Фрески и мозаики софии киевской: Мозаики Софии Киевской – византийский шедевр в сердце Руси

Мозаики Софии Киевской – византийский шедевр в сердце Руси

Комплекс мозаик Софии Киевской – в своем роде уникальное произведение, поскольку это единственный, сохранившийся к нашему времени в столь значительной степени, мозаичный ансамбль Киевский Руси (мозаики соборного храма Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве сохранились частично – сам храм был разрушен в 30-х годах XX века, мозаики же Десятинной церкви не сохранились вовсе – до нас дошли только отдельные кусочки смальты).

Софийский собор в Киеве

Построенный в первой половине XI века, собор св. Софии задумывался как место митрополичьей кафедры (кстати, уместно вспомнить, что летописное прозвание Киева – «матерь городов русских» – это дословная калька с греческого языка: «мать городов» – митрополия) и, соответственно, как самый большой и роскошный храм Руси.

Софийский собор. Интерьер

Огромный пятинефный тринадцатикупольный собор создан византийскими мастерами, но, что интересно, собственно в византийской архитектуре того периода прямых аналогов Софии Киевской мы не находим.

Внутреннее убранство также отличается, прежде всего смешением техник – мозаики и фресковой росписи (в Византии, как правило, храмы расписывались либо красками, либо мозаикой). Но Русь XI века была культурной периферией Византийского мира, к тому же мозаика стоила очень дорого (не считая затрат на транспортировку самих материалов). Потому было принято компромиссное решение: ключевые части храма (алтарь, купол, предалтарные столбы и подкупольные арки) были украшены мозаикой, а остальное пространство храма расписано красками.

Мозаики Софии Киевской относятся к позднему Македонскому стилю. Македонским стилем (Македонским ренессансом) обобщенно называют  византийское искусство периода правления Македонской императорской династии (867–1056 гг.). Это был период глобального возрождения церковного искусства после иконоборческого гонения.
В начале Македонского периода были сильны классические античные формы живописи, но к XI веку тенденции изменились. В этот период происходит перелом в сторону большей строгости, аскетизма. Формы застывают, фигуры святых приобретают суровость, неподвижность, симметричность. Предполагается, что такие трансформации Македонского стиля связаны с влиянием монашеской внутренней «интериорной» эстетики, которая в начале  XI века стала если и не доминирующей, то весьма влиятельной. И именно на этот период приходится деятельность такого великого представителя эстетики аскетизма, как прп. Симеон Новый Богослов (+1022).
Вот этот строгий, ориентированный на аскетику, напряженно духовный стиль в полной мере проявлен в мозаиках киевской Софии.

Когда мы входим в Софийский собор, первое, что открывается нашим глазам, – величественный образ Богородицы высотой 5,45 метра в алтарной апсиде. Вогнутая поверхность самой апсиды отражает свет таким образом, что создается иллюзия сияния золотого фона вокруг фигуры Богоматери. Это дополнительно подчеркивается кубиками смальты, которые вставлены в штукатурку фона под разными углами.

Фрагметны смальты мозаик Софии Киевской

Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д. Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков. Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов.

Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот древнейший жест молитвы запечатлен еще в росписях первохристианских катакомб. По этому жесту богородичный образ Софийского собора часто именуют Орантой, т. е. молящейся. Также этот образ величают «Нерушимой стеной». Это словосочетание, изначально заимствованное из 12-го икоса акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся, царствия нерушимая стено», со временем в народе приобрело буквальное толкование. Ведь за все столетия существования собора, несмотря на многие разорения, стена с этим образом никогда не разрушалась. Потому и возникло поверье, что православный Киев будет стоять до тех пор, пока в Софийском соборе находится с воздетыми руками молящаяся Владычица…

По периметру дуги апсиды проходит греческая надпись, которая еще раз подчеркивает предстательство Богоматери: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται·βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ – Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).

Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные черты лица – все это признаки нового аскетического стиля. Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос.

Образ Христа Пантократора – Вседержителя исполнен в той же строгой манере, тем же лаконичным языком, свойственным позднему Македонскому стилю.

Круглый щит диаметром 4,1 м с образом Спасителя в куполе окружают четыре архангела в богатых византийских церемониальных одеяниях. Как земные придворные окружают земного императора, ангелы окружают Царя Небесного. Каждый из них держит символы верховной власти: державу и длинный жезл – лабарум, который увенчан полотнищем с греческой надписью: «άγιος, άγιος, άγιος – Свят, Свят, Свят». Это напоминает нам Священное Писание, где говорится о серафимах, окружающих небесный Престол: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3), и эти же слова – часть литургической Херувимской песни.

Цезуры между фигурами ангелов, заполненные золотым фоном, образуют в куполе золотой крест (нужно сказать, что тема сочетания креста и круга повторяется во внутреннем убранстве Софии Киевской неоднократно).

В отличие от «нерушимой» апсидной стены, купол Софии Киевской серьезно пострадал. Из четырех архангелов сохранился лишь один – в синем одеянии. Остальные трое написаны в 1884 году масляными красками выдающимся художником М. А. Врубелем, который при помощи мазков постарался сымитировать мозаичную поверхность и довольно точно воспроизвел сам стиль изображений.

Точно так же, как и купол, значительно пострадал барабан, где в простенках двенадцати окон были расположены образы двенадцати апостолов.  Сохранился (и то частично – по пояс сверху) лишь один образ – апостола Павла.

Под куполом в парусах находились изображения четырех евангелистов. Удивительно, но, как и в случае с апостолами и архангелами, до наших дней уцелел лишь один из этих образов – апостол Марк. Здесь можно отметить, что фотографии, сделанные из самого купола передают многие изображения в «искаженном» виде, ведь эти образы изначально расчитаны на зрителя, который расположен внизу, для чего византийские мастера использовали особые перспективные искажения.

Частично (ноги и руки) сохранилась фигура Иоанна Богослова.

Совсем небольшой фрагмент (письменный стол) остался от изображения  апостола Матфея…

Если провести мысленную линию от молящейся Богородицы к Пантократору в куполе, можно увидеть, что Христос на этой оси изображен трижды: Вседержитель в самом куполе, Христос-священник на уровне евангелистов и ниже – в арке, непосредственно над Орантой в сцене Деисиса.

Христос-священник представляет нам довольно редкий иконографический тип, примеров которого сохранилось очень мало. Здесь Спаситель изображен в Своем традиционном, а не в священническом одеянии. А на Его священство указывает лишь прическа, принятая у клириков того периода – выстриженная макушка, т. н. гуменцо (в русской церкви этот тип прически сохранился до середины XVII века, а в Римо-Католической церкви имел место буквально до недавнего времени («тонзура») вплоть до отмены папой Павлом VI в 1973 году).

Деисис (по-гречески – моление). Еще раз напоминает нам о заступничестве Богородицы и святых перед Спасителем за христиан.

В центре композиции изображен Христос в традиционном образе. А по сторонам от него «честнейшая херувимов» и «славнейшая серафимов» Богородица и «больший из рожденных женами» Иоанн Предтеча – главные молитвенники за род христианский.

В Алтаре ниже Богородицы Оранты в двухуровневых регистрах расположены образы Причастия апостолов и ниже – святительский чин.

В сцене Причастия в центре изображен Престол с литургическими принадлежностями на нем и сенью над ним. Вокруг Престола стоят ангелы в виде диаконов в стихарях с рипидами.

По сторонам Престола мы видим изображенного дважды Спасителя, который из Своих рук причащает апостолов (по шесть с каждой стороны), с одной стороны – Тела, с другой – Крови.

Расположение этой композиции именно в центре Алтаря не свойственно собственно византийской традиции. Есть мнение, что таким образом на Руси, принявшей христианство от Византии, подчеркивалась именно восточная традиция причастия двух видов, в отличие от имевшей место к тому времени на Западе, еще до отпадения Рима, традиции причащать мирян только Тела.

Ниже апостольской Евхаристии расположен «святительский чин» –  изображение группы святителей – святых архиереев, среди которых мы видим чудотворцев, мучеников и учителей Церкви. Но среди святых епископов есть и два святых диакона: Стефан и Лаврентий.

Нижняя часть этих изображений тоже значительно пострадала и позднее была дописана красками.

Святительский чин. Иоанн Златоуст

Григорий Чудотворец

Климент, папа Римский

Архидиакон Лаврентий

Общий вид главного купола святой Софии с подпружными арками

Четыре подпружных арки, поддерживающие купол, украшены медальонами с образами сорока мучеников Севастийских (на сей день сохранилось 15 таких медальонов: 10 на южной арке и 5 – на северной). Мученические образы, расположенные в арках, несущих на себе свод, вероятно, должны были напоминать, что Церковь зиждется на крови мучеников.

Каждый из мучеников в одной руке держит крест, как символ своих страданий, а в другой – венец, как символ небесной награды.

Совмещенное изображение сцены Благовещения на предалтарных столпах

На столпах, расположенных вокруг алтарной апсиды, помещен образ Благовещения Пресвятой Богородицы – начало новозаветной истории. На одном столпе – архангел Гавриил, образ которого сопровождается написанным по-гречески приветствием: «Радуйся, Благодатная…», на другом – сама Богородица. Рядом – греческая надпись: «Се раба Господня…»

От других мозаик, напоминающих о Ветхом Завете, сохранился лишь образ первосвященника Аарона, расположенный на внутренней предалтарной арке.

Мозаичные орнаменты Софии Киевской. Оформление спинки трона Киевских Митрополитов

Также сохранилось множество орнаментов, которые, где нужно, оттеняют или подчеркивают основные изображения.

Мозаики Софии Киевской воплотили в себе итоги развития Македонского стиля византийского искусства. Их строгая сдержанная, направленная внутрь, красота возводила мысли древнерусских христиан к Божественным истинам, образом которых и призваны быть христианские иконы. Эта красота и ныне, спустя почти девять столетий, продолжает являть эти истины нашим современникам.

Дмитрий Марченко

Литература:
Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М.: Искусство, 1973.
Національний заповідник «Софія Київська». К.: Балтія-Друк, 2011.
Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. К.: Путь к истине, 1991.
Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2010.
История иконописи VI–XX века. М.: Арт-БМБ, 2002.
Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: ПСТГУ, 2007.

Смотрите также: Граффити Софии Киевской. Память о Древней Руси

 

Мозаики Софии Киевской


Содержание:

Фрески Софии Киевской среди огромного количества древних мозаик и фресок, сохранившихся до нашего времени, считаются самыми подлинными произведениями монументальной живописи XI века. Такое исключительное положение мозаик и фресок Софийского собора в Киеве заключается в том, что их никогда не переделывали и не дополняли реставраторы, фрески только очищали от пыли и копоти, этого было достаточно, чтобы вернуть им многокрасочную свежесть первоначального состояния, таково было мастерство древних русских мастеров.


Саша Митрахович29.12.2016 14:56

4441 | 0 | Понравилась статья : 0

Основание центрального купола Софии Киевской украшает огромный медальон, в центре которого находится мозаичное изображение «Христос — Пантократор».

Мозаика выполнена по всем правилам восприятия с дальнего расстояния. Изначально в куполе находилось четыре изображения архангелов. К сожалению, из них частично сохранилось только одно мозаичное изображение, которое относится к XI веку. Остальные части были дорисованы красками в XIX веке.


Саша Митрахович29.12.2016 15:01

3615 | 0 | Понравилась статья : 0

Свод главного алтаря Собора Святой Софии в Киеве украшает огромная мозаика Богоматери (Оранты) в молитвенном состоянии. Это изображение выделяется из всей росписи интерьера. Высота его составляет около 6 метров. Божья Матерь стоит на украшенном драгоценными камнями помосте с высоко поднятыми руками. Она одета в синий хитон и накрыта длинным женским покрывалом с золотыми складками. Обута в красные сапожки. Эта фигура отличается монументальностью и особым величием.

Сочные краски сразу бросаются в глаза. Под этим изображением расположена мозаика «Евхаристия», символизирующая сцену причащения апостолов. Возле престола стоят архангелы с опахалами. Также рядом изображена фигура Иисуса Христа. Он раздает апостолам, торжественно подходящим к нему с разных сторон, причастие в виде хлеба и вина. Апостолы облачены в светлые костюмы, на Иисусе синий плащ и пурпурный хитон, украшенный золотом. Особую цветовую насыщенность композиции придает престол малинового цвета. Нижний ярус свода украшен изображениями святителей и архидиаконов.


Саша Митрахович29.12.2016 15:04

2993 | 0 | Понравилась статья : 0

# Украина # Киев # Православные храмы

Загрузка…

Читать следующую статью

Фрески Софии Киевской

Читать предыдущую статью

Интерьер Киевского Софийского собора

Поделиться с друзьями:

Коментарии: (0)

Вы можете оставить первый комментарий к статье

Новые посты

Это интересно

СОФИЙСКИЙ СОБОР — Мозаики и фрески Софийского собора в Киеве

Мозаики и фрески Софийского Собора В КИЕВЕ

Софийский собор , который Ярослав Мудрый, великий князь Киевский и Киевская Русь , основанный в 1037 году, сохранил не только пышность древней архитектуры, но и живописный декор XI века.

В Софийском соборе гармонично сочетаются две формы монументального искусства мозаики и фрески. Около 260 квадратных метров мозаики украшают основные части интерьера, то есть центральный купол и алтарь. Стены пяти проходов, чердаков и обеих лестничных башен покрыты фресками XI века площадью 3000 квадратных метров.

Расположение картин и выбор сюжета служат определенной идеологической цели, вытекающей из значения Софийского собора как главного храма древнерусского феодального государства. Посвященный Святой Премудрости Софийский собор своей архитектурой и убранством утверждал как всесилие христианской веры, так и силу феодальной власти. Важнейшие религиозные и светские идеи того периода нашли свое выражение в художественном замысле IX в.0005 Софийский собор в Киеве

и стал лейтмотивом всей системы художественного декора.

Мозаики центрального купола и алтаря Софийского собора представляют главные персонажи и сцены из Евангелия. Золотой фон подчеркивает ослепительно яркие цвета изображений. мозаик Софийского собора выполнены в 177 цветовых оттенках. Мозаичисты, имена которых неизвестны, в совершенстве владели богатым набором красок.

На медальоне в вершине центрального купола Софийской церкви изображена огромная поясная фигура Христа Пантократора. Вокруг него расположились четыре архангела. Из них только одна мозаичная фигура в синем одеянии осталась нетронутой. Художник Михаил Врубель восстановил три других масляными красками в 1884 году.

Христос Пантократор. Центральный купол:

Из двенадцати мозаичных портретов апостолов в проемах купола сохранилась только верхняя часть фигуры св. Павла. На сферических подвесках, поддерживающих центральный купол, изображены фигуры четырех евангелистов, от которых сохранилась фигура св. Марка. На сводах стен сохранилось 15 мозаичных медальонов севастийских мучеников. Две опоры восточной арки Софийский собор картина Благовещение (слева Архангел Гавриил, справа Богородица).

Великолепный ансамбль мозаик украшает алтарь Софьи Киевской . Над сводом центральной апсиды доминирует величественная монументальная фигура Богородицы Оранты. Сочетание голубого цвета ее одежд и теплого золотого фона характерно для всего колористического оформления 9-го века.0005 Декор Софийского собора. Многофигурная композиция «Евхаристия» раскинулась на большой площади в среднем ярусе апсиды.

Богородица Оранта, Софийский собор:

Символическая сцена причащения апостолов раскрывает основной догмат христианской религии. Фрески в нефе, трансепте и чердаках Софийского собора тесно связаны с этой темой.

На нижнем ярусе апсиды изображены фигуры Отцов Церкви (от которых до наших дней сохранились только верхние части). Это настоящие шедевры психологического портрета.

Мозаики всех трех ярусов алтаря Софийского собора составляют композиционное и колористическое целое. Белые омофоры отцов церкви соответствуют светлым облачениям апостолов в Евхаристии, а голубые одежды Божией Матери и Христа соответствуют фону орнаментов над отцами церкви. Бело-голубые тона апсиды подчеркнуты малиновым цветом стола для причастия в центре сцены Евхаристии.

Декор в алтаре Софийского Киевского собора является прекрасным образцом синтеза архитектуры и живописи, характерным для интерьера Софийского собора в целом. Мозаичные сцены и изображения не только символизируют основные положения христианского учения, но и служат эпиграфом к последующему живописному повествованию, переданному в фресковой живописи. Фрески трансепта изображают евангельские сцены. Среди них лучше всего сохранились: «Распятие», «Сошествие Христа в ад», «Явление Христа женщинам, несущим благовония», а также замечательная по композиции, оригинальной манере исполнения и колориту сцена «Сошествие Святого Духа».

фреска Сошествие Христа во ад. Трансепт. Северный участок:

На чердаках Собора Софии Киевской представлены такие евангельские и библейские сюжеты, как «Чудо в аду», «Чудо с хлебами и рыбами», «Тайная вечеря», «Авраам встречает трех странников», «Авраам, развлекающий ангелов», «Авраам приносит в жертву Исаака».

и «Три отрока в раскаленной печи».

Авраам встречает трех незнакомцев:

Интересный цикл фресок, композиционно напоминающих античные миниатюры, сохранился в капеллах и приделах Софийского собора . Здесь сцены из житий святых написаны в хронологической последовательности в каждом ярусе. Сюжеты трактуются реалистично. У святых живые, выразительные лица, их позы естественны, а жесты динамичны. Грустно-лирический образ Анны («Призыв Анны»), «Посещение Марии и Елизаветы», трогательная фигура маленькой Марии во «Введении Марии во храм» и другие сцены передают глубокую эмоциональность. На стенах крестообразные простенки и арки 9 в.0005 Софийский собор — многочисленные фигуры и поясные портреты святых. Древние мастера создали целую галерею ярких образов. Уделяя особое внимание чертам лица, художники передавали все оттенки мимики строгости, величия, величественности, аскетизма, фанатизма и юношеской мягкости.

Фреска «Поцелуи Марии и Елизаветы». Деталь.

Северный придел Софийского собора посвящен святому Георгию, покровителю Ярослава Мудрого (имя князя в христианстве — Георгий). Фрески южного придела изображают подвиги архангела Михаила, считавшегося покровителем княжеской дружины и Киева. В этом прямая связь между религиозными и светскими образами, причем последние занимали значительное место в декоре IX в.0005 Собор Святой Софии .

Главной светской композицией в Софийском соборе был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах нефа напротив алтаря. Он представлял собой въезд князя, его жены Ирины, дочерей, впоследствии ставших королевами Франции, Норвегии и Венгрии, и сыновей, ставших известными политическими деятелями Древнерусского государства во второй половине XI века. Ярослава Мудрого изображали с моделью 9-го века.0005 Софийская церковь

, которую он основал. Все, что осталось сейчас от большой композиции, — это лишь часть портретов сыновей и дочерей принца.

Портрет семьи Ярослава Мудрого. Теоретическая реконструкция:

1. По В. Лазареву: слева Христос-княгиня Ирина с дочерьми, справа-Ярослав Мудрый с сыновьями

2. По С. Высоцкому: слева от Христа — князь Владимир и князь Ярослав с сыновьями, справа — княгиня Ольга и княгиня Ирина с дочерьми

3. По А. Поппе: слева Христос — князь Ярослав с сыновьями и дочерью, справа — княгиня Ирина с дочерьми

Уникальные фрески светского характера сохранились на стенах и простенках двух лестничных башен, ведущих в княжеские помещения на чердаках. На них изображены сцены охоты, фигуры акробатов, музыкантов, танцоров, борцов, всадников и тому подобное. Большое место занимает композиция «Гипподром» в южной башне. В нем представлены квадриги, церемониймейстеры, дающие сигнал к старту скачек, несущиеся колесницы и трибуна ипподрома, на которой сидят византийский император и его многочисленные гости.

Ипподром. Реконструкция А. Радченко:

Ипподром. Детали:

Изображения зверей (гепард, лев, медведь, верблюд, осел, кабан, собака, заяц), птиц и фантастических существ часто встречаются на фресках Софиевского собора . Большой интерес представляют фигурки скоморохов с музыкальными инструментами: музыкант со смычковым инструментом, просеивающий по придорожному камню, флейтисты и другие музыканты, играющие на гуслях и лютнях. В южной башне изображено единственное известное в древнерусском искусстве изображение органа. Можно легко различить орган, органиста, бьющего по клавишам, и двух мужчин, нагнетающих воздух в трубы мехами.

Орган в картине «Скоморохи» Реконструкция С. Высоцкого и И. Тоцкой:

Скоморохи. Детали:

Башенные росписи Софийского собора дают нам интересное представление о жизни и нравах княжеского двора того времени. Это единственное собрание монументальной жанровой живописи, дошедшее до нас со времен расцвета государства Древняя Русь (Киевская Русь).

Орнамент, украшающий оконные и дверные проемы Софийского собора , также являются важными составляющими внутреннего декора. Они обрамляют определенные фресково-мозаичные композиции и подчеркивают основные архитектурные линии интерьера. В большинстве случаев они носят цветочный характер и состоят из стилизованных пальметок, побегов виноградной лозы, усиков и бутонов. Геометрические узоры встречаются редко. Красочные и изящные орнаменты также привносят светские черты во внутреннюю систему декора 9-го века.0005 Софийский собор .

Фрески также широко использовались в росписи фасадов Софийского собора в Киеве . Ярко-красными полосами мастера подчеркивали все выступы ниш, арок и других архитектурных элементов на фасадах. Они разместили картины во многих нишах и украсили ажурной внешней стороной оконные проемы и дверные проемы. Покрытые фресками открытые галереи (позже замурованные) опоясывали здание богатой красочной лентой. В настоящее время в нише западного фасада сохранилась довольно яркая фреска с пышным растительным орнаментом, напоминающая о пышном декоре прошлого.

На стенах Софийского собора сохранились многочисленные славянские граффити, помогающие установить даты фресок. Судя по всему, фрески в центральной части -го Софийского собора выполнены в 1040-х гг., а в галереях – в 1060-х гг. Подробнее о граффити >>>

На протяжении веков Софийский собор и его внутреннее убранство подвергались разрушениям, обновлениям и переделкам. На рубеже 18 века Софийский собор прошел капитальный ремонт. Фрески на его стенах были покрыты штукатуркой и украшены новыми масляными композициями. Со временем существование некогда красочных фресок кануло в лету. Только в 19 веке их время от времени обнаруживали, а в 1840-х и 1850-х годах они приобрели современный вид. С момента организации Государственного музея Софийского собора в 1934 году были проведены большие реставрационные работы. Старинные мозаики и фрески были очищены и надежно зафиксированы. Сегодня внутренний декор полностью освобожден от слоев штукатурки и краски более позднего времени. Фрески и мозаики были восстановлены только в тех местах, где первоначальный декор был полностью разрушен. Как результат; взору наших современников открылась несравненно красивая и упорядоченная коллекция живописи XI века.

Высококачественные мозаики и фрески Софийского собора характеризуются ясностью и лаконичностью художественного выражения, глубоким эмоциональным воздействием, декоративной красотой, композиционной и колористической целостностью, тонкостью художественного замысла.

Традиции монументалистов Киевской Руси продолжили древнерусские мастера более позднего поколения. Эти традиции живут в творчестве Андрея Рублева и Дионисия, в росписях Новгорода и Пскова, в старинных украинских иконах и деревянных храмах, в ансамбле Московского Кремля.

Мозаика и фрески Софийского собора в Киеве являются выдающимся образцом средневекового монументального искусства. Вместе со знаменитыми архитектурными шедеврами в Равенне, Венеции, Монреале, Дафни, Палермо и Константинополе они занимают выдающееся место в сокровищнице мирового искусства.

Придел Софийского собора

Рассказ о Софийском соборе в Киеве фото описание, мозаики, фрески, граффити, живопись, Софийский заповедник

Подробнее:
Софийский собор История
— Мозаика
— Фрески
— Граффити
— Другие Детали интерьера Софийского собора
ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ на территории заповедника Софийский собор

Софийский собор в Киеве | DailyArt Magazine

Святая София, потрясающий собор XI века в Киеве, Украина, является памятником того времени, когда Киев был столицей огромной империи под названием Киевская Русь. Его нынешний статус после недавнего российского вторжения в Украину неизвестен.

Киевская Русь

Собор Святой Софии был построен между 1011 и 1018 годами н. э. при двух главных правителях Киевской Руси, князе Владимире Святославиче (годы правления 980-1015) и его сыне, князе Ярославе Мудром (годы правления 1016-18 и 1019-54). 1 Первый был лидером, ответственным за первое обращение Киевской Руси в православие в 988-989 гг.; легенды рассказывают о массовых Крещениях в Днепре.

После обращения Владимир установил тесные связи с другими христианскими народами, особенно с Византийской империей. Считается, что над строительством и украшением Святой Софии работали византийские художники. Киевская Русь была политическим, экономическим и художественным центром региона в 11-м и 12-м веках, и она получила величественный собор, достойный этого статуса. Эта идея о том, что новая страна намеренно строит себя по образцу более устоявшейся империи, широко распространена в древнем мире и в средние века.

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве имеет необычную форму, которая оказалась влиятельной. Первоначально построенный в средние века, он имел форму греческого креста с пятью нефами, пересекаемыми трансептами, и заканчивался пятью алтарными апсидами. Были также несколько рядов одно- и двухэтажных галерей, крестообразные опоры и 13 куполов (некоторые из них были изменены во время более поздних реконструкций). Снаружи церковь имеет характерную форму пирамиды, созданную нисходящей высотой куполов.

Несмотря на то, что церковь получила свое название от знаменитого собора Святой Софии в Константинополе/Стамбуле, Святая София Киевская на самом деле не так уж много общего со своим тезкой. Оба имени означают Святую Мудрость, важное понятие в православном христианстве. Однако вместо прямого копирования византийских образцов Святая София по-своему обыгрывает византийскую архитектурную лексику. Крестообразный план был популярен в Византии в то время, но ни уникальный взгляд на эту форму Святой Софии, ни ее пирамидальный профиль не имеют византийских параллелей. Их следует считать результатом слияния византийской архитектуры с специфически украинскими заботами, а не импортированным византийским дизайном. Соответственно, его влияние проявляется по всей Киевской Руси. Новгород, например, может похвастаться своей упрощенной версией Святой Софии.

Изобилие украшений

Внутри Святая София имеет обильное, но не экстравагантное убранство, относящееся в основном к средневековому периоду. На стенах 3000 квадратных метров фресок, а на сводах и куполах 260 квадратных метров мозаики на золотом фоне. 2 Оба типа были восстановлены в их былом величии в 19-м веке, с выборочной росписью маслом, заменяющей утраченные части. В то время как фрески изображают самые разные материалы, мозаики изображают наиболее значимые сцены православной христианской традиции. К ним относятся Христос Пантократор (Христос Вседержитель), Богородица Оранта (Богоматерь в молитве), Причастие апостолов (Христос, причащающий апостолов), Деисус (медальоны с изображением Христа, Иоанна Крестителя и Богородицы). Марии) и Благовещения. Иерархическая декоративная программа помещает Пантократора в окружении архангелов на самый высокий купол.

На фресках изображены сцены из жизни Христа в сочетании со сценами русской царской семьи, а также более 500 святых. Обилие украшений появляется почти на каждой поверхности, о чем свидетельствует этот виртуальный 3D-опыт.

Непоколебимая история

История показывает, что Софийский собор в Киеве уже пережил немало опасностей и лишений за свою долгую жизнь. Киевская Русь пала перед монголами в 1240 году н.э., и в последующие столетия собор пережил длительные периоды запустения и упадка. Во многих случаях он чудом избежал разрушения в результате войн и политических потрясений.

Однако периоды восстановления и обновления компенсировали эти проблемы. Софийский собор когда-то был резиденцией митрополита, главы Украинской православной церкви. Это было также место захоронения правителей Киевской Руси, в том числе Ярослава Мудрого, и киевских митрополитов. Несколько последующих митрополитов проявили особый интерес к его восстановлению. В частности, Петр Могила, митрополит с 1633 по 1647 год, основал на этом месте монастырь. Хотя этот монастырь был снесен в советское время, вокруг собора до сих пор сохранились некоторые монастырские постройки Могилянского барокко.

Пристройки в стиле украинского барокко

В 18 веке в связи с повреждениями и частичным обрушением собор подвергся капитальному ремонту в стиле барокко внутри и снаружи. Внешние изменения, в том числе структурные модификации и побелка стен, сформировали вид в стиле барокко, который можно увидеть и сегодня. Эти элементы делают собор памятником стиля украинского барокко, более сдержанного родственника западного барокко. Интерьер также был побелен, но в 19 в.ХХ века вернули фрескам и мозаикам их средневековый вид. Резной и позолоченный деревянный иконостас (ширма для выставления икон) и богато украшенные двери — два замечательных пережитка интерьера в стиле барокко.

Недавнее прошлое Софийского собора

Киевский Софийский собор избежал антирелигиозного разрушения в советский период и фактически стал центром изучения и сохранения. Однако с 1934 года он фактически не функционировал как церковь, а работал как музей. Софийский собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 19 века. 90, рядом с отдельным участком Киево-Печерской лавры, а также считается одним из семи чудес Украины.

Перенеся столько, остается только надеяться, что этот великолепный собор, как и украинский народ, выживет еще раз.

Сноски

1

Дата 1038 иногда появляется для строительства Святой Софии, как правило, по острым причинам восточноевропейской политики. В кн.: «Период строительства собора». Национальный заповедник Святой Софии Киевской. По состоянию на 28 февраля 2022 г.

2

«Музей Софийского собора». Национальный заповедник Святой Софии Киевской. По состоянию на 28 февраля 2022 г.

Библиография

1.

Дашко Вальтер. «Софийский собор». Энциклопедия Украины . об. 4 (1993). По состоянию на 28 февраля 2022 г.

2.

Фриман, Эван. «Византия, Киевская Русь и их оспариваемое наследие».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *