Евхаристия с греческого: Евхаристия | это… Что такое Евхаристия?

Евхаристия | это… Что такое Евхаристия?

В Таинстве Евхаристии христиане обретают возможность реального Богообщения посредством участия в бескровной Жертве Господа Христа, которую они совершают по Его заповеди. Вкушая под видом хлеба и вина истинное Тело и истинную Кровь Христа, в которых Он незримо, но реально присутствует во всей полноте Своего Божества и Человечества, верующие приобщаются Ему, укрепляя свой союз с Ним. Таким образом, Евхаристия представляет собой завершающий этап христианского посвящения, который, тем не менее, продолжается на протяжении всей дальнейшей жизни христианина в Церкви – в силу повторяемости Евхаристической Жертвы, которую Господь призвал верующих в Него совершать постоянно в память о Нем.

Таинство Евхаристии совершается прежде всего во время Божественной Литургии (Мессы), важнейшим элементом которой является освящение Даров – хлеба и вина, которые становятся Телом и Кровью Христа. Освящение осуществляется при произнесении тайносовершительной формулы, представляющей собой Установительные (или Тайноустановительные) слова Господа Иисуса Христа на Тайной Вечере: Над хлебом: Примите и вкусите от него все: ибо это есть Тело Моё, которое за вас будет предано.

Над чашей: Примите и пейте из нее все: ибо это есть чаша Крови Моей, Нового и вечного Завета, которая за вас и за многих прольётся во отпущение грехов. Это совершайте в память обо Мне.

Другим важным элементом Таинства Евхаристии является Причастие (или Причащение) – принятие Тела и Крови Христа, которое может происходить как на Божественной Литургии, так и вне ее. (Словом Причастие обозначается как принятие Святых Даров – т.е. евхаристических Тела и Крови Христа [или даже одного названных евхаристических видов], – так и сами Святые Дары; Святые Дары именуются также Святыми Тайнами).

Когда идет речь о Причащении, применительно к служителю используется глагол преподавать [Святые Дары] или глагол причащать (тот же, кто принимает Святые Дары – причащается: его называют причастником).

Пресный Евхаристический хлеб, используемый при совершении Божественной Литургии в западных обрядах (в частности, латинском), именуется также гостией. Гостия бывает освящённой и неосвящённой, существует большая гостия (которую священник возносит над алтарем при освящении и которой причащается сам) и малые гостии (которыми он причащает мирян).

(Не следует, однако, называть гостии “облатками”. Слово облатка можно использовать применительно к несакраментальному рождественскому хлебу, преломляемого и вкушаемого в некоторых католических странах по случаю Рождества).

Евхаристический Хлеб (будь то малая гостия или части большой гостии), преподаваемый причастнику, называется частицей, или коммуникантом. В свою очередь, частица может быть как освящённой, так и неосвящённой.

Евхаристический Хлеб, сохраняемый для Причащения вне Мессы называется запасными Дарами.

Как уже говорилось, одним из важнейших элементов Таинства Евхаристии является Причащение.

Причащающийся принимает (вкушает) Тело Христово; он также принимает (пьет) Кровь Христову. (И то, и другое может быть выражено глаголом “причащаться”, притом как с родительным, так и с дательным падежом: “причащается Тела Христова” или (реже) “причащается Телу Христову”.

В контексте Причащения речь идет о принятии евхаристических видов (Тела и Крови Господа: евхаристического Хлеба и евхаристического Вина, освященного Хлеба и освященного вина). В древней Церкви, следуя заповеди Спасителя (“пейте из нее все”), все христиане – и духовенство, и миряне – причащались под двумя видами, т.е. принимали и Тело и Кровь Христа. Однако в Средние века в Западной Церкви произошли существенные изменения в евхаристической практике: под двумя видами стали причащаться только служащие священники, а все остальные – под одним видом, только Тела Христова. Подобное положение вещей оставалось в Католической Церкви до последних десятилетий, а в наиболее консервативных общинах сохраняется поныне. Конечно, даже под одним из двух евхаристических видов верующие принимают всецелого Христа и истинное Таинство; поэтому тот, кто причащается только под одним видом, обретает плоды этого Таинства и никоим образом не лишается благодати, необходимой для спасения. Однако после II Ватиканского Собора Католическая Церковь пришла к осознанию необходимости возродить древнюю практику Причащения под двумя видами, поскольку именно таким образом Евхаристия наиболее полно осуществляет свое значение Трапезы (не стоит забывать, что одно из названий Евхаристии – Трапеза Господня), предваряющей пир Царства Божия, и яснее выражается Божественная воля, чтобы Новый и Вечный Завет был утвержден в Крови Господа.

Поэтому во многих общинах постепенно начинает вводиться Причащение мирян под двумя видами. В ряде регионов оно уже стало среди католиков всеобщим. Тем не менее в этом вопросе Церковь стремится особенно чутко относиться к традиционному благочестию как клириков, так и мирян; она никому этого не навязывает, и поэтому во многих приходах, где Причастие преподается под двумя видам, находится немало верующих, причащающихся по-прежнему только под одним видом – Тела Христова.

Преподать причастнику Тело Христово можно двумя способами. До недавнего времени практиковался только один из них, традиционный, хотя довольно позднего происхождения, – в уста. С недавних пор возрожден наиболее древний способ – в руки, так что затем причастник из своих рук вкушает Тело Христово. В большинстве регионов право выбора способа причащения Тела Христова остается за верующими (однако предоставление верным этого права находится в компетенции Епископской Конференции каждой страны, и в наиболее консервативных регионах иерархия по-прежнему отказывается разрешить преподавать мирянам Тело Христово в руки).

Существует несколько способов Причащения под двумя видами (их различие касается в основном способа принятия Крови Христовой). Наиболее распространенным (и наиболее древним) является Причащение Крови Господней непосредственно из Чаши . Один из служителей (священник, диакон или даже мирянин), именуемый “служителем Чаши”, держит Чашу и подает ее тем мирянам, которые уже вкусили Тела Христова. Приняв Чашу из рук служителя, причастник отпивает из нее немного Крови Христовой.

Другой способ Причащения под двумя видами, наиболее удобный технически, – через погружение Тела Христова в Кровь Христову. Священник погружает край частицы освященного Хлеба в Чашу и кладет ее в уста причастнику.

В некоторых регионах возрождены еще два способа Причащения из Чаши, известных литургической практике древней Церкви: при помощи трубочки (для этого подготавливаются серебряные трубочки по числу причастников, которые по очереди отпивают из Чаши через такую трубочку) и при помощи ложки (ею священник преподает Кровь Господню каждому верующему).

Если после Причащения духовенства и мирян остались освященные частицы (гостии), священник добавляет их к запасным Дарам. Однако в священных сосудах зачастую остаются крошки освященного Хлеба, а в чаше – небольшое количество (хотя бы и несколько капель) Крови Христовой. Эти остатки Святых Даров не перестают быть святыней. Поэтому в конце Мессы обязательно происходит потребление Святых Даров. Священник или иной служитель (диакон или даже мирянин) потребляет Святые Дары, то есть собирает и вкушает все остатки евхаристических видов в богослужебных сосудах (и за их пределами, если по какой-то причине они там оказались), а затем совершает очищение евхаристических сосудов, омывая чашу вином (или водой), которое затем выпивает, и тщательно отирая сосуды пурификатором (специальным платом).

Почитание Таинства Евхаристии в традиционном католическом благочестии не всегда напрямую связано с Мессой и с Причащением. Поскольку в Святых Дарах всегда во всей полноте присутствует живой Христос, существуют различные формы поклонения Господу, пребывающему в Святых Дарах. Поклонение Святым Дарам может происходит как индивидуально, так и в виде общественного богослужения, как в благоговейном молчании, так и со сложными и пышными обрядами. Для этого Поклонения принято совершать выставление Святых Даров: это может быть либо простое выставление Святых Даров в дарохранительнице (когда открывается дверца дарохранительницы и киворий – сосуд, в котором находятся запасные Святые Дары, – предстает взорам верующих), либо торжественное выставление Святых Даров в дароносице (когда в дароносице, установленной на видном возвышенном месте, помещается большая гостия, так что ее видно через стеклянное окошечко дароносицы). При Поклонении Святым Дарам нередко совершается Благословение Святыми Дарами, когда священник благословляет верных дароносицей или киворием.

Существует также обычай устраивать на торжество Пресвятого Тела и Крови Христа крестный ход со Святыми Дарами – в храме или за его пределами.

ЕВХАРИСТИЯ — Православная энциклопедия Древо — Религия

Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.

Евхаристия (греч. ευχαριστια — благодарение) есть таинство , в котором хлеб и вино предложения прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа , и затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и жизни вечной. Это таинство состоит, таким образом, из двух отдельных моментов:

преложения, или пресуществления, хлеба и вина в Тело и Кровь Господни

причащения этих Святых Даров.

Оно имеет названия: Евхаристия; Вечеря Господня; Трапеза Господня; Таинство Тела и Крови Христовых. Тело и Кровь Христовы в этом таинстве называются Хлебом небесным и Чашей жизни, или Чашей спасения; святыми Тайнами; бескровной Жертвой. Евхаристия есть величайшее таинство христианское.

Предустановление таинства.

До первого совершения этого таинства на Тайной Вечери Христос обетовал его в Своей беседе о хлебе животном по случаю насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами. Господь учил: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6, 51 ). Иудеи, очевидно, поняли слова Христа буквально. Они стали говорить между собой: как Он может дать нам есть Плоть Свою? И Господь не сказал иудеям, что они поняли Его неправильно, а только еще с большей силой и ясностью продолжал речь в том же смысле: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6, 53 —56). Далее Христос прибавляет: Дух животворит, плоть не пользует нимало: слова, которые Я сказал вам, суть дух и жизнь. Этим замечанием Христос не требует понимания Его беседы о хлебе животном в «переносном» смысле. «Есть из вас некоторые неверующие», — тут же прибавляет Он.

Этими словами Спаситель Сам указывает, что слова Его трудны для веры: как это верующие будут есть Его Тело и пить Его Кровь? Но Он подтверждает, что говорит о Своем действительном Теле. Его слова о Своих Теле и Крови суть «дух и жизнь»: они свидетельствуют, что а) приобщающийся их будет иметь жизнь вечную и будет воскрешен для Царства Славы в последний день и б) что приобщающийся их входит в теснейшее общение со Христом. Его слова говорят не о жизни по плоти, но о жизни по духу. «Хлеб Небесный и Чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь», — слышим мы на Литургии Преждеосвященных Даров . Приобщение это важно не для утоления физического голода, как было при питании манной в пустыне, при насыщении пяти тысяч, — а важно для жизни вечной.

Установление Таинства и совершение его в апостольское время.— Тогда как предуказание Спасителя на будущее установление Таинства Евхаристии дано в Евангелии от Иоанна , — само установление таинства излагается у трех евангелистов — синоптиков Матфея , Марка и Луки , а затем повторено апостолом Павлом . В Евангелии от Матфея в двадцать шестой главе сказано: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф. 26, 26 —28). То же в Евангелии от Марка, в четырнадцатой главе.

В Евангелии от Луки в двадцать второй главе: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается ( Лк. 22, 19 —20). То же, что у евангелиста Луки, читаем у апостола Павла: я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание ( 1 Кор. 11, 23 —25).

Эта жертва должна совершаться доколе Он придет ( 1 Кор. 11, 26 ), как наставляет апостол Павел, то есть до Второго Пришествия Господня. И действительно, Евхаристия принята Церковью от первых дней, как величайшее таинство, установление ее сохраняется с величайшим тщанием и благоволением, она совершается и будет совершаться до скончания мира.

В Святых Тайнах Христос присутствует всецело

«Веруем, что в каждой части до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и Господь Христос присутствует по Существу Своему, то есть с Душой и Божеством, как совершенный Бог и совершенный человек. Потому хотя в одно и то же время бывает много священнодействий во вселенной, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Тело Его и одна Кровь во всех отдельных церквах верных. И это не потому, что Тело Господа, находящееся на Небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и по освящении претворяемый и прелагаемый, делается одним и тем же с Телом, сущим на Небесах. Ибо всегда у Господа одно Тело, а не многие во многих местах. Потому-то Таинство это, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одной верой, а не умствованиями человеческой мудрости, суетность и безумие изысканий которой о Божественном отвергает эта Святая и свыше определенная за нас Жертва» [1] .

Евхаристия не есть повторение Крестной Жертвы, а принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных Искупителем на Крест, «всегда ядомых и николиже иждиваемых». Поэтому Голгофская Жертва и Евхаристия нераздельны между собой и собственно составляют одну Жертву, но тем не менее, и различаются. Евхаристия — жертва хваления и благодарения. Священнослужитель, совершающий бескровную жертву, по чину Литургии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста , перед освящением даров вспоминает в тайной молитве своей великие дела Божий, прославляет и благодарит Бога в Святой Троице за воззвание человека из небытия, за многоразличное попечение о нем после падения и за домостроительство спасения его чрез Господа Иисуса Христа. Равным образом и все присутствующие в храме христиане в эти святые моменты, славя Бога, взывают к Нему: Тебе поем, Тебя благословим, Тебя благодарим, Господи…

Евхаристия есть также жертва умилостивительная за всех членов Церкви. Преподавая ученикам Тело Свое, Господь сказал о нем: еже за вы ломимое и, преподавая Свою Кровь, прибавил: еже за вы и за многие изливаема во оставление грехов. Поэтому-то от начала христианства бескровная жертва была приносима о памяти и оставлении грехов как живущих, так и умерших. Это видно из чинопоследований всех Литургий, начиная с Литургии святого апостола Иакова , и сама эта жертва нередко прямо называется в них жертвою умилостивления.

Евхаристия есть жертва, теснейшим образом соединяющая всех верных во едино тело во Христе. Поэтому по пресуществлении Святых Даров, как и раньше на проскомидии, священнослужитель поминает Пресвятую Владычицу Богородицу и всех святых , присовокупляя: их же молитвами посети нас, Боже, а затем переходит к поминанию живых и умерших (вся Церковь Христова). Евхаристия есть и жертва просительная:о мире церквей, о благостоянии мира, о властях, о находящихся в немощах и трудах, о всех требующих помощи — и от всех и за вся.

В Таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христа

В Таинстве Евхаристии — в то самое время, когда священнослужитель, призывая Святого Духа на предложенные дары, благословляет их с молитвой к Богу Отцу, — хлеб и вино действительно прелагаются в Тело и Кровь наитием Духа Святого. После этого момента, хотя наши глаза видят хлеб и вино на святой трапезе, но в самом существе, невидимо для чувственных очей, это — истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса, только под «видами» хлеба и вина.

Эта истина выражена в «Послании восточных патриархов» в следующих словах: «Веруем, что в сем священнодействии предлежит Господь наш Иисус Христос, не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о крещении , и не чрез «проницание» хлеба, так, чтобы божество Слова «входило» в предложенный для Евхаристии хлеб существенно, как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют: но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина, хлеб прилагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане , пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, седит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая, во время страдания Его на кресте, излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое Тело и Кровь Господа, под видом и образом хлеба и вина».

Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн.

Причащаться Тела и Крови Господних есть существенная, необходимая, спасительная и утешительная обязанность каждого христианина. Это видно из слов Спасителя, которые Он изрек еще при обетовании о Таинстве Евхаристии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ( Ин. 6, 53 —54).

См. также:

Евхаристическое преложение

Использованные материалы

http://www.hram.sp.ru/Treby_Evhar.html

http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kiprian/evharist…html — Архимандрит Киприан (Керн) «Евхаристия»

http://pagez.ru/ds/evhar.php — О Евхаристии по Святоотеческому учению

http://www.golubinski. ru/ecclesia/liturgcont.htm — прот. Александр Шмеман «Введение в литургическое богословие»

[1] « Послание восточных патриархов »

ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Святая Евхаристия — Литургия и Богослужение

«Мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле, ибо нет такого великолепия и красоты нигде на земле. Мы не можем описать это вам; мы знаем только, что там обитает Бог среди людей и что их Служение превосходит богослужения всех других мест…»

Во второй половине десятого века Владимир Киевский князь послал послов в различные христианские центры для изучения их формы богослужения. Именно такие слова произнесли посланники, сообщая о своем присутствии на совершении Евхаристии в Великом храме Святой Премудрости в Константинополе. Глубокий опыт, выраженный русскими посланниками, на протяжении веков разделяли многие, кто впервые стал свидетелем прекрасной и вдохновляющей Божественной литургии Православной Церкви.

Святая Евхаристия является древнейшим опытом христианского богослужения, а также наиболее характерным. Евхаристия происходит от греческого слова, означающего благодарение. В определенном смысле это слово описывает важнейшую форму церковного отношения ко всей жизни. Происхождение Евхаристии восходит к Тайной вечере, на которой Христос повелел Своим ученикам приносить хлеб и вино в Его память. Евхаристия является самым своеобразным событием православного богослужения, потому что в ней Церковь собирается, чтобы вспомнить и прославить Жизнь, Смерть и Воскресение Христово и тем самым приобщиться к таинству Спасения.

В Православной Церкви Евхаристия также известна как Божественная Литургия. Слово литургия означает труд людей; это описание служит для того, чтобы подчеркнуть общий характер Евхаристии. Когда православный посещает Божественную литургию, он не является изолированным человеком, который приходит просто послушать проповедь.

Скорее, он приходит как член Общины Веры, который участвует в самой цели Церкви, которой является Поклонение Святой Троице. Поэтому Евхаристия действительно является центром жизни Церкви и главным средством духовного развития как отдельного христианина, так и Церкви в целом. Евхаристия не только уникальным образом воплощает и выражает христианскую веру, но также укрепляет и углубляет нашу веру в Троицу. Это таинство-таинство есть опыт, на который направлены все остальные действия Церкви и от которого они получают свое направление.

Евхаристия, главное Таинство Православной Церкви, является не столько текстом для изучения, сколько опытом общения с Живым Богом, в котором присутствуют молитва, музыка, жесты, материальное творение, искусство и архитектура. в полную оркестровку. Евхаристия — это торжество веры, которое затрагивает не только разум, но также эмоции и чувства.

На протяжении веков христиане видели в Евхаристии множество измерений. Различные названия, которыми описывается этот обряд, свидетельствуют о богатстве его значения. Евхаристия известна как Святое приношение, Святые Тайны, Тайная Вечеря и Святое Причастие. Православная Церковь признает многогранность Евхаристии и мудро отказывается чрезмерно подчеркивать один элемент в ущерб другим. Поступая таким образом, Православие явно избегало сведения Евхаристии к простому воспоминанию о Тайной вечере, которая лишь изредка соблюдается. Следуя учениям как Писания, так и Предания, Православная Церковь верит, что Христос действительно присутствует со Своим народом в совершении Святой Евхаристии. Евхаристические дары хлеба и вина становятся для нас Его Телом и Его Кровью. Мы утверждаем, что эти Святые Дары преображаются в первые плоды Нового Творения, в котором в конечном итоге Бог будет «все во всем».

Три литургии

Божественная литургия, совершаемая сегодня, является продуктом исторического развития. Фундаментальное ядро ​​литургии восходит ко временам Христа и апостолов. К этому на протяжении веков добавлялись молитвы, гимны и жесты. Литургия достигла основных рамок к девятому веку.

В Православной Церкви в настоящее время используются три формы Евхаристии :

  • Литургия св. Иоанна Златоуста, которая совершается наиболее часто.
  • Литургия св. Василия Великого, совершаемая только десять раз в году.
  • Литургия св. Иакова, совершаемая 23 октября, в день памяти св. Хотя эти святые не составили всей литургии, носящей их имена, вполне вероятно, что они были авторами многих молитв. Структура и основные элементы трех литургий схожи, хотя есть различия в некоторых гимнах и молитвах.

Кроме этих Литургий есть еще Литургия Преждеосвященных Даров. Это не совсем евхаристическая литургия, а скорее вечерняя вечерня, за которой следует раздача Святого Причастия, зарезервированного с предыдущего воскресенья. Эта литургия совершается только в будние дни утром или вечером во время Великого поста, а также в понедельник, вторник и среду Страстной недели, когда полная Евхаристия не разрешена из-за ее духа Воскресения. Евхаристия выражает глубокую радость, которая занимает центральное место в Евангелии.

Божественная Литургия совершается должным образом только один раз в день. Этот обычай служит для того, чтобы подчеркнуть и сохранить единство местной общины. Евхаристия всегда является основной службой по воскресеньям и в праздничные дни и может совершаться в другие дни недели.

Однако Божественная литургия не совершается священником в одиночку, без прихожан. Евхаристия обычно совершается утром, но с благословения епископа может совершаться и вечером. Греческая Православная Архиепископия недавно поощряла совершение литургии вечером после вечерни, в дни бдений больших праздников и святых дней.

Действия Божественной литургии

Божественную литургию можно разделить на две основные части: Литургию оглашенных и Литургию верных, которым предшествует Подготовительная служба.

Хотя существует множество символических интерпретаций Божественной литургии, наиболее фундаментальный смысл заключен в действиях и молитвах.

Служба подготовки

Перед началом Литургии священник подготавливается молитвой, а затем предшествует облачению. Одеяния выражают его священническое служение, а также его должность. Далее священник подходит к Проскомидному столу, который находится слева от Престола в Святилище. Там он готовит приношение хлеба и вина для литургии. В идеале квасные буханки хлеба и вино, из которого делается приношение, готовят члены собрания. Элементы преподносятся священнику перед богослужением вместе с именами тех лиц, живых и умерших, которых надлежит поминать за Божественной литургией. Приношение символически представляет всю Церковь, собравшуюся вокруг Христа, Агнца Божия.

Литургия оглашенных

Божественная литургия начинается торжественным возглашением: «Благословенно Царствие Отца и Сына и Святаго Духа ныне и во веки веков». Этими словами мы напоминаем, что в Божественной литургии Церковь становится реальным явлением Царства Божия на земле.

Поскольку первая часть Литургии предназначалась изначально для оглашенных, то обучаемые в вере имели весьма поучительный характер. Евхаристия также имеет элементы, общие с другими службами. Мы собираемся как христиане, разделяющие общую веру в Святую Троицу. Мы поем и молимся как единый во Христе народ, не связанный ни временем, ни пространством, ни социальными барьерами.

Малый вход — центральное действие первой части Литургии. Происходит процессия, в которой священник несет Евангелие из святилища в неф. Процессия обращает наше внимание на Писание и на присутствие Христа в Евангелии. Вход ведет к уроку Послания, Евангелию и Проповеди.

Литургия верных

В ранней Церкви на эту самую торжественную часть Литургии разрешалось оставаться только тем, кто был крещен и не был в состоянии греха. С Великим входом, знаменующим начало этой части Литургии, приношение хлеба и вина священник переносит от Престола через неф к Престолу. Однако перед тем, как совершить приношение, мы призваны любить друг друга, чтобы мы могли совершенно исповедовать свою веру. В ранней церкви в этот момент обменивались поцелуями мира. После символического поцелуя Мира мы объединяемся в исповедании нашей Веры через слова Символа веры.

Только теперь мы можем должным образом предложить наши дары хлеба и вина Отцу, как наш Господь повелел нам сделать в Его память. Это приношение есть великая радость, ибо через него мы вспоминаем могущественные действия Божии, которыми мы получили дар спасения, и особенно Жизнь, Смерть и Воскресение Христово. Мы призываем Святого Духа на себя и на наши приношения, прося Отца, чтобы они стали для нас Телом и Кровью Христовыми. Через наше благодарение и памятование Святой Дух открывает среди нас присутствие Воскресшего Христа.

Священник выходит из алтаря со Святыми Дарами, приглашая прихожан приблизиться с благоговением к Богу, с верой и с любовью». единение с Отцом в Его Царстве.Люди подходят к Святым Дарам и принимают евхаристический хлеб и вино из общей чаши.Священник раздает Святые Дары с помощью причастной лжицы.Поскольку Святое Причастие является выражением нашей Веры,приятие Святых Даров открыта только для крещеных, миропомазанных и практикующих членов Православной Церкви9. 0003

Литургия завершается благодарственной молитвой и благословением. По завершении Евхаристии прихожане выходят вперед, чтобы получить часть литургического хлеба, который не был использован для приношения.


Сокровища Православия — это серия брошюр, написанных для неправославных, особенно для тех, кто рассматривает возможность вступления в Православную Церковь и желает углубить свое понимание ее веры, богослужения и традиций. Автором брошюр является о. Томас Фицджеральд, преподаватель Богословской школы Греческого колледжа Святого Креста. Заголовки брошюр следующие:

  1. Введение – знакомит неправославных с православным христианством.
  2. Дом Божий — описывает интерьер церковного здания.
  3. Богослужение. Обсуждаются формы и особенности православного богослужения.
  4. Литургия – описывает значение и совершение Евхаристии.
  5. Таинства – описывает значение и важность литургической жизни.
  6. Особые службы и благословения – описывает не связанные с таинствами службы, которые способствуют духовной жизни.
  7. Учения – излагаются основные моменты доктрины и основные утверждения веры.
  8. Духовность — Обсуждается значение обожения как цели христианской жизни.
  9. История — Очерки великих эпох Православия.
  10. Церковь – описывает процедуру вступления в Православную Церковь.

 

Евхаристия — Голос верующих

«Евхаристия есть источник и вершина христианской жизни». (Lumen Gentium, 11)

Слово «Евхаристия» является транслитерацией греческого слова eucharistia , которое само является переводом еврейского слова berekah . Все три слова имеют значение благодарения или хвалы за чудесные дела Божьи.

Большинство еврейских молитв начинаются со слов « Барух атах адонай, Элохейну… », что обычно переводится как «Благословен Ты, Господи Боже…» (Слово барух происходит из того же корня, что и berakah . ) Евреи традиционно рассматривали все блага земли как дары Бога, за которые они призваны часто благодарить и восхвалять. Для религиозного еврея даже по сей день каждый день полон возможностей благодарить и хвалить Бога. «Греческое слово евхаристейн напоминает еврейские благословения, которые провозглашают — особенно во время еды — Божьи дела: творение, искупление и освящение». (Католический катехизис, #1328)

Евхаристию следует понимать как совместное участие в трапезе. Иисус Священных Писаний является сторонником открытого стола, к которому призваны все, независимо от статуса. В Евангелии от Луки (22:16-24) рассказывается притча о пире, на который многие из приглашенных прислали свои извинения. Затем хозяин послал своих слуг в закоулки и пригласил «бедных, увечных, слепых и хромых». Ранее в Евангелии от Луки (7:34,35) Иисуса обвиняют в том, что он обжора и пьяница, друг мытарей и грешников!

Как свидетельствует Павел, Евхаристия часто совершалась в контексте общей трапезы, на которую были приглашены все. В 1 Кор.: 17-22 Павел осуждает тех, кто отказывался делиться едой с другими людьми, которые не имели того же статуса, что и они, тем самым нарушая модель, представленную Иисусом. В последующем отрывке Павел указывает, что происхождение христианской Евхаристии было на Тайной вечере, еврейском обряде Пасхи, когда Иисус взял хлеб и сказал: «Примите и ешьте. Это мое тело, отданное тебе. Сделай это в память обо мне». Затем он взял чашу с вином и сказал: «Эта чаша — новый завет в моей крови. Делай это всякий раз, когда пьешь из него, в память обо мне». (1 Кор. 11:23—26; см. также Мф. 26:26—29).; Мк. 14: 22-25; и Лк. 22:14-20.)

Будучи евреем, Иисус глубоко осознавал важность памяти для воплощения спасительной деятельности прошлых событий Пасхи. Вот что говорит католический катехизис о памяти в контексте Евхаристии:

«В смысле Священного Писания воспоминание есть не просто воспоминание о прошедших событиях, но провозглашение могущественных дел, совершенных Богом для человека. . В литургическом праздновании этих событий они становятся в некотором роде настоящими и реальными. Вот как Израиль понимает свое освобождение из Египта: каждый раз, когда празднуется Пасха, события Исхода представляются памяти верующих, чтобы они могли сообразовать с ними свою жизнь». (Католический катехизис, № 1363)

Во II и III веках христианской эры в языках Ближнего Востока появились различные формы евхаристической молитвы. Все эти молитвы были великими молитвами благодарения за все творение, и особенно за жизнь, смерть и воскресение Господа, Иисуса Христа. На протяжении веков эти евхаристические молитвы развивались и украшались как в восточном (православном), так и в западном (латинском) обрядах.

Документы

  • Sacrosanctum Concilium , Конституция о Священной Литургии, II Ватиканский Собор, декабрь 1963 г.
  • Lumen Gentium, Догматическая Конституция о Церкви, II Ватиканский Собор, ноябрь 1964 г.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *