Форд, Чарльз Генри — Википедия
Чарльз Генри Форд | |
---|---|
Дата рождения | 10 февраля 1913(1913-02-10)[1][2] или 10 февраля 1908(1908-02-10)[3] |
Место рождения | |
Дата смерти | 27 сентября 2002(2002-09-27)[4][1][2] |
Место смерти | |
Страна | |
Род деятельности | кинорежиссёр, фотограф, поэт, романист, деятель искусств, писатель, художник, художник-гравёр |
Чарльз Генри Форд (англ. Charles Henri Ford) (10 февраля 1908 — 27 сентября 2002) — американский сюрреалистический поэт, писатель, редактор журналов, кинорежиссер, фотограф и художник, работающий преимущественно с техникой коллажа.[6]Он опубликовал более десятка сборников стихов, выставлял свои работы в Европе и США, был редактором сюрреалистического журнала View (1940—1947) в Нью-Йорке и снял экспериментальный фильм. Он был партнером художника Павла Челищева.
Чарльз Генри Форд родился 10 февраля 1908 года в Брукхейвене, штат Миссисипи. Его семья владела отелями на юге США[6]. Его сестрой была Рут Форд.
Одно из первых стихотворений Форда опубликовал The New Yorker в 1927 году, стихотворение вышло под именем Чарльза Анри Форда, которое Форд принял, чтобы опровергнуть предположение, что он связан с деловым магнатом Генри Фордом[6].
В Америке Форд был наиболее известен как редактор двух влиятельных журналов. Бросив среднюю школу, в 1929 году он выпустил «Блюз: журнал новых ритмов», недолгий экспериментальный поэтический журнал, в котором публиковались произведения Гертруды Стейн, Эдварда Родити, Эрскина Колдуэлла, Эзры Паунда и других. в 1939 он возглавил журнал «View», объединивший европейских сюрреалистов под руководством Андре Бретона- писателей, поэтов, художников и фотографов, пережидавших в Нью-Йорке войну в Европе, с 1940 по 1947 год «View» стал ведущим художественным и литературным журналом Америки того времени [7].
Отношения с Павлом Челищевым[править | править код]
15 лет разницы в возрасте не мешали Форду и Челищеву поддерживать отношения с начала 1930-х годов в Париже. Они познакомились при необычных обстоятельствах. В 1932 году Форд, считавшийся бисексуалом (именно под таким названием, Bisexual Bimonthly, он издавал один из первых своих журналов), возвращался из путешествия в Танжер со своей новой любовницей Джуной Барнс. В Париже они обнаружили, что крысы уничтожили оставленные в городе вещи и одежду. Челищев помог с гардеробом. В результате Барнс вернулась домой одна, а у Форда с Челищевым произошло то, что мемуаристы будут назвать «страстная связь», и они вместе отправились в Америку. 25 лет личных и творческих отношений Челищева и Форда вошли в историю американского искусства несколькими совместными проектами, в которых также принимали участие Джордж Баланчин, Сальвадор Дали, Жан Кокто и другие. Последние годы вместе с Фордом они предпочитали то Рим, то Париж. В 1956 году в возрасте 58 лет Челищев перенес инфаркт, принятый за воспаление лёгких, и летом 1957 года скончался в имении близ Рима. Чарльз Генри Форд прожил долгую жизнь и скончался в глубокой старости в 2002 году
Вместе с Паркером Тайлером, который впоследствии стал уважаемым кинокритиком, он стал соавтором экспериментального романа «Молодой и злой(The Young and Evil)» (1933)[9].Он опубликовал свою первую полноформатную книгу стихов «Сад беспорядков» в 1938 году.
В 1955 году Форд провел фотовыставку « Тридцать изображений из Италии (Thirty Images from Italy)» в Лондонском институте современного искусства[10] .
В 1962 году Форд вернулся в США и начал общаться с поп-артистами и подпольными режиссерами. В 1962 году на вечеринке у его сестры он встретил Энди Уорхола.
В конце 1960-х он начал снимать свои фильмы. Первым был «Poem Posters» (1967), 20-минутный документальный фильм об установке, открытии и провала выставки его сюрреалистических коллажей. Он был выбран для Четвертого Международного Фестиваля Авангарда в Бельгии[11]. Его вторым фильмом был снятый на Крите «Джонни Минотавр» , премьера которого состоялась в 1971 году. В основе сюжета был греческий миф о Тесее , Ариадне и лабиринте Минотавра . Это было сюрреалистическое сопоставлении стилей, включая синема верите и «эротический китч».
В 1965 году в галерее Cordier & Ekstrom в Нью-Йорке прошла выставка его работ под названием «Плакаты с поэмами»- литографии с «кислотными цветами, сращенными шрифтами и изображениями поп-культуры», которые он сделал на офсетной литографической прессе в Афинах[12]. в 1964-65 гг. Они были «особенно визуальной и возмутительной формой конкретной поэзии», в которой Форд использовал все, что он узнал о публикации, графическом дизайне и печати.
В 1970-х Форд переехал в Непал и купил дом в Катманду. В 1973 году он нанял местного подростка Индру Таманга для выполнения мелких поручений и приготовления пищи, затем научил его фотографировать и сделал его своим помощником. Таманг поддерживал Форда до конца его жизни. Вместе они совершили поездку из Турции в Индию, переехали в Париж и на Крит, а затем в Нью-Йорк. Форд составил несколько художественных проектов, используя материалы своего коллажа и фотографии Таманга
В 1992 году он редактировал сборник статей, появившихся в «View». В 2001 году он опубликовал подборку из своих дневников «Вода из ведра: дневник 1948—1957». Также Чарльз Генри Форд проявил себя в качестве актёра в двух кинокартинах — «Сон в гнезде пламени» (2001), «Пол Боуз: Полный аутсайдер» (1994), где играл самого себя[14].
Работы[править | править код]
- Документальная проза
- Water From A Bucket: A Diary 1948—1957 (Turtle Point Press, 2001)
- Художественная проза
- The Young and Evil, with Parker Tyler (Paris: Obelisk Press, 1933)
- Поэзия
- A Pamphlet of Sonnets (1936)
- The Garden of Disorder (1938)
- ABC’s (1940)
- The Overturned Lake (1941)
- Poems for Painters (1945)
- The Half-Thoughts, The Distances of Pain (1947)
- Sleep in a Nest of Flames (1949)
- Spare Parts (1966)
- Silver Flower Coo (1968)
- Flag of Ecstasy: Selected Poems (1972)
- Om Krishna I: Special Effects (1972)
- 7 poems (1974)
- Om Krishna II: from the Sickroom of the Walking Eagles (1981)
- Om Krishna III (1982)
- Emblems of Arachne (1986)
- Out of the Labyrinth: Selected Poems (2001)
- Редактор
- The Mirror of Baudelaire (New Directions, 1942)
- A Night with Jupiter and Other Fantastic Stories (New York: View Editions, Vanguard Press, 1945)
- View: Parade of the Avant-Garde, 1940—1947 (Thunder’s Mouth Press, 1992; Basic Books, 1993)
- ↑ 1 2 SNAC — 2010.
- ↑ 1 2 Internet Speculative Fiction Database — 1995.
- ↑ Internet Movie Database — 1990.
- ↑ 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #131729187 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- ↑ Museum of Modern Art online collection
- ↑ 1 2 3 Smith, Roberta. Charles Henri Ford, 94, Prolific Poet, Artist and Editor (англ.) // The New York Times : статья. — 2002. — 30 сентябрь.
- ↑ Charles Henri Ford (англ.) // The Telegraph. — 2008. — 11 апрель.
- ↑ Театр в эпоху конструктивизма. (неопр.). http://www.raruss.ru.
- ↑ Latimer, Tirza True. Eccentric modernisms : making differences in the history of American art (англ.). — University of California Press. — ISBN 9780520288867, 0520288866, 9780520288874, 0520288874.
- ↑ Howard, Alexander. Charles Henri Ford. — Bloomsbury Publishing, 2017. — С. 148. — ISBN 9781474278591, 1474278590, 9781474278577, 1474278574.
- ↑ Dixon, Wheeler W., 1950-. The exploding eye : a re-visionary history of 1960s American experimental cinema (англ.). — State University of New York Press. — P. 164. — ISBN 0791435652, 9780791435656, 0791435660, 9780791435663.
- ↑ Aspley, Keith. Historical dictionary of surrealism (англ.). — Scarecrow Press, 2010. — ISBN 9780810858473, 0810858479, 9780810874992, 0810874997, 2010017397.
- ↑ One Lucky Butler: The Story of Indra Tamang (англ.).
- ↑ Чарльз Генри Форд (неопр.). Кинопоиск.
Форд, Генри Джастис — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Форд. Форд, Генри Джастис. Иллюстрация «Принцесса, заточённая в темнице». Из книги Эндрю Лэнга» Зеленая ФеяГенри Джастис Форд (англ. Henry Justice Ford; 1860, Лондон — 1941) — английский художник и иллюстратор, работавший с 1886 до конца 1920-х годов. Представитель викторианской сказочной живописи. Обратил на себя внимание иллюстрациями к книгам Эндрю Лэнга, которые захватили воображение целого поколения британских детей и продавались по всему миру в 1880-х — 1890-х годах.
Генри Джастис Форд родился в 1860 году в семье Кэтрин Мэри Джастис и Уильяма Огастеса Форда [5]. Его дедом по отцовской линии был известный английский политик Джордж Сэмюэль Форд.
Получив образование в колледже Рептона и Клэра в Кембридже, в 1882 году Форд вернулся в Лондон, чтобы учиться в Лондонской школе изящных искусств, потом в школе искусств Буши.
В 1892 году Форд начал представлять свои картины исторической тематики и пейзажи на выставках Королевской академии искусств. Однако именно его иллюстрации для таких книг как «Тысяча и одна ночь» (1898), «Кенилворт» (1900) и «»История Англии» Чарльза Флетчера и Редьярд Киплинга» (1911) получили широкую известность и принесли автору наибольший доход. Известны его иллюстрации к «Оливковкой книге сказок» шотландского писателя Эндрю Лэнга (1844—1912), изданной в 1906 году[6].
Отец Форда, адвокат по профессии, и многие члены его семьи были любителями игры в крикет. Отец Форда написал ряд статей и книг на эту тему, а брат Фрэнсис Форд (1866—1940) играл за Англию на чемпионате Австралии. Его любовь к игре привела к тому, что Форд регулярно играл в крикет с драматургом Мэтью Барри. По мотивам этой игры Форд нарисовал костюм для персонажа книги о Питере Пэне, когда пьеса Барри впервые была поставлена в Вест-Энде в 1904 году. Имея широкие интересы, Генри Джастис Форд подружился со многими известными людьми своего времени, в том числе с писателямиВудхаузом, сэром Артуром Конан Дойлем и Мейсоном.
В возрасте 61 года Форд удивил своих друзей, женившись на женщине, младше его на 35 лет. Ею была Эмили Амелия Хофф (урождённая Роуз) — вдова, потерявшая первого мужа в битве Нев-Шапель в марте 1915 года. После заключения брака в Кенсингтоне в феврале 1921 года Генри и Эмили Форд поселились в Бедфорд-Гарденс, Кенсингтон. В 1927 году пара усыновила ребёнка Джун Мэри Магделен Форд.
Сидящая модель на одной из картин Форда, хранящаяся в коллекции картинной галереи Рассел-Котса, сильно напоминает его жену Эмили. Скончался художник в 1941 году.
-
Иллюстрация к «Оливковкой книге сказок» писателя Эндрю Лэнга
Иллюстрации к «Сказкам круглого стола» (1908)
-
Смерть дракона
-
Портрет гольфиста (1902)
- Maidens, Monsters and Heroes: The Fantasy Illustrations of H. J. Ford. by Henry Justice Ford (Editor), Jeff A. Menges Published April 21st 2010 by Dover Publications.
- Arabian Nights Illustrated: Art of Dulac, Folkard, Parrish and Others by Jeff A. Menges, Edmund Dulac, Maxfield Parrish, Charles Robinson, Henry Justice Ford. Published June 26th 2008 by Dover Publications.
- The Orange Fairy Book: Illustrated & Annotated Edition by Andrew Lang, Henry Justice Ford. Kindle Edition Published December 13th 2012 by Jazzybee Verlag.
Генри Форд — Wikipedia
Генри Форд – АКШ эшмәкәре, конвейер уйлап табучы.
Ирландиядән күчеп, Детройтның читендә яшәгән фермер гаиләдә туган. 16 яшендә өеннән чыгып китә, эшкә урнаша. 1891-1899 елларда «Эдисонның Электрик компаниясендә » (Edison Illuminating Company) инженер-механик, соңрак баш инженер булып эшләгән. 1893 елда эштән буш вакытында үзенең беренче автомобилен конструкцияләгән. 1899 — 1902 елларда «Детройт автомобиль компаниясе»ндә милектәш булган, әмма төп хуҗалар белән низаглашып, алардан аерылып чыга да, 1903 елда Форд Мотор Компани оештырган. Компания Ford A маркалы автомобильләр чыгара башлаган.
«Форд мотор компани»га бу өлкәдә монополия тотарга маташкан синдикатлар аяк чала башлый. 1879 елда Дж. Б. Селден төп принциплары гына тасвирланган, әле эшләнмәгән автомобильнең проектын патентлап куя. Селден беренче тапкыр патент хокуклары бозылуда гаепләп, Фордны мәхкәмәгә биреп, ота, автомобиль җитештерүче компанияләрнең байтагы тиешле лицензияләр алырга тотына һәм “законлы фабрикантлар ассоциациясе” төзи. “Форд мотор компани”га каршы Селден тарафыннан бирелгән шикаятькарау 1903 — 1911 елларда бара. “Законлы фабрикантлар” Форд автомобильләре алучыларга да мәхкәмә белән яныйлар хәтта. Әмма Форд бирешми, финанс ягы “законлы фабрикантлардан” кайтыш булса да, сатып алучыларына яклау һәм ярдәм тәэмин итәчәген белдерә. Форд процессны оттыра, әмма эшне яңадан карап, мәхкәмә автомобиль чыгаручыларның берсенең дә Селденның хокукларын бозмавын таный, чөнки аларның двигательләре бүтән була. Монополия берлеге шунда ук таркала, ә Генри Форд кулланучылар хокукын яклаучы даны ала.
1896 елда, 33 яшьлек Генри Форд исеме автомобильләр дөньясында әле ишетелгәләп кенә маташкан вакытта, машиналар бөтен дөньяда елына берничә дистә генә эшләп чыгарыла. Ә инде 40 елдан соң җир шарында инде елына утыз миллион машина эшләп чыгарыла башлый, шуның яртысы Фордныкы була.
Фордка чынга ашмастай идея тынгы бирми: аның елына меңнәрчә генә түгел, ә бәлки миллионнарча автомобиль эшләп чыгарасы килә – әгәр дә эшчеләрнең һәркайсы хәрәкәт итүче тасмада машинага бары тик бер генә деталь, бер генә узел куйганда моны эшләп булыр иде, дип уйлый Форд. Ә ул вакытта эшче автомобильне башыннан ахырына кадәр үзе җыя.
Конвейер буенча исәпләүләр шаккаткыч була: Олдсның, мәсәлән, бер автомобильгә бер сәгать вакыты китсә, Фордның берничә минуты гына китәчәк.
1908 елда үлемсез «ФордТ»ның беренче үрнәк экземплярлары җыела. Бөтен машиналарны да җыюга, конкурентлар белән чагыштырганда, 3-5 мәртәбә азрак көч, вакыт, чыгым китә, ә машина сәгатенә 80 километрга кадәр тизлек бирә торган була. Ванадий корычыннан ясалган яңа рама нибары 550 килолы машинаны бик чыдам итә. Шуның өстенә, машинага 5 кеше сыя. 3 кенә литрлы двигатель 20 ат көчле, дүрт цилиндры да бердәм блок итеп ясалган; ягулык бактан үзагымы белән керә, чөнки двигательдән өстәрәк тора; аккумулятор урынына – магнето; ике тизлекле планетар тапшырулар тартмасы, ике буй рессора урынына аркылы ике рессора – барысы да яңалык була. Башта «фордларны» арзанлы кара буяу белән буйыйлар – әмма әлеге кимчелекне фирма үз файдасына эшли торганга әйләндерә: «Сез бездә теләсә нинди төстәге автомобиль сатып ала аласыз – әгәр дә ул кара төстә булса» дигән «хулиган» слоган уйлап чыгаралар. Әле мондый машинаны дөньяның күргәне булмый. Әмма иң шаккатырганы – аның бәясе була. Автомобиль нибары 850 доллар тора.
«ФордТ» машинасы бик гади, арзан, йөртүе җиңел һәм рәхәт булганга, аңа АКШта «Калай савыт» кушаматы бирәләр.
1908-1927 елларда Форд-Т автомобиленең 15 175 868 данәсе чыгарылганБу инде триумф, конкурентларны тар-мар итү була. Форд үзенең булган бөтен акчасын, дусларыннан, компаньоннарыннан да әҗәткә алып, күзен йомып, бөтенесен язмыш рулеткасына ташлый. Әмма аның компаньоннары автомобильне күпләп чыгару яклы булмыйлар, алар фикеренчә, аз чыгарырга, әмма кыйммәт бәядән чыгарырга. Форд исә, миллиардлы керем буласын бөтен күңеле белән сизеп, аларга әҗәтен кайтара һәм монополист булып кала.
1914 елда конвейер «юлга» кузгала. 19 ел эчендә аннан 15 миллион «ФордТ» төшә. Ә бәясе күзгә күренеп, кимегәннән-кими бара. 850 доллардан 480гә, аннан соң 290га төшә! Фордның хыялы тормышка аша: аның һәрбер (!) эшчесе үзе эшли торган машинаны сатып ала ала. Нольләр чынга әйләнә – ул дөньяның иң бай кешеләреннән берсенә әверелә.
Ике елдан «ФордТ»ны Бөекбританиядә, биш елдан Алманиядә чыгара башлыйлар. Нәкъ менә шушы марка, ягъни «Форд» – автомобильне ХХ гасырның иң яраткан «уенчыгына» әверелдерә. Рекорд ярты гасырдан соң «шиңә», алгы планга «Фольксваген-Жук» чыга, ә монысы инде үзенә бер тарих.
1947 елда вафат булган Генри Форд васыять итеп 500 миллион доллар акчасын 4157 уку учреждениеләре һәм хәйрия оешмалары арасында бүлеп калдырган. Соң переобразводить сезнең авто һәм урнаштыру анда газ баллонного җиһазлар (ГБО) туарга мөмкин проблема эксплуатацияләү белән свечей зажигания СЗ. Эш шунда ки, газ катнашмасын яндыру процессы бензин парларын һәм һаваны тоташтырудан аерыла. Газ янган вакытта югары температураны бирә, бу сафтан тиз чыгуга китерә.[1]
Серияле беренче совет тракторы — «Фордзон-Путиловец» — (1923) — ул чынында Путилов заводында чыгару өчен җайлаштырылган Форд заводы «Фордзон» маркасы (Fordson) астында чыгарган тракторы. «Форд моторс» белгечләре ярдәмендә Горький автозаводы төзелә (1929—1932), Мәскәү АМО заводын реконструкцияләнә — болар «беренче бишеллык» вакытында СССР Хөкүмәте һәм Фордның фирмасы килешүе буенча башкарылган эшләр.Шулай ук карагыз
- ↑ ГБО урнаштырганда шәмне үзгәртергә кирәкме?
Генри Форд — Уикипедия
Генри Форд Henry Ford | |
---|---|
Генри Форд (1919) | |
Дүниеге келгені: | 30 шілде 1863 жыл Гринфилд Тауншип, Мичиган, АҚШ |
Қайтыс болғаны: | 7 сәуір 1947 жыл Фейр Лейн, Мичиган, АҚШ |
Мансабы: | Бизнес, Инженерлік |
Net worth | $188.1 billion, Forbes журналының 2008 жылдың ақпанындағы ақпаратына негізделген. |
Дiнi: | Протестант |
Жұбайы: | Клара Джейн Брайнт |
Балалары | Эдсел Форд |
Ата-аналары | Уильям Форд және Мэри Форд |
Қолы: |
Генри Форд (ағылш. Henry Ford; 30 шілде 1863 жыл — 7 сәуір 1947 жыл) – бірегей тұлға, бұл машина құрылысында революция жасаған – шын мәнінде жеке автомобильді ойлап тапқан адам.
«Дейтройт» заводындағы жиналғыш конфейер, 1923 жыл«Форд десек, автомобильді меңзейміз, автомобиль десек, Фордты меңзейміз». Өткен ғасырдың 20-жылдары қарапайым американдықтар XX ғасырдың ең үздік бизнесмендерінің бірінің еңбегін мойындап, осылай деп айтушы еді. Генри Форд табысының тарихы – бұл тар жол тайғақ кешуден өткен ирландтық текті ауыл баласының заманауи капитализмнің негізін қалаушысына айналу жолы.
Генри Форд алты ағайынды болды. Отбасы өмірі бір сарынды өтуші еді: ата-анасымен бірге балалар үй шаруасын жасады, фермада жұмыс жасады, шошқа бағып, таң атқаннан кеш батқанша егісте ерінбей еңбек етті. Генри әкесінің фермасында мықты шаруа адамы бола алатын еді, бірақ мұны тағдыр жазбапты. Оны құрылғылар мен механизмдер әсері әлдеқайда көп қызықтыратын. Ұл бала үнемі бірдеңені бұрап, құрастырып, үйде кездесетін, қарапайым аспаптар құрылғысын зерттейтін, ағалары мен апаларының механикалық ойыншықтарын бөлшектеуші еді. Фордтардың отбасылық аңыздары бойынша үйде жаңа ойыншық пайда болса, балалар оны болашақ авто конструктордан «Тек ойыншықты Генриге бермеңдер!» деген айқаймен жасырушы еді.
Жас Форд 12 жасқа толғанда әкесі ұлына қалта сағатын сыйлады. Ал ол шыдамай, сол сәтте механизмін көру үшін оны ашып қарайды. Сағаттың тісті доңғалағының құрылғысын жылдам түсініп, ол аймақтағы сағаттарды жөндей бастады, сонымен қоса көрші-фермерлерлердің кофе ұсатқыштарын, молотилкаларын және басқа да механикалық аспаптарын жөндеп беруші еді. Осылайша Генри өзінің алғашқы ақшасын тапты.
Шамамен сол жасында ол оның келешек өміріне тікелей әсер еткен алғашқы «техникалық» толқынысын басынан кешірді. Қаладан фермаға ат арбамен қайтып келе жатқанда аттарды үркітіп, дәл жанынан ысылдаған үлкен өздігінен бумен жүретін машина – локомобиль ызғытып өтті. Сол күні жас Генри Форд өз өмірін механикаға арнайтынына өз-өзіне ант берді.
1879 жылы Форд 16 жасқа толғанда, ешкімге бір сөз айтпастан тағдырын сынау үшін Детройтқа жол тартты. Алдымен ол ағайынды Флауэрлердің кеме салу зауытына көмекші шебер болып орналасты, ал түнде сағат жөндеушінің көмекшісі болып, қосымша ақша табатын. Өмір ауырлап кетті, ақша тамаққа әзер жетуші еді, бірақ Генри мұнда бағасыз сабақ алды. Бірде зауыт инженері жас жігіттің аса ауыр арбаны әзер тартып келе жатқанын көріп: «аяқтарыңның саусақтарына тіреліп тырмыс, сонда бәрі де жақсы болады» деп айқайлады. Форд үлкен жолдасының оған кездейсоқ аяқ астында айтқан сөзін өмір бойы есінде сақтап қалды. Соңынан, ол Американың ірі авто өнеркәсіпшісі болғанда, ол бұл сөзді өзінің инженерлік зертханасының қабырғасына ойып жазады.
Форд құрастыру нысаны, 1913Фордтың әкесінің фермасын тастап, өз өмірін механикалық аспаптарды зерттеуге бағыштаудың алғашқы қадамы сәтсіз аяқталды. «Вестингауз» фирмасының локомобильдерінде механик болып жұмыс істеп, велосипед дөңгелектеріндегі алғашқы арбаны құрастырып, жас жігіт тыныш ауыл өмірімен бірге оған 40 акр жер ұсынған әкесінің кеңесіне мойынсынып, фермаға қайта оралады.
Енді оның арманы ешқашан орындалмастай болып көрінді. Алайда Форд дегенінен қайтса, Форд болмаушы еді. Фермаға оралған соң, әкесі өтінсе де, ол машиналар туралы ұмыта алмады. Болашақ авто конструкторға көмек сұрап көрші-фермер келеді, ол ауыл шаруашылық астық басатын шағын машина сатып алған болатын. Ол «шайтан» арбасынан өлгенше қорқатын, және оған қай жағынан жақындау қажет екенін де білмейтін. Генри оған көмектесіп, астық басатын машинаны көршінің егісіне жұмыс жасауға шығарды. Сол кезде Форд аймақтағы техника тілін білетін бірден бір адам болды. Ол оған қомақты ақша төлейтін басқа фермаларда жұмыс жасай бастады.
Бірде қаптама зауыты орналасқан, көршілес фермада Генри «үнсіз Оттоны» – бумен емес, бензинмен жүретін машинаны көрді. Егер осы механизмді дөңгелектер мен рөлмен жарақтаса, ол өмір бойы армандаған – автомобиль жасалатынын бірден түсінді.
Детройтта Форд Эдисонның жергілікті электр компаниясына инженер қызметіне кірді. Түнде ол өз үйінің жанындағы кішігірім сарайда жоғалатын, мұнда ол өзінің болашақ автомобилінің қозғалтқышын құрастырушы еді. 1893 жылы Форд түні бойы көз майын тауысқан, өзінің бірінші моторын құрастырды. Генри өзін бақытты сезінді. Ол моторды арбаға орнатты – осылайша Детройтта бірінші автомобиль пайда болды. «Жұртшылық оған қоғамдық апат ретінде қарады, себебі ол көп шу шығарып, аттарды үркітетін еді, – деп келтіреді Форд сөзін «Вокруг Света» журналы – Мен қалада тоқтағанда үнемі менің арбамның жанында бір топ халық жиналатын еді. Егер мен оны бір минутқа қалдырсам, оны айдап көргісі келетін, бір қызық құмар адам табылатын еді. Соңынан мен өзіммен бірге шынжыр алып жүретінмін, егер арбамды бір жерде қалдырсам, оны шам бағанасына бекітіп кететін болдым».
Эдисонның электр компаниясының қызметінде Генриге басқарушы қызметті ұсынды, алайда Форд егер өз ар- манын жүзеге асырғысы келсе, оған басқаларға жұмыс істеуді доғарып, өз бетімен жұмыс жасау қажет екенін сезді. Жас бизнесмен қызметтен кетіп, оның жеке кәсіпорынына қаржы сала алатын компаньондарды іздей бастады. Бірінші жоба сәтсіз болды. Генри құрған «Детройт Автомобайл Компани» фирмасы алысқа барған жоқ – автомобильдерге сұраныс болған жоқ. Фордтың өздігінен жүретін экипажынан адамдар қорқатын еді.
Генри ұзақ уақыт оның жобасына ақша салуға келісетін одақтастар таба алмады, барлығы бас тартты. 1903 жылы ғана ол аңызға айналған «Форд Моторс Компаниді» тіркеді, ал өзі кәсіпорынның бас басқарушысы болды. Форд сынақ модельдерін — Ford A, Ford B, Ford C, шығара бастады, бірақ олар табысқа ие болмады. Өнертапқыш өз сәтсіздіктерінің себебін іздеуден жалыққан емес, күндердің күнінде оған ғажап ой келді: қарапайым және қолжетімді автомобиль жасау қажет. Тек бай адам ғана емес, қарапайым американдық сатып ала алатын машина. Сән салтанатты өмірге арналған емес, таң атқанда жұмысқа кететін, қарапайым клерктер мен фермерлерге арналған автомобиль. Генри бұл оны байытатын және Америкада машинаны ағылтатын ой екенін бірден ұқты.
Сонымен 1908 жылы дәл сол қоғамдық модель – халық арасында «Қаңылтыр Лизи» деген аяулы атқа ие болған, Ford T жасалды. Бұл автомобиль нарықты дүр сілкіндіріп, XX ғасырдың басындағы Американың нағыз символына айналды. Елеусіз өзгерістермен Ford Т моделі 1928 жылға дейін шығарылды. Оның алдында барлығы – қарапайым клерктер мен фермерлерден, бандиттер мен полицейлер бас иді. Бутлегерлер Ford Т-да контрабандалық виски тасыды, ал гангстерлер қылмыскерлерді дәл осы машинамен қуған полицейлерден қашты.
Генри Детройтта күніне мың автомобильге дейін шығаратын, тек қана Ford Т модельдерін құрастыруға арналған жаңа зауыт салуды шешті. «Лизидің» бірінен соң бірін шығаруды бастаған, өнертапқыш автомобиль бағасын $800-ден $400 дейін түсіруді ұйғарды. Бәсекелестер оған банкроттықты болжады, бірақ олар қателесті: Форд шынында да қарапайым американдық үшін автомобильді қолжетімді ете отырып, өндірісін жолға қоя білді.
Дереккөздер[өңдеу]
Форд, Генри — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 января 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 января 2019; проверки требует 1 правка. Генри Форд — 1914 годГе́нри Форд (англ. Henry Ford; 30 июля 1863 (1863-07-30) — 7 апреля 1947) — американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США. Его лозунг — «автомобиль для всех»; завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения. Компания «Ford Motor Company» существует по сей день.
Генри Форд известен также тем, что впервые стал использовать промышленный конвейер для поточного производства автомобилей. Вопреки распространённому заблуждению, конвейер использовали и до этого, в том числе для массового производства. Однако Генри Форд первым «поставил на конвейер» технически сложную, то есть нуждающуюся в технической поддержке на протяжении всего срока эксплуатации, продукцию — автомобиль. Книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» является классическим произведением по научной организации труда. В 1924 году книга «Моя жизнь, мои достижения» была издана в
Форд, Джеральд Рудольф — Википедия
Эта статья — о президенте США. О названном в его честь авианосце см. USS Gerald R. Ford (CVN-78). В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Форд.Дже́ральд Рудольф Форд Мл. (англ. Gerald Rudolph Ford Jr., при рождении именовался Лесли Линч Кинг Мл. англ. Leslie Lynch King Jr.[1], 14 июля 1913 года, Омаха, штат Небраска — 26 декабря 2006 года, Миридж, штат Калифорния) — 38-й президент США, с 1974 по 1977 годы от Республиканской партии.
Джеральд Форд в 1914 году Джеральд Форд с Леонидом БрежневымДороти Кинг родила Лесли своему мужу в доме 3202 на Вулворт-авеню. Отец мальчика, Лесли Линч Кинг старший занимался торговлей шерстью. Но брак распался из-за быта и рукоприкладства спустя 16 дней после рождения ребёнка. Дороти забрала ребёнка и уехала к родителям в штат Мичиган, прожив там два с половиной года. Вскоре Дороти попытала счастья ещё раз и вышла замуж за торговца лакокрасочными материалами Джеральда Форда старшего 1 февраля 1916 года.
Джеральд Рудольф Форд младший был скаутом, занимался футболом и прилежно учился. В обоих своих увлечениях он достиг завидных высот. В скаутах Форд младший получил самое высокое звание — «разведчик-орёл» (Eagle Scout). Примечательно то, что это единственный «разведчик-орёл», который стал президентом США. А в футбольной команде средней школы Гранд Спрингс Джуниор стал капитаном. Во время учёбы в университете Форд младший продолжает играть в футбол и дважды становится чемпионом в 1932 и 1933 годах. Позже Форд был удостоен чести быть приглашенным в сборную команду «Все звёзды» и ещё не раз блеснул мастерством на футбольном поле.
В 1935 году Джеральд заканчивает Мичиганский университет, со степенью бакалавра экономических наук. Он получает предложения от двух американских футбольных клубов: Detroit Lions (Мичиган) и Green Bay Packers (Висконсин). Оба предложения были отклонены. Джеральд сделал выбор в пользу работы тренером по боксу, работы помощником тренера по футболу в Йельском университете и учёбы в юридической школе. Настоящим его желанием было учиться в Йеле на факультете юриспруденции. Однако дирекция посчитала, что его работа будет мешать учёбе. Тем не менее летом 37-го Джеральд проходит подготовительные курсы в Йеле и в 38-м становится студентом юрфака Йельского университета. В 1941 году Форд окончил юридический факультет и был принят в коллегию адвокатов штата Мичиган.
Во время Второй мировой Джеральд проходит курсы военных инструкторов, после чего тренирует военнослужащих. С вступлением в войну США Форд младший был направлен командованием на авианосец Monterey, который принимал участие в боевых операциях на Тихом океане. В частности, участвовал в Битве при Марианских островах. В феврале 1946 года Рудольф был переведен в резерв в звании капитан-лейтенанта. Имеет медали, награды и отличительные знаки.[2]
После отставки он занялся политикой в рядах Республиканской партии. Его первая избирательная кампания в 1948 году была неожиданно успешной и Форд был избран в Конгресс.
Почти 25 лет Форд пробыл депутатом Палаты представителей США от Мичигана; на протяжении 8 лет он был лидером республиканского меньшинства в палате.
В 1973 году назначен Ричардом Никсоном на пост вице-президента США после отставки Спиро Агню; утверждён 27 ноября Сенатом и 6 декабря Палатой представителей, после чего вступил в должность. Менее чем через год, 9 августа 1974 года, Джеральд Форд вступил на пост президента США, когда в отставку подал уже сам Никсон в связи с расследованием по делу Уотергейта. Форд при этом заявил: «Наш долгий национальный кошмар окончился». Таким образом, он стал единственным президентом США, который никогда не был всенародно избран ни на пост президента, ни на пост вице-президента.
Недолгое правление Форда ознаменовалось продолжением политики разрядки в отношениях с СССР; так, он подписал Хельсинкские соглашения, совершил визит в Советский Союз и встречался с Леонидом Брежневым во Владивостоке, а конкретно в Воздвиженке, Уссурийский район, Приморский край. В ноябре 1974 года в ходе этой рабочей встречи были согласованы общие подходы к Соглашению по ОСВ-2 и количественные «потолки» на отдельные виды стратегических ядерных ракет и на ракеты с разделяющимися боеголовками[3].
В 1975 году закончилась Вьетнамская война: силы Севера захватили Южный Вьетнам.
Во внутренней политике Форд столкнулся с самым сильным на тот момент экономическим кризисом со времён Великой депрессии. Противоречивую оценку вызвало решение Форда помиловать своего предшественника Никсона (8 сентября 1974 года) за все преступления, выявленные и невыявленные, которые тот мог совершить за время президентства. Так как процедура импичмента Никсона в Сенате США не успела начаться из-за его отставки, то президент имел право на такое помилование. На выборах 1976 года ему удалось с трудом добиться выдвижения от своей партии на праймериз (опередив Рональда Рейгана), в итоге он потерпел поражение от демократа Джимми Картера. После окончания президентского срока Джеральд Форд продолжительное время работал в Американском институте предпринимательства.
За время президентства на Форда было совершено два покушения. 5 сентября 1975 году в Сакраменто (Калифорния) последовательница Чарлза Мэнсона Линетт Фромм направила в сторону Форда пистолет, но выстрелить не успела, так как тут же была схвачена сотрудником Секретной службы. Через семнадцать дней, 22 сентября, в Сан-Франциско Сара Джейн Мур, известная радикальными взглядами, выстрелила в Форда из револьвера и промахнулась, после чего её обезоружил отставной морской пехотинец Оливер Сиппл[4].
Форд находился в статусе экс-президента США 29 лет, но не побил рекорда Герберта Гувера. 12 ноября 2006 года он побил рекорд, ранее принадлежавший Рональду Рейгану, и стал самым долгоживущим президентом США. Умер 26 декабря 2006 года в Калифорнии от атеросклероза.
Был масоном. Инициирован в ложе «Мальта» № 465 в Гранд-Рапидс, штат Мичиган, 30 сентября 1949 года. Посвящён в 33-ю степень шотландского устава в 1962 году[5].
Супруга экс-президента учредила и много лет возглавляла Центр Бетти Форд для лечения алкоголиков и наркоманов, опубликовала мемуары (вспоминая об увлечении танцами, даже съездила в Москву и посмотрела балет «Щелкунчик»), была награждена за многогранную общественную деятельность Президентской медалью Свободы и Золотой медалью Конгресса.
Вскоре ей пришлось переключиться на помощь мужу, здоровье которого стало заметно ухудшаться. Бетти пришлось несколько раз помещать его в больницы, но врачи вылечить 93-х летнего пациента не смогли. Вечером 26 декабря 2006 года Джеральд Р. Форд скончался дома от атеросклероза.
Государственные похороны продолжались три дня. На траурной церемонии прощания в Капитолии и Национальном кафедральном соборе Вашингтона присутствовали, кроме семьи, президент Буш, экс-президенты с супругами, члены конгресса, Верховного суда и дипломатического корпуса, а также многие другие высокопоставленные лица.
Гроб с телом покойного перевезли сначала в Гранд-Рапидс, где в Епископальной церкви прошла заупокойная служба, и затем, переправив в г. Ранчо-Мираж, установили его в помещении Музея им. Форда. В трёх этих городах проститься с Фордом пришли десятки тысяч граждан США. В стране был объявлен траур. 3 января 2007 года на территории музея состоялись похороны экс-президента.
После смерти мужа престарелая Бетти, опекаемая детьми и внуками, продолжала жить в г. Ранчо-Мираж. Однако из-за возраста и ухудшения здоровья, особенно после операции на ногах, её общественная деятельность почти полностью прекратилась.
8 июля 2011 года, через три месяца после 93-го дня рождения, она, находясь на лечении в медицинском центре, умерла. После церемонии прощания с участием первой леди Обамы, госсекретаря Клинтон, экс-президента Буша и других известных в стране людей, Бетти Форд похоронили рядом с её супругом.
В память о Джеральде Р. Форде выпущены почтовые марки, отчеканены монеты и медали, в ряде городов установлены его статуи.
Жизни и деятельности тридцать восьмого президента посвящены фильмы, книги и статьи. Большинство авторов считают президентство случайно попавшего в Белый дом Форда слабым и утверждают, что в истории США он оставил след только лишь как человек, простивший Никсона.
В 1948 году женился на Элизабет (Бетти) Форд (1918—2011), с которой прожил до своей смерти. У них было четверо детей.
Ford, Gerald R. A Time To Heal: The Autobiography of Gerald R. Ford. — N. Y.: Harper & Row Publishers, 1979.
- ↑ [в раннем детстве после развода родителей переименован в честь отчима и получил его фамилию]
- ↑ Джеральд Рудольф Форд — 38-й президент США (неопр.). Wolcha:Немецкая овчарка и все собаки мира. Дата обращения 10 января 2019.
- ↑ Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
- ↑ 1975 Year in Review. Ford Assasinations Attempts
- ↑ Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем БИОГРАФИИ МАСОНОВ
Генри Форд: биография и история успеха
Американский инженер, изобретатель, промышленник Генри Форд родился в июле 1863 года. Он стал гордостью автомобильной промышленности Соединённых Штатов, основателем Ford Motor Company, организатором производства и конструктором поточно-конвейерного комплекса.
Автомобиль Генри Форда создан как произведение искусства, в нём нет ничего лишнего, красота его целесообразна и функциональна. И это — не роскошная игрушка. Это удобный, доступный по цене подарок, который сделал средней американской семье Генри Форд. Биография этого изобретателя и конструктора — достойный пример каждому человеку.
Заслуги
Легенда приверженцев «американской мечты», Генри Форд вовсе не изобретал ни автомобиля, ни конвейера, как в том уверены многие его соотечественники. Самодвижущаяся тележка была изобретена гораздо раньше неким Рэнсомом Олдсом, а на элеваторах и мясокомбинатах Чикаго давно применяли ленточные транспортёры.
Знаменит Генри Форд, биография которого со временем обрастает всё более фантастическими подробностями, тем, что он сумел создать поток на производстве. И автомобильный бизнес — тоже его идея, воплощённая им же в жизнь. И самое главное — менеджмент. Экономически организованным предприятиям необходимы менеджеры, и двадцатый век дал миру бизнесмена-созидателя. Лучшего бизнесмена века, по признанию журнала Fortune!
Им было построено самое большое производство из существовавших на тот момент, настоящая индустрия, на которой Форд заработал свой первый миллиард (сегодня эти деньги «стоят» тридцать шесть миллиардов). Принципы его управления до сих пор оказывают громадное влияние на весь уклад общества США. Форду удалось продать пятнадцать с половиной миллионов «Форда-Т», и необходимый для производства поточный конвейер стал привычнее велосипеда на улице.
Противник и создатель менеджмента
Если бы не был противником управленческих принципов Генри Форд, биография его не пополнилась бы званием лучшего бизнесмена. У него были свои принципы: рабочим платил вдвое больше, чем остальные работодатели, продавал им автомобили со значительными скидками. Таким образом он создал класс, до сих пор называемый «синими воротничками». Он не поднимал спрос на свою продукцию. Нет! Он создавал условия для такого спроса.
Это очень не совпадало с принципами действующей производственной политики. Теория менеджмента создавалась и формулировалась в заочном споре Форда с теоретиками, которые никак не могли победить знатного автомобилестроителя, покуда не появился менеджер-практик из General Motors, который разбил Генри Форда наголову в очном споре. Так успешный Форд, биография которого достойна пера сценариста голливудского фильма, как предприниматель, потерпел крах в 1927 году.
Только продукт важен
К этому времени Генри не мог уже переменить свои убеждения. Он по-настоящему «зазвездился», то есть был абсолютно уверен в собственной правоте. А времена наступили новые, смену которых он и не заметил. Успешное производство теперь требовало управления, причём нового качества управления, этого и не смог вовремя понять Генри Форд. Цитаты его по этому поводу замечательны: «Гимнастика — чушь. Здоровым людям она ни к чему, а больным людям — противопоказана.» Так же относился он и к менеджменту.
Форд был уверен: если продукт хорош, то непременно принесёт прибыль, а если он плох, то самое расчудесное руководство не принесёт результата. Форд презирал искусство управления, бегал по цехам, в кабинет заглядывал только изредка, финансовые документы казались ему тошнотворными, он ненавидел банкиров, признавал исключительно наличные. Финансисты были для него ворами, спекулянтами, вредителями и грабителями, а акционеры — тунеядцами. И так талантливо Генри Форд цитаты рассыпал на эту тему! До сих пор благодарный менеджмент использует их как пример потери чутья в бизнесе. Во всяком случае, если он и не был прав, то с потребителями был предельно честен.
Честный продукт
Высказывания Генри Форда по этому поводу актуальны на все времена: «Только работа созидает ценности!» — не уставал твердить он. Так и было. Массовое производство на заводе не начиналось до тех пор, пока модель не достигала идеального, абсолютно универсального, на взгляд Форда, состояния. Далее налаживается производственный цикл, и автомобиль ставится на поток. Менеджеры смотрят за общей выработкой, Форд смотрит за ними, чтобы отделы работали друг с другом согласованно, и тогда прибыль сама собой свободно течёт предприятию.
Все наиболее важные вопросы глава предприятия решал сам. Теория Генри Форда была такова: ценность рыночной стратегии заключается в «ценах проникновения». Ежегодно увеличивается объём производства, постоянно уменьшаются издержки, регулярно снижаются цены на автомобиль, — именно так создаётся стабильный рост прибыли, поскольку растёт и спрос. Прибыль обязательно возвращается в производство. Пока принципы Генри Форда работали на коммерческий успех, он был предпринимателем-индивидуалистом — акционерам не платил вообще.
Главные ценности
Вот она, американская мечта: родиться, как Генри Форд, в бедной фермерской семье, разбогатеть и прославиться. Соотечественники могут забыть, кто у них сегодня президент, а вот автомобиль Генри Форда будут помнить всегда. Форд служил идее, одной-единственной и всю жизнь, терпел абсолютные поражения, сносил повсеместные насмешки, боролся с изощрёнными интригами. Но своего добился: создал автомобиль и заработал миллиарды.
Жена Генри Форда — Клара — тоже была одна на всю жизнь. Она верила ему беспрекословно, поддерживала в трудные моменты беззаветно. Его как-то спросили, каким образом он прожил бы жизнь, если ему предоставят вторую возможность. Высказывания Генри Форда всегда были достойны мемориза: «Я бы согласился, но с одним условием: я снова женюсь на Кларе.»
Начало
На самом деле жизнь Генри начиналась не так легко. Он родился на ферме в Мичигане, где с малых лет вынужден был помогать работать отцу в поле. Он это занятие искренне ненавидел. Его влекли только механизмы. И увиденный им в двенадцатилетнем возрасте паровой локомобиль потряс душу мальчика до самого дна. Так началась история Генри Форда.
Каждый день до позднего вечера Генри мучился с конструированием движущегося механизма. Он перестал быть похожим на обычного мальчика: карманы полны гаек, вместо игрушек — инструменты. Родители подарили первые в его жизни часы, которые он разобрал в тот же день и собрал как было. Лет с пятнадцати бегал по соседским фермам и чинил всем любые механизмы, а школу, таким образом, он не окончил. впоследствии высказывания Генри Форда по этому поводу мировоззренчески не изменились. Он говорил, что книги ничему практическому не учат, а для техника важнее всего механизм, из которого он, как писатель из книг, почерпнёт все идеи и сумеет их применить.
Паровые локомобили
Генри не знал в работе отдыха: от фермерских корней совсем оторвался, трудился в механической мастерской, а по ночам ремонтировал часы, подрабатывая у ювелира. Поскольку идея у него уже появилась, и только самодвижущийся экипаж увлекал все его мечты, в шестнадцать лет он устроился в «Вестингауз компани» экспертом по сборке и ремонту локомобилей. Эти многотонные монстры автомобилестроения делали 12 миль в час и чаще всего использовались как трактор. Дороги локомобили были настолько, что далеко не каждый фермер мог такую машину приобрести.
Первая компания Генри Форда, хотя и не была его детищем, давала ему возможность расти в профессии, обретать идеи и пытаться их реализовать. Первой попыткой стало создание лёгкой паровой тележки для пахоты. Генри помнил об отце, о том, что обрушилась чисто отцовская мечта о сыне-помощнике, и совесть его, конечно же, тревожила. Поэтому он и хотел поскорее облегчить суровую долю фермеров, переложить основной труд с отцовских плеч на железного коня.
Двигатель новой конструкции
Трактор — не массовый продукт. Люди хотят машину, на которой можно ездить по дорогам, а не приспособление для полевой работы. Однако тележка, собранная Генри, была опасна: удобнее сидеть на бомбе, чем на котле под высоким давлением. Молодой Форд изучил котлы всех конструкций и понял, что не за ними будущее, что лёгкий экипаж с двигателем на пару невозможен. Услышав про газовые двигатели, Форд преисполнился новых надежд.
Умные люди слушали его с интересом, но в успех Генри Форда в этом деле абсолютно не верили. Он не встретил ни одного знакомого из образованных людей, который бы понял, что за двигателем внутреннего сгорания будущее человечества. С этого момента всеми советами «умников» он пренебрегал. Двигатель этот Генри Форд сконструировал в 1887 году. Для этого ему пришлось разобрать газовый двигатель Филиппа Лебона и понять, что там к чему, потом вернуться на ферму, чтобы там экспериментировать.
Инженер и механик
Отец обрадовался возвращению сына и подарил ему участок леса, чтобы он только перестал ковыряться в железках. Генри Форд, слегка лукавя, согласился, построил домик, лесопилку, мастерскую и женился на Кларе. Естественно, проводил всё свободное время в мастерской, читал книги по механике, конструировал.
Поскольку в одиночку на ферме продвинуться было невозможно, он переехал в Детройт, где ему предложили зарплату в 45 долларов в электрической компании. Клара всегда поддерживала мужа во всех его начинаниях.
У новых коллег по поводу своих метаний он сочувствия не нашёл, поскольку они были уверены, что за электричеством абсолютно всё будущее планеты, а вот сам «отец электричества» Томас Эдисон заинтересовался, отнёсся с пониманием и пожелал удачи. Генри Форд был окрылён несказанно.
Первый шофёр Америки
Когда в 1893 году Генри Форд прокатился по Детройту на своём первом автомобиле с двигателем внутреннего сгорания, который он назвал квадроциклом, лошади шарахались, прохожие удивлялись громкому тарахтенью, обступали, расспрашивали. Ещё не существовало правил уличного движения, поэтому пришлось взять разрешение у полиции. Так он стал первым утверждённым официально шофёром Америки.
Покатавшись три года, Генри продал первое детище за двести долларов и пустил их на создание новой модели более лёгкого автомобиля. Он тогда почему-то считал, что тяжёлые автомобили не нужны. Ах, если бы он сейчас посмотрел на детище своей фирмы — Ford Expedition, тогда точно изменил бы своё мнение. Однако тогда он верил, что массовый продукт лёгок и доступен.
К тому времени в электрической компании его сделали первым инженером, платили 125 долларов в месяц, но опыты автомобилестроения вызывали у руководства негодование. Оно верило только в электричество. В газ — нет. Компания предлоожила Генри Форду ещё более высокий пост, но только пусть он бросит эту ерунду и займётся настоящим делом. Форд подумал и выбрал свою мечту.
Гоночный автомобиль
Быстро нашлись компаньоны, вложившие деньги во вновь созданную Detroit Automobile Company для производства гоночных автомобилей. Идею массового производства Генри Форд отстоять не смог. Компаньонам нужны были деньги, другого применения авто они просто не видели. Правда, больших денег это предприятия никому и не принесло. В 1902 году он вышел из компании, чтобы больше никогда не попадать в зависимое положение. «Всё сам!» — сказал себе Генри Форд. Достижения были на подходе.
Скорость никогда не ставилась Фордом в достоинства автомобиля, но, поскольку внимание общества можно было привлечь только победой, ему пришлось всё-таки приготовить два автомобиля, рассчитанные на быстрый ход. «Более ненадёжную гарантию дать невозможно! — говорил он себе, — Можно с Ниагарского водопада упасть с большим процентом везения.»
Но машины были готовы к гонкам. Не было только шофёра. С ветерком прокатиться согласился велосипедист по фамилии Олдфилд, ищущий острых ощущений. Но он никогда не сидел за рулём автомобиля. До гонок оставалась неделя. Велосипедист не подвёл. Более того, он ни разу не посмотрел по сторонам, не обернулся и не притормаживал на поворотах: как «втопил» педаль до упора на старте, так и не снижал скорость до финиша. Автомобиль Форда пришёл первым. Инвесторы заинтересовались, о спустя неделю была основана компания, главное детище Форда — Ford Motor.
Автомобиль для всех
Собственное предприятие Генри Форд организовывал уже по собственному плану. В приоритете был продукт надёжный, простой в управлении, дешёвый, лёгкий, массовый. Форд не хотел работать для богатых, но хотел сделать счастливыми всех соотечественников. Никакой роскоши, самая простая и функциональная отделка. Да и престижность марки тоже не имела значения. Даже красивых названий у его моделей не было, каждую новую он называл следующей буквой алфавита.
Форд соблюдал три основных финансовых принципа: не брал чужих капиталов, всё покупал исключительно за наличные, а вся прибыль обязательно шла в производство. Дивиденты полагаются только тому, кто участвует в создании продукта. Все помыслы, все усилия Форд направил на создание универсального автомобиля. Ею стала модель на букву «Т». Предыдущие тоже продавались весьма неплохо, но, по сравнению с «Т», они казались просто экспериментальными. Теперь реклама могла вполне справедливо гласить: «Каждый ребёнок сумеет управлять «Фордом»!
Идеальное создание
В 1909 году Генри Форд объявил, что теперь будет выпускать только модель «Т» с одинаковыми шасси. И, как всегда, сделал это заявление остроумным: -«Каждый человек может купить «Ford-T» абсолютно любого цвета, но при условии, что любой цвет будет чёрным.»
Чтобы понять, какого масштаба мероприятие затеял глава компании, причём затеял с абсолютной верой в успех, нужно представить себе, что некий человек создал компанию, чтобы обеспечить каждого из нас дешёвыми и удобными самолётами. Такое в те времена было отношение к покупке автомобиля.
Автомобиль должен был быть довольно вместительным, чтобы с удобством могла устроиться вся семья. Генри Форда также волновал выбор материала, который должен быть наилучшим. Конструкция должна быть настолько простой, насколько это возможно в сегодяншней технике, — считал он. А первоклассные рабочие были у него всегда.
Форд говорил, что цена автомобиля будет настолько низкой, что любой работающий человек сможет его приобрести. Здесь, на этих самых словах, ему многие перестали верить. Фабрика консервных банок! — кричали ему оппоненты. А модель «Т» называли «жестянкой Лиззи». Казалось бы, какая разница, о чём собаки лают. Всё равно — караван-то идёт. Но, чтобы продавать много, низкие цены не помогут. Нужно убедить в качестве.
Забота о покупателе
У истоков автомобильной индустрии продажа автомобиля считалась выгодной операцией — и только. Продали — забыли. Дальнейшая судьба машины никого не интересовала. При ремонте запчасти стоили непомерно дорого, поскольку владельцу деться некуда — купит как миленький. Форд продавал запчасти крайне дёшево и заботился о ремонте автомобилей своего завода.
Конкуренты взволновались. Начались интриги, сплетни, даже суды о патентах. Форд без колебаний напечатал в газетах о том, что каждый покупатель автомобиля может потребовать от Ford Motor облигацию в двенадцать миллионов долларов, гарантирующую получение этих денег в случае неприятных случайностей. И попросил не покупать автомобили заведомо низкого качества по высоким ценам у врагов компании Ford Motor. И это сработало! В 1927 году за заводские ворота выехала пятнадцатимиллионная машина «Форд-Т», которая не изменилась за девятнадцать лет. Как не менял и свои принципы Генри Форд. Биография его этим не кончилась. До своей смерти в 1947 году он успел очень много: создать лучшие автомобили, написать несколько интереснейших книг и воплотить в жизнь американскую мечту.
Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра! Так говорил Генри Форд. И всю жизнь следовал этому правилу.