Эвакуация во: Эвакуация населения

Эвакуация населения

1. Эвакуация евреев СССР во время Второй мировой войны

Петр Рабцевич об оккупации Пинска и своем спасителе

Бегство из Минска и эвакуация

Детство в довоенном Минске

Эвакуация советских граждан и материальных ресурсов во время Второй мировой войны представляет собой уникальное явление в истории. В период с 22 июня 1941 года и до наступления под Сталинградом в 1942 году из угрожаемых районов было вывезено, по официальным советским данным, около 17 млн. человек, тысячи промышленных предприятий и огромные материальные ресурсы. По мнению маршала Жукова, именно эвакуация промышленных предприятий позволила Советскому Союзу победить во Второй мировой войне. Для евреев СССР эвакуация была практически единственным спасением.

1.1. Общая политика эвакуации

Первые планы эвакуации человеческих и материальных ресурсов с угрожаемой территории появились еще до начала войны, в апреле-мае 1941 года. Однако представленный план был отклонен Сталиным как несвоевременный. Таким образом, к началу нацистского наступления в СССР не было никаких утвержденных планов и не было произведено никакой подготовки к эвакуации из приграничных районов.

22 июня 1941 года началось спонтанное бегство мирного населения из приграничных районов, а местные власти были вынуждены начать эвакуацию, не имея на то официальных распоряжений. Уже в первый день войны со станций Белосток и Гродно было отправлено 30 эвакопоездов.

23 июня 1941 года Сталин дал разрешение на начало массовой эвакуации. Первыми вывезли 14 тысяч детей из детских домов, санаториев и пионерских лагерей. Для помощи беженцам были открыты 24 пункта помощи (в Орше, Витебске, Могилеве и др.)

24 июня был образован Совет по эвакуации во главе с министром путей сообщения Кагановичем.

Основными целями эвакуации были вывоз промышленных предприятий, сырья и материальных ценностей с угрожаемых территорий. 27 июня 1941 года был определен порядок вывоза и размещения людских ресурсов. При эвакуации получали предпочтение: рабочие вывозимых предприятий, семьи командиров РККА и госбезопасности, семьи работников аппарата и дети до 15 лет.

Железнодорожная станция в Витебске во время бомбежки, 11.7.41

После немецкой бомбежки горит железнодорожный вокзал, лето 1941, место неизвестно

Уже ко 2 июля в пути находилось 210 эшелонов на 29 железных дорогах. Однако значительная часть беженцев уходила самостоятельно. Дороги были переполнены людьми, которые пытались бежать от наступающего противника. В первые недели войны эти люди не могли далеко уйти из-за стремительного наступления немецкой армии. Еще до прихода немцев в таких регионах, как Западная Украина, Литва и Латвия, местные коллаборационисты не давали беженцам уйти и возвращали их домой, перекрывая дороги.

Часто путь преграждали уже немецкие десанты и немецкая армия. Таким образом, в первый период войны, до середины июля (временная стабилизация фронта под Смоленском и на Киевском направлении) наибольшие шансы на спасение имели те, кто сумел сесть на поезд.

Однако и поезда спасали не всегда. Так, вывоз людей по Брест-Литовской железной дороге начался только после десяти вечера 23 июня 1941 года, когда был получен прямой приказ из Москвы. На станциях стоял к тому моменту 10.091 вагон с людьми и грузами. Однако из-за быстрого наступления немцев было отправлено лишь около половины из них – 5675 вагонов.

Составы ехали на восток под постоянным обстрелом противника. Большинство из них обстреливались немецкими самолетами, в поездах были убитые и раненые. То же можно сказать и о переправах через многочисленные реки, и о дорогах, запруженных беженцами. Таким образом, далеко не все эвакуированные достигли тыла.

Начиная с 5 июля 1941 года, на основных железнодорожных узлах были открыты эвакуационные пункты. Уже к 18 июля их было сто двадцать. Эти пункты принимали эшелоны, выдавали хлеб и кипяток, в некоторых из них были столовые и душевые. Их целью была материальная поддержка беженцев. К этому моменту в дороге находились уже миллионы людей.

Учетом эвакуированных занималось Управление по эвакуации населения, в подчинении которого было Центральное справочное бюро в Бугуруслане. Тем не менее, учет был далеко не полным. Так, согласно данным на 10 декабря 1941 года, было поименно учтено 3.074.000 человек. В начале 1942-го произвели перепись, в соответствии с которой в восточных районах находилось 7.417.000 эвакуированных. Известно, однако, что в тыл было переправлено до 17 млн. граждан (по более ранним данным — 12 млн.). Многие не были учтены, поскольку жили у родственников на восточных территориях, либо передвигались в тыл своими силами. Так, по данным на 18 июля 1941 года около 1 млн. эвакуированных не доехали до пунктов назначения, а поселились у родственников и знакомых на пути следования.


1.1.1 Довоенное переселение граждан Польши и Прибалтики

17 сентября 1939 года Советский Союз вторгся в восточные районы Польши. Позднее к СССР были присоединены страны Прибалтики и часть Румынии. В период с сентября 1939 по июль 1941 года с этих территорий в специальные поселения было депортировано по официальным данным 1.173.170 человек, представителей разных национальностей: поляков, украинцев, евреев, латышей, литовцев и многих других. Причем депортация продолжалась даже в первые дни войны.

В конечном счете, эти люди оказались беженцами в восточных районах СССР, как и эвакуированные. Сколько среди них было евреев, точно неизвестно. По данным польского посольства, на территории СССР в его восточных районах в 1942 году находился 265.501 польский гражданин. Причем здесь речь идет о людях, живших до войны во внутренних районах Польши, а не в районах, присоединенных к СССР. Можно предположить, что значительная их часть были евреи.


1.2. Эвакуация советских евреев

В последние двадцать лет ведется научный спор об эвакуации евреев СССР во время Второй мировой войны. Центром этого спора является вопрос о том, давало или не давало советское правительство приоритет евреям во время эвакуации. Все согласны с тем, что правительство СССР уже на ранних этапах войны имело полную информацию об уничтожении евреев на оккупированных территориях. Поэтому часть историков обвиняют правительство в невмешательстве, которое привело к уничтожению миллионов людей (см. Леонид Смиловицкий Ицхак Арад). С другой стороны, С. Швейбиш и многие российские историки (например М.Н. Потемкина) указывают на то, что процент евреев среди эвакуированных был значительно более высоким, чем их вес в населении угрожаемых районов.

В статье «Эвакуация и советские евреи в годы Катастрофы» Швейбиш назвал новые цифры эвакуированных евреев в СССР. Ранее было принято считать, что было эвакуировано около 1 млн. евреев (Арад). Однако Швейбиш приводит совершенно иную статистику. Согласно ей, на территории СССР к началу войны проживало около 4.855.000 евреев, без учета еврейских беженцев из Польши и Румынии, и с учетом западных территорий, присоединенных начиная с сентября 1939 года. Из них 4.095.000 проживали на территориях, которые позднее были оккупированы нацистами. По мнению Швейбиша, из них в советский тыл были вывезены от 1,2 до 1,4 млн. евреев. Более того, по данным ЦСУ СССР от 15 сентября 1941 года, доля евреев среди эвакуированных, не включая детей из эвакуированных детских учреждений, составляла 24,8%. Таким образом, евреи находились на втором месте после русских (52,9%). Согласно этим данным, процент эвакуированных евреев был выше их процента на оккупированных территориях и выше процента всех остальных групп населения, кроме русских. Недавно был найден документ, согласно которому только с сентября по декабрь 1942 года было эвакуировано около 800 тыс. евреев.

Однако трудно спорить с тем, что это не было результатом политики СССР по спасению евреев, а скорее результатом того, что евреи понимали всю опасность своего положения, и слухи о происходящем с евреями на оккупированных территориях заставляли их бежать. Кроме того, часть евреев в эвакуируемых группах населения была больше их части в населении в целом. Так, процент евреев-инженеров, офицеров РККА и госбезопасности, партийных работников и рабочих был выше их процента в населении страны.


1.2.1. Западные территории

Количество эвакуированных в тех или иных областях напрямую зависело от расстояния этих мест от государственной границы СССР и, соответственно, от момента оккупации. Важным фактором было также наличие железной дороги или возможность быстро добраться до железнодорожной станции. Одним из основных условий эвакуации евреев было понимание опасности, которую несла власть нацистов. Однако, несмотря на то, что антисемитская политика нацистов была хорошо известна в СССР, а беженцы из Польши рассказывали о нацистской политике против евреев в этой стране (официальная информация скрывалась властями СССР из-за мирного договора с Германией), в первые дни не было четкого понимания опасности нацистской оккупации для евреев.

На вновь присоединенных к СССР в 1939 году территориях проживало около 2 млн. евреев. Однако, только 170 тыс. из них сумели бежать на восток, и лишь около 100 тыс. — добраться до глубокого тыла. Иными словами: на этих территориях, попавших под власть нацистов в первые же дни войны, попытались спастись 7-9% еврейского населения, а спаслись лишь 5-7%.


