Эдип и сфинкс миф: Эдип и Сфинкс — iacchius — LiveJournal

Эдип и Сфинкс — iacchius — LiveJournal

Сфинкс. Аттическая мраморная стела, ок. 530 г. до н.э.

Миф о царе Эдипе остается самым популярным из всей греческой мифологии, хотя знают его, как правило, из вторичных источников или психоаналитических спекуляций, дающих о нем совершенно ложное представление. Во всех вариантах мифа постоянным элементом является инцест, соединенный с царским достоинством Эдипа. Взятый вне этого царского контекста и вообще всей системы представлений о ритуальной функции священного царя инцест становится простым физиологическим фактом, лишенным мифологического содержания. И в самом деле, кто бы стал беспокоиться о сожительстве Эдипа с матерью или дочерью, если бы он был рабом? Эта возможность, между прочим, отмечена у Софокла (Царь Эдип). Эдип говорит Иокасте:

Мужайся! Будь я трижды сын рабыни,
От этого не станешь ты незнатной (1035: пер. С. Шервинского).

Но Эдип – сын царя и царицы, ставший царем согласно ритуальным правилам (он разгадывает загадку чудовища, показывая тем самым свою годность для царского достоинства), а посему его преступление имеет следствия, касающиеся всей земли:

Зачахли в почве молодые всходы,
Зачах и скот; и дети умирают
В утробах матерей. Бог-огненосец –
Смертельный мор – постиг и мучит город.
Пустеет Кадмов дом, Аид же мрачный
Опять тоской и воплями богат. (25-30)

Арнольд ван Геннеп (Les rites de passage) особо отмечает отличие ритуальных фактов от естестесвенных на примерах ритуалов, имеющих своей темой наступление половой зрелости. Сам по себе физиологический факт не имеет никакого значения и даже вовсе не является «фактом», если он не получает ритуального или социального (в архаических обществах всë социальное есть ритуальное и наоборот) признания. Ритуальная реальность накладывается на природную, моделируя ее в соответствии со своими принципами, которые могут полностью расходится с физическими фактами. Совсем нетрудно, следуя логике ритуала, предположить совершенно невероятную ситуацию, когда взрослый мужчина, доказавший на фактах свою способность к деторождению, не считается достигшим половой зрелости, поскольку он не прошел соответствующего обряда, который фиксировал бы его в этом новом (с социальной и ритуальной точки зрения) качестве.
Ритуальная структура мифа о Эдипа вполне проявлена у Софокла, но остается скрытой в ранних версиях Гомера (Одиссея XI, 271-280) и Пиндара (Oлимпийские песни II, 39-42). У Гомера только проглядывает схема замещения одного царя другим, но в явно позднем восприятии, когда этот переход через убийство старого царя и женитьбе нового царя на царице-матери, сделался противным даже богам (этот сюжет, между прочим, проглялывает в Орестее Эсхила, но здесь старая ритуальная схема переворачивается: сын не женится на матери, а убивает ее). У Пиндара обозначен только один аспект мифа, общий всем преданиям о первых царских родах: исполнение древнего пророчества. Пророчество в архаических системах было элементом ритуала, обозначая переход от одного состояния к другому (rite de passage). У Софокла (Царь Эдип 765-776), а также Аполлодора (Миф. библ. III, 5, 7) оракул является центральным событием, которое обозначает переход Эдипа из одного состояния в другое, вполне обнаруживая ритуальную структуру мифа о Эдипе.
Ван Геннеп выделяет три элемента, которые присутствуют даже в ритуалах, имеющих по видимости совсем разные темы (наступление половой зрелости, введение в царское или священническое достоинство): la séparation, la marge, l‘agrégation (отделение, промежуточное состояние, включение). Аполлодор сообщает: «Когда родилось дитя, он (Лаий) отдал его пастуху, чтобы тот его выбросил, проколов ему предварительно лодыжки пряжкой» (Миф. библ. 5, 7: пер. В. Боруховича). У Софокла говорится:

Младенцу ж от рожденья в третий день
Отец связал лодыжки и велел
На недоступную скалу забросить (694-696).

У Эврипида (Финикиянки) Иокаста рассказывает:

Стопы ему пронзив железом острым,
Рабам его велит снести отец
На дальние утесы Киферона (24-26: пер. И. Анненского).

С какой целью? Чтобы младенец не убежал? Но он и ходить еще не умеет. Это членовредительство получает смысл только в контексте rite de passage. Согласно Ван Геннепу, нанесение увечий имеет своей целью произвести «окончательную дифференциацию», благодаря которой члены одной группы приобретают специфическую личность, отличающую их от всех других.
Таким образом, Лаий, прокалывая лодыжки или нанося какое-либо другое увечье своему сыну, совершает ритуальный акт: только после прокалывания (или связывания) лодыжек происходит его окончательное séparation (отделение). Пребывание младенца (еще без имени) на горе или его переход от одних пастухов к другим вполне соответствует промежуточному состоянию, а посему совсем не случайно, что он передается пастухам, которые, как лесные демоны в инициационных австралийских обрядах, сопровождают посвящаемого в его переходе из одного состояния в другое по промежуточной области, символизируемой горой Кифероном. Далее, согласно схеме, следует l’agrégation: пастухи передают ребенка жене коринфского царя Перибее, которая «вылечила ему лодыжки и назвала Эдипом» (Миф. библ. III, 5, 7), т.е. она устраняет знаки отделения (проколотые лодыжки) и дает ребенку имя, в результате чего он становится полноправным членом принявшей его родовой группы.
Это новое родовое качество Эдипа ставится под сомнение, а посему он должен повторить rite de passage, но уже в обратном направлении. Схема остается прежней, но здесь речь уже идет о вступлении в царское достоинство, путь к которому лежит через ряд ритуальных испытаний: Эдип убивает «отца», отгадывает загадку чудовища, женится на «матери». Но в какой-то момент также эта agrégation оказывается иллюзорной (если не ложной), и для Эдипа всë начинается с начала: la séparation, la marge, l’agrégation с тем отличием, что соединение становится окончательным отделением от людей, от мира, от жизни. Противоположности совпадают, но только – в смерти, в небытие.
Отметим другую деталь во всех рассмотретных вариантах, касающуюся Сфинкса. У Софокла Сфинкс остается где-то на далеком фоне, свидетельствуя о законности права Эдипа на царское достоинство:

А я пришел,
Эдип-невежда, – и смирил вещунью,
Решив загадку, – не гадал по птицам! (388-390).

У Гомера (Одиссея ХI, 271-280) Сфинкс вообще не упоминается, а у Гесиода никак не связан с Эдипом и вообще не описывается: он стоит в ряду чудовищного потомства Ехидны (Теогония 306-332). Существенна связь Сфинкса с Кадмейцами вообще: «Ехидна также Сфинкса ужасного родила на погибель Кадмейцам» (326: дословный перевод).
Самое подробное описание чудовища мы находится у Аполлодора (Миф. библ. III, 5, 7), но по сравнению с другими версиями особый интерес представляет то обстоятельство, что Сфинкс сидит неподвижно на горе, а фиванцы сами идут к нему, и пожирает он не всякого, а только того, кто не разгадывает загадку. Здесь мы также имеет rite de passage, но происходит он в стране смерти, и только в этом загробном контексте получает полный смысл. У Софокла чудовище также является элементом rite de passage, но имеет другую функцию: оно испытывает притязающих на царское достоинство. У Аполлодора Сфинкс испытывает души мертвых, после чего решается их окончательная судьба: быть пожранными чудовищем или пребывать в вечном блаженстве на райских лугах. С этой стороны он
имеет ближайшее родство с древнеегипетским Амамом (и быть может, от него происходит), соединявшим в себе черты крокодила, льва и гиппопотама. Сидя на усеченной пирамиде или колонне (в этом положении изображается на древнегреческой вазе Сфинкс, пред которым сидит Эдип), он пожирал осужденные души, и поэтому назывался «пожирателем».
В какой-то момент эти два мифа – ритуальный о смене царя и инфернальном чудовище-пожирателе – соединились в единый миф о Эдипе, но совершилось это слияние в сфере литературной, приобретя совсем иное значение, чем то, которое они имели в своем начале, теряющемся во тьме времен и подземных миров.

Римский мраморный Сфинкс из Ланувия, ок. 120-140 н.э.

Эдип отправляет судьбу в нокдаун / Культура / Независимая газета

Театральная эстетика, где господствуют маски, куклы и гипертрофированные костюмы – верный способ не скатиться в банальность. Фото © Monika Rittershaus

Румынский классик ХХ века Джордже Энеску, подобно многим своим современникам, искал ответы на краеугольные вопросы человеческого бытия в мифе. Занятие это увлекательное, и оперная программа Зальцбургского фестиваля нынче тоже сосредоточена на познании мира и человека сквозь призму мифа. Публике представили «Медею» Керубини, «Идоменея» Моцарта, «Орфея в аду» Оффенбаха, «Альцину» Генделя и «Эдипа» Энеску – сейчас уже можно говорить о том, что последний стал  безусловной удачей фестиваля. Спектакль патриарха немецкого режиссерского театра и выдающегося художника Ахима Фрайера в Скальном манеже, хоть и не имеет внешне ничего общего с античностью, по духу – мощнейшая античная трагедия, чье воздействие усилено грандиозной работой Инго Метцмахера, Венского филармонического оркестра и невероятным Кристофером Мальтманом в титульной партии.

«Эдип» Энеску, хоть и признан шедевром, на сцене появляется нечасто. Единственную оперу, увидевшую свет рампы в 1936-м, композитор создавал больше 20 лет и называл делом своей жизни. От большинства вариантов мифа об Эдипе ее отличает то, что Энеску и либреттист Эдмон Флег (опера написана по-французски) создали масштабное жизнеописание – от рождения до смерти – в четырех актах, где третий и четвертый соответствуют трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне».

Ключевое отличие оперного либретто от мифа – в вопросе Сфинкса. Вместо хитрой загадки «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Сфинкс задает не имеющий правильного ответа вопрос: «Кто сильнее судьбы?» И хотя на решительное (и соответствующее канонической версии) «Человек!» Сфинкс усмехается, мол, время покажет, – ответ засчитывается, и монстр, мучивший Фивы, умирает. Такой богоборческий пафос характерен скорее для Бетховена, однако главный герой в спектакле Фрайера действительно готов схватить судьбу за глотку, точнее, отправить ее в нокдаун – он в боксерских шортах и перчатках; позднее царскую мантию ему заменит халат: спокойное время правления в Фивах (это третий акт оперы) действительно похоже на тайм-аут. 

Человекоцентристский подход Фрайер воплощает буквально: его Эдип в центре сцены – с начала и до самого конца. Прихотливо расчерченный пол напоминает матрицу его судьбы, которая гораздо сложнее линейности мифа. Лаконичная внешняя форма спектакля идеально гармонирует с насыщенной и полной страстей музыкой Энеску. Партитура, большой бурлящий котел, где смешаны вагнеровские влияния, импрессионизм, экспрессионизм, четвертитоновое письмо, где без того огромный оркестр дополняют пианино, челеста, фисгармония, саксофон и поющая пила, очень выигрывает благодаря строгой избирательности режиссерских средств. Большой хор, важнейший участник древних трагедий, поначалу вообще девизуализирован, мы его слышим, но не видим; но и на сцене он фактически сливается с фоном, потому что одет в черное. 

Для каждого персонажа определено цветовое и пространственное решение. В центре – Эдип, в бело-красно-черных шортах, единственный, которому режиссер-художник оставил его собственное лицо. На горизонте сцены – линия судьбы, по ней движется слепой прорицатель Тиресий. Иокаста – синий цветок, Первосвященник – зеленая фигура в центральной нише, Креонт – красная фигура в маске, Антигона – белый ангел.

