МАЛЕЙЧУК ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ | МОСКОВСКИЙ ГЕШТАЛЬТ ИНСТИТУТ
Общество практикующих психологов «Гештальт‑подход»
+375- 297- 93- 00- 69
[email protected]
МоскваБрест
Статус в сообществе
ТерапевтСупервизор
Ведущий тренер
Специализация
- Индивидуальная терапия
- Терапия зависимостей
- Семейная терапия
- Работа с детьми
- Работа с подростками
- Работа с парами
- Работа с детско-родительскими парами
- Работа с семьей
- Клинические аспекты психотерапии
- Арт-терапия
- Работа с группой
- Телесно-ориентированная терапия и психосоматика
- Кризисы и травмы
- Организационное консультирование
- Терапия сексуальных нарушений
- Работа со сновидениями
- Философия практики
- Работа с системами в гештальт-подходе
- Гендер и социальные роли с точки зрения гештальт-подхода
Описание профессиональной деятельности
Специалист в области психосоматики, клинической психологии работе с созависимостями.
Мероприятия
Прошедшие мероприятия
Базовые курсы
- Теория и практика гештальт-терапии (25.10.2013)
- Теория и практика гештальт терапии базовый курс (03.05.2019)
- Теория и практика гештальт-терапии. 2 ступень (06.04.2021)
- Программа первой ступени «Основы гештальт-терапии» (18.09.2021)
Программы 2-й ступени
- Теория и практика гештальт-терапии (31.10.2017)
- Теория и практика гештальт-терапии. Базовый курс (07.05.2018)
- Теория и практика гештальт терапии (2 ступень) (30.09.2022)
Программы 3-й ступени
- Совершенствование в гештальт-терапии (28.11.2014)
- Совершенствование в гештальт-терапии (19.10.2018)
Конференции
- Региональная конференция «Гештальт на пересечении дорог» (12.10.2013)
- XII научно-практическая конференция «Гештальт-подход: от индивида к сообществу» (04. 04.2014)
- XIII международная научно-практическая конференция «Гештальт-подход: от индивида – к сообществу» (03.04.2015)
- XIV международная научно-практическая конференция «Гештальт-подход: от индивида – к сообществу» (01.04.2016)
- XV юбилейная международная научно-практическая конференция «Гештальт-подход: от индивида – к сообществу» (31.03.2017)
- XVI международная научно-практическая конференция «Гештальт-подход: от индивида – к сообществу» (30.03.2018)
- Хх юбилейная конференция “Любовь как терапия. Терапия как любовь” (01.04.2022)
Спецкурсы
- Гештальт-подход в работе с психосоматическими расстройствами (15.03.2014)
Специализации
- Семейная терапия: интегративный гештальт-подход (19.11.2013)
- Семейная терапия: интегративный гештальт-подход
- Специализация «Групповая гештальт-терапия» (23.01.2015)
- «Семейная терапия: интегративный гештальт-подход» (07.10.2016)
- «Семейная терапия: интегративный гештальт-подход» (15.10.2016)
- «Семейная терапия: интегративный гештальт-подход. Зависимые и созависимые отношения» (18.10.2016)
- «Групповая гештальт терапия» (17.02.2017)
- Семейная терапия: интегративный гештальт-подход (14.03.2017)
- Семейная терапия: интегративный гештальт подход (11.02.2019)
- Системная семейная терапия: интегративный гештальт-подход (12.10.2019)
- Семейная терапия: интегративный гештальт-подход (29.11.2019)
- Кризисы и травмы: итнегративный гештальт-подход (03.12.2021)
- Феномены и механизмы дисфункциональной семьи: инте (26.01.2022)
Интенсивы
- «Искусство быть с другим +» (15. 07.2014)
- «Искусство быть с другим +» (15.07.2014)
- Летний интенсив МГИ «Искусство быть с другим +» (15.07.2015)
- Летний интенсив МГИ «Искусство быть с другим: тело, разум, душа» (15.07.2016)
- Летний интенсив «Искусство быть с другим: тело, арт, гештальт-эксперименты» (15.07.2018)
- XIX интенсив искусство быть с другим: тело, арт, гештальт-эксперименты» (15.07.2019)
- XX юбилейный интенсив «Искусство быть с другим: привязанность, любовь, сексуальность» (12.07.2020)
- XXI интенсив «Искусство быть с другим: привязанность, love, sexuality» (15.07.2021)
- Интенсив «Синегорье.таежный роман» (01.06.2022)
Шаттлы
- Енисейский шаттл в красноярске (05.10.2021)
- Енисейский шаттл в красноярске (23.09.2022)
Геннадий Малейчук. Мир глазами пограничного клиента
Материалом для статьи послужил доклад «Феноменология пограничного клиента», озвученный на симпозиуме «Клинический и феноменологический подход в диагностике личности клиента» в рамках международной конференции «Гештальт-подход: от индивида к сообществу.
Иллюзии привлекают нас тем,
что избавляют от боли…
З. Фрейд
Приходилось ли Вам встречаться в терапии и в жизни с пограничным клиентом?
Если да, то вряд ли Вы не запомнили эту встречу и этого человека. Такие люди оставляют в памяти заметные следы.
Сразу же надо отметить, что в статье речь пойдет не о пограничном личностном расстройстве, являющимся одной из форм расстройства личности, а о пограничном уровне организации личности, известном психологам по работам Нэнси Мак-Вильямс.
Пограничный уровень организации личности занимает промежуточное, переходное состояние между невротическим и психотическим уровнем. Одной из первых в психотерапии о пограничных клиентах упоминает Дейч, называя таких пациентов «как будто личностями».
Эти пациенты, на ее взгляд, представляют собой варианты аномальных искаженных личностей. Они не относятся к принятым формам неврозов, и они слишком адаптированы к реальности, чтобы называть их психотиками.
В настоящее время диагностика пограничных клиентов в основном строится на клиническом подходе. Такой подход основывается на выделении диагностических признаков-симптомов и отражен в современных классификаторах психических расстройств (МКБ и DSM).
Предметом нашего внимания в данной статье будет подход феноменологический, делающий акцент на переживаниях, феноменах сознания как самого пограничного клиента, так и Другого человека, находящегося в контакте с пограничным. Фокус внимания в этом случае будет сосредоточен на переживаниях клиентом себя, другого и мира.
Я предлагаю посмотреть глазами пограничного клиента на Мир, других людей, самого себя.
Прежде чем говорить о феноменологии пограничного клиента, предлагаю сосредоточиться на некоторых общих признаках, характерных в целом для пограничного уровня организации личности вне зависимости от существующих здесь клинических форм или типов. На мой взгляд, они следующие.
Общие признаки:
1. Полярность сознания — вследствие чего пограничный расщепляет в восприятии все объекты мира на хорошие и плохие, добрые и злые, черные и белые и т.д. Непредставленность в восприятии пограничного клиента оттенков.
2. Эгоцентризм. Я пограничного клиента инфантильно, не достигло в развитии уровня децентрации, что проявляется в неспособности последнего стать на точку зрения Другого и невозможности эмпатии.
3. Склонность к идеализации. Для пограничного клиента характерно некоторое нарушение контакта с реальностью, что проявляется в приписывании объектам мира и миру в целом своих желаемых идеализированных характеристик.
Выделенные общие психологические признаки пограничного клиента будут находить свое воплощение в переживаниях им мира, самого себя и другого человека. Содержание этих глобальных структурных конструктов сознания мы можем заметить уже в ходе первой встречи с клиентом, обращаясь к его текстам.
Диагностически значимыми здесь будут следующие вопросы: «Расскажи о себе, какой ты человек?», «Какой ты мужчина/женщина?», «Расскажи о близких тебе людях, матери, отце?», «Что ты думаешь о мире, каков он?» и т. д. Могут быть различные вариации вопросов, ответы на которые позволили бы составить представления клиента о мире, другом человеке, о нем самом.
Рассмотрим выделенные конструкты сознания более содержательно.
Феноменология пограничного клиента
ОБРАЗ Я
Для клиента пограничного уровня будет характерна диффузная идентичность, которой будет свойственен неинтегрированный (нецелостный) и недиференцированный образ своего Я. Недифференцированный образ Я на когнитивном уровне будет проявляться в том, что знания человека о себе будут фрагментарны, отрывочны, противоречивы.
На эмоциональном уровне это будет проявляться как нестабильное, неустойчивое, противоречивое, зависимое от мнений других людей отношение к себе. У пограничных клиентов всегда противоречивая самооценка: «Я уникален и посредственен. Я гениален и бездарен. Я грандиозен и ничтожен и т.д.»
Для здорового же человека представления о себе будут:
1. Дифференцированными и целостными. Первое диалектическое противоречие: «Я разный, Я и такой и такой, но все это Я, Я принимаю себя всякого». У Е. Евтушенко есть стихотворение, в котором, на мой взгляд, очень точно отражается феноменология зрелой идентичности психически здоровой личности: «Я разный, я натруженный и праздный. Я целе- и нецелесообразный. Я весь несовместимый, неудобный. Застенчивый и наглый, злой и добрый…»;
2. Стабильными и гибкими. Второе диалектическое противоречие: Я такой, какой Я есть, Я знаю, кто Я и какой Я, но Я могу меняться, избирательно перестраивать себя».
В раннем детском возрасте таким клиентам недоставало рядом эмпатически поддерживающего, принимающего объекта, контейнирующего хаотическую, неконролируемую эмоциональность, что привело к патологическому расщеплению опыта и в итоге к невключению в образ Я некоторых непринимаемых, недостойных с точки зрения родителей чувств, влечений и качеств Я.
То, что не удается пережить и принять, сделать частью своего Я, приходится отщеплять и интенсивно контролировать в течении всей оставшейся жизни. Пограничная личность пытается контролировать те чувства, влечения, качества, которые не были должным образом контейнированы и дифференцированы значимым окружением.
В итоге, большая часть территории Я оказывается отчужденной, Я состоит из отдельных, слабо или вообще неосознаваемых «кусков», несынтегрированных в единое целое.
ОБРАЗ ДРУГОГО
Для образа другого человека, также, как и для образа Я будет свойственна вся та же полярность и несынтегрированность. В результате чего Другие в сознании пограничного клиента будут четко и однозначно делиться на «своих и врагов», «хороших и плохих», «красных и белых» и т.д. «Свои» при этом будут идеализироваться, «чужие» – обесцениваться. Приписываемые оценки другим людям будут отличаться не только однозначностью, но и категоричностью.
Диффузность Другого будет проявляться в невыделении разносторонних качеств другого, в свойственных для пограничных клиентов обобщенных характеристиках Другого: «Моя мать? – Обычная женщина», «Мой отец? – Алкоголик». Все многообразие качеств Другого сводится к одной черте, словно бирке, прикрепленной пограничным к другому человеку.
Лежащее на поверхности безразличие к Другому сочетается с глубокой, плохоосознаваемой тоской по Другому и близким отношениям с ним.
Это тоска по симбиотическим отношениям, в которых бы безусловно любили и принимали. Отсутствие чувствительных к Я ребенка родителей привело его к эмоциональной недокормленности. Другой в итоге становится жизненно нужен, но при этом не важен. Важность предполагает ценность Другого, но это отношение может появиться лишь при условии преодоления нужды Другого, без которого ребенку невозможно выжить.
Полярность образа Другого у пограничного клиента будет проявляться и в противоречивом отношении к терапевту. Вследствие расщепленности образа Другого на «хороший» и «плохой», клиент будет скользить на качелях идеализации и обесценивания в отношении терапевта.
ОБРАЗ МИРА
Реальный мир в глазах пограничного клиента – несовершенен и несправедлив. Зато идеальный – яркий и красочный. Тоска по идеальному миру проявляется в присущей им установке изменить мир под свои фантазии о нем. Пограничные люди – борцы за изменения, улучшения мира, идеалисты и революционеры, фанаты, «правдолюбцы», ни на секунду не сомневающиеся в своей правде.
Они, став физически взрослыми, так и остаются психологически детьми, которые, согласно идеям Мелани Кляйн, не преодолели в своем развитии шизоидно-параноидную стадию, остались фиксированными на ней.
На следующей стадии развития – депрессивной — ребенку удается преодолеть расщепленность объекта на «плохой и хороший», встретиться лицом к лицу с этим противоречием и в итоге, приняв, примирившись с этим противоречием, обрести константность объекта.
Пограничные же всю свою жизнь продолжают расщеплять мир на хороший, идеальный, желанный, но недостижимый, и плохой – реальный, непринимаемый, несовершенный и несправедливый.
Чаще всего переживаемые чувства пограничным клиентом
В зависимости от ситуации у пограничного клиента можно встретить следующие, разные по интенсивности чувства.
Тоска – Отчаяние. Тоска пограничного клиента из-за невозможности быть принятым, любимым значимым Другим. Отчаяние же – это отчаяние недокормленного младенца, вечно голодного, но неспособного наесться. Для того, чтобы есть, нужно доверие. Доверие оказалось несформировано, так как не было принятия со стороны значимых объектов.
Раздражение – Ярость. Мир и люди в глазах пограничного клиента несправедливы, так как несоответствуют их идеализированным ожиданиям. Как следствие этого, раздражение от непринятия неидеального мира, Другого, себя до ярости – желания уничтожить такой мир, другого человека и себя как несовершенных и никчемных.
Феноменология терапевта
Другому сложно находиться в отношениях с пограничным в силу его выше рассмотренных особенностей. В отношениях пограничный человек стремится сделать их идеальными. Из-за стремления к идеализации пограничного, Другому невозможно иметь права на ошибку, невозможно быть собой, несовершенным.
Возможность Другого быть Другим не может быть интегрирована пограничным. Другой нужен как объект, подтверждающий само существование Я. Таким людям не удаётся освободиться от своих родителей; они всегда в поисках их внимания и одобрения. Они всегда ищут идеального Другого, который 24 часа в сутки полностью в их распоряжении (потребность 2-х летнего ребёнка).
Острая нужда в Другом у пограничного выливается в его контроль. Другой, как уже отмечалось, нужен, но не ценен, в силу этого, для пограничного клиента невозможно устанавливать Я-Ты отношения. Другой оказывается в прокрустовом ложе идеализации пограничного. Неудивительно, что не справившись с его высокими требованиями, Другой попадает в полярность обесценивания.
Не составляет здесь исключения и терапевт. Пограничный клиент в контакте с ним ведет себя как маленький ребенок, непослушный, провоцирующий, нарушающий границы. Инфантильный, с ярко выраженным внешним локусом контроля, не принимающий ответственности за себя, требующий, обесценивающий, упрекающий – вот некоторые из наиболее ярких черт пограничного.
Неудивительно, что у чувствительного терапевта довольно скоро возникает много раздражения и даже агрессии.
Психотерапия пограничного клиента – не самая простая даже для опытного профессионала. Приходится сталкиваться с сильным обесцениванием, провокациями, соблазнениями, попытками нарушения профессиональных и личных границ и контейнировать, контейнировать.
Отсюда: http://psyhologytoday.ru/public/mir-glazami-pogranichnogo-klienta/
Tags: пограничное расстройство личности, психотерапия
ПОСЛЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА: МОЙ «ВНУТРЕННИЙ ТРУС»
ПОСЛЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА: МОЙ «ВНУТРЕННИЙ ТРУС»
Трус не выбирает
Выбирает свой страх .
М. Булгаков. Мастер и Маргарита
В этой статье я никоим образом не пытаюсь никого осудить или пристыдить. Я написал эту статью, «заглянув» прежде всего в себя.
Можно было бы, конечно, выбрать для названия более политкорректную психологическую концепцию — что-то вроде неуверенного в себе, боязливого, робкого и т. д.
Но сути от этого не меняется. Я беру на себя смелость смотреть на этот психологический феномен без прикрас и называть вещи своими именами.
Эта статья не просто о ситуативном ощущении страха, а о том положении дел, когда страх «врос» в личность, стал ее структурным элементом, частью личности , которая в определенные моменты «берет на себя управление всей личности».
Мне близка идея системно-структурного подхода к рассмотрению личности. Личность для меня – это система, состоящая из комплекса структурных компонентов, связанных между собой в определенной иерархии – субличностей. Эта структура является результатом жизненного опыта человека, тех событий и ситуаций, которые составляют его историю. В процессе жизненной истории человека (всегда уникального) формируется та уникальная и неповторимая (как отпечатки пальцев) конфигурация его строения.
Эта структура содержит как чисто индивидуальные образования, так и некоторые универсальные. Такими универсальными структурными образованиями являются, например, эго-состояния, выделенные Э. Берном: Ребенок, Взрослый, Родитель, Еще одним таким универсальным внутренним образованием, на мой взгляд, является образование «Мой внутренний трус».
«Внутренний трус» есть в каждом из нас. Это результат переживания сильного чувства страха и последствий таких переживаний, которые запечатлеваются как один из структурных компонентов личности. «Внутренний трус» — важное личностное воспитание, позволяющее человеку выжить. У кого-то больше, у кого-то меньше. В зависимости от его «веса» растет его влияние на мое Я. В ряде случаев это влияние становится огромным, полностью парализующим работу Я в плане выбора и творческой адаптации.
Откуда взялась эта часть личности?
«Внутренний трус» — результат опыта. Как, впрочем, и все, что есть в человеке. Мир небезопасен для человека, а уж тем более для маленького человека. И человек часто встречается со страхом. Это глубокая, сильная, жизненная эмоция, которая может оставить глубокий след в душе.
Часто в истории «внутреннего труса» можно встретить страшную историю, ставшую травмирующей личность, сильно изменив ее структуру. Иногда может не быть острой травмы. Но человек долгое время жил в хронической ситуации страха и это тоже не проходило для него бесследно.
В любом случае, мой «внутренний трус» возник из-за страха и продолжает «питаться» страхом. Когда-то такое робкое поведение было оправдано. Это было адекватно ситуации, уместно. Возможно, это даже помогало человеку выжить в то время, когда ситуация для личности была небезопасна, а силы были неравны (например, в детстве). Но впоследствии этот страх «поселился» в личности , стал ее отдельной сущностью, вне зависимости от ситуации и без учета реального соотношения сил.
В своей статье я описываю именно такой вариант этого патологически расширенного внутреннего образования, когда «внутренний трус» перестает выполнять свою положительную функцию для личности — защищать ее от реальных опасностей. Когда эта инстанция зарастает, она мешает личности творчески адаптироваться и расти, активно вмешиваясь в ее выбор. Трус не выбирает, выбирает его страх.
Как распознать «внутреннего труса»?
Проявления «Внутреннего Труса» многогранны. Встречается в ситуациях:
Здесь важно то, чего я боюсь. Боюсь, как отреагируют другие, что скажут, что подумают.
И поэтому:
Снова молчу, когда надо сказать… Снова останавливаюсь, когда надо сделать… Снова «проглатываю» агрессивный выпад на себя… Снова обижаюсь вместо того, чтобы злиться… Снова ухожу от разборок… Снова предпочитаю оставаться «в зоне комфорта»…
Чаще всего у человека с патологически выраженным «Внутренним Трусом» проблемы с психологическими границами и проявлением агрессии . Ему трудно защищать свою территорию и вместо агрессии, столь уместной в данной ситуации, он впадает в обиду.
У «Внутреннего Труса» много разных масок — «хороший мальчик/девочка», «старательный работник», «примерный семьянин», «надежный друг», просто «хороший человек»…
Единственная ипостась, что «Внутренний трус» никогда не признает, что это трус. Он везде, он правит, но при этом тщательно прячется от других и от самого себя. Чего трус не может себе позволить, так это сказать: «Я трус!» Это та грань идентичности, которая всячески скрывается, маскируется, скрывается как от других, так и от самого себя.
Каковы последствия?
Когда Внутренний Трус «возглавляет» мою личность Я предаю себя .
— Психологический комфорт покупаю, но цена очень высокая.
— Я приспосабливаюсь к обстоятельствам и не могу сказать «Нет» другим.
— Я не могу сказать «да» своей жизни.
-Я не хозяин своей жизни.
-Я не живу своей жизнью.
Что с ним делать?
Опишу последовательно работу с патологически выраженным компонентом личности «Внутренний Трус».
Первым шагом будет открытие в себе «внутреннего труса». Это позволит увидеть, опознать и распознать его и его власть над моим Я. Ведь все, что не осознается и не принимается моим Я, имеет власть над Я, управляет Я.
Второй шаг – проверка реальностью
В такие моменты, когда ситуация субъективно оказывается ужасной, актуализируется «Внутренний Трус» и человек автоматически затягивается в пучину ужасных переживаний, происходящих тут же. Поэтому предложенные ниже вопросы могут вытащить его из парализующей реальности прошлого и вернуть в реальность настоящего.
— Насколько опасна сейчас ситуация?
— Кто я теперь?
— Сколько мне лет?
— Что я действительно могу сделать сейчас?
— Каковы возможные последствия этой ситуации — что может случиться?
Третий шаг — эксперимент
Здесь важно рискнуть и попытаться сделать что-то не так, как обычно. Попробуйте сказать «Нет» там, где вы хотите это сделать, но вы обычно говорите «Да». Это одна из самых сложных частей работы. Здесь нужна большая поддержка. Хорошо, если такой эксперимент проводится в ситуации личной психотерапии или в формате психотерапевтической группы. Но без этого шага невозможно получить новый опыт.
Четвертый шаг — усвоение опыта
Важно заметить и усвоить этот новый опыт — опыт вашего мужественного поступка. Не обесценивайте это. После поступка «смелого» для вас, вы меняетесь. Вы человек, который сделал это! И этот поступок не пройдет бесследно для вашей личности, его следы отложатся в ней, изменят вашу личность. Ты станешь другим!
Посеешь действие — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу — красивое изречение, иллюстрирующее сказанное выше, приписываемое Конфуцию.
Прекрасный пример такого превращения описан Э. Хемингуэем в рассказе «Короткое счастье Фрэнсиса Макомбера».
… не в первый раз люди взрослели на его глазах, и это всегда беспокоило его. Дело не в том, что им двадцать один год. Совпадение обстоятельств на охоте, когда вдруг надо было действовать и некогда было заранее побеспокоиться, — вот что для этого нужно было Макомберу; но все же, как бы это ни случилось, это случилось несомненно. Вот кем он стал, подумал Уилсон. Дело в том, что многие из них надолго остаются мальчиками. Некоторые такие на всю жизнь. Мужчине пятьдесят лет, а фигура мальчишеская. Пресловутые американские мальчики мужского пола.
Чудесные люди, ей-Богу. Но теперь ему нравится этот Макомбер. Эксцентрик, действительно, эксцентрик. И он, наверное, больше не даст себя научить. Бедняга, должно быть, всю жизнь боялся.
Неизвестно, как это началось. Но теперь все кончено. Он не успел испугаться буйвола. Кроме того, он был зол. … Теперь его не удержишь. …Страха больше нет, как будто его вырезали. Вместо этого есть что-то новое. Самое главное в мужчине. Что делает его мужчиной. И женщины это чувствуют. Больше нет страха.
Сгорбившись в углу машины, Маргарет Макомбер взглянула на них обоих. Уилсон не изменился. Она увидела Уилсона таким же, каким видела накануне, когда впервые поняла, в чем его сила. Но Фрэнсис Макомбер изменился, и она это видела.
«Внутренний трус» поселяется не только в вашей личности, но и в вашем теле. Он живет в твоей груди. Вы можете заметить это по напряжению грудной клетки, скованности, давлению, по поверхностному дыханию… Мышцы вашей груди напряжены, ваши крылья туго скручены.
Совершив смелый поступок, преодолев своего «Внутреннего Труса», вы почувствуете, как в груди лопаются пузыри, как они наполняют, расширяют ее. Почувствуйте, как расправляются ваши плечи, как раскрывается грудь, как глубоко вы начинаете дышать… От этого растет ваше самоуважение, ваша уверенность в себе, ваше принятие себя, ваша любовь к себе.
Любите себя!
Автор: Геннадий Малейчук
Профессиональные ловушки | Прочие 2022
Профессиональные ловушки
Психотерапия относится к «человеческим» профессиям, предполагающим непосредственный, тесный контакт с людьми — клиентами.
На профессиональном пути психотерапевта существует ряд профессиональных ловушек, производных от межличностных отношений — неизбежных компонентов терапевтического контакта. В основе этих ловушек лежат человеческие слабости — пороки: честолюбие, гордыня, высокомерие, лесть, жадность, зависть… от которых терапевт, будучи человеком «подработкой», не освобождается. У него, как и у любого человека, в процессе профессиональной деятельности может появиться соблазнов порожденных спецификой профессии.
Искушение определяется как искушение, желание получить или сделать что-то запретное, предосудительное, противоправное. В профессиональной деятельности психотерапевта искушение проявляется как нарушение профессиональных и этических норм и нередко приводит к нарушению границ с клиентами.
Искушение лишает человека возможности выбирать, программируя его на определенные модели поведения.
Назову несколько, на мой взгляд, наиболее типичных для психотерапевта соблазнов, охарактеризовав их как профессиональные ловушки.
Спасательная ловушка
Взаимосвязь психотерапии с медициной (помогающими профессиями) часто запутывает представление о функциях и границах этой профессии, размывая образ психотерапевта. Ореол спасения вокруг профессии – это условие попадания психолога-психотерапевта в одну из самых распространенных профессиональных ловушек – ловушку спасения.
В этом случае профессия становится услугой, а психотерапевт воспринимает себя как спасателя, несет эту миссию на себе. В этом случае все остальные мотивы отходят на второй план — центральным становится мотив спасения. Такие терапевты отдаются работе полностью, путают работу с жизнью, не берут денег за свои услуги. Неудивительно, что они довольно быстро выгорают, ведь баланс «брать-давать» у них оказывается грубо нарушенным.
Что является «слабым звеном» терапевта, которое может завести его в эту ловушку?
- Отсутствие или недостаточный объем личной терапии у специалиста;
- Низкая профессиональная самооценка;
- Недостаточно четкое профессиональное изображение;
- Высокая степень внушаемости;
Это может привести к уязвимости для манипулирования клиентом.
Среди клиентов всегда найдутся манипуляторы, которые будут искать вашу «ахиллесову пяту». Он найдет и надавит на ваши слабые места в вашей личности и в вашем профессиональном имидже.
Наиболее часто используемые приёмы (приманки) клиента-манипулятора:
- Обращение к клятве Гиппократа;
- Попытка пожалеть терапевта:
- Заявить о своей беспомощности;
- Попытка сыграть на амбициях, гордыне, самоуважении, тщеславии, силе терапевта
- Попытки поймать у терапевта чувство стыда за его «жадность» (всевозможные попытки удешевить консультацию, выбить себе какие-либо бонусы)
Важно вовремя распознать такого клиента, который заманивает вас в ловушку «спасения» и не спешить его спасать.
Как не попасть в спасательную ловушку?
Ответ на этот вопрос для меня находится в зоне осознания терапевтом своей свободы-несвободы в профессии. Чтобы лучше понять это, уместно периодически задавать себе следующие рефлексивные вопросы:
- Имею ли я право вообще отказать клиенту?
- могу ли я отказать этому конкретному клиенту?
- что мешает мне отказать ему?
- на какую историю меня приглашает клиент?
Отрицательные ответы на первые три вопроса указывают на высокую вероятность того, что вы попадете в спасательную ловушку.
Рассмотрим другие варианты профессиональных ловушек.
Ловушка силы
В профессии психотерапевта много власти над клиентом. Отчасти это связано с тем, что клиент обращается за помощью к психотерапевту как к профессионалу, часто возлагая на него ответственность за процесс и результат терапии. Клиент легко принимает подчиненное положение, воспринимая терапевта как наделенного какой-то властью, которая находится за пределами его понимания. Чаще всего результатом такого восприятия являются образы терапевта как Учителя, Мага, Врача, Советника, Мудреца… Такие установки клиента могут стать для терапевтов источником искушения использовать силу, предоставляемую профессией.
Любовная ловушка
Проблемы клиентов часто являются результатом того, что их ранние детские потребности не удовлетворяются в тех, кто важен для них — в родителях. Это потребности в безопасности, безусловной любви, принятии. По разным причинам эти потребности могут быть фрустрированы. В результате такой человек будет всю жизнь искать хороших родителей в надежде получить то, что он должен был получить по праву в детстве. И этим родителем для клиента может быть психотерапевт, попавший под его идеализированный перенос. В этой ситуации со стороны терапевта будет ошибкой серьезно относиться к этим чувствам клиента. На самом деле они направлены на другой объект.
Сексуальная ловушка
Особым аспектом искушения любить является искушение заняться сексом. Терапевт может попасть под сексуальный перенос клиента, что является одним из проявлений идеализированного переноса. В этом случае у терапевта может возникнуть соблазн воспользоваться своим положением. Подобные случаи хорошо известны и описаны в истории психоанализа и являются предметом не только профессиональных дискуссий, но и нередко находят свое отражение в литературном и кинематографическом творчестве. Например, художественный фильм «Опасный метод», романы Ялома «Когда Ницше плакал», «Лжец на диване». Список можно продолжить…
Денежная ловушка
В основе этого искушения лежит такой порок, как жадность, жадность. Психотерапевт, подверженный этому пороку, будет использовать клиента как средство обогащения. Такие состояния, как невежество и зависимое положение клиента и власть терапевта, могут быть использованы последним в корыстных целях. Терапевт в этом случае постарается любыми способами «привязать» и максимально удержать клиента в терапии.
Ловушка славы
Профессия психотерапевта, помимо всего прочего, дает возможность удовлетворить потребность в тщеславии. Для самых нарциссических ее представителей есть возможность прославиться, создав свою школу в психотерапии, свой авторский подход, метод, написав множество текстов – книг, статей… В данном случае профессия – это средство, а цель – слава. Клиенты, а часто и сам психотерапевтический процесс оказываются заложниками страсти терапевта, искушаемого славой.
Профессия терапевта с проблемной самоидентификацией может стать средством ее компенсации. Для кого-то это может стать компенсацией, для кого-то — нарциссическим продолжением.