Единое это: Единое — Википедия – ЕДИНОЕ — это… Что такое ЕДИНОЕ?

ЕДИНОЕ это что такое ЕДИНОЕ: определение — Философия.НЭС

ЕДИНОЕ

— у Парменида и в неоплатонизме высший первоисток бытия, абсолют, ничем не определяемый и непостижимый разумом человека. Единое превыше блага, мысли, жизни, совершенства, красоты, в нем нет никакой внутренней расчлененности, какой-либо направленности вовне, личностных черт; всякое бытие порождается в конечном счете из Единого путем эманации. В неоплатонизме Единое — божественно лишь в смысле неотмирности, но никакими чертами творящего Бога-Личности оно не обладает. Единое — это не Единый Бог библейской веры.

Оцените определение:

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ЕДИНОЕ

греч. en) — 1) сплошное, нераздельное на части, непрерывное; 2) Парменидово бытие, божественное первоначало, непостижимый абсолют. В противоположность понятию «единство» (греч. menas), в Е. не мыслят разнообразия, частей, множественности. Аристотель различал Е. как акциденцию множества и как Е. само по себе (т. е. как непрерывность, субстрат) и классифицировал его на виды: нумерическое, эйдетическое, формально-родовое и пропорциональное. Он также допускал возможность мыслить Е. как нечто целое, единичное или как общность.

В диалоге «Парменид» Платон поставил проблему, как совместить неподвижное и сплошное бытие с чувственным многообразием окружающего нас мира, как связать между собой Е. и многое. Этой проблемой живо интересовались Плотин, Ямвлих, Прокл, Дамаский и другие неоплатоники. Если многое невозможно помыслить без идеи Е., тогда надо допустить, что многое — результат эманации Е.; в конечном счете всякое многое вторично и возвращается непостижимым путем в Е. Неоплатоники мыслили Е. как «сверхбытие», придавали ему теологический характер и отделяли его пропастью от «многого». Они объявили Е. символом подлинной простоты, непостижимости, первопричиной всякого единения. Е. — высший принцип, оно предшествует всему, вечно существует до всяких частей и множеств. Не будучи ни субстанцией, ни жизнью, ни умом, ни вещью, Е. незримо присутствует во всем. Все сущее эманирует из Е. — тогда Е. становится (через число как эйдос) одним как единым и многим.

Спиноза понимал под Е. субстанцию, которую мыслил как простое, вечное, бесконечное, внутреннее, но в то же время допускал, что в ней есть бесконечная дифференциация на индивиды, на многое. Его волновала проблема совмещения бесконечного и конечного и возможность конечного человека познавать Бога. В индийской философии (веданта) бытует взгляд, что континуум — видимость и нет ничего, кроме Бога; Бог — Е., но не творец многого, поскольку многое — это только наша иллюзия.

Д. В. Пивоваров

Оцените определение:

Источник: Современный философский словарь

ЕДИНОЕ

центр. категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их. Будучи в конечном счете причиной всякой вещи, Е. не есть та или иная вещь, хотя именно благодаря Е. всякая вещь есть то, что она есть, а не иное (ср. определение Е. у Николая Кузанского как «неиного»).

Концепция Е. формируется в платонизме в процессе онтология, («теологич.») толкования платоновского «Парменида». Сверхбытийное понимание Е. наметилось, возможно, уже в неопифагореизме, однако еще в среднем платонизме Е. — атрибут «первого бога», к-рый есть одновременно бытие и ум. Впервые отчетливую концепцию Е. дал Плотин («Эннеады» V 1, 8), к-рый, исходя из «Парменида», провел различие между стоящим во главе иерархии универсума «Е. как таковым», «Е.-многим», или умом, и «Е. и многим», или душой (ср. «Парменид» 137 с, 144 е, 155 е). «Многое и Е.» и «многое как таковое» Плотин понимал соответственно как овеществленный эйдос и как тела, а Прокл — как тела и как материю. С развитием неоплатонизма (Ямвлих, Прокл, Дамаский) все более подчеркивается пропасть между Е. и сферой ума и бытия, непостижимость Е. умом. Душа, сосредоточившись на Е. в умной молитве, обретает его в сверхумном экстазе, но, не выдерживая непосредств. предстояния единому, к-рое появляется над горизонтом умабытия как «солнце из океана» (ср. Гомер, Илиада 8, 422), «теряет крылья» (ср. Платон, «Федр» 246 с) и вновь оказывается в пределах умопостигаемого или даже чувс

ЕДИНОЕ — это… Что такое ЕДИНОЕ?

  • ЕДИНОЕ — (греч. hen) центральная категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их. Будучи в конечном счете причиной всякой вещи, Е. не есть та или иная вещь, хотя… …   Философская энциклопедия

  • ЕДИНОЕ —     ЕДИНОЕ (ἕν), одно из фундаментальных понятий классической греческой философии. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего (вещи, души, сознания), так и идеального бытия (закон, число). В… …   Античная философия

  • ЕДИНОЕ — центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЕДИНОЕ — ЕДИНО… Первая часть сложных слов со знач.: 1) имеющий только что то одно, связанный только с чем то одним, напр. единобожие, единобрачие, единоверие, единожёнство, единонаследие; 2) совершаемый только одним, единственным, напр. единовластие,… …   Толковый словарь Ожегова

  • Единое — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • единое — центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее всё сущее и всё мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином. * * * ЕДИНОЕ ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма (см. НЕОПЛАТОНИЗМ), трансцендентное… …   Энциклопедический словарь

  • единое — составлять единое целое • оценка, соответствие …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • ЕДИНОЕ — (греч. en) 1) сплошное, нераздельное на части, непрерывное; 2) Парменидово бытие, божественное первоначало, непостижимый абсолют. В противоположность понятию единство (греч. menas), в Е. не мыслят разнообразия, частей, множественности. Аристотель …   Современный философский словарь

  • ЕДИНОЕ — см. в ст. Всеединство …   Православная энциклопедия

  • ЕДИНОЕ, ЕДИНСТВО — (греч. το ἕν, лат. unum) – одно из фундаментальных понятий философии и математики. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего – вещи, души, сознания, личности, так и идеального бытия – понятия, закона …   Философская энциклопедия

  • ЕДИНОЕ — это… Что такое ЕДИНОЕ?

  • ЕДИНОЕ — (греч. hen) центральная категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их. Будучи в конечном счете причиной всякой вещи, Е. не есть та или иная вещь, хотя… …   Философская энциклопедия

  • ЕДИНОЕ —     ЕДИНОЕ (ἕν), одно из фундаментальных понятий классической греческой философии. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего (вещи, души, сознания), так и идеального бытия (закон, число). В… …   Античная философия

  • ЕДИНОЕ — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их …   Современная энциклопедия

  • ЕДИНОЕ — ЕДИНО… Первая часть сложных слов со знач.: 1) имеющий только что то одно, связанный только с чем то одним, напр. единобожие, единобрачие, единоверие, единожёнство, единонаследие; 2) совершаемый только одним, единственным, напр. единовластие,… …   Толковый словарь Ожегова

  • Единое — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • единое — центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее всё сущее и всё мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином. * * * ЕДИНОЕ ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма (см. НЕОПЛАТОНИЗМ), трансцендентное… …   Энциклопедический словарь

  • единое — составлять единое целое • оценка, соответствие …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • ЕДИНОЕ — (греч. en) 1) сплошное, нераздельное на части, непрерывное; 2) Парменидово бытие, божественное первоначало, непостижимый абсолют. В противоположность понятию единство (греч. menas), в Е. не мыслят разнообразия, частей, множественности. Аристотель …   Современный философский словарь

  • ЕДИНОЕ — см. в ст. Всеединство …   Православная энциклопедия

  • ЕДИНОЕ, ЕДИНСТВО — (греч. το ἕν, лат. unum) – одно из фундаментальных понятий философии и математики. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего – вещи, души, сознания, личности, так и идеального бытия – понятия, закона …   Философская энциклопедия

  • ЕДИНОЕ • Большая российская энциклопедия

    ЕДИ́НОЕ, един­ст­во (греч. τὸἕν , лат. unum), од­но из фун­да­мен­таль­ных по­ня­тий фи­ло­со­фии и ма­те­ма­ти­ки. Е. мыс­лит­ся в ка­че­ст­ве на­ча­ла не­де­ли­мо­сти, един­ст­ва и це­ло­ст­но­сти как ре­аль­но су­ще­го – ве­щи, ду­ши, соз­на­ния, лич­но­сти, так и иде­аль­но­го бы­тия – по­ня­тия, за­ко­на, чис­ла. В ма­те­ма­ти­ке Е., или еди­ни­ца, слу­жит на­ча­лом и ме­рой чис­ла, ко­то­рое, по оп­ре­де­ле­нию Евк­ли­да, есть «мно­же­ст­во, со­став­лен­ное из еди­ниц» («На­ча­ла», Кн. 7, оп­ре­де­ле­ние 2), и со­от­вет­ст­вен­но из­ме­ря­ет­ся еди­ни­цей; в гео­мет­рии, ас­тро­но­мии, му­зы­ке еди­ни­ца – это ме­ра ве­ли­чи­ны (дли­ны, пло­ща­ди, ско­ро­сти, про­дол­жи­тель­но­сти зву­ка и т. д.), од­но­род­ная с из­ме­ряе­мой ве­ли­чи­ной. Для фи­ло­со­фии по­ня­тие Е. столь же важ­но, как и по­ня­тие бы­тия; в за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­кое из этих по­ня­тий при­зна­ёт­ся вер­хов­ным на­ча­лом, мож­но го­во­рить о двух ти­пах ме­та­фи­зи­ки – о ме­та­фи­зи­ке Е., или ге­но­ло­гии, и ме­та­фи­зи­ке бы­тия, или он­то­ло­гии. К пред­ста­ви­те­лям ге­но­ло­гии сле­ду­ет от­не­сти Пар­ме­ни­да, Пла­то­на, не­оп­ла­то­ни­ков – Пло­ти­на, Про­кла, Да­ма­ския, Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та, а так­же Ио­ан­на Ско­та Эриу­ге­ну, Ни­ко­лая Ку­зан­ско­го, Май­сте­ра Эк­хар­та и, с не­ко­то­ры­ми ого­вор­ка­ми, И. Кан­та и И. Г. Фих­те. Од­на­ко раз­ли­чие ге­но­ло­гии и он­то­ло­гии не все­гда уда­ёт­ся чёт­ко про­вес­ти, ибо уже в ан­тич­но­сти по­ня­тия бы­тия и Е. по­рой упот­реб­ля­лись как взаи­мо­за­ме­ни­мые, по­сколь­ку бы­тие (пер­во­на­ча­ло) рас­смат­ри­ва­лось как не­что про­стое, т. е. не­де­ли­мое, а по­то­му еди­ное.

    Единое в античной философии

    На­ча­ло об­су­ж­де­нию Е. по­ло­жи­ли пред­ста­ви­те­ли пи­фа­го­ре­из­ма и элей­ской шко­лы. У пи­фа­го­рей­цев по­ня­тие Е. (мо­на­ды) слу­жит на­ча­лом чис­ла, а чис­ло есть ус­ло­вие воз­мож­но­сти вся­ко­го зна­ния. У элеа­тов по­ня­тия Е. и су­ще­го упот­реб­ля­ют­ся как си­но­ни­мы; со­глас­но Пар­ме­ни­ду, бы­тие еди­но, а мно­же­ст­вен­ность есть не­бы­тие. От­прав­ля­ясь от пи­фа­го­рей­цев и элеа­тов, Пла­тон, од­на­ко, вно­сит су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния в тол­ко­ва­ние Е. В диа­ло­ге «Пар­ме­нид» он по­ка­зы­ва­ет, что Е. не­воз­мож­но при­пи­сать ни­ка­ко­го пре­ди­ка­та, ибо вся­кое вы­ска­зы­ва­ние о Е. де­ла­ет его мно­гим. Да­же ут­вер­ждая, что «еди­ное су­ще­ст­ву­ет», мы при­пи­сы­ва­ем ему пре­ди­кат бы­тия и, сле­до­ва­тель­но, мыс­лим «два» – Е. и бы­тие, а двои­ца есть на­ча­ло мно­же­ст­вен­но­сти. Но ес­ли «су­ще­ст­вую­щее еди­ное» уже не еди­но, то Е. не есть бы­тие, оно сверх­бы­тий­но. В ка­че­ст­ве та­ко­во­го оно не мо­жет быть и пред­ме­том мыс­ли, ка­ко­вым мо­жет быть толь­ко су­щее (бы­тие).

    В ка­че­ст­ве сверх­бы­тий­но­го и не­по­сти­жи­мо­го на­ча­ла, не мо­гу­ще­го всту­пать ни в ка­кое от­но­ше­ние, Е., по Пла­то­ну, есть не­об­хо­ди­мая пред­по­сыл­ка как бы­тия (мно­же­ст­вен­но­сти), так и по­зна­ния: без Е. бы­тие пре­вра­ти­лось бы в бес­пре­дель­ность, ха­ос, не­бы­тие, по­зна­ние же пред­по­ла­га­ет от­не­се­ние к един­ст­ву, объ­е­ди­не­ние мно­го­об­ра­зия в един­ст­ве по­ня­тия. Т. о., бу­ду­чи по ту сто­ро­ну бы­тия и зна­ния, Е. со­став­ля­ет ус­ло­вие воз­мож­но­сти то­го и дру­го­го. «Еди­ное су­щее» – это мир умо­по­сти­гае­мых сверх­чув­ст­вен­ных идей, об­ра­зую­щих со­от­не­сён­ное мно­же­ст­во – це­ло­ст­ность иде­аль­но­го ми­ра. Ка­ж­дая идея не­сёт в се­бе на­ча­ло един­ст­ва, по­это­му Пла­тон на­зы­ва­ет их «мо­на­да­ми» или «ге­на­да­ми» («Фи­леб», 15a–b).

    Кри­ти­куя пла­то­нов­скую он­то­ло­ги­за­цию идей, Ари­сто­тель от­вер­га­ет и он­то­ло­гич. ста­тус Е., не при­зна­вая его сущ­но­стью: ни Е., ни бы­тие не име­ют са­мо­сто­ят. су­ще­ст­во­ва­ния по­ми­мо еди­нич­ных ве­щей; ес­ли бы Е. су­ще­ст­во­ва­ло как са­мо по се­бе еди­ное, то не мог­ло бы су­ще­ст­во­вать ни­че­го ино­го по­ми­мо не­го («Ме­та­фи­зи­ка», III, 4). В пер­вич­ном смыс­ле еди­ны­ми на­зы­ва­ют­ся ве­щи, сущ­ность ко­то­рых од­на и не до­пус­ка­ет де­ле­ния. От­сю­да че­ты­ре осн. зна­че­ния Е.: 1) не­пре­рыв­ное (συνεχές ), 2) це­лое (ὄλον ), имею­щее оп­ре­де­лён­ную фор­му, 3) об­щее (kαθόλου) и 4) еди­нич­ное (ϰαθ’ ἕϰαστον). Два пер­вых – не­пре­рыв­ное и це­лое – свя­за­ны с един­ст­вом дви­же­ния, два по­след­них – с един­ст­вом мыс­ли; и об­щее, и еди­нич­ное еди­ны по­то­му, что еди­но их оп­ре­де­ле­ние: еди­нич­ное не­де­ли­мо по чис­лу, а об­щее – по ви­ду. Во всех об­лас­тях су­ще­го Е., по Ари­сто­те­лю, слу­жит пер­вой ме­рой для ка­ж­до­го ро­да, но гл. обр. для ко­ли­че­ст­ва. Т. о., Е. не есть сущ­ность, но оно не мо­жет быть и ро­до­вым по­ня­ти­ем: «ни еди­ное, ни су­щее не мо­гут быть ро­дом для ве­щей» (там же, III, 3), ибо то­гда ви­до­вые от­ли­чия не бы­ли бы ни еди­ным, ни су­щим, а это не так. Е. и су­щее – наи­бо­лее об­щие из всех пре­ди­ка­тов: они при­сут­ст­ву­ют во всех ка­те­го­ри­ях, но ни­че­го не при­бав­ля­ют к их со­дер­жа­нию, в этом их прин­ци­пи­аль­ное сход­ст­во.

    Пло­тин мыс­лит Е. в ду­хе пла­то­нов­ской ге­но­ло­гии как вер­хов­ное на­ча­ло су­ще­го, транс­цен­дент­ное ему, как «то, что по ту сто­ро­ну бы­тия». «Вы­ше су­ще­го сто­ит Пер­во­еди­ный… вто­рое ме­сто по­сле не­го за­ни­ма­ет су­щее и ум, а третье – ду­ша» («Эн­неа­ды», V, I, 10). Е. ни в чём не ну­ж­да­ет­ся и ни к че­му не стре­мит­ся, оно вы­ше ума и зна­ния, а по­то­му не­из­ре­чен­но и не­по­сти­жи­мо. Ум есть пер­вый акт, или пер­вая энер­гия, Еди­но­го и про­ис­хо­дит из его пре­изо­биль­ной пол­но­ты пу­тём эма­на­ции, по­доб­но то­му как свет ис­те­ка­ет из солн­ца. Толь­ко бла­го­да­ря то­му, что су­щее при­ча­ст­но Еди­но­му, оно со­став­ля­ет не­что це­лое, уни­вер­сум. Ум как бли­жай­шее к Е. бы­тие то­ж­де­ст­вен с ним по един­ст­ву, но от­ли­ча­ет­ся от не­го по мно­же­ст­ву: Пло­тин на­зы­ва­ет ум «все­един­ст­вом» (ἓν πάντα  – еди­ное-всё), по­сколь­ку он со­дер­жит в се­бе це­ло­куп­ность су­ще­го.

    В пла­то­нич. тра­ди­ции Е. – си­но­ним сверх­су­ще­го бла­га, т. е. не толь­ко он­то­ло­ги­че­ское, но и нрав­ст­вен­ное на­ча­ло: пре­бы­ва­ние в един­ст­ве ос­во­бо­ж­да­ет че­ло­ве­ка от рас­сея­ния во мно­гом, чув­ст­вен­ном, те­лес­ном, нау­ча­ет ду­шу «со­сре­до­то­чи­вать­ся и со­би­рать­ся в се­бе са­мой» («Фе­дон», 83a). Со­глас­но Про­клу, не­об­хо­ди­мо уст­рем­лять ду­шу к Е., что­бы един­ст­во ста­ло и са­мим со­стоя­ни­ем ду­ши, «еди­ным в нас», «цве­те­ни­ем ду­ха». Сле­дуя за Пло­ти­ном, Прокл от­ли­ча­ет пер­во­прин­цип – сверх­бы­тий­ное Е., ко­то­рое на­зы­ва­ет Е., не до­пус­каю­щим при­ча­ст­но­сти се­бе, от про­из­вод­но­го от не­го Е., при­ча­ст­но­го мно­го­му.

    Ре­шаю­щий шаг в объ­е­ди­не­нии ге­но­ло­гии с ари­сто­те­лев­ской ме­та­фи­зи­кой бы­тия сде­лал Пор­фи­рий. В Ком­мен­та­рии к «Пар­ме­ни­ду» он мыс­лит Бо­же­ст­вен­ное Е. как в се­бе раз­ли­чён­ное един­ст­во двух на­чал: сверх­су­ще­го Е. (ни­что) и бы­тия как чис­той ак­ту­аль­но­сти, как мыш­ле­ния са­мо­го се­бя в ду­хе ари­сто­те­лев­ско­го уче­ния о пер­во­дви­га­те­ле. В ре­зуль­та­те ока­зы­ва­ют­ся све­дён­ны­ми во­еди­но не-су­щее Е. и еди­ное су­щее – умо­по­сти­гае­мый мир идей. Пор­фи­рий тем са­мым соз­дал фи­лос. пред­по­сыл­ку хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия, ко­то­рое стре­ми­лось по­стиг­нуть бы­тие Бо­га, его сущ­ность и его Ло­гос как не­ко­то­рое един­ст­во.

    Проблема Единого в средние века

    Дио­ни­сий Аре­о­па­гит ак­цен­ти­ру­ет по­ня­тие сверх­су­ще­го Е. как пред­мет апо­фа­ти­че­ской тео­ло­гии; др. тен­ден­ция вос­хо­дит к Ав­гу­сти­ну, рас­смат­ри­ваю­ще­му Бо­га как выс­шее бы­тие (vere esse). Од­на­ко при этом у Дио­ни­сия Е. ино­гда ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с «са­мим бы­ти­ем» («О бо­же­ст­вен­ных име­нах», V, 3, 4), а Ав­гу­стин по­ни­ма­ет уче­ние о Трои­це как ло­гич. за­вер­ше­ние ме­та­фи­зи­ки Е. пла­то­ни­ков. По Ав­гу­сти­ну, без ре­ше­ния во­про­са о Е. нель­зя по­нять, что та­кое Бог и ду­ша (De ord. II, 17, nn. 42–48). В ду­хе пла­то­низ­ма Ав­гу­стин ви­дит спа­се­ние от шум­ной пе­ст­ро­ты временнóго ми­ра в слия­нии ду­ши с еди­ным Бо­гом («Ис­по­ведь», XI, 39).

    Бо­эций вслед за Пор­фи­ри­ем со­еди­ня­ет ге­но­ло­гию пла­то­ни­ков с ари­сто­те­лев­ской ме­та­фи­зи­кой бы­тия: его фор­му­ла «бы­тие и еди­ное об­ра­ти­мы» (ens et unum convertuntur) ста­ла па­ра­диг­мой при об­су­ж­де­нии по­ня­тия Е. в лат. Сред­не­ве­ко­вье, при­чём об­ра­ти­мость су­ще­го и Е. трак­то­ва­лась мн. фи­ло­со­фа­ми как при­ори­тет су­ще­го. У Ибн Си­ны Е. пре­вра­ща­ет­ся в сво­его ро­да ква­зи­ак­ци­ден­цию бы­тия. Бо­на­вен­ту­ра, хо­тя и по­ле­ми­зи­ру­ет с ним, тем не ме­нее бли­зок к не­му в по­ни­ма­нии Е. как по­ло­жи­тель­ной, при­вхо­дя­щей к су­ще­му оп­ре­де­лён­но­сти (I Sent. 24, 1, 1). Фо­ма Ак­вин­ский ис­тол­ко­вы­ва­ет об­ра­ти­мость бы­тия и Е. как не­де­ли­мость су­ще­го и его бы­тия, ви­дя в нём пред­по­сыл­ку мыш­ле­ния. «Ес­ли не мыс­лит­ся еди­ное, то ни­че­го не мыс­лит­ся, ибо мыс­ля­щий дол­жен от­ли­чать то, что он мыс­лит, от всех про­чих ве­щей» (Met. 4, 7, n. 615).

    Воз­ро­ж­де­ние ге­но­ло­гич. тра­ди­ции про­ис­хо­дит у нем. мис­ти­ков 13–14 вв., в ча­ст­но­сти у Эк­хар­та, а под его влия­ни­ем – у Ни­ко­лая Ку­зан­ско­го. Бог, по Эк­хар­ту, есть под­лин­но Е., ус­ло­вие воз­мож­но­сти как бы­тия, так и сущ­но­сти. Ес­ли у Пла­то­на и пла­то­ни­ков Е. ха­рак­те­ри­зо­ва­лось че­рез его про­ти­во­по­лож­ность ино­му, то Ни­ко­лай Ку­зан­ский ут­вер­жда­ет, что «еди­но­му ни­что не про­ти­во­по­лож­но», а зна­чит, «еди­ное есть всё» (Соч. М., 1979. Т. 1. С. 51, 414), это – «аб­со­лют­ный мак­си­мум», ко­то­рый то­ж­де­ст­вен с «аб­со­лют­ным ми­ни­му­мом». «Аб­со­лют­ный мак­си­мум есть то еди­ное, ко­то­рое есть всё; в нём всё, по­сколь­ку он мак­си­мум; а по­сколь­ку ему ни­что не про­ти­во­по­лож­но, с ним сов­па­да­ет и ми­ни­мум» (Там же. С. 51). Ото­жде­ст­в­ляя Е. с бес­ко­неч­ным, Ни­ко­лай Ку­зан­ский при­хо­дит к уче­нию о сов­па­де­нии про­ти­во­по­лож­но­стей, ко­то­рое воз­во­дит­ся у не­го в осн. ме­то­до­ло­гич. прин­цип, впо­след­ст­вии вос­при­ня­тый Дж. Бру­но («О при­чи­не, на­ча­ле и еди­ном», 1584), Ф. В. Шел­лин­гом, Г. В. Ф. Ге­ге­лем, а в 20 в. – С. Л. Фран­ком.

    Проблема единства в Новое время

    Р. Де­карт впол­не в ду­хе ср.-век. тео­ло­гии рас­смат­ри­ва­ет един­ст­во как выс­шее со­вер­шен­ст­во, при­су­щее лишь Бо­гу. Идеи един­ст­ва и про­сто­ты «при­сут­ст­ву­ют лишь в ин­тел­лек­те». Уко­ре­няя един­ст­во в субъ­ек­те – ду­хе, са­мо­соз­на­нии, Я, Де­карт обос­но­вы­ва­ет но­во­ев­ро­пей­скую транс­цен­ден­таль­ную ин­тер­пре­та­цию един­ст­ва. По­ня­тие един­ст­ва «ка­ж­дый и без фи­ло­соф­ст­во­ва­ния ис­пы­ты­ва­ет в се­бе са­мом, а имен­но, что он есть еди­ная лич­ность» (Соч. М., 1994. Т. 2. С. 494).

    Прин­цип об­ра­ти­мо­сти су­ще­го и Е. со­хра­ня­ет свою си­лу в уче­нии Б. Спи­но­зы о суб­стан­ции. Как Ни­ко­лай Ку­зан­ский и Дж. Бру­но, Спи­но­за ут­вер­жда­ет то­ж­де­ст­во Е. и бес­ко­неч­но­го. В от­ли­чие от не­го Г. В. Лейб­ниц воз­вра­ща­ет­ся к ари­сто­те­лев­ско-то­ми­ст­ской тра­ди­ции, при­зна­вая су­ще­ст­во­ва­ние мно­же­ст­ва еди­ных – про­стых и не­де­ли­мых суб­стан­ций-­мо­над, выс­шей из ко­то­рых яв­ля­ет­ся Бог, ис­точ­ник един­ст­ва со­тво­рён­ных мо­над. Про­бле­ма един­ст­ва – центр. те­ма фи­лос. раз­мыш­ле­ний Лейб­ни­ца, со­еди­няю­ще­го по­ни­ма­ние един­ст­ва как он­то­ло­гич. по­ня­тия с транс­цен­ден­таль­ным его по­ни­ма­ни­ем как един­ст­ва по­знаю­ще­го Я.

    Это транс­цен­ден­таль­ное по­ни­ма­ние един­ст­ва ста­но­вит­ся гос­под­ствую­щим в нем. идеа­лиз­ме. Оно ле­жит в ос­но­ве кри­тич. фи­ло­со­фии И. Кан­та в ка­че­ст­ве т. н. транс­цен­ден­таль­но­го един­ст­ва ап­пер­цеп­ции, т. е. са­мо­соз­на­ния как по­след­не­го ос­но­ва­ния вся­ко­го син­те­за во­об­ще; связ­ка «есть», на­лич­ная в лю­бом су­ж­де­нии, обо­зна­ча­ет, по Кан­ту, от­но­ше­ние пред­став­ле­ний к вы­ра­жаю­ще­му­ся в фор­му­ле «я мыс­лю» не­об­хо­ди­мо­му един­ст­ву са­мо­соз­на­ния.

    Вслед за Кан­том Фих­те, Шел­линг и Ге­гель ви­дят на­ча­ло един­ст­ва в Я как транс­цен­ден­таль­ном субъ­ек­те, вы­сту­паю­щем у них как аб­со­лют­ный субъ­ект. Ран­ний Фих­те трак­ту­ет выс­шее един­ст­во как аб­со­лют­ное Я, ка­ко­вое, од­на­ко, есть не бы­тие, а дол­жен­ст­во­ва­ние, не­до­ся­гае­мый иде­ал, к ко­то­ро­му че­ло­ве­че­ст­во стре­мит­ся как к це­ли бес­ко­неч­но­го ис­то­рич. про­цес­са. На­чи­ная с 1800 Фих­те от­ли­ча­ет соб­ст­вен­но Е., или аб­со­лют, от аб­со­лют­но­го Я, ко­то­рое рас­смат­ри­ва­ет те­перь лишь как об­раз Е. – аб­со­лют­ное зна­ние, воз­вра­ща­ясь тем са­мым к апо­фа­ти­че­ской тео­ло­гии и к ге­но­ло­гии пла­то­ни­ков, по­ни­мав­ших Е. как транс­цен­дент­ное бы­тию, а сле­до­ва­тель­но, и зна­нию.

    Шел­линг и Ге­гель стре­ми­лись до­ка­зать не­со­стоя­тель­ность те­зи­са о не­по­зна­вае­мо­сти Е. и соз­да­ли осо­бый – спе­ку­ля­тив­ный – ме­тод, ос­но­ван­ный на прин­ци­пе сов­па­де­ния про­ти­во­по­лож­но­стей. С по­мо­щью это­го ме­то­да они пы­та­лись по­стиг­нуть Аб­со­лют в по­ня­ти­ях, соз­да­вая, в сущ­но­сти, пан­теи­стич. по­строе­ния, в ко­то­рых Е. пред­ста­ёт как все­един­ст­во, как един­ст­во про­ти­во­по­лож­но­стей – «то­ж­де­ст­ва и не­то­ж­де­ст­ва». Од­на­ко в кон­це жиз­ни Шел­линг при­шёл к вы­во­ду о не­воз­мож­но­сти ра­цио­наль­но­го по­сти­же­ния Аб­со­лю­та и соз­дал т. н. по­ло­жи­тель­ную фи­ло­со­фию, ос­но­ван­ную на осо­бо­го ро­да опы­те – опы­те От­кро­ве­ния Бо­га в ис­то­рии.

    Учение о всеединстве в русской философии 19–20 вв

    Под влия­ни­ем нем. идеа­лиз­ма, и осо­бен­но Шел­лин­га, все­един­ст­во ста­ло центр. те­мой у Вл. С. Со­ловь­ё­ва, С. Н. и Е. Н. Тру­бец­ких, Н. О. Лос­ско­го, С. Л. Фран­ка, П. А. Фло­рен­ско­го, С. Н. Бул­га­ко­ва, Л. П. Кар­са­ви­на и др. Ис­ход­ное зна­че­ние это­го по­ня­тия у Со­ловь­ё­ва – един­ст­во че­ло­ве­че­ст­ва в Бо­ге, Бо­го­че­ло­ве­че­ст­во. По­ня­тие все­един­ст­ва в этом зна­че­нии вос­хо­дит к сла­вя­но­филь­ской идее со­бор­но­сти (ка­фо­лич­но­сти, все­лен­ско­сти) как вы­ра­же­нию то­го един­ст­ва во мно­же­ст­ве, ка­ким яв­ля­ет­ся Цер­ковь. Со­бор­ное един­ст­во, по А. С. Хо­мя­ко­ву, есть «един­ст­во сво­бод­ное и ор­га­ни­че­ское, жи­вое на­ча­ло ко­то­ро­го есть Бо­же­ст­вен­ная бла­го­дать вза­им­ной люб­ви» (Полн. собр. соч. М., 1907. Т. 2. С. 101). В фи­лос. обос­но­ва­нии экк­ле­зио­ло­гич. по­ня­тия со­бор­но­сти Со­ловь­ёв опи­рал­ся пре­ж­де все­го на Шел­лин­га и Ге­ге­ля. В от­ли­чие от пла­то­ни­ков, раз­ли­чав­ших Е., не при­ча­ст­ное мно­же­ст­ву (т. е. «все­му»), и Е., при­ча­ст­ное мно­го­му, Со­ловь­ёв ис­хо­дил имен­но из Е. во мно­же­ст­ве: аб­со­лют есть ἓν ϰαὶ πᾷν (еди­ное и всё; от­сю­да по­ня­тие все­един­ст­ва). Ут­вер­жде­ние, что Е. есть всё, а всё, что есть, – это Е., пред­став­ля­ет со­бой лишь др. вы­ра­же­ние диа­лек­тич. прин­ци­па то­ж­де­ст­ва про­ти­во­по­лож­но­стей в су­щем: ес­ли бы аб­со­лют­ное ос­та­ва­лось толь­ко са­мим со­бой, то всё дру­гое бы­ло бы его от­ри­ца­ни­ем или гра­ни­цей, т. е. аб­со­лют­ное бы­ло бы ог­ра­ни­чен­ным. Рас­су­ж­дая та­ким об­ра­зом в ду­хе ге­ге­лев­ской диа­лек­ти­ки, Со­ловь­ёв рас­смат­ри­ва­ет Бо­га как Пер­вое Аб­со­лют­ное, Аб­со­лют­ное Су­щее, а мир – как Вто­рое Аб­со­лют­ное, Аб­со­лют­ное ста­но­вя­щее­ся, мыс­ля тем са­мым все­един­ст­во пан­теи­сти­че­ски – как «един­ст­во се­бя и сво­его про­ти­во­по­лож­но­го». По­ня­тие все­един­ст­ва у Со­ловь­ё­ва тес­но свя­за­но с его со­фио­ло­ги­ей: Со­фия, Веч­ная Жен­ст­вен­ность, или Ми­ро­вая Ду­ша, ока­зы­ва­ет­ся по­сред­ст­вую­щим на­ча­лом ме­ж­ду Пер­вым и Вто­рым Аб­со­лют­ным.

    Пы­та­ясь пре­одо­леть эти пан­теи­стич. мо­ти­вы в трак­тов­ке все­един­ст­ва, С. Н. Тру­бец­кой от­верг вос­хо­дя­щее к нем. идеа­лиз­му уче­ние о че­ло­ве­че­ст­ве как о «ста­но­вя­щем­ся Бо­ге», по­ни­мая Бо­га как ак­ту­аль­но су­щее – веч­ное соз­на­ние, ко­то­рое не тре­бу­ет для сво­его су­ще­ст­во­ва­ния ко­неч­но­го (ста­но­вя­ще­го­ся) соз­на­ния. По­ка­зы­вая не­воз­мож­ность све­сти че­ло­ве­че­ское соз­на­ние ни к ин­ди­ви­ду­аль­но­му соз­на­нию, ни к уни­вер­саль­но­му «ми­ро­во­му ра­зу­му», Тру­бец­кой воз­вра­тил­ся к ис­ход­ной сла­вя­но­филь­ской ин­туи­ции все­един­ст­ва как со­бор­но­го соз­на­ния: ле­жа­щая в ос­но­ве его лю­бовь есть «един­ст­во всех в од­ном, соз­на­ние всех в се­бе и се­бя во всех» (Соч. М., 1994. С. 592).

    С. Л. Франк стро­ил ме­та­фи­зи­ку все­един­ст­ва на ос­но­ве ин­туи­ти­виз­ма, объ­еди­няя мир и Бо­га в еди­ное це­лое – все­един­ст­во. Ес­ли у Со­ловь­ё­ва су­ще­ст­ву­ет из­вест­ная гра­ни­ца ме­ж­ду Аб­со­лю­том как Су­щим и ми­ром мно­же­ст­вен­но­сти как бы­ти­ем, то Франк уст­ра­ня­ет эту гра­ни­цу: мир ста­но­вит­ся столь же не­по­сти­жи­мым (ме­та­ло­ги­че­ским), как и Аб­со­лют.

    Н. О. Лос­ский, как и С. Н. Тру­бец­кой, воз­вра­ща­ет­ся к ха­рак­тер­но­му для ан­тич­ной ге­но­ло­гии и хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия уче­нию о вер­хов­ном на­ча­ле, транс­цен­дент­ном все­му су­ще­му (еди­ном, не при­ча­ст­ном мно­го­му): «Бы­тие ми­ра есть не­что, су­ще­ст­вую­щее со­вер­шен­но вне сущ­но­сти Бо­га, а по­это­му Бог – не все­един­ст­во» («Ис­то­рия рус­ской фи­ло­со­фии», М., 1991. С. 148). Ес­ли Е. (Бо­га) мыс­лить как на­ча­ло, им­ма­нент­ное ми­ру, то оно мо­жет быть лишь от­вле­чён­ным един­ст­вом: не еди­ным су­ще­ст­вом, а един­ст­вом за­ко­на (та­кое от­вле­чён­ное един­ст­во и пред­став­ля­ет со­бой аб­со­лют­ная идея Ге­ге­ля).

    ЕДИНОЕ — это… Что такое ЕДИНОЕ?

  • ЕДИНОЕ — (греч. hen) центральная категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их. Будучи в конечном счете причиной всякой вещи, Е. не есть та или иная вещь, хотя… …   Философская энциклопедия

  • ЕДИНОЕ —     ЕДИНОЕ (ἕν), одно из фундаментальных понятий классической греческой философии. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего (вещи, души, сознания), так и идеального бытия (закон, число). В… …   Античная философия

  • ЕДИНОЕ — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их …   Современная энциклопедия

  • ЕДИНОЕ — центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЕДИНОЕ — ЕДИНО… Первая часть сложных слов со знач.: 1) имеющий только что то одно, связанный только с чем то одним, напр. единобожие, единобрачие, единоверие, единожёнство, единонаследие; 2) совершаемый только одним, единственным, напр. единовластие,… …   Толковый словарь Ожегова

  • Единое — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • единое — центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее всё сущее и всё мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином. * * * ЕДИНОЕ ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма (см. НЕОПЛАТОНИЗМ), трансцендентное… …   Энциклопедический словарь

  • единое — составлять единое целое • оценка, соответствие …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • ЕДИНОЕ — см. в ст. Всеединство …   Православная энциклопедия

  • ЕДИНОЕ, ЕДИНСТВО — (греч. το ἕν, лат. unum) – одно из фундаментальных понятий философии и математики. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего – вещи, души, сознания, личности, так и идеального бытия – понятия, закона …   Философская энциклопедия

  • ЕДИНОЕ — это… Что такое ЕДИНОЕ?

  • ЕДИНОЕ — (греч. hen) центральная категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их. Будучи в конечном счете причиной всякой вещи, Е. не есть та или иная вещь, хотя… …   Философская энциклопедия

  • ЕДИНОЕ —     ЕДИНОЕ (ἕν), одно из фундаментальных понятий классической греческой философии. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего (вещи, души, сознания), так и идеального бытия (закон, число). В… …   Античная философия

  • ЕДИНОЕ — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их …   Современная энциклопедия

  • ЕДИНОЕ — центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином …   Большой Энциклопедический словарь

  • Единое — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • единое — центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее всё сущее и всё мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином. * * * ЕДИНОЕ ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма (см. НЕОПЛАТОНИЗМ), трансцендентное… …   Энциклопедический словарь

  • единое — составлять единое целое • оценка, соответствие …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • ЕДИНОЕ — (греч. en) 1) сплошное, нераздельное на части, непрерывное; 2) Парменидово бытие, божественное первоначало, непостижимый абсолют. В противоположность понятию единство (греч. menas), в Е. не мыслят разнообразия, частей, множественности. Аристотель …   Современный философский словарь

  • ЕДИНОЕ — см. в ст. Всеединство …   Православная энциклопедия

  • ЕДИНОЕ, ЕДИНСТВО — (греч. το ἕν, лат. unum) – одно из фундаментальных понятий философии и математики. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего – вещи, души, сознания, личности, так и идеального бытия – понятия, закона …   Философская энциклопедия

  • единое — это… Что такое единое?

  • ЕДИНОЕ — (греч. hen) центральная категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их. Будучи в конечном счете причиной всякой вещи, Е. не есть та или иная вещь, хотя… …   Философская энциклопедия

  • ЕДИНОЕ —     ЕДИНОЕ (ἕν), одно из фундаментальных понятий классической греческой философии. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего (вещи, души, сознания), так и идеального бытия (закон, число). В… …   Античная философия

  • ЕДИНОЕ — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их …   Современная энциклопедия

  • ЕДИНОЕ — центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЕДИНОЕ — ЕДИНО… Первая часть сложных слов со знач.: 1) имеющий только что то одно, связанный только с чем то одним, напр. единобожие, единобрачие, единоверие, единожёнство, единонаследие; 2) совершаемый только одним, единственным, напр. единовластие,… …   Толковый словарь Ожегова

  • Единое — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • единое — составлять единое целое • оценка, соответствие …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • ЕДИНОЕ — (греч. en) 1) сплошное, нераздельное на части, непрерывное; 2) Парменидово бытие, божественное первоначало, непостижимый абсолют. В противоположность понятию единство (греч. menas), в Е. не мыслят разнообразия, частей, множественности. Аристотель …   Современный философский словарь

  • ЕДИНОЕ — см. в ст. Всеединство …   Православная энциклопедия

  • ЕДИНОЕ, ЕДИНСТВО — (греч. το ἕν, лат. unum) – одно из фундаментальных понятий философии и математики. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего – вещи, души, сознания, личности, так и идеального бытия – понятия, закона …   Философская энциклопедия