Сфинкс, розовое нечто в попоне с перьями, существует на одном сценическом меридиане с Эдипом, с которым неизбежно столкнется. Столкнется условно, потому что Фрайер полностью исключает физический контакт между персонажами, виртуозно расставляя цветовые пятна и смысловые акценты по вертикали и горизонтали в огромном пространстве Скального манежа (в этом ему помогает свет Франца Чеха). Его эстетика, где господствуют маски, куклы и гипертрофированные костюмы, – верный способ не скатиться в банальность, на что порой провоцирует музыка. 

В отличие от неоклассического, абстрагированного от реальности и сконцентрированного на одном эпизоде трагедии «Царя Эдипа» Стравинского, в опере Энеску много человеческого. Здесь остро поставлен вопрос о родовой вине и возможности прощения. Если Стравинский в финале оставляет своего Эдипа с кровоточащими дырами вместо глаз, то Энеску дарует ему мир и прощение вполне в христианских традициях. Для Фрайера важнее идея цикличности: человек рождается и умирает нагим, однако режиссер не спешит ставить знак равенства между наготой и невинностью.

Его маленький Эдип («младенец» с огромной головой) проводит пролог один, в центре сцены, в борьбе с реальностью – в тщетных попытках встать на ноги. Но и взрослый Эдип не слишком уверенно стоит на ногах, он часто падает и отрабатывает боксерские удары, барахтаясь на спине. И его утверждение, что человек сильнее судьбы, звучит не слишком убедительно.  

Зато очень убедителен Кристофер Мальтман. Его партия – два с лишним часа сложнейшего пения, с переходом в самые острые моменты на Sprechgesang, но голос Мальтмана от первой до последней ноты звучит так мощно, что, кажется, мог бы заполнить зал и вдвое больше Скального манежа. Брутальность в его образе совмещается с детской наивностью и беспомощностью, и тихая смерть в позе зародыша воспринимается как естественный исход. 

Знаменитый английский бас Джон Томлинсон в роли Тиресия выступает как главная противодействующая Эдипу сила. В свои 73 года певец, прославившийся в вагнеровских операх и репертуаре ХХ века, сохраняет удивительную голосовую мощь, а возрастные признаки удачно работают на образ. Очень ровный и сильный состав обеспечивают Анаик Морель (Иокаста), Брайан Маллиган (Креонт), эксцентричная Эв-Мод Юбо (Сфинкс) и нежно-отрешенная Кьяра Скерат (Антигона), каждый – со своей условной пластикой, в которой есть что-то даже от японского театра. В роли Тезея в четвертом акте появляется солист Михайловского театра Борис Пинхасович. 

Дирижер Инго Метцмахер, на протяжении многих лет пропагандирующий современную музыку, как мало кто умеет находить контакт с прихотливой акустикой самой большой фестивальной площадки. Не менее прихотливый Венский филармонический оркестр под его руководством без остатка отдается страстям, бушующим в партитуре, сохраняя при этом строгий дух трагедии. n

Зальцбург

Эдип | История, резюме и факты

Эдип , в греческой мифологии царь Фив, который невольно убил своего отца и женился на своей матери. Гомер рассказывал, что жена и мать Эдипа повесились, когда стала известна правда об их отношениях, хотя Эдип, по-видимому, продолжал править в Фивах до своей смерти. В постгомеровской традиции, наиболее знакомой по Софоклу Царь Эдип (или Царь Эдип ) и Эдип в Колоне , есть заметные различия в акцентах и ​​деталях.

Смотреть диалог между ослепленными Эдипом и Креонтом в греческой трагедии Софокла

Царь Эдип

Смотреть все видео к этой статье

Согласно одной из версий, Лай, царь Фив, был предупрежден оракулом, что сын убьет его. Соответственно, когда его жена Иокаста (Иокаста; у Гомера Эпикаста) родила сына, он выставил младенца на Кифероне (форма детоубийства). (Предание гласит, что его имя, означающее «Распухшая ступня», произошло от того, что его ступни были сколоты вместе, но современные ученые скептически относятся к этой этимологии.) Пастух сжалился над младенцем, которого усыновил король. Полиба Коринфского и его жены и воспитывался как их сын. В юности Эдип посетил Дельфы и, узнав, что ему суждено убить отца и жениться на матери, решил никогда не возвращаться в Коринф.

Викторина «Британника»

От Афины до Зевса: основы греческой мифологии

Путешествуя к Фивам, он встретил Лая, который спровоцировал ссору, в которой Эдип убил его.

Продолжая свой путь, Эдип нашел Фивы, измученные Сфинксом, который загадывал загадку всем прохожим и уничтожал тех, кто не мог ответить. Эдип разгадал загадку, и Сфинкс покончил с собой. В награду он получил трон Фив и руку овдовевшей царицы, своей матери Иокасты. У них было четверо детей: Этеокл, Полиник, Антигона и Исмена. Позже, когда правда стала известна, Иокаста покончила жизнь самоубийством, а Эдип (по другой версии), ослепив себя, отправился в изгнание в сопровождении Антигоны и Исмены, оставив регентом своего зятя Креонта. Эдип умер в Колоне близ Афин, где он был проглочен землей и стал героем-хранителем земли.

Эдип появляется в народных традициях Албании, Финляндии, Кипра и Греции. Древняя история имеет сильную драматическую привлекательность; через Сенеку тема была передана длинной череде драматургов, включая Пьера Корнеля, Джона Драйдена и Вольтера. Он имел особую привлекательность в 20-м веке, мотивируя среди других художников светскую ораторию

«Царь Эдип » русского композитора Игоря Стравинского, « Эдип » французского писателя Андре Жида и «» французского писателя Жана Кокто. 0005 Адская машина. Австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд выбрал термин «Эдипов комплекс» для обозначения чувства любви сына к матери и ревности и ненависти к отцу, хотя эти эмоции не мотивировали действия Эдипа или определяли его характер в какой-либо древней версии истории.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Адамом Августином.

Царь Эдип

Делахойд и Хьюз
Орфей
ЦАРЬ ЭДИП


Сам Эдип :

  • Что не так с Эдипом? Есть ли у него недостаток характера?
Эдип довольно впечатляющий лидер. Он хочет взять все на себя сам. Когда ему предложили послать за пророком, он уже это сделал, например. По иронии судьбы, он не понимает, как все это относится к нему, как он на самом деле — это , ответственный за все это. Уведомление (в большинстве переводов) как он использует личное местоимение «я». Он выглядит полон самого себя, но посреди всего этого есть слепое пятно напыщенность.

Очень показательный пример того, что не так, можно обнаружить во всем представление о загадке Сфинкса. Вот обсуждение Джозефа Кэмпбелла загадки:

Сфинкс в сказании об Эдипе — не египетский сфинкс, а женщина. форма с крыльями птицы, телом животного и грудью, шея и лицо женщины. То, что она представляет, является судьбой всех жизнь. Она наслала мор на землю, и на жизнь мор, герою предстоит разгадать загадку, которую она загадывает: «Что ходит на четырех ногах, потом на двух ногах, а потом на трех?» Ответ: «Человек». Ребенок ползает на четырех ногах, взрослый ходит на двух, а старик ходить с тростью.

Загадка Сфинкса — изображение самой жизни через время — детство, зрелость, старость и смерть. Когда без страха у тебя есть столкнувшись и приняв загадку Сфинкса, смерть больше не держится вы, и проклятие Сфинкса исчезнет. Победа над страхом перед смерть есть восстановление радости жизни.
( Сила мифа , 151-152)

Но! Столкнулся ли Эдип с загадкой? Похоже, Эдип просто «получил правильный ответ»! Сразу представляешь себе парад и шумиху сопровождающее это первое освобождение Фив, ведущее к Эдипу лечение как спаситель теперь снова, роль, в которой он процветает.

Высокомерие :
Это греческое понятие о высокомерии, вызванном гордыней или страстью. человеческое существо, не знающее своего места как просто человеческое существо. Загадка Сфинкса действительно должна вернуть человека к смирению, если настроить сознание на довольно скромное состояние человека. Но опять же, я не думаю, что Эдип вообще этого замечает: для него это просто вопрос «получить правильный ответ» — разница между выполнением действительно хорошо на промежуточном сроке вместо того, чтобы действительно чему-то научиться.

Хор :
Припев здесь служит для более общего представления о ситуации и подвести нас к более крупным последствиям проблемы помимо запутанной жизни одного или нескольких персонажей. Он может предоставить больше чем установка, но и дополнительный анализ и комментарии. Более современный Использование «хора» можно найти у певцов в стиле Supremes в Магазинчик ужасов и, возможно, мыши в Малышка .

Драма :
Интересно, что на сцене не происходит никаких значительных действий. Мы слышим о драматические спектакли б/у. Кроме того, нет настоящего ожидания, так как история хорошо известна своей первоначальной аудитории. Но зрелище не то, что Греческая драма о. (Римляне, с другой стороны, запустили производство в котором все кровавые сцены разыгрываются на сцене — но это цифры.)

  • Почему бы не показать кровавые сцены на сцене, ведь это могло бы сделано?
Это не случай дрянного «в старые времена радио, которое у вас было использовать свое воображение не так, как сегодня, когда все вручается вам на блюдечке с голубой каемочкой вам синдром испорченных послевоенных правонарушителей». Наоборот, дело здесь в том, что реальный эффект пьесы заключается не в калечение, ни самоубийство, а само «осознание» как истинного трагический ужас. Это психологическая драма.

Судьба :
Здесь мы видим более мрачное видение, чем в эпосах. Судьба снова вытесняет боги, а здесь и богов, кажется, нет, уж точно не тех, к которым мы можем обратиться за их вмешательством. Здесь просто человек и его или ее судьба, суровая, суровая и пугающе отстраненная. (Эта пьеса иногда используется для обобщения заявления о том, что все Греки считали людей марионетками.)

  • Согласно этой пьесе, действует ли космическая справедливость? Или жизнь просто произвольное страдание?
  • Эдип пример чего?
Возможно, чем они больше, тем сильнее они падают. Но к счастью для всех ужасная история, Эдип появляется с небольшим достоинством. Поскольку он должен представлять всех нас (Софокл обычно сосредотачивается на общечеловеческий тип), трагедия несколько видоизменяется финалом осведомленность.

Ирония :
Существует неуклюжая борьба буквально слепого «провидца» против Метафорическая слепота Эдипа, а затем и весь «свет» и «тьма» взаимодействие. Но в этой пьесе много и других истинных драматических ироний. также. Здесь важно отличить истинную драматическую иронию от от того, что средства массовой информации любят самодовольно преподносить как показную иронию, которая обычно не более чем совпадение, или даже не это. Вот пример из «Парада личности» Вальтера Скотта в Парад Журнал :

Q. Сколько лет было Рите Хейворт, когда она ворвалась в кино? Кто был мужчины в ее личной жизни, кроме тех, за кого она вышла замуж? — Титиана М., Детройт, Мих.
A. Хейворт было 16 лет, когда ее наняла студия Fox в 1935 году. Между ее пятью браками у нее были романтические отношения с Виктором. Мэтьюр, Эррол Флинн, Говард Хьюз, Дэвид Нивен и другие. Ее дело со Зрелым, как она однажды призналась репортеру, «это то, с чем я всегда буду По иронии судьбы, Хейворт заболела болезнью Альцгеймера, которая лишил ее памяти.
Первые два предложения буквы «А» отвечают на вопросы. Остальное стервозный бред, выдаваемый за судьбу.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *