Где то между добром и злом есть сад я буду ждать тебя там руми стихи – «Там, далеко…Вне Добра и Зла…Есть Земля…Там встречу тебя…» (Джамал ад-Дин Руми)

20 цитат Руми, которые заставят вас почувствовать любовь

Этот персидский поэт менее знаменит в нашей стране, чем Низами, Авиценна, Саади или Хайам, хотя и незаслуженно. Руми Джалаладдину довелось прославиться на разных поприщах, он добился успеха в исламском богословии, юриспруденции и суфийской мистике. Многие его ученые работы оказали огромное влияние на культуру древнего Среднего Востока благодаря умению этого выдающегося человека разрушать устоявшиеся барьеры, способность смотреть на жизнь под необычным углом и иметь собственное мнение по самым разным вопросам, волнующим человечество и сегодня.

Судьба поэта

Руми (Мевляна) появился на свет в семье известного в Персии юриста, богослова и проповедника Бехаеддина в 1207 году. Отцу будущего поэта пришлось спасаться бегством от преследования за вольнодумные взгляды, из чего можно сделать вывод, что способность и стремление к свободомыслию передались сыну по наследству. Тем не менее, юноша рос любознательным и получил отличное образование, и не только гуманитарное (юридическое и теософское), он также изучал точные науки.

Мировоззрение Руми формировалось под воздействием исламской религиозной доктрины, он свято верил в бессмертие души, а атеизм определял довольно грубым словом «скотство».

Литературное наследие

После смерти отца (1231) поэт занял его должность придворного ученого. Годы скитаний, неустроенность иранской социальной жизни и другие обстоятельства окончательно сделали его суфием-пантеистом, что привело к конфликту с духовенством.

Литературных произведений Руми оставил не очень много (но и немало, свыше пятидесяти тысяч двустиший включает лишь одна его дидактическая поэма), и все они, безусловно, заслуживают читательского внимания. В стихах его мирно соседствуют философско-аскетические идеи и откровенный эротизм, свойственный и другим поэтам Востока. Ниже приведены 20 цитат, дающих некоторое представление о творчестве Руми. Возможно, они вызовут интерес и побудят кого-то ознакомиться с его стихами более подробно.

Стихи и проза

«Любовь свою не встретить где-нибудь.

Она в тебе все время»

«Лететь по тайным небесам, когда слетают вмиг одежды,

Во-первых, чтоб уйти от жизни,

Второе – чтоб шагать, земли не чуя.

Вот это есть любовь!»

«Искать любви не нужно,

Но лишь найти барьеры

Внутри себя, мешающие ей»

«И тысяча полувлюбленных не стоят

Лишь одного взаправду любящего сердца»

«Сколько бы мы ни стремились описать и объяснить любовь, мы стыдимся наших слов, когда влюбляемся»

«Любовь лишь мост меж нами и всем прочим»

«Если вы меня не нашли в себе, вы никогда не найдете меня. Ибо я был с вами с самого начала»

«Объяснять словами можно многое, но от них любовь становится еще необъяснимее»

«Разум бессилен выразить любовь»

«Только с сердцем можно прикоснуться к небу»

«Пусть красота вашей любви станет красотой ваших дел»

«Я — твой. Не дай вернуться мне к себе»

«Когда с тобой я, не уснуть всю ночь.

И без тебя мне тоже не до сна.

Спасибо Господу за эти две бессонницы,

И разницу меж ними»

«Хочу узреть тебя, услышать голос твой.

Узнать тебя, увидев за углом.

Вдохнуть твой запах,

Входя в чертог, покинутый тобою.

Походку легкую по стуку каблучков…

Знать твои губы, пусть совсем немного,

Когда я наклонюсь тебя поцеловать.

Хочу изведать трепет сердца,

Когда шепнешь ты мне «еще!»

«У света твоего я научусь любить,

У красоты твоей, как сочинять стихи.

Танцуешь ты в моей груди, где нас никто не видит,

Но иногда искусство это зримо»

«Прощания для тех, кто любит взором.

Для тех, кто любит сердцем и душой, нет расставанья»

«Лишь двое не насытятся никак, —

Любовник женщин, и любитель знанья»

«Где бы ты ни был и что бы ты ни делал, всегда люби!»

«Позвольте быть себе во власти странной тяги

К тому, что любите взаправду.

Позволив, не заблудитесь вовек»

«Есть место между праведным и грешным.

Я буду ждать вас там»

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

поэзия и мудрость вне времени, Стихи о любви


Жизнь без любви не имеет смысла
Любовь — вода жизни,
Пей же её и сердцем, и душой.

***

На что похоже таинство сердец?
На бездну, где увидишь свой конец…
Пылинкою исчезнешь весь ты в Нем,
Когда поймешь, зачем мы здесь живем…

***

Любая боль несет в себе и исцеленье.
Задай труднейший из вопросов! и смотри…
Ответ прекрасный возродится изнутри!
Построй корабль… и Океан придет в мгновенье!

***

Твой разум не в силах постигнуть Небытье.
Любовь — это море мирского забытья.
Меж тем, что есть власть и служенье — Она!
Влюбленного Путь — это бездна без дна…

***

Если ты не взлетел, кто же крылья сломал,
И кого в этот миг ты в себе не узнал…

***

Прозревший Истиной не знает принужденья.
Он служит Нам Желаньем вечного горенья.

***

Сей мир подобен Древу, ну а мы —
Незрелые, растущие плоды…

***

Идущий к Истине! В Пути не застревай.
Духовный Дар не обращай в застывший рай.

***

Знай, постоянен, кто свободен от часов,
Освобожденный дух не ведает оков.
А для того, кто знает Время, жизнь — терпенье.
Уйти из рабства — путь один, чрез исступленье…

***

Кто гол, тот боится одежды менять,
Кто нищ, тот богатства спешит охранять.
Мирской человек не владеет ничем,
Лишь смерть объясняет ему — что, зачем…
Богатый узнает, что злата с ним нет,
А умный поймет, что талант — это свет…

***

Когда ты забудешь о собственном я,
То счастье с любовью отыщут тебя.

***

Зашей глаза, пусть сердце станет глазом.
И этим глазом мир увидишь ты иной.

***

Невежественный человек не видит красоты розы, а цепляется за ее шипы.

***

То, что ты ищешь, тоже ищет тебя.

***

Повторять чужие слова не значит ещё понять их смысл.

***

Дружите с умными, ибо друг дурак
Порой опаснее, чем умный враг.

***

На бойне любви убивают лишь лучших
Не слабых, уродливых и невезучих
Не надо бояться подобной кончины
Убит не любовью? Знать, жил мертвечиной!

***

Попробуйте не сопротивляться изменениям, которые приходят в вашу жизнь.
Вместо этого, пусть жизнь живёт через вас. И не волнуйтесь, что она переворачивается вверх дном. Откуда вы знаете, что жизнь, к которой вы привыкли лучше, чем та, которая настанет?

***

Самое худшее одиночество — это остаться среди тех, кто не понимает тебя.

***

Есть голос, который не использует слов. Слушай.

***

Найди сладость в своем сердце,
Тогда ты сможешь найти сладость в сердце каждого.

***

Когда болвана учат мудрецы,
Они посев бросают в солонцы,
И как ни штопай — шире, чем вчера,
Назавтра будет глупости дыра.

***

Зачем вы стучитесь в каждую чужую дверь?
Идите и постучитесь в дверь собственного Сердца.

***

Этот мир — горы, а наши поступки — крики:
эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам.

***

Умный желает владеть собой, а ребенок хочет сладостей.

***

Не бодрствуя сердцем, мы с вами едва ли
Достигнем того, о чем страстно мечтали.

***

Кто-то спросил меня: что это за знание, о котором я говорю, и как ощутить любовь, о которой я упоминаю.
Я в ответ: если ты не знаешь — что мне сказать? А если знаешь — что мне сказать?

***

Всякая потеря есть приобретение. Всякое приобретение есть потеря.

***

Ваше дело — не искать любовь, а лишь искать и находить барьеры
внутри себя, те самые, что вы воздвигли, чтобы от нее укрыться.

***

Я умер как минерал и стал растением,
Я умер как растение и поднялся до животного.
Я умер как животное, и я стал Человеком.
Чего же мне бояться?
Когда я терпел ущерб от умирания?

***

Тишина — язык Бога, все остальное — плохой перевод.

***

Так истина, как моря глубина,
Под пеной притч порою не видна.

***

Если ты однажды попадешь в большую беду, не обращайся к Всевышнему со словами: «О Всевышний, у меня большая беда». Скажи беде: «У меня Великий Всевышний».

***

А что до мысли — от ее игры
Порой зависят целые миры.

***

Я жил на грани безумия. Желая познать причины, стучал в дверь.
Она открылась. Я стучал изнутри!

***

То, что обычному человеку кажется камнем, для знающего является жемчужиной.

***

Ты любишь себя, восхищенный собой,
Ты крепкой стеной от меня огражден,
Ты сам — та преграда, ты сам — тот заслон.

***

Не бодрствуя сердцем, мы с вами едва ли
Достигнем того, о чем страстно мечтали.

45 Вдохновляющих высказываний Руми

Цитаты

Автор admin На чтение 4 мин. Просмотров 2.1k. Опубликовано

Поэт Руми известен как Мавлана создавал невероятные произведения восточной поэзии, которые были вдохновлены идеями суфизма. Его стихи и высказывания на протяжении многих веков вдохновляют людей к любви и вере. Мы собрали лучшие высказывания Руми, которые сумеют коснуться глубины вашей души.

  • Дружите с умными, ибо друг дурак
    Порой опаснее, чем умный враг.
  • Зашей глаза, пусть сердце станет глазом.
  • Я жил на грани безумия, желая познать причины, стучал в дверь. Она открылась. Я стучал изнутри!

Попробуйте не сопротивляться изменениям, которые приходят в вашу жизнь. Вместо этого пусть жизнь живет через вас. И не волнуйтесь, что она переворачивается вверх дном. Откуда вы знаете, что жизнь, к которой вы привыкли, лучше чем та, которая настанет?

  • То, что ты ищешь, тоже ищет тебя.
  • Этот мир — горы, а наши поступки — крики: эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам.

Когда бы доверяли не словам,
А истине, что сердцем познается,
Да сердцу, что от истины зажжется,
То не было б предела чудесам.

  • В зеркале, как известно, всё наоборот. Но без него мы бы никогда не увидели самих себя!

Всевышний отвечает тремя способами. Говорит «да» и дает, что ты хотел. Говорит «нет» и дает то, что лучше. Говорит «потерпи» и дает самое лучшее.

  • Вы не капля в океане, вы целый океан – в капле.
Читайте также: 20 Вещей, которые нужно вычеркнуть навсегда, ведь они делают из тебя Старуху
  • За пределами представлений о правильных и неправильных действиях есть поле. Я встречу тебя там.
  • Если б каждый волос мой стал языком, я благодарности б не выразил и доли!

Моя религия – Любо

30 вдохновляющих высказываний Руми

Вы не капля в океане, вы целый океан – в капле

Вы не капля в океане, вы целый океан – в капле

Выдающийся поэт Руми, известный также как Мавлана, вдохновленный идеями суфизма, создавал великолепные произведения восточной поэзии. На протяжении многих веков его стихи и высказывания продолжают касаться глубины души миллионов людей во всем мире, вдохновляя к любви и вере. Представляем вашему вниманию 30 самых вдохновляющих цитат Руми.

1. Вы не капля в океане, вы целый океан – в капле.

2. За пределами представлений о правильных и неправильных действиях есть поле. Я встречу тебя там.

3. Если б каждый волос мой стал языком, я благодарности б не выразил и доли!

4. Моя религия – Любовь. Каждое сердце – мой храм.

5. Без твоих речей у души не было бы ушей, без твоих ушей у души не было бы языка.

6. Когда мир ставит тебя на колени, ты в идеальном положении, чтобы молиться.

7. Ты, мудрый, суть вещей сперва познай, обманной внешности не доверяй.

8. То, что ты ищешь, тоже ищет тебя.

9.  Смотри, как Бог открывает дверь. Зачем же ты погружаешься в мысль, которая эту дверь закрывает?

10. То, что обычному человеку кажется камнем, для знающего является жемчужиной.

11. Не бодрствуя сердцем, мы с вами едва ли достигнем того, о чем страстно мечтали.

12. Всевышний отвечает тремя способами. Говорит «да» и дает, что ты хотел. Говорит «нет» и дает то, что лучше. Говорит «потерпи» и дает самое лучшее.

13. У кого большая любовь, у того большое испытание.

14. Пусть сердце будет глазом. И этим глазом мир увидишь ты иной.

15. Ты станешь тем, к чему направлены твои устремления, ибо «птица летает с помощью крыльев, а верующий летает благодаря своим устремлениям».

16. Будь таким, какой ты есть. Или же будь таким, каким ты кажешься.

17. Чем лгать или кривить, храни молчанье — услышишь дивной музыки звучанье!

18. Коль сердце очистишь от ржавчины ты, молитвы достигнут любой высоты.

19.  Рана – это место, через которое в вас входит свет.

20. Зачем вы стучитесь в каждую чужую дверь? Идите и постучитесь в дверь собственного cердца.

21. Всегда прибавь слово благодарности к любой фразе – «если Богу угодно», – затем иди.

22. Говорят, что существует дверь, открывающая проход от сердца к сердцу, но какая польза в двери, если нет стен?

23. Почему ты в тюрьме, когда двери так широко открыты?

24.  В тебе имеется присутствие того, что будет существовать, когда и этих звезд не станет.

25.  Голые сучья, кажущиеся зимой спящими, тайно работают, готовясь к своей весне.

26.  Этот мир – горы, а наши поступки – крики: эхо от нашего крика в горах всегда возвращается к нам.

27.  И мыслью, что рождается в сердцах, повергнуть можно сто миров во прах.

28.  Умри, прежде чем умер. Родись, пока еще жив.

29. Как только ты примешь посланную беду, врата небес отворятся пред тобой.

30. Все, отличное от Бога, вводит вас в заблуждение.

Cайда Хайат

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Читать книгу Стихи Руми

Джалаладдин Руми

Стихи

СПОР ГРАММАТИКА С КОРМЧИМ

Однажды на корабль грамматик сел ученый, И кормчего спросил сей муж самовлюбленный:

«Читал ты синтаксис?» — «Нет»,- кормчий отвечал. «Полжизни жил ты зря!»-ученый муж сказал.

Обижен тяжело был кормчий тот достойный, Но только промолчал и вид хранил спокойный.

Тут ветер налетел, как горы, волны взрыл, И кормчий бледного грамматика спросил:

«Учился плавать ты?» Тот в трепете великом Сказал: «Нет, о мудрец совета, добрый ликом».

«Увы, ученый муж!- промолвил мореход.Ты зря потратил жизнь: корабль ко дну идет».

НАПУГАННЫЙ ГОРОЖАНИН

Однажды некто в дом чужой вбежал; От перепугу бледный, он дрожал.

Спросил хозяин: «Кто ты? Что с тобой? Ты отчего трясешься, как больной?»

А тот хозяину: «Наш грозный шах Испытывает надобность в ослах.

Сейчас, во исполиенье шахских слов, На улицах хватают всех ослов».

«Хватают ведь ослов, а не людей! Что за печаль тебе от их затей?

Ты не осел благодаря судьбе; Так успокойся и ступай себе».

А тот: «Так горячо пошли хватать! Что и меня, пожалуй, могут взять.

А как возьмут, не разберут спроста С хвостом ты ходишь или без хвоста.

Готов тиран безумный, полный зла, И человека взять взамен осла».

О ТОМ, КАК ХАЛИФ УВИДЕЛ ЛЕЙЛИ

«Ужель из-за тебя,- халиф сказал,Меджнун-бедняга разум потерял?

Чем лучше ты других? Смугла, черна… Таких, как ты, страна у нас полна».

Лейли в ответ: «Ты не Меджнун! Молчи!» Познанья свет не всем блеснет в ночи.

Не каждый бодрствующий сознает, Что беспробудный сон его гнетет.

Лишь тот, как цепи, сбросит этот сон, Кто к истине душою устремлен.

Но если смерти страх тебя томит, А в сердце жажда прибыли горит,

То нет в душе твоей ни чистоты, Ни пониманья вечной красоты!

Спит мертвым сном плененный суетой И видимостью ложной и пустой.

СПОР О СЛОНЕ

Из Индии недавно приведен, В сарае тесном был поставлен слон,

Но тот, кто деньги сторожу платил, В загон к слону в потемках заходил.

А в темноте, не видя ничего, Руками люди шарили его.

Слонов здесь не бывало до сих пор. И вот пошел средь любопытных спор.

Один, коснувшись хобота рукой: «Слон сходен с водосточною трубой!»

Другой, пощупав ухо, молвил: «Врешь, На опахало этот зверь похож!»

Потрогал третий ногу у слона, Сказал: «Он вроде толстого бревна».

Четвертый, спину гладя: «Спор пустой Бревно, труба… он просто схож с тахтой».

Все представляли это существо По-разному, не видевши его.

Их мненья — несуразны, неверны Неведением были рождены.

А были б с ними свечи-при свечах И разногласья не было б в речах.

РАССКАЗ ОБ УКРАДЕННОМ ОСЛЕ

Внемлите наставлениям моим И предостережениям моим!

Дабы стыда и скорби избежать, Не надо неразумно подражать.

В суфийскую обитель на ночлег Заехал некий божий человек.

В хлеву осла поставил своего, И сена дал, и напоил его.

Но прахом станет плод любых забот, Когда неотвратимое грядет.

Суфии нищие сидели в том Прибежище, томимые постом,

Не от усердья к Богу — от нужды, Не ведая, как выйти из беды.

Поймешь ли ты, который сыт всегда, Что иногда с людьми творит нужда?

Орава тех голодных в хлев пошла, Решив немедленно продать осла.

«Ведь сам пророк — посланник вечных сил В беде вкушать и падаль разрешил!»

И продали осла, и принесли Еды, вина, светильники зажгли.

«Сегодня добрый ужин будет нам!» Кричали, подымая шум и гам.

«До коих пор терпеть нам,- говорят,Поститься по четыре дня подряд?

Доколе подвиг наш? До коих пор Корзинки этой нищенской позор?

Что мы, не люди, что ли? Пусть у нас Веселье погостит на этот раз!»

Позвали — надо к чести их сказать И обворованного пировать.

Явили гостю множество забот, Спросили, как зовут и где живет.

Старик, что до смерти в пути устал, От них любовь и ласку увидал.

Один бедняге ноги растирал, А этот пыль из платья выбивал.

А третий даже руки целовал. И гость, обвороженный, им сказал:

«Коль я сегодня не повеселюсь, Когда ж еще, друзья? Сегодня пусть!»

Поужинали. После же вина Сердцам потребны пляска и струна.

Обнявшись, все они пустились в пляс. Густая пыль в трапезной поднялась.

То в лад они, притопывая, шли, То бородами пыль со стен мели.

Так вот они, суфии! Вот они, Святые. Ты на их позор взгляни!

Средь тысяч их найдешь ли одного, В чьем сердце обитает божество?

x x x

Придется ль мне до той поры дожить, Когда без притч смогу я говорить?

Сорву ль непонимания печать, Чтоб истину открыто возглашать?

Волною моря пена рождена, И пеной прикрывается волна.

Так истина, как моря глубина, Под пеной притч порою не видна.

Вот вижу я, что занимает вас Теперь одно — чем кончится рассказ,

Что вас он привлекает, как детей Торгаш с лотком орехов и сластей.

Итак, мой друг, продолжим-и добро, Коль отличишь от скорлупы ядро!

x x x

Один из них, на возвышенье сев, Завел печальный, сладостный напев.

Как будто кровью сердца истекал, Он пел: «Осел пропал! Осел пропал!»

И круг суфиев в лад рукоплескал, И хором пели все: «Осел пропал!»

И их восторг приезжим овладел. «Осел пропал!»-всех громче он запел.

Так веселились люди до утра, А утром разошлись, сказав: «Пора!»

Приезжий задержался, ибо он С дороги был всех больше утомлен.

Потом собрался в путь, во двор сошел, Но ослика в конюшне не нашел

Раскинув мыслями, решил: «Ага! Его на водопой увел слуга».

Слуга пришел, скотину не привел. Старик его спросил: «А где осел?»

«Как где? — слуга в ответ.- Сам знаешь где! Не у тебя ль, почтенный, в бороде?!»

А гость ему: «Ты толком отвечай, К пустым уверткам, друг, не прибегай!

Осла тебе я поручил? Тебе! Верни мне то, что я вручил тебе!

Да и слова Писания гласят: «Врученное тебе отдай назад!»

А если ты упорствуешь, так вот Неподалеку и судья живет!»

Слуга ему в ответ: «При чем судья? Осла твои же продали друзья!

Что с их оравой мог поделать я? В опасности была и жизнь моя!

Когда оставишь кошкам потроха На сохраненье, долго ль-до греха!

Ведь ослик ваш для них, скажу я вам, Был что котенок ста голодным псам!»

Суфий слуге: «Допустим, что осла Насильно эта шайка увела.

Так почему же ты не прибежал И мне о том злодействе не сказал?

Сто средств тогда бы я сумел найти, Чтоб ослика от гибели спасти!»

Слуга ему: «Три раза прибегал, А ты всех громче пел: «Осел пропал!»

И уходил я прочь, и думал: «Он Об этом деле сам осведомлен

И радуется участи такой. Ну что ж, на то ведь он аскет, святой!»

Суфий вздохнул: «Я сам себя сгубил, Себя я подражанием убил

Тем, кто в душе убили стыд и честь, увы, за то, чтоб выпить и поесть!»

РАССКАЗ О САДОВНИКЕ

Садовник увидал, войдя в свой сад, Что трое незнакомцев в нем сидят.

«Похожи,-он подумал, -на воров!» Суфий, сеид и третий — богослов.

А был у них троих один порок: Душа как незавязанный мешок.

Сказал садовник: «Сада властелин Я иль они? Их трое, я один!

Хитро на этот раз я поступлю, Сперва их друг от друга отделю.

Как в сторону отправлю одного Всю бороду я вырву у него.

Ух, как поодиночке проучу, Как только их друг с другом разлучу!»

И вот злоумный этот человек К такой коварной выдумке прибег.

Сказал суфию: «Друг! Возьми скорей В сторожке коврик для своих друзей!»

Ушел суфий. Садовник говорит: «Вот ты — законовед, а ты — сеид,

Старинный род твой царственно высок, Ведь предок твой был сам святой пророк!

А ты — ученый муж, ведь по твоим Установленьям мы и хлеб едим!

Но тот суфий — обжора и свинья, Да разве он годится вам в друзья?

Гоните прочь его-и у меня Вы погостите здесь хоть два-три дня.

Мой дом, мой сад всегда для вас открыт. Что — сад! Вам жизнь моя принадлежит!»

Поверили они словам его И спутника прогнали своего.

Настиг суфия беспощадный враг Садовник с толстой палкою в руках,

Сказал: «Эй ты,суфий-собака, стой! Как ты проворно в сад залез чужой!

Или тебя забыть последний стыд Наставили Джанейд и Баязид?»

До полусмерти палкой он избил суфия. Голову раскровенил.

Сказал суфий: «Сполна мне этот зверь Отсыпал. Ваша очередь теперь!

Того ж отведать, что отведал я, Придется вам, неверные друзья! .

Вы — обольщенные своим врагом Подобным же подавитесь куском!

Всегда в долине злачной бытия К тебе вернется эхом речь твоя!»

x x x

Избив суфия, добрый садовод Такой с гостями разговор ведет:

«О дорогой сеид, сходи ко мне В сторожку и скажи моей жене,

Чтобы лепешек белых испекла И жареного гуся принесла!»

Внук Божьего избранника ушел. Хозяин же такую речь завел:

«Вот ты — законовед и веры друг, Твердыня правды, мудрый муж наук!

Бесспорно это. Но обманщик тот, Себя он за сеида выдает!

А что его почтеннейшая мать Проделывала-нам откуда знать?

Любой ублюдок в даши дни свой род От корня Мухаммадова ведет»

Все, что ни лгал он злобным языком, То было правдою о нем самом.

Но так садовник льстиво говорил, Что вовсе гостя он обворожил.

И многомудрый муж, законовед, «Ты прав!»-сказал хозяину в ответ.

Тогда к сеиду садовод пошел С дубиною, промолвив: «Эй, осел!

Вот! Иль оставил сам святой пророк Тебе в наследство гнусный твой порок?

На льва детеныш львиный всем похож! А ты-то на пророка чем похож?»

И тут дубиною отделал он Сеида бедного со всех сторон.

Казнил его, как лютый хариджит, Сразил его, как Шимр и как Езид.

Весь обливаясь кровью, тот лежал И так в слезах законнику сказал:

«Вот ты один остался, предал нас, Сам барабаном станешь ты сейчас?

Я в мире не из лучших был людей, Но лучше все ж, чем этот лиходей!

Себя ты погубил, меня губя, Плохая вышла мена у тебя!»

Тогда, к последнему из трех пришед, Сказал садовник: «Эй, законовед! .

Так ты законовед? Да нет, ты вор! Ты — поношенье мира и позор.

Или разрешено твоей фатвой Влезать без позволенья в сад чужой?

Где, у каких пророков, негодяй, Нашел ты это право? Отвечай!

В «Посреднике» иль в книге «Океан» Ты это вычитал? Скажи, болван!»

И, давши волю гневу своему, Садовник обломал бока ему.

Мучителю сказал несчастный: «Бей! Ты прав в законной ярости твоей:

Я кару горше заслужил в сто раз, Как всякий, кто друзей своих предаст!

Да поразит возмездие бедой Тех, кто за дружбу заплатил враждой».

РАССКАЗ О ВИНОГРАДЕ

Вот как непонимание порой Способно дружбу подменить враждой,

Как может злобу породить в сердцах Одно и то ж на разных языках.

Шли вместе турок, перс, араб и грек. И вот какой-то добрый человек

Приятелям монету подарил И тем раздор меж ними заварил.

Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем На рынок и ангур приобретем!»

«Врешь, плут,- в сердцах прервал его араб, Я не хочу ангур!Хочу эйнаб!»

А турок перебил их: «Что за шум, Друзья мои? Не лучше ли узюм?»

«Что вы за люди:! -грек воскликнул им. Стафиль давайте купим и съедим!»

И так они в решении сошлись, Но, не поняв друг друга, подрались.

Не знали, называя виноград, Что об одном и том же говорят.

Невежество в них злобу разожгло, Ущерб зубам и ребрам нанесло.

О, если б стоязычный с ними был, Он их одним бы словом помирил.

«На ваши деньги,-он сказал бы им, Куплю, что нужно всем вам четверым,

Монету вашу я учетверю И снова мир меж вами водворю!

Учетверю, хоть и не разделю, Желаемое полностью куплю!

Слова несведущих несут войну, Мои ж — единство, мир и тишину».

ДЖУХА И МАЛЬЧИК

Отца какой-то мальчик провожал На кладбище и горько причитал:

«Куда тебя несут, о мой родной, Ты скроешься навеки под землей!

Там никогда не светит белый свет, Там нет ковра да и подстилки нет!

Там не кипит похлебка над огнем, Ни лампы ночью там, ни хлеба днем!

Там ни двора, ни кровли, ни дверей, Там ни соседей добрых, ни друзей!

О как же ты несчастен будешь в том Жилье угрюмом, мрачном и слепом!

Родной! От тесноты и темноты Там побледнеешь и увянешь ты!»

Так в новое жилье он провожал Отца и кровь — не слезы — проливал.

«О батюшка! — Джуха промолвил тут. Покойника, ей-богу, к нам несут!»

«Дурак!» — сказал отец. Джуха в ответ: «Приметы наши все, сомненья нет,

Все как у нас: ни кровли, ни двора, ни, хлеба, ни подстилки, ни ковра!».

О ТОМ, КАК ВОР У КРАЛ ЗМЕЮ У ЗАКЛИНАТЕЛЯ

У заклинателя индийских змей Базарный вор, по глупости своей,

Однажды кобру сонную стащил И сам убит своей добычей был.

Беднягу заклинатель распознал, Вздохнул: «Он сам не знал, что воровал

С молитвой к небу обратился я, чтобы нашлась пропавшая змея.

А ей от яда было тяжело, Ей, видно, жалить время подошло.

Отвергнута была моя мольба, От гибели спасла меня судьба».

Так неразумный молится порой О пользе, что грозит ему бедой.

И сколько в мире гонится людей За прибылью, что всех потерь лютей!

КРИКИ СТОРОЖА

При караване караульщик был, Товар людей торговых сторожил.

Вот он уснул. Разбойники пришли, Все вняли и верблюдов увели.

Проснулись люди: смотрят — где добро: Верблюды, лошади и серебро?

И прибежали к сторожу, крича, И бить взялись беднягу сгоряча.

И молвили потом: «Ответ нам дай: Где наше достоянье, негодяй?»

Сказал: «Явилось множество воров. Забрали сразу все, не тратя слов…»

«Да ты где был, никчемный человек? Ты почему злодейство не пресек?»

Сказал: «Их было много, я один… Любой из них был грозный исполин!»

А те ему: «Так что ты не кричал: «Вставайте! Грабят!» Почему молчал?»

«Хотел кричать, а воры мне: молчи! Ножи мне показали и мечи.

Я смолк от страха. Но сейчас опять Способен я стонать, вопить, кричать.

Я онемел в ту пору, а сейчас Я целый день могу кричать для вас».

РАССКАЗ О КАЗВИНЦЕ И ЦИРЮЛЬНИКЕ

Среди казвинцев жив и посейчас Обычай — удивительный для нас

Накалывать, с вредом для естества, На теле образ тигра или льва.

Работают же краской и иглой, Клиента подвергая боли злой.

Но боль ему приходится терпеть, Чтоб это украшение иметь.

И вот один казвинский человек С нуждою той к цирюльнику прибег.

Сказал: «На мне искусство обнаружь! Приятность мне доставь, почтенный муж!»

«О богатырь! — цирюльник вопросил. Что хочешь ты, чтоб я изобразил?»

«Льва разъяренного! — ответил тот. Такого льва, чтоб ахнул весь народ.

В созвездье Льва — звезда судьбы моей! А краску ставь погуще, потемней».

«А на какое место, ваша честь, Фигуру льва прикажете навесть?»

«Ставь на плечо,- казвинец отвечал Чтоб храбрым и решительным я стал,

Чтоб под защитой льва моя спина В бою и на пиру была сильна!»

Когда ж иглу в плечо ему вонзил Цирюльник, «богатырь» от боли взвыл:

«О дорогой! Меня терзаешь ты! Скажи, что там изображаешь ты?»

«Как что?-ему цирюльник отвечал. Льва! Ты ведь сам же льва мне заказал

«С какого ж места ты решил начать Столь яростного льва изображать?»

«С хвоста».- «Брось хвост! Не надобно хвоста! Что хвост? Тщеславие и суета!

Проклятый хвост затмил мне солнце дня, Закупорил дыханье у меня!

С чародей искусства, светоч глаз, Льва без хвоста рисуй на этот раз».

И вновь цирюльник немощную плоть Взялся без милосердия колоть.

Без жалости, без передышки он Колол, усердьем к делу вдохновлен.

«Что делаешь ты?»-мученик вскричал. «Главу и гриву»,- мастер отвечал.

«Не надо гривы мне, повремени! С другого места рисовать начни!»

Колоть пошел цирюльник. Снова тот Кричит: «Ай, что ты делаешь?» — «Живот».

Взмолился вновь несчастный простота: «О дорогой, не надо живота!

Столь яростному льву зачем живот? Без живота он лучше проживет!»

И долго, долго, мрачен, молчалив, Стоял цирюльник, палец прикусив.

И, на землю швырнув иглу, сказал; «Такого льва господь не создавал!

Где, ваша милость, льва видали вы Без живота, хвоста и головы?

Коль ты не терпишь боли, прочь ступай, Иди домой,на льва не притязай!»

О друг, умей страдания сносить, Чтоб сердце светом жизни просветить.

Тем, чья душа от плотских уз вольна, Покорны звезды, солнце и луна.

Тому, кто похоть в сердце победил, Покорны тучи и круги светил.

И зноем дня не будет опален Тот, кто в терпенье гордом закален.

СПАСШИЙСЯ ВОР

Какой-то человек, войдя в свой дом, Увидел вора, шарящего в нем.

Погнался он за вором, в пот вогнал. И уж совсем он вора настигал,

Но закричал в ту пору вор другой: «Эй, не беги, почтеннейший! Постой!

Поди сюда, взгляни-ка — вот следы К твоим дверям крадущейся беды!

Иди по ним, о добрый человек, Чтоб не утратить все добро навек».

Подумал тот: «А вдруг ко мне опять Другой злодей забрался воровать?

Бегущего ловить какой мне прок? Вернусь-ка я скорей на свой порог.

А вдруг забравшийся ко мне злодей Жену мою зарежет и детей!

Тот муж,-видать, доброжелатель мой, Не зря советует спешить домой».

«О друг! — второго вора он спросил. Какие ты следы еще открыл?»

А вор ответил: «Видишь-три следа? Вор этот подлый убежал туда!

За ним скорей, почтенный, поспешай, Чтобы не скрылся зтот негодяй».

«Ах ты осел! — несчастный завопил. Ве

Цитаты Джалаладдина Руми про сердце

Когда не хочешь сам себя спасти…

Ищущий (И) и Озарённый (О)»:

И: Запутался, где правда, а где ложь.
О: Без Бога потому что ты живёшь.
И: Но думал ведь всегда, что верил я!
О: Что верой мнил — не вера то твоя.
И: Не вера? Но так что же?! О: О, проснись!
Надежда и сомненье то сплелись!
Но Бога нет там, только мыслей рой,
Не сердцем жил ты — только головой.
И: Где ж Истина? Как жить мне предстоит?
О: На середине Истина лежит.
И: Но как найти? Неужто жизнь пройдёт,
А Истину душа не обретёт?!
Что делать! Я в пучину страсти впал,
Надежду, веру — всё я потерял!
Любви не встретил на своём пути,
Мертвец при жизни. Душу как спасти?
Ты веры полон, вижу я, мудрец,
Пришёл ты, словно видя мой конец.
Как мне прозреть? О, правды не скрывай
О: Навстречу Богу сердце раскрывай.
Он в солнце, в небе, в звёздах и луне,
В сердцах людей, искра Его — в тебе.
Ты мучаешь, несчастный, сам себя.
Везде Он пребывает, всех любя.
Живи, как можешь, но не позволяй
Страстям своим стремиться через край.
На деньги, злато, камень, о, мой друг,
Смотри ты равно, чтоб избегнуть мук.
Что нужно, что не нужно, — различай,
И Бога ни на миг не забывай!
Мир преходящ, как караван- сарай,
К печалям, радостям его не привыкай.
Лишь Солнце зри в себе, вокруг себя,
И в сердце каждого — сияние Огня,
И ум старайся Светом растворять,
Чтоб драгоценным камнем засиять!
И: Но пробовал всё это я не раз…
О: Не принял, значит, к сердцу мой наказ!
Когда не хочешь сам себя спасти,
Не жди и наставлений о Пути!
Кто сам себе готов помочь,лишь тот
И Путь свой, несомненно,обретёт.