Отцы и дети главные герои. Герои произведения отцы и дети. Сюжетная линия романа
Евгений Васильевич Базаров — нигилист, студент, учится на лекаря. В нигилизме он — наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер-демократ, разночинец. К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя своим нигилистическим взглядам на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова. Умирает от заражения крови в конце романа.
Николай Петрович Кирсанов — помещик, либерал, отец Аркадия, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.
Павел Петрович Кирсанов — старший брат Николая Петровича, отставной офицер, аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль, на которой получает лёгкое ранение в ногу.
Аркадий Николаевич Кирсанов — недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
Василий Иванович Базаров — отец Базарова, отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, любит сына.
Арина Власьевна — мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 22 души крепостных крестьян. Набожная последовательница православия. Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
Анна Сергеевна Одинцова — богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью.
Екатерина Сергеевна Локтева — сестра Анны Сергеевны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.
Фенечка — мать ребёнка Николая Петровича. Живёт с ним в одном доме. В конце произведения выходит замуж за Николая Петровича.
Источник:
Злодеи, монстры и прочие вымышленные существа из кино, литературы, мультфильмов, мифов, легенд и комиксов
http://www.fanbio.ru/vidzlodei/1726—q—q.html
Герои произведения отцы и дети
И.С. Тургенев «Отцы и дети»: описание, герои, анализ романа
Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное — ценность семьи. Во второй — демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.
Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.
Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» ед
Отцы и дети (фильм, 2008) — Википедия
«Отцы и дети» — четырёхсерийный художественный фильм по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» режиссёра Авдотьи Смирновой.
Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров — абсолютно разные по мировоззрению люди. В то время, как первый более склонен опираться на мнение старшего поколения, второй совершенно отрицает его и корит своего приятеля за излишнюю мягкотелость, считая, что тот находится под сильным влиянием своих отца и дяди, время которых, по его мнению, прошло. Жизнь ставит перед Евгением неразрешимую для его логического склада ума проблему — приходит любовь.
Идею экранизации «Отцов и детей» Авдотья Смирнова вынашивала семь лет. По её мнению, это едва ли не самый непонятый русский роман. Это произведение о любви и жизни, а не о нигилизме и разрезанных лягушках[1].
«Я очень люблю этот роман и очень часто его перечитываю, всю свою жизнь. И очень его люблю. Я считаю, что у этого романа очень несчастливая судьба. Этот роман, может быть, самый непрочитанный роман в русской классике. С того момента, как он вышел и вокруг него начались споры и скандалы, которые, собственно, привели Тургенева в эмиграцию, этот роман был прочитан и понят как идеологический. А этот роман вообще-то антиидеологический; это роман про то, что любая идеология перед лицом живой жизни и её высшего проявления — любви — терпит фиаско. Это роман о любви. Просто ему очень не повезло. И в XIX веке его мало кто понял. Хотя умные люди прекрасно все поняли: Чехов обожал этот роман»
Александр Адабашьян выступил соавтором сценария и художником-постановщиком. Он признался, что был удивлён, когда Дуня Смирнова предложила ему поработать над сценарием по тургеневскому роману. «Впечатления, оставшиеся от прочтения его в юности, — никакого очарования. Перечитав сейчас, был поражён. В нём как минимум четыре потрясающие любовные истории!»[1]
Работая над сценарием, авторы хотели показать внутренние переклички, заложенные самим Тургеневым, и предложить прочтение «Отцов и детей» как семейного романа. «Это произведение Ивана Сергеевича — роман не политический, как принято считать, а антиполитический. Это история о том, как счастливыми становятся только те, кто идёт на поводу у жизни: Николай Петрович, Аркадий Николаевич. А те, у кого есть идеологическая колея или система, так или иначе терпят человеческое фиаско: Базаров умирает, про Павла Петровича прямо сказано, что „он и был живым мертвецом“» [3].
Чтобы визуализировать авторский текст романа, в сценарии были придуманы образные решения некоторых сцен. Например, в сцене объяснения Базарова и Одинцовой. У Тургенева в авторском тексте содержалось следующее: Анна Сергеевна — роскошная и холодная, Евгений Васильевич рядом с ней чувствует себя чужим, плебеем. Авторы сценария решили, что этот эпизод будет разворачиваться в комнате, заставленной стеклом: бокалы, кувшины и прочее. Герои ходят вокруг стола, на котором выставлено богемское стекло, всё дребезжит. Так создалось ощущение хрупкости. «Когда же Базаров, наконец, обнимает Одинцову, падает кувшин, и она его ловит. А раз она успела его поймать, значит, точно не влюблена, — влюблённая вряд бы ли успела. Плюс к этому такое маяковское овеществление метафоры „слон в посудной лавке“ дало особый визуальный эффект: постоянное преломление лучей, атмосферу воздушного и изящного дворянского мира, который начинает дрожать, когда туда в своих сапогах входит Базаров. У Тургенева этого нет, но, смею надеяться, что Иван Сергеевич сильно возражать бы не стал», считает Смирнова
В романе Тургенева в тексте от автора проводится параллель между Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым — это одинаковые человеческие типы, оказавшиеся в разных временных обстоятельствах. Авторы сценария дописали рифму к истории с кольцом, которое в романе Павлу Петровичу подарила его возлюбленная, княгиня Р. В картине Базарову дарит кольцо Одинцова. Добавляется ещё одна деталь, сближающая Базарова и Павла Петровича[3].
В роли Павла Петровича Кирсанова режиссёр изначально планировала снимать своего отца Андрея Смирнова[4], несмотря на то, что между актёром и его персонажем существует разница в возрасте: актёру сильно за 60, а Павлу Петровичу — только 50 лет[1]
.На роли молодых героев режиссёр пригласила актёров Александра Устюгова (Базаров) и Александра Скотникова (Аркадий). Актёры были выбраны по принципу их человеческой близости к образу: в Устюгове, по мнению режиссёра, очень много от Базарова, а в Скотникове — от Аркаши. Авдотью Смирнову не смутило, что актёры «засветились» в «ментовских» сериалах: «У меня предрассудков на эту тему нет. Напротив, я даже люблю ломать амплуа»[2].
В ролях прислуги и дворни снимались артисты театров Брянска и Орла[2]. Сына Фенечки и Николая Кирсанова Митеньку сыграл ребёнок научных работников музея-усадьбы Спасское-Лутовиново — десятимесячный Богдан Ермаков[1].
Спасское-Лутовиново. Главный дом усадьбы Господский дом в музее-заповеднике «Овстуг»Создатели фильма старались подчеркнуть разницу в имущественном положении Одинцовой, Базаровых и братьев Кирсановых[2]. В фильме три абсолютно разных имения: Кирсановка (Марьино), Базаровка и имение Одинцовой (Никольское), — разные люди, разные характеры, разные социальные слои. Художник Александр Адабашьян создал среду обитания соответствующую характеру каждого персонажа
Для того, чтобы фильм не оказался историей непонятных и удаленных от сегодняшней реальности людей, всю его фактуру решено было приближать к современности — и по костюмам, и по гриму, и по всему остальному. Александр Адабашьян отмечает, что создатели картины не ставили задачу восстановить стилистику XIX века в чистом виде. «Всё равно для современного зрителя это некий образ, уже созданный в кино, театре, живописи, это некое устоявшееся в сознании прошедшее время. Я помню, когда мы только приступили к „Обломову“ и проводили пробы, то актёров нарядили в подлинные костюмы XIX века. Снимали на натуре, в мосфильмовском саду… Выглядело всё, как опера днём. Поэтому все костюмы там навранные. Кринолинов нет, с мужских фраков убраны буфы с плеч и т. д. То же самое предстоит делать и здесь, в „Отцах и детях“, — всё время подвирать, чтобы сдвинуть представления о реальности. Чтобы максимально убрать дистанцию между зрителем и происходящим на экране, чтобы зритель не смотрел фильм, как костюмно-историческую драму, а сопереживал персонажам, как живым людям»
Квартира Кукшиной снималась в Орле — в музее писателей-орловцев. Губернский бал — в Москве, в музее архитектуры имени А. В. Щусева, улицы уездного города — на натурной площадке «Мосфильма» в декорации «Старая Москва»[2].
Посуду, стилизованную под середину XIX века, изготовили для фильма в Дятькове. Обои для Кирсановки и Базаровки были специально выпущены на Гомельской фабрике[1].
Съёмки проходили в августе—октябре 2007 года. И в феврале 2008 года снимали сцену посещения стариками Базаровыми могилы сына.
«Отцы и дети» читательский дневник
«Отцы и дети» – одно из лучших произведений И. С. Тургенева, в основу которого легло противостояние двух разных поколений, со своими взглядами, жизненными ценностями и философскими размышлениями.
Краткое содержание «Отцы и дети» для читательского дневника
Время и место сюжета
Действие романа происходит в деревне Марьино весной 1859 года, накануне крестьянской реформы 1861 года. Это было время больших перемен, когда дворянство как класс уходило в прошлое, уступая место поколению молодых деятелей и реформаторов.
Главные герои
Евгений Базаров – молодой человек, начинающий доктор, холодный, расчетливый человек, нигилист.
Аркадий Кирсанов – выпускник университета, друг Базарова, оказавшийся под влиянием его идей, но на деле был романтичным, добрым, мягким юношей.
Николай Петрович Кирсанов – отец Аркадия, вдовец, помещик, доброжелательный, миролюбивый человек.
Павел Петрович Кирсанов – брат Николая Петровича, светский лев, в прошлом офицер, самолюбивый, гордый аристократ.
Анна Сергеевна Одинцова – молодая богатая вдова, красивая, умная, независимая женщина.
Фенечка – молодая красивая крестьянка, сожительница Кирсанова-старшего, которая впоследствии стала его женой.
Катя – младшая сестра Анны Сергеевны, добрая, умная девушка с твердым характером.
Родители Базарова – пожилые люди, добрые и простые.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Николай Петрович Кирсанов с волнением ожидал приезда сына Аркадия, который окончил университет в Петербурге. Будучи вдовцом, он видел в единственном сыне смысл своей жизни, и мечтал, что он выберет карьеру военного. Аркадий приехал не один, а со своим приятелем, Евгением Базаровым – весьма самоуверенным молодым человеком, начинающим доктором.
В доме Кирсановых Евгений познакомился с братом Николая Петровича, Петром Петровичем, и между ними сразу же возникла взаимная неприязнь. Уже на следующий день они вступили в словесную перепалку, виновником которой оказался Кирсанов-старший. Базаров не хотел конфликтовать, но и отказываться от своих жизненных убеждений также не собирался. Он не сомневался в том, что химия гораздо важнее искусства, и наибольшую ценность имеет практический результат. Молодой человек гордился тем, что не зависит от чувств и эмоций, и полагал, что все люди созданы под одну гребенку.
Павлу Петровичу претил нигилизм Базарова. Он считал, что это необоснованное и весьма дерзкое учение, не имеющее под собой никакого базиса. Желая сгладить возникшее напряжение, Аркадий поведал другу историю жизни своего дядюшки. Некогда Павел Петрович был блестящим офицером с большим будущим. Однако связь со светской львицей совершенно изменила сущность Павла Петровича, который после завершения романа был полностью опустошен. От прежнего характера осталась лишь безупречная изысканность манер и тяга ко всему английскому.
Молодые люди отправились в губернский город, где Аркадий познакомил друга с Анной Одинцовой – молодой, красивой и богатой вдовой. Между Базаровым и Анной Сергеевной сразу же возникло притяжение, однако молодой человек решил, что неизведанное доселе чувство нарушит его спокойствие, и отправился к отцу. Он боялся, что любовь к женщине поработит его разум и волю. Однако у отца Евгений выдержал всего пару дней, и вернулся назад.
Базаров стал проявлять к Фенечке – молодой привлекательной сожительнице Кирсанова-старшего. Об этом стало известно Павлу Петровичу, и он вызвал Евгения на дуэль. К счастью, обошлось без жертв, и после этой истории Николай Петрович решил жениться на Фенечке.
Тем временем у Аркадия стали развиваться отношения с Катей, младшей сестрой Анны Одинцовой. Базаров вернулся в отчий дом, где приступил к врачебной практике. Во время работы с трупом он получил заражение крови. Перед смертью он изменил свои взгляды на жизнь, и успел признать Анне Сергеевне в своей любви.
Спустя полгода в небольшой деревенской церквушке обвенчались сразу две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Со временем Аркадий стал примерным семьянином и рачительным хозяином, Николай Петрович нашел себя на общественном поприще, а Павел Петрович переехал заграницу. За могилой Евгения ухаживали его родители – дряхлые старички, которые молились за упокой души своего единственного сына.
Вывод и свое мнение
В своем произведении автор затрагивает старую, как мир, проблему взаимоотношения поколений, сквозь призму которой показана суть противоречий в обществе. Книга несет в себе мощный посыл – без активной деятельности, желании развиваться невозможно светлое, новое, прогрессивное будущее. Также писатель много внимания уделяет теме любви, без которой жизнь, по сути, лишается своего смысла.
Главная мысль
Неизменный конфликт старого мира, устоявшихся традиций и новаторских, свежих идей и реформ.
Авторские афоризмы
«…Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения…»
«…Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник…»
«…Чему помочь нельзя, о том и говорить стыдно…»
«…Старая штука смерть, а каждому внове…»
Толкование непонятных слов
Барин – человек из высших сословий, господин.
Протекция – покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо.
Тарантас – четырехколесная конная повозка.
Бакенбарды – полоски волос, оставляемые при бритье между висками и ртом.
Тройка – старинная русская упряжка лошадей.
Ямщик – возница, кучер на ямских, почтовых лошадях.
Новые слова
Нигилизм – философия, ставящая под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры.
Провинция – обозначение населенного пункта, который не является столицей.
Колодец – вырытая в земле прямоугольная яма, служащая для добывания воды
Тест по роману
Рейтинг читательского дневника
Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 7947.
Анализ «Отцы и дети» Тургенев
Действие романа Тургенева «Отцы и дети» происходит перед отменой крепостного права. В нем раскрывается множество проблем, одна из них – это конфликт разных возрастных поколений. Появляется новый тип инакомыслящих людей, отрицающие и государственные порядки, и моральные ценности. Предлагаем краткий анализ произведения, материал которого можно использовать для работы на уроках литературы в 10 классе по плану, и при подготовке к ЕГЭ.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.
Год написания – 1860 – 1861 гг.
История создания – Писатель продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.
Тема – Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия, проблемы поколений, зарождение нового типа людей, любовь, окружающий мир природы.
Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.
Жанр – Роман.
Направление – Достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.
История создания
В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.
История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.
В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.
Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Проблематика романа – глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.
Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.
Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.
Основная мысль книги – поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.
Можно сделать вывод, что книга автора имеет воспитательную цель, главное – понять ее суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.
После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.
Композиция
Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.
Антитеза использована при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставление городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.
Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нем сталкиваются яркие личности, каждый из которых убежден в своей правоте.
Композиция романа, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.
Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого дается в сравнении с сопоставлением с ним. Все это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой, и ведет борьбу Базаров.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Отцов и детей».
Жанр
«Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом.
Психологическую окраску роману придает детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.
Особый психологизм показан читателю на примере чувств Аркадия Кирсанова. Он способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна.
Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Все это ведет к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.
В романе Ивана Сергеевича определен тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.
Тест по произведению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 6390.
Отцы и дети краткое содержание романа Тургенева, характеристика главных героев, сюжет, история создания, анализ по главам для читательского дневника
В данной работе представлено краткое содержание произведения «Отцы и дети» и его анализ, дана характеристика героев.
Все это поможет понять суть, проблематику и тематику романа, но для того, чтобы качественно проанализировать произведение и составить самостоятельное мнение, необходимо прочесть роман в оригинале.
Ученики в школах проходят «Отцов и детей» в 10 классе. Краткий пересказ поможет вспомнить прочитанное, эту информацию школьники и студенты могут использовать для краткого конспекта произведения, при написании сочинения, изложения или для читательского дневника.
«Отцы и дети» И. С. Тургенев – история создания
В 1860 году И. С. Тургенев загорается идеей создать роман, а не повесть, основанный на конфликте двух поколений. Писатель составляет план произведения, желая увидеть главного героя прототипом Добролюбова, с которым у него постоянно были какие-либо разногласия.
Иван Сергеевич Тургенев ( 1818-1883)
Находясь за границей, писатель делает первые наброски романа. Базарова Тургенев изобразил, как лишнего человека со сложным, противоречивым характером. В процессе написания Иван Сергеевич начинает симпатизировать главному герою.
В 1861 году Тургенев возвращается на родину в Спасское и дополняет рукописи. Через год «Отцы и дети» публикуются в журнале «Русский вестник». Объем оригинального издания стандартного формата составил 204 страницы.
Главные герои романа и их характеристика
Ниже представлена таблица, содержащая список действующих лиц с характеристикой в сокращении.
Евгений Базаров | Мужчина в возрасте 30 лет, простого происхождения, сын лекаря, сам заканчивает медицинский факультет. Считает себя нигилистом, т. к. относится скептически ко всему, кроме науки. В его образе заметно преобладание холодных, грубых, резких черт. |
Аркадий Кирсанов | Молодой человек, 23 года, поддался влиянию Базарова и решил тоже увлечься нигилизмом. По характеру Аркадий спокойный, чистый, наивный, сентиментальный. Кирсанов верит в настоящую любовь, наслаждается природой и искусством. |
Николай Петрович Кирсанов | Отец Аркадия, наделен в произведении образом доброго, романтического, спокойного, уравновешенного дворянина. Приверженец передовых идей. |
Павел Петрович Кирсанов | Брат Николая Петровича. В прошлом был гвардейским офицером, служба оставила душе Павла Петровича шрамы, что резко проявлялось в его характере. Павел самолюбив, заносчив, эгоистичен, верен своим принципам |
Второстепенные персонажи
Василий Иванович – отец Евгения, старик, безропотно любящий своего единственного сына. Василий Иванович трудолюбивый, бескорыстный, продолжает заниматься врачебным делом и помогать крестьянам.
Арина Базарова – мать Евгения. Имеет образ набожной, суеверной старушки с доброй душой. Арина ласковая, тихая, опрятная. Нелепая смерть сына становится для нее сильным ударом.
Анна Сергеевна Одинцова – расчетливая вдова 28-ми лет. Анна Сергеевна никогда не испытывала настоящей любви, выходила замуж по расчету. Этой женщине нравится жить в уединенном, роскошном доме, вдали от городской суеты.
Катерина – младшая сестра Анны Сергеевны, полная ее противоположность. Девушка тихая, кроткая, скромная, боится тяжелого, крутого нрава сестры, воспитавшей ее. Катерина предпочитает проводить время в саду, слушать фортепиано и любоваться природой.
«Отцы и дети» краткий пересказ по главам
1
Весна 1859 года начинает действие романа. Читатель знакомится с Кирсановым Николаем, ожидающим приезда своего сына. Николай уже больше десяти лет вдовец.
Будучи молодым, он пытался стать военным, но травма ноги испортила ему всю карьеру. Мужчине было очень сложно воспитывать сына одному, но он справился, поставил его на ноги, отправив учиться в Петербург.
2
Аркадий приезжает с другом, который учится на медицинском факультете. Это Евгений Базаров, у него вытянутое худое лицо, выражающее волю и самоуверенность. Герои отправляются в имение Кирсановых, которое называется Марьино. Происходит знакомство Евгения и Николая Петровича.
3
В течение пути Николай Петрович не может прийти в себя, находясь в приподнятом настроении после встречи с сыном. Николай Петрович рассказывает ему о последних новостях в имении, и смущенно упоминает о своем сожительстве с девушкой Феней. Возникает неловкая пауза, герои меняют тему.
4
Приехавших никто не встречает, кроме старого слуги. Николай Петрович Кирсанов ведет гостей в дом и просит слугу накрыть на стол. Навстречу им выходит красивый, ухоженный мужчина – Павел Петрович Кирсанов. Мужчина холодным взглядом осмотрел незваного гостя, а Аркадий поспешил представить дяде своего друга.
Обед для семейства Кирсановых и Базарова вышел неудачным: все происходило в тяжелом, угнетающем молчании, разговор никак не клеился. После обеда герои также молча разошлись по своим комнатам.
5
Семейство Кирсановых собралось на веранде, чтобы поговорить и выпить чаю. Аркадий же узнает, что Фенечка приболела, и отправляется к ней спросить о ее состоянии. Младший Кирсанов радуется, увидев брата, о существовании которого не знал до сих пор. Аркадий мягко укоряет отца за то, что тот ничего ему не рассказал. Николай Петрович растроган и одновременно счастлив.
Во время разговора возвращается с прогулки Базаров, который приносит с собой лягушек для своих опытов.
6
Евгений присоединяется к Кирсановым, пьет с ними чай и ведет беседу. Во время разговора между Базаровым и Павлом Петровичем разгорается спор. Мужчины не скрывают свою неприязнь друг к другу, один не стыдится насмехаться над стариком, а другой в ответ пытается задеть гостя за живое.
Николай пытается их успокоить, переводит разговор, попросив Евгения, как человека, мыслящего в науке, помочь ему с выбором удобрений. Базаров соглашается и забывает на время о Павле Петровиче.
7
Павел Кирсанов в 28 лет мог стать военным, построить великолепную карьеру, достичь невиданных высот, стать богатым и успешным, но, к сожалению, влюбился. Его любовью стала молодая княгиня, ветреная кокетка, которая уже была замужем за стариком. Павел Петрович полюбил эту княгиню, а после расставания впал в депрессию, бросил службу и отправился в путешествия по свету на целых 4 года.
8
Три года назад Фенечка познакомилась с Николаем Кирсановым в трактире своей матери. Трактир приносил небольшой доход, поэтому дела у них шли плохо. Николай Петрович пожалел девушку, и забрал ее с матерью к себе в поместье. Когда мать девушки умерла, Кирсанов и Феня стали жить вместе.
9
Базаров знакомится с Фенечкой и предлагает ей свои услуги врача. Когда молодой человек слышит игру Николая Кирсанова на виолончели, он начинает смеяться. Нигилист не признает искусство, в том числе и музыку, считая это пустой тратой времени. Аркадий тактично просит друга перестать смеяться над его отцом.
10
Проходит две недели, к Базарову все понемногу привыкают: дворовые его любят, Николай Петрович относится к нему с опаской, беспокоясь, что друг начнет плохо влиять на Аркадия, а Павел Петрович открыто ненавидит этого мерзавца, не признающего чужие ценности.
Во время вечернего чаепития Евгений вызывает недовольство и старших Кирсановых, назвав какого-то помещика «дрянным аристократишкой». Кирсановы упрекнули его в несоблюдении чужих принципов.
Базаров, разозлившись, в ответ обвинил Павла Петровича в бессмысленном прозябании своей жизни. Аркадий все это время молчал, боясь разочаровать своего друга.
11
Перед сном братья Кирсановы заняты размышлениями о жизни. Николай с грустью вспоминает о своей умершей жене. Павел, тоже задумавшись, смотрит в небо. А Базаров зовет друга в город.
12
Друзья уезжают. Аркадий знакомится с другом семьи Базаровых, Матвеем Ильиным. А Ситников, старый знакомый Евгения, предлагает им навестить Евдокию Кукшину.
13
Мужчинам не понравился неопрятный вид этой дамы, ее пустые, бессмысленные разговоры. Евдокия постоянно задавала друзьям вопросы, но не дожидалась на них ответа и начинала говорить о чем-то другом.
14
Базаров отказывается ехать на бал, потому что против большого общества, музыки и танцев. Однако Аркадию удается его уговорить.
На балу происходит знакомство друзей с Анной Одинцовой, которая показалась им милой, общительной, привлекательной. Новая знакомая обратила свое внимание на Аркадия, начав расспрашивать его обо всем. Евгений был поражен Одинцовой, раньше он не обращал внимания на женщин, но эта показалась ему другой, не похожей на остальных.
15
У Одинцовой сложилась непростая жизнь, ее отец проиграл свое состояние и умер, оставив разорившееся имение двум своим дочерям. На хрупкие плечи девушки легло все хозяйство, но она смогла достойно выдержать это испытание. Анна вышла замуж и прожила в браке 6 лет. После смерти муж оставил Одинцовой свое состояние.
Евгений, казалось, нашел себе собеседника по духу, разговаривая с женщиной о медицине, биологии, ботанике. Одинцова охотно шла на разговор и нисколько не уступала Базарову, не хуже него разбираясь в науке.
16
В Никольском – имении Одинцовой, друзья познакомились с младшей сестрой Анны – Катей. Она вела себя тихо, застенчиво, много молчала и играла на фортепиано.
Аркадий заинтересовался Анной Сергеевной, но женщина относилась к нему, как к младшему брату. Ее больше интересовал Базаров, они гуляли вместе в саду, разговаривали и смеялись. Аркадий, видя это, почувствовал укол ревности.
17
Базаров не верил в любовь, считал чувства между мужчиной и женщиной чушью. Но, проживая в имении Кирсановых и периодически встречаясь с Одинцовой, он ощущал, что что-то в нем меняется. Евгений влюбился, но скрывал это, представляя Анну Сергеевну в своих объятьях.
18
Евгений решает признаться Анне Сергеевне в любви. Женщина не отвечает ему взаимностью, говорит, что Базаров ее не правильно понял и просит его уехать. Мужчина чувствует себя очень неловко.
19
Базаров хочет остаться, но понимает, что Одинцова не любит его. Он впадает в отчаяние, перестает говорить и начинает вести себя холодно и отчужденно. Мужчина сообщает Анне Сергеевне о своем отъезде к родителям. Аркадий замечает изменения в своем друге.
20
Родители Базарова были очень рады видеть своего сына, они долго ждали его приезда, но старались сдерживать эмоции, зная, что Аркадий этого не любит. Во время обеда мать не могла насмотреться на сына, а отец рассказывал ему о своем имении и хозяйстве. После ужина Евгений не стал говорить с отцом, объяснив это сильной усталостью. Базаров не смог уснуть до самого утра, думая о неприятном инциденте с Одинцовой.
21
Дома Евгений заскучал, ему казалось, что родители обращают на него слишком много внимания и мешают его работе. Евгений решил вернуться в имение Кирсановых, чем очень расстроил своих родителей. Они не хотели, чтобы сын уезжал так скоро. Мать не смогла сдержать слез, а отец, скрепя сердце, отпустил Евгения, сделав вид, что все хорошо.
22
Базаров занялся опытами с лягушками. Аркадий, наконец-то, стал помогать отцу по хозяйству, но думал об Одинцовых, пытаясь найти повод заехать к ним снова.
23
Базаров чувствует неприязнь ко всем, кроме Фенечки. Однажды, они столкнулись в беседке, между ними завязался разговор, и Евгений поцеловал девушку. Случайным свидетелем этого стал Павел Кирсанов. Базаров почувствовал неловкость, стыд и угрызения совести.
24
Павел Петрович, оскорбленный поведением Евгения, вызывает его на дуэль. Они оба не говорят об истинных причинах битвы, чтобы не оскорбить все семейство Кирсановых.
Базаров стреляет в Павла Петровича и ранит его в ногу. Окончательно испортив отношения со всеми, Евгений уезжает обратно к родителям.
25
Младший Кирсанов все больше симпатизирует Кате Одинцовой, он чувствует, что увлекается ей. Девушка говорит ему, что Евгений оказывает на него плохое влияние, и что без него Аркадий становится совсем другим.
Базаров, встретившись с Анной Сергеевной, говорит, что был не прав и просит ее остаться друзьями.
26
Базаров возвращается к родителям. Аркадий признается Екатерине Сергеевне в своих чувствах и делает ей предложение. Катя соглашается.
27
Евгений начинает помогать отцу в лечении больных. Однажды мужчина неаккуратно вскрывает труп умершего от тифа и случайно заражается, порезав палец.
Он бредит, просит Одинцову приехать, чтобы увидеться в последний раз. Женщина не узнает больного, перед ней совершенно другой человек. Умирая, Базаров признается Одинцовой в своих настоящих чувствах и умирает.
28
Произведение заканчивается свадьбой Аркадия и Екатерины. Павел Петрович уезжает за границу. Анна Сергеевна Одинцова тоже выходит замуж, но по расчету. Жизнь продолжается для всех, кроме двух старых людей, постоянно навещающих могилу единственного сына.
Анализ произведения «Отцы и дети»
Год написания произведения – 1861 год. Тургенев написал противоречивый роман, сюжет и центральная проблема которого заключается в сложных взаимоотношениях двух поколений.
Ответ на вопрос «В чем смысл жизни?» становится для них неоднозначным. Новые люди видят свою жизнь в труде, а люди старой закалки видят ее в созерцании.
Из-за различных взглядов происходит столкновение между отцами и детьми.
Главные темы романа:
- Идейные противоречия отцов и детей.
- Тема «нового человека» в переломный момент двух эпох.
- Тема любви к родителям, женщине.
- Тема человека и природы. Природа храм или мастерская?
«Отцы и дети» очень краткое содержание романа Тургенева
За 5 секунд
Роман построен на конфликте двух поколений – «отцов» и «детей», консерваторов и нигилистов. Излишне жесткие, бескомпромиссные суждения главного героя делают его несчастным в личной жизни и обрекают на одиночество.
Очень кратко
После учебы в университете в отчий дом возвращается Аркадий Кирсанов. С ним приезжает его товарищ, начинающий доктор Евгений Базаров. Николай Петрович рад видеть сына, и оказывает теплый прием его другу. Рьяный нигилист Базаров вызывает раздражение у брата Николая Петровича, блестящего аристократа Павла Петровича. Между Базаровым и старшими Кирсановыми не раз происходят споры на важные жизненные темы. При этом ни одна из сторон не намерена прислушаться к другой.
Базаров знакомится с очаровательной Анной Одинцовой. Нигилист, который всегда отрицал любовь и чувства, страстно влюбляется в молодую вдову. Аркадий, который во всем подражал Базарову, также влюбляется в Анну Сергеевну. Друзья отдаляются друг от друга. Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Сергеевны, Катей.
Конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем накаляется, и перерастает в дуэль. Кирсанов получает легкое ранение, а Базаров уезжает к родителям. Во время работы с тифозным больным, он получает заражение крови. Перед смертью Базаров успевает признаться Одинцовой в любви.
Спустя время каждый из героев, за исключением Павла Петровича, счастливо устраивает свою личную жизнь. Могилу Базарова навещают лишь его старенькие родители.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по пересказу
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 3990.
Сколько героев в произведении Тургенева «Отцы и дети», перечислите всех пожалуйста. помогите плиз срочно надо
Главные герои Евгений Васильевич Базаров — нигилист (не признаёт любовь, считает бесполезным искусство, отрицает общепринятую мораль, религию) , студент, учится на лекаря. В нигилизме он — наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер-демократ. К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя своим нигилистическим взглядам на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова. Умирает от заражения крови в конце романа. Николай Петрович Кирсанов — помещик, либеральный демократ, отец Аркадия. В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней. Павел Петрович Кирсанов — брат Николая Петровича, аристократ, гордый, самоуверенный, является ярым приверженцем либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль, на которой получает лёгкое ранение в ногу. Аркадий Николаевич Кирсанов — недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей. Василий Иванович Базаров — отец Базарова, отставной армейский хирург, владелец земли и крепостных крестьян. Образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, любит сына. Арина Власьевна — мать Базарова, набожная последовательница православия. Очень суеверна. Она любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры. Анна Сергеевна Одинцова — богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью. Екатерина Сергеевна Локтева [2] — сестра Анны Сергеевны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия. Фенечка — мать ребёнка Николая Петровича. Живёт с ним в одном доме. В конце произведения выходит замуж за Николая Петровича.
Действия происходят летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года. Базаров вместе с Аркадием Кирсановым приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца и дяди Аркадия) . Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский С***. Аркадий едет с ним. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодежи (Кукшина, Ситников) . Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остается уязвлённая ими госпожа Кукшина. Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви, испугавшего Одинцову, Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым) , вместе с ним едет Аркадий. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать и вместе с Аркадием возвращается в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный прием, возвращаются в Марьино. Базаров живет некоторое время в Марьино. Флиртует с Фенечкой, молодой любовницей Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё дерется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остается у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров едет в Никольское, где гостит в это время Аркадий. Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает, случайно заразившись тифом, не надев перчатки когда оперировал труп. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его проcьбе. Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович — на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.
Базаров, Кирсанов, Павел Петрович, нИколай Петрович, Катя Одинцова, Анна Одинцова, Кукушкина, Ситников, Фенечка, Пётр