Где находится икона покрова пресвятой богородицы: Икона Покрова Пресвятой Богородицы. Мологский Покровский монастырь. / Монастырский вестник

Икона Покрова Пресвятой Богородицы. Мологский Покровский монастырь. / Монастырский вестник

Мироточивая икона Покрова Пресвятой Богородицы находится на иконостасе храма в честь Преподобного Сергия Радонежского. Замироточила на праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы 13 октября 2013 г.

История.

Более 9 веков Русская Православная Церковь чтит праздник Покрова Божией Матери. Причиной его установления считается видение, посетившее византийского святого Андрея Юродивого. Событие произошло около 9 века в церкви г. Влахерны (ныне пригород Стамбула). По сюжету картины, открывшейся перед Св. Андреем и его учеником Епифанием, русскими иконописцами была создана икона «Покров Пресвятой Богородицы».

Видение блаженного Андрея:

В глубине веков трудно рассмотреть точное время появления этого образа. По описанию в житии Андрея Юродивого, видение представляло собой обширную сцену, заполнившую весь храм.

Во время всенощного бдения, совершавшегося по случаю окружения Константинополя врагами, своды церкви будто растворились. С неба к молящимся сошла Божия Матерь в сопровождении Апостола Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи. Со слезами помолившись Господу, Она сняла с головы покрывало и распростёрла над народом.

Не доверяя своим впечатлениям, Андрей спросил Епифания, стоящего рядом, видит ли он Госпожу, молящуюся о мире? «Вижу и ужасаюсь» — прошептал верный друг и ученик святого. Видение не случайно произошло именно во Влахернском храме. Исторические источники 11 в. свидетельствуют о чуде, совершавшемся еженедельно. Над неизвестной иконой Богоматери, находившейся в храме, каждую пятницу во время молебна невидимой силой поднимался закрывавший ее плат.

Наутро атака врага была успешно отбита. Некоторые историки считают, что под стенами города в ту ночь стояли славяне. В этом случае заступничество Богородицы за греков было промыслительно: через некоторое время Русь приняла Крещение, сделав свои земли уделом Пресвятой Девы.

Почитание чудесного события на Руси

Прочитав житие Андрея Юродивого, русский князь Андрей Боголюбский верно заметил, что «негоже такому событию оставаться без памяти». Это послужило началом празднования Покрова на русской земле.

На берегу реки Нерли, по распоряжению князя, был освящен первый Покровский храм. С тех пор стали появляться и изображения этого события на фресках. Древнейшее из них находится на Золотых Суздальских вратах и датируется началом 13 в.: Божия Матерь стоит в профиль и молится благословляющему Ее Христу, окружающие Ангелы держат парящее покрывало. Иконы, написанные в 19 в. и позже могут изображать одну Богородицу с покровом, без святых и ангелов. В любом случае значение иконы одно: заступничество Божией Матери за человеческий род, защита от грозящих ему несчастий.


Тропарь, глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Святыня монастырей

Мологский Покровский женский монастырь

дата основания:

1886 год

/ Рыбинская епархия

152730, Ярославская область, Некоузский район, с. Быково, Мологский Покровский женский монастырь.

Икона Покров Пресвятой Богородицы | Чудеса

Икона Покров Пресвятой Богородицы — древнейшие её образы в русской иконографии представлены в Суздале на вратах Рождественского собора (начало XIII века).

История широко почитаемого в Русской Православной Церкви праздника Покрова Богоматери имеет немало пробелов. Вопросы о его происхождении и установлении, равно как и о сложении соответствующей иконографии в изобразительном искусстве, не раз ставились в церковной и научной литературе.

Пластина церковных врат Рождественского собора в Суздале. Начало XVIII в.

Возникновение праздника было предопределено событиями, произошедшими в византийской столице. Согласно житию святого Андрея Юродивого (Х в.), в константинопольском Влахернском храме, хранившем величайшую святыню христианского мира — ризу Пресвятой Богородицы, случилось божественное посещение. Блаженный Андрей и его ученик Епифаний удостоились увидеть Пресвятую Деву в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова.

Богоматерь молилась за предстоящих в храме людей и, сняв с головы свой плат, простерла его над собравшимися. Описание этого видения стало одним из источников иконографии Покрова, однако существенное влияние на нее, по всей видимости, оказали и свидетельства о так называемом «еженедельном» чуде, происходившем каждую пятницу на всенощном богослужении в том же Влахернском храме. Покров, наполовину закрывавший чтимый образ Богоматери, невидимою силой приподнимался и оставался парить над иконой в течение всего времени молитвы.

К сожалению, в источниках, упоминающих об этом (древнейшим из них является «Слово на совершившееся во Влахернах чудо» Михаила Пселла, 1075 г.), не содержится описания той самой иконы, над которой поднималась пелена[1]. Возможно, знание иконографического типа, в котором была представлена Богоматерь, существенно обогатило бы наши представления об истоках иконографии Покрова.

Покров Богоматери. Из Покровского монастыря в Суздале. Конец XV в. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный музей-заповедник

Почитание влахернских реликвий, как считали некоторые исследователи, не могло не оставить заметного следа в византийской богослужебной практике и в церковном календаре. Г. П. Георгиевский даже предполагал, что установление праздника Покрова в Греческой Церкви 1 октября могло быть приурочено ко дню памяти святого Романа Сладкопевца, одного из предполагаемых авторов акафиста Пресвятой Богородице, служившего во Влахернском храме.

Однако аргументы о русском происхождении праздника не менее убедительны, но единого мнения о месте его возникновения нет. Традиционно принято связывать начало почитания Покрова на Руси с владимиро-суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского. Тем не менее, прозвучавшая еще в дореволюционной литературе гипотеза об установлении праздника в первой половине XII веке в Киеве поддерживается в ряде публикаций и в наши дни.

Не менее остро стоит вопрос и о византийских иконографических прототипах русских икон Покрова.И. А. Шалина предполагает, что образец мог быть иллюстрацией акафистного цикла, созвучной по смыслу с идеей заступничества Богоматери за человеческий род.

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. Ок. 1399 г. Новгородский музей-заповедник

Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены на вратах Рождественского собора в Суздале начала XIII века, выполненных в технике золотой наводки по меди, и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313).

На пластине суздальских врат Богоматерь в трехчетвертном повороте воздела в молении руки к Спасителю, изображенному над вспарушенным покрывалом. Фигуру Пресвятой Девы фланкируют стоящие и взирающие вверх ангелы. В дальнейшем они будут представлены парящими, а Богородица — в строго фронтальной позе.

Общепринято выделять два основных иконографических извода Покрова — так называемые «суздальский» (среднерусский) и «новгородский». В первом случае Богоматерь изображается перед храмом простирающей свой мафорий над всеми присутствующими. Внизу в центре обычно располагается амвон, на котором стоит святой Роман Сладкопевец со свитком в руках. Наиболее ранним образцом этого типа является храмовая икона Покровского Суздальского монастыря второй половины XIV века (ныне в Государственной Третьяковской галерее).

Примечательно, что архитектура заднего плана передает общие черты построек во Влахернах — базилики с двускатной крышей и круглой купольной церкви. Сооружение базиликального типа повторяется на иконе конца XV века из этого же монастыря (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). В «новгородском» варианте плат поддерживают ангелы, а не Сама Богородица, представленная внутри храма над закрытыми царскими вратами. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом (Новгородский музей). Архитектура на заднем плане совсем иная — трехнефный храм венчают пять главок с куполами.

Покров Богоматери. Лицевая сторона двухсторонней иконы-таблетки из Софийского собора Новгорода. Конец XV в. Новгородский музей-заповедник

Оба варианта имеют и схожие черты. Как правило, в нижней части изображался очевидец влахернского чуда святой Андрей Юродивый, указующий своему юному ученику на образ Пречистой Девы.

Покров, дарующий заступничество Царицы Небесной, чаще всего выделялсяярко-краснымцветом. Художники следовали описанию видения в житии святого Андрея, где подчеркивалось, что простираемый плат был «молнии подобен». В памятниках XVI века — например на иконах из Глушицкого Сосновецкого монастыря (Вологодский музей) и Воскресенского Горицкого монастыря (Череповецкое музейное объединение) — Богоматерь держит плат белого цвета.

Покров Богоматери. Новгород. Середина XVI в. Государственный Русский музей

В конце XV века происходит объединение двух иконографических вариантов сцены. На иконе-таблетке из Софийского собора в Новгороде, композиция которой станет образцом для многих памятников XVI столетия, плат над представленной в позе Оранты Богоматерью держат ангелы, а внизу изображается святой Роман. Для поздних образов характерно включение большего количества действующих лиц: среди присутствующих теперь можно увидеть и византийского патриарха Тарасия (784–806), защищавшего почитание икон Богоматери, и императора Льва Мудрого с супругой Феофаной. Именно в его правление и произошло влахернское чудо.

На новгородской иконе середины XVI века (Государственный Русский музей) по сторонам от Богоматери представлены сонмы святых на облаках, строго разделяемые по чину высокими колоннами огромного белокаменного храма. Слева Пречистой предстоят святые мученики, святители и пророки, справа — апостолы, преподобные и праведные жены, среди которых узнаются образы преподобной Марии Египетской и мученицы Иулиты с младенцем Кириком в белой рубашечке. Необходимо отметить уникальную деталь этой иконы, встречающуюся лишь еще на одном образе Покрова, а также на иконе «Воздвижение Креста» второй половины XVI века из Третьяковской галереи.

Покров Богоматери. Из Горицкого монастыря. Третья четверть XVI в. Череповецкое музейное объединение

Речь идет о конной статуе императора Юстиниана, изображенной стоящей на колонне. Эта статуя является совершенно конкретной исторической реалией: она была воздвигнута в Константинополе в VI веке при жизни самого императора неподалеку от храма Святой Софии. Самое раннее описание этой статуи, как указываетО. А. Белоброва, сохранилось в древнерусском сочинении конца XIV века «Беседа о святынях и других достопримечательностях Царьграда», а наиболее ранним изображением памятника являлся несохранившийся рисунок, выполненный по просьбе Епифания Премудрого Феофаном Греком. Этот рисунок главного константинопольского храма и конного монумента рядом с ним стал образцом при создании книжных миниатюр, а вслед затем изображение статуи появилось и в иконописи.

Покров Богоматери. Начало XVII в. Государственный Русский музей

Редким повествовательным сюжетом, дополняющим общую картину, является «Явление Богоматери святому Роману». К спящему на одре юноше склоняется Пресвятая Дева, держащая в руках свиток. Проглотив его, преподобный обретает талант к исполнению церковных песнопений, за что и получает прозвище Сладкопевец. Описанная сцена представлена в левом верхнем углу храмовой иконы Покровской церкви Московской духовной академии и иконы из музея Коломенское (обе конца XVI в.), а также посреди храмового пространства на упомянутой иконе из Горицкого монастыря.

В иконах Покрова в XVII веке существенно меняется поза Предстательницы. Удивительно, но теперь она напоминает древнейший образец с суздальских врат: Богоматерь изображается в трехчетвертном повороте с поднятой головой, обращенная в молитве ко Христу, образ Которого располагается вверху ближе к краю, а не над Богородицей в центре. Примером могут служить памятники начала XVII века — Покров из Сольвычегодского музея и икона из Государственного Русского музея.

Светлана Липатова, Православие.ru

Покров Богородицы. Середина XVII в. Украина

Покров Пресвятой Богородицы. Северная Русь, XVIII в.

Покров Пресвятой Богородицы. Россия, XVIII в. Церковь Покрова в с. Селезневе Спас-Клепиковского района Рязанской области

Покров Пресвятой Богородицы. Конец XVIII века

Покров Пресвятой Богородицы. Юг России, казачьи станицы, 1825-1850 гг.

Покров Пресвятой Богородицы. XIX в.

Покров Пресвятой Богородицы. XIX в. Храмовая Бутырская

Покров Пресвятой Богородицы. Россия, последняя треть XIX в.

Покров Пресвятой Богородицы. ХХ в. Инок Григорий (Круг)

Современные иконы Покрова Пресвятой Богородицы

:


Вы прочитали статью Икона Покров Пресвятой Богородицы | Чудеса. Читайте также:

Андрей Христа ради юродивый: увидеть и рассказать

Покровительство Покрова

Русский праздник Покров

Владимирская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Поскольку вы здесь. ..

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

«Видишь ли, брат, как молится за нас Богородица?

«Вижу, отче, и трясусь»,

Храмов было много в Константинополе.Одной из самых почитаемых была церковь Влахерн (Влахерн), стоявшая на берегу Золотого Рога.Церковь была построена императором Львом Великим в 458 г. после нахождения золотого гроба, украшенного драгоценными камнями, и Покрывало, ее головное полотенце и часть ее пояса, чтобы сохранить эти мощи.  И произошло чудо: «Когда-то в церкви в Константинополе была икона Пресвятой Богородицы, Пред которой висела пелена, но каждую пятницу вечером само собой и в божественном чуде Покров поднялся к небу без чьей-либо помощи, (чтобы всем это ясно было видно) и в субботу покрывало опустилось на прежнее место и оставалось там до следующей пятницы.

Предполагается, что эта икона Божией Матери была мозаичной и находилась на главном престоле Влахернской церкви. Уже в 511 году было установлено ночное бдение с песнопениями, и эта служба совершалась каждую неделю.

При св. Андрее Юродивом (Андрей Юродивый) Византия пережила сложный момент в своей истории. Войска сарацинов вторглись в Империю. Затем православные вместе с императором и патриархом собрались во Влахернском храме на ночное бдение. Храм был окружен мраком, только звук плеска волн в бухте нарушал благоговейную тишину. Все молились:

— Пресвятая Богородица, спаси нас!

Вместе со всеми горожанами молился и святой Андрей Юродивый («Юродивый Андрей») и его верный ученик.

Внезапно купола храма исчезли, все осветилось дневным светом, и Андрей увидел Царицу Небесную, выходящую из царских врат. Окружали Ее святые пророки, апостолы и ангелы, прославившие Богородицу хвалебными именами.

И сразу к Пресвятой Богородице явились св. Иоанн Предтеча и св. Иоанн Богослов. От образа Пресвятой Богородицы исходил неземной утешительный свет.

И увидели они, как Матерь Божия преклонила колени и молилась за христиан со всей земли, и сняла с его головы сияющий, светоподобный покров и распростерла его над молящимися людьми. И плащ стал таким огромным, что покрыл весь православный мир. Святой Андрей спросил своего ученика:

«Видишь ли, брат…?» — «Вижу, святой отче…».

И пока Богородица находилась во Влахернском храме, была ясно видна ее святая пелена, а после ее ухода плащаница стала невидимой. Чудо произошло в воскресенье, 1 октября, когда правил византийский император Лев VI Мудрый.

Константинополь знал много свидетельств о чудесном покровительстве Пресвятой Богородицы и Ее Покрове. В ту же ночь, когда Она простерла Свое покрывало над молящимися во Влахернах, сарацины бежали. Сброшенная рубаха Пресвятой Богородицы в воды бухты Золотой Рог спасла город от скифов, несколько позже — агаров, а в 866 г. — и от набегов Аскол и Дир и их войск.

Великий князь Андрей Боголюбский (1111-1174) учредил на Руси Праздник Богородицы в 60-х годах XII века и одновременно построил необычайно красивый Храм Богородицы, прямо в сердце своего княжества .

Самая ранняя из известных икон «Покрова Пресвятой Богородицы» относится к XIII веку.

Уже в следующем столетии установились два основных композиционно-сюжетных типа этой иконы.

Московский шрифт изображает дивное видение, которым удостоились Андрей и его ученик;

Здесь Пресвятая Богородица держит в руках Свое покрывало.

Новгородский тип этой иконы  изображает

Богородицу, изображаемую в позе Оранты, с воздетыми руками, 

и завеса в руке Ангелов

 — считается, что это изображение чуда, которое еженедельно происходило в храме Влахерн.

Посмотрите на значок. Его можно читать как книгу — так делали наши предки. Смотри и смотри

В центре кафедры — знаменитый Роман-Сладкопевец со свитком в руках, живший за четыре века до Андрея Юродивого. А Андрей стоит рядом — одетый в старую рясу, указывая своему потрясенному воспитаннику яркое видение… .. 

Автор: Роман Сладкопевец — это Византийский Император, Вселенский Патриарх, монахи, народ, и прежде всего Небесная Церковь — пророки, святые, мученики… . Среди них св. Иоанн Богослов и св. Иоанн Креститель.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы соединила все — небесный и земной мир. А прямо в центре иконы Пресвятая Богородица, держащая в руках благодатное покрывало. Она настолько обширна, что свободно охватывает весь православный мир.

И образ Того, к Кому обращены все взоры и все молитвы, образ Спасителя.

Литургическая фраза, обычно ассоциируемая с Покровом, — это кондак на праздник, глас 3, обычно встречающийся на свитке, который держит Роман Песнопевец:

«Богородица сегодня стоит в храме, и с ликами невидимых святых молится Бог за нас. Ей поклоняются ангелы и епископы, радуются апостолы с пророками, что ради нас Богородица молится Богу прежде веков».

 Изображение поста — Икона Покрова Пресвятой Богородицы работы Георгия Чимева 

Покров Пресвятой Богородицы Богородицы и Приснодевы Марии

Тропарь и кондак

Это чудесное явление Божией Матери произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернском храме, где сохранились Ее риза, покров и часть пояса после перенесения из Палестины в V веке.

В воскресенье, 1 октября, во время Всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой юродивый Андрей (память 2 октября), в час четвертый, возвел очи свои к небу и узрели нашу Пресвятую Владычицу Богородицу, идущую по воздуху, сияющую небесным светом и окруженную сонмом святых. Святитель Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Коленопреклоненная Пресвятая Богородица долго со слезами молилась о христианах. Затем, подойдя к Архиерейскому Престолу, продолжила молитву.

Завершив молитву, она взяла покрывало и раскинула его над молящимися в церкви людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Пресвятая Владычица Богородица сияла небесной славой, и покров в ее руках сиял «более солнечных лучей». Святой Андрей с трепетом смотрел на чудесное видение и спросил своего ученика, стоявшего рядом с ним блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Пресвятую Богородицу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и трепещу».

Присноблаженная Богородица умоляла Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя, и поскорее ответить на Ее заступление: «Царю Небесный, приими всех молящихся Тебе и позови меня на помощь. Не дай им уйти от моей иконы неуслышанными».

Святые Андрей и Епифаний удостоились видеть Богородицу в молитве, и «долгое время наблюдали Покровное Покрывало, распростершееся над людьми и сияющее отблесками славы. Пока была Пресвятая Богородица, было видно и Покрова, но с Ее уходом и оно стало невидимым. Взяв его с собой, она оставила милость своего посещения».

Во Влахернском храме почтили память чудесного явления Божией Матери.

В XIV веке русский странник и дьяк Александр видел в храме икону молящейся о мире Пресвятой Богородицы, изображающую святого Андрея в созерцании ее.

Первичная летопись преподобного Нестора отражает, что защитное заступничество Богородицы было необходимо в связи с нападением большого языческого русского флота под предводительством Асколе и Дира. Праздник празднует божественную гибель флота, который угрожал самому Константинополю, где-то в 864-867 годах или, согласно русскому историку Васильеву, 18 июня 860 года. По иронии судьбы, славяне считают этот праздник более важным, чем греки. .

Первичная летопись преподобного Нестора также отмечает чудесное избавление, последовавшее за всенощным бдением и окунание ризы Божией Матери в воды морские во Влахернском храме, но не упоминает святых Андрея и Епифания и их видение Богородицы за молитвой. Эти последние элементы, а также начало празднования Покровского праздника, по-видимому, относятся к более позднему времени, чем святой Нестор и летопись.

Еще одно историческое осложнение можно отметить под (2 октября) датировкой смерти святого Андрея 9-м годом.36.

Может быть не совсем достоверным год смерти, или утверждение, что он дожил до глубокой старости после видения своей юности, или что его видение связано с каким-то более поздним языческим русским набегом, который постигла та же участь. Предположение, что святой Андрей был славянином (или скифом по другим источникам, таким как С. В. Булгаков), интересно, но не обязательно точно. Степень славянской экспансии и повторного заселения Греции является предметом научных споров.

В Пролог , русская книга двенадцатого века, в описании установления особого Праздника, приуроченного к этому событию, говорится: «Ибо, услышав, уразумели, как чудно и милосердно было видение… и явилось, что святой Твой Защита не должна оставаться без праздничного празднования, о Вечно-Благословенный!»

Потому в праздничном празднике Покрова Богородицы Русская Церковь поет: «С ликами Ангельскими, Владычице, с преподобными и славными пророками, с первоапостолями и с Священномученики и Святители, молитесь о нас грешных, прославляя Праздник Покрова вашего в земле Российской».

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *