Предложения со словосочетанием ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Каким бы пикантным и смелым ни было виртуальное общение, стоит понимать, что первая встреча всегда имеет сильную эмоциональную составляющую. Его сильная эмоциональная составляющая должна была привлечь на сторону протестующих дополнительные ресурсы. Это достигается улучшением в логической или эмоциональной составляющей продукта. И даже те, кто опирается на эмоциональные составляющие своей души, не перестают быть последовательными и даже прямолинейными. Эмоциональная составляющая продукта действительно порождает избыточное потребление, и, как следствие этого, идёт загрязнение окружающей среды совсем не биологическими отходами, а производство подобных товаров приводит к их удорожанию.Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова громокипящий (прилагательное):
Кристальнопонятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить
Неточные совпадения
Основу этнопедагогики составляет личностный подход в воспитании подрастающего поколения, где большое внимание уделяется гармонии внутреннего состояния личности, её физическому, эмоциональному, эстетическому, интеллектуальному, духовному развитию. Интеллектуальная составляющая имеет достаточно большой вес, поскольку «интеллект» отражается на качественных параметрах деятельности, эффективности и адекватности предпринимаемых действий в текущей ситуации, а «личностное качество» есть квинтэссенция интеллектуального, волевого, эмоционального, духовно-нравственного потенциала личности, направленно отражённого в определённом действии и деятельности (вопрос лишь в том, какая из характеристик преобладает в большей мере). Такая ситуация в науке тормозила начало исследований по проблеме депривации, поскольку эмоциональные отношения являются одной из составляющих данной проблемы. Как известно, в психическом напряжении оператора выделяют две составляющие — когнитивную и эмоциональную. При выраженном конвенциональном типе профессиональной направленности ведущие эмоциональные переживания составляют праксические, коммуникативные и гедонические. Однако, переключая внимание на социализацию, часто забывают о том, что существуют и другие важнейшие составляющие, связанные с эмоциональной сферой. Если у истоков христианства были мифопоэтические предания, наглядные, эмоционально насыщенные, художественно-выразительные и поэтому легко проникавшие в душу простых людей, то ядро религиозного сознания буддизма или даосизма, напротив, составляет мистико-теоретическая доктрина, концепция, идея: «четыре благородные истины» и следствия из них в буддизме; мистический символ «дао» (всеобщий природно-этический закон) в даосизме. Поэтому развитие сенсомоторных функций в процессе эмоционально-положительного взаимодействия ребёнка с матерью составляет основу формирования у него всех психических функций: речи, внимания, памяти, целенаправленной деятельности, эмоциональной сферы, мышления и сознания. Когда в игру вступают эмоциональная или инстинктивная составляющие, мы делаем те вещи, которые вроде бы не хотим или не должны делать, или, наоборот, не делаем того, к чему осознанно стремимся. Ваше жилище может многое о вас рассказать, например, к какой социальной группе вы принадлежите, какие у вас вкусы, каков ваш характер и психологический тип, а поскольку интерьер — это одна из составляющих нашей жизни, давайте подробнее разберёмся, что же это такое и как сделать наше окружение ярче и эмоциональней. Поэтому для неё предельная продолжительность голодания могла составлять около пятидесяти дней, но это зависело также от уровня её физической и эмоциональной активности. Некоторые из тех ярких ощущений, в которых испытывают потребность эмоциональная и инстинктивная составляющие мышления, могут быть испытаны только в позиции ведомого. Если у истоков христианства были мифопоэтиче-ские предания, наглядные, эмоционально насыщенные, художественно-выразительные и поэтому легко проникавшие в душу простых людей, то ядро религиозного сознания буддизма или даосизма, напротив, составляет мистико-теоретическая доктрина, концепция, идея. По данным акустических исследований у среднего слушателя уровень эмоционального слуха составляет 60 — 70 баллов (так называемых процентов узнаваемости). Такой подход давал возможность более глубинного проникновения в сферу эмоциональных взаимоотношений мать — ребёнок, что является одной из составляющих проблемы депривации. Вторая составляющая — «я» как мыслительные и эмоциональные процессы. Как уже упоминалось выше, одним из важных составляющих эмоционального компонента профессионального самоопределения является удовлетворённость жизнью и удовлетворённость основных жизненных потребностей. Аффективное измерение составляют положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они придают установке эмоциональную окраску и ориентируют действия, которые мы собираемся совершить. То, что всегда было естественной составляющей любви, эмоциональной поддержки, а также полезным источником информации, становится для современных независимых женщин камнем преткновения. В школьной зрелости выделяют три составляющие: интеллектуальная, эмоциональная и социальная. Оба сильно привязаны к прошлому и ценят в отношениях физическую составляющую и эмоциональную надёжность. Каждая из составляющих мышления имеет своё мнение насчёт оптимального избранника, и если у мужчин противоречия между логическим, эмоциональным и инстинктивным мозгами незначительны, то женщинам в этом отношении повезло гораздо меньше. Его внутреннюю, побудительную основу составляют аффективно окрашенные эмоциональные ассоциации ребёнка, связанные с его успехами или неуспехами и подкреплённые соответствующими действиями со стороны родителей. Существо группы составляет система эмоциональных, либидонозных по своему характеру связей. Партнёры могут быть просто несовместимы на уровне каждой из составляющих мышления: логической, эмоциональной и инстинктивной — и в результате переживать нескончаемые трудности. Выбирайте или сами составляйте такие словесные коды, которые будут звучать для вас максимально естественно, которые будут произноситься вами легко, искренне, непринуждённо, достаточно эмоционально и от всей души. Исследователь подчёркивает, что будущий специалист должен сознательно и эмоционально принимать педагогическую профессию как общественный долг, приносящий высшее удовлетворение и составляющий смыл жизни. Микромир магазина — сложное по составу понятие; совокупность технологической (сумма физических характеристик магазина и организации торгового процесса в нём) и психологической (атмосфера магазина, которая создаёт определённый эмоциональный настрой) составляющих. Исключение составляет показатель эмоциональной стабильности. Противоречия, составляющие суть кризиса, протекают в острой форме, порождая сильные эмоциональные реакции и нарушения в поведении и взаимоотношениях с взрослыми и реже сверстниками. Система таких мотивов — эмоций, переживаемых человеком как значимые ценности, — составляет основу эмоциональной направленности личности и является частью общей надситуативной мотивации личности.Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект :: РБК Тренды
Каждая эмоция может стать ресурсом для достижения цели, поэтому развитие эмоционального интеллекта — важная составляющая успеха, уверена психолог Виктория Шиманская
Фото: Timothy Fadek / Bloomberg
Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции, чувства и переживания — свои и чужие. Он позволяет сделать весь спектр эмоций своим помощником для достижения целей и выполнения любых задач.
Мы редко задумываемся о том, что вызывает раздражение, радость или гнев. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет считывать эти сигналы и реагирует не на поступки и эмоции, а на причины, которые за ними стоят. Даже самые сильные переживания не застилают такому человеку глаза.
Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании. Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно — для подростков.
Тонкая душевная организация: чем эмоциональный интеллект поможет бизнесуПодростковый возраст — время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации. Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.
Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.
Как это сделать?
Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет. Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.
Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.
Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.
Про понимание себя
Упражнение «Квадрат настроений»
Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.
Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской
Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?
Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.
Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.
Про общение со сверстниками
Упражнение «Не обижайся!»
Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.
Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской
Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.
Про общение с родителями
Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».
Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.
1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».
2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».
3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».
Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».
Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.
Автор: Виктория Шиманская, доктор психологии, специалист по эмоциональному интеллекту
Эмоциональная составляющая смысла «я»
Уже при анализе когнитивной составляющей смысла «Я» фактически затрагивался вопрос о его эмоциональной составляющей: коннотативное (аффективное) значение отражает эмоциональный тон образа «Я». Однако выделенные Ч.Осгудом оси: оценка, сила, активность – универсальны; с их помощью можно охарактеризовать восприятие любого объекта или события. Эмоциональное отношение к человеку – другому или самому себе – специфично.
В психологии существует большое количество иногда недостаточно четко разделенных терминов, обозначающих этот аспект самосознания. К ним относятся самоуважение, самоприятие, самоотношение, эмоционально-ценностное отношение к себе, эмоциональный компонент самооценки. Советские авторы также употребляют разные термины. Так, И.С.Кон вслед за М.Розенбергом [57] говорит о самоуважении, определяя как итоговое измерение «Я», выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок [57, 71]. И.И.Чеснокова использует термин «эмоционально-ценностное отношение личности к себе», определяя его как «вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя, т.е. разнообразные ее самоотношения» [138, 109].
Эмоционально-ценностное отношение или самоуважение может также осмысляться с использованием различных психологических категорий. Можно сказать, что эмоционально-ценностное отношение личности к себе есть чувство, если последнее определять, по А.Н.Леонтьеву, как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций» [73, 555]. Можно использовать категорию отношения, как это делал В.Н.Мясищев, используя эту категорию как родовую по отношению к видам отношений – эмоциональному (привязанность, любовь, симпатия), моральному, этическому [91]. Можно использовать категорию социальной установки, как это делают М.Розенберг и И.С.Кон [57], можно также использовать и понятие установки в ином, нетрадиционном смысле, в котором оно используется, в частности, в работах А.Г.Асмолова [14]. Использование того или иного категориального аппарата само по себе, однако, не приводит к решению содержательных проблем.
Ниже мы затронем две проблемы, возникающие при анализе эмоциональной составляющей самосознания. Первая из них касается размерности эмоционально-ценностного отношения к себе.
Является ли отношение к себе одномерным? В большинстве исследований неявно предполагается, что эмоционально-ценностное отношение к себе является одномерным; говорится о высоком или низком самоуважении, о высокой и низкой самооценке. С этой точки зрения сложностью обладает лишь сам объект отношения – образ «Я», но не отношение к нему. Но сложность, многомерность «Я» косвенно предполагают сложность отношения к «Я». При такой постановке проблемы эмоционально-ценностное отношение рассматривается как чувство, и вопрос о размерности – это вопрос о независимых составляющих этого чувства.
В подходе к этой проблеме мы опирались на представление о трех уровнях самосознания. Анализ размерности эмоционально-ценностного отношения требует рассмотрения его как чувства, но чувство – это категория, описывающая психическую жизнь индивида. В самом деле, можно не считать пятилетнего ребенка обладающим личностным самосознанием, но никто не откажет ребенку в признании его способным на чувства. Хотя и в возникновении человеческих эмоций большую роль играют врожденные биологические механизмы, чувства специфические предметные обобщения эмоций – воспитываются как и многие другие психические способности. При этом развитие чувств проходит тот же указанный Л.С.Выготским путь от интер- к интрапсихической функции. Сначала ребенок воспринимает чувства других людей, близких, и в общении с ними воспринимает саму структуру чувства. Для нас это положение оборачивается важным тезисом, имеющим непосредственное отношение к экспериментальному исследованию. Размерность эмоционально-ценностного отношения к себе можно исследовать путем анализа размерности эмоционально-ценностного отношения к другому. Хотя по содержанию в каждом конкретном случае они могут не совпадать, сама структура отношения как чувства является инвариантом. Выявление размерности эмоционально-ценностного отношения, помимо прочего, – шаг в направлении разработки типологии самосознания.
Вторая проблема возникает при подходе к эмоциональной составляющей самосознания со стороны общения.
В свое время С.Л.Рубинштейн высказал идею о триединой структуре отношения человека к самому себе, хотя ему и не довелось подробно развить эту идею. Кроме непосредственного отношения к себе, можно выделить еще и отношение к себе, опосредованное отношениями с другими людьми. «Дело не только в том, что мое отношение к себе опосредовано моим отношением к другому (формула К.Маркса о Петре и Павле), но и в том, что мое отношение к самому себе опосредовано отношением ко мне другого» [107, 336]. Таким образом, самосознание трехголосо: оно предполагает переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого.
Можно развить эту мысль дальше и задаться вопросом, кто он, этот другой, интроецированный в самосознание? В реальной жизни нас окружает множество реальных других людей, как происходит их обобщение? Мы предполагали, что такое обобщение идет по двум линиям – обобщение того, что можно назвать не-Я, т.е. обобщение отсутствующих у себя качеств, свойств, особенностей, и тогда другой – это тоже человек, но непохожий на субъекта, и обобщение присущих самому субъекту качеств – тогда речь идет о похожем другом. Необходимо отметить, что сейчас речь идет об общей структуре функционирующего самосознания, а не о его генезисе. В генезисе самосознания, того его уровня, который мы обозначили как самосознание индивида, общение и взаимодействие именно с реальными другими является определяющим фактором. Однако это общение тоже приобретает свою интрапсихическую форму – реальное общение превращается в аутообщение, реальная «персонологическая» структура, предполагающая более близких и более далеких субъекту партнеров по общению, превращается в его феноменальную структуру.
УДК 811.111 Н.Г. Виноградова, канд. филол. наук, доцент АГАО, г. Бийск, katipet30@yandex.ru, А.О. Афанасьева, выпускница факультета иностранных языков, г. Бийск, nancydrewcases@mail.ru ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕНИЯ Данная статья посвящена рассмотрению эмоциональной составляющей, которая всегда имеет место в жизни людей и является неотделимым практическим компонентом каждой ситуации общения. Ключевые слова: эмоции, эмоциогенные ситуации, функции эмоций, эмоциональное состояние. Vinogradova N.G., Afanasieva M.O. EMOTIONAL COMPONENT OF COMMUNICATION This article examines the emotional component that always takes place in men’s lives. It is considered to be an integral practical part in every communicative situation. Keywords: emotions, emotiogene situations, functions of emotions, emotional condition. Эмоции сопутствуют человеку в любой целенаправленной интеллектуальной деятельности, они выполняют целепобудительную функцию. Эмоции — это интегральные реакции организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также результаты собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной интенсивности (типа ярости, страха, радости) [Вилюнас,1976]. Эмоциональная составляющая всегда имеет место в жизни людей и является неотделимым практическим компонентом каждой ситуации общения [Барташова,2009]. Многосторонняя значимость эмоций в человеческой жизни и деятельности была подчеркнута многими учеными в течении развития психологии как науки. Р. Декарт доказывал, что «главное действие всех страстей людей» есть в том, что они регулируют человеческое тело и душу, заставляют хотеть жить [Декарт,1989]. Побуждение (активация) организма к действиям явилась характерной особенностью эмоций. Эмоции доставляют наибольшее возбуждение центральной нервной системе, ее подструктурам, которые влияют на общее состояние органов человека и организма в общем. Экспрессивные движения, которые сопровождают эмоции, превращаются в тонко разграниченный язык, посредством которого человек (а также животные) могут взаимодействовать. Общеизвестен и общепризнан факт о том, что эмоции могут оценивать значимость того, что происходит и могут сообщать об этом человеку, указывая, при этом, на необходимость, которая является актуальной для определенной ситуации. На основании этого, представляется возможным рассуждать о побуждающей, сигнальной и оценивающей функциях эмоционального компонента стереотипов общения между людьми. Небезызвестно, что критические ситуации, особенно неожиданные, опасные ситуации, пробуждают эмоции, вынуждающие человека поступать неразумно и стереотипно. В опасных ситуациях «аварийными» способами решения ситуаций, которые человек усвоил в ходе эволюции, являются бегство, агрессия, оцепенение и др. Специалисты относят такие состояния аффекта к особой группе эмоциональных процессов. Но, не исключительно аффекты, а так же и другие ситуативные эмоции (такие как, например, ревность, обида, возмущение, гордость и пр.) обладают способностью запускать механизм нежелательных и неразумных действий. В тех случаях, когда, даже в обычных биологических условиях, стереотипные поступки не оправдывают себя, то видна их бесполезность в межличностном общении. Например, существует давний стереотип, который заключается в том, чтобы быстро уходить от объекта, который порождает в человеке страх. В данном случае, нам открывается дезорганизующая функция, принадлежащая эмоциям. Но, необходимо взять во внимание положение, которое высказывают многие авторы, о том, что эмоция сама по себе не имеет подобной функции, так как нарушение общения представляется не прямым, а побочным эффектом эмоционального проявления [Ладыженская,1998]. Такой негативный эффект можно объяснить тем, что эмоции играют важную роль в накоплении и приобретении значимости опыта индивида. Функция накопления, которую А.Н. Леонтьев называл «следообразованием» [Леонтьев, 2007], говорит о том, что эмоции сохраняют в человеческом опыте своеобразные следы, закрепляющие воздействия, которые их породили. Особенно в экстремальных ситуациях данная функция проявляется исключительно ярко. Это дает нам основания для предположения, что функция накопления эмоций в ситуации семейного конфликта проявится, как в условиях экстремальной ситуации. Необходимо обратить внимание, что эмоции в обычной ситуации актуализируют прошлый опыт и таким образом помогают предугадать события и найти решение в сложившейся ситуации. Но, в критических ситуациях эмоциональная память может вывести человека на неразумные действия. Вместе с этим эмоциональные переживания обеспечивают неадекватное понимание ситуации, которое запускается негативной эмоцией. Нам представляется важным выделить несколько эмоциональных состояний человека, это такие состояния, как радость, интерес, страх, тревога, фрустрация, гнев, апатия, обида Эмоция радости возникает у человека, когда он осознает свои возможности. Она включает в себя такие эмоциональные состояния, как возбуждение, интерес, активация, комфорт, удовлетворенность и имеет ассоциацию с удовольствием, с уверенностью в себе, с уверенностью в своих силах, со спокойствием. Состояние радости оказывает положительное влияние на личность. Эмоциональное состояние интереса активируют перемены, воображение, мышление, новизна. Интерес объединен со стремлением к успеху, со способностью человека устанавливать социальные отношения. Состояние тревоги выражается в опасении, лишении спокойствия и содержит в себе целый набор эмоциональных состояний ощущение надвигающейся опасности, страх, боязливое возбуждение. От личностных качеств конкретного человека и от ситуации зависит уровень и степень переживаний. Тревога активизирует личность, побуждает к наиболее целенаправленным действиям, а так же помогает заменить неадаптивные поведенческие реакции на адекватное поведение. Страх является основной человеческой эмоцией, которая сообщает о надвигающейся опасности. Были выделены причины страха, такие как чувство отверженности, одиночества, ощущение провала, угроза самоуважению. В числе последствий страха можно назвать: нервное напряжение, заставляющее человека бежать, искать защиты; состояние неуверенности. Очень важной человеческой эмоцией является гнев. Его возможно связать с депрессией, печалью, а так же с такими эмоциями, как страх и вина. Причинами могут являться: усталость, голод, боль, любое ощущение дискомфорта. Часто, человек не понимает настоящие причины гнева. Он чувствует только безнадежность и разочарование. Гнев подготавливает человека к действиям, то есть он выполняет мобилизующую и адаптивную функции. Состояние фрустрации – это необычное эмоциональное состояние человека. Оно появляется при наличии какого – либо затруднения или препятствия на пути к цели. В некоторых случаях препятствия действительно непреодолимы, но в большинстве случаев они являются надуманными. Фрустрация связана с напряжением и представляет собой неприятное состояние, которое может вызвать агрессию или же побудить человека к переосмыслению жизни и жизненных целей. Негативным эмоциональным состоянием, которое сопровождает страх, гнев и оказывает плохое влияние на человека является апатия. Она появляется в условиях длительного напряжения, когда человек чем – то не удовлетворен, разочарован, когда он не получает понимания от окружающих его людей, в конфликтных ситуациях, в состоянии одиночества или при каких — либо травмирующих ситуациях, которые носят повторяющийся характер. Чувства обиды и вины являются двумя взаимодополняемыми эмоциональными состояниями. Очень часто, при общении возникающее у одного человека чувство вины перекрывается чувством обиды у другого человека. И, когда виноватый человек пытается получить у обиженного сведения о причинах обиды, обиженный человек активизирует возникшую обиду. В тех случаях, когда первая сторона не обладает способностью к переживанию вины, то обида является бесполезной. Обида представляет собой форму деструктивного общения, она появляется тогда, когда задевается чувство собственного достоинства и человек чувствует унижение. Часто она включает в себя жалость к самому себе и мстительные намерения к обидчику. Обида всегда приносит конфликт и напряженность в общение [Горянина. 2002]. Все эмоциональные состояния характеризуются своими особыми чертами и причинами возникновения. И нам представлялось возможным выделить определенные ситуации, которые могли бы вызвать эмоции у человека. Однако французский психолог П. Фресс заявляет, что как таковой эмоциогенной ситуации не существует, так она имеет зависимость от соотношения между возможностями и мотивацией человека. Данную точку зрения поддерживают и другие психологи [Фресс, 1975]. Ситуация для человека означает не только совокупность определенных обстоятельств, но и так же отношение к ней человека и ее оценку. Эмоциогенность ситуации создает в первую очередь оценка, а не обстоятельства. Обстоятельства выступают исключительно как предпосылка для возникновения данной ситуации. Эмоциогенными ситуациями считаются такие ситуации, которые человек оценивает как значимые для него. Так, например, эмоциональности беременных женщин, что любая ситуация (хорошая, плохая, опасная или нейтральная и т.д.) носит субъективный характер. У беременных женщин эмоциональность становится эгоцентрической. У них уменьшается количество источников переживаний. Наиболее значимыми для беременных женщин в тот период становятся события, связанные с ней самой и с будущим ребенком. Любые другие события в обществе становятся малозначительными для них. При опросе беременных женщин не было замечено ни одной, которая бы эмоционально замечала явления, связанные на тот момент с государством, обществом или с экономикой. Женщину, ожидающую в скором времени ребенка, радует именно сам ребенок, его активность внутри. Но в это же время, женщина может неадекватно отреагировать на критику в своей адрес, касательно ее внешнего вида. Исходя из примера, приведенного выше, можно сделать вывод, что не все ситуации могут вызывать эмоциональную реакцию. И это подтверждает американский психолог Р. Лазарус, считающий, что эмоции появляются только тогда, когда формируется понимание о наличии опасности и отсутствия ее устранения. Однако, немецкий психолог В. Вундт и русский психолог Н. Грот утверждают, что каждое событие порождает эмоциональную реакцию. Таким образом, можно сделать вывод, что эмоциогенные ситуации, по Лазарусу, это критические и экстремальные ситуации, а по Вундту и Гроту — все ситуации. Важное место в появлении эмоций американский психолог Б. Вейнер отводит каузальной атрибуции. Наблюдая за человеком, за его поведением, люди изначально приписывают (или не приписывают) его поступку некую цель, противоречащую их интересам, точкам зрения. Например, если один человек толкнул другого, то последний может просто возмутиться, приписав ему сознательное намерение или проигнорировать, подумав, что это всему виной сложившиеся обстоятельства. Эмоциональное реагирование может проявиться и во время виртуальной ситуации, например, в кино или в театре люди могут заплакать во время просмотра трогательных сцен. Таким образом, здесь представлена не значимая ситуация, которая вызывает эмоциональную реакцию, а значит является эмоциогенной ситуацией. Таким образом, в данной работе, нам представляется более рациональным взять за основу положение о том, что абсолютно все ситуации вызывают какую — либо эмоциональную реакцию, являюсь при этом эмоциогенными. Так же, необходимо упомянуть о том, что оценка ситуации может осуществляться и на неосознаваемом уровне, а не только на осознаваемом. Здесь проявляет себя накопительная функция эмоций. Литература
References Поделитесь с Вашими друзьями: |
Из чего состоит эмоциональный интеллект: 5 основных пунктов
Эмоциональный интеллект не менее важен для гармоничного развития ребенка, чем обычный интеллект. Наш успех в будущем зависит во многом от способности понимать и контролировать свои чувства, читать сигналы других людей и соответствующим образом реагировать на них.Вы отлично знаете, опираясь на примеры школьной жизни и работы, как важно вовремя определить свое настроение, контролировать страх, гнев, грусть, адекватно коммуницировать с окружающими, понимать чувства учеников. Но что именно развивать? Об эмоциональном интеллекте сказано достаточно, для полной картины не хватает конкретных примеров из жизни и описания навыков.
Пять категорий эмоционального интеллекта (EQ)
№ 1. Самосознание
Это способность распознавать эмоции, поскольку именно они «происходят», выплескиваются во внешний мир и являются основой нашего психологического состояния. Развитие самосознания требует поиска ключей к вашим истинным чувствам. Если вы можете дать оценку своим эмоциям, назвать их, то вы сможете ими управлять.Девятиклассница Кристина внезапно расплакалась на перемене между русским языком и химией. Одноклассники пытаются понять, что стало причиной резкого ухудшения состояния.
— Крис, тебе грустно? — сочувственно вздыхает Женя.
— Не зна-а-а-ю, — всхлипывает девочка.
— Может быть, у тебя что-то болит? — интересуется реалистка Маша.
— Нет, ничего у меня не болит! — огрызается сквозь слезы Кристина.
— Ну а что тогда?..
Может оказаться, что это чувство никак не связано с грустью, а напрямую со страхом. Девочка чувствует себя очень неуверенно на химии, в этот раз она совсем не успела подготовиться к уроку, и теперь ей стыдно за упущенную возможность, страшно, что ее спросят — она опозорится перед классом и учителем, и обидно, что все так получилось.
Методы работы со страхом совсем иные, чем с грустью. Умение понять, что именно не так — залог успешной борьбы с причинами явления и их последствиями.
Основные элементы самосознания:
- Эмоциональное сознание. Ваша способность распознавать собственные эмоции и их проявления-эффекты. Например, если вам страшно — начинают потеть ладони, перед истерикой поднимается температура, если вы неуверенно себя чувствуете — постоянно мнете руки, а когда вы близки к тому, чтобы сорваться и накричать на кого-то — хмурите лоб и напрягаете скулы.
- Уверенность в себе. Адекватная самооценка и понимание своих возможностей.
№ 2. Саморегулирование
Вы всегда контролируете свои эмоции, даже если кажется, что это не так. Какими бы сильными не были переживания, вы можете продлить или сократить время их действия, используя некоторые методы. Гнев «лечится» анализом ситуации, беспокойство — составлением плана, грусть — тем же пересмотром ситуации в позитивном ключе, прогулкой, медитацией.Стоило бы научить наших учеников и детей, что со страхом неудачи и неудовольствием не справиться обыкновенным «Есть такое слово НАДО». Приказ взять себя в руки не решает проблему, он усиливает неуверенность в себе.
Куда полезнее сесть, обсудить все в формате активного слушания (об этом мы писали в одном из материалов) и предложить составить план. Вы наверняка замечали, что страх перед задачей постепенно отступает, если у вас перед глазами есть лист с четко прописанными пунктами действий. Ребенок боится экзаменов? Составьте план подготовки к ним. Вы не знаете, как подступиться к отчету? Разделите задачу на множество мелких. Управляйте эмоциями и будьте с собой честны, поймите, почему именно ВАМ важно сделать эту работу. Не можете написать статью? Главное преодолеть «страх чистого листа» — начинайте записывать все мысли, которые приходят вам в голову, составьте структуру будущего материала.
Основные элементы саморегулирования:
- Самоконтроль. Управлять разрушительными импульсами.
- Достоверность. Поддерживать стандарты честности с самим собой
- Добросовестность. Принимать на себя ответственность за собственную работу.
- Адаптивность. Быстро «давать себе отчет» об эмоциональных изменениях и проявлять гибкость.
- Инновации. Быть открытым для новых идей.
№ 3. Мотивация
Чтобы мотивировать себя на любое достижение, нужны четкие цели и позитивное отношение к задаче. У всех людей разная предрасположенность к восприятию действительности — более или менее позитивная, но позитивному отношению можно и нужно научиться. Если вы обнаруживаете и «берете в работу» негативные мысли по мере их возникновения, вы можете оперативно пересмотреть их в более позитивном свете, что поможет вам достичь ваших целей.— Мам, я не хочу учить весь этот бред! — Коля переходит на крик и швыряет тетрадь с определениями по обществознанию на пол.
— Какой бред, сын? — поднимая брови, но не тетрадь, спрашивает мама.
— Вот эти все сенаты, советы, дебеты и кредиты…
— Тогда не учи, — спокойно отвечает Елена Леонидовна, — если они тебе не нужны.
— Но они нужны… — протяжно выдыхает Николай.
— А для чего они нужны? — якобы непонимающе спрашивает мама.
— Ну они входят в задания на ЕГЭ, потом, я же хочу поступить в вуз.
— А зачем в вуз? — раскрывает идею мама.
— Чтобы потом работать, как я хотел, адвокатом, и защищать людей, которые не виноваты.
— Получается, определения — начало пути, даже уже середина, ведь ты такой молодец и столько всего уже выучил, пути к мечте, Коля, — улыбается Елена Леонидовна, — я тебя не заставляю, просто пойми, хочешь ли ты сам.
— Да, хочу.
Если учение не понимает ДЛЯ ЧЕГО ему знания, он объективно не сможет заставить себя их выучить, если нет изначальной предрасположенности к учебе и поглощению знаний.
Основные элементы мотивации:
- Достижение. Ваше постоянное стремление улучшить или соответствовать стандартам передового опыта.
- Приверженность. Согласование с целями группы или организации.
- Инициатива. Приготовьтесь действовать, исходя из своих возможностей.
- Оптимизм. Преследуйте цель, несмотря на неудачи и сложности.
№ 4. Ориентация вовне (отчасти эмпатия)
Способность распознавать (а не угадывать), как люди себя чувствуют и в каком состоянии находятся, — крайне важно для успеха в жизни и в карьере. Чем лучше вы разбираетесь в чувствах и сигналах других, тем лучше контролируете сигналы, которые отправляете сами.Педагогическая история, которая позволит подвести даже младшеклассников к обсуждению темы вербальных и невербальных сигналов:
Оставшись как-то раз одна дома, Женя решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила мамину любимую чашку. Очень ей стало стыдно и маму жалко, расстроилась Женя, забилась в уголок между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Женю, раскричалась: «Ни стыда у тебя, ни совести, Женя! Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься, уходишь от ответа». Расплакалась тут Женя. А мама еще больше рассердилась: «Ах, так ты еще плачешь, еще себя жалеешь?!»
Какие ошибки совершила мама, а какие Женя?
Основные элементы
- Ориентация вовне. Если мы говорим о взрослой жизни, то это способность понимать ожидания клиентов и отвечать на их потребности.
- Помощь другим в развитии. Вы чувствуете, что и другие люди тоже должны двигаться и укреплять свои способности.
- Разнообразие. Вы можете помочь разным людям открыть новые возможности. Пример: вы как учитель можете работать и с активными, и с пассивными детьми, предлагая им материал в разной форме и общаясь с ними, используя разные фразы и мотивацию.
- Социальная осведомленность. Ее еще называют осведомленностью политической. Вы способны читать эмоциональные течения и считывать «силы» внутри группы.
- Понимание других. Самый понятный пункт — умение отслеживать чувства, которые стоят за потребностями и желаниями других. Как в случае с Женей, которая разбила чашку и спряталась не из страха и желания «скрыться с места преступления», а из-за стыда, но не смогла это выразить.
№ 5. Социальные навыки
Развитые навыки межличностного общения равносильны успеху в жизни и в карьере.Да, мы учим наших детей, что залог отличной карьеры в будущем — высокие оценки и хорошие знания, но вспомните сами свое окружение: кто более успешен — отличники или троечники? Саша, который все школьные годы провел за учебниками и выучил их от и до, или Алеша, который всегда был «троечником-хорошистом», но обладал настоящим талантом договариваться с людьми, умел расположить их к себе и завел отличных друзей? В моем окружении есть оба примера. И Алеша реально счастлив и куда более успешен.
Дело в том, что в современном мире каждый из нас имеет доступ к теоретическим знаниям. Не надо помнить наизусть абсолютно все даты по курсу истории России, их всегда можно посмотреть в Интернете. Совсем другой разговор — понимание причинно-следственных связей, развитие критического мышления и умение аргументировать свою точку зрения. Социальные навыки становятся важнее с каждым годом, потому что в условиях глобальной экономики вы должны обладать умением понимать, сопереживать и вести переговоры, если не хотите оказаться «за бортом».
Наиболее важные социальные навыки
- Влияние. Использование эффективной тактики убеждения («5 способов сделать свою речь более убедительной» — материал в наших социальных сетях)
- Связь. Отправка четких сообщений. Умение дать четкое задание, понятное ученикам, коллегам, подчиненным — крайне важный навык. Если ваш класс или команда не понимают, чего вы от них хотите, эффективной работы не получится.
- Лидерство. Умение вдохновлять и лидировать.
- Управление изменениями. Умение стать катализатором в том или ином процессе.
- Управление конфликтами. Понимание, ведение переговоров и разрешение разногласий.
- Сотрудничество. Работа с другими людьми по достижению общих целей.
Цель — развивать у детей умение сотрудничать и понимать эмоции других людей
Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу), подушечки пальцев ставят на спину впередисидящего ребенка. Ребенок, сидящий в конце «цепочки», загадывает какое-либо чувство и без слов — одними только движениями пальцев — передает его партнеру. Тот должен угадать это чувство и передать его следующему и т. п. При этом они вслух не произносят свои догадки. Когда «чувство» дойдет до первого ребенка, ведущий спрашивает его, какое чувство он получил, и сравнивает его с тем чувством, которое первоначально передавалось.
- Командная работа. Создание групповой синергии в достижении коллективных целей.
Логическая и эмоциональная составляющая
При подборе аргументов учитывайте обе составляющие.
В подавляющем большинстве случаев продажи и переговоры ведутся с помощью и использованием логических аргументов. И убеждение клиента ведется при помощи сравнивания параметров.
– У нас цены ниже.
– Мы дольше находимся на рынке и соответственно надежнее.
– Качество выше по трем параметрам.
– Хороший обзор.
– Долговечность использования.
Менеджеру по продажам объясняют все технические характеристики и свойства продаваемого товара или услуги. Но совершенно не учат техникам сканирования и присоединения к ценностям собеседника.
При подготовке к переговорам, устраиваются мозговые штурмы для собирания максимально большого количества логических аргументов, но не уделяют внимания психотипу собеседника и точкам эмоционального воздействия.
Изначально необходимо знать, что в основе покупки или согласия на ваше предложение лежит эмоция – доверие. И умение вызывать его является основной задачей.
Человеку, который так или иначе умеет вызывать это состояние у окружающих, по большому счету без разницы, что именно продавать и в чем именно убеждать человека.
Вы без проблем отдадите большую сумму денег не только потому что:
пакет услуг больше;
постобслуживание входит в цену;
гарантия вместо одного на пять лет.
Но также если:
вам продавец напомнил вас самого в молодости;
он вам сказал очень необычный комплимент;
он что-то сделал для вас, что не входит в его обязанности.
Вы не купите, если внутри будет чувство, что вас умело обманывают, даже если логическая составляющая будет в порядке, например, договор, составленный юристами, бумаги подтверждения из банка и т.д.
И наоборот, иногда вам не нужно никаких бумаг и заверений, для того чтобы вы решили отдать кому-то нужную сумму.
Логические аргументы – постоянная величина.
Эмоции могут появляться, исчезать, переходить одна в другую.
Логические аргументы сложно изменять.
Вызов необходимой эмоции – вопрос мастерства переговорщика.
Количество логических аргументов – постоянное и очень небольшое.
Палитра эмоций и их оттенков практически бесконечна.
Не удивляйтесь, когда Клиент, получив, по вашему мнению, «шоколадное» предложение, почему-то не покупает.
Научитесь использовать, в первую очередь, эмоциональный подход, прежде чем начинать логическую аргументацию.
Основной показатель – когда вам часто говорят: «Мы знакомы всего лишь несколько минут (часов, дней), а такое ощущение, что мы знаем друг друга очень давно».
Профессионал в продажах, переговорах, – человек, который способен влюбить в себя любого, используя психологию влияния.
Согласие, тотальное «Да»
Психологическая установка обратная обычной (см. главу Отказ-инстинкт), позволяющая легко воспринимать любые нестандартные, необычные и особенно негативные моменты в поведении клиента, собеседника.
В момент, когда Клиент (иногда сознательно провоцируя) требует от вас невыполнимых условий, ответ «Нет», как правило, ведет к тому, что вы автоматически получаете статус человека, который не в состоянии что-либо сделать.
Тем самым авторитет и значимость продавца снижаются, что дает Клиенту более выигрышную позицию.
Использование техники требует большой внутренней работы, настроя. Легче всего дается тем, кто смог сделать позитивный настрой и оптимизм своей жизненной установкой. Для проработки этих качеств рекомендую посетить некоторые тренинги личностного роста.
Помимо внутренних качеств использование техники «Тотального «ДА» требует тренировки, прежде чем вы сможете практически в любой ситуации говорить «ДА» вместо инстинктивного «Нет»
– Вы можете дать скидку в 50 %?
– Разумеется, мы могли бы давать скидку и в 70%, если бы накручивали сверху 150.
– Можете прислать вашего менеджера ко мне домой в голом виде?
– Да, как только она скажет, что не против.
– Можете ли поставить мне на катер турбоутюг?
– Да, в этом случае катер будет ходить в море на длину провода.
– Все страховщики – обманщики.
– Действительно расхожее утверждение, просто надо искать исключения из этого правила и тщательно выбирать того с кем иметь дело.
– Согласие возможно только при безоговорочном принятии наших условий.
– Хорошо. Давайте будем принимать ваши условия при помощи общего видения.
Возьмите за правило: «В лексиконе переговорщика нет слова «НЕТ», если только это не отказ-прием, сознательно использующийся в конкретной ситуации, (предположим, для включения режима «дефицит», поднятия значимости), блеф.
Стресс: эмоциональная составляющая | Статья в журнале «Молодой ученый»
The article examines the emotional component of stress. We study the genesis of the concept of «stress» in works of domestic and foreign researchers. In conclusion the author’s understanding of stress is given.
Keywords: stress, emotional stress, adaptation, organism.
Актуальность обращения к заявленной проблеме обусловлена ростом напряжения социального, включающего, в свою очередь, эмоциональное напряжение каждого отдельного индивида, вызываемое конкретными стрессорами.
Проводя анализ литературы на предмет связи стресса и эмоционального напряжения на теоретическом уровне, отметим, что, например, в работах В. Л. Марищука не раз делается авторский акцент на разность понятий «эмоциональное напряжение» и «эмоциональная напряженность». Первое понятие, как он считает, определяется активизацией различных систем организма ввиду активных волевых действий, второе же характеризуется интеримарным уменьшением уровня резистентности психических процессов и трудоспособности. Однако множество авторов не считают целесообразным разделять данные понятия, т. к. считают это нелогичным по многим причинам. В первую очередь, из-за приравнивания автором понятий «эмоциональное напряжение» и «волевое напряжение», что согласно мнению большинства, является некорректным. Поэтому в настоящее время, не выделяют четкую границу и «разрешается» применять как одно, так и другое вышеуказанное понятие с единым смыслом [3].
Некоторые авторы, в частности Л. В. Куликов, считают, что не нужно «напряжение» маркировать как «эмоциональное». Это объясняется невозможностью предположить наличие напряжения, не сопровождающееся какими-либо эмоциями. Однако считается, что «эмоциональное» указывает на первостепенную значимость развивающихся эмоциональных составляющих напряжения. Ведь Н. И. Наенко и О. В. Овчинников, к примеру, выделяют операциональную напряженность, возникающую в результате тяжелого труда. В данном случае имеют место присутствовать различные эмоции, но они играют второстепенную роль, в связи с чем понятие «эмоциональная напряженность» целесообразно указывать в полном виде [1, 4].
Эмоциональная напряженность способна оказывать различный эффект на характер деятельности организма. Например, при непредвиденной драке с хулиганами будет отмечаться повышение мышечной силы, однако, кроме того, возможно нарушение моторной координации.
В настоящее время очень часто можно услышать термин «стресс», подразумевающий, как правило, отличное понятие от впервые предложенного У. Кэнноном. В своих работах он связывает данный термин с феноменом «борьбы — бегства» и рассматривался исключительно со стороны физиологии. Органом, играющим основную роль в развитии данного феномена, является мозговой слой надпочечников, а сам процесс «борьбы –бегства» как будто бы готовит мускулы к активному акту ввиду воздействия на организм какой-либо опасности. И данная реакция позволяет организму бороться с опасностью или бежать от нее [7].
Г. Селье был тем, кто популяризировал термин «стресс». Им было написано немало работ посвященных данному понятию или затрагивающих его. Интересным фактом является то, что сами представления Селье о понимании понятия стресса круто менялись в течение его жизни и со временем в своих работах он все более отходил от первоначального определения данного термина. В его первых работах стресс рассматривается исключительно со стороны физиологии и биологии. В связи с этим имелось понимание стресса как физиологической реакции в ответ на воздействия различной природы, носящие отрицательный характер. Селье говорил о том, что главнейшую роль в данной реакции играет эндокринная система.
Однако позже сам Селье указывал на то, что при стрессе имеют место быть не только функциональные изменения в организме, но и морфологические, которые являются необратимыми. И уже в тот момент существовало множество примеров, когда после перенесенной тяжелой психологической травмы, особенно во времена Второй Мировой войны, у людей развивались заболевания, зачастую онкологические, различных систем организма [5].
Эти примеры говорили о слабости понятий Селье о стрессе и его отрицании главнейшей роли ЦНС в развитии описываемых реакций. Однако со временем сам Селье начал менять представление о стрессе, рассматривая его со стороны психофизиологии, что привело к постепенному размыванию границ данного понятия. В 1974 г. он опубликовал работу под названием «Стресс без дистресса», где ввел дополнительные понятия.
Г. Селье разделял стресс на два вида: дистресс, который связан негативными эмоциями, и эустресс, который связан с позитивными эмоциями. В связи с этим в границы описываемых понятий вошли и физиологические явления, а в частности, сон. Он писал, что во сне человек также подвергается стрессу ввиду того, что «любая биологическая деятельность оставляет необратимые химические рубцы» [6].
Впоследствии ученые все больше задавались вопросами о реальных границах стресса как эмоционального напряжения. Согласно точке зрения Л. Леви, стресс необходимо рассматривать как некую совокупность различных эмоциональных состояний, граница которой соответствует несерьезным сдвигам гомеостаза. Как положительные, так и отрицательные эмоции тесно связаны с различным изменениями в гомеостазе [2].
В 1970 году Р. Лазарус постарался разделить физиологическое и психологическое определение стресса. Он предложил теорию, в контексте которой стресс делился на 2 вида: физиологический и психический. Физиологический стресс обусловлен наличием настоящего физического раздражающего фактора, а психический связан с ожиданием человеком будущей опасной или трудной ситуации. Но изложенное разграничение крайне условно, т. к. в физиологическом стрессе всегда присутствуют составляющие стресса психического — и наоборот. Поэтому в данном случае правомернее говорить о причинах, вызвавших стресс, а не о изменениях в организме при нем.
Кроме того, с точки зрения физиологии, вызывает вопросы распространенное мнение о том, что стресс является абсолютно физиологической адаптационной реакцией, направленной на восстановление гомеостаза. С. Майер и М. Ландеслагер еще в 1985 году говорили о том, что в стрессовой ситуации активно выделяется гормон кортизол, позволяющий организму использовать более высокий уровень энергии в связи с усиленным расщеплением пептидов, а также поддерживающий цифры артериального давления. Но, ко всему прочему, он снижает уровень иммунной защиты. В связи с этим во время длительного стресса, а также после него человек нередко страдает простудой, ОРВИ и т. п. Именно поэтому утверждать, что стресс полезен для организма нельзя, говоря о по-настоящему опасном уровне эмоционального напряжения. Но и не стоит рассматривать стресс исключительно в ключе патологии, на что указывает В. Н. Цыган и В. Я. Апчел. В данном случае, возможно, будто сам организм «выбирает» лучшее из двух зол.
В наши же дни понятие «стресс» все чаще применяют к любому психоэмоциональному напряжению, к примеру, сдача экзамена, задержка на работе, подготовка к свиданию. Границы данного определения становятся все более расплывчивыми, а особенности проявления для каждого организма во многом индивидуальны. Поэтому со временем влияние данного термина уменьшается, так как зачастую невозможно понять смысл его употребления без подробного описания автором. И в данном случае возникают вопросы о целесообразности применения обсуждаемого понятия.
В заключение, обобщая всю вышеизложенную информацию, получаем результат, что стрессом можно считать различные эмоциональные реакции организма, возникающие как ответ на разногласие между требованиями к нему и способностью удовлетворить данные требования ресурсами же самого организма.
Литература:
1. Куликов Л. В. Психогигиена личности. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
2. Леви Л. Эмоциональный стресс. — М.: Медицина, 1970. — 329 с.
3. Марищук В. Л., Евдокимов В. И. Поведения и саморегуляция человека в условиях стресса. — СПб.: Сентябрь, 2001. — 260 с.
4. Наенко, Н. И. О различении состояний психической напряженности Текст. / Н. И. Наенко, О. В. Овчинникова // Психологические исследования. — М., 1970. Вып. 2. — 40–46 с.
5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме, М.: Медгиз, 1960. — 255 с.
6. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 66 с.
7. W. B. Cannon; physiological regulation of normal states: some tentative postulates concerning biological homeostatics. — Paris: Les Éditions Médicales, 1926. — p. 91.
Основные термины (генерируются автоматически): стресс, эмоциональное напряжение, главнейшая роль, физиологический стресс, различная система организма, сторона физиологии, время, работа, организм, связь.