Духовная любовь – 3.5.1. Любовь – воздух духовного мира и элемент жизни | Небесная Библия (Чхонсонгён), III. Истинная любовь, 3.5. Любовь и духовный мир

Духовная любовь и земная любовь

Текст передачи «Свобода от диктатуры зверя внутри тебя». Часть 6. 

01:09:29 – 01:20:57

Духовная Любовь и любовь земная, почему люди стали путать эти понятия. Кто и зачем подменяет Истину, и как понять, где правда. Почему на протяжении тысяч лет существования религий продолжаются войны, преступления, противоправные действия. Что мешает человеку быть счастливым?

Предыдущая статья: Часть 5. «Что такое цивилизация? Выбор людей определяет будущее».

 

Как сознание подменяет понятие «Любовь»

Игорь Михайлович: Скажем так, существует истинная Любовь — это Любовь в Мире Духовном. Это Любовь, которая бескрайняя или Божественная Любовь. В ней нет половых различий, в ней нет ничего. Это единение людей. Вот действительно это единение людей в Любви.

Почему? Потому что в том Мире, кроме счастья и Любви, нет ничего. Там нет отрицательных эмоций ну для тех, кто не понимает и не знает. Почему их нет? Потому что их быть не может. Там вообще эмоций нет. Там есть счастье, там есть Любовь. Это и есть тот Мир. Потому что это Мир Бога.

А для людей сознание всегда пытается копировать. И вот понятие «любовь» оно включает в рамки привязанности, ответственности. Но опять-таки что стоит за этой привязанностью, ответственностью и всем остальным, да? Манипуляция, комфорт, гормоны и всё остальное.

А на самом деле если мы возьмём и без привязи рассмотрим любые вот эти вот любовные состояния, мы придём к пониманию взаимоотношений между двумя людьми, и как таковой Лю

Азбука Спасения — Духовная Любовь

 

Любовь возжженная, питаемая Святым Духом — огонь. Этим огнем погашается огонь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением. Ощутивший любовь духовную с омерзением будет взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви. 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

 

 

Иисус Христос (Спаситель)

Любите друг друга… 

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:34,35).

 

 

 

Святой Макарий Великий

Тем, которые не могут посвятить себя любви духовной

Тем, которые, по духовному младенчеству, не могут вполне посвятить себя любви духовной, надлежит принять на себя служение братьям с благоговением, с верою и со страхом Божиим.

 

 

 

 Преподобный Исаак Сирин 

Любовь духовная водворяется в чистоте души

Любовь к Богу естественно горяча, и, когда нападет на кого (возгорится в ком) без меры, делает душу ту восторженною. Поэтому сердце ощутившего любовь сию не может вмещать и выносить ее, но, по мере качества нашедшей на него любви, усматривается в нем необычайное изменение. И вот ощутительные признаки сей любви: лицо у человека делается румяным и радостным, и тело его согревается. Отступают от него страх и стыд, и делается он как бы восторженным. Сила, собирающая воедино ум, бежит от него, и бывает он как бы изумленным. Страшную смерть почитает радостью, созерцание ума его никак не допускает какого-либо пресечения (прекращения) в помышлении о небесном. И в отсутствии, незримый никем, беседует как присутствующий. Ведение и видение его естественно преходят, и не ощущает чувственным образом движения, возбуждаемого в нем предметами, потому что, хотя и делает что, но совершенно того не чувствует, так как ум его парит в созерцании, и мысль его всегда как бы беседует с кем другим. Любовь есть вместилище духовного, и водворяется в чистоте души.

Любовь к ближним — признак духовного совершенства

Достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворяются сим, как Моисей сказал Богу: «аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси» (Исх. 32:32), и как говорит блаженный Павел: «молил бых ся отлучен быти от Христа по братии моей», и так далее (Рим. 9:3), и еще: «ныне радуюся в скорбех о вас, язычниках» (Колос. 1:24).

И прочие Апостолы за любовь к жизни человеков прияли смерть во всяких ее видах.

Конец же всего этого вкупе — Бог и Господь. По любви к твари Сына Своего предал Он на крестную смерть. «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть» за него на смерть» (Иоан. 3:16), не потому, что не мог искупить нас иным образом, но Он научил нас тем преизобилующей любви Своей, и смертью Единородного Своего Сына приблизил нас к Себе. А если бы у Него было что более драгоценное, и то дал бы нам, чтобы сим приобрести Себе род наш. И, по великой любви Своей, не благоволил стеснить свободу нашу, хотя и силен Он сделать это, но благоволил, чтобы любовью собственного нашего сердца приблизились мы к Нему. И Сам Христос, по любви Своей к нам, послушен был Отцу Своему в том, чтобы с радостью принять на Себя поругание и печаль, как говорит Писание: «вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив» (Евр. 12:2). Посему-то Господь в ту ночь, в которую был предан, сказал:

«сие есть тело Мое, еже «за мир «даемо» в жизнь (Лук. 22:19), и: «сия есть кровь Моя, яже за многия изливаема во оставление грехов» (Мф. 26:28), и еще говорит: «за них Аз свящу Себе» (Иоан. 17:19). Так достигают сего совершенства и все святые, когда соделываются совершенными и уподобляются Богу излиянием любви своей и человеколюбия ко всем. И домогаются святые сего признака — уподобиться Богу совершенством в любви к ближнему. Так поступали и отцы наши, иноки, когда для оного совершенства всегда принимали в себя уподобление, исполненное жизни Господа нашего Иисуса Христа.

 

 

Никто не может взойти на степень этой любви, если не ощутит он втайне надежды (будущей жизни) своей. И не могут приобрести любви к человекам те, которые любят мир сей. Когда приобретает кто любовь, облекается в Самого Бога. А тому, кто стяжал Бога, необходимо не только не соглашаться на приобретение с Ним чего-либо иного, но и совлечься тела своего. Если же любовью к миру облечется кто в этот мир и в эту жизнь, то не облечется он в Бога, пока не оставит сего. Ибо, Сам Бог засвидетельствовал сие, говоря:

«аще кто не оставит всего, и не возненавидит душу свою, не может Мой быти ученик» (Лук. 14:26). Должно не только оставить, но и возненавидеть это. А если кто не может быть учеником Господним, то, как Господь будет обитать в нем?

 

 

 

Святитель Иоанн Златоуст

Любовь духовная выше всякой другой любви

Любовь духовная выше всякой другой любви, она, точно какая-то царица, владычествует над своими, и потому блистательнее их одета, ничто земное не рождает ее, как ту: ни привычка, ни благодеяние, ни природа, ни время — она нисходит свыше, с небес.

Если духовная любовь войдет в вашу душу и возжжет блестящий пламень, то, хотя бы она нашла в наших мыслях что-нибудь тернистое или каменистое, сухое и бесчувственное, она одно уничтожит, а другое размягчит и сделает нашу душу некоторою широкою и тучною пашнею, способною к принятию божественных семян.

 

 

 

 Преподобный Максим Исповедник

Богомыслием и духовной любовью

Избравший себе жизнь безбрачную или девство, должен иметь чресла препоясана и светильник горящий (Лук. 12:35), чресла препоясана воздержанием; и светильник горящий – молитвою, Богомыслием и духовной любовью.

 

 

 

 Блаженный Диадох Фотикийский 


Любовь духовная

Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится какой даже незначительный повод, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова, но, хотя случится потерпеть какое огорчение, в душе боголюбивой, состоящей под воздействием Божиим, союз любви не пресекается, ибо, возгревши себя теплотою любви к Богу, она тотчас возвращается к благому настроению и с великою радостью восприемлет любовь к ближнему, хотя бы и немалое от него получено было оскорбление или понесен большой вред, потому что тогда сладостью Божиею совершенно поглощается горечь разлада.

 

 

 

Преподобный Фалассий Ливийский

Ум, стяжавший духовную любовь, ничего такого не думает о ближнем, что не приличествует любви. Стремления похоти обуздывай воздержанием, а стремления гнева – духовной любовью.

 

 

 

 Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

Любовь духовная

Надо отдать всех людей Богу. Этому научает нас и Церковь, она говорит: «Сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Кто предаст себя и всех Богу, тот может сохранить мертвость ко всем, без этой мертвости не может воссиять в душе духовное оживление. Если пребудешь верным Богу и сохранишь умерщвление к человекам, то явится, в свое время, нетленное духовное сокровище в душе твоей, узришь воскресение души твоей действием Духа. Сохраняет святую любовь к ближнему тот, кто имеет с ним общение ради Бога, сохраняет эту святую любовь и тот, кто ради Бога удаляется от такового общения. Наше естество повреждено падением, повреждена им и наша естественная любовь. Поэтому для исполнения условий святой любви надо руководствоваться не сердечными чувствами и влечениями, а велениями Евангелия, всесвятыми заповедями Господа нашего Иисуса Христа. Одна из таких заповедей говорит: «Аще десная твоя рука соблазняет тя, усецы ю, и верзи от себе» (Мф. 5:30), т.е. если какой-нибудь человек, столько нужный и близкий тебе, как правая рука, приносит тебе душевный вред – прерви с ним общение. Так велит нам поступать заповедь Законоположителя совершенной любви. А мечты и чувствования нашего падшего сердца легко могут увлечь нас в пропасть! Ощутивший любовь духовную с омерзением будет взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви.

 

 

Любовь духовная вся – в Боге

Любовь духовная постоянна, беспристрастна, вся – в Боге, объемлет всех ближних, всех любит равно, но и с большим различием. «Любите враги ваша, – говорит Евангелие, – благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющия вы» (Мф. 5:44). Здесь ясно и определенно изображено, в чем должна состоять любовь к врагам: в прощении нанесенных ими обид, в молитве за них, в благословении их, т.е. в благих словах о них и в благодарении Бога за наносимые ими напасти, в благотворении им соответственно силам и духовному преуспеянию, в благотворении, которое может простираться до вкушения телесной смерти для спасения врага. Пример такой любви к врагам явил Спаситель.

Но то же самое Евангелие повелевает быть осторожным с врагами своими, не вверяться им. «Се Аз посылаю вас, – сказал Господь ученикам своим, – яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие. Внемлите же и от человек: предадят бо вы на сонмы, и на соборищах их биют вас… Будете ненавидими всеми имене Моего ради» (Мф. 10:16-17,22). Итак, самим Евангелием предписана осторожность в отношении ко врагам и, по возможности, мудрое с ними обхождение. Вражду производит дух мира, часто она заступает место плотской любви. Но и самая плотская любовь очень похожа на вражду. Один потомок ветхого Адама способен к плотской любви и ко вражде, чем живее в нем ветхость, тем сильнее действуют недуги, которыми падение поразило любовь: вражда, зависть, ревность, плотская любовь. Раб Христов не может быть врагом чьим-либо.

Вы видите – Евангелие предписывает нам любовь ко врагам не слепую, не безрассудную, но освященную духовным рассуждением. Любовь – свет, слепая любовь – не любовь. Подобно этому должно сказать и о любви к друзьям. Евангелие повелевает, чтобы любовь эта была о Христе, чтобы Христос был любим в ближнем, а ближний был любим как создание Божие. По причине этой любви в Боге и ради Бога, святые угодники Божии имели и равную любовь ко всем, и любили особенно тех, которые проводили жизнь благочестивую, как сказал святой Давид: Мне же зело честни быша друзи Твои, Господи. Наставляемые чувствовали более расположения к тем наставникам, в которых усматривали особое обилие духовного разума и других духовных дарований. Наставники любили более тех духовных чад своих, в которых усматривали особую тщательность к добродетели и особенное действие благоволения Божия. Такая любовь, отдающая должную цену людям по степени их благочестия, вместе с этим равна ко всем, потому что она во Христе и любит во всем Христа. Иной сосуд вмещает это духовное сокровище больше, другой – меньше. Сокровище – одно!

Любовь возжженная, питаемая Святым Духом — огонь. Этим огнем погашается огонь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением. 

Чтоб стяжать любовь к предметам духовным и небесным, должно отречься от любви к предметам земным…

Первое духовное проявление любви к Богу открывается в ощущении страха Божия… 

 

 

 

Инок Никодим

Духовная любовь — есть жизнь вечная

Многие люди земные, плотские отношения между собой путают с духовной любовью. А в чем их отличие? справедливо спросит читатель этих строк. Духовная любовь божественна и действует в области чистоты, т.е. душе, очистившейся от пороков и страстей. Плотской же любовью люди любят земные вещи и друг друга с целью наслаждения ими и продолжения рода.

 

 

Рождаясь в падшем мире, в котором властвует над людьми дьявол чрез плотские страсти, человеку познать свое истинное состояние и спастись невозможно без «рождения свыше» от Духа. Правильный путь жизни, который приводил бы его к спасению, скрыт от его сознания, состоящего в плену у врага.

 

 

Вкусивши однажды запретный плод греха, и насладившись им, человек становится рабом ему до смерти. Поэтому подавляющее число людей проживают жизни в духовной слепоте и удовлетворение своих плотских страстей, считают любовью. 

 

В чем разница любви душевной и любви духовной? — Исповедники

Архимандрит Рафаил Карелин:

«Одна из ошибок в духовной жизни, которую мы постоянно наблюдаем, это незнание различий между душевной и духовной деятельностью человека или неумение различать эти две самостоятельные области его деятельности.

Особенно часто смешиваются понятия – духовной и душевной любви. Духовная любовь видит в человеке вечное – образ и подобие Божие, чем более всего и дорожит в нем. Самая большая радость заключается для нее в том, чтобы любимый ею принадлежал Богу. Она не ищет своего, потому что ее достояние – Бог, а в Боге она имеет все. Она не может никого потерять, ибо она и не требует взаимности. За любовь к человеку душе отвечает Своей любовью Бог, или скажем по-другому: она мистически любит Христа через благодать, живущую в человеке, как в Его образе, а не эмпирического, страстного, изменяющегося человека, которого псалмопевец назвал ложью. Видя величие человека как образа Божия, а не болезненный комочек нервов и плоти, она до самого конца надеется на его спасение, памятуя о временности и текучести этой жизни, где все поглощается смертью. Она не гневается и не раздражается; будучи чистой и простой, она верит тому, кого любит, хотя бы эта вера и была обманута тысячу раз. Если ей больно, то не за себя, а за другого. Эта любовь – дар Духа Святаго, и в то же время она естественна для человеческого духа, ибо человек рожден для нее. В духовной любви больше мудрости, чем во всех книгах, написанных философами. В ней больше красоты, чем во всех произведениях искусства, спрятанных за дверями музеев. Эта любовь есть истинная жизнь человека.

Душевная любовь – это зависимость от того, кого любишь, в ней нет свободы. Это любовь к плоти, а так как плоть тленна, подлежит тлению и все в ней тлен, то душевная любовь заменяет реальность фантазией, она видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В ней – беспрерывное волнение и тревога: волнение – как бы приобрести, тревога – как бы не потерять; разочарование, когда человек очнется от собственных грез.

Душевная любовь не имеет опоры в самом человеке, это фейерверк чувств, который, засверкав внезапно, так же внезапно может погаснуть. Как часто душевная любовь сменяется равнодушием и отчужденностью, как часто переходит в ненависть! Душевная любовь не исчерпывается плотским влечением: есть, например, дружеская любовь. Но как непрочна эта любовь! Как часто она не выносит и малейшего испытания и разбивается, точно хрустальный бокал от легкого удара. Как часто преуспевший друг встречает своего прежнего товарища и смотрит на него совершенно иными глазами, словно деньги или власть сделали его сердце каменным, и товарищ чувствует, что между ними возникла дистанция, которую не измеришь и тысячей верст. Практически вся поэзия – плач о неразделенной или потерянной любви. В основе почти всех театральных пьес – история разбитой любви, приводящей к страданию, отчаянию или мести.

Христианин должен возвыситься над душевной любовью. Он не должен находиться, как узник, в ее власти. Только борьба со страстями может открыть путь к духовной любви, только духовная любовь если не освятит, то просветлит душевную любовь.

Дух ищет лишь Бога. Поэтому на земле он довольствуется немногим. Духовная любовь дает человеку счастье как внутреннее состояние. Он может быть счастлив малым. Душа, «отключенная» от духа, находится в постоянном искании, она ищет многого, но не удовлетворяется ничем. Поэтому ее колеблют, как волны поверхность моря, два чувства: страх и гнев. Когда человек боится или ненавидит кого-либо, то это верный признак того, что в нем оскудела духовная жизнь и он погряз в топком болоте душевности.

Особенно большие искушения для духовной жизни заключают в себе власть и богатство. Человек, надеясь на них, перестает уповать на Бога и вместе с упованием теряет веру и любовь. И открывается прямой путь к порабощению человека его же собственными страстями. Страсть ненасытна: будучи удовлетворена, она восстает затем с новой силой. Поэтому чаще всего богатство и власть губят тех, кто добился их. Поэтому трудно найти любовь среди богатых и обладающих властью. Чем выше человек поднимается в гору, тем ему труднее дышать. Но здесь главное препятствие к любви не власть и богатство сами по себе, а привязанность к ним, надежда на них, их воплощение в то чудовище, которым поглощается человеческое сердце.

Господь сказал: мир Мой даю вам. Этот мир – благодать Духа Святаго. Воспринять ее может только человеческий дух, чтобы затем осенить миром душу, в которой – постоянное беспокойство, смена эмоций, противостояние мыслей. Самая суть аскетики заключается в умении подчинить душу духу, а дух – благодати. Христианину необходимо уметь разграничивать область душевного и область духовного, чтобы воздавать кесарево кесарю, а Божие Богу: миру – ту дань, которую он должен платить ему посредством жизни своей души, Богу – то, что он должен Ему отдать через устремление духа к вечности и Вечному, через то единственное, чем может человек оправдать свое имя и призвание.

Почти все душевные чувства имеют свои духовные аналоги, которые теперь, когда после грехопадения чувства подверглись деградации, прослеживаются с трудом. Противоположностью любви является ненависть. У этого темного чувства, которое делает человека потенциальным убийцей, «репетирующим» убийство врагов в своих мыслях, чувства, которое мы так часто испытываем, есть свой духовный аналог. Это – концентрация, сосредоточение духа в молитве, когда он не принимает посторонних помыслов и впечатлений, ненавидит их бесстрастной ненавистью. Это – сила, с которой дух отражает приражение к душе демонических сил. Ненависть есть способность духа ненавидеть то, что чуждо ему по природе, что препятствует его единственной цели – богообщению. Духовная ненависть – это постоянное анафематствование демона и греха. Чем сильнее духовная любовь, тем сильнее человек ненавидит все, что может погасить или уменьшить ее. Чем более дух стремится к Богу, тем более ненавидит человек все, что служит препятствием на пути к Нему. Духовная ненависть проявляется как аскетическое делание – бдение и трезвение ума над сердцем, которое отбрасывает и отражает, как врага, все, что проникает в световое поле молитвы.

Господь говорит не только о любви, но и о ненависти к близким. Это бесстрастная, мы бы сказали, святая ненависть, которая не дает духу порабощаться земной, плотской привязанностью, поставляет человека выше душевной любви. В этой ненависти – постоянный подвиг аскетов, отрекшихся от мира ради Единого Бога. Святая ненависть не разрушает семейной и дружеской любви, но ставит ее под контроль духа, дает ей свое место в иерархии ценностей, освобождает человека от рабства привязанностям, от безвольного подчинения эмоциям и страстям. Духовный человек более, нежели душевный, внимателен к своим друзьям, более ответствен в своей работе, более остро чувствует долг перед своей семьей и в то же время свободен от насилия этих внутренних уз, которые так часто обезволивают человека и заставляют его совершать грехи и преступления ради тех, кого он любит слепой, душевной любовью.

Святые отцы учат, что основа всех грехов – себялюбие. Но и здесь мы можем найти духовный аналог. Обычно себялюбие отождествляет человека с его телом и стремится к удовлетворению его страстей и инстинктов. Оно проявляется в вожделении богатства и власти, в стремлении к комфорту, иногда в чрезмерной, ненормальной заботе о своем здоровье, напоминающей заботу фараонов о мумифицировании своих тел в надежде обеспечить себе земное бессмертие, и в подобном тому.

Однако есть правильное себялюбие: это отождествление человека прежде всего не с телом, а с духом и попечение о состоянии духа, этой искры вечности. Дух находит себя и раскрывает свои силы в богообщении, поэтому правильная любовь к себе не противоречит любви к Богу, а обретает себя в ней. Обычно себялюбие держит человека в состоянии непрекращающегося конфликта с окружающими его людьми. Этот конфликт может принимать разные формы: от открытых ссор до скрытых противоречий, когда тлеющий костер наполняет атмосферу дымом. Себялюбие, основанное на страстях, обуславливает столкновение со страстями и притязаниями других людей, порождает ложь, насилие и превращает жизнь людей в борьбу друг с другом.

Духовная любовь свободна от разделения на свое и чужое; где она, там нет ни захвата чужого, ни потери своего. Достояние этой любви – Бог, Который един и неразделим. Тот, кто приобрел благодать, одним только своим существованием помогает другим, одним уже своим присутствием вносит небесный мир в царящее на земле смятение. Поэтому любящий себя, свою душу часто становится соперником и противником для других, а любящий свой дух, ставший проводником, как бы лучом Божественного света,– их благодетелем. Духу принадлежит то, что вечно, душе – то, что временно.»

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

Ответ на вопрос: Истинная духовная любовь.

— Истинная духовная любовь не оскудевает и не перестает, а если наступает охлаждение, то, значит, это душевная или плотская любовь?

— У нас у всех на самом деле (думаю, что никто не обидится, если прозвучит горькая правда), даже у тех, кто тешит себя мыслью, что у них есть духовная любовь, царит любовь душевная, а чаще всего плотская. Мудрый старец Паисий Святогорец на вопрос сестер «Геронда, что делать, если я не чувствую любви?» отвечал: «Посмотри, как поступает земледелец. Если у него мало семян и он оставит их в пакете, то они либо сгниют, либо их съедят черви. Он их сеет на своем участке, даже если их немного. Зерно дает всходы, и крестьянин собирает больше, чем посеял, и уже из маленького пакета семян получается большой, на следующий год еще больше, а затем и полный амбар. Точно также необходимо сеять любовь».

Нужно возгревать ее в себе, проявляя это чувство по отношению к другим. А любовь проявляется тогда, когда мы поддерживаем человека, находящегося в скорби. Если ты видишь сотрудников, друзей, соседей или просто кого-то идущего в печали, не постыдись с сочувствием подойти и спросить, в чем дело, предложить свою помощь. Иной раз человеку, находящемуся в скорби, достаточно просто выговориться, и ему уже станет легче. Нужно просто поддержать, посочувствовать искренне, не наигранно. Любовь — это такая наступательная добродетель. Преподобный мудрый авва Дорофей, один из великих отцов Церкви, живший в VI веке, говорил, что никогда не нужно ждать, что к тебе проявят любовь, потому что если будешь ждать, то будешь находиться в состоянии огорчения, не видя ее. Лучше думай о том, к кому ты можешь проявить любовь. Ее можно приумножить, начав творить дела любви. Для этого есть милостыня, милосердие, а нуждающихся в этом много во все времена среди родственников и соседей, ближних и дальних. Нужно найти того, кто нуждается, и начать оказывать помощь.

— И это будет не душевная любовь?

— Это будет возгревание, сеяние любви. Чем больше мы ее сеем, тем больше она произрастает и приносит плода.

— А чем все-таки душевная любовь отличается от духовной?

— Духовная любовь — это такая любовь, которую стяжали святые угодники. Они очистили свое сердце от страстей ветхого человека, умертвили их подвигом: покаянием, плачем, многие – полным отвержением от мира, когда ушли в пустыню. К примеру, святитель Григорий Палама, память которого недавно чтила наша Церковь. Будучи высокоодаренным человеком, он уже в 17 лет мог беседовать на равных с людьми, умудренными знаниями в философии Платона, Аристотеля. Однако философия была для него лишь чем-то внешним, тем, что он никогда не принимал, хотя впоследствии использовал философский инструментарий в защите православной веры. Григорий юношей ушел на святую гору Афон и почти двадцать лет там подвизался: был в послушании у преподобного Никодима, потом стал настоятелем монастыря Эсфигмен, затем пребывал отшельником… То есть для того, чтобы стяжать духовную любовь, надо очистить свое сердце от страстей или, по крайней мере, положить этому начало.

 

священник Димитрий Беженарь

Азбука Спасения — Духовная Любовь

 

Любовь возжженная, питаемая Святым Духом — огонь. Этим огнем погашается огонь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением. Ощутивший любовь духовную с омерзением будет взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви. 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

 

 

Иисус Христос (Спаситель)

Любите друг друга… 

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:34,35).

 

 

 

Святой Макарий Великий

Тем, которые не могут посвятить себя любви духовной

Тем, которые, по духовному младенчеству, не могут вполне посвятить себя любви духовной, надлежит принять на себя служение братьям с благоговением, с верою и со страхом Божиим.

 

 

 

 Преподобный Исаак Сирин 

Любовь духовная водворяется в чистоте души

Любовь к Богу естественно горяча, и, когда нападет на кого (возгорится в ком) без меры, делает душу ту восторженною. Поэтому сердце ощутившего любовь сию не может вмещать и выносить ее, но, по мере качества нашедшей на него любви, усматривается в нем необычайное изменение. И вот ощутительные признаки сей любви: лицо у человека делается румяным и радостным, и тело его согревается. Отступают от него страх и стыд, и делается он как бы восторженным. Сила, собирающая воедино ум, бежит от него, и бывает он как бы изумленным. Страшную смерть почитает радостью, созерцание ума его никак не допускает какого-либо пресечения (прекращения) в помышлении о небесном. И в отсутствии, незримый никем, беседует как присутствующий. Ведение и видение его естественно преходят, и не ощущает чувственным образом движения, возбуждаемого в нем предметами, потому что, хотя и делает что, но совершенно того не чувствует, так как ум его парит в созерцании, и мысль его всегда как бы беседует с кем другим. Любовь есть вместилище духовного, и водворяется в чистоте души.

Любовь к ближним — признак духовного совершенства

Достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворяются сим, как Моисей сказал Богу: «аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси» (Исх. 32:32), и как говорит блаженный Павел: «молил бых ся отлучен быти от Христа по братии моей», и так далее (Рим. 9:3), и еще: «ныне радуюся в скорбех о вас, язычниках» (Колос. 1:24). И прочие Апостолы за любовь к жизни человеков прияли смерть во всяких ее видах.

Конец же всего этого вкупе — Бог и Господь. По любви к твари Сына Своего предал Он на крестную смерть. «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть» за него на смерть» (Иоан. 3:16), не потому, что не мог искупить нас иным образом, но Он научил нас тем преизобилующей любви Своей, и смертью Единородного Своего Сына приблизил нас к Себе. А если бы у Него было что более драгоценное, и то дал бы нам, чтобы сим приобрести Себе род наш. И, по великой любви Своей, не благоволил стеснить свободу нашу, хотя и силен Он сделать это, но благоволил, чтобы любовью собственного нашего сердца приблизились мы к Нему. И Сам Христос, по любви Своей к нам, послушен был Отцу Своему в том, чтобы с радостью принять на Себя поругание и печаль, как говорит Писание: «вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив» (Евр. 12:2). Посему-то Господь в ту ночь, в которую был предан, сказал: «сие есть тело Мое, еже «за мир «даемо» в жизнь (Лук. 22:19), и: «сия есть кровь Моя, яже за многия изливаема во оставление грехов» (Мф. 26:28), и еще говорит: «за них Аз свящу Себе» (Иоан. 17:19). Так достигают сего совершенства и все святые, когда соделываются совершенными и уподобляются Богу излиянием любви своей и человеколюбия ко всем. И домогаются святые сего признака — уподобиться Богу совершенством в любви к ближнему. Так поступали и отцы наши, иноки, когда для оного совершенства всегда принимали в себя уподобление, исполненное жизни Господа нашего Иисуса Христа.

 

 

Никто не может взойти на степень этой любви, если не ощутит он втайне надежды (будущей жизни) своей. И не могут приобрести любви к человекам те, которые любят мир сей. Когда приобретает кто любовь, облекается в Самого Бога. А тому, кто стяжал Бога, необходимо не только не соглашаться на приобретение с Ним чего-либо иного, но и совлечься тела своего. Если же любовью к миру облечется кто в этот мир и в эту жизнь, то не облечется он в Бога, пока не оставит сего. Ибо, Сам Бог засвидетельствовал сие, говоря: «аще кто не оставит всего, и не возненавидит душу свою, не может Мой быти ученик» (Лук. 14:26). Должно не только оставить, но и возненавидеть это. А если кто не может быть учеником Господним, то, как Господь будет обитать в нем?

 

 

 

Святитель Иоанн Златоуст

Любовь духовная выше всякой другой любви

Любовь духовная выше всякой другой любви, она, точно какая-то царица, владычествует над своими, и потому блистательнее их одета, ничто земное не рождает ее, как ту: ни привычка, ни благодеяние, ни природа, ни время — она нисходит свыше, с небес.

Если духовная любовь войдет в вашу душу и возжжет блестящий пламень, то, хотя бы она нашла в наших мыслях что-нибудь тернистое или каменистое, сухое и бесчувственное, она одно уничтожит, а другое размягчит и сделает нашу душу некоторою широкою и тучною пашнею, способною к принятию божественных семян.

 

 

 

 Преподобный Максим Исповедник

Богомыслием и духовной любовью

Избравший себе жизнь безбрачную или девство, должен иметь чресла препоясана и светильник горящий (Лук. 12:35), чресла препоясана воздержанием; и светильник горящий – молитвою, Богомыслием и духовной любовью.

 

 

 

 Блаженный Диадох Фотикийский 

Любовь духовная

Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится какой даже незначительный повод, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова, но, хотя случится потерпеть какое огорчение, в душе боголюбивой, состоящей под воздействием Божиим, союз любви не пресекается, ибо, возгревши себя теплотою любви к Богу, она тотчас возвращается к благому настроению и с великою радостью восприемлет любовь к ближнему, хотя бы и немалое от него получено было оскорбление или понесен большой вред, потому что тогда сладостью Божиею совершенно поглощается горечь разлада.

 

 

 

Преподобный Фалассий Ливийский

Ум, стяжавший духовную любовь, ничего такого не думает о ближнем, что не приличествует любви. Стремления похоти обуздывай воздержанием, а стремления гнева – духовной любовью.

 

 

 

 Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

Любовь духовная

Надо отдать всех людей Богу. Этому научает нас и Церковь, она говорит: «Сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Кто предаст себя и всех Богу, тот может сохранить мертвость ко всем, без этой мертвости не может воссиять в душе духовное оживление. Если пребудешь верным Богу и сохранишь умерщвление к человекам, то явится, в свое время, нетленное духовное сокровище в душе твоей, узришь воскресение души твоей действием Духа. Сохраняет святую любовь к ближнему тот, кто имеет с ним общение ради Бога, сохраняет эту святую любовь и тот, кто ради Бога удаляется от такового общения. Наше естество повреждено падением, повреждена им и наша естественная любовь. Поэтому для исполнения условий святой любви надо руководствоваться не сердечными чувствами и влечениями, а велениями Евангелия, всесвятыми заповедями Господа нашего Иисуса Христа. Одна из таких заповедей говорит: «Аще десная твоя рука соблазняет тя, усецы ю, и верзи от себе» (Мф. 5:30), т.е. если какой-нибудь человек, столько нужный и близкий тебе, как правая рука, приносит тебе душевный вред – прерви с ним общение. Так велит нам поступать заповедь Законоположителя совершенной любви. А мечты и чувствования нашего падшего сердца легко могут увлечь нас в пропасть! Ощутивший любовь духовную с омерзением будет взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви.

 

 

Любовь духовная вся – в Боге

Любовь духовная постоянна, беспристрастна, вся – в Боге, объемлет всех ближних, всех любит равно, но и с большим различием. «Любите враги ваша, – говорит Евангелие, – благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющия вы» (Мф. 5:44). Здесь ясно и определенно изображено, в чем должна состоять любовь к врагам: в прощении нанесенных ими обид, в молитве за них, в благословении их, т.е. в благих словах о них и в благодарении Бога за наносимые ими напасти, в благотворении им соответственно силам и духовному преуспеянию, в благотворении, которое может простираться до вкушения телесной смерти для спасения врага. Пример такой любви к врагам явил Спаситель.

Но то же самое Евангелие повелевает быть осторожным с врагами своими, не вверяться им. «Се Аз посылаю вас, – сказал Господь ученикам своим, – яко овцы посреде волков: будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие. Внемлите же и от человек: предадят бо вы на сонмы, и на соборищах их биют вас… Будете ненавидими всеми имене Моего ради» (Мф. 10:16-17,22). Итак, самим Евангелием предписана осторожность в отношении ко врагам и, по возможности, мудрое с ними обхождение. Вражду производит дух мира, часто она заступает место плотской любви. Но и самая плотская любовь очень похожа на вражду. Один потомок ветхого Адама способен к плотской любви и ко вражде, чем живее в нем ветхость, тем сильнее действуют недуги, которыми падение поразило любовь: вражда, зависть, ревность, плотская любовь. Раб Христов не может быть врагом чьим-либо.

Вы видите – Евангелие предписывает нам любовь ко врагам не слепую, не безрассудную, но освященную духовным рассуждением. Любовь – свет, слепая любовь – не любовь. Подобно этому должно сказать и о любви к друзьям. Евангелие повелевает, чтобы любовь эта была о Христе, чтобы Христос был любим в ближнем, а ближний был любим как создание Божие. По причине этой любви в Боге и ради Бога, святые угодники Божии имели и равную любовь ко всем, и любили особенно тех, которые проводили жизнь благочестивую, как сказал святой Давид: Мне же зело честни быша друзи Твои, Господи. Наставляемые чувствовали более расположения к тем наставникам, в которых усматривали особое обилие духовного разума и других духовных дарований. Наставники любили более тех духовных чад своих, в которых усматривали особую тщательность к добродетели и особенное действие благоволения Божия. Такая любовь, отдающая должную цену людям по степени их благочестия, вместе с этим равна ко всем, потому что она во Христе и любит во всем Христа. Иной сосуд вмещает это духовное сокровище больше, другой – меньше. Сокровище – одно!

Любовь возжженная, питаемая Святым Духом — огонь. Этим огнем погашается огонь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением. 

Чтоб стяжать любовь к предметам духовным и небесным, должно отречься от любви к предметам земным…

Первое духовное проявление любви к Богу открывается в ощущении страха Божия… 

 

 

 

Инок Никодим

Духовная любовь — есть жизнь вечная

Многие люди земные, плотские отношения между собой путают с духовной любовью. А в чем их отличие? справедливо спросит читатель этих строк. Духовная любовь божественна и действует в области чистоты, т.е. душе, очистившейся от пороков и страстей. Плотской же любовью люди любят земные вещи и друг друга с целью наслаждения ими и продолжения рода.

 

 

Рождаясь в падшем мире, в котором властвует над людьми дьявол чрез плотские страсти, человеку познать свое истинное состояние и спастись невозможно без «рождения свыше» от Духа. Правильный путь жизни, который приводил бы его к спасению, скрыт от его сознания, состоящего в плену у врага.

 

 

Вкусивши однажды запретный плод греха, и насладившись им, человек становится рабом ему до смерти. Поэтому подавляющее число людей проживают жизни в духовной слепоте и удовлетворение своих плотских страстей, считают любовью. 

 

Наша половинка в духовном мире. Семь стадий любви

Способность любить — это ценнейший дар человека, он, конечно, завязан не только на любовь к мужчине женщине. Отношение любви к детям и родителям, друзьям и близким, к делу, которым занимаешься, к искусству и природе, красоте мира и к самой жизни, к Вселенной и к Богу — это то сокровище, которое нам изначально присуще. Его нельзя увидеть, но можно подарить. Его нельзя украсть, но его можно взрастить. Его никто не может отнять, но его можно утратить. Ему нельзя научить, но можно научиться.

Любовь между мужчиной и женщиной можно назвать краеугольным камнем в основании других форм любви, потому что научиться ей, правильно ее взрастить и развить, возможно, сложнее, чем другие отношения. Не случайно вокруг именно этих отношений на протяжении всей истории человечества накопилось столько боли, непонимания, искажения и подмены понятий.

Об этой любви часто говорят циничными словами, облекая тонкую материю света в коробочки для макияжа, в оболочки презервативов и эротических видеокассет. Часто говорят о слиянии плоти, считая, что это и есть любовь.

Но настоящая любовь — та, что возносит к высотам понимания, когда человека любят таким, какой он есть, за то, что он есть на свете. Любовь не в постели и не в магазинах одежды. Не в машинах и не за столиками с шампанским. Она — в руках Господа, милостью Господа — в самой сути человеческого существа. Она не вымаливается и не заслуживается. Она просто существует.

Наша половинка в духовном мире

Иногда люди говорят: «Нет идеальной любви. Идеальная любовь — это выдумки, и к ней незачем стремиться». При этом втайне надеются когда-нибудь встретить свой идеал, и даже могут в общих чертах его обрисовать.

А иной раз мы слышим о глубоко любящих парах, проживших друг с другом всю жизнь. Их отношения становятся все более красивыми и трогательными по мере того, как приближается момент их расставания в этом мире, и мы невольно думаем о том, почему же им так повезло найти и сохранить свою любовь? Какой секрет они знают?

На самом же деле ответить на эти вопросы несложно, если знать законы гармонии Вселенной и законы развития любви. Дело в том, что идеальная любовь существует, и идеал существует — они существуют для каждого из нас, и никто не обделен этим сокровищем. Только любовь эта, как и наш уникальный талант, существует в виде драгоценного зернышка, которое нужно прорастить и выходить. За ним нужно ухаживать до тех пор, пока оно не пройдет все стадии роста и не станет великолепным цветущим деревом. Только тогда мы сможем познать весь нектар его плодов.

Идеальные любящие пары — это те личности, которые смогли вырастить это дерево, иными словами — прошли все семь стадий любви.

У каждого из нас существует наша «половинка» — душа, предназначенная для идеального дополнения нас. Если вы проявляетесь в мужской форме, то она является проявлением женской энергии. Если вы возникли как проявление женской энергии, то ваша вторая половинка — это мужская форма энергии. Она рождается вместе с нами в одной с нами духовной семье; мы связаны с ней неразрывными и постоянными узами, и именно она есть тот идеал, который видится нам в мечтах о совершенной любви.

Будучи в духовном мире, вы прекрасно знаете, кто является вашей «половинкой». В материальном мире все не так. Вы не встретите свою половинку, свой идеал возлюбленного или возлюбленной до тех пор, пока не научитесь любить. Это значит, что завязывать и проигрывать отношения вы будете с другими душами, в которых будете искать свой идеал. Тем временем ваша половинка тоже будет проходить свои «уроки», учиться взращивать любовь: находить, расставаться, заботиться, прощать… И так будет продолжаться до тех пор, пока каждый из вас не пройдет необходимые стадии любви. Только после этого у вас появиться возможность встретить свою половинку, чтобы никогда больше с ней не расставаться.

Стоит вам в одной из жизней достичь этого — и во всех последующих вам уже не придется мучительно ис­кать свою любовь: вы будет встречать ее очень рано и жить с ней счастливо, потому что это станет одной из совершенных граней вашего таланта. Вы будете развивать другие стороны таланта, но эта станет вашей неотъемлемой частью.

Поскольку ваша «половинка» является одной из ваших родственных душ, она будет постоянно рождаться вместе с вами. Только законы в материальном мире проявляются так, словно вы постоянно играете в прятки с завязанными глазами. Ваша «половинка» может родиться вашей матерью или ребенком, братом или другом, дедушкой или племянником, учителем или учеником, коллегой по работе или товарищем по путешествию. И вы не сможете узнать в ней свою идеальную любовь до тех пор, пока не будете к этому готовы. Вы будете учиться любви со многими людьми, завязывая с ними отношения и расставаясь, вновь встречаясь в следующих жизнях и учась каждый раз чему-то новому. Никто не запрещает нам учиться.

Отношения между мужчиной и женщиной так разнообразны, что их невозможно исчерпать до конца. Поэтому не создавайте себе стереотип одной-единственной любви на всю жизнь и на все времена. Если у вас завершились какие-то отношения, и возможно, завершились болезненно, это может означать лишь то, что в вашей жизни освободилось пространство для множества других незавершенных прежде отношений. Возможно, они тоже будут непростыми, полными и радостей и трудностей. Все эти отношения — работа для развития и совершенствования души. Не пройдя всех стадий любви, вы не сможете найти свою идеальную любовь.

А поскольку ваша душа очень хорошо знает, каков ее идеал, то влюбленность для вас обычно начинается с того, что вы вдруг видите в том или ином человеке какую-то одну или даже несколько черточек, присущих нашей половинке. Может быть, это улыбка, манера смотреть, говорить или смеяться, какая-то черта облика или характера, которые кажутся вам близкими и привлекательными. Вы можете не подозревать, что нечто вас притянувшее, — это воспоминание о своей «половинке», узнавание одной из ее особенностей. Для вас это вспышка света, мощный указующий знак, импульс притяжения. Вы видите одну лишь черточку, и мгновенно влюбляетесь в этого человека. С этого обычно начинается самая первая стадия любви.

 

I. Стадия созерцания

Первая стадия любви может проявляться постепенно и иногда неосознанно. Просто в какой-то момент в окружающем вас пространстве появляется человек, неуловимо отличающийся от всех остальных. Возможно, это кто-то новый, а возможно, вы уже давно знаете его, просто не замечали, что в нем появилось что-то притягательное. Вы смотрите, как он ходит, говорит, улыбается, — и что-то в его глазах, жестах, словах кажется симпатичным, привлекательным, неожиданным. Он интересен вам; вы присматриваетесь к нему, хотите узнать о нем больше — где он живет, чем занимается, о чем думает…

Вы испытываете симпатию и какую-то особую теплоту. Даже случайная встреча или разговор с ним приносит вам ра­дость, и вы неосознанно или сознательно начинаете создавать ситуации, позволяющие чаще видеться или говорить с ним. Возможно, вы еще не думаете о том, чтобы завязать с ним (или с ней) какие-то отношения — просто смотрите и пытаетесь узнать.

Этот процесс может быть взаимным, а может быть и нет. Возможно, объект вашего наблюдения даже не догадывается о том, что на него устремлен ваш пристальный взгляд, и ему нет никакого дела до вас. А возможно, что он и сам начинает обращать на вас внимание: «Почему он вдруг стал так смотреть на меня? Почему мы с ним стали так часто видеться? Может быть, ему что-то от меня нужно?» Между двумя людьми создается какая-то неуловимая связь — даже не ниточка, а скорее паутинка.

Сколько длится этот процесс созерцания, предугадать не сможет никто. Иногда это бывает несколько дней, а иногда и несколько лет. И в один прекрасный момент все меняется.

 

II. Стадия симпатии

Довершая какое-либо открытие, человек часто описывает его как момент внезапного озарения, вспышки света, при которой все становится ясным и очевидным. Словно вспыхнувшая в ночи молния проявила все предметы и их детали.

Вот и вторую стадию любви во многих смыслах слова можно назвать таким открытием. Даже если первый этап любви длился несколько месяцев или лет, наступает момент озаре­ния, когда вы внезапно понимаете — этот человек не просто вам интересен: он любим вами, он необходим вам, он притягивает вас как сильнейший магнит. В этот момент понимания сути происходящего сердце начинает раскрываться — в нем появляется чувство сладостной боли, оно устремляется к любимому вами человеку, и вы уже не можете ни молчать о своем чувстве, ни скрывать его.

Вы уже не просто наблюдаете за ним — вы проявляете свое отношение, пытаетесь заинтересовать собой, понравиться ему, стремитесь оказать ему знаки внимания, что-то для него сделать, дать знать о своих чувствах.

Он, несомненно, испытывает определенные приятные ощущения — даже в том случае, если прежде вы никогда ему не нравились или он никогда не замечал вас. Любовь, которую вы изливаете на человека, начинает менять его жизнь. Он становится более счастливым, более удачливым, — потому что поток вашей любви обволакивает его, инициирует в нем процессы гармонии. Почти невольно он обращает внимание на того, кто ее излучает. Он приглядывается к вам, задумывается о том, что же его привлекло к вам.

Но как он отнесется к вашей любви, ответит ли он вам? Хорошо, если любовь будет ответной, но так бывает не всегда. В любом случае вторая стадия любви не может длиться долго, потому что она похожа на тлеющий огонь, который либо угасает, либо разгорается. Если огонь начинает выплескиваться наружу, наступает третья стадия любви.

 

III. Стадия раскрытия сердца

Это время обычно самое счастливое для влюбленных. Любовь переполняет человека, она пылает, она полностью раскрывает его сердце, наполняет все его мысли и поступки, дает энергию, вдохновение, ощущение счастья. Именно в это время «вырастают крылья» и горят глаза. Именно сейчас его тянет изъясняться поэтическим языком — даже в том случае, если он никогда не писал стихов. Он счастлив — просто потому что любит; и в этом состоянии даже неважно, отвечает ли объект любви ему взаимностью.

Бывает так, что тот, в кого он влюблен, не считает его «подходящим объектом», или считает его далеким от их идеала. Но влюбленному это даже не очень важно. Ему нужно общение, ему дорог любой взгляд, любое слово, любой знак внимания или благодарности. Он счастлив просто любить, просто что-то сделать для любимого, и важно только одно — чтобы его не отвергали.

Бывает, что объект его любви состоит в браке, и не может ответить на чувства. А бывает, что он (или она) так же безответно влюблен в кого-нибудь другого. Тогда порой возникает близость на почве этой неразделенной любви.

Если же любовь взаимна, то счастью нет предела. Этот период мы иногда называем «медовым месяцем», — когда сердца обоих раскрываются и источают потоки любви и нежности. Они забывают обо всем на свете, им кажется, что они нашли свою половинку, что они слиты воедино, понимают друг друга без слов. Любовь наполняет их так, что они даже не нуждаются в словах, чтобы ее выразить.

Несомненно, это один из самых счастливых периодов на начальном этапе развития любви.

 

IV. Стадия соприкосновения

В четвертой стадии наступает период отрезвления, влюбленных еще может сохраняться страсть и нежность, но они начинают смотреть друг на друга другими глазами — и гораздо пристальнее, чем в тот период, когда они только знакомились друг с другом. Это стадия проверки — наиболее сложный и ответственный период.

Они уже достаточно узнали друг друга за прошедшие три-четыре года, но страсть понемногу остывает, пелена безоглядной влюбленности спадает, розовые очки тихо сползают с носа, — и что же видит влюбленная пара? Что от былого идеала осталась, возможно, только одна черта, которая когда-то привлекла — голос, взгляд или какой-то жест. И если прежде воображение услужливо дорисовывало картину идеала, то теперь взгляд становится трезвым. «А где же все остальное, что мне так нравилось?» — думает один из любящих, а может быть, и оба одновременно. И «Ах, он такой решительный!» превращается в «Он просто хам!», «Она такая целеустремленная» — в «Она просто стерва, идущая по головам!», «Какой он нежный!» — в «Он просто мямля!», «Она такая ласковая!» -в «Вечно лезет со своими поцелуями, да еще и при друзьях!».

Казавшиеся прежде трогательными особенности вырастают до размера вселенских недостатков. «Не так сидит, не так говорит, не то смотрит, не то слушает, засыпает, когда показывают самое интересное, всегда открывает форточку, когда мне и так холодно…».

Когда и в каких случаях это происходит? Когда люди осознают, что его партнер — это не идеал, а обычный человек со всеми его недостатками. И при этом оба они позволили страсти задушить истинную любовь. Страсть уходит, а любви уже нет, нет той составляющей, которая позволила бы превратить очевидные трезвому глазу недостатки в простительные особенности. Мы часто идеализируем окружающих и предъявляем им завышенные требования.

И бывшие возлюбленные ощущают пустоту и разочарование; они не ищут то, что их могло бы заново сблизить, а стремятся разойтись как можно дальше. Они раздражаются, гневаются, ссорятся, они позволяют сердцу закрываться. И поскольку эта стадия не может продолжаться бесконечно, именно в этот период между людьми возникает внутренний или внешний разрыв. Если на третьей стадии любви был заключен официальный брак и тем более родились дети, то разрыв на четвертой стадии становится очень драматичным. Либо ребенок переживает все тяготы развода родителей, либо — если брак сохраняется ради ребенка — вынужден расти в доме, где нет любви и заботы.

Но если люди по настоящему любят друг друга и если на третьем этапе развития своей любви они не дали страсти возможности возобладать над любовью, четвертая стадия становится для них настоящей проверкой чувств, новым этапом сближения, поиском точек соприкосновения. Это требует терпения и внимательного отношения друг к другу. Точки соприкосновения необходимо найти на всех уровнях — духовном, интеллектуальном, социально-бытовом, психологическом, социальном, эмоциональном и физическом. Самым лучшим будет такой вариант, при котором точки соприкосновения дают каждому вектора и стимулы для развития друг друга.

Возможно, что посмотрев друг на друга новым взглядом, влюбленные обнаружат в себе незамеченные прежде черты — терпимость, великодушие, самоотверженность, умение терпеть и прощать, проявить юмор в тяжелых ситуациях, уступить в споре, воодушевить в момент уныния, успокоить в минуту гнева. Они могут обнаружить, что непохожи друг на друга в том, что раньше казалось сближающим, но удивительно единодушны в том, о чем раньше не подозревали.

Если на четвертой стадии любви и он, и она нашли множество точек соприкосновения, общие взгляды и цели, и если их любовь, пройдя этап проверки, осталась по-прежнему сильной, они могут думать о совместном будущем. Только после завершения четвертой стадии любящие могут создать семью.

 

V. Стадия творения

Иногда эту стадию называют весной или «вторым дыханием» любви. На этой стадии, когда люди уже поняли, могут и должны, что называется, «плыть в одной лодке», любовь в них начинает нарастать с новой силой.

Только если на третьей стадии любви ее огонь горел так, что мешал видеть все окружающее и мог обжечь, то на стадии тво­рения он разгорается постепенно и дает больше ровного тепла, чем жара. Сердца возлюбленных все больше и больше начинают раскрываться и наполняться душевной теплотой. Они по-новому открывают друг друга, они могут по-новому видеть мир, в котором они воистину идут не параллельно друг другу, а вместе. С этого момента их сердца никогда не закрываются.

Теперь они готовы создать семью и поделиться теплом своей любви с другими: например, пригласить к себе другие души, которые станут их детьми.

Их любовь становится садом, в котором могут вырасти прекрасные цветы, и они уже готовы заботиться о каждом из этих цветов. Они уже полны глубокого взаимопонимания, поэтому трудности заботы о детях и их воспитании становятся легко преодолимыми. Ребенок вырастает в атмосфере любви, тепла и взаимной поддержки своих родителей. Даже если люди до­стигли пятой стадии любви, опасность разойтись для них все же существует. Но даже если это вдруг произойдет, они поста­раются сохранить друг с другом теплые отношения и никогда не прекратят заботиться о своих детях.

 

VI. Стадия самопожертвования

Люди, достигшие шестой стадии любви, почти достигли совершенства в этих отношениях. «Почти» — потому что эту стадию можно назвать зарей перед наступлением рассвета. После того, как будет пройден этап шестой стадии любви, человеку уже дается возможность встретить свою истинную «вторую половинку», свою идеальную любовь из духовной семьи.

Эту стадию еще называют «отсутствие мотивов». Если вы начнете говорить о том, что любите кого-то, потому что «она красива и добра» или «успешна в карьере и идеальна в постели», или «он богат и лучше всех выглядит на пляже», «отвозит детей в школу и приносит мне кофе в постель», то вы или не умеете выразить свои чувства, или просто не любите этого человека. Если вы говорите человеку, что будете любить его только в том случае, если он будет делать для вас то или это, вот так жить, вот так думать, вот так смотреть, вот это дарить, вот этак перед вами плясать, то вы его не любите.

Любовь не нуждается ни в каких мотивах, ни в каких основа­ниях, ни в каких доказательствах. Любовь — это та энергия, которая исходит из человека с единственным желанием – приносить радость и счастье своему любимому. И здесь, на стадии самопожертвования, человек любит другого без всяких мотивов.

Здесь любовь воистину «долго терпит, милосердствует, не завидует, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Здесь вы готовы пожертвовать для любимого человека всем, даже жизнью — и иногда это действительно приходится делать. Судьба нередко заставляет нас проходить испытания; и на определенном этапе возлюбленным тоже приходится их проходить. На шестой стадии любви это может быть самой суровой и бескомпромиссной проверкой.

Иногда это может быть тяжелая болезнь, которая потребует от нее или от него всей преданности и всего терпения. Иногда приходится жертвовать даже своими отношениями с любимым человеком. Например, тогда, когда человек не является вашей второй половинкой, и может вдруг утратить к вам любовь, уйти к другому человеку. Готовы ли вы продолжать любить его в любом случае, без всяких мотивов, или начнете ненавидеть?

Иногда вспыхивает сильная любовь между мужчиной и женщиной, один из которых состоит в браке и воспитывает маленьких детей. Если возлюбленный начинает настаивать на том, чтобы партнер немедленно ушел из семьи и остался только с ним, то создает невыносимо сложную для него ситуацию. Если ему удастся настоять на своем, их отношения рано или поздно все равно разрушатся. Если же у него хватит любви, чтобы внутренне принять ситуацию такой, как есть, это станет тем самопожертвованием, которое выведет его на стадию совершенства.

Но шестом этапе любви окончательно разрушается все, что было создано между людьми искусственно, и остается только любовь. Если вы проходите эту стадию, то в следующей жизни вы встретите свою вторую половинку, с которой вы уже будете всегда вместе и никогда не расстанетесь.

 

VII. Стадия гармонии

На этой стадии сердца двух людей как бы соединяются настолько, что между ними практически нет никакого отличия. Они находятся в единой энергоинформационной матрице, понимают мысли друг друга, чувствуют друг друга на расстоянии, стремятся к одному и тому же. Поток любви подобно неиссякаемому водопаду извергается вокруг них, гармонизируя пространство и время. Даже сильная боль не способна нарушить блаженство любви. Души, достигшие этой стадии, не расстаются никогда, даже после смерти. Если кто-то умирает раньше, другой ждет его, чтобы встретиться вновь в следующей жизни.

Обычно те, кто смог пройти все семь стадий развития любви, очень быстро достигают духовного совершенства и возвращаются обратно к Богу.

Между стадиями развития любви не существует четких границ. Они могут плавно перетекать одна в другую, а могут подобно взрыву проявляться одновременно. Они могут протекать по-разному у людей с разным уровнем сознания.

По мере того как мужчина и женщина проходят стадии любви, они вступают в тот или иной союз. Между словом «союз» и «семья» существует некоторая разница, как существует разница между понятием «семьи» и понятием «брака». Тем не менее союз, в который вступают мужчина и женщина, в обществе обычно называется браком.

Любовь плотская, Сокровищница духовной мудрости

Того желай… чтоб любили тебя любовию Спасителя нашего Иисуса Христа, и питай ненависть к плотской любви, которая заключает в себе следующее: чревоугодие, пьянство, роскошь, зависть, злобу, непотребство, страсть, сокрушение, печаль и подобное тому, конец же этого – смерть (прп. Ефрем Сирин, 30, 197). Источник.

* * *

…Любовь плотская и привязана к скоропреходящему, и сама скоро проходит, и подобна весенним цветам. Как пламень по истреблении им вещества не сохраняется, но угасает вместе с тем, что горело, так и страсть сия не продолжается после того, как увянет воспламенившее ее (свт. Григорий Богослов, 15, 73–74). Источник.

* * *

Плотская любовь, пьянство, ревность и бес – равны между собою. К кому пришли они, у того погублен ум (свт. Григорий Богослов, 16, 206). Источник.

* * *

Как при здоровом состоянии нашего естества жажда появляется в теле благовременно, а в ком такое расположение произведено угрызением особого рода ехидны, о тех никто не скажет, что жажда действует в них благовременно, потому что жажда у них бывает не естественным побуждением, но недугом; так и нечистая любовь юности есть не любовь, но болезнь воли, производимая воспалительным угрызением возраста (свт. Григорий Нисский, 19, 339). Источник.

* * *

Любящие плотскою любовью справедливо стыдятся признаваться в ней, так как и самых себя срамят, и слушающим вредят… (свт. Иоанн Златоуст, 46, 309–310).

* * *

…Любящие благообразные тела и увлекающиеся красивыми лицами, если сами мерзки и безобразны, от пристрастия к тому не получают прибыли для устранения собственной уродливости, но еще оказываются более мерзкими и противными… (свт. Иоанн Златоуст, 46, 310). Источник.

* * *

…Предающихся необузданной любви следует жалеть больше, чем сильно страждущих горячкою… (свт. Иоанн Златоуст, 52, 590).

* * *

Любовь плотская, как пресмыкающаяся по земле, поскольку устанавливается между телами скорогибнущими, и сама гибнет, течет, увядает, наподобие цветов. Ибо и огонь не продолжает гореть по истреблении вещества, давшего пищу пламени, но с ним вместе исчезает; и привязанность не сохраняется при оскудении того, что воспламеняло ее (прп. Исидор Пелусиот, 61, 140). Источник.

* * *

Помышляй о благолепии небесных благ, и не войдет в тебя никакая любовь к земле и к земным наслаждениям (прп. Нил Синайский, 72, 237). Источник.

* * *

Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится какой даже незначительный повод, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова, но, хотя случится потерпеть какое огорчение, в душе боголюбивой, состоящей под воздействием Божиим, союз любви не пресекается, ибо, возгревши себя теплотою любви к Богу, она тотчас возвращается к благому настроению и с великою радостью восприемлет любовь к ближнему, хотя бы и немалое от него получено было оскорбление или понесен большой вред, потому что тогда сладостью Божиею совершенно поглощается горечь разлада (блж. Диадох, 91, 14–15). Источник.

* * *

Когда диавол хочет связать два лица союзом постыдной любви, тогда испытывает ту и другую сторону, и потом уже начинает возжигать огонь страсти (прп. Иоанн Лествичник, 57, 119).

* * *

Естественная любовь наша повреждена падением, ее нужно умертвить… и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 123). Источник.

* * *

Не имеет цены пред Евангелием любовь от движения крови и чувствований плотских (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 123). Источник.

* * *

Естественная любовь доставляет любимому своему одно земное, о небесном она не думает. Она враждует против Неба и Духа Святаго, потому что Дух требует распятия плоти. Она враждует против Неба и Духа Святаго, потому что находится под управлением духа лукавого… (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 124).