Эго это психология – ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ) это что такое ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ): определение — Психология.НЭС

психология — это… Что такое эго-психология?


эго-психология
— одно из направлений психоанализа, сформированное под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда — его дочери А. Фрейд и Э. Гартмана; возникло как реакция на ортодоксальный фрейдизм. В отличие от последнего, рассматривающего инстинкты и влечения как доминирующую часть личности, эго-психология считает, что Я играет более важную и независимую роль,, чем полагал Фрейд. Главные представители эго-психологии — А. Фрейд, Э. Гартман и Э. Эриксон. Оно поставило в центр исследований проблемы человеческого Я. Основные идеи эго-психологии отрабатывались на материале детского психоанализа и исследований личностной проблематики. При изучении Я особое внимание уделяется вопросам развития и адаптации личности, автономии, свободы и особенностям функционирования Я, взаимодействия Я и влечений. С самого начала в эго-психологии развиваются две доминирующие версии. В версии А. Фрейд и ее последователей внимание акцентируется на изучении Я и его механизмов защитных. В версии Э. Гартмана и его последователей исследуются преимущественно вторичные функции Я — рациональное мышление, рациональные действия и прочие проблемы. Главная роль в формировании личности отводится человеческому Я, кое не просто служит Оно (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное — за психическое здоровье личности, ее идентичность. Согласно Эриксону, идентичность — это чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Развитие личности рассматривается с позиций усиления Я и продвижения к идентичности. На пути интеграции Я личность проходит восемь стадий развития — от рождения до смерти; каждая стадия предстает как кризис, ставящий перед выбором в сторону усиления Я или его ослабления. Особенно принципиален для становления личности подростковый возраст. Сами стадии заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия личности с социумом. Помимо борьбы с влечениями, Я регулирует взаимоотношения личности со средой, выступая как относительно автономное образование, имеющее собственные структурные характеристики и собственную систему механизмов защитных (
см.
защита психологическая). При этом функции Я не зависят от влечений прямо. Ключевое для психоанализа понятие конфликта в эго-психологии заменяется понятием диалога индивида со средой, который предполагает первоначальную автономию Я. Среда или социум рассматриваются упрощенно, как ближайшее окружение индивида, а сам процесс развития Я сводится к адаптации. Социальные закономерности функционирования личности при таком подходе не учитываются.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Смотреть что такое «эго-психология» в других словарях:

  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ —     ЭГО ПСИХОЛОГИЯ (лат. ego я) одна из ветвей психоанализа, развивавшаяся последователями 3. Фрейда его дочерью А Фрейд, X. Хартманом, Д. Раппопортом и др. Впервые структурная теория психики, включающая Я, Оно и Сверх Я, была изложена в статье 3 …   Философская энциклопедия

  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ — атл. ego psychology; нем. Ego Psychologie . Направление в психоанализе, возникшее в 30 40 е гг. XX в. (3. Фрейд, Э. Гартман, Э. Эриксон и др.). В отличие от теории 3. Фрейда, в к рой основное внимание уделяется конфликтным отношениям между «Я» и… …   Энциклопедия социологии

  • эго-психология — сущ., кол во синонимов: 2 • психология (21) • эгопсихология (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Эго–Психология — Эго психология (от лат. ego я + греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, которое начало оформляться в 30 е гг. XX в. на основе классического психоанализа. Основными его представит …   Психологический словарь

  • Эго-психология — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • …   Википедия

  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ — (ego psychology) подходы в рамках психоанализа (см. также неофрейдисты), нацеленные скорее на ЭГО, чем на Оно. Крейб (1989) писал: Если теория объектных отношений британская школа психоанализа, то эго психология американская (см. также Школа… …   Большой толковый социологический словарь

  • Эго психология — – психология Эго, занимает как бы промежуточное место между инстинкт теорией и объект теорией. Ключевые её понятия: «автономные функции Эго», «свободная от конфликта зона Эго», «десексуализация» и «деагрессификация» …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЭГО ПСИХОЛОГИЯ — 1. Вообще – психология эго. То есть исследование тех развивающихся структур и процессов, которые рассматриваются как располагающиеся в области эго; в особенности сюда включаются память, язык, рассуждение, принятие решений и другие, соотносящиеся… …   Толковый словарь по психологии

  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ — атл. ego psychology; нем. Ego Psychologie . Направление в психоанализе, возникшее в 30 40 е гг. XX в. (3. Фрейд, Э. Гартман, Э. Эриксон и др.). В отличие от теории 3. Фрейда, в к рой основное внимание уделяется конфликтным отношениям между Я и… …   Толковый словарь по социологии

  • Эго-психология — (Ego psychology). Теоретический подход к личности, базирующийся на психоаналитической теории, однако развивающий новые направления и пути понимания поведения человека и новые линии научного поиска, берущие начало в теории Фрейда. В эго психологии …   Теории личности: глоссарий

Книги

  • Эго-психология и проблемы адаптации личности, Хайнц Хартманн. Эта работа, написанная в 1937 г., явилась поворотным пунктом в развитии современной психоаналитической теории. Здесь были впервые представлены такие концепции, как недифференцированная фаза… Подробнее  Купить за 1116 грн (только Украина)
  • Теория психоанализа и «эго-психология», Фрейд Зигмунд, Фрейд Анна. «Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик, психиатр и невролог, известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию,… Подробнее  Купить за 457 руб
  • Теория психоанализа и эго-психология, Фрейд А., Фрейд З.. «Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик, психиатр и невролог, известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию,… Подробнее  Купить за 366 руб
Другие книги по запросу «эго-психология» >>

Эго, Суперэго и Ид в психоанализе

эго суперэго ид

Оглядываясь назад – в прошлое психологической науки, можно прийти к смелому, но уверенному выводу, что одним из основоположников её идей является знаменитый австрийский учёный Зигмунд Фрейд – создатель психоанализа. Можно часто услышать, как именно его называют «отцом» психологии. Изначально, когда Фрейд только начинал изучать феномен человеческой личности, одной из главенствующих его идей была концепция о неосознаваемых психических процессах. Но по мере работы известный учёный несколько пересмотрел свою концепцию и ввёл в исследование личности три новых термина: Ид, Эго и Супер-Эго. Эти понятия стали центральными в теории психоанализа. И именно им посвящена статья, с которой мы и предлагаем вам ознакомиться – здесь мы рассмотрим вышеназванные три термина в подробностях и разберёмся в том, что означает каждый из них, а также какова их роль в психоанализе.

Ид

Само понятие «Ид» берёт своё начало в латинском языке («ид» означает «оно»). Согласно идеям Фрейда, Ид подразумевает исключительно врождённые, инстинктивные, примитивные аспекты личности человека. Областью его функционирования является бессознательное. Ид находится в тесной взаимосвязи с первичными потребностями, наполняющими поведение человека энергией, такими как сон, принятие пищи, секс и т.д. Ид в психоанализе является чем-то хаотичным, тёмным, не имеющим законов, чисто биологическим, не подчиняющимся никаким правилам. И свою центральную роль в жизни индивида Ид играет на протяжении всего времени, до самой его смерти.

Ид представляет собой исходную структуру человеческой психики и служит первичным принципом всей жизни человека – немедленным выплеском психической энергии, которая производится посредством биологически обусловленных побуждений, среди которых преобладают агрессивные и сексуальные. Этот немедленный выплеск называется принципом удовольствия. И Ид, исходя из этого принципа, выражается в импульсивной манере, где ставит во главу угла самое себя, невзирая ни на какие последствия своих действий для окружающих, и даже не задумываясь о самосохранении. Выражаясь образно, Ид – это слепой правитель, заставляющий подчиняться себе своим авторитетом и властью, но опирающийся для реализации своих замыслов на своих подчинённых.

Зигмундом Фрейдом были описаны два механизма, при помощи которых Ид избавляет личность человека от напряжения – речь идёт о рефлекторных действиях и первичных процессах. Говоря о рефлекторных действиях, можно сказать, что Ид автоматически отвечает на импульсы возбуждения, реагируя таким образом на вызываемое раздражителем напряжение. В качестве примера здесь отлично подойдёт слёзоотделение при попадании в глаз соринки или кашель как реакция на раздражение верхних дыхательных путей. Но здесь следует отметить, что снять уровень напряжения или раздражения рефлекторные действия могут далеко не всегда. Например, ни одно рефлекторное движение не способно накормить голодного ребёнка. И в том случае, если рефлекторное движение не способно эффективно выполнить свою функцию, в силу вступает второй механизм – первичный процесс представления, где Ид составляет психический образ объекта, который был первоначально связан с удовлетворением потребности. Если взять представленный выше пример с голодным ребёнком, то первичный процесс может воссоздать образ бутылочки с молоком или материнской груди. Многие другие примеры первичного процесса, следуя положениям психоанализа, могут быть обнаружены в психозах, галлюцинациях, сновидениях.

Здесь же необходимо сделать небольшую заметку о том, что вообще такое первичные процессы.

Первичными процессами называют иррациональный, нелогичный и даже фантазийный образ представлений человека, который характеризуется неспособностью к подавлению импульсов и различию реального от нереального, истинного себя от «не-себя». Сложности поведения в связи с первичными процессами заключаются в том, что человек не способен отличить актуальный объект, который может удовлетворить его потребность, от его образа. Сравните хотя бы воду и мираж этой воды, вызванный жаждой у человека, что идёт по пустыне. По этой причине родоначальник психоанализа утверждал, что младенец не способен отложить удовлетворение своей привычной потребности. Способность откладывать это удовлетворение впервые проявляется у человека, когда он начинает понимать, что кроме его собственных желаний и потребностей существует ещё и внешний мир. И это знание служит триггером для возникновения второй структуры личности, называемой Эго.

Эго

Термин «Эго» происходит от латинского слова «ego», что означает «я». Эго является компонентом психического аппарата, ответственного за принятие человеком решений. Эго стремится к выражению и удовлетворению желаний Ид, но уже в соответствии с теми ограничениями, которые налагает внешний мир.

Структура и функция Эго произрастают из Ид. Эго происходит и эволюционирует из Ид, а также берёт у него часть энергии для своих потребностей, чтобы отвечать условиям социальной реальности. Так получается, что Эго обеспечивает сохранение и безопасность организма. К примеру, человеку, который хочет есть, необходимо различать образ пищи, имеющийся в представлении, от реального образа пищи. Другими словами, человеку нужно уметь доставать пищу и потреблять её до того, как напряжение снизится. Данное стремление побуждает человека к обучению, размышлениям, рассуждениям, восприятию, принятию решений, запоминанию и т.п. Следует вывод, что Эго используются перцептивные и когнитивные процессы в его стремлении к удовлетворению потребностей и желаний Ид. Однако если природа Ид находит выражение в поиске удовольствия, то природа Эго подчинена принципу реальности, целью которого является сохранить целостность организма через отсрочку удовлетворения инстинктов до тех пор, пока не будет найдена возможность разрядки и снятия напряжения наиболее подходящим способом или пока внешняя среда не будет отвечать соответствующим требованиям.

