Горе и предательство: Евангелие от Матфея, Глава 26, стих 24

легенда о горе бойка. предательство.

Одной из природных крепостей является горный массив Бойка, лежащий над селом Соколиным. Глубо­кое ущелье Большого каньона отделяет Бойку от Главной гряды Крымских гор, длина ее окружности свыше 60 километров. Юго-восточный край Бойки переходит в длинный узкий хребет, ведущий на Ай-Петринское плато. С востока Бойку омывает река Бельбек, берущая начало у его подножия, а с запада из каньона вытекает река Голубая (Коккозка).

Бойка состоит из пяти вершин, обращенных в разные стороны, а лесистые склоны скатываются внутрь массива к глубокой котловине, наклоненной к руслу каньона. Высоты называются так: Курушлюк — длинный скалистый кряж, начинающийся у устья Большого каньона и тянущийся над Ай-Петринским шоссе и долиной речки Голубой; гора Богатырь, с мощными скалами, вздымается над деревней того же названия, расположившейся на западном склоне массива: гора Сотира, или Спаса — самая значительная из высот Бойки (она повернута северными обрывами к селу Нагорному, а ее восточные утесы смотрят на дорогу в село Зеленое, проходящую у их подножия).

Высота Караул-Кая (Сторожевая скала) обращена обрывистым краем на восток к селу Счастливому. Гора Кош-Кая (Соколиная ската), скалистая сторона ее возвышается над селом Ключевым. От горы Кош-Кая отходит на юго-восток упомянутый хребет, связыва­ющий Бойку с яйлой.

Бойку надежно охраняют ее скалистые обрывы, и только на перевалах природа солдата относительные удобства для прокладки проезжих дорог. Здесь же горцы воздвигли поперек них заградительные стены от обрыва к обрыву, кроме того, с западной стороны Бойка имела два небольших укрепления: нижнее — на одной из скал  хребта Курушлюк и верхнее — на самом хребте.

Стояла ранняя весна. Наша археологическая экспедиция, навьючив лошадей доходным снаряжением, поднялась по той дороге, что идет от села Зеленого. Мы стали лагерем на светлой широкой поляне Цент­ральной котловины Бойки. В то время года зеленые листья еще не трепетали на голых ветвях деревьев, а лесные прогалины и опушки украшало множество подснежников.

Весна таит в себе запах путешествий, и всегда ее воздух будоражит сердце зовом неведомых приключений.

Мы, юные археологи, участники кружка при детской туристской станции Симферополя, бродили тог­да по Бойке, отыскивали в лесных зарослях остатки средневековых построек. Руководил нашей экспедицией известный археолог Олег Иванович Домбровский, наш старший друг и товарищ. Мы, мальчишки, выросли, возмужали, но до самой смерти Олега Ивановича не забывали о нем, встречатись, вели долгие беседы обо всем. Олег Иванович, очень добрый и бескорыстный, всегда приходил к нам на помощь, стал нашим внимательным наставником, и ему мы доверяли все свои планы, даже сокровенные мечты. Воз­раст, точнее разница в возрасте, ведь Олег Иванович всем нам годился в отцы, не влиял на наши отноше­ния. Это была крепкая, нежная и Великая дружба умного и сердечного человека-ученого с разношерстной толпой пацанов, вырастающих и не предающих своего Учителя.

На Бойке тогда мы нашли шесть поселений X — XV веков. На седловине между Сотирой и хребтом Курушлюк, где в древности вилась дорога (сейчас она превратилась в тропу, но под толстым слоем пере­гноя местами прослеживаются глубокие колеи, протертые колесами в твердой скале), сохранились остат­ки крепиды, предохранявшие дорогу от разрушения. Крепида состоит из мощной кладки из крупных обработанных камней с прямоугольной лицевой стороной. Мы зачистили руины древнего храма размером 18 х 27 метров. Храм был трехапсидным и трехнефным с нартексом и папертью в западном конце. Храм Спаса с двускатной крышей оказался одним из самых больших в Горном Крыму.

Погиб он от турецко-татарского нашествия, следы грабежа и пожара — это обломки оплавленной посуды, най­денные в шурфах внутри и вокруг храма. Название храма, как в XIX веке считал археолог В. Х. Кондараки и подтвердил эту версию в наши дни О.И. Домбровский, дало имя и самой горе — Сотира. В нем и причина столь длительного сохранения этого греческого названия — храм Спаса — Спасителя.

… Люблю Бойку за дикость ее лесов с невообразимо искривленными стволами буков и грабов, за прелесть ее лугов и притягательную красу горных вершин, за ветхие и заброшенные ее тропы и дороги, откуда то и дело открываются щемящие сердце глубокие дали чистого голубого, зеленого и солнечного света. Много путей идет на Бойку из сел Многоречья, Богатыря, Счастливого. Можно попасть на нее и с Ялтинской яйлы — по дороге мимо горы Эндека по западному склону Куш-Каи.

Красива и удобна Бойка для лесного отдыха. Здесь в любое время года можно поставить небольшой походный лагерь или палатку и целыми днями бродить по очаровательной округе.

День выдался тихий, теплый. Ласково грело солнце. Сквозь редкую голубизну тумана на горы лился мягкий рассеянный свет. Вдруг совсем рядом в дубовой чаще что-то зашумело, затрещало. Ух ты! Целое стадо диких кабанов дало от нас деру. Вольготно им живется в крымских лесах. Интересно увидеть на воле могучих, очень осторожных животных.

Для ночлега выбираем ровную площадку у ручья, стаскиваем к ней дрова — сухостоя вокруг вдоволь. Спальных вещей у нас нет, поэтому собираем на постель сухие листья, под головы укладываем бревно, а ноги будет греть огонь костра.

Люблю слушать ночной лес, то и дело охающий в сонном беспокойстве. Вот вскрикнула в темноте какая-то птица. За ней всполошилась другая. Потом кто-то, тяжело топая, промчался вдалеке. А глаза не могут оторваться от неба, увешанного голубоватыми, словно мартовские льдинки, звездами. Просыпаюсь среди ночи. Белый колодец света от костра сдавила черная мгла. Обнявшись, грея друг друга, спят товарищи. Подбрасываю дров. Огонь, будто намаявшись, недовольно трещит и ворчит. Всполохи освеща­ют толстые стволы с кривыми ветвями. Былинный лес с бородатыми от мха стволами.

Утреннюю тишину дробит сухой треск. Это старается недалеко от нас сидящий дятел. Покрутился вокруг ствола, хитровато взглянул в нашу сторону — и вспорхнул.

Поднимается белый слиток солнца. Пора вставать. Весело умываемся. Как жемчужины блестят на лицах капли холодной воды.

Жалко друга, гревшего нас всю ночь, но мы тщательно заливаем костер — такой в лесу закон.

Богата Бойка и дикими садами-чаирами, в них растут яблони, груши, сливы, черешня, орех, множе­ство лесных ягод.

На затерянных дорогах порой встречаются углеобжигательные ямы. На них шумят дубы возрастом по нескольку сотен лет. Видно, в древности бытовал на Бойке промысел по изготовлению древесного угля. Нашли мы на Махульдурском перевале остатки кузнечно-литейной мастерской. В геологическом отноше­нии Бойка исследована пока слабо. Специфический ржаво-красный цвет земли и рыхлой породы, подсти­лающей конгломераты, наводил на предположение о том, что здесь могла добываться руда. Так и оказа­лось, ученые определили, что для выплавки металла могли послужить железные конкреции, находимые в красных песчаниках тут же на перевале. Такие конкреции попадаются среди гальки многих горных ручьев Бойки.

Есть на пятиглавом массиве и хорошие источники с чистой ключевой водой, не иссякающие даже в засушливые годы.

Однажды ночь застала меня на Ялтинской яйле. Синеватая звездная мгла распростерлась над миром. Сонная звенящая тишина разлилась по лесам и урочищам. Внизу в серебряном лунном литье лежала загадочная Бойка. Мне казалось, что я увидел сказочную землю, точно она явилась со страниц приклю­ченческих книг. Я словно открыл неизвестный горный массив, легендарную страну Эльдорадо. Юность всегда богата воображением…

Есть в Крыму места, и они не сразу овладевают путником, словно не раскрывают перед ним своей внутренней прелести. Но потом приходит огромная потребность еще раз побывать в этом желанном угол­ке, вызывающем смутное сожаление, даже грусть, будто ты что-то пропустил в своей суматошной жизни и не успел увидеть. Ты  обязательно вернешься к любимым тропам, урочищам и полянам.

Вот и все. Всего лишь несколько слов о «почтенной Пойке». это, наверное, давнишнее имя Бойки, и оно упомянуто в одной из надписей Мангупа. Легенды о Бойке, ходившие до последнего времени среди жителей Коккоз, Большого и Малого Озенбашей, Ауджикоя, Махульдура, Богатыря и других селений этой округи, невнятно повествуют о том, что когда-то Бойка была «большим городом», якобы разгромлен­ным турками во время их борьбы с «френками» (генуэзцами).

 

ПРЕДАТЕЛЬСТВО (Историческая зарисовка по легенде В.Х. Кондараки)

В далекое средневековье пятиглавая Бойка, защищенная крепостными стенами и укреплениями, рвом на узком хребте между Бойкой и яйлой, а также естественными обрывами, представляла собой большой замкнутый удел, состоящий из шести поселений, объединившихся вокруг большого храма Спасителя. Построенный из тяжелых глыб дикарного камня на седловине между горой Сотира и хребтом Курушлюк, где рядом проходила дорога на Южнобережье, храм по своим размерам был самым большим в горах Таврики.

Пол его украшала разноцветная «мозаика» из плит местного конг­ломерата. Перекрытие храма составляли легкие арки и своды из известкового туфа, а крышу покры­вали гладкие песчаниковые плиты.

О богатстве и значимости, величии храма Спаса, стоявшего на горе Сотира (с греческого «Спаситель»), свидетельствовали не только архитектура, но и дорогая привозная посуда из Малой Азии и Херсонеса, резные надгробия, орнаментированные пифосы. Храм Спаса возглавлял Бойкинский церковно-феодаль-ный удел.

В XV веке турки осадили Бойку, но взять ее не могли: слишком трудными и опасными для них стали скальные обрывы и крепостные стены. Осада Бойки длилась очень долго, и все это время Прокопия терзала мысль о его водяной мельнице, устроенной на горной речке: «Нашли мельницу турки? Разруши­ли они ее или нет? Работают ли жернова? Может, стоит выбраться через потайную калитку и сбегать посмотреть?»

Мельница Прокопия стояла за Соколиной горой, вдали от крепостной стены, закрывающей Бойку. Это была хорошо оборудованная мельница, скрытая среди каменных глыб на горном потоке. Сторожем и смотрителем на ней был старый и немой грек Каликус. «Жив ли старик? Выдал ли он потайные подвалы с зерном и мукой?» — думал Прокопий.

Наступление на Бойку турки вели с другой стороны, куда по хорошей дороге подходила их конница. Они поднимались на Махульдурский перевал, пытаясь с ходу взять цитадель Бойки — храм Спаса. Но вновь и вновь терпели поражение. Сейчас они оставили свои яростные атаки, где теряли много смелых янычаров, и осадили Бойку сторожевыми постами, внимательно просматривая и блокируя все дороги и тропы, ведущие к ней. Правда, в горной местности, где стояла мельница, турок появлялось очень мало. Прокопий с высоты Соколиной скалы внимательно просматривал округу близ мельницы. Начальник ох­раны крепостной стены Николас дал ему подзорную трубу, купленную у генуэзских моряков. Прокопий весь день вел наблюдение, но ничего подозрительного не заметил. Наоборот, в окуляр подзорной трубы он увидел сгорбленный силуэт хромого грека, мелькнувший возле реки, на которой стояла мельница. Ка­менные глыбы у мельницы прикрывали ветви деревьев и вечнозеленый плющ, так что с высоты Соколи­ной скалы ее нельзя было увидеть. «А может, ночью тайно проскользнуть к мельнице и осмотреть ее?» — подумал Прокопий. Калитку в крепости, скрытно сделанную в фундаменте стены, ему давно показал Николас. «Сегодня ночью так и сделаю, схожу к мельнице. Кажется, вокруг тихо, и турки успокоились, решив, что Бойку им не взять. Скоро польют дожди и паводок может наделать беды — поломать плотину, ведь старый Каликус один не сможет поднять задвижку, и вода сломает все на своем пути. И потом, какой я хозяин, если не осмотрю и не проверю свое добро!» — так думал и мучился Прокопий.

Осенняя ночь дышала грозой, блистая лазурными сполохами. «Будет ливень, и я проскользну незаме­ченным, посмотрю только на мельницу и вернусь обратно!» — наконец решился Прокопий. Жена прово­дила его и закрыла за ним железную калитку.

—  Жди меня. Когда вернусь, постучу пять раз, и ты откроешь засов, только не сиди у стены, а то ночная стража тебя увидит. Часа в четыре утра подходи к калитке и слушай мой стук! — наказал ей Прокопий.

Гроза приближалась, влажно и кисловато-горько пахло осенней листвой. Прокопий осторожно ступал рядом с тропинкой, пристально всматриваясь в каждый куст и дерево. Темный лес был пуст и тих, Прокопий осмелел и быстрее зашагал, но бдительности не терял. Гроза накатывалась чернотой и дожде­вым шумом. «Хорошо — буду невидим и неслышим, » — решил Прокопий. У мельницы он появился в одно время с хлынувшим ливнем. «Жив ли Каликус? — подумал Прокопий. — Надо посмотреть в сто­рожке». Хромоногий Каликус был там — сидел у стола с горевшим светильником и ел пшеничную лепешку. Схватили Прокопия на пороге сторожки. Турок в засаде оказалось очень много.

—  Ты хозяин мельницы? -Да.

— Как ты вышел с Бойки?

Прокопий молчал. Допрашивал его маленький толстенький турок с лоснящимся лунообразным лицом и черными дугами бровей. Привели немого Каликуса и пропустили ему руки под вращающиеся жерно­ва. Каликус даже не мычал от боли, только кровавой пеной пузырился его рот. Потом ему переломали ноги, и тогда Прокопий рассказал о железной калитке. Турки тут же приказали вести их к калитке. Торопливо зашагали по скользкой тропе.

Прокопий постучал пять раз, и жена отодвинула засов. Десять воинов проскользнули за крепостную стену, остальные остались у потайной калитки. Жене, закричавшей от испуга при виде турок, тут же вспороли живот кривым ножом.

—  Веди нас к храму! — приказал луна-турок. Прокопия мучила жажда, все нутро горело от страха перед пытками. Он быстро зашагал на перевал к храму Спаса. Турки темными тенями скользили за ним. Дождь прекратился, и умытая луна улыбалась со светлеющего неба. Храм Спаса был взят быстро и бесшумно, сонных стражников и монахов турки перерезали быстро. И тут же над храмом Спаса взвилось зеленое знамя ислама. Защитников крепостных стен Бойки охватили паника и отчаяние.

Умирал Прокопий у храма, где турки распяли его возле векового дуба. Луна-турок ножом полоснул два раза по рту Прокопия, наградив кровавым знаком предателя.

Работа горя — Про Паллиатив

Психолог Лариса Пыжьянова сама переживала потерю близких и, работая в МЧС, сотни раз помогала людям, чьи родные погибли трагически и внезапно. Публикуем отрывок из ее книги «Разделяя боль. Опыт психолога из МЧС, который пригодится каждому», где рассказывается о том, что такое работа горя, какие процессы и почему переживает человек после смерти близкого, как долго это может длиться, что считать нормой, а что должно насторожить.

Книгу можно купить на сайте издательства «Никея».   

Кризис горя

Невозможно провести четкие рамки и определить точно, осложнено или не осложнено у человека переживание потери. Но все же можно обозначить, когда процесс естественного переживания горя проходит определенные стадии, каждая из которых характеризуется своим набором физических и психологических симптомов.

Симптомы «нормального» горя в середине прошлого века выделил немецко-американский психиатр, специалист по проблемам социальной психиатрии Эрих Линдеманн. Процесс горевания делится на две основные стадии: кризис горя и работа горя.

Кризис горя начинается с момента смерти близкого или обнаружения факта скорой утраты, например, когда родному человеку поставлен диагноз смертельного заболевания и дни его сочтены. Сознание человека отвергает факт потери, мечется между отрицанием, расщеплением, уговорами, тревогой и чувством вины.

По данным Линдеманна, первые часы после утраты обычно характеризуются наличием периодических приступов физического страдания, спазмами в горле, припадками удушья с учащенным дыханием, постоянной потребностью вздохнуть — это нарушение дыхания особенно заметно, когда человек говорит о своем горе. На душевном уровне горе проявляется как напряжение или острое страдание. Обычно горюющий чувствует нереальность происходящего, оглушенность, ощущение, что все происходит как бы не с ним. У него возникает так называемое «тоннельное зрение», нарастает пелена перед глазами. Время ускоряется или, наоборот, останавливается. Притупляется восприятие окружающей реальности, иногда в будущем в воспоминаниях об этом периоде появятся пробелы.

Линдеманн отмечал, что при глубоком эмоциональном переживании могут наблюдаться изменения и расстройства сознания. Он описывает характерный случай, когда пациенту казалось, что он видит погибшую дочь, которая зовет его из телефонной будки. Он был так захвачен этой сценой, что перестал замечать окружающее.