1.2.2. Восточные территории

Чем восточнее находились территории, тем больше евреев на них сумели спастись. Так, на территориях Восточной Белоруссии, занятых нацистами к середине июля, проживало до войны 105-110 тыс. евреев, из которых удалось спастись 45-48 тысячам человек, то есть около 43% еврейского населения. Всего в Западной и Восточной Белоруссии, оккупированной к середине июля 1941 года, спаслось 24-27% евреев.

Следует заметить, что основная масса эвакуированных по официальным каналам были жители Москвы и Ленинграда – 56% от общего числа эвакуированных. Значительная же часть населения добиралась на восток собственными силами.

В областях Белоруссии, оккупированных после середины июля, то есть после первой стабилизации фронта под Смоленском и Лугой, проживало до войны 125 тыс. евреев. Из них удалось эвакуироваться примерно 80 тысячам человек, то есть 64% еврейского населения этих регионов.

Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в других регионах. Так, из Литвы эвакуировалось только 6% евреев (около 15 тыс. человек), из Латвии 16% (тоже около 15 тыс. человек), а из Эстонии 65% (около 3000 человек).

Процент спасшихся евреев из крупных городов со значительным еврейским населением, таких как Киев, Одесса, Харьков, был огромным. Так, в Харькове, из 150 тыс. евреев, которые жили там до войны, под оккупацией осталось менее 20 тыс. В Киеве эвакуировались около 150 тыс. из 200 тыс. довоенного еврейского населения, и в Одессе эвакуировался немногим меньший процент евреев. Эти города отвечали всем перечисленным ранее условиям: они были оккупированы на относительно позднем этапе, когда у евреев было время эвакуироваться, и когда уже было известно о том, что происходило под нацистской оккупацией, а также находились на крупных железнодорожных узлах. Кроме того, это были промышленные центры, и многие эвакуировались со своими предприятиями.


1.3. Места эвакуации

Зачастую принято думать, что местами эвакуации были крупные города в тылу СССР, такие как Ташкент, Алма-Ата, Уфа, Куйбышев (Самара) и пр. В упомянутые города и во многие другие центры действительно хлынул крупный поток беженцев. Однако большинство эвакуированных находились в значительно более мелких населенных пунктах. В этом смысле существовала большая разница между теми, кто эвакуировался с предприятиями, и теми, кто ехал самостоятельно и позднее получал разрешение на работу.

Основная промышленность была направлена на Урал. По данным на 1 октября 1941 года в Свердловской области из общего числа эвакуированных 54,5% составляли русские, 30% евреи, 9,7% украинцы, 2,9% белорусы, 0,5% поляки, 0,7% латыши, 0,2% литовцы, 0,04% молдаване и 1,1% представители других национальностей (всего на Урале находились тогда представители 60 национальностей).

Люди, эвакуировавшиеся самостоятельно, могли выбрать место эвакуации. Как правило, в этих случаях место эвакуации менялось более одного раза. Это зависело от возможности найти жилье и работу. Многие выбирали жизнь в сельской местности, поскольку там можно было легче прокормиться.


1.4. Условия жизни и быта

Первым условием эвакуации была возможность воспользоваться транспортным средством. Наиболее эффективным транспортом, учитывая расстояния, о которых идет речь, был поезд. Однако для того, чтобы попасть на поезд, надо было получить разрешение на эвакуацию. Если человек или семья не принадлежали к категориям населения, которым был дан приоритет в эвакуации, получить такой документ было трудно, иногда невозможно. Уже в эвакуации без этого документа также было невозможно получить продовольственные карточки, без которых практически не существовало способа добыть пропитание.

В Казани эвакуировали несколько школ из-за сообщений о минировании :: Общество :: РБК

Фото: kazan. club / VK

Учеников и персонал нескольких казанских школ эвакуировали после сообщений о заложенных взрывных устройствах. Об этом сообщила пресс-служба мэрии.

«Поступают сообщения об эвакуациях школ по городу. В каждой из школ работают спецслужбы, которые проверяют сообщения. Все дети и сотрудники эвакуированы в оперативном порядке», — рассказали в мэрии.

По данным источника «Интерфакса», были эвакуированы 15 школ.

В казанской школе № 27 эвакуировали 80 детей после сообщения о бомбе

Накануне в мэрии сообщали об эвакуации около 80 детей из школы № 27. На месте работали сотрудники всех оперативных служб. По итогам обследования специалисты пришли к выводу о ложном характере вызова.

Империя и эвакуация — РТ на русском

Максим Соколов

Родился в 1959 году. Известный российский публицист, писатель и телеведущий, автор книг «Поэтические воззрения россиян на историю», «Чуден Рейн при тихой погоде», «Удовольствие быть сиротой».

Происходившее в кабульском аэропорту, где американские борцы за свободу и демократию спешно эвакуировались, отбиваясь от афганских борцов за свободу и демократию, которые желали лететь вместе с ними, произвело на всех сильное впечатление. «Это какой-то позор».

Также по теме

«Фантастический бардак»: военный лётчик Анатолий Копыркин — об эвакуации американцев из кабульского аэропорта

На телеэкранах всего мира шокирующие кадры: идут на взлёт транспортные самолёты ВВС США, буквально облепленные афганцами, которые. ..

Причём тут были солидарны и западники, и почвенники, и сторонники свободы и демократии, и те, кто в гробу её видал, — во всяком случае, в американском исполнении. Такая получилась эвакуация.

Вообще говоря, так часто бывает. Отступление, а то и бегство под натиском превосходящих сил противника, да ещё и с надобностью эвакуировать обозы не всегда представляет собой возвышающее душу зрелище, достойное занесения в хрестоматии. Чаще наоборот.

Самый, может быть, ранний пример имперской эвакуации относится к 410 г. по Р. Х. Императорским указом (так называемый рескрипт Гонория) жителям Британии было предписано обороняться от варваров своими силами, а легионы выводились на континент. Спустя 16 веков рескрипт Байдена был примерно о том же: «Ошибкой является оставаться и сражаться бесконечно в конфликте, который не отвечает национальным интересам США».

С уходом римлян Британию немедленно завоевали англосаксы, первый раз — и сразу очень эффектно — выступившие на подмостках мировой истории. Бритты вплоть до 440 г. взывали к Риму о помощи, но безрезультатно.

В более близкие нам времена, однако, необходимость или по крайней мере желательность эвакуации не только своих, но и союзников, и коллаборантов стала более проникать в умы руководства.

Известна операция «Динамо» (26 мая — 4 июня 1940 г.), когда, вопреки названию, англичане при Дюнкерке не продинамили, но, напротив, эвакуировали наряду со своим экспедиционным корпусом (138 тыс. штыков) ещё такое же количество французов и бельгийцев. Правда, мотивы Лондона были не столько гуманитарными, сколько сугубо прагматическими — Англия рассчитывала использовать союзников в дальнейшей войне.

Но самый, возможно, впечатляющий пример эвакуации — это 1943—1944 гг., когда с немцами ушли на запад (причём добровольно, угнанные насильно — это отдельная статья) не менее полумиллиона (это нижний предел, скорее, их было больше) советских граждан-коллаборантов. Немцам особо не удалось воспользоваться их услугами, но США и Канаде (где украинцев оказалось чрезвычайно много именно по итогам 1944 г. ) коллаборанты и их потомки пригодились. 

Хорошо это было или совсем не хорошо, но очевидно, что без содействия вермахта столь многочисленные обозы с коллаборантами не смогли бы проделать путь из СССР на запад. Отступающих с немцами граждан СССР как-то надо было кормить, да и пути сообщения — весьма нужные также и вермахту — они напрягали изрядно. Если немцы, в отличие от американцев в Кабуле, не отвечали коллаборантам просто: «Кто вы такие? Я вас не знаю. Пошли <прочь>, <прочь> пошли», но как-то с ними цацкались, это свидетельствует о том, что рейх предателям платил. Хотя бы содействуя их бегству.

Но во всяком случае «Талибан»* не мог воспрепятствовать массовой эвакуации афганских коллаборантов.

Будь американцами проявлена воля к такой эвакуации, трудно было бы представить себе поразившие весь мир кадры из кабульского аэропорта.

Кто там за что стоял — вопрос отдельный, но тогда воля к спасению своих — пусть даже сто раз презренных — прислужников была, несомненно, выше.

«Какой пример для нас являет это, какой урок!»

* «Талибан» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Эвакуация из Кабула: уехать удается немногим

В афганской провинции Панджшер прошел парад вооруженной оппозиции под флагами Северного альянса, который объявил войну талибам. Проехала колонна бронетехники, также туда прибыл отряд во главе с сыном маршала Дустума. Только этот район в Афганистане не находится под контролем движения «Талибан» (запрещено в России). Накануне силы оппозиции – отбили три района в соседней провинции Баглан. Тем временем представитель талибов через посольство России обратился к вице-президенту Афганистана, который сейчас в Панджшере, с предложением политического соглашения. Об этом сообщили в дипмиссии в Кабуле. Что происходит в афганской столице, и как на это реагируют в мире?

Судя по кадрам из аэропорта Кабула, эвакуация идет достаточно интенсивно: самолеты то прибывают в город, то улетают из него. Но тех, кто надеется на место на борту, меньше не становится.

Тысячи человек все еще ждут за пределами воздушной гавани, там то и дело возникают беспорядки и давка. Британским офицерам, которые охраняют подходы к одним из ворот аэропорта, успокоить толпу помогают добровольцы из ее же числа.

«Иногда нам удается унять неспокойных при помощи местных жителей. Но тут жарко, люди обезвожены, и они легко раздражаются. К тому же чаще всего у нарушителей порядка нет никаких документов на выезд, а тут их шанс – на расстоянии вытянутой руки», – говорит сержант армии Великобритании Даз МакМахон.

Уехать удается немногим. Так, один борт из Германии накануне забрал 172 человека, на двух следующих улетели еще 15. А многие не могут даже добраться до аэропорта. Так, британская пара рассказала изданию Independent, что их избили на талибском блокпосту и вынудили вернуться домой, хотя все необходимые документы были у них на руках.

Граждан США и вовсе попросили не приезжать туда без указания властей, сообщается на сайте Госдепа – слишком опасно. 169 американцев накануне доставили к трапу самолета из гостиницы на вертолетах.

«Критически важно для вывоза людей найти дополнительные места на промежуточных базах. За последние сутки шесть американских военных самолетов и 32 чартерных самолета вылетели из Кабула. Общее количество пассажиров этих рейсов составило примерно 3800 человек», – сообщил представитель Пентагона Хэнк Тейлор.

Тем временем запрещенное в России движение «Талибан» заявило, что ему на верность присягнул Хашмат Гани, младший брат бывшего президента страны. В Кабуле также прошли переговоры о формировании правительства. В них кроме «Талибана» приняла участие еще одна радикальная группировка, а также бывший премьер-министр страны.

Никаких деталей пока не сообщается, но талибы заявили, что уже в ближайшие две недели планируют представить новую систему управления страной. Она, как уверяют радикалы, защитит права каждого, но не будет демократией западного типа.

На Западе – в Евросоюзе – в свою очередь заявили, что заморозят пакет экономической помощи афганцам размером в миллиард евро. Признавать «Талибан» как законную власть Брюссель не собирается, но вынужден вести с ним технический диалог из гуманитарных соображений.

«Прежде всего нам нужно не дать людям попасть в руки тех, кто занимается торговлей людьми. Из-за них афганцы, которые бегут из страны, чтобы спастись от конфликта, оказываются даже в большей опасности. И тем, кто не может вернуться и не может остаться дома, мы должны предложить альтернативы. Представить тем, кто нуждаются в защите законные и безопасные маршруты, которые согласуем мы как международное сообщество», – говорит председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Привлечь к проблеме внимание властей попытались жители Лондона. В британской столице прошел многотысячный протест в знак солидарности с жителями Афганистана. Люди требуют от британского правительства более жесткой реакции по отношению к талибам и более объемной помощи в эвакуации из Кабула.

как Казань во время войны приняла у себя десятки заводов и выросла вдвое

Самая главная стратегическая операция

До войны, в течение 12 лет (1928–1940 годы) в Советском Союзе в ходе героической индустриализации была построена современная промышленность. А ведь в 1928 году почти 90% экономически активного населения было занято в сельском хозяйстве. Приоритетное развитие тяжелой промышленности было достигнуто дорогой ценой — за счет постоянного отставания сельского хозяйства, производства предметов потребления, низкого качества уровня жизни практически всех слоев населения, хронического жилищного голода, крайне неудобных бытовых условий.

В итоге, эта индустриализированная экономика оказалась способной обеспечить победу в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны с ее периодом отступления, эвакуации, налаживанием производства на востоке.

Масштабы этой эвакуации не имели, и вряд ли, когда-нибудь, будут иметь аналоги в мировой истории. Самой главной за всю Великую Отечественную войну победной стратегической операцией являлась именно переброска из фронтовых и прифронтовых районов огромного количества ценностей, оборудования и миллионов людей на тысячи километров в восточные районы страны, обеспечение в кратчайшие сроки на новом месте выпуска продукции, остро необходимой фронту.

В самые тяжелые первые месяцы войны, с июля по декабрь 1941 года, было эвакуировано из угрожаемых районов 2 593 предприятия, которые обычно размещались на площадках строящихся производств либо на близких по профилю предприятиях. В некоторых случаях оборудование размещалось и вводилось в строй под открытым небом, после чего вокруг него возводились стены цехов. На новых местах в среднем через 1,5-2 месяца предприятия начинали давать продукцию.

100tatarstan.ru

Только в первые три месяца войны были эвакуированы 1 523 крупных предприятия, из которых 1 360 предприятий были военные. Сроки эвакуации были предельно сжаты. Например, к концу августа 1941 года из Ленинграда отправили в глубокий тыл около 100 крупных предприятий, вывезли более 600 тыс. человек. Из Москвы и области к концу ноября 1941 года было эвакуировано почти 500 крупных предприятий. Из Запорожья за 45 дней вывезли около 320 тыс. тонн станков, конструкций, металла и других грузов.

Из общего числа эвакуированных крупных предприятий 226 было направлено в Поволжье, 667 — на Урал, 244 — в Западную Сибирь, 78 — в Восточную Сибирь, 308 — в Казахстан и Среднюю Азию. В тыловые районы было вывезено железнодорожным транспортом более 10 млн человек, водным — более 2 млн человек.

waralbum.ru

За время войны из районов, которым угрожал захват противником, по железным дорогам проследовало 1,5 млн вагонов или 30 тыс. поездов с эвакуированными грузами. Из западных районов было перемещено 2,4 млн голов крупного рогатого скота, 5,1 млн голов овец и коз, 0,2 млн свиней, 0,8 млн лошадей, много сельскохозяйственной техники, зерна и другого продовольствия.

 

Казань как ковчег советской промышленности

В результате эвакуации предприятий в Казань население города возросло почти в два раза, а после войны значительная часть эвакуированных осела в Казани, увеличив в итоге ее численность почти в полтора раза. В 1939 году население Казани составляет 406 тыс. человек, уже к весне 1942 года число жителей выросло до 515 тыс. человек, в 1956 году — уже 565 тыс. человек.

Трудности и задачи были общими для всех эвакуированных предприятий — при нехватке оборудования, материалов, электроэнергии, квалифицированной рабочей силы, недопоставках заводами-смежниками деталей и узлов необходимо было в кратчайшие сроки развернуть производство, переоборудовать производственную базу принимающего завода, выпуская при этом военную продукцию, государственный заказ на которую возрос более чем в 2 раза. Все приходилось решать на ходу и очень-очень быстро.

В городе с жильем и так было негусто, так что ситуация с жилищным обеспечением прибывших складывалась тяжелая. Под жилье приспосабливались клубы, кинотеатры, складские помещения, производственные здания, школы, дачные постройки. Казанцам пришлось потесниться в своих квартирах, давая приют соотечественникам из Москвы и Ленинграда, Белоруссии и Украины. На одного человека, например, в 1943 году приходилось в среднем по 3,3 квадратного метра жилой площади, но нередки были случаи, когда на человека приходилось по 2-3 и менее «квадратов». Многие рабочие и служащие из-за отсутствия помещений были вынуждены проживать на расстоянии 10-20 километров от места работы и добираться до нее по 2-4 часа. Так что ночевки на работе были не редкостью. Бывало, люди вообще на производстве жили и работали, видясь с семьей в очень редкие выходные.

tatfrontu.ru

Вполне логично, что постановлением правительства СССР Казань с самого начала войны была отнесена к режимным городам первой категории. В вечернее и ночное время усилилось милицейское патрулирование, неусыпно велось наблюдение за охраной промышленных предприятий и жилых домов. Сразу же был запущен ряд мер кадрового характера: введена семидневная рабочая неделя, отменены очередные и дополнительные отпуска с заменой их денежной компенсацией, введены сначала всеобщая трудовая повинность, затем трудовая мобилизация с последствиями уголовного наказания за опоздание на работу или самовольное ее оставление. Население республики в принудительном порядке привлекалось к разного рода общественно-полезным работам: на лесозаготовки, торфоразработки, расчистку площадей под строительство. Тяжелым испытанием для жителей Татарстана стало строительство Волжского оборонительного рубежа, возведенного в короткие сроки с целью подготовки территории на случай возникновения реальной опасности проникновения врага в тыл страны.

О самоотверженной героической работе тружеников тыла в годы войны ярко рассказала стригальщица Казанского мехкомбината Герой Социалистического труда Евдокия Никитина. Она вспоминала: «Когда требовалось, люди совсем не покидали цехов, работали с короткими передышками по 18-20 часов кряду, по несколько смен. Бывало, усталость валила с ног, засыпали тут же, у машин, а через два-три часа, поборов сон, поднимались, сменяли своих уставших подруг».

Уже в начале 1942 года в Казани не было ни одного завода, ни одной фабрики или мастерской, которые бы не выполняли заказы для фронта. В 1942 году в Казани функционировали 31 предприятие пищевой, 40 — легкой и местной промышленности, а также десятки предприятий машиностроительной, медицинской, оборонной промышленности и 50 артелей промкооперации. На всех предприятиях города работало тогда свыше 121 000 человек.

tatfrontu.ru

Промышленность Татарской АССР в годы войны выпускала для нужд фронта более 600 видов продукции, в том числе боевые самолеты, авиационные приборы и парашюты, десантные суда, бронекатера и бронепоезда, средства связи, оружие, артиллерийские и стрелковые боеприпасы, реактивные снаряды для знаменитых «Катюш», различное военное снаряжение, обмундирование и обувь. Почти вся основная тяжесть промышленного производства для нужд фронта легла на Казань.

 

Мобилизационная трансформация казанской промышленности

В довоенное время Татарская АССР не располагала своей металлургией, поэтому основной отраслью стало сложное и точное машиностроение, требующее мало металла, но много высококвалифицированного труда. Большинство предприятий военно-промышленного комплекса в Казани было создано еще в период индустриализации 1930-х годов. Но масштабная эвакуация в корне преобразила всю индустриальную карту Казани и существенно переформатировала уже существующие промышленные производства

Масштабы трансформации многих казанских предприятий лучше охарактеризовать состояниями «до эвакуации» и «после эвакуации». Возьмем только самые ведущие предприятия казанской промышленности, коренным образом изменившихся из-за эвакуации:

 

Казанский авиационный завод № 22 им. С. П. Горбунова

До эвакуации: В 1932 году в составе строившегося в Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание авиазавода, в 1934 году получившего название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе». В период становления (1934-1936 годы) на заводе были изготовлены: крупнейший в мире самолет — 6-моторный АНТ-20бис (ПС-124, МГ-бис), самолет КАИ-1 (принявший участие во всесоюзном перелете спортивно-учебных самолетов), бомбардировщики ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова (на которых было установлено несколько рекордов скорости, высоты полета и грузоподъемности). В 1937 году начались работы по подготовке к серийному производству первого в СССР скоростного тяжелого бомбардировщика Пе-8 (ТБ-7), выпуск которого был налажен за несколько лет (всего было построено 93 самолета). В 1940 году началась подготовка к производству пассажирского самолета ПС-84/Ли-2 по лицензии, купленной у американской фирмы «Дуглас» (выпущено 10 машин). К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.

После эвакуации: В ноябре 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, на территорию Казанского авиационного завода № 124 имени Г. К. Орджоникидзе был эвакуирован Московский завод № 22 им. С. П. Горбунова с конструкторским бюро В. М. Петлякова. Объединенный завод был полностью перевооружен технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. В декабре 1941 завод целиком переключился на производство Пе-2. Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10-12 самолетов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). За годы войны здесь было выпущено 10 тысяч боевых самолетов Пе-2. Производство самолета Пе-2 на заводе № 22 было прекращено в июне 1945 года.

wikipedia.org

 

Казанский вертолетный завод

До эвакуации: Казанский завод обозных деталей № 169 был основан в 1930 году и производил изделия гужевого транспорта и авиалыжи.

После эвакуации: В августе 1941 года на территорию Казанского завода обозных деталей № 169 был эвакуирован Ленинградский авиационный завод № 387. Уже с сентября 1941 года объединенный завод приступил к выпуску самолета У-2 (с 1944 года — ПО-2 по имени конструктора Н. Н. Поликарпова). К 1945 г. производство боевых самолетов на заводе выросло в 3,5 раза: со 100 до 350 штук в месяц. Всего за годы войны заводом № 387 было отправлено на фронт 11 553 самолета ПО-2, за что коллектив завода в 1945 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

soyuzmash.ru

 

Казанское моторостроительное производственное объединение (КМПО)

До эвакуации: Авиационный комбинат «Казмаш» был основан в 1931 году и до 1937 года занимался в основном ремонтом моторов, причем в очень малом объеме. 21 марта 1937 года поступил приказ Наркомата авиационной промышленности, согласно которому заводу приписывалось организовать производство авиационного центробежного нагнетателя АЦН-2 и авиационного нагнетателя АН-1. В октябре 1941 года был испытан авиамотор, собранный полностью из деталей собственного производства.

После эвакуации: В ноябре 1941 года на территорию авиакомбината произошла эвакуация Воронежского завода № 16. За годы Великой Отечественной войны объединенным заводом было выпущено около 16 000 авиационных моторов. То есть каждые 50 минут с конвейера сходил готовый двигатель. С 1941 по 1945 годы на заводе работало поточное производство моторов ВК-105, а в ноябре 1942 года заводчане приступили к освоению нового форсированного мотора В. Я. Климова М105ПФ мощностью 1 200 лошадиных сил. В 1943 году в опытно-конструкторском бюро, возглавляемом В. П. Глушко, был создан первый отечественный жидкостный реактивный двигатель РД-1. Серийный самолет Пе-2 с реактивной установкой РУ-1 был передан для испытаний в августе 1943 г. С 1942 по 1946 годы заместителем главного конструктора двигателей по летным испытаниям здесь работал С. П. Королев.

kmpo.ru

 

Казанский завод «Электроприбор»

До эвакуации: Завод «Авиаприбор» был основан в Москве распоряжением Управления Военно-воздушного флота от 4 июля 1917 года №1071а/270797 на базе авиамастерских Центральной аэронавигационной станции, переведенных из Киева. С 1924 года завод начал серийно выпускать авиационные приборы собственной разработки — барометрические высотомеры, указатели скорости, тахометры, термометры, уклономеры, манометры для замера давления масла и бензина в авиадвигателях и др.

После эвакуации: По решению Госкомитета Обороны СССР Государственный союзный завод № 230 Наркомата авиационной промышленности СССР был эвакуирован из Москвы в сентябре-октябре 1941 года на территорию Казанского ветеринарного института. В январе 1942 года завод уже выдал столько продукции, сколько на прежней базе в Москве. Основным производственным профилем завода являлся выпуск электрических авиационных приборов винтомоторной группы: электрических тахометров, газоанализаторов, электрических термометров по измерению температуры цилиндра, масла, воды, воздуха и карбюратора и т. д. Производились на заводе также приборы для морских судов, танков и артиллерии. За 1942 год завод выпустил почти в 1,5 раза больше авиаприборов, чем в 1941 году. Годовой объем производства оборонной продукции за 1943 г. составил 263,2 процента к объему 1940 года.

tatfrontu.ru

 

Казанский электротехнический завод

До эвакуации: Экспериментальный завод по авиаприборам (опытный завод № 379) был создан в Ленинграде в 1937 году. На заводе проводились работы по системам автоматического управления самолетами по радио. Были созданы опытные образцы, выпускались мелкие партии авиационных телемеханических систем, автопилотов.

После эвакуации: Часть Ленинградского завода № 379 Наркомата авиационной промышленности СССР с опытно-конструкторским бюро завода (впоследствии Казанский электротехнический завод) в объеме примерно 25% от общего количества была переведена 11 августа 1941 г. в Казань и разместилась на территории бывшего ликеро-водочного завода. Новому заводу были поставлены задачи произведения летных испытаний опытных работ по авиационной автоматике, проводимых ОКБ завода, и освоения производства приборов управления огнем зенитной артиллерии СП ПУАЗО-3. Помимо массового выпуска артиллерийской продукции, завод за годы войны успешно осваивает продукцию для Военно-морского флота — приборы управления торпедной стрельбой для эсминцев, катеров и подводных лодок, прибор автоматической стабилизации подводных лодок на глубине «Спрут», прицелы для подводных лодок и катеров и т. д.

 

Казанский оптико-механический завод

До эвакуации: Казанский завод № 237 «Вагонстрой» начал работу 8 февраля 1940 года. Он должен был выпускать железнодорожные вагоны.

После эвакуации: В августе 1941 года на территорию Казанского завода № 237 был эвакуирован Ленинградский ГОМЗ и завод получил оптико-механический профиль. В октябре 1941 года на фронт были отправлены 5 000 биноклей, сделанных из деталей незавершенного производства. В ноябре и декабре 1941 года было освоено производство минометных и танковых прицелов, а в начале 1942 года — артиллерийского прицела «Панорама Герца». На заводе № 237 выпускали оптические приборы для Военно-воздушных сил, Военно-морского флота, артиллерии, танков, снайперские винтовочные прицелы, фотоаппараты, бинокли, лупы и фотоконтрольные приборы, минометные и танковые прицелы, в том числе артиллерийскую панораму Герца «ПГ», прицелы для пикирующих бомбардировщиков ПБЛ-2, тренажеры. Всего за годы войны завод отправил на фронт 700 000 биноклей, 30 000 орудийных, минометных, танковых и 1 000 бомбардировочных прицелов.

tatfrontu.ru

 

Обувная фабрика «Спартак»

До эвакуации: В 1916 году три казанских купца и фабриканта — Шабанов, Зобнин и Жулин — на правах пайщиков открыли фирму по производству обуви «Поляр». Постановлением ВСНХ от 7 февраля 1920 года фабрика была национализирована и передана в ведение Таткожа. В 1922 году по предложению рабочих фабрика получила название «Спартак». В 1932 году численность рабочих фабрики достигла 2 857 человек.

После эвакуации: В августе 1941 года в Казань была эвакуирована Гомельская обувная фабрика «Труд» с оборудованием и кадрами. Оборудование эвакуированного гомельского завода «Труд» было передано комбинату «Спартак». Монтаж его на комбинате закончился к 1 декабря 1941 года. Производственная мощность объединенного комбината по выпуску армейской обуви выросла в два раза и составила восемь тысяч пар обуви в сутки, а позже — десять тысяч пар. Фабрика «Спартак» в год поставляла на фронт более миллиона солдатских сапог и меховых унт.

 

Казанская фабрика кинопленки (ПО «Тасма» имени В.

В. Куйбышева)

До эвакуации: В 1933 году в Казани началось возведение Фабрики киноплёнки № 8 с планируемой мощностью 222 млн погонных метров пленки в год. В 1935 году на ней были получены первые образцы пленок. В том же году фабрике присвоили имя В. В. Куйбышева, который подписал в 1933 году Постановление СНК СССР о ее строительстве. В 1940 году, помимо выпуска пленки, на фабрике начато производство коллоксилина, который являлся сырьем для всех кинопленочных фабрик страны.

После эвакуации: Летом 1941 года на территорию казанской фабрики кинопленки №8 были эвакуированы остатки четырех советских фабрик кинопленки, самыми крупными из которых были фабрика из Шостки (№ 3 — «Свема») и фабрика из Переславле-Залесского (№ 5 — «Славич»). В августе 1941 года на фабрике была выпущена первая партия аэрофотопленок, а до конца года было освоено производство еще двух сортов аэропленок и высокочувствительного кинонегатива СЧС-1 («Светочувствительная, Советская, тип-1»). Весной 1942 года было также освоено производство аэрофотобумаги. В том же году на фабрике начали выпуск незапотевающих пленок. Во время Великой Отечественной войны казанская фабрика была единственной действующей в отрасли, на нее лег весь груз ответственности за обеспечение страны кинофотопродукцией. Для нужд фронта поставлялось значительное количество кинопленок, аэрофотопленок, фотобумаги.

Центральный государственный архив аудиовизуальных документов РТ

Здесь перечислены наиболее яркие примеры эвакуации в Казань промышленных предприятий. В годы Великой Отечественной войны в Татарстан было эвакуировано из западных областей страны, Москвы и Ленинграда более 70 заводов и фабрик, научно-исследовательских институтов, почти 270 тысяч тружеников и их семей. Все эти предприятия были быстро размещены, смонтированы и вступили в строй действующих.

В этой обстановке несгибаемая воля нашего народа позволила выдержать это тяжелейшее испытание, а затем перейти в наступление и одержать победу — уже в 1943 году в разгар войны экономика страны начала расти, и рост был весьма заметным. Национальный доход вырос в 1943 году на 12%, промышленное производство — на 17%. В 1943 году в сражении на Курской дуге, которое историки признают переломным в войне, советское вооружение (танки, истребители, артиллерия и пр.) не уступало немецкому, а по многим параметрам превосходило его. Вклад работников промышленности Татарстана в Победу был весьма значителен. Вечная им память!

По материалам Главного архивного управления РТ

 

Определение времени эвакуации — основные факторы

Внезапные возгорания в зданиях и сооружениях, в которых находится большое количество людей, могут причинить серьезные увечья и стать причиной их гибели. К таковым объектам относятся промышленные предприятия, спортивные и торгово-развлекательные комплексы, кинотеатры, учебные и дошкольные учреждения, лечебные заведения. Требования в отношении пожарной безопасности перечисленных строений исключительно жесткие. Одним из главных является возможность безопасной эвакуации персонала и посетителей в кратчайшие сроки в чрезвычайных ситуациях.

Мероприятия по обеспечению эвакуации из зданий при пожаре

На этапе проектирования исполнитель обязан предусмотреть пути эвакуации и определить время необходимое для проведения спасательной операции. Для этого в здании предусматривается требуемое количество выходом и путей для эвакуации посетителей, и персонала. Основные требования к объемно-планировочным решениям и оборудованию строений установлены действующим стандартом — ГОСТ 12.1.004-91. Упомянутый документ определяет нормативы по пожарной безопасности.

При возникновении возгораний в зданиях и сооружениях возникает ряд опасных факторов, которые оказывают крайне негативное воздействие на человека:

  • Высокая температура воздуха в очаге пламени и быстрый нагрев атмосферы в помещениях. Это обусловлено выделением значительного количества тепла в процессе окисления горючих веществ.
  • Задымление, ограничивающее видимость.
  • Продукты сгорания токсичны и оказывают раздражающее действие на органы зрения и дыхания.
  • Снижение концентрации кислорода, который участвует в окислительных процессах.

Основной способ защиты людей от опасных факторов — это оперативный и главное безопасный вывод из зоны их воздействия.

Проведение расчетов с учетом факторов влияния

В процессе проектирования зданий исполнитель проводит анализ планировочных решений с точки зрения возможности эвакуации персонала и посетителей во время пожара. Проектировщиком при этом учитываются объемы помещения в целом и той его части, что занята оборудованием и мебелью. Разница между ними составляет свободный объем комнаты.

Для определения уровня пожарной безопасности строения выполняются вычисления скорости распространения факторов пожара, оказывающих негативное воздействие для человека.

При проведении такого расчета учитываются:

  • особенности планировки отдельных помещений и здания в целом;
  • использованные виды строительных и отделочных материалов;
  • наличие пожароопасного оборудования и инженерных коммуникаций.

Специалистами компании «Интернэкс» разработан онлайн-калькулятор, предназначенный для проведения такого рода вычислений с достаточно высокой точностью. В основу использованной математической модели положен анализ определенных ситуаций, связанных с возникновением возгораний. При этом рассматриваются самые неблагоприятные сценарии. Для упрощения математического аппарата предполагается, что описываемые факторы воздействуют на человека по отдельности. Проведение такого рода вычислений с учетом комплексного воздействия сопряжено с определенными трудностями. Это связано с их взаимным влиянием друг на друга.

Для уменьшения ошибки в расчеты вводится коэффициент безопасности при определении времени, необходимого для вывода людей из помещений и здания. Итогом вычислений является время, которое определяется как продолжительность пожара критическая. Данный показатель характеризует период времени, в течение которого один из опасных факторов приобретает предельные значения.

Временные нормативы эвакуации людей

Вывод персонала и посетителей из здания должен быть завершен до момента, когда опасные факторы еще не оказывают негативного воздействия на организм человека. Необходимый на это период времени называется временем эвакуации.

При определении данного показателя принимаются во внимание:

  • План эвакуации во время пожара.
  • Особенности выводимого из здания контингента (возрастные и состояние здоровья).
  • Время года (наличие зимней одежды на людях).

В процессе проведения расчетов определяются следующие значения:

  • Средней скорости перемещения групп людей.
  • Пропускная способность коридоров, дверных проем, лестничных маршей и площадок.

С учетом полученных данных устанавливаются временные нормативы, которые обеспечивают безопасную эвакуацию людей из зданий и сооружений.

Определение возможности безопасной эксплуатации людей из здания при пожаре

Оценка уровня безопасности зданий производится на основе анализа соотношения временных показателей: вывода людей, скорости распространения огня и других факторов. Возможность вывода людей из строения определяется путем сравнения двух этих значений. При этом время распространения возгорания умножается на коэффициент безопасности. Величина его должна быть меньше времени, нужного для эвакуации персонала и посетителей из опасных помещений и строений.

Коэффициент безопасности, используемый в вычислениях, составляет от 0,8 до 1 и зависит от особенностей каждого объекта. Запрещается эксплуатация зданий и сооружений, для которых результаты описанных в статье расчетов неудовлетворительны. Для таких необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на устранения выявленных недостатков. Это может быть и перепланировка помещений, и устройство дополнительных выходов, применение материалов, не поддерживающих горение.

Компания «Интернэкс» предлагает воспользоваться специальной программой «Фогард-Рв» для расчета времени эвакуации людей. Подробную информацию об особенностях использования приложения можно получить, позвонив по контактному телефону: 8 800 500 41 97 . Все консультации предоставляются специалистами бесплатно.

МВД доставило живое сердце донора 12-летней девочке. Вертолет преодолел расстояние от Винницы до Киева за 50 минут | Громадское телевидение

Полицейский вертолет 28 сентября помог перевезти сердце 38-летнего мужчины для пересадки 12-летней девочке. Это самая молодая в Украине пациентка, которой трансплантировали сердце.

Об этом сообщили министр внутренних дел Денис Монастырский и врач Борис Тодуров.

Донор сердца умер в Виннице от несчастного случая. Его сердце требовалось для пересадки девочке в Киеве. Операцию надо было проводить немедленно, иначе 12-летняя пациентка не выжила бы.

«В рамках совместного с Минздравом проекта аэромедицинской эвакуации сегодня [28 сентября] полицейским вертолетом Airbus Helicopters Н-145 из Винницы донорское сердце всего за 50 минут было доставлено в Киев», — сказал глава МВД.

fullscreen

Полицейский вертолет с донорским сердцем отправляется в Киев, 28 сентября 2021 года

Фото:

Министерство внутренних дел

Как рассказал Тодуров, 12-летняя девочка — самая молодая в Украине пациентка, которой пересаживали сердце. Основная сложность заключалась в том, что сердце донора было от взрослого мужчины, а реципиентом была маленькая девочка, отметил врач.

В конце концов операция в Институте сердца прошла успешно. Тодуров говорит, что у врачей еще был час дополнительного времени на хирургическое вмешательство, а следовательно, доставлять донорские органы можно и с большего расстояния.

fullscreen

Операция в Институте сердца с донорским сердцем, доставленным из Винницы, 28 сентября 2021 года

Фото:

Министерство внутренних дел

Денис Монастырский добавил, что почки и печень того же 38-летнего донора отвезли в другие больницы Киева. Почки должны пересадить двум девочкам 12 и 17 лет, а печень — другой 17-летней девочке, которая около месяца находится в реанимации.

читайте также

Аэромедицинская эвакуация

В начале апреля 2021 года в западных областях Украины стартовал пилотный проект по привлечению полицейской авиации для транспортировки гражданских пациентов. Тогда жительницу города Турка во Львовской области смогли доставить во Львов всего за 75 минут. Такое же расстояние по дороге в 170 км преодолевается примерно за 3,5 часа.

Министр внутренних дел Арсен Аваков заявлял, что планирует разместить в Украине 15 пунктов постоянного базирования. В каждом из них будут дежурить летные смены и бригада медиков. Один пункт базирования будет покрывать расстояние в 350 километров.

Но в июне проект аэромедицинской эвакуации во Львовской области приостановили, потому что единственный вертолет, который для него использовался, отправили на сервисное обслуживание.

Эвакуация | Ready.gov

План эвакуации

Многие виды чрезвычайных ситуаций могут вызвать необходимость эвакуации. В некоторых случаях у вас может быть день или два на подготовку, в то время как другие ситуации могут потребовать немедленной эвакуации. Планирование жизненно важно для обеспечения быстрой и безопасной эвакуации независимо от обстоятельств.

Перед эвакуацией

  • Узнайте о типах стихийных бедствий, которые вероятны в вашем районе, и местных планах действий в чрезвычайных ситуациях, эвакуации и укрытия для каждого конкретного стихийного бедствия.
  • Спланируйте, как вы уйдете и куда отправитесь, если вам посоветуют эвакуироваться.
  • Узнайте у местных властей, какие укрытия доступны в этом году. Коронавирус мог изменить планы вашего сообщества.
  • Если вы эвакуируетесь в общественный приют, следуйте последним рекомендациям Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) по защите себя и своей семьи от возможного коронавируса: люди старше 2 лет должны использовать тканевое покрытие для лица. пока на этих объектах.
    • Будьте готовы взять с собой чистящие средства, такие как маски, мыло, дезинфицирующее средство для рук, дезинфицирующие салфетки или обычные бытовые чистящие средства для дезинфицирующих поверхностей .
    • Сохраняйте расстояние не менее 6 футов между вами и людьми, которых нет в вашей семье.
  • Назовите несколько мест, куда вы можете пойти в чрезвычайной ситуации, например, дом друга в другом городе или мотель. Выбирайте пункты назначения в разных направлениях, чтобы у вас был выбор во время чрезвычайной ситуации.
  • При необходимости укажите место для проживания, в котором можно остановиться с домашними животными. В большинстве общественных приютов разрешено проживание только с животными-поводырями.
  • Ознакомьтесь с альтернативными маршрутами и другими видами транспорта за пределами вашего региона.
  • Всегда следуйте инструкциям местных властей и помните, что ваш маршрут эвакуации может быть пешком в зависимости от типа бедствия.
  • Составьте план для семьи / домашнего хозяйства, чтобы оставаться на связи в случае, если вы разойдетесь; иметь место встречи и обновлять его в зависимости от обстоятельств.
  • Соберите припасы, готовые к эвакуации. Приготовьте дорожную сумку, которую вы можете носить с собой при эвакуации пешком или на общественном транспорте, и припасы для путешествий на большие расстояния, если у вас есть машина.
  • Если у вас есть автомобиль:
    • Держите полный бак бензина, если есть вероятность эвакуации. Всегда держите в нем половину баллона с бензином на случай непредвиденной необходимости эвакуации. Заправочные станции могут быть закрыты во время чрезвычайных ситуаций и не могут перекачивать газ во время отключения электроэнергии. Планируйте брать по одной машине на семью, чтобы уменьшить заторы и задержки.
    • Убедитесь, что у вас в машине есть переносной аварийный комплект.
  • Если у вас нет машины, спланируйте, как вы уедете в случае необходимости. Решите с семьей, друзьями или в местном отделении управления чрезвычайными ситуациями, какие ресурсы могут быть доступны.

Во время эвакуации

  • Загрузите приложение FEMA , чтобы получить список открытых убежищ во время активного стихийного бедствия в вашем районе.
  • Слушайте радио с батарейным питанием и следуйте местным инструкциям по эвакуации.
  • Возьмите аварийный комплект.
  • Уходите достаточно рано, чтобы не попасть в ловушку из-за суровой погоды.
  • Возьмите с собой домашних животных, но помните, что в общественные приюты можно допускать только животных-поводырей. Спланируйте, как вы будете заботиться о своих питомцах в экстренной ситуации.
  • Если позволяет время:
    • Позвоните или отправьте электронное письмо контактному лицу за пределами штата, указанному в вашем семейном плане связи. Скажите им, куда вы собираетесь.
    • Защитите свой дом, закрыв и заперев двери и окна.
    • Отключите электрическое оборудование, такое как радиоприемники, телевизоры и мелкие бытовые приборы. Оставьте морозильники и холодильники включенными, если нет риска затопления. Если ваш дом поврежден и вы получили указание сделать это, отключите воду, газ и электричество перед выходом.
    • Оставьте записку, в которой сообщайте другим, когда вы ушли и куда собираетесь.
    • Носите прочную обувь и одежду, обеспечивающую определенную защиту, например длинные брюки, рубашки с длинными рукавами и шляпу.
    • Посоветуйтесь с соседями, которым может понадобиться подвезти.
  • Следуйте рекомендованным маршрутам эвакуации. Не используйте ярлыки, они могут быть заблокированы.
  • Будьте внимательны к дорожным опасностям, таким как размытые дороги или мосты и обрушенные линии электропередач. Не заезжайте в затопленные районы.

После эвакуации

Если вы эвакуировались из-за шторма, узнайте у местных властей, где вы остановились, и перед тем, как отправиться домой.

  • Если вы возвращаетесь в районы, пострадавшие от стихийного бедствия, после значительных событий будьте готовы к перебоям в повседневной деятельности и помните, что возвращаться домой до того, как будут расчищены обломки урагана, опасно.
  • Сообщите друзьям и семье об этом перед отъездом и когда вы приедете.
  • Зарядите устройства и подумайте о получении резервных аккумуляторов на случай, если отключение электроэнергии продолжится.
  • Заполните свой бензобак и подумайте о загрузке топливного приложения, чтобы проверить, нет ли сбоев на вашем маршруте.
  • Возьмите с собой запасы воды и нескоропортящихся продуктов для поездки на машине.
  • Избегайте выхода из строя линий электропередачи или электроснабжения, они могут быть под смертельным напряжением. Держитесь подальше и немедленно сообщайте о них в вашу энергетическую или коммунальную компанию.
  • Используйте генераторы только снаружи и вдали от дома и НИКОГДА не запускайте генератор в доме или гараже и не подключайте его к домашней электросети.

Варианты эвакуации во время пожарной тревоги или другой чрезвычайной ситуации — Университет Галлодета

В зависимости от характера аварийной ситуации выберите один из следующих вариантов при эвакуации из здания:

  • Вертикальная эвакуация — Вертикальная эвакуация (с использованием лестницы) является предпочтительным методом выхода из здания. Все проходы к выходу (т. Е. Коридоры, лестницы и т. Д.) Отмечены знаками «Выход». Лестницами могут пользоваться те, кто может эвакуироваться с посторонней помощью или без нее. Людям с нарушениями зрения может потребоваться помощь. Людям, которым необходимо использовать костыли или другие приспособления в качестве вспомогательных средств для ходьбы, необходимо будет по своему усмотрению решить, могут ли они использовать аварийные выходы, особенно если речь идет о нескольких лестничных пролетах.
  • Горизонтальная эвакуация — Горизонтальная эвакуация означает перемещение из опасной зоны в более безопасное место на том же этаже, где находится человек во время тревоги или чрезвычайной ситуации.Этот тип эвакуации может потребоваться в ситуациях, когда человек не может использовать выходную лестницу, чтобы выбраться наружу, и должен оставаться на определенном этаже до прибытия помощи. В этом случае человек должен отойти от зоны непосредственной опасности (обнаруживаемого дыма, огня или необычного запаха) на безопасное расстояние (то есть в другое крыло, противоположный конец коридора или снаружи).
  • Оставаться на месте — В некоторых случаях люди не могут переехать в другое место.Если опасность не является неизбежной, человек должен оставаться в комнате с внешним окном и телефоном / tty, по возможности закрывая дверь. Если доступен телефон / tty, позвоните в DPS по телефону X5444 (tty), x5555 (голос / видеофон) или воспользуйтесь пейджером: [email protected] и сообщите свое имя, местонахождение и причину звонка. DPS ответит соответствующим образом. Телефонные линии обычно остаются в рабочем состоянии во время аварийных ситуаций в здании. Если телефонная линия выходит из строя, человек может подать сигнал из окна, размахивая тканью или другим видимым предметом.

фактов об эвакуации | Подготовка и планирование

Некоторые химические аварии или нападения, такие как крушение поезда или террористический акт, могут сделать пребывание на месте опасным. В таких случаях для вас может быть безопаснее эвакуироваться или покинуть непосредственную зону. Возможно, вам придется отправиться в убежище после того, как вы покинете непосредственную зону.

Как узнать, нужна ли вам эвакуация

Если вам необходимо эвакуироваться, вы получите известие от местной полиции, координаторов по чрезвычайным ситуациям или правительства по радио и / или телевидению.

Если есть «красный код» или «серьезное» предупреждение о терроризме, вам следует обратить внимание на радио- и / или телепередачи, чтобы вы сразу знали, отдан ли приказ об эвакуации для вашего района.

Каждая чрезвычайная ситуация индивидуальна, и во время любой чрезвычайной ситуации людям, возможно, придется эвакуироваться или укрываться на месте, в зависимости от того, где они живут.

Что делать

Действуйте быстро и следуйте инструкциям местных координаторов по чрезвычайным ситуациям, например сотрудников правоохранительных органов, пожарных служб или местных выборных руководителей.Каждая ситуация может быть разной, поэтому местные координаторы могут дать вам особые инструкции для каждой конкретной ситуации.

Местные координаторы по чрезвычайным ситуациям могут посоветовать людям покинуть дома или офисы и отправиться в убежище. Если да, то координаторы службы экстренной помощи расскажут, как добраться до приюта. Если у вас есть дети, которые ходят в школу, они могут получить приют в школе. Не стоит пытаться попасть в школу, если там укрываются дети. Их транспортировка из школы подвергнет их, а также вам, повышенному риску.

В аварийном приюте будет все необходимое для людей. Координаторы чрезвычайных ситуаций скажут вам, какие предметы снабжения нужно взять с собой, но вы также можете приготовить переносной набор предметов снабжения. Обязательно возьмите с собой лекарства, которые вы принимаете.

Если у вас есть время, позвоните другу или родственнику в другом штате, чтобы сообщить им, куда вы собираетесь и что вы в безопасности. Местные телефонные линии могут быть заблокированы в экстренной ситуации, поэтому вам следует заранее спланировать контакт за пределами штата, с кем можно оставить сообщения. Если у вас нет личного транспорта, заранее составьте план действий, чтобы найти людей, которые могут вас подвезти.

Эвакуация и укрытие таким образом обеспечат вам большую безопасность, чем если бы вы остались дома или на своем рабочем месте. Скорее всего, вы не пробудете в приюте больше нескольких часов. Координаторы чрезвычайных ситуаций сообщат вам, когда можно будет безопасно покинуть приют, и все, что вам может понадобиться сделать, чтобы снова войти в ваш дом.

Как получить дополнительную информацию об эвакуации

Вы можете связаться с одним из следующих:

Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) защищают здоровье и безопасность людей, предотвращая и контролируя болезни и травмы; способствует принятию решений в отношении здоровья, предоставляя достоверную информацию по важнейшим вопросам здоровья; и способствует здоровому образу жизни посредством прочного партнерства с местными, национальными и международными организациями.

Готовность к стихийным бедствиям: план эвакуации семьи

Эвакуация — это немедленное и срочное перемещение от угрозы или опасности. Эвакуация происходит чаще, чем люди думают, и может быть необязательной или обязательной. Бедствия часто вынуждают людей в короткие сроки покидать свои дома, районы, города, а иногда и государства.

Поскольку у вас может быть не так много времени на эвакуацию в случае стихийного бедствия, важно иметь план, позволяющий быстро и эффективно вывести вашу семью из опасности.План эвакуации семьи должен включать следующее.

Дополнительные рекомендации по COVID-19

  • Если вы не живете в зоне обязательной эвакуации, запланируйте укрытие в своем доме, если это безопасно.
  • Если вы живете в зоне обязательной эвакуации, спланируйте с друзьями или семьей укрытие с ними, где вам будет безопаснее и комфортнее.
  • Эвакуируйтесь в убежища только в том случае, если вы не можете укрыться дома, с семьей или друзьями.Знай свою зону эвакуации! Обратите внимание, что ваш обычный приют может быть закрыт из-за COVID-19. Уточняйте у местных властей самую свежую информацию об общественных убежищах, процедурах и маршрутах эвакуации.
  • Если вам необходимо отправиться в приют для стихийных бедствий, следуйте рекомендациям CDC по обеспечению безопасности и здоровья в общественном убежище во время пандемии COVID-19.

Перед эвакуацией

  • Определите, какие угрозы могут привести к эвакуации.
  • Убедитесь, что у вас есть запасные части для стихийных бедствий.
  • Приготовьте план связи с семьей на случай, если во время эвакуации вас разлучат.
  • Включите домашних животных в план эвакуации семьи.
  • Узнайте о системе предупреждения вашего сообщества и о том, как будет распространяться информация об эвакуации (текстовые сообщения, сирены и т. Д.).
  • Выберите место, где ваша семья будет встречаться за пределами вашего дома и района.
  • Если вам нужно эвакуироваться из вашего города, выберите несколько пунктов назначения в разных направлениях, чтобы у вас были варианты.
  • Определить альтернативные маршруты эвакуации.
  • Всегда держите в машине хотя бы полбака бензина на тот случай, если вам придется эвакуироваться в кратчайшие сроки. Если эвакуация кажется вероятной, держите полный бак бензина.
  • Если у вас нет машины, спланируйте, как вы уедете в случае необходимости. Договоритесь с друзьями, членами семьи, соседями или местными властями.
  • Имейте достаточно наличных для оплаты недельных расходов на случай, если банки и банкоматы недоступны.
  • Проведите семейное собрание, чтобы сообщить о своем плане.

Во время эвакуации

  • Уходите пораньше, следуйте рекомендованным маршрутам эвакуации и, если возможно, держитесь вместе.
  • Слушайте метеорологическое радио или телевидение Национального управления океанических и атмосферных исследований, чтобы получить самую свежую информацию об эвакуации.
  • Будьте внимательны к дорожным опасностям, таким как наводнения, размытые дороги и мосты, а также вышедшие из строя линии электропередач.
  • Возьмите с собой аварийный комплект.
  • Возьмите с собой домашних животных (см. Серия «Готовность к стихийным бедствиям: подготовка домашних животных к стихийным бедствиям»).
  • Обеспечьте безопасность своего дома, закройте и заприте все двери и окна и проинформируйте своих соседей о своих планах эвакуации.
  • Если у вас есть время, подумайте о следующем:
    • Сообщите своему иногороднему контактному лицу из плана готовности вашей семьи, куда вы собираетесь.
    • Отключите электрическое оборудование, но оставьте морозильники и холодильники включенными, если нет опасности затопления.
    • Посоветуйтесь с друзьями, членами семьи и соседями, которым может потребоваться помощь.

После эвакуации

  • Продолжайте слушать погодное радио или телевидение NOAA для получения последней информации об эвакуации.
  • Не возвращайтесь домой, пока власти не объявят, что это безопасно.

Дополнительные ресурсы

Что происходит во время эвакуации?

Чтобы узнать, есть ли в вашем районе предупреждение или приказ об эвакуации, посетите страницу аварийных обновлений.

Кто может вызвать эвакуацию?

Эвакуация планируется и осуществляется местными властями. Например, пожарная часть может эвакуировать школу из-за утечки химического вещества; RCMP может эвакуировать рекреационный объект из-за угрозы взрыва.

Правительства коренных народов и муниципальные органы власти несут ответственность за планирование действий в чрезвычайных ситуациях, эвакуацию и связь в своих юрисдикциях.

В зависимости от ситуации, эвакуация может поддерживаться и координироваться Организацией по чрезвычайным ситуациям Юкона.

Уровни эвакуации и их значение

Оповещение об эвакуации : Это означает, что вам нужно быть готовым к немедленному отъезду. Если вы уйдете до или во время этого предупреждения, это добровольная эвакуация.

Приказ об эвакуации : Вы находитесь в опасности и должны немедленно покинуть это место. Это обязательная эвакуация, проводимая местными властями или RCMP. Приказ об эвакуации может быть отдан без предварительного предупреждения, если предупреждения недостаточно.

Отмена эвакуации : Это означает, что в настоящее время ситуация безопасна, и вы можете вернуться домой. Важно следить за другими возможными предупреждениями или приказами об эвакуации.

Как я узнаю, что нужно уйти?

Предупреждения и приказы будут распространяться местными властями среди своих сообществ с помощью таких инструментов, как плакаты, листовки и объявления о доставке от двери к двери.Широко распространенные оповещения об эвакуации и приказы об эвакуации будут транслироваться через систему AlertReady по радио, телевидению и совместимым беспроводным устройствам.

Экстренная информация будет размещена на сайте Yukon.ca, в Twitter и Facebook.

Куда мне идти, если вызвана эвакуация?

Предупреждения об эвакуации и приказы проинструктируют вас, куда идти. Эти зоны называются сборными пунктами и центрами приема. Вы также можете получить информацию о том, какие маршруты следует избегать или использовать.Убедитесь, что в вашем семейном плане действий на случай чрезвычайной ситуации указаны маршруты выхода из вашего района, и не забудьте взять с собой комплект для экстренной помощи на 72 часа.

По прибытии на сборный пункт или в центр приема обязательно зарегистрируйтесь и зарегистрируйтесь. Затем вас направят в приют или другие ресурсы.

Могу ли я уехать до того, как будет отдан приказ об эвакуации?

В некоторых ситуациях вы можете знать о возможной угрозе заранее. Оповещение об эвакуации предупреждает о том, что вам может потребоваться незамедлительно уехать.Когда будет объявлено об эвакуации, будьте готовы к отъезду, собрав свою семью, аварийный комплект и все необходимое для поездки. Будьте готовы к работе, если будет приказана эвакуация.

Если вы решите уехать до получения приказа об эвакуации, сообщите вашим контактным лицам в чрезвычайных ситуациях о вашем плане. Если приказ об эвакуации выдается после того, как вы уехали, или вы были вне дома во время чрезвычайной ситуации, обратитесь к властям в соответствии с инструкциями.

Что делать в случае ЭВАКУАЦИИ / ПРИГОТОВЛЕНИЯ НА МЕСТЕ

Что делать в случае ЭВАКУАЦИИ / ПРИГОТОВЛЕНИЯ НА МЕСТЕ

ПРИМЕЧАНИЕ. Сотрудники Health Science Campus должны обратиться к Процедуре внутренней эвакуации № EP-08-005 , чтобы узнать о протоколах эвакуации, уникальных для условий ухода за пациентами.

В определенных чрезвычайных ситуациях, таких как выброс опасных материалов, спасатели могут отдать приказ об эвакуации определенных офисов или зданий или проинструктировать людей в тех помещениях, чтобы укрыться на месте.

Возможно, что некоторые аварийные сценарии могут привести к одному из этих защитных действия, заказываемые для одной части кампуса, а другие защитные меры для разная площадь кампуса.Когда такие действия оправданы, полиция, пожарная служба, служба безопасности или сотрудники университета сообщат вам о соответствующих действиях по радио и телевидению станции, системы громкой связи, громкоговорители, уведомления от двери до двери или другие соответствующие средства.

ЭВАКУАЦИЯ — Организованный уход из здания или территории в безопасное место.

Подготовить:

Определите заранее ближайший выход из вашего рабочего места, учебной аудитории или комнаты общежития, и маршрут, которым вы будете следовать, чтобы добраться до этого выхода в экстренной ситуации. Создать запасной маршрут, который будет использоваться в случае, если ваш маршрут заблокирован или небезопасен.

Во время эвакуации:

  • Быстро эвакуируйтесь.
  • Следуйте инструкциям аварийного персонала и следуйте инструкциям для безопасные маршруты эвакуации.
  • Перед открытием проверьте двери на нагрев.(Не открывайте дверцу, если она горячая).
  • Закройте дверь при выходе из комнаты или офиса.
  • Одевайтесь по погоде.
  • Возьмите с собой только самое необходимое (например, очки, лекарства, удостоверение личности и наличные / чековую книжку / кредит карты) — вещи не паковать.
  • Выключите ненужное оборудование, компьютеры и бытовую технику.
  • Иди, не беги. Не давите и не толпитесь.
  • Сведите к минимуму шум, чтобы вы могли слышать инструкции в чрезвычайной ситуации.
  • Использовать поручни на лестничных клетках; держись правее.
  • Помощь людям с ограниченными возможностями.
  • Слушайте радио, если оно есть, для отслеживания аварийного состояния.

Если вы переезжаете вне здания:

  • Быстро отойдите от здания.
  • Следите за падающим стеклом и другим мусором.
  • Старайтесь оставаться со своими коллегами по работе, чтобы все можно было учесть.
  • Если вы переехали из здания, НЕ возвращайтесь, пока не получите уведомление о том, что оно это безопасно.

ПРИЮТ НА МЕСТЕ

Во время определенных чрезвычайных ситуаций, в частности химических, биологических или радиоактивных утечки материалов и некоторые чрезвычайные погодные условия, вам могут посоветовать «укрыться в место », а не эвакуировать здание.

При направлении в укрытие на месте:

  • Оставайтесь внутри здания (или войдите в него как можно быстрее).
  • Не пользоваться лифтами.
  • Быстрый поиск необходимых вам принадлежностей, таких как еда, вода, радио и т. Д.
  • Если возможно, пройдите в комнату или коридор, где нет окон и мало дверей.
  • Если есть время, закройте и заприте все окна и двери (запирание двери может лучшее уплотнение двери от химикатов).
  • В случае выброса химикатов перейти на надземный уровень здания; некоторые химические вещества тяжелее воздуха и могут проникать в подвал, даже если окна закрыты.
  • Выключите отопление, вентиляторы, кондиционер или систему вентиляции, если у вас есть местная управление системами.
  • Пейте воду в бутылках или накопленную воду, а не воду из-под крана.
  • Если возможно, узнайте дополнительную информацию по местному радио и телевидению. станций или на сайте UT.
  • Не звоните 9-1-1, если вы не сообщаете об опасной для жизни ситуации.
  • Если вы чувствуете запах газа или пара, слегка прижмите влажную ткань к носу, рту и дыханию. через него как можно более обычным способом.

Когда объявляется «Все очищено»:

  • Открытые окна и двери.
  • Включите систему отопления, кондиционирования или вентиляции.
  • Выйдите на улицу и подождите, пока в здании не будет вентиляции.

Рекомендации по эвакуации | Катастрофа во Флориде

Часто об эвакуации приказывают в последнюю минуту, так что времени на подготовку практически не остается.В рамках вашего плана действий на случай чрезвычайной ситуации вы и ваша семья должны иметь несколько маршрутов и вариантов эвакуации, которые помогут избежать опасности независимо от потенциальной опасности. Ниже приводится список советов, которые помогут вам определить, какой маршрут (ы) эвакуации вам больше всего подходит.

Определите варианты эвакуации

Одно из наиболее важных решений, принимаемых во время чрезвычайной ситуации, — это эвакуироваться или оставаться в своем доме или текущем местоположении. Прежде чем выбирать любой из вариантов, следует тщательно оценить определяющие факторы, такие как ваши уникальные обстоятельства и характер чрезвычайной ситуации.Как человек с ограниченными возможностями / особыми потребностями или лицо, ухаживающее за людьми с особыми потребностями, ваш план действий в случае бедствия должен учитывать и предусматривать варианты для обеих ситуаций.

Если заказана эвакуация, убедитесь, что у вас есть несколько вариантов и в разных местах, где вы можете найти убежище. Ваши варианты эвакуации должны включать несколько разных мест, где вы могли бы остаться, которые расположены по всему региону и даже за пределами штата. Если стихийное бедствие внезапно обернется худшим, что поставит под угрозу один из вариантов эвакуации, у вас все равно будет безопасное место. Обязательно составьте список приютов для населения, домов друзей, семьи или даже частного лица, обеспечивающего уход, чьим объектом вы могли бы воспользоваться в случае обязательной эвакуации. Обратитесь к семье или друзьям, которых вряд ли эвакуируют из своих домов, и заручитесь их обязательством поделиться с вами своими домами. В этот список также должны быть включены номера телефонов для экстренной связи и адреса всех ваших вариантов эвакуации, чтобы вы могли легко найти нужную информацию, когда вам больше всего нужна информация.

Личная оценка — понадобится ли вам особая помощь?

В рамках подготовки к чрезвычайным ситуациям все жители Флориды с ограниченными возможностями / особыми потребностями должны рассмотреть возможность проведения личной оценки своей повседневной деятельности, чтобы определить, необходима ли специальная помощь для эвакуации их домов.Вам нужна помощь при выходе из дома или офиса? Сможете ли вы эвакуироваться самостоятельно, не полагаясь на слуховой сигнал? Есть ли у вас другие варианты выхода из дома или офиса, если лифт больше не работает? Сможете ли вы переехать, если ваше средство передвижения внезапно выйдет из строя?

Если вы не уверены в ответах на какой-либо из этих вопросов, очень важно позвонить в местный офис управления чрезвычайными ситуациями и узнать, имеете ли вы право зарегистрироваться в реестре лиц с особыми потребностями. Предварительная регистрация на эту услугу неоценима. Не ждите, пока надвигается катастрофа, чтобы выяснить, какие у вас есть варианты — даже если вы думаете, что воспользуетесь им только в крайнем случае.

Организация перевозок

Если вы не умеете водить самостоятельно, необходимо позаботиться о транспортировке заблаговременно до возникновения чрезвычайной ситуации. Если семья, друзья, соседи или другие лица, осуществляющие уход, соглашаются перевезти вас, убедитесь, что они могут взять с собой все необходимое.Для получения полного списка принадлежностей и того, как собрать свой собственный аварийный комплект.

Нанесите на карту маршруты эвакуации

После того, как вы определили географически различные места эвакуации, наметьте, как вы или ваш согласованный перевозчик можете добраться до каждого места. Помните обо всех препятствиях, которые могут возникнуть при движении во время чрезвычайной ситуации, например о дорожном движении, погодных условиях, перекрытых дорогах, обрывах линий электропередач и других препятствиях. Хотя вы не можете предсказать, где могут произойти эти инциденты или опасности, связанные с путешествием, ваши маршруты эвакуации должны предусматривать несколько других вариантов, если ваша эвакуация окажется под угрозой.

Поделитесь своими планами эвакуации

Будь то член семьи, друг, опекун или врач, убедитесь, что несколько человек знают о ваших планах эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Передайте эти планы своей сети личной поддержки и тем, кто будет помогать вам или беспокоиться о вашей безопасности.

.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *