ЕДИНОЕ это что такое ЕДИНОЕ: определение — Философия.НЭС
ЕДИНОЕ
— у Парменида и в неоплатонизме высший первоисток бытия, абсолют, ничем не определяемый и непостижимый разумом человека. Единое превыше блага, мысли, жизни, совершенства, красоты, в нем нет никакой внутренней расчлененности, какой-либо направленности вовне, личностных черт; всякое бытие порождается в конечном счете из Единого путем эманации. В неоплатонизме Единое — божественно лишь в смысле неотмирности, но никакими чертами творящего Бога-Личности оно не обладает. Единое — это не Единый Бог библейской веры.
Оцените определение:
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
ЕДИНОЕ
греч. en) — 1) сплошное, нераздельное на части, непрерывное; 2) Парменидово бытие, божественное первоначало, непостижимый абсолют. В противоположность понятию «единство» (греч. menas), в Е. не мыслят разнообразия, частей, множественности. Аристотель различал Е. как акциденцию множества и как Е. само по себе (т. е. как непрерывность, субстрат) и классифицировал его на виды: нумерическое, эйдетическое, формально-родовое и пропорциональное. Он также допускал возможность мыслить Е. как нечто целое, единичное или как общность.
В диалоге «Парменид» Платон поставил проблему, как совместить неподвижное и сплошное бытие с чувственным многообразием окружающего нас мира, как связать между собой Е. и многое. Этой проблемой живо интересовались Плотин, Ямвлих, Прокл, Дамаский и другие неоплатоники. Если многое невозможно помыслить без идеи Е., тогда надо допустить, что многое — результат эманации Е.; в конечном счете всякое многое вторично и возвращается непостижимым путем в Е. Неоплатоники мыслили Е. как «сверхбытие», придавали ему теологический характер и отделяли его пропастью от «многого». Они объявили Е. символом подлинной простоты, непостижимости, первопричиной всякого единения. Е. — высший принцип, оно предшествует всему, вечно существует до всяких частей и множеств. Не будучи ни субстанцией, ни жизнью, ни умом, ни вещью, Е. незримо присутствует во всем. Все сущее эманирует из Е. — тогда Е. становится (через число как эйдос) одним как единым и многим.
Спиноза понимал под Е. субстанцию, которую мыслил как простое, вечное, бесконечное, внутреннее, но в то же время допускал, что в ней есть бесконечная дифференциация на индивиды, на многое. Его волновала проблема совмещения бесконечного и конечного и возможность конечного человека познавать Бога. В индийской философии (веданта) бытует взгляд, что континуум — видимость и нет ничего, кроме Бога; Бог — Е., но не творец многого, поскольку многое — это только наша иллюзия.
Д. В. Пивоваров
Оцените определение:
Источник: Современный философский словарь
ЕДИНОЕ
центр. категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их. Будучи в конечном счете причиной всякой вещи, Е. не есть та или иная вещь, хотя именно благодаря Е. всякая вещь есть то, что она есть, а не иное (ср. определение Е. у Николая Кузанского как «неиного»).
Концепция Е. формируется в платонизме в процессе онтология, («теологич.») толкования платоновского «Парменида». Сверхбытийное понимание Е. наметилось, возможно, уже в неопифагореизме, однако еще в среднем платонизме Е. — атрибут «первого бога», к-рый есть одновременно бытие и ум. Впервые отчетливую концепцию Е. дал Плотин («Эннеады» V 1, 8), к-рый, исходя из «Парменида», провел различие между стоящим во главе иерархии универсума «Е. как таковым», «Е.-многим», или умом, и «Е. и многим», или душой (ср. «Парменид» 137 с, 144 е, 155 е). «Многое и Е.» и «многое как таковое» Плотин понимал соответственно как овеществленный эйдос и как тела, а Прокл — как тела и как материю. С развитием неоплатонизма (Ямвлих, Прокл, Дамаский) все более подчеркивается пропасть между Е. и сферой ума и бытия, непостижимость Е. умом. Душа, сосредоточившись на Е. в умной молитве, обретает его в сверхумном экстазе, но, не выдерживая непосредств. предстояния единому, к-рое появляется над горизонтом умабытия как «солнце из океана» (ср. Гомер, Илиада 8, 422), «теряет крылья» (ср. Платон, «Федр» 246 с) и вновь оказывается в пределах умопостигаемого или даже чувс
ЕДИНОЕ — это… Что такое ЕДИНОЕ?
ЕДИНОЕ — (греч. hen) центральная категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их. Будучи в конечном счете причиной всякой вещи, Е. не есть та или иная вещь, хотя… … Философская энциклопедия
ЕДИНОЕ — ЕДИНОЕ (ἕν), одно из фундаментальных понятий классической греческой философии. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего (вещи, души, сознания), так и идеального бытия (закон, число). В… … Античная философия
ЕДИНОЕ — центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином … Большой Энциклопедический словарь
ЕДИНОЕ — ЕДИНО… Первая часть сложных слов со знач.: 1) имеющий только что то одно, связанный только с чем то одним, напр. единобожие, единобрачие, единоверие, единожёнство, единонаследие; 2) совершаемый только одним, единственным, напр. единовластие,… … Толковый словарь Ожегова
Единое — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
единое — центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее всё сущее и всё мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином. * * * ЕДИНОЕ ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма (см. НЕОПЛАТОНИЗМ), трансцендентное… … Энциклопедический словарь
единое — составлять единое целое • оценка, соответствие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
ЕДИНОЕ — (греч. en) 1) сплошное, нераздельное на части, непрерывное; 2) Парменидово бытие, божественное первоначало, непостижимый абсолют. В противоположность понятию единство (греч. menas), в Е. не мыслят разнообразия, частей, множественности. Аристотель … Современный философский словарь
ЕДИНОЕ — см. в ст. Всеединство … Православная энциклопедия
ЕДИНОЕ, ЕДИНСТВО — (греч. το ἕν, лат. unum) – одно из фундаментальных понятий философии и математики. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего – вещи, души, сознания, личности, так и идеального бытия – понятия, закона … Философская энциклопедия
ЕДИНОЕ — это… Что такое ЕДИНОЕ?
ЕДИНОЕ — (греч. hen) центральная категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их. Будучи в конечном счете причиной всякой вещи, Е. не есть та или иная вещь, хотя… … Философская энциклопедия
ЕДИНОЕ — ЕДИНОЕ (ἕν), одно из фундаментальных понятий классической греческой философии. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего (вещи, души, сознания), так и идеального бытия (закон, число). В… … Античная философия
ЕДИНОЕ — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их … Современная энциклопедия
ЕДИНОЕ — ЕДИНО… Первая часть сложных слов со знач.: 1) имеющий только что то одно, связанный только с чем то одним, напр. единобожие, единобрачие, единоверие, единожёнство, единонаследие; 2) совершаемый только одним, единственным, напр. единовластие,… … Толковый словарь Ожегова
Единое — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
единое — центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее всё сущее и всё мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином. * * * ЕДИНОЕ ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма (см. НЕОПЛАТОНИЗМ), трансцендентное… … Энциклопедический словарь
единое — составлять единое целое • оценка, соответствие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
ЕДИНОЕ — (греч. en) 1) сплошное, нераздельное на части, непрерывное; 2) Парменидово бытие, божественное первоначало, непостижимый абсолют. В противоположность понятию единство (греч. menas), в Е. не мыслят разнообразия, частей, множественности. Аристотель … Современный философский словарь
ЕДИНОЕ — см. в ст. Всеединство … Православная энциклопедия
ЕДИНОЕ, ЕДИНСТВО — (греч. το ἕν, лат. unum) – одно из фундаментальных понятий философии и математики. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего – вещи, души, сознания, личности, так и идеального бытия – понятия, закона … Философская энциклопедия
ЕДИНОЕ • Большая российская энциклопедия
ЕДИ́НОЕ, единство (греч. τὸἕν , лат. unum), одно из фундаментальных понятий философии и математики. Е. мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего – вещи, души, сознания, личности, так и идеального бытия – понятия, закона, числа. В математике Е., или единица, служит началом и мерой числа, которое, по определению Евклида, есть «множество, составленное из единиц» («Начала», Кн. 7, определение 2), и соответственно измеряется единицей; в геометрии, астрономии, музыке единица – это мера величины (длины, площади, скорости, продолжительности звука и т. д.), однородная с измеряемой величиной. Для философии понятие Е. столь же важно, как и понятие бытия; в зависимости от того, какое из этих понятий признаётся верховным началом, можно говорить о двух типах метафизики – о метафизике Е., или генологии, и метафизике бытия, или онтологии. К представителям генологии следует отнести Парменида, Платона, неоплатоников – Плотина, Прокла, Дамаския, Дионисия Ареопагита, а также Иоанна Скота Эриугену, Николая Кузанского, Майстера Экхарта и, с некоторыми оговорками, И. Канта и И. Г. Фихте. Однако различие генологии и онтологии не всегда удаётся чётко провести, ибо уже в античности понятия бытия и Е. порой употреблялись как взаимозаменимые, поскольку бытие (первоначало) рассматривалось как нечто простое, т. е. неделимое, а потому единое.
Единое в античной философии
Начало обсуждению Е. положили представители пифагореизма и элейской школы. У пифагорейцев понятие Е. (монады) служит началом числа, а число есть условие возможности всякого знания. У элеатов понятия Е. и сущего употребляются как синонимы; согласно Пармениду, бытие едино, а множественность есть небытие. Отправляясь от пифагорейцев и элеатов, Платон, однако, вносит существенные изменения в толкование Е. В диалоге «Парменид» он показывает, что Е. невозможно приписать никакого предиката, ибо всякое высказывание о Е. делает его многим. Даже утверждая, что «единое существует», мы приписываем ему предикат бытия и, следовательно, мыслим «два» – Е. и бытие, а двоица есть начало множественности. Но если «существующее единое» уже не едино, то Е. не есть бытие, оно сверхбытийно. В качестве такового оно не может быть и предметом мысли, каковым может быть только сущее (бытие).
В качестве сверхбытийного и непостижимого начала, не могущего вступать ни в какое отношение, Е., по Платону, есть необходимая предпосылка как бытия (множественности), так и познания: без Е. бытие превратилось бы в беспредельность, хаос, небытие, познание же предполагает отнесение к единству, объединение многообразия в единстве понятия. Т. о., будучи по ту сторону бытия и знания, Е. составляет условие возможности того и другого. «Единое сущее» – это мир умопостигаемых сверхчувственных идей, образующих соотнесённое множество – целостность идеального мира. Каждая идея несёт в себе начало единства, поэтому Платон называет их «монадами» или «генадами» («Филеб», 15a–b).
Критикуя платоновскую онтологизацию идей, Аристотель отвергает и онтологич. статус Е., не признавая его сущностью: ни Е., ни бытие не имеют самостоят. существования помимо единичных вещей; если бы Е. существовало как само по себе единое, то не могло бы существовать ничего иного помимо него («Метафизика», III, 4). В первичном смысле едиными называются вещи, сущность которых одна и не допускает деления. Отсюда четыре осн. значения Е.: 1) непрерывное (συνεχές ), 2) целое (ὄλον ), имеющее определённую форму, 3) общее (kαθόλου) и 4) единичное (ϰαθ’ ἕϰαστον). Два первых – непрерывное и целое – связаны с единством движения, два последних – с единством мысли; и общее, и единичное едины потому, что едино их определение: единичное неделимо по числу, а общее – по виду. Во всех областях сущего Е., по Аристотелю, служит первой мерой для каждого рода, но гл. обр. для количества. Т. о., Е. не есть сущность, но оно не может быть и родовым понятием: «ни единое, ни сущее не могут быть родом для вещей» (там же, III, 3), ибо тогда видовые отличия не были бы ни единым, ни сущим, а это не так. Е. и сущее – наиболее общие из всех предикатов: они присутствуют во всех категориях, но ничего не прибавляют к их содержанию, в этом их принципиальное сходство.
Плотин мыслит Е. в духе платоновской генологии как верховное начало сущего, трансцендентное ему, как «то, что по ту сторону бытия». «Выше сущего стоит Первоединый… второе место после него занимает сущее и ум, а третье – душа» («Эннеады», V, I, 10). Е. ни в чём не нуждается и ни к чему не стремится, оно выше ума и знания, а потому неизреченно и непостижимо. Ум есть первый акт, или первая энергия, Единого и происходит из его преизобильной полноты путём эманации, подобно тому как свет истекает из солнца. Только благодаря тому, что сущее причастно Единому, оно составляет нечто целое, универсум. Ум как ближайшее к Е. бытие тождествен с ним по единству, но отличается от него по множеству: Плотин называет ум «всеединством» (ἓν πάντα – единое-всё), поскольку он содержит в себе целокупность сущего.
В платонич. традиции Е. – синоним сверхсущего блага, т. е. не только онтологическое, но и нравственное начало: пребывание в единстве освобождает человека от рассеяния во многом, чувственном, телесном, научает душу «сосредоточиваться и собираться в себе самой» («Федон», 83a). Согласно Проклу, необходимо устремлять душу к Е., чтобы единство стало и самим состоянием души, «единым в нас», «цветением духа». Следуя за Плотином, Прокл отличает первопринцип – сверхбытийное Е., которое называет Е., не допускающим причастности себе, от производного от него Е., причастного многому.
Решающий шаг в объединении генологии с аристотелевской метафизикой бытия сделал Порфирий. В Комментарии к «Пармениду» он мыслит Божественное Е. как в себе различённое единство двух начал: сверхсущего Е. (ничто) и бытия как чистой актуальности, как мышления самого себя в духе аристотелевского учения о перводвигателе. В результате оказываются сведёнными воедино не-сущее Е. и единое сущее – умопостигаемый мир идей. Порфирий тем самым создал филос. предпосылку христианского богословия, которое стремилось постигнуть бытие Бога, его сущность и его Логос как некоторое единство.
Проблема Единого в средние века
Дионисий Ареопагит акцентирует понятие сверхсущего Е. как предмет апофатической теологии; др. тенденция восходит к Августину, рассматривающему Бога как высшее бытие (vere esse). Однако при этом у Дионисия Е. иногда отождествляется с «самим бытием» («О божественных именах», V, 3, 4), а Августин понимает учение о Троице как логич. завершение метафизики Е. платоников. По Августину, без решения вопроса о Е. нельзя понять, что такое Бог и душа (De ord. II, 17, nn. 42–48). В духе платонизма Августин видит спасение от шумной пестроты временнóго мира в слиянии души с единым Богом («Исповедь», XI, 39).
Боэций вслед за Порфирием соединяет генологию платоников с аристотелевской метафизикой бытия: его формула «бытие и единое обратимы» (ens et unum convertuntur) стала парадигмой при обсуждении понятия Е. в лат. Средневековье, причём обратимость сущего и Е. трактовалась мн. философами как приоритет сущего. У Ибн Сины Е. превращается в своего рода квазиакциденцию бытия. Бонавентура, хотя и полемизирует с ним, тем не менее близок к нему в понимании Е. как положительной, привходящей к сущему определённости (I Sent. 24, 1, 1). Фома Аквинский истолковывает обратимость бытия и Е. как неделимость сущего и его бытия, видя в нём предпосылку мышления. «Если не мыслится единое, то ничего не мыслится, ибо мыслящий должен отличать то, что он мыслит, от всех прочих вещей» (Met. 4, 7, n. 615).
Возрождение генологич. традиции происходит у нем. мистиков 13–14 вв., в частности у Экхарта, а под его влиянием – у Николая Кузанского. Бог, по Экхарту, есть подлинно Е., условие возможности как бытия, так и сущности. Если у Платона и платоников Е. характеризовалось через его противоположность иному, то Николай Кузанский утверждает, что «единому ничто не противоположно», а значит, «единое есть всё» (Соч. М., 1979. Т. 1. С. 51, 414), это – «абсолютный максимум», который тождествен с «абсолютным минимумом». «Абсолютный максимум есть то единое, которое есть всё; в нём всё, поскольку он максимум; а поскольку ему ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум» (Там же. С. 51). Отождествляя Е. с бесконечным, Николай Кузанский приходит к учению о совпадении противоположностей, которое возводится у него в осн. методологич. принцип, впоследствии воспринятый Дж. Бруно («О причине, начале и едином», 1584), Ф. В. Шеллингом, Г. В. Ф. Гегелем, а в 20 в. – С. Л. Франком.
Проблема единства в Новое время
Р. Декарт вполне в духе ср.-век. теологии рассматривает единство как высшее совершенство, присущее лишь Богу. Идеи единства и простоты «присутствуют лишь в интеллекте». Укореняя единство в субъекте – духе, самосознании, Я, Декарт обосновывает новоевропейскую трансцендентальную интерпретацию единства. Понятие единства «каждый и без философствования испытывает в себе самом, а именно, что он есть единая личность» (Соч. М., 1994. Т. 2. С. 494).
Принцип обратимости сущего и Е. сохраняет свою силу в учении Б. Спинозы о субстанции. Как Николай Кузанский и Дж. Бруно, Спиноза утверждает тождество Е. и бесконечного. В отличие от него Г. В. Лейбниц возвращается к аристотелевско-томистской традиции, признавая существование множества единых – простых и неделимых субстанций-монад, высшей из которых является Бог, источник единства сотворённых монад. Проблема единства – центр. тема филос. размышлений Лейбница, соединяющего понимание единства как онтологич. понятия с трансцендентальным его пониманием как единства познающего Я.
Это трансцендентальное понимание единства становится господствующим в нем. идеализме. Оно лежит в основе критич. философии И. Канта в качестве т. н. трансцендентального единства апперцепции, т. е. самосознания как последнего основания всякого синтеза вообще; связка «есть», наличная в любом суждении, обозначает, по Канту, отношение представлений к выражающемуся в формуле «я мыслю» необходимому единству самосознания.
Вслед за Кантом Фихте, Шеллинг и Гегель видят начало единства в Я как трансцендентальном субъекте, выступающем у них как абсолютный субъект. Ранний Фихте трактует высшее единство как абсолютное Я, каковое, однако, есть не бытие, а долженствование, недосягаемый идеал, к которому человечество стремится как к цели бесконечного историч. процесса. Начиная с 1800 Фихте отличает собственно Е., или абсолют, от абсолютного Я, которое рассматривает теперь лишь как образ Е. – абсолютное знание, возвращаясь тем самым к апофатической теологии и к генологии платоников, понимавших Е. как трансцендентное бытию, а следовательно, и знанию.
Шеллинг и Гегель стремились доказать несостоятельность тезиса о непознаваемости Е. и создали особый – спекулятивный – метод, основанный на принципе совпадения противоположностей. С помощью этого метода они пытались постигнуть Абсолют в понятиях, создавая, в сущности, пантеистич. построения, в которых Е. предстаёт как всеединство, как единство противоположностей – «тождества и нетождества». Однако в конце жизни Шеллинг пришёл к выводу о невозможности рационального постижения Абсолюта и создал т. н. положительную философию, основанную на особого рода опыте – опыте Откровения Бога в истории.
Учение о всеединстве в русской философии 19–20 вв
Под влиянием нем. идеализма, и особенно Шеллинга, всеединство стало центр. темой у Вл. С. Соловьёва, С. Н. и Е. Н. Трубецких, Н. О. Лосского, С. Л. Франка, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Л. П. Карсавина и др. Исходное значение этого понятия у Соловьёва – единство человечества в Боге, Богочеловечество. Понятие всеединства в этом значении восходит к славянофильской идее соборности (кафоличности, вселенскости) как выражению того единства во множестве, каким является Церковь. Соборное единство, по А. С. Хомякову, есть «единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви» (Полн. собр. соч. М., 1907. Т. 2. С. 101). В филос. обосновании экклезиологич. понятия соборности Соловьёв опирался прежде всего на Шеллинга и Гегеля. В отличие от платоников, различавших Е., не причастное множеству (т. е. «всему»), и Е., причастное многому, Соловьёв исходил именно из Е. во множестве: абсолют есть ἓν ϰαὶ πᾷν (единое и всё; отсюда понятие всеединства). Утверждение, что Е. есть всё, а всё, что есть, – это Е., представляет собой лишь др. выражение диалектич. принципа тождества противоположностей в сущем: если бы абсолютное оставалось только самим собой, то всё другое было бы его отрицанием или границей, т. е. абсолютное было бы ограниченным. Рассуждая таким образом в духе гегелевской диалектики, Соловьёв рассматривает Бога как Первое Абсолютное, Абсолютное Сущее, а мир – как Второе Абсолютное, Абсолютное становящееся, мысля тем самым всеединство пантеистически – как «единство себя и своего противоположного». Понятие всеединства у Соловьёва тесно связано с его софиологией: София, Вечная Женственность, или Мировая Душа, оказывается посредствующим началом между Первым и Вторым Абсолютным.
Пытаясь преодолеть эти пантеистич. мотивы в трактовке всеединства, С. Н. Трубецкой отверг восходящее к нем. идеализму учение о человечестве как о «становящемся Боге», понимая Бога как актуально сущее – вечное сознание, которое не требует для своего существования конечного (становящегося) сознания. Показывая невозможность свести человеческое сознание ни к индивидуальному сознанию, ни к универсальному «мировому разуму», Трубецкой возвратился к исходной славянофильской интуиции всеединства как соборного сознания: лежащая в основе его любовь есть «единство всех в одном, сознание всех в себе и себя во всех» (Соч. М., 1994. С. 592).
С. Л. Франк строил метафизику всеединства на основе интуитивизма, объединяя мир и Бога в единое целое – всеединство. Если у Соловьёва существует известная граница между Абсолютом как Сущим и миром множественности как бытием, то Франк устраняет эту границу: мир становится столь же непостижимым (металогическим), как и Абсолют.
Н. О. Лосский, как и С. Н. Трубецкой, возвращается к характерному для античной генологии и христианского богословия учению о верховном начале, трансцендентном всему сущему (едином, не причастном многому): «Бытие мира есть нечто, существующее совершенно вне сущности Бога, а поэтому Бог – не всеединство» («История русской философии», М., 1991. С. 148). Если Е. (Бога) мыслить как начало, имманентное миру, то оно может быть лишь отвлечённым единством: не единым существом, а единством закона (такое отвлечённое единство и представляет собой абсолютная идея Гегеля).
ЕДИНОЕ — это… Что такое ЕДИНОЕ?
ЕДИНОЕ — (греч. hen) центральная категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их. Будучи в конечном счете причиной всякой вещи, Е. не есть та или иная вещь, хотя… … Философская энциклопедия
ЕДИНОЕ — ЕДИНОЕ (ἕν), одно из фундаментальных понятий классической греческой философии. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего (вещи, души, сознания), так и идеального бытия (закон, число). В… … Античная философия
ЕДИНОЕ — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их … Современная энциклопедия
ЕДИНОЕ — центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином … Большой Энциклопедический словарь
ЕДИНОЕ — ЕДИНО… Первая часть сложных слов со знач.: 1) имеющий только что то одно, связанный только с чем то одним, напр. единобожие, единобрачие, единоверие, единожёнство, единонаследие; 2) совершаемый только одним, единственным, напр. единовластие,… … Толковый словарь Ожегова
Единое — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
единое — центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее всё сущее и всё мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином. * * * ЕДИНОЕ ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма (см. НЕОПЛАТОНИЗМ), трансцендентное… … Энциклопедический словарь
единое — составлять единое целое • оценка, соответствие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
ЕДИНОЕ — см. в ст. Всеединство … Православная энциклопедия
ЕДИНОЕ, ЕДИНСТВО — (греч. το ἕν, лат. unum) – одно из фундаментальных понятий философии и математики. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего – вещи, души, сознания, личности, так и идеального бытия – понятия, закона … Философская энциклопедия
ЕДИНОЕ — это… Что такое ЕДИНОЕ?
ЕДИНОЕ — (греч. hen) центральная категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их. Будучи в конечном счете причиной всякой вещи, Е. не есть та или иная вещь, хотя… … Философская энциклопедия
ЕДИНОЕ — ЕДИНОЕ (ἕν), одно из фундаментальных понятий классической греческой философии. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего (вещи, души, сознания), так и идеального бытия (закон, число). В… … Античная философия
ЕДИНОЕ — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их … Современная энциклопедия
ЕДИНОЕ — центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином … Большой Энциклопедический словарь
Единое — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
единое — центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее всё сущее и всё мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином. * * * ЕДИНОЕ ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма (см. НЕОПЛАТОНИЗМ), трансцендентное… … Энциклопедический словарь
единое — составлять единое целое • оценка, соответствие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
ЕДИНОЕ — (греч. en) 1) сплошное, нераздельное на части, непрерывное; 2) Парменидово бытие, божественное первоначало, непостижимый абсолют. В противоположность понятию единство (греч. menas), в Е. не мыслят разнообразия, частей, множественности. Аристотель … Современный философский словарь
ЕДИНОЕ — см. в ст. Всеединство … Православная энциклопедия
ЕДИНОЕ, ЕДИНСТВО — (греч. το ἕν, лат. unum) – одно из фундаментальных понятий философии и математики. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего – вещи, души, сознания, личности, так и идеального бытия – понятия, закона … Философская энциклопедия
единое — это… Что такое единое?
ЕДИНОЕ — (греч. hen) центральная категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого множества, всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их. Будучи в конечном счете причиной всякой вещи, Е. не есть та или иная вещь, хотя… … Философская энциклопедия
ЕДИНОЕ — ЕДИНОЕ (ἕν), одно из фундаментальных понятий классической греческой философии. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего (вещи, души, сознания), так и идеального бытия (закон, число). В… … Античная философия
ЕДИНОЕ — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их … Современная энциклопедия
ЕДИНОЕ — центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотином … Большой Энциклопедический словарь
ЕДИНОЕ — ЕДИНО… Первая часть сложных слов со знач.: 1) имеющий только что то одно, связанный только с чем то одним, напр. единобожие, единобрачие, единоверие, единожёнство, единонаследие; 2) совершаемый только одним, единственным, напр. единовластие,… … Толковый словарь Ожегова
Единое — ЕДИНОЕ, центральное понятие неоплатонизма, начало всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
единое — составлять единое целое • оценка, соответствие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
ЕДИНОЕ — (греч. en) 1) сплошное, нераздельное на части, непрерывное; 2) Парменидово бытие, божественное первоначало, непостижимый абсолют. В противоположность понятию единство (греч. menas), в Е. не мыслят разнообразия, частей, множественности. Аристотель … Современный философский словарь
ЕДИНОЕ — см. в ст. Всеединство … Православная энциклопедия
ЕДИНОЕ, ЕДИНСТВО — (греч. το ἕν, лат. unum) – одно из фундаментальных понятий философии и математики. Единое мыслится в качестве начала неделимости, единства и целостности как реально сущего – вещи, души, сознания, личности, так и идеального бытия – понятия, закона … Философская энциклопедия