Эффект даннинга крюгера в действии – Дурак-дураком, или эффект Даннинга-Крюгера – Святослав Бирюлин – Блог – Сноб

5 примеров эффекта Даннинга-Крюгера: что это простыми словами?

В пятом столетии до нашей эры Сократ как-то поделился со своими учениками сокровенными знаниями и сказал следующую фразу, которой суждено было стать крылатой: «Я знаю лишь то, что я ничего не знаю». С того момента прошло много времени, но люди до сих пор не могут вникнуть в суть этой простой истины и осознать её глубину. И современники Сократа, и те люди, которые живут на планете Земля сейчас, далеко не всегда могут адекватно и объективно оценивать свои знания, умения когнитивные способности, уровень популярности и т.д.

Чем больше знаний мы получаем, тем лучше начинаем понимать и осознавать, насколько полученные нами знания скудны и сколько всего еще нужно узнать, чтобы хоть немного начать разбираться в изучаемом нами вопросе. Человек же, который обладает небольшим уровнем квалификации, уверен в силе своих знаний и их безграничных возможностях. Такая характеризирующаяся раздутой самооценкой иллюзия компетентности получила название «эффект Даннинга-Крюгера».

Что такое эффект Даннинга-Крюгера простыми словами? Когда и почему он возник? В чем заключается суть данного эффекта? В этой статье рассмотрим эффект Даннинга-Крюгера на примерах из повседневной жизни и обсудим некоторые другие вопросы, касающиеся умения любого человека правильно и объективно оценивать собственные способности и решать сложные комплексные задачи.

Эффект Даннинга-Крюгера: что это такое простыми словами?

В 1995 году совершенно обычный и ничем не примечательный белый мужчина крупного телосложения по имени Макартур Уиллер решил ограбить два банка в Питтсбурге. Сделать он это надумал посреди рабочего дня. Грабя финансовые учреждения, преступник не только не удосужился надеть на голову капроновые колготки или использовать любую другую маскировку, чтобы скрыть свое лицо, но и открыто смотрел в камеры видеонаблюдения и мило улыбался. Полиции не понадобилось много времени, чтобы поймать горе-грабителя.

Попав в руки закона, Уиллер сначала не понял, как полицейские смогли отыскать его. Когда же мужчине показали записи с видеокамер, он был в недоумении, поэтому задал полицейскому резонный, по его мнению, вопрос: «Почему на записях все видно, ведь я же нанес на лицо лимонный сок?».

Макартур подумал, что лимонный сок, нанесенный на кожу лица, сделает его невидимым для видеокамер. Многие ведь используют сок лимона для создания невидимых чернил. Логика преступника подсказывала ему, что лимонный сок в сочетании с источником тепла, возле которого он будет находиться во время ограбления, сделают его совершенно невидимым.

Проведя все необходимые исследования и тесты, полицейские смогли сделать вывод, что Уиллер во время совершения преступлений не пребывал под воздействием наркотических веществ и был в трезвом уме. Мужчина просто переоценил свою компетентность в данном вопросе.

Эффект Даннинга-Крюгера – это психологический парадокс и искажение реальности метакогнитивного характера, суть которого заключается в том, что имеющие низкий уровень квалификации люди не только делают неправильные выводы и принимают неправильные решения, но и в силу своего низкого уровня квалификации не могут осознавать собственные ошибки.

Все это приводит к тому, что у людей с низким уровнем квалификации возникают завышенные представления о собственных способностях. Люди же с высоким уровнем квалификации чаще всего занижают самооценку, неправильно оценивают свои способности и испытывают неуверенность в собственных силах.

Чем меньшим запасом знаний обладает человек, тем выше у него мнение о своих способностях. Компетентные же люди обладают большим запасом знаний, но свои способности оценивают низко. Чем компетентнее человек, тем больше он верит в то, что легкие для него задачи так же легко могут выполняться другими людьми. Компетентный человек не только низко оценивает собственные способности, но и думает, что окружающие люди оценивают его способности так же низко.

Люди, оказавшиеся под влиянием эффекта Даннинга-Крюгера, обладают неограниченной уверенностью в себе и своих силах. Они не осознают, что уровень их компетенции не соответствует тому, что они о себе думают. Такие люди никогда не признаются самим себе не только в том, что они некомпетентны, но и в том, что другие люди могут быть более компетентны в том или ином вопросе.

История возникновения эффекта Даннинга-Крюгера

Дэвид ДаннингВ конце 90‑х годов прошлого столетия сотрудник Корнельского университета Дэвид Даннинг, случайно наткнувшись на историю Макартура Уиллера, захотел разобраться, почему же горе-грабитель попал в такую ситуацию. Вместе со своим ассистентом Джастином Крюгером специалист пришел к выводу, что практически все люди склонны к тому, чтобы позитивно оценивать собственные способности в разных интеллектуальных и социальных сферах, но некоторые из них эти способности начинают ошибочно завышать.

Взяв за основу высказывания Чарльза Дарвина (

«Уверенность намного чаще порождается невежеством, а не знанием») и Бертрана Рассела («Одно из неприятнейших свойств нашего времени заключается в том, что те личности, которые испытывают уверенность, являются глупцами, а те личности, которые обладают каким-либо минимальным пониманием и воображением, постоянно испытывают сомнения и являются нерешительными людьми»), Даннинг и Крюгер решили провести ряд экспериментов.

Студентам Корнельского университета, которые принимали участие в одном из экспериментов Крюгера и Даннинга, было задано несколько вопросов о юморе, грамматике и логике. Затем каждого добровольца попросили не только оценить собственные результаты, но и определить свое место в рейтинге студентов.

Те добровольцы (2÷3 от общего количества принимавших участие в эксперименте людей), которые в решении познавательных задач набрали наименьшее количество баллов, переоценили свои способности. Те же студенты (1÷3 от общего количества принимавших участие в эксперименте людей), которые успешно справились с выполнением заданий, недооценивали свои способности.

Чтобы провести еще один эксперимент, Крюгеру и Даннингу пришлось покинуть стены родного учебного заведения. Они отправились на стрельбище и начали задавать любителям пострелять вопросы о том, насколько безопасно их оружие. Те люди, которые смогли ответить правильно на наименьшее количество вопросов, сильно переоценивали свои знания об оружии. Второй эксперимент подтвердил результаты первого эксперимента.

Результаты еще одного исследования, проведенного уже другими специалистами, свидетельствуют о том, что около 80 – 82% водителей свои навыки вождения оценивают выше среднего уровня. Такие результаты являются статистической невозможностью. Такие же тенденции наблюдаются и в тех случаях, когда людей просят оценить свои когнитивные способности или уровень собственной популярности.

Благодаря проведенным исследованиям, Даннингу и Крюгеру удалось доказать, что реально умные люди не умеют правильно и объективно оценивать собственные способности. Умные и компетентные люди, в отличие от людей глупых и некомпетентных, адекватно воспринимают реальность и готовы прислушиваться к конструктивным критическим замечаниям и заниматься корректировкой самооценки.

около 80 – 82% водителей свои навыки вождения оценивают выше среднего уровня

Личности же с низким уровнем квалификации не только совершают нелепые, иррациональные, несовершенные или откровенно глупые поступки, но и живут в иллюзии собственного превосходства.

Шкала, демонстрирующая эффект Даннинга-Крюгера в действии

Эффект Даннинга Крюгера простыми словами

> Новичок, имеющий низкий уровень квалификации и небольшой запас знаний, обладает высокой самоуверенностью. Он искренне верит, что его знаний хватит для того чтобы спасти не только нашу планету, но всю Солнечную систему. Такой человек постепенно поднимается на пик глупости. Он не обращает никакого внимания на более квалифицированных коллег, ведь ничего интересного или дельного они ему рассказать все равно не смогут.

> Если новичок займется саморазвитием и научится адекватно оценивать окружающую его реальность, то, совершив несколько профессиональных ошибок и достигнув пика глупости, он попадет в долину отчаянья. Уровень его самоуверенности резко упадет.

> Пробыв какое-то время в долине отчаянья, человек научится прислушиваться к мнению более компетентных коллег. Он начнет осознавать, что уровень его квалификации недостаточно высок для того чтобы правильно и успешно решать поставленные перед ним задачи.

> Склон просветления, на который человек попадет после осознания того, что уровень квалификации необходимо постоянно повышать, является одним из основных шагов на пути к трансформации от новичка к эксперту. Мудрость, которая представляет собой смесь опыта и полученных в результате взаимодействия с более компетентными людьми знаний, способствует повышению самооценки. Но в данном случае самооценка эксперта, в отличие от самооценки новичка, реально соответствует уровню квалификации.

> Человек, который на пике глупости перестает приобретать опыт и знания, может навсегда остаться в этой точке. Он, думая, что уже достиг вершины профессионализма, всю оставшуюся жизнь будет пребывать под влиянием эффекта Даннинга-Крюгера.

> Человек же, который продолжает развиваться в выбранном им направлении, со временем начинает осознавать, что он – не профессионал, ведь тех знаний и умений, которыми он обладает, совершенно недостаточно для того чтобы принимать правильные решения и добиваться поставленных целей. В этот момент уровень уверенности в собственных силах сначала стремительно падает, а затем начинает расти, но уже постепенно и достаточно медленно.

Яркие примеры эффекта Даннинга-Крюгера

Пример №1. Святослав и его любимая игра

Святослав в детстве много времени проводил у бабушки с дедушкой. Именно дед научил мальчика играть в шахматы. Славику игра очень понравилась. Сначала он играл только с дедушкой, а затем начал играть с папой, старшим братом, друзьями и одноклассниками. Парень практически всегда выигрывал. Оппоненты неустанно хвалили будущего гроссмейстера и утверждали, что он смог бы победить и самого Гарри Каспарова. Святослав настолько свыкся с мыслью, что он родился для того чтобы стать королем шахмат и обрести мировую славу, что решил принять участие в региональном турнире.

Парень подал заявку на участие в турнире, заплатил регистрационный сбор и побежал за шампанским, так как никаких сомнений в том, что именно он станет победителем, у него не только не возникло, но и возникнуть не могло.

В первом же раунде регионального шахматного турнира Святослав проиграл какому-то ничем не примечательному игроку, которого наш герой принял за дилетанта и полного профана.

Святослав все время думал, что он самый умный и самый лучший игрок. Он, являясь всего лишь любителем, а не профессионалом, переоценил свои способности и стал жертвой эффекта Даннинга-Крюгера.

Пример №2. Ангелина и её превосходные вокальные данные

Ангелина обожает петь. Она поет в ванной, поет по дороге на работу, поет во время обеденного перерыва, а вечером вместе с подружками отравляется в ближайший караоке-бар, где продолжает исполнять свои любимые песни, но уже не только для себя, но и для других посетителей.

Однажды в караоке-баре к девушке подошел молодой человек. Он сделал Ангелине массу изощренных комплиментов, выразил свое восхищение по поводу её очаровательного и реально божественного голоса и удивился, почему девушка до сих пор не выступает профессионально, ведь её место – не в захудалом караоке-баре, а на сцены со звездами первой величины. Парень предложил Лине принять участие в шоу талантов. Девушка практически сразу же согласилась.

Ангелина к шоу не готовилась, так как не испытывала никаких сомнений в том, что она обладает уникальным и неповторимым голосом. Представ перед жюри, девушка исполнила свою любимую песню и приготовилась к оглушительным овациям, но один из членов жюри сказал Ангелине, что её голос ничем не отличается от большинства среднестатистических голосов, поэтому на шоу талантов ей не место.

Среди своих родственников, знакомых и коллег Ангелина была лучшей певицей, но в масштабах целой страны стать лучшей её не удалось.

Пример №3. Леонид и прыжок с парашютом

Леонид обожает смотреть фильмы и сериалы о сильных и харизматичных героях, которые умеют правильно вести себя и в экстремальных условиях, и в высшем обществе, и наедине с понравившейся девушкой. Особенно парню по душе те фильмы и сериалы, в которых герои совершают прыжки с парашютом. Молодой человек пересмотрел уже столько кинокартин на эту тематику, что знакомые начали называть его Джеймсом Бондом и Индианой Джонсом в одном флаконе.

На день рождения друзья решили подарить имениннику прыжок с парашютом. Леонид подарку очень обрадовался. Один из друзей спросил виновника торжества, не боится ли тот прыгать с парашютом. Парень ответил, что бояться нет никаких причин, ведь он много раз видел, как герои его любимых фильмов и сериалов делают это без какой-либо специальной подготовки. Леонид стопроцентно уверен, что в этом нет ничего сложного.

Прослушав инструктаж опытного специалиста, который длился несколько часов, Леонид с удивлением осознал, что прыжок с парашютом – это не так легко и просто, как он всегда думал. Уровень уверенности в собственных силах и возможностях у Леонида, который узнал, что во время совершения прыжка может возникнуть множество непредвиденных и травмоопасных ситуаций, значительно снизился.

Пример №4. Алиса и фотографии

Гуляя с подружками в парке после уроков, старшеклассница Алиса решила устроить фотосессию. Сделав множество красивых снимков, девушка, вернувшись домой, выбрала самые удачные, обработала их в фотошопе и выложила в одну из популярных социальных сетей. Фотографии Алисы насобирали множество лайков от знакомых и незнакомых пользователей. Восторженные отзывы и комментарии в виде комплиментов убедили школьницу в том, что она обладает реальным талантом фотографа.

Алиса начала ощущать себя мегакрутым фотографом. Со временем у неё сформировалось устойчивое убеждение о наличии профессионализма и большого таланта. Когда же во время очередной фотосессии к ней подошел профессиональный фотограф и сделал небольшое, но очень дельное замечание, Алиса не только не стала прислушиваться к его рекомендациям, но и сама дала фотографу с двадцатилетним стажем несколько советов.

Пример №5. Вадим и его работодатель

Окончив университет и став дипломированным специалистом в области финансов, Вадим решил устроиться на работу в банк. Директор банка, Андрей Петрович, пообщавшись немного с соискателем Вадимом, предложил ему некоторое время поработать в банке в качестве стажера.

Хотя зарплата и будет минимальной, но Вадим, который, по словам Андрея Петровича, обладает колоссальными знаниями, всеми необходимыми чертами характера истинного банкира и отличными перспективами, сможет быстро стать сначала менеджером, а затем и директором того филиала, который должен открыться в самом ближайшем будущем.

Вадим, услышав столько лестных слов о себе и своих способностях, согласился работать стажером.

Проработав на низкооплачиваемой и совершенно неперспективной должности несколько месяцев, Вадим понял, что никакое повышение ему не светит. Андрей Петрович подтвердил эту печальную догадку, когда через пару дней вызвал стажера к себе в кабинет и сообщил ему, что банк в его услугах больше не нуждается.

Если бы Вадим не стал жертвой эффекта Даннинга-Крюгера, он бы не пытал ложных иллюзий и не поверил бы льстивым словам директора. Путь к реальному профессионализму не бывает быстрым и стремительным, а чувство профессионализма и компетентности в самом начале пути чаще всего бывает ложным. Это ложное чувство может стать причиной серьезных потерь и ошибок, если человек не будет адекватно и объективно оценивать уровень своих знаний и умений.

Несколько интерпретационных аспектов сути эффекта Даннинга-Крюгера

Доцент и кандидат физико-математических наук Парушин Евгений Борисович в своей научной статье, опубликованной в октябре 2016 года в 19 (123) номере журнала «Молодой учёный», пишет, что к значительному завышению самооценки приводит низкий уровень профессиональной подготовки. Что же плохого в завышенной самооценке?

Дело в том, что завышенная самооценка становится причиной принятия неверных решений. Дать адекватную оценку своим решения человек не может, так как он обладает низким уровнем компетенции. У такого человека возникает преувеличенное и ложное представление о собственных профессиональных возможностях. Человек же, имеющий высокий уровень профессиональной подготовки, чаще всего занижает уровень своих способностей.

Такое социальное когнитивное искажение действительности, как эффект Даннинга-Крюгера, приводит к тому, что не очень грамотные личности чаще всего располагают более высоким мнением о собственных способностях, чем люди, обладающие более значительным уровнем квалификации.

Рост профессионального уровня не становится причиной существенного повышения самооценки. Чаще всего самооценка у сомневающихся в своих способностях людей с высоким уровнем квалификации останавливается на отметке в 70 – 72%. Все это приводит к тому, что такие квалифицированные люди предполагают, что окружающие оценивают их профессиональный уровень так же, как и они сами оценивают себя.

Чем можно объяснить эффект Даннинга-Крюгера? Если человек плохо разбирается в какой-либо теме и представляет её себе только в общих чертах, то оценивать свои знания он может так же только в общих чертах. Чем больше человек уделяет времени той или иной теме и чем больше он погружается в неё, тем отчетливее он начинает понимать, как ничто мал запас его знаний.

Эффект Даннинга-Крюгера оказывает существенное влияние практически на все сферы нашей повседневной жизни. Людям постоянно приходится сталкиваться с теми областями, знания о которых у них просто отсутствуют: изучение нового языка, приготовление нового блюда, курсы экстремального вождения, повышение и т.д. Поэтому помнить об эффекте Даннинга-Крюгера нужно практически всегда: когда кто-то оценивает вашу работу, когда вы только начинаете погружаться в малоизученную сферу жизни или когда вы оцениваете работу другого человека.

Не стоит тешить себя иллюзией, что жертвой эффекта может стать кто угодно, но только не вы! Вы всегда можете повысить уровень своих знаний в выбранной вами сфере, но достаточным ли количеством знаний вы обладаете, чтобы что-либо советовать другим людям или давать им оценки? Если вы понимаете, что ваших знаний недостаточно, то следует обратиться за помощью к более компетентному человеку.

Не стоит поддаваться и на провокации других людей. Если кто-то яростно и агрессивно доказывает вам, что он – стопроцентный гуру и истинный профессионал своего дела, но по факту вы понимаете, что данная личность обладает низким уровнем квалификации, то не стоит вступать с ней в конфронтацию и пытаться что-либо доказать. Не забывайте, что люди, находящиеся под влиянием эффекта Даннинга-Крюгера, вас просто не поймут!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Эффект Даннинга — Крюгера: что это, примеры когнитивных искажений

Эффект Даннинга-Крюгера имеет сложное название, но знаком многим из повседневной жизни. Иногда нам трудно объяснить другому человеку какую-то мысль в силу его низкой компетентности. В других ситуациях мы не можем понять пояснений, но уверенно спорим с оппонентом. Данная статья поможет выяснить, как связаны упомянутые ученые и осознание границ собственных знаний, квалификации.

Эффект Даннинга-Крюгера – что это?

 Эффект Даннинга-Крюгера

Психологический эффект Даннинга-Крюгера представляет когнитивное искажение, при котором люди с низким уровнем компетентности делают ошибочные выводы, но не способны их осознать. Т.е. отсутствие достаточных знаний не дает возможности оценить ситуацию объективно. Это приводит к появлению завышенных представлений о себе, собственных умениях. При этом высококвалифицированные личности, наоборот, часто страдают от неуверенности (видят других более компетентными). Предположения о существовании такого феномена были выдвинуты в 1999 году Дж. Крюгером и Д. Даннингом.

Обратите внимание! На формулировку концепции ученых вдохновили тексты древнегреческих философов, высказывания известных писателей. Одно из них: «Незнание чаще рождает уверенность, чем знание.» (Ч. Диккенс).

Ошибка в оценке своей квалификации стала отправной точкой для изучения особенностей феномена. Чтобы подтвердить догадки, ученые провели практическое исследование.

Как Даннинг и Крюгер проверили свою гипотезу

Даннинг и Крюгер проверка гипотезы

Выдвинутые предположения ученые проверяли с помощью классического эксперимента. В роли испытуемых выступали студенты Корнелльского университета. Ученые основывались на результатах работ предшественников, которые называли основой некомпетентности незнание принципов выбранной деятельности. При этом совершенно неважно – это понимание новой философской концепции либо игра в теннис (преимущественное использование умственных и физических данных не имеет значения).
Суть эксперимента предполагала следующее:

  1. Первый этап: с целью проверки эффекта Даннинга-Крюгера экспериментальной подгруппе предлагали выполнить тест для выявления актуальных способностей. Затем без объявления результатов тестирования испытуемым нужно было определить уровень показанной компетентности.
  2. Второй этап: студентам объявляли полученные результаты.

максимум даннинга-крюгера

В результате испытуемые с высокими показателями на первом этапе занижали результаты. После объявления правильных ответов они корректировали самооценку. Студенты с показателями ниже среднего вели себя противоположно: сначала завышали результат, а затем не могли поверить в реальность ответов.

На основе полученных данных ученые сделали несколько выводов, описав эффект Даннинга-Крюгера. Для неквалифицированных людей характерно:

  • склонность переоценивать себя;
  • отсутствие способности к адекватной оценке умений других людей;
  • невозможность осознавать пределы некомпетентности.

Ситуация менялась в лучшую сторону после соответствующего обучения. После люди с ранее низкими возможностями к самокритике выдавали объективную самооценку.

Что обнаружили Даннинг и Крюгер

Что обнаружили Даннинг и Крюгер

Поскольку особы с низкими знаниями переоценивают себя, они меньше сомневаются в правильности поступков, высказываний. В результате неудачи объясняются влиянием внешних обстоятельств: плохие материалы/инструменты, глупые коллеги по рабочей группе и т.д.

Ученые сделали отдельные выводы относительно оценки результатов. При этом описать эффект Даннинга-Крюгера возможно простыми словами: объективно оценивать работу, знания другого человека способен лишь профессионал. Например, доступность техники для фотографии спровоцировала появление тысяч «профессиональных фотографов», которые не знают базовых терминов. Но в силу недостатка знаний они не видят проблем в своей работе (плохой свет, композиционные минусы и т.д.). Пара статей или прочитанная книга не сделают человека настоящим специалистом в определенной области – именно на это указывает эффект Даннинга-Крюгера.

Важно! Подобные проблемы в оценке могут наблюдаться в любой области. При этом аматор с минимальными знаниями может создавать негативный образ какой-либо профессии.

Из-за такого эффекта страдают настоящие профессионалы и те, кто получает некачественный результат. Ущерб бывает финансовым, психологическим и др. «Авторитетные» обсуждения затрагивают медицинские диагнозы, вопросы благополучия, морали и т.д.

синдром даннинга-крюгера

Результаты по исследованию синдрома Даннинга-Крюгера опубликованы в английском Журнале социальной психологии еще в 1999 году. Примечательно, Даннинг и Крюгер были удостоены Шнобелевской премии за открытие эффекта.

Интересно! Такая премия нисколько не преуменьшает заслуг исследователей. Факт ее вручения указывает, что некоторые смешные открытия заставляют задуматься о глубоких вещах.

Награда выдается за работы, которые могут привлечь больше людей к науке, медицине и технологиям.

Важные выводы из эффекта Даннинга–Крюгера

оценка себя

Чем больше у конкретной личности навыков и опыта в определенной сфере, тем объективнее она может оценить себя. В процессе самосовершенствования человек учится замечать свои недостатки и улучшать навыки:

  • открывается сложность темы;
  • появляется возможность для сравнения своих навыков с работами профессионалов.

И наоборот, чем меньше у субъекта навыков и практического опыта, тем труднее ему себя оценивать.

Наиболее важный момент теории – возможность коррекции эффекта Даннинга-Крюгера на практике. Для уменьшения его проявления ученые предложили 2 основных шага:

  • получить оценку своих навыков у специалиста в данной области. Только настоящий профессионал может адекватно оценить знания другого человека. После оценки индивид легко определит свои слабые и сильные стороны, чем уменьшит влияние эффекта Даннинга-Крюгера.
  • продолжать обучение. Чем больше знаний и умений накапливает индивид, тем меньше вопросов к его компетенции. Изучая новые аспекты темы, человек начинает постепенно осознавать границы своих знаний.

Согласно мнению Даннинга и Крюгера , можно избавиться от негативного воздействия эффекта. Главное – это стойкое желание и высокий уровень мотивации для обучения новому.

Синдром Даннинга–Крюгера: применение на практике

применение на практике эффекта даннинга-крюгера

Описанный эффект относится практически ко всем сторонам человеческой жизни. Ежедневно субъект может сталкиваться с разными темами, в которых он не разбирается. К ним могут относиться рабочие вопросы, повседневные разговоры или бытовые задачи. Помнить о существовании эффекта нужно при:

  • оценке вашей работы кем-либо;
  • погружении в малознакомую тему;
  • попытке оценить чужие навыки.

Всегда стоит руководствоваться здравым смыслом и помнить, что закон справедлив абсолютно для всех. Старайтесь спрашивать себя, достаточно ли имеющихся знаний для верной оценки ситуации. Например, не стоит объяснять врачу, как он должен лечить (если собственные знания ограничиваются парой интернет-статей). Если вы сомневаетесь в диагнозе либо назначенной терапии, стоит посетить другого специалиста.

Также важно не верить чужим «провокациям». К ним относятся случаи, когда кто-то активно убеждает вас в своем профессионализме. К примеру, при подборе кадров можно столкнуться с людьми, которые искренне верят в свою компетентность (подобная уверенность может оказаться безосновательной). В обратной ситуации встречаются соискатели на должность, которые преуменьшают свои возможности. По этой причине собеседование должен проводить ведущий специалист в своей области, чтобы оценить реальные знания претендентов.

Совет! Основываясь на эффекте Даннинга-Крюгера, не стоит выбирать каверзные вопросы для проверки кандидатов. Такой прием малоэффективен не практике – для оценки ответа мало знать правильный вариант.

Нельзя проанализировать слова кандидата лишь на основе одной шпаргалки. Человек может ответить более развернуто или сжато, использовать синонимы или новые данные, которые не известны собеседнику. Только специалист, разбирающийся в вопросе, способен дать правильную оценку.

Заключение

Эффект Даннинга-Крюгера указывает на тонкую грань между новичком и любителем, опытным человеком и ведущим экспертом. Чем глубже человек изучает тему, тем больше по времени занимает переход от одной стадии к другой. При беглом обзоре повышается риск переоценить свои навыки. Только в процессе планомерного обучения личность может осознать границы собственной некомпетентности.

Алина Чиркина

Высшее образование по специальности «Психология»: кафедра общей, медицинской и патопсихологии ДНУ им. Олеся Гончара. Автор популярного блога на платформе Irecommend о здоровом образе жизни, косметологии и добавках к питанию.

Эффект Даннинга — Крюгера: о чем этот закон, как работает парадокс

«Чужая работа всегда кажется легкой», «Чем больше я знаю, тем меньше я знаю» (или, как говорил Сократ, «Я знаю, что ничего не знаю»). Эти и многие другие подобные фразы отражают такую особенность нашего восприятия, которая по-научному называется эффект Даннинга – Крюгера. Эта когнитивная ошибка была описана в 1999 году американскими социальными психологами Дэвидом Даннингом (David Dunning) и Джастином Крюгером (Justin Kruger). В чем же заключается этот парадокс, как он работает и почему о нем полезно помнить?

В чем эффект Даннинга – Крюгера?

Эффект Даннинга – Крюгера – это искаженное восприятие собственных способностей и знаний в той или иной области. Что такое эффект Даннинга - КрюгераЧто такое эффект Даннинга - КрюгераЛюди, которые на самом деле обладают низким уровнем знаний и/или способностей по теме, склонны их переоценивать. Те же, чьи знания, умения и навыки значительны, напротив, принижают их.

Конечно, сам по себе закон Даннинга – Крюгера был известен задолго до этих двух ученых. Подтверждением служит уже то, что отражающие данный парадокс фразы можно найти в очень древних трудах и учениях, включая не только Сократа, но и, например, Конфуция. Однако именно Даннинг и Крюгер провели несколько социологических исследований, представили выводы и описали эффект с научной точки зрения.

Чем объясняется этот парадокс?

С одной стороны, парадокс Даннинга – Крюгера можно объяснить тем, что если вы не знаете обсуждаемую тему, вы представляете ее в общих чертах и в общих же чертах оцениваете свои знания. Но чем больше вы погружаетесь в ту или иную область, тем больше деталей вам открывается и тем отчетливее вы понимаете, как мало знаете. Упрощенный пример: разведение костра. Казалось бы, дрова положил, спичку поднес – готово. Однако когда вы сами пытаетесь разжечь его, то узнаете, что газеты, тонкие и толстые ветки надо сложить в определенном порядке, и поджигать костер нужно не абы как, а чтобы веточки схватились. Да и подкладывать дрова тоже надо правильно.

Даннинг и Крюгер также отмечали, что люди, не сведущие в рассматриваемой теме, в силу низкого уровня знаний не могут осознавать свои ошибки (подробнее об этом мы говорим чуть ниже).Парадокс Даннига - Крюгера: объяснение

Парадокс Даннига - Крюгера: объяснение Следовательно, они не могут давать профессиональные оценки своим суждениям, и это также мешает соотнести собственный уровень с уровнем профессионалов.

С другой стороны, если вы профессионал и с легкостью решаете различные задачки из вашей области, то можете просто не понять, почему у кого-то они вызывают затруднения – для вас это очень легко. Вот одна из причин, почему профессионал склонен преуменьшать свои знания и навыки – он не видит в них ничего особенного. Часто это становится побудительным мотивом к самосовершенствованию, дальнейшему обучению, расширению знаний и т.д., что в результате делает компетентного человека еще более компетентным. И это очень позитивное следствие парадокса Даннинга – Крюгера. Другие следствия мы рассмотрим ниже.

Несколько важных выводов из эффекта Даннинга – Крюгера

Помимо стремления компетентных людей к совершенствованию, самые главные практические выводы, которые можно сделать из исследований Даннинга и Крюгера, касаются людей некомпетентных. Так, лица с низким уровнем знаний по теме:

  • не способны оценить собственный уровень незнания/некомпетентности и обязательно завышают его;
  • не способны оценить уровень знания/незнания, компетентности/некомпетентности других;
  • не способны понять свои ошибки и оценить результат работы в целом.

Последний пункт стоит того, чтобы разобрать его подробнее.

Эффект Даннинга – Крюгера: оценка ошибок и результатов

Вроде все логично: чтобы понять, где закралась ошибка и насколько хорош результат, нужно обладать соответствующим уровнем знаний. На практике же такая логика не работает. Представим, что вы поклеили обои, совершенно не разбираясь в вопросе, а они отвалились через день. Почему? Вы вряд ли сможете понять, в чем проблема – в некачественном клее, в плохих обоях или же в том, что вы нарушили технологический процесс. Из-за того что люди с низким уровнем знаний/компетенций переоценивают их, они не сомневаются в том, что все сделали правильно. Как следствие, они часто сваливают все на некачественные материалы и инструменты (из перечисленных в нашем примере вариантов остаются некачественный клей и плохие обои). То есть перед нами наглядный пример народной мудрости «У плохого танцора всегда пол виноват».

Другая часть той же проблемы – оценка результата. Она становится особенно актуальной в тех вопросах, где допустимы необъективные оценки.Закон Даннинга - Крюгера: важные следствия

Закон Даннинга - Крюгера: важные следствия Например, доступность фототехники (в том числе профессиональной) обусловила появление множества «профессиональных фотографов», не знающих понятий «выдержка» и «экспозиция». При этом в силу низкой компетентности они не видят композиционных просчетов или плохую работу со светом, считая свои снимки гениальными.

То же самое касается некачественного дизайна, текстов, образовательных программ и многих других вопросов, когда несведущие люди пытаются влезть в чуждую им область. Страдают из-за этого не только те, кто получает некачественный результат (и возможно также не способен оценить его), но и мастера данной области – их труд обесценивается как в финансовом, так и в профессиональном планах. И это не говоря об «авторитетных» обсуждениях диагнозов в очереди в поликлинике или иных проявлениях данного парадокса, которые могут затрагивать важные вопросы здоровья, благополучия и т.д.

Даннинг и Крюгер установили, что при погружении в тему оценка собственного уровня знаний меняется, даже если практических навыков при этом не прибавляется. Поясним на примере. Во многих фильмах можно увидеть, как главный герой сажает самолет в сложных условиях, просто слушая команды диспетчера. Допустим, мы спросим человека на улице, способен ли он посадить самолет без автопилота в сложных условиях только с помощью подсказок? Переоценивая свои способности и исходя из подобных фильмов, наш респондент может ответить: «Почему нет?» Затем мы знакомим человека с тем, как правильно сажать самолет, что для этого нужно знать и уметь, какие факторы нужно учитывать. В результате компетенций и навыков у человека не прибавляется, а вот уверенность в том, что посадка пройдет гладко, упадет на глазах.

Применение закона Даннинга – Крюгера на практике

Синдром Даннинга – Крюгера касается практически всех сторон нашей жизни, когда мы сталкиваемся с областями, в которых не сильны. Это могут быть как многочисленные рабочие вопросы, так и нерабочие – готовка, изучение языков и др. Помнить о данном эффекте стоит во всех случаях: когда кто-то оценивает вашу работу, когда вы сами погружаетесь в малознакомую область или когда пытаетесь оценить чужое «погружение».

В первую очередь важно всегда вооружаться здравым смыслом и помнить, что этот эффект распространяется и на вас тоже. Вы можете подтянуть уровень знаний в нужной теме, Эффект Даннинга - Крюгера на практике

Эффект Даннинга - Крюгера на практикено задавайте себе вопрос: достаточно ли их, чтобы давать верные оценки. Если нет, обратитесь к тому, у кого достаточно. Например, не объясняйте врачу, как именно ему вас лечить, если ваша подготовка ограничивается только несколькими статьями, прочитанными на ресурсах сомнительной авторитетности. Если вы не уверены в диагнозе или терапии, лучше попросите второе мнение у другого специалиста.

Важно также не поддаваться на чужие «провокации». Под ними мы понимаем ситуации, когда кто-то яро заверяет вас в своем высоком профессионализме. Это особенно важно в ситуациях, когда вы ищите исполнителей или нанимаете кого-то на работу. Вы можете столкнуться с людьми, которые искренне, но совершенно безосновательно считают себя специалистами, не говоря уже об обманщиках или обладателей безмерного эго. Однако также перед вами может быть и профессионал, которого не стоит упускать. Если сами вы не в состоянии дать верную оценку, лучше обратиться к эксперту в соответствующей сфере.

Если вы ищете профессионалов в своей области, мы бы не советовали устраивать для них проверки с каверзными вопросами, если вы не в состоянии оценить ни вопрос, ни ответ. Известен такой не самый удачный HR-прием – заранее поискать вопрос на засыпку, на собеседовании задать его кандидату и свериться с заранее же написанной шпаргалкой. Но вам могут дать более полный или более краткий ответ (но тоже верный), рассказать о том же другими словами или, например, привести свежие данные (тогда как в вашей шпаргалке устаревшие). А может быть, ваш вопрос сформулирован некорректно? Если ваших знаний не хватает для верной оценки, не стоит ставить себя же в неловкое положение.

И в заключение забавная лекция TedEx от Дэвида Даннинга «Почему некомпетентные люди думают, что они потрясающие» (David Dunning «Why incompetent people think they’re amazing»). Видео представлено на английском языке с русскими субтитрами.

Эффект Даннинга — Крюгера / Академия исследования лжи

Эффект Даннинга — Крюгера — когнитивное искажение, которое заключается в том, что «люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации». Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами.

Заблуждение: Можно с легкостью определить свои возможности и знания в той или иной области.

Реальность: На самом деле объективно оценить свои способности и сложность комплексных задач не так-то просто.

Представьте, что вы хорошо играете в какую-либо игру, будь то шахматы, Street Fighter или покер.
Вы регулярно играете в неё с друзьями и всегда выигрываете. Вы прекрасно справляетесь и уже почти уверены в том, что в состоянии выиграть целое соревнование. В интернете вы узнаёте, где будет проходить следующий областной турнир; платите за участие и в первом же раунде позорно проигрываете. Выходит, вы не настолько умны. Всё это время вы думали, что вы лучший из лучших, но оказалось что вы всего лишь любитель. Это явление называют эффектом Даннинга-Крюгера, оно является неотъемлемой частью человеческой природы.

Вспомнить лишь многочисленных звёзд YouTube за последние годы — неумело крутящих нунчаки и поющих невпопад. Почти все эти исполнения просто ужасны, а главное сами «звёзды» даже не замечают своей бездарности и выступают на полном серьёзе. Это действительно жалкое зрелище, после которого невольно задаёшься вопросом, зачем они позорятся перед такой обширной аудиторией? Дело в том, что им кажется, будто мир так же будет восхищаться их «талантами», как близкие друзья, семья и сверстники.

«В современном мире, глупые слишком самоуверенны, в то время как умные полны сомнений».
– Бертран Рассел

Благодаря эффекту Даннинга — Крюгера стали известными такие телешоу как «Америка полна талантов» и «Американский идол». В местном баре-караоке вы можете быть лучшим певцом. А если вам придется соперничать с целой страной? Будете ли вы лучшим? Не думаю.

Вы никогда не задумывались, почему люди с учёной степенью кандидата географических или биологических наук не обсуждают на интернетовских форумах проблемы глобального потепления или эволюцию? Зато те, кто не имеет ни малейшего понятия о психологии, пишут статьи в 1200 слов о психологическом искажении.

Чем меньше вы знаете какой-либо предмет, тем больше вам кажется, что достаточно этих знаний, которые есть, и учиться уже не надо. Только тогда, когда набираетесь опыта, вы начинаете различать всю глубину и широту предмета, и чтобы получить хоть какое-то представление о нём, приходится изрядно попотеть.

Конечно это всё в общих чертах. В 2008 году экономист Робин Хэнсон отметил, что эффект Даннинга-Крюгера особенно проявляется перед выборами, когда оппоненты больше смахивают на болванов чем на политиков.

В 1999 году Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг выдвинули гипотезу о существовании данного эффекта, основываясь на экспериментах, проведённых в Корнелльском университете. Они предложили студентам пройти тест по грамматике и логике, а затем дать себе приблизительную оценку. Здесь важно отметить, что некоторые испытуемые смогли определить уровень своих способностей. Некоторые знали, что у них плоский юмор, и были правы. Результаты исследования оказались весьма любопытными. Когда одарённые люди осознают, что у них есть талант, они могут точно сказать, как выполнили то или иное задание, но конечно есть и исключения. В целом многие не в силах себя оценить.

Последние исследования попытались опровергнуть категоричность гипотезы Даннинга -Крюгера, указывая на то, что неспособные люди хотя бы знают о своих недостатках.

Исследование, проведённое в 2006 году Барсоном, Ларриком и Клейманом показало:

Испытуемые, которые хорошо справились с лёгким заданием, и те, кто плохо справился со сложным заданием, смогли одинаково точно оценить свои результаты.

«Умелый или неумелый, но все равно не сознающий» — Барсон, Ларрик и Клейман.

Отсюда вывод:

Чем больше у человека навыков, практики и опыта, тем объективнее он себя оценивает. В процессе работы над собой, вы постепенно начинаете замечать свои недостатки и улучшать свои навыки. Вам открывается вся комплексность и нюансы; Знакомясь с деятельностью мастеров, и сравнивая себя с ними, вы находите, что вам ещё есть чему поучиться. И напротив, чем меньше у человека навыков, практики и опыта, тем труднее ему себя оценить. Ваши сверстники не указывают вам на недостатки потому, что они знают столько же сколько и вы, или просто не хотят обидеть. Ничтожное преимущество над новичками даёт вам ложное представление о себе – будто бы вы пуп земли.

«Невежество всегда обладает большей уверенностью, чем знание».
– Чарльз Дарвин

В любой деятельности, будь-то игра на гитаре, сочинение коротких рассказов (или ведение блога), пересказ анекдотов или фотосъёмка, любители всегда будут считать себя асами своего дела, покруче самих экспертов. Образование — это не только получение теоретических знаний, но и их практическое использование.

Хайди Монтаг и Спенсер Прэтт наглядные примеры эффекта Даннинга — Крюгера. Целая индустрия кретинов зарабатывает на жизнь за счёт двух привлекательных, но бездарных людей, убеждая их в том, что они воплощение гениев авторского кино. Они глубоко увязли в пучине невежества, и возможно никогда не выберутся оттуда. Над ними насмехается вся Америка (точнее люди, которые знают, что они американцы), а они, находясь в эпицентре этой трагедии, и не подозревают об этом.

Границу между новичком и любителем, мастером и экспертом не так легко распознать. Чем дальше вы продвигаетесь, тем больше времени займёт переход от одной ступени к другой. От новичка до любителя всего один шаг. Именно на этом этапе ярче всего выражается эффект Даннинга — Крюгера. Вы думаете, потребуется столько же усилий, чтобы перейти от любителя к эксперту? Ошибаетесь. Любой, кто играл в ролевые игры, поймет, о чем идет речь. Если в игре 100 уровней, то первые двадцать вы пройдёте и с закрытыми глазами, но чтобы пройти 50-й уровень, вам, возможно, потребуется больше времени, чем вы потратили на всю игру.

Все мы, время от времени, замечаем за собой эффект Даннинга — Крюгера. Не очень приятно постоянно признаваться во всех ошибках и слабостях, и всегда быть честным с самим собой. Вы совершенно убеждены, что ваши рисунки корн-догов достойны выставляться в музее? В этом нет ничего плохого. Чувство неполноценности или несостоятельности лишает всяких надежд — чтобы от него избавиться, нужно приложить немало усилий. Прямая противоположность эффекту Даннинга — Крюгера это глубокая депрессия с симптомом сковывающей неуверенности.

Настоящая проблема появляется тогда, когда люди располагающие к себе, но некомпетентные лезут управлять компаниями или страной.

Не позволяйте эффекту Даннинга — Крюгера завладеть вами. Если вы хотите в чём-то преуспеть, нужна практика. Ещё вы можете поучиться у великих мастеров своего дела. Сравнивайте себя с талантливыми людьми и учитесь у них смирению.

Для молодых ученых:

Человек часто неадекватно оценивает других, а еще чаще – самого себя. Профессионалы нередко считают себя бездарями, а ничтожества ведут себя так, будто они гениальны. Понятно, что здесь не поможет арбитр со свистком, но откуда берется такой самообман? Два ученых – психолога из Корнуэла – Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер обнаружили «эффект Даннинга-Крюгера» на базе своих исследований по этой проблеме.

Конечно, они не были пионерами в этой области. Психологам давно известно, что средний человек оценивает свои способности выше среднего значения. Опрос инженеров одной компании показал, что 42% опрошенных считало себя среди 5% лучших. Люди пожилого возраста часто говорят, что они управляют авто лучше среднего водителя (тогда как статистика дорожных происшествий свидетельствует об обратном). Даже профессоров не обошла переоценка собственных знаний: 94% участников одного опроса заявили, что их работа лучше посредственной!

Психологи Даннинг и Крюгер профессионально занимаются изучением причин ошибок в восприятии мира человеком. Чтобы понять, где находятся корни этой конкретной лжи, они стали искать тех, у кого наиболее завышенная самооценка. В эксперименте студентам перед экзаменом было предложено оценить свои знания и предвидеть свой результат по сравнению с другими. Оказалось, что наиболее самоуверенными являются слабые студенты. Но удивили Исследователи выдвинули гипотезу, что невежды не только плохо знают предмет, но из-за своих слабых знаний не в состоянии объективно оценить степень своего невежества. Знатоки легко возятся с задачей, а потом думают, что это будет легко и для всех остальных. Именно поэтому они оценивают себя ниже относительно того, как смотрят на них другие люди. Это обобщение относительно лучших и худших получило название «эффект Даннинга-Крюгера».

В науке (как и в других формах человеческой деятельности) часто новая идея не воспринимается обществом. Существует даже мысль, что каждая научная гипотеза проходит 3 стадии:

• высмеивание — это же надо, какой дурак это придумал!;
• критику — нет, гипотеза нормальная, только ошибочна;
• признание — ну, это и так все знали.

Не обошла подобная участь и наших психологов. Пресса откровенно смеялась над исследователями: смехотворно, куда выбрасываются государственные деньги! Не отставали и коллеги — в 2000 году Даннинг и Крюгер получили шутливую Шнобелевскую премию, которая часто дается за качественные, но непонятные обществу (обычно с прагматической точки зрения) открытия.

(Кстати, в том же году Шнобеля получил и голландский физик российского происхождения Андрей Гейм. Всех сильно рассмешила его демонстрация полета обыкновенной жабы под действием магнитов. Но 10 лет спустя Гейму присудили настоящую Нобелевскую премию, хотя и за другую работу — создание графена. Вот так.)

Потом пришло время критики. Одни ученые заявили, что нет никаких особых механизмов в ошибках самооценки. Просто у людей привычка определять себя как «лучше среднего». Эта метка очень далека от невежд, так они сильно завышают свои показатели, но ближе к лучшим, поэтому эти несколько занижают. Другие ученые обратили внимание, что экзаменационные задания экспериментаторами были подобраны несложные, поэтому «двоечники» были пойманы врасплох, потому что не разглядели трудностей, а «отличники» надеялись на равный результат у всех студентов. Дайте им сложные задачи, и слабенькие станут скромнее, а сильные поймут свою мощь — предположили критики. Кроме того, возможно, у лузеров не было мотивации всерьез рассчитывать на свои возможности, и они говорили о результатах наугад. Ну, и все исследования были «лабораторные», т.е. проводился эксперимент, и подопытные об этом знали. Может, в реальной жизни все не так?

Даннинг с Крюгером добросовестно взялись за проверку гипотез. Сначала они повторили свои старые опыты с экзаменом (достаточно сложным — никто не набрал больше «четверки с плюсом», но попросили студентов спрогнозировать не только свой относительный результат (будут ли они лучше), но и абсолютный (сколько правильных ответов они дадут). Начальная гипотеза подтвердилась в обоих случаях, хотя отличники лучше угадали число баллов, чем относительные «места». Далее тот же самый тест провели в «полевых условиях» — на участниках регулярных университетских дебатов между раундами дискуссии. Те, которые пасли задних, вновь переоценили себя, хотя лучшие по разным шкалам оценок или попали в свой настоящий результат, или даже немного преувеличили собственные способности.

Следующий опрос был еще острее. Психологи работали с участниками соревнований по стрельбе. Чтобы те серьезно отнеслись к заданию, некоторым из них предложили деньги за удачный прогноз: от 5 до 10 долларов. Они отвечали на вопросы по знанию техники безопасности и устройства оружия. И снова гипотеза подтвердилась — худшие были самоуверенными, лучшие занизили свои результаты. Более того, те, кому пообещали деньги, еще больше прибавили к своей тенденции завышения и занижения! То же самое было показано и на бедных студентах, которым предлагали уже 100 долларов. Другим студентам изменили финансовую мотивацию на социальную: пообещали собеседование с их профессором, где будет оценена их способность предвидеть собственные результаты. И снова — никакая мотивация не помогала людям точнее себя оценивать.

Таким образом, критики явно были неправы. Но Даннинг и Крюгер пошли дальше. Мало показать, что не влияет на ошибки с самовосприятия. Интересно узнать, что же их вызывает. Здесь гипотезы было две: либо это неверные оценки своих возможностей, или неадекватное отражение чужих способностей. Во время ключевого опыта ученые вновь просили людей предусмотреть собственный результат экзаменов в баллах и средний результат всех участников. После этого двум группам давали подсказку и просили скорректировать ответ. Одной группе сказали настоящий собственный результат и требовали исправить среднее значение, второй — наоборот. Таким образом, изучался вклад в ошибку от самооценки и восприятие окружающих. Оказалось, что худшие катастрофически ошибаются в предсказании своих успехов. А вот лидеры достаточно точно знают себе цену, но считают свои способности обычными, не отличающимися от других, поэтому и занижают свой относительный результат.

Наука не только открывает механизмы того, что происходит вокруг, но и делает выводы. Она еще дает рекомендации, как нам улучшить свою жизнь. Как же улучшить адекватность самооценки у слабых студентов и невежественных людей? Даннинг с Крюгером пишут, что основная проблема таких личностей — недостаток знаний, чтобы оценить свои знания. Такое себе «двойное проклятие» или заколдованный круг. Но в этом кругу и есть разгадка: учитесь, становитесь более компетентными, тогда сможете оценивать себя объективно. Также психологи рекомендуют научить детей тому факту, что приобретение любого знания является посильным для каждого, а именно новое знание чрезвычайно интересно. Уже доказано, что студенты, которые верят в уступчивость «гранита науки», лучше воспринимают знания и лучше предусматривают собственные результаты.

Поэтому призываем преподавателей и учителей: рассказывайте вашим ученикам и студентам, что путь в науку является длительным и требует труда, но главное, что он может быть преодолен и дарит каждому невероятную радость открытий! Мы верим в это и будем и дальше стараться помочь нашим читателям стать более компетентными, более настойчивыми, более радостными наблюдателями и соучастниками великого мира науки.

Источник

Total

0

Поделиться

Эффект Даннинга-Крюгера тест. Что такое эффект Даннинга-Крюгера

Эффект Даннинга-Крюгера тест. Что такое эффект Даннинга-Крюгера

Люди с низким уровнем квалификации склонны делать ошибочные выводы и принимать неудачные решения. Но некоторые из них не осознают своих ошибок. Они категоричны и уверены в собственной правоте, уверены, что все знают и все умеют, даже не допускают, что могут сделать что-то неправильно. Такую особенность человеческого сознания в 1999 году подробно изучили американские социальные психологи Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг. Слепую уверенность неквалифицированного человека в себе с тех пор называют по фамилиям исследователей — эффектом Даннинга-Крюгера.

Эффект Даннинга-Крюгера «Википедия» определяет как метакогнитивное искажение. Причем тут работа и для чего HR-у знать о таком расстройстве? Человека с эффектом Даннинга-Крюгера легко спутать с профессионалом. Он уверен в своих силах, уверяет, что для него нет ничего невозможного. На самом деле такой человек переоценивает себя. Это отражается и на результате работы, и на отношениях внутри коллектива. Сотрудники с эффектом Даннинга-Крюгера не могут оценить достижения коллег с более высокой квалификацией. Парадокс: люди с высоким уровнем способностей часто сомневаются в качестве своей работы. В итоге, впереди оказываются решительные, уверенные, но некомпетентные сотрудники с низким уровнем квалификации.

Эффект Крюгера-Даннинга обостряется среди кандидатов на вакантную должность. Способным соискателям с высоким уровнем компетенции, творческим потенциалом, стремлением к исследованиям, но неуверенным в себе HR-менеджеры отказывают. Но «покупаются» на уверенность в себе некомпетентного уверенного кандидата. В итоге должность получает специалист с эффектом Даннинга-Крюгера. Он принимает неверные решения, которые влекут за собой серьезные проблемы для компании, особенно если трудится на высокой должности. Неверные решения приводят к снижению конкурентоспособности, что в свою очередь отражается на экономической стабильности предприятия в целом.  

Зная, что такое эффект Даннинга-Крюгера, как распознать кандидата с низким уровнем квалификации,сможет выбрать компетентных сотрудников, отличить профессионала от дилетанта.

Эффект Даннинга-Крюгера тест. Что такое эффект Даннинга-Крюгера

Эффект Даннинга-Крюгера пройти тест. Эффект Даннинга-Крюгера

  • Карьера в IT-индустрии

Открыв сегодня Хабр с утра, я обнаружил там статью в хабе Human Resources, «У Вас много денег? Тогда мы идем к Вам!»
Мне по работе не раз приходилось встречаться с ситуацией, описанной там, да, уверен, большинству читающих ситуация хорошо знакома.
Однако буквально на днях, бродя по Википедии, я нашел ответ на вопрос «Что же за phukinglyphuk приосходит с этим миром?», мучавшим меня на протяжении многих лет. Своей находкой я хочу поделиться здесь:
Эффект Даннинга — Крюгера — когнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации (выделение мое, track). Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами. (выделение снова мое, track)
Гипотеза о существовании подобного феномена была выдвинута в 1999 году Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом, которые при этом в работе ссылались на высказывания Чарльза Дарвина («Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание») и Бертрана Рассела («Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности»).
Для проверки выдвинутой гипотезы Крюгер и Даннинг провели серию экспериментов с участием студентов — слушателей курсов по психологии в Корнелльском университете. При этом они исходили из результатов исследований своих предшественников, которые продемонстрировали, что некомпетентность во многом проистекает из незнания основ той или иной деятельности, будь то понимание прочитанного, управление автомобилем, игра в шахматы, игра в теннис и т. п.
Ими была выдвинута гипотеза, что для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно следующее:

  • Они склонны переоценивать собственные умения;
  • Они не способны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;
  • Они не способны осознавать всю глубину своей некомпетентности;
После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.
Результаты экспериментов, подтвердивших выдвинутую гипотезу, были опубликованы в англ. Journal of Personality and Social Psychology в декабре 1999 года (по ссылке — оригинальный текст исследования 1999 года).
За это исследование авторам статьи, кстати, даже была присуждена Шнобелевская премия по психологии за 2000 год (Сам по себе этот факт нисколько не преуменьшает научную ценность, к слову говоря. Так называемая Шнобелевская премия (Ig Nobel Prize) юмористична, но не сатирична, факт ее вручения, вопреки распространенному мнению, нисколько не подвергает сомнению научную ценность награждаемых трудов, так как она, согласно определению, вручается «за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом — задуматься» (first make people laugh, and then make them think). То есть это не «Золотая малина», я хотел бы этот факт отдельно уточнить. Премией награждают за необычные и остроумные исследования, способные привлечь внимание и подстегнуть интерес людей к науке, медицине и технологиям.
Результаты других подобных исследований, в том числе развитие исходной работы, были представлены в 2003 и 2008 годах. Таким образом, можно считать, что Эффект Даннинга-Крюгера — действительно существующий психологический когнитивный феномен.
Люди, приходящие на собеседования, не владеющие элементарными навыками выбранной профессии, БолгенОС и Антивирус Бабушкина, весь этот ё… ный стыд, творящийся в передачах «про науку» по российскому телевидению, по-видимому все это — визуально видимое проявление эффекта Даннинга-Крюгера, окружающего нас повседневно.

Эффект Даннинга-Крюгера анекдот. Эффект Даннинга — Крюгера в действии

Так получилось, что в 17 лет я уехал со своим папой на ПМЖ в Германию. Это произошло ещё в начале 90-х, пока в ФРГ действовала политика, поощряющая возвращение немцев… и даже тех, кто не знал немецкого языка. Примерно за пару лет я уже смог относительно нормально общаться с людьми. Мне не приходилось никого просить разговаривать чуть-чуть медленнее, дабы я уловил суть, или просить перефразировать.

Погружение в языковую среду — лучший способ его изучения. Через какое-то время я устроился переводчиком в довольно крупную семейную компанию, расположенную в Гамбурге. В 2000 годах фирма начала расширяться. Меня отправили на работу в Россию. Вот так я и вернулся обратно. Почти 12 лет мотался вместе с начальством по городам России и Казахстана. Но так вышло, что в 2012-ом мне пришлось уволиться.
Знакомая пригласила меня работать преподавателем немецкого языка в одну из частных школ, где особый упор делался на иностранных языках. Я с радостью согласился.
Полгода потратил на поиск нормальной программы изучения немецкого. Слегка её модифицировал и уже в 2013 году стал работать по налаженной схеме, хотя постоянно что-то усовершенствовал и старался сделать так, чтобы детям было интересно заниматься.
В 2014-ом году решили взять ещё одного преподавателя немецкого, так как нагрузка росла, а часов в сутках не прибавлялось.
Взяли выпускницу ИнЯза с красным дипломом. Примечательно, что сразу как только она узнала, что по профессии я не преподаватель, и даже профильный факультет не оканчивал, то она не упускала случая меня как-нибудь “опустить” при коллегах, намекая, что я человек с улицы, и вообще личность случайная. Пару раз она даже писала кляузы на меня, обвиняя в каких-то глупостях. На совещаниях выпускница хвасталась, что её дети идут почти с двойным опережением программы.
В этом же году так получилось, что мы должны были отправиться с экскурсией на завод, основанный предпринимателями из Германии. Они по-русски не понимали ни слова. Я, директриса и новенькая отправились договариваться с руководством об организации экскурсий. В кабинете выпускница с красным дипломом половину не понимала из того, что ей говорили немцы. С трудом смогла донести до них просьбу директрисы. И как вы думаете, кто теперь больше не работает преподавателем немецкого языка? Кстати, её воспитанников, которые шли с “двойным ускорением” пришлось потом переучивать по той причине, что они не усвоили почти ничего из пройденного.

«Менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами».

Эффект Даннинга-Крюгера тест онлайн. Эффект Даннинга – Крюгера

‘Знающий не говорит, говорящий не знает’..

‘Истинное знание – в том, чтобы знать пределы своего невежества’. Конфуций.

‘Я знаю, что ничего не знаю’. Сократ.

‘Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так, как должно знать’. Апостол Павел, 1 Коринфянам, 8:2.

‘Дурак думает, что он умён, а умный человек знает, что он глуп’. Уильям Шекспир.

В 1999 году Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг выдвинули гипотезу аналогичную по смыслу с высказываниями предшественников. Кроме того, они провели ряд экспериментов, подтверждающих их теорию. За свой вклад в науку они даже получили Шнобелевскую премию, которая дается за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а потом – задуматься. 

Смысл Эффекта Даннинга – Крюгера заключается в том, что низко квалифицированные люди склонны думать, что они превосходят по своим навыкам и знаниям большинство. А действительно профессионалы своего дела полны сомнений в своей компетенции.

По мнению Джастина Крюгера и Дэвида Даннинга для людей с низкой квалификацией в любом виде деятельности характерно то, что:

1. Они склонны переоценивать собственные умения;2. Они неспособны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;3. Они неспособны осознавать всю глубину своей некомпетентности;4. После обучения у них появляется способность осознать уровень своей прежней некомпетентности, даже если их истинная компетентность после обучения практически не меняется.

Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами.

После опроса разработчиков программного обеспечения в двух компаниях, 35% работников в одной из них и 42% во второй заявили, что они входят в 5% лучших программистов. 88% Американских водителей заявили, что их навыки вождения выше среднего.

Когда психологи Даннинг и Крюгер впервые описали эффект в 1999 году, они утверждали, что люди, лишенные знаний и навыков в определенных областях, подвергаются двойному проклятию. Во-первых, они делают ошибки и принимают плохие решения. Во-вторых, те же пробелы в знаниях также мешают им осознавать свои ошибки. Другими словами, они испытывают недостаток в самом опыте, необходимом для распознавания того, насколько плохо они действуют.

Например, когда исследователи изучали участников в турнире дебатов в колледже, аутсайдерские 25% команд в предварительных раундах проиграли почти четыре из каждых пяти матчей. Но, они думали, что выиграли почти 60%. Без сильного понимания правил дебатов студенты просто не могли узнать, когда и как часто их аргументы не работают.

Эффект Даннинга-Крюгера – это не вопрос эго, которое не дает увидеть наши слабости. Обычно люди признают свои пробелы в знаниях и опыте, как только они могут их обнаружить. В одном исследовании студенты, которые изначально плохо прошли логический тест, а затем изучили мини-курс по логике, были вполне готовы оценить свои первоначальные результаты как ужасные.

Возможно, именно поэтому люди с умеренным количеством опыта и знаний зачастую меньше доверяют своим способностям. Они знают достаточно, чтобы осознавать, как мало они, на самом деле, знают. То есть они видят границы знаний.

Но, они часто делают другую ошибку: они предполагают, что все остальные хорошо осведомлены об этих границах знаний. В результате люди, независимо от того, являются ли они неумелыми или высококвалифицированными, часто попадают в пузырь неточного самовосприятия. Когда они неквалифицированы, они не могут видеть свои недостатки. Когда они исключительно компетентны, они не понимают, насколько необычны их способности.

Итак, если эффект Даннинга-Крюгера невидим для тех, кто его переживает. Что вы можете сделать, чтобы узнать, насколько вы хороши на самом деле? Во-первых, спросите мнение других людей, проанализируйте их отзывы. Во-вторых, и, что еще важнее, продолжайте учиться. Чем более знающими мы становимся, тем меньше вероятность того, что у нас будут невидимые дыры в нашей компетенции.

Некомпетентные люди: Эффект Даннинга-Крюгера в действии

Некомпетентные люди имеют склонность регулярно переоценивать собственные способности и недооценивать средний уровень способностей других. К некомпетентности часто добавляется высокомерие и тогда некомпетентные люди начинают свято верить в свои способности. У них нет представления о границах своих знаний и они даже не понимают, что ошибаются. Таким образом, им трудно признать компетентность других.

Аннамария Теста, профессор миланского университета Боккони, специалистка по коммуникациям, обращает наше внимание на возросшее число некомпетентных людей, неспособных осознать свою некомпетентность. Данное явление описали ученые из Университета Корнелла Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер еще в 1999 году, но, похоже, интернет способствует видимости раздутого эго «диванных» специалистов.

Почему некомпетентные люди так уверены в себе

Какие ваши доказательства?

Итак, Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер измерили склонность некомпетентных людей переоценивать себя. Их исследование началось с любопытного газетного факта: некий МакАртур Уиллер узнал, что лимонный сок используют в шпионских делишках в качестве невидимых чернил.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Действительно, когда сок высыхает, он делается невидимым (проявляется потом при нагревании). Мужчина обмазал лицо лимонным соком и попытался совершить ограбление банка, думая, что тоже станет невидимым. Даннинг прочел эту заметку и подумал, что Уиллер слишком глуп, чтобы быть грабителем, более того — слишком глуп, чтобы понять, что он глуп.

После этого Даннинг нашел метод измерения способности к самооценке для групп студентов, которые оценивали разные сферы: от логического мышления до знания грамматики. Затем Даннинг сравнивал действительный уровень знаний и оценку, которую давали своим навыкам молодые люди.

Результаты однозначны: некомпетентные люди имеют склонность регулярно переоценивать собственные способности и недооценивать средний уровень способностей группы. Склонность некомпетентных к ошибке — всеобъемлюща и бросает вызов элементарным законам математики, подчеркивает Дэвид Даннинг в своем коротком выступлении на Ted-Ed. Например, 42% инженеров в группе считают, что относятся к 5% лучших специалистов группы. Или, например, 88% американских автомобилистов считают, что их способности по вождению выше среднего.

Таким образом, к некомпетентности часто добавляется высокомерие и тогда некомпетентные люди начинают свято верить в свои способности. У них нет представления о границах своих знаний и они даже не понимают, что ошибаются. Таким образом, им трудно признать компетентность других, они даже доходят до того, что презирают ее.

Хорошая новость и две плохие

Хорошая новость в том, что если человек продолжает учиться, иллюзия «всезнания» быстро уменьшается, это видно на графике.

Плохая новость — некомпетентные люди не считают необходимым еще чему-нибудь учиться, им очень удобно «почивать на лаврах» воображаемого ими высокого уровня знаний, с которого они презрительно смотрят на остальной мир вокруг.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Еще одна плохая новость в том то, что даже самые лучшие эксперты никогда не достигнут такого уровня уверенности в своих знаниях и навыках. Они слишком хорошо знают, что мир сложный, что не так все просто и т.д.

Все это приводит к тому, что на нас эффект Даннинга-Крюгера производит абсолютно обезоруживающий эффект. Но и это еще не все. Эксперты и не-эксперты пытаются строить диалог (и спорить) на двух разных уровнях: эксперты говорят по сути, а самоуверенные не-эксперты подвергают сомнению авторитетность своих собеседников, ставя их в неловкое и неприятное положение.

Неприятно и то, что компетентные люди (лучшие ученики и студенты, в том числе) склонны недооценивать свои знания и способности. Если они что-то знают, если что-то им дается легко, они думают, что все такие, и что они не представляют из себя ничего особенного. Так, постепенно у них может развиться синдром самозванца: боязнь, что знаний и умений всегда недостаточно. Получается, что синдром самозванца — это обратная сторона эффекта Даннинга-Крюгера. Жаль, что одна его сторона вредит умным людям, а другая дает преимущество глупым (по крайней мере это касается самооценки, пока они не соберутся ограбить банк).

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Откуда взялся этот эффект? Это искажение способности оценивать и принимать решение, возникающее в результате поспешных суждений, основанных на предубеждениях, недоразумениях и неверных данных. Конечно, никто не застрахован от когнитивных искажений. Википедия дает целый их список, с которым вы можете, на всякий случай, ознакомиться, чтобы понять, сколькими разными способами все мы можем ошибаться. Но если мы знаем, что существуют когнитивные искажения, подвергаем сомнению чьи-то высказывания, держимся за реальность и ведем себя «проще», то мы будем ошибаться меньше и меньше страдать из-за наших ошибок.опубликовано econet.ru.

Задайте вопрос по теме статьи здесь 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Эффект Даннинга-Крюгера

Зачастую выпускники ВУЗов чувствуют себя компетентными профессионалами и уверенно заявляют о своих знаниях и умениях. Но когда специалист-новичок сталкивается с первыми трудностями реальной работы, он осознает, что все это было иллюзией.

Эффект Даннинга-Крюгера это мыслительное искажение, при котором человек с низким уровнем компетенции уверен в безграничной правоте. У него завышенное представление о своих умениях и способностях, в отличие от высококвалифицированных специалистов, которые трезво оценивают или даже занижают свои навыки.

Гипотеза

Предположение об этой закономерности выдвинули ученые Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг. В своих трудах они опирались на высказывания ученых Чарльза Дарвина и Бертрана Рассела.

Чтобы подтвердить свои догадки, ученые проверил ряд экспериментов. Крюгер и Даннинг задействовали студентов из Корнельского университета, которые ходили на лекции по психологии. В основе опытов лежали предположения о том, что некомпетентные люди:

  • переоценивают собственные способности и умения;
  • не могут трезво оценивать свою и чужую компетенцию;
  • не могут признавать своей некомпетентности и ошибок;
  • не способны адекватно оценить низкий результат в работе.

Приведем иллюстацию для ясности:

Эффект Даннинга-Крюгера

Иллюстрация эффекта Даннинга-Крюгера

Эксперимент со студентами

Проведя исследования, ученые доказали, что подобное когнитивное искажение существует и встречается повсеместно. Впервые результаты экспериментов опубликовали в издании Journal of Personality and Social Psychology в 1999 году.

Суть исследований заключалась в том, что студентам задали ряд вопросов по грамматике, логике и юмору. Затем их опросили об уровне своих знаний и результатах теста относительно других учащихся. Студенты, набравшие самые низкие показатели, выше других оценивали свои результаты. Это доказало эффект Даннинга-Крюгера.

Лимонный вор

Лимонный вор

Для того, чтобы ограбить банк тоже нужен опыт

Кроме опытов со студентами, ученых вдохновила ситуация с Лимонным вором. Уиллер решил ограбить банки и не надел маску. Камеры его засекли, полиция быстро опознала, нашла и задержала грабителя.

Уиллер был шокирован и находился в недоумении. Он вопрошал: Как вы меня узнали, я же намазал лицо лимонным соком? Полицейские не понимали, как сок должен был спасти его от камер и замаскировать, но Уиллер был убежден в своей правоте. Грабитель был подвержен эффекту Даннинга-Крюгера.

Уиллер посчитал, что если лимонный сок используют в качестве невидимых чернил, то он сделает его невидимым перед камерами. Звучит абсурдно, но он был в этом уверен.

Стрельбище

Ученые решили не останавливаться только на студентах и вышли за пределы университета. На сей раз областью исследования стало стрельбище. Они проверили опрос среди владельцев огнестрельного оружия, чтобы проверить их осведомленность о нем. Затем прозвучала просьба оценить свои знания и результаты теста.

И здесь закономерность снова повторилась. Те, кто ответил на наименьшее количество вопросов правильно, выше всех оценивали результаты теста и свои знания об огнестрельном оружии.

Вывод

Все люди склонны переоценивать свой уровень знаний и умений в малознакомой сфере деятельности.

Можно вспомнить различные шоу талантов, где люди со смешными и неудачными выступлениями искреннее удивляются решению судей. Может показаться, что это постановка, но такие люди действительно есть. Они твердо убеждены в своих умениях и высоко их оценивают.

Никто не застрахован от Эффекта Даннинга-Крюгера, заблуждение о своих способностях встречается постоянно. Чтобы этого избежать, следует адекватно относиться к критике и критически подходить к результатам своей деятельности.

У каждого человека есть преимущества и недостатки. Профессионал трезво оценивает свои сильные и слабые стороны, готов учиться и совершенствовать свои знания, умеет признавать ошибки и готов принимать критику, чтобы стать лучше.

Есть и другая сторона этого эффекта, называется сидром самозванца. Это когда компетентный или талантливый человек сильно недооценивает себя.

Не стоит обманываться, жить в иллюзии своего превосходства или ничтожества, лучше критически оценить себя и свои действия, делать выводы и постоянно расти.

Поделиться в социальных сетях

Другие интересные статьи

Русский метод обучения

20 Августа 2019г. | 3.2 мин    368

О русском методе обучения известно далеко за пределами нашей страны. В настоящее время русская школа достигла выдающихся результатов в подготовке высококлассных специалистов. Расскажем подробнее… #Инженерное ремесло

Древнейшие механизмы

13 Августа 2019г. | 3 мин    371

В древности люди создавали невероятные строения с помощью уникальных приспособлений, о которых мы расскажем в данной статье. Читать далее…

Ракеты и космос сегодня

19 Августа 2019г. | 2.2 мин    259

Ракетно — космическая промышленность – одна из наиболее развитых отраслей в нашей стране. Актуальная информация для студентов. Отрасль в цифрах…