20 секретов развития красивой грамотной речи
Нам всем со школьной скамьи твердят, как важно и нужно развитие грамотной речи для учебы, работы, общения, взаимопонимания. И мы все примерно понимаем, что имеется в виду. Почему же тогда эта проблема все еще актуальна для значительной части взрослого населения? А дело как раз вот в этом «примерно», когда вроде все понятно, а что именно – так сразу и не скажешь.
Давайте предметно разберемся, что такое грамотная речь, и тогда нам всем станет ясно, как над ней работать. На нашей программе «Современная риторика» мы разбираем все аспекты грамотной речи самым подобным образом и учимся говорить красиво и правильно. Однако некоторые секреты нашего платного курса мы готовы раскрыть прямо сейчас. Итак, что же такое «грамотная речь»?
Что такое «грамотная речь»?
Грамотная речь – это умение изъясняться литературным языком так, чтобы донести свою мысль до собеседника, читателей или слушателей, быть правильно понятым и исключить двоякое толкование своего месседжа.
Мы все помним облетевшую в свое время все юмористические сайты выдержку из школьного сочинения про Алешу Поповича на коне, который «наклонил голову и щиплет травку». В целом, конечно, понятно, что травка в контексте «щипать» заинтересует скорее коня, чем Алешу Поповича. Однако считать такую подачу мысли в сочинении грамотной никак нельзя.
В раздел «юмор» можно отправить и обсуждение на форуме молодых матерей, когда в ответ на вопрос «Ребенок не хочет есть мясо, чем можно заменить?» какой-то шутник посоветовал заменить «собакой, потому что собака всегда хочет есть мясо». Можно, конечно, сказать, что слово «чем» может относиться только к неодушевленному предмету, поэтому вопрос должен быть понятен.
Однако можно и ответить, что людям некогда вчитываться и лучше сразу уточнять, что именно вы хотели бы заменить: ребенка или мясо. Тем более что уровень жизни многих российских семей не слишком высок и поговаривают, что в многодетных семьях нагулявших аппетит детей не кормят, а бьют, пока не видят сотрудники ювенальной юстиции. Это была шутка, а если серьезно, то неграмотные формулировки могут существенно исказить любую, даже самую умную мысль.
Ничуть не меньше читателей юмористических порталов смешит обсуждение имиджа одного известного актера, который «побрился налысо и сделал это своей визиткой». Изумленная собеседница только и смогла поинтересоваться, как же актер «смог побриться налысо визиткой».
Примеров таких казусов при желании можно найти очень много. У нас же есть желание, чтобы с вами таких казусов не случалось, поэтому разберем детальнее, из чего складывается красивая грамотная речь и как научиться говорить красиво и грамотно.
Литературный язык как составляющая грамотной речи
Под литературным языком подразумеваются нормы языка, которые обязательны для использования в официальных документах, системе образования, науке, культуре, публицистике, художественной литературе. Именно на них и следует ориентироваться в повседневной жизни и ежедневном общении.
Так, в любом языке существуют свои правила построения предложений. Где-то они очень строгие, как, например, в английском языке. Там предусмотрен определенный порядок слов для повествовательных и вопросительных предложений. В русском языке зачастую достаточно сменить интонацию, чтобы сделать повествовательное предложение вопросительным.
Однако во всех случаях должно быть четко понятно, где тут подлежащее, где сказуемое, и к какому из слов относится глагол. Например, глагол «щиплет» или любой другой, встретившийся нам в предложении. Кроме того, все слова должны быть согласованы между собой и корректно употребляться в нужном числе, склонении, спряжении.
И, конечно, литературный язык не приемлет слов-паразитов и неоправданно частого повторения междометий и прочих вспомогательных лексических единиц. Все эти «ну», «это», «вот» могут играть роль вводных слов, но никак не слов-связок в предложении.
Если с пониманием всего вышеизложенного пока есть нюансы, рекомендуем нашу программу «Русский язык», после которой станет понятно, как сделать речь грамотной. Также вам поможет «Книга о хорошей речи», где на примерах из классики разобраны особенности правильной русской речи и приемы усиления ее выразительности [Д. Розенталь, И. Голуб, 1997].
К слову, соавтор книги Дитмар Эльяшевич Розенталь (1900-1994) является составителем «Справочника по правописанию и стилистике» русского языка [Д. Розенталь, 1997]. Кроме того, он выступает соавтором знаменитого «Словаря трудностей русского языка», который также полезен для желающих научиться красивой грамотной речи [Д. Розенталь, М. Теленкова, 2003].
Эти и многие другие книги, словари, справочники по правописанию обладают поистине чудодейственным эффектом, когда грамотная речь и русский язык обретают совершенно иное, качественно новое звучание. И, кстати, расширяют словарный запас.
Словарный запас для красивой грамотной речи
Наша речь состоит из слов. Грамотная речь и словарный запас идут рука об руку. Именно поэтому мы в нашей статье постоянно обращаемся к такому понятию, как «слово» в контексте «порядок слов», «согласование слов», «слова-связки», «слова-паразиты» и т. д.
Для того чтобы грамотно выразить свою мысль и правильно сложить слова в предложение, у человека «должно быть, что складывать». Иначе потом придется извиняться за свое косноязычие насмешившей фанатов одной певицы фразой «У меня не очень большой этот… как его… словарный запас!»
Тут есть только один универсальный совет: больше читать. Предпочтение следует отдавать классике и прочим, выверенным с лингвистической точки зрения, образцам литературного творчества.
Кроме того, весьма развивает кругозор и пополняет словарный запас чтение литературы по специальностям, смежным с вашей основной профессией. С одной стороны, вы точно поймете, о чем речь. С другой стороны, вы будете узнавать много нового, новые слова, новые термины, которые затем сможете использовать в повседневной практике.
Еще очень полезны книги, посвященные собственно особенностям русского языка и нюансам применения тех или иных слов. Например, «Слово о словах» известного писателя Льва Успенского (1900-1978) [Л. Успенский, 1971]. Не менее интересна книга писателя Корнея Чуковского (1882-1969) «Живой как жизнь», посвященная русскому языку [К. Чуковский, 1962].
Конечно, за прошедшие с момента выхода этих книг десятилетия в русском языке появилось немало новых слов и речевых оборотов. Быть в курсе изменений и изъясняться грамотно в современном сотрясаемом переменами мире вам поможет книга известного лингвиста Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» [М. Кронгауз, 2007].
Другие полезные книги для грамотной речи вы найдете в обзоре «9 лучших книг для развития речи и словарного запаса» [М. Лисицына, 2017]. В общем, читайте, читайте и снова читайте! Идея не нова, однако лучше пока ничего не придумали.
Техника речи
Техника речи – это набор практических навыков изложения информации в устном формате или, если проще, то, как мы говорим. Если грамотная письменная речь достигается путем работы над словарным запасом и литературными нормами языка, для речи устной важно еще и донести красиво сформулированную мысль так, чтобы она не утратила своей красоты и силы.
Именно этому посвящен наш специальный курс «Развитие голоса и речи». Пройти этот курс можно буквально за пару месяцев, а грамотно поставленная речь будет вашим верным спутником на всю жизнь. Красивая грамотная устная речь невозможна без хорошо поставленного голоса, поэтому над голосом нужно работать, даже если вам кажется, что у вас и так все хорошо.
Уточним, что голос – это звук, который формируется с помощью выдыхаемого воздуха, колебаний голосовых связок и резонирования воздушного потока внутри полостей организма: глотки, трахеи, ротовой и носовой полостей, черепной коробки.
Условно различают 4 резонатора: грудной, головной, ротовой и носовой. Условно потому, что названия резонаторов придуманы, исходя из того, где субъективно ощущается звук, и тут не имеется в виду, что, допустим, грудной резонатор – это некая единая полость или нечто конкретное, как какой-либо орган в организме. Названия резонаторов – это скорее для удобства работы логопедов, преподавателей сценической речи, вокала, ораторского мастерства и прочих дисциплин, где, так или иначе, задействуются голос и речь.
Подробно о характеристиках и свойствах голоса мы рассказываем в уроке №2 курса «Развитие голоса и речи». Там же можно найти упражнения, как работать над каждым из резонаторов и как соединить резонаторы для красивого звучания голоса.
Для того чтобы получилось соединить резонаторы и зазвучать красиво, важно работать над опорой голоса. Для мощного красивого звука важно научиться задействовать нижнюю часть легких и делать настолько глубокий вдох, чтобы нижние ребра слегка «разошлись», а бока и живот немножко надулись.
Такой глубокий вдох является залогом того, что вам хватит дыхания на длинную фразу, а голос не потеряет силу и полетность к концу предложения. В то же самое время, не стоит делать избыточно глубокий вдох, чтобы не создавать избыточного давления на голосовые связки.
Необходимость и достаточность любых действий нарабатывается с практикой, а для лучшего контроля над голосом и речью важно следить за состоянием своего тела: плечи должны быть на месте и не должны подниматься при вдохе, мышцы должны быть свободны и не должны быть «зажаты», в горле не должно возникать ощущения «сдавленности».
В целом, хороший оратор может говорить часами, не уставая и не напрягая голосовые связки, «переложив» основную работу на мышцы и направляя поток выдыхаемого воздуха в нужные резонаторы. Для более высокого и звонкого голоса следует задействовать головной резонатор, для более глубокого и томного звучания нужен грудной резонатор.
Кроме того, улучшить звучание голоса можно при помощи развития дикции и правильной артикуляции, которая должна быть достаточной, но не должна быть избыточной. Слишком старательное артикулирование звуков ведет к мышечным зажимам и придает неприятный оттенок голосу, а недостаточная артикуляция делает речь нечеткой и неразборчивой. Как найти «золотую середину», работая над дикцией и артикуляцией, вы узнаете из урока №3 курса «Развитие голоса и речи».
Следующий нюанс, напрямую влияющий на красоту речи и ее восприятие как грамотной или не очень грамотной, – это интонация. Так, если вы задаете вопрос, но не придаете голосу вопросительную интонацию, ваши собеседники могут попросту не понять, что вы хотите у них что-то спросить.
Еще хуже, если вы не можете взять голос под контроль настолько, чтобы выделить ударные слоги. Если в устной речи не ставить ударения там, где нужно, такая речь бедует казаться безграмотной. Для тренировки интонирования рекомендуется чаще читать вслух стихи и прозу. А также пытаться имитировать разные эмоции при чтении (радость, грусть, задумчивость и прочие). Больше информации о работе над интонацией вы найдете в уроке №4 курса «Развитие голоса и речи».
Немаловажны тембральная окраска и высота голоса. Вам точно приходилось слышать нечто наподобие «какой бархатистый тембр», «какой молодой звонкий голос» в отношении кого-либо из говорящих. Это как раз про тембр и звуковысотность.
Тембр и высота голоса в изрядной степени предопределены от рождения нашими анатомическими особенностями строения голосового аппарата. Однако можно поработать над тембром и высотой голоса и научиться управлять ими. Как именно, читайте в уроке №5 курса «Развитие голоса и речи». Или прямо сейчас выполните
В принципе, человек способен научиться регулировать практически все характеристики своего голоса:
- Силу и громкость голоса, чтобы звучать одинаково внятно и когда речь громкая, и когда тихая.
- Тембр и высоту голоса, расширив разговорный диапазон и сделав речь более выразительной.
- Подвижность голоса, научившись быстро переходить с высокого голоса на низкий, с громкого на тихий и обратно.
- Полетность голоса, чтобы речь была отчетливо слышна даже в дальнем углу большой аудитории без необходимости напрягать голосовые связки.
- Темп и ритм речи, позволяющий говорить не слишком быстро и не слишком медленно и обеспечить комфортный режим восприятия информации.
- Чистоту и благозвучность речи, позволяющую произносить слова без лишних призвуков, сиплости, гнусавости, ощущения зажатости и напряжения в голосе.
Заметим, что на характеристики голоса и речи влияют не только анатомия и работа над собой, но и наличие либо отсутствие заболеваний органов дыхания и нарушений в речевом аппарате. Так, при заикании или картавости красивая, правильная и грамотная речь попросту невозможна, потому что из текста «выпадают» буквы и слоги, нарушаются темп и ритм звучания, затрудняется процесс интонирования и выделения смысловых частей сообщения.
Если речь идет о развитии грамотной речи у ребенка, его следует, в первую очередь, показать психотерапевту и неврологу, чтобы исключить задержки умственного и, как следствие, речевого развития. Речь и интеллект тесно взаимосвязаны, а разновидностей нарушений в этой сфере очень много, поэтому не стоит полагаться на самодиагностику или на то, что все «пройдет само».
Кроме того, ребенка следует обследовать у отоларинголога и фониатра на предмет наличия заболеваний органов, ответственных за звукоизвлечение. Таких заболеваний и нарушений, влекущих за собой проблемы с голосом и речью, настолько много, что мы им посвятили специальный урок №8 в курсе «Развитие голоса и речи».
Физические дефекты речевого аппарата, такие как неправильный прикус или укороченная подъязычная связка (так называемая «уздечка») успешно устраняются, если вовремя спохватиться и принять меры. Далее следует поработать с логопедом, который поставит правильное звукоизвлечение и поработает над речью.
Чем раньше показать ребенка логопеду, тем больше шансов на успех. Во взрослом возрасте, когда формирование речевого аппарата и речевых привычек уже завершилось, изменить что-либо радикально уже практически невозможно. Однако всегда можно научиться говорить лучше, чем вы говорили раньше, и такой возможностью нужно обязательно воспользоваться.
Для этого мы вас приглашаем на нашу программу «Современная риторика», где вы узнаете, как научиться грамотной речи и что для этого нужно, во всех нюансах и подробностях. Кроме того, рекомендуем книги, которые помогут натренировать красивую и грамотную устную речь. Это, в частности, книга «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи» [Е. Шестакова, 2013].
Для желающих научиться говорить «на публику» полезна книга «Основы ораторской речи» [Н. Кохтев, 2013]. Имеющим далеко идущие амбиции и развивающим голос и речь с прицелом на дальнейшую актерскую карьеру советуем издание «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение» [Е.
И, конечно, нельзя обойти вниманием книгу известного консультанта по вопросам лидерства Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора. 10 глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично» [Р. Гандапас, 2016]. Кстати, там содержится немало практических советов, как научиться красивой грамотной речи, о которых мы сейчас расскажем подробнее.
Как научиться красивой грамотной речи
Мы уже достаточно плотно затронули вопрос, как развить грамотную речь и как научиться говорить красиво. Теперь подытожим все вышеизложенное, откроем еще несколько секретов и дадим еще несколько практических советов, которые, в свою очередь, дадут достаточно быстрый результат.
Топ-20 секретов красивой грамотной речи:
- Много читать: классику, художественную литературу, специальную и профессиональную литературу, научно-популярные издания.
- Много читать вслух: стихи, рассказы, анекдоты, театральные репризы, да хоть учебник квантовой механики. Главное, читать вслух с выражением и настроением.
- Пополнять словарный запас: этому способствуют чтение, просмотр научно-популярных передач, общение с профессионалами из разных сфер деятельности.
- Ликвидировать пробелы в знаниях языка: грамматики, орфографии, синтаксиса.
- Избавиться от слов-паразитов: бесконечные «ну», «это», «вот» мешают воспринимать суть, а то и попросту раздражают слушающих.
- Целенаправленно работать над техникой речи: дыханием, дикцией, артикуляцией, темпом, тембром, громкостью, звуковысотностью, благозвучием и полетностью голоса.
- Следить за здоровьем: организма в целом и дыхательных путей в частности. Здоровье – это ваша жизненная энергия, который вы сможете поделиться со слушателями, и ваша техническая возможность произнести все звуки четко, внятно, красиво.
- Научиться справляться с беспокойством, если предстоит ответственное выступление или важная встреча: выпрямить осанку, сделать серию глубоких вдохов и выдохов, попробовать говорить чуть медленнее, чем обычно.
- Отрабатывать мимику и жесты: невербальные сигналы способны многократно поднять доверие к вашей речи, если вы научитесь использовать их правильно.
- Освоить актерское мастерство: артистичного спикера всегда слушают более охотно, а его речь с большей вероятностью будет воспринята как красивая и грамотная.
- Заранее представлять результат, который хотите получить: это позволяет структурировать мысли, изъясняться по существу и подбирать нужные интонации, хотите ли вы устроиться на работу топ-менеджером, убедить аудиторию бросить курить или клиента подписать договор, уговорить мужа купить вам шубу или «поднять» публику на танцпол в качестве ведущего вечеринки.
- Репетировать и отрабатывать выступление: составить план или полный текст выступления, проговорить его вслух, подкорректировать сложные для произношения моменты, заменить длинные предложения более короткими, еще раз проговорить и записать текст на диктофон, еще раз подкорректировать текст и записать выступление на видео.
- Продумать, с чего начать выступление перед конкретной аудиторией или диалог с конкретным слушателем: в каком-то случае будет уместно поинтересоваться «Как дела?» или «Как настроение?», в каком-то сделать комплимент или поблагодарить аудиторию за интерес к вашему докладу.
- Продумать резюме и концовку выступления: например, тезисно подытожить основные мысли и сказать нечто вдохновляющее, почему все должны проникнуться вашими идеями, взять вас на работу, подписать с вами договор, бросить курить, купить вам шубу или прямо сейчас идти танцевать.
- Запрашивать обратную связь и стимулировать взаимодействие: по некоторым подсчетам, люди забывают до 90% того, что слышат, 60% того, что видят, и только 10% того, что делают [Р. Гандапас, 2016]. Поэтому стоит задавать вопросы по ходу своего выступления, позволять высказаться собеседнику, давать задания аудитории и т.д.
- Делить на смысловые части любое выступление длительностью более 20 минут: для каждой такой части применимы все рекомендации, как для самодостаточного выступления. Между частями можно делать паузы для вопросов и ответов или отдыха, а следующую часть начинать с вопросов «Отдохнули немного? Тогда давайте продолжим?»
- Иногда ошибаться: не обязательно явно и грубо, сказав, что дважды два будет пять. Вполне достаточно для какого-нибудь второстепенного факта уточнить, что вы не помните в точности всех деталей, поэтому изложите только суть. Так вы расположите к себе аудиторию и, возможно, дадите кому-то ощутить собственную значимость и «помочь» вам вспомнить детали упомянутого факта или события.
- Анализировать свои ошибки и исправлять: если это возможно по ходу выступления, делать это по ходу выступления, если можно сделать после перерыва, делать после перерыва, если нет, учесть на будущее. Много лет тому назад одну измотанную гастролями, запутавшуюся в названиях городов и плохо говорящую по-русски певицу разыграли, сообщив ей, что сейчас у них концерт в Мухосранске. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволил ей почувствовать настроение слушателей, понять, что тут что-то не так и вскрыть розыгрыш, а второе отделение пришлось начать с извинений за первое отделение, которое певица начала словами «Привет, Мухосранск!»
- Искать и находить вдохновляющие примеры: слушать живые и онлайн-лекции, выступления политиков и парламентариев, интервью певцов и артистов. Так вы скорее найдете полезные лайфхаки, которые помогут сделать вашу речь более красивой и яркой.
- Всегда помнить, что с людьми нужно общаться, а не просто выступать перед ними или доносить до них свои мысли. И тогда ваша речь будет восприниматься положительно независимо от того, является ли она безупречно грамотной или вы пока только работаете над этим.
Практически все вышеперечисленное касается не только устной, но и письменной речи. В том и другом случае мы пользуемся все теми же словами, фразами, речевыми оборотами, с чего-то начинаем и чем-то завершаем свое обращение, имеем какую-то цель и хотим, что нас правильно поняли и содействовали в достижении нашей цели. Разница лишь в формате донесения информации: устном или письменном. И, конечно, в любом случае наша речь должна быть грамотной, потому что это облегчает восприятие и понимание информации.
И вот тут хотелось бы затонуть еще один аспект. А зачем нам всем развивать грамотную речь? Так ли уж важно, чтобы нас всегда и все понимали правильно? Быть может, если кто-то что-то не понял, так это его проблемы, а не ваши?
Конечно, такое тоже может быть. Иногда встречаются индивиды, которым тяжело что-либо объяснить даже самым правильным литературным языком и хорошо продуманными формулировками ввиду их, то ли не слишком большой сообразительности, то ли слабой способности к концентрации внимания.
И действительно, это их проблема, потому что такие люди обычно не преуспевают ни в учебе, ни в работе, ни в личной жизни, потому что не могут внятно объяснить, чего они хотят. Если вы заинтересованы преуспеть во всех вышеперечисленных сферах, грамотная речь вам необходима.
Для чего нужна грамотная речь:
- Для общения и взаимопонимания.
- Для передачи информации.
- Для обмена сведениями.
- Для адекватного и наиболее полного выражения собственных мыслей, эмоций, чувств.
- Для успешной учебы: написания сочинений, выступления на семинарах, ответов «у доски», устных и письменных экзаменов.
- Для успешной карьеры: написания резюме, прохождения собеседования, ведения переговоров, подготовки отчетов, презентаций, формулировки технических заданий, маркетинговых стратегий, рационализаторских предложений и прочего.
- Для плодотворного творчества: написания художественной прозы, статей, обзоров, ведения личного блога, подготовки и проведения интервью, составления каталога своих картин, аннотаций к своим книгам, описаний к музыкальным альбомам.
- Для преподавательской работы, в том числе в режиме онлайн.
Модная нынче тема онлайн-образования зиждется не только на том, чему учить и что рассказывать слушателям, но и как это делать. Крутой спикер всегда имеет больше шансов собрать подписчиков и поставить онлайн-обучение «на поток», нежели тот, кто так и не смог научиться красивой грамотной речи. Так что грамотная речь – это не только помощь в карьере наемного работника, но и вполне монетизируемый навык, на основе которого можно построить собственный бизнес.
Мы желаем, чтобы ваша речь была красивой и грамотной, чтобы вас всегда понимали правильно, а вы получали от жизни все, чего хотите. И, как обычно, у нас к вам один вопрос по теме статьи:
Ключевые слова:1Риторика, 1Русский
11 способов сделать речь грамотной
Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время. Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и других личностей. Поэтому если вы сможете правильно и ясно донести до других мысли и идеи, то профессиональный карьерный рост вам обеспечен.
Содержание
- Что такое грамотная речь
- Критерии, определяющие грамотность речи
- Как улучшить речь
- Как правильно развить речь
- Самостоятельно изучайте специализированную литературу
- Помощь профессионалов
Что такое грамотная речь
Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.
Грамотная правильная речь – это отсутствие слов — «паразитов». Те, у кого небольшой словарный запас, сталкиваются с проблемой использования следующих выражений: «типа того», «ну», «вроде», «э».
Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.
Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.
Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.
Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.
Критерии, определяющие грамотность речи
Речевая культура:
- уместность;
- грамотность озвучиваемой информации;
- доступность высказывания;
- использование эпитетов, метафор и фразеологизмов;
- разнообразие речи без тавтологии;
- эстетичность.
Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будете правильно вести деловую беседу и при разговоре с начальником сможете грамотно изъясняться. А со временем, когда у вас появятся дети, они переймут от вас неграмотные слова.
Как улучшить речь
В первую очередь нужно больше читать, и лучше классиков и научно-популярную литературу. Таким образом, книга поможет улучшить вашу грамотность.
- Старайтесь чаще пересказывать прочитанные книги или просмотренные кинофильмы. Рассказывая, передайте собеседнику ощущения и следите за реакцией. Запишите рассказ, а потом прослушайте его, чтобы сделать выводы исходя из услышанного. Так вы поймете о своих речевых ошибках, обратите внимание, где вы неправильно расставили ударения, выявите слова-паразиты.
- Расширяйте словарный запас. Для этого услышав или прочитав новое слово, выясните его точное значение и происхождение. Не нужно к месту и не к месту употреблять модные инородные слова, потому что для грамотной речи — это неприемлемо.
- Читая литературу, запоминайте интересные фразы и речевые обороты и время от времени заглядывайте в орфографический словарь. Однако будьте осторожны с неизвестными или малоиспользуемыми словами.
- Старайтесь при разговоре правильно расставлять ударения, потому что неправильные ударения – это признак безграмотности. Если вы не знаете где в слове поставить ударение, то лучше не использовать это слово или найти его в словаре и выучить наизусть.
Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.
Как правильно развить речь
Помощником в развитии речи станет кроссворд. С его помощью вы запомните новые слова. Поиграйте в компании с друзьями или со своими детьми используя орфографический словарь в отгадывание слов. Смысл этой игры заключается в том, что ведущий зачитывает описание, а остальным остается только угадать слово по описанию.
- Необходимо уметь менять свою речь и подстраиваться под собеседника в зависимости от ситуации, например, не стоит называть начальника «Витек».
- Не нужно постоянно извиняться, привычка говорить извиняющимся тоном плохо действует на собеседника.
- Не забывайте следить за реакцией собеседника. Так, если разговор вызвал отторжение у собеседника, то подумайте, с чем это связано. Обратите внимание, может ему не понравился ваш говор, тон или вы неправильно построили фразу. Анализируйте свое выступление.
- Избавляйтесь от лишних слов, потому что они засоряют речь. Лучше всего выражать основную мысль коротко, потому что грамотность — это умение говорить кратко и по делу. Однако если необходимо детальное уточнение, то лучше потратить время на пояснение, чем быть непонятым. Нужно стараться избегать тавтологии, повторение раздражает людей.
- Избавляйтесь от слов-паразитов. Потому что это пустые слова, не несущие никакого смысла и засоряющие речь. Употреблять незнакомые вам слова не стоит, в противном случае легко поставить себя в неловкое положение. Жаргонизмы несовместимы с грамотной речью, поэтому нужно избавляться от вредных выражений.
Самостоятельно изучайте специализированную литературу
Тем, для кого грамотность требуется для профессионального роста, без специализированной литературы не справится. В этом случае используйте работы Радислава Гандапаса и пособие И.Голуб и Д.Розенталя «Секреты стилистики».
Помощь профессионалов
Если вам требуется педагог, то высококвалифицированный учитель поставит вам грамотную речь. Но где же его найти? Обратитесь к своему школьному учителю или к знакомому филологу, а если возможности позволяют взять уроки у преподавателя специализирующегося на риторике, то стоит этим воспользоваться.
Сделать речь грамотной не сложнее, чем похудеть, но для достижения этой нужно только захотеть.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
Топ-10 книг для развития речи и словарного запаса у взрослых
Грамотная речь, богатство словарного запаса и умение подбирать слова сразу выделяют человека из толпы – даже сейчас, в век доступной информации, когда, казалось бы, вокруг масса возможностей для самообразования. Правильные фразы помогают выстраивать эффективную коммуникацию с окружающими, вести бизнес и просто быть в гармонии с близкими.
Однако никто не рождается оратором. Это сложный навык. Формируется он через чтение литературы, публичные выступления, общение с людьми, упражнения на развитие речи и дикции. Перед вами 10 книг об искусстве владения языком. Это не скучная теория, а практические пособия, где профессионалы делятся опытом и учат вас даже мыслить – красиво.
Слово живое и мёртвое
Галь Н.
Нора Галь – величайший литературовед, переводчик, редактор XX века, открывшая собственную школу перевода. Результаты ее многолетнего труда собраны в уникальной книге, которая переиздавалась три раза при жизни автора и шесть – после смерти. Материал вышел далеко за рамки обычного учебника для филологов и переводчиков.
Нора Галь разбирает распространенные ошибки, проникающие в печатные издания, на радио и в повседневную жизнь, и предлагает взамен блестящие и емкие образцы живого языка. Книга, написанная 40 лет назад, не утратила актуальности и во времена интернета, где осталось так мало места для звучной литературной речи.
Чёрная риторика. Власть и магия слова
Бредемайер К.
Карстен Бредемайер известен как блестящий оратор и гуру в сфере человеческих отношений. Он создал пособие, которое объединяет психологические приемы и тонкости ораторского искусства
Бредемайер знает, как на публичном выступлении или переговорах склонить аудиторию к своему мнению. Читатель научится мастерски обращаться со словами, подбирать сильные аргументы и чувствовать, какие доводы покажутся неубедительными. Вы сможете обходить ловушки в спорах и задавать тон дискуссии, чтобы выйти из нее победителем.
Местами автор предлагает достаточно грубые, дерзкие приемы черной риторики, учит получать удары и давать хорошей сдачи. Методы работают, главное – знать, в какие моменты их применить.
Я говорю – меня слушают. Уроки практической риторики
Зверева Н.
Нина Зверева – представитель советской школы журналистики, бизнес-тренер и член Академии российского телевидения. Она издала немало книг, посвященных искусству публичного выступления.
Пособие научит говорить так, чтобы вас услышали. Автор дает практические советы, как презентовать себя публике в разные моменты жизни: на экзамене, деловой встрече или выступая перед подчиненными. Овладейте приемами убедительной речи от профессионалов, выработайте свой ораторский стиль – и вы навсегда забудете о страхе общения, мешающем людям добиться цели.
Уроки риторики от Нины Зверевой написаны легко, красочно и вызывают интерес с первых строк. Это та редкая книга, которая будет полезна и новичку, и искушенному телеведущему, бизнесмену, журналисту.
Дзен в искусстве написания книг
Брэдбери Р.
Один из лучших фантастов XX века Рэй Брэдбери выпустил сборник эссе, посвященный писательскому мастерству. Поднимаются вечные вопросы: где авторы черпают вдохновение, откуда берут силы на создание бессмертных шедевров и как придумывают сюжеты? По сути, это попытка разобраться в природе писательского творчества. Квинтэссенция всей книги – знаменитое высказывание Брэдбери: «Каждое утро я вскакиваю с постели и наступаю на мину. Эта мина – я сам».
Жизнеутверждающе и познавательное творение будет полезно всем, кто хочет научится грамотной речи.
Техника речи. Учебное пособие
Аннушкин В.
Написать текст выступления, придумать ответы на каверзные вопросы – ещё полдела. Чтобы быть убедительным, вы должны владеть голосом подобно хорошему артисту или певцу.
В книге Владимира Аннушкина даны упражнения, направленные на развитие дикции, постановку дыхания, артикуляцию и ритмику, то есть на техническую составляющую. Сделайте из голоса инструмент, способный поразить слушателей в самое сердце.
Учебное пособие рассчитано прежде всего на людей, специализация которых связана с риторикой, культурой речи, преподаванием.
Русский язык на грани нервного срыва
Кронгауз М.
Заимствование иностранных слов, проникновение просторечий и брани на ТВ, феминитивы – за последние тридцать лет русский язык меняется столь стремительно, что многие бьют тревогу и говорят о его гибели. Другие же хладнокровно возражают: изменчивость и гибкость – естественное состояние всякого живого языка, признак его здоровья, и нет причин для паники. Как бы то ни было, лингвисты не успевают за новыми и новыми запросами социума в сфере коммуникации.
Эта книга – попытка открытого диалога лингвиста с обществом. Автор Максим Кронгауз, доктор филологических наук, выступает не в роли порицателя, а как добрый наставник и собеседник, способный дать ценный совет. В свое время книга вызвала шквал споров. Ее с упоением читают по обе стороны баррикад: глубоко влюбленные в русский язык, оберегающие чистоту речи, и те, кто нарушает литературные нормы в угоду времени.
Слово о словах
Успенский Л.
Известная работа в области языкознания от российского писателя, филолога и переводчика Льва Успенского. Лев Васильевич исследует этимологию слов, разбирает, как появлялись названия улиц, имена и фамилии, обращает внимание читателей на диалектизмы, историзмы. Это путешествие в многогранный мир русского языка и речи разных веков.
Сохранен характерный авторский стиль, как в издании 1962 года. Книга читается на одном дыхании и будет полезна всем, кто желает расширить свой словарный запас.
Быть услышанным и понятым Техника и культура речи
Ульянов В.
Учебник, созданный лектором кафедры теле- и радиожурналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Автор живо и ярко рассказывает о неловких ситуациях, в которых оказывались журналисты и ведущие. В книге отражены распространенные ошибки дикторов.
Также собраны простые и эффективные упражнения для постановки голоса, тренировки связок и хорошей дикции. Один из разделов посвящен психологическому настрою во время работы у микрофона в прямом эфире.
Хотя учебник написан для профессиональных журналистов, он будет интересен всем, кто хочет развить свою речь.
Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно
Кинг Л.
Быть хорошим собеседником – это как? Чувствовать разницу между дружеской, светской и деловой беседами, поддерживать визуальный контакт и считывать эмоции.
Признанный мастер слова, знаменитый ведущий на американском телеканале CNN Ларри Кинг знает, как из скучного диалога сделать захватывающее шоу. Он делится приемами, помогающими переключать внимание на нужную тему, разговорить самого угрюмого гостя и взять нетривиальное интервью. Перестаньте нервничать и замолкать, когда разговор зашёл в тупик, – Ларри научит держать марку в любой ситуации.
Несмотря на то, что большинство примеров в книге американизированы, многое можно взять на заметку.
Речь как меч. Как говорить по-русски правильно
Гартман Т.
Ошибки допускают все, но в наших силах уменьшить их количество. В этом помогает книга Татьяны Гартман – ведущей видеоблога «Училка vs ТВ» с десятками тысяч подписчиков. Она разбирает ошибки в ударениях, склонениях, построении словосочетаний. Приводит список слов, которые часто звучат, но на самом деле не существуют.
Это своего рода учебник русского языка на новый лад: доступные объяснения, хлесткие сравнения, занимательные примеры из жизни и, конечно, правильная письменная речь. Только самое актуальное для взрослых, желающих стать грамотнее.
Язык отражает внутренний мир человека и транслирует принадлежность к определенным слоям общества, хотим мы этого или нет. Если перед вами стоит задача сделать себя лучше, войти в иной социальный класс, то вместе с мышлением, принципами и целями должно возрасти и ваше искусство владения речью. И книги – самый простой путь к этому.
Грамматика | Речевое общение, Руководство по написанию, Редактирование распространенных ошибок | Колледж свободных искусств
Предупреждение: Внимательно проверьте. Читатель может прочитать только форму, которую вы представляете на странице, чтобы понять, что вы имеете в виду. Когда вы оставляете в своей статье опечатки, слова с ошибками и серьезные ошибки в предложениях, создается впечатление, что вы ожидаете, что читатель будет «читать между строк». В академическом письме цель прямо противоположна: вы хотите быть настолько ясным, точным и требовательным, насколько это возможно. Пишите так, чтобы свести к минимуму вероятность того, что читатель может неправильно понять вашу мысль.
Внимательно отредактируйте: Тщательно проверьте наличие ошибок, подобных перечисленным здесь. Перечитайте то, что вы написали. Прочтите свою статью вслух кому-нибудь другому. Если вы прочитали предложение и вам нужно перечитать его снова, чтобы понять его, отредактируйте предложение, чтобы оно было ясным с первого раза.
ГРАММАТИКА
Эта часть веб-сайта обеспечивает быструю проверку распространенных ошибок, допускаемых учащимися в грамматике и пунктуации. Хотя список не является исчерпывающим, он включает ошибки, которые вы можете найти в своей статье. Вы также можете использовать этот список в качестве справочного материала для комментариев, которые преподаватели могут оставить на полях ваших оцениваемых работ.
Неопределенные референты: По возможности избегайте использования «это», «там» и «этот», когда этим местоимениям не предшествует конкретный референт: «Трудно сказать, что вызвало проблему» или «Необходимо понять этот аргумент». Другие примеры включают «Есть много причин для принятия этой политики» или «Это потому, что невербальная коммуникация неоднозначна». Часто эти типы предложений можно перефразировать, чтобы избежать использования «это», «там» или «это» и в результате создать более сильные предложения: «Проблема возникла по неизвестным причинам» или «Часто мы неправильно общаемся, потому что невербальная коммуникация двусмыслен». Если вы не можете указать на конкретное существительное в предыдущем предложении (или предложениях), к которому относится одно из этих слов, измените структуру вашего предложения. Переписывание этих структур часто приводит к эффективной замене пассивных глаголов активными.
Смена личности или точки зрения: Будьте последовательны в использовании слов «вы», «они» и «я». Каждое из этих местоимений представляет собой другую точку зрения. Выберите один и используйте его на всем протяжении своей статьи. Любое произведение должно быть основано на определенной точке зрения. Эта точка зрения может быть от первого лица, второго лица или третьего лица. Следующее демонстрирует одну и ту же идею с каждой из этих трех точек зрения:
(От первого лица: я, я, мы, мы) Мне трудно применить работу Таннена к общей аудитории, потому что я не думаю, что исследование представляет всех нас. Ограниченная выборка участников Таннена должна заставить нас опасаться делать обобщения на основе результатов этих исследований.
(Второе лицо: вы) У вас возникнут проблемы с применением работы Таннена к общей аудитории, потому что вы не можете быть уверены, что результаты исследования представляют вас. Ограниченная выборка участников Таннена должна заставить вас опасаться делать обобщения на основе результатов этих исследований.
(Третье лицо: она, он, он, она, они, они) Человеку было бы трудно применить работу Таннена к общей аудитории, потому что результаты исследования не представляют всех людей. Ограниченная выборка участников Таннена должна заставить читателя опасаться делать обобщения на основе результатов этих исследований.
Второе лицо (вы) редко используется в академическом письме. Многие инструкторы предпочитают третье лицо (она, он, он, она, они, они), потому что считают третье лицо наиболее объективным из трех точек зрения. С другой стороны, некоторые академики предпочитают, чтобы писатели брали на себя ответственность за свои собственные идеи и интерпретации; эти академики будут поощрять писателей использовать первое лицо (я, я, мы, мы). Если предпочтения преподавателя не очевидны, учащиеся должны узнать об этом.
Студенты ошибаются, когда они переходят от одной точки зрения к другой в рамках одной и той же статьи. Изменение точки зрения может сбить читателя с толку. Показанный здесь неверный сдвиг лица часто встречается в студенческих работах:
. (Неверный переход от первого лица ко второму) У меня возникли проблемы с применением работы Таннена к общей аудитории, потому что вы не можете предположить, что исследование представляет всех людей. Ограниченная выборка участников Таннена должна заставить вас опасаться делать обобщения на основе результатов этих исследований.
В этом примере автор переходит от первого лица («У меня проблемы») ко второму лицу («Вы не можете предположить»). Смены лично должны быть устранены. Хороший способ лично отредактировать для смены — прочитать каждую вторую страницу газеты. Определите на каждой странице используемую точку зрения.
Например: Примеры следует вводить словами «такой как», а не «подобный»: «Ее легкое чтение включало такие работы, как «Основы общей теории относительности» и «Принципы математики».
Несоответствие: Несоответствие означает, что две части предложения не согласуются друг с другом. Несогласованность в студенческих работах возникает по-разному, но здесь показаны две из них:
(Существительное и глагол) Существительное во множественном числе может не совпадать по числу с используемым глаголом в единственном числе (или наоборот).
Неправильный пример: «Серии объяснений понятий помогают прояснить смысл». «Серия» — единственное число, и в ней используется «помощь», а не «помощь».
Правильный пример: «Серия объяснений понятий помогает прояснить смысл».
(Существительные и местоимения) Местоимение может не согласовываться со своим предшествующим существительным.
Неправильный пример: «Спор не будет успешным, если их утверждения не будут ясны». «Аргумент» (единственное, предшествующее существительное) требует «его» (местоимение единственного числа), а не «их» (местоимение множественного числа).
Правильный пример: «Аргумент не будет успешным, если его утверждения не будут ясны». Помните, что «все» и «аудитория» — это существительные в единственном числе, которые не согласуются с «их». И наоборот, «медиа» и «данные» — это существительные во множественном числе, которые не согласуются с «этим».
Одна неприятная проблема с соглашением возникает из-за того, что в английском языке нет удобного способа использовать местоимение в единственном числе без указания пола. «Они» могут использоваться в английском языке для обозначения группы людей, чей пол не назван. Когда автор хочет указать на человека, не приписывая ему пола, в английском языке нет аналогичного местоимения единственного числа для использования. Какое местоимение следует использовать писателю в этом предложении? «Ученый должен знать, что _?_ потребляет информацию, созданную другими учеными». Чтобы заполнить этот вопросительный знак, писатели используют различные решения: «он / она», «он / он», «она или он» или «она (он)». Иногда писатели используют «они», даже если предшествующее существительное стоит в единственном числе: «Каждый теоретик стремится сделать свою работу как можно лучше». Студенты должны узнать о предпочтениях своих преподавателей в этом вопросе так же, как аспиранты и профессора должны узнать о политике и стандартах редакторов журналов.
Критические различия: Некоторые слова похожи друг на друга по значению, но используются немного по-разному:
«Меньше» и «Меньше»: «Меньше» и «меньше» разные. Правило простое: если можешь сосчитать, используй «меньше»; если нет, используйте «меньше». Правильным использованием будет «меньше студентов» (не «меньше студентов») и «меньше знаний». Параллельный ряд движется от многих к немногим, затем к меньшему и от большего к меньшему.
«Нравится» и «Как:» И «как», и «как» используются для обозначения сравнения, но первое предшествует именной группе, а второе — перед глагольным выражением: «Он пьет как рыба» и «Нет такого бизнеса, как шоу-бизнес», но «Симфония закончилась так же, как и началась — ми-бемоль мажор».
Нет такого слова: «Много» — это не слово (хотя «много» есть), а «много» вообще неуместное употребление в неформальной речи в письменной форме. «Невзирая» и «друг на друга» тоже не слова.
«Цитата» и «Цитата:» «Цитата» не является существительным. «Цитировать» — это глагол. «Цитата» — существительное. «Цитата» — это не сокращенная форма цитаты, как, например, «мемо» для «меморандума». Написание «эта цитата подтверждает мою точку зрения» является неточным употреблением».
Разделение фраз. Избегайте ненужного разделения инфинитивов и глагольных фраз. «Он пытался тихо войти в комнату» предпочтительнее, чем «Он пытался тихо войти в комнату». «Он верил, что, вероятно, пойдет» предпочтительнее, чем «Он верил, что, вероятно, пойдет».
«Который» и «То»: «Который» и «тот» не должны использоваться взаимозаменяемо.
«Который» используется, когда последующее не имеет решающего значения для смысла предложения. Пример: «Те серые белки, которых вы кормили, прогрызли нам крышу». Пример: «на ледяной преграде Берд и его люди устроили зимовье, которое назвали Маленькой Америкой».
«Это» используется, когда то, что следует далее, существенно для смысла предложения. Пример: «Исследований, давших такие результаты, множество». Пример: «Эта статья — та, которая изменила ход обсуждения».
Подсказка: «Это» верно чаще, чем «что». Кроме того, когда используется «который», запятые обычно появляются вокруг предложения или фразы, начинающейся с «который».
предложения: ошибки в предложениях включают использование неполных предложений (иногда помечаемых как «фрагмент предложения» или «фрагмент»), повторяющихся предложений и запятых.
Неполные предложения. Полное предложение состоит из подлежащего и сказуемого. Студенты часто пишут неполные предложения, когда они начинают предложение с наречного зависимого предложения. Пример: «После того, как Коутс завершил опросы участников бакалавриата и раздал новый набор опросов аспирантам». Этот пример законченного предложения предполагает, что автор не вычитывал медленно и тщательно. Бормотание предложений вслух во время корректуры — хороший способ поймать незаконченные предложения, подобные этому.
Продолжительные предложения. Последовательное предложение на самом деле состоит из двух или более предложений, соединенных вместе без знаков препинания. Пример: «Использование доктором Кингом метафоры создает поразительные образы, которые обращаются к воображению слушателей в его аудитории. Люди приехали из своих родных городов со всех концов Соединенных Штатов в надежде, что они могут быть вдохновлены митингом в Вашингтоне, округ Колумбия». Писатель должен ставить знаки препинания после слова «аудитория» и перед словом «люди». Писатель мог выбрать либо точку с запятой между этими двумя независимыми предложениями, либо точку (после «аудитории») и заглавную букву (в слове «люди»).
Запятые соединения. Соединение запятых похоже на повторяющиеся предложения, за исключением того, что автор ставит запятую между двумя предложениями: «Теория уменьшения неопределенности включает слишком много условий, это непригодная для использования теория». Запятые не могут соединять два независимых предложения, если также не используется союз (например, «и» или «но»). Обычно точка с запятой может восстановить предложение с помощью запятой. Пример можно исправить, используя конъюнкцию («Теория уменьшения неопределенности включает слишком много условий, и это непригодная для использования теория»), используя точку с запятой («Теория уменьшения неопределенности включает слишком много условий; это непригодная для использования теория»). теории»), составляя предложение в одно предложение («Теория редукции неопределенности непригодна для использования, потому что в ней слишком много условий») или разделяя ее на два отдельных предложения («Теория редукции неопределенности имеет слишком много условий. Она непригодная для использования теория»). Использование точки с запятой в этом случае может быть самой сильной конструкцией, потому что вы хотите, чтобы автор связал две мысли, выраженные в каждом из этих независимых предложений.
Как правильно использовать грамматику, говоря по-английски? – Espresso English
Сегодня я хочу ответить на вопрос, который важен для всех, кто изучает английский язык, а именно: многие мои студенты говорят: «Я много изучаю грамматику и понимаю ее в теории. Я даже могу выполнять упражнения, но когда дело доходит до речи, я просто не могу думать о грамматике в данный момент, и все это вылетает из головы, или мне требуется слишком много времени, чтобы думать о грамматике, когда я говорю . Так как же мне правильно использовать грамматику, когда я говорю по-английски?»
Отличный вопрос! Это правда, что когда вы говорите, у вас действительно нет времени думать о правилах грамматики и анализировать предложение, думая: «Хорошо, мне нужно поставить это в причастие прошедшего времени» или «дайте мне подумать о правильном предлоге здесь». Нет времени, когда вы находитесь в середине разговора; вы не можете сделать паузу, подождать и подумать, прежде чем говорить, поэтому вам нужно использовать грамматику довольно быстро.
Но что, если грамматика просто не приходит в голову? Что обычно происходит, так это то, что вы либо замираете, либо делаете паузу. Я слышу, как многие студенты делают длинные паузы в середине предложений, поскольку они тщательно обдумывают свою грамматику.
Еще одна вещь, которая может случиться, это то, что вы можете потерять уверенность и вообще начать бояться говорить, потому что боитесь сделать грамматическую ошибку.
Я не хочу, чтобы это случилось с вами – я хочу, чтобы вам было легче и удобнее говорить. Итак, как вы можете применять грамматику на практике, когда говорите?
Первый шаг — сознательно и преднамеренно практиковать грамматику.
Многие студенты просто изучают, изучают, читают и читают много уроков, например, о настоящем совершенном времени, но они никогда не пытаются придумывать свои собственные примеры. Таким образом, они могут понимать настоящее совершенное время в теории или узнавать настоящее совершенное время, когда читают его, но они не практиковали создание или создание настоящего совершенного времени.
Вместо этого каждый раз, когда вы изучаете грамматику, не просто пассивно читайте или пассивно смотрите. После того, как вы закончили, после того, как вы узнали что-то о грамматике, активно применяйте эту грамматику на практике. Например, попробуйте написать десять предложений, используя структуру, которую вы только что выучили.
Я сделал это, когда выучил свой второй язык — португальский. В португальском языке много неправильных глаголов, и их было трудно запомнить. Итак, что я сделал, так это взял каждый глагол и записал его вверху страницы в своем блокноте, а затем я просто написал множество предложений, каждое из которых пытался использовать этот глагол по-разному снова и снова. Этот тип активной практики помог мне намного лучше запомнить формы неправильных глаголов, потому что я действительно использовал их.
Когда я проходил курс подготовки учителей английского языка, наши ученики часто делали это. У нас была так называемая «структурированная практика», когда мы просили наших учеников составить свои собственные предложения, используя грамматику из урока.
Позже у нас будет свободная разговорная практика. Когда студенты сознательно использовали грамматику в структурированной практике, тогда эти грамматические структуры или времена глаголов гораздо легче приходили им в голову во время спонтанной речи. Структурированная практика создает шаблон в вашем уме, так что грамматика становится естественной, когда вы говорите.
Подумайте о своем родном языке – на своем родном языке вам не нужно думать о правилах грамматики; вы просто их знаете. Это из-за всей той практики, которую вы имели за эти годы, не только слушая, как другие люди используют грамматику, но также применяя ее сами и получая исправления в детстве. У вас есть годы и годы этого опыта и практики на вашем родном языке, и поэтому вам не нужно думать о правилах грамматики.
То же самое возможно и для вас в английском языке — вам просто нужно сознательно и осознанно практиковаться, чтобы эти шаблоны вошли в ваш разум, и тогда они естественным образом проявятся и на английском языке!
Если вы сомневаетесь, что на английском это получится естественно, просто подумайте о фразах, которые вы уже очень хорошо знаете по-английски, например, «Меня зовут», а затем ваше имя. Вы, вероятно, говорили это тысячи раз, и вам не нужно думать о том, использовать ли «есть» или «есть», или «мой», или «мой» — это просто происходит само собой, потому что вы столько раз я это сказал.
Или когда кто-то говорит «спасибо», и вы автоматически говорите «добро пожаловать» — опять же, вам не нужно останавливаться и думать о том, в каком времени стоит глагол, или использовать ли приветствие, приветствие или приветствие; вы просто говорите «пожалуйста» — это стало автоматическим, потому что вы достаточно тренировались.
Со временем и практикой я обещаю, что даже эти более сложные структуры и правила грамматики станут для вас более естественными. Я знаю, потому что видел это у своих продвинутых учеников. Это тяжело, особенно когда вы находитесь на среднем или начальном уровне, кажется, что лучше никогда не станет, но продолжайте, потому что станет лучше.
Наконец, я хочу напомнить вам, что разговорный английский не всегда идеально следует правилам грамматики, особенно структуре предложений. Структура предложений в разговорном английском часто довольно подвижна; мы говорим набегающими предложениями (то есть предложениями, которые были бы слишком длинными, если бы мы их записывали) или фрагментами предложений, которые были бы слишком короткими в письменном английском языке. Мы начинаем предложения со слова «но» и заканчиваем их предлогом — это вещи, которые вы не должны делать в более официальном письменном английском языке, но опять же, устная речь более гибкая.
Многие студенты заставляют себя сделать свой разговорный английский грамматически совершенным, и это не обязательно должно быть совершенным. Цель разговорного английского — общаться, и вы можете успешно общаться, даже если он не идеален до мельчайших деталей.
Так что не позволяйте этой навязчивой идее сделать вашу грамматику идеальной, чтобы помешать вам говорить. Вы должны просто говорить – а если есть недоразумение, то постарайтесь его прояснить и попытаться узнать у собеседника, какая фраза правильная, но не позволяйте этому мешать вам говорить.
Я очень надеюсь, что вы продолжаете целенаправленно практиковать грамматику, как я уже говорил, и со временем она будет становиться более естественной. Если вы хотите получить помощь в выполнении этой преднамеренной практики и попросить учителя исправить ваши ошибки, посетите наш курс Advanced English Grammar Course , где у вас есть возможность выполнять письменные задания с обратной связью от учителя.
Спасибо за просмотр, и я надеюсь, что это видео было полезным!
Восемь частей речи — СОВЕТНЫЕ ЛИСТЫ
СОВЕТНЫЙ ЛИСТ
ВОСЕМЬ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
В английском языке восемь частей речи: существительное, местоимение, глагол, прилагательное, наречие, предлог, союз и междометие. Часть речи показывает, как слово функционирует в значении, а также грамматически в предложении. Отдельное слово может функционировать как несколько частей речи при использовании в различных обстоятельствах. Понимание частей речи необходимо для определения правильного определения слова при использовании словаря.
1. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
- Существительное — это имя человека, места, предмета или идеи.
человек… Колледж Бьютт… дом… счастье
Существительное — это слово, обозначающее человека, место, вещь или идею. Существительные часто употребляются с артиклем ( , , ), но не всегда. Имена собственные всегда начинаются с заглавной буквы; нарицательные нет. Существительные могут быть единственного или множественного числа, конкретными или абстрактными. Существительные показывают владение, добавляя по . Существительные могут играть разные роли в предложении; например, существительное может быть подлежащим, прямым дополнением, косвенным дополнением, подлежащим дополнением или дополнением предлога.
Молодая девушка принесла мне очень длинное письмо от учительницы , после чего быстро исчезла. О боже!
Дополнительную информацию см. в листе СОВЕТ «Существительные».
2. МЕСТОИМЕНИЕ
- Местоимение – это слово, которое используется вместо существительного.
Она… мы… они… это
Местоимение — это слово, используемое вместо существительного. Местоимение обычно заменяется конкретным существительным, которое называется его антецедентом. В приведенном выше предложении антецедентом местоимения она является девушка. Местоимения далее определяются по типу: личные местоимения относятся к конкретным людям или вещам; притяжательные местоимения указывают на принадлежность; возвратные местоимения используются, чтобы подчеркнуть другое существительное или местоимение; относительные местоимения вводят придаточное предложение; и указательные местоимения идентифицируют, указывают или относятся к существительным.
Молодая девушка принесла мне очень длинное письмо от учителя, а потом она быстро исчезла. О боже!
Дополнительную информацию см. в СОВЕТНОМ листе «Местоимения».
3. ГЛАГОЛ
- Глагол выражает действие или существо.
прыгать… это… писать… становиться
Глагол в предложении выражает действие или существо. Есть основной глагол и иногда один или несколько вспомогательных глаголов. (« She can sing». Sing – основной глагол; can – вспомогательный глагол.) Глагол должен согласовываться с подлежащим по числу (оба в единственном числе или во множественном числе). Глаголы также принимают разные формы для выражения время. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
- Прилагательное изменяет или описывает существительное или местоимение.
красивый… старый… синий… умный
Прилагательное — это слово, используемое для изменения или описания существительного или местоимения. Обычно он отвечает на вопрос, какой, какого рода или сколько. (Артикли [a, an, the] обычно классифицируются как прилагательные.)
Молодая девушка принесла мне очень длинное письмо от учителя, а затем быстро исчезла. О боже!
Дополнительную информацию см. в листе СОВЕТ «Прилагательные».
5. НАРЕЧИЕ
- Наречие изменяет или описывает глагол, прилагательное или другое наречие.
осторожно… чрезвычайно… осторожно… хорошо
Наречие описывает или изменяет глагол, прилагательное или другое наречие, но не существительное. Обычно он отвечает на вопросы, когда, где, как, почему, при каких условиях или в какой степени. Наречия часто заканчиваются на -ly.
Молодая девушка принесла мне очень длинное письмо от учителя, и потом она быстро исчезла. О боже!
Дополнительную информацию см. в СОВЕТНОМ листе «Наречия».
6. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- Предлог — это слово, которое ставится перед существительным или местоимением для образования фразы, изменяющей другое слово в предложении.
по… с…. о… до
(у дерева, с друзьями, о книге, до завтра)
Предлог — это слово, которое ставится перед существительным или местоимением для образования фразы, изменяющей другое слово в предложении. Следовательно, предлог всегда является частью предложной фразы. Предложная фраза почти всегда функционирует как прилагательное или как наречие. Следующий список включает в себя наиболее распространенные предлоги:
Молодая девушка принесла мне очень длинное письмо от учителя , а затем быстро исчезла. О боже!
Дополнительную информацию см. в листе СОВЕТ «Предлоги».
7. СОЮЗ
- Союз объединяет слова, фразы или предложения.
и… но… или… пока… потому что
Союз объединяет слова, словосочетания или предложения и указывает на связь между соединяемыми элементами. Сочинительные союзы соединяют грамматически равные элементы: и, но, или, ни, ибо, так, еще. Подчинительные союзы соединяют неравные предложения: потому что, хотя, в то время как, так как и т. д. Существуют и другие типы союзов.
Девушка принесла мне очень длинное письмо от учителя, и потом быстро исчезла.