Бывает так, что у горюющего человека полностью отсутствуют проявления сильных чувств. Несмотря на обманчивое внешнее благополучие, на самом деле человек находится в тяжелом состоянии, и одна из опасностей состоит в том, что в любую минуту это мнимое спокойствие может смениться острым реактивным состоянием.

Можно выделить механизмы, которые необходимы для проживания кризиса горя: отрицание, расщепление, уговоры, тревога и вина. Когда первый шок проходит и человек начинает осознавать реальность происходящего, физические реакции слабеют, и зачастую возникает острое желание вернуть все как было раньше, до потери. В это время людям кажется, что это лишь дурной сон, надо только проснуться, и кошмар пройдет. 

Известный российский психотерапевт, доктор психологических наук, профессор Федор Ефимович Василюк в своей работе «Пережить горе» говорит, что отрицание на этой стадии горевания является не отрицанием факта, что умершего больше нет, а отрицанием факта, что я, «горюющий», здесь. Но отрицание потери позволяет человеку поддерживать иллюзию, что мир остается неизменным. Это смягчает шок и помогает понемногу принять реальность, чему способствуют принятые в разных религиях ритуалы прощания с умершим. Такие важные действия, как отпевание в церкви, поминальная трапеза, помогают принять смерть близкого как свершившийся факт.

Прощание с умершимПрощание в морге, гражданская панихида, отпевание — что нужно знать о них

Без подобного соприкосновения с реальностью человек может застрять в отрицании потери.

Это хорошо демонстрируют случаи пропавших без вести людей. Их смерть близким принять очень трудно. Расщепление позволяет одной части разума знать об утрате, когда другая отрицает ее, — это когда человек умом понимает, что близкий умер, но ощущает его незримое присутствие. Это настолько распространенный феномен, что многие специалисты воспринимают его как часть нормального процесса переживания горя — люди находят в этом утешение, последний шанс сказать дорогому человеку «прощай».

Василюк пишет: «Есть… „как бы двойное бытие“ („Я живу как бы в двух плоскостях“, — говорит скорбящий), где за тканью яви все время ощущается подспудно идущее другое существование, прорывающееся островками „встреч“ с умершим. Надежда, постоянно рождающая веру в чудо, странным образом сосуществует с реалистической установкой, руководящей всем внешним поведением горюющего».

Уговоры проявляются в сопротивлении сознания случившемуся таким образом, что, пытаясь как бы обмануть судьбу, человек заключает внутреннюю сделку, снова и снова вспоминая последние дни, часы перед разлукой, словно желая изменить ход событий: «Ах, если бы… Все бы отдал, чтобы…» Горюющие постоянно прокручивают в голове события, связанные с утратой: вспоминают то, что не успели сделать для ушедшего; жалеют о том, что мало уделяли ему заботы, не выполнили какие-то просьбы, не были достаточно ласковыми, не успели сказать «люблю», несправедливо обидели и не успели попросить прощения.  

Когда до людей доходит реальность потери, они испытывают тревогу и беспомощность. Для человека, который чувствует себя очень неуверенно без своего близкого, жизнь полна страхов. Иногда это, например, боязнь спать в прежней постели или комнате, жить в том же доме.

Самое тяжелое чувство при переживании горя — вина. Иногда она может быть реальной, чаще — надуманной, но относиться к ней всегда необходимо с большой серьезностью. Смерть усиливает проблемы, которые когда-либо имели место во взаимоотношениях, и малозаметные прежде «камешки преткновения» превращаются после смерти близкого в непреодолимую преграду. Линдеманн так это описывает: «Человек, которого постигла утрата, пытается отыскать в событиях, предшествовавших смерти, доказательства того, что он не сделал для умершего того, что мог. Он обвиняет себя в невнимательности и преувеличивает значение своих малейших оплошностей». Человек твердит как заклинание слово «должен»: «Я должен был сделать это» или «Я не должен был этого делать». Появляется множество тяжелых мыслей, ощущение пустоты и бессмысленности. Со временем рациональное объяснение произошедшего смягчит чувство вины, но обычно оно возвращается до тех пор, пока не наступит полное принятие утраты.

Чувство вины перед умершим близким: как в нем разобраться?Когда умирает близкий человек, часто возникает чувство вины: недодал, не сказал, не сделал, а теперь уже ничего не поправишь. Всегда ли эта вина – справедлива, или за ней кроется что-то другое?

Израильский режиссер Шмуэль Маоз рассказывал эпизод из своей жизни. Речь шла о его дочери-подростке, которая постоянно просыпалась поздно, опаздывала на школьный автобус, и приходилось вызывать ей такси, что дорого обходилось семье. Однажды он велел дочери ехать на автобусе, как все дети, а если она проспит и опоздает, пусть это станет для нее уроком. На следующее утро девочка встала вовремя, вышла из дома, а через полчаса отец услышал сообщение, что в этом автобусе произошел взрыв — террористический акт, десятки человек погибли. Он бросился звонить дочери, но дозвониться не мог. За последующий час он пережил столько, сколько не пережил за всю свою жизнь. А затем дочь вернулась домой живая и невредимая — она все же опоздала на тот автобус. Шмуэль Маоз говорил, что потом долго изводил себя мыслью, что вроде поступил правильно, логично, но как бы он жил, если бы дочь погибла?

Наверное, это «но» встает перед человеком всегда, когда случается беда с его близкими. Вроде все сделал, но… Но мог бы больше, лучше, мог бы все предусмотреть, предостеречь, отвести беду.

Этапы проживания горя накатывают волнообразно, одной волны отрицания, расщепления, уговоров, тревоги, вины редко бывает достаточно для принятия потери.

Со временем они качественно меняются и импульс «надо позвонить матери» постепенно заменяется на более острую потребность — «мне необходимо, чтобы я мог позвонить матери». Начинает ощущаться вся тяжесть потери. Во время кризиса горя многие процессы происходят на уровне бессознательного, о том, что идет серьезная внутренняя работа по преодолению чувства потери, говорят сны. Они решают основную задачу кризиса горя — признание необходимости принять смерть близкого человека. 

Работа горя

Процесс горевания называется работой горя. Это огромный душевный труд по переработке трагических событий, основная задача которого — не забыть, сохранить память о дорогом человеке, при этом выстроив новые отношения с миром, в котором этого человека уже нет.

Работа горя начинается, когда человек принимает факт смерти. Тогда происходят сложные процессы преодоления, в результате которых утраченные отношения постепенно становятся воспоминаниями, которые в идеале не поглощают человека всецело, а переводят горе в состояние светлой печали.

Надо отметить, что при всем многообразии западных исследований переживание горя и утраты сводится к одной схеме Зигмунда Фрейда, данной им в «Печали и меланхолии»: «С глаз долой — из сердца вон». «Теория Фрейда объясняет, как люди забывают ушедших, но она даже не ставит вопроса о том, как они их помнят. Можно сказать, что это теория забвения», — пишет психотерапевт Федор Василюк.

В книге митрополита Антония Сурожского «Жизнь и вечность. 15 бесед о смерти и страдании» есть важное свидетельство об отношении к смерти англичан: «Здесь, в Англии, отношение к смерти очень удивляет русского человека вроде меня. Оно несколько улучшилось, осмелюсь сказать, не сильно, но стало, скажем, менее ужасным. И когда я впервые с ним встретился, я был поражен. У меня создалось впечатление, что для доброго британца умереть было чем-то совершенно непристойным, что людям не следует так поступать со своими друзьями и родственниками, и, если они падут настолько низко, чтобы покинуть этот мир, они будут скрыты в своей комнате, пока похоронное бюро не вывезет их на место упокоения и не освободит семью от их присутствия, потому что по отношению к своим родным человек не должен совершать такую непристойную вещь, как умереть».

«Горе — это не просто одно из чувств, это конституирующий антропологический феномен: ни одно самое разумное животное не хоронит своих собратьев. Хоронить — значит быть человеком. Но хоронить — это не отбрасывать, а прятать и сохранять. И на психологическом уровне главные акты мистерии горя — не отрыв энергии от утраченного объекта, а устроение образа этого объекта для сохранения в памяти. Человеческое горе не деструктивно (забыть, оторвать, отделиться), а конструктивно, оно призвано не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить — творить память», — написано в работе Василюка «Пережить горе».

Можно отметить две главные составляющие успешной работы горя: заново осознать взаимоотношения с умершим, чтобы оценить, что они для нас значат, и затем «перевести» их в категорию «воспоминаний без будущего».

Пережить — значит осознать случившееся, принять изменения в жизни, адаптироваться в измененной ситуации и постепенно заменить чувство страдания и боли на спокойную память.

Фрейд в своей работе «Печаль и меланхолия» подчеркнул, что мы никогда добровольно не отказываемся от наших эмоциональных привязанностей, и то, что нас покинули, отвергли или оставили, еще не означает, что мы прекращаем отношения с теми, кто это сделал. После смерти близкого человека мы, так или иначе, продолжаем реагировать на его эмоциональное присутствие, осознавая при этом, что человека с нами нет. Чтобы понять, что мы потеряли вместе с ушедшим и чем были для нас эти отношения, мы возвращаемся к ним, раз за разом просматриваем и снова проигрываем их в памяти, снах, дневных грезах. Теплые воспоминания вызывают ощущения счастья, незавершенные спорные ситуации и конфликты заставляют нас вновь и вновь пережить разочарование, гнев, печаль. Задача работы горя состоит в том, чтобы возвращать нас вновь и вновь в эти ситуации и состояния до тех пор, пока мы спокойно на них не посмотрим и не примем их такими, какими они были.

Одно из самых больших препятствий в процессе приспособления к новой жизни, по утверждению Линдеманна, состоит в том, что многие люди пытаются избежать сильного страдания, связанного с переживанием горя, и уклониться от выражения эмоций, необходимого для этого переживания.

Именно поэтому наблюдаются болезненные проявления в виде отсрочки реакции или в различного рода ее искажениях. Способность выполнения работы горя зависит от многого, в том числе от возраста, степени личностной зрелости. При отсутствии в прошлом здоровых расставаний работа горя происходит намного медленнее. Прежде чем смириться с новой потерей, человек вынужден пережить прежние незавершенные утраты.

Работа горя изнурительна. Бессознательно человек вновь и вновь возвращается в прошлое и находится под его тяжестью. Он постоянно сталкивается с одиночеством и острой тоской. Это отнимает много сил. Проходит время, и понемногу требования настоящего начинают заявлять о себе. Человек начинает испытывать желание двигаться дальше. Однако часть его все еще охвачена горем. Желание закончить горевание и лишь время от времени вспоминать умершего может бессознательно восприниматься как предательство, вызывать чувство вины и тормозить процессы работы горя.

Когда заканчивается горе?

Когда кажется, что горе пережито и все уже позади, оно может возвращаться иногда в виде острых переживаний. В памятных местах или в памятные даты. И это нормально.

Приведу пример из своей жизни. Прошло два с половиной года после смерти мамы, и я наконец решилась приехать в ее опустевшую квартиру, чтобы разобрать вещи и подготовить квартиру к продаже. Мне казалось, что я уже все пережила и все приняла. Мы с сыном разбирали вещи, иногда долго над чем-то зависая, иногда очень быстро решая, кому что подарить, куда что отдать. За каждой вещью стояло много моих воспоминаний. Я о чем-то рассказывала, мы смеялись, шутили, иногда грустили, но в целом у меня было ощущение, что все идет хорошо и зря я так боялась. И еще подумала: «Как хорошо, что сын поехал со мной». А на третий день у меня вдруг очень знакомо и очень тяжело заболела голова, и я сказала: «Как странно, такое состояние, как будто третий день на ЧС работаю». Сын мне ответил: «А ты и работаешь на ЧС».

УтратаОнкопсихолог — о личном опыте утраты, чувстве вины и теплых воспоминаниях, освещающих тьму

Утрата всегда может «ожить» и снова причинить острую боль, может возвращаться в годовщины или в моменты важных жизненных рубежей. Но постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды. Человек получает возможность отвлечься от прошлого и обращается к будущему — начинает планировать свою жизнь без умершего. На этом этапе жизнь входит в свою колею, восстанавливается сон, аппетит, повседневная деятельность, умерший перестает занимать все мысли.

Смысл и задача работы горя в том, чтобы человек простил себя, отпустил обиду, принял ответственность за свою жизнь. Образ умершего должен занять в его жизни свое постоянное достойное место, тогда произойдет возвращение человеку самого себя.

Вспоминая об умершем, он будет переживать уже не горе, а печаль — совершенно другое чувство. И эта печаль навсегда останется в сердце. Если есть слезы, они должны быть выплаканы. Но потом наступает время, когда можно сказать себе: если прямо сейчас уже можешь сдержаться и не заплакать — не плачь. Надо сойти с тропы слез. Если продолжать ходить по ней, тропа может превратиться в канавку, а потом в траншею, такую глубокую, что из нее нельзя будет выбраться, если не протянут сверху руку. А если не захотеть протянуть руку в ответ, то через какое-то время ни одна рука просто не сможет до тебя дотянуться — так глубоко ты будешь.

Тяжелое горевание не синоним любви, и перестать горевать не значит предать ушедшего. Потому что он никуда не уйдет из сердца, ведь никуда не уходит Любовь.

Стадии горя 

  • Шок и оцепенение (от нескольких секунд до нескольких дней). Может закончиться острым реактивным состоянием. 
  • Страдание и дезорганизация — острое горе (6–7 недель). Работа по переживанию горя становится ведущей деятельностью. 
  • Стадия остаточных толчков и реорганизации (до года). Утрата постепенно входит в жизнь. 
  • Завершение (1–1,5 года после утраты). На смену горю приходит печаль. 

Стадия острого горя может включать в себя: 

  • Отрицание как естественный защитный механизм, позволяющий поддерживать иллюзию, что мир остается неизменным. Отрицается не факт потери, а ее необратимость.  
  • Агрессию. Выражается в форме негодования и враждебности по отношению к себе и окружающим. На этой стадии присутствуют реакции клинического спектра. 
  • Депрессию. Период наибольших страданий и острой душевной боли, поиск смысла произошедшего. Типична идеализация образа умершего, приписывание ему необычайных достоинств. Охлаждение отношений с окружающими, раздражительность, желание уединиться. 
  • Тревогу. Переживаемое чувство беспомощности ведет к ощущению потери контроля над собственной жизнью. 

Основная задача работы горя — не предать забвению, а сохранить память о дорогом человеке, при этом выстроив новые отношения с миром, в котором этого человека уже нет.

Травма Предательства Стадии Горя | СТОИМОСТЬ

Когда вы обнаруживаете сексуальную измену своего супруга, это погружает вас в боль, потерю и горе.

Когда вы обнаруживаете сексуальное предательство своей основной привязанности, это погружает вас в боль, утрату и горе. Потери обширны:

  • потеря доверия к вашему партнеру
  • потеря отношений, которые, как вы думали, у вас были
  • потеря будущего, которое вы себе представляли
  • потеря доверия к другим
  • потеря доверия к себе
  • потеря чувства собственного достоинства
  • даже потеря доверия к высшим силам

Некоторые женщины говорят, что это расшатывает саму основу доверия ко всем и всему.

В 1969 году Элизабет Кублер-Росс выделила пять стадий горя, которые включают отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Добавлю к предательству еще две стадии: шок и одержимость.

Изучая травму предательства, я понял, что этот тип травмы аналогичен внезапной потере любимого человека. В то время как человек должен пройти этапы горя как часть пути к исцелению, этапы не являются линейными. На самом деле, они могут накладываться друг на друга, повторяться, и вы можете ловить себя на том, что прыгаете между этапами каждую минуту.

По мере того, как мы углубляемся в каждую стадию, я хочу отметить, что все лечение занимает значительное время . Это будет процесс, и он потребует сосредоточенного количества сострадания к себе. Пожалуйста, будьте терпеливы и добры к себе. Мы рассмотрим каждый этап, приведем примеры того, как он может выглядеть, и обсудим советы о том, как не застрять на каком-то одном этапе.

Шок

Стадия шока состоит из первоначального обнаружения предательства и обмана вашего партнера.

Реакции на этом этапе могут сильно различаться, и часто поведение может быть экстремальным.

Предательство отправляет вас в состояние борьбы, бегства или заморозки. Мы немеем. Мы задаемся вопросом, как мы можем продолжать, если мы можем продолжать, почему мы должны продолжать. Мы пытаемся найти способ просто прожить каждый день.

Некоторые женщины замыкаются в себе, не могут встать с постели, принять душ или выполнять повседневные задачи. Другие могут набрасываться не только на своих партнеров, но и на всех, кто встречается на их пути. Другие обнаруживают, что не могут контролировать свои эмоции, которые могут включать слезы, гнев или смех. Некоторые женщины также впадают в гиперсексуальное состояние, обнаружив, что хотят стать еще ближе к своим партнерам. (Хотя этот механизм выживания часто недолговечен, некоторые женщины используют его, чтобы удержать своих супругов ближе).

Некоторые исследования показали, что во время этой начальной фазы шока он дает нам определенный уровень анестезии, помогающий справиться с болью. Мы переходим в режим выживания, и наше тело позволяет нам чувствовать столько, сколько мы можем вынести, хотя многие женщины говорят, что это почти невыносимо.

По мере того, как шок начинает проходить, вы обнаруживаете, что переходите на другие этапы, которые могут вызвать еще большую боль. Я хочу напомнить вам, что путь к исцелению через боль. К сожалению, нет ни волшебной таблетки, ни секретных советов, ни коротких путей. Чтобы исцелиться от боли, вы должны пройти через боль.

Но я обещаю вам, что если вы сделаете работу, вы сможете вылечить . Есть надежда.

Как распознать, что вы находитесь на этом этапе

Этот этап не столько связан с признаками, сколько с первоначальным открытием. Обычно это длится от нескольких недель до нескольких месяцев.

Как здесь не застрять

На этом этапе нельзя застревать, это просто реакция на открытие. Следующие этапы потребуют более пристального внимания.

Отрицание

Согласно Элизабет Кюблер-Росс, отрицание является первой из пяти стадий горя.

Дэвид Кесслер, ее партнер, написал на своем сайте об отрицании: «Это помогает нам пережить потерю. На этом этапе мир становится бессмысленным и подавляющим. Жизнь не имеет смысла».

На начальных стадиях часто происходит переход от отрицания к шоку. Отрицание легко следует за шоком, потому что вашему мозгу часто трудно понять и осознать, что произошло. И часто чем сильнее шок и удивление, тем труднее осознать реальность того, что произошло: ваш партнер подорвал ваше доверие и нарушил свои обещания.

Многие борются с тем, что теперь это их жизнь. В наших попытках и желаниях избавиться от всего этого мы можем попасть в шаблоны, которые в конечном итоге отвергают реальность предательства.

Как распознать, что вы находитесь на этом этапе Многие борются с реальностью, что теперь это их жизнь. В наших попытках и желаниях избавиться от всего этого мы можем попасть в шаблоны, которые в конечном итоге отвергают реальность предательства.
  • Если ваше предательство произошло из-за виртуальной измены или из-за эмоциональной связи, вы можете сказать себе, что по крайней мере ваш партнер не разыгрывал настоящего живого человека.
  • У вас преждевременный оптимизм. Это может включать в себя действия, как будто предательство действительно не беспокоит вас. Вы делаете любые крошечные шаги, которые делает ваш супруг, как доказательство того, что ваш партнер изменился.
  • Другой частью преждевременного оптимизма может быть мгновенное прощение действий другого человека. В то время как оптимизм действительно может быть хорошим, полезным состоянием ума, преждевременный излишний оптимизм может быть явным признаком отрицания ситуации или того, где вы находитесь.
  • Вы можете просто пожать плечами и предположить, что вы ничего не можете сделать. Это может включать в себя заявление о том, что это было в прошлом и что единственное, что можно сделать, это двигаться дальше и отпустить это. Этот тип отрицания пропускает все этапы исцеления и ставит вас в состояние жертвы.
  • Самая очевидная форма отрицания — фактическое отрицание того, что что-либо происходит или происходило. Вы можете оправдать обидчика и найти альтернативные объяснения тому, что понятно всем объективным наблюдателям.
  • Говорить «Я не хочу знать» и избегать разговоров о предательстве также являются явными признаками того, что вы находитесь на стадии отрицания.

Хотя отрицание обычно имеет негативный оттенок, оно является частью процесса исцеления . Он появляется, чтобы служить цели, чтобы защитить нас от болезненных эмоций. В начале нам нужно распределить то, с чем мы можем справиться. Но если вы застрянете здесь, вы оцепенеете и можете вызвать постоянное состояние тупой или сильной боли, именно той эмоции, которой вы пытаетесь избежать.

Как не застрять здесь

Чтобы не застрять, нужно начать позволять себе чувствовать приходящие эмоции. Будь то эмоции хорошими или плохими , главное позволить себе чувствовать. Вы можете бояться идти туда из-за боязни открыть шлюзы, которые вы можете или не сможете закрыть. Каждая эмоция в конечном итоге пройдет сама собой, если вы позволите ей это сделать.

Злиться, чувствовать боль и обижаться — это нормально. Это не приятно, но необходимо.

Одержимость «Как только реальность ситуации начинает устанавливаться, вам становится трудно сосредоточиться на чем-либо, кроме обмана и предательства вашего партнера».

Блум для женщин описывает фазу одержимости следующим образом: «Как только реальность ситуации начинает устанавливаться, вам вскоре становится трудно оставаться сосредоточенным на чем-либо, кроме обмана и предательства вашего партнера. Вы начинаете удивляться и бояться всех возможных обманов, которые практиковал ваш супруг, и вы проверяете, была ли вообще хоть какая-то правда в ваших отношениях. Вы анализируете и задаете себе вопросы, исследуя то, что вы могли бы изменить, чтобы предотвратить возникновение этого ущерба. Вы попали в циклон болезненных подробностей и безумных анализов, касающихся вас, вашего партнера и отношений, которые у вас есть».

Как распознать, находитесь ли вы в этой фазе
  • Вы тратите свое время на обдумывание, анализ и прокручивание всех деталей действий вашего супруга.
  • Вся ваша свободная энергия расходуется на предательство
  • Вы постоянно проверяете их телефоны, отслеживаете их местонахождение, просматриваете электронные письма и следите за их действиями.
  • Вы находитесь в состоянии постоянной сверхбдительности
  • Все разговоры с кем бы то ни было, как правило, возвращаются к зависимости или предательству (будь то в вашем сознании или нет)
  • Вы одержимо избегаете всего, что воспринимается как угроза. Это включает в себя избегание повседневных ситуаций, в которых может скрываться предполагаемая опасность. Это может быть выход из дома, поход в церковь, покупка продуктов, поездка по улице или любое другое место, где вас могут спровоцировать триггеры. Хотя важно научиться создавать безопасное место для себя, чтобы исцелиться, ключ здесь в том, чтобы проверить на одержимость. Если вы изолируетесь до такой степени, что не можете покинуть свой дом или работу, вы, вероятно, находитесь в навязчивой фазе.

Важно помнить, что каждый этап не является ни хорошим, ни плохим, это просто еще одна часть, которую нужно проработать через .

Хотя мы не хотим застрять в месте гипербдительности (это может мешать сну, вызывать усталость, потерю концентрации и заставлять вас постоянно кружиться), это нормальная часть работы над предательством.

Если вы окажетесь в этом месте, вместо того, чтобы осуждать себя, осознайте, где вы находитесь, и проявите сострадание к себе .

Как не застрять здесь
  • Забота о себе имеет решающее значение на этом этапе. Найдите время, чтобы заботиться о себе и создать среду исцеления. Сосредоточьтесь на физической, эмоциональной и духовной заботе о себе каждый день, независимо от того, как вы себя чувствуете.
  • Если вы научитесь сосредотачиваться на себе и своем исцелении, а не на деятельности вашего мужа, это поможет восстановить чувство контроля. Многие женщины ошибочно полагают, что если бы их муж просто сделал [заполните пропуск], они бы чувствовали себя намного лучше. Хотя их выбор чрезвычайно вреден, исцеление приходит через личную работу человека.
  • Удалите угрозы из своего пространства, создав для себя границы. Если ваш супруг все еще активно ведет себя опасно, определите количество пространства и исцеления, которое вам нужно для исцеления.
  • Практикуйте осознанность, учась жить настоящим, а не прокручивать прошлое или будущее. Есть отличные приложения или видео на YouTube, которые помогут вам в этом.
  • Станьте в гармонии со своим телом. Изучите сообщения и сигналы, которые он вам сообщает. Йога (особенно йога травм) — отличный инструмент для этого.
  • Найдите безопасных людей для общения. Страдание в тишине и отказ поделиться своими мыслями только усилят ваши страхи и изолируют вас от других. Найдите друга или члена семьи, которому вы можете доверять и который будет поддерживать ваше доверие.
  • Заботьтесь о себе по месту жительства. Присоединяйтесь к группе, где другие «понимают». Чем больше вы создадите сеть поддержки людей, которые понимают вашу травму, тем больше шансов, что вы будете упорствовать и пожинать плоды долгосрочного исцеления.

Гнев

Гнев — это естественная реакция на предполагаемую угрозу. Это инстинкт выживания, который активирует реакцию организма на борьбу или бегство. Это вызывает выброс адреналина, обостряет чувства, повышается кровяное давление, учащается сердцебиение, и вы более готовы к действию. Часто гнев вызывает сильные, иногда агрессивные чувства и действия, чтобы защитить себя, когда мы чувствуем себя атакованными.

Гнев — это естественная реакция на предполагаемую угрозу. Это инстинкт выживания, который активирует реакцию организма на борьбу или бегство.

Гнев — необходимая стадия процесса исцеления. Позвольте мне повторить, что: Гнев является необходимой стадией процесса исцеления .

Многих женщин культурно учат подавлять свой гнев, быть только добрыми и подавлять любые негативные чувства или вспышки. И все же, каков результат этого подавления? Глубокая обида и отсутствие прогресса. Чем больше вы действительно позволяете себе чувствовать это, тем больше оно начнет рассеиваться и тем больше вы будете исцеляться.

Когда наступает стадия гнева, гнев может быть направлен или не направлен на любимого человека. Это могут быть друзья, семья, вы сами, Бог, дети, коллеги, другие водители или любой другой человек, который встречается вам на пути.

Важно позволить себе чувствовать гнев, помня при этом, что за гневом скрывается боль и еще более глубокие, более уязвимые чувства. Гнев — это вторичная эмоция, проявляющаяся, чтобы защитить другие, более чувствительные чувства, находящиеся под ней.

Доктор Дэвид Кесслер утверждает: «Естественно чувствовать себя брошенным и покинутым, но мы живем в обществе, которое боится гнева. Гнев — это сила, и он может быть якорем, придающим временную структуру небытию потери. Сначала горе кажется потерянным в море: никакой связи ни с чем. Затем вы злитесь на кого-то… и вдруг у вас появляется структура — ваш гнев на них».

Стадия гнева скорби также дает травмированному партнеру силы и энергию для решения организационных проблем, возникающих в процессе выздоровления. Это может включать в себя мотивацию соблюдать границы, принимать трудные решения или давать энергию, необходимую в случае разлуки. Это может включать в себя становление родителем-одиночкой, кормильцем-одиночкой, продолжение основных рутинных действий, связанных с обеими ролями, и т. д.

Важно отметить, что хотя изначально гнев дает преимущество для выживания, также важно понимать, что это преимущество ослабевает. со временем.

Также важно не забывать с достоинством справляться с гневом. Это не для кого-то другого, кроме себя.

Я не могу вам передать, сколько женщин приходило ко мне смущенными и недовольными собой из-за того, как они плохо действовали со своим гневом. Важно научиться здоровым способам выражения гнева и управления им, чтобы сохранить достоинство, которое вы хотите сохранить.

Как распознать, находитесь ли вы в этой фазе
  • Возможно, вы помните, как застали своего партнера, и вы чувствуете сильную ярость, отвращение и стыд.
  • Вы беспрецедентно больше раздражаетесь и злитесь на окружающих.
  • Вы кричите на своих детей больше, чем обычно.
  • Вы злитесь на себя из-за того, что не осознаете проблему или не видите, что происходит.
  • Вы намеренно говорите вещи, чтобы навредить своему супругу.
  • Вы хотите причинить своему супругу такую ​​же боль, как он причинил вам.
  • Вы становитесь пассивно-агрессивным со своим супругом, находя способы усложнить его жизнь, не проявляя при этом гнева.
  • Ваш уровень терпения сильно снизился, и вас могут вывести из себя мелочи, независимо от того, связаны они с предательством или нет.
Как не застрять здесь

Как и на других этапах, крайне важно позволить себе почувствовать эмоции, которые приходят на этом этапе. Гнева не следует бояться. Найдите здоровые способы справиться со своим гневом и высвободить его. Сюда могут входить:

. Сжечь журнал (выписать все гнев, ненависть, разочарование) и, когда будете готовы, сжечь его.
  • Упражнение
  • Запишите дневник (выпишите все гнев, ненависть, разочарование) и, когда будете готовы, сожгите его.
  • Превратите свой гнев в искусство — живопись, стихотворение, гончарное дело, рисование и т. д.
  • Найдите безопасного собеседника, который будет слушать без осуждения. Это может быть терапевт, хороший друг или доверенный церковный лидер.
  • Возьми боксерскую грушу.
  • Танец
  • Йога
  • Медитация – учимся не осуждать себя за гнев, сидеть сложа руки и осознанно осознавать гнев
  • Глубокое дыхание. Сосредоточьтесь на дыхании коробки 4х4. Вдохните на четыре счета, задержите дыхание на четыре счета, выдохните на четыре счета и задержите дыхание на четыре счета. Представьте, что вы создаете коробку с каждым шагом упражнения. Повторение.
  • Прогрессивная мышечная релаксация. Медленно напрягайте и расслабляйте каждую группу мышц по очереди. Это поможет вашему телу чувствовать себя более расслабленным, когда гнев напрягает мышцы.
  • Научитесь направлять свой гнев на высшую силу. Создайте коробку сдачи, в которой вы сдаетесь гневу. Когда вы почувствуете этот гнев, запишите его, а затем отдайте в коробку, отпустив.
  • Создавайте и поддерживайте здоровые границы
  • Выбрасывание яиц на природе (или в душе в ванной)
  • В некоторых сообществах даже есть комнаты ярости (проверьте группу), где вы можете ломать вещи!

Часто в основе гнева лежит страх. Ваш мозг сигнализирует, что вы в опасности, и ваша защита должна быть активирована. Начинается борьба или бегство. Переосмысление гнева как страха может позволить нам быстрее добраться до сути проблемы, вместо того, чтобы зацикливаться на истощающих обидах. Задавая себе этот вопрос: «Чего я боюсь?» послужит катализатором для движения вперед.

Торг Торг очевиден, когда теряешь близкого человека. У вас могут возникнуть мысли вроде: «Пожалуйста, Боже, я больше никогда не буду злиться на свою жену, если ты просто оставишь ее в живых».

Торг очевиден, когда теряешь близкого человека.

У вас могут возникнуть мысли вроде: «Господи, я больше никогда не буду злиться на свою жену, если ты просто оставишь ее в живых». Торговаться с предательством не так просто. Мы можем заблудиться в лабиринте утверждений «Если бы только…» или «Что, если…». Мы хотим, чтобы жизнь вернулась к тому, что было; мы хотим, чтобы наш любимый человек восстановлен. Чувство вины часто является спутником торга. «Если бы только» заставляет нас придираться к себе и к тому, что, как мы «думаем», мы могли бы сделать по-другому. Мы можем даже торговаться с болью. Мы сделаем все, чтобы не чувствовать боль этой утраты. Мы остаемся в прошлом, пытаясь договориться о том, как избавиться от боли.

Некоторые пытаются выторговать трудные вопросы. Как мне двигаться вперед? Как мне сказать своим детям?

Эти мысли и вопросы могут заставить вас торговаться со своим личным благополучием, оправдывать плохое поведение или начать мириться с тем, что угнетает вас. Мы отказываемся от нашей личной честности в надежде, что если мы это сделаем, нам не придется столкнуться со страхом перед необъятным неизвестным.

Как распознать, находитесь ли вы в этой фазе

Эти фразы являются хорошими признаками того, что вы можете быть в переговорной фразе:

  • Если я сделаю это, то он сделает то.
  • Если я просто правильно ему все объясню, он поймет и захочет измениться.
  • Что, если я….
  • Если бы я только….
  • Если бы я [заполнил пробел] достаточно
Как не застрять здесь

Хотя торг — это нормальная часть пути к исцелению, застревание будет означать, что мы будем постоянно жертвовать своим самоощущением в надежде получить что-то взамен. Это рецепт длительных проблем с самооценкой, депрессии, беспокойства, боли и отсутствия прогресса.

Чтобы двигаться вперед, необходимо создать и внедрить границы.

Одно хорошее эмпирическое правило, позволяющее определить, где вам нужна граница, — обращать внимание на свои триггеры. Какие области вашей жизни вызывают у вас наибольшую тревогу? Еще один способ понять, что вам нужна граница, — это когда накапливаются обиды. Когда вы научитесь расставлять приоритеты в создании безопасного места для вашего процветания и исцеления, вы сможете прогрессировать в своем исцелении.

Депрессия/печаль «После торга наше внимание сразу переходит в настоящее. Появляются пустые чувства, и горе входит в нашу жизнь на более глубоком уровне, глубже, чем мы могли себе представить. Эта депрессивная стадия кажется вечной.

Это исходит от доктора Кесслера и Элизабет Кюблер-Росс о депрессии и трауре после потери любимого человека, но их слова как нельзя лучше подходят для восстановления после предательства. «После торга наше внимание сразу же переходит в настоящее. Появляются пустые чувства, и горе входит в нашу жизнь на более глубоком уровне, глубже, чем мы могли себе представить. Эта депрессивная стадия кажется вечной. Важно понимать, что эта депрессия не является признаком психического заболевания. Это правильный ответ на большую потерю. Мы уходим из жизни, оставшись в тумане сильной печали… Если горе — это процесс исцеления, то депрессия — один из многих необходимых шагов на этом пути».

Хотя эта стадия депрессии сама по себе не является признаком психического заболевания, обратите внимание, что она может вызвать длительную депрессию или уже имеющиеся симптомы. Многие исцеления от предательства работают со своими медицинскими работниками и считают, что лекарства необходимы для исцеления.

Говорят, что стадия траура может быть дикой картой стадий, потому что она часто происходит одновременно со многими другими стадиями. Некоторым кажется, что оно присутствует всегда, как темное облако над вами. Жизнь может казаться темной, тяжелой и одинокой, даже если вас окружают другие люди. Вещи, которые раньше приносили вам радость, теперь не имеют вкуса. Мотивация двигаться вперед забирает каждую унцию вашей энергии.

Во время стадии вы можете обнаружить, что задействуете нездоровые механизмы выживания, чтобы справиться с болью и отчаянием. В целом вы чувствуете безнадежность, разочарование и неуверенность в том, что вы можете или хотите двигаться вперед. Ваша ситуация кажется выше вашей способности вынести.

Как распознать, что вы находитесь в этой фазе
  • Вы можете чувствовать себя безжизненным, немотивированным и истощенным
  • Вещи, которые раньше приносили вам радость, больше не приносят радости
  • ваши основные потребности
  • Вы чувствуете безнадежность
  • Вы не знаете, справитесь ли вы со своей ситуацией
  • Вы часто плачете, независимо от того, есть ли причина или нет больше всего стремятся проработать. Многие люди борются с терпением во время этого процесса и пытаются ускорить процесс исцеления. К сожалению, нельзя спешить с лечением. Этот этап часто занимает больше всего времени.

    Ключ к тому, чтобы не застрять, позволить себе чувствовать эмоции и боль .

    Потратьте время, чтобы изучить его, обработать, почувствовать, извлечь из него уроки и вырасти благодаря этому. Наш мозг захочет защитить себя и сделает все возможное, чтобы избежать боли. Тем не менее, это через боль, которую мы исцеляем.

    Принятие

    Многие люди рассматривают принятие как финишную черту, доказательство того, что они исцелились и пережили потерю. Это заблуждение. Принятие может изменить линзу, через которую вы видите другие стадии, но часто принятие может приходить и уходить, и вы можете иметь его, все еще пытаясь проработать другие стадии, такие как гнев и депрессия.

    Принятие часто путают с понятием «все в порядке» или «в порядке» с тем, что произошло. Это не тот случай.

    Принятие часто путают с понятием «все в порядке» или «в порядке» с тем, что произошло. Это не тот случай.

    Это признание того, что эта новая реальность теперь наша реальность.

    Это не желание, чтобы жизнь стала прежней, или жизнь в фантазиях о будущем.

    Он живет здесь и сейчас, признавая, что прошлое навсегда изменилось, и мы должны приспособиться. Вместо того, чтобы сосредоточиться на восстановлении того, что было утеряно, мы понимаем, что никогда не сможем заменить то, что было утеряно.

    Мы создаем новое будущее, которое зависит от нашего выбора лечиться и двигаться вперед.

    Доктор Кесслер утверждает: «Мы можем устанавливать новые связи, новые значимые отношения и новые взаимозависимости. Вместо того чтобы отрицать свои чувства, мы прислушиваемся к своим потребностям; мы движемся, мы меняемся, мы растем, мы развиваемся. Мы можем начать общаться с другими людьми и принимать участие в их жизни. Мы инвестируем в нашу дружбу и в наши отношения с самими собой. Мы снова начинаем жить, но мы не можем этого сделать, пока не отдадим скорби свое время».

    С принятием вы понимаете и принимаете, что процесс исцеления будет трудным. Тем не менее несмотря на это, вы продвигаетесь вперед , возвращая себе силу и возвращая свою жизнь.

    Как распознать, что вы находитесь на этом этапе
    • Вы чувствуете, что начинаете больше понимать сексуальную зависимость и видите потенциальные причины, по которым ваш партнер делал то, что он делал 
    • Принятие может включать в себя принятие того, что вы больше не доверяйте своему партнеру, и это нормально
    • Принятие может означать прекращение отношений. Не все отношения можно спасти, особенно если только одна из сторон заинтересована во внесении изменений.
    • Принятие может означать признание нашего собственного вклада в ситуацию при сохранении ответственности нашего партнера.
    • В конечном счете, принятие заключается в том, чтобы включить то, что произошло, в нашу жизнь, не позволяя этому определять нашу жизнь с этого момента.

    Идея принятия может быть триггерным словом, поскольку она подразумевает сдачу, но не сдачу.

    Мы не приемлем неверность нашего супруга. Мы признаем, что это произошло. В этом есть большая разница.

    Принятие означает начало понимания того, как изменилась ваша реальность, и понимание того, как хорошо жить в новой реальности.

    Как не застрять здесь

    На этапе принятия многие из нас хотят, чтобы застрял здесь! Реальность такова, что финишной черты нет.

    Стадии горя крутятся, поворачиваются, подпрыгивают, удваиваются и могут меняться в мгновение ока, пропуская в произвольном порядке. Горе живет своей собственной жизнью. Ей нужно пространство, чтобы иметь голос и исцеляться. Он может вырваться вперед в самые неподходящие времена, удивив вас и повергнув в чувство. Если вы сможете уважать горе, когда оно появляется, и позволите себе чувствовать его, несмотря на то, насколько оно неудобно и утомительно, это позволит обработать эмоции и поможет вам быстрее пережить горе и потерю.

    Пожалуйста, пожалуйста, прежде всего, пожалуйста, будьте нежны с собой .

    Не пытайтесь ускорить процесс или пропустить шаги.

    Дайте себе достаточно места, чтобы испытать широкий спектр эмоций, которые в конечном итоге придут.

    Травма предательства — изматывающая, тяжелая работа. Вы устанете. Вам захочется сдаться в разные моменты. Будьте терпеливы с собой и имейте реалистичные ожидания относительно того, что вы можете сделать.

    Дорога может показаться сложной, но оставайтесь на ней.

    Присядьте и отдохните, когда вам нужно, но не распаковывайте вещи и не оставайтесь там.

    Не торопитесь и продолжайте двигаться вперед , работая во имя светлого будущего. Это может выглядеть не так, как вы себе представляете, но тем, кто готов выполнять работу, вы снова почувствуете радость, благодарность и счастье, которые у вас когда-то были.

    Если вы переживаете любую из этих стадий травмы предательства, WORTH может помочь. Мы предлагаем бесплатное терапевтическое обучение и поддержку женщинам, которые борются с травмой предательства. Пожалуйста, свяжитесь с нами, если вы переживаете какую-либо из этих стадий травмы предательства.

    Если ваш муж страдает от пристрастия к порнографии или других сексуальных нарушений, посетите нашу программу «Люди Морония», чтобы он мог получить необходимую ему помощь, и вы оба могли начать процесс исцеления.

    Семинары по исправлению брака

    Для женщин, которым нужна дополнительная поддержка и обучение для решения семейных проблем, мы теперь предлагаем Семинар по исправлению брака для женщин . Специалист Морис В. Харкер, директор службы изменения жизни, расскажет о работе, которую должны выполнять женщины, чтобы внести свой вклад в восстановление травмированного брака. Этот класс будет охватывать различные, связанные темы каждую неделю.

    Для получения подробной информации НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ.

    Морис также предлагает недорогую мастерскую по ремонту мужских браков . Этот семинар дает вам прямой доступ к духовным и научным вмешательствам, которые Морис использует в своих терапевтических методах менее чем за 1/4 стоимости терапии!

    Для получения дополнительной информации:  НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ .

    Лекции Лазаря:  Серия мультимедийных онлайн-уроков, которые, как доказано, оживляют браки с использованием терапевтических инструментов и принципов, сосредоточенных на Христе. Вы мечтали о вечности вместе, катастрофа разрушила ваш брак. Морис и его команда покажут вам, как возродить и оживить ваш брак, сделав его ярким и здоровым.

    НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ  для получения дополнительной информации.



    Статья написана Аланой Гордон, MFT-I . Алана является директором программы WORTH Program с услугами по изменению жизни, а также совладельцем компании Choose Coaching, LLC, специализирующейся на коучинге по травмам предательства и зависимостям. Она MFT-I и тренер по травмам предательства. Чтобы узнать больше об Алане или записаться на индивидуальную тренировку, посетите сайт ChooseRecoveryServices.com

    The Grief of an Affair

    Ваш партнер изменил. Что теперь?

    Ваш партнер изменил. Что теперь?

    Ваш партнер изменил. Что теперь?

    Прочтите первую часть этой статьи, состоящей из двух частей: Как происходят дела?

    Раскрытие романа партнера (сексуального или эмоционального) является шоком для обиженного партнера, даже если существуют сомнения. Потеря доверия в отношениях ничем не отличается от физической потери. Близость отношений и восприятие обиженным партнером предотвратимости были определены как предикторы интенсивности и продолжительности процесса скорби в исследовании человеческого горя, проведенном Бугеном. Предикторы не изменились бы и в случае потери доверия.

    Процесс переживания горя включает пять эмоциональных стадий восстановления после потери согласно модели Кублера-Росса. Этот процесс не является линейным, и обиженный партнер может оказаться на любой стадии в различных временных рамках. Стадии утраты доверия, если применить модель горя к последствиям романа, будут следующими:

    Отрицание

    Обиженный партнер изо всех сил пытается понять, что произошло, и часто не подозревает о каскаде предательства Готтмана-Расбулта-Гласса, который измену партнера пережил или переживает (подробнее о проблемах измены партнера читайте в статье «Как устроены дела?»). Обиженный партнер изначально стремится свести к минимуму боль от романа и проходит через фазу «что-то не так, и это будет исправлено». Существует настоятельная необходимость подтвердить это партнеру, задавая вопросы несколькими способами, поскольку он чувствует, что этого не может быть.

    Гнев

    Обиженный партнер начинает собирать воедино инциденты из прошлого, и реальность постепенно проясняется. Есть очевидный гнев из-за предательства, боль из-за того, что его подвели, и печаль из-за потери отношений. Гнев может быть направлен на себя за то, что позволил этому случиться, на партнера, который сделал это с ними, и на связного, который не должен был переходить границы. Но есть также и страх, что гнев может оттолкнуть того самого человека, которого они все еще любят. Страх потерять партнера приводит к подавлению гнева, который может резко вспыхивать в разные моменты по мере осознания ситуации в целом. Также может быть неуверенность в себе относительно своей роли в деле, которая подавляет, учитывая огромное эмоциональное напряжение. уже сохраняется.

    Торг

    Чувства растерянности, боли, гнева и других эмоций кажутся невыносимыми и угрожают потерей контроля. Это беспомощное состояние, усиленное сильными эмоциями, и поэтому возникает потребность восстановить контроль. Обиженный партнер пытается перезагрузить прошлое, исследуя различные пути, такие как «если бы я только остановил ее в тот день, когда я увидел ее сообщения», «что, если бы другой человек злоупотребил ситуацией, и мой партнер не виноват», и т. д. Существует борьба за то, чтобы быстрее излечить боль, предоставляя логические объяснения и интеллектуализируя чувства. Обиженный партнер может попытаться преждевременно закрыться, чтобы отсрочить болезненные эмоции.

    Депрессия 

    Здесь в полной мере ощущаются последствия утраты доверительных отношений. Роман стирает все, во что верил обиженный партнер. В то время как первые три этапа более когнитивны и ориентированы на решение, этот этап эмоциональный и ориентирован на опыт. Это может быть тяжесть и изоляция. Обиженный партнер испытывает сильные эмоции гнева, печали и сомнений, от которых может показаться, что от него больше не убежать. Могут возникнуть вопросы вроде: «Любит ли вообще меня мой партнер?» «Мне нужно было уделять больше времени и внимания раньше», «Что мне делать сейчас?» и т. д. Эти вопросы затрагивают проблемы на более глубоком уровне, высвобождая сильные эмоции. Это сложная фаза, которая может показаться туманной. Хотя депрессия может ощущаться как зона комфорта по мере того, как внутренний конфликт ослабевает, постоянное пребывание в ней вредно для здоровья и требует помощи психолога, чтобы двигаться дальше.

    Принятие

    Принятие приходит относительно того, что произошло и что это значит в будущем. Это не идеальное решение и окончательное закрытие (с эмоциями и межличностными реалиями), а этап преобразования, следующий за значительным изменением. Обиженный партнер может начать думать, например: «Я осознаю, что пошло не так, и могу понять причины», «Я смогу простить и двигаться дальше» и т. д. В этот момент перспектива больше направлена ​​на настоящее. момент и будущее, а не прошлое. Возобновляется надежда на восстановление отношений. Этот этап ощущается по-другому, поскольку меняется взгляд на некоторые аспекты жизни.

    Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

    Ширли Гласс отметила, что обиженный партнер часто страдает от посттравматического стрессового расстройства после обнаружения измены. По словам доктора. Джон и Джули Готтман, если перечисленные ниже симптомы сохраняются, то есть вероятность, что пострадавший партнер испытывает посттравматическое стрессовое расстройство.

    1. Повторяющиеся воспоминания и навязчивые визуализации: « Дежавю» события, дни, места и т. д., как правило, вызывают воспоминания о специфике романа. Например, повторяющиеся даты, когда обиженный партнер узнал об измене, вызывают воспоминания и связанные с ними эмоции, которые могут вызвать наводнение (стресс) и приступы паники.
    2. Колебания настроения, замешательство, раздражительность и вспышки: Когда обиженный партнер борется между чувствами предательства и принятия, бывают периоды эмоционального оцепенения, за которыми следуют взрывы.
    3. Интенсивные эмоции гнева, обиды, стыда, горя и разочарования: Существуют амбивалентные страхи гнева, вины, неуверенности в себе и т. д., которые могут подавлять обиженного партнера. Эмпатическое слушание имеет большое значение для исцеления.
    4. Сверхбдительность и поразительность: Обиженные партнеры могут испугаться и проявить бдительность в отношении обыденных вещей, таких как уведомления о сообщениях, телефонные звонки, задержка ответов и т. д., и может казаться, что они предъявляют невыполнимые требования. Сострадание и уверенность помогут.
    5. Избегание, непривязанность и изоляция: Непреодолимые чувства кажутся вызовом, и изоляция может казаться единственным выходом. Предающий партнер часто неправильно понимает это как дистанцирование и старается держаться подальше. Это может усилить чувство отторжения у обиженного партнера, когда необходима эмоциональная поддержка.
    6. Потеря внимания и интереса: Симптомы депрессии, такие как демотивация, потеря интереса, недостаток энергии, нерегулярный сон, отсутствие аппетита, плохое самочувствие и т. д., могут сохраняться.
    7. Безнадежность в отношении будущего: Поскольку мир, как они знают, рушится, в отношениях может возникнуть безнадежность и беспомощность.

    Хотя не у всех партнеров, пострадавших в результате измены, развивается посттравматическое стрессовое расстройство, многие испытывают горе и депрессию. Обиженные партнеры могут стать одержимыми деталями романа, чувствовать себя бессильными перед своими эмоциями и в такие моменты нуждаться в терапевтической помощи. Важно отметить, что эти реакции являются нормальными реакциями и могут получить пользу от парной терапии.

    Последняя мысль

    Интрижка потрясает все, во что верит обиженный партнер в своем понимании себя и мира. Терапия для пар по методу Готтмана может помочь паре научиться искупать, настраиваться, и прикреплять по мере того, как они вместе восстанавливают новую цель и смысл.

    Ссылки:

    Bugen, L. A. (1977). Человеческое горе: модель прогнозирования и вмешательства. Американский журнал ортопсихиатрии, 47 (2), 196–206. https://doi.org/10.1111/j.1939-0025.1977.tb00975.x

    Гласс, С. (2007). НЕ «Просто друзья»: восстановление доверия и восстановление здравомыслия после неверности . Саймон и Шустер.

    Готтман, Дж. (1995). Почему браки бывают успешными или неудачными: и как сохранить их . Саймон и Шустер.

    Готтман, Дж. М. (2011). Наука доверия: эмоциональная настройка для пар.

    Готтман, Дж., и Готтман, Дж. (2017a). Естественные принципы любви. Journal of Family Theory and Review , 9 (1), 7–26. doi: 10.1111/JFTR.12182

    Готтман, Дж., и Готтман, Дж. (2017b). Лечение заболеваний и травм . Неопубликованная рукопись, Институт Готтмана, Сиэтл, США.

    Готтман, Дж. М., и Левенсон, Р. В. (1986). Оценка роли эмоций в браке. Оценка поведения .

    Готтман, Дж. М., и Левенсон, Р. В. (1992). Семейные процессы, предсказывающие более поздний расторжение брака: поведение, физиология и здоровье. Журнал личности и социальной психологии , 63 (2), 221–233. doi: 10.1037/0022-3514.63.2.221

    Готтман, Дж. М., и Левенсон, Р. В. (2002). Двухфакторная модель для прогнозирования развода пары: исследовательский анализ с использованием 14-летних продольных данных*. Семейный процесс , 41 (1), 83–96. doi: 10.1111/J. 1545-5300.2002.40102000083.X

    Hall, C. (2011). Помимо Кюблер-Росс: последние изменения в нашем понимании горя и тяжелой утраты. InPsych: Бюллетень Австралийского психологического общества, ООО , 33 (6), 8.

    Холланд, К. (2018, 25 сентября). Что нужно знать о стадиях горя . Получено с https://www.healthline.com/health/stages-of-grief

    .

    Джинашри Раджендракумар

    Джинашри — сертифицированный семейный терапевт Готтмана из Индии. Она сертифицирована в области лечения дел и травм, НЛП, гипноза, навыков CBT, осознанности, TA (год 1) и клиентоориентированной терапии. Она является предпринимателем и проводит докторские исследования в парах обучения в Christ (считается университетом), Индия. В течение 17 лет она работала инженером-программистом и техническим руководителем в таких компаниях, как Cisco Systems и Hewlett Packard. За последние несколько лет она сменила профессию с ИТ на психологическое консультирование и нашла свое призвание в парной терапии.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *