Духовный мир человека – Что такое духовность — внутренний мир человека. Духовный мир личности.

Духовный мир человека

духовный мир человека

Духовный мир человека является сложной системой, в которую входит множество элементов. Очень важными ее составляющими есть мировоззрение, вера и убеждение. Мировоззрение складывается в процессе активной жизнедеятельности и познания мира. На протяжении накопления оценочных суждений об окружающем мире формируется устойчивая система взглядов на мир.

Элементы духовного мира личности
  1. Духовные потребности, познание окружающего мира, самовыражение. Каждый человек нуждается в развитии и самореализации. Чем больше информации он получает, тем активнее расширяется его сознание.
  2. Убеждения и твердые взгляды, основанные на мировоззрении. В процессе познания духовный мир человека и мировоззрение формируют его привычки и взгляды на жизнь, которые определяют модель поведения.
  3. Социальная деятельность. Для каждой личности очень важно общение с другими и способность заниматься тем или иным видом деятельности. Социальная деятельность помогает вырабатывать лучшие качества и совершенствоваться.
  4. Постановка и достижение целей. Если личность сознательно ставит перед собой цели, это говорит о высоком уровне сознания. Внутренний духовный мир человека отражает планы на ближайшее будущее и четкое виденье своего жизненного пути.
  5. Вера в истинность своих убеждений. Именно вера позволяет нам идти по своему пути и продолжать познание. Без веры человек становится рабом системы, т.е. живет навязанными мнениями и ценностями.
  6. Чувства и эмоции, которые позволяют личности общаться с обществом. У каждого из нас чувства выражаются по-своему, поэтому духовный мир современного человека может носить разный характер его отношений с природой, с окружающей реальностью.
  7. Жизненные ценности и идеалы, смысл деятельности. На основании сформировавшихся ценностей мы по-своему понимаем смысл жизни и вообще какой-либо деятельности.
Типы мировоззрения
  1. Обыденное. Иногда его называют жизненным. Человек опирается на свой опыт и принимает решения, исходя из него.
  2. Гуманистическое. Богатый духовный мир человека объединяет научное мировоззрение, экологическую безопасность, социальную справедливость и нравственные идеалы.
  3. Религиозное внутренний духовный мир человека представляет собой религиозные взгляды, на основании которых формируются убеждения и мнения человека.
  4. Научное. Сознание и духовный мир человека опирается исключительно на науку и таким образом отражает убеждения современного научного познания.

Наше общество обладает определенным духовным фондом, который предстоит освоить каждому человеку. В процессе развития появляется множество ответвлений духовности, поскольку каждый человек в итоге выбирает наиболее комфортное для себя мировоззрение, но на протяжении жизни оно может меняться.

 

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА

Магомедова П.Д. 1

1Дагестанский государственный университет

Сайбулаева С.А. 1

1Дагестанский государственный университет

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…

Таким образом, актуальностьтемы сомнений не вызывает.

Цель данного реферата: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности.

Духовный мир человека, мировоззрение человека

Разнообразные образы вещей и процессов природного и социального мира образует духовный, идеальный мир человека. Однако, у любого человека и общества в целом он более или менее упорядочен, системен, целостен. В духовном мире родственные чувства, представления, мысли группируются, образуя этическую, эстетическую, религиозную, правовую и другие сферы. Более или менее целостная и устойчивая система взглядом человека на мир или на свое место в этом мире составляет ядро духовного мира человека – мировоззрение.

Будучи развивающимся и историческим образованием, духовный мир динамичен как по содержаниюразнообразных образов вещей, так и по пропорциям этих сфер. Известно, что нравственные ценности добра и зла, ключевые представления – прекрасное.

Безобразное – существует с появлением разумного человека.

Тогда как политико-правовые понятия – закон, государство, революция, духовные — образование сравнительно недавнего времени.

Но духовный мир человека и мировоззрение многосоставны не только по предмету отражения – по разнообразию сфер человеческой деятельности, но и по характеру и глубине их представлений в сознании человека.

Очевидно, что на начальных этапах развития человека и общества мировоззрение образует чувства, аффекты, дающие примитивные и иллюзорные представления о явлениях мира в мифологических образах.

В мифах человек одушевляет природные и социальные явления, пытаясь понять их связи в конкретных отношениях людей и животных. Значительно более поздней исторической формой мировоззрения является религия, основанная на вере людей в сверхъестественное, абсолютно независимое от реального мира, вечное и всесильное.

И совсем молодой формой мировоззрения предстает философия – миропонимание, высоко абстрактное, понятийное отражение всего общего, наиболее общих законов действительности.

Нельзя полагать, что формы мировоззрения четко сменяют друг друга с развитием истории и духовного мира человека. Скажем, появление философии две-три тысячи лет тому назад отнюдь не означало, что все человечество овладело философским мировоззрением – подавляющее число людей было в плену мифологического и религиозного мировоззрения.

И сегодня, в двадцать первом веке, развитое мировоззрение – достояние сравнительно небольшой части людей.

Массовое сознание зависимости от исторических, экономических, политических обстоятельств того или иного общества составляютмироощущение, мировосприятие, миросозерцание, имеющее отдаленное отношение к развитому мировоззрению, к стройной системе философских и научных понятий.

Глобальная проблема современности видоизменили структуру мировоззрения современного человека – антропоцентризм, преломление всех взглядом человека через призму его интересов, утилитаризм, сменяются новыми ценностями, способствующими, в первую очередь, сохранению природы.

Все большую значимость в содержании мировоззрения обретает экологическая культура, биоэтика.

Ценности, основные типы жизненных стратегий в современном обществе. Стратегия благополучия, успеха и самореализации.

Человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностные отношения к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы что-то хвалим и ругаем, признаем и отрицаем, чем-то восхищаемся и возмущаемся.

Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют вполне успешно.

Нравственность – это исторически сложившаяся система написанных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находит отражение общепринятые нормативы и оценка человеческих поступков.

Нравственность проявляется в отношении человека к семье, к своему народу, родине, к другим народам. Она распространяется и на отношения личности к самой себе. Если человек занимается самоистязанием или совершает самоубийство, общество осуждает его: человек – общественное достояние. И общество требует от человека, чтобы он относился к себе в соответствии с интересами общества:

  1. Сохранял свое здоровье;

  2. Трудился;

  3. Вел себя достойно.

За тысячелетия были выработаны общечеловеческие ценности – семья, домашний очаг, образование, хорошая работа, друзья и круг общения, мирная жизнь, справедливое общество, любовь к ближнему и т.д.

Среди разнообразных форм психики человека, важнейшее значение имеет воля, само регуляция субъектом своей деятельности, проявляющие как целеустремленность, решительность, самообладание.

В мире ценностных ориентаций человека непреходящее значение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно-положительного. Вера как ценностный феномен имеет свои градации, высшей ее отметкой мы находим идеал.

Человек, в силу своего воображения, создает образ желаемого будущего. Он осуществляет целеполагание. Цель – это предвосхищение результат социального действия. Идеал – это высшая ценность и соответствующая ей цель.

Наряду с положительными ценностями есть, разумеется, их антиподы: человеконенавистничество, стяжательство, культ силы, вседозволенность.

Мир ценностей у каждой личности специфичен, чем и объясняется разнообразие жизненных стратегий людей, особенно многообразны жизненные ориентиры в современном обществе. Но их можно сгруппировать в три типа: стратегия благополучия, успеха и самореализации.

Все три ценности достойны целей людей, могут быть совмещены в одной жизненной судьбе. Но чаще всего что-то из них преобладает, притягивает и увлекает больше других.

Выдвижение на первый план семейного уюта, добротной, материально обеспеченной жизни дает идеал, пожалуй, подавляющего большинства наших современников – стратегию благополучия. Немало сторонников стратегии успеха – тех, кто предпочитает власть, славу, публичную жизнь на виду.

Значительно меньше приверженцев стратегии самореализации – тех, кто «прислушивается» к себе, внимателен и уважителен к своим способностям, видит смысл жизни в их реализации.

При этом, судьба человека может сложиться по-разному – незаметное, заурядная жизнь без броских достижений и признаний, материальных приобретений, хотя все это и не исключается – важно, что данная стратегия бескорыстна…

Заключение

Духовная жизнь человека и общества сформировалась в процессе долгого исторического развития, на основе истории, как своей страны, так и исторического опыта других стран и объединений. Человек ведь не просто приспосабливается к внешним условиям, а творит новое: сначала в своём мышлении и воображении, а затем уже и в реальности. Прежде чем совершить какое-либо действие нужно правильно взвесить его последствия и цель, с которым оно совершается.

Наблюдая за действиями и поведением других людей, человек учится анализировать ситуация, выстраивать свою точку зрения и формировать свое собственное мнение. Наш внутренний мир это совокупность знаний, оценок, ценностей и убеждений, которыми мы выражаем свое отношение к окружающей среде.

Важнейшим компонентом сознания и психологии индивида выступает самосознание – осознание человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей и мотивов поведения. Именно посредством самосознания мы не только определяем своё место в мире, но и осуществляем самоопределение и самооценку.

Духовность – это ценностные ориентиры отдельного человека и всего общества в целом. Уровень духовности человека зависит от его воспитания, сознательного отношения к себе и своей жизни, круга общения, интересов и личных предпочтений.

Духовность это не только знания, но способ и цели их применения, и от их правильного применения, а так же применения жизненного опыта, зависит, насколько удовлетворен будет человек своей деятельностью.

Список использованной литературы:

1.Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности // Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. — Омск: ОГУ, 2002. — 296 с.

2.Ботвинова А.В. Духовная деятельность и формирование личности // А.В. Ботвинова. — М.: Изд-во «Научная книга», 2003. — 235 с.

3.Клименко А.В. Обществознание: Учеб.пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы // А.В. Клименко, В.В. Румынина. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 480 с.

4. Человек и общество: Учебное пособие для учащихся // Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. — 3-е изд. дораб. — М.: Просвещение, 2001. — 400 с.

5. М. И. Абдулаев, доктор юридических наук, профессор. // Обществознание для школьников и абитуриентов,г. Москва, 2004 — 542 с.

Просмотров работы: 595

Духовный мир личности

духовный мир личности

Духовный мир личности – это внутренний стержень человека, основа его мировоззрения. В этот термин входит полная структура взглядов человека на мир, которые, как правило, свойственны тому социальному классу, в который он оказывается включен. Речь идет не только о ступеньке социальной лестницы, но и о поколении, религиозных взглядах, стране, окружении и т.д. Духовный мир личности, ее мировоззрение позволяют выбрать вектор продвижения в жизни.

Формирование духовного мира личности

Мировоззрение человека складывается под влиянием многих факторов, одним из наиболее значимых является социальная жизнь. Именно общество предлагает человеку принять социальные нормы, рамки и ценности, которые в последствии становятся призмой, сквозь которую человек смотрит на мир и оценивает окружающую действительность.

Индивидуальная система ценностей каждого члена общества непременно имеет общие черты с системами ценностей остальных его членов. Это позволяет говорить об общности членов конкретного социума, о примерно одинаковых оценках реальности. Впрочем, личный опыт человека способен вносить существенные коррективы в это общее для всех восприятие, ведь мировоззрение – это стержень духовного мира личности, и у каждого он свой.

Структура духовного мира личности

В настоящее время принято говорить о четырех видах мировоззрения. Каждый из видов характеризует конкретную духовный мир человекасферу жизни:

  • обыденное – стихийно образованное мировоззрение, результат опыта человека;
  • религиозное – мировоззрение, сформированное на основе его знаний об устройстве мира, отражающее общие для всех ценности, мораль;
  • научное — мировоззрение, которое характеризует представления о научной картине мира;
  • гуманистическое – мировоззрение, которое представляет собой синтез разных элементов восприятия мира.

С течением времени, когда человек проверяет различные ценности и накапливает собственные установки, и формируется его мировоззрение, которое представляет собой устойчивую систему взглядов на жизнь.

 

Что такое духовность — внутренний мир человека. Духовный мир личности.

В многочисленных практиках и Востока, и Запада есть упражнения и техники, которые направлены на развитие энергетики организма и его возможностей в данной сфере. Большая часть таких упражнений направлены на то, чтобы достигнуть больших возможностей и большего объема сил, которыми может управлять организм. Настоящей целью развития является специфическая вещь, которая называется духовность — внутренний мир человека.

Однако, адептам нужно четко отдавать себе отчет в том, что в действительности все специфические силы и возможности, достижения и состояния могут быть достигнуты любым нужным способом из множества видов практики.

Собственно, духовность, как таковая не поддается какому-то четкому и однозначному определению. Ее трудно определить или продемонстрировать, потому что сам этот термин определяет некоторое сложное соединение состояния человека и характеристик его поведения.

Что есть духовность — целостность личности

На поведение человека влияют многочисленные стимулы, которые непонятны обычному человеку и находятся вне его уровня осознания. Гурджиев отлично объяснял данный феномен через сравнение обычного человека с его психикой с банкой, наполненной порошками разных металлов – они смешаны, но не являются одним целым. Поэтому и психика каждого человека не является одним целым. Ее можно разделить, взять под контроль, человека можно в чем-то убедить или “подвести” к какой-то мысли и т.д. Мышление, решения и просто сама личность ординарного человека являются легко изменяемыми и могут быть сдвинуты в любую сторону любым образом или любыми значимыми событиями.

Духовность — внутренний мир человека, может определятся ситуацией, когда эти металлы вследствие нагревания сливаются в единый сплав. Нераздельный и обладающий постоянными свойствами, которые не могут измениться, пока неизменным остается сплав.

Главная особенность духовности – цельность и неизменность личности. Такого человека, который прошел этот процесс “сплавления”, нельзя обмануть, заставить, им невозможно манипулировать и на него невозможно оказать влияние вне его воли и осознанности. Действия и решения подобного человека целостны и неизменны, они не спровоцированы случайными обстоятельствами, а сформулированы пониманием своих целей и потребностей.

Сильная энергетика — результат духовного роста

Мощная энергетика, как правило, является результатом образования подобной духовной личности. Однако, потребности такого нового уровня сознания требуют более мощной энергетической и физической поддержки для того, чтобы они могли полноценно проявляться. Для этого и используются специальные упражнения типа йоги, цигун или мощных суфийских практик.

Духовный мир в православной традиции

Библия начинается словами «В начале сотворил Бог небо и землю». Согласно святоотеческому пониманию этих строк, «Земля» – это вселенная, в которой действуют известные нам физические, химические и математические законы, с той поправкой, что до грехопадения действие этих законов было в какой-то степени иным. В какой – мы не знаем. Например, все животные были травоядными, время было, но оно не умирало, как у нас, и т. д.

 

«Небо», в толковании отцов, – это духовный мир.

Бог и духовный мир

Бог является источником бытия духовного мира. По сравнению с Богом как Духом, и души людей, и Ангелы состоят из некой сотворённой духовной субстанции.

Бог не обитает в духовном мире и не обитает в физическом, но проницает и тот и другой. И хотя Он проницает мир, но мир Его не проницает. Бог был до создания Им духовного мира, так как Бог Сам есть причина своего бытия, а духовный мир имеет причину появления в Боге. Бог для Своего бытия не нуждается в месте. Все остальные создания локализованы в пространстве. Он не нуждается в месте для Своего бытия, и нельзя назвать конкретное место, где

Он есть, и нет места, где Его нет.

Святой Иоанн Дамаскин: «Всё отстоит от Бога не местом, а природой».

«Бог присутствует везде и всецело присутствует в каждом луче Своей благодати» (Григорий Палама).

Из Писания мы знаем, что есть четыре места в мироздании, где Бог присутствует особым образом.

    1. Небеса или духовный мир (Пс. 113:24).
    2. Храм (3 Цар. 9).
    3. Человек как храм Божий (Кор. 6:16).
    4. Святые места как могилы подвижников. Мощи и т. п. Крест, иконы.

После Второго пришествия вся вселенная будет местом особого присутствия Божьего, когда «Бог будет всяческая во всех».

Рай и духовный мир традиционно рассматривается как то, что находится вверху по отношению к человеку, а ад – то, что по отношению к человеку внизу.

Известный индийский мистик Кабир как-то уснул в мечети ночью. Сторож стал его укорять, что он заснул ногами к божеству, на что Кабир ответил совершенно в христианском духе: «Дорогой, покажи мне место, где Бога нет».

«Законы, по которым создано мироздание, логосы обоих миров, существуют параллельно, и Бог одинаково проявляет себя и в духовном мире, и в физической вселенной» (Святой Максим Исповедник).

Библейский пророк говорит, что видел оба мира как «Колесо в колесе», то есть существующие одновременно и вместе, хотя это и два разных измерения созданного бытия.

Животные и растения принадлежат всецело физическому миру, однако могут воспринимать благодать через человека, Ангелы – к духовному всецело, хотя способны деятельно влиять на процессы в мире физической вселенной, а человек одновременно принадлежит двум мирам и может полноценно в них функционировать.

И животные, и люди в силе при определённых условиях видеть оба мира одновременно. Ангелы всегда могут действовать в двух мирах и видеть их. А от падших ангелов сейчас закрыты небеса, и они действуют в неких подступах к духовному миру, действуют духовно, но относятся к миру физической вселенной, на небо им хода нет.

После грехопадения Бог сокрыл от человека возможность непосредственного созерцания реалий духовного мира. Для преодоления этого барьера существуют два пути: ложный и верный.

Ложный путь – обратиться к тёмной силе или тяжело грешить.

Например, стать алкоголиком. Интересно, что даже алкоголики древнего Вавилона и Египта видели в момент опьянения демонических существ.

Один священник рассказывал, как его отцу алкоголику являлись демоны и уговаривали убить его жену (маму священника), а он им отвечал: «Нет, я её не убью, я её люблю». И потом гонял вилкой демонов по столу.

Занятие колдовством и вообще оккультизмом размывает барьер, но человек становится демоноликим и приобщается тёмным энергиям. И это его губит.

Верный путь – правильная духовная жизнь в православии. По мере победы над страстями и оздоровления души восстанавливаются её познавательные способности и человек начинает видеть мир духовный. Это результат духовного роста человека, но проявляется тяга к этому довольно рано.

Приведу несколько примеров.

Епископ Митрофан Никитин однажды огорчённо сказал прихожанам, что те читают разные брошюры о конце света, но игнорируют творения Василия Великого, Иоанна Златоуста и других святых отцов. Он даже не мог от горя привести аргументы в пользу чтения трудов святых, лишь сокрушался, что их никто не читает.

И одна прихожанка, потрясённая его горем, пришла домой и начала читать «Шестоднев» святого Василия Великого. И когда она дошла до середины книги, то вдруг осознала, что внутри её, во всё время чтения, горит свет, посылающий всему её существу необыкновенную радость и теплоту. Они рождаются только тогда, когда ты рядом с таким человеком, которому полностью и без остатка нужен и которым ты любим.

Одна студентка  читала житие святого Серафима Саровского и неожиданно ощутила, что её как будто любовью обнимает этот прекрасный святой.

Православие может объяснить подобные явления.

Святой Феофан Затворник говорит: когда мы читаем автора с полным вниманием, его дух передаётся нам. Это касается любого автора. Один верующий человек, прочитав безобидную детскую книгу атеиста Марка Твена «Принц и Нищий», ощутил в себе сухость неверия, которую сумел прогнать только молитвой.

А ведь в этой книге практически не говорится о вере, но так подействовал сам дух автора.

Тем более действует на нас дух святого.

По мере стяжания благодати открывается правильный доступ в духовный мир.

Старец Виталий Сидоренко отмечал, что даже прозорливость святых – только от любви. Поэтому мамам дана некая прозорливость относительно собственных детей (Иоанн Крестьянкин).

Есть ещё способность духовного постижения мира. Это не прозорливость в чистом виде, но способность постичь суть происходящего с точки зрения Неба. Это мог делать Адам, может делать христианский подвижник. В качестве особого дара «прозорливость» даётся настоящим поэтам и сказочникам и при определённых обстоятельствах тем, кто страдал. «Значимое слово из пережитых горечей сложить» (Самуил Маршак). В раю эта способность будет восстановлена уже у всех спасённых, так как все будут на всё смотреть верно, по-Божьему.

Ангелы и демоны

 

До вознесения Христова демоны могли посещать Царство Небесное (вспомним, как враг пришел на Небо об Иове с Богом говорить).

После Вознесения они не могут этого делать и населяют атмосферу земли, на которой и сосредоточено их внимание.

Демоны не управляют адом, но и сами боятся его.

Ангелы и демоны локализованы в пространстве и не вездесущи. Например, когда Архангел Гавриил был на земле, его не было на небе.

Сами по себе они не являются всезнающими.

Но Ангелам многое открывает Бог, и Они созерцают прозорливо мир в Боге. Во Всевышнем они слышат мысли людей и видят их сердечные и душевные движения.

Демоны не читают мыслей и не знают, что в душе человека происходит («Добротолюбие»). Они по внешним признакам строят догадки, но не знают точно, как отозвались в нас брошенные ими страстная мысль или чувство.

В Духе Ангелы связаны во единую Церковь. Они находятся в постоянном общении.

Демоны эгоистично разобщены и не дружат, хотя и работают в неком разбойничьем согласии. Они не могут всё одновременно видеть, не могут духовно постигать мир. Они всё оценивают с точки зрения своей злобы и поэтому не могут предположить, как поступят светлые силы.

Так, в воплощение Христово демоны не верили, даже когда Он явился в мир. Враги не могли предположить, что Бог настолько смирится, что станет человеком. А предположить они это не могли, так как не знают смирения сами и всех меряют по себе.

Им ненавистно всякое добро («Апологии» И. Философа), но особенно они ненавидят благодать и благодатное добро и всячески гонят его. Святой Макарий Великий говорит: «Где Дух Святой, там гонения».

Но над фарисейским добром они потешаются, потому что это всего лишь тщеславие.

Некий паломник из Оптиной пустыни встретил там одержимого. Паломник его перекрестил, а враг из одержимого рассмеялся и сказал: «Враг смеётся над тобой».

В православной традиции не поощряется интерес к нечистой силе, даже с точки зрения исследования. Поэтому у нас в отличие от католиков нет множества книг по данному вопросу. Это связано с тем, что когда долго смотришь в бездну, бездна начинает смотреть в тебя. Человек, изучающий нечистых, невольно пропитывается злом.

Ад

 

Ад – это прежде всего состояние души неспасённого, но и некое место, где до Страшного суда находятся погибшие души.

Бог и святые объемлют ад своей любовью и делают всё, чтобы его обитатели всё же спаслись.

Ад – это место, где люди не видят друг друга. Там каждому кажется, что он здесь один и вокруг никого нет. Это окончательная проекция и воплощение человеческого эгоизма. Когда мы молимся о попавших в ад, они получают возможность видеть других его обитателей, то есть впервые видят людей в людях.

Старец Паисий Афонский говорил: созерцая ад он заметил, что в нём только 30 % людей находятся в демоническом состоянии и хулят Бога, а большинство желает покаяться.

На возможности спасения из ада основаны молитвы Церкви об умерших. На Пятидесятницу церковь молится «о иже во аде держимых». И они получают помощь.

Есть тут некая антиномия. Святые отцы (Иоанн Дамаскин) говорят, что в аду невозможно покаяние.

Но церковные молитвы о тех, кто в аду, могут быть результативны не извне (ведь это состояние души, а потом – место), а изнутри. И для спасения необходимо только покаяние. Значит, покаяться всё же можно и в аду. Очевидно, именно молитва о попавшем в ад приводит его душу к такой возможности и такому желании, смягчает душу, даёт ей силу покаяться.

Умершие

 

Из притчи о богатом и Лазаре мы знаем, что и те, кто в аду, и те, кто в раю, видят землю и видят всё, что в ней есть.

Не только к святым можно обращаться в молитвах. Антоний Сурожский, когда ему было трудно, молился своей умершей маме, и она всегда помогала ему.

Особенно часты случаи, когда умершие мамы помогают своим детям. Это говорит о том, что все спасшиеся постоянно заботятся о людях – и так продолжают и в раю творить добро.

Когда я служил сторожем в храме рождества Христова, произошёл такой случай. Однажды к храму пришел 12 летний мальчик, который попросил поесть. Мы его накормили, и он рассказал нам о себе.  Некоторое время назад у него умерла мама, и он жил у бабушки. Но там ему не понравилось, он бросил школу и ушел бродяжничать. Уже месяц мальчик скитается по городу. Мы сумели убедить его войти в храм и помолиться о маме. Он вошел и постоял там с полминуты. Выйдя, сказал, что уже помолился. И ушел. А наутро прибежал к нам и сказал, что к нему ночью приходила его мама и просила о двух вещах: чтобы он ходил в школу (а это означало и возвращение к бабушке) и чтобы каждое воскресение посещал храм.

Но и наши молитвы помогают умершим.

Митрополит Вениамин Федченков свидетельствует, что в Сербии знал человека, читавшего Евангелие по усопшим. Однажды этот человек увидел душу покойного, возле которой стояли демоны. Они подталкивали друг друга, чтобы взять душу, но не могли идти. Они злобно говорили друг другу: «Не можем идти – там читают Книгу».

Воздействие духовного мира

Оно постоянно. До Воскресения и вознесения Ангелам было очень сложно помогать людям.

Ангел, явившийся пророку Даниилу, говорит, что замедлил на несколько недель, потому что его не пропускал князь Персии, то есть демон, действующий в Персии. И только когда явился на помощь Архангел Михаил, Ангел смог прийти к Даниилу.

После Вознесения враг лишен прежней силы и не может вредить христианину, если тот идёт к Богу.

Теперь Ангелы и святые постоянно участвуют в жизни множества людей. Цель – спасение людей, исполнение желания Бога: «чтобы всем спастись и в разум истины прийти».

(Рассказано архимандритом Киприаном, игуменом монастыря свв. Киприана и Иустины. Фили, Греция):

«Около четырех лет тому назад нам позвонили с просьбой приобщить Святых Таин одну пожилую женщину, вдову, живущую в пригороде Афин. Она была старостильница и, будучи почти совсем прикована к постели, не могла бывать в церкви. Хотя обычно мы не совершаем таких треб вне монастыря и направляем людей к приходскому священнику, тем не менее в этом случае у меня было какое-то чувство, что я должен идти, и, приготовив Святые Дары, я отправился из монастыря. 

Я обнаружил больную, лежащую в бедной комнатке: не имея своих средств, она зависела от соседей, которые приносили ей еду и другие необходимые вещи.

Я поставил Святые Дары и спросил ее, хочет ли она в чем-нибудь исповедаться. Она ответила: «Нет, за последние три года на моей совести ничего нет, что уже не было бы исповедано, но есть один старый грех, о котором я хотела бы рассказать вам, хотя и исповедовала его многим священникам». Я ответил, что, если она уже исповедовала его, ей не следует делать этого снова. Но она настаивала, и вот что она мне рассказала. 

Когда она была молода и только что вышла замуж, лет 35 тому, она забеременела в тот момент, когда ее семья была в очень тяжелом положении. Остальные члены семьи настаивали на аборте, но она отказалась наотрез. Всё же в конце концов она поддалась на угрозы свекрови, и операция была сделана.

Медицинский контроль подпольных операций был очень примитивным, в результате чего она получила серьезную инфекцию и через несколько дней умерла, не имея возможности исповедать свой грех.

В момент смерти (а это было вечером) она почувствовала, что душа ее отделяется от тела так, как обычно это описывают: душа ее оставалась поблизости и смотрела, как тело обмывают, одевают и укладывают в гроб. Утром она последовала за процессией в церковь, наблюдала за отпеванием и видела, как гроб поставили в катафалк, чтобы отвезти его на кладбище. Душа как бы летала над телом на небольшой высоте. 

Вдруг на дороге появились два, как она описывала, «диакона» в блистающих стихарях и орарях. Один из них читал свиток. Когда автомобиль приблизился, один из них поднял руку, и автомобиль замер. Шофер выбрался, чтобы посмотреть, что случилось с мотором, а тем временем Ангелы начали беседовать между собой. Тот, который держал свиток, содержавший, несомненно, список ее грехов, оторвался от чтения и сказал: «Жаль, в ее списке есть очень тяжелый грех, и она предназначается аду, потому что не исповедала его». «Да, – сказал второй, – но жаль, что она должна быть наказана, потому что она не хотела этого делать, а ее заставила семья». «Очень хорошо, – ответил первый, – единственное, что можно сделать, – это отослать ее обратно, чтобы она могла исповедать свой грех и покаяться в нем».

При этих словах она почувствовала, что ее тащат обратно в тело, к которому она в этот момент чувствовала неописуемое отвращение и омерзение. Спустя мгновение она очнулась и начала стучать изнутри гроба, который уже был закрыт. Можно вообразить последовавшую за этим сцену. Выслушав ее историю, которую я изложил здесь вкратце, я преподал ей Святое Причастие и ушел, славя Бога, даровавшего мне услышать это…» (Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти. СПб., 1994 г.).

Святой Феофан Затворник сравнивает молитву с электрическим проводом, мгновенно передающим ток – сигнал. Это, конечно, аналогия, но духовный мир непрерывно воздействует на физическую вселенную.

Девочка лет 12 из воскресной школы некого храма в Украине рассказала мне: когда у них в доме случился пожар, ей приснился её Ангел Хранитель и разбудил её.

Почему же большинство людей не ощущают духовный мир? Потому, что люди не живут духовно и светло. Грешник соединяется с тёмной стороной духовного мира и чувствует депрессию, уныние, печаль.

Что такое рай

 

Святой Исаак Сирин: «Рай – это любовь Божия, в которой содержится блаженство всех блаженств».

Вне православия существуют разнообразные философские, литературные и даже религиозные модели рая.

В литературе есть образ: Старый Бог с бородой и скучные праведники в белом.

Образ вечности, придуманный Достоевским, – «баня с пауками» Свидригайлова.

Рай в католицизме и у протестантов – это место, сад с бананами. Его блаженство – вечное созерцание Божества.

Рай сектантов – это некое комфортное место, где решены жилищные и материальные проблемы.

В православии рай – это прежде всего место, где обитает Бог. На земле человек ищет подлинной любви и понимания, но редко находит их. На земле человек страдает оттого, что создан быть любимым, как любит Христос, но его почти никто или вообще никто так не любит.

В раю человек каждую секунду ощущает величайшую высоту любви, направленную на него. Там его любят все.

Христос говорит: если кто отречётся от чего-либо ради Бога, то получит во сто крат и жен, и родителей, и детей. В раю это исполняется сполна: человек любим всеми обитателями рая, и так, как если они его мамы, мужья и жены. Но и сам он относится так же к другим.

В раю человек видит, что Бог Отец любит его точно так, как Бога Сына, а Бог Сын любит его как Бога Отца.

Для всех людей в раю другой райский человек – бог после Бога. Но и они для него такие же родные.

У А. Шопенгауэра есть сравнение, что люди, сходясь друг с другом, похожи на дикобразов: они и хотели бы быть вместе, но колют друг друга иглами и потому вынуждены расстаться.

Но в раю Господь навсегда освобождает боровшихся с грехом от всех страстей. Там никто не испытывает похоть, неприязнь, никто не завидует, не превозносится, не гордится.

В раю все имеют смирение Христово и каждый считает другого высшим себя. Это относится даже к святым.

Представьте себе, однажды в раю встретятся Николай Чудотворец и некая студентка ПДК ДОННУ. Она, увидев святого, подумает: «Это великий чудотворец, он всему миру помогал, он лучше меня». А святой Николай подумает: «Она детей воспитала в вере, её муж всю жизнь мучил, а она терпела –  всё-таки она лучше меня».

В раю люди не находятся в одном застывшем состоянии, но постоянно возрастают в своём приобщении к Богу. Отцы и богословы говорят, что движение к совершенству в раю никогда не прекратится, так как Бога можно постигать вечно и к Нему можно вечно возрастать.

Максим Исповедник, Ириней Лионский, Григорий Нисский видят вечную жизнь как вечное движение к Богу. Блаженство динамично, оно есть неисчерпаемое творчество, непрестанное движение от славы к славе (2 Кор. 3:18).

В раю все абсолютно друг друга понимают. Рай – это реализованная жизнь, как любовь, и любовь как жизнь.

Люди в раю не скучают, но нам почти неизвестно, что они там делают. Точно мы знаем, что все жители рая постоянно и деятельно участвуют в жизни людей земли, помогая им спастись.

И, несомненно, в раю человек в полноте раскрывается как малый творец. Поэт остаётся поэтом, художник художником и т. д. Но как именно они будут реализовывать свои дары, мы не знаем. Известно только, что все они всегда будут нести в мир новую красоту, которой ещё не было.

Сам Бог является раем для святых и адом для грешников. И в раю, и в аду Он одинаково любит и праведных, и грешных, но праведным Его любовь – радость и источник блаженства, а грешным – источник мучений.

Святой Григорий Богослов: «Троица, Которая некогда всеми будет познана, одними в осиянии, другими в мучении».

Святой Григорий Палама говорит о просвещающем и мучающем свойствах благодати, ссылаясь на слова Иоанна Предтечи: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнём». Эти свойства зависят не от Бога, а от сердца человека, «когда каждый будет получать соответственно своему расположению» (Григорий Палама).

Опыт святых и праведников (Софроний Сахаров) говорит о том, что вначале они ощущают благодать, как попаляющую в душе то, что противно Богу. Поэтому после причастия человеку может быть плохо. По мере очищения сердца каждый начинает ощущать благодать как свет.

Апостол Павел, восхищенный в рай, говорил, что «не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».

Однажды святой Симеон Новый Богослов был, как и апостол, в таком же состоянии и сказал: «О, Господи! Наверное, выше этого блаженства нет ничего на земле!» И Бог ему ответил: «То, что испытывают даже святые здесь, на земле, во плоти, по сравнению с будущим райским блаженством, подобно солнцу, нарисованному углём на бумаге, в сравнении с солнцем, сияющим в небе».

Артем Перлик

Духовный мир человека

Согласитесь, что любому человеку всегда чего-то не хватает для полного счастья. Одни хотят большую и дорогую машину, другие – красивый дом на берегу моря, а третьи – стать миллионерами или миллиардерами.

Но даже добившись всего этого, люди всё равно чувствуют себя неудовлетворёнными.

Если вы тоже мечтаете заработать много денег, спросите у богатых, счастливы ли они? Большинство скажет, что нет.

И дело здесь не в том, правильно человек использует накопленные деньги или нет.

Мудрейшие умы человечества многие века доказывали, что настоящее счастье всегда находится рядом. И наши истинные потребности имеют духовное начало, исходят из духовного мира человека.

Духовный мир – это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств.

Представьте себе, что внутри каждого из вас есть сказочное королевство, которое называется внутренним миром. Страна эта невидима нашим глазам, но мы знаем, что она существует.

Как и любым королевством, там правит Король, и у него, как у любого уважающего себя монарха, есть множество слуг и поданных. Это чувства, мысли, возможности, способности и много других. Подданные готовы по первому требованию прийти на помощь своему королю, ведь все жители королевства уважают своего монарха за его мудрость и справедливость, любовь и доброту и заботу о своих подданных.

«Кто же тогда этот мудрый правитель?» – спросите вы.

Король – это ваш разум, ваше сознание. В каждом случае ваш внутренний монарх думает, как лучше и правильнее поступать.

Если правитель силен, умён и добр, человек многого достигает в своей жизни, ну а если слаб и ленив, то такому государству приходится ой как нелегко.

Такие люди часто не справляются со своими чувствами, у них постоянно меняется настроение. Они сами не знают, чего хотят – сегодня одного, а завтра совсем другого, часто даже противоположного. С ними нелегко дружить, им трудно угодить, они капризны или раздражительны. Вот ведь как много зависит от силы Короля.

Очень важно изучать своё внутреннее королевство, свой внутренний духовный мир. Тем самым вы увеличите силу Короля. Ведь тот, кто знает, чем он управляет, гораздо сильнее и мудрее того, кто не ведает, какая страна ему досталась.

Поэтому важно помнить о том, что духовный мир человека формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей, процессе познания.

Однажды древнегреческий философ Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал различные философские проблемы. Увидевший это владелец таверны спросил у философа:

– Сократ, что ты так стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.

– Конечно, потому что ты зовёшь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания, – ответил философ.

И действительно, познание человеком своего внутреннего духовного мира – процесс трудоёмкий и бесконечный. Он включает не только познание себя, но и умение выражать отношение к окружающим людям, природе и миру в целом.

Ведь как говорил педагог Иоганн Генрих Песталоцци: «Человек становится человеком благодаря своей духовной жизни».

И действительно, человек отличается от животных прежде всего тем, что у него есть острая необходимость в реализации своих духовных потребностей.

Человек получает образование, читает книги, ходит на концерты, посещает кинотеатры или музеи и тем самым реализует свои духовные потребности.

Русский философ Георгий Федотов писал, что духовная жизнь отличает человека от других живых существ.

Человек с развитой духовной жизнью обладает духовностью – высшим уровнем развития и саморегуляции личности. На этом уровне мотивами, смыслами жизни человека становятся не личные потребности, а высшие человеческие ценности.

Например, во время Великой Отечественной войны, в тяжелейших условиях блокады Ленинграда, превозмогая голод и холод, композитор Дмитрий Шостакович начал работу над своей седьмой симфонией, которая в последствии получила название «Ленинградской».

Девятого августа тысяча девятьсот сорок второго года – в день, ранее объявленный немецким командованием датой вступления на Ленинград, несмотря на опасность бомбардировки, в блокадном городе в переполненном зале симфония прозвучала.

Через громкоговорители концерт транслировали по всему Ленинграду. Его слышали и немцы на передовой. «Нью-Йорк Таймс» писала: «Симфония Шостаковича была равносильна нескольким транспортам с вооружением». Бывшие офицеры Вермахта вспоминали: «Мы слушали симфонию в тот день. Именно тогда, 9 августа 1942 года, стало ясно, что война нами проиграна. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх, даже смерть».

«С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников… Моим оружием была музыка», – писал позже композитор.

Сегодня это произведение считается одним из символов обороны Ленинграда, которое продемонстрировало мужество и стойкость защитников города, силу их духа.

Духовный мир каждого человека уникален, его образуют духовные потребности – в познании окружающего мира, самовыражении, в пользовании достижениями культуры, знания (о природе, обществе, человеке, самом себе), вера в истинность своих убеждении; ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, отражающие его идеалы, способности человека, его чувства, эмоции, переживания, а также те цели, которые человек ставит перед собой.

Но легко ли узнать этот духовный мир человека?

Внимательно присмотритесь к окружающим вас в повседневной жизни людям и вспомните ваше первое знакомство с ними. Согласитесь, что сперва вы обратили внимание на внешность: обычная она или нет, высокий человек или низкий, у него тёмные или светлые волосы, карие или голубые глаза, как он говорит, как он двигается и так далее.

И именно по этим признакам вы сформировали своё первое впечатление о нём. Но спустя некоторое время, более близко общаясь с этим человеком, его внешность перестала играть для вас главную роль, так как вы узнали его намного ближе, вплотную познакомились с его внутренним миром, с его чувствами и эмоциями, с переживаниями, интересами и другими личными качествами.

И со временем такой человек может стать для вас не просто другом, а очень близким человеком.

Именно о таких близких людях говорят: «Главное в человеке не внешность, а душа».

Духовный мир человека

Сколько раз Вы слышали фразу: «Каждый человек уникален»? В основе этого определения латинское слово «unicus» — единственный, исключительный. Уникальный — значит, единственный в своём роде, неповторимый, существующий в одном экземпляре. Вдумайтесь только: вы — уникальное существо.

Другого такого никогда не было и никогда больше не будет. Может быть, стоит более бережно относиться к себе? И к окружающим нас людям тоже: ведь каждый, кого мы встречаем на жизненном пути - единственный в своём роде, неповторимый.

Но чем определяется наша уникальность? Каждый, кто имеет хотя бы общее представление о биологии, знает о хромосомах, ДНК, генах.

В наследство от наших родителей, а через них — от более далёких предков, мы получаем определённый набор генов. Другого такого ни у кого не будет. Разумеется, если вы — не один из однояйцевых близнецов. Не случайно их называют также идентичными. Генотип таких близнецов абсолютно одинаков. Но даже они рождаются чуть-чуть отличающимися.

Исследования свидетельствуют: их отпечатки пальцев похожи, но в деталях не совпадают. Оказывается, на формирование арок, петель и завитков на подушечках наших пальцев влияют особенности внутриутробного развития. Ещё не родившись, люди попадают в разные условия. На них по-разному воздействуют внешняя среда.

После рождения эта внешняя среда из маленького и уютного маминого мирка превращается в огромный мир человеческого общества и природы. Число факторов, оказывающих воздействие на развитие человека, возрастает многократно. Семья, друзья, школа, государство. Люди, которые нам встречаются. Обстоятельства, в которые мы попадаем. Всё это оставляет след в нашей жизни, влияет на наш характер, интересы, мировоззрение. На наш внутренний мир. Он — у каждого свой. Именно это делает нас уникальными.

Подправить что-то во внешнем облике - сейчас не проблема. Покрасить волосы в другой цвет, подкорректировать форму носа, укрепить здоровье. Превратит ли это вас в другого человека? Не факт! Вы станете добрее или умнее? Возможно, добавится уверенности в себе, откроются какие-то новые возможности. Но как вы ими воспользуетесь, зависит не от цвета волос и формы носа, а от вашей целеустремлённости, настойчивости и других внутренних качеств.

Внутренний мир человека часто называют духовным миром. Его развитие связано с усвоением духовной культуры общества. Именно это делает нас личностью. Духовный мир человека может быть сложным или простым, поверхностным или глубоким. Это зависит от того, что именно человек усвоил. Культура общества не появляется сама по себе, ниоткуда, её творят люди. От того, насколько развит духовный мир каждого из нас, зависит, что мы добавим в общую культурную копилку. Останется ли после нас что-то, способное повлиять на духовный мир следующих поколений. Задумайтесь над этим и помните: мы не пассивные наблюдатели за тем, как внешние условия влияют на нас. Мы сами может влиять на себя. Исследователи выделяют 4 основных фактора формирования духовного мира личности.

Первый — обстоятельства, в которых растёт и развивается человек. Объективные, не зависящие от него условия, в которых он живёт. Сложившиеся общественные отношения, государственный строй, социальное окружение, уровень благосостояния семьи и многое другое.

Второй фактор — целенаправленное воздействие. Школа, средства массовой информации, семейное воспитание, воздействие друзей. Будь таким! Веди себя прилично! Это — хорошо! Это — плохо! Мир развивается по вот этим законам.

Третий фактор — участие в деятельности различного рода. Человек приобретает собственный жизненный опыт. Проверяет, насколько точны его знания о мире. Осознаёт свои потребности. Оценивает свои способности.

И четвёртый фактор, который выходит на первый план по мере взросления — самовоспитание, самообучение, самосовершенствование, самоконтроль. Человек становится творцом самого себя. Или не становится. Тогда его духовный мир не развивается, не обогащается. Но перестав расти, ставить перед собой новые, более высокие планки, которые нужно преодолеть, мы можем начать деградировать.

Что включает в себя духовный мир человека? Потребности. Способности. Цели. Стремления. Переживания. Чувства. Ценности. Знания. Веру. Убеждения. Содержание большинства из этих терминов, а может быть, и всех, вам уже известно. Вы ещё не один раз будете их разбирать на уроках обществознания. Поясним лишь некоторые из них.

Ценностью является не какой-то предмет или явление, а значимость, которую они имеют для нас. В обычных условиях глоток воды не представляет особой ценности. Но если вы умираете от жажды, вы готовы отдать за него всё свое состояние. Для испанских конкистадоров золото представлялось огромной ценностью. Ради него они готовы были рисковать своей жизнью, переплывая океан.

Пойти на преступление, нарушить практически любую нравственную или религиозную норму. А для индейцев золото было всего лишь удобным материалом для изготовления красивых вещей. Франсиско Писарро потребовал невиданный выкуп за жизнь Атауальпы, верховного Инки, которого испанцы захватили в плен. Комната, в которой содержался пленник, должна была быть наполнена золотом на высоту поднятой руки. Её площадь составляла тридцать 5 квадратных метров. Можете подсчитать на досуге, сколько драгоценного металла требовали от индейцев конкистадоры.

И выкуп был собран. Но Атауальпу Писарро всё равно приказал казнить.

Кроме материальных ценностей, существуют и иные — духовные. Их невозможно взвесить или измерить.

Мировоззренческие ценности: жизнь и смерть, время, судьба, память…

Нравственные ценности: добро и зло, счастье, смысл жизни, свобода, ответственность, долг, совесть, патриотизм, честь и достоинство.

Эстетические ценности: прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое.

Религиозные ценности: вера, милосердие, терпение и смирение.

Список духовных ценностей далеко не исчерпан, вы может продолжить его. Что для вас — ценность? Это не праздный вопрос. У каждого человека складывается собственная иерархия ценностей. То есть он сам определят для себя, что в жизни является главным, а что второстепенным. Эта иерархия может совпадать с той, что преобладает в общественном сознании, а может и отличаться от неё. Именно представления о приоритетных ценностях влияют на выбор целей деятельности и средств их достижения. Если же у человека нет этой внутренней опоры, выбор может стать для него мучительным, а для окружающих — непредсказуемым.

Пожалуй, можно согласиться с мнением, что процесс формирования духовного мира начинается с приобретения знаний. Знания — это информация об окружающем мире и о самом человеке, которая отражена в его сознании и закреплена памятью. То, что в памяти не сохранилось, знанием не является. Если мы чего-то не помним, значит, мы этого не знаем. И не можем этим руководствоваться в своей деятельности. Известны уникумы, которые запоминали всю, или почти всю, информацию, которая им встречалась. Приведём несколько примеров.

Исключительной памятью обладал французский император Наполеон Бонапарт. Он знал в лицо многих солдат своей армии. И не просто узнавал, он помнил их личностные качества: кто храбр, кто сообразителен, а кто любит выпить.

Однажды, когда он только начинал свою карьеру офицера, за какое-то нарушение его отправили на гауптвахту. От скуки Наполеон прочитал книгу по римскому праву, которую кто-то оставил в помещении. Спустя 20 лет он ещё мог цитировать её по памяти.

Феноменальная память Льва Сергеевича Пушкина, брата классика русской литературы, помогла спасти пятую главу поэмы «Евгений Онегин». Александр Сергеевич, рассеянный, как многие творческие личности, потерял рукопись этой главы по дороге в Петербург.

Там он собирался отдать её в печать. Черновик к тому времени был уничтожен. И хотя брат поэта всего один раз слышал и один раз читал этот текст, он смог его вспомнить с точностью до запятой. Чего не смог сделать автор.

Но у большинства людей память избирательна. Фиксируется, в первую очередь, то, что вызвало чувственно-эмоциональную реакцию. При этом не столь важно, положительную или отрицательную. Хотя иногда срабатывает психологическая защита. То, что нас расстраивает, вызывает негативные эмоции, забывается. Также длительное время в памяти сохраняется та информация, которая имеет значение для деятельности человека.

На основе знаний формируется способность к самостоятельному логическому мышлению. Это и есть интеллект, ум. Иметь много знаний — ещё не значит быть умным. Разумный, интеллектуальный человек способен проникнуть в суть вещей и явлений, проанализировать их. Но личностной характеристикой знания становятся лишь тогда, когда человек вырабатывает способность определять своё отношение к этим вещам и явлениям. И к окружающему миру в целом. Когда он оценивает поступки окружающих и свои собственные. Когда может предвидеть последствия своих действий с точки зрения собственных и общественных интересов.

Со знаниями человека связана вера. Иногда говорят, что вера и знания не совместимы. Но ведь люди верят не вообще, а во что-то. Знания — это система закреплённых памятью сведений об окружающем мире. Вера — отношение к знанию, способ и характер его восприятия. Под определенным углом зрения: признание и непризнание его истинности или ложности, его полезности или бесполезности. Поэтому неправильно связывать веру лишь с религией. Верить или не верить можно не только в Бога, в сверхъестественное. Во что, например, верите вы? Или кому?

Веру характеризуют несколько признаков. Главный из них — восприятие знаний как истинных, независимо от того, являются ли они действительно истинными. Или это ошибка, заблуждение. Вера не требует доказательств. Как только истинность знаний начинает вызывать сомнения, вера отступает. Способность сомневаться у разных людей развита в разной степени.

Вы, вероятно, встречали тех, кто готов поверить во что угодно. Про таких людей обычно говорят, что их мышление не критично. А есть скептики, которые должны во всём сами убедиться. Которым требуются доказательства. Фома Неверующий был из их числа.

Поверив во что-то, человек начинает руководствоваться этим в своих действиях, в отношении к людям. На основе веры формируется определённое мировоззрение, жизненные установки и ценности. Чаще всего вера приводит к оптимистическому отношению человека к миру. Человек переживает желаемое как возможное и даже должное. Если же он видит реальные предпосылки для достижения желаемого, вера превращается в надежду. Надеждой называют чувство ожидания лучшего, осознание возможности осуществления того, к чему стремишься.

Необходимо различать веру и убеждения. Убеждение — также не само знание, а отношение к нему. Но истинность знаний при этом признаётся лишь в случае их подтверждения. Практикой: мы убеждаемся в том, что горячие предметы обжигают, если к ним прикоснуться. Или логическими аргументами, которые опираются на конкретные факты и теоретические обоснования.

Часто, особенно у молодых людей, убеждения формируются на основе распространённых в обществе представлений, взглядов, традиций. Они не подкреплены личным опытом активного участия в общественной жизни. Такие убеждения обычно не очень устойчивы.

Они могут разрушиться при тесном контакте с действительностью. Это достаточно болезненно переживается человеком. Убеждения составляют основу его мировоззрения. Если покачнулась или рушится привычная картина мира, человеку кажется, что он теряет почву под ногами.

Вдумчивое, осознанное отношение к своему духовному миру, постоянная работа над ним, конечно, вещь не простая. Она требует серьёзных усилий, самоконтроля. Но и результат стоит того. Вы не утратите жизненных ориентиров в постоянно меняющемся мире. Научитесь черпать главные радости в творчестве, познании, бескорыстной любви к другим людям. Находить счастье внутри себя. Ведь счастье — это не условия нашей жизни, а наше отношение к ним. Чувство глубокой моральной удовлетворённости, полноты бытия.