Если главное в жизни удовольствия: Удовольствие как смысл жизни

Удовольствие как смысл жизни

Сначала были чувства. И чувства эти — удовольствие и боль.

Так мне ближе. Потому что это о главном. Эти чувства определяют нашу жизнь и её движение. А также наше поведение, так как в основе его — стремление к удовольствию и избегание боли.

Я считаю получение удовольствия от жизни — главным смыслом жизни. Все остальные смыслы вытекают из этого. Когда мне заявляют, что есть что-то большее или более важное, чем получение удовольствия, то я выясняю, что именно, и что человек чувствует, достигая этой важной цели.
Например, «счастье ребёнка» — что ты чувствуешь, когда твой ребёнок счастлив? — Удовольствие. Или «самореализация в творчестве» — что чувствуешь ты в этот момент? — Удовольствие. «Исполнить свой долг» — что чувствуешь ты в момент осознания, что исполняешь свой долг? — Честный ответ: удовольствие. То есть и то, и другое мы делаем, чтобы от этого получить удовольствие. Это просто наш способ получения этого чувства. Способы могут меняться у разных людей и на разных этапах нашей жизни. А настоящая цель остаётся.

Всё же у некоторых людей эта простая мысль вызывает сомнения или даже протесты и обвинения в «несерьёзности», «поверхностности» и «эгоизме». Почему так?

В способах получения удовольствия нас можно разделить на три категории или отметить три основных пути:
Те, кто извлекают удовольствие из самих удовольствий
Кто извлекает удовольствие из страданий и боли
Кто уже не может или отказался извлекать удовольствие ни из того, ни из другого, и находится в состоянии близком к депрессии (или же к «нирване», но это случай особый).
Каждый из нас в тот или иной период жизни может быть или там, или там, или совмещать первое со вторым. А иногда пойти и третьим путём.

Получать удовольствие от боли весьма затратно по силам и здоровью, и нередко, чтобы получить хоть небольшое удовольствие нужно изрядно помучиться. Но если это привычно и делается регулярно, а также общепринято в окружении и встречает понимание, то так действовать становится легко, получается естественно, и потому выбирается как способ приоритетный, как бы само собой получается. В некоторых случаях награда — удовольствие — оказываются столь сильны, что ради этого и стоит пострадать или пережить боль. Например, в личных отношениях для получения влияния на партнёра (иногда на этом строится любовь). При покорении горных вершин и прочих трудностей (радость достижения, чувство самоуважения или облегчение, что всё закончилось). Или на некоторых «тантрических» упражнениях (получения оргазма и наслаждения при снятии напряжения).

Я более сторонник первого пути — получения удовольствия напрямую и более лёгким путём. Но иногда для разнообразия можно поиграть и в героизм, важно не заиграться. И хотя преимущества первого способа кажутся очевидными, в жизни есть несколько помех — реальных или придуманных — мешающих получать удовольствия так легко.

Прежде всего, удовольствие не бывает неизменным. Оно нарастает, а потом идёт на спад. Попытки длить его, чрезмерно растягивать, держаться за него, пытаться повторить приводят к тому, что ощущения снижаются, и возникает или разочарование, или печаль, или скука. Поэтому удовольствия нужно находить всё время новые, чередовать, менять, изобретать — то есть прилагать усилия. Это не всегда получается, и тогда нас заносит с целью экономии сил или в сторону страданий, или на территорию бесчувственности.

Другое препятствие — искусственное. Существуют идеи о том, что якобы удовольствия бывают высокие и низкие, возвышенные или низменные, правильные или не правильные. Так духовная молитва или любовь к ребёнку — это высокое, а поедание вкусной еды или секс — низкое. Конечно, это разделение есть плод идеологии, воображения или стереотипов того, кто это проповедует. И в тех, и других актах участвует как верх, так и низ нашего тела, и мозг, и руки, и ноги, и наши прочие органы, и эти действия могут вызывать вполне сопоставимые по интенсивности и остроте переживаний ощущения. Но если сознание возвышенности того, что ты делаешь, усиливает или рождает новые удовольствия, если возможно совмещать получение этих разных удовольствий для их большей интенсивности — то почему бы и нет. Так можно совмещать любовь и кормление ребёнка. Или на тех же тантрических практиках представлять друг друга богами и по-человечески друг друга трогать, испытывая при этом теперь уж не понятно какое — возвышенное или нет — сексуальное возбуждение…

Правда, далеко не всем нужно это делать, чтобы получать удовольствие. И немало людей отметят, что они испытывают нередко очень сильные или интересные чувства от того, что никогда и не считали «высоким» — от вкусного блюда или бокала вина, купания в море или «дружеского» секса — притом, интереснее, чем от молитвы или пения, например.
Да и одно и то же действие можно интерпретировать по-разному, в зависимости от воображения. Так лежать на солнышке можно понять, как контакт с божественной солнечной энергией, а можно и как погреть своё тело и красиво загореть. От чего получаешь больше удовольствие — от того и получай (можно, и совмещать).

Важно, чтобы эти искусственные представления о «высоком-низком» не ограничивали нас в источниках удовольствия, не отравляли их и не порождали страдания по этому поводу. Ибо такое бывает у «особо духовных» или, наоборот, «приземлённых».

8 шагов, которые помогут получать удовольствие от жизни

12 февраля 2022 Жизнь

Вместо того чтобы пытаться радикально всё менять, начните с таких перемен, которые легко внедрить в привычный распорядок.

1. Запрограммируйте себя на позитивное мышление

Чувства сильно влияют на мысли и поступки. Поэтому нам ничего не хочется делать, когда мы расстроены или раздражены. Но от негативных эмоций никуда не деться. Зато можно научиться мыслить позитивно.

  • Ведите дневник благодарности. Каждый день записывайте, за что вы были благодарны, и старайтесь меньше переживать из-за того, чего у вас нет. Благодарность делает нас более счастливыми, повышает продуктивность и положительно влияет на сон.
  • Повторяйте позитивные установки, подтверждающие ваш прогресс в той сфере, в которой вы хотите совершенствоваться.
  • Старайтесь окружать себя позитивными людьми. Не забывайте, что эмоции заразительны.
  • Будьте активны. Когда мы бездействуем, то начинаем накручивать себя и переживать из-за пустяков. А вот занятия спортом вызывают выброс эндорфинов.

2. Поставьте будильник на полчаса раньше обычного

Многие успешные люди встают очень рано. И хотя вам не обязательно уподобляться Тиму Куку из Apple, который просыпается в 3:45, попробуйте вставать хотя бы на полчаса раньше обычного.

Так у вас появится дополнительное свободное время, которое можно потратить на занятия спортом, медитацию, чтение, завтрак с семьёй, планирование предстоящего дня или даже работу над тем, что вам интересно. Вам больше не придётся в спешке выбегать из дома, чувствуя, что вы ничего не успеваете и не контролируете свою жизнь.

3. Сразу убирайте за собой

Сколько времени нужно, чтобы заправить постель или помыть за собой посуду? Пять минут? Но почему-то мы часто оставляем такие дела на потом. А они быстро накапливаются и действуют нам на нервы. Убрав за собой сразу, вы избавите себя от лишней головной боли. Кроме того, вам обеспечен прилив продуктивности.

4. Не берите на себя непосильные обязательства

Мы часто ставим перед собой большие цели и опускаем руки на полпути. Гораздо проще придерживаться намеченных целей и достигать их, когда они простые и чётко выраженные.

Начните с малого. Не пытайтесь пробежать марафон, если у вас совсем нет подготовки. Сначала, например, делайте по 10 отжиманий и ежедневно гуляйте. Если вы хотите заняться медитацией, выполняйте хотя бы в течение пяти минут дыхательные упражнения каждый день.

Это относится и к бизнесу. Не пытайтесь сразу развиваться во всех направлениях, совершенствуйтесь в одной отрасли. Не обещайте того, что не сможете выполнить.

5. Не будьте слишком предсказуемы

Если изо дня в день делать одно и то же, можно увязнуть в рутине. Поэтому постарайтесь избавиться от однообразия и предсказуемости в своей жизни. Выходите из зоны комфорта хотя бы раз в неделю и делайте что-нибудь новое, чего вы не делали раньше. Например, пообедайте в другом кафе или пойдите за покупками в другой магазин.

Новые впечатления делают нас счастливее, помогают взглянуть на мир по-другому и заряжают энергией.

6. Выражайте благодарность

Будьте благодарны за то хорошее, что произошло с вами сегодня. Это поможет почувствовать себя лучше. К тому же исследователи обнаружили, что:

  • Те, кто каждую неделю пишут в дневнике благодарности, больше занимаются спортом и оптимистичнее смотрят на будущее.
  • Ежедневное обсуждение того, за что вы благодарны, повышает внимательность, целеустремлённость, энергичность, длительность сна и, возможно, даже помогает бороться с депрессией.
  • Люди, которые ежедневно думают, говорят или ведут записи о своей благодарности, чаще помогают другим и предлагают поддержку.
  • Те, кто испытывает благодарность, меньше значения придают материальным ценностям, меньше завидуют другим и охотнее делятся своими вещами.

Благодарите друзей, родных, коллег, клиентов, ведь искренняя благодарность — отличный способ укрепить отношения. Разве вам самим не приятно, когда вас благодарят за хорошо проделанную работу или просто за то, что вы выслушали кого-то?

7. Перестаньте сравнивать себя с другими

Хватит расстраиваться из-за того, что есть у других. Всегда будет кто-нибудь, кто зарабатывает больше вас, у кого больше дом или дороже машина. Сравнивая себя с другими, вы оцениваете себя по чужим меркам успеха. Вместо этого подумайте, что такое успех лично для вас.

8. Сделайте то, что вы давно откладывали

Все мы что-нибудь откладываем: звонок в страховую компанию, уборку или покупку новых батареек. Cо временем даже такие мелкие дела накапливаются и мешают расслабиться. По возможности старайтесь делать их, как только о них вспомните.

Или добавляйте по одному такому делу в свой список задач на день. После того как разберётесь с основными делами, сделайте то, что давно откладывали. Вы удивитесь, насколько счастливее и продуктивнее вы себя почувствуете, когда сбросите с плеч этот груз.

Читайте также 🧐

  • 9 способов получать от экономии удовольствие, а не стресс
  • Почему мы стыдимся того, что приносит нам удовольствие, и как с этим справиться
  • Как стать уверенным в себе и получать удовольствие от жизни

Эпикур и его взгляды на счастье

Эпикур считается крупной фигурой в истории науки и философии. Он утверждал, что мы должны сопоставлять веру только с эмпирическими данными и логикой, и отстаивал научную точку зрения на атомизм , согласно которой все факты в макроскопическом мире обусловлены конфигурацией атомов или неделимых элементов в микроскопическом мире. В этике он известен тем, что выдвинул теорию гедонизма 9.0004 , согласно которому удовольствие является единственной внутренней ценностью. Однако, как мы увидим, его взгляд на удовольствие далек от стереотипного. Для Эпикура самая приятная жизнь та, в которой мы воздерживаемся от ненужных желаний и достигаем внутреннего спокойствия ( ataraxia ), довольствуясь простыми вещами и предпочитая философские беседы с друзьями погоне за физическими удовольствиями, такими как еда. , выпивка и секс.

Эпикур – немного предыстории

Представьте, что у вас есть пышный сад, полный свежих фруктов и овощей. Фигуры в рясах проходят взад и вперед по дорожкам, время от времени останавливаясь, чтобы завязать друг с другом приятную беседу о науке, философии и искусстве. В одном углу менестрель играет гармоничные аккорды на своей лире. В другой идет дискуссия о свободе воли: учитель объясняет, что нет причин бояться богов и что люди имеют полную свободу выбирать свой собственный жизненный путь и обретать счастье здесь и сейчас. Прохладный ветер дует, когда человек вдыхает средиземноморский океанский воздух среди красоты природы и общения друзей и семьи. Если вы вообразили все это, вы представили себе «Сад удовольствий» Эпикура, место, где он и его ученики собирались в погоне за достижением максимально приятной жизни в этом мире.

Эпикур провел большую часть своей ранней жизни на острове Самос, афинском поселении у Эгейского полуострова. Он учился в Афинах и, усвоив философию Платона, Аристотеля и Демокрита, в конце концов вернулся туда, чтобы основать свою собственную школу «Сад», которая привлекла множество приверженцев. Эпикур считается крупной фигурой в истории науки и философии. Он утверждал, что мы должны соизмерять веру только с эмпирическими данными и логикой, и отстаивал научную точку зрения атомизм , согласно которому все факты в макроскопическом мире обусловлены конфигурацией атомов или неделимых элементов в микроскопическом мире. В области этики он известен тем, что выдвинул теорию гедонизма , согласно которой удовольствие является единственной внутренней ценностью. Однако, как мы увидим, его взгляд на удовольствие далек от стереотипного. Для Эпикура самая приятная жизнь та, в которой мы воздерживаемся от ненужных желаний и достигаем внутреннего спокойствия (9).0003 ataraxia ), довольствуясь простыми вещами и предпочитая философские беседы с друзьями погоне за физическими удовольствиями, такими как еда, питье и секс.

Верный своей философии, Эпикур утверждал, что провел последние несколько дней жизни в удовольствиях, несмотря на всю физическую боль, в которой он находился. Как он пишет в своем Письме к Идоменею:

счастливого дня мне, который также является последним днем ​​моей жизни. Ибо меня поразила болезненная неспособность мочиться, а также дизентерия, настолько сильная, что ничего нельзя добавить к жестокости моих страданий. Но веселость моего ума, происходящая от воспоминания обо всех моих философских размышлениях, уравновешивает все эти омрачения. И я прошу вас позаботиться о детях Метродора, достойным преданности, проявленной юношей ко мне и к философии.

Здесь мы видим один из приемов Эпикура для обретения счастья даже в самой несчастной ситуации: вместо того, чтобы зацикливаться на боли, вспомните один из тех моментов в прошлом, когда вы были наиболее счастливы. Благодаря достаточной тренировке ума вы сможете достичь такой яркости воображения, что сможете снова пережить эти переживания и это счастье. Эту мысль хорошо иллюстрирует Виктор Франкл, венский психиатр, четыре года проведший в различных концлагерях, включая Освенцим. Франкл пишет, что одной из немногих вещей, которые могли дать ему ощущение счастья, было воображение образа его любимой жены и участие в воображаемом разговоре с ней. Как он пишет: «Мой разум цеплялся за образ моей жены, представляя его со сверхъестественной остротой. Я слышал, как она мне отвечала, видел ее улыбку, ее откровенный и ободряющий взгляд. Реально это было или нет, но ее взгляд был тогда более сияющим, чем солнце, которое только начинало всходить». (Франкл 1984, с. 57).

Эпикур – Счастье есть удовольствие

Хотя мы утеряли большинство трактатов Эпикура об этике и счастье, его основные идеи очень ясно изложены в его справедливо известном Письме к Меноцею . Он начинает с утверждения, знакомого Платону и Аристотелю: все мы желаем счастья как самоцели, а все остальные желаемы как средства для достижения счастья. Но что такое счастье? Эпикур дает прямое определение под влиянием Аристиппа, ученика Сократа и основателя киренейской школы философии:

«Удовольствие — наше первое и родственное благо. Это исходная точка всякого выбора и всякого отвращения, и мы всегда к ней возвращаемся, поскольку делаем чувство правилом, по которому судим о всякой хорошей вещи».

Затем Эпикур утверждает, что есть два добровольных убеждения, которые больше всего делают нашу жизнь несчастной или полной боли. Во-первых, это вера в то, что боги накажут нас за наши плохие поступки, а во-вторых, что смерти нужно бояться. Оба этих убеждения вызывают страх и тревогу и совершенно не нужны, поскольку основаны на выдумках. Хотя боги действительно существуют, будучи совершенными и вечными, они не имеют прямого отношения к человеческим делам. Таким образом, нам не нужно бояться какого-либо наказания от них, и нам не нужно проводить время в трудоемких актах благочестивого поклонения. Что касается смерти, он указывает, что как только разумный опыт подходит к концу, ощущение боли исчезает. Таким образом, страх смерти совершенно беспочвен. В самом деле, он странно звучит как мастер дзэн, когда пишет: «Смерть бессмысленна для живых, потому что они живы, и бессмысленна для мертвых… потому что они мертвы».

Эпикур делает важное различие между необходимыми и ненужными желаниями. Необходимые желания — это те, которые необходимы для достижения счастья, например, желание избавиться от телесной боли или желание достичь состояния внутреннего спокойствия. Он пишет, что «конец всех наших действий состоит в том, чтобы быть свободными от боли и страха, и как только это достигается, буря души подавляется». Только когда мы испытываем боль, мы чувствуем потребность искать удовольствия, потребность, которая неизбежно приводит к еще большей боли. Чтобы избавиться от этого цикла «боль-удовольствие-боль», нам нужно развивать мышление, в котором нет боли. Таким образом, целью является не позитивное стремление к удовольствию, как это было у Аристиппа. Цель скорее состоит в достижении нейтрального состояния, которое лучше всего можно описать как «спокойствие ума» или даже «пустоту», если использовать буддийское выражение. Греческое слово, которое Эпикур использует для обозначения этого состояния, равно 9.0003 ataraxia , что буквально означает «свобода от беспокойства».

Далее Эпикур отмечает, что нам нужна мудрость, чтобы видеть, какие удовольствия действительно приятны, а какие страдания необходимы для получения удовольствия. Некоторые удовольствия приводят к еще большей боли, например, употребление большого количества алкоголя, поэтому мудрый человек будет избегать их. С другой стороны, определенные боли, такие как печаль, могут привести к признанию жизни или состраданию, которые являются очень приятными состояниями. Поэтому нам следует избавляться не от всех отрицательных эмоций, а только от тех, которые приводят к ненужной боли. Это, кстати, тоже один из основных выводов, которые излагает позитивный психолог Эд Динер в своем последнем исследовании эмпирических основ счастья.

Эпикур – Отвержение от внешнего

Еще один из основных выводов недавних исследований счастья касается ограниченной роли внешних условий в обеспечении счастья. Было обнаружено, что доход, женитьба, привлекательная внешность и даже выигрыш в лотерею лишь незначительно влияют на продолжительное счастье. Эпикур предвосхищает это своим заявлением о том, что величайший секрет счастья заключается в том, чтобы быть как можно более независимым от внешних вещей. Довольство простыми вещами в жизни гарантирует, что вы никогда не будете разочарованы. Если вы вложите свой запас в ненужные удовольствия, такие как дорогостоящие предметы роскоши и еда, вы будете 1) расстроены, когда потеряете эти вещи, 2) будете стремиться их получить, и 3) будете постоянно подталкиваться к большей роскоши и, следовательно, к большему беспокойству и разочарованию.

В соответствии с этим мнением, Эпикур осуждает «грубый гедонизм», который делает упор на физические удовольствия, и вместо этого утверждает, что философское стремление к мудрости с близкими друзьями является величайшим из удовольствий;

«Когда мы говорим, что наслаждение есть цель и цель, мы не имеем в виду наслаждения блудного сына или наслаждения чувственности, как это понимается по неведению, предубеждению или умышленному искажению. Под удовольствием мы подразумеваем отсутствие боли в теле и беспокойства в душе. Не непрерывное чередование попойки и кутежа, не половая похоть, не наслаждение рыбой и прочими лакомствами роскошного стола производят приятную жизнь. Это довольно трезвое рассуждение, поиск оснований для выбора и уклонения и изгнание тех верований, которые ведут к смятению души».

Исходя из этой концепции счастья, именно философ является самым счастливым из всех людей, ибо он предпочитает устойчивые удовольствия знания временным и изменчивым удовольствиям тела. Эпикур завершает свое письмо, говоря, что если кто-то будет следовать этим заповедям, он станет «богом среди людей», поскольку он достигнет бессмертного состояния, даже находясь в смертном теле. Как он пишет:

«Упражняйся в этих заповедях день и ночь как сам, так и с единомышленником; тогда никогда, ни наяву, ни во сне ты не будешь тревожиться, но будешь жить как бог среди людей. Ибо человек теряет всякое подобие смертности, живя среди бессмертных благословений».

Обратите внимание на то, что Эпикур уделяет особое внимание следованию заповедям «с единомышленниками». В соответствии с Аристотелем, Эпикур видит незаменимую ценность дружбы как решающего мотиватора на пути к собственному истинному счастью. Проблема в том, что чаще всего другие люди мешают нашему счастью, создавая ложную конкуренцию за ненужные удовольствия. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы удалиться из обычного общества и создать особую коммуну, где вы взаимодействуете только с теми единомышленниками, искателями мудрости. Создавая это видение, Эпикур, несомненно, повлиял на многих мыслителей-утопистов, от Мора до Маркса, которые связывали свои надежды на счастье с полным изменением социальных отношений, формирующих ткань того, кем мы являемся как человеческие существа.

Заключение

Эпикур делает следующие утверждения о человеческом счастье:

  • Счастье — это удовольствие; все дела нужно делать ради приятных ощущений, связанных с ними
  • Ложные убеждения производят ненужную боль; среди них, что боги накажут нас и что смерти следует бояться.
  • Желания бывают нужные и ненужные. Необходимые желания, такие как желание избавиться от телесной боли, помогают обрести счастье, в то время как ненужные желания, такие как желание иметь большую машину или более роскошную еду, обычно вызывают несчастье.
  • Целью является не позитивное стремление к удовольствию, а скорее отсутствие боли, нейтральное состояние, которое он называет «атараксия», то есть свобода от всех беспокойств, часто переводимая просто как «внутреннее спокойствие».
  • Это состояние атараксии может быть достигнуто через философское созерцание, а не через погоню за грубыми физическими удовольствиями.
  • Счастье — это не личное дело: его легче достичь в обществе, где единомышленники объединяются, чтобы вдохновлять друг друга на поиски счастья.

Следующие мысли 3 мыслителей о счастье также могут помочь вам повысить свое благосостояние:

  • Менций о счастье
  • Джон Локк и счастье
  • Томас Джефферсон и счастье

90 011 Библиография

«Письмо к Менокею»

«Письмо к Идоменею»

«Письмо к Геродоту»

Джон Стюарт Милль о хорошей жизни: высококачественные удовольствия – Философия на 1000 слов: вводная антология

Автор: Дейл Э. Миллер
Категория: Этика, Историческая философия
Количество слов: 994

Один из важных вопросов этики заключается в том, что заставляет людей жить хорошо. Философы предлагали различные теории о том, какие вещи сами по себе делают людей лучше, то есть теории «благополучия».

Многие из таких теорий утверждают, что приятные переживания являются, по крайней мере, частью того, что делает нашу жизнь счастливой. Но способствуют ли некоторые виды удовольствия большему благополучию, чем другие?

Философ 19 -го -го века Джон Стюарт Милль (1806–1873 гг.) отвечает «да». Это обсуждение объясняет, почему.

Джон Стюарт Милль

1. Гедонизм Милля

Милль утверждает, что удовольствие — это не просто одна вещь, которая способствует нашему благополучию, это единственная вещь. Точно так же только боль делает нас хуже. Милль считает, что жизнь человека складывается для него ровно настолько, насколько он счастлив.

Милль определяет «счастье» как удовольствие и свободу от боли. В его Утилитаризм , он описывает лучшую жизнь как «существование, максимально свободное от боли и максимально богатое удовольствиями». [1] Эта теория благополучия называется «гедонизм». [2]

Доводы Милля в пользу гедонизма приведены в гл. 4 из Утилитаризм , в его так называемом «доказательстве принципа полезности». [3] Там он утверждает, что «единственным доказательством… того, что что-то желательно, является то, что люди действительно желают этого». [4] Поскольку удовольствие — это единственное, чего мы желаем ради него самого, утверждает Милль, мы можем знать, что оно имеет уникальную ценность.

2. Бентам и Пушпин

Более ранний философ-утилитарист Джереми Бентам (1748–1832) также придерживается гедонизма. [5] Однако его гедонизм существенно отличается от гедонизма Милля.

Для Бентама то, сколько приятного опыта добавляет к нашему счастью, строго зависит от того, сколько удовольствия оно содержит. Это, в свою очередь, зависит от интенсивности удовольствия и его продолжительности. Итак, два фактора, интенсивность и продолжительность определяют ценность приятного опыта.

Бентам считает, что источник удовольствия не имеет отношения к его ценности. Он сравнивает чтение стихов с игрой в бездумную игру «кнопка». [6] Как резюмирует вывод Бентама Милль, «при одинаковом количестве удовольствия канцелярская кнопка так же хороша, как и поэзия». [7]

3. «Качественный» гедонизм: множество удовольствий

В то время как Бентам может полагать, что удовольствие — это единственное чувство, которое присутствует во всех приятных переживаниях. Напротив, Милль считает, что существуют различные разновидности удовольствий; человек может получать удовольствие и от чтения стихов, и от бега, но удовольствие от этих занятий может иметь совершенно разные «ощущения».

Поэтому возможно, что некоторые « вида удовольствий более желанны и ценны, чем другие». [8] Милль считает, что некоторые из них; некоторые качественно более высокие удовольствия прибавляют к нашему счастью больше, чем равное или даже большее количество других удовольствий. Таким образом, для Милля ценность приятного опыта зависит от трех факторов: интенсивности, продолжительности и (в отличие от Бентама) качества .

4. Тест компетентных судей

Как сравнить качество удовольствий? Милль говорит, что мы должны консультироваться с людьми, которым нравилось и то, и другое. Только они компетентны, чтобы сделать это сравнение. Если они однозначно желают одного сильнее, то оно более высокого качества:

Из двух удовольствий, если есть одно, которому все или почти все, имеющие опыт обоих, отдают решительное предпочтение, независимо от какого-либо чувства морального долга предпочесть его , это более желанное удовольствие. [9]

Обратите внимание на преемственность с «доказательством» Милля: единственное доказательство того, что одно удовольствие равно более желаемое состоит в том, что люди действительно желают этого сильнее .

Милль считает, что результаты этого теста очевидны. В то время как практически у всех есть опыт телесных удовольствий, которые мы разделяем с животными, только некоторые люди достаточно развиты умственно, чтобы в какой-либо степени наслаждаться чисто человеческими «удовольствиями интеллекта, чувств и воображения, а также моральных чувств». [10] Те, кто, как он утверждает, определенно предпочитают их:

Не подлежит сомнению тот факт, что те, кто в равной степени знаком с обоими и одинаково способен их ценить и наслаждаться ими, отдают наиболее заметное предпочтение тому способу существования, который использует их высшие способности. [11]

Это позволяет Милль ответить на возражение о том, что гедонисты одобряют жизнь человека, «достойную только свиньи», до тех пор, пока она ему нравится. [12] Его качественный гедонизм может объяснить почему, хотя такая жизнь имела бы около ценности (поскольку низкокачественные удовольствия имеют некоторую ценность), она была бы намного счастливее и богаче, если бы ее жизнь была богата высококачественными удовольствиями. [13]

Одним из практических результатов взглядов Милля является важность предоставления образования, достаточного для того, чтобы каждый мог наслаждаться более качественными удовольствиями. Люди, не имеющие такой подготовки, могут не понять, почему эти удовольствия выше, но они не компетентные судьи:

Лучше быть неудовлетворенным человеком, чем удовлетворенной свиньей; лучше быть недовольным Сократом, чем довольным дураком. И если дурак или свинья придерживаются другого мнения, то это потому, что они знают только свою сторону вопроса. [14]

5. Вопросы без ответа

Некоторые важные вопросы о взглядах Милля не получают четких ответов. Во-первых, существуют ли качественные различия между болями. Во-вторых, насколько ценнее телесных удовольствий более качественные удовольствия. Ясно, что он считает их значительно более ценными; противоречиво, некоторые ученые считают, что он считает их бесконечно более ценными. [15]

6.

Заключение: правдоподобен ли качественный гедонизм Милля?

Может показаться, что Милль недооценивает телесные удовольствия. Может показаться, что его точка зрения подразумевала, что мы все должны тратить как можно больше времени на «редкие» занятия, такие как посещение музеев и оперы, и не тратить время на «захватывающие» занятия, такие как спорт или секс.

Однако люди с развитыми способностями могут найти более качественное удовольствие в разнообразной деятельности и в сочетании с другими удовольствиями. Тот, кто хорошо знает футбол, может получать от него интеллектуальное и эстетическое удовольствие, а также менее утонченное удовольствие от столкновений. Секс может быть как эмоционально насыщенным, так и физически приятным. Милль предполагает, что лучшая жизнь сочетает в себе спокойствие и волнение. [16]

Также стоит упомянуть, что у Милля была несколько необычная жизнь, начиная с детства, в котором почти не было игр. Так что он, возможно, был не вполне компетентен сам судить о некоторых телесных удовольствиях. [17]

Примечания

[1] Mill 1969b, 214.

[2] Слово гедонизм происходит от греческого слова 90 003 hēdonē («удовольствие»).

[3] Введение в этот аргумент см. в моей работе Милля «Доказательство принципа полезности».

[4] Mill 1969b, 234.

[5] В своей простейшей форме u тилитаризм — это моральная теория, утверждающая, что действия правильны, если они максимизируют общее количество счастья в мире. в долгосрочной перспективе; в противном случае они ошибаются. Утилитаризм является разновидностью моральной теории, называемой консеквенциализмом . Для введения в этот тип теории см. Консеквенциализм Шейна Гронхольца.

[6] Описание смотрите на https://en.wikipedia.org/wiki/Push-pin_(game).

[7] Mill 1969a, 113.

[8] Mill 1969b, 211.

[9] Mill 1969b, 211. Обратите внимание, что Mill признает, что даже люди, «полностью понимающие «внутреннее превосходство» более качественных удовольствий иногда уступает искушению выбрать вместо этого более низкокачественное удовольствие (Mill 1969b, 212). Те, кто делает это слишком часто, могут вообще утратить способность наслаждаться более качественными удовольствиями, поскольку «Способность к более благородным чувствам у большинства натур очень нежное растение, которое легко убить» (Mill 19).69б, 213).

[10] Mill 1969b, 211.

[11] Mill 1969b, 211. Обратите внимание, что Милль требует, чтобы люди действительно получали рассматриваемое удовольствие, а не просто участвовали в деятельности, которая может потенциально может привести к удовольствию. Заставлять кого-то, кто не научился ценить классическую музыку, выслушивать симфонию, не делает его компетентным суждением об эстетическом удовольствии, которое получают от нее поклонники симфонии. Возможно, они не знакомы с радуются вообще, пусть и знакомы с симфонией, но уж точно не способны ее оценить и насладиться.

[12] Mill 1969b, 210.

[13] Милль предполагает, что даже более ранние утилитаристы, такие как Бентам, могли адекватно ответить на это возражение, не вводя понятие качественных различий между удовольствиями. Они могли бы сказать, например, что мы можем наслаждаться интеллектуальными и эстетическими удовольствиями гораздо дольше, чем телесными, и без таких же болезненных последствий (например, похмелья) (Mill 19).69б, 211). Но, прибегая к этому понятию, Милль может дать еще более убедительный ответ.

[14] Mill 1969b, 212. В силу своей веры в то, что использование наших явно человеческих способностей производит высшие удовольствия, гедонистическое понимание счастья Милля имеет некоторое сходство с решительно негедонистическим пониманием греческого философа Аристотеля (Aristotle 1999). , 1–18). Хотя Милль редко признает влияние Аристотеля, это одно из нескольких отголосков мысли Аристотеля в его книге.

[15] Например, Riley 2003. Противоположную интерпретацию см. в Miller 2010, 58–9. Частично здесь возникает вопрос о том, как читать предложение «Если одно из двух тем, кто компетентно знаком с обоими, ставится настолько выше другого, что они предпочитают его, даже зная, что оно сопряжено с большим неудовлетворенности и не пожертвовали бы ею ни за какое количество других удовольствий, на которые способна их природа, мы имеем право приписывать предпочитаемому наслаждению превосходство по качеству, настолько превосходящее количество, что в сравнении с ним мелкий счет» (Мельница 1969б, 211). Пункты разногласий включают: 1) считает ли Милль, что пункт «если» этого предложения удовлетворяется каждый раз, когда одно удовольствие более высокого качества, чем другое, или только в определенных случаях, когда качественная разница особенно велика, 2) следует ли « «отказаться» от более качественного удовольствия означает полностью потерять способность наслаждаться удовольствием или отказаться только от небольшой его части, например, на пять минут, и 3) что Милль имеет в виду под «незначительным».

[16] Mill 1969b, 215. Милль мог бы считать ошибкой тот факт, что человек когда-либо выбирал удовольствия более низкого качества в ущерб более качественным. Но это не значит, что он считает, что мы должны пытаться вообще воздерживаться от низкокачественных удовольствий. Многие виды деятельности, являющиеся обычными элементами нашей повседневной жизни, например физические упражнения, связаны с менее качественными удовольствиями. Часто, как уже отмечалось, мы можем наслаждаться низкокачественными удовольствиями в компании с более качественными интеллектуальными и эмоциональными удовольствиями, и их сочетание будет более ценным, чем каждое из них по отдельности. И, возможно, иногда нам просто нужно на некоторое время дать отдых своим высшим способностям, перезарядить их для дальнейшего использования и позволить нам наслаждаться более качественным удовольствием в долгосрочной перспективе. Таким образом, получение телесных удовольствий не всегда означает получение меньшего количества умственных удовольствий.

Возможно, до сих пор может казаться, что лучшая жизнь для нас та, в которой больше телесных удовольствий, чем думает Милль. Но если он убедил вас в том, что удовольствия, получаемые от упражнения чисто человеческих способностей, в достаточной степени превосходят телесные удовольствия, что наилучшая жизнь та, в которой первые сильно преобладают над вторыми, то он вполне мог бы быть удовлетворен даже если все еще существуют какие-то затянувшиеся разногласия по поводу того, насколько большим должно быть это преобладание.

[17] Заметьте, хотя Милль, как гедонист, считает ценным только удовольствие (и свободу от боли), его описание качественных различий между удовольствиями имеет значение, пока удовольствие находится среди вещей, имеющих ценность, даже если есть другие.

Ссылки

Аристотель (1999). Никомахова этика . 2 , издание . Эд. Теренс Ирвин. Индианаполис: Хакетт.

Милль, Джон Стюарт (1869a). «Бентам». В Джон М. Робсон (ред.), Собрание сочинений Джона Стюарта Милля vol. X. Торонто: University of Toronto Press, 77–115. Первоначально опубликовано в 1838 г.

—– (1969b). Утилитаризм . В книге Джона М. Робсона (редактор), Собрание сочинений Джона Стюарта Милля, том. X. Торонто: University of Toronto Press, 203–59. Первоначально опубликовано в 1861 г.

Миллер, Дейл Э. (2010). Джон Стюарт Милль: Моральная, социальная и политическая мысль . Кембридж: Политика.

Райли, Джонатан (2003). «Интерпретация качественного гедонизма Милля». The Philosophical Quarterly 53: 410–18.

Для дальнейшего чтения

Бринк, Дэвид (2018). «Моральная и политическая философия Милля». В Эдвард Н. Залта (редактор), Стэнфордская философская энциклопедия .

Похожие эссе

Консеквенциализм Шейна Гронхольца

Доказательство принципа полезности Милля Дейла Э. Миллера

Счастье Кики Берк

«Могут ли они страдать?»: Бентам о наших обязательствах перед животными Дэниел Вельтман

Перевод

Турецкий

Скачать PDF

Скачать это эссе в формате PDF.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *