Эффект розенталь – Эффект Розенталя. Что такое «Эффект Розенталя»? Понятие и определение термина «Эффект Розенталя» – Глоссарий

Эффект Розенталя — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т. д.

Американский психолог Роберт Розенталь (Robert Rosenthal) назвал данное явление «эффектом Пигмалиона», проводя параллель с этим персонажем древнегреческой мифологии.

Схожим механизмом является проективная идентификация (в психоанализе).

Эксперимент с симпатией[править | править код]

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кёртис и Ким Миллер[1] проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию: некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Другие факторы, угрожающие внутренней валидности[править | править код]

  1. ↑ Curtis, R. C., & Miller, K. (1986). Believing another likes or dislikes you: Behavior making the beliefs come true. Journal of Personality and Social Psychology, 51, 284—290.
  • Э. Аронсон, Р. Эйкерт, Т. Уилсон. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме = Social Psychology. — 5-е международное издание, дополненное и расширенное. —
    СПб.
    : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — ISBN 5-93878-134-5.
  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 66. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.

Эффект Пигмалиона (Розенталя) в психологии

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это психологический феномен, суть которого заключается в том, что человек, на уровне подсознания строит линию поведения, опираясь на мнение и ожидания окружающих.

Мы часто, сами того не осознавая, сталкиваемся в жизни с эффектом Пигмалиона. Наиболее ярким примером тому являются дети с девиантным поведением. От них не ждут ничего хорошего. Подсознательно отношение к таким детям соответствующее. В итоге они оправдывают ожидания окружающих.

Об эффекте Пигмалиона говорит еще один феномен: будучи убежденными в чем-либо, мы повсеместно находим подтверждения своей правоты. К примеру, руководитель предвзято относится к одному из своих подчиненных. И, несмотря на все его заслуги перед компанией, начальник будет искать огрехи в его работе, а неудачи других сотрудников будет подсознательно оправдывать.

Эффект Пигмалиона также именуют самосбывающимся пророчеством. Ожидаемое сбывается. С чем это связано? Существует предположение, что головной мозг тем или иным образом фильтрует поступившую информацию и концентрирует внимание согласно полученным установкам.

История появления эффекта Пигмалиона

Пигмалион

Свое название феномен получил в честь персонажа древнегреческой мифологии — античного скульптора Пигмалиона. Однажды Пигмалион создал из слоновой кости статую прелестной девушки. Увидев результат своей работы, создатель без памяти влюбился в свое творение. Он осыпал ее поцелуями, преподносил дорогие подарки, неустанно восхищался ею.

Потом скульптор обратился за помощью к богине любви Афродите. Принеся ей дары, Пигмалион от всего сердца попросил о встрече с женщиной, похожей на статую. Его чувство и желание были настолько искренними, что богиня сжалилась над ним и оживила статую.

Этот миф является четкой демонстрацией того, что искренняя вера человека способна на многое.

Эффект Пигмалиона в психологии заключается в том, что человек, убежденный в подлинности информации, строит свою линию поведения таким образом, что эта информация находит подтверждение.

Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии

Эффект Пигмалиона и исследования в области психологии

Эффект Пигмалиона также принято называть эффектом Розенталя, благодаря американскому психологу Роберту Розенталю, который в процессе экспериментальных исследований открыл этот феномен.

Первый эксперимент Роберта Розенталя — «крысиная мотивация»

Первый эксперимент Роберта Розенталя - «крысиная мотивация»

В ходе эксперимента, проводимого Р. Розенталем, участникам было предложено выполнить определенные действия с несколькими группами лабораторных крыс: наблюдать за поведением грызунов в специально сооруженном лабиринте.

Первой экспериментальной группе подопытных охарактеризовали как «сообразительных», второй – с ограниченными умственными способностями. В первой группе исследователи отмечали благосклонное отношение к подопытным со стороны участников эксперимента. Это наблюдалось в проявлении ласки, всяческого поощрения при верном выполнении подопытными поставленных задач. Тем самым наблюдатели оказывали положительное влияние на поведение «сообразительной» группы крыс.

Второй эксперимент Роберта Розенталя — «Ученики-отличники»

Второй эксперимент  - «Ученики-отличники»

Спустя некоторое время Роберт Розенталь совместно с психологом и директором школы Ленорой Якобсон провели похожий эксперимент. В роли испытуемых здесь выступали учителя. В начале учебного года они выбрали учеников разных классов младшей школы. По тестовым показателям уровень IQ и таланта данных учеников оказался несколько выше, чем у одноклассников. В действительности указанные ученики не обладали никакими выдающимися способностями и были выбраны случайным образом. Однако учителям сообщили обратное. Повторное исследование в конце года выявило повышенные результаты в контрольной группе и увеличение уровня IQ.

