Годы жизни генри форд: Форд, Генри — Википедия – Наследие Ford | Ford RU

Биография Генри Форда (Henry Ford)

Биография Генри Форда (Henry Ford)

Продолжая рубрику биографии успешных людей, сегодня хотелось бы поделиться с вами историей успеха американского автомобильного магната Генри Форда. Биография Генри Форда — неоднозначна. Были в ней и победы, и общественное порицание, и даже обвинения в сотрудничестве с нацистами и антисемитизме. И все же сложно отрицать великие достижения Генри Форда, человека талантливого и трудолюбивого, одержимого своим делом. По сей день Генри Форд считается одним из самых выдающихся промышленников и изобретателей современности, а компания, созданная им еще в 1903 году, продолжает и сегодня процветать.

Основатель завода — еще молодой Генри Форд поднял свое детище не только упорным трудом и безграничной верой в успех, но и поистине новаторскими решениями в области производства и управления предприятием. Генри Форд, за исключением своего детства и юности, всю жизнь проработал в технической области: сначала механиком, потом уже в должности инженера, до момента основания своего производства. Помимо эффективных нововведений, которые Форд принял на своем производстве, он также занимался изобретательской деятельностью — на счету Генри Форда 161 патент. Во время своей жизни Форд написал несколько книг, почти сразу переведенных на другие языки, в том числе и русский.

Жизнь Генри Форда представляет из себя воплощенную американскую мечту. Родившийся в семье ирландских эмигрантов вольнолюбивый и изобретательный мальчишка сбежал из дома, как только ему исполнилось шестнадцать. Спустя десять лет он уже был совладельцем Детройтской автомобильной компании, а вскоре создал собственную — компанию «Ford Motor». Успех к «Ford Company» пришел уже через пять лет, когда была выпущена модель «Ford T», а в 1910 году Форд открыл автомобильный завод, построенный по самому последнему слову техники. На этом заводе он и начал свой известный конвейерный эксперимент, который позволил ему увеличить производительность, сократить время выпуска автомобиля и поднять зарплаты своим рабочим.

У Форда была мечта — чтобы у каждого американца был собственный автомобиль, и он без устали трудился во имя осуществления этой мечты. Он замахнулся превратить миллионы простых пешеходов в гордых владельцев авто и на выбранном пути ничто не могло ему помешать: «Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра!» И то, что изобрел гениальный Генри Форд, взяв за основу дорогостоящую модель авто и создав «авто для американцев среднего класса», стало настоящим переворотом в автомобилестроении. Машины расхватывались потребителями с такой скоростью, что Генри стал обдумывать новую идею: как усовершенствовать процесс производства авто. Так он изобрёл новую систему управления, названную им «террором машины».

Первым шагом к повышению эффективности производства стало внедрение конвейерной системы. Это позволило уменьшить время изготовления, как отдельных узлов, так и самой машины в целом. Позднее «королём автомобилестроения» конвейер был ещё больше усовершенствован — он стал разрабатываться в двух вариантах: для высоких и для низеньких рабочих. Конечно, бизнесмена в первую очередь занимали не сами факты создания удобства труда рабочих, а повышение получаемой прибыли.

Вторым шагом было установление 8-ми часового рабочего дня.
Третьим шагом — повышение заработной платы. В том же 1914 году Генри Форд решает повысить зарплату рабочим до 5$ в день. Он полагал, что: «Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь, чтобы он не испытывал финансовых трудностей». Странные на первый взгляд факты в действительности имели своё объяснение: повысилась производительность труда, рабочие старались изо всех сил, дабы не потерять своё рабочее место, «текучка» стала редким явлением и, как следствие, уменьшились затраты на обучение новых рабочих. Наверное главный секрет Форда кроется не столько в новшествах на производстве, сколько в человечном отношении к ближнему: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения». Его действия поддерживала основная масса населения – рабочий класс.

Для Форда всегда были важны кадры. Многие его действия были направлены на то, чтобы удержать талантливых сотрудников, мотивировать их, устранить текучесть кадров. «Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм – это основа любого прогресса». Он даже был готов делиться с ними своей прибылью, только при условии, если сотрудники не злоупотребляют алкоголем, не играют в азартные игры, не являются неплательщиками алиментов и т. д. Позже Форду пришлось признаться, что вторжение в личную жизнь — недопустимо! Впрочем, он просто не требовал от людей меньшего, чем от самого себя, — сам он не курил, не злоупотреблял алкоголем, боготворил свою жену и придерживался здорового образа жизни. Но Генри Форд плохо относился к курящим и полным людям, для него вредные привычки, в том числе курение или переедание, были признаком слабости характера, отсутствия силы воли. Полных людей он попросту считал транжирами и мог уволить сотрудника только потому, что тот сильно поправился. Также, Форд ценил в людях светлый ум и их энтузиазм к делу: «Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются».

Немаловажную роль в невероятном успехе мужа сыграла его жена, которая, как впоследствии вспоминал сам Форд, «верила в мой успех еще больше, чем я». Жену Генри Форд называл «Верующая» и не раз упоминал, что именно ее вера в его успех помогла ему добиться того, что он имеет. Однажды его спросили, кем он хочет быть в следующей жизни (Генри Форд верил в реинкарнацию), на что он ответил, что ему все равно — лишь бы рядом с ним была его жена.

Долгое время Форд выступал против профсоюзов. Он был уверен в их нецелесообразности и клялся, что не допустит их образования на своих заводах. Когда началась «сидячая забастовка», вмешалась жена Форда, которая настояла, чтобы он подписал договор с организацией профсоюзов, иначе она уйдет от него. Спустя время он признал, что Клара была права: «Нельзя недооценивать силу женщины».

Несмотря на то, что Форд сотрудничал с нацистами во время Второй мировой войны (иначе ему пришлось бы потерять свои предприятия), изначально он был против какого-либо насилия. Еще в годы Первой мировой он с другими пацифистами отправился в Европу, чтобы убедить всех остановить войну, но европейские газеты высмеяли американского промышленника. «Лишь на смертном одре к Генри Форду пришло покаяние. Когда в конце Второй мировой войны он просмотрел фильм о зверствах нацистов в концентрационных лагерях, столкнувшись тем самым с чудовищными последствиями антисемитизма, его хватил удар — последний и тяжелейший…» (Роберт Лэйси, автор книги «Гитлер и Форд»)

Смерть Генри Форда наступила на 84 году жизни. Причиной смерти Генри Форда стало кровоизлияние в мозг. На время похорон Форда работа на всех его заводах была приостановлена. Могила Форда находится на фамильном кладбище в Детройте.

Биография Форда вместе с его размышлениями изложена в авторском произведении «Моя жизнь, мои достижения». Автор книги раскрывает в ней интересные мысли о том, как добиться успеха, освещает читателю некоторые факты из своей биографии и интересные цитаты-размышления об реинкарнации. Эти цитаты из книги подходят не только для бизнесменов, но и каждому человеку, независимо от пола и возраста. Например, в размышлениях о прошлом и будущем автор показывает нам мудрую мысль: «Не следует бояться будущего так же, как не следует почтительно относиться к прошлому. Боясь неудач в будущем, человек сам ставит себе границу. Неудачи же в прошлом – это только возможность начать всё сначала, но сделать всё уже более умно».

Форд правильно полагал, что: «сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически».
А упорство, решительность и настойчивость – вот качества настоящего борца. «Гораздо чаще люди сдаются, чем терпят поражение», – так считал Генри Форд.

На своем примере Форд показал, что позитивное мышление работает и приносит свои результаты. Если ты уверен, что удача к тебе придет, так оно и будет: «Размышления о будущем, желание сделать больше, приводят ум в такое состояние, когда кажется, что нет ничего невозможного».

Также, советую вам посмотреть биографический сериал: «Люди, построившие Америку/The men who built America», в котором раскрывается участь Форда в развитии великой американской экономики.

Завет от Генри Форда:
«Помните, что Бог создал человека без запасных частей!» (надпись на воротах заводов Форда)

Месть Генри Форду II. Как Ли Якокка стал легендой американского автопрома | Бизнес

22-летним выпускником Принстона Ли (так он укоротил свое имя, чтобы было удобнее называть его по телефону) Якокка пришел в Ford. Его взяли инженером-конструктором. Но его влекло «туда, где вершилось настоящее дело, — в маркетинг, в сбыт». «Мне больше нравилось работать с людьми, чем с машинами», — признавался он. Переход на управленческую работу принес Якокке удачу. В 1960 году он был назначен вице-президентом Ford. Еще два года спустя стал инициатором выпуска новой модели Ford — «спортивного стиля с характерным внешним видом, вызывающим легкий налет тоски по молодости».

«Мы хотели сконструировать автомобиль, на котором можно в пятницу вечером съездить в загородный клуб, в субботу совершить длительную прогулку на природу, а в воскресенье отправиться в церковь», — объяснил свой замысел Якокка. В марте 1964 года публике был представлен абсолютно новый Ford Mustang. Это был поразительный успех — в первый же уикенд после выпуска его в продажу дилерские центры Ford посетили 4 млн человек. До конца года было продано более 260 000 новых спортивных автомобилей. За первые два года продаж Ford Mustang принес $1,1 млрд чистой прибыли.

«Крохоборы» (так Якокка называл финансистов, которые постоянно предостерегали от рискованных шагов) «забрались обратно в свои щели». В 1970 году Ли Якокка стал президентом Ford. В книге «Карьера менеджера» Якокка вспоминает, что был на седьмом небе от счастья и не слышал предостережений судьбы: «Погоди. Это еще не все. Теперь тебе предстоит узнать, какие чувства овладевают человеком, которого сбрасывают с вершины Эвереста!»

В 1978 году Якокка был уволен из компании. Потому, был убежден он, что стал популярнее самого Генри Форда II. «Или я, или он», — кричал Форд на совете директоров. «Внезапно я оказался без работы. Ощущение были гнусное, меня выворачивало наизнанку», — вспоминал о тех днях Якокка.

Самым болезненным для него стало то, что увольнение из компании оказалось неожиданным — его младшая дочь Лия услышала об этом по радио и плакала навзрыд. «Я острее всего вспоминал плач Лии по телефону. Я ненавижу Генри за то, что он мне причинил. Но еще больше ненавижу я его за то, как он это сделал. Я был лишен возможности посидеть и поговорить об этом с моими детьми до того, как о моем увольнении узнал весь свет. Этого я ему никогда не прощу», — писал в автобиографии Якокка.

Спасение конкурента

Две недели спустя после увольнения Якокка был назначен главой корпорации Chrysler, которая наряду с Ford и General Motors входила в «большую детройтскую тройку» крупнейших американских автопроизводителей. Это была «изощренная месть» Форду. «Генри Форд до сих пор выплачивает мне в виде пенсии немалые деньги за то, что я каждое утро приступаю к работе, смысл которой в том, чтобы ухудшить положение его компании, а значит, и его самого», — объяснил свой переход к конкуренту Якокка.

В конце 1970-х Chrysler переживал не лучшие времена. Якокка, по его собственным словам, попал из огня да в полымя — через год после его назначения Chrysler оказался на грани банкротства. «В этот первый период службы в фирме Chrysler я не раз поражался тому, как я позволил вовлечь себя в такую заваруху. Быть уволенным из компании Ford Motor уже достаточно скверно. Но пойти на дно с кораблем Chrysler — это было уж слишком», — вспоминал он.

Для спасения компании Якокка прибег к простому, но действенному механизму: убыточные заводы закрывались, непрофильные активы продавались. Так, например, предприятия по производству танков были проданы General Dynamics за $348 млн. Люди, в которых не было абсолютной необходимости, увольнялись. Увольнением руководящего персонала Якокка в большинстве случаев занимался сам. «Не такое это дело, чтобы перепоручить его другим. Надо говорить правду. Испытав увольнение на самом себе, я понимал, чего делать не следует», — объяснял он. В новую команду Якокка переманил талантливых управленцев из Volkswagen и General Motors. Ради сплочения сотрудников Якокка на год снизил собственное жалование до $1 в год.

Была заново выстроена системы сбыта, позволившая получать от дилеров твердые заявки, которые закладывали в основу графика производства машин. Был изменен подход к качеству выпускаемых автомобилей. Для этого руководители компании каждое утро отправлялось на заводы и выборочно снимали с конвейера пять машин. Затем их сравнивали с новой Toyota, требуя найти разницу в качестве. И производственники признавали, что автомобили Chrysler действительно плохи. И думали над улучшением качества.

Тем не менее уже летом 1979 года стало ясно, что лишь самые радикальные меры способны спасти Chrysler. Якокка обратился за помощью к правительству США. Речь шла о кредите на сумму $1,5 млрд. Якокка убедил конгрессменов, что банкротство корпорации обойдется государству только за первый год в $2,7 млрд в виде пособий по безработице и других пособий, связанных с увольнением. «Перед вами выбор: либо выложить сразу $2,7 млрд, либо выдать гарантии по займам на вдвое меньшую сумму, сохраняя при этом надежные шансы на возврат всей этой суммы. В вашей власти решать, платить сейчас или платить потом», — заявил Якокка.

Кредит был выдан. Акции компании взлетели (NYT в начале 1983-го назвала бумаги Chrysler главным сюрпризом прошедшего года). По итогам 1983 года компания получила рекордную для себя прибыль в $700,9 млн. Летом того же года Ли Якокка торжественно вручил представителю Конгресса чек на $813 млн — последнюю выплату по кредиту.

Еще одним рецептом для выхода из кризиса стала новая линейка автомобилей K-car. «Для Chrysler К-car стала последней ставкой. Если бы мы с ней потерпели неудачу, все было бы кончено», — писал Якокка. Он же придумал и слоган для рекламной кампании: «Если вы можете найти лучший автомобиль — купите его». Автоэксперты признали, что новый автомобиль обеспечивает существенную экономию горючего и комфортабельные условия для водителя и пассажиров и выглядят весьма привлекательно.

В 1983 году Якокка представил публике абсолютно новый класс автомобилей — минивэны, которые вошли в автомобильную моду более чем на три десятилетия. В 1987 году Chrysler приобрел American Motors Corporation с ее знаменитым подразделением Jeep. В 1992 году Ли Якокка ушел в отставку с поста руководителя Chrysler.

В компании Fiat Chrysler Automobiles в день смерти Якокки сказали: «Он сыграл историческую роль в управлении Chrysler в годы кризиса и в превращении компании в настоящую конкурентную силу». CEO Ford Motor Company Билл Форд со своей стороны добавил, что Якокка оставил неизгладимый след в компании: «Он был единственным в своем роде, и нам будет его очень не хватать».

Генри Форд (30 июля 1863 — 7 апреля 1947). Некролог и биография

Годы жизни Генри Форда:

родился 30 июля 1863, умер 7 апреля 1947

Эпитафия

В сердцах людей оставил след,
Память о тебе вечно жива.

Биография

Биография Генри Форда — неоднозначна. Были в ней и победы, и общественное порицание, и даже обвинения в сотрудничестве с нацистами и антисемитизме. И все же сложно отрицать достижения Генри Форда, человека талантливого и трудолюбивого, одержимого своим делом. По сей день Генри Форд считается одним из самых выдающихся промышленников и изобретателей, а компания, созданная им еще в 1903 году, продолжает процветать.

Жизнь Генри Форда представляет из себя воплощенную американскую мечту. Родившийся в семье ирландских эмигрантов вольнолюбивый и изобретательный мальчишка сбежал из дома, как только ему исполнилось шестнадцать. Спустя десять лет он уже был совладельцем Детройтской автомобильной компании, а вскоре создал собственную — компанию Ford Motor. Успех к Ford Company пришел уже через пять лет, когда была выпущена модель Ford T, а в 1910 году Форд открыл автомобильный завод, построенный по самому последнему слову техники. На этом заводе он и начал свой известный конвейерный эксперимент, который позволил ему увеличить производительность, сократить время выпуска автомобиля и поднять зарплаты своим рабочим. У Форда была мечта — чтобы у каждого американца был собственный автомобиль, и он без устали трудился во имя этой мечты.

Для Форда всегда были важны кадры. Многие его действия были направлены на то, чтобы удержать талантливых сотрудников, мотивировать их, устранить текучесть кадров. Он даже был готов делиться с ними своей прибылью, только при условии, если сотрудники не злоупотребляют алкоголем, не играют в азартные игры, не являются неплательщиками алиментов и т. д. Позже Форду пришлось признаться, что вторжение в личную жизнь — недопустимо. Впрочем, он просто не требовал от людей меньшего, чем от самого себя, — сам он не курил, не злоупотреблял алкоголем, боготворил свою жену и придерживался здорового образа жизни.

Смерть Генри Форда наступила на 84 году жизни. Причиной смерти Генри Форда стало кровоизлияние в мозг. На время похорон Форда работа на всех его заводах была приостановлена. Могила Форда находится на фамильном кладбище в Детройте.

Ford Quadricycle — первый автомобиль, изобретенный Фордом

Линия жизни

30 июля 1863 г. Дата рождения Генри Форда.
1888 г. Поступление на работу в «Электрическую компанию Эдисона».
1893 г. Конструирование первого автомобиля Форда.
1899-1902 гг. Совладелец Детройтской автомобильной компании.
1903 г. Основание Ford Motor Company.
1908 г. Выпуск модели Ford T, принесшей успех фирме.
1913 г. Внедрение конвейерного метода сборки автомобилей.
1922 г. Выход книги «Моя жизнь, мои достижения».
1930 г. Передача управления компанией сыну Эдзелу.
1943 г. Возвращение на пост главы компании.
1945 г. Передача управления компанией внуку Генри Форду II.
7 апреля 1947 г. Дата смерти Генри Форда.
10 апреля 1947 г. Похороны Генри Форда.

Памятные места

1. Штаб-квартира Ford Motor Company в Дирборне, США.
2. Завод Ford Rouge.
3. Академия Генри Форда.
4. Институт Франклина, наградивший Генри Форда медалью Эллиотта Крессона за достижения в автомобильной промышленности и индустриальное лидерство.
5. Дом Генри Форда в Дирборне (усадьба Fair Lane).
6. Музей Генри Форда в Дирборне.
7. Деревня Гринфилд в пригороде Дирборна, где прошло публичное прощание с Генри Фордом.
8. Церковь Святого Павла в Детройте, где прошла похоронная служба.
9. Кладбище Ford Cemetery, где похоронен Генри Форд.

Эпизоды жизни

Жену Генри Форд называл «Верующая» и не раз упоминал, что именно ее вера в его успех помогла ему добиться того, что он имеет. Однажды его спросили, кем он хочет быть в следующей жизни (Генри Форд верил в реинкарнацию), на что он ответил, что ему все равно — лишь бы рядом с ним была его жена.

Генри Форд плохо относился к курящим и полным людям, для него вредные привычки, в том числе курение или переедание, были признаком слабости характера, отсутствия силы воли. Полных людей он попросту считал транжирами и мог уволить сотрудника только потому, что тот сильно поправился.

Долгое время Форд выступал против профсоюзов. Он был уверен в их нецелесообразности и клялся, что не допустит образования на своих заводах. Когда началась сидячая забастовка, вмешалась жена Форда, которая настояла, чтобы он подписал договор с организацией профсоюзов, иначе она уйдет от него. Спустя время он признал, что Клара была права: «Нельзя недооценивать силу женщины».

Несмотря на то, что Форд сотрудничал с нацистами во время Второй мировой войны (иначе ему пришлось бы потерять свои предприятия), изначально он был против какого-либо насилия. Еще в годы Первой мировой он с другими пацифистами отправился в Европу, чтобы убедить всех остановить войну, но европейские газеты высмеяли американского промышленника.

Форд вместе с сыном Эдселом в своем знаменитом автомобиле Ford T

Завет

«Помните, что Бог создал человека без запасных частей».
Надпись на воротах заводов Генри Форда

«Когда кажется, что весь мир настроен против вас, помните, что самолёт взлетает против ветра».


Документальный фильм о Генри Форде из цикла «Гении и злодеи»

Соболезнования

«Лишь на смертном одре к Генри Форду пришло покаяние. Когда в конце Второй мировой войны он просмотрел фильм о зверствах нацистов в концентрационных лагерях, столкнувшись тем самым с чудовищными последствиями антисемитизма, его хватил удар — последний и тяжелейший…»
Роберт Лэйси, автор книги «Гитлер и Форд»

«Мой прадед был человеком деликатным, он никому и никогда не навязывал своих взглядов, но сам их твердо придерживался».
Альфред Форд, правнук Генри Форда

Ссылки

Страница Генри Форда в «Википедии»
Сайт наследия Генри Форда

 

Также может быть полезно:

Форд Генри. Henry Ford. Биография.

Форд Генри (Ford, Henry) (старший) (1863 — 1947)
Форд Генри. Henry Ford.
Биография
Американский инженер, промышленник, изобретатель. Один из основателей автомобильной промышленности США, основатель «Форд мотор компани» (Ford Motor Company), организатор поточно-конвейерного производства. Генри Форд родился 30 июля 1863, на ферме, располагавшейся недалеко от Дирборна, штат Мичиган (США). «Существует легенда, что мои родители были очень бедны и им приходилось туго. Они были, правда, небогаты, но о настоящей бедности не могло быть и речи. Для мичиганских фермеров они были даже зажиточны. Мой родной дом и теперь еще цел и вместе с фермой входит в состав моих владений. […] Важнейшим событием моих детских лет была моя встреча с локомобилем, милях в восьми от Детройта, когда мы однажды ехали в город. Мне было тогда двенадцать лет. Вторым по важности событием, которое приходится на тот же самый год, были подаренные мне часы. […] Этот локомобиль был виной тому, что я погрузился в автомобильную технику. […] Когда я ездил в город, карманы у меня всегда были набиты всяким хламом: гайками и обломками железа. Нередко мне удавалось заполучить сломанные часы, и я пробовал их чинить. Тринадцати лет мне удалось в первый раз починить часы так, что они ходили правильно. С пятнадцати лет я мог чинить почти всякие часы, хотя мои инструменты были весьма примитивны. […] Я никогда не мог особенно заинтересоваться фермерской работой. Я хотел иметь дело с машинами. Мой отец не очень сочувствовал моему увлечению механикой. Он желал, чтобы я стал фермером. Когда я семнадцати лет окончил школу и поступил учеником в механическую мастерскую Драйдока, меня считали почти погибшим.» (Генри Форд, «Моя жизнь, мои достижения», 1922)
В 1879 (в 16 лет) получил место ученика машиниста в Детройте. Закончив обучение, занимался установкой и ремонтом паровых двигателей на паровозах, несколько лет работал механиком в различных компаниях. В эти же годы подрабатывал ремонтом часов (потом это превратилось в его хобби на всю жизнь) и самостоятельно изучал механику и инженерное дело. «31 мая 1921 года Общество Автомобилей Форда выпустило автомобиль № 5 000 000. Теперь он стоит в моем музее, рядом с маленькой газолиновой тележкой, с которой я начал свои опыты и которая в первый раз пошла весной 1893 года к моему великому удовольствию. […] Та маленькая старая тележка, несмотря на свои два цилиндра, пробегала двадцать миль в час и выдерживала, при своем резервуаре всего в 12 литров, полных шестьдесят миль.» (Генри Форд, «Моя жизнь, мои достижения», 1922) С 1893 — главный инженер «Эдисон ильюминейтинг компани» (Электрической компании Томаса Эдисона, создателя электрической лампочки). В 1892 — 1893 создал свой первый автомобиль с 4-тактным двигателем внутреннего сгорания (марка «Форд»). В 1899 уволился с должности главного инженера, чтобы полностью посвятить себя созданию собственной автомобильной компании в Детройте. В 1899 — 1902 — главный инженер «Детройт отомобил компани». Компания обанкротилась, и Форд решил завоевать репутацию для своих автомобилей участием в автогонках: ему удалось стать очень популярным автогонщиком.
В 1903, с помощью группы финансистов, основал «Форд мотор компани» (Ford Motor Company). Генри Форд получил 25,5% акций. Уставный капитал составил 150 тыс. долларов, из которых наличными удалось получить только 28 тыс. Тем не менее, спустя всего месяц был выпущен первый автомобиль компании. В 1905 финансовые партнеры Форда не согласились с его намерением выпускать дешевые автомобили, т.к. спросом пользовались дорогие модели, держатель основного пакета акций Александр Малколмсон продал свою долю Форду, после чего Генри Форд стал обладателем контрольного пакета и президентом компании (был президентом компании в 1905 — 1919 и в 1943 — 1945). В 1908 Форд впервые в мире начал выпуск массового дешевого автомобиля — появилась «Модель Т» (Ford Model T) и в первый же год корпорация «Форд» смогла продать 10 тыс. автомобилей этой модели. Прежде чем появилась «Модель Т», было создано 8 других моделей, отличительной особенностью которых была их небольшая цена. Главной целью Генри Форда стало превращние автомобиля из предмета роскоши в предмет первой необходимости. «Когда появилась «Модель Т», большинство автомобилей в США стоили от 1100 до 1700 долларов, а цена автомобилей люкс доходила до 2500 долларов. И тут появляется вполне приличный фордовский автомобиль модели «Т» по цене всего 825-850 долларов… А для тех лет 400 долларов разницы — огромные деньги. В среднем работающий в США получал тогда 100 долларов в месяц. … Прежде автомобиль считался игрушкой только для богатых … благодаря Форду человек, работающий на заводе или фабрике по 40 часов в неделю, впервые получил возможность купить новый автомобиль.» (Из интервью с редактором американского журнала «Карз энд Партс» Бобом Стивенсом). Продажу на территории США осуществляла впервые созданная дилерская сеть: в 1913 — 1914 годах у Форда насчитывалось 7 тыс. таких дилеров, не только продававших, но и ремонтировавших «Модель Т». К 1914 году число проданных автомобилей модели «Т» достигло 250 тыс., что составило около 50% всего автомобильного рынка США тех лет. К 1927 году, когда «Модель Т» была снята с производства, число проданных автомобилей этой серии достигло 15 миллионов. За всю историю мировой автомобильной промышленности больше было продано только знаменитых «Жуков» немецкой корпорации «Фольксваген».
С целью осуществления жесткого контроля, создал полный цикл производства: от добычи руды и выплавки металла до выпуска готового автомобиля. В 1914 ввел самую высокую в США минимальную заработную плату — 5 долларов в день, допустил рабочих к участию в прибылях компании, построил образцовый рабочий поселок, но вплоть до 1941 не разрешал создавать профсоюзы на своих заводах. В 1914 заводы корпорации начали работать круглосуточно в 3 смены по 8 часов каждая, вместо работы в 2 смены по 9 часов, что позволило обеспечить работой дополнительно несколько тысяч человек. «Повышенная зарплата» в 5 долларов не была гарантирована каждому: рабочий должен был тратить свою зарплату разумно, на содержание семьи, если же он пропивал деньги, его увольняли. Эти правила сохранялись в корпорации вплоть до периода Великой Депрессии.
В январе 1928 появилась новая «Модель А». Нововведением стало устанавливаемое при сборке защитное ветровое стекло, ставшее с тех пор обязательным элементом автомобиля. Стекло могло быть цветным и 17 конфигураций. На всех 4 колесах были установлены тормозные колодки и гидравлические амортизаторы. Хотя новая модель понравилась и покупателям, и дилерам, прежние позиции Форда как безоговорочного лидера автомобильной промышленности восстановить уже не удалось: к 1940 году на долю корпорации приходилось уже менее 20% рынка США.
Сотрудничество с Россией началось в 1909, когда в Санкт-Петербурге, а затем в Москве, Одессе и прибалтийских портовых городах были открыты сбытовые конторы компании. В 1913 первым внедрил конвейер в процесс производства. В 1919, по инициативе Советского бюро в Нью-Йорке, Форд заключил сделку о продаже Советской России тракторов «Фордзон». Несмотря на враждебное отношение к большевизму, Форд пожертвовал своими политическими воззрениями во имя достижения предпринимательского успеха в Советской России. СССР превратился в самого крупного зарубежного покупателя тракторов Форда. По утверждениям самого Генри Форда, его компания поставляла в СССР 85% всех грузовых автомашин, легковых автомобилей и тракторов (в общей сложности с 1921 по 1927 СССР приобрел более 24 тыс. тракторов «Фордзон», сотни легковых и грузовых автомашин). 31 мая 1929 с компанией Форда был подписан договор о технической помощи Советскому Союзу в строительстве автозаводов сроком на 9 лет. Для строительства завода полного цикла был избран Нижний Новгород (будущий Горьковский автомобильный завод, ГАЗ). По соглашению производственная мощность завода должна была обеспечивать выпуск 100 тыс. грузовых и легковых машин ежегодно; советские автостроители могли пройти стажировку на заводе Форда в Дирборне, под Детройтом. Со своей стороны, советское правительство брало на себя обязательство закупить в течение 4 лет продукцию компании Форда на общую сумму 4 млн. долл. 1 февраля 1930 из ворот Автосборочного завода № 1 вышла первая советская «полуторка». В мае 1931 под Нижним Новгородом был заложен завод полного цикла, а в январе 1932 он начал выпускать продукцию. В 1935 действие соглашения было прекращено по обоюдному согласию, т.к. СССР стал выпускать машины собственного производства. Всего за период с 1929 по 1936 между советскими организациями и Фордом было подписано контрактов на сумму, превышающую 40 млн. долларов.
Перед началом второй мировой войны стал поклонником Гитлера, выпускал газету, в которой печатались антисемитские статьи, в 1938 принял от фюрера награду. В 1936, совместно с сыном Эдселом (Edsel Bryant Ford), создал Фонд Форда (Ford Foundation; в настоящее время является самым крупным американским филантропическим фондом; финансовые активы фонда на конец 1999 составляли около 12 млрд. долларов). В 1945 году Генри Форд ушел с поста президента своей корпорации. В 1945 пост президента компании занял внук Генри Форда — Генри II (Henry II), родившийся в 1917. Умер Генри Форд-старший в возрасте 83 лет, 7 апреля 1947 года, в Дирборне.
Среди книг Генри Форда — «Моя жизнь и работа» (My Life and Work,1922, перевод на русский язык — 1924; до 1927 в СССР переиздавалась семь раз), «Сегодня и завтра» (Today and Tomorrow, 1926, перевод на русский язык — 1927), «Движение вперёд» (Moving Forward, 1931). Книги, написанные Фордом, неоднократно издавались и переиздавались в СССР, рекомендовались руководителям советских промышленных предприятий в качестве учебного пособия и студентам вузов в качестве учебника. В СССР, в серии «Жизнь замечательных людей», была издана книга о Форде.
__________
Источники информации:
Генри Форд. «Моя жизнь, мои достижения». М.: Финансы и статистика, 1989Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Энциклопедия российско-американских отношений, Англо-русский лингвострановедческий словарь «Американа», Большая советская энциклопедия)
Радио Свобода («Генри Форд и первый автомобиль для миллионов»)
Проект «Россия поздравляет!» — www.prazdniki.ru

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)