит еще целый ряд народных мыслей об этом:

«Дурь-то из тебя повыколотят».

«Благодарим покорно за ум (говорят после наказанья)».

«Ума дадут (побьют), не воз навьют (или: не весь вобьют, то есть сразу не поумнеет)».

«Жаль кулака, а ударить дурака. Бей дурака, не жалей кулака».

Конец девятнадцатого, собрание Гольдгардт-Ландау:

«Дурак не боится креста, а боится песта».

Начало двадцатого, Иллюстров:

«Хоть жаль кулака, а надо бить дурака.

Умному намек, глупому — дубина».

Что же это за средство, которое способно переучивать даже дураков? Чем битье хорошо и почему дурака нужно бить? Простейший ответ: потому что слов он не слышит, сам думать не умеет, и никак иначе до него не достучаться. Что значит, достучаться? В данном случае — заставить изменить поведение. Речь даже не о том, чтобы сделать дурака умнее. Это как бы и не моя забота. Мне достаточно того, что он не будет мешать жить лично мне.

И это существенно, потому что, избивая дурака, мой разум решает самую сущностную свою задачу: он обеспечивает мне выживание, которое ухудшает дурак. Получается, что я, по сути, вовсе не занят обучением дурака, когда его бью, наоборот: я его изгоняю из своего мира. Всё, что я могу, это создать для него такие условия, чтобы он ушёл сам. И я их ему и создаю. Однажды ему надоест, он махнёт рукой и пойдёт мучить других людей, оставив меня в покое. Но куда и откуда он уйдет? Из моего мира в иной. В какой иной мир, меня, собственно, не занимает. Мне нужно лишь, чтобы в моём мире не было дурака. А там, хоть он сквозь землю провалится.

Либо он однажды всё-таки поменяется. Как? Приняв, наконец-то, мой мир, наш мир, мир, в котором живут люди. И это подтверждает, что дурак — это не тот, кто не может думать, а тот, у кого образ мира искажен, а он не хочет его исправлять в соответствии с действительностью. Он предпочитает мне навязывать свои условия сосуществования, в которых ему живётся легче, чем мне. Просто потому, что он снижает к себе требования.

Следовательно, колотушки применимы не ко всем дуракам, а лишь к тем, кто хочет жить криво, за счёт других. И мы все знаем, что дураков бьют, а дурачков жалеют. То есть бьют тех, в ком все-таки присутствует искра выбора, а вот тех, кто действительно лишен от природы возможности быть умнее, бить бесполезно, а потому не только бессмысленно, но и жестоко.

Избиение дурака не ощущается народом жестокостью. Скорее наоборот, терпеть его измывательства над собой может только тот, кому пострадать, помучаться охота. Остальные относятся к дураку, как к маленькому гадёнышу.

Ребенок, пока не обрел смысл, может делать самые недопустимые вещи — он гадится, он наводит беспорядок, он не даёт спать и вообще жить спокойно. Но его никто не наказывает, наоборот, его любят, как маленького божка. Но только он принял решение стать человеком, только он показал, что с ним можно договариваться, как к нему начинают предъявляться требования. И теперь, если он продолжает гадиться, его считают не богом, а маленьким гадёнышем. И не только потому, что его выделения противны родителям, а потому, что он делает это назло, чтобы лишить их покоя и хорошей жизни.

Дурак делает то же самое, но во взрослом возрасте. Он как бы задержался в детстве, но после той черты, до которой он ещё приобщен к божественности. Он уже в состоянии гадёныша, который вредит. Потому его и бьют.

Дурак не хочет понимать тех, кто его учит, потому что он не живет в их мире. Их мир ему не просто не ведом, он не интересен, и помеха в той битве, которую ведёт он сам в собственном мире.

Битва, по-русски, — это брань. И дурак — это бранное слово, то есть слово брани, слово битвы, боя, сражения.

Что же за битву мы прозреваем через дурака и его приключения? Битва, которую ведёт дурак — это битва с разумом. Дурак бесстыж, как ни странно, но искатель себя тоже.

Источник: по материалам Александра Шевцова (Ивана Скомороха)

Смотрите также

Дурак что это? Значение слова Дурак

Значение слова Дурак по Ефремовой:

Дурак — 1. разг. Глупый, несообразительный человек. // Употр. как бранное слово.
2. устар. Придворный или домашний шут.


Название карточной игры.