Психологи сделали заключение, что преувеличенные ожидания учителей оказали влияние на развитие учеников.

Преподаватели в ожидании высоких показателей подходили к процессу обучения контрольной группы другим образом. Предоставляли свободу творчества, поощряли учеников. Розенталь и Якобсон приравняли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Проверка эффекта Пигмалиона в армии обороны Израиля

Еще один эксперимент был проведен в израильской армии. Военнослужащие были разделены на 3 группы. Первой группе поставили целью преодолеть расстояние в 30 км, второй — 40 км, а третьей — 60 км. Фактически дистанция была равной. Однако убежденность солдат в достоверности сведений была настолько прочной, что одно и то же расстояние они преодолели за разное время: третья группа финишировала последней.

Ключевые моменты данного явления по мнению Розенталя

Ожидания человека

Розенталь определил ряд важных особенностей данного эффекта:

  1. Ожидания человека влияют на характер полученных им данных.
  2. Риск эффекта Розенталя значительно возрастает, если экспериментатор и испытуемый были заведомо знакомы.
  3. Женщины, в отличие от мужчин, более склонны к проявлению эффекта Пигмалиона.

Исходя из указанных особенностей, экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • регулирование числовых результатов: занижение слишком высоких баллов и повышение излишне низких показателей;
  • стремление к усреднению полученных данных.

Эти причины свидетельствуют о том, что эффект Пигмалиона является угрозой достоверности психологических исследований. Причем оказывать воздействие феномен может как во время эксперимента, так и при подсчете результатов.

Эффект Пигмалиона в повседневной жизни

Эффект Пигмалиона в повседневной жизни

Эффект Розенталя нередко проявляется в жизни любого человека:

  • наиболее распространенный пример — заниженная самооценка. Человеку сложно добиться карьерного роста, если он оценивает свои умственные способности ниже среднего уровня. По причине неприятия себя и своей внешности возникают трудности в личной жизни;
  • проявление данного феномена наблюдается и в медицине. При совместном конструктивном настрое врача и пациента в период лечения результаты в большинстве случаев окажутся положительными. В свою очередь негативные эмоции лечащего врача пагубно влияют на общее состояние пациента. В результате – ухудшение состояния здоровья
  • в педагогике также возможно проявление эффекта Пигмалиона. При пренебрежительном отношении учителя к ученику показатели в учебе ребенка окажутся низкими. Это влечет за собой плохую успеваемость, девиантное поведение. В данном примере причина такого поведения ученика кроется в самом учителе, его субъективном отношении к воспитаннику. Ребенок подсознательно перенимает навеянный ему образ хулигана и лентяя.

Этим феноменом поясняются высокие показатели успеваемости «фаворитов» преподавателей и низкие показатели учеников, которых учителя по ряду причин недолюбливают.

Эффект Розенталя и бизнес

Эффект Розенталя и бизнес

В последнее время актуальным становится изучение влияния эффекта Пигмалиона (Розенталя) на карьерный рост в различных сферах бизнеса. Ряд исследований зафиксировали корреляцию между производительностью компании и убежденностью в успехе ее управляющего.

Различия между успешным работником и аутсайдером напрямую зависят от отношения к ним руководства. Администрация либо проявляет доверие в отношении своих подчиненных, либо нет. Ключевое место в этой ситуации занимает поведение руководства.

Осознанно либо бессознательно управляющий, который мысленно завышает планку для своих сотрудников, воодушевляет их на достижение высоких показателей. Невербальные знаки, благосклонное отношение очень тонко ощущаются.

И наоборот, руководитель, сомневающийся в силах и возможностях своих подчиненных, в конечном счете оправдывает свои же ожидания.

Сотрудник, который опасается неудач и недовольства руководства, будет предотвращать ситуации, влекущие за собой трудности. Например, отступится от сделки, опасаясь получить отказ.

Эффект Пигмалиона в бизнесе

Заниженный уровень ожидания со стороны администрации способствует проявлению ошибок и неудач в работе подчиненных.

Анализ других исследований продемонстрировал, что молодые специалисты находятся в большей зависимости от точки зрения начальства. И эта точка зрения является фундаментальной для их грядущего карьерного роста или, наоборот, стагнации.

Как использовать Эффект Пигмалиона в своих целях

Эффект Пигмалиона в своих целях

Эффект Пигмалиона способен коренным образом повлиять на жизнь человека:

  • зная о существовании этого феномена, человек может созерцать его в действии, минимизировать негативное влияние и использовать в целях саморазвития;
  • как таковой эффект Розенталя не является приемом развития интеллекта и ментальных способностей. Он выступает в роли мотивации. Обеспечив благоприятные созидающие установки и избавившись от негативных мыслей, в наших силах достигнуть высоких результатов в учебе, работе, спорте и других сферах. Чья-то мимолетная похвала, взгляд, интонация влияют на повышение нашей самооценки. Вера людей вдохновляет нас. Это затрагивает наши ожидания относительно самих себя. Люди, уверенные в себе и своих способностях, формируют характер и поведение таким образом, что все их действия приводят к желанному результату;
  • отслеживая пагубное влияние феномена, возможно взять его под контроль и противостоять негативным установкам. Ведь пессимистические ожидания эквивалентны порочному кругу. Нужно обладать большой силой воли, чтобы находить позитивное в ряде негативных обстоятельств;
  • наша уверенность в способностях родных и близких нам людей откроет для них доступ к скрытым внутренним резервам. Частично в этом и заключается актуальная в наше время техника визуализации желаний. Особенно это очень важно в процессе воспитания детей. Обязательно говорите своим детям, что им под силу любые трудности, они со всем справятся. И положительный результат не заставит себя ждать!
  • зная принцип работы эффекта Розенталя и взяв его под контроль, возможно добиться больших успехов в сфере бизнеса. Он ценен улучшением производительности компании. Необходимы лишь позитивное отношение к своим подчиненным и вера в их способности.

Заключение

Эффект Пигмалиона (Розенталя) поясняет ряд загадочных явлений. Теория носит серьезный и спорный характер. Однако факт ее достоверности неоднократно доказан на практике и подтвержден реальными примерами. Все проведенные опыты, которые были направлены на подтверждение реальности данного феномена, имели успех.

В то же время не стоит забывать, что у каждого человека существует предел возможностей. Неразумно завышать требования – они снижают мотивацию. Цель должна быть трудной, но достижимой. Лишь при таких условиях продуктивность возрастет.

Светлана Сонора

Высшее образование по специальности «Психология», кафедра психологии (включает все отрасли психологии). Окончила Донецкий институт социального образования. Автор статей по педагогической и семейной психологии

что это и как его использовать

Те, кто еще помнит уроки русского языка и своды правил, могут подумать, что эффект Розенталя как-то связан с грамматикой или пунктуацией. Однако на самом деле это явление совсем не о правилах языка и названо в честь психолога Роберта Розенталя (Robert Rosenthal), проведшего эксперимент и доказавшего данный феномен. Сам же психолог называл его эффектом Пигмалиона. Разберем, что это за явление и как его использовать на практике.

Что такое эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя?

Смысл эффекта Розенталя можно выразить следующим образом: если человек верит в некое полученное им предсказание, то, не осознавая этого, начинает вести себя так, что в итоге его решения и действия приводят к осуществлению данного пророчества. Иными словами, человек сам делает все, чтобы предсказание сбылось, но не видит этого на сознательном уровне, и ему кажется, что прогноз Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталяосуществился потому, что так сошлись звезды, сложились карты, [нужное вставить].

Эффект Пигмалиона – пример самореализующегося пророчества. Такое пророчество – это изначально не соответствующая истине установка, которая из-за изменения поведения, образа мыслей и системы оценки личности, а также из-за ожиданий окружающих становится правдой. При этом, повторимся, на сознательном уровне личность может не осознавать изменений в себе, своем поведении, системе оценок, поэтому человеку кажется, что такое пророчество сбылось само по себе.

Приведем практический пример. Предположим, что гадалка сказала вам, что скоро вы встретите свою вторую половинку. В ожидании вы начинаете лучше одеваться, посещать различные мероприятия, быть милее и общительнее с представителями противоположного пока – ведь ваша судьбоносная встреча совсем рядом! Как итог, вы действительно знакомитесь с приятным человеком, и он становится вашей второй половинкой. Пророчество сбылось! Но к этому привело именно ваше поведение, которое изменилось благодаря тому, что вы поверили в предсказание.

Эффект Розенталя на практике

Эффект Пигмалиона работает далеко не только в случае с гадалками и экстрасенсами. Множество примеров можно найти и в быту. Допустим, вы хотите попросить у руководства повышения зарплаты, но в глубине души на 99,99% уверены, что этого не будет. Неделю или две вы собирались с мыслями, чтобы пойти и поговорить с начальником. И пока вы прокрастинировали, работали не слишком эффективно – ведь были уверены, что вам не повысят зарплату: это портит настроение и демотивирует. Вот, наконец вы озвучили свое желание. Но что же? Зарплату вам не повысили! Сыграл ли свою роль тот обреченный тон, которым вы произнесли просьбу, или же неэффективная работа в последнее время? Для вас это неважно, потому что вы будете думать лишь об одном: вы заранее знали, что прибавки вам не светит, и действительно не получили ее.

Аналогичные примеры можно привести во многих сферах, начиная с работы и заканчивая Как работает эффект Пигмалиона

Как работает эффект Пигмалионаличной жизнью. Здесь важно помнить о том, что эффект Пигмалиона работает как на отрицательные события, так и на положительные. В том числе на этом эффекте построено действие аффирмаций. Ваша внутренняя убежденность в том, что вы достигнете желаемого и добьетесь своей цели, определяет ваше поведение, оценку ситуации и принимаемые решения. Поэтому обратите внимание на правила составления аффирмаций – это шанс изменить жизнь в ту сторону, которую вы хотите.

Также не прислушивайтесь ни к каким отрицательным предсказаниям и прогнозам – верьте только в хорошее. Это касается не только непрошенных предсказаний от уличных гадалок, но и «дружеских» советов в духе: «Не встречайся с ним/ней, люди такого знака зодиака постоянно изменяют», «Не работай в этой сфере – там все обманщики». Отличайте дельные рекомендации, основанные на знаниях и личном опыте, от подобных «пророчеств».

Эффект Пигмалиона: как ожидания меняют действительность

Эффект Пигмалиона, Розенталя или предвзятости экспериментатора — разные названия одного психологического феномена, относящегося к самосбывающимся пророчествам. Суть эффекта заключается в том, что ожидания человека определяют его действия.

Экскурс в историю

Психологи Роберт Розенталь и Ленора Якобсон провели эксперимент: в начале учебного года они выделили учеников из разных классов начальной школы, которые по результатам теста оказались более талантливыми и обладали более высоким IQ, чем их одноклассники. На самом деле никаких выдающихся способностей у них обнаружено не было и ученики были выбраны случайно, однако учителям сообщили обратное. Повторное тестирование в конце года показало, что результаты «одарённых» учеников в среднем улучшились, а показатель IQ увеличился.

По мнению психологов, завышенные ожидания учителей повлияли на прогресс учеников.

Преподаватели, ожидая высоких результатов, подходили к процессу обучения выбранной группы иначе, допуская больше свободы творчества и стараясь вдохновить учеников. Розенталь и Якобсон отнесли этот феномен к эффекту Пигмалиона.

Ещё один пример из истории, предшествующий эксперименту Розенталя, — конь Умный Ганц, принадлежавший преподавателю и коневоду Уильяму фон Остину. Животное отвечало на заданные вопросы ударом копыта с точностью до 90%. Конь складывал, умножал и называл время и дату. Естественно, это вызвало интерес не только у зевак, но и у психологов.

Психолог и биолог Оскар Пфунгст приехал познакомиться с Ганцем лично. Оказалось, что животное не только не понимает человеческую речь, но и не способно осуществлять математические расчёты. Так как получились эти 90% точности ответов? Дело в том, что и хозяин, и зрители подавали невербальные сигналы, когда Ганц выдавал правильный ответ. Пфунгст обнаружил, что как только Ганц доходил до правильного ответа, спрашивающий опускал голову. А если коню надевались шоры, то он ошибался.

Принцип работы эффекта Пигмалиона

Дело в том, что наш мозг с трудом отличает восприятие и ожидание. Социолог Роберт Мёртон описал самосбывающиеся пророчества, к которым относится эффект Пигмалиона, как самогипноз. Имея изначально убеждение о себе или других, мы влияем на действительность и делаем так, что оно становится правдой. Этот психологический феномен позволяет целенаправленно или случайно влиять на реальность.

Ещё один эксперимент , проведённый Ребеккой Кёртис и Кимом Миллером, это подтверждает. В двух группах студенты были объединены в пары. Участникам одной группы вложили в голову заведомо ложное утверждение, что они симпатичны своему партнёру, а участникам другой — обратное. После этого парам предложили пообщаться. И результат оправдал себя.

Студенты, полагающие, что симпатичны партнёру, были более уступчивы в разговоре, шли на контакт, и манера общения была более приятной, чем в тех парах, которые считали иначе.

Кроме того, студенты, которые думали, что нравятся партнёру, действительно заручились большей симпатией, нежели участники из противоположных пар.

Наверняка вы не раз подвергались эффекту Пигмалиона, сами того не замечая. Например, думая, что не справимся с определённой задачей, мы опускаем руки, а наше поведение и действия приводят к реальному провалу. В обратной же ситуации, если от вас ждут решения задачи, внушая, что всё получится и вы справитесь, действия и результат будут иными.

Эффект Пигмалиона на практике

На самом деле эффект Пигмалиона — секретное оружие в сфере управления. Ожидания людей имеют влияние на наши действия, мысли, восприятие возможностей и достижения. Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США, высказал мнение об эффекте Пигмалиона в менеджменте. В своей работе он развил мысль о влиянии ожиданий на действия и результаты, уделив особое внимание ожиданиям руководителей от подчинённых.

Если у руководителя высокие ожидания в отношении своих подчинённых, то продуктивность будет высока. Если же ожидания будут низкие, то и продуктивность снизится.

Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США

Ливингстон считал, что руководители должны понимать, как работает эффект Пигмалиона, ведь от ожиданий менеджеров напрямую зависят результаты сотрудников. Хороший руководитель, по мнению Ливингстона, должен проявлять высокие ожидания, в то время как неэффективный менеджер на это не способен. Он провёл связь между самооценкой руководителя и ожиданиями, которые он проявляет к подчинённым. Уверенный в себе менеджер склонен ждать от сотрудников высоких результатов, тогда как плохой управленец менее уверен в себе и тем более не может надеяться получить от работников что-то сверхъестественное.

Чтобы преобразоваться в результат, ожидания в первую очередь должны быть достижимы и реалистичны.

Если подчинённые не соответствуют ожиданиям начальства, которые близки к их собственным, производительность и стремление к успеху снижаются.

Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса, основатель Института управления логистикой Министерства обороны США

Постановка заоблачных целей, которые сотрудник не может выполнить физически, не просто не поможет улучшить продуктивность, а вовсе снизит эффективность труда.

Читайте также

Эффект Розенталя - Психологос

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т. д.

Американский психолог Р. Розенталь (Robert Rosenthal) назвал данное явление «эффектом Пигмалиона», проводя параллель с этим персонажем древнегреческой мифологии.

Схожим механизмом является проективная идентификация в психоанализе.

Замечено, что в опытах по проверке паранормальных явлений, как правило, положительные результаты получают сторонники парапсихологии, а отрицательные — противники.

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер [1] проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Другие факторы, угрожающие внутренней валидности

Эффект Розенталя - это... Что такое Эффект Розенталя?

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т. д.

Американский психолог Р. Розенталь (Robert Rosenthal) назвал данное явление «эффектом Пигмалиона», проводя параллель с этим персонажем древнегреческой мифологии.

Схожим механизмом является проективная идентификация (в психоанализе).

Примеры

Паранормальные явления

Замечено, что в опытах по проверке паранормальных явлений, как правило, положительные результаты получают сторонники парапсихологии, а отрицательные — противники.

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кёртис и Ким Миллер [1] проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Другие факторы, угрожающие внутренней валидности

См. также

Литература

  • Э. Аронсон, Р. Эйкерт, Т. Уилсон Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме = Social Psychology. — 5-е международное издание, дополненное и расширенное. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — ISBN 5-93878-134-5
  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Проспект, 2005. С. 66.

Примечания

  1. Curtis, R. C., & Miller, K. (1986). Believing another likes or dislikes you: Behavior making the beliefs come true. Journal of Personality and Social Psychology, 51, 284—290.

Эффект Розенталя — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона — психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Это один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т. д.

Американский психолог Роберт Розенталь (Robert Rosenthal) назвал данное явление «эффектом Пигмалиона», проводя параллель с этим персонажем древнегреческой мифологии.

Схожим механизмом является проективная идентификация (в психоанализе).

Примеры

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кёртис и Ким Миллер[1] проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию: некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым — что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того — те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Другие факторы, угрожающие внутренней валидности

См. также

Примечания

  1. ↑ Curtis, R. C., & Miller, K. (1986). Believing another likes or dislikes you: Behavior making the beliefs come true. Journal of Personality and Social Psychology, 51, 284—290.

Литература

  • Э. Аронсон, Р. Эйкерт, Т. Уилсон. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме = Social Psychology. — 5-е международное издание, дополненное и расширенное. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — ISBN 5-93878-134-5.
  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 66. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.