Духовность и религиозность: Духовность и/или религиозность. Может ли человек быть духовным и не религиозным? – 7 отличий между религией и духовностью

Духовность и/или религиозность. Может ли человек быть духовным и не религиозным?

Кажется, что такие понятия, как духовность и религиозность можно только противопоставить друг другу. Существует мнение, что духовность – это хорошо, а вот религиозность – это уже крайность. С вопросом религиозности мы разобрались в «Что общего между религией и верой», а сегодня узнаем, может ли человек быть духовным, не будучи при этом религиозным.

Игорь Грицык, пастор и координатор движения евангельских русскоязычных церквей Европы (Кладно, Чехия)

Если под религиозностью понимать традиционно верующего человека, то такое невозможно, чтобы был духовный и не неверующий. Поскольку в современное время под религиозными людьми часто подразумевают духовно чёрствых, то я допускаю, что можно встретить внешне набожного, религиозного человека, который внутри полон, как в Писании написано сухих костей мёртв, такие были многие фарисеи во времена Иисуса. Тем не менее, по-настоящему духовный человек он внутренне очень религиозен. Я бы не противопоставлял бы эти два понятия друг другу, так как они взаимосвязаны.

Гаспар Варданян, руководитель молодежи церкви «Слово Жизни» (Ереван, Армения)

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять разницу этих двух понятий. Образно говоря, 

религиозность — это форма, а духовность — содержание. Конечно, можно быть духовным и при том не религиозным, но это ежедневное волевое решение рожденного свыше христианина. Проснувшись утром, христианин вновь приходит к решению взять свой крест и прожить этот день следуя за Христом. И так, день за днем. Следовательно, духовность — это живое, постоянное, общение с Богом, а не количество лет твоей христианской жизни. Отсюда следует, что религиозность — это или отсутствие всяких отношений с Господом или, возможно в прошлом были какие-либо отношения с Ним, но они охладели по тем или иным причинам. Как Павел говорит, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». Есть и такой момент, когда мы, видя духовного младенца, можем спутать его действия с религиозностью. К таким христианам нам следует относиться с любовью и терпением, понимая, что они тоже в пути к духовному возрастанию. Ведь каждый из нас тоже проходил такой путь. Итак, можно быть духовным, в то же время нерелигиозным, но нам следует всегда помнить, что от духовности к религиозности всего лишь один шаг.

Мнение из ЖЖ

Пользователь dmitriy_blogerнаписал в своем аккаунте на ЖЖ:

Духовность представляет собой самосовершенствование на эмоциональном уровне. Духовность, подразумевает универсальные ценности, не испорченные религиозными догмами — поиск внутренний гармонии, миролюбие к окружающим, позитивный настрой. Духовный человек не различает людей по вероисповеданию, расовому признаку, сексуальной ориентации. Духовным людям важно отношение человека к миру и окружающим. Фактически, духовность основывается на заповеди «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Невозможно быть злым и духовным одновременно.

Религиозность представляет собой приверженность конкретной религии, выполнении религиозных обрядов, ношение особой одежды, знание священных текстов и многое другое. Религиозность проявляется в рассудочном контроле поведения, отсутствии духовного поиска, борьбе с нарушениями канонов, страхе перед Богом и людьми. Фактически, религиозность основывается на правилах поведения, и дресс-коде. Невозможно быть религиозным, и одновременно добрым к несоблюдению канонов веры.

— — —

Духовный человек гораздо ближе к божественному идеалу, чем религиозный. Религиозный человек во главу угла ставит культ, традиции и догмы. Он раб догм. Как раб, он уже не может воплотить божественный замысел, и приблизится к духовному идеалу. Бог, создал людей по образу и подобию своему. Как подобие Бога, человек не может быть рабом, это оскорбило бы создателя. Христос, является эталоном духовности, говорил – «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Значит сам Господь желал, чтобы люди ровнялись на него. Никакие поклоны и знамения, культы и обряды, символы и атрибуты – не делают человека ближе к божественному совершенству

. Только доброта, творчество и открытость новому, способны приблизить человека к воплощению божественного замысла. Только так человек может стать достойным творца.

Архимандрит Платон (Игумнов)

Духовное и религиозное может быть разным. Может присутствовать религиозность, но не быть духовности настоящей. Или духовность может быть отрицательной, как, например, любая деятельность, направленная на самоутверждение (ведь и в христианстве многие люди направлены к самоутверждению).

Алексей Кисляк, пастор церкви «Царство Бога»  (Полтава, Украина)

 

Дмитрий Ярмакович, блогер

Под религией мы понимаем какую-то форму, обряды. Под верой мы понимаем личную убеждённость, личное общение с Богом, без всяких посредников, форм и обрядов.

Человек религиозный всё делает по церковным уставам. Это не есть плохо, но и не совсем хорошо. Плохо, когда человек называет себя христианином, но совсем не ведёт такой образ жизни. 

Человек же верующий, исполняет то, что написано в Библии, служит Богу и людям.

Есть верующие, которые себя так называют лишь потому что родились в христианских семьях, но не исполняют ничего, что подразумевает в себе вера или религия. Так называемые номинальные или псевдохристиане. Таких людей подавляющее большинство в современном обществе. Мало кто считает себя атеистом, но в церкви появляется, в лучшем случае, по праздникам. В худшем – не появляется вообще, и даже иногда люди боятся церквей, каких бы там ни было: православных, католических, а уж тем более протестантских.

В Библии, в Священном писании, на которое опирается христианство о вере достаточно много сказано, чего нельзя сказать о религии. К примеру, «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евреям 11:1). И ещё «вера без дел мертва» (Иакова 2:26). Если углубится в рассмотрение понятия «верующий», то можно взять во внимание, что бесы (ангелы противника Бога – сатаны) тоже верят в Бога, но это не делает их верующими. Вера подтверждается делами, характеризующими эту веру. Какие это дела – можно узнать в Библии.

На основе всего этого можно с уверенностью сказать, что «религиозный человек» и «верующий человек» — это не одно и то же, хотя общие черты у них присутствуют.

Ти Би Джошуа, пророк и основатель служение SCOAN из Нигерии

 

 

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

 

Духовность и вера на генетическом уровне

Усредняя всех, они создавали видимую стабильность. Многие религии внедрялись силой и служили орудием для подчинения и подавления народов.

Так, в эпоху рационализма людей заставляли верить в Бога силой и пытками. В эпоху инквизиции сомнение в авторитете церкви каралось мучительной пыткой и смертной казнью. А в период построения коммунизма было убито, отправлено в тюрьмы и лагеря огромное количество людей.

Как послушные члены общества, люди придерживались тех ценностей и знаний, которые были общеприняты. Некоторое время назад даже поверили в то, что люди произошли от обезьян. Немного раньше считали, что земля плоская и плавает на трех китах.

Общепринято было считать, что нет никакой души и Бога, и несколько поколений выросло с верой в коммунизм, как в религию. Человек нуждается в вере, и этим все века пользовались власть имущие.

Человек не может без веры. Где-то в глубине нас всегда звучит голос нашей души, которая создает потребность в духовном. Эта потребность приводит нас к объединению с ЦЕЛЫМ и наполняет смыслом жизнь. Когда мы заняты чем-то, что дает нам ощущение внутренней целостности, у нас улучшается настроение, на душе становится спокойно, и мы чувствуем, что живем не зря. Такое внутреннее состояние вполне духовно.

Духовность определяется как совокупность проявлений духа в мире и в человеке. Она включает моральные ценности и традиции, объединяющие людей. Духовность – глубоко личный и, можно сказать, таинственный внутренний процесс.

Духовность можно определить как генетически обусловленную веру в сверхъестественный Первоисточник всего сущего или Бога, и связанные с ней этические правила поведения, основанные на таких ценностях, как сострадание, честность, бескорыстное служение, любовь.

Иначе говоря, если обычная этика регулирует поведение человека в обществе, то духовность – это форма ваших личных взаимоотношений с Богом, Духом и Вселенной.

В отличие от вероисповедания определенной религии, духовные воззрения, как таковые, далеко не всегда систематичны. Религия же подразумевает организацию сообщества верующих и обязательные ритуалы, чего не скажешь о духовности.

Почти триста лет ученые отрицали все, что связано с душой и духовностью. Только последние десятилетия передовые ученые заговорили о том, что существуют духовные феномены и душа.

Пока мы ограничиваем свой мир, соглашаясь определять его только тем, что можно попробовать, увидеть или исследовать научным путем, мы теряем связь с единым целым. Тем божественным состоянием, которое является оживотворяющим центром. Ощущение божественного необходимо для нашей души.

Духовность, как божественная часть нас, помогает нам находить смысл жизни и испытывать радость и счастье. Зацикливаясь на работе и соблюдении тех правил, которые мы приняли на себя, мы перестали смотреть на небо. Нам некогда подумать о душе и божественном мироздании.

Измерять мир, опираясь на те сведения, которые мы изучали в школе, все равно, что стараться решетом измерить воду в океане. Мировые духовные традиции существуют уже не одну тысячу лет, и за это время накопили колоссальные знания о жизни души и устройстве этого мира.

Мудрецы многих времен и народов получали свои знания эмпирически и через медитации. Они смогли найти пути, которые помогают людям, и найти свою связь с единым. Необходимыми условиями эволюции и выживания человеческого вида являются ощущение единства со всеми живыми существами и сочувствие к ним.

Между «духовностью» и «религиозностью»: психологический разворот — Газета Протестант

Ведущие позиции в исследованиях духовности и религиозности, в определении их концептуализации, выявлении специфики и придании этим исследованиям научного статуса и определённости, занимают психологи религии К. Паргамент, Бр. Циннбауэр, П. Хилл и др. Они избегают поляризации этих терминов, так как, по их мнению, они тесно взаимосвязаны. Оба термина определяются по отношению к Священному, которое является ядром того и другого и отличает их от других феноменов.

Исторически «духовность» и «религиозность» не различались вплоть до подъёма секуляризма в XX в. и разочарования в религиозных институтах по мере обращения к личному восприятию священного. Раньше определения религиозности были достаточно широкими и включали как «духовные», так индивидуальные и институциональные верования и деятельности. Но, по мере того, как «духовность» начинает дифференцироваться от религии и религиозности, она присваивает себе некоторые элементы, которые были присущи религии. И современные определения религиозности стали более узкими, включающими значительно меньше элементов, сводящимися главным образом к институциональной сфере. А «духовность» оказывается термином, более удобным для описания индивидуального опыта, и отождествляется с такими явлениями, как «персональная трансцендентность, сверхсознательное восприятие и мышление».

Сегодня термин «духовность» всё больше обращён к функциональной стороне жизни, а религия идентифицируется с жёсткой формальной структурой, религиозными институтами, которые часто воспринимаются в качестве препятствия на пути реализации человеческого потенциала. И если раньше считалось, что и религиозность, и духовность включают как негативные, так и позитивные элементы, то сегодня духовность имеет особую позитивную коннотацию в силу её связи с «персональным опытом трансцендентного», а религиозность – негативную, как помеха для такого рода опыта.

По мере того, как понятие «духовность» дистанцируется от «религиозности», оно ассоциируется с конкретными группами верующих. Так, например, многие из бэби-бумеров, отошедшие от организованной религии в 1960 – 70-е гг., приобщились к движению Нью Эйдж с его вниманием к непосредственному религиозному опыту, личной вере, «духовным поискам» и «духовному странствию». Интересно, что группа «духовных, но не религиозных», в некоторых отношениях соответствует описанию «высоко активных искателей» поколения бэби-бумеров, Обе группы идентифицируют себя как «духовные», но «не религиозные», обе отвергают традиционно организованную религию в пользу индивидуализированной духовности, включающей мистицизм, верования и практики Нью Эйдж, и в сравнении со своими современниками обе группы более индивидуалистичны и скорее всего происходят из семей, где родители нечасто посещали церковь.

Если раньше считалось, что и религиозность, и духовность включают как негативные, так и позитивные элементы, то сегодня духовность имеет особую позитивную коннотацию в силу её связи с «персональным опытом трансцендентного», а религиозность – негативную, как помеха для такого рода опыта.

Хотя психологи и фиксируют процесс дифференциации духовности и религиозности, они отмечают, что нынешние подходы к изучению духовности, недостаточно разработанные как в теории, так и в эмпирических исследованиях, могут столкнуться с опасностью поляризации: «индивидуальная — институциональная» и «хорошая — плохая». Вторая опасность даже серьёзнее первой, так как связана с потерей священного ядра. По их мнению, говорить либо об индивидуальной духовности, либо об институциональной религии – значит игнорировать два важных момента: 1) в сущности, все религии заинтересованы в духовных вопросах и 2) любая форма религиозного или духовного проявления имеет место в каком-то социальном контексте. Кроме того, утверждать, что духовность – это хорошо, а религия – это плохо (или наоборот), значит отрицать огромную исследовательскую базу, демонстрирующую, что и религия, и духовность могут иметь как позитивные, так и негативные аспекты.

Циннбауэр, Паргамент и др. приходят к следующим выводам. Во-первых, данные говорят о том, что термины «религиозность» и «духовность» отчасти описывают различные реалии и имеют различные корреляты. Религиозность ассоциируется с «высоким уровнем авторитарности, религиозной ортодоксии, убеждённости, самоуверенности, религиозной принадлежности родителей, церковной посещаемостью». Духовность же ассоциируется с другим набором переменных: мистическим опытом, верованиями и практиками Нью Эйдж, высоким уровнем дохода и негативным опытом общения со священниками. Другим подтверждением различия между этими терминами является их определение участниками исследования: духовность чаще всего описывается ими как персональная и экспериментальная, как вера в Бога или высшую силу, как взаимосвязь с Богом или высшей силой. Описание религиозности включает как личные верования, так и веру в Бога или высшую силу, организационные или институциональные верования и практики: церковное членство, церковную посещаемость и обязательства по отношению к церковной системе верований или организованной религии.

Во-вторых, хотя религиозность и духовность описывают различные реалии, они не являются совершенно независимыми друг от друга. Большинство респондентов отмечают, что считают себя и духовными, и религиозными (74%). «Кроме того, как религиозность, так и духовность, согласно их гипотезе, ассоциируются с частотой молитвы, с церковной посещаемостью, с внутренней убеждённостью и религиозной правоверностью. И духовность, и религиозность имеют общее ядро – священное (отношение к Богу, Иисусу Христу, Церкви). Хотя большая часть их выборки (74% – «духовные и религиозные») совмещает духовность с традиционными верованиями и практиками, есть другая часть (19% – «духовные, но не религиозные»), которая отождествляет себя только с духовностью и отличается от большой группы определёнными чертами. Эта группа респондентов оценивает религиозность менее позитивно, в меньшей степени вовлечена в традиционные формы поклонения (церковная посещаемость, молитва, традиционные христианские верования), она в большей степени независима от других и вовлечена в практики, связанные с духовным ростом. Велика вероятность, что она относит себя к агностикам, описывает религиозность и духовность как различные, непересекающиеся понятия, (а религиозность определяется как внешнее средство принуждения и приобретает уничижительный оттенок), придерживается нетрадиционных верований Нью Эйдж и имеет отношение к мистическому опыту.

Важным следствием разделения духовности и религии становится настоятельность определения поля социально-научного исследования религии. Если раньше в контексте широкого понимания термина «религия», включающего также духовность и их индивидуальные и институциональные проявления, этим полем была социология (психология) религии, то сегодня в связи со всё большим расхождением их проявлений, возникает вопрос, отражаются ли эти изменения культуры в социологии (психологии) религии и нет ли необходимости в появлении новой дисциплины – социологии духовности? По мнению психологов, возможны варианты: либо это будет одна область, объединяющая социально-научное изучение религии и духовности, или же, что более вероятно, они разделятся на две области: социально-научное изучение (социологию) религии и социально-научное изучение (социологию) духовности.

Если в ближайшее время интерес к духовности не угаснет, нам предстоит вернуться к обсуждению этих проблем, хотя, по мнению этих учёных, более адекватным является старое название – социология религии. Чему есть несколько причин. Во-первых, слово «религия» позволит сохранить преемственность длительной традиции изучения религии в социальных науках и более короткое её название. Во-вторых, широкое использование слова «религия», включающее персональную и институциональную, традиционную и прогрессивную, полезную и «вредную» её формы, позволит избежать опасностей противопоставления и деления на «хорошую» индивидуальную духовность и «плохую» организованную религию. И, наконец, это позволит избежать тесной связи с «эфемерными культурными изменениями». При этом психологи обращают внимание на проблемы личной ответственности учёных не только при проведении исследований, но и в процессе формирования образа их дисциплины, участия в непрерывных дебатах относительно природы религии, религиозности и духовности. Многие феномены, которые сегодня ассоциируются с духовностью, являются существенной частью религии, составляя ядро религиозной жизни, и было бы целесообразно рассматривать их в её рамках, иначе, по их мнению, мы рискуем изучать «узкую» религию и «неопределённую» духовность.

Библиографический список

Schneiders S. M. 2000. Religion and spirituality: Strangers, Rivals or Partners? // The Santa Clara Lectures. Vol. 6. № 2. P. 1 – 26.
Smith Ch. et al. 2013. Roundtable on the Sociology of Religion. Twenty three theses on the status of religion in American sociology. A Mellon Working Group Reflection / Smith Ch., Vaidyanathan Br., Ammerman N. T., Casanova J., Davidson H., Ecklund E. H., Evans J. H., Gorski F. S., Konieczny M,E., Springs J. A., Trinitapoli J., Whitnah M. // Committee for the Study of Religion URL: http://studyofreligion.gc.cuny. edu/wpcontent/blogs.dir/1013/files/2013/10/Smithetal.2013forOct30roundtable.pdf [Дата посещения: 25.04.2014].
Sociology of spirituality. 2007 / Ed. by Flanagan K. and Jupp P. Un. of Durham. U. K.: Ashgate. 269 p.
Stark R. 2005. The victory of reason. How Christianity led to Freeom, Capitalism and Western Success. N. Y.: Random house. 281 p.
Tacey D. 2004. The Spirituality Revolution: The Emergence of Contemporary Spirituality. N. Y.: BrunnerRoutledge. 256 p.
Troeltsch E. 1923. Die Soziallehren der christichen Kircchen und gruppen // Gesammelten Schriften. Tubingen: Verlag von J. C. B. Mohr (Paul Siebeck). 994 S.
Van der Veer P. 2009. Spirituality in Modern Society // Social Research. Vol. 76. № 4. P. 1097 – 1120.
Versteeg P. Roeland J. 2012. Contemporary Spirituality and the Making of Religious Experience: Studying the Social in an Individualized Religiosity // Fieldwork in Religion. Vol. 6. № 2. P. 120 – 133.
Waaijman K. 2007. Spirituality – A multifaceted Phenomenon // Studies in Spirituality. № 17. P. 1 – 113.
Wood M. 2010. The sociology of Spirituality // The Blackwell Companion to the Sociology of Religion / B. S. Turner (ed.). Oxford: WileyBlackwell. P. 267 – 285.
Woodhead L. 2009. Old, New, and Emerging Paradigms in The Sociological Study of Religion // Nordic Journal of Religion and Society. № 22 (2). P. 103 – 121.
Woodhead L. 2010. Real religion and fuzzy spirituality? Taking Sides in the sociology of religion // Religions of Modernity: Relocating the sacred to the self and the digital / Ed. by Aupers S. and Houtman D. Leiden: Brill. P. 31 – 48.
Wuthnow R. 2001. Spirituality and Spiritual Practice // Sociology of Religion / Ed. by R. K. Fenn. Princeton Theological Seminary. Blackwell: Blackwell Publishing Ltd. P. 306 – 320.
Zinnbauer Br., Pargament K. et. al. 1997. Religion and Spirituality: Unfuzzying the Fuzzy // Journal for the Scientific Study of Religion. № 36 (4). P. 549 – 564.
Zinnbauer Br. J., Pargament K. I., Scott A. B. 1999. The Emerging meanings of Religiousness and Spirituality:Problems and Prospects // Journal of Personality. Vol. 67. № 6, December. P. 889– 919.

Руткевич Елена Дмитриевна

Вопросы теории «Социология духовности»: проблемы становления

Вестник института социологии, июнь 2014 № 2(9)

Газета Протестант.ру 

Духовность и религиозность, Видите ли вы разницу в этих понятиях?

Духовность — показатель близости человека к Богу и одновременно мера полезности этого человека всему, что его окружает. А религиозность — просто путь достижения таких высот. Духовность — предпочтение духовному развитию себя, когда на первый план для человека выходят духовные ценности (дружба, семья, любовь, понимание, мир и тп) вместо материальных (богатство, власть, карьера, секс и тп) Религиозность — осознание своей принадлежности к религии как к социальному институту. такой человек будет много внимания уделять внешним атрибутам, подчеркивающим эту принадлежность — соблюдать обряды, праздники, носить соответствующую одежду, знать соответствующие тексты и тд Все классические религии предлагают духовные ценности. Однако, многие люди так и не решаются встать на путь духовности, отлично научившись скрывать ее за религиозностью. Согласно культурологическому понятию, духовная культура или духовность, состоит из многих областей. Помимо религии, сюда входят все области наук о природе и обществе, литература и поэзия, все виды искусств (живопись, музыкальное искусство, скульптура, кино, сценическое искусство (балет, опера, драма и. т. д.) , а также право, мораль, правила, образцы и нормы поведения, традиции, язык, церемонии, символы, обычаи, обряды, этикет и др.) . Между тем, представители Церквей намеренно искажают понятие духовности и сводят её только к религиозности. На тему духовности особенно любят поговорить представители Русской Православной Церкви (РПЦ) . Во время службы в церкви Валаамского монастыря патриарх Алексий II сказал, что 70 лет людей учили жить «бездуховно», что духовное возрождение страны должны начать люди «неиспорченные безбожием». Отсюда ясно следует, что РПЦ под духовностью понимает приобщение людей к религии, причем не к любой религии, а только к религии православной, которую проповедует РПЦ. Тем самым она выделяет православную духовность, как единственно правильную духовность. А это значит, что духовность ими не понимается как призыв следовать нравственным нормам других религий – иудаизма, ислама, буддизма и т. д. В самой же духовности РПЦ делает упор на христианскую мораль, которая будто бы одна способна решить все социальные проблемы современной России. Разделяя эту точку зрения, Татьяна Светова в статье «Что есть духовность?» , опубликованной в журнале «Свет» , №8 за 2005 год, пишет, что «религия является хранителем и распространителем очень важных высокодуховных истин, таких как нравственность, любовь, доброта, милосердие, мир и т. д.» . Вслед за РПЦ к этому же нас призывают гос. чиновники и некоторые депутаты! По сути, ту же позицию занимают и представители других Церквей.

разница есть! хотя верующие люди не углядели бы ее. тот же философ может быть духовно развит, так как в нем присутствует дух возвышенных чувств и мыслей. но это не значит, что он ударяется в общепринятую религию.. . такие тонкие материи объяснить словами сложно

В моем понимании есть разница. Духовность — это душа, сам человек. А религиозность — это вера.

Огромную. Религиозность видно по огромному кресту, куче икон в доме, свечам и т. п. Духовность видна по делам.

Религиозность — это тип мышления и поведения, основанный на религиозных ценностях. Может носить поверхностный характер. Духовность — преобладание в человеке духовных, интеллектуальных, нравственных качеств (в противоположность его физической, телесной сущности, материальным интересам. В этом случае может быть и не связаной религией и верой. Также духовностью называют сферу религиозных интересов человека, в этом случае подразумевается искреннее отношение, внутренняя сущность.

Духовный — это тот, у кого ДУХ сильный!! ! А религиозные, как правило слабы Духом!

dyhovnost’ eto istina… dyhovnui chelovek svetitsya, v to vremya kak religioznui govorit tolko chto ego religiya istina a ostalnue ot lykavogo, i t.d. vuvod takov chto nyjno smoteret’ daje ne na samy religiuy, skolko na ee cel’!!!

Религиозность — это внешняя показуха, человеческое. Духовность — это внутреннее состояние человека.

Причём очень большую — духовность от души (хорошо когда в Духе Святом) , религиозность в большинстве своём — фанатизм …

Духовность это понятие шире, чем религиозность. Духовность есть и без веры, есть у атеистов. Религиозность это система, помогающая той духовности, что порождается верой в Б-га.

Религиозность (от лат. religio, от religare — соединять) — особая форма мировоззрения, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную Силу) . Основа любой религии — опыт общения и взаимодействия с этой Силой и зависимость от этого человеческих действий и жизни человека. Это — главный отличительный признак и элемент любой религии. Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину) . Основы религиозных представлений большинства мировых религий, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных или вдохновленных непосредственно Богами, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития — великими учителями либо особо просветлёнными или посвещёнными, святыми. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями. Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение) , в большинстве случаев, опирается на веру или личный духовный или мистический опыт, далеко не всегда на данные, проверяемые научным экспериментальным путём. Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания) , просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы. В марксизме духовность ассоциируется с идеологией. В условиях идеологического вакуума всегда наблюдается кризис духовности как кризис доверия и разобщённость. Это явление под именем аномии описал социолог Дюркгейм. Традиционно духовность отождествляется с религиозностью традиционного толка, однако в современной социологии и социальной философии «светский» вариант духовности именуется социальным капиталом. Даже реклама несёт определённый заряд духовности, поскольку пропагандирует определённый стиль жизни.

Дух есть у всех людей, религиозность — не у всех.

Религия или духовность: 7 различий

Когда мы говорим другим людям о том, что считаем себя духовными людьми, часто они ошибочно считают, что мы имеем в виду религию — в той или иной ее форме. Порою они доходят до того, что считают духовных людей своего рода сектантами — главным образом потому, что мало знают о том, какое значение мы вкладываем в это слово, и опасаются, что мы пытаемся ими манипулировать.

Но если хорошенько присмотреться к духовности и постараться понять, что же это все-таки такое, любой здравомыслящий человек с легкостью поймет, что это никакая не религия, что в ней нет ничего таинственного, и уж тем более — сверхъестественного, и что слово «секта» к ней применимо меньше всего.

Эти 7 различий между религией и духовностью помогут вам понять, что же все-таки это такое — духовность.

1. Религия заставляет вас склониться перед нею — духовность дарует вам свободу.

Религия заставляет вас следовать определенной идеологии, и выполнять определенный набор правил, в противном случае обещая нам кары небесные. Духовность помогает нам следовать зову сердца, и делать то, что мы считаем правильным. Она помогает нам добиваться в жизни того, что мы действительно считаем правильным — без оглядки на священные книги, с которым мы далеко не всегда согласны от начала и до конца. Она позволяет нам самим выбирать, во что верить настолько, чтобы придать ему божественность.

2. Религия играет на нашем страхе — духовность помогает нам обрести храбрость.

Религия рассказывает нам, чего мы должны бояться, и что нам за это грозит. Духовность заставляет нас осознавать последствия, но не заставляет нас сосредотачиваться на негативе. Она помогает нам двигаться вперед, несмотря ни на что. Помогает нам делать то, что мы считаем правильным — несмотря на любые возможные последствия. Она показывает нам, как основывать свои поступки на любви, а не на ненависти, помогает преодолеть страх и обратить его себе на пользу.

3. Религия утверждает, что ей открыта истина — духовность же поощряет поиск истины.

Нет религий, не наполненных жесткими, раз и навсегда установленными догмами, в которых говорится, как и во что вы обязаны верить. Духовность же позволяет вам отправиться на поиски истины своей, лишь вам известной дорогой, и понять ее так, как способны лишь вы. Она позволяет нам заглянуть внутрь самих себя, и, погрузившись в глубины собственной души, раз и навсегда понять, что истина потому и называется истиной, что она одна и та же для каждого из нас. Но она же и позволяет нам верить в свою истину — в ту истину, которую мы видим через призму своего сердца.

4. Религия пытается отстранить нас от других религий — духовность же пытается их сблизить.

В нашем мире есть множество религий, служители каждой из которых, как правило, учат своих последователей, что лишь она является истинной, и лишь она достойна того, чтобы ей следовать. Духовные же люди видят истину во всех этих религиях, и пытаются найти в них общее, так как истина — она всегда одна на всех, несмотря на всю нашу уникальность и все различия. Духовные люди пытаются проникнуть в суть того послания, которое содержат в себе все религии, и обращают мало внимания на то, в какой форме они его содержат.

5. Религия делает вас зависимыми от нее — духовность же ведет к независимости.

Приверженцы большинства религий считают, что вы по-настоящему достойны счастья и удачи лишь в том случае, если вы являетесь ее активным сторонником, и регулярно участвуете во всех необходимых ритуалах. Духовность показывает всем нам, что мы не обязаны на что-то полагаться, или от чего-то зависеть, чтобы быть счастливыми. Корни счастья всегда произрастают из нас самих, и лишь от нас зависит, будет оно зеленеть, или же увянет. Помните — мы всегда находимся именно в том месте и времени, которое позволяет нам быть счастливыми. Нам не нужно посещать для этого определенные мероприятия или события. Божественность есть в каждом из нас. И мы ее достойны. Всегда.

6. Религия основана на страхе наказания — духовность же напоминает нам об ответственности.

Религия твердит нам, что, если мы не будем подчиняться определенному набору правил, после смерти где-то там, в ином мире, нас ожидает за это наказание. Духовность же помогает нам понять, что у каждого совершенного нами поступка есть свои последствия, и что именно они в конечном итоге могут стать нашим благословением или карой — для чего вовсе не нужно ждать божественного суда. Последствия наших поступков зависят лишь от фундаментальных законов этой вселенной — вне зависимости от того, верите вы в них, или нет.

7. Религия заставляет нас идти по чужим стопам — духовность помогает обрести свой путь.

Основа каждой из религий — это, как правило, история о Боге или богах, их пути к просветлению, и истине, которую они открыли на этом пути. И каждая из них утверждает, что истину можно обрести, лишь в точности повторив проделанный или установленный ими путь. Духовность же позволяет вам отправиться в путешествие к истине по своему собственному пути. Она позволяет вам достичь ее тем способом, на который способны лишь вы — способом, который вам подсказывает ваше сердце. И если истина действительно одна на всех — не все ли равно, сколь кружным путем вы ее достигнете?

Духовность и религии неразрывно связаны, ведь каждая из религий рассказывает нам о том, как мы, обычные люди, можем приблизиться к Богу — и в каком-то смысле даже стать Им. Но подробности всех этих историй на самом деле не столь уж и важны — ведь они необходимы лишь для того, чтобы помочь нам достичь Истины. И если уж нам удалось это сделать, если мы достигли этой Истины — не так уж важно, как именно мы это сделали. И помните — она есть в любой религии, но то, удастся ли нам ее достичь, зависит лишь от нас.

Выбор за вами.

Больше новостей Харе Кришна…


Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

СВЕТСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ДУХОВНОСТЬ

⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 44Следующая ⇒

Клишина М.В.к.ф.н., профессор,Васильева Е.ст.гр.ТУР 14с КЭУК, Караганда, Казахстан

 

В современных условиях, когда развал государственности стал угрожающим, процесс утраты национального самосознания нарастает катастрофическими темпами, как никогда ранее необходима объединяющая идея, цементирующая основа людского общежития России. Такой цементирующей, объединяющей основой может и должна стать духовность. Понятие духовность содержит в себе два начала, т.е. религиозное и светское. Религиозная духовность уходит корнями в далёкое прошлое Руси и России и, наверное, поэтому весьма ценна для настоящего и будущего поколений/

Духовность – это воплощение во взглядах личности нравственного начала, утверждение в сознании человека веры в моральные Абсолюты — совесть, честь, достоинство и т. п. [1].

Религиозное понимание духовности — это воплощение в личности нравственного закона Бога. Процесс «обожения» личности. С точки зрения богословов, духовность основывается исключительно на трансцендентности.

Светское понимание духовности — следование нравственным принципам, законам и Абсолютам, выкристаллизованным из человеческих отношений в течение длительного и противоречивого развития человечества. Духовность сопричастна вечности. Духовность — стержень культуры. Стержнем же духовности выступает — диалог. Через диалог преодолевается односторонность и религиозного и светского понимания духовности.

Диалогический подход к духовности не сводится лишь к противопоставлению взглядов верующих и неверующих. Это соприкосновение «друг с другом на территории общей темы, общей мысли» (М.М.Бахтин), взаимодействие равноправных личностей в целях достижения согласия.

Духовность сопричастна вечности. Духовность — стержень культуры. Стержнем же духовности выступает – диалог. Через диалог преодолевается односторонность и религиозного и светского понимания духовности.

Диалогический подход к духовности не сводится лишь к противопоставлению взглядов верующих и неверующих. Это соприкосновение «друг с другом на территории общей темы, общей мысли» (М.М.Бахтин), взаимодействие равноправных личностей в целях достижения согласия.Но одухотворение — считали Святители Церкви — не приходит к человеку с рождения, а формируется и воспитывается благодаря Церкви, восприятию нравственных норм христианства, саморазвитию и самовоспитанию человека.

В чем же отличие светского и церковного понимания духовности? В.Д.Шадриков отмечал, что «основа религиозной духовности — это вера в Бога и построение поведения (верующего человека) определяется канонами веры, религиозной моралью и т. д. Вера — это состояние души верующего человека, признающего существование Бога бесспорной истиной и непререкаемость Его великих заповедей.

Человек верующий не только верит, но и действует в соответствии с верой и свое поведение строит соответствующим образом. Совершает добро, и, естественно, это его возвышает, придает поведению целостность и дает человеку счастье. И, действительно, можно сказать, что в этом случае верующий человек духовен».

Оппозиция интеллектуального и духовного начал культуры имеют многообразные формы выражения: теоретический и практический разум, истина и ценность, знание и вера, наука и идеология и т.д. Но самой широкой характеристикой духовности можно считать ее признание ценностной формой сознания, отражающей смысложизненные экзистенциальные проблемы человека. Духовность не исключает знаний, рациональности, интеллекта. Истина тоже есть ценность. Прогресс познания оказывает огромное влияние на духовную сферу, ибо решение многих смысложизненных проблем зависит от того уровня и объема знаний, которым обладает данная эпоха. Но в духовной сфере знания как бы не самоценны, а играют служебную роль. Кроме того, эта сфера включает в себя массу других проявлений человеческой психики.

В фокусе духовной сферы человек как субъект, как носитель культуры, как родовое существо и как индивидуальность, личность с ее системой ценностей. Духовность человека, бесспорно, следствие его социальности. Она немыслима вне связи сдругим, вне субъект-субъектного отношения, вне общения. Духовность нравственно окрашена и все ее проблемы подлежат нравственной оценке. Мир, его свойства в этой сфере интересуют человека не сами по себе, а в их отношении к субъекту.

Духовная сфера не остается неизменной, как и все в этом мире. Но ее динамика имеет мало общего с прогрессом познания, где, правда, имеются мировые загадки типа происхождения жизни или возникновения человека, но развитие идет за счет постановки и решения все новых проблем. В области духа, напротив, преобладают вечные проблемы, меняются лишь их интерпретации, и новое далеко не всегда устраняет прежнее.

Духовность неразрывно связана с религией. Так считают все верующие. Лишь в обращении к Богу, через отношение с Ним могут решаться духовные, нравственные проблемы, поддерживаться добро. Если Бога нет, все дозволено, духовность исчезает. С другой стороны, религия никогда не предотвращала преступлений, убийств, насилия, войн. Оправдание существования в мире зла — основа теодицеи. Духовность — атрибут человека как субъекта, а бездуховность — признак утраты личностью ее субъектных качеств, ее вырождение. По большому счету это именно так.

Светская духовность имеет такое же право на существование, как и религиозная и сторонникам того и другого типа духовности следует проявлять терпимость к иной позиции. Вместе с тем, следует учитывать, что религия за тысячелетия своего существования накопила огромный и подчас ценный опыт духовной деятельности.

Духовная сфера не остается неизменной, как и все в этом мире. Но ее динамика имеет мало общего с прогрессом познания, где, правда, имеются мировые загадки типа происхождения жизни или возникновения человека, но развитие идет за счет постановки и решения все новых проблем. В области духа, напротив, преобладают вечные проблемы, меняются лишь их интерпретации, и новое далеко не всегда устраняет прежнее.

Духовность неразрывно связана с религией. Так считают все верующие. Лишь в обращении к Богу, через отношение с Ним могут решаться духовные, нравственные проблемы, поддерживаться добро. Если Бога нет, все дозволено, духовность исчезает. С другой стороны, религия никогда не предотвращала преступлений, убийств, насилия, войн. Оправдание существования в мире зла — основа теодицеи. Духовность — атрибут человека как субъекта, а бездуховность — признак утраты личностью ее субъектных качеств, ее вырождение. По большому счету это именно так.

Светская духовность имеет такое же право на существование, как и религиозная и сторонникам того и другого типа духовности следует проявлять терпимость к иной позиции. Вместе с тем, следует учитывать, что религия за тысячелетия своего существования накопила огромный и подчас ценный опыт духовной деятельности.

В понимании сущности духовности существуют две тенденции – религиозная и светская.

С религиозной точки зрения духовность – это воплощение в человеке нравственного закона бытия, данного Богом. Духовность определяется через понятия «святой дух» и «душа». Духовность таким образом базируется на сверхъестественном трансцендентном начале. В философии под трансцендентным началом понимается то, что выходит за пределы возможного опыта (И.Кант) [2].

Данное понятие обозначает и освобождение человека от себялюбия, и выражает отношение открытости в общении с другим. В проблеме трансцендентности отражается и путь гуманизации всех отношений в обществе [3;4;5;6]. В светской традиции трансцендентное — это выход за собственные временные рамки, преодоление недостатков и устремленность в будущее. Трансцендентность многолика и проявляется то в светском, то в религиозном своем аспекте [7;8].

В светской традиции под духовностью понимается совокупность всех функций сознания, а под «душой» — духовные (нравственные, эстетические и т.п.) качества человека. Духовность многогранна и многопланова и не сводится, естественно, к религиозности. В онтологическом, гносеологическом и аксиологическом планах она соотносится с трансцендентностью, но не сводится к ней.

Духовность всегда сопричастна вечному и Абсолютному. Светское ее понимание – это неуклонное следование нравственным принципам и законам, нормам и запретам, выкристаллизованным из естественных, человеческих отношений. Такое понимание феномена духовности не позволяет ограничиваться при его анализе рамками каких-либо мировоззренческих систем и жестких идеологических ориентиров, а требует учета и использования позитивных моментов всех мировоззренческих систем, включающих инвариантные для всех духовные начала.

Духовность — это воплощение во взглядах личности нравственного начала, утверждение в сознании человека веры в моральные Абсолюты.

Духовность есть одухотворенность жизни человека высокими нравственными идеалами, наполненность ее христианскими добродетелями, постоянное совершенствование себя. Такая духовность коренным образом преобразует человека и всю его жизнь.

Духовность — это тот внутренний стержень, который формирует личность, тот внутренний тормоз, который останавливает человека перед нарушением норм нравственности, или то, что воодушевляет на подвиг, подвижничество, жертвенность, героизм.

Преп. Серафим Саровский путь очищения от греха определял как «стяжание Святого Духа», то есть обретение человеком «духовных сокровищ», обретение им духовности.

Основа религиозной духовности — это вера в Бога и построение поведения определяется канонами веры, религиозной моралью. Религиозная духовность определяется через понятия «святой дух» и «душа». Духовность, таким образом, базируется на сверхъестественном трансцендентном начале.

В светской традиции под духовностью понимается совокупность всех функций сознания, а под «душой» — духовные (нравственные, эстетические и т.п.) качества человека. В светском образовании духовность часто отождествляется с культурой, которую наработало человечество, и со всем, что направлено на освоение культуры, на создание культуры [9].

Библиографический указатель :

1.Каган М.С. О духовном//Вопросы философии. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1985.

2.Кант И. Религия в пределах только разума//Трактаты и письма. — М., 1980.

3.Капустин Н.С. Свобода совести — общечеловеческая ценность. Ростов-на-Дону, 1991.

4.Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал. Серия «Мыслители», выпуск 4. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

5.Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философские науки, 1991.

6.Логинов Л.Ф. Сущность духовности. Православный голос Кубани: август 2003., №8.

7.Симонов Г.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989.

8.Франк С.Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1993.

9.Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. — М.: Логос, 2004.

УДК 316.74 (574)




Духовность и религиозность это одно или нет?Можно ли быть духовным,но не религиозным человеком?

Нет, не одно. Религиозность-это внешнее, а духовность-это скорее ощущение. Можно соблюдать все каноны, но не почувствовать духовности. Этого не понять материалисту, например. Исходите из понятия Тело-Душа-Дух. Тело и душу все знают. А вот ступень Дух-доступна отнюдь не всем. Можно в принципе, я так думаю. Это наверное-нравственность и душевная чистота. Но понимание религии тем не менее, должно быть при духовности.. Причем, скорее, интуитивное.

Это понятия и каждый в них вкладывает свое понимание. для многих это одно, для меня вообще, это прямо противоположные понятия.

можно, но не нужно

именно нужно родиться свыше и не быть религиозным человеком !! а изучать библию и соблюдать её во всем !!!жить свято !! будь свят сказано как Господь свят !!!и молись Богу живому настоящему …престол его небо !!!

Духовный человек, даже не причисливший себя к какой-либо религиозной конфессии, очень тонко ощущает окружающий его мир. И остро реагирует на объективные изменения в этом мире. В неосознанной попытке защитить себя от нежелательных воздействий духовный человек нарабатывает систему субъективных ритуалов (молитвы, обереги и т. п.) , которые неминуемо становятся религиозностью. Для начала — на личном уровне.

Одно с други тесно связаннно…. Духовный человек всегда религиозен. А вот религиозные часто бывают бездуховными.

так же, можно быть религиозным и не духовным.

Ксожалению нет!!!

религия-это умение осознанно жить и развиваться в нашем мире на основе данной каждому человеку свободы выбора. этой осознанности достаточно для развития человека. духовность придуманное людьми понятие. в нем нет смысла. смысл в душе человека и его жизненном пути (его душа знает. ведь это она переживает опыт бытия на земле)

духовность легко потерять без религии, религия это поддержка сердца и души на поле боя с дьяволом!

религия это всего лишь проекция Веры! Духовность заключается не в вере в Бога, а в доверии Богу! Вера одна, а религий (проекций) множство!

В марксизме духовность ассоциируется с идеологией Родственные категории духовности: дух, внутренний мир, разум, совесть, идеология, просвещение, нравственность, искусство, ценности, традиции, любовь. Я считаю, духовность это качества человека изнутри. По духовности человек лжет, способен на предательство, измену и другим порокам, или наоборот он пытается не специально, как ему кажется, этого не допускать, он считает это не справедливым. Поэтому, мой окончательный вывод: Духовность — это мораль личности, как человека разумного. Религия, это вера в свою идеологию, или православную или католическую. Религия — это вера к конечную цель на основе информации приобретенной! Так что религиозный человек — это всего лишь вера в будущее! Если бы убрать сверхъестественные религии было бы лучше, я имею ввиду христианство, буддизм, индуизм, ислам, секты которые проповедуют веру в бога и жизнь после смерти!

Духовность это вера в Бога сопряженная с делами направленными на благо близких, то есть на благо своего народа. Делами направленными на спасение России. Религия это весть о Боге.

Духовность-это свойство человека, а религиозность это духовная жизнь по Слову Божьему.

нет, не одно. можно.