Значение слова Дурак по Ожегову:

Дурак — В дурака, в дураки


Дурак Глупый человек, глупец
Дурак Придворный или домашний шут

Значение слова Дурак по словарю синонимов:

Дурак — глупец
болван
дурень
дуралей
дурачина
балда
обалдуй
оболтус
олух
остолоп
недоумок
осел
идиот
кретин

Значение слова Дурак по словарю Ушакова:

ДУРАК, дурака, м. 1. глупый человек (разг.). Дураку не ум помешал. Поговорка. || Бранное слово. 2. Придворный или домашний шут в 18 в. (истор.). 3. только с отриц., в знач. сказуемого, с инф. Мастер, ловок на что-н. (разг. фам.). Он выпить не дурак. I В дураки — название одной из игр в карты. Оставить в дураках кого (разг.) — 1) обыграть кого-н. в дураки. 2) перен. обмануть, поставить в глупое положение. Остаться в дураках (разг.) — 1) проиграть в игре в дураки. 2) перен. быть поставленным в глупое положения, не добиться своей цели. Дурак дураком (разг. фам.) — 1) очень глупый человек. 2) в глупом, в нелепом положении. 3) ничего не понимая. Первые дни на новой службе я сидел дурак дураком. Нашел дурака! или ищи дурака! (фам.) — как бы не так! не стану этого делать! Валять дурака (простореч.) — 1) дурачиться, потешать выходками. 2) делать глупость, плошать. Свалять дурака (простореч.) — сделать глупость, оплошать. Сказать дурака кому (разг.) — назвать кого-н. дураком. намекнуть кому-н.

Значение слова Дурак по словарю Даля:

Дурак
м. дура ж. глупый человек, тупица, тупой, непонятливый, безрассудный. | Малоумный, безумный, юродивый. | Шут, промышляющий дурью, шутовством. Стоит дурак, на нем колпак, ни шит, ни бран, ни вязан, а весь поярчатый? сморчок. Мат



История происхождения слова «дурак»

История одного слова.

Откуда взялось слово дурак?

В просторечии мы часто употребляем слово дурак. Так мы называем и глупого человека, но тогда обычно произносим слово дурачок, в котором есть доля жалости, и так же обращаемся к тому, кто с нами в чём – то не согласен, или кто, на наш взгляд, поступает неправильно, глупо. Тогда мы со злостью можем бросить в лицо оппоненту резкое: дурак! А откуда, интересно, произошло это такое распространенное слово? И вот тут – то мнения исследователей расходятся. При изучении истории такого простого слова мы окунаемся во множество различных версий его происхождения. На мой взгляд, самые интересные и правдоподобные -следующие. Издавна дураками называли шутов королей или иных знатных вельмож. Причём, те, кто избрали для себя ремесло шута или были вынуждены выполнять эту роль, были очень умными, разносторонне развитыми людьми, знали сильные и слабые стороны окружающих и умело этим пользовались. А дурачок – это была маска, которой прикрывался шут, ведь ему было позволено говорить всё и всем: какой спрос с дурака? Об этом же говорит В. Шекспир в своей комедии «Двенадцатая ночь»: Он хорошо играет дурака. Такую роль глупец не одолеет: Ведь тех, над кем смеёшься, надо знать, И разбираться в нравах и привычках. .. Таким образом, слово дурак в 17 веке в Англии употреблялось в значении государев шут. Именно в этом значении оно встречается в русско – английском разговорнике Ричарда Джеймса. С этимологической точки зрения по одной из версий слово дурак является производным от дурый, что означает глупый и имеет тот же корень, что и литовское слово durti, означающее: колоть, жалить, ударить. Поэтому исходное значение слова – ужаленный, искусанный. Затем оно постепенно трансформируется в: бешеный, больной, сумасшедший — от укуса. И далее, в разговорной речи, употребляются слова: глупый, сумасшедший, дурной – аналогичные чешскому слову durty – глупый, сумасшедший. Если же обратиться к документам, то выясняется, что очень долгое время слово дурак обидным не считалось. В России в документах 15 – 17 веков оно встречается в качестве имени. И именуются так совсем не нищие или бедные, а, наоборот, вполне солидные люди: Князь Фёдор Семёнович Дурак Кемский, князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин, московский дьякон Дурак Мишурин. Примерно в то же время появляются и многочисленные дурацкие фамилии: Дуров. Дураков, Дурнов. Оказывается, дело в том, что слово Дурак часто использовалось в качестве второго нецерковного имени. В старые времена было принято давать ребёнку второе имя, чтобы обмануть злых духов. Имя дурак считалось оберегом: мол, с дурака и взять – то нечего. В толковом словаре Даля дурак – юродивый, безумный, отроду сумасшедший. Народ считал юродивых божьими людьми, находя в их бессознательных поступках глубокий смысл. Возможно, именно поэтому в русских народных сказках Иванушка – дурачок всегда оказывается самым везучим и, в конечном итоге, самым счастливым. Существует ещё множество версий. На первый взгляд, все они различные, но если проанализировать их повнимательнее, то можно заметить, что во всех в них есть что – то общее. Слово дурак знакомо каждому из нас, можно сказать, с самого раннего детства. И откуда бы оно ни взялось и как бы ни звучало на разных языках, смысл его понятен каждому, кто его произносит и кто слышит. И, по- видимому, в дальнейшем, смысл этот уже останется навсегда таким, каким мы его знаем сейчас.