Фрейд о снах: «Дорога в бессознательное»: 5 ключевых идей Зигмунда Фрейда о сновидениях — познайте себя

«Дорога в бессознательное»: 5 ключевых идей Зигмунда Фрейда о сновидениях — познайте себя

Познать себяЧеловек среди людей

Фото
Wikimedia

1. Главная дорога в бессознательное

Зигмунд Фрейд назвал сновидения «королевской дорогой, ведущей в бессознательное» и считал, что они позволяют нам приблизиться к пониманию самых сокровенных, недоступных сознанию желаний и фантазий. Он сравнил сон с ребусом, который мы должны разгадать.

Это означает, что образы сна нужно рассматривать последовательно, один за другим, чтобы понять, какое содержание они скрывают

Женщина, которая переживала из-за своих пышных форм, видит во сне полную корзину, которую ей некуда поставить. Здесь «полноту» корзины следует понимать как «полноту» ее фигуры.

Какое же желание скрыто в этом сне? Женщина очень хочет избавиться от лишнего веса — это лишь одно из желаний, отраженных в сновидении. И за ним скрывается еще одно — она, напротив, хочет стать «наполненной», то есть забеременеть. Казалось бы, законное желание — почему оно подавляется? За ним кроется другое, менее приемлемое: в пять лет она мечтала иметь ребенка от отца.

2. Исполнение желаний

Какие же желания мы стремимся осуществить во сне? Прежде всего, это любые потребности, вызванные «соматическим возбуждением» (голод, жажда). У детей желания, оставшиеся неисполненными в течение дня, часто реализуются во сне.

Такие сновидения психоаналитик называл «непосредственными», в отличие от «искаженных», скрывающих наши «предосудительные» желания (например, связанные с инцестом, убийством родителя-соперника, изменой…), которые мы отказываемся признать и вытесняем в бессознательное.

3. Неочевидный смысл

«При засыпании нежелательные представления всплывают по мере ослабления критического процесса», — утверждал Зигмунд Фрейд. Но все же они достаточно закамуфлированы, поэтому основное правило — не позволять сбить себя с толку явными образами сна, которые могут быть нейтральными или абсурдными.

Ведь сознательное «Я» даже во сне осуществляет свою «цензуру» и не дает бессознательным образам со всей ясностью проявиться в сновидении

Когда такие элементы пересекают границу сознания, возникает тревога и мы просыпаемся. Только работа по анализу снов с помощью свободных ассоциаций по отношению к отдельным элементам «явного» сновидения помогает сделать их доступными для сознания.

4. Смещение и сгущение

Чтобы не дать сознательному «Я» расшифровать наши запретные желания, бессознательное идет на хитрости и искажает их до неузнаваемости.

Например, смещает акцент с эмоционально заряженного элемента на другой, менее значимый, и поэтому события, происходящие во сне, кажутся нам нейтральными. Отец, которому мы бессознательно желаем смерти из-за того, что мать «принадлежит» только ему, может появиться в облике судьи или другого служителя закона. Подобная тактика искажения истинных желаний называется «смещением».

Другой способ — «сгущение» — объединяет нескольких людей или ряд предметов, имеющих сходные характеристики, в один, не вызывающий тревоги у сознательного «Я».

5. Эгоистичный сон

Несмотря на обилие тем и персонажей, «сон — непременно эгоистичен». «Мой метод не дает универсального ключа для расшифровки сновидений, — объяснял психоаналитик в книге „Введение в психоанализ. Лекции“. — Я уверен, что одно и то же сновидение у различных лиц и при различных обстоятельствах может скрывать различные мысли».

Иными словами, каждый из нас создает свои сны с помощью личного «кода», вплетая в них собственные смыслы, воспоминания

Когда Зигмунд Фрейд увидел во сне, что «написал монографию об одном растении», только он по ассоциации мог связать это с цветком цикламеном, что, в свою очередь, было напоминанием о его жене Марте. Никому другому не пришло бы в голову выстроить именно такие связи.

Текст:Елена РатнерИсточник фотографий:WikimediaДата публикации:7 апреля 2023

Новое на сайте

Feel & Touch: лимитированный бьюти-бокс Psychologies — разбор состава

Кнут и пряник: 3 распространенных способа удержать партнера — выводы ученых

Почему вы влюбляетесь в нарциссов: (не)приятная правда

Смертоносные тренинги: как псевдопсихологи заманивают в секты и доводят учеников до самоубийства

Ока, храмы и калачи: что делать в Муроме — гайд по городу

Ретроградный Меркурий: что это значит — 4 главных вопроса психологам

8 лайфхаков, которые улучшат память

Сопротивление в психотерапии: как выявить и преодолеть

Читать онлайн «Толкование сновидений», Зигмунд Фрейд – Литрес

© ИП Сирота, текст, 2015

© ООО «Издательство Эксмо», 2019

По Фрейду, сновидения представляют собой:

1.  Предвидение будущего

2. Осуществление желания

3. Воплощение подсознательного страха

4. Выражение ослабленной мозговой деятельности

Правильный ответ вы сможете узнать, прочитав эту книгу…

Зигмунд Фрейд 1856–1939

Основатель психоанализа

Зигмунд Фрейд – знаменитый ученый, основатель психоанализа. Его новаторские идеи оказали огромное влияние на психологию и всю западную цивилизацию XX века. Среди крупнейших достижений: обоснование понятия «бессознательное», разработка теории эдипова комплекса, создание метода свободных ассоциаций и методики толкования сновидений.

1856 – Зигмунд Фрейд родился в чешском городе Фрайберг в семье небогатого торговца.

11873 – Зигмунд Фрейд принят на медицинский факультет Венского университета.

1881 – получил научную степень доктора. После этого начал работать в Венской городской больнице.

1885–1886 – стажировался в Париже у известного врача-психиатра Жана Шарко, где занимался исследованием гипноза.

1895 – опубликована совместная книга Зигмунда Фрейда и его коллеги Йозефа Брейера «Исследование истерии». Позже эту публикацию назвали «днем рождения психоанализа».

1899 – Фрейд закончил работу над «Толкованием сновидений». Его идеи начали приобретать популярность. В последующие десятилетия он написал множество книг и статей.

1939 – после нескольких лет борьбы с мучительной болезнью Зигмунд Фрейд скончался, приняв морфий.

Предисловие

«Толкование сновидений» Зигмунда Фрейда – одна из самых популярных книг ХХ века, переведенная практически на все языки мира и выдержавшая огромное количество переизданий. Она увидела свет в 1900 году и стала первой из крупных работ австрийского ученого, которые совершили настоящий переворот не только в психологии и медицине, но и во всей западной культуре в целом. Взгляды Фрейда, изложенные в этой монографии, по сей день оказывают влияние на развитие психологии, а открытия, сделанные им в ходе изучения сновидений, признаны фундаментальными для теории психоанализа.

Основной предмет исследования в «Толкованиях сновидений» – бессознательное, та часть сознания, которая недоступна восприятию человека, но при этом управляет его желаниями и поступками. «Сновидения – королевская дорога в бессознательное», – утверждает ученый. Изучение символического значения того, что видится человеку во сне, помогает разобраться в его страхах, подавленных желаниях и психологических проблемах.

В данном издании «Толкование сновидений» представлено в сокращенном виде, читатели смогут ознакомиться с разделами книги, наиболее важными для понимания теорий Фрейда. Раздел «Материал и источники сновидений» посвящен тому, откуда бессознательное черпает пищу для построения сюжета сна; раздел «Психология процессов сновидения» подводит итог изучению сновидения как психологического феномена.

Метод толкования сновидений


Образец анализа сновидения

Заглавие, данное мною моей книге, само уже говорит о том, с какой традицией связываю я понимание сновидений. Я задался целью показать, что сновидения доступны толкованию, и дополнения к освещению проблемы сновидения лишь помогают мне выполнить мою действительную задачу. Предположением, что сновидение доступно толкованию, я вступаю сразу в противоречие с господствующим учением о сновидениях, да и вообще со всеми теориями, за исключением учения Шернера, ибо «истолковывать сновидение» значит раскрыть его «смысл», заменить его чем-либо, что в качестве полноправного и полноценного звена могло бы быть включено в общую цепь наших душевных процессов. Как мы уже видели, научные теории сновидения не включают в себя проблемы толкования последних, ибо сновидение не является для них вообще душевным актом, а лишь соматическим процессом. Иначе обстоит дело почти всегда с воззрениями на сновидения у широкой публики. Последняя считает своим правом быть непоследовательной и, хотя и признает, что сновидение непонятно и абсурдно, однако не может решиться отрицать какое бы то ни было значение за сновидениями. Руководимая неясным предчувствием, она все же предполагает, что сновидение имеет определенный смысл, быть может, и скрытый и заменяющий собою другой мыслительный процесс и что речь идет лишь о необходимости правильно раскрыть эту замену, чтобы понять скрытое значение сновидения.

Широкая публика старалась поэтому всегда «толковать» сновидения и пользовалась при этом двумя существенно различными методами. Первый из этих методов рассматривает содержание сновидения как нечто целое и старается заменить его другим понятным и в некоторых отношениях аналогичным содержанием. Это – символическое толкование сновидений; оно терпит крушение, разумеется, с самого начала, и те сновидения кажутся не только непонятными, но и спутанными и хаотическими. Примером такого метода служит толкование, которым воспользовался библейский Иосиф для сновидения фараона. Семь тучных коров, после которых появилось семь тощих, пожравших первых, являются символическим замещением предсказания о семи голодных годах в Египте, которые поглотят весь тот избыток, который создадут сытые годы. Большинство искусственных сновидений, созданных поэтической фантазией, предназначено для такого символического толкования, так как они передают мысли поэта в замаскированном виде, приспособленном к известным особенностям наших сновидений. Воззрение, будто сновидение интересуется преимущественно будущим, которое оно может наперед предвидеть, – остаток пророческой роли, приписывавшейся прежде сновидениям, становится затем мотивом, который побуждает символическое толкование изложить найденный смысл сновидения в будущем времени.

Как найти путь к этому символическому толкованию, на этот счет нельзя дать, разумеется, никаких определенных указаний. Успех зависит от остроумия, от непосредственной интуиции субъекта, и потому толкование сновидений при помощи символики вполне зависит от искусства, связанного, очевидно, с особым талантом. Но такому толкованию совершенно противоречит другой популярный метод толкования сновидений. Метод этот может быть назван «расшифровыванием», так как он рассматривает сновидение как своего рода условный шифр, в котором каждый знак при помощи составленного заранее ключа может быть заменен другим знаком общеизвестного значения и смысла. Мне снилось, например, письмо, вслед за ним похороны и так далее: я смотрю в «соннике» и нахожу, что «письмо» означает «досаду», «похороны» – «обручение» и так далее. В дальнейшем уже зависит от меня связать эти понятия и, конечно, перенести их на будущее. Интересным вариантом этого расшифровывания, который до некоторой степени исправляет его механичность, представляет собой сочинение Артемидора из Дальдиса о толковании сновидений.

Здесь во внимание принимается не только содержание сновидения, но и личность и жизненные условия самого грезящего, так что один и тот же элемент сновидения имеет иное значение для богача, женатого и оратора, чем для бедного, холостого и купца. Наиболее существенно в этом методе то, что толкование не обращается на сновидение во всем его целом, а на каждый элемент последнего в отдельности, как будто сновидение является конгломератом, в котором каждая часть обладает особым значением. К созданию этого метода послужили поводом, очевидно, бессвязные, сбивчивые сновидения.

Для научного рассмотрения темы непригодность обоих популярных методов толкования сновидений, конечно, очевидна. Символический метод в применении своем чрезвычайно ограничен и не может претендовать на более или менее общее значение. В методе расшифровывания все направлено к тому, чтобы «ключ», «сонник» был вполне надежным источником, а для этого, разумеется, нет никаких гарантий. Невольно возникает искушение согласиться с философами и психиатрами и вместе с ними отказаться от проблемы толкования сновидений, как от призрачной и излишней задачи.

Я между тем придерживаюсь совершенно иного взгляда. Я имел возможность убедиться, что здесь снова перед нами один из тех нередких случаев, в которых чрезвычайно упорная народная вера ближе подошла к истине вещей, чем суждения современной науки. Я считаю своим долгом утверждать, что сновидение действительно имеет значение и что действительно возможен научный метод его толкования. К этому заключению я пришел следующим путем.

Много лет занимаюсь я изучением многих психопатологических явлений, истерических фобий, навязчивых представлений и т. п. в терапевтических целях. Я имел возможность убедиться при содействии моего сотрудника Брейера, что для таких явлений, воспринимаемых в качестве болезненных симптомов, раскрытие их и устранение совпадают друг с другом. Когда такое патологическое явление удается свести к отдельным элементам, из которых проистекало оно в душевной жизни больного, то тем самым оно устраняется, и больной избавляется от него. При бессилии других наших терапевтических стремлений и ввиду загадочности таких состояний мне казалось целесообразным пойти по пути, открытому Брейером, и, несмотря на многочисленные трудности, достичь намеченной цели. Каким образом сложилась в конце концов техника этого метода, каков был результат стараний, об этом я буду иметь случай говорить в дальнейшем изложении. Во время этих психоаналитических занятий я натолкнулся на толкование сновидений у пациентов, которых я заставлял сообщать мне все их мысли и чувства, возникающие у них по поводу определенного вопроса, рассказывал им свои сновидения и показывал им тем самым, что сновидение может быть заключено в психологическую цепь, которая от данной патологической идеи простирается в глубь воспоминаний. Теперь уже было нетрудно рассматривать самое сновидение как симптом и применять к нему тот же метод толкования, что и к последнему.

 

Для этого необходима, конечно, известная психическая подготовка больного. От него требуются две вещи: усиление внимания к его психическим восприятиям и устранение критики, при помощи которой он обычно производит подбор возникающих в его мозгу мыслей. В целях его самонаблюдения при помощи повышенного внимания целесообразно, чтобы он занял спокойное положение и закрыл глаза; особенно важным представляется устранение критики воспринятых мыслей и ощущений. Необходимо сказать ему, что успех психоанализа обусловливается тем, что он замечает и сообщает все, что проходит у него через мозг и не пытается подавлять мысли, которые могут показаться ему несущественными, абсурдными или не относящимися к теме; он должен относиться совершенно беспристрастно к своим мыслям; ибо именно эта критика сыграла бы важную роль, если бы ему не удалось найти желанного разъяснения сновидения, навязчивой идеи и т. п.

При психоаналитических занятиях я имел случай заметить, что психическая структура размышляющего человека совершенно иная, чем структура наблюдающего свои психические процессы. При размышлении психический процесс играет большую роль, чем при самом внимательном наблюдении, как то показывает даже напряженная физиономия и морщины на лбу человека, погруженного в раздумье, в противоположность к мимическому спокойствию самонаблюдающего субъекта. В обоих случаях необходимо усиленное внимание, но при обычном размышлении человек сохраняет критику, в силу которой отбрасывает часть возникающих у него мыслей после того, как он их воспринял, или прерывает другие, так что не следит за тем ходом мыслей, который, быть может, они начинают: другие мысли он вообще не сознает, так как они подавляются до их восприятия. Самонаблюдатель, напротив того, старается лишь подавить критику; если это ему удается, он начинает сознавать бесчисленное множество мыслей, которые в противном случае остались бы у него неосознанными. При помощи полученного таким путем материала может быть произведено толкование патологических идей, а также и сновидения. Ясно, таким образом, что тут речь идет о подготовлении психического состояния, которое в отношении распределения психической энергии (подвижного внимания) имеет некоторую аналогию с состоянием засыпания (а вместе с тем и с гипнотическим состоянием). При засыпании «нежелательные представления» появляются наружу вместе с ослаблением произвольного (разумеется, также и критического) процесса, оказывающего влияние на ход наших представлений. В качестве причины такого ослабления мы приводим обычно «утомление»; появляющиеся нежелательные представления преобразовываются в зрительные и слуховые образы. При состоянии, которым пользуются для анализа сновидения и патологических идей, намеренно и умышленно отказываются от активности и используют сохранившуюся психическую энергию (или часть ее) для внимательного прослеживания появляющихся нежелательных мыслей, сохраняющих свой характер представлений (в этом и заключается отличие от состояния при засыпании). Таким образом «нежелательные» представления превращаются в «желательные».

Требуемая здесь установка на мнимо «свободное течение» мыслей с устранением критики, по-видимому, чрезвычайно затруднительна для многих. «Нежелательные мысли» вызывают обычно сильное сопротивление, мешающее им пробиться наружу. Если поверить, однако, нашему великому мыслителю-поэту Шиллеру, то такой же процесс необходим и для поэтического творчества. В одном месте своей переписки с Кернером Шиллер отвечает на жалобу своего друга в его недостаточной плодовитости: «Причина твоих жалоб объясняется, как мне кажется, тем принуждением, которое твой разум оказывает на твое воображение. Я выскажу здесь одну мысль и проиллюстрирую ее сравнением. Мне представляется вредным, если разум чрезвычайно резко критикует появляющиеся мысли, как бы сторожа и самый порыв их. Идея в своем изолированном виде, быть может, чрезвычайно ничтожна и опасна, но вместе с другими, последующими, она может быть чрезвычайно важной; в связи с этими другими идеями, в отдельности такими же ничтожными, она может представить собою весьма интересный и существенный ход мыслей. Обо всем этом не может судить рассудок, если он не сохраняет идею до тех пор, пока не рассматривает ее в связи с остальными. В творческой голове, напротив того, разум снимает с ворот свою стражу, идеи льются в беспорядке и лишь затем он окидывает их взглядом, осматривает целое скопление их. Вы, господа критики, стыдитесь или боитесь мгновенного преходящего безумия, которое наблюдается у всякого творческого разума и продолжительность которого отличает мыслящего художника от мечтателя. Отсюда-то и проистекают ваши жалобы на неплодовитость: вы чересчур рано устраняете мысли и чересчур строго их сортируете». (Письмо от 1 декабря 1788 года).

Большинство моих пациентов осиливают эти трудности уже после первых указаний; для меня лично это тоже не представляет особой трудности, особенно когда я записываю свои мысли. Сумма психической энергии, на которую, таким образом, понижается критическая деятельность и которая в то же время повышает интенсивность самонаблюдения, значительно колеблется, смотря по теме, на которой должно фиксироваться внимание пациента.

Первый шаг при применении этого метода учит, что в качестве объекта внимания следует брать не сновидение во всем его целом, а лишь отдельные элементы его содержания. Если я спрошу неопытного пациента: «Что вызвало у вас такое сновидение?» – то он обычно не может найти ничего в своем умственном кругозоре; мне приходится разложить сновидение на отдельные части, и тогда он к каждой такой части приводит целый ряд мыслей, которые можно назвать «задними мыслями» этих элементов сновидения. В этом первом важном условии мой метод толкования сновидений отличается уже от популярного исторического и легендарного метода толкования при помощи символизации и приближается ко второму методу «расшифровывания». Он, как и последний, представляет собою толкование on detail, а не en masse: как последний, он берет с самого начала сновидение как конгломерат психических явлений.

Во время моих психоанализов у невротиков мне удалось истолковать, наверное, несколько тысяч сновидений, но этим материалом я не воспользуюсь здесь для введения в технику и сущность толкования сновидений. Не говоря уже о том, что мне могли бы возразить, что это сновидения невропатов, не дающие возможности провести аналогию их со сновидениями здоровых людей, к устранению их меня побуждает еще и другая причина. Тема, которой касаются эти сновидения, разумеется, почти всегда история болезни, на которой базируется данный невроз. Благодаря этому для каждого сновидения необходимы были бы чересчур распространенные предварительные сообщения и ознакомление с сущностью и этиологическими условиями психоневроза; все эти вещи сами по себе в высшей степени интересны, они, наверное, отвлекли бы наше внимание от самой проблемы сновидения. Моя же цель заключается, наоборот, в том, чтобы толкованием сновидений подготовить разрешение более трудной и сложной проблемы психологии неврозов. Если же я отказываюсь от сновидений невротиков, от своего главного материала, то я имею уже право не быть чересчур разборчивым в другом материале. Мне остаются лишь те сновидения, которые сообщены мне случайно здоровыми людьми или же которые я нашел в качестве примера в литературе проблемы сновидения. К сожалению, все эти сновидения лишены анализа, без которого я не могу найти смысла сновидения. Мой метод не так удобен, как метод популярного расшифровывания, который при помощи постоянного ключа раскрывает содержание сновидений; я, наоборот, готов к тому, что одно и то же сновидение у различных лиц и при различных обстоятельствах может открывать совершенно различные мысли. Благодаря всему этому я стараюсь использовать мои собственные сновидения как наиболее обильный и удобный материал, проистекающий, во-первых, от довольно нормальной личности, а во-вторых, касающийся самых различных пунктов повседневной жизни. Читатели могут усомниться в надежности такого «самоанализа», – произвол при этом, конечно, не исключен. Однако самонаблюдение, на мой взгляд, значительно удобнее и целесообразнее, чем наблюдение над другими; во всяком случае, можно попытаться установить, какую роль играет самоанализ в толковании сновидений. Другую, значительно большую трудность мне пришлось преодолеть внутри самого себя. Человек испытывает понятную боязнь раскрывать интимные подробности своей душевной жизни: он всегда рискует встретить непонимание окружающих. Но боязнь эту необходимо подавлять. «Всякий психолог, – пишет Дельбеф, – должен признаться в своей слабости, если это признание позволит ему осветить ранее закрытую проблему». И у читателя, как мне кажется, начальный интерес к интимным подробностям должен скоро уступить место исключительному углублению в освещаемую этим психологическую проблему.

Почему вы мечтаете о том, о чем мечтаете

Обновлено 14 апреля 2020 г. |

Опубликовано 17 декабря 2019 г.

Факты проверены

Отзыв Тани Тантри, доктора медицины, акушера-гинеколога, медицинского консультанта Flo

Стандарты проверки фактов Flo

Каждая часть контента Flo Health соответствует самым высоким редакционным стандартам в отношении языка, стиля и медицинской точности. Чтобы узнать, что мы делаем, чтобы предоставить вам наилучшую информацию о здоровье и образе жизни, ознакомьтесь с нашими принципами проверки контента.

Корни анализа сновидений Фрейда

Теория сновидений Фрейда коренится в идее о том, что всем нам нужен способ выразить или опосредованно исполнить все наши желания и желания.

Как и его теория развития личности, теория сновидений Фрейда сосредоточена вокруг Оно. Фрейд описывал ид как репрезентацию подсознания. Он держит все инфантильное или импульсивное поведение. Это иррациональная, примитивная и инстинктивная часть личности. Фрейд считал, что Ид с его подавленными или нежелательными желаниями (в том числе сексуальными) может выражать себя в сновидениях.

Теория сновидений Фрейда также связана с сексом, как и вся работа Фрейда. Он считал, что нам нужен способ выразить неудовлетворенные сексуальные желания или желания. Вот почему большая часть символики сновидений Фрейда носит сексуальный характер. Кроме того, в отличие от когнитивной теории сновидений (в которой говорится, что сны — это просто случайные мысли, связанные вместе), во фрейдистской интерпретации сновидений все имеет какое-то значение.

Теория сновидений Фрейда вкратце

Теория сновидений Фрейда может быть сложной, но общий обзор может быть простым для понимания. Это также может вдохновить вас на толкование собственных снов.

Фрейд считал, что бессознательное (id) выражает себя в сновидениях как способ разрешения подавленных или нежелательных эмоций, переживаний и агрессивных импульсов.

Существует ряд предположений, которые Зигмунд Фрейд использовал для построения своей теории сновидений. К наиболее значимым относятся:  

  • Мечты коротки. Фрейд считал, что сны короткие, как фейерверки. Он также думал, что они, скорее всего, появятся непосредственно перед пробуждением.
  • Сны о событиях прошедшего дня. Фрейд считал, что события, произошедшие в течение дня, всегда появляются в снах этой ночью.
  • Мечты — это исполнение желаний. Самая известная теория Фрейда об исполнении желаний — это идея о том, что если желания не могут или не будут исполняться в бодрствующей жизни, они исполняются во сне. Согласно Фрейду, даже тревожные или карающие сны коренятся в исполнении желаний.
  • Мечты мимолетны. Фрейд считал, что большинство людей забывают большую часть своих снов.
  • Сны содержат массу сексуальных символов. Фрейд составил длинный список многих сексуальных символов, которые могут содержаться во сне. Например, он считал, что число три является символом пениса, как и удлиненные объекты, такие как зонтики, деревья, палки и высокие памятники. Фрейд считал, что предметы, которые могут причинить вред, такие как ружья, мечи и ножи, также могут рассматриваться как фаллические символы. Даже животные, в том числе рептилии, такие как змеи, могут служить заменой мужских гениталий в теории сновидений Фрейда. Женские гениталии, с другой стороны, представлены объектами, содержащими пространство, которое необходимо заполнить. Стволы, обувь, ямы, пещеры и рот — вот лишь несколько примеров. Фрейд классифицировал определенные фрукты, такие как яблоки и груши, как представляющие грудь, в то время как считалось, что бумажные или деревянные предметы символизируют женщину в целом.
  • Сны должен анализировать терапевт. Фрейд считал, что терапия очень полезна, помогая людям преодолевать всевозможные трудности, включая тревожные сны. Он также считал, что аналитик, а не пациент, владеет ключом к истинному пониманию образов и символов сновидения.

Почему теория сновидений Фрейда подвергается критике

Психоаналитическая теория сновидений подвергается широкой критике, потому что многие из теорий Фрейда оказались неверными. Кроме того, здравый смысл подсказывает нам, что сны связаны не только с подсознанием. Они могут быть более невинными и незначительными, чем предполагал Фрейд.

Как сказал сам Фрейд: «Иногда сигара — это просто сигара». Не все сны являются проявлением бессознательного. Некоторые из них являются просто формой воображаемой игры и свободны от каких-либо неисполненных желаний.

Другая критика теории сновидений Фрейда заключается в том, что она основана на клинической популяции. То есть Фрейд разрабатывал свои теории, основываясь только на анализе пациентов, которые боролись с серьезными психологическими проблемами. Многие психологи согласны с тем, что делать выводы для населения в целом на основе такого рода исследований ошибочно по своей природе.

Не все сны являются проявлением бессознательного. Некоторые из них являются просто формой воображаемой игры и свободны от каких-либо неисполненных желаний.

В целом, большинство экспертов согласны с тем, что фрейдистская теория сновидений может иметь некоторые достоинства, но не может быть применена к каждому отдельному сновидению.

Существуют и другие теории сновидений. Согласно Карлу Юнгу, некоторые сны являются признаком коллективного бессознательного, примитивные сигналы все еще говорят с нами в нашем современном мире. А согласно Альфреду Адлеру, сны являются важным инструментом, помогающим нам справляться с повседневной жизнью. Хотя Фрейд считал, что сны относятся только к прошлому, Юнг считал, что они относятся к настоящему, а Адлер — к будущему.

Верна ли теория сновидений Фрейда?

Множество исследований выявило неточности большей части теории сновидений Фрейда. В то же время один важный аспект теории Фрейда остается верным.

Многие теории Фрейда были проверены и признаны неверными. Например, сны не короткие, как он предполагал, а более длинные и частые. И, несмотря на его утверждение, что все сны содержат следы событий того дня, несколько исследований показали, что это верно лишь примерно для половины всех снов. Одно из самых больших несоответствий состоит в том, что утверждение Фрейда о том, что каждый сон является исполнением желания, также не соответствует действительности. Исследования детских снов показали, что многие сны гораздо более мягкие или незначительные.

В общем, Фрейд использовал в основном анекдотические данные для создания своих теорий, а также экстраполировал поведение во сне от одной группы к другой. Например, хотя большинство его пациентов были взрослыми, он разработал несколько теорий о развитии ребенка.

Его наиболее общее утверждение о том, что сны являются «хранителями сна», которые возникают, чтобы контролировать ночные телесные побуждения, также оказалось ошибочным. Изучение процесса сна показало, что сны не могут быть основным способом справиться с телесными побуждениями. Более того, не все видят сны, что делает неправдоподобной идею о том, что они являются хранителями сна.

Преимущества анализа сновидений

Несмотря на многие недостатки, фрейдистская теория сновидений до сих пор иногда считается жизнеспособным вариантом толкования сновидений. Он предлагает метод анализа ваших снов, который также имеет некоторые личные преимущества.

Основная идея Фрейда о том, что наши сны удовлетворяют наши несбывшиеся желания, может быть интересным способом понимания снов. Хотя анализ снов требует определенных усилий (начиная с записи снов при первом пробуждении), он также приносит пользу. Когда вы лучше поймете свои сны, вы сможете получить важную информацию о своей повседневной жизни. Это включает в себя ваши тревоги, стрессы и конфликты. Более того, вы можете начать находить смысл в своих снах. Кроме того, анализ ваших снов может помочь вам решить проблемы или конфликты, с которыми вы можете столкнуться.

Хотя анализ снов требует определенных усилий, он также приносит пользу. Когда вы лучше поймете свои сны, вы сможете получить важную информацию о своей повседневной жизни.

В целом, более осознанное отношение к негативным или нежелательным мыслям имеет ряд преимуществ для здоровья. Исследования показали, что люди, которые не подавляют свои чувства или мысли в течение дня, лучше спят и реже видят сны о подавленных мыслях. Они также меньше подвержены стрессу и беспокойству и менее подвержены проблемам с психическим здоровьем. Все эти преимущества предполагают, что выявление и освобождение от подавленных мыслей полезно для вашего здоровья.

Как запомнить свои сны

Существует несколько методов, которые помогут вам легче вспоминать свои сны, начиная от питья дополнительной воды и заканчивая повторением фраз. Только не забудьте блокнот и ручку.

Поскольку воспоминания о сновидениях лучше проявляются, когда вы просыпаетесь посреди ночи, иногда врачи рекомендуют пить больше воды (два-три стакана) прямо перед сном. Это может помочь вам легче вспомнить свои ночные сны. Вы также можете вспомнить короткие сны, подобные тем, которые вы видите, когда впервые засыпаете. Вы можете попробовать повторить фразу «Я буду помнить свои сны» три раза, прежде чем заснуть, чтобы напомнить своему мозгу, что нужно вспомнить свои сны.

Когда проснетесь, не двигайтесь, не разговаривайте и не делайте никаких других движений. Вместо этого сделайте все возможное, чтобы вспомнить сон, прокручивая каждый момент в уме. Исследователи предлагают оставаться неподвижными хотя бы несколько минут, давая себе время снова погрузиться в сон и собрать как можно больше информации. Затем запишите его. Попробуйте делать это (вместе с повторяющейся фразой) в течение двух недель, чтобы лучше запомнить свои сны.

 

Вывод

Толкование снов, фрейдистское или нет, может быть интересным инструментом, который поможет вам лучше понять себя. Если рассматривать теорию сновидений Фрейда в контексте более чем вековых дополнительных исследований, она может предложить дополнительный способ изучения нашего подсознания. Это предполагает, что наши сны выражают наше подсознание, и, изучая их, мы могли бы лучше понять себя и то, как мы взаимодействуем с миром в целом.

Каталожные номера

https://www.independent.co.uk/news/science/why-do-we-dream-the-verdict-on-freuds-theory-a7178726.

html
Freud’s Theory of Personality: Id, Ego, and Superego
https://dreams.ucsc.edu/Library/domhoff_2000d.html https://www.apa.org/pubs/journals/bul/index

История обновлений

Текущая версия (14 апреля 2020 г.)

Отзыв Тани Тантри, доктора медицины, акушера-гинеколога, медицинского консультанта Flo

24 ноября 2019 г.

Молодой доктор Фрейд. Анализ: Сны


Венский офис Фрейда
(David Grubin Productions)
По мере того как к середине 1890-х его страдания становились все более и более сильными, Фрейд обратился к терапии, которую он изобрел, чтобы помочь другим облегчить его собственные страдания. Он подверг свои бурные мысли и чувства исследованию у единственного живого врача, который мог их анализировать, — у доктора Фрейда.

EAGLE: В тот самый период, когда он так креативен, он также очень конфликтен. Он изучает человеческий разум, и трудно представить, что это не вызывает у него каких-то собственных опасений. Это один из мотивов периода самоанализа, которым он занимается. Он пытается вылечить себя.

ГЕЙ: Чтобы быть аналитиком, нужно быть терпеливым. И Фрейд по-своему делал это открытие. Он был в те годы больным.

ФРЕЙД: «Мое выздоровление может произойти только благодаря работе в бессознательном. Я не могу справиться с одними сознательными усилиями. Во мне все бурлит: я почувствовал побуждение начать работать над сновидениями, где я чувствую себя наиболее уверенно».

 
Фрейд изобретал психоанализ шаг за шагом, слой за слоем. Когда он анализировал себя в одиночестве, ища способы исследовать скрытые уголки своего разума, он обратился к снам, чтобы помочь ему. Сны, сказал он однажды, — это «королевская дорога в бессознательное».

ГЕЙ: Он хороший мечтатель. Он много мечтает, много помнит и записывает. И по мере того, как он их читает и читает, он начинает их интерпретировать.

Фрейд начал записывать сны в 1892 году, не зная точно почему. Позже он использовал этот материал, чтобы обосновать свои новые теории. Он пришел к выводу, что открыл тайную силу, присущую каждому сну. «Мечты, — сказал он, — были желаниями, жаждущими удовлетворения».

ФРЕЙД: «Снится бродить среди незнакомых людей, раздетым, с чувством стыда и беспокойства. Как ни странно, «прохожие», похоже, не замечают, за что мы должны благодарить исполнение желания».

ГЕЙ: У Фрейда была теория о том, что сны — это подавленные желания. Ум очень занят тем, чтобы не дать себе знать об определенных отвратительных, подлых, неприятных, эгоцентричных вещах, о чем бы то ни было, которые есть во всех наших умах и которые мы скрываем. Сон — это способ раскрыть некоторые из них, если вы знаете, как это сделать.

ОРЕЛ: Фрейд утверждает, что движущей силой каждого сновидения, даже когда это кажется не так, всегда является инфантильное желание, неприемлемое инфантильное желание. Во сне все эти запретные желания, идеи, фантазии, стремления гораздо чаще всплывают в сознание, не бодрствующее сознание, а спящее сознание. Но и там они не выходят свободно, и даже там они замаскированы, и потому сны приходится толковать.

ФРЕЙД: «В сновидении прорываются подавленные и запретные желания из детства. Только в детстве мы не чувствуем стыда за свою наготу. этот бесстыдный период детства кажется нам раем. Человечество было нагим в раю и не было стыда. Но мы можем возвращать этот рай каждую ночь в наших снах, поэтому сны о том, чтобы быть нагими, — это сны о демонстрации ».

 
Анализируя себя, Фрейд часто приходил в замешательство. Его воображение было в огне, и ему приснился сон, который, казалось, подтверждал его теорию о том, что жестокие отцы вызывают истерию. «Я видел перед собой «Hella», напечатанную крупным шрифтом», — писал он своему другу и доверенному лицу Вильгельму Флиссу. Он боялся, что это означает, что он испытывает «чрезмерно нежные чувства» к молодой девушке по имени Хелла. Но пока его мысли блуждали, Фрейд связал Хеллу, слово, обозначающее древнюю Грецию, со своей старшей дочерью Матильдой.

Дочь Фрейда Матильда
(Лондонский музей Фрейда)
ФРЕЙД: «Матильду, возможно, называли Хеллой, потому что она увлечена мифологией древней Эллады и считает всех эллинов героями».

Фрейд считал, что сны можно интерпретировать с помощью «свободных ассоциаций», позволяя разуму беспорядочно блуждать, останавливаясь на событиях из настоящего или ворошая давно забытые образы из прошлого.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *