Эффект незавершенного действия, или в чем состоит эффект Зейгарник
Здравствуйте!
В психологии известен так называемый эффект незавершенного действия, или эффект Зейгарник, названный по имени его открывателя Блюмы Вульфовны Зейгарник. Еще этот феномен иногда называют принципом завершения.
Оказывается, незавершенные дела постоянно довлеют над человеком, вызывают в нем внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и снова и снова возвращаться к ним в мыслях и делах.
А теперь – история открытия этого феномена.
В конце 1920-х годов тогда еще студентка, а впоследствии – будущая светила советской психологии Блюма Зейгарник со своим преподавателем и группой студентов пришли в кафе. Большая шумная кампания заказала ужин. К их удивлению, официант, принимавший заказ, ничего не записал, весь большой список заказанных блюд он запомнил.
Ужин был подан, благополучно съеден, а о хорошей памяти официанта вроде все забыли.
Перед уходом Блюма Зейгарник неожиданно решила уточнить у официанта какую-то информацию об одном из поданных им блюд. Оказалось, что он совершенно не помнит, что они заказывали.
Вспомнили о том, что официант не записал заказ, но выполнил его правильно. Так почему он не помнит. Оказывается, он помнил все неисполненные заказы, но начисто забывал о тех, которые только что исполнил.
Студенты и преподаватель были психологами, поэтому история получила продолжение. Блюма Зейгарник предположила, что люди по-разному запоминают незаконченные и законченные действия, так как они имеют для него различную значимость.
Теория была проверена экспериментально. Испытуемым в опытах Зейгарник предлагалось решать интеллектуальные задачи. Время на решение задачи определялось Блюмой Вульфовной произвольно. В любой момент она могла прекратить решение задачи, заявив, что время истекло. В результате задача оказывалась нерешенной.
Через несколько дней испытуемым нужно было вспомнить условия задач, которые они решали. Оказалось, что они хорошо вспоминали задачи, решение которых было прервано. Решенные задачи испытуемые вспоминали с трудом. Нерешенные задачи запоминались в два раза лучше в сравнении с решенными задачами. Эту закономерность и называют «эффектом Зейгарник».
Объяснение такого феномена Зейгарник дала следующее. Начало выполнения задачи создает очаг напряжения в памяти, который не разряжается до того момента, пока задача не завершена.
В этом очаге постоянно «живет» стремление к реализации, к завершению начатого дела, которое влияет на память и поведение человека. Человек стремится завершить начатые дела. Большинству людей нравится чувствовать завершенность, а незавершенность угнетает, выводит из состояния равновесия.
Основной вывод отсюда следующий. Не нужно одновременно иметь много незавершенных задач, так как любая начатая, но не незаконченная задача создает в нашей памяти напряжение, отвлекающее нашу энергию. Такое отвлечение снижает нашу эффективность. Как говорится, за двумя зайцами…
На бытовом уровне эффект Зейгарник каждый из нас может, подумав, заметить у себя. То мы ночью во сне решаем сложную задачу по математике или химии (у меня, например, такое было неоднократно). То, задумавшись, внезапно возвращаемся к мысли о том, какую классную машину вчера видели.
И наоборот. Студент выучил за ночь китайский язык (или сопромат), сдал экзамен и напрочь забыл, о чем там вообще шла речь. А девушка купила платье, о котором неделю не могла забыть, и оно ей резко перестало нравиться
Думаю, у каждого из нас найдутся подобные примеры.
У каждого человека есть свой разумный предел числа задач, одновременно находящихся в процессе решения. Для каждого он различен. Есть люди, которые могут делать только одно дело. А есть такие, которые одновременно делают несколько дел.
Этот предел для каждого стоит знать и стараться не превышать. Если задача большая и на ее решение требуется много времени, лучше разбить ее на части, чтобы получить удовлетворение от решения каждой подзадачи.
Осторожнее относитесь к принятию на себя обязательств. Берите в работу только те задачи, которые вам действительно нужны и посильны.
Если у вас есть какие-то старые незавершенные задачи, о которых вы уже вроде забыли, то свой очаг напряжения они могут сохранять и влиять тем самым на ваше поведение. Если это возможно, их стоит вспомнить и завершить, освободив в мозге место для новых задач.
Завершение задач высвобождает вашу энергию!
Это что касается наших задач. В инфобизнесе же мы ставим задачи другим людям, предлагая им что-либо. Недосказанность и незавершенность, как проявления эффекта Зейгарник, могут вам помочь.
Эти приемы действуют практически безотказно, если вы хорошо изучили и учли интересы своей целевой аудитории. Человек испытывает дискомфорт до тех пор, пока действие не завершено.
Поэтому, увидев заголовок, в котором начата и оборвана фраза, большинство людей откроет письмо, чтобы дочитать ее до конца. Посмотрев два видео из инфокурса и зная, что всего их там не 2, а 10, потенциальные клиенты в большинстве своем, если тема им интересна, захотят посмотреть все 10.
Это можно использовать как элемент мотивации при общении с потенциальным клиентом. Далее оставляю недосказанность. Даже с многоточием… Продолжим в другой раз.
Понравился эффект незавершенного действия, или в чем состоит эффект Зейгарник? Не знали о нем раньше? Изучайте, используйте.
Пишите свое мнение в комментариях. Расскажите об эффекте незавершенного действия Зейгарник своим друзьям в социальных сетях.
С уважением, Мария Царенок
Поделитесь с друзьями:
кратко об эффекте незавершенного действия
Эффект Зейгарник – психологический феномен, который был открыт в одном берлинском кафе. До наших дней он активно используется в гештальт-терапии и для повышения продуктивности. Описывая особенности психологических процессов, развивающихся в случае отсутствия логического завершения дела, эффект Блюмы Зейгарник помогает объяснить природу таких чувств, как тревога и вина.
Сталкивались ли вы когда-либо с неприятными ощущениями в отношениях, когда диалог уже закончен, но его развитие в мыслях продолжается? Или может трудность, давно оставшаяся в прошлом, до сих пор навеивает страх и не дает покоя? Такие ситуации в психологии обозначаются незавершенным гештальтом и представляют собой яркие примеры эффекта Зейгарник.
Блюма Зейгарник и ее важное открытие
Открытие этого интереснейшего эффекта незавершенного действия было совершено советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник еще в студенчестве. Общаясь в кафе со своим дипломным руководителем Куртом Левином, она обратила внимание на особенности поведения одного официанта. Он обслуживал клиентов без ручки и блокнота, которыми остальные сотрудники активно пользовались.
Вместе со своим наставником она подозвала официанта к себе и попросила вспомнить, какие блюда заказывали посетители за соседним столиком. Он без труда перечислил немалый список, не упустив ни один пункт. Затем Блюма и Курт спросили его о заказе посетителей, уже расплатившихся и покинувших кафе. И тут официант не смог вспомнить ни одного блюда, хотя до этого передал повару заказ абсолютно точно.
Этот случай очень заинтересовал студентку. Находясь в поисках объяснения феноменальной памяти сотрудника кафе и ее мгновенного «отключения», она и сделала удивительное открытие. Оказывается для человека завершенные и неоконченные дела имеют разную значимость. Она развивала и изучала эту идею, позднее признанную официальной психологией и названную в ее честь – эффект Блюмы Зейгарник.
В чем заключается психологический феномен Зейгарник?
Если говорить кратко об эффекте Зейгарник, он сводится к объяснению влияния незавершенного действия на состояние человека. Не доводя до конца выполнение задачи, люди не могут успокоиться и расслабиться. Примером может послужить важный разговор с супругом, прерванный кем-то на середине. Отсутствие договоренности приводит к напряжению и неопределенности в отношениях. Человек не может расслабиться и переключиться на другие дела, мысли о беседе постоянно всплывают в памяти.
Опираясь на свои наблюдения, вот что пишет по этому поводу Блюма Зейгарник в книге «Патопсихология»: «При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, создается некая аффективная активность (в терминологии К. Левина, «динамическая система»), которая проявляет себя в другом виде деятельности – в данном случае в воспроизведении».
Говоря кратко о том, как именно разворачивается эффект Зейгарник, в психологии обозначают следующую последовательность:
- Начало выполнения любого задания создает в памяти человека напряжение.
- Напряжение стремится к завершению, влияя на поведение.
- Напряжение разряжается, как только реализовано окончание дела.
По своей природе человек устроен таким образом, что комфорт и ощущение удовлетворения испытывает только от решения задания и завершения рабочего процесса. Детальнее об этом рассказывает такое направление, как гештальтпсихология.
Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник
Открытие эффекта Зейгарник в психологии стало одной из отправных точек в формировании основных принципов благополучия в направлении гештальт (нем. Gestalt – целостный образ). Они сводятся к завершенности и целостности, которые создают базовые предпосылки для ощущения удовлетворения личностью.
Основой для такого убеждения служит особенность психики, заключающаяся в том, что она способна переводить в опыт только законченные дела. То есть, расслабление в ней наступает лишь после того, как сформируется завершенный образ задачи или ситуации. Отсутствие его логического окончания влечет за собой вытекание энергии в волнующем человека направлении. Продолжительное вытекание и напряжение становятся причиной невроза и других проблем со здоровьем. Такое состояние обозначают в среде специалистов как «открытый гештальт».
Когда ситуация доходит до своего логического завершения, напряжение в памяти, согласно эффекту Зейгарник, уходит, освобождая место для приятных ощущений. Но не стоит надрывно пытаться самостоятельно достичь такого результата, ведь порой закрыть гештальт своими силами просто невозможно. Например, когда выбор в прошлом уже сделан, изменить его и появившиеся последствия, которые не дают покоя, невозможно. В таком случае человеку окончательно поможет только специалист, используя разные методы завершения образа (игровые и другие).
Экспериментальное исследование эффекта Зейгарник
Для подтверждения или опровержения обнаруженного феномена Блюма вместе со своей сокурсницей Марией Овсянкиной организовали специальный эксперимент. В ходе его проведения перед испытуемыми были поставлены разные интеллектуальные задания. Среди них были головоломки, арифметика, лепка из глины и сборка зданий из картонных коробок.
В ходе эксперимента испытуемых периодически обрывали, не давая закончить какое-то задание. Им говорили, что время на его выполнение исчерпано и подталкивали перейти к следующему. После завершения эксперимента участников просили вспомнить и описать задачки, которые требовалось решить. В 90% случаев озвучены были именно те задания, которые не были доведены испытуемыми до конца. Это подтвердило предположение Зейгарник о том, что незаконченные дела получают в нашем сознании особый статус и полностью не могут быть забыты до момента завершения.
Как используется эффект Зейгарник в наше время?
Этот психологический феномен успешно применяется современными СМИ и рекламными агентствами. Именно на нем основано желание досматривать до конца сериалы. Причем даже в тех ситуациях, когда сюжет не особо соответствует личным интересам человека, желание построить целостный образ происходящего в сознании подталкивает к просмотру очередных серий.
Умело играя на значимости незавершенных дел, маркетологи подводят нас к переходу в Интернете на нужную страницу с предложением услуги или товара. Например, они создают баннер с объявлением, прерывающимся на самом интересном месте. Зачастую сложно устоять и не дочитать предложение до конца.
В личной жизни этот эффект также находит свое место в развитии отношений. Например, когда после знакомства заинтересовавшиеся влюбленные вынуждены резко расстаться, часто они подолгу не могут забыть друг друга. Вспыхнувшие в них чувства не нашли ни подтверждения, ни разочарования. Они повисли в сознании некой неопределенностью, не позволяющей успокоиться и оставить мысли о другом человеке в прошлом.
Книги, рассказывающие об эффекте Зейгарник
Больше информации о проявлении этого психологического феномена в жизни, а также об исследованиях вокруг него можно узнать из тематической литературы:
- Блюма Зейгарник «Патопсихология».
- Сергей Степанов «Живая психология. Уроки знаменитых экспериментов».
- Джон Готтман «Как сохранить любовь в браке».
- Рольф Добелли «Территория заблуждений. Какие ошибки совершают умные люди».
Заключение
Эффект Зейгарник отражает повышенную значимость неоконченных дел в сознании человека. Он помогает понять, почему часто они не дают возможности обрести спокойствие и оставить некоторые события в прошлом. Предупреждает, что начало нового дела сопровождается появлением напряжения в памяти. Отсюда следует вывод, что не стоит стремиться к многозадачности, ведь каждая цель требует достаточной энергии для ее достижения. В противном случае можно подвергнуться избыточным переживаниям и не рассчитать нагрузку на нервную систему.
Автор статей. Биолог (специализация – физиология человека). Пишу о самоорганизации, личностном развитии и отношениях.
Эффект Зейгарник или эффект незавершенного действия
В психологии известен очень интересный эффект, названный по имени его открывателя – эффект Зейгарник.
Суть этого принципа заключается в том, что незавершенные дела вызывают в человеке определенное внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и возвращаться к ним в мыслях снова и снова.
Блюма Зейгарник, 1921
Вкратце история вопроса такова. В конце 20-х годов прошлого века будущий советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник с группой студентов и своим преподавателем находились в кафе, где их удивил официант, запомнивший, не записывая, их большой заказ.
Поговорив с официантом, они выяснили, что он помнил все неисполненные заказы, но уже не помнил те, которые только что исполнил.
Б.В. Зейгарник предположила, что человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия ввиду их разной значимости для него. Позднее она развила эту идею.
В ее экспериментах испытуемые должны были решать интеллектуальные задачи. Время на решение задания она определяла произвольно и в любой момент могла заявить, что время истекло и задача не решена.
Через несколько дней испытуемые должны были вспомнить условия тех заданий, которые им предлагались. Выяснилось, что если решение задачи было прервано, она запоминается лучше по сравнению с решенными заданиями примерно в два раза. Эта особенность и получила название «эффект Зейгарник».
Зейгарник установила, что начало выполнения задания создает напряжение в памяти, которое не разряжается до тех пор, пока задача не завершена. Это напряжение постоянно стремится к реализации, к своему завершению.
Это стремление влияет на память и поведение человека. То есть человек стремится к завершению своих задач. Людям нравится чувствовать завершенность и наоборот не нравится незавершенность.
На мой взгляд, основной вывод, который можно сделать из этих экспериментов, состоит в том, что не нужно иметь одновременно много незавершенных задач. Любая начатая и незаконченная задача сохраняет в вашей памяти напряжение. Это напряжение отвлекает вашу энергию.
На бытовом уровне это в общем то и так понятно, но как видим эффект получил свое подтверждение экспериментально.
У каждого конечно свой разумный предел на количество задач, находящихся в процессе решения. Надо его понимать и стараться не превышать. Если задача большая и время на ее решение затягивается, лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения подзадач.
Стоит осторожнее относиться к принятию на себя обязательств. Если брать в работу задачи, то только те, которые вам действительно нужны.
И что еще интересно – у вас могут быть какие-то очень старые незавершенные задачи, которые в своем прямом виде уже забыты. Но свое напряжение они могут сохранять и тем самым влиять на ваше поведение. Их желательно вспомнить и завершить, если конечно такое возможно.
Завершение освобождает энергию!
Эффект незавершенного действия в любви
Интересно, что этот эффект может объяснить продолжительную влюбленность в человека, отсутствующего рядом. Например, парень влюбился в девушку, но прошло несколько дней и по каким то причинам они расстались, например, девушка уехала в другой город или вышла замуж за другого.
С тех пор они могут никогда не встретиться, но парень, скорее всего, будет ее помнить и десятилетия спустя, и все потому, что действие (а в данном случае любовь) оказалось незавершенным. Возможно, если бы они сохранили отношения, узнали друг друга получше, и расстались от охлаждения отношений, то по прошествии времени их образы довольно быстро бы стерлись из памяти друг друга.
Эффект Зейгарник
Эффект Зейгарник получил название по имени своего открывателя, женщины-психолога Блюмы Зейгарник. Она доказала, что незавершенные дела дают внутреннее напряжение человеку, которое заставляет постоянно вспоминать об этих делах и мысленно возвращаться к ним снова и снова.
Психология — эффект незавершенного действия (Зейгарник)
В 1920-х годах успешный психолог Блюма Зейгарник стала открывателем этого удивительного эффекта. Как и многие открытия, он был обнаружен внезапно, когда официант в кафе запомнил очень большой заказ, не записывая его.
Зейгарник поговорила с официантом, и тот ответил, что помнит все неисполненные заказы, и начисто забывает все те, которые уже закончил. Это позволило вынести предположение о том, что законченные и незаконченные дела человек воспринимает по-разному, поскольку от этого меняется и статус значимости.
Далее был проведен ряд экспериментов. Студентам были предложены интеллектуальные задачи. В ходе решения некоторых из них исследовательница говорила, что время вышло. Спустя несколько дней студентам было предложено вспомнить условия всех задач. Оказалось, что те задачи, которые не были завершены, всплывают в памяти в два раза эффективнее! Это и есть эффект незавершенного действия, или феномен Зейгарник.
Начало выполнения задачи создает напряжение, и его разрядка происходит только после завершения действия. Такое напряжение постоянно стремится быть снятым: людям некомфортно в состоянии незавершенности, и комфортно, когда делу положен конец.
Эффект незавершенного действия в любви
В жизни эффект незавершенного действия бывает очень сложным и весьма мучительным для тех, кто с ним столкнулся. Рассмотрим пример и узнаем, как лучше поступить.
Например, девушка влюбляется в парня, ей 18 лет. Они проводят вместе только 10 дней, а затем он далеко уезжает, и отношения прерываются. С тех пор они больше никогда не виделись, лишь изредка переписывались, но она помнит его и 5, и 7 лет спустя. Не смотря на то, что у нее есть мужчина и серьезные отношения, она не может мысленно отпустить ту ситуацию.
В данной ситуации нужно определить, что было бы завершением. Например, встретиться с тем человеком, поговорить, обнаружить, что он в жизни и он в мечтах – это два разных человека. Либо мысленно завершить ситуацию, представив, что было бы, если бы все сложилось иначе. Каждый конкретный случай можно разобрать у психолога, который поможет направить мысли в правильное русло.
Завершить НЕзавершенное: Техника «Выгрузка мозга»
Модное нынче выражение «незавершенный гештальт», думаю, слышали многие. Только не все знают историю его происхождения и суть.
Выдающийся психолог 20 века Курт Левин (открывший психологический эксперимент) очень любил общаться со своими студентами в неформальной обстановке. И вот однажды в кафе вместе с ним оказалась Блюма Вольфовна Зейгарник. Их внимание к себе привлек официант, который не записывал заказы посетителей, но выполнял их в точности. На вопрос, как ему удается все запоминать, официант ответил, что запоминает только заказанные блюда. Как только заказ выполнен, он становится для него уже не приоритетным и тут же забывается. Вспомнить информацию о заказах клиентов, которые недавно рассчитались и ушли, официант так и не смог.
Методика работы с незавершенными делами – техника «Выгрузка мозга»
Эта ситуация дала повод К. Левину предположить, что незаконченные действия или ситуации мы помним гораздо лучше, чем завершившиеся. А в 1927 году Блюма Зейгарник провела эксперимент. Испытуемым предложили выполнить определенный ряд задач за отведенное время. Но в какой-то момент их прерывали, не давая до конца выполнить все задания и объясняя нехваткой времени. Случайная последовательность прерванных и завершенных действий привела к следующим выводам. На вопрос участников, какие задания они запомнили, преобладали ответы, что те, которые не успели выполнить. Т.е. их испытуемые помнили в 2 раза лучше, чем те, которые успевали сделать.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Данный психологический эффект назвали в честь Зейгарник. Люди лучше запоминают прерванные дела, чем завершенные. Почему? Вследствие нарушения мотивационного компонента памяти.
Работа Зейгарник стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Т.е. любая прерванная задача или действие приводит к возникновению психологического напряжения. И чтобы это напряжение разрядить, субъект так или иначе стремится завершить ту или иную задачу, пытается сделать воспоминание или образ законченным, полным, пришедшим к логическому завершению.
Рассмотрим конкретные примеры незавершенных действий в жизни:
1) Ребенок играет с другими детьми и вдруг родитель резко прерывает игру (просмотр мультфильма и т.п.), потому что пора спать, уходить из гостей и т.п. – чтобы действие завершить, необходимо за 5-10 минут предупредить ребенка (напомнить), что они уходят, или что пора спать, чтобы он смог завершить игру, попрощаться с детьми и т.п. Иначе будут истерики, слезы, капризы, желание досмотреть, еще поиграть, т.к. напряжение будет искать выход
2) Родитель читает ребенку на ночь сказку и останавливает свой рассказ в самом интересном месте со словами «Завтра дочитаем» – в следующий раз ребенок с точностью вам воспроизведет, в каком месте вы остановились. Кстати, в сказке про Золушку, навязчивый поиск принцем сбежавшей незнакомки, потерявшей туфельку, представляет собой не что иное, как незакрытый гештальт.
3) Рекламная и медийная сфера, система маркетинга и продвижения (услуг, товаров и т.п.) – недосказанность рекламы или сюжета, интрига, чтобы отказавшись от просмотра, наоборот возникало ощущение незавершенности. Со зрителем (читателем, потенциальным клиентом и т.п.) ведется диалог, а в конце есть вопрос, который запоминается надолго. И нам хочется узнать ответ или самому ответить на этот вопрос, чтобы завершить незавершенное. Наверняка, вы часто видите тесты, опросы, посты и т.д. в социальных сетях, где вам предлагают что-то заполнить, что-то выбрать, на что-то ответить, а результаты позже, завтра и т.д. Например, «Хотите узнать, как стать….?», «Мечтаете о гладкой коже….?» Т.е. держат интригу, и вы помните об этом продукте, бренде, рекламе, производителе, компании и стремитесь завершить диалог. Например, посмотрев трейлер в кинотеатре, потом захотите посмотреть фильм, чтобы узнать, чем закончилась история и т.д. Вспомните, пожалуйста, какие фильмы вы помните лучше: с открытым финалом или где история завершается? Все эти психологические уловки позволяют «вести» потенциального покупателя на всей дистанции принятия им решений.
4) Сфера любви и отношений – когда долго не можем забыть и вычеркнуть из памяти человека, которого любили или с которым дружили, работали, поругались и т.п. Но, например, личного расставания не произошло. Когда человек ушел, ничего не сказав, неожиданно уволился, исчез, переехал в другой город или страну, не позвонил, или просто написал сообщение в Интернете, или погиб (умер) и т.п. Т.е. когда вы не смогли объясниться при личной встрече и эмоциональное напряжение осталось. Такие ситуации создают множество внутренних переживаний, что оставляет эффект незавершенного действия. Поэтому в том числе важны такие ритуалы, как проводы на пенсию, выпускные балы в саду (школе, университете), «посидеть на дорожку» перед отъездом и т.п.
Можно еще много примеров приводить, потому что мы постоянно в жизни сталкиваемся с разными ситуациями. Часто испытываем эмоции и чувства, которые не всегда умеем и можем выразить, не все дела и работу успеваем сделать, не все желания и мечты можем реализовать.
И как же быть с этим? Как завершить (и надо ли)? Используя специальные психологические методики либо самостоятельно, либо вместе со специалистом (психологом, терапевтом). Но в первую очередь, необходимо начать осознавать в своей жизни повторяющиеся ситуации, которые не получили завершения в прошлом. В настоящем они всегда будут стремиться к завершению, что-то будет заставлять вас проигрывать один и тот же сценарий.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!
Одной из самых простых методик с работой по незавершенным делам является техника «Выгрузка мозга». Она займет около получаса-час. Ее суть заключается в том, что вам необходимо выписать на бумагу все, что есть в вашей голове. Например, купить молоко, записаться на прием к доктору, забронировать отель, похудеть на 15 кг, позвонить маме, купить подарок, поговорить с тренером ребенка и т.п. Важно:
1) Писать абсолютно все подряд, ничего не анализируя. Не надо думать, как вы это будете делать, когда и т.п., просто напишите, что у вас крутиться в голове, какие задачи, дела и вопросы. Очищаем оперативную память нашего головного мозга.
2) Лучше делать это упражнение в пятницу вечером (в конце рабочей недели) или в конце недели в воскресенье
3) Пишем от руки, на листике и ручкой. Различные гаджеты не дадут нужный эффект. А если еще писать левой рукой, чтобы задействовать правое полушарие мозга, включая подсознание, эффект будет более сильный. Вспомните то, что, казалось, давно забыли.
4) Написать как минимум 30-40 пунктов.
5) Писать до состояния пустоты, когда в голове будет гулять ветер.
После всей этой проделанной работы необходимо пересмотреть каждый пункт отдельно. Либо задача вообще не актуальная на сегодня и мы ее вычеркиваем и отказываемся от выполнения, либо ставим конкретную дату, когда готовы поработать с этим, либо когда сделаем.
Подписывайтесь на наш канал VIBER!
Если в вашей жизни мало внутренней энергии, много беспокойства, тревоги, лени, апатии, обид, а память часто возвращает в прошлые ситуации и к старым отношениям, в голове крутятся одни и те же мысли по кругу, значит, есть большое количество неотреагированных эмоций и незавершенных отношений. И пришло время попрощаться с ними, чтобы жить свободнее и лучше.опубликовано econet.ru.
Ольга Левко
Задайте вопрос по теме статьи здесь
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Как улучшить продуктивность с помощью Эффекта Зейгарник
Из этой статьи вы узнаете, что такое психологический эффект Зейгарник, и почему он работает. Разберетесь, как применить его для лучшего запоминания, в том числе, для подготовки к экзаменам, а также как с его помощью победить прокрастинацию. Когда этот эффект не работает и как можно нивелировать его негативное влияние – также рассмотрим в статье.
Для того, чтобы узнать механизмы запоминания, эффективные техники и приемы, приходите на нашу онлайн-программу «Мнемотехники».
Что такое эффект Зейгарник
Когда вы начинаете работать над каким-то делом, но не заканчиваете его, мысли о незавершенной работе продолжают всплывать в уме, даже когда вы переходите к другим вещам. Такие мысли побуждают вернуться и закончить то, что вы уже начали.
Когда вы прерываете просмотр сериала или чтение книги, вы больше всего запомните именно этот момент. Это еще одно проявление эффекта, которое касается вашей памяти.
Этот психологический эффект активно используется режиссерами, сценаристами, рекламщиками, чтобы удержать внимание. На этом принципе построены трейлеры к фильму: они состоят из множества незавершенных кусочков. Ваш мозг захочет “закончить” дело, и сложить всю картину целиком. Но тогда вам придется купить билет и пойти в кино. Вот вы и попались в ловушку эффекта Зейгарник.
Как он работает
Изучая проявления эффекта, ученые ввели понятие когнитивной напряженности. Как только вы начинаете выполнять какую-то задачу, в мозгу создается некое напряжение. Избавиться от него можно лишь в том случае, если вы завершите задачу и получите свою дозу дофамина в качестве награды.
Если же вы не закончили дело, мозг постоянно будет напоминать о нем. Когнитивное напряжение способствует возвращению незавершенной задачи в краткосрочную память. Оно будет напоминать о ней, пока вы не доведете ее до конца.
Как применить его в своей жизни?
Улучшаем процесс образования
Если вы готовитесь к экзамену, разбейте процесс на блоки и готовьтесь заранее. Прерывайте каждый блок не на логической точке (т.е., не доучивайте тему до конца), а посередине учебного материала. Ваш мозг запомнит это намного лучше. Если же вы будете готовиться за одну ночь, вам придется впихнуть все знания за один раз.
Похожий подход можно применять и в других случаях, когда вы изучаете любой крупный объем данных. Разделите его на части и делайте небольшие перерывы между ними. Мозг будет продолжать обрабатывать информацию в эти промежутки, и вы запомните ее намного лучше. Достаточно всего минутного разрыва, чтобы получить желаемый результат.
Побеждаем прокрастинацию
Часто мы откладываем задачи до последнего момента, выполняя их в бешеном порыве в самый последний момент, чтобы уложиться в срок. Эта тенденция приводит к значительному стрессу и снижает продуктивность.
Эффект Зейгарник поможет справиться с этим. Начните с первого шага, независимо от того, насколько он маленький, и как незначительно он влияет на результат. К примеру, откройте файл проекта, с которым работаете. Получится такое себе незаконченное действие, по отношению ко всей задаче. В соответствии с эффектом Зейгарник, мозг продолжит думать о деле. И вам будет уже намного легче сделать следующий шаг. И так до тех пор, пока вы не закончите весь проект. Конечно, возможно, вы сделаете это не за один присест, но в любом случае так вы можете преодолеть свою прокрастинацию.
Обратная сторона эффекта Зейгарник
К сожалению, эта методика работает не во всех случаях. Если вы ожидаете награду за конкретный кусок работы, сознательное прерывание задачи на части только ухудшает продуктивность и мотивацию к продолжению.
Эту особенность подтвердило исследование [Kenneth O. McGraw, 1982], проведенное в Университете Миссисипи. Участников разделили на 2 группы и дали задачу, которую следовало выполнить с использованием эффекта Зейгарник. Одной из групп пообещали заплатить за участие в эксперименте.
В результате те, кому пообещали награду, возвращались к работе после перерыва лишь в 56% случаев. Процент возвратов второй группы был выше – 86%.
Так что, если вы работаете ежедневно с 9 до 17 с почасовой оплатой, такой метод, скорее всего, не сработает.
Существует еще одна проблема, которая ограничивает применение данного эффекта. Если количество недоделанных задач окажется слишком большим, ваш мозг будет перегружен. Помимо работы над текущим заданием, ему придется тратить ресурс на множество других, незаконченных дел. Вы начнете испытывать стресс, ухудшится концентрация внимания и ваша продуктивность снизится.
Справиться с этим можно двумя способами:
- Ограничивайте применение эффекта Зейгарник на 1-3 проекта, чтобы не слишком утомлять свой мозг. Помните, что наиболее эффективен он в сфере образования.
- Делегируйте часть незавершенных дел. Мозг будет воспринимать такие задачи, как выполненные, и освободит немного “оперативной памяти” для текущих дел.
Что нужно запомнить
- Эффект Зейгарник – это стремление мозга завершить незаконченные задачи.
- Он возникает вследствие когнитивного напряжения, которое постоянно возвращает задачу в рабочую память мозга.
- Разделите изучаемый материал на части и делайте перерывы в процессе изучения – это поможет лучше запомнить.
- Чтобы победить прокрастинацию, сделайте маленький первый шаг. Этим вы запустите эффект Зейгарник – ваш мозг будет стремиться закончить дело.
- Этот метод не эффективен, если вам платят за работу, а не результат; и в тех случаях, если у вас слишком много невыполненных задач.
Завершенные и незавершенные действия. Эффект Зейгарник — Татьяна Шередеко
В психологии есть такие закономерности, наличие которых приближает зыбкую область знаний о душе к более точным наукам. Существуют данные экспериментов, многократно подтвержденные на самых разных людях. Я считаю, что это полезно знать каждому. Эффект Зейгарник, или феномен незавершенных действий, для меня стоит в первом ряду таких практических знаний.
В 1927 году Блюма Вульфовна Зейгарник защитила в Берлине под руководством Курта Левина дипломную работу на тему «О запоминании завершенных и незавершенных действий». Экспериментально она обнаружила, что незавершенные действия запоминаются почти в 1,9 раза лучше, чем законченные.
Кратко о ней
Родилась в 1900 в Российской империи, в 1919 году вышла замуж, в 1921ом — уехала с мужем в Германию, с 1924 года училась в эпицентре развития психологии в Берлинском университете, в 1931 году вернулась в Советский Союз. Муж-еврей расстрелян перед Великой отечественной войной. Растила сама двоих сыновей, один из которых родился уже после ареста отца. Разработала основы новой области знаний на стыке психологии и психиатрии — патопсихологию.
Про историю своего открытия Блюма Вульфовна вспоминала, что Курт Левин, который был чуть старше группы своих студентов, был в общении неформальным, живым, увлекал учеников «игрой-поиском», в которой наблюдал и исследовал ежедневные ситуации. Например, их семинары иногда проходили в кафе, и на феномен лучшего запоминания незавершённых действий именно Левин первым обратил внимание. Он попросил официанта без подсматривания назвать, что заказал тот или иной посетитель. Официант помнил полностью заказ каждого клиента. На вопрос же о заказах тех, кто только что покинул кафе, он не смог ответить вовсе. «Они ведь уже расплатились», — таков был его ответ.
Эксперимент
В какой же форме решила Блюма Зейгарник проверить гипотезу о влиянии завершенности на запоминание?
Испытуемым давали множество заданий с ограниченным временем на каждое, в случайном порядке прерывали их выполнение (говоря, что время на задание закончилось), а затем просили вспомнить, какие именно были задания. Незавершенные не только вспоминались лучше, но испытуемые пытались хоть каким-то образом их доделать. Этот феномен был назван Зейгарник-эффект.
В Университете мы в рамках практикума тоже ставили такой эксперимент. Меня тогда поразило, что мой испытуемый, у которого я прервала задание подписать все листы, после окончания работы непроизвольно сидел и ставил свои подписи на всех листах. Это не была «Фамилия И.О.», а лишь подпись, но нереализованная потребность стремилась воплотиться хотя бы в такой форме. На мой вопрос, почему он это делает, ответом было: «Просто так. Захотелось». Вот так потребность не только сохранилась, но и ушла в неосознаваемое. Интересно, сколько у каждого из нас вот таких заряженных стремлений?
Выводы
Из открытия Зейгарник есть множество полезных выводов, которые пригодятся в наших ежедневных делах. Блюма Вульфовна к этим выводам отношения не имеет. Это я собрала способы использования ее открытия и обобщила свой опыт консультирования и ведения групп. Вы можете дополнить своими.
1. Завершение начатого
Незавершенные дела «висят» у нас в памяти. Когда таких дел становится слишком много, наш процессор зависает и требует перезагрузки, то есть обнуления. В таких случаях мы начинаем забывать то, что пообещали, становимся невнимательны к тому, что происходит, ибо ресурс психики тратится на предыдущие задачи.
Значит, имеет смысл не множить количество недоделанного, а завершать начатое. «Закрыть гештальт» — это выражение мы часто слышим то тут, то там по поводу чего-то недореализованного. Вот это и стоит сделать.
Вчера на сеансе у остеопата телом переживала такой образ: когда доктор легко прикасался к кончикам моих пальцев, я чувствовала, как нервная цепь замыкалась. Словно когда-то мне было важно вот это прикосновение, но оно не было совершено, и вся система находилась в напряжении.
Важно! По моему опыту (Зейгарник об этом ничего не говорила), если начатое потеряло актуальность — допустим, вы решили не дочитывать книгу — имеет смысл завершить этот процесс хотя бы символически. Отпустить.
2. Стремление закрыть отношения
Вот так же «висят» не только дела, но и незавершенные отношения. Они иногда даже не осознаются нами, но остаются «подгружены» к списку наших задач. Обещанный приезд к маме, намерение сходить с ребенком на спектакль, недосказанность в конфликте на работе, забытое желание съездить в далекое путешествие с друзьями, разрушенные совместные планы с любимыми… Многоточие… Именно этот знак стоит в темах, которые ждут продолжения. Мы словно им пообещали «to be continued», «продолжение следует».
Вывод о влиянии незавершенных отношений на все последующие, пока предыдущие не закрыты, напрашивается сам собой. Моя психологическая практика тоже подтверждает верность этой гипотезы. Безусловно, Б.В.Зейгарник не подразумевала такого, да и экспериментально проверить это трудно. Однако, именно такие феномены часто обнаруживает психотерапевтическая практика. Первые отношения любого человека — это отношения в родительской семье. К ним так или иначе ведут ассоциации, даже когда обращающийся за помощью к психологу пришел поговорить на другие темы — о муже или ребенке, или работе.
«Уже ль я грешен тем, что сам
Постиг чуть горький запах мщенья
И все свои невозвращенья
По той же схеме подписал?
А жизнь как жалкий какаду
Одно и то же затвердила:
«Мой милый, жди меня, мой милый!
И я приду, приду, приду».
Иваси
Чтобы увидеть, услышать, почувствовать во все то, что стремится к завершению, следует прежде всего обратить внимание на неадекватные ситуации чувства. Такие чувства, которые словно относятся не к актуальной ситуации, а к чему-то еще. Обнаружив такое чувство, каким бы оно ни было сильным, поразительным, страшным, важно побыть с ним, дать себе и ему время на проживание. Я часто использую дыхательные и медитативные практики для этого, а так же душевный разговор. А что вы делаете с такими переживаниями?
3. Внимательность к захватывающим нас новым потребностям
Незавершенные действия стремятся к своему завершению. Так называемая «незавершёнка» проникает в пространство актуальной жизни самыми непредсказуемыми путями. Сознательно вы давно забыли зацепившую вас рекламу, а бессознательно уже подошли к полке с этим товаром и положили его в корзину. Именно по этой закономерности в интернете или в кинотрейлере прерывают контакт с содержанием, чтобы хотелось продолжить, нажать «Читать далее», «Смотреть», «Подробнее» и т.п. Мы иногда говорим: «Ну воооот, на самом интересном месте». Да-да, в этот момент мы уже пойманы тем, кто нас заинтриговал, создал такую мнимую потребность, которой до того не было.
В начале 1970 годов Дж.Хаймбэк из Nationwide Research Center и Дж.Джейкоби из университета Пардью изучали возможности применения эффекта Зейгарник в рекламе. Прерывание в экспериментах показало положительное влияние на вовлечение и запоминание брендов. Повсюду в рекламе и медиасфере теперь используют выводы из их исследований:
1) интрига с первых секунд
Чтобы при отказе от просмотра у человека возникало ощущение незавершённости;
2) недосказанность
Чтобы лучше запоминалось.
Значит, стоит быть внимательными к таким «крючкам», чтобы не терять время и не вовлекаться. А этому способствует памятование о своих приоритетах.
Чтобы не требовалось завершать, лучше тщательнее выбирать, что начать.
4. Использование эффекта Зейгарник для нужных дел
Мы можем, зная о феномене Зейгарник, облегчить себе доделывание некоторых дел. Как гласит самое краткое пособие для начинающих: «Начните!». Если вы не сомневаетесь, что именно это вам точно нужно, то лучше сразу начать. Вернуться к начатому будет гораздо проще, когда уже пройдено несколько шагов к цели. Эффект Зейгарник будет вам в этом помогать и поддерживать мотивацию.
По теории поля Курта Левина, мы испытываем потребности, связанные с полем — если видим зеркало, хочется в него посмотреть, если колокольчик, то позвенеть им и т.д. Начиная выполнять новые задачи, мы словно бы засеваем это поле семенами, к которым нас будет тянуть вернуться снова.
А как у вас? Расскажите о своем опыте незавершенных и завершенных дел.