Супер-Эго

Разговор о Супер-Эго должно начать с того, что для эффективного функционирования в социуме человеку необходимо обладать системой ценностей, этики и норм, которые буду совместимы с системой, принятой в окружающем его обществе. И всё это может быть приобретено в процессе социализации – если выражаться в терминологии психоанализа, то это происходит благодаря формированию Супер-Эго, что также происходит от латинского языка, в котором «super» означает «сверх», а «ego», как и говорилось – «я».

Супер-Эго является последним компонентом развивающейся личности. По мнению Зигмунда Фрейда, в только что родившемся организме Супер-Эго ещё нет. Оно обретается ребёнком в процессе его взаимодействия с родителями, учителями и другими людьми, оказывающими на личность формирующее воздействие. В качестве морально-этической силы, Супер-Эго представляет собой следствие долговременной зависимости ребёнка от родителей и проявляется с того момента, когда ребёнок начинает отличать, что такое хорошо и что такое плохо.

Помимо всего прочего, Зигмунд Фрейд разделил Супер-Эго на две отдельные подсистемы – это Совесть и Эго-идеал. Совесть приобретается через родительские наказания и связана с тем, что считается «непослушным поведением», т.е. с тем, за что ребёнка ставят в угол и т.п. В совесть входит возникновение чувства вины, наличие моральных запретов и способность к критической самооценке. А поощрительным аспектом Супер-Эго является Эго-идеал, формирующееся из одобрений и высоких оценок значимых людей. Эго-идеал обуславливает наличие таких чувств как гордость или самоуважение.

Супер-Эго можно считать сформированным окончательно только тогда, когда контроль родителей уступает место самоконтролю. Супер-Эго стремится к тому, чтобы окончательно затормозить проявления всех социально осуждаемых импульсов, исходящих от Ид, и направляет человека к совершенству в мыслях, словах и действиях, убеждая Эго в том, что идеалистические цели преобладают над реалистичными.

Таковы роли и значение Ид, Эго и Супер-Эго в психоанализе Фрейда. Заключая, можно лишь сказать, что всю сознательную жизнь человека Эго ищет компромиссные решения, которые могут удовлетворить находящиеся в постоянной конфронтации друг с другом Ид и Супер-Эго.

Эго-психология.

Важным толчком в развитии теории и практики психодинамической терапии явилось появление в 1936 г. работы дочери Фрейда, представительницы континентальной школы психоанализа, Анны Фрейд «Эго и механизмы защиты», а в 1939 г. — книги Хайнца Хартмана «Психология эго и проблема адаптации».

В своей работе Анна Фрейд рассматривала роль защитных механизмов в условиях нормального психического функционирования личности. Она расширила понятие защиты, включив в него как защиту против опасностей, угрожающих со стороны внешнего мира, так и против угроз, связанных с внутренними инстинктивными импульсами.

Хартман уделял особое внимание врожденному развитию того, что он называл сферой Эго, свободной от конфликтов. В противоположность Фрейду, которого интересовали прежде всего клинические данные индивида и возможности развития у него специфических навыков и способностей, помогающих справиться с конфликтной ситуацией, Хартман придерживался точки зрения о том, что существует множество сторон нормально функционирующей психики, которые следуют автономному курсу развития и не являются результатом интрапсихического конфликта.

В дальнейшем эгопсихология как направление стала отражать взгляды тех психоаналитиков, которые сосредоточили свое внимание на процессах нормального и патологического функционирования Эго.

Основываясь на структурной модели, представители эгопсихологии предложили новые пути в понимании некоторых типов патологии. По их мнению, каждый индивид развивает защитные реакции Эго, которые могли быть адаптивными в детстве, в семье, но могут оказаться неадаптивными во внесемейной реальности.

Важным нововведением как для терапии, так и для психодинамической диагностики явилось представление о том, что Эго обладает широким диапазоном действий — от глубоко бессознательных (например, примитивные чувственные реакции на события, блокируемые такой мощной защитой, как отрицание) до полностью осознаваемых. В рамках этого представления сложилась рабочая модель, согласно которой в течение процесса психоаналитической терапии «наблюдающее Эго» — сознательная и рациональная часть психики, способная комментировать эмоциональное состояние, формируеттерапевтический альянс с психоаналитиком в целях понимания вместе с ним всего Эго, в то время как«переживающее Эго» вмещает в себя более внутренний (чувственный) смысл того, что происходит в терапевтических взаимоотношениях.

«Терапевтическое расщепление Эго» стало рассматриваться как необходимое условие эффективной аналитической терапии. В случае, если пациент оказывался не способен говорить с позиции наблюдателя о менее рациональных, более глубинных эмоциональных реакциях, первой задачей становилась помощь в развитии этих способностей. Присутствие или отсутствие наблюдающего Эго стало прогностическим критерием первостепенной важности, посколькудистонность (чуждость наблюдающему Эго) симптома или проблемы делало процесс психотерапии гораздо более быстрым и эффективным, нежелисинтонность проблем, т. е. восприятие их пациентом как вполне органичных и в связи с этим не заслуживающих внимания. Это открытие привело к появлению таких терминов, как«Эго-дистонный» или «Эго-синтонный» личностный стиль.

Кроме того, учет важной роли Эго в восприятии и адаптации к реальности позволил ввести такое понятие, как «сила Эго». Под ним подразумевается способность личности к восприятию реальности, даже когда она чрезвычайно неприятна, без использования более ранних (примитивных) психологических защит (например, отрицания). В связи с этим по мере развития психодинамической практики стали проводиться различия междуархаичными и зрелыми психологическими защитами. Под первыми стали понимать психологическое избегание или радикальное отвержение беспокоящих жизненных фактов, а под вторыми — включение в себя большей приспособляемости к реальности.

Эгопсихологи также предположили, что для психологического здоровья необходимы не только зрелые защитные реакции, но и способность использовать разнообразные защитные процессы. Другими словами, стало очевидно, что человек, отвечающий на любой стресс привычным для него образом (скажем, проекцией), не столь психологически благополучен, как человек, пользующийся различными способами в зависимости от обстоятельств. В связи с этим в работах этого периода стали использоваться и развиваться такие идеи, как «ригидность» личности или«панцирь характера».

Применение понятий «синтонности» и «дистонности» к Суперэго также имело важное диагностическое значение. Так, например, пациент, заявляющий, что он плохой, поскольку у него возникают негативные мысли и чувства по отношению к собственным родителям, в клиническом плане отличается от пациента, утверждающего, что «часть его» чувствует, что он плохой, когда у него возникают подобные мысли. Обоих пациентов следует рассматривать как депрессивные личности, склонные к самообвинению, но проблема первого пациента намного глубже, чем второго.

Помимо этого развитие концепции Суперэго в рамках эгопсихологии привело к тому, что психотерапевты перестали рассматривать цель психодинамической терапии исключительно как попытку сделать бессознательное содержание сознательным. В рамках эгопсихологии задача психотерапии включает в себя изменение слишком жесткого Суперэго пациента на более адекватное.

Еще одним достижением эгопсихологии стала попытка понимания проблем пациента на основании не только теории фиксации на определенной фазе развития, но и в соответствии с характерными для него способами справляться с тревогой.

Целостность эго — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Целостность эго[1][2] (также «Эго-идентичность»[3], лат. ego — «я сам») — такая совокупность представлений о себе, которая позволяет чувствовать свою уникальность,[4] характеристика, которая по Эриксону помогает бороться с отчаянием в старости (он называл эту борьбу, дающую шанс обрести мудрость — «целостность эго против отчаяния», ego integrity vs. despair),[2] по нему развитие идентичности происходит ступенчато, через кризисы идентичности[5] и на восьмом (последнем) этапе психосоциального развития, когда человек, осознавая прожитую жизнь (занимаясь «обзором жизни»[6]) испытывает либо удовлетворение достигнутым, либо отчаяние и боль за допущенные ошибки, в условиях невозможности их уже исправить. Целостность эго (эго-идентичность) по Козлову — это чувство-ощущение тождественности личности самой себе (непрерывности своего Я) на разных этапах жизни.[7] Эго-идентичность является фактором формирования личностной зрелости.[8] По Н. Лейтесу, это понятие включает в себя[9]:

  • чувство собственного существования;
  • чувство своей «отдельности» от окружающих;
  • чувство качества, то есть понимание специфики предметов и явлений окружающего мира, людей и отношений между ними;
  • чувство отличия от других, которое связано с ощущением собственной индивидуальности;
  • чувство постоянства, которое подразумевает ощущение себя человеком во временной перспективе;
  • чувство целостности, связанное с комплексом ощущений себя как единого целого;
  • чувство связности, которое касается внутренних элементов того, что воспринимается как определенная психологическая целостность;
  • влияние представлений о себе на чувство самости;
  • стремление одновременно к постоянству и изменчивости.

А. С. Зубаирова-Валеева: Восстановление утерянного ощущения целостности эго (описываемое автором как «полнота бытия», «ядро-совокупность», «инстинкт жизни», «инстинкт возрождения») возможно также в рамках религиозных практик. Зубаирова-Валеева опирается в этом на то, что архетипы могут выступить в роли побудителя этого чувства[10].

«Только в том, кто некоторым образом заботится о делах и людях и адаптировался к победам и поражениям, неизбежным на пути человека – продолжателя рода или производителя материальных и духовных ценностей, только в нем может постепенно вызревать плод всех этих семи стадий. Я не знаю лучшего слова для обозначения такого плода, чем целостность эго (ego integrity). He располагая ясным определением, я укажу несколько составляющих этого душевного состояния. Это – накопленная уверенность эго в своем стремлении к порядку и смыслу. Это – постнарциссическая любовь человеческого эго – не себя(!) – как переживание опыта, который передает некий мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, как дорого за него заплачено. Это – принятие своего единственного и неповторимого цикла жизни как чего-то такого, чему суждено было произойти, и что, по необходимости, не допускало никаких замен; а это, в свою очередь, подразумевает новую, отличную от прежней любовь к своим родителям.»

Гейл Шихи назвал эту стадию развития «второй взрослой жизнью … эпоха целостности (65-85+)». У Ловингера названа как «Интегрированная стадия».

В своей структурной теории Зигмунд Фрейд описал эго как посредника между ид и супер-эго, обеспечивающим связь и баланс с внешним миром. Задача эго сбаласировать личность между примитивными побуждениями, моралью и реальностью, найдя компромисс для ид и суперэго. Фрейдисты рассматривали эго как формирующееся из отдельных «ядер»: «Конечное эго формируется путем синтетической интеграции этих ядер, и в определенных состояниях регрессии эго становится очевидным расщепление эго на его исходные ядра».

Лакан развивал эту линию, указывая на возникновение симптомов психологических нарушений при распаде этого единства.

У Цицерона это старость приобретает смысл в достижении полного самообладания, что является идеалом стоического восприятия мира философом.

  1. ↑ Основы психогеронтологии. Учебно-методическое пособие — Ольга Стрижицкая — Google Книги (неопр.). books.google.co.il. Дата обращения 25 июня 2019.
  2. 1 2 Теория развития: Секреты формирования личности — Уильям Крэйн — Google Книги (неопр.). books.google.co.il. Дата обращения 25 июня 2019. Психология- BEST, Издатель ОЛМА Медиа Групп, 2002, ISBN 5938780500, ISBN 9785938780507; глава Эриксон и восемь стадий жизни стр. 378/509
  3. ↑ Теории личности. 3-е изд. — Хьелл Л — Google Книги (неопр.). books.google.co.il. Дата обращения 25 июня 2019.
  4. Алма Кациевна Мукашева, М. К. Мукашева. Англо-русский лексический справочник по переводу психологических текстов (рус.). — Владимирский гос. педагог. университет, 2003. — С. 93. — 303 с. — ISBN 5878463245,ISBN 9785878463249.
  5. 1 2 Эрик Х. Эриксон. Детство и общество. — СПб., 2000. — С. 260. — 416 с.
  6. ↑ Butler, R. (1963) The Life Review: An Interpretation of Reminiscence in the Aged. Psychiatry, 26, 65-76.
  7. ↑ Эго-идентичность — Психологос (рус.). www.psychologos.ru. Дата обращения 22 июля 2019.
  8. ↑ Солдатова Елена Леонидовна, Шляпникова Ирина Андреевна Эго-идентичность как системообразующий фактор формирования личностной зрелости // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2010. № 27 (203). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ego-identichnost-kak-sistemoobrazuyuschiy-faktor-formirovaniya-lichnostnoy-zrelosti (дата обращения: 24.06.2019).
  9. ↑ Эго-идентичность и самоопределение: анализ понятий. (неопр.). B17.ru — Сайт психологов. Дата обращения 22 июля 2019.
  10. ↑ Религиозная практика как система врачевания (нейрофизиологические аспекты) — Медицинская антропология и биоэтика (рус.)  (неопр.) ?. Дата обращения 22 июля 2019.
  • Эрик Х. Эриксон, Детство и общество.
  • Зигмунд Фрейд, О метапсихологии.
  • Гейл Шихи, Новые Пассажи .
  • Джейн Ловингер, Ego Development .
  • Зигмунд Фрейд, О психопатологии.
  • Жак Лакан, Ecrits.

ПСИХОЛОГИЯ — это… Что такое ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ?


ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ
ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ
    ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ (лат. ego — я) — одна из ветвей психоанализа, развивавшаяся последователями 3. Фрейда — его дочерью А Фрейд, X. Хартманом, Д. Раппопортом и др. Впервые структурная теория психики, включающая Я, Оно и Сверх-Я, была изложена в статье 3. Фрейда “Я и Оно” (1923). Первостепенной фикцией Я Фрейд считал задачу самосохранения, а также обретения средств, с помощью которых стало бы возможным осуществлять одновременно адаптацию к воздействиям со стороны Оно, Сверх-Я и к требованиям окружающей реальности. Я берет на себя функцию задержки инстинктивной разрядки и ее контроля и осуществляет ее с помощью ряда механизмов, в т ч. механизмов защиты. Важным вкладом в развитие эго-психологии явилось появление в 1936 работы А. Фрейд “Я и механизмы защиты”, а в 1939 — книги Хартмана “Психология Я и проблемы адаптации”. С точки зрения А, Фрейд, защитные механизмы определяют тип личности индивида, его характер и способы справляться с трево     гой, возникающей вследствие его психических конфликтов. Результатом анализа должно явиться успешное разрешение конфликта, а не восстановление вытесненного желания. Хартман уделил особое внимание врожденному развитию того, что он назвал бесконфликтными сферами Я, считая, что биологическое оснащение человека не зависит от влечений и служит адаптации, которая также относительно независимо развивается в процессе биологического созревания; речь, в частности, идет о восприятии, моторике, памяти, функциях контроля и координации. Концепция Хартмана, содержащая такие понятия, как функция Я, сила Я, слабость Я, ограничение Я, привела к расширению аналитической теории развития Я (в этом же направлении работали Д. Раппопорт и др.).

    В. В. Старовойтов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

.

  • ЭГОИЗМ РАЗУМНЫЙ
  • ЭЙН СОФ

Смотреть что такое «ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ» в других словарях:

  • эго-психология — (эгопсихология) одно из направлений психоанализа, сформированное под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда его дочери А. Фрейд и Э. Гартмана; возникло как реакция на ортодоксальный фрейдизм. В отличие от последнего, рассматривающего… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ — атл. ego psychology; нем. Ego Psychologie . Направление в психоанализе, возникшее в 30 40 е гг. XX в. (3. Фрейд, Э. Гартман, Э. Эриксон и др.). В отличие от теории 3. Фрейда, в к рой основное внимание уделяется конфликтным отношениям между «Я» и… …   Энциклопедия социологии

  • эго-психология — сущ., кол во синонимов: 2 • психология (21) • эгопсихология (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Эго–Психология — Эго психология (от лат. ego я + греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, которое начало оформляться в 30 е гг. XX в. на основе классического психоанализа. Основными его представит …   Психологический словарь

  • Эго-психология — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • …   Википедия

  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ — (ego psychology) подходы в рамках психоанализа (см. также неофрейдисты), нацеленные скорее на ЭГО, чем на Оно. Крейб (1989) писал: Если теория объектных отношений британская школа психоанализа, то эго психология американская (см. также Школа… …   Большой толковый социологический словарь

  • Эго психология — – психология Эго, занимает как бы промежуточное место между инстинкт теорией и объект теорией. Ключевые её понятия: «автономные функции Эго», «свободная от конфликта зона Эго», «десексуализация» и «деагрессификация» …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЭГО ПСИХОЛОГИЯ — 1. Вообще – психология эго. То есть исследование тех развивающихся структур и процессов, которые рассматриваются как располагающиеся в области эго; в особенности сюда включаются память, язык, рассуждение, принятие решений и другие, соотносящиеся… …   Толковый словарь по психологии

  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ — атл. ego psychology; нем. Ego Psychologie . Направление в психоанализе, возникшее в 30 40 е гг. XX в. (3. Фрейд, Э. Гартман, Э. Эриксон и др.). В отличие от теории 3. Фрейда, в к рой основное внимание уделяется конфликтным отношениям между Я и… …   Толковый словарь по социологии

  • Эго-психология — (Ego psychology). Теоретический подход к личности, базирующийся на психоаналитической теории, однако развивающий новые направления и пути понимания поведения человека и новые линии научного поиска, берущие начало в теории Фрейда. В эго психологии …   Теории личности: глоссарий

Книги

  • Эго-психология и проблемы адаптации личности, Хайнц Хартманн. Эта работа, написанная в 1937 г., явилась поворотным пунктом в развитии современной психоаналитической теории. Здесь были впервые представлены такие концепции, как недифференцированная фаза… Подробнее  Купить за 1116 грн (только Украина)
  • Теория психоанализа и «эго-психология», Фрейд Зигмунд, Фрейд Анна. «Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик, психиатр и невролог, известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию,… Подробнее  Купить за 457 руб
  • Теория психоанализа и эго-психология, Фрейд А., Фрейд З.. «Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик, психиатр и невролог, известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию,… Подробнее  Купить за 366 руб
Другие книги по запросу «ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ» >>

Эго-психология. Психотерапия. Учебное пособие

Эго-психология

Важным толчком в развитии теории и практики психодинамической терапии явилось появление в 1936 г. работы дочери З. Фрейда, представительницы континентальной школы психоанализа, Анны Фрейд «Эго и механизмы защиты», а в 1939 г. – книги Хайнца Хартмана «Психология эго и проблема адаптации».

В своей работе Анна Фрейд рассматривала роль защитных механизмов в условиях нормального психического функционирования личности. Она расширила понятие защиты, включив в него как защиту против опасностей, угрожающих со стороны внешнего мира, так и против угроз, связанных с внутренними инстинктивными импульсами.

Хартман уделял особое внимание врожденному развитию того, что он называл сферой «Эго», свободной от конфликтов. В противоположность Фрейду, которого интересовали прежде всего клинические данные индивида и возможности развития у него специфических навыков и способностей, помогающих справиться с конфликтной ситуацией, Хартман придерживался точки зрения о том, что существует множество сторон нормально функционирующей психики, которые следуют автономному курсу развития и не являются результатом интрапсихического конфликта.

В дальнейшем эгопсихология как направление стала отражать взгляды тех психоаналитиков, которые сосредоточили свое внимание на процессах нормального и патологического функционирования «Эго».

Основываясь на структурной модели, представители эгопсихологии предложили новые пути в понимании некоторых типов патологии. По их мнению, каждый индивид развивает защитные реакции «Эго», которые могли быть адаптивными в детстве, в семье, но могут оказаться неадаптивными во внесемейной реальности.

Важным нововведением как для терапии, так и для психодинамической диагностики явилось представление о том, что «Эго» обладает широким диапазоном действий – от глубоко бессознательных (например, примитивные чувственные реакции на события, блокируемые такой мощной защитой, как отрицание) до полностью осознаваемых. В рамках этого представления сложилась рабочая модель, согласно которой в течение процесса психоаналитической терапии «наблюдающее Эго» – сознательная и рациональная часть психики, способная комментировать эмоциональное состояние, формирует терапевтический альянс с психоаналитиком в целях понимания вместе с ним всего «Эго», в то время как «переживающее Эго» вмещает в себя более внутренний (чувственный) смысл того, что происходит в терапевтических взаимоотношениях.

«Терапевтическое расщепление Эго» стало рассматриваться как необходимое условие эффективной аналитической терапии. В случае если пациент оказывался не способен говорить с позиции наблюдателя о менее рациональных, более глубинных эмоциональных реакциях, первой задачей становилась помощь в развитии этих способностей. Присутствие или отсутствие наблюдающего «Эго» стало прогностическим критерием первостепенной важности, поскольку дистонность (чуждость наблюдающему «Эго») симптома или проблемы делала процесс психотерапии гораздо более быстрым и эффективным, нежели синтонность проблем, то есть восприятие их пациентом как вполне органичных и в связи с этим не заслуживающих внимания. Это открытие привело к появлению таких терминов, как «Эго-дистонный» или «Эго-синтонный» личностный стиль.

Кроме того, учет важной роли «Эго» в восприятии и адаптации к реальности позволил ввести такое понятие, как «сила Эго». Под ним подразумевается способность личности к восприятию реальности, даже когда она чрезвычайно неприятна, без использования более ранних (примитивных) психологических защит (например, отрицания). В связи с этим по мере развития психодинамической практики стали проводиться различия между архаичными и зрелыми психологическими защитами. Под первыми стали понимать психологическое избегание или радикальное отвержение беспокоящих жизненных фактов, а под вторыми – включение в себя большей приспособляемости к реальности.

Эгопсихологи также предположили, что для психологического здоровья необходимы не только зрелые защитные реакции, но и способность использовать разнообразные защитные процессы. Другими словами, стало очевидно, что человек, отвечающий на любой стресс привычным для него образом (скажем, проекцией), не столь психологически благополучен, как человек, пользующийся различными способами в зависимости от обстоятельств. В связи с этим в работах данного периода стали использоваться и развиваться такие идеи, как «ригидность» личности или «панцирь характера».

Применение понятий «синтонности» и «дистонности» к Суперэго также имело важное диагностическое значение. Так, например, пациент, заявляющий, что он плохой, поскольку у него возникают негативные мысли и чувства по отношению к собственным родителям, в клиническом плане отличается от пациента, утверждающего, что «часть его» чувствует, что он плохой, когда у него возникают подобные мысли. Обоих пациентов следует рассматривать как депрессивные личности, склонные к самообвинению, но проблема первого пациента намного глубже, чем второго.

Помимо этого развитие концепции Суперэго в рамках эгопсихологии привело к тому, что психотерапевты перестали рассматривать цель психодинамической терапии исключительно как попытку сделать бессознательное содержание сознательным. В рамках эгопсихологии задача психотерапии включает в себя изменение слишком жесткого Суперэго пациента на более адекватное.

Еще одним достижением эгопсихологии стала попытка понимания проблем пациента на основании не только теории фиксации на определенной фазе развития, но и в соответствии с характерными для него способами справляться с тревогой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Эго и суперэго: интересная психология понятными словами

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Структура личности состоит из трёх компонентов, которые Зигмунд Фрейд назвал ид, эго и суперэго. И если хоть с одним из них возникают сложности, человек утрачивает психическое равновесие. Тогда уже идёт речь о таких диагнозах, как психоз или невроз. И сегодня мы рассмотрим, какие именно функции выполняет каждый элемент, и вообще, что он собой представляет.

Ид

Является врожденным, так как помогает младенцу выжить, то есть обеспечивает безопасность и удовлетворение базовых потребностей. По факту, это наши инстинкты, примитивные, зато действенные и жизненно необходимые. Замечали, что выполняете какую-то работу автоматически, думая при этом совершенно об отдалённых вещах, которые в данный момент более актуальны? Вот это и есть проявление ид. Оно управляет нами, да так, что порой мы не в силах с ним справиться, либо же не всегда отслеживаем эти проявления.

Когда человек голоден, он не способен концентрироваться на поставленных задачах. Он не сможет о чём-то думать, так как мысли будут посвящены еде. Бывает, что на пустой желудок вы фантазируете или мечтаете о том, что бы съели, будь у вас выбор? Кстати, именно по этой причине не рекомендуется посещать супермаркеты и продуктовые магазины, если есть хоть малейшее чувство голода. Критически мыслить и объективно рассматривать ситуацию, оценивать её человек не сможет. А это грозит непреднамеренными тратами. Да и продукты могут быть выбраны совершенно не то что планировались ранее.

Руки и надпись: следуй за своими инстинктамиРуки и надпись: следуй за своими инстинктами

По факту, ид отличный маркер, он позволяет вовремя заметить, что организм находится в состоянии фрустрации на фоне неудовлетворённых потребностей. То есть, что человек хочет есть, спать, пить, отдыхать, размножаться и прочее. Но есть и минусы. Если бы человек жил, руководствуясь только инстинктами, он бы ничем не отличался от обычного животного, и утратил бы статус высшего существа.

Только представьте, вы увидели красивую вещь на ком-то, и мгновенно принялись бы её снимать, потому что понравилась. Вырывали бы еду, чуть ли не со рта жующего, ложились бы спать при первых же признаках усталости, независимо от того, где находимся в данный момент, и есть ли условия для отдыха. В общем, превратились бы в дикарей. И тогда ни о каком цивилизованном обществе не могло бы быть и речи.

Нарушения

Психоз, кстати, развивается как раз в силу проблем с этой необузданной примитивной энергией. Индивид утрачивает связь с реальностью и другими компонентами личности, отчего ведёт себя непринуждённо и примитивно. Творчески приспосабливаться к различным ситуациям уже не может, и выдаёт одинаковые реакции на любой раздражитель. Он не в состоянии понять, что требуется его организму в данный момент, а также чего от него хотят, ожидают окружающие.

В силу этих обстоятельств возникает масса напряжения, которое удержать не так-то просто. Поэтому нередки случаи возникновения неконтролируемой разрушительной агрессии. Она может быть направлена как на себя, так и на тех, кто рядом.

Те, у кого сложности с этим элементом, могут потерять чувствительность к себе. Существует даже заболевание, которое называется алекситимия. Человек, у которого она диагностирована, не в состоянии распознать чувства, как свои, так и окружающих. Порой ему кажется, что он совершенно не умеет испытывать эмоции. И действительно порой выглядит немного отстранённым. Он не знает, чего хочет, ему всё равно, что происходит в окружающем мире. Что-то делает по инерции, опираясь лишь на знания, что так надо и правильно. А вот хочется или нет, не понятно.

Девушка принимает решениеДевушка принимает решение

Эго

Отвечает за принятие решений. То есть, ид посылает импульс о том, что какая-то потребность не удовлетворена, а эго ищет способы, благодаря которым он сможет её реализовать. Начинает своё формирование в младенчестве. Именно тогда ребёнок понимает, что его поступки могут разозлить или расстроить родителей, воспитателей, других детей. Он как бы считывает их эмоции, как реакции на его действия.

То есть, по факту, он соотносит свои желания с принятыми нормами и правилами, которые существуют в обществе. Это и удерживает его от того, чтобы отбирать понравившиеся вещи и прочее. Ребёнок учится удерживаться, иначе будет каким-то образом наказан. В зависимости от того, каких мер воспитания придерживаются его опекуны. Считается, что появление речи свидетельствует об успешном формировании этого компонента.

Оно побуждает человека размышлять, учиться, развиваться и воспринимать окружающий мир. Чтобы функционировать в нём как полноценный член общества. Младенцы ещё не столь хорошо обладают этим компонентом, в отличие от уже сформировавшихся взрослых. Им всё равно где есть, даже если маме придётся раздеваться на морозе или в людном месте. Он будет плакать, пока не получит насыщение, или не устанет настолько сильно, что просто уснёт.

Этот элемент обеспечивает безопасность организму. Он побуждает индивида предвосхищать события. Опять возьмем пример с пищей. Не зря ведь придуман завтрак, обед и ужин, перекусы. Человек понимает, что ему в день необходимо определённое количество еды, её разнообразие. Чтобы её добывать, следует работать, чтобы было за что купить продукты, либо же выращивать их самостоятельно. Он делает выбор, какой способ более приемлем для него. И тогда чувство голода не будет для него неожиданным, он его предвосхищает и удовлетворяет.

И так происходит с каждой физиологической потребностью из пирамиды Маслоу. Что это, вы сможете узнать из статьи, которая находится здесь.

Нарушения

Кстати, невроз возникает в момент, когда человек не способен творчески приспосабливаться к окружающей действительности. То есть, по каким-то причинам его методы и способы не приносят ожидаемого результата. Вследствие чего он растрачивает свои ресурсы вхолостую, а это вызывает высокий уровень напряжения. Он не знает, как быть, как вести себя, и какой выбор делать. Самооценка падает, организм фрустрирован, на фоне чего индивид в состоянии постоянного стресса. Который провоцирует развитие психосоматических заболеваний.

Два человека напротив друг друга, как символ того, что есть эго и суперэго у каждого из нас.Два человека напротив друг друга, как символ того, что есть эго и суперэго у каждого из нас.

Суперэго

Отвечает за представления о себе и мире, окружающих людях. То есть, проще говоря, это наши установки, стереотипы, социальные роли, правила, нормы поведения, совесть, нравственность, идентичность и т.д. Подробнее о том, как развить нравственность, да и вообще, что означает этот термин, вы узнаете, нажав сюда.

Формируются эти представления благодаря тем идеалам и ценностям, которых придерживались родители или фигуры, обладающие определённым авторитетом для индивида. Например, ребенок, который рос среди людей с алкогольной зависимостью, может не видеть ничего зазорного в том, что выпивает ежедневно пару бутылок пива.

Появляется примерно в пятилетнем возрасте. Оно пытается обуздать ид, и заставить эго действовать согласно принятым нормам, идеальным представлениям. Находится как в сознании, так и в подсознании. И является отличным регулятором поведения. Например, человек знает, что за какой-то поступок ему грозит лишение свободы, непереносимое чувство вины или стыда. И тогда ему проще удержаться, чем потом расплачиваться часть жизни за сиюминутное желание.

К сожалению, не всегда наши представления соответствуют реальности и несут пользу. Некоторые идеалы действительно оказываются невозможными для реализации, отчего личность страдает и постоянно проживает разочарование, бессилие. Часть правил актуальна для одной группы людей, и попадая в совершенно другое сообщество – может возникнуть конфликт интересов.

Вот почему так важен баланс и взаимодействие всех элементов. Психика, если не способна приспосабливаться к новым условиям, будет испытывать напряжение. А это сказывается на характере личности. Например, слабовольными считают тех, кто не в силах нести ответственность за поступки, и делать выбор. А неуступчивыми, или надменным, если эго слишком сильное, и хоть оно в состоянии выдержать стресс, то подстроиться под изменения – нет.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Для саморазвития рекомендую почитать статью о том, какие существуют механизмы психологической защиты. Эта информация поможет вам исследовать свои излюбленные методы защиты, вследствие чего вы сможете стать более подвижными. Что обеспечит баланс во взаимодействии всех компонентов личности. Будьте здоровы и счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина.