Храм в старочеркасске: Starocherkassk Army Cathedral of Christ’s Resurrection |

Старочеркасский Воскресенский Войсковой собор

Главным храмом всей области Войска Донского до переноса столицы в Новочеркасск был Войсковой (Воскресенский) собор (1706—1719) — самая старая сохранившаяся церковь на Дону. 

Старочеркасский Войсковой собор Воскресения Христова является старейшим храмом не только в Ростовской области. Это самый древний храм на Юге России.

История его строительства связанная с именем Петра I. До 1652 года на Дону вообще не было церквей: в исторических актах первой половины XVII века упоминаются только часовни в Раздорах, Черкасске и Монастырском городке. И только в 1652 году в Черкасске была построена деревянная соборная церковь во имя Воскресения Христова, имеющая четыре придела: Благовещенский, Предтеченский, Алексеевский и Николая Чудотворца. В 1670 году собор сгорел. Казаки заново отстроили его, но грандиозный пожар 1687 года вновь уничтожил. 

С наступлением петровской эпохи на Дону велась активная политика подчинения казачества правительству. С этой целью Петр I начал масштабное церковное строительство. По его приказу в главном городе донских казаков заложили каменный Воскресенский собор. До сих пор не выяснена точная дата начала его возведения. Известно лишь, что через год
после пожара, в 1688 году но челобитью донских казаков из Москвы в Черкасск для строительства каменного собора были посланы деньги, церковная утварь, книги. 

Можно предположить, что в это время проект каменного собора уже существовал. В 1709 году, как отмечает настоятель Воскресенского собора Григорий Левицкий, Петр I, находясь в Черкасске, «собственными руками положил на алтарной стене несколько камней и залил их известкою». Цель постройки ясна. В планах Петра церковь являлась идеологическим проводником его политики на территории социально бурной — Донской земли.

 

В 1716 году строительные работы были закончены, однако освящен храм был только 2 февраля 1719 года. Отсрочка с освящением была вызвана тем, что в 1716 году при заключительных работах под центральным куполом сорвался вниз и разбился насмерть подмастерье С. Кондратьев, а смерть в неосвященном храме обычно истолковывалась как дурной знак. Пришлось посылать в Москву за повторной благословенной грамотой, а потом освящение оттягивалось из-за отсутствия штата священнослужителей. 

В плане храм представляет собой девятилепестковое здание на мощном подвале-подклете. Пять башен, составленный в виде креста — три по главной оси запад-восток и четырех малых башен, поставленных диагонально к центральному объему, его опоясывает двухъярусное крытое гульбище-галерея, представляет собой сложную вариацию русского деревянного зодчества, получившую распространение на юге России и Украины Простое оформление в виде полуколонн украшает и облегчает суровую мощь стен собора. Купола храма — луковичные. Они характерны для русской культовой архитектуры XVII века. Собор венчают девять покрытых сусальным золотом крестов различной формы и высоты (до 2м 80см). 

 

Судя по многим художественным деталям, храм возводили московские мастера, нередко использовавшие приемы так называемого «украинского барокко». К сожалению, фамилия главного архитектора до сих пор не установлена, но по предположению некоторых специалистов им мог быть Иосиф Дмитриевич Старов. 

Золоченый резной иконостас и хоры Воскресенского собора представляет выпуклые вертикальные колонки, покрытые орнаментной резьбой, созданной причудливым переплетением виноградных лоз, уходят ввысь, разграничивая иконы мастеров XVIII века. 

 

Иконостас собора пятиярусный, трехперьевой являет собой специфически русскую форму синтеза архитектуры и станковой живописи. Его высота равняется 19м, ширина — 23м. 
В нем в строгой иерархической последовательности расположено 149 икон, из них более сорока икон выполнена в мастерской московского иконописца Егоргия Иванова Грека (две работы Егоргия Грека как ценные реликвии хранятся в Русском музее Петербурга). 

Чистые краски живописи, мягкое мерцание позолоты, тихий огонек лампад и горящих свечей обладают необычайной силой эмоционального воздействия. Живопись собора раскрывает систему христианского мировоззрения. Она монументальна и декоративна. Трое царских дверей иконостаса были выполнены из чистого серебра, пожертвованного казаками. 

 

Пол собора был устлан чугунными плитами. Не меньшую ценность представляет живопись под хорами собора. Они выполнены в виде деревянного балкона с балюстрадой, опирающейся на сплошной вогнутый деревянный кронштейн, украшенный карнизами. Живопись хоров состоит из ряда композиций, расположенных на горизонтально стыкованных досках. Она является как бы иллюстрацией к некоторым сюжетам Библии, но выполнена в светской манере. Каждая композиция — а их всего тридцать пять — обрамлена живописным орнаментом красного и охристого цветов. Высота композиции вместе с карнизами — 135 сантиметров, общая протяженность — 55 метров. 

 

Аналогичных хоров с такой живописью в России больше нет. 

 

Как свидетельствуют сохранившиеся надписи, алтарь расписан бывшим послушником Киево-Печерской Лавры, а затем диаконом собора Филиппом Симановичем. Перед иконостасом на мощных цепях висят три бронзовых паникадила XVI11 века, выполненные в стиле барокко и покрытые серебром.

До 1917 года собор был богат драгоценностями. По данным соборного священника.Г. Левицкого, в середине XIX века здесь хранилось около 800 килограммов серебра, 8 килограммов золотых изделий, 226 алмазов, 96 бриллиантов. Часть этого богатства была вывезена за рубеж по приказу атамана А. П. Богаевского, остальное разграблено различными «реквизиционными» командами в 20-годы. Всё то, что увезли за границу эмигранты, сохранилось, а то, что изъяли советские органы — сгинуло безвозвратно. 

На трех плитах, положенных в XIX веке, имеются сведения о посещении собора в разное время Александром I, его братом великим князем Михаилом Павловичем и сыном Александра II великим князем Николаем. 

Перед западным входом в собор (имеются ещё южные и северные двери) накрепко вмурованная в толщину собора железная цепь, которой был прикован Степан Разин.

 

Как она сюда попала? Известный историк XIX века Николай Костомаров отметил, что после взятия Кагальницкого городка «Стенька был связан железным ужем». По прибытию в Черкасск Степана Разина заковали освященной цепью и содержали в церковном притворе, надеясь, что только святыня уничтожит его волшебство». В стену вделана мраморная плита с могилы его крестного отца — войскового атамана Корнилия Яковлева. 

Колокольня стоит в нескольких десятках метров от собора. Это типичная восьмигранная московская шатровая колокольня, поставленная на четверике. Такие колокольни обычно возводились во второй половине XVII века. Колокольня Воскресенского собора лишена той пропорциональности, которая свойственна церквям Москвы. Здесь шатровый верх крайне мал по сравнению с восьмиугольной башней и основанием колокольни. Архивных источников, подтверждающих хронологию строительства колокольни, пока не обнаружено. Но ряд монографий, посвященных истории Черкасска, позволяет определить время строительства колокольни 1725-1730 годами. 

 

Собор посажен на главной площади Черкасска — на майдане (предыдущие деревянные варианты собора возводились намного ближе к Дону). В объемно-пространственном решении майдана была осознан­но применена асимметричность планировки как одно из средств художественной выразительности — традиционный подход к решению главной площади, характерный для русского кремля XVI-XVII веков. Культовые сооружения — собор и колокольня — были расположены под углом к оси проема выездной башни Богоявленских ворот, что наилучшим образом выявляло объемность зданий и пластику фасадов. На майдане пред колокольней выставлены элементы крепостных ворот и пушек Азовской крепости — память о знаменитом «азовском сидении» донских казаков.

 

Старочеркасский Войсковой собор Воскресения Христова — это единственная в нашей области «холодная» церковь. В таких храмах служба проводилась только по великим праздникам, поэтому они не отапливались. Поддержание нужных температур осуществляется в «холодных» храмах сложной системой вентиляционных каналов в толстых стенах: летом они хранят прохладу, а зимой тепло. В настоящее время этот собор является действующим храмом. Его торжественное освящение после реставрации состоялось 16 апреля 1990 года

 

 

 

 

Воскресенский собор Старочеркасска | Дороги мира

Если дороги мира привели Вас на Дон, но Вы не видели станицу Старочеркасскую – можете считать, что не видели ничего.

Я просто обожаю это место. И точно знаю, что мою любовь к нему в одной статье выразить не смогу. Просто не хватит слов. Да и в станице столько всего интересного…

Воскресенский собор и колокольня в Старочеркасске

И уж простите меня – я знаю, что правильно называть этот населённый пункт станицей Старочеркасской, но как-то так исторически сложилось, что местные жители называют её Старочеркасском. Видимо, в память о том, что это была когда-то город. И не просто город, а столица Войска Донского. И я тоже называю её так — Старочеркасск. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!

Абсолютно невозможно рассказывать о нынешнем Старочеркасске без экскурса в далёкое прошлое. Наверное, прав был писатель Н. Ф. Погодин, который сказал: «История Старочеркасской – это история Дона. Очень многое и большое нужно описывать, чтобы припомнить старочеркасскую старину».

Воскресенский собор Старочеркасск

Когда-то город Старочеркасск был духовным и культурным центром Дона. И потому я начну свой рассказ о нём с центрального храма станицы.

Воскресенский собор – настоящая белоснежная жемчужина Старочеркасска. Это – самый первый каменный храм на Дону. Именно о нём я сегодня и расскажу, сопроводив свой рассказ фотографиями. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!

Воскресенский собор дышит стариной и историей. Он весь буквально пропитан духом прошлых времён. Девятиглавый храм в стиле барокко. Зелёные, без позолоты, купола. Белокаменные стены. Всё говорит о том, что этот храм – свидетель иных эпох.

Купола Воскресенского собора

К главному входу в храм ведёт высокая двухсходная лестница с широкой папертью. Туристы очень любят фотографироваться, опираясь на ограду паперти, глядя вниз на фотографов, как со своеобразного балкона.

Широкая двухсходная лестница храма

За первой дверью при входе в собор висит тяжёлая цепь, в которую был закован Степан Разин перед отправкой в Москву. Я пыталась поднять эту цепь и подержать в руках – очень тяжёлая. Не представляю, как человек мог передвигаться, будучи закованным в такое количество железа.

Табличка разинской цепи

С этой цепью связана история геройства и предательства. Но о судьбе Стеньки Разина и так писано немало…

Цепь Степана Разина

Собор опоясан галереей. Раньше там была выставка, посвящённая Воскресенскому собору – картины донских художников, рисовавших храм, старинные одежды священников, и ещё более старинные иконы.

Галерея Воскресенского храма. Фото 2004 года

Теперь здание храма снова вернули церкви, а выставку из него перенесли в Петропавловскую церковь. О ней я потом расскажу отдельно.

Выставки в галерее больше нет…

Чуть далее в галерее, опоясывающей собор, можно увидеть закладную плиту с надписью об окончании строительства собора 1719 года. А ещё там есть замурованная в стену небольшая плита, за которой был захоронен прах войскового атамана Корнилы Якова, крёстного отца Степана Разина. Того самого, что предал своего крестника и выдал его властям.

Интересна история возведения Воскресенского собора. Собираясь в 1637 году в поход на тогда ещё турецкий Азов, донские казаки дали обет в случае победы над турками возвести храм во имя Воскресения Христова. Однако после удачного захвата Азова, воины забыли своё обещание.

Закладная плита с текстом об окончании строительства собора. Камень 1719 год

Вспомнили они о данном обете только в 1649 году, когда по Дону распространилось страшное «моровое поветрие» (чума). Казаки восприняли это как Божью кару за неисполнение обета. И вновь поклялись воздвигнуть храм сразу по окончании азовского сидения, после чего, 27 декабря 1649 года, эпидемия чумы прекратилась.

Резной иконостас Воскресенского собора

Через год в Черкасске (Старочеркасском город стал называться позже, после того как появился Новочеркасск) был возведён первый деревянный храм. Спустя несколько лет он был уничтожен страшным пожаром, охватившим станицу. Та же участь постигла и второе здание храма. И только третий Воскресенский храм – каменный – стоит и поныне. Построен он в самом начале XVIII века. Его строительство длилось с 1706 по 1719 годы.

По преданию, Пётр I собственноручно вложил несколько камней в алтарь нового собора, а также прислал мастеров, два колокола, книги и церковную утварь для храма.

Внутреннее убранство храма очень красивое. Его главное украшение —  позолоченный иконостас, вырезанный из дерева. Все оклады 149 икон иконостаса – тоже искусно вырезаны из дерева.

Когда-то в иконостасе собора были серебряные врата, но в 1919 году по приказу войскового атамана Богаевского их вывезли за границу.

Очень внушительно выглядят паникадила храма – огромные люстры со множеством свечей. Их зажигают во время торжественных служб. И выглядит это очень торжественно.

Паникадило Воскресенского собора

Главное паникадило собора весит более полтонны. Оно было доставлено сюда из Азова в 1643 году.

Вдоль трёх стен храма на высоте четырёх метров тянутся хоры, на которых раньше пели певчие. Балконы хоров расписаны старинной живописью с изображением библейских сцен – изгнания Адама и Евы из рая и других. Сюжеты для росписи взяты из «библии Пескатора», изданной в Амстердаме в 1630 году. Роспись хоров уникальна. Ничего подобного нет ни в одном российском храме.

Изгнание Адама и Евы из Рая. 1751. Фрагмент живописи хоров Воскресенского собора

В пол собора вмонтированы чугунные плиты с надписями, рассказывающими о том, что на этом месте «усердно молились» русские императоры и великие князья. Я заметила, что туристы часто норовят встать на эти плиты и задумчиво долго там стоят. Ну что же, наверное, приятно почувствовать себя на месте императора.

Памятная императорская плита

До 1805 года Воскресенский собор был главным храмом Войска Донского, поэтому его до сих пор нередко называют Войсковым собором.

На мой взгляд – это один из красивейших донских храмов. Просто чудо, что, когда на Дону рушили все церкви, самый первый донской каменный храм устоял.

Ну, как вам уже захотелось приехать в Старочеркасск и увидеть эту красоту своими глазами?

А ведь это рассказ всего лишь об одном храме Старочеркасска… Надеюсь, дороги мира приведут Вас сюда и Вы увидите эти достопримечательности Дона.

Предлагаю посмотреть видео с дрона. Сверху этот старый храм выглядит ещё внушительнее. Не забудьте включить звук и переставить качество колёсиком на 1080 (лучше смотреть на моём Ютубе, раскрыв видео на весь экран)!

Приятного просмотра!

Ещё интересные статьи о Ростовской области:

Длинный каньон Каменского района

Красносулинский карьер летом

Голубое озеро Самарское

Лечебные грязи озера Пелёнкино

Карьерное озеро Эльдорадо под Каменском. Часть 1

Карьерное озеро Эльдорадо Каменск-Шахтинский. Часть 2

Лысогорка в Ростовской области, меловые горы над прудом

Парк Мега Ростов на трассе М4-Дон: домики хоббитов, водопады и пруды

Бугултайский водопад на реке Малый Несветай в Новошахтинске, Ростовская область

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без письменного разрешения автора и администрации сайта.

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2011. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях!
Это помогает сайту развиваться!

Свято-Донской Старочеркасский монастырь

Станица Черкесская возникла недалеко от Ростова еще в древности. По одной из версий, он был основан в 1569 году под названием «Город черкесов» казаками-черкесами Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Но русский историк Карамзин утверждает, что она появилась во времена отца Ивана Грозного:

«Между Азовским морем и Каспийским морем возникла новая воинственная республика, составленная из людей, говорящих на нашем языке, исповедующих нашу веру. . .; взяли город Ахас, назвали его, кажется, Черкасским, или Козачом (ибо оба имени означали одно)…».

Есть и другие версии образования села, но… Оставим это историкам.

Итак, страница появилась.

Среди казачьих родов в Старочеркасске (так село стало называться с 1805 г.) славился набожностью и героизмом род атамана Ефремова. Именно атаман Даниил Ефремов основал в Черкасске церковь во имя Донской иконы Божией Матери (как свой домовой храм).

В 1761 году храм был освящен.

В декабре 1831 года потомки рода Ефремовых обратились к правящему архиерею с просьбой образовать при храме женский монастырь во имя Донской иконы Божией Матери, пожертвовав почти все свои средства и землю на благо Донской епархии. «Имея полное право наследования, мы, во славу Божию и в память родственников нашего рода, прах которых покоится в этой церкви, дарим дом с этой церковью и со всеми службами в доме навеки для преобразование в женский монастырь.

В 1836 году был подписан указ Его Императорского Величества об учреждении в станице Старочеркасской Ефремовского женского монастыря с присвоением III степени степени.

Так бывшая домовая Ефремовская церковь Донской иконы Божией Матери стала монастырской.

Торжественное открытие Старочеркасского Ефремова женского монастыря состоялось 12 сентября 1837 года.

Монастырь был богат:

в иконостасе Донской церкви находилось 40 икон, многие из которых были в серебряных золоченых окладах, украшенных драгоценные камни. Люстра была изготовлена ​​из серебра и весила около 120 кг. Были в церкви и сокровища: в 1837 году в храме находилось 24 пуда серебра, 2,5 кг золота, 409бриллианты, более 1500 изумрудов и яшонов.

На колокольне Донской церкви было 8 колоколов, главный весил более 2,5 тонн.

В 1867 году при монастыре была открыта богадельня, в которой проживало до 50 пожилых женщин светского звания.

А в 1850 году при монастыре открылась школа для девочек.

Главным достижением монастыря было создание монашеской общины: к 1872 году в монастыре служило 22 человека. монахинь и 100 послушниц в рясах.

В те годы в монастыре проживало до 100 женщин и девушек, готовившихся к поступлению в монастырь.

Всего на территории монастыря проживало около 250 человек.

Говорят, что монахи-золотошвеи достигли такого мастерства, что им выпала честь вышить фату для царской семьи. Покров труда старочеркасских монахинь лег на кресло, в котором умер император Александр III.

В 1900 году храм был отреставрирован, украшен росписью и золотом.

К сожалению, с приходом к власти большевиков этот культовый объект, как и многие другие, был национализирован, собственность досталась строителям нового общества.

Большинство монахинь остались в здании монастыря, создали трудовую артель, тем самым спасли монастырь от разорения (кстати, настоятельница женской Троицкой иконы Божией Матери монастыря в г. Ростов-на-Дону пошел по тому же пути).

Однажды зимней ночью, когда стоял сильный мороз, к монастырю подъехало несколько телег. Монахинь подняли с постелей, а кто во что был одет, погрузили на телеги. Нас повезли в город Аксай. До Аксая не дошли — все умерли от холода…

В 1970 году монастырский двор снова был передан в пользование. создан Старочеркасский музей-заповедник.

В 1994 году по инициативе местного духовенства монастырь был восстановлен в надлежащем виде и в течение следующих трех лет постепенно восстанавливался, но уже как мужской.

В 1995 году казаки станицы Гниловской подарили монастырю большую Донскую икону Божией Матери. Сейчас она находится в притворе этого храма. В праздничные дни при ней вокруг монастыря проходят крестные ходы.

В 1997 году здесь стали совершаться богослужения, и с тех пор количество постоянных прихожан неуклонно растет.

На левом клиросе монастырской церкви находится икона покровителя земли Донской преподобного Димитрия Ростовского, в которую вложена ракия с частицей мощей святого.

В 1998 году один из духовных руководителей возрождения монастыря схиархимандрит Зосима (Сокур) подарил монастырю малый ковчег с 34 частицами святых. Здесь находятся частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного, великомученицы Татианы, великомученика Пантелеимона и многих других. Незадолго до своей кончины в 2002 году отец Зосима благословил монастырь еще одной великой реликвией: большой ракой, в которой более 90 частиц мощей преподобных Киево-Печерских отцов прилагается. У подножия креста в ковчеге находится камень с горы Голгофа. Малый ковчег находится в алтаре храма Донской иконы Божией Матери, а большой ковчег в киоте висит в притворе храма справа от входа.

Сейчас в храме Донской иконы Божией Матери братия монастыря совершает ежедневные службы в соответствии с полным уставом Православной Церкви. Устав Троице-Сергиевой Лавры был принят за основу богослужебной жизни Свято-Донского Старочеркасского монастыря.

Сегодня братия Свято-Донского Старочеркасского монастыря насчитывает 25 человек, не считая многочисленных паломников, приезжающих сюда, чтобы жить в монастыре и трудиться на благо духовенства. Монастырь имеет свой огород, пасеку, скотный двор, а с недавних пор и рыбное хозяйство. В распоряжении братии всегда свежие продукты, хлеб собственной выпечки, мед, варенье и другие блюда. По утрам здесь проходят литургии, а днем ​​поют в церковном хоре. Также в распорядок дня братии обязательно входят утренняя и вечерняя молитва, полунощница и работа по дому. Реставрация монастырских построек продолжается до сих пор, в ней принимают участие и паломники со строительными навыками.

Россия, Старочеркасск, первая столица донских казаков Стоковое фото ©SeregaYu 122669130

Россия, Старочеркасск, первая столица донских казаков Стоковое Фото ©SeregaYu 122669130

Изображения

ВидеоРедактированиеМузыка и звуковые эффекты

Инструменты

Предприятие

Цены

Все изображения

ВойтиРегистрация

Чтобы загрузить это изображение,

1 создать аккаунт? Войти

Я согласен с Соглашением о членстве Получать новости и специальные предложения

Россия, Старочеркасск, первая столица донского казачества. Филиал Воскресенского собора, построенный в 1706 году при участии царя Петра Великого.

— Фото автора SeregaYu

Похожие лицензионные изображения:

Та же серия:

Россия, Краснодарский край. Территория женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица», по-гречески — «Пантанасса» — первого монастыря на земле в честь этой иконы. Пятипрестольный Троицкий храм Иверского женского монастыря в Ростове-на-Дону. Вечернее солнце позолотило стены храма. С кануном Пасхи. Россия, Старочеркасск, первая столица донских казаков. Филиал Воскресенского собора, построенный в 1706 году при участии царя Петра Великого. Россия, Старочеркасск, первая столица донского казачества. Филиал Воскресенского собора, построенный в 1706 году при участии царя Петра Великого. Хутор Старозолотовский в Ростовской области является этнографическим музеем донских казаков под открытым небом и входит в состав всемирной ассоциации красивейших станиц. Пятипрестольный Троицкий храм Иверского монастыря в Ростове-на-Дону. Вечернее солнце позолотило стены храма. С Пасхой. Россия, Краснодарский край. Территория и колокольня женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица», по-гречески — «Пантанасса» — первый монастырь на земле в честь этой иконы. Россия, Ростов-на-Дону. Православная церковь Казанской иконы Божией Матери. Солнечные блики на позолоченных куполах на фоне ярко-голубого неба. Хутор Старозолотовский в Ростовской области является этнографическим музеем донских казаков под открытым небом и входит в мировую ассоциацию самых красивых деревень. Хутор Старозолотовский в Ростовская область является этнографическим музеем донского казачества под открытым небом и входит в мировую ассоциацию самых красивых деревень. Россия, Ростов-на-Дону. Православная церковь Казанской иконы Божией Матери. Солнечные блики на позолоченных куполах на фоне ярко-голубого неба. Пятипрестольный Троицкий храм Иверского женского монастыря в Ростове-на-Дону. Вечернее солнце позолотило стены храма. Счастливого пасхального вечера. Вид от входа в монастырь. Россия, Краснодарский край. Вид на женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица», по-гречески — «Пантанасса» — первый на Земле монастырь в честь этой иконы.

Информация об использовании

Вы можете использовать эту бесплатную фотографию «Россия, Старочеркасск, первая столица донских казаков» в личных и коммерческих целях согласно Стандартной или Расширенной лицензии. Стандартная лицензия распространяется на большинство вариантов использования, включая рекламу, дизайн пользовательского интерфейса и упаковку продуктов, и позволяет издавать до 500 000 печатных копий. Расширенная лицензия разрешает все варианты использования в рамках Стандартной лицензии с неограниченными правами печати и позволяет вам использовать загруженные стоковые изображения для продажи товаров, перепродажи продукта или бесплатного распространения.

Вы можете купить эту фотографию и скачать ее в высоком разрешении до 5684×3197. Дата загрузки: 7 сентября 2016 